История христианской церкви. Отступление от Библии

Митрополит Иларион об экуменизме

Председатель Отдела внешних церковных связей Московской патриархии митрополит Волоколамский Иларион, сопровождающий патриарха Кирилла в его поездке по Украине, дал интервью телекомпании "Глас". Владыка, в частности, сказал:

"Есть разное понимание экуменизма. Протестантское понимание заключается в том, что все существующие конфессии как бы ветви единого дерева, что Церковь сама по себе невидима, она представляет собой совокупность разных конфессий ("теория ветвей"). Задача в этом случае видится в том, чтобы их всех постепенно объединить, и тогда невидимая Церковь станет видимой. Это еретическое понимание, и православные никоим образом его не разделяют.

Мы считаем, что Церковь существует, имеет видимые границы и та Единая, Святая, Соборная и Апостольская Церковь, о которой мы говорим в Символе веры, является Православной Церковью, а мы ее членами.

В диалоге с иными христианскими конфессиями мы ставим перед собой, прежде всего, миссионерскую задачу . Мы свидетельствуем перед протестантами, англиканами и католиками о Предании древней неразделенной Церкви и говорим, что путь к объединению лежит через возращение к этому Преданию, другого пути нет.

Все те новшества, которые возникли в ходе истории, все ереси, которые появляются во втором тысячелетии, должны быть преодолены. Наши инославные братья должны от них отказаться, чтобы состоялось их воссоединение с единой, неразделенной и пребывающей во веки канонической Церковью.

В этом состоит смысл нашего диалога с инославными церквами ".

УЧАСТИЕ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В ВСЦ НИКАК НЕ ОПРАВДАНО

Известный болгарский духовный писатель и богослов, верный святоотеческой традиции, архимандрит Серафим (Алексиев), духовный сын приснопамятного архиепископа Серафима (Соболева), в своей книге-исследовании "Почему православному христианину нельзя быть экуменистом?" пишет:

"Западные инославные наблюдатели находят весьма противоречивым и нелогичным участие в ВСЦ (экуменическая организация "Всемирный совет церквей", - прим. ред.) Православной Церкви, претендующей быть единой истинной Христовой Церковью, какова она и есть.

Чего же ищут православные христиане в экуменическом совете, идеология которого абсолютно не совпадает с идеологией Православия? Какая польза может быть для Православия от участия в экуменическом движении, цель которого - вовсе не объединить все вероисповедания на началах Богооткровенной истины, хранимой Православием, а создать надцерковное, или точнее - антицерковное объединение, где никто не будет располагать "отдельной границею для своего вероисповедания" (по выражению Виссер-Хуфта) и где не будет уже "православной Церкви - в особом смысле слова" (по словам Хауса)?

На эти вопросы "православные" экуменисты обычно отвечают, что на экуменические собрания они идут с целью "свидетельствовать" о Православии и привлекать к нему внимание инославных. Так, представители православной молодежи на экуменическом съезде в Боссе (близ Женевы) в январе 1949 года заявили между прочим: "Православные участвуют в экуменическом движении с полным сознанием своей христианской ответственности быть живыми и деятельными свидетелями Православия, готовыми объяснять свои догматы, с которыми другие христиане мало знакомы, и в частности место Пресвятой Девы, Божией Матери, в жизни Церкви".

Но осуществились ли эти благие чаяния, высказанные в середине нашего столетия (а для нас - уже прошлого, - прим. ред.)? Вовсе нет! Ибо экуменизм лишь для видимости утверждает, будто ищет истину , а на деле не стремится ее найти. Он ищет соединения всех церквей не на основе Православной истины, а на принципах новой идеологии, ради которой и от Православия требуются некоторые догматические уступки, так как согласно бытующему в экуменической среде убеждению ни одна из "церквей" не обладает полнотой истины. Отсюда и призыв ко всем "церквам", включая и Православную, каяться в утраченном единстве.

Еще в первой половине столетия (XX века) у экуменистов наметилась тенденция требовать и от Православной Церкви покаяния в каких-то грехах (неужто догматических?), из чего следует, что они вовсе ее не считают "столпом и утверждением истины"! Протестант-экуменист Фр. Либ откровенно писал в 1929 году: "Истинная, продиктованная волей к единству во Христе встреча Реформаторского протестантсва и Восточного Православия заставляет их обоих исповедаться и покаяться пред лицом Божиим".

Несмотря на это, "православные" экуменисты до сих пор прикидываются, будто верят иллюзии, что в Женеву они едут проповедовать Православие. Имей они добрую и свободную совесть, то сами "православные" представители в ВСЦ признались бы, что никто из экуменических деятелей не собирается принимать Православие !"

I. Отступление в области догматической.

1. Учение о главенстве (примате) Римского епископа над Церковью. Это учение начало формироваться в эпоху Вселенских соборов, а официальной доктриной стало уже в X-XI вв. В современном католическом кодексе говорится: "Верховная кафедра никем не может быть судима" (1556 канон РКЦ). И титул Римского епископа сейчас имеет наименования: - епископ Рима, - викарий (заместитель) Христа, - преемник первейшего князя Апостолов, - верховный первосвященник Вселенской Церкви, - Патриарх Запада, - примас (первенствующий епископ) Италии, - архиепископ и митрополит провинции Романии (область около Рима), - правитель суверенного государства града Ватикан, - раб рабов Божиих.
Для католика этот титул - экклезиология, за которой стоит определенное церковное сознание.

2. Догмат о папской непогрешимости в вопросах веры и нравственности.
Этот догмат имеет в виду не личную непогрешимость папы, а только когда он выступает от лица всей церкви. Догмат был принят на I Ватиканском соборе в 1870 году (или XX Вселенском соборе по католическому счету).

3. Учение об исхождении Святого Духа от Отца и Сына - учение о "Филиокве".
Вначале это учение не было догматом, а лишь общей доктриной, и инакомыслие в этом вопросе не считалось католиками ересью. Как догмат учение о "Филиокве" принято уже на Лионском (1274 г.), Ферраро-Флорентийском (1431-1439 гг.) соборах и в 1445 г. без участия Греческой церкви.

II. Отступление в сотериологии.

1. доктрина о юридическом характере искупления, ярким выразителем которой стал Ансельм Кентерберийский (XII-XIII вв.).

2. Учение о чистилище - средним состоянием между раем и адом.

3. Учение об индульгенциях - освобождение грешников от наказания за грех в силу сверхдолжных заслуг святых.
Учение о чистилище стало догматом на Ферраро-Флорентийском соборе, а учение об индульгенциях - на Тридентском соборе 1545-1563 гг. Современная конституция об индульгенциях принята в 1967 г. на II Ватиканском соборе. В ней рекомендовалось использовать индульгенции пастырями для наставления паствы. После Тридентского собора индульгенции без покаяния не применялись и за деньги не покупались. Взамен их применялось чтение определенных молитв установленное число раз, чтобы выйти из чистилища. Очевидно, какой духовный вред приносит подобная практика.

III. Отступления в сакраментологии.

Учение о действенности Таинств ex opere operato, то есть - в силу совершения действия. Таким образом, действие Таинства не зависит от расположения восприемника (от него требуется лишь желание) и совершающего (главное лишь правильная хиротония священника). Это учение было принято на Тридентском соборе.

IV. Обожествление Богоматери.

1. Догмат о непричастности Богоматери к первородному греху, о непорочном зачатии.
Догмат принят в 1854 г. папой Пием IX без собора после опроса буллой. Догмат учит: в силу будущих заслуг Иисуса Христа Богородица оказалась свободной от первородного греха, то есть оказалась в состоянии Адама и Евы до грехопадения.

2. Догмат о телесном вознесении Богоматери.
Догмат принят в 1950 г. папой Пием XII после опроса буллой. Внешне этот догмат сходен с учением Вселенской Церкви. Но Вселенская Церковь учит, что Богородица была причастна первородному греху, и Ее смерть была естественным явлением, после которого следовало воскресение и вознесение. Из учение же католиков о непричастности Богоматери первородному греху следует, что Ее смерть не была необходимой, а была добровольной. Поэтому Богоматерь часто называют соискупительницей человечества (coredemtrix) наряду со Христом.

V. Отступления в учении о Таинствах.

1. Таинство Миропомазания.

В РКЦ это Таинство совершается только епископом над членом РКЦ, достигшем отроческого возраста. Сейчас католики разрешают униатам совершать Таинство через священников и, в крайних случаях, - на миссионерских территориях.
Миропомазание (confirmation) - для католиков значит укрепление. По их теории крещение - искупление от первородного греха, после которого младенец до отроческого возраста личных грехов не имеет и не нуждается в Таинствах вообще. Очевидно, что никакой духовной помощи в своем развитии ребенок не получает.

2. Таинство Евхаристии.

1) употребление опресноков вместо квасного хлеба стало распространяться с начала средних веков. Патриарх Фотий еще не указывал на использование квасного хлеба, а в XI веке в православных книгах уже указывается на необходимость использования квасного хлеба. Следовательно, практика опресноков утвердилась на Западе в период с IX по XI вв.
Этому фактору придавалось гораздо большее значение, чем иным догматам. Но разрешалось применение квасного хлеба католикам всего восточного обряда - как униатам, так и не униатам.

2) причащение мирян под видом одного хлеба.
Это положение утвердилось в XII веке, а до того времени причастие осуществлялось под двумя видами (хлеб и вино). Причина такого отступления кроется в бедствиях, обрушившихся на Европу, как-то - чума, холера. В результате этого было много смертельных случаев, и тогда было принято решение причащать только хлебом, что, конечно, отражает неверие католиков. Позже такое решение пришлось обосновать следующим образом: кто вкушает Тела, неужели не вкушает и Крови? Далее последовало разделение на учащую и учащуюся церкви, то есть на духовенство, которое причащается под двумя видами, и мирян. Правда, на II Ватиканском соборе 1960 г. принято решение причащать мирян под двумя видами в исключительных случаях: принятие монашеского пострига, крещение взрослого человека. Для униатов сохранилось право на весь восточный обряд, включая причастие под двумя видами.

3) моментом пресуществления Святых Даров считается произнесение священником установительных слов Христа "Приимите, ядите...", а не эпиклезис. Такое различие породило глубокие последствия. У католиков главное - произнесение формулы, а не молитва. И это сохранилось во многих Таинствах.

3. Таинство брака.
1) совершителями брака считаются сами брачующиеся. Священник лишь необходимое лицо, которое должно засвидетельствовать брак как канонический и законный.

2) признание абсолютной нерасторжимости брака (даже в случае прелюбодеяния потерпевшая сторона не имеет права на новый брак). Но существует dispensatia - признание брака недействительным, если брак заключен в целях, не соответствующих целям брачного союза (фиктивный брак, например). Разводный процесс длится 1,5-3 года, так как оформляется через Ватикан или его легата.

4.Таинство священства.

1) Обязательный целибат (caelibatus - целомудрие, чистота) духовенства утвердился при Григории VII во второй половине XI века. На Востоке до Юстиниана (VIв.) и епископы были женатые (считалось невозможным совмещать монашеские обеты с епископской деятельностью).На Западе же на женатого епископа смотрели, как на некоторую немощь. Позже стало появляться отношение к браку, как к скверне, не позволяющей предстоять на служении. Но это противоречит каноническим правилам Гангрского (IV в.) и Трулльского (VII в.) соборов.
Патриарх Фотий еще в IX веке указывал, что обязательный целибат приведет к соблазнам и нареканиям в адрес духовенства. И история западной церкви дает немало таких примеров (незаконнорожденные дети были даже у пап). На Руси первый целибат - А.В.Горский (XIX век).

2) Признание неизгладимого характера Таинства священства, подобно Таинству Крещения (Таинство брака, например, носит изгладимый характер, то есть возможно расторжение брака по каким-то причинам). Канонисты однозначного ответа не дают на этот вопрос: что значит низвержение из сана - низвержение до мирянина или просто запрещение священнодействия.

5. Таинство Крещения.

У католиков оно производится через обливание. РКЦ отступила от полного погружения без особых причин. На Руси были отступления в силу определенных причин, и сейчас ведется возврат ко Крещению погружением.
Правило Трулльского собора гласит: крещенные обливательно не могут быть клириками. Но раньше период оглашения был длительным, и Крещение было воистину рождением в новую жизнь. Многие из оглашенных не торопились с принятием Крещения, но по случаю болезни крестились на ложе обливанием. Однако, если они выздоравливали, их не принимали
в клир, так как у тех не было рвения ко Крещению (крещены по необходимости).

VI. Особые церковные установления.

1. Учреждение неизвестного Церкви сана кардинала.
Это вызвало смешение степеней священства. Слово "cardinalos" значит главный, ведущий. Так называли священников главных (кафедральных) соборов, позднее это звание закрепилось за клириками кафедр римского епископа (это были диаконы). Число приходов росло, а число диаконов при римском епископе было всегда 7, и потому они всегда ценились, имели влияние при кафедре. Диаконы-кардиналы все более возвышались и составили особый высший слой духовенства, который шел по рангу за папой, то есть выше епископов и католических патриархов (униатских и др.). Положение кардиналов было высоким, а по сану они были диаконами или пресвитерами. Потом их число стало увеличиваться: кардиналами стали именовать не только клириков в Риме, но и епископов некоторых других городов. В то же время этот кардинал приписывался как диакон или пресвитер к одному из римских храмов. В связи с этим получается, что при папе диаконы равны епископам поместных церквей. Таким образом можно убедиться, на сколько велика роль папы.
В наше время, после II Ватиканского собора, все кардиналы имеют сан епископа.

2. Особенности поста.
1). Введение поста в субботу и, в связи с этим, сокращение Великого Поста (он начинается с середины первой седьмицы православного Великого Поста). После Трулльского собора Великий Пост установлен длительностью в 7 недель, или 40 дней, не считая субботних и воскресных дней. На Западе не считают во время поста только воскресных дней (суббота постная), поэтому он короче.
2). Фактическая отмена пищевых ограничений во время поста. Два раза в году католики воздерживаются только от молока и мяса - в пепельную среду (первый день Великого Поста) и в Великую Пятницу. В другие дни разнообразие питания: разрешено молоко (считается не скоромным), птица (не считается мясом). Некоторые дни мясо не едят, но готовить пищу на сале разрешается.
3). Литургический пост (перед Причащением) ограничен одним часом перед мессой.

3. Особенность литургии (мессы).
Литургия (месса) совершается в течение всего дня на одном Престоле одним священником по нескольку раз.

Да,были Папы в оно время...Один из предстоятелей Римской Церкви ЛЕВ Великий ,живший в V веке (память 18 февраля/ 2 марта), человек очень образованный,высококультурный,прошедший огонь и воду борьбы с еретиками - несторианами,пелагианами,манихеями и в особенности с монофизитами,говорил:кто не желает быть учеником истины,тот становится учителем заблуждения . Папа Лев двадцать лет,с 440-го до кончины в 461-м году управлял Римской Церковью.Он был выдающимся духовным писателем Запада,классическое значение имеет его «Послание к святому Флавиану»,о соединении двух естеств в Иисусе Христе, против монофизитства,которое было одобрено Халкидонским собором в 451 году.Нынче,когда мы поминаем «Льва премудрого», «Православия наставника» (из тропаря),нелишне ещё раз обратиться,учитывая обстоятельства нынешних дней,к истокам и причинам заблуждений в Церкви,до XI века пребывавшей в единстве.

Естественно,предлагаемый текст не претендует на богословскую глубину и всеобъемлемость,однако учитывая,что многие наши верующие не очень-то представляют даже схематично двухтысячелетнюю историю Христианства,думается, сегодня нелишне дать хотя бы конспективное представление об оной.Для того,чтобы уяснить (ещё и ещё раз),к чему приводит,по выражению В.Розанова «безбрежная даль отрицаний » (хотя он писал о русском расколе),имеющая, без преувеличения,ужасающие последствия во всех сферах человеческого бытия.

«Исследуя Писания», как призывает нас Господь через Апостолов, мы, православные христиане, должны, хотя бы пунктирно, знать историю Церкви, дабы видеть и чувствовать истоки и мотивы всех современных, мночисленнейших и многообразных борений в области духа, которые проецируются на все стороны жизни. Именно они - первичны, «духовный раствор» (по выражению богослова А.И.Осипова ) творит, формирует все зримое, не наоборот.

ОТ ЛЮБВИ - К ПРЕВОСХОДСТВУ

«Деяния святых Апостолов», написанные евангелистом Лукой , рассказывают нам о становлении Церкви Христовой на земле, начиная от Вознесения Господня и до 60-х годов I в., когда по всей Римской империи подвижническими трудами учеников Христовых была освящена и стала воцерковляться ведущая цивилизация рода человеческого...

Церковь, будучи вначале малой, как горчичное зерно, по образному выражению Спасителя, постепенно выросла в великое древо, заполнившее своими ветвями весь мир.

Уже во II-м столетии епископы главных (областных) городов Римской империи стали именоваться митрополитами , они объединяли в своей митрополии кафедры ближайших епископов. Потом появились образования еще более обширного церковного управления, которые стали именоваться патриархатами. Так, на IV Вселенском Соборе (451 г.) вполне определись границы пяти патриархатов: Римского, Константинопольского, Александрийского, Антиохийского и Иерусалимского.

Рим занял место некоего старшинства среди христианских Церквей: и потому, что был столицей Империи, и потому, что Римская кафедра была связана с именами Первоверховных Апостолов - Петра и Павла: здесь они проповедовали, здесь постигла их мученическая кончина и хранились их прославленные мощи.

Вся Церковь Христова была основана на крови - апостолов, мучеников, но Римская - в особенной мере, т.к. сюда, в столицу, отовсюду свозили исповедников христианства, и десятки тысяч из них засвидетельствовали верность свою Христу Спасителю на аренах цирков, растерзанные зверями. Это, конечно, придавало дополнительную святость и значение Римской Церкви, и с этим связана еще одна ее роль в первые века.

Эту роль св. Игнатий Богоносец (II в.), казненный в римском амфитеатре, определил, как «гостеприимство мучеников». То- есть Церковь эта, римская община старалась хоть как-то поддержать приводимых и привозимых сюда исповедников - ободрить, утешить, посильно облегчить страдания. На основании этого служения Римской Церкви св. Игнатий Богоносец называл ее «председательствующей в любви». И именно в этом заключалось то старшинство, то первенство, которое было присуще тогдашней Римской Церкви: первенство в служении ближним, превосходство в любви христианской.

Но именно это понимание, к сожалению, не утвердилось в Римской Церкви, и уже в конце II - начале III в. здесь вместо «первенства в любви» начинает возрастать и доминировать понятие о юридическом первенстве, о каноническом главенстве по отношению к другим Церквам...

Постепенно эта тенденция в Римской Церкви укрепляется, и уже в начале V в. папа Бонифаций I возглашает: «Если кто-нибудь от Римской кафедры отколется, тот да будет исключен из христианской религии».

Притязания римских пап, невзирая на многократные увещевания патриархов и епископов Восточных Церквей, обретали все более непримиримый характер, облекаясь все больше в формы политической борьбы,придворных интриг и сугубо светских попечений.

Вместе с этим в Западной Церкви появились искажения догматического (вероучительного) характера, отступления в области таинств и обрядов. Так, в 1014 г. римский папа Бенедикт VIII по настоянию германского императора Генриха I узаконил добавление к «Символу Веры», что было совершенно недопустимо. Хотя один из его предшественников, папа Лев III (умер в 816 г.), велел, дабы предотвратить искажение Символа, вырезать его текст на двух серебряных досках (по-гречески и по-латыни), которые были возложены на гробницу Апостолов Петра и Павла, с надписью: «Я, Лев, положил эти доски по любви к православной вере и для охранения ее».

Очень важно сознавать, что Истина подается Святым Духом всей Полноте Церкви - никак не отдельному епископу, или патриарху, или папе. Так премудро и спасительно оберегает нас Господь от всякого заблуждения, т.к. отдельный человек, даже и самый выдающийся в духовном отношении, имеет какие-то недостатки и ограничения.

Каждый православный верующий является живой клеткой живого организма - Церкви, Тела Христова, живущего единой жизнью. Постановлениями Вселенских Соборов и Апостольскими правилами совершенно отчетливо выражается принцип соборности , и формулируется, что первый среди равных епископов (папа, патриарх, митрополит), будучи главой, «ничего не творит без согласия всех» (34-е Апостольское правило).

В течение нескольких веков, при постоянном стремлении пап к лидерству, в Западной Церкви появлялось все больше заблуждений. Властолюбие римских пап и отступление от Православия и стало причинами отделения Западной Церкви от Православной Вселенской Церкви. Точнее это называть не отделением, а отпадением. Официальной датой считается 1054 год .

Уже после этого отпадения Григорий VII (вторая половина XI в.), в эпоху торжества средневекового папства, развивал мысль, что папа является верховным правителем всего христианского мира. Им был составлен документ с характерным названием «Диктат папы».

В этом документе говорится, что папа имеет право низлагать императора, что папу никто не имеет права судить, что Римская Церковь никогда не заблуждалась и не будет заблуждаться во веки, что римский первосвященник, если он был канонично поставлен, соделывается святым...

Этот документ проложил через века прямую дорогу к догмату о папской непогрешимости, который был принят в 1870 г. на 1-м Ватиканском Соборе .

Как звучит догмат? - Римский первосвященник, когда он говорит со своей кафедры, т.е. как пастырь и учитель всех христиан, и когда определяет учение о вере и нравственности, через Божественную помощь обладает той непогрешимостью, которой Спаситель благоволил наделить Церковь, и потому такого рода определения римского первосвященника сами по себе, а не с согласия Церкви, неизменны.

Вот цитата из Исповедания веры папы Павла VI (1968 год): «...Мы веруем в непогрешимость преемника Петра, когда он ex cathedra учит как Пастырь и Учитель всех верующих, поддерживаемый в этом коллегией Епископов, которые вместе с ним осуществляют верховное учительство» .

Таким образом, обетования, данные Церкви, целиком сосредоточились в папе. И благодатные свойства Церкви, укорененность в Истине целиком перенесены на Римского епископа.

Как точно подметил в XIX веке А.С. Хомяков: «Бремя свободы Христовой, участие в соборной жизни Церкви всей полнотой личности оказалось не под силу римскому католицизму. Он возложил все бремя ответственности на папу. Критерием истины стал не Дух Святой, живущий в Церкви, а голос епископа, восседающего на Римской кафедре».

С XIV века начался явственный религиозный и нравственный упадок папства... К концу XV века состояние Западной Церкви было очень печальным.

Интерес пап, возглавлявших ее в тот период, был направлен на украшение Рима, стяжание богатств и почестей, некоторые вели распущенную,а то и развратную светскую жизнь, далекую от христианства. Несмотря на строжайшее запрещение, высшие церковные должности очень часто продавались.

Все это привело в начале XVI века к взрыву, изнутри расколовшему католический мир.

ПРОТЕСТАНТИЗМ

Это случилось, когда папой был Лев Х (1513-21 гг.) . Любитель искусств из рода Медичей,он сам вел роскошный образ жизни, растранжирил весь золотой запас, оставленный ему предшественниками.

Для того, чтобы достроить огромный собор св.Петра и вообще пополнить казну, папой были в огромном количестве пущены в продажу индульгенции , и они-то стали последней искрой, вызвавшей взрыв. Индульгенции - это разрешительные грамоты об отпущении грехов, согласно искаженному, неправославному учению о сверхдолжных заслугах святых, которыми якобы вправе распоряжаться папа.

Т.е. он своей властью может из этих заслуг «додавать» таковые грешникам для искупления вины.

Монах Тетцель , прибывший в Германию, начал продавать индульгенции для спасения душ не только живых, но и умерших, что вызвало горячий протест многих богословов.

Один из них, ученый католический монах Мартин Лютер с жаром проповедовал против такого кощунства, и на дверях церкви, в которой служил, прибил 95 тезисов против злоупотреблений папства. Очень быстро Лютер обрел огромную популярность и поддержку, т.к. почти все население тогдашней Германии страдало от эксплуатации папского Рима. Это случилось в 1517 году.

Протестантизм возник именно как протест против искажений христианства римским католицизмом. Однако, признав Римо-Католическую Церковь заблуждающейся и порвав с нею, лютеране не стали искать Церковь, непрерывно пребывающую в Истине - Церковь Православную, они были лишены и знания о ней, и того духовного состояния, которое содействовало бы такому поиску. То есть сам протест, бунт против папства обрел характер внешний, в духе католичества.

Вместо поиска правоверующей, православной Церкви Лютер и его последователи положили начало новому религиозному сообществу, как бы с нуля. Действия Лютера и лютеран явились отрицанием веры в единую Церковь, однажды и навсегда основанную Иисусом Христом, и по обетованию Его имеющую непрерывное бытие до скончания века. Вспомним: «Созижду Церковь Мою и врата ада не одолеют ее».

Признав единственным источником и правилом веры Священное Писание, Библию, лютеране отвергают авторитет Церкви, постановления Вселенских Соборов, церковную иерархию, Таинства (кроме двух), отрицают почитание и призывание святых, почитание икон, мощей, молитвы за умерших, посты, монашество...

Поставив перед собой задачу восстановления церковного учения в его апостольской чистоте, Лютер и его сподвижники не смогли, конечно же, справиться с ней, т.к. много столетий отделяло их от первых веков христианства, у них не было живого духовного опыта, знания творений Отцов и Учителей древней Церкви. Собственное их схоластическое образование представляло христианство в искаженном виде. Потому единственным источником истолкований у них был и остается собственный домысел, личное мнение.

Вместо одной, «очищенной» Римо-Католической Церкви (а именно это лежало в основе первоначального намерения) Реформация дала миру десятки и десятки новых христианских сообществ.

Впору вспомнить здесь слова св.праведного Иоанна Кронштадтского : «Католики выдумали новую главу, унизив Единую истинную главу Церкви - Христа; лютеране отпали и без Главы остались; англиканцы тоже: Церкви у них нет,союз с Главою порван, помощи всесильной нет,а Велиар воюет всей силой,коварством и всех держит в своей прелести и погибели.Погибающих множество в безбожии и разврате».

Да, «кто не желает быть учеником истины, тот становится учителем заблуждения». Это в полной мере относится к «основателям» всех тех многочисленных сект, которые породил протестантизм. Сейчас их насчитываются сотни, и каждое направление, сообщество претендует на всю полноту истины. Богословский «плюрализм» и произвольность личного мнения в толковании христианства со временем привели вообще к богоотрицанию и богоборчеству: общеизвестно, что марксизм зародился в лютеранской, протестантской среде.

Интересны на этот счет размышления Георгия Марченко ,человека,считающего себя христианином и одновременно стоящего на позициях сионизма - автора исследования о Марксе.Он пытается дать идеологические обоснования различным направлениям в сионизме,в частности,так называемому «сатанинскому», к которому причисляет и Маркса (работа опубликована в журнале «Кубань», N1, 1991г .).

И Маркс и Энгельс были в юности верующими...Марченко довольно подробно описывает, как юный Маркс переходит от христианства к одержанию мрачным духом вражды к нему.Это прослеживается в стихах будущего автора «Капитала».Например,стихотворение «Скрипач»:

Адские испарения поднимаются и наполняют мозг,

Пока не сойду с ума

и моё сердце в корне не переменится.

Видишь этот меч?

Князь тьмы

Продал его мне.

О соратнике Маркса Г. Марченко пишет: «Сомневаться в христианстве Энгельс начал после чтения книги либерального богослова Бруно Бауэра. В его душе шла отчаянная борьба, он писал в то время: «Я молюсь каждый день и даже целыми днями об истине; начал делать это с того момента, как усомнился, и все же не могу вернуться к нашей вере... Меня душат слезы, когда я пишу это...».

А вот признание самого Бауэра, читавшего лекции студентам: «Я не узнаю сам себя, когда произношу с кафедры кощунства...Произнося богохульства, я помню, что дома благочестиво пишу апологетические фразы в пользу Священного Писания и Откровения. Так или иначе, ужасный бес вселяется в меня, как только я поднимаюсь на кафедру, но я настолько слаб, что вынужден поддаваться ему. Мой дух богохульства будет удовлетворен лишь тогда, когда мне позволят проповедовать открыто, в качестве профессора, атеистическую систему».

Это важное свидетельство, оно вполне ясно говорит о природе тех реальных духов, воздействию которых подвергается человек, отходящий от полноты, от догматов Правоверия - Православия. Истина - одна, «Столп и Утверждение» ее - Церковь, которая, будучи Телом Христовым, неизменна, как неизменен Спаситель.

Г. Марченко пишет: «Марксизм - это первая систематическая и детально разработанная философская система, которая резко понижает представление человека о самом себе. Согласно Марксу - человек, это главным образом чрево, которое надо постоянно наполнять...». Автор подытоживает: «либеральная теология... разделяет вместе с Марксом и Энгельсом вину за убийство коммунизмом десятков миллионов невинных людей».

«Плюрализм» в вере далеко заводит: нынешнее протестантство являет собой «плюралистический» океан всевозможных субъективных учений, лишенных благодати Святого Духа. Это к популярному ныне вопросу о том, не все ли равно, как веровать - Бог-то един! Ох, как не все равно!..

Отступление от Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви вело и ведет к «безбрежной дали отрицаний». Искажения христианства уводят человека от главного - от спасения души для жизни вечной с Богом.

Святая Православная Церковь на Семи Вселенских Соборах (IV-VIII вв.) в полноте защитила и отстояла учение Христово, как Он преподал его Сам. Современные же отпавшие от Церкви сообщества «исповедуют» христианство так, что христианства в их учениях собственно не остается.Мы сегодня уже не удивляемся,что на Западе рукополагают во « священники», а теперь и в «епископы» не только женщин, но и содомитов, в католических храмах исполняются рок-концерты, создаются «христианские» союзы гомосексуалистов» и т.д и т.п.

«Они предали Его» - так сформулировал общий итог отступления князей католической церкви и иже с ними от Христа современный западный богослов архиепископ Марсель Лефевр (1905 - 1991 ). Книга под таким названием, с подзаголовком «От либерализма к отступничеству» была недавно издана у нас с предисловием протоиерея Александра Шаргунова.

В наши дни это уже оборачивается повсеместным «изгнанием Креста» в западной Европе и США из всех сфер общественной жизни, начиная со школ.И не только из общественной: начинают уже вводиться запреты на ношение нательного креста, под угрозой увольнения с работы.

«ВОЗРОЖДЕНИЕ»: началось возражением,заканчивается вырождением

В определенном смысле ключевой в западно-европейской истории стала эпоха Возрождения. В основе, зачатке ее было, можно сказать, Возражение - то настроение разочарования, внутреннего протеста, охлаждения к вере, которое провоцировалось нестроениями и беззаконными действиями католицизма, в лице высшей церковной власти. В первую очередь и зримо это выявлялось в душах тонких, творческих,эмоциональных - поэтов и художников...

Постепенный, но всепроникновенный отход от собственно христианства - из-за искажений его в «церкви лукавнующих» (пс.25) - способствовал все более возрастающему статусу человеческой личности, но уже в плане самодовлеющем (а не в христианском, где душа человеческая имеет - объективно! - величайшую ценность).

Бог в западном миросозерцании стал отодвигаться из центра на периферию, а место в центре все более завоевывал Человек...Эта трагедия постепенного, но перманентного богоотпадения, апостасии вызвала к жизни высокую творческую человеческую энергию, которая - об этом как-то забывают! - была «индуцирована» многовековой Божией благодатью, а не возникла сама по себе.

Творческие силы западного человека, в лице художника, мощно возросшие именно в христианстве, все более отходили - «откривлялись» от Бого-служения (во всех видах, формах, ипостасях) через промежуточные ступени - к откровенному культу человека и его притязаний. В осязаемой, вещественной, материальной форме. Место Бога занял человек.

Эпоха Богочеловека, Богопочитания сменялась и сменилась эпохой Человекобожия.

Ступени, которыми древние предки римлян и греков, великие философы Сократ, Платон, Парменид, Ксенофонт и др. - восходили, увлекая, приуготавливая народы к познанию Единого, истинного Бога в преддверии Рождества Христова... этими же ступенями (философии, художества, творчества) - сходили вниз, спустя пятнадцать веков, их потомки Петрарка, Вала, Альберти и др. художники, философы, комедиографы и т. д., все более погружаясь в стихию человекобожия, язычества, нового идолопоклонства, со всеми вытекающими последствиями.

И это «второе» было хуже «первого», ибо опустевшее святое место, как мы знаем и видим, занимают «семь злейших»...

Напитавшись подлинными сокровищами (христианства), «гуманисты», подобно блудным сыновьям, разошлись из Отчего Дома, и тому немало способствовали корыстные управители его...Но в отличие от евангельских - разошлись, чтобы не вернуться.

Ступени творчества, предназначенные как средство восхождения к Богу, стали использоваться для схождения от «разума истины». От Божьего храма - к человеческим дворцам, к «палаццо».

Подробное и глубокое описание этого процесса дал выдающийся верующий русский философ Алексей Лосев.

От Маркса уже рукой было подать до откровенного нигилизма, и он, став органичным продолжением материалистического безбожия, не замедлил явиться - в первую очередь в Ницше.

Кстати сказать, Ницше, будучи в течение десяти лет профессором классической филологии Базельского университета, знал толк в музыке, сознавал ее силу и мощь, и в работе «Рождение трагедии из духа музыки» (1872 г.) противопоставлял два, по его разумению, начала бытия - «дионисийское» (жизненно-оргиастическое) и «аполлоновское» (созерцательно-упорядочивающее).

Как и многие философы, мыслители, писатели Запада, отошедшие от христианства, Ницше, в дебрях собственных умопостроений, в самонадеянной иллюзии пребывания «По ту сторону добра и зла» (работа 1886 г.), лишившись объективных богозданных нравственных начал, стал воинствующим служителем зла.

Емко и ярко пишет об этом выдающийся русский мыслитель Иван Ильин в статье «Наступление на Восточную Христианскую Церковь».

«Ницше определяет весь комплекс религиозных понятий (Бог, душа, добродетель, грех, тот свет, истина, вечная жизнь) как «ложь, проистекающую из дурных инстинктов больных и глубоко порочных натур». Он без устали превозносит нигилизм, т.е. принципиальное отрицание всего и вся, а также безбожие.

Он восклицает: «Впереди богохульники, аморальные типы, лица, пользующиеся правом свободного передвижения и повсеместного проживания, цирковые артисты, евреи, игроки - собственно, все самые дискредитированные людские классы».

То, за что он ратует и что превозносит - это прежде всего «цинизм», бесстыдство, которое он называет «самым высоким», чего можно достичь на земле». Он будит в человеке бестию, «своенравного» зверя, которого надо разнуздать; он жаждет «человека-дикаря», «человека злого» с «ликующей нижней частью живота»; он хочет «жестокости» и «прямого зверства», «потрясающего бурного, дикого потока, несущегося из души».

«Нет ничего великого в том, - говорит он, - в чем отсутствует великое преступление». «В каждом из нас сидит варвар и дикий зверь». И превозносимый им нигилизм он считает не одним лишь своего рода наблюдением, не чистой теорией, а «отрицанием деяния», т.е. везде надо «приложить руку к разрушению», отсюда у него появляется «наслаждение от уничтожения самого благородного».

При этом он хорошо знал, что вызывает своей проповедью и каковы будут ее последствия. «Свой жребий я знаю. С моим именем некогда будут связываться воспоминания о чем-то чудовищном - о кризисе, какого еще не бывало на свете, о глубочайших коллизиях совести, о некоем решении, ниспровергающем все, во что до сих пор верили, чего добивались и чему поклонялись. Я не человек, я динамит».

«Когда правда вступит в борьбу с тысячелетней ложью» (т.е. христианством), «мы получим такие потрясения, такие судороги землетрясений, такое смещение гор и долин, о каких мы и не догадываемся. Понятие «политика» полностью растворится тогда в битве духа, все прежние институты власти будут взорваны - все они покоятся на лжи; произойдут войны, каких еще не было на земле...».

«Так Ницше стал предшественником, учителем и пророком большевистского сатанизма, - пишет И.А. Ильин, - он создал атмосферу религиозного и духовного нигилизма и предсказал социальное землетрясение. Теоретизирующий революционер Маркс создал материалистическую доктрину этого социально-политического землетрясения. Оба ненавидели Бога, разнуздывали человека. Их ученик Ленин, революционер-практик, сдвинул камень с места...».

Цинизм, бесстыдство, человек с «ликующей нижней частью живота», получающий «наслаждение от уничтожения самого благородного», занимает все большее, стремящееся к доминированию место в современном мире.

«Встроиться в Запад - значит попасть на оргию», - сформулировал в свое время писатель Александр Проханов , которого «Комсомолка» попросила высказаться по поводу яркого очерка Дарьи Асламовой о содомских страстях,царящих в Амстердаме и других городах Нидерландов («В Европе теперь модно заражать людей СПИДом»): «Эта так называемая «амстердамская культура» является яркой частью западного образа жизни, западной демократии, частью ее философии и ценностей. И в западной цивилизации нет ничего, что бы этому противостояло.

Поэтому, когда мы торопливо пытаемся догнать Запад, встать с ним вровень, встроиться в него, мы встраиваемся в амстердамский Содом. Мы необдуманно намереваемся совокупляться с партнером, который заражен СПИДом, гарантированно обрекая себя на заражение СПИДом не только физиологическим, но и духовным, и интеллектуальным, и военно-экономическим.

Амстердамская культура - и есть прижившаяся на Западе форма американской демократии, которая обрекает его на гибель. Это проказа. Огромная обезьяна, зараженная СПИДом. Потому эта культура, эта цивилизация и внушает ужас и страх всему человечеству...

Все это побуждает нас не к тому, чтобы ставить на этом клеймо и осуждать, а прежде всего - думать о русской альтернативе. Если хотим уцелеть в нашей хрупкости, неопытности, разгромленности после 1991 года, мы должны на всех углах говорить о другом образе жизни, о нашем русском пути. Потому те из политиков и культурологов, которые говорят, что нет особого русского пути, нет никакой собой русской демократии, а есть «общие с Западом ценности», просто толкают нас в прокаженный, зараженный СПИДом барак».

Нидерланды, кстати, в переводе - «нижняя земля»; конечно же, сразу ассоциация всплывает - «преисподняя земли». Не в плане - пока - де-факто, но в потенциале, увы, стремительно воплощающемся.

«Восток свыше» и Запад - эти сакральные понятия, оказывается, имеют и зримые параметры в пространствах человеческой цивилизации.

Как пишет,например, известный исследователь творчества А.С.Пушкина Валентин Непомнящий в заметках о трагическом состоянии современной русской культуры - «Место, занимаемое Россией на Земле, исторически недавно получило на Западе название «heartland».То есть «сердечная земля», «сердечная область». «С этим сердечным «чем-то», - пишет он далее,-... в тесной связи, думается, состоит и наша система ценностей, где духовное, безусловно, выше материального, идеалы, безусловно, главнее интересов, совесть главнее корысти, - и все эти принципы абсолютны (что не мешает нам, грешным, их нарушать - но зная при том, что мы нарушаем, не меняя местами чёрное и белое)».

А все у нас,напомним, произрастает из христианства - неискаженного,православного, и недаром все святые наши предупреждают - «Русь Святая,храни веру православную, в ней же тебе утверждение». Как сегодня, звучат слова преподобного Феодосия Киево-Печерского ,одного из основателей русского монашества: «Вере латинской не приобщайтесь,обычаев их не придерживайтесь,причастия их бегайте и всякого учения их избегайте и нравов их гнушайтесь.Берегитесь,чада,кривоверов и всех бесед их,ибо и наша земля наполнилась ими...».

Не будем забывать - это духовный мир, и всякая чума действует и заражает невидимо,как инфекция.Зазевался, распахнул душу - и готов.

г.Магадан

ЛИТЕРАТУРА:

1. Митрофан Зноско-Боровский,прот . Православие, римо-католичество,протестантизм и сектантство (сравнительное богословие).Изд.Троице-Сергиевой лавры,1992.

2. Д.П.Огицкий, священник Максим Козлов . Православие и западное христианство. МДА, изд-во «Отчий дом»,1995.

3. Серафим Соколов, прот . История восточного и западного христианства (IV-XX века). Изд-во Московского института духовной культуры святых равноап.Кирилла и Мефодия. Изд.дом «Мiръ», 2008.

История Церкви, от Христа до наших дней, полностью подтверждает истинность всего, что сказано основателем Церкви и Его Апостолами относительно попыток извращения веры.

Мы слышали из апостольских уст, что уже им пришлось бороться с лжеучителями, с разделениями в юной Церкви и с лжехристианами (Симон Волхв).

А в первые три столетия, в период гонений на Церковь, появились многочисленные секты, стремившиеся растворить христианство или в иудействе (эвиониты во втором, антитринитарии и хилиасты в третьем веке), или в язычестве (гностики во втором, манихеи в третьем веке).

Говоря о гонении на христиан в первые три века, нельзя не отметить внушительную роль в гонениях «третьей силы», стоявшей между римской властью и христианской Церковью. «Божественный Искупитель свидетельствует, что смерть за Истину Христову ведет к жизни, вопреки всем человеческим расчетам. Решительно утверждается, что вышеописанные дела ради и во имя Христа создают скорбь внешних мучений... и физическую и материальную нищету - по злословию иудейского происхождения, причем измышляются всякие темные и грязные хулы на Христиан, не только нимало не обоснованные, но намеренно позорные, ехидно возбуждающие к ним ненависть во всех слоях общества. Эти темные клеветники называют себя иудеями, ратующими за библейские идеалы, однако извращенное раввинистическое понимание последних сделало их антихристианскими борцами чисто сатанинского характера... В Пергаме находился «престол сатаны», который живет там, являясь организующим и заправляющим агентом... там выковывались и повелительно проводились повсюду иудаистические противохристианские интриги, там находился царственный трон антихристианского владычества... Тогдашние фанатичные иудеи способны были и на всякие языческие подделки и, например, всегда усердствовали в возбуждении языческих масс против христиан и доводили дело до кровавых катастроф», - говорил исследователь Апокалипсиса проф. Н. Глубоковский. Неподдельный страх перед этой «третьей силой» проявлял и выдающийся государственный муж времен Юлия Цезаря - Цицерон. В труде Г.С.Чамберлена «Евреи. Их происхождение и причины влияния в Европе» мы читаем: «Когда судебные прения касались интересов евреев, Цицерон говорил так тихо, что лишь одни судьи могли расслышать его речь: он знал, как солидарны между собой евреи и как они умеют губить тех, кто становится им поперек дороги; из уст Цицерона гремят беспощадные обвинения против греков и римлян, против могущественных людей того времени, но по отношению к евреям он советует соблюдать осторожность; они в его глазах - таинственная, недобрая сила».

С начала IV столетия начался период спокойствия, однако, это спокойствие было лишь внешним. Внутренне Церковь начали терзать многочисленные ереси, ложные учения, касающиеся, главным образом, Личности Господа Иисуса Христа, Его природы. Своим соборным голосом Церковь выявила их полную несостоятельность, изложив на Семи Вселенских Соборах точное и ясное учение Сына Божия - Иисуса Христа, каковое и поныне сохраняется в Его Церкви Православной, являющейся, по слову Апостола Павла, «Столпом и утверждением Истины». Своим соборным голосом Церковь изложила и нравственное учение Христа, вытекающее из данных Им Истин, которые мы называем догматами, установила таинства и порядок церковного управления.

Казалось бы, что после семи Вселенских Соборов не должно быть новых разделений, так как раскрытием несостоятельности лжеучений, исходивших от иудеев и язычников, была устранена возможность появления новых лжеучений. Однако нет, вскоре выявилось действие в лоне Церкви языческой закваски, а с начала IX столетия начало оформляться отступление от Вселенского Сознания, от Соборного Разума, т.е. от Единой Церкви, Римского епископа, который, подобно Деннице, увлек за собою и некоторые поместные церкви Западной Европы. К нашему времени это отступление Рима зашло так далеко, что порою кажется невозможным осуществление воссоединения западной части Церкви с остающейся верной Христу - в Вере и Уповании - Кафолической Православной Церковью. Приходится с великой скорбью констатировать, что на протяжении столетий Рим так повел себя в отношении Православной Кафолической Церкви, что Православие вынуждено было не только занять оборонительную позицию перед лицом римского католичества, но и потерять доверие к Риму как Христову слуге и Апостолов преемнику. Эта потеря доверия вызвана не только новшествами, введенными Римом в учение Церкви, но и враждебно воинствующим его отношением к Православию и к православным государствам (Византия и Русь), переживавшим многие тяжелые страницы своей Истории благодаря интригам Рима.

К XI столетию Римское Папство переживало внутренний моральный кризис. А начиная с XV столетия в западноевропейских странах началось движение протеста против нравственного упадка папского двора, против заблуждений Рима в области веры и иных злоупотреблений римского духовенства. Это движение протеста привело в странах Средней, Северной и Северо-западной Европы к образованию протестантских Церквей, а именно: Лютеранской - в Германии, Дании, Швеции, Норвегии и Голландии; Реформаторской - в Швейцарии (Кальвин), Пресвитерианской - в Шотландии и Северной Америке и Англиканской - в Англии (в Северной Америке - епископальная).

А так как протестантизм сам в себе заключает церковно-разрушительные начала, то на протяжении трех столетий (XVI, XVII, XVIII) из названных протестантских Церквей все время выделялись новые течения, от своего целого отделявшиеся более малые объединения, образовавшие ряд сект, число которых в настоящее время превышает 250.

В чем же заключается разрушительное начало в протестантстве? Его трагедия в том, что основателями протестантства: Лютером, Кальвином и Цвингли признаны чересчур большие права за индивидуальным разумом. В этом сказалось влияние эпохи. Индивидуальный разум не дан нам законченным и зрелым, посему не может он один вместить всю сокровищницу Церкви, все богатство Истины; он должен развиваться и расти в соответствии с нашим духовным ростом, который происходит в сердце человека. Вот почему из уст Христа мы слышим: «Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят». Разум ограничен вместимостью сердца, и его границы определяются тем, насколько мы уже духовно выросли. Не индивидуальный разум, как учат протестанты, а лишь Соборный Церковный Разум является носителем Истины. Индивидуальный разум всего лишь ничтожный огонек пред Светилом Соборного Разума. Впавший в рационализм и в гуманизме утвердившийся, протестантизм признал за индивидуальным разумом те права и силу, которых он по его природе не имеет. Отвергшие необходимость пополнения индивидуального разума Соборным Церковным

Разумом, протестанты раздробили единое Целое на сотни сект, которые в учении о вере и Церкви ушли значительно дальше папства и начального протестантства.

Возникает вопрос: не нарушено ли Единство Церкви Христовой отделением от нее Рима и отпадением других инославных исповеданий? Никак. Единство Христовой Церкви этим не нарушено. Церковь продолжает стоять как «Столп и утверждение Истины», и Ее единство, выражаемое в единении Веры и Упования, отпадением от нее частей не нарушается. «Не бойся, малое стадо, - говорит Основатель Церкви Христос, - ибо тебе дано великое наследие». Истинность Церкви не в количестве к ней принадлежащих, а в верности Христу, Который есть и «Путь, и Истина, и Жизнь». Нас не должны смущать ни превосходящие своей церковно-административной организацией и научно разработанной религиозной системой инославные объединения, ни многочисленность инославных, значительно превышающая число православных христиан в мире. Церковь утверждается и покоится на тех основах, которые положены Самим Создателем Ее, Иисусом Христом, и мерилом Ее истинности является степень верности этим основам, а не внешняя организация и количество принадлежащих к ней членов.

Верность Православно-Кафолической Церкви сущности Благой Вести, верность основам, которые даны Самим Христом, привлекают к Ней в течение ряда столетий внимание инославия. «Чем более мы изучаем историю Православной Церкви, - говорит американский ученый Аверкомби, - чем ближе мы знакомимся с Ее учением и учреждениями, тем громче звучит перед нами голос Ее авторитета, и тем живее пробуждается у нас желание вступить с нею в общение... Православная Церковь верна первоначальному учению Церкви Христовой и чужда искусственно построенным догматам реформации; а римская церковь сама была лишь колонией греческих христиан». «Православие цельнее, полнее, чем какая-либо другая христианская Церковь, переносит нас в первые века христианства... и именно от нее нужно ожидать верных услуг, которыми Она, по воле Всемогущего, прославит Господа и осчастливит все человечество», - говорит Др.Стэнли. Англичанин Ниль так говорит о Православии: «Восточная, т.е. Православная, Церковь остается и теперь такою же, какою была с самого начала своего - малоразличною в своих учреждениях и простою в своей вере, непонятною для чуждых и удобопонятною для своих сынов, широко раскинувшею ветви свои, жестоко теснимою врагами, но спокойною, и всегда, как она обычно называет себя, единою, единственною, святою, соборною и апостольскою. Такова она в действительности». - «Протестантские братья любезные, - возглашает проф. Овербек, - посмотрите вы на Церковь, которую Дух Святый основал и которою Он будет управлять до скончания века. Обратите свои взоры на Восток - с Востока свет... Эта Церковь всегда, как она была, пребывает неизменною в Православной вере».

XIX и XX столетия отмечаются: 1.

еще большим отходом римо-католичества от православия; 2.

возрождением стремления, имевшего место в первые три века, растворить христианство или в иудействе, или в язычестве и, в связи с этим, появлением соответственных тому иудействующих или язычествующих сект; 3.

появлением и широким распространением атеизма и материализма как мировоззрения с открытым походом против Православия, прежде всего, и против христианства вообще; 4.

наступлением на Православие со стороны всех сил инославного мира, т. е. со стороны римо-католичества и протестантства во всех его оттенках (сектах), а также и со стороны Коммунистического Интернационала.

В этом материале я еще немного поразмышляю о важности знания история христианской церкви. Сегодня в мире очень много христианских конфессий, и каждая из этих церквей уверена в том, что именно она является истинной. В каждой деноминации есть свои богословы с высшим теологическим образованием, уважаемые духовные учителя, собственная история становления и развития, у некоторых свои святые, у кого-то древние традиции и так далее. То есть в каждой конфессии есть чем гордиться, существуют весомые на их взгляд аргументы, подтверждающие их отличие от собратьев по вере в Иисуса Христа.

Абсолютно понятно, что не могут быть все деноминации одновременно одинаково правыми. Естественно, что кто-то ближе, а кто-то дальше находится от настоящей истины. А как можно узнать, что есть критерий истинности? Ответ на этот вопрос прост: каноны любой церкви нужно сверять cо Священным Писанием и тогда будет видно, кто ближе, а кто дальше отстоит от учения Господа и апостолов, а значит и Божественной истины. Эта тема раскрыта в главе Библия самодостаточна книги “Возвращаясь к истокам христианского вероучения”. А чтобы, лучше понять учение Библии нужно знать историю христианской церкви. Именно история церкви показывает, когда и как христианство отходило от учения Иисуса и апостолов.

Сегодня на многие обряды и каноны, имеющие место в церквах, их прихожане смотрят как на исполнение наставлений апостолов и Самого Господа. Однако, только история христианской церкви показывает и доказывает, что то или иное применяемое сегодня служение – это всего лишь традиция. Пусть даже этому обычаю 1600 лет и более, но в любом случае это позднее добавление относительно практики богослужений в первых общинах, которую установили апостолы, вещавшие и действующие, как мы знаем, под действием Духа Святого. Даже именитые богословы подтверждают, что так называемые “Апостольские правила” и “Апостольские постановления” (древние документы – вероучительные дополнения сверх Священного Писания), не принадлежат перу апостолов, а написаны гораздо позднее. Ряд богословов исторически распространенных конфессий даже критикуют их некоторые доктрины.

Книги Нового Завета I века и переписка первых христиан II и III веков – это и есть история христианской церкви первых веков. Из этих документов четко видно, когда и как начали появляться новации в богослужебной практике поместных церквей. Из посланий апостолов и археологических источников понятно, что в первых церквях не было согласованных правил. Каждая община развивалась по своему собственному пути. Именно поэтому послания Павла к разным церквям отличаются, так как у них имели место разные, присущие только им проблемы и отступления. Так и Иисус через Иоанна в книге Откровение обличает все церкви по-разному.

А после IV века, когда церковь обрела единоначалие в лице Вселенского Собора и контроля государственного аппарата Римской церкви, отступление от учения апостолов зафиксированы в документах. история христианской церкви имеет эти документы – это постановления различных соборов, указание иерархов церкви, летописи и т.д. Сегодня они общедоступны в сети Интернет. Благодаря анализу этих исторических свидетельств видно, когда в церковь вступали различные новации, не имеющие ничего общего с учением Священного Писания, то есть Господа и апостолов.

история христианской церкви в хронологии отступления от учения Библии изложена в труде П. И. Рогозина "Откуда всё это появилось?". Я не перепроверял все эти даты, но некоторые мне знакомы, с некоторыми на первый взгляд я согласен, несколько я немного подкорректировал, а многих важных дат здесь нет (присылайте, добавим):
285–360 г.г. - начало монашества
306 г. – начало почитания изображений (запрещено Эльвирским собором)
313–400 г.г. - христианская церковь признана государственной религией
IV в. – началось паломничество по святым местам
342–416 г.г. - крещение младенцев стало обязательным
431 г. - Ефесский собор, после которого вошло в обычай поклонение Марии
V в. - началось поклонение святым мученикам и ангелам
V в. – введено миропомазание
V в. - начали святить воду
607 г. - римский епископ впервые именует себя папой
688–787 г.г. поощрение поклонения кресту
787 г. – узаконено иконопочитание, Второй Никейский собор
778–787 г.г. – узаконено поклонение мощам и их расчленение на антиминсы
880 г. – начали причисление к лику святых
900 г. – творение крестного знамения
978 г. – введение догмата о молитве за умерших
1016 г. - введены индульгенции (прощение грехов за деньги)
1059 г. – появился догмат пресуществления даров
1095 г. – начались Крестовые походы
1122 г. – окончательно запрещено священникам вступать в брак
1215–1551 г. - стала обязательной гласная исповедь пред священником
1139 г. - впервые вместе упоминаются семь таинств
1229 г. - инквизиция вошла в силу закона
ХIII в. - монахом Домиником изобретены четки
1545 г. - католической (западной) церковью апокрифы включены в канон Библии, Тридентский собор
1854 г. – в западной церкви принят догмат непорочного зачатия девы Марии
1870 г. - в западной церкви издан догмат о непогрешимости папы

Я предлагаю прочитать книгу “Возвращаясь к истокам христианского вероучения” . Из нее верующие узнают много нового из истории христианской церкви, откроют для себя то, о чем они раньше даже не задумывались, но что всегда "лежало" на поверхности. Библия не сложна, она писалась вестниками Божьими для людей, а не одних только служителей. Она стройна и проста в своем учении – именно это показывает и доказывает книга "Возвращаясь к истокам христианского вероучения".