Целевые программы: долгосрочные и ведомственные. Долгосрочные целевые программы - администрация чертковского района Долгосрочная целевая программа экономического развития

Введение

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО БЮДЖЕТИРОВАНИЯ И ЕГО ВЗАИМОСВЯЗЬ С ИННОВАЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ СУБЪЕКТОВ РФ 9

1.1. Эффективность расходов бюджета: подходы и сравнения 9

1.2. Сущность и эволюция программно-целевого бюджетирования: обобщение зарубежного и отечественного опыта 27

1.3. Целевые программы как инструмент управления инновационным развитием субъекта РФ 40

ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО БЮДЖЕТИРОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИКИ СУБЪЕКТОВ РФ 52

2.1. Механизм программно-целевого бюджетирования 52

2.2. Методы и критерии оценки эффективности долгосрочных целевых программ 62

2.3. Практический опыт реализации долгосрочных целевых программ (по материалам Ивановской области) 75

ПРОГРАММ (НА ПРИМЕРЕ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ) 86

3.1. Мониторинг реализации долгосрочных целевых программ 86

3.2. Интегральный показатель эффективности реализации долгосрочной целевой программы 92

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ИССЛЕДОВАНИЯ 104

ПРИЛОЖЕНИЯ 106

ЛИТЕРАТУРА 135

Введение к работе

Актуальность исследования

Необходимость достижения долгосрочных целей социально-экономического развития РФ в условиях адаптации бюджетной системы к сокращению и замедлению темпов роста бюджетных доходов, повышение требований к эффективности деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, увеличивает актуальность разработки и реализации системы мер по модернизации управления общественными финансами РФ.

Основным инструментом повышения эффективности бюджетных расходов как составной части эффективности деятельности органов государственной власти и местного самоуправления является программно-целевой принцип организации деятельности путем создания условий для интеграции стратегических целей и всей совокупности мер для их достижения в рамках долгосрочных целевых программ.

Сложившаяся в РФ нормативно-правовая и методическая база формирования и финансирования целевых программ не позволяют в полном объеме реализовать на практике преимущества программно-целевого финансирования, снижают эффективность расходования бюджетных средств. Существующая система бюджетирования в РФ, несмотря на корректировки последних лет, не в полной мере отвечает требованиям эффективности использования бюджетных средств, а также существенно ограничивает возможности и стимулы повышения эффективности государственного управления, а также инновационного развития субъектов Российской Федерации. Все вышеперечисленное определяет актуальность диссертационного исследования, в котором предложены новые методологические подходы к оценке долгосрочных целевых программ с учетом новых требований к развитию бюджетной системы страны и новых ориентиров функционирования экономики.

Степень разработанности проблемы

Среди российских исследований, посвященных вопросам управления государственными финансами, можно выделить работы О.В, Богачевой, О.В.Врублевской, О.А.Гришановой, А.Г. Грязновой, Л.А.Дробозиной, А.М. Лаврова, В.Е. Леонтьева, Л.Н. Павловой, Г.Б. Поляка, М.В. Романовского, К.И. Таксира, Д.Г. Черника, М.В. Яндиева и др. Следует отметить, что исследования в этой области были созвучны основополагающим принципам классической налогово–бюджетной децентрализации, разработанных зарубежными учеными Р. Масгрейвом, У. Оутсом, А. Пигу, Ч. Тибу, Г. Циммерманом и др.

Вопросам внедрения программно-целевого бюджетирования как подхода к управлению социально-экономическим развитием страны и региона, ориентированного на результат, посвящены также труды В.В. Гамукина, М.Ю. Гараджи, В.П. Горегляда и др. ученых и исследователей.

Однако многие теоретические и методические положения управления расходами бюджета субъектов РФ на основе программно-целевого метода не в полной мере отвечают требованиям современной практики. Например, не обоснован единый методологический подход к порядку формирования и оценке эффективности реализации долгосрочных целевых программ, учитывающий особенности развития и задачи конкретного региона. В этой связи разработка положений по оценке целевых программ с учетом текущих изменений в экономике является актуальной задачей, имеющей существенное значение для управления расходами бюджета и повышения эффективности использования бюджетных средств.

Целью исследования является разработка теоретических положений и методической базы оценки долгосрочных целевых программ для эффективного управления расходами бюджета субъекта РФ.

Для достижения указанной цели в диссертации были поставлены и решены следующие задачи теоретического и прикладного характера:

Раскрыть эволюцию программно-целевого бюджетирования в условиях реформирования бюджетной системы.

Выявить взаимосвязь программно-целевого бюджетирования и инновационного развития субъектов РФ.

Обобщить методы и критерии оценки эффективности бюджетных целевых программ на основе зарубежного и российского опыта.

Определить сущность и особенности оценки эффективности бюджетных ассигнований на реализацию долгосрочных целевых программ.

Рассмотреть практический опыт развития долгосрочных целевых программ.

Область исследования . Исследование проведено в рамках специальности 08.00.10 – Финансы, денежное обращение и кредит Паспорта специальностей ВАК в области исследования 2 «Общегосударственные, территориальные и местные финансы» (п. 2.8 «Оптимизация бюджетного процесса: совершенствование системы управления доходами и расходами бюджетной системы и внебюджетных фондов, бюджетного планирования и долгосрочного прогнозирования» и 2.18 «Механизмы распределения бюджетных средств»).

Объектом исследования являются долгосрочные целевые программы субъекта РФ.

Предмет исследования – совокупность финансовых, экономических и организационных отношений, возникающих в процессе формирования и реализации долгосрочных целевых программ на уровне субъекта РФ.

Методологическая и теоретическая база исследования – положения теории финансов, изложенные в трудах отечественных и зарубежных исследователей, посвященные проблемам планирования и финансирования расходов бюджетов, законодательные и нормативно-правовые акты РФ в сфере функционирования государственных финансов. В работе использовались материалы научных конференций, симпозиумов и семинаров, а также публикации в периодических изданиях.

Исследование выполнено на основе общенаучных методов анализа и синтеза, диалектического метода и системного подхода, а также методов научной абстракции, группировки, сравнения.

Информационная база – материалы Министерства финансов РФ, Министерства экономического развития РФ, Федеральной службы государственной статистики, представительных и исполнительных органов власти и управления субъектов Российской Федерации.

Научная новизна диссертационной работы заключается в разработке научно обоснованных положений по оценке долгосрочных целевых программ, что имеет существенное значение для повышения эффективности управления расходами бюджета субъекта РФ и экономики страны в целом.

Новыми результатами являются:

Обосновано, что в условиях инновационного и социально-ориентированного развития экономики, долгосрочные целевые программы приобрели двойственный характер и должны рассматриваться не только как взаимоувязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс мероприятий, реализуемых органами исполнительной власти для достижения долгосрочных целей функционирования субъектов РФ, но и как инструмент повышения эффективности расходов бюджетов.

Дополнены основные положения по разработке долгосрочных целевых программ посредством обоснования целесообразности учета нового принципа, предусматривающего необходимость участия в программе не только органов государственной власти, но и субъектов инновационной деятельности, научных и общественных организаций.

Расширена классификация видов бюджетных целевых программ за счет введения дополнительного признака их группировки «функциональная ориентация» и выделения нового вида программ, обеспечивающих бюджетную безопасность.

Обоснована целесообразность расширения критериев оценки эффективности бюджетных ассигнований за счет включения в их число инновационно-экономической составляющей, учитывающей ключевой фактор стратегии развития страны на долгосрочную перспективу.

Предложен и обоснован интегральный показатель эффективности реализации целевой программы, отличающийся учетом объемов исполнения бюджетного финансирования программы и достигнутых показателей целевых индикаторов за конкретный период времени.

Обоснованность и достоверность научных положений, выводов и рекомендаций.

Достоверность результатов и обоснованность научных рекомендаций, изложенных в диссертации, подтверждается соответствием методологии исследования положениям теории финансов, применением научных принципов и методов исследования, обобщением теоретических и практических положений управления государственными финансами.

Результаты диссертационного исследования докладывались и обсуждались на международных и российских научно-практических конференциях и получили одобрение научной общественности. Ряд разработанных рекомендаций и положений внедрен в практику управления финансами Ивановской области.

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что основные выводы и положения диссертации развивают теоретические и методологические основы управления расходами бюджетов, формируют современный подход к оценке долгосрочных целевых программ в соответствии с задачами современной государственной финансовой политики и практики управления расходами бюджетов в соответствии с требованиями бюджетирования, ориентированного на результат.

Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что разработанные автором научные положения по оценке эффективности долгосрочных целевых программ могут быть использованы органами государственной власти при формировании и финансировании целевых программ, управлении расходами бюджетов, проведении мониторинга результатов и эффективности расходов бюджета на реализацию целевых программ, уточнении процедур бюджетного процесса.

Методические рекомендации по использованию интегрального показателя эффективности реализации целевой программы применяются при мониторинге реализации программ в Ивановской областной думе, о чем свидетельствует акт внедрения результатов диссертационного исследования.

Апробация работы.

Структура и объем работы.

Объем и структура диссертации обусловлены целью, задачами и логикой проведенного исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы из 110 источников, содержит 25 таблиц, 16 рисунков и 6 приложений.

Основные положения диссертационного исследования опубликованы в 9 работах объемом свыше около 10, 83 п.л. (вклад автора – 10,63 п.л.), в т.ч. 1 монография объемом 8,5 п.л., 2 статьи в изданиях, включенных в перечень ВАК Министерства образования и науки РФ.

Эффективность расходов бюджета: подходы и сравнения

Оценка эффективности расходов бюджета - важный и неотъемлемый инструмент современной бюджетной политики государства. Ее роль многократно возрастает при необходимости обеспечения прозрачности бюджетного процесса и подотчетности деятельности органов исполнительной власти перед обществом за реализацию государственной политики в той сфере ведения, за которую они ответственны . С задачей построения целостной системы эффективности расходов бюджета сталкиваются правительства стран по всему миру. Зачастую это связано с последствиями периода финансовой нестабильности, наметившейся тенденцией роста расходных обязательств государства при снижении доходов бюджета. В такой ситуации применение указанной оценки позволяет выявить наименее эффективные направления государственных расходов, а также возможный потенциал по повышению их эффективности.

Современное государственное устройство РФ, страны с федеративным государственным устройством, с большим количеством субнациональных образований, неодинаковых по площади, численности населения и уровню социально-экономического развития, требует создания новой системы управления всеми экономическими процессами и, прежде всего, процессами взаимодействия между тремя уровнями власти: федеральным, региональным и местным .

Государственный бюджет - важнейший финансовый документ страны. Он представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т. д. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну .

Механизм программно-целевого бюджетирования

Механизм программно-целевого бюджетирования, разработанный на федеральном уровне, является неотъемлемым элементом механизма программно-целевого бюджетирования на уровне субъекта РФ (рис. 11).

При подготовке проекта бюджета высший орган исполнительной власти субъекта РФ определяет конечные результаты в виде общественно-значимого эффекта, которого намеревается достичь в каждой конкретной сфере. Данные результаты, а также соответствующие проектировки бюджетных расходов находят свое отражение в Сводном докладе о результатах и основных направлениях деятельности высшего органа исполнительной власти субъекта РФ. Представительный орган субъекта РФ утверждает ассигнования, которые необходимы высшему органу исполнительной власти субъекта РФ для достижения этих результатов и за счет которых будут выполняться бюджетные обязательства и предоставляться бюджетные услуги. Органы исполнительной власти субъекта РФ, в свою очередь, отражают целевые значения показателей, которые они намереваются добиться для достижения намеченных высшим органом исполнительной власти результатов, в докладе о результатах и основных направлениях деятельности органа исполнительной власти субъекта РФ. На основе этого осуществляется планирование их деятельности и деятельности высшего органа исполнительной власти субъекта РФ, измерение эффективности, а также контроль за деятельностью органов власти субъект.

ПРОГРАММ (НА ПРИМЕРЕ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ) class3

Мониторинг реализации долгосрочных целевых программ

Организация мониторинга реализации программ является важным условием обеспечения реальности их выполнения и оценки степени достижения поставленных целей, основой корректировки содержания, сроков и ресурсов для решения целевых задач (исполнения запланированных мероприятий).

Мониторинг - непрерывный процесс оценки реализации проекта с точки зрения соблюдения сроков исполнения проекта, использования ресурсов и инфраструктуры бенефициариями проекта. Мониторинг позволяет менеджерам (руководителям) проекта и другим его участникам постоянно получать информацию о реализации проекта, а также вовремя распознавать существующие и потенциальные проблемы, чтобы своевременно отрегулировать механизмы их решения или предусмотреть проведение превентивных мероприятий . Таким образом, с методологической точки зрения мониторинг программ можно рассматривать как процедуру по оценке, целью которой является выявление и (или) измерение эффектов продолжающихся действий без выяснения причин.

определить измеряемые показатели (индикаторы), по которым можно будет отслеживать ход программы;

установить источники информации для проведения мониторинга (организации, отделы, отдельные люди или группы людей, документы и т.д.);

выбрать методы сбора информации;

определить частоту и график сбора информации;

назначить ответственных за получение необходимой информации и договориться с теми, кто эту информацию будет предоставлять;

определить технологию обработки и анализа получаемой информации;

спланировать, как и кому будут переданы данные мониторинга, а также кто и как будет их использовать;

учесть в бюджете программы расходы, необходимые для проведения мониторинга.

Следует обратить особое внимание на то, что работа любой подсистемы в программе требует ресурсов, а ресурсы стоят денег. Если не учесть расходы на мониторинг программы на стадии проектирования, то осуществить их не удастся. К сожалению, именно такую ошибку зачастую совершают авторы проектов и программ: подробно рассчитываются все статьи бюджета, связанные с реализацией программы, но не учитываются расходы на мониторинг. Разрабатывать систему мониторинга нужно на стадии создания программы. По данным международных организаций, расходы на мониторинг и оценку могут составлять от 2-3% до 6-10% от общего бюджета программы .

При проведении мониторинга программы необходимо отслеживать следующие элементы :

использование ресурсов (соответствие потраченных ресурсов плану);

процесс выполнения программы (соответствие содержания и сроков мероприятий графику выполнения работ, соблюдение технологий, методов, процедур);

результаты проведения программы (на сколько достигаются поставленные цели);

влияние проведения программы (как проведение программы влияет на ситуацию, в чем заключается ее влияние).

Долгосрочные целевые программы (подпрограммы), реализуемые за счет средств федерального бюджета , бюджета субъекта РФ , местного бюджета , утверждаются соответственно Правительством РФ , высшим исполнительным органом власти Сроки реализации программ, а также порядок принятия решений об их разработке определяются и устанавливается соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией.

Объем ассигнований на их реализацию утверждается законом (решением) о бюджете в составе ведомственной структуры расходов бюджета по соответствующей каждой программе (подпрограмме) целевой статье расходов бюджета в соответствии с нормативным актом Правительства РФ, высшего исполнительного органа власти субъекта РФ, муниципальным актом местной администрации, утвердившим программу. Программы, предлагаемые к финансированию начиная с очередного года, подлежат утверждению соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом власти субъекта РФ, местной администрацией не позднее одного месяца до дня внесения проекта закона (решения) о соответствующем бюджете в законодательный (представительный) орган. По каждой программе ежегодно проводится оценка эффективности ее реализации. Порядок проведения и критерии указанной оценки устанавливаются соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом власти субъекта РФ, местной администрацией.

По результатам указанной оценки Правительством РФ, высшим исполнительным органом власти субъекта РФ, местной администрацией не позднее чем за один месяц до дня внесения проекта закона (решения) о бюджете может быть принято решение о сокращении начиная с очередного года ассигнований на реализацию программы или о досрочном прекращении ее реализации. В случае принятия данного решения и при наличии заключенных во исполнение соответствующих программ государственных (муниципальных) контрактов в бюджете предусматриваются ассигнования на исполнение расходных обязательств , вытекающих из указанных контрактов, по которым сторонами не достигнуто соглашение об их прекращении.

Долгосрочной целевой программой, реализуемой за счет средств федерального бюджета (бюджета субъекта РФ), может быть предусмотрено предоставление субсидий бюджету субъекта РФ (местному бюджету) на реализацию аналогичных программ, реализуемых за счет средств бюджета субъекта РФ (местных бюджетов). Условия предоставления и методика расчета указанных межбюджетных субсидий устанавливаются соответствующей программой.

"Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2011, N 11

Целевая программа - это совокупность взаимосвязанных по срокам, исполнителям, ресурсам мероприятий (действий) производственно-технологического, научно-технического, социального, организационного характера, направленных на достижение единой цели, решение общей проблемы. Целевые программы делятся по уровням на федеральные, региональные, муниципальные программы, по видам - на научно-технические, социально-экономические, внешнеэкономические, производственно-технологические, экологические целевые, комплексные. В частности, Бюджетным кодексом предусмотрены следующие виды целевых программ: долгосрочные (ст. 179), ведомственные (ст. 179.3). Рассмотрим каждый из указанных в БК РФ видов программ подробнее.

Долгосрочные целевые программы

Согласно п. 1 ст. 179 БК РФ долгосрочные целевые программы (подпрограммы) реализуются за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, местного бюджета. Утверждаются они Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией муниципального образования.

Порядок принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ, их формировании и реализации, а также сроки реализации устанавливаются нормативными правовыми актами Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования.

Например , Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050 утверждена Федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы, которая включает в себя четыре подпрограммы. В частности, подпрограмма "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" содержит мероприятия по обеспечению жильем прокуроров и следователей, спасателей аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований МЧС и т.д.

В соответствии с п. 2 ст. 179 БК РФ объем бюджетных ассигнований на реализацию долгосрочных целевых программ (подпрограмм) утверждается законом (решением) о бюджете в составе ведомственной структуры расходов бюджета по соответствующей каждой программе (подпрограмме) целевой статье расходов бюджета в соответствии с нормативным правовым актом Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования, утвердившим программу.

Например , Федеральным законом от 13.12.2010 N 357-ФЗ "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" утверждено распределение бюджетных ассигнований в 2011 г. на реализацию Федеральной целевой программы "Развитие уголовно-исполнительной системы (2007 - 2016 годы)" в сумме 3 796 949,2 тыс. руб.

Долгосрочные целевые программы, предлагаемые к финансированию начиная с очередного финансового года, подлежат утверждению соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией муниципального образования не позднее одного месяца до дня внесения проекта закона (решения) о соответствующем бюджете в законодательный (представительный) орган.

На основании п. 3 ст. 179 БК РФ по каждой долгосрочной целевой программе ежегодно должна проводиться оценка эффективности ее реализации. Порядок проведения и критерии указанной оценки устанавливаются соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией муниципального образования. В частности, Правительство РФ Постановлением от 02.08.2010 N 588 утвердило Порядок разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации (далее - Порядок N 588). Приведем его основные положения.

Согласно п. 2 Порядка N 588 государственной программой является система мероприятий (взаимосвязанных по задачам, срокам осуществления и ресурсам) и инструментов государственной политики, обеспечивающих в рамках реализации ключевых государственных функций достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере социально-экономического развития и безопасности. Она включает в себя федеральные целевые программы и подпрограммы, содержащие в том числе ведомственные целевые программы и отдельные мероприятия органов государственной власти (далее - подпрограммы).

Подпрограммы направлены на решение конкретных задач в рамках государственной программы. Деление государственной программы на подпрограммы осуществляется исходя из масштабности и сложности решаемых в рамках государственной программы задач.

Разработка и реализация государственной программы осуществляются федеральным органом исполнительной власти, определенным Правительством РФ в качестве ответственного исполнителя государственной программы (далее - ответственный исполнитель), совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти - соисполнителями государственной программы (далее - соисполнители) (п. 5 Порядка N 588).

Государственные программы утверждаются актом Правительства РФ (п. 6 Порядка N 588). Внесение изменений в подпрограммы осуществляется путем внесения изменений в государственную программу.

В соответствии с п. 8 Порядка N 588 государственная программа содержит:

  1. паспорт государственной программы по форме согласно Приложению к Порядку N 588;
  2. характеристику текущего состояния соответствующей сферы социально-экономического развития РФ, основные показатели и анализ социальных, финансово-экономических и прочих рисков реализации государственной программы;
  3. приоритеты и цели государственной политики в соответствующей сфере социально-экономического развития, описание основных целей и задач государственной программы, прогноз развития соответствующей сферы социально-экономического развития и планируемые макроэкономические показатели по итогам реализации государственной программы;
  4. прогноз конечных результатов государственной программы, характеризующих целевое состояние (изменение состояния) уровня и качества жизни населения, социальной сферы, экономики, общественной безопасности, государственных институтов, степени реализации других общественно значимых интересов и потребностей в соответствующей сфере;
  5. сроки реализации государственной программы в целом, контрольные этапы и сроки их реализации с указанием промежуточных показателей;
  6. перечень основных мероприятий государственной программы с указанием сроков их реализации и ожидаемых результатов, а также иных сведений в соответствии с методическими указаниями по разработке и реализации государственных программ, которые утверждаются Минэкономразвития по согласованию с Минфином (далее - методические указания). В настоящее время такие Методические указания утверждены Приказом Минэкономразвития России от 22.12.2010 N 670;
  7. основные меры правового регулирования в соответствующей сфере, направленные на достижение цели и (или) конечных результатов государственной программы, с обоснованием основных положений и сроков принятия необходимых нормативных правовых актов;
  8. перечень и краткое описание федеральных целевых программ и подпрограмм;
  9. перечень целевых индикаторов и показателей государственной программы с расшифровкой плановых значений по годам ее реализации, а также сведения о взаимосвязи мероприятий и результатов их выполнения с обобщенными целевыми индикаторами государственной программы;
  10. обоснование состава и значений соответствующих целевых индикаторов и показателей государственной программы по этапам ее реализации и оценка влияния внешних факторов и условий на их достижение;
  11. информацию по ресурсному обеспечению за счет средств федерального бюджета государственной программы (с расшифровкой по главным распорядителям средств федерального бюджета, федеральным целевым программам, основным мероприятиям подпрограмм, а также по годам реализации государственной программы);
  12. описание мер государственного регулирования и управления рисками с целью минимизации их влияния на достижение целей государственной программы;
  13. методику оценки эффективности государственной программы.

Кроме перечисленной информации, государственная программа может содержать и другие сведения в зависимости от конкретного случая (п. 9 Порядка N 588), например в случае участия в разработке и реализации государственной программы субъектов РФ в программе указывается информация о прогнозных расходах субъектов РФ, а также перечень реализуемых ими мероприятий.

Оценка планируемой эффективности государственной программы проводится ответственным исполнителем на этапе ее разработки и осуществляется в целях оценки планируемого вклада результатов государственной программы в социально-экономическое развитие и обеспечение национальной безопасности РФ (п. 15 Порядка N 588). Обязательным условием оценки планируемой эффективности государственной программы является успешное (полное) выполнение запланированных на период ее реализации целевых индикаторов и показателей государственной программы, а также мероприятий в установленные сроки. В качестве основных критериев планируемой эффективности реализации государственной программы применяются:

  1. критерии экономической эффективности, учитывающие оценку вклада государственной программы в экономическое развитие Российской Федерации в целом, оценку влияния ожидаемых результатов государственной программы на различные сферы экономики РФ. Оценки могут включать как прямые (непосредственные) эффекты от реализации государственной программы, так и косвенные (внешние) эффекты, возникающие в сопряженных секторах экономики РФ;
  2. критерии социальной эффективности, учитывающие ожидаемый вклад реализации государственной программы в социальное развитие, показатели которого не могут быть выражены в стоимостной оценке.

Разработка государственных программ осуществляется на основании перечня государственных программ, утверждаемого Правительством РФ. В частности, данный Перечень утвержден Распоряжением Правительства РФ от 11.11.2010 N 1950-р (п. 17 Порядка N 588). Например , в указанный Перечень входит государственная программа "Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности". Она включает в себя в том числе мероприятия по повышению качества социального обеспечения сотрудников ОВД и членов их семей, а также лиц, уволенных из ОВД.

Проект перечня государственных программ формируется Минэкономразвития совместно с Минфином на основании положений федеральных законов, предусматривающих реализацию государственных программ, во исполнение отдельных решений Президента РФ и Правительства РФ, а также с учетом предложений федеральных органов исполнительной власти.

Внесение изменений в перечень государственных программ производится по решению Правительства РФ до 30 декабря года, предшествующего текущему финансовому году, на основании предложений Минэкономразвития.

Согласно п. 20 Порядка N 588 проект государственной программы подлежит обязательному согласованию с Минэкономразвития и Минфином.

Финансовое обеспечение реализации государственных программ в части расходных обязательств РФ осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета (далее - бюджетные ассигнования). Распределение бюджетных ассигнований на реализацию государственных программ (подпрограмм) утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период (п. 23 Порядка N 588).

Ответственный исполнитель государственной программы ежегодно не позднее 15 декабря текущего финансового года утверждает согласованный с соисполнителями план реализации с указанием исполнителей, обеспечивающих реализацию соответствующих мероприятий, и направляет его в Минэкономразвития и Минфин (п. 29 Порядка N 588).

В процессе реализации государственной программы ответственный исполнитель вправе по согласованию с соисполнителями принимать решения о внесении изменений в перечни и состав мероприятий, сроки их реализации, а также в соответствии с законодательством РФ - в объемы бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий в пределах утвержденных лимитов бюджетных ассигнований на реализацию государственной программы в целом.

Годовой отчет о ходе реализации и оценке эффективности государственной программы (далее - годовой отчет) подготавливается ответственным исполнителем совместно с соисполнителями до 1 марта года, следующего за отчетным, и направляется в Правительство РФ, Минэкономразвития и Минфин.

Годовой отчет содержит (п. 32 Порядка N 588):

  1. конкретные результаты, достигнутые за отчетный период;
  2. перечень мероприятий, выполненных и не выполненных (с указанием причин) в установленные сроки;
  3. анализ факторов, повлиявших на ход реализации государственной программы;
  4. данные об использовании бюджетных ассигнований и иных средств на выполнение мероприятий;
  5. информацию о внесенных ответственным исполнителем изменениях в государственную программу;
  6. иную информацию в соответствии с методическими указаниями.

Форма годового отчета утверждается Минэкономразвития.

В п. 47 Порядка N 588 перечислены полномочия федеральных органов исполнительной власти при разработке и реализации государственных программ.

Ответственный исполнитель:

  1. обеспечивает разработку государственной программы, ее согласование и внесение в установленном порядке в Правительство РФ;
  2. организует реализацию государственной программы, принимает решение о внесении изменений в государственную программу в соответствии с установленными настоящим порядком требованиями и несет ответственность за достижение целевых индикаторов и показателей государственной программы, а также конечных результатов ее реализации;
  3. предоставляет по запросу Минэкономразвития и Минфина сведения, необходимые для проведения мониторинга реализации государственной программы;
  4. запрашивает у соисполнителей информацию, необходимую для подготовки ответов на запросы Минэкономразвития и Минфина;
  5. проводит оценку эффективности мероприятий, осуществляемых соисполнителем, в соответствии с методическими указаниями;
  6. запрашивает у соисполнителей информацию, необходимую для проведения оценки эффективности государственной программы и подготовки отчета о ходе реализации и оценке эффективности государственной программы;
  7. рекомендует соисполнителям осуществить разработку отдельных мероприятий и планов, в том числе в форме ведомственной целевой программы;
  8. подготавливает годовой отчет и представляет его в Минэкономразвития, Минфин и Правительство РФ.

Соисполнители:

  1. участвуют в разработке и осуществляют реализацию мероприятий государственной программы, в отношении которых они являются соисполнителями;
  2. представляют в установленный срок ответственному исполнителю необходимую информацию для подготовки ответов на запросы Минэкономразвития и Минфина, а также отчет о ходе реализации мероприятий государственной программы;
  3. представляют ответственному исполнителю информацию, необходимую для проведения оценки эффективности государственной программы и подготовки отчета о ходе реализации и оценке эффективности государственной программы;
  4. представляют ответственному исполнителю копии актов, подтверждающих сдачу и прием в эксплуатацию объектов, строительство которых завершено, актов выполнения работ и иных документов, подтверждающих исполнение обязательств по заключенным государственным контрактам в рамках реализации мероприятий государственной программы.

Например , согласно Распоряжению Правительства РФ N 1950-р в реализации Федеральных целевых программ "Развитие уголовно-исполнительной системы (2007 - 2016 годы)" и "Развитие судебной системы России на 2007 - 2012 годы" ответственным исполнителем является Минюст, соисполнителями - Минэкономразвития, ФСИН, ФССП, Высший Арбитражный Суд РФ, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Судебный департамент при Верховном Суде РФ.

По результатам оценки эффективности реализации долгосрочной целевой программы Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией муниципального образования не позднее чем за один месяц до дня внесения проекта закона (решения) о бюджете в законодательный (представительный) орган может быть принято решение о сокращении начиная с очередного финансового года бюджетных ассигнований на реализацию программы или о досрочном прекращении ее реализации. В этом случае при наличии заключенных во исполнение соответствующих программ государственных (муниципальных) контрактов в бюджете предусматриваются бюджетные ассигнования на исполнение расходных обязательств, вытекающих из указанных контрактов, по которым сторонами не достигнуто соглашение об их прекращении.

К сведению. Долгосрочной целевой программой, реализуемой за счет средств федерального бюджета (бюджета субъекта РФ), может быть предусмотрено предоставление субсидий бюджету субъекта РФ (местному бюджету) на реализацию аналогичных долгосрочных целевых программ, реализуемых за счет средств бюджета субъекта РФ (местных бюджетов). Условия предоставления и методика расчета указанных межбюджетных субсидий устанавливаются соответствующей программой (п. 4 ст. 179 БК РФ).

Ведомственные целевые программы

Согласно ст. 179.3 БК РФ в федеральном бюджете, бюджете субъекта РФ, местном бюджете могут предусматриваться бюджетные ассигнования на реализацию ведомственных целевых программ, разработка, утверждение и реализация которых осуществляются в порядке, установленном соответственно Правительством РФ, высшим органом исполнительной власти субъекта РФ, местной администрацией.

Порядок разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ, направленных на осуществление субъектами бюджетного планирования государственной политики в установленных сферах деятельности, обеспечение достижения целей и задач социально-экономического развития, повышение результативности расходов федерального бюджета, определен в Положении о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ (далее - Положение N 239), утвержденном Постановлением Правительства РФ от 19.04.2005 N 239.

Рассмотрим основные положения данного документа.

Согласно п. 4 Положения N 239 ведомственные целевые программы могут формироваться в двух видах:

  1. Утверждаемая ведомственная целевая программа (далее - целевая программа ведомства) - утверждаемый субъектом бюджетного планирования комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на решение конкретной тактической задачи, стоящей перед главным распорядителем средств федерального бюджета, описываемой измеряемыми целевыми индикаторами. Целевая программа ведомства является самостоятельным документом, отдельные ее положения и параметры включаются в доклад о результатах и основных направлениях деятельности субъекта бюджетного планирования.

Целевая программа ведомства должна содержать (п. 5 Положения N 239):

  1. паспорт программы по форме согласно Приложению к Положению N 239;
  2. характеристику проблемы (задачи), решение которой осуществляется путем реализации программы, включая анализ причин ее возникновения, целесообразность и необходимость решения на ведомственном уровне;
  3. основные цели и задачи программы;
  4. описание ожидаемых результатов реализации программы и целевые индикаторы - измеряемые количественные показатели решения поставленных задач и хода реализации программы по годам;
  5. перечень и описание программных мероприятий, включая состав мероприятий, информацию о необходимых ресурсах (с указанием направлений расходования средств и источников финансирования) и сроках реализации каждого мероприятия. При определении размера средств, выделяемых на реализацию мероприятий целевой программы ведомства из федерального бюджета, учитывается необходимый для их осуществления объем финансирования в целом;
  6. срок реализации программы;
  7. описание социальных, экономических и экологических последствий реализации программы, общую оценку ее вклада в достижение соответствующей стратегической цели, оценку рисков ее реализации;
  8. оценку эффективности расходования бюджетных средств по годам или этапам в течение всего срока реализации программы, а при необходимости - и после ее реализации;
  9. методику оценки эффективности программы (с учетом ее особенностей);
  10. обоснование потребностей в необходимых ресурсах;
  11. описание системы управления реализацией программы, включающей в себя распределение полномочий и ответственности между структурными подразделениями, отвечающими за ее реализацию.

Обратите внимание! Мероприятия целевых программ ведомств не могут дублировать мероприятия федеральных целевых программ. Расходы федеральных целевых программ не могут быть включены в проекты целевых программ ведомств (п. 6 Положения N 239).

  1. Аналитическая ведомственная целевая программа (далее - аналитическая программа ведомства) - выделяемая в аналитических целях при подготовке доклада о результатах и основных направлениях деятельности субъекта бюджетного планирования группировка расходов, направленных на решение конкретной тактической задачи, стоящей перед главным распорядителем средств федерального бюджета, описываемой целевыми индикаторами.

Данная программа должна содержать:

  1. цели программы, описание целевых индикаторов с количественными показателями решения конкретной тактической задачи по годам;
  2. обоснование объемов и состава расходов средств, выделяемых из федерального бюджета на реализацию программы.

К сведению. Ведомственная целевая программа (обоих видов) не подлежит разделению на подпрограммы (п. 8 Положения N 239).

Расходы на финансирование государственных капитальных вложений, предусматриваемых на реализацию ведомственных целевых программ, включаются в установленном порядке в федеральную адресную инвестиционную программу (п. 9 Положения N 239).

Методическое руководство и координацию работ по разработке и реализации ведомственных целевых программ в установленных сферах деятельности осуществляют Минэкономразвития и Минфин.

Решение о разработке целевой программы ведомства принимается руководителем субъекта бюджетного планирования.

Главный распорядитель средств федерального бюджета в соответствии с порядком, утверждаемым субъектом бюджетного планирования:

  1. разрабатывает проекты целевых программ ведомства;
  2. обеспечивает реализацию целевых программ ведомства и их финансирование;
  3. формирует и представляет субъекту бюджетного планирования отчетность о реализации целевых программ ведомства.

Разработанный проект ведомственной целевой программы направляется субъектом бюджетного планирования одновременно в Минэкономразвития и Минфин.

Ведомственная целевая программа реализуется соответствующим главным распорядителем средств федерального бюджета (п. 31 Положения N 239). Контроль за ходом ее реализации осуществляется соответствующим субъектом бюджетного планирования, а также может осуществляться в процессе комплексных проверок с участием представителей Минэкономразвития, Минфина и Минкомсвязи (в части мероприятий по разработке, внедрению и использованию информационно-коммуникационных технологий).

Отчеты о выполнении ведомственных целевых программ, включая меры по повышению эффективности их реализации, представляются субъектами бюджетного планирования в Минэкономразвития и Минфин ежегодно не позднее 1 апреля в составе первой части докладов о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования. Финансирование расходов на их реализацию осуществляется в порядке, установленном для исполнения федерального бюджета (п. 36 Положения N 239).

В качестве примера приведем ведомственные документы, регулирующие утверждение и реализацию ведомственных целевых программ:

  • Приказ Главного управления ЗАГС Нижегородской области от 24.03.2011 N 60-ахд "Об утверждении ведомственной целевой программы "Укрепление материально-технической базы органов записи актов гражданского состояния Нижегородской области на 2011 год";
  • Приказ комархива Нижегородской области от 16.06.2010 N 73 "Об утверждении ведомственной целевой программы "Обеспечение противопожарной безопасности государственных архивных учреждений Нижегородской области на 2011 - 2013 годы".

О.Заболонкова

Эксперт журнала

"Казенные учреждения: бухгалтерский учет

и налогообложение"



Целевые программы: долгосрочные и ведомственные

  • Крымова Лариса Васильевна

  • зам. руководителя информационно-аналитического управления Думы городского округа Тольятти

Бюджетный кодекс РФ статья 179. Долгосрочные целевые программы

  • -ДЦП утверждаются местной администрацией муниципального образования

  • -порядок принятия решения о разработке, формирования и реализации ДЦП устанавливается местной администрацией

  • -срок реализации ДЦП определяется местной администрацией в установленном ими порядке

  • -ДЦП, предлагаемые к финансированию, подлежат утверждению за месяц до внесения проекта решения о бюджете в представительный орган

  • -объем бюджетных ассигнований на реализацию ДЦП утверждается решением о бюджете в составе ведомственной структуры расходов бюджета по каждой программе

  • -по каждой ДЦП проводится оценка эффективности ее реализации . Порядок проведения и критерии устанавливаются местной администрацией

  • -ДЦП могут быть предусмотрены субсидии на реализацию аналогичных программ финансируемых из другого уровня бюджета. Условия предоставления и методика расчета межбюджетных субсидий устанавливаются соответствующей программой


  • Целевые программы

  • По уровню их разработки и утверждения делятся на :

  • -федеральные

  • -региональные

  • -муниципальные

  • По видам, согласно действующему бюджетному законодательству, целевые программы делятся на :

  • -долгосрочные

  • -ведомственные

  • -федеральная адресная инвестиционная программа


  • Долгосрочная целевая программа - комплекс взаимоувязанных по ресурсам, исполнителям, срокам осуществления и показателям результативности мероприятий, направленных на решение проблем системного характера в сфере социально-экономического развития территории

  • Долгосрочные целевые программы целесообразно применять для решения задач межмуниципального (на уровне субъекта РФ), межведомственного характера, которые не могут быть решены в рамках текущей деятельности субъектов бюджетного планирования, а также для достижения стратегических ориентиров развития территории, определенных в документах социально-экономического планирования.

  • Срок реализации ДЦП должен быть не менее 3 лет

  • По сути, ДЦП должна быть направлена на реализацию определенной стратегической или тактической цели (направления )

  • Долгосрочная целевая программа может состоять из нескольких подпрограмм , направленных на решение конкретных задач в рамках данной программы


  • Ведомственная целевая программа комплекс взаимоувязанных по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления мероприятий, реализуемых главным распорядителем бюджетных средств и обеспечивающих решение отраслевых задач в поле его ответственности в сфере социально-экономического развития

  • ВЦП, как инструмент программно-целевого управления применяется главным распорядителем бюджетных средств для достижения целей и задач развития конкретной отрасли. Мероприятия ведомственной целевой программы не должны совпадать с мероприятиями долгосрочных целевых программ

  • В соответствии со статьей 179.3 БК РФ в федеральном бюджете, бюджете субъекта РФ, местном бюджете могут предусматриваться бюджетные ассигнования на реализацию ведомственных целевых программ, разработка, утверждение и реализация которых осуществляется в установленном соответствующим органом власти порядке

  • Ведомственная целевая программа, как инструмент, привязанный к среднесрочному циклу бюджетного планирования, разрабатывается на срок не более трех лет. Дробление ведомственной целевой программы на подпрограммы представляется нецелесообразным

  • Применение ведомственных целевых программ в бюджетном процессе обусловлено необходимостью повышения ответственности субъектов бюджетного планирования за достижение конкретных, количественно определенных результатов


ПОРЯДОК принятия решений о разработке, формировании и реализации долгосрочных целевых программ в городского округа Тольятти

  • Утвержден постановлением мэрии г.о. Тольятти от 18.06.2008 №1378-1/п

  • (с изм. от 29.07.2010 №2071-п/1)


Основные понятия и определения


  • ДЦП Тольятти представляют собой комплекс научно-исследовательских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления и обеспечивающих эффективное решение приоритетных для развития городского округа социальных и экономических задач

  • ДЦП разрабатываются на срок – более 1 года

  • ДЦП утверждается постановлением мэрии не позднее 1 месяца до внесения проекта бюджета

  • Постановление мэрии от 29.07.2010 №2071-п/1 «О Порядке принятия решений о разработке, формировании и реализации долгосрочных целевых программ городского округа Тольятти»


Долгосрочная целевая программа (ДЦП) основные критерии отбора проблем:

    недостаточный (ниже среднего) уровень значения показателя(лей) эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, по результатам рейтингования г.о.Тольятти среди муниципальных образований (городских округов и муниципальных районов) Самарской области (Сводный доклад о результатах мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Самарской области по итогам предыдущего года, подготовленного во исполнение Указа Президента РФ № 607)

  • наличие аналогичных федеральных и областных целевых программ

  • приоритеты развития городского округа Тольятти, в соответствии со Стратегическим планом развития городского округа Тольятти до 2020г., а также Программой КСЭР Тольятти на 2010-2020г.г.

  • значимость проблемы и невозможность ее решения в приемлемые сроки за счет использования действующих бюджетных механизмов

  • высокая эффективность технических, организационных и иных предлагаемых к реализации программных мероприятий

  • необходимость координации межотраслевых связей для решения проблемы


  • Инициаторы постановки проблем для программной разработки

  • Разработчик концепции

  • Заказчик ДЦП

  • Разработчик ДЦП


  • Этапы

  • разработки проекта и утверждения ДЦП

  • Разработка концепции ДЦП

  • принятие мэром г.о. Тольятти решения о разработке ДЦП

  • Разработка проекта ДЦП

  • согласование проекта ДЦП

  • Утверждении ДЦП

  • принятие мэром г.о. Тольятти решения (постановление мэрии)


Отбор проблем для программной разработки


  • Разделы ДЦП

  • Паспорт программы

  • Анализ проблемы и обоснование ее решения программными методами

  • Цели и задачи программы

  • Перечень мероприятий программы (в форме таблиц)

  • Целевые показатели программы

  • Обоснование ресурсного обеспечения программы

  • Механизм реализации программы

  • Ожидаемые социально-экономические (экологические) последствия реализации программы



  • Виды отчетов по ДЦП

  • (Годовой и итоговый отчеты утверждаются постановлением мэрии городского округа Тольятти (в Департамент экономического развития мэрии годовой и итоговый отчеты направляются в рамках предусмотренной процедуры согласования проекта постановления, дополнительного представления отчетов не требуется)


Ведомственная целевая программа (ВЦП)

  • ВЦП Тольятти - правовой акт, разрабатываемый субъектом бюджетного планирования, представляющий собой комплекс взаимоувязанных мероприятий, направленных на выполнение конкретной, измеряемой целевыми индикаторами, тактической задачи, решение которой возложено исключительно на соответствующий субъект бюджетного планирования

  • ВЦП разрабатываются сроком на очередной финансовый год и плановый период в пределах бюджетных ассигнований ГРБС на планируемый 3-х летний период

  • ВЦП разрабатывается и утверждается постановлением мэра в срок до 01 октября года, предшествующего году начала ее реализации

  • Постановление мэрии от 05.06. 2008 г. №1252-1/п (с изм. от 15.07.2011) «О порядке разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ городского округа Тольятти»


Основные термины Порядка

  • Субъект бюджетного

  • планирования

  • Цель ВЦП

  • Задача ВЦП

  • Мероприятие

  • Целевые

  • индикаторы

  • Конечный результат

  • Эффективность

  • реализации ВЦП


  • Структура ВЦП

  • Паспорт ВЦП

  • Раздел I. Характеристика проблемы, решение которой осуществляется путем реализации ВЦП, включая анализ причин ее возникновения, целесообразность и необходимость ее решения на ведомственном уровне программным методом

  • Раздел II. Цель и задачи ВЦП

  • Раздел III. Ожидаемые результаты реализации ВЦП и целевые индикаторы, характеризующие достижение цели, решение поставленных задач

  • Раздел IV. Перечень мероприятий

  • Раздел V. Социально-экономические последствия реализации ВЦП - оцениваются с точки зрения заявленных цели, задач и мероприятий (например, увеличение налоговых поступлений в бюджет, сокращение затрат, снижение ущерба), принимая во внимание возможные риски реализации ВЦП

  • Раздел VI. Методика оценки эффективности реализации ВЦП

  • Раздел VII. Механизм управления реализацией ВЦП (описание процедур внутренней организации деятельности субъекта бюджетного планирования по достижении запланированной цели ВЦП)


Механизм реализации программы


Экспертиза проекта программы


Включение программы в проект бюджета

        • Мэрия городского округа Тольятти
        • Проект бюджета городского округа

Порядок проведения оценки эффективности реализации долгосрочных целевых программ

  • утвержден постановлением мэра г.о. Тольятти от 12.08.2008г. №2061-1/п (с изм. 01.11.2010 №3075-п/1)

  • определяет критерии оценки эффективности реализации долгосрочных целевых программ городского округа Тольятти


Оценка эффективности реализации программы проводится по следующим комплексным критериям

  • Оценка эффективности осуществляется исходя из принципа результативности и эффективности использования бюджетных средств, в рамках которого участники бюджетного процесса должны исходить из необходимости достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств

  • Результативность оценивается через систему показателей, позволяющих в количественном выражении оценить результат - достижение цели, решение задач

  • Эффективность реализации ДЦП в отчетном периоде оценивается путем расчета комплексного показателя эффективности через соотнесение степени достижения значений показателей конечного результата к уровню ее финансирования за отчетный период

  • Оценка осуществляется заказчиками ДЦП ежегодно и по итогам реализации ДЦП и до 1-го марта года, следующего за отчетным, направляет результаты проведенной оценки эффективности в ДЭР мэрии в составе годового или итогового отчета об исполнении ДЦП

  • По результатам оценки мэром городского округа не позднее чем за один месяц до дня внесения проекта решения о бюджете в Думу городского округа может быть принято решение о сокращении начиная с очередного финансового года бюджетных ассигнований на реализацию ДЦП или досрочном прекращении ее реализации


  • «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в городском округе Тольятти на 2011-2012 годы»

  • Утверждена - постановлением мэрии от 20.09.2011 г. №2853-п/1 утверждена ДЦП

  • Дата и номер распоряжения (поручения мэрии) о принятии решения о разработке ДЦП-Протокол № 18-пр/1 аппаратного совещания у мэра городского округа Тольятти от 12.09.2011г.

  • Заказчик – координатор: Департамент градостроительной деятельности мэрии городского округа Тольятти;

  • Заказчики: Управление по жилищным вопросам мэрии; Департамент по управлению муниципальным имуществом мэрии; Департамент экономического развития мэрии; Департамент городского хозяйства мэрии;

  • Цель: Обеспечение сохранности жилищного фонда, создание безопасных и комфортных условий проживания граждан, жилые помещения которых в установленном порядке признаны непригодными для проживания, в результате признания многоквартирного дома аварийным. Оптимизация использования территорий, занятых в настоящее время жилищным фондом, непригодным для проживания.

  • Основными задачами программы являются:

  • -Подготовка условий и разработка механизма переселения граждан из жилых помещений, которые в установленном порядке признаны непригодными для проживания, в результате признания многоквартирного дома аварийным;

  • -Обеспечение граждан, у которых жилые помещения в установленном порядке признаны непригодными для проживания, в результате признания многоквартирного дома аварийным жилыми помещениями, отвечающими установленным санитарным и техническим правилам и нормам.

  • -Ликвидация аварийного жилищного фонда, признанного таковым в 2011 году


  • Сроки ДЦП - 2011 – 2012 годы . Реализация программы не предусматривает выделение отдельных этапов , поскольку программные мероприятия рассчитаны на реализацию в течение всего периода действия Программы.

  • Общий объем финансирования Программы в 2011–2012 годах составит 115979,1т.р . из бюджета городского округа Тольятти, в том числе:

  • в 2011 году – 93 921,4 тыс. рублей;

  • в 2012 году – 22 057,7 тыс. рублей .

  • Контроль - Общая координация и руководство реализацией Программы осуществляется департаментом градостроительной деятельности мэрии городского округа Тольятти.

  • Ожидаемые социально-экономические (экологические) последствия ДЦП:

  • -выполнить обязательства перед гражданами, проживающими в жилых помещениях, которые в установленном порядке признаны непригодными для проживания, в результате признания многоквартирного дома аварийным

  • -снизить социальную напряженность в городском округе Тольятти.

  • - сократить площадь жилищного фонда, непригодного для проживания,

  • -эффективно использовать территорию, занятую жилищным фондом, непригодным для проживания.


  • В настоящее время в городском округе Тольятти в установленном порядке аварийными признаны 2 многоквартирных дома, площадь которых составляет 2234,1 кв.м.:

  • г. Тольятти, Автозаводский район, ул.Ворошилова, 55 (постановление 06.09.20112706-1/п )

  • -численность 94 чел.

  • -площадь 1843,0 кв.м.

  • -квартир 36 (33+3)

  • -численность 34 чел.

  • -площадь 391,1 кв.м.

  • -квартир 10 (2+8)


  • Механизм реализации программы предусматривает :

  • использование рынка жилья, в т. ч. вторичного для приобретения квартир в муниципальную собственность;

  • решение задач по выплате указанных выше компенсационных затрат, связанных с переездом;

  • оплату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с жилищным законодательством;

  • ликвидацию аварийного жилищного фонда посредством реконструкции и (или) сноса аварийного жилищного фонда.

  • Критерием оценки эффективности реализации Программы

  • Степень достижения целевых показателей, установленных Программой. Показатели результативности Программы характеризуют прогресс в достижении цели, решении задач Программы, реализации программных мероприятий. Программа носит социальной характер, основным критерием эффективности которой является количество граждан, переселенных из жилых помещений, признанных в установленном порядке непригодными для проживания в результате признания многоквартирного дома аварийным в 2011 году.

  • В результате реализации Программы

  • все граждане, жилые помещения которых в установленном порядке признаны непригодными для проживания в результате признания многоквартирного дома аварийным, будут обеспечены жилыми помещениями, отвечающими установленным санитарным и техническим правилам. Снос и реконструкция многоквартирного дома позволит улучшить внешний облик города, эффективно использовать территорию городского округа, рассмотреть альтернативные возможности дальнейшего использования участков, занятых многоквартирными домами, признанными аварийными.


  • Целевые показатели:

  • 1.конечного результата

  • Обеспечение граждан (число граждан – 2011год в кол-ве 128 чел)

  • Ликвидация аварийного жилищного фонда (базовое значение 2011 - 2234,1 кв.м.)

  • 2. непосредственного результата

  • Приобретение мэрией городского округа Тольятти жилых помещений путем проведения аукционов – 128 чел

  • Компенсация затрат гражданам помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания – 128 чел. финансовые затраты указаны из расчета 3,0 тыс. руб. за одну однокомнатную квартиру, 4,5 тыс. руб. за 2-комнатную квартиру, 5,0 тыс. руб. за 3-комнатную квартиру

  • Внесение платы за коммунальные услуги и платы за жилое помещение (до момента передачи их в собственность (пользование)–100%

  • Внесение платы за коммунальные услуги и платы за жилое помещение за жилые помещения (с момента поступления их в муниципальную собственность (освобождения нанимателями) до момента сноса многоквартирного дома или его реконструкции и предоставления гражданам) – 100%

  • Подготовка разрешительной документации – 1 проект (2011г.)

  • Реконструкция аварийного дома по ул. Ворошилова,55 – 1 дом (2012 год)


  • Реестр программ городского округа Тольятти

  • Долгосрочные программы - 25

  • Долгосрочная целевая программа городского округа Тольятти «Замена и модернизация лифтов в многоквартирных домах городского округа Тольятти на 2012-2015 годы»

  • Долгосрочная целевая программа городского округа Тольятти «Ремонт муниципальных общежитий, многоквартирных домов, расположенных в городском округе Тольятти, утративших статус общежития, в том числе зарегистрированных в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним в качестве жилых комплексов, на 2012-2020 годы»

  • Долгосрочная целевая программа городского округа Тольятти «Обеспечение пожарной безопасности на объектах муниципальной собственности городского округа Тольятти на 2012-2014 гг.»

  • Долгосрочная целевая программа организации работы с детьми и молодежью в городском округе Тольятти «Молодежь Тольятти» на 2012-2020 гг.

  • Долгосрочная целевая программа «Создание условий для улучшения качества жизни жителей городского округа Тольятти и обеспечения социальной стабильности на 2012- 2014 годы»

  • Долгосрочная целевая программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в городском округе Тольятти на 2011-2012 годы»


  • 7. Долгосрочная целевая программа «Ликвидация экологического ущерба прошлой хозяйственной деятельности бывшего ОАО "Фосфор" на 2012-2017 годы»

  • 8. Долгосрочная целевая программа «Развитие муниципальной службы в городском округе Тольятти на 2012 – 2014 годы»

  • 9. Долгосрочная целевая программа «Стимулирование развития жилищного строительства в городском округе Тольятти» на 2011-2015 годы»

  • 10. Долгосрочная целевая программа «Молодой семье – доступное жилье» на 2011-2015 годы

  • 11. Долгосрочная целевая программа «Модернизация муниципальных учреждений здравоохранения городского округа Тольятти на 2011-2013 гг.»

  • 12. Долгосрочная целевая программа «Развитие туризма на территории городского округа Тольятти на 2011-2013 гг.»


  • 13. Долгосрочная целевая программа городского округа Тольятти «Культура Тольятти в современных условиях (2011-2018 гг.)»

  • 14. Долгосрочная целевая программа «Формирование в городском округе Тольятти электронного муниципалитета и реформирование системы муниципального управления на основе использования современных информационных и телекоммуникационных технологий» на 2012 – 2013 годы»

  • 15. Долгосрочная целевая программа «Формирование беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры на территории городского округа Тольятти на 2011-2020 годы»

  • 16. Долгосрочная целевая программа «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в городском округе Тольятти на 2010-2014 гг.»


  • 17. Долгосрочная целевая программа по созданию условий для улучшения качества жизни жителей городского округа Тольятти и обеспечения социальной стабильности на 2009 год и плановый период 2010-2011 годов

  • 18. Долгосрочная целевая программа «Модернизация и развитие автомобильных дорог местного значения городского округа Тольятти на 2009-2015 годы»

  • 19. Долгосрочная целевая программа «Поэтапный переход на отпуск коммунальных ресурсов потребителям в соответствии с показателями коллективных (общедомовых) приборов учета в многоквартирных домах городского округа Тольятти на 2009-2015 годы»

  • 20. Долгосрочная целевая программа профилактики правонарушений на территории городского округа Тольятти на 2009-2012 годы


  • Долгосрочная целевая программа «Противодействие коррупции в городском округе Тольятти на 2010 - 2012 годы»

  • Долгосрочная целевая программа «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства городского округа Тольятти на 2010-2015 годы»

  • Долгосрочная целевая программа городского округа Тольятти «Развитие физической культуры и спорта на территории городского округа Тольятти на 2011-2020 гг.»

  • Долгосрочная целевая программа «Дети городского округа Тольятти» на 2010-2020 годы»

  • Долгосрочная целевая программа мер по противодействию незаконному обороту наркотических средств, профилактике наркомании, лечению и реабилитации наркозависимой части населения г.о. Тольятти на 2010-2012 годы


  • Ведомственные программы Тольятти – 10

  • Ведомственная целевая программа городского округа Тольятти «Поддержка и совершенствование деятельности муниципальных библиотек и творческих организаций городского округа Тольятти на 2011-2013 гг»

  • Ведомственная целевая программа «Качество образования - качество жизни» на 2009-2011 годы городского округа Тольятти

  • Ведомственная целевая программа организации работы с детьми и молодежью в городском округе Тольятти на 2009 г. и плановый период 2010-2011 г.г.

  • Ведомственная целевая программа «Семья и дети городского округа Тольятти на 2009-2011 годы»

  • Ведомственная целевая экологическая программа городского округа Тольятти на 2010-2012 г.г.


  • 6. Ведомственная целевая программа «Капитальный ремонт, модернизация и диспетчеризация лифтового хозяйства жилищного фонда в городском округе Тольятти на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов»

  • Ведомственная целевая программа «Пожарная безопасность на 2009-2011 гг.»

  • Ведомственная целевая программа городского округа Тольятти «Повышение безопасности дорожного движения на период 2009-2011 годов»

  • Ведомственная целевая программа городского округа Тольятти «Восстановление поврежденных конструктивных элементов многоквартирных домов городского округа Тольятти на 2012-2014 гг.»

  • Ведомственная целевая программа городского округа Тольятти «Семья и дети городского округа Тольятти» на 2012 год и на плановый период 2013-2014 годов»


  • Иные программы

  • Городская целевая программа «Улучшение жилищных условий граждан г. Тольятти с использованием ипотечного кредитования на 2002-2015 годы»

  • Муниципальная адресная Программа «Капитальный ремонт многоквартирных домов городского округа Тольятти на 2008-I квартал 2011 г.г.»