Закон о праве участия в выборах. Законодательная база российской федерации

отменен/утратил силу Редакция от 26.10.1994

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 06.12.94 N 56-ФЗ "ОБ ОСНОВНЫХ ГАРАНТИЯХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Демократические свободные выборы в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления Российской Федерации являются высшим непосредственным выражением принадлежащей народу власти. Государство гарантирует свободные волеизъявление граждан на выборах путем защиты демократических принципов и норм избирательного права.

Настоящим Федеральным законом определяются основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации их конституционного права избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Глава I. Общие положения

Настоящим Федеральным законом устанавливаются основные гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации при выборах Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в иные федеральные государственные органы, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и избираемые непосредственно гражданами Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, при выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также при выборах в органы местного самоуправления, проводимых в соответствии с федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации о выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также о выборах в органы местного самоуправления не могут противоречить настоящему Федеральному закону.

Законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные гарантии избирательных прав граждан.

Избирательные права граждан Российской Федерации и их гарантии, установленные настоящим Федеральным законом, а также иными федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, не могут быть изменены иначе как путем принятия Федерального закона.

В настоящем Федеральном законе используются следующие термины:

выборы в Российской Федерации - выборы Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в иные федеральные государственные органы, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и избираемые непосредственно гражданами Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, выборы в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также выборы в выборные органы местного самоуправления; действия граждан Российской Федерации, избирательных объединений, избирательных комиссий и органов государственной власти по составлению списков избирателей, выдвижению и регистрации кандидатов, проведению предвыборной агитации, голосованию и подведению его итогов и другие избирательные действия в соответствии с федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

избирательные права граждан - конституционное право граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления;

гарантии избирательных прав граждан - правовые, организационные, информационные и иные средства обеспечения реализации избирательных прав граждан Российской Федерации;

активное избирательное право граждан - право граждан Российской Федерации избирать в органы государственной власти и выборные органы местного самоуправления;

пассивное избирательное право граждан - право граждан Российской Федерации быть избранными в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления;

избиратель - гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом;

избирательные комиссии - комиссии, организующие проведение выборов Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в иные федеральные государственные органы, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и избираемые непосредственно гражданами Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации в выборные органы местного самоуправления;

кандидат - кандидат на должность Президента Российской Федерации, кандидат в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, кандидат в депутаты органа государственной власти субъекта Российской Федерации, кандидат на должность главы исполнительного органа государственной власти (Президента) субъекта Российской Федерации или в выборный орган местного самоуправления, избираемые гражданами Российской Федерации;

избирательное объединение - общественное объединение, устав которого предусматривает участие в выборах посредством выдвижения кандидатов, которое создано и зарегистрировано в порядке, установленном федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, не позднее чем за шесть месяцев до объявления дня выборов;

избирательный блок - добровольное объединение двух или более общественных объединений, зарегистрированных в порядке, установленном федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, для совместного участия в выборах. Избирательный блок обладает правами избирательного объединения;

список кандидатов - единый список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением (избирательным блоком) по выборам в законодательный (представительный) орган государственной власти или выборный орган местного самоуправления;

предвыборная агитация - деятельность граждан Российской Федерации, общественных объединений по подготовке и распространению информации, имеющей целью побудить избирателей принять участие в голосовании за или против тех или иных кандидатов (списков кандидатов).

Гражданин Российской Федерации участвует в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Участие гражданина Российской Федерации в выборах является добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также на его свободное волеизъявление.

Гражданин Российской Федерации, проживающий за ее пределами, обладает всей полнотой избирательных прав. Дипломатические и консульские учреждения Российской Федерации обязаны оказывать содействие гражданину Российской Федерации в реализации избирательных прав, установленных настоящим Федеральным законом.

Гражданин Российской Федерации, достигший 18 лет, вправе избирать, а по достижении возраста, установленного Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, - быть избранным в органы государственной власти в выборные органы местного самоуправления.

Гражданин Российской Федерации может избирать и быть избранным независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, или граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда

Законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные условия приобретения гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права, связанные с достижением им определенного возраста или со сроком его проживания на определенной территории Российской Федерации (соответственно уровню проводимых выборов). Устанавливаемый минимальный возраст кандидата не может превышать 21 года при выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, 30 лет при выборах главы исполнительного органа государственной власти (Президента) субъекта Российской Федерации и 21 года при выборах главы местного самоуправления; сроки обязательного проживания на указанной территории не могут превышать одного года.

Ограничения, связанные со статусом депутата, в том числе с невозможностью находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, устанавливаются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Избиратели участвуют в выборах в Российской Федерации на равных основаниях.

Глава II. Гарантии избирательных прав граждан при составлении списков избирателей, образовании избирательных округов и избирательных участков

В списки избирателей включаются все граждане Российской Федерации, обладающие на день голосования активным избирательным правом.

Список избирателей составляется участковой избирательной комиссией отдельно по каждому избирательному участку на основании сведений, представляемых по установленной форме главой местной администрации. Уточнение списков зарегистрированных избирателей осуществляется главой местной администрации по состоянию на 1 января и 1 июля каждого года. Указанные сведения направляются в соответствующие избирательные комиссии сразу после назначения дня выборов.

Основанием для включения гражданина Российской Федерации в список избирателей на конкретном избирательном участке является его проживание на территории этого избирательного участка, определяемое в соответствии с федеральным законом, устанавливающим право граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территории Российской Федерации.

Гражданин Российской Федерации может быть включен в список избирателей только на одном избирательном участке.

Основания и порядок составления списков избирателей устанавливаются в соответствующих федеральных законах, законах и иных нормативных правовых актах законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Список избирателей представляется для всеобщего ознакомления не позднее чем за 30 дней до дня выборов.

Каждый гражданин Российской Федерации, обладающий избирательным правом, вправе заявить в участковую избирательную комиссию о невключении его в список избирателей, а также о любой ошибке или неточности в списке избирателей. В течение 24 часов участковая избирательная комиссия обязана проверить заявление и либо устранить ошибку, либо дать заявителю письменный ответ с изложением мотивов отклонения заявления. Решение участковой избирательной комиссии может быть обжаловано в вышестоящую избирательную комиссию (соответственно уровню проводимых выборов) или в суд, которые обязаны рассмотреть жалобу в трехдневный срок, а в день выборов - немедленно.

Вносить изменения в списки избирателей после начала подсчета голосов избирателей запрещается.

Для проведения выборов образуются избирательные округа на основании данных, предоставляемых исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления. Границы избирательных округов и число избирателей в каждом избирательном округе определяются соответствующей избирательной комиссией и утверждаются соответствующим представительным органом не позднее чем за 60 дней до дня выборов.

При проведении выборов в Российской Федерации избирательные округа должны образовываться при соблюдении следующих требований:

примерное равенство избирательных округов по числу избирателей с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей не более 10 процентов, а в труднодоступных и отдаленных местностях - не более 15 процентов; при образовании избирательных округов на территориях компактного проживания коренных малочисленных народов отклонение от средней нормы представительства в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации может превышать указанные пределы, но не более чем на 30 процентов. Данное требование не применяется при выборах в федеральные государственные органы в случае, если федеральными законами устанавливается обязательность образования не менее одного избирательного округа на территории каждого субъекта Российской Федерации;

избирательный округ составляет единую территорию: не допускается создание избирательного округа из не граничащих между собой территорий, за исключением случаев, установленных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

При соблюдении указанных требований образования избирательных округов учитывается административно-территориальное деление.

Избирательные участки образуются главой местной администрации по согласованию с соответствующими избирательными комиссиями с учетом местных и иных условий, в целях создания максимальных удобств для избирателей из расчета не более 3 000 избирателей на каждом участке и не позднее чем за 45 дней до дня выборов. Границы избирательных участков не должны пересекать границ избирательных округов.

В больницах, санаториях, домах отдыха и других местах временного пребывания избирателей, в труднодоступных и отдаленных районах, на судах, находящихся в день выборов в плавании, и на полярных станциях могут образовываться избирательные участки в тот же срок, а в исключительных случаях - не позднее чем за пять дней до дня выборов; такие избирательные участки входят в избирательные округа по месту их расположения или по месту приписки судна. Военнослужащие голосуют на общих избирательных участках. В воинских частях избирательные участки могут образовываться в случаях, установленных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации; при этом должен быть обеспечен доступ в помещение для голосования всем членам избирательной комиссии, наблюдателям, кандидатам и их доверенным лицам.

Списки избирательных участков с указанием их границ и адресов участковых избирательных комиссий должны быть опубликованы соответствующей избирательной комиссией в местной печати не позднее чем за 40 дней до дня выборов.

Глава III. Обеспечение избирательных прав граждан избирательными комиссиями

Избирательные комиссии в Российской Федерации обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав граждан.

Подготовку и проведение выборов в Российской Федерации осуществляют:

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации;

избирательные комиссии субъектов Российской Федерации;

окружные избирательные комиссии;

территориальные (районные, городские и другие) избирательные комиссии. В пределах одной административно-территориальной единицы с большим количеством избирателей создаются несколько территориальных избирательных комиссий;

участковые избирательные комиссии.

Полномочия и порядок деятельности Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и иных избирательных комиссий по выборам в федеральные органы государственной власти устанавливаются федеральными законами.

Полномочия и порядок деятельности избирательных комиссий по выборам в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и в выборные органы местного самоуправления устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

При подготовке и проведении выборов избирательные комиссии в пределах своей компетенции не зависимы от государственных органов и органов местного самоуправления.

Акты избирательных комиссий, принятые в пределах их компетенции, установленной федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, обязательны для исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, предприятий, учреждений, организаций и должностных лиц, а также нижестоящих (соответственно уровню проводимых выборов) избирательных комиссий.

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации являются юридическими лицами. Иные избирательные комиссии могут признаваться юридическими лицами в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, предприятия, учреждения, организации, средства массовой информации, а также их должностные лица обязаны оказывать избирательным комиссиям содействие в реализации их полномочий, в частности, предоставлять необходимые помещения, транспорт, средства связи, техническое оборудование, сведения и материалы, давать ответы на обращения избирательных комиссий в срок, установленный федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также предоставлять возможность для размещения печатной информации избирательных комиссий в порядке, установленном федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации действует на постоянной основе.

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации осуществляет руководство деятельностью избирательных комиссий по выборам Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в иные федеральные государственные органы, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и избираемые непосредственно гражданами Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, а также по проведению референдумов Российской Федерации.

Срок полномочий Центральной избирательной комиссии Российской Федерации четыре года.

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации состоит из 15 членов. Пять членов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации назначаются Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации из числа кандидатур, предлагаемых депутатскими объединениями в Государственной Думе. Пять членов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации назначаются Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации из числа кандидатур, предлагаемых законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Пять членов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации назначаются Президентом Российской Федерации. Члены комиссии должны иметь высшее юридическое образование либо ученую степень в области права. Члены Центральной избирательной комиссии Российской Федерации избирают из своего состава тайным голосованием Председателя, заместителя Председателя и секретаря. Члены Центральной избирательной комиссии Российской Федерации могут быть освобождены от занимаемой должности до истечения срока полномочий по решению органа, их назначившего, в случаях:

письменного заявления члена Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о сложении своих полномочий;

утраты членом Центральной избирательной комиссии Российской Федерации гражданства Российской Федерации;

вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении члена Центральной избирательной комиссии Российской Федерации;

признания члена Центральной избирательной комиссии Российской Федерации решением суда, вступившим в законную силу, недееспособным, ограниченно дееспособным или умершим;

смерти члена Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации совместно с избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации:

осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав граждан;

организует общегосударственную систему регистрации избирателей;

разрабатывает стандарты технологического оборудования, необходимого для работы избирательных комиссий, и осуществляет контроль за их соблюдением;

осуществляет меры по организации единообразной системы подведения итогов голосования и установления результатов выборов в Российской Федерации;

распределяет выделенные из федерального бюджета средства на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов, контролирует их целевое использование;

оказывает методическую, организационно-техническую помощь избирательным комиссиям.

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации вправе издавать инструкции по вопросам применения настоящего Федерального закона, обязательные для всех избирательных комиссий в Российской Федерации.

Порядок формирования избирательных комиссий по выборам в федеральные органы государственной власти, а также по выборам в органы государственной власти субъектов Российской Федерации определяется соответственно федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Формирование избирательных комиссий субъектов Российской Федерации осуществляется законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации на основе предложений общественных объединений, выборных органов местного самоуправления, собраний избирателей по месту работы, службы, учебы и жительства. При этом не менее половины членов избирательной комиссии назначается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Формирование избирательных комиссий по выборам в выборные органы местного самоуправления осуществляется на основе предложений общественных объединений, собраний избирателей по месту работы, службы, учебы и жительства в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и уставами (положениями) о местном самоуправлении.

В состав избирательных комиссий не могут входить кандидаты, их доверенные лица, супруги и близкие родственники кандидатов либо лица, находящиеся у них в непосредственном подчинении.

После регистрации кандидата избирательное объединение, выдвинувшее кандидата (список кандидатов), или сам кандидат вправе назначить в избирательную комиссию, зарегистрировавшую кандидата, и в нижестоящие избирательные комиссии по одному члену с правом совещательного голоса. Члены избирательной комиссии с правом совещательного голоса имеют право доступа ко всем материалам и документам соответствующей избирательной комиссии, должны оповещаться о всех заседаниях избирательной комиссии, имеют право выступать на ее заседаниях.

Полномочия членов избирательной комиссии с совещательным голосом в случаях, если кандидаты или избирательные объединения, их назначившие, были избраны, продолжаются до окончания регистрации кандидатов на следующих выборах в тот же орган или на ту же должность; полномочия остальных членов избирательной комиссии с совещательным голосом прекращаются через 30 дней после опубликования полных итогов выборов.

Деятельность избирательных комиссий осуществляется гласно и открыто.

На заседаниях соответствующей избирательной комиссии вправе присутствовать кандидаты и их доверенные лица, представители избирательных объединений и средств массовой информации.

Решения избирательных комиссий публикуются в печати и передаются в иные средства массовой информации в сроки, установленные соответствующими федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

В день голосования, с момента начала работы участковой избирательной комиссии и до подписания ее членами протокола об итогах голосования, на избирательных участках вправе присутствовать наблюдатели, направленные общественными и избирательными объединениями, кандидатами, а также иностранные (международные) наблюдатели. Иностранные (международные) наблюдатели осуществляют свою деятельность в соответствии с федеральными законами.

Деятельность избирательных комиссий осуществляется на основе коллегиальности.

Заседание избирательной комиссии является правомочным, если в нем приняло участие большинство от установленного числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса.

Решения избирательных комиссий о регистрации кандидатов (списков кандидатов), об отмене регистрации кандидатов, об итогах голосования или о результатах выборов, о признании выборов несостоявшимися или недействительными принимаются на заседаниях избирательных комиссий большинством голосов от установленного числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса. Решения избирательных комиссий по иным вопросам принимаются простым большинством голосов от числа присутствующих членов избирательной комиссии с правом решающего голоса.

Решения избирательной комиссии подписываются председателем и секретарем избирательной комиссии.

Члены избирательной комиссии, не согласные с решением, принятым комиссией, вправе в письменной форме высказать особое мнение, которое должно быть доведено председателем комиссии до сведения вышестоящей избирательной комиссии не позднее чем в трехдневных срок.

Решение избирательной комиссии, противоречащее федеральным законам, законам и иным нормативным правовым актам законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации либо принятое избирательной комиссией с превышением установленных полномочий, подлежит отмене вышестоящей избирательной комиссией (соответственно уровню проводимых выборов) или судом.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в суд. Решение суда по существу жалобы, заявления является окончательным.

Решения и действия (или бездействие) избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в вышестоящую избирательную комиссию (соответственно уровню проводимых выборов) или в суд. Предварительное обращение в вышестоящие избирательные комиссии не является обязательным условием для обращения в суд. Решения по жалобам, поступившим в ходе выборов, принимаются в пятидневный срок, а в день выборов - немедленно. В случае, если факты, содержащиеся в жалобах, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок. При этом вышестоящая избирательная комиссия вправе принять самостоятельное решение по существу жалобы.

Глава IV. Выдвижение и регистрация кандидатов

Право выдвижения кандидатов (списков кандидатов) принадлежит избирательным объединениям и непосредственно избирателям, в том числе по месту работы, службы, учебы и жительства.

Кандидатов (списки кандидатов) вправе выдвигать избирательные объединения.

Решения о выдвижении кандидатов (списков кандидатов) от избирательных объединений принимаются соответственно уровню проводимых выборов на съездах (конференциях) общефедеральных, региональных избирательных объединений, на собраниях местных отделений этих избирательных объединений.

Избирательные блоки подлежат регистрации в соответствующей избирательной комиссии после представления ими в комиссию совместного списка кандидатов.

Выдвижение кандидатов (списков кандидатов) от избирательного блока проводится на съезде (конференции) представителей общественных объединений, входящих в избирательный блок. Входящие в избирательный блок общественные объединения не могут на тех же выборах входить в иные избирательные блоки или выступать в качестве самостоятельных избирательных объединений.

Решения о выдвижении кандидатов (списка кандидатов) от избирательных объединений и избирательных блоков принимаются тайным голосованием.

В поддержку кандидатов (списков кандидатов), выдвинутых от избирательных объединений и избирательных блоков, собираются подписи избирателей в порядке и количестве, определяемых федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Максимальное количество подписей, необходимых для регистрации кандидатов (списков кандидатов), не может превышать два процента от числа избирателей, установленного при составлении списков избирателей в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Выдвижение кандидата непосредственно избирателями проводится путем сбора подписей под его заявлением о выдвижении кандидатом. Сбор подписей проводится по месту работы (в том числе в трудовых коллективах), службы, учебы и жительства. Администрация и трудовые коллективы предприятий всех форм собственности, учреждений и организаций обязаны оказывать содействие в создании равных условий для выдвижения кандидатов. Количество подписей и порядок их сбора устанавливаются федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Максимальное количество подписей, необходимых для регистрации кандидатов, не может превышать два процента от числа избирателей соответствующего избирательного округа.

Подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом, в том избирательном округе, где осуществляется выдвижение кандидатов. Период выдвижения кандидатов должен составлять не менее 45 дней при выборах Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в иные федеральные государственные органы, избрание в которые предусмотрено Конституцией Российской Федерации, и не менее 30 дней - при выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и в выборные органы местного самоуправления.

Инициатива сбора подписей под заявлением кандидата о его выдвижении может исходить от любого избирателя (избирателей). О своей инициативе он (они) уведомляет избирательную комиссию, в которой будет осуществляться регистрация данного кандидата.

Кандидаты (списки кандидатов) регистрируются соответствующей избирательной комиссией по представлению избирательных объединений и избирателей, выдвинувших кандидатов, при наличии заявлений кандидатов об их согласии баллотироваться по данному избирательному округу. В представленных документах указывается принадлежность кандидата к какому-либо избирательному объединению. В случае, если кандидат не принадлежит к какому-либо избирательному объединению, он участвует в выборах как независимый кандидат. Запись о принадлежности кандидата к какому-либо избирательному объединению или о его независимом статусе заносится в избирательный бюллетень. Одновременно в соответствующую избирательную комиссию представляется не менее установленного количества подписей избирателей в поддержку кандидата (списка кандидатов).

В случае, если в установленные сроки в избирательном округе не будет зарегистрирован ни один кандидат либо число зарегистрированных кандидатов окажется меньше установленного числа мандатов или равным ему, выборы в данном избирательном округе по решению соответствующей избирательной комиссии откладываются для дополнительного выдвижения кандидатов и осуществления последующих избирательных действий.

В случае отказа зарегистрировать кандидата (список кандидатов) соответствующая избирательная комиссия обязана незамедлительно выдать кандидату или его доверенному лицу либо уполномоченному представителю избирательного объединения копию решения комиссии с изложением мотивов отказа. Мотивом отказа может служить только невыполнение требований федеральных законов, законов и иных нормативных правовых актов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации о выборах в Российской Федерации.

Кандидат вправе в любое время до дня выборов снять свою кандидатуру.

Глава V. Статус кандидатов

Все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности.

После регистрации кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе, а также работающие в средствах массовой информации, на время их участия в выборах освобождаются от выполнения служебных обязанностей и не вправе использовать преимущества своего служебного положения.

Кандидаты после регистрации по их личным заявлениям освобождаются от работы, военной службы, военных сборов и учебы на время участия в выборах. В течение этого срока соответствующая избирательная комиссия за счет средств, выделенных на организацию подготовки и проведения выборов, выплачивает им денежную компенсацию. Виды, размеры и порядок выплаты компенсации устанавливаются федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Во время проведения выборов кандидаты не могут быть по инициативе администрации (работодателя) уволены с работы или без их согласия переведены на другую работу.

Время участия кандидата в выборах засчитывается в общий трудовой стаж по той специальности, по которой он работал до регистрации кандидатом.

Кандидат после регистрации не может быть привлечен без согласия прокурора (соответственно уровню выборов) к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке. При даче согласия прокурор обязан известить избирательную комиссию, осуществившую регистрацию кандидата.

Глава VI. Предвыборная агитация

Государство обеспечивает гражданам Российской Федерации, общественным объединениям свободное проведение предвыборной агитации в соответствии с федеральными законами.

Граждане Российской Федерации, общественные объединения вправе в допускаемых законом формах и законными методами вести агитацию за или против любого кандидата, избирательного объединения.

Кандидатам и избирательным объединениям гарантируются равные условия доступа к средствам массовой информации.

Предвыборная агитация может осуществляться через средства массовой информации, путем проведения предвыборных мероприятий, в том числе собраний и встреч с избирателями, публичных предвыборных дебатов и дискуссий, митингов, демонстраций, шествий, выпуска и распространения агитационных печатных материалов. Кандидат, избирательное объединение имеют право самостоятельно определять форму и характер предвыборной агитации через средства массовой информации. В предвыборной агитации не могут участвовать члены избирательных комиссий, государственные органы, органы местного самоуправления, должностные лица государственных органов и органов местного самоуправления.

Должностные лица государственных органов и органов местного самоуправления, являющиеся кандидатами, могут участвовать в проведении предвыборной агитации на равных основаниях с другими кандидатами.

Журналистам, должностным лицам средств массовой информации, должностным лицам и творческим работникам государственных телерадиокомпаний запрещается участвовать в освещении избирательной кампании через средства массовой информации, если указанные лица являются кандидатами либо доверенными лицами кандидатов.

Кандидат, избирательное объединение имеют право на бесплатное предоставление им эфирного времени по каналам государственных и муниципальных телерадиокомпаний, осуществляющих телевизионное и радиовещание на территории соответствующего избирательного округа, на равных основаниях.

Кандидат, избирательное объединение имеют право на основании заключенного с государственной телерадиокомпанией договора получить за плату эфирное время сверх эфирного времени, предоставляемого бесплатно. Условия оплаты по отношению к кандидатам и избирательным объединениям должны быть равными.

Инструкции о порядке предоставления эфирного времени кандидатам, избирательным объединениям по каналам государственных телерадиокомпаний издаются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации с участием государственных органов, обеспечивающих соблюдение конституционных прав и свобод в сфере массовой информации.

Средства массовой информации, учредителями (соучредителями) которых являются государственные или муниципальные органы, организации, учреждения либо которые финансируются полностью или частично за счет средств, выделяемых из соответствующего бюджета (федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета), или средств органов местного самоуправления, обязаны обеспечить равные возможности для изложения предвыборных программ кандидатов, избирательных объединений, придерживающихся различных политических взглядов.

Все агитационные печатные материалы должны содержать информацию об организациях и лицах, ответственных за их выпуск. Распространение анонимных агитационных материалов запрещается.

Должностные лица государственных органов и органов местного самоуправления обязаны предоставлять избирательным комиссиям в их пользование помещения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для встреч кандидатов и их доверенных лиц с избирателями. Избирательные комиссии обязаны обеспечить равные возможности для всех кандидатов при проведении предвыборной агитации.

При проведении предвыборной агитации не допускаются злоупотребление свободой массовой информации, агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, призывы к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности государства, пропаганда войны.

В случае совершения указанных нарушений избирательные комиссии вправе обратиться в суд с предложением об отмене решения о регистрации кандидата (списков кандидатов). Указанное предложение рассматривается судом в трехдневный срок.

Избирательные комиссии контролируют соблюдение установленного порядка проведения предвыборной агитации.

Предвыборная агитация начинается со дня регистрации кандидатов и прекращается за один день до дня выборов.

Печатные агитационные материалы, ранее вывешенные вне зданий и помещений избирательных комиссий, могут сохраняться на прежних местах.

В течение трех дней до дня выборов, включая день голосования, опубликование результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов и иных исследований, связанных с выборами, не допускается.

Глава VII. Финансирование выборов

Расходы избирательных комиссий по подготовке и проведению выборов в Российской Федерации соответствующего уровня производятся за счет средств, выделяемых из соответствующего бюджета (федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета).

Расходы Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, связанные с осуществлением ее полномочий, предусматриваются отдельной строкой в федеральном бюджете. Отчет Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о расходовании средств представляется палатам Федерального Собрания Российской Федерации.

Кандидаты создают собственные избирательные фонды для финансирования предвыборной агитации. При выборах в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления избирательные объединения также могут создавать избирательные фонды.

Избирательные фонды могут создаваться за счет следующих средств:

средств, выделенных избирательному объединению или кандидату в равных размерах на предвыборную агитацию соответствующей избирательной комиссией;

собственных средств избирательного объединения или кандидата, за исключением случаев, когда указанные средства имеют иностранные источники;

средств, выделенных кандидату выдвинувшим его избирательным объединением;

добровольных пожертвований физических и юридических лиц.

В целях предвыборной агитации допускается использование только денежных средств, перечисленных в избирательные фонды.

Не допускаются добровольные пожертвования со стороны иностранных государств, организаций и граждан, российских юридических лиц с иностранным участием, если доля иностранного капитала превышает 30 процентов, международных организаций, а также государственных организаций и учреждений, органов местного самоуправления и религиозных объединений.

Порядок налогообложения добровольных пожертвований, поступивших в избирательные фонды, устанавливается федеральным законом.

Федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливаются предельные размеры перечисляемых в избирательные фонды собственных средств кандидата или избирательного объединения, а также средств, выделенных кандидату выдвинувшим его избирательным объединением, и добровольных пожертвований физических и юридических лиц.

Соответствующая избирательная комиссия до дня выборов обязана периодически публиковать сведения о размерах и источниках создания избирательных фондов на основании сведений, представляемых кандидатом или избирательным объединением. Кандидат, избирательное объединение не позднее чем через 30 дней по окончании выборов обязаны представить в соответствующую избирательную комиссию отчет о размерах и всех источниках создания своих избирательных фондов, а также о всех произведенных затратах, а избирательная комиссия обязана опубликовать этот отчет не позднее чем через 45 дней после его представления в избирательную комиссию.

Все денежные средства, создающие избирательный фонд, перечисляются на специальный счет в банке или кредитном учреждении, который открывается кандидатом или избирательным объединением с разрешения соответствующей избирательной комиссии после регистрации кандидата (списка кандидатов). Порядок открытия и ведения указанных счетов, учета и отчетности по средствам избирательных фондов устанавливается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

Право распоряжения средствами избирательных фондов принадлежит создавшим их кандидатам или избирательным объединениям.

Остатки денежных средств на счетах кандидатов и избирательных объединений после завершения выборов перечисляются пропорционально вложенным средствам на текущие (расчетные) счета организаций и лиц, осуществивших перечисления и пожертвования.

возможность проголосовать досрочно, путем заполнения избирательного бюллетеня в помещении окружной или участковой избирательной комиссии. Избирательная комиссия обязана при этом обеспечить тайну голосования, исключить возможность искажения волеизъявления избирателя, обеспечить сохранность избирательного бюллетеня и учет голоса избирателя при установлении итогов голосования.

Голосование производится путем нанесения избирателем в избирательном бюллетене какого-либо знака в квадрате (квадратах), относящемся к кандидату (кандидатам) или списку кандидатов, в пользу которых сделан выбор, либо к позиции "против всех кандидатов (списков кандидатов)".

Каждый избиратель голосует лично, голосование за других лиц не допускается. Избирательные бюллетени выдаются избирателям, включенным в список избирателей, по предъявлению паспорта или иного документа, удостоверяющего их личность. Участковая избирательная комиссия обязана обеспечить всем избирателям возможность участвовать в голосовании, в том числе лицам, которые по состоянию здоровья либо по другим уважительным причинам не могут прибыть в помещение для голосования. В этих целях у участковой избирательной комиссии должно быть необходимое количество переносных избирательных ящиков, которое определяется решением окружной избирательной комиссии. Заявление о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования должно быть подтверждено избирателем в письменной форме по прибытии к нему членов участковой избирательной комиссии. Члены участковой избирательной комиссии, выезжающие по заявлениям, получают под роспись избирательные бюллетени в количестве, соответствующем числу заявлений. Количество заявлений избирателей, использованных и возвращенных избирательных бюллетеней отмечается недействительными избирательные бюллетени, по которым невозможно установить волеизъявление избирателей, а также избирательные бюллетени неустановленной формы. Члены участковой избирательной комиссии подсчитывают и заносят в протоколы об итогах голосования следующие данные:

число зарегистрированных избирателей и число избирателей, дополнительно внесенных в список;

число избирательных бюллетеней, полученных участковой избирательной комиссией;

число избирательных бюллетеней, выданных избирателям на избирательном участке в день голосования;

число погашенных избирательных бюллетеней;

число избирательных бюллетеней, поданных избирателями, проголосовавшими досрочно;

число избирательных бюллетеней, поданных избирателями, проголосовавшими на дому;

число избирательных бюллетеней, содержащихся в избирательных ящиках;

голоса немедленно направляется в вышестоящую избирательную комиссию.

На основании подлинных протоколов участковых, территориальных (районных, городских и других) избирательных комиссий путем сложения содержащихся в них данных окружная избирательная комиссия в соответствии с федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливает результаты выборов по избирательному округу. Члены окружной избирательной комиссии с правом решающего голоса устанавливают результаты выборов лично. О результатах выборов по избирательному округу составляется протокол, который подписывается всеми присутствующими членами окружной избирательной комиссии с правом решающего голоса.

Окружная избирательная комиссия признает выборы недействительными, если допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей.

По требованию любого члена окружной избирательной комиссии или наблюдателя окружная избирательная комиссия предоставляет им возможность ознакомиться с протоколом о результатах выборов и снять с него копию в помещении окружной избирательной комиссии. Копия протокола заверяется окружной избирательной комиссией.

Установление итогов голосования и результатов выборов в избирательных комиссиях всех уровней осуществляется в присутствии наблюдателей, представляющих кандидатов и избирательные объединения, а также иностранных (международных) наблюдателей.

При подписании протокола о результатах выборов члены окружной избирательной комиссии, не согласные с содержанием протокола, вправе составить особое мнение, прилагаемое к протоколу, о чем в протоколе делается соответствующая запись.

Вся документация избирательных комиссий всех уровней, включая избирательные бюллетени, подлежит хранению в течение сроков, установленных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации. При этом устанавливаемые сроки хранения избирательных бюллетеней не могут быть менее одного года, а протоколов избирательных комиссий - менее одного года со дня объявления даты следующих выборов.

Итоги голосования по каждому избирательному участку, результаты выборов по избирательному округу в объеме данных, содержащихся в протоколе соответствующей избирательной комиссии и непосредственно нижестоящих избирательных комиссий, должны предоставляться для ознакомления любому избирателю, кандидату, наблюдателю и представителю средств массовой информации.

Окружные избирательные комиссии, проводившие регистрацию кандидатов (списков кандидатов), направляют общие данные о результатах выборов по избирательному округу в средства массовой информации в течение трех дней после окончания выборов.

Избирательные комиссии всех уровней, кроме участковых, публикуют полные данные, содержащиеся в протоколах избирательной комиссии соответствующего уровня о результатах выборов и протоколах непосредственно нижестоящих избирательных комиссий об итогах голосования, на основании которых подводились результаты выборов в соответствующих избирательных комиссиях. Публикация должна быть осуществлена в течение месяца после окончания выборов.

Глава IX. Ответственность за нарушение избирательных прав граждан Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

На сайте «Zakonbase» вы найдете ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 06.12.94 N 56-ФЗ "ОБ ОСНОВНЫХ ГАРАНТИЯХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" в свежей и полной версии, в которой внесены все изменения и поправки. Это гарантирует актуальность и достоверность информации.

При этом скачать ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 06.12.94 N 56-ФЗ "ОБ ОСНОВНЫХ ГАРАНТИЯХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" можно совершенно бесплатно, как полностью, так и отдельными главами.

Важнейшими показателями демократизма любой избирательной системы является наличие реальных гарантий реализации избирательных прав граждан РФ и использования в избирательной практике всех принципов избирательного права.

Под гарантиями понимаются условия и средства, обеспечивающие реальное воплощение в жизнь принципов избирательного права.
Система гарантий состоит из политических, организационных, материальных и правовых средств, обеспечивающих свободу выборов. Все гарантии находятся во взаимозависимости, дополняют друг друга и действуют как единый механизм.

Правовое обеспечение гарантий составляют: Конституция РФ, ФЗ от 12 июня 2002 г. "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (с изм. и доп.); ФЗ от 26 ноября 1996 г. "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" (с изм. и доп.); ФЗ от 6 декабря 1999 г. "Об административной ответственности юридических лиц за нарушение законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах".

Рассмотрим виды гарантий.
Политические – это идеологическое многообразие, равенство общественных объединений перед законом, равноправие избирателей на выборах, свобода предвыборной агитации, участие наблюдателей и контроль за ходом выборов; организационные, к ним можно отнести запрет на членство в избирательных комиссиях кандидатов в депутаты и находящихся в зависимости от него лиц, несовместимость депутатского мандата с занятием определенных должностей, содействие избирательным комиссиям со стороны государственных органов при подготовке и проведении выборов; материальные , имеют немаловажное значение, расходы по проведению выборов в РФ производятся за счет бюджета соответствующего уровню выборов (федерального, бюджета субъекта РФ, местного); правовые, которые позволяют обеспечить свободу выбора юридическими средствами. Это право граждан на обжалование ошибок в списках избирателей, неприкосновенность кандидатов в депутаты, признание выборов недействительными при обнаружении нарушений законов, установление административной и уголовной ответственности за нарушение избирательных прав граждан, право кандидатов в депутаты обжаловать в суд результаты выборов. Все эти гарантии избирательных прав граждан должны обеспечить проведение подлинно демократических выборов.

Конституция возложила на органы российского государства важные обязанности по охране и защите избирательных прав граждан. Их деятельность в этой сфере обеспечивает организационно-правовые гарантии избирательных прав граждан. Само закрепление избирательных прав в законе, при всем его значении, еще не может служить достаточным основанием для беспрепятственной и свободной реализации избирательных прав граждан. Во многом реализация избирательных прав зависит от работы государственных органов, и, прежде всего судебных органов, для которых функция охраны и защиты прав, в том числе избирательных, выделена в качестве первоочередной.

В современных условиях особенно большое значение имеет закрепление в Конституции Российской Федерации гарантий на судебную защиту прав каждого гражданина (ст.46). И это действительно так, поскольку любые права могут считаться гарантированными лишь тогда, когда при их нарушении гражданин вправе обратиться с жалобой в суд и получить защиту.
При этом судебный порядок рассмотрения жалоб граждан на нарушения их избирательных прав имеет весьма существенные преимущества перед административным порядком, производимым избирательными комиссиями. Прежде всего, он осуществляется органом, не зависимым от кого бы то ни было и подчиняющимся только закону. Вместе с тем, он обеспечивает беспристрастное рассмотрение дела, ибо суд, в отличие от других органов, разрешающих жалобы граждан на нарушение избирательных прав, совершенно не заинтересован в том или ином результате их рассмотрения. Наконец, особый процессуальный порядок рассмотрения судебных дел предоставляет сторонам необходимые права и гарантирует их реализацию в ходе процесса.
В Конституцию Российской Федерации включена специальная норма (ч.2 ст.46) о возможности обжалования в суд решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, нарушающих избирательные права граждан.
Правовые основы порядка обжалования таких неправомерных действий установлены законом РФ от 27 апреля 1993 года "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан", благодаря чему закрепленные в Конституции и соответствующих законах избирательные права приобрели подлинно юридическое содержание и стали предметом судебной защиты.
В них могут быть обжалованы решения и действия (или бездействия) избирательных комиссий, их должностных лиц, государственных и общественных органов, органов местного самоуправления, нарушающие избирательные права граждан.
правоотношений.
Защита судом основных избирательных прав граждан в связи с их нарушением законом - одно из важнейших направлений его деятельности. Самостоятельная и независимая судебная власть должна обеспечивать непосредственное действие Конституции во всех сферах законодательной и правоприменительной деятельности и гарантировать судебную защиту избирательных прав граждан.

Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию

1.Дать понятие избирательного процесса.

2.Каковы стадии избирательного процесса?

3 Каковы избирательные системы в РФ?

4.Дать понятие референдума в РФ.

5. Каковы виды, стадии референдума в РФ?

6.Каковы гарантии об информировании граждан по итогам референдума и свободных выборов?

7.Каковы гарантии прав граждан на на­значение выборов и референдума?

Выполните тест (в задании один правильный ответ):

1. Система гарантий избирательного права состоит:

а) из политических, организационных, материальных и правовых средств;

б) из организационных средств;

в) из материальных средств.

2. Важнейшими показателями демократизма любой избирательной системы является:

а) право избирать;

б)наличие реальных гарантий реализации избирательных прав граждан РФ;

в) право быть избранными.

3.Политические гарантии избирательного права:

а)запрет на членство в избирательных комиссиях кандидатов в депутаты;

б) право граждан на обжалование ошибок в списках избирателей;

в)это идеологическое многообразие, равенство общественных объединений перед законом.

4. Правовые гарантии избирательного права:

а) расходы по проведению выборов в РФ производятся за счет бюджета;

б)право граждан на обжалование ошибок в списках избирателей;

в) равноправие избирателей на выборах.

5.Обеспечивает непосредственное действие Конституции во всех сферах законодательной и правоприменительной деятельности:

а) судебная власть;

б)законодательная власть;

в) исполнительная власть.

6. Основанием для регистрации избирателей является:

а) факт постоянного проживания гражданина РФ на соответствующей территории страны;

б) основанием для регистрации избирателей является паспорт РФ;

в) постоянное или преимущественное проживание гражданина РФ на соответствующей территории.

7. Иностранные граждане достигшие 18 лет в список избирателей:

а) не заносятся;

б) заносятся только в случае постоянного проживания на территории субъекта;

в) заносятся только в случае постоянного и преимущественного проживания на территории субъекта.

8. Может ли гражданин быть включен в списке на нескольких избирательных участках:

а) да, если фактически проживает на одной территории, и зарегистрирован по другой

б) не может;

в) только в случае, если это иностранный гражданин.

9. Избирательные участки образуются:

10. Избирательные участки образуются:

Задания для практического занятия:

Задание 1. Проработать Конституцию РФ, выбрать положения статей, гарантирующих избирательное право гражданам РФ и их защиту.

Задание 2. Проработать Кодекс об административных правонарушениях РФ, определить административные правонарушения, посягающие на активное и пассивное избирательное право граждан РФ. Определить меры административной ответственности.

Задание 3. Проработать Уголовный кодекс РФ, определить уголовную ответственность за преступления против активного и пассивного избирательного права граждан РФ.
Сделайте вывод по работе.

Власть в государстве принадлежит народу. Именно эту фразу произносят очень часто при проведении выборов. При этом каждый гражданин обязан знать свои права и обязанности в избирательной сфере. В этом случае руководствуются законами, которые регламентирует основной закон страны – Конституция РФ.

Какие положения содержатся в конституции РФ относительно гарантий избирательных прав

Гарантии прямого народовластия прописаны в Конституции РФ. Для того чтобы власть выполняла свои непосредственные обязанности, необходимо предоставить гарантии их осуществления. В научной терминологии можно встретить два понятия гарантий –общественно-политические и специальные. В первую группу стоит отнести социально-политический строй и роль главы государства РФ. Эти пункты оговорена в части 2 статьи 80 Конституции РФ относительно реализации народовластия.

Какие существуют и какими нормами регламентируются, подробно указано в данной статье.

На видео-фз 67 об основных гарантиях избирательных прав:

Все объясняется очень просто – общественно-политические гарантии народовластия самостоятельно не в состоянии гарантировать действенное выполнение воли народа, поэтому нуждаются в специальных гарантиях. Специальные гарантии – это возможность дополнить объективные гарантии. Благодаря им удается расшить границы влияния объективных гарантий. Происхождение, характер и общественная значимость специальных гарантий характеризуется объективными гарантиями. Но вот только специальные оказывают непосредственное влияние.

Что собой представляет , подробно рассказывается в данной статье. Ведь изучение данного вопроса тесно связано и на прямую зависит с изучением гарантий избирательного права.

Специальные обязательства власти народа – это правое средства, благодаря которым удается обеспечить реальное присутствие прямого господства народа в России. Право выступает в качестве гаранта фактического выполнения данной власти. В роли правовых средств можно отметить юридические нормы, которые позволяют связать фактические институты господства народа.

Если речь идет про обязательства народовластия, то стоит принимать во внимание тот факт, что именно господство народа – это гарантия представительного народовластия.

В настоящее время имеет место только контроль и надзор, осуществляемый Конституцией и компетентными органами государственной власти. Конституционный надзор – это отдельная форма правовой охраны Основного закона государства.

В большинстве случаев конституционный надзор необходим для предварительного анализа, и носит консультативный характер. В системе правовой охраны Конституции огромная роль отведена предоставлению постоянного развития социума, цивилизованному разрешению конфликтных ситуаций, защиту главных прав и населения.

Основное

В роли главного законопроекта, отмеченного в законе про основные обязательства избирательных прав и прав населения РФ, выступает законодательный акт, предполагающий принятия участия в референдуме. Именно он и регламентирует все разновидности выборов в РФ. В законную силу закон вступил 30 сентября 1997 года. Представленный законопроект стал подходящей заменой предыдущему закону, который оказывал свою действующую силу в 1995 по 1997 года.

Доступные свободные и повторяющиеся выборы в органы государственной власти, самоуправления на местах, а еще референдум – это высшая степень волеизъявления народной власти. В свое время, государство – это гарант свободного выражения воли граждан на выборах и референдуме, защита все принципов демократии и норм избирательного права.

К основным положениям данного закона стоит отнести:

  1. Гражданин РФ принимает участие в выборах , основываясь на всеобщее демократическое избирательное право. Избирательный процесс происходит тайно.
  2. Гражданин РФ может принимать участие и изъявлять свою волю на референдуме при тайном голосовании.
  3. Граждане РФ, пойдя на выборы и референдум, должны быть уверенны, что эти мероприятия являются свободными и добровольными . Никто не имеет права воздействовать на них или в принудительной форме заставить участвовать в выборах, препятствуя свободному изъявлению воли.
  4. Граждане РФ, которые проживают не в своей стране, могут поучаствовать в выборах и референдуме . Для этого Федерации должны содействовать гражданину РФ, который хочет высказать свою волю по поводу проходящих выборов.
  5. Для организации выбора и референдума формируют комиссии . В работу этих комиссий никакие законодательные, исполнительные органы государственной власти, а также сами граждане вмешиваться не имеют право. В обязанности созданных комиссий входит: организация выборов и референдума, подсчет голосов, определение результатов выборов.

Каждый житель своей страны имеет право на то, чтобы во время выборов выразить свою волю. Выборы должны быть свободными и носят демократический характер. Только при соблюдении всех вышеизложенных норм можно считать, что выборы или референдум были проведены честно и правильно.

Научно-практический комментарий к Федеральному закону
"Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"

Предисловие

Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" разработан с учетом опыта избирательных кампаний и практики проведения референдумов в Российской Федерации (в период 1999-2002 гг.), новейшего законодательства о политических партиях, судебной практики по разрешению избирательных споров, правовых позиций Конституционного Суда РФ и соответствует общепризнанным принципам и нормам международного права, международным обязательствам Российской Федерации по проведению свободных демократических выборов, обеспечению и защите избирательных прав и свобод человека и гражданина, иных участников избирательного процесса. Динамичность и комплексность развития законодательства о выборах, референдуме и организации избирательного процесса проявляется и в том, что в комментируемый Федеральный закон уже внесены изменения с момента вступления его в силу. Так, Федеральным законом от 27 сентября 2002 г. N 119-ФЗ "О внесении изменения в статью 11 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" уточнено положение об уровне референдума и порядке применения изменений и дополнений нормативных актов о выборах и референдумах, принятых в ходе избирательной кампании и кампании референдума. Были внесены изменения и 24 декабря 2002 г. Настоящий комментарий к Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" подготовлен специалистами в области избирательного права и законодательства о референдуме, часть из которых являются разработчиками всех предыдущих редакций федерального избирательного законодательства о гарантиях реализации конституционного права граждан РФ избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также права на участие в референдуме, а именно: Федерального закона от 6 декабря 1994 г. "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации" и авторами комментария к нему (1995 г.), Федерального закона от 19 сентября 1997 г. "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и авторами комментария к нему (1999 г.), а также разработчиками комментируемого Федерального закона. При подготовке комментария максимально учтены общепризнанные принципы и нормы международного права в области организации и проведения выборов и референдума, международные договоры Российской Федерации. Учтено также законодательство о проведении федеральных, региональных и муниципальных выборов, референдумов и практика его применения, новейшее законодательство о политических партиях и общественных объединениях, демократические избирательные технологии и институты, перспективы развития избирательного права и избирательного процесса, законодательство о референдуме в Российской Федерации. В процессе подготовки настоящего комментария учитывался опыт реализации одобренной Указом Президента РФ от 28 февраля 1995 г. N 228 Федеральной целевой программы повышения правовой культуры избирателей и организаторов выборов в Российской Федерации (на 1995-1999 гг.), а также реализации Комплекса мер по повышению правовой культуры избирателей и организаторов выборов на 2000-2005 гг., утвержденного ЦИК России. Комментируемый Федеральный закон содержит ряд принципиальных законодательных новаций, которые пронизывают основные элементы организации современного демократического избирательного процесса в Российской Федерации. Целый ряд новелл комментируемого Федерального закона касается повышения роли политических партий в избирательном процессе. Так, при проведении федеральных и региональных выборов избирательными объединениями признаются только политические партии и их региональные отделения, а на выборах в органы местного самоуправления - и иные общественные объединения, созданные и зарегистрированные в форме общественной организации или общественного движения. При этом в течение двух лет со дня вступления в силу Федерального закона "О политических партиях" (т.е. до 14 июля 2003 г.) избирательными объединениями наряду с политическими партиями признаются также общероссийские политические общественные объединения, созданные и зарегистрированные в соответствии с Федеральным законом "Об общественных объединениях". Изменилось законодательное наполнение содержания понятия "избирательный блок": это не только предвыборный союз двух или трех избирательных объединений, но и союз одной или двух политических партий, являющихся избирательными объединениями, с соответственно не двумя или одним общероссийским общественным объединением (организацией, движением), устав которого предусматривает участие в выборах (таким образом, в избирательный блок вправе вступать не более трех избирательных объединений и общероссийских общественных объединений). Стимулируется участие политических партий в выборах различного уровня. Так, регистрация кандидатов, списков кандидатов, выдвинутых политическими партиями, избирательными блоками, осуществляется без сбора подписей избирателей и внесения избирательного залога при условии, что по результатам ближайших предыдущих выборов депутатов Государственной Думы РФ (14 декабря 2003 г.) федеральные списки кандидатов этих политических партий, избирательных блоков были допущены к распределению депутатских мандатов. Вводится пропорциональная часть системы выборов депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ в отношении замещения не менее половины депутатских мандатов, которые распределяются между списками кандидатов, выдвинутых избирательными объединениями (т.е. политическими партиями), избирательными блоками. Комментируемый Федеральный закон устанавливает переходный - до 14 июля 2003 г. - период для того, чтобы законодательство в регионах было приведено в соответствие с этим требованием. Данный срок не является обязательным для тех субъектов РФ, где зарегистрировано менее трех региональных отделений политических партий. В целях оказания научно-практической помощи региональным законодателям, избирательным комиссиям субъектов РФ в работе по внедрению смешанной избирательной системы и на основании ст. 21 комментируемого Федерального закона постановлением ЦИК России от 25 декабря 2002 г. N 167/1419-3 утверждены Методические рекомендации по выбору вида пропорциональной избирательной системы при подготовке проекта закона субъекта РФ о выборах законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ. В субъектах РФ в состав избирательных комиссий должно быть назначено не менее половины (ранее - одной трети) членов комиссии по предложениям политических партий, представленных в Государственной Думе - нижней палате федерального парламента или законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта РФ, представительном органе местного самоуправления. Существенно обновлен порядок формирования избирательных комиссий, от избирательной комиссии субъекта РФ и до участковой комиссии. Главная цель преобразований - сделать избирательные комиссии более независимыми от соответствующих органов государственной власти и должностных лиц, обеспечить эффективную координацию работы комиссий при проведении выборов, референдума, повысить правовую культуру организаторов выборов. При этом усиливается ответственность избирательных комиссий всех уровней в целом и - это также важно отметить - устанавливается персональная ответственность конкретных членов комиссии за нарушение законодательства о выборах, референдуме. В частности, предусматривается возможность расформирования состава комиссий не только за невыполнение решений вышестоящих избирательных комиссий, но и - это новое основание - за невыполнение судебного решения. Важно иметь в виду, что меры ответственности касаются любых избирательных комиссий, включая ЦИК России. Причем комиссии, которые не относятся к категории организующих выборы, могут быть расформированы даже во время избирательных кампаний. Привлечение к административной ответственности члена избирательной комиссии по решению суда за нарушение избирательного законодательства неизбежно влечет прекращение его полномочий. Введена норма, в соответствии с которой председатель избирательной комиссии субъекта РФ должен обязательно иметь высшее юридическое образование или ученую степень в области права. Подверглись определенному изменению некоторые компоненты такой стадии избирательного процесса, как образование избирательных округов. Так, введена норма, согласно которой схема одномандатных избирательных округов на выборах депутатов Государственной Думы должна вноситься на обсуждение нижней палаты парламента не позднее чем за 80 дней до дня назначения выборов. Таким образом, Государственная Дума будет иметь достаточный срок для рассмотрения схемы округов и ее утверждения. Если за это время схема не будет утверждена, а прежняя схема не соответствует требованиям федерального закона о выборах и по ней нельзя проводить выборы, ЦИК России утверждает новую схему. Такой же принцип распространяется на выборы в органы государственной власти субъектов РФ, представительные органы местного самоуправления. Предусмотрен ряд новелл относительно условий и порядка выдвижения, а также регистрации кандидатов, списков кандидатов. Предусматривается необходимость введения избирательного залога как альтернативы сбору подписей для регистрации кандидата. Установлена норма, согласно которой кандидаты на выборах в субъектах РФ обязаны представлять сведения о доходах и имуществе, о вкладах в банках, ценных бумагах по форме, установленной комментируемым Федеральным законом. При этом законодатель не предусматривает возможности отказа в регистрации кандидата или отмены его регистрации в связи с представлением недостоверных сведений о доходах и имуществе. Если при проверке указанных сведений будет выяснено, что они недостоверны, то эта информация в обязательном порядке будет доводиться до избирателей, которые сами должны сделать вывод, кого из кандидатов избрать или же проголосовать против всех кандидатов. В то же время сокрытие сведений о неснятой, непогашенной судимости, гражданстве иностранного государства будет по-прежнему рассматриваться в качестве основания для снятия кандидата с регистрации. Комментируемый Федеральный закон воздвигает дополнительные преграды на пути злоупотребления так называемым административным ресурсом. Предусматривается, что не только государственные и муниципальные служащие, но и лица, замещающие государственные должности категории "А" в органах исполнительной или судебной власти или выборные муниципальные должности (за исключением депутатов представительных органов местного самоуправления, Президента РФ, Председателя Правительства РФ в случае временного исполнения им обязанностей Президента), в случае их регистрации в качестве кандидатов должны освобождаться от выполнения должностных обязанностей на время их участия в выборах. Кроме того, лица, не являющиеся кандидатами и замещающие государственные и муниципальные должности, не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения в целях выдвижения и (или) избрания кандидата, списка кандидатов; при этом доверенными лицами кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков не могут быть лица, замещающие государственные должности категории "А" или выборные муниципальные должности. Они также не имеют права проводить предвыборную агитацию в средствах массовой информации. В целях повышения легитимности выборов глав исполнительной власти субъектов РФ ряд положений комментируемого Федерального закона направлен на реформирование региональной избирательной системы. На этой основе вводится обязательное повторное голосование (второй тур) на выборах глав исполнительной власти (высших должностных лиц) субъектов РФ в случае, если ни один из кандидатов первоначально не набрал более 50% голосов избирателей, принявших участие в голосовании (ранее в половине регионов такое правило не было предусмотрено). В комментируемом Федеральном законе закрепляется исключительно судебный порядок отмены регистрации кандидата. При этом суд может принять соответствующее решение не позднее чем за пять дней до дня голосования. В то же время перечень оснований, по которым можно отменять регистрацию кандидата по суду, существенно сокращается. Укреплены гарантии правовой базы выборов и референдума. Так, в целях усиления правовых гарантий обеспечения избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ введена норма, в соответствии с которой при отсутствии в субъекте РФ закона о референдуме либо недостаточности имеющейся правовой базы он проводится также на основе указов Президента РФ. Кроме того, целый ряд положений комментируемого Федерального закона направлен на совершенствование избирательной системы Российской Федерации в целом. Сроки избирательных кампаний федерального уровня сокращены до 80-110 дней (ранее они составляли до 150 дней), региональных выборов - до 80-100 дней и местных выборов - до 70-80 дней. Уточнены понятия "предвыборная агитация" и "информационная деятельность". Для того чтобы отличить агитационную деятельность от иной информационной деятельности, в комментируемом Федеральном законе дан развернутый перечень действий, которые будут признаваться агитационными. Кроме того, установлено, что агитационный период начинается с момента выдвижения кандидатов (списка кандидатов) и, следовательно, кандидат, представители избирательного объединения (избирательного блока) могут заниматься агитационной деятельностью уже при сборе подписей. При этом в СМИ предвыборная агитация может проводиться только в последний месяц перед днем голосования. Установлено, что выборы, референдум и их результаты в период их проведения не могут быть объектом лотерей, тотализаторов (взаимных пари) и других основанных на риске игр. Организация голосования, подсчет голосов, определение итогов голосования и установление результатов выборов также подверглись определенным изменениям. Так, исключено досрочное голосование в помещениях территориальных и участковых избирательных комиссий на выборах в федеральные органы государственной власти, в органы государственной власти субъектов РФ, на референдуме Российской Федерации, референдуме субъекта РФ. В комментируемом Федеральном законе раскрывается понятие "фальсификация итогов голосования", причем за это деяние законодатель предусмотрел уголовную ответственность, для чего в Уголовный кодекс РФ должны быть внесены соответствующие изменения и дополнения. Установлено, что на выборах, в том числе при установлении итогов голосования, может применяться только Государственная автоматизированная система Российской Федерации "Выборы". Никакие другие системы применяться не могут. Возможным для применения станет только программный продукт, сертифицированный в рамках ГАС "Выборы". 10 января 2003 г. подписан Федеральный закон N 20-ФЗ "О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации "Выборы", в ст. 12 которого закреплен перечень условий придания юридической силы документам, подготовленным с использованием ГАС "Выборы". Так, документ на бумажном носителе, подготовленный с использованием ГАС "Выборы" в соответствии с федеральными законами, приобретает юридическую силу после его подписания соответствующими должностными лицами; электронный документ приобретает юридическую силу после его подписания электронными цифровыми подписями соответствующих должностных лиц. При этом протокол, сводная таблица об итогах голосования, иные сводные документы, подготовленные в электронном виде с использованием ГАС "Выборы", приобретают юридическую силу после обязательной проверки в установленном порядке с помощью открытых ключей электронных цифровых подписей подлинности всех исходных электронных документов, на основе которых готовится сводный электронный документ. Расширены возможности применения на избирательных участках технических средств подсчета голосов избирателей. Причем результаты, которые будут получены по итогам голосования на участке при помощи технических средств, не потребуют ручного пересчета бюллетеней. На основании данных, полученных с применением технических средств, будет составлен протокол участковой избирательной комиссии, который при отсутствии сомнений у членов комиссии и наблюдателей будет подписываться в установленном порядке. В то же время наряду с этой новеллой комментируемым Федеральным законом предлагается выборочно проводить контрольный пересчет бюллетеней на части избирательных участков, где применялись технические средства. Участки будут определяться по жеребьевке в соответствии с процедурой, прописанной в Законе, и под контролем ЦИК России. Если данные ручного пересчета будут отличаться от результатов автоматического подсчета, то именно традиционно (вручную) подсчитанные голоса будут приняты за юридическую основу. На всех других участках данной территории также будет осуществлен ручной пересчет. Региональному законодателю предоставляется право предусмотреть в законе субъекта РФ возможность голосования по почте. В результате реализации этих и других положений комментируемого Федерального закона будут надежнее защищены избирательные права граждан, избиратели будут получать больше информации о кандидатах, что позволит им принимать более осознанное решение о том, кому доверить властные или депутатские полномочия. Комментируемый Федеральный закон соотносится с международными избирательными стандартами по проведению свободных демократических выборов. В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы, и если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. 24 ноября 2001 г. на восемнадцатом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ был одобрен проект Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах-участниках СНГ, разработанный по инициативе ЦИК России, и затем направлен для рассмотрения в Совет глав государств Содружества. 7 октября 2002 г. на заседании Совета глав государств Содружества в г. Кишиневе текст Конвенции был подписан главами семи государств (Армении, Грузии, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана, Украины). Конвенция является одним из подтверждений стремления стран СНГ к дальнейшей демократизации избирательного процесса, созданию новой международной системы гарантий избирательных прав и свобод участников выборов, обеспечению стабильности политического развития, развитию международных избирательных стандартов. Комментируемый Федеральный закон соответствует положениям указанной Конвенции. В этой связи в качестве в настоящем издании приведен текст Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах-участниках СНГ. На основе Конвенции 7 декабря 2002 г. на двадцатом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ были утверждены Рекомендации для международных наблюдателей СНГ по наблюдению за выборами, которые могут использоваться при проведении международного наблюдения за выборами на территории Российской Федерации. Для облегчения пользования текстом комментируемого Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в качестве приложения к нему в комментарии приведен алфавитно-предметный указатель . Издание осуществлено Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в соответствии с Программой исследований в области совершенствования законодательства о выборах и референдумах в Российской Федерации и оказания научно-методической помощи участникам избирательного процесса на 2002-2003 гг.

Преамбула

Народ России осуществляет свою власть как непосредственно, так и через органы государственной власти и органы местного самоуправления (ст. 3 Конституции РФ). В зависимости от формы волеизъявления народа различаются представительная и непосредственная демократия. Представительная демократия выражается в осуществлении народом власти через выборных полномочных представителей, которые принимают решения, выражающие волю тех, кого они представляют: весь народ - население, проживающее на той или иной территории. Выборное представительство является важнейшим средством, обеспечивающим подлинное народовластие, и образует избираемые народом государственные органы и органы местного самоуправления. Непосредственная демократия - это форма непосредственного волеизъявления народа или каких-либо групп населения. "Высшим непосредственным выражением власти народа, - указывается в Конституции РФ (ст. 3), - являются референдум и свободные выборы". Референдум есть форма прямого волеизъявления граждан РФ по наиболее важным вопросам государственного и местного значения в целях принятия решений, осуществляемого посредством голосования граждан РФ, обладающих правом на участие в референдуме. Под выборами понимается форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица. Главное в выборах то, что они являются формой осуществления гражданами принадлежащей им власти. Наиболее существенный признак выборов заключается в прямом волеизъявлении граждан и выдвижении ими из своей среды представителей для осуществления народовластия. Этому в полной мере соответствует правило, согласно которому право на участие в управлении государством предоставляется гражданам конкретного государства, т.е. лицам, обладающим гражданством. Избирательное право есть право не просто человека, а гражданина. В Российской Федерации свободное волеизъявление граждан на выборах и референдуме обеспечивается демократическими принципами и нормами избирательного права и права на участие в референдуме (ст. 32 Конституции РФ). Государство обеспечивает защиту этих принципов и норм, предусматривая соответствующие основные гарантии их реализации (гл. II, III, V, VII, IX комментируемого Федерального закона), а также ответственность за нарушение законодательства о выборах и референдумах (ст. 79 комментируемого Федерального закона). Судебный порядок рассмотрения избирательных споров определен в ст. 259-261 гл. 26 "Производство по делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" ГПК РФ.