1 соотношение понятий конституция и конституционализм. Юридическая сила решений

Понятие "конституционализм" стало обретать самостоятельный смысл в конце XIX – начале XX в.

Идеи конституционализма прошли несколько этапов развития.

  • 1. Доантичный этап , когда были провозглашены важнейшие общечеловеческие ценности: основы разделения властей, идея правового государства, независимость суда и самой демократии, а также первичность власти суда. Все это зафиксировано в Библии, которая и считается первой писаной конституцией.
  • 2. Античный этап. В этот период конституционное право также не выступает единой кодифицированной системой, а существует фрагментарно в системе публичного права, но с выделением основных законов и особых приемов их изменения.

Понимание того, что не все законы имеют одинаковое значение, существует, как уже отмечалось, с библейских времен. А с момента придания закону особой силы зарождаются и элементы будущего конституционализма. Древние греки уже вводили различия между понятиями "Nomos" – важный Закон и "Efeism " – подзаконный акт.

Глубоко и дифференцированно подходили к этому и на Востоке. Об особой силе различных законов говорили Платон и Аристотель.

Конституция, по определению Аристотеля (само понятие "конституция" Аристотелем не употребляется), есть законоположение, определяющее организацию власти в государстве: как подразделяются власти, какие цели каждая из них осуществляет. Власти должны сообразовывать свои действия с этими законами. Закон выступает критерием философии, политики, социальной справедливости.

Древнему Риму были известны не только законы обязательные, обличенные особой формальной силой, там практиковался и особый порядок их изменения – путем назначения специального диктатора "diktator ret publicae constituendae".

Но понятие конституции, известной древним как один из основных или учредительных законов, не являлось в их понятии основным законом всего государства, поэтому и не было попытки изложить всю конституцию в одном законодательном акте, который обладал бы высшей юридической силой по сравнению с другими законами. Хотя отдельные письменные акты имелись, нигде в древности не существовало формального кодифицированного акта, который включал бы в себя все основы государственного устройства и все положения о статусе человека в обществе, его правах и свободах .

В имперском Риме (в период превращения диктатуры в постоянную власть цезарей) конституция приобрела значение простого имперского указа, а затем и вовсе вышла из употребления. Так заканчивается второй этап в развитии конституционализма.

3. Средневековый этап характеризуется приоритетом договорных начал, включая так называемую эпоху хартий. В этот период понятие "конституция" существует лишь в католическом законодательстве для постановлений Паны Римского. Отчасти письменные законы закрепляют права городов, корпораций, церкви, крупных средневековых землевладельцев. В целом законодательное регулирование жизни отступает на второй план, все более распространенными становятся оформленные письменно договорные начала, фиксирующие соглашения подданных с их именитой знатью. Письменное закрепление права для самого себя не имеет смысла. Оно возможно лишь при условии существования стороны, дающей это право, и стороны, получившей его. Фактически происходит юридическая сделка между двумя самостоятельными и противостоящими друг другу сторонами. По форме – это уже не закон, а договор. Отсюда и закрепление различных привилегий в письменном виде.

Этот этап (XI–XIV вв.), как уже отмечалось, принято называть эпохой хартий. Верховные договоры, законы, скрепляемые королями и князьями, именовались грамотами, рядными записями, буллами, хартиями, униями, ордонансами и т.д. Наиболее известными из них являются Великая хартия вольностей (Magna Carta Libertatum, 1215 г.), Венгерская Золотая Булла (1222 г.), Испанская Привилегия Унии (1287 г.), Великий Мартовский Ордонанс (1357 г.).

Именно в это время вновь встает вопрос об основном законе. Его необходимость определяется отношением к верховной власти. Она может быть конституционно ограниченной (dominium politicum) и неограниченной (dominium regale). Но только и XVI в. возникает понятие основного закона (lex fundamentalis) – им связан сам король, который не может по личному усмотрению его изменить.

Интересно, что буржуазия тоже подхватила идею основного закона как "закона высшего порядка", независимого от воли людей, т.е. как средства защиты интересов в борьбе за самоутверждение.

В Англии основной закон (fundamental laws) впервые упоминает Яков I, хотя под основным правом (законом) он разумел монархическую власть, носителем которой был сам, в силу божественного права jure divino. Но при его сыне понятие основного закона начинает играть важную роль уже в парламентской борьбе.

В Германии понятие основного закона появляется со времен Вестфальского мира. Правда, и в это время небезызвестный Томас Гоббс сокрушенно восклицал (1651 г.), что "он нигде не нашел объяснение термина “основной закон”" .

Далее в идеях конституционализма все большее развитие получали договорные начала. Они выражали в первую очередь политическое кредо третьего сословия, активными представителями которого выступали английские революционные сектанты (" индепеденты-пуритане").

Так, сторонники кальвинистского учения индепеденты-пуритане считали необходимым заключить договор между Богом и избранным народом, т.е. составить церковный, божественный договор – ковенант (англ. covenant – завет).

Эту форму договора использовали и американские колонисты. Известны "договоры о водворении", в которых колонисты договаривались друг с другом, а подписывались они всеми взрослыми от имени своих семейств. Тем самым закладывался один из краеугольных камней американской демократии.

4. Четвертый этап в развитии идей конституционализма (конец XVIII – начало XX в.) связан с распространением конституционных режимов в Европе, провозглашением принципов народного суверенитета, закреплением форм правления, форм государственного устройства, принципа организации системы высших органов государственной власти и органов местного самоуправления, принципов разделения властей, с формированием систем сдержек и противовесов, многопартийности, политических прав и свобод, в том числе всеобщего избирательного права, предоставлением права голоса женщинам. Напомним, что избирательные права женщинам были предоставлены в 1893 г. в Новой Зеландии, в 1902 г. – в Австралии, в 1917 г. – в России, в 1919 г. – в Германии и Швеции, в 1920 г. – в США. Конституционные доктрины базировались на концепции естественного происхождения прав и свобод человека и гражданина.

После принятия первой французской Конституции 1791 г., принимались конституции во Франции (1793, 1795, 1799, 1814, 1852 гг.), в Польше (1791 г.), Испании (1812, 1854 гг.), Норвегии (1814 г.), Нидерландах (1815 г.), Португалии (1822 г.), Бельгии (1831 г.), большинство конституций германских государств (1814–1848 гг.), Венгрии (1848 г.), Пруссии (1850 г.), Австрии (1861, 1867 гг.), Швеции (1866 г.), Люксембурге (1868 г.) и других странах . Особенно интенсивно процесс принятия конституций проходил в начале XX в. и после Первой мировой войны.

5. XX в. знаменовал собой пятый этап в развитии идей конституционализма, который связан с конституционной самоидентификацией, закреплением парламентских представительных систем, в том числе наднационального характера, принципов народного суверенитета, народовластия, народной инициативы и народного представительства через парламентские системы реализации властных полномочий и системы местного самоуправления, комплексных подходов к нравам человека и гражданина на уровне международных правовых стандартов, конституционной интеграции в геополитических параметрах Европы, Азии, Америки, Африки, созданием надгосударственных конституционных пространств, конституций союзов, Евросоюза, стандартизацией основных конституционных принципов. Данный этап продолжается и сейчас.

На принятие конституции, ее содержание (предмет) влияют следующие факторы: расстановка классовых сил в обществе; фактическая принадлежность власти к тем или иным слоям общества; существующие отношения собственности, уровень развития производительных сил и производственных отношений; общественное мнение в момент подготовки и принятия конституции; менталитет народа; уровень культуры общества; историческое прошлое народа и государства; влияние конституций других государств.

В период становления и утверждения буржуазного общества в развитых государствах Европы и Америки появляются новые писаные конституции.

Международная панорама

Именно здесь появляются первые писаные конституции США (1787 г.), Франции (1791 г.), которые оказали большое влияние на мировое конституционное развитие. Американская конституционная модель послужила образцом для конституций стран Латинской Америки (в Венесуэле в 1811 г., Мексике в 1824 г., Уругвае в 1830 г., Аргентине в 1853 г.); французская – для конституций европейских стран. Ненаписанная Конституция Великобритании оказала значительное влияние на конституции первых доминионов: Канады 1867 г., Австралии 1900 г., Южно-Африканского Союза 1909 г. Только в конце периода появляются первые конституции в странах Азии (Японии 1889 г., Китая 1912 г., Ирана 1906 г.). На Африканском континенте, кроме ПАС, только Либерия имела конституцию, принятую в 1847 г. и скопированную с Конституции США. Конституции, принятые в тот период, относятся к так называемым старым конституциям, большинство из них уже не действуют. Основными остаются конституции США, Норвегии (1814 г.), Нидерландов (1815 г.), Бельгии (1831 г.), Люксембурга (1868 г.), Швеции (1874 г.), Австралии (1900 г.).

В целом конституциям этого периода были присуши определенные общие черты, которые позволяли сложить представление о существующей конституционной модели. В се основу положена либеральная концепция конституции как законотворческого акта, обязывающего максимально ограничить вмешательство государства в жизнь гражданского общества и отдельных личностей. Правовой смысл конституции сводится к нормам, которые регулируют организацию государственной власти на основе классического принципа разделения властей, а также правовое право личности, что включает ее политические и гражданские права.

Первые конституции, принятые с конца XVIII в. по 1918 г., имели сходные черты по форме и содержанию: они были короткими и лаконичными и принимались под влиянием революций и в иных чрезвычайных ситуациях в условиях борьбы с абсолютизмом за окончательную победу буржуазной демократии и капитализма (схема 4.4).

Принятые с 1918 по 1945 г. конституции в литературе характеризуются следующими основными позициями.

Во-первых, имела место высокая степень конституционной правотворческий активности: были приняты десятки новых конституций, модернизированы некоторые старые. Кроме этого, приняты конституции в ряде стран, которые раньше не имели основных законов (Египет, Эфиопия, Таиланд и др.), а в старых конституционных государствах (Австрия, Испания, Мексика, Германия и др.) конституции фиксировали смену форм государства. На сегодняшний день основными из них являются конституции Финляндии (1919 г.), Австралии (1920 г.), Латвии (1922 г.), Ирландии (1937 г.), Мексики (1917 г.).

Во-вторых, разработанные в них принципы определяют демократическую организацию государственной власти и правовое существование личности, приобретают на этом этапе новые качества благодаря фиксации общечеловеческих ценностей, которые имеют универсальный характер.

В-третьих, начинают формироваться новые тенденции конституционного развития, к которым относятся: введение в предмет конституционного регулирования нового комплекса обществен-

Схема 4.4.

ных отношений (в первую очередь экономических и социальных), расширение границ вмешательства государства в жизнь общества и личности, появление новой категории прав и свобод человека (социально-экономических).

В-четвертых, на основе концепции, которая возникла из постулатов марксистской теории о закономерности развития общества и государства, была создана принципиально новая "социалистическая" конституционная модель, которая нашла отражение в конституциях РСФСР 1918 г., Венгрии 1919 г., Монголии 1940 г.

Новые конституции, принятые после 1918 г., значительно отличались от первых конституций. Они уделяли гораздо больше внимания правам и свободам человека (например, Веймарская конституция 1919 г., конституции Австрии 1920 г., Чехословакии 1920 г. и др.); в них впервые были закреплены социальные права и нормы (так, Веймарская конституция 1919 г. указывала, что собственность обязывает и должна приносить благо всему обществу). Конституция Австрии 1920 г. впервые учредила Конституционный суд.

В конце 50-х – начале 60-х гг. XX в. произошла глобализация конституционного процесса: к нему примкнули более 130 новых государств. Этому этапу свойственна такая характерная черта, как многогранность конституционных моделей и их разновидностей. Среди основных можно выделить западную конституционную модель, которая сложилась на предыдущих этапах; социалистическую, представленную конституциями СССР и других социалистических стран (Албания, Болгария, Вьетнам, КНДР, КНР, Куба, Монголия, ГДР, Польша, Румыния, Венгрия, Чехословакия, Югославия); новую конституционную модель развивающихся стран. Каждая из названных моделей имеет свои разновидности, свои тенденции развития.

Развитие западной конституционной модели характеризуется двумя разновидностями. К первой разновидности относятся конституции, которые были приняты в развитых странах, где после Второй мировой войны ликвидирован тоталитарный режим (Греция, Испания, Португалия), а также конституции Франции 1946 и 1958 гг. Вторую группу представляют конституции других развитых стран (например, Закон о форме управления 1974 г. в Швеции, Конституционный акт 1982 г. в Канаде, Конституция Южно-Африканской республики 1983 г.). Новацией этих конституций было введение в предмет конституционного регулирования нового блока общественных отношений – экономических и социальных.

Принципиально новые конституции были приняты в бывших странах-агрессорах, побежденных во Второй мировой войне, – Конституции Италии (1947 г.), Японии (1947 г.), Основной закон ФРГ (1949 г.). Данные конституции:

  • разрабатывались "под диктовку" оккупационных сил стран-победительниц (прежде всего США) и имели целью кардинальное изменение политической системы побежденных государств;
  • фактически заново заложили основы государственности указанных стран (ФРГ стала новым государством, возникшим почти одновременно с Основным законом; Италия из монархии превратилась в республику; Япония – из дуалистической монархии в парламентарную);
  • закрепили широкий спектр прав и свобод человека (Италия революционно для своего времени сформулировала социально- экономические и трудовые права своих граждан).

В результате конституция приобретает новые свойства – становится основным законом не только государства, но в первую очередь общества. Новые конституции значительно расширили границы вмешательства государства в экономическую, социальную и духовную сферы жизни общества.

Другая разновидность западной конституционной модели представлена "старыми конституциями", которые практически не изменились (именно в этом смысле они являются "старыми"). Изменения, произошедшие с ними, касаются в основном лишь двух объектов конституционного регулирования: прав и свобод человека и внешнеполитической деятельности государства. Но основное отличие этих конституций от конституций "второй волны" заключается в том, что "старые" конституции, как и раньше, оставляют без внимания вопросы экономической и социальной организации общества.

Конституционной моделью социалистических государств послужили советские конституции, в первую очередь Конституция СССР 1936 г. Принципиальные положения этой модели отражены в основных законах социалистических государств, которые образовались после Второй мировой войны.

К ним относятся: существенное расширение рамок конституционного регулирования; тотальная этатизация общества – подчинение государству всех сфер деятельности; развернутая институализация марксистско-ленинской партии как единой руководящей силы общества и государства. Одновременно в 1980-е гг. в конституционном развитии некоторых стран (СССР, Польша, Венгрия, Югославия) наметились тенденции к демократизации. Декларировались кое-какие новые политические и гражданские права, впервые утверждались их юридические гарантии.

Важной особенностью было возникновение новой конституционной модели в развивающихся странах , состоящей из двух видов: "просоветской" и "прозападной". Прозападная модель была представлена в основном конституциями бывших метрополий. По подсчетам У. Дейла (Великобритания), только чиновники министерства колоний этой страны разработали конституции для 33 стран британского содружества. Но уже в середине 1960-х гг. усилилось влияние "социалистической" конституционной модели. Наибольшее влияние эта модель имела на конституции стран с "социалистической ориентацией" (Алжир, Бенин, Конго, Эфиопия). Конституции в этих странах писались уже с участием советников из социалистических стран и полностью переняли их идеи и принципы. В этот период появился и новый фактор – взаимовлияние конституций самых молодых государств. Примером могут служить конституции Индии 1950 г., Танзании 1975 г., положения которых отображались в основных законах многих развивающихся стран.

В конце 50-х – начале 60-х гг. XX в. национальные конституции приняли страны Африки. Некоторые из них разрабатывались освободившимися странами самостоятельно, но чаще конституции освободившихся колоний принимались при участии бывших метрополий (Великобритании, Франции) или даровались ими.

Крушение системы колониализма способствовало принятию новой "деголлевской" Конституции Франции 1958 г.

Принятие новых конституций в Новейшее время было обусловлено крушением последних фашистских режимов в Европе – в Греции, Португалии (1974 г.) и Испании (1975 г.). В этих странах (в Греции в 1975 г., Португалии в 1976 г. и Испании в 1978 г.) были приняты новые демократические конституции, закрепившие права и свободы человека, парламентаризм, новый конституционный строй и демократический политический режим. Новые конституции (по образцу португальской 1976 г.) были приняты в ставших независимыми в 1974–1975 гг. колониях Португалии. Во второй половине 1970-х и в 1980-е гг. были приняты конституции новых государств, которые сбросили колониальный гнет в последнюю очередь (например, Южная Родезия в 1980 г.), а также государств, где произошли революции или иным образом изменился общественный строй (Иран, 1979 г.).

См.: Русский конституционализм: от самодержавия к конституционно- парламентской монархии; Кравец И. Л. Конституционализм и российская государственность в начале XX пека; Он же. Формирование российского конституционализма (проблемы теории и практики). М.; Новосибирск, 2002.

Факультет права учебный курс:

«Конституционное право»

Эссе

Конституция и Конституционализм

В наше время, конституция и конституционализм играют очень важную роль, как для государства, так и для общества. Эти понятия очень изменили жизнь людей, и нужно сказать в лучшую сторону. Трудно представить, наше общество без этих понятий. Но все же был период, когда общество не знало, ни конституции, ни уж тем более конституционализма. Прежде чем говорить о значении этих двух терминов, мне бы хотелось затронуть этапы их развития.

С появлением государств, и развитием социальных классов, регулирование и обеспечение порядка в общественных отношениях стало остро необходимо. Это обуславливается главным образом тем, что в обществе возникали социальные противоречия, требовавшие урегулирования, вследствие чего появились законы. В связи с развитием и усложнением социальных отношений, был создан основной закон - Конституция. Она была призвана установить порядок во взаимоотношениях в обществе и в государстве.

Понятие Конституции - (от латинского слова constitutio -- установление, утверждение) возникло в Древнем Риме в эпоху феодализма. Для меня стало интересным то, что этот термин существенно отличается от того, что мы видим сейчас. В Древнем Риме Конституцией назывались предписания императоров, которые являлись очень важными законодательными актами.

Понятие же настоящего, основного писанного, закона, Конституция приобретает лишь через много лет в США в 1787 году. Причиной этому стала борьба народа против феодального строя, царившего в то время. По моему мнению, люди в эпоху буржуазной революции были настолько отягощены обязанностями и условиями, в которых они жили, что стремление к принятию Конституции было их своеобразным призывом к справедливости! конституция государственный имущество собственность

После принятия Конституции в государстве начинают укрепляться новые ценности, такие как: свобода личности, главенство воли народа, ограничение государственного вмешательства в общественную деятельность, но самой главной ценностью, которая, по моему мнению, диктует справедливость - является равноправие граждан. Это, как мне кажется, и помогло преодолеть классовое расслоение, существовавшее в то время, и не допустить его в нынешнем.

Нужно заметить, что Конституция, с момента ее появления, во все времена играла главенствующую роль. Так она имеет высшую юридическую силу, и ей не должен противоречить ни один закон. Но что было бы, если бы Конституции не было вовсе? По моему мнению, мир был бы совсем другим, люди так и оставались бы не свободными, а зависящими от господствующего класса, государством управлял бы монарх, и был бы большой риск возникновения тирании. В виду того, что такого понятия, как частная собственность тоже бы не было, государство бы не смогло полноценно развиваться в экономическом плане. И самое худшее, что могло бы произойти - война между классовыми слоями в обществе.

Хотелось бы заметить,что хотя главными принципами Конституции всегда были права и свобода человека, а также верховенство Конституции, как высшей юридической силы, она менялась в течение длительного времени, утрачивала какие-либо законы, и приобретала новые. Это всегда влекло за собой изменение государственного строя.

Так например, после распада СССР жизнь общества существенно изменилась, многие законы, по которым общество существовало до распада, уже не имели никого смысла, так как не было уже союза социалистических республик, и страны больше не могли жить по одной единой Конституции. Я думаю, что это можно объяснить еще тем, что у разных людей были разные желания и представления об идеальном типе государства. В связи с этим, было необходимо принять новую Конституцию для учреждения нового государственного строя. Вследствие этого в России возникло такое явление как «конституционный кризис» - противостояние ветвей власти: Верховного совета,Съезда народных депутатов,а так же Президента. Главный вопрос спора, который стоял перед ними, был вопрос о власти -механизме разделения властей, форме правления, роспуске парламента. Медушевский А. Конституция как символ и инструмент консолидации гражданского общества // Общественные науки и современность. 2013. № 3 У каждого из них был свой взгляд на данную проблему, и действительно многое изменилось с тех пор, в государстве, изменился и сам строй, от социалистическому к демократическому. С тех пор многие акты конституции, утратили свое значение, и заменились новыми, более демократическими. Обратим внимание к примеру, на статьи о собственности в советской конституции: Статья 11. Государственная собственность - общее достояние всего советского народа, основная форма социалистической собственности. В исключительной собственности государства находятся: земля, ее недра, воды, леса. Государству принадлежат основные средства производства в промышленности, строительстве и сельском хозяйстве, средства транспорта и связи, банки, имущество организованных государством торговых, коммунальных и иных предприятий, основной городской жилищный фонд, а также другое имущество, необходимое для осуществления задач государства. Конституция (Основной закон) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики от 12 апреля 1978 г.

С принятием новой конституции была провозглашена частная собственность: Статья 35, пункт 3: Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)

Комплекс ценностей о «справедливом государстве» для которого и была принята Конституция, неразрывно связаны с понятием ”конституционализма”. Но почему? Да потому что, ценности, которые закрепились в государстве нового строя, и являются идеями конституционализма. Проще сказать,под “конституционализмом” понимают систему представлений и идей в развитом демократическом государственном строе, основанном на конституции. Конституционное право России: учебник / С.В. Васильева, В.А. Виноградов, В.Д. Мазаев. - М.: Эксмо, 2010. - 560 с. - (Российское юридическое образование) То есть конституция можно сказать, систематизирует и учреждает нормы конституционализма, придавая им юридическую силу. Так же конституционализму можно дать и другое определение:«Конституционализм - это ограничение государственной власти в интересах общественного спокойствия. Он стремится охладить текущие страсти, не угрожая эффективности управления» Шайо А. Самоограничение власти (краткий курс конституционализма) / Пер. с венг. - М.: Юристъ, 2001. Даже само происхождение слова “ конституционализм” берет своё начало от того же слова, что и конституция (от лат. Constitutio -- установки, устройство),говорит нам о том,что они тесно связаны.

Интересно заметить то, что конституционализм зародился в первую очередь в Англии, а не в США. Он появился в той стране, которая по сути дела, до сих пор не знает, что значит Конституция в ее традиционном виде. Конституционализм в этом государстве формировался и утверждался в своем подлинном, сущностном смысле, как теоретическое обоснование и юридическое оформление ограничения королевской власти правами подвластных. Медушевский, А. Н. Когнитивная теория права и юридическое конструирование реальности [Текст] /А. Н. Медушевский.//Сравнительное конституционное обозрение. -2011. - № 5. - С. 30 - 42 Удивительно, что пример Англии ввиду отсутствия у этого государства писанной Конституции, нам демонстрирует то,что для существования конституционализма, не так обязательно наличия писанной Конституции, как важно именно следование идеям и принципам конституционализма.

Хочу заметить что, в России понятие конституционализм не всегда было тем, чем оно является на самом деле. В СССР уже существовало понятие конституционализм, но государственный строй совсем не соблюдал идей этого термина. Скорее это понятие было лишь фикцией. Да и демократия в СССР по моему мнению было лишь формальностью, а недемократический конституционализм - это, на мой взгляд, нечто вроде жареного льда. Медушевский, А. Н.Когнитивная теория права и юридическое конструирование реальности [Текст] /А. Н. Медушевский. //Сравнительное конституционное обозрение. -2011. - № 5. - С. 30 - 42 Но существованию конституционализма в таком государстве, есть свое объяснение. Так как сегодня есть два подхода к конституционализму - позитивистский и непозитивистский. Позитивистский подход, примером которого и является конституционализм СССР, по мнению Г. Кельзинане подтверждает, «никаких ценностей, внеположных позитивному праву» ,так как в данном случае, не играет особой важности «справедливая и демократическая» модель государственного строя. Так же в качестве примера можно обратить внимание и на конституцию Республики Молдовы, а в частности на Статью 1 пункт 3: Республика Молдова - демократическое правовое государство, в котором достоинство человека, его права и свободы, свободное развитие человеческой личности, справедливость и политический плюрализм являются высшими ценностями и гарантируются. КОНСТИТУЦИЯ РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА от 29 июля 1994 года Хотя данная статья и говорит о демократии в Республике Молдова, но это отнюдь не реализуется в общественной жизни, а является лишь словами. Как это не печально, но страна приходит в упадок, главным образом, из-за не соблюдения конституции. Вопреки всем утверждениям, о «власти народа», на первый план выходит очень важная проблема. Проблема соотношения законности и целесообразности. Суть проблемы состоит в том, что некоторые руководители присвоили себе право,исходя из собственных представлений об интересах страны или руководимой ими территории, решать вопрос о том, стоит ли им исполнять тот или иной закон или не стоит, Costachi, G. Guceac, I. Fenomenul constitutionalismului in evolutia RepubliciiMoldova spre statul de drept. - Chisinau: Tipografia Centrala, 2003, 344 хотя мы знаем что, при конституционализме все решения в государстве принимаются народом. Из этого следует вывод, что государственная власть вершит дела, исключительно по своей инициативе. Даже не смотря на то, что народ «как-бы» вовлечен в управление государством, он является лишь пешкой, «в этой игре в демократию». Республика Молдова это яркий пример позитивистского конституционализма, и я думаю многие со мной согласятся. Так же существует такой подход как непозитивистский, который предполагает именно следование идеям демократического государства. Но по моему мнению, добиться «совершенного» непозитивистского конституционализма, невозможно, так как всегда были, и будут действия со стороны государства, совершенно не соответствующие, представлению о непозитивистском конституционализме. Проблема состоит лишь в том, что этого никто не замечает, так как действия противоречащие «власти народа» обычно не афишируются в стране, чтобы не терять репутацию демократического государства. Я считаю, что это очень плохо для страны, так как в этом случае народ становится «жертвой» в руках государственной власти. В любом случае, я думаю, нужно искать плюсы во всем, только тот факт, что государство имеет конституцию, дает нам надежду, что все-таки не все потеряно, и есть еще надежда на справедливость.

В завершении хотелось бы сказать, конституция, как ни что иное, жизненно необходима нашему обществу, она является своеобразным каркасом для демократического, мирного, и справедливого государства. Конституция - защитник человека, но она защищает лишь тех, кто не нарушает ее законов, и об это нужно всегда помнить. Не нарушайте конституцию, тогда мы достигнем «идеального» государства!

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Веревкина, Юлия Юрьевна. Взаимоотношения конституции и конституционализма в России: диссертация... кандидата юридических наук: 12.00.02 / Веревкина Юлия Юрьевна; [Место защиты: Ин-т государства и права РАН].- Москва, 2013.- 199 с.: ил. РГБ ОД, 61 13-12/293

Введение

ГЛАВА I. Теоретико-исторические основы отечественной конституции и конституционализма 12

1.1. Понятие конституции 12

1.2. Понятие конституционализма 35

1.3. Формы взаимоотношений конституции и конституционализма 62

ГЛАВА II. Отечественная конституция и практический конституционализм 79

2.1. Период абсолютной монархии 79

2.2. Периоды конституционной монархии, буржуазной республики 89

2.3. Советский период 109

2.4. Современный (переходный) период 141

Библиография

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Конституционализм - это сложная, многогранная государственно-правовая категория как в практическом, так и в теоретическом плане. Его реальное наличие, как показывает мировой опыт сегодня, один из важнейших атрибутов, условий демократического, прогрессивного развития любого общества, государства. Следует отметить, что в годы социализма в нашей стране, особенно в последние его два десятилетия существования, конституционализм под большим нажимом со стороны ученых фактически был признан. Заговорили о его социалистической разновидности, сосредоточив основное внимание на раскрытии и обосновании его «преимуществ» перед капиталистическим. Однако на практике все обстояло не так гладко. Социалистический конституционализм, несмотря на провозглашаемые пафосные лозунги, определенное конституционное закрепление, был на практике фикцией. Робкие попытки преодолеть это негативное явление были предприняты в годы перестройки. Но слабость, нерешительность, половинчатость тогдашних решений, цепляние за старые идеологические концепции лишь усугубили ситуацию в СССР. Страна впала в глубочайший кризис. Это, как показали дальнейшие события, привело к краху социализма, отказу от него и в конечном результате распаду СССР.

Вступление России в новый этап общественного развития, особенно после принятия ее нового Основного закона в 1993 г., поставило на повестку дня задачу создания в стране демократического, правового, федеративного с республиканской формой правления государства, основанного на принципе разделения властей. Решение ее невозможно без конституционализма. Это касается, прежде всего, его практической стороны: не программы, лозунги, а реальные, действенные решения, направленные главным образом на интересы человека, защиту, гарантии его прав и свобод. И именно в этом 3 направлении, несмотря на огромные сложности, вызванные внешними и внутренними факторами, а отсюда и естественными ошибками, идет в целом наша страна. Поиск оптимальных практических решений в данной области, учитывающих как общие закономерности, так и, что особенно важно, специфику России, - одна из важнейших задач отечественных ученых- обществоведов.

Особое значение имеет и теоретическая разработка проблематики конституционализма. Сложных, мало разработанных вопросов здесь предостаточно. Один из актуальных - взаимоотношение таких ключевых, основополагающих понятий, как конституция и конституционализм. Они теснейшим образом взаимосвязаны в различных формах. Выявление, анализ последних имеет важное теоретическое и практическое значение. Это дает возможность показать реальность конституционализма в жизни, выявить недостатки, наметить пути и определить средства их преодоления в направлении прогресса. Все это обусловливает актуальность избранной темы данного исследования.

Степень научной разработки. В годы абсолютной монархии проблематика конституционализма отечественными учеными не рассматривалась. Определенное внимание уделялось лишь вопросам статуса конституций в зарубежных странах, анализу таких институтов, как народное представительство, самоуправление, законность. Это нашло свое отражение в трудах, прежде всего, А.Д. Градовского, Н.М. Коркунова. Сам термин «конституционализм» стал встречаться в русской правовой литературе в начале XX в. с принятием Основных государственных законов 1906 г., с установлением в стране конституционной монархии. Само это понятие не разрабатывалось. Вместе с тем серьезному научному анализу подверглись, например, такие его основополагающие институты, как правовое государство, парламентаризм, самоуправление. Наибольший вклад внесли такие ученые-юристы, как В.М. Гессен, Н.А. Захаров, Н.И. Лазаревский, Н.К. Соколов, Л.А. Шалланд.

В советский период в теоретическом плане подход к вопросам конституционализма был различен. Долгое время его ценности отрицались. Лишь в конце 70-х гг. прошлого века начались определение и разработка данной проблематики через призму «советского конституционализма». Отметим немногочисленные, главным образом, статьи таких ученых, как Ю.П. Еременко, Ю.И. Скуратова, И.М. Степанова.

Существенные изменения начинаются со второй половины 80-х гг. ХХ в. Они связаны с началом реформирования российского общества. С этого времени и по сей день проблематика конституции, конституционализма занимает одно из центральных мест в теоретической разработке отечественных ученых-государствоведов. Увидели свет фундаментальные труды в данной области следующих авторов: С.А. Авакьян, А.С. Автономов, М.В. Баглай, Н.А. Богданова, Н.А. Боброва, Н.С. Бондырь, Н.В. Витрук, В.В. Гошуляк, В.Т. Кабышев, Е.И. Козлова, И.М. Кравец, О.Е. Кутафин, А.Г. Пархоменко, Т.М. Пряхина, Ю.В. Пуздрач, В.И. Фадеев, Т.Я. Хабриева, В.Е. Чиркин, Ю.Л. Шульженко, Б.С. Эбзеев и др.

Цель, предмет исследования. Цель диссертационной работы - анализ состояния и развития отечественного основного закона и конституционализма на различных этапах общественного развития нашей страны. Центральное место отведено выявлению и характеристике форм их взаимоотношений и в соответствии с этим выработке предложений по совершенствованию современного законодательства. Задачи исследования:

проанализировать теоретические основы отечественной конституции;

проанализировать теоретические основы отечественного конституционализма;

выявить и охарактеризовать основные формы взаимоотношений основного закона и конституционализма;

дать характеристику классификаций периодов состояния, развития конституций, конституционализма, их взаимоотношений в России;

проанализировать элементы практического конституционализма в России в период абсолютной монархии;

охарактеризовать соотношение основного закона и конституционализма в период конституционной монархии в России;

дать анализ элементов практического конституционализма в период буржуазной республики в России;

охарактеризовать соотношение конституции и практического конституционализма в советский период в нашей стране;

дать характеристику соотношения конституции и практического конституционализма в современных условиях России;

на основе изученных материалов, сделанных выводов выдвинуть ряд предложений по совершенствованию современного отечественного законодательства.

Методологические основы исследования. Предмет исследования в методологическом плане сложный, неоднородный. В связи с этим при его разработке был использован комплекс методов, вытекающих из системного подхода. Центральное место было отведено трем основным методам: во- первых, юридическому (догматическому) при анализе законодательства; во- вторых, историко-правовому; в-третьих, сравнительно-правовому. Теоретическую базу составили работы российских, зарубежных ученых, прежде всего, по теории государства и права, политологии, истории государства и права, конституционному (государственному) праву. Эмпирическая база исследования - законодательство России, ряда зарубежных государств.

Научная новизна исследования. Дана обобщающая характеристика таких феноменов, как конституция, и конституционализм, важнейших атрибутов любого демократического, прогрессивного государства. Показано, что на практике они неотделимы друг от друга. Исходя из этого, выявлены, всесторонне проанализированы важнейшие формы взаимоотношений основного закона и конституционализма, их взаимосвязанности. Центральное место отведено характеристике таких форм на различных этапах общественного развития России. Обосновывается вывод о том, что сегодня наша страна стоит на пути создания реального практического конституционализма. Выдвинут ряд предложений, направленных на совершенствование отечественного законодательства.

Положения, выводы, выносимые на защиту.

    1. Был и остается спорным в отечественной науке конституционного (государственного) права вопрос о том, были ли Основные государственные законы 1906 г. общероссийской конституцией. Дореволюционные ученые-юристы были едины. Они подчеркивали, что Основные государственные законы - это первая общероссийская конституция. В годы советской власти Основные государственные законы 1906 г. подавляющим большинством ученых не признавались конституцией. Господствовал подход отрицания всего старого, хотя прогрессивного. Центральное место занимала позиция, что только социализм может дать первую общероссийскую конституцию, в качестве таковой и называлась Конституция РСФСР 1918 г. Различные подходы по данной проблеме встречаются и сегодня. Мы придерживаемся позиции тех, кто считает, что структура Основных государственных законов 1906 г., их объем, сущность, содержание вопросов, регулируемых ими, свидетельствуют о том, что это правовой акт ранга конституции.

      В научной литературе спорным является вопрос о том, что относится сегодня к институтам конституционализма, их количестве. С нашей точки зрения, основополагающим является народный суверенитет. Следующий по значению - это институт демократии, ее конкретные формы. При этом особый статус народного представительства, парламентаризма. Далее характеристика свойств государства как правового, социального, светского, деятельность которого основана на принципе разделения властей; форма правления (предпочтительно республика); форма государственного устройства (для РФ - федерация); местное самоуправление и, прежде всего,

    7 его уровень самостоятельности от государственной власти. Сегодня на первый план выдвинуты и такие институты, как демократический статус человека, гражданина, его права и свободы, их реальные гарантии в экономической, политической, идеологической сферах; признание, защита всех форм собственности; идеологическое разнообразие; политический плюрализм, многопартийность; реальная правовая охрана основного закона.

      1. Выявлены формы влияния конституции на практический конституционализм. Важнейшая - учредительная, которая имеет две стороны. Первая, основополагающая, состоит в том, что сам факт существования конституции как особого правового источника свидетельствует об учреждении и наличии конституционализма, таким образом, есть конституция - есть практический конституционализм, нет конституции - нет практического конституционализма. Вторая сторона - конституция закрепляет, придает юридическую сущность, содержание основам статуса, составляющим конституционализм. В результате такие нормы основного закона приобретают высшую юридическую силу. Вторая важнейшая форма влияния конституции на практический конституционализм - организационная, суть ее состоит в том, что основной закон обеспечивает на высшем уровне системное единство, сбалансированность всех составных конституционализма. Она нацеливает и стимулирует все составляющие, граждан на деятельность в духе и формуле конституции. Третья форма влияния - программная, суть которой состоит в определении на длительный период направления государственного, общественного развития.

        Форму влияния практического конституционализма на конституцию можно охарактеризовать как коррекционную, совершенствующую. Она связана с тем, что основной закон должен отвечать реальной действительности, состоянию конституционализма на практике. Те или иные новые решения, конструкции в данной области, возникающие в жизни, в случае своей значимости, перспективности должны найти свое выражение, закрепление в конституционной норме.

        Выявлены конкретные примеры проявления коррекционной формы влияния отечественного конституционализма на конституцию. Период 1965-1977 гг. характеризуется повышением роли трудовых коллективов в жизни советского общества. Отдельные стороны этого нашли свое законодательное отражение, в частности, в Конституции СССР 1977 г. Таким образом, реальная действительность практического конституционализма инициировала и способствовала конституционному закреплению статуса трудового коллектива.

      Пример такого рода в наши дни - это касается самоуправления, с недостатками законодательного плана, слабой его эффективностью в реальности. Определенным образом, с нашей точки зрения, это обусловлено формулой, закрепленной в ст. 12 Конституции РФ 1993 г.: «Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти». Исторический опыт нашей страны, в особенности реформ земского и городского самоуправления России второй половины XIX в. - 20-х гг. ХХ в., зарубежный опыт свидетельствуют о том, что наибольшего эффекта здесь можно достигнуть через государственное самоуправление, т.е. существенное влияние государства на эти процессы; постепенный, поэтапный подход в вопросах взаимосвязи органов государства и органов самоуправления. Возможен и вариант определения органов местного самоуправления в качестве продолжения низовых звеньев органов государственной власти. Все это требует отражения, закрепления в Основном законе России.

        1. Теснейшая взаимосвязь существует между конституцией и теоретическим конституционализмом. С одной стороны, основной закон должен учитывать все прогрессивные достижения научной мысли в данной области, а с другой - все конструкции конституционализма, регулируемые основным законом, должны находить свое теоретическое обоснование, объяснение.

          В научной литературе ведутся споры о том, нужны ли референдумы. Высказываются различные суждения «за» и «против». Мы 9 придерживаемся позиций тех авторов, которые выступают за реальное практическое существование этой важной формы непосредственной демократии, волеизъявления народа. Но к данному вопросу надо подходить с большой серьезностью, ответственностью, без злоупотребления. Обратим внимание на институт всенародного обсуждения проектов законов, важнейших вопросов жизни общества. Он предусматривался Конституцией СССР 1977 г., Конституцией РСФСР 1978 г. Был принят в 1988 г. и специальный закон РСФСР «О народном обсуждении важнейших вопросов государственной жизни». Конституцией РФ 1993 г. институт всенародного обсуждения не предусматривается. Вместе с тем, как показала отечественная практика прошлых лет, это эффективная форма непосредственной демократии, которая дает возможность выявить мнение народа, различные позиции по проблемам, получить конкретные предложения, направленные на совершенствование проектов законов, политических документов. Все это требует, с нашей точки зрения, реального использования института всенародного обсуждения, четкого определения его правового статуса.

        Теоретическая, практическая значимость диссертации. В теоретическом плане значимость данного исследования состоит в том, что его положения могут быть использованы в качестве дополнительных научных материалов для студентов, изучающих курсы «Конституционное право России», «Теория государства и права», «История государства и права России». Предложения, представленные в данной работе, могут быть учтены в деле совершенствования законодательства, практической деятельности органов государственной власти нашей страны.

        Апробация результатов исследования. Был сделан доклад на заседании сектора теории конституционного права Института государства и права РАН, на котором были представлены основные выводы исследования. Они прозвучали и в ряде научных конференций. Важнейшие положения диссертации представлены в публикациях автора в «Трудах Института государства и права РАН».

        Структура диссертации. В соответствии с целью, задачами исследования, логикой изложения была избрана структура диссертации. Она состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, библиографии.

        Понятие конституционализма

        Анализируется и понятие «функции конституции». Т.Н. Радько подчеркивает, что «функции Советской Конституции в полной мере отражают ее сущностные качества как важнейшего политического и правового документа, как системы глубоко научных выводов и положений, в которых раскрывается подлинно социалистическая природа советского общественного и государственного строя, дается научно обоснованная характеристика основных сторон социалистической демократии, положения личности в обществе, всех важнейших политических, экономических, социальных и духовных категорий, раскрывающих природу общества зрелого социализма» . Предлагаются различные классификации таких функций. Например, И.М. Степанов выделяет две основные функции Конституции - юридическую и политическую; B.C. Основин - три: политическую, правовую и идеологическую4.

        Встречалось в научной литературе и понятие «основные черты конституции», предлагались их классификации. Приведем в качестве примера две из них: первая - определение классовой сущности государства и политической власти, их законодательное закрепление; закрепление руководящей роли Коммунистической партии; закрепление основных начал социально-экономического строя; закрепление демоіфатических основ правового положения граждан и взаимоотношений личности и общества; последовательный интернационализм; реальность (итог пройденного пути,

        Советское государственное право. 1978. № 12. С. 8. Советское государство и право /отв. ред. Е.И. Козлова. М., 1983. С. 41. плюс программность) ; вторая - демократизм и гуманизм, преемственность, новизна, научность, расширенное конституционное регулирование, программность. Наряду с этим, указывалось и на главные функции конституции вообще: во-первых, чтобы юридически закрепить власть и суверенитет класса, нации, народа; во-вторых, учредить систему государственных органов власти; в-третьих, законодательно закрепить общественно-экономические основы государства; в-четвертых, гарантировать свободу личности и, в-пятых, определить главные принципы для всех отраслей права, регулировать законодательный процесс2.

        В юридической литературе рассматриваемого нами периода существенный акцент делался на политический характер основного закона. Так, подчеркивалось, что «при дальнейшем изучении теоретических основ советской конституции на первый план выдвигается, по-видимому, вопрос о социальной ценности и функциях Конституции как Основного закона з государства, важнейшего политико-юридического документа» . «Социалистическая Конституция представляет собой акт огромного политического значения. Она в концентрированном виде выражает все важнейшие политические отношения, свойственные социалистическому обществу, играет важную роль в реализации этих отношений, служит мощным средством политического руководства обществом, практического осуществления социалистической политики. Социалистическая Конституция - это также правовой акт высшей юридической силы, Основной Закон социалистического государства, в котором воплощены все важнейшие черты, свойства и функции социалистического права. Конституция - это, прелсде всего, политический акт. В ней в концентрированном виде заіфепляются в правовой форме все основные общественные отношения, имеющие политическое значение. Одни отношения, возникшие и развивающиеся по поводу организации и осуществления социальной, прежде всего, государственной власти и управления, являются политическими по самой своей природе, исходя из сугубо политической сущности власти и управления в условиях классового общества. Другие, не будучи собственно политическими, приобретают важное политическое значение, поскольку тем или иным образом связаны с вопросами политического руководства, осуществления государственной власти, реализации государственного управления»1.

        В современных отечественных определениях конституции произошел отход от характеристики конституции с классовых позиций. Акцент делается на то, что она представляет собой, прежде всего, учредительный, юридический акт, основной закон, находящийся на вершине правовой иерархии, устанавливающий важнейшие начала жизни государства, общества. В качестве аргументации приведем несколько определений конституции наших дней. С.А. Авакьян отмечает: «Под конституцией понимается основной закон государства, выражающий волю народа в целом либо отдельных социальных слоев (групп) общества и закрепляющий в их интересах важнейшие начала общественного строя и государственной организации соответствующей страны»2;

        Формы взаимоотношений конституции и конституционализма

        Наряду с этим высказывалась и идея сближения буржуазного и социалистического конституционализма. В частности, отмечалось, что в антагонистически противостоящем, противоборствующем плане эти два феномена не следует рассматривать. Каждый из них, разумеется, должен быть окрашен в свои «цвета», идущие от характера нации, традиций ее государственности, различного рода геополитических и духовно личностных особенностей. В то же время, в «платформу» любой конституционной системы должны быть непременно заложены все основополагающие общецивилизационные ценности - от рыночных отношений в экономике до парламентаризма и разделения властей в государственно-правовой сфере2. Важно отметить и тот факт, что впервые открыто заговорили о том, что в советский период были поспешно отвергнуты многие прогрессивные буржуазные теории - парламентаризма, правового, конституционного государства и др. Подчеркивалось, что их учет имеет важное значение для становления и развития теории социалистического конституционализма.

        Будущее конституционализма связывалось, главным образом, с развитием представительной демократии. Это, с нашей точки зрения, весьма суживает роль и значение, реальную сущность и содержание такого феномена, как конституционализм. Выделение представительной демократии в качестве основы развития социалистического конституционализма инициировало активную разработку проблематики ее места и роли в нашей стране, в условиях общенародного государства. Аісцент делался на различные стороны. Прежде всего, всесторонне обосновывалось положение о том, что

        Конституционализм: ценности культуры и культура ценностей. С. 20-27. Советы - политическая основа СССР, отмечалось их верховенство в системе органов государственной власти: «Советы являются единственными представительными органами государственной власти, через которые советский народ осуществляет принадлежащую ему государственную власть. Все другие государственные органы производны от Советов, им подконтрольны и подотчетны. В этом состоит значение Советов как основы всей государственной власти, всего государственного аппарата, т.е. политической основы Советского государства. Советы как представительные органы государственной власти выражают государственную волю народа и придают ей общеобязательный характер»1. «Являясь правовыми выразителями государственной власти, политической основой государства развитого социализма и основным структурным элементом его механизма, Советы наиболее полно и рельефно характеризуют общенародное государство в качестве организации всего народа, олицетворяющей его волю и суверенитет, а, следовательно, и его политическую власть»2.

        Существенный акцент делался на повышение роли Советов путем их все большей демократизации как важнейшей формы самоуправления народа. В связи с этим Н.П. Фарберов отмечал: «В свете действующей Конституции, которая ориентирована на необходимость повышения роли Советов, главный смысл развития общественных начал в их работе состоит не в сокращении сферы деятельности, а во всесторонней ее демократизации, в привлечении к ней все большего числа трудящихся, в тесном взаимодействии с общественными организациями. Это повышает роль Советов в руководстве всеми экономическими и социально-культурными процессами и служит

        Вместе с тем все эти приведенные положения - ярчайшее свидетельство фиктивности представительных органов государственной власти Советского Союза, советского конституционализма в целом. В реальной действительности не Советы были верховными органами государственной власти в стране, а КПСС, а точнее - лидеры, высшие партийные органы.

        В теоретическом плане на основе марксистско-ленинской теории с разной степенью интенсивности, эффективности велись исследования различного рода и иных конкретных институтов практического советского конституционализма. Наибольший научный интерес имеют публикации 60-80-х гг. XX в. Они касались самой конституции, непосредственной демократии, правоохранительных органов, советской федерации, правового статуса личности, самоуправления и др. Это нашло свое наиболее яркое отражение в учебниках для юридических вузов, монографиях.

        Проведенный краткий анализ свидетельствует о том, что в конце 70-х -первой половине 80-х гг. XX в. были сделаны определенные шаги в теоретической разработке вопросов конституционализма в нашей стране. Это в значительной мере стало основой для дальнейших исследований отечественных ученых в данной области.

        Периоды конституционной монархии, буржуазной республики

        Говорить о взаимоотношениях конституции и конституционализма, а следовательно, о наличии практического конституционализма в России до 1906 г., т.е. до момента принятия Основных государственных законов, установления в стране новой формы правления - конституционной монархии, невозможно. К этому времени в России в завершенном виде сложилась неограниченная, абсолютная монархия - вся полнота власти принадлежала царю. Общероссийская конституция не существовала, что является, как отмечалось ранее, основным показателем наличия практического конституционализма.

        Вместе с тем, в начале XIX в. принимались, действовали конституции в некоторых национальных окраинах страны. Например, на основании решений Венского конгресса 1814-1815 г.г., который подвел итоги войны коалиции европейских государств с Наполеоном I, Россия на территориях Варшавского герцогства переданных ей, должна была ввести конституцию. И это было сделано. В 1815 г. Александр I даровал Польше Конституцию -«Хартию государственного устройства». Как отмечалось в дореволюционной литературе, эта Конституция была чуть ли не самой либеральной в Европе того времени. В особенности это относится к содержавшимся в ней нормам избирательного права, основанного на умеренном цензе и прямых выборах, а также к гарантиям гражданских и политических свобод, которые соответствовали уровню требований своего времени

        Спорным был и остается вопрос о наличии конституции в XIX в. в Финляндии. Во многих высказываниях Александра І, в актах 1809 г., касающихся этого вопроса, содержится желание сохранить в Финляндии конституцию2. Вместе с тем до присоединения к России Финляндия была провинцией Швеции и не имела своей конституции, и в ней долгое время продолжали действовать Конституция, законодательные акты Швеции, не ликвидированные актами 1809 г. Здесь наиболее реалистичной, объективной является позиция Н.И. Лазаревского, который отмечал, «что желание Государя сохранить в Финляндии действующую там конституцию получило в актах 1809 г. столь незаконное выражение, что вряд ли может пониматься как непосредственно воплощенное в нормы права». «Акты 1809 г., говорившие о сохранении Финляндией ее основных законов, не могут пониматься в том смысле, что они ввели в действие всю совокупность шведского государственного права; они могут иметь только тот смысл, что из этого права введено то, что не противоречит новому положению Финляндии как части Российской империи»3.

        Обратим внимание и на то, что в XIX в. в России разрабатывался ряд конституционных проектов для других государств. Так, в 1804 г. император одобрил проект конституции для Ионических островов барона Г.А. Розенкампфа. В разработке проекта Тырновской Конституции 1879 г. -первой конституции Болгарии - приняли участие советник российского Министерства юстиции СИ. Лукьянов, российский имперский комиссар в Болгарии князь A.M. Дундуков-Корсаков, полковник М. Янковский. Основу

        Вполне обоснованно в современной отечественной правовой литературе говорят о том, что в 1906 г. имели место, правда в значительной мере условно, «прообразы конституционных институтов, элементов практического конституционализма на общероссийском уровне» . В Древнерусском государстве - это, например, вече - народное собрание, которое созывалось для решения важнейших государственных вопросов. Исполнительным органом его являлся совет. Право участия в нем также не было четко определено. Это в определенной мере зачаточная, примитивная форма непосредственной демократии. Земские соборы XVT-XVII вв. состояли из царя, Боярской думы, Освященного собора, различного ранга чиновников. «Земские соборы были одним из наиболее крупных явлений политической жизни московского государства XVI-XVII вв., представляя собой выработанную в старой Москве форму участия народного представительства в управлении страной - форму, во многих отношениях аналогичную с представительными собраниями Западной Европы, но вместе с тем отличающуюся весьма существенными особенностями»3. Такие Соборы - в определенной степени зачаток представительной демократии -показателя практического конституционализма.

        Современный (переходный) период

        Были приняты и новые конституции автономных республик, например, в Дагестанской Автономной Советской Социалистической Республике в 1927 г., в Киргизской Автономной Социалистической Республике в 1929 г. Они, главным образом, следовали структуре конституций соответствующих союзных республик. В научной литературе 20-х гг. прошлого века мы встречаем обобщающую характеристику этих конституций: «Советские конституции 1923-1925 годов суммировали уже опыт мирного социалистического строительства. Они являются конституциями переходного периода, т.е. стремятся не закрепить существующие социальные отношения, а постепенно перестроить их на социалистических началах в зависимости от успехов хозяйственного строительства и меняющейся в соответствии с этим политической ситуацией»3.

        Во второй половине 30-х гг. XX в. принимается новая группа советских конституций. Они характеризовались как основные законы «победившего социализма», «построения основ социализма». 5 декабря 1936 г. была принята Конституция СССР4, получившая название Сталинской. Она внесла ряд существенных новшеств в вопрос осуществления учредительной, организационной функций по отношению к практическому советскому конституционализму. Это касается, прежде всего, закрепления места и роли практически всех основных элементов политической системы, чего не было раньше. Как и прежде, формой государства называлась республика Советов.

        Классовой сущностью ее оставалась диктатура пролетариата. Об этом в Конституции СССР 1936 г., в отличие от прошлой, было сказано напрямую. Статья 2: «Политическую основу СССР составляют Советы депутатов трудящихся, выросшие и окрепшие в результате свержения власти помещиков и капиталистов и завоевания диктатуры пролетариата». На практике тезис «диктатура» стал трактоваться как руководящая роль рабочего класса. «Государственное руководство обществом (диктатура) принадлежит рабочему классу как передовому классу общества, что конституция нужна для того, чтобы закрепить общественные порядки, удобные, выгодные трудящимся», - отмечал И.В. Сталин1.

        В Конституции СССР 1936 г. впервые фиксируется место и роль такого основополагающего элемента советской политической системы, как коммунистическая партия. Это было сделано косвенным путем в главе X, посвященной статусу граждан: через право граждан СССР объединяться в общественные организации. Статья 126 определяла партию как «руководящее ядро всех организаций трудящихся, как общественных, так и государственных». Впервые в Конституции устанавливался статус общественных организаций. В той же статье 126 закреплялось положение о том, что «в соответствии с интересами трудящихся и в целях развития организационной самостоятельности и политической активности народных масс гражданам СССР обеспечивается право объединения в общественные организации: профессиональные союзы, кооперативные объединения, организации молодежи, спортивные и оборонные организации, культурные, технические и научные общества...».

        Более четкое закрепление нашли вопросы экономической системы. Основой провозглашались социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства.

        Устанавливались две формы такой собственности - государственная и кооперативно-колхозная, их объекты. Земля, которая занималась колхозами, закреплялась за ними в бесплатное и бессрочное пользование, навечно. Мелкое частное хозяйство единоличных крестьян, кустарей допускалось, но оно должно было основываться исключительно на личном труде, исключать эксплуатацию чужого труда. Охранялись права личной собственности граждан на их трудовые доходы, сбережения, жилой дом, подсобное домашнее хозяйство, предметы домашнего хозяйства и обихода, на предметы личного потребления и удобства, право наследования личной собственности. Подчеркивалась ведущая роль народно-хозяйственного плана как определителя хозяйственной жизни СССР, его основной направляющей силы. Труд объявлялся обязанностью и делом чести каждого способного к труду гражданина по принципу «кто не работает, тот не ест». Действовал принцип социализма «от каждого по его способности, каждому - по его труду». СИ. Братусь отмечал, что «Сталинская Конституция закрепила победу социалистического производства и социалистической собственности в СССР»1.

Основы конституционализма (учение о конституции)

1. Понятие конституции. Конституция в любом современном государстве - это нормативный правовой акт, имеющий высшую юридическую силу, обязательный признак национальной государственности, юридический фундамент, на котором держится государственная и общественная жизнь, основной источник правовой системы государства.

Конституция регулирует общественные отношения, связанные с организацией и деятельностью государственной власти; с правами, свободами и обязанностями человека и гражданина; с взаимоотношениями между государством и личностью, между государством и местным самоуправлением граждан. Она является своеобразной юридической моделью устройства общества, важнейшим условием обеспечения стабильного существования институтов государства, законности и правопорядка.

Ее регулирующая роль охватывает не только организацию, государства, но и негосударственные сферы - здравоохранение, экологию, образование, культуру, социально-экономические отношения.

Конституция - явление конкретно-историческое, она возникла на определенном этапе развития человеческого общества. Появление идеи конституции было подготовлено созданием определенной социально-политической базы, специфической "конституционной" идеологии определенных социальных сил.

Сам лозунг "конституция" впервые возник в процессе борьбы буржуазии против феодализма и означал требование правового закрепления организации государственной власти и способов ее осуществления.

Правда, термин "конституция" (в переводе с латинского означает "установление, учреждение, упорядочение") возник в Древнем Риме - так назывались нормативные акты императоров, но идеи конституции в формальном смысле как единого высшего юридического акта, регулирующего важнейшие отношения и институты общественной и государственной жизни, до начала XYIII в. не было. Имевшиеся в средние века хартии (например, английская "Великая хартия вольностей", 1215 г.) представляли собой своеобразные юридические сделки между двумя сторонами, противостоящими друг другу в борьбе за власть и феодальные привилегии. Речь в них шла скорее о договоре, чем о законе, не только по форме, но и во многом по содержанию, в котором основное место занимали отношения господства и подчинения, неравенства, привилегии. Господствующие классы феодального общества, располагавшие неограниченной властью, меньше всего заботились о том, чтобы вводить для этой власти какие-либо правовые формы, ибо это означало бы ограничение власти. Идея закона, обладающего высшей юридической силой в государстве, была несовместима, в частности, с идеей абсолютной монархии.

В несвязанности монархической власти законами и заключалась сущность абсолютизма.

Требование конституции появляется в программе буржуазии, укрепившей к середине XYIII в. свои экономические позиции в обществе и рвущейся к политическому господству. В конституционных нормах буржуазия видела определенную гарантию стабильности будущего, угодного ей государственного и общественного строя. Так, экономическая потребность, классовые интересы буржуазии обусловили выдвижение идеи конституции как определенной части системы права, наделенной высшей юридической силой.

Первыми конституциями в собственном смысле слова были американская 1787 г. и французская 1791 г. В эту же эпоху возникает и институционализируется понятие конституционализма, которое истолковывалось как правление, ограниченное конституцией. Концепция конституционализма, выведенная из идей естественного права, явилась буржуазно-демократической антитезой феодально-аристократической тирании.

Теоретики того времени учили, что конституция не только ограничивает пределы государственной власти, но и устанавливает процедуры осуществления властных функций. Иными словами, устанавливалась юридическая граница между сферой приложения верховной государственной власти и правами гражданина-собственника (большой вклад в становление теории конституционализма внесли Ш.Л. Монтескье, Г. Гроций, Ж.Ж. Руссо, Д. Локк, Б. Франклин, Т. Пейн, И. Кант, Г. Гегель и др.).

Объективно идеи конституционализма (конституционного государства, конституционного правления, господства права) были исторически прогрессивным явлением.

С тех пор "прошло много времени, и может показаться, что угроза для свободы со стороны государства вроде бы исчезла. Но это не так, хотя за прошедшие два столетия демократическое устройство общества значительно окрепло. Не следует забывать, что в 20-40 годах XX столетия во многих странах, в том числе Западной и Восточной Европы, пышно расцвел тоталитаризм, являющийся своеобразным аналогом неограниченного абсолютизма.

Вообще-то тенденция злоупотребления властью объективно присуща любому государству - даже самому демократическому. Поэтому любое цивилизованное общество нуждается в конституции и формировании в обществе режима ее неуклонного соблюдения. Противоречие "государство - конституция" неизбежно, но оно не представляет опасности, если общество находит в себе силы для его преодоления без насилия, на основе общественного консенсуса.

Демократическое государство - всегда конституционное государство, но не всякое государство, имеющее конституцию, может быть отнесено к числу конституционных и демократических.

Исторический опыт многих развитых государств доказывает непреходящую ценность Конституции как базы для формирования государственно-правовой системы, соответствующей принципам демократии. Например, Конституция США, принятая более 200 лет назад, отнюдь не стала архаизмом. Конституционные принципы разделения властей, приоритет федерального законодательства, билль о правах и другие немногочисленные поправки сделали ее вполне современным законом, идеи которого заимствовали многие страны в своей конституционной практике.

При этом необходимо иметь в виду, что незыблемость конституционного строя заключается не в том, что текст Конституции должен быть неприкосновенен, Нормы Основного Закона могут быть изменены, но они должны быть обусловлены, объективной необходимостью, востребованы практикой, общественного и государственного строительства.

В отличие от текущего законодательства, конституция всегда более консервативна, но именно это дает необходимую правовую устойчивость и стабильность, четкие ориентиры для развития государства и общества в настоящем и будущем Соодонбеков С.С., Укушев М.К. Конституционное права КР. Общая и особенная часть. Б. 1999 г. с. 65.

Итак, конституция - это система нормативных правовых норм, имеющих высшую юридическую силу и регулирующих основы отношений между человеком и обществом, с одной стороны, и государством - с другой, а также основы организации самого государства. Эти правовые нормы могут быть сосредоточены в одном или нескольких нормативных правовых актах - основном законе, а могут содержаться в неопределенном множестве обычных законов и, кроме того, в судебных прецедентах и конституционных обычаях.

Различают конституцию в материальном смысле и конституцию в формальном смысле. Конституция в материальном смысле представляет собой писаный акт, который, прежде всего, провозглашает и гарантирует права и свободы человека и гражданина, а равно определяет основы общественного строя, форму правления и территориального устройства, основы организации центральных и местных органов власти, их компетенцию и взаимоотношения.

Однако в материальном смысле термин "конституция" употребляется редко. Гораздо чаще мы говорим о конституции в формальном смысле, т.е. о законе, обладающем высшей юридической силой по отношению ко всем остальным законам. Конституция не может быть изменена путем издания обычного закона, и, наоборот, внесение поправок в конституцию требует соответствующего изменения тех законов и подзаконных актов, которые были ранее изданы на основании или в развитие действовавших тогда ее положений, но перестали теперь ей соответствовать.

Различаются также понятия юридической и фактической конституций. Юридическая конституция, в материальном или формальном смысле, - это всегда определенная система правовых норм, регулирующих указанный выше круг общественных отношений. Фактическая же конституция - это реально существующая в данном обществе. Например, в Конституции Кыргызской Республики 1993 г. содержится статья 1 12, устанавливающая, что Конституция имеет высшую юридическую силу и прямое действие. Однако реальность такова, что эта норма пока остается частично декларативной, так как органы исполнительной власти и местного самоуправления, суды, хозяйствующие субъекты, должностные лица, граждане не всегда руководствуются требованиями Конституции, Или другой пример: статья 30 Конституции Кыргызской Республики гласит, что граждане имеют право на забастовку, а порядок и условия проведения забастовок определяются законом, фактически же регламентация права на забастовку специальным законом по состоянию на 1 января 1999 г. отсутствует.

Расхождение между фактической и юридической конституциями свидетельствует, что часть норм юридической конституции может стать фиктивной. В этом случае возникает необходимость приведения фактической конституции в соответствие с предписаниями юридической конституции.

Фиктивность конституции обычно характерна для стран с авторитарным и, особенно, тоталитарным политическими режимами. Юридические конституции в таких странах содержат демократические положения, которые не получают реализации на практике, ибо включаются только для того, чтобы скрыть антидемократическую сущность режима.

Характерным в этом отношении был пример СССР, где в конституциях провозглашалась власть народа, осуществляемая через представительные органы (статья 2 Конституции СССР 1977 г.), а на практике власть принадлежала аппарату КПСС. Такое положение закреплялось нормой статьи 6 Конституции СССР, где указывалось, что КПСС является руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, всех государственных и общественных организаций.

Не случайно в СССР не существовало ни конституционной, ни административной юстиции, а общая юстиция (суды) Конституцию непосредственно не применяла, ибо власть не была заинтересована в последовательной реализации демократических конституционных норм. В результате Конституция СССР находилась в подвешенном состоянии: текущее законодательство, акты исполнительной и судебной власти не сопрягались с основным законом, который таким образом оставался только актом идеологическим и политическим, но не выполнял своего главного предназначения.

Высшая юридическая сила конституции проявляется в том, что, во-первых, ее нормы всегда имеют приоритет перед положениями иных законов, а тем более актов исполнительной власти. Во-вторых, законы или подзаконные акты должны приниматься предусмотренными в конституции органами и по установленной ею процедуре. В-третьих, все без исключения правовые нормы должны соответствовать по существу или, во всяком случае не противоречить нормам основного закона. Любой акт, противоречащий конституции либо по существу, либо по форме, должен быть признан недействительным.

Верховенство Конституции Кыргызской Республики обеспечивается ее собственными нормами. Так, статья 12 устанавливает, что Конституция имеет высшую юридическую силу и прямое действие; на основе Конституции принимаются законы и другие нормативные акты.

2. Социально-политическая сущность конституции. Любая конституция, наряду со своей юридической сущностью как основного закона, обладающего высшей юридической силой, имеет также сущность социально-политическую. Она заключается в том, что действительная конституция страны - это фактическое соотношение сил, существующих в стране; писанная конституция тогда лишь прочна и имеет значение, когда является точным выражением реальных соотношений общественных сил" Лассаль Ф. Сущность конституции. Что же дальше? СПб.: Молот, 1905.С.33-34.. Конституция - это своего рода общественный договор, в котором согласованы интересы различных частей общества. Каждая часть общества: общественный класс, социальный слой, территориальная, национальная или иная общность - защищает в политической борьбе свои социальные интересы, и степень, в которой их удается согласовать, получает отражение в конституции. Без такого согласования в обществе не мог бы существовать никакой правопорядок.

В итоге применения в отдельности или комплексно вышеперечисленных и некоторых иных методов обструкции, "живая" конституция может оказаться достаточно далекой от текста и смысла ранее принятого конституционного документа.

Социальные функции конституции. Функции конституции - различные проявления ее назначения, они отражают роль основного закона в политике, жизни общества, осуществлении задач государства.

Первая функция конституции * - юридическая. Как отмечалось, конституция - это основной закон (т.е. закон законов). Она -главный источник права государства, лежащий в основе всей системы правового регулирования общественных отношений.

Принятие конституции народом (избирательным корпусом) складывается из двух этапов: разработка проекта специальным конституционным комитетом (учредительным собранием) и окончательное его одобрение референдумом (плебисцитом) - голосованием граждан (избирателей). Референдумами были приняты конституции Франции (1958 г.), Египта (1971 г.), Российской Федерации (1993г.), Казахстана (1995 г.). Беларуси (1996 г.) и др.

Способ принятия конституции имеет большое значение, так как от него в значительной степени зависит само содержание основного закона.

3. Конституционный контроль. Конституционализм как один из важнейших принципов демократии исходит из предположения о том, что нормы конституции обладают высшей юридической силой по отношению ко всем другим источникам права. Из этого принципа вытекает концепция конституционного контроля, в соответствии с которой правовая норма, изданная любым государственным органом, обретает юридическую силу лишь в том случае, если содержащиеся в ней правила поведения не противоречат предписаниям конституции; в противном случае такая правовая норма может быть признана в надлежащем порядке ничтожной (не соответствующей конституции и потому не.действующей, ее действие отменяется). Эта задача, как правило, возлагается на специальный институт конституционного контроля, который в установленной форме осуществляет проверку обычных законов и иных нормативных правовых актов с точки зрения их соответствия конституции.

Применяются следующие формы конституционного контроля: предварительный и последующий.

Конституционный контроль называется предварительным, когда уполномоченные на то органы дают свои заключения о соответствии конституции тех или иных актов до вступления их в силу. Как правило, такой контроль осуществляют конституционные советы, к которым обращается глава государства, правительство или определенная группа депутатов с просьбой о проверке конституционности принятого закона до его подписания главой государства (применяется, например, во Франции, Швеции).

При последующем конституционном контроле спор о конституционности того или иного нормативного правового акта рассматривается специализированными судами лишь после того, как этот акт вступил в законную силу (Германия, Кыргызстан, Россия, США и др.).

Законы и иные нормативные правовые акты, признанные неконституционными, либо сразу аннулируются, либо запрещаются к публикации и, следовательно, не вступают в силу, либо, они остаются в сводах законов, но не могут применяться судами, государственными и иными органами, гражданами.

Как правило, решения органов конституционного контроля являются окончательными и обжалованию не подлежат.


Понятие и предназначение конституционных (основных) законов. Сущность конституции. Функции конституции: учредительная, организаторская, внешнеполитическая, идеологическая, юридическая, политическая, социально-экономическая и др. Конституция и государство. Конституция и об-щество. Виды конституционных законов (по форме; структуре; порядку принятия; содержанию; соотношению фактического и юридического).
Конституционализм как политико-правовой режим конституционного правления. Исходные начала конституционализма. Идеи и ценности конституционализма. Конституционализм и правовое сознание общества. Становление конституционализма в Российской Федерации.
Конституция Российской Федерации 1993 г.: история разработки и принятия. Форма и структура Конституции Российской Федерации 1993 г. Порядок принятия Конституции Российской Федерации и внесения в нее изменений. Юридические свойства Конституции Российской Федерации. Законы Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации. Федеральные конституционные законы. Декларации. Основы законодательства. Законы, обычные по форме, но конституционные по содержанию. Конституции и уставы субъектов Российской Федерации. Структура и содержание Устава Тюменской области.
Реализация Конституции Российской Федерации: понятие. Формы реализации Конституции: использование, соблюдение, исполнение, применение. Толкование Конституции. Юридическая охрана Конституции
16
Российской Федерации, конституций (уставов) субъектов Российской Федерации.
Пути совершенствования российской Конституции и конституций (уставов) субъектов Российской Федерации.
История конституционного развития России
Периодизация истории конституционного развития России. Дореволюционный период. Советский период. Современный период. Конституционные проекты устройства российского государства XIX в. Основные законы Российской империи 1906 г. Конституция РСФСР 1918 г. Конституция СССР 1924 г. и Конституция РСФСР 1925 г. Конституция СССР 1936 г. и Конституция РСФСР 1937 г. Конституция СССР 1977 г. и Конституция РСФСР 1978 г. Конституционный проект, подготовленный Конституционной комиссией СНД РФ. Подготовка и принятие Конституции РФ 1993 г. Приостановление действия Конституции РСФСР 1978 г. Президентом РФ. Конституционное совещание. Референдум по Конституции РФ 12 декабря 1993 г.
Основы конституционного строя
Основы конституционного строя: понятие. Основы конституционного строя - ядро конституционного строя и составная часть конституционного права России. Основы конституционного строя как составная часть Конституции РФ 1993 г. Основные черты конституционного строя. Основы конституционного строя и структура общества. Отражение в основах конституционного строя политической и социально-экономической систем общества.
Основные конституционные начала организации российского государства. Полный государственный суверенитет. Народовластие в формах представительной и непосредственной демократии. Представительные органы государственной власти. Выборы, референдумы, опросы. Принципы организации Российской Федерации как государства: законность; федерализм; республиканская форма правления; разделение и соединение властей; правовой, социальный, светский характер государства.
Основные конституционные начала организации местного самоуправления. Местное самоуправление как институт общества и элемент публичной власти. Права и обязанности граждан в сфере местного самоуправле
ния. Принципы организации местного самоуправления: законность; само-стоятельность местного самоуправления и отделение его от государства; народовластие в формах представительной и непосредственной демократии; наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями; судебная защита местного самоуправления.
Понятие и сущность гражданского общества. Структура гражданского общества. Гражданское общество и негосударственные
17
объединения. Понятие и виды негосударственных объединений. Основные функции негосударственных объединений в обществе. Политические партии. Средства массовой информации. Гражданское общество и правовое государство. Проблемы выделения и становления гражданского общества в современной России.
Основные конституционные начала организации гражданского общества. Формы самоорганизации гражданского общества: государство и негосударственные объединения (партии, профессиональные союзы, общественные и религиозные объединения, другое). Принципы организации гражданского общества: законность; приоритет прав и свобод человека и гражданина; равенство прав и свобод; свобода экономической деятельности; единство экономического пространства; многообразие форм собственности и их равная защита; мировоззренческое, идеологическое и политическое многообразие; открытость гражданского общества.

Еще по теме Конституция Российской Федерации и конституционализм:

  1. Верховенство Конституции Российской Федерации в ее соотношении с конституциями (уставами), нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
  2. 4.3. История развития отечественного конституционализма и этапы конституционной реформы в Российской Федерации
  3. Обеспечение соответствия Конституции Российской Федерации и федеральным законам конституций (уставов), законов и иных правовых актов субъекта Федерации
  4. АРЗУМАНОВ Сергей Георгиевич. Конституционно-правовые средства обеспечения соответствия законодательства субъектов Российской Федерации Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству / Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук, 2002
  5. Глава П. Обеспечение соответствия законодательства субъектов Российской Федерации Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству