Актов государственных органов власти регламентирующих. Акты федеральных органов исполнительной власти. Что будем делать с полученным материалом

Под нормативно-правовым актом понимается официальный акт правотворчества, устанавливающий норму права, т. е.

вводящий в действие, изменяющий или отменяющий правила общего характера. Этим он отличается от правоприменительных актов, содержащих индивидуальные предписания.

В этом определении выражены все характерные признаки этого источника права:

Предмет учебной дисциплины «Правоохранительные органы Российской Федерации», ее соотношение с другими видами юридических дисциплин

Он не является исчерпывающим перечнем юридических соображений, имеющих отношение к таким услугам, и не может рассматриваться в качестве юридической консультации. Он заменил предыдущие антидискриминационные законы единым законом, в результате чего в некоторых ситуациях закон легче понять и усилить защиту. В нем излагаются различные способы незаконного обращения с кем-то и определяются основания, по которым такое обращение является незаконным.

результат правотворчества; выражение норм права; функция источника права; официальное государственное оформление; соблюдение юридической техники при оформлении. Классификация нормативно-правовых актов проводится в первую очередь по их юридической силе (хотя существуют и другие основания классификации - по содержанию, объему и характеру действия, по издающим субъектам).

В Шотландии он дополняется набором специальных обязанностей, изложенных в Правилах, которые применяются к государственным органам, перечисленным в Правилах. Обязанности требуют устранения незаконной дискриминации, а также поощрения равенства возможностей между лицами, которые разделяют охраняемый признак, и теми, кто этого не делает.

Это включает в себя принятие мер для удовлетворения потребностей лиц, которые разделяют защищенный признак, который может отличаться от потребностей тех, кто этого не делает. Закон о защите данных регулирует обработку «персональных данных». В частности, Закон защищает права проживающих, идентифицируемых лиц, к которым относятся данные, главным образом путем возложения обязанностей на тех лиц или организаций, которые решают, как и почему эти данные обрабатываются. «Обработка» включает в себя получение, запись, хранение, использование, раскрытие и уничтожение таких данных.

Юридическая сила указывает на место акта в иерархической структуре, компетенции издающего органа, его конституционных полномочий.

Общее построение системы законодательства в любом государстве предусматривает деление нормативно-правовых актов на законы и подзаконные акты.

Закон - это принимаемый в особом порядке и обладающий высшей юридической силой нормативный правовой акт, регулирующий наиболее важные общественные отношения по ключевым вопросам общественной жизни.

Контролеры данных должны обеспечить, чтобы любая обработка персональных данных, за которые они отвечают, соответствует Закону и, в частности, что такая обработка не противоречит принципам защиты данных, содержащимся в Законе. Несоблюдение требований по обеспечению соблюдения законодательства, даже судебное преследование, а также требования компенсации со стороны физических лиц. Контролеры данных по-прежнему несут ответственность за то, чтобы их обработка соответствовала Закону, независимо от того, делают ли они это самостоятельно или используют процессор данных.

Законы принимаются в особом порядке высшими представительными органами государства (либо уполномоченными органами субъектов Федерации) или непосредственно народом в результате референдума.

Законы обладают высшей юридической силой (принцип верховенства закона), это означает, что:

все остальные правовые акты должны исходить из верховенства законов и никогда не противоречить им (в случае расхождения иного акта с законом действует закон);

Обязанности диспетчера данных в соответствии с Законом применяются в течение всего периода, когда они обрабатывают персональные данные, а также права физических лиц в отношении этих персональных данных. Субъекты данных имеют определенные права доступа к данным о них, которые хранятся контроллером данных посредством запроса доступа субъекта.

Эти положения в наибольшей степени касаются электронного маркетинга, в том числе путем звонков, текстов и электронных писем. Тем не менее, они также регулируют использование «куки» и аналогичных технологий, которые отслеживают информацию о людях, обращающихся к веб-сайту или другим электронным службам, путем хранения информации об устройствах, используемых для доступа к веб-сайту или другой службе.

никто не вправе изменить или отменить закон, кроме принявшего его законодателя.

Законы подразделяют на конституционные и обыкновенные. К конституционным относятся конституции и примыкающие к ним основополагающие законы, регулирующие вопросы общественного и государственного устройства.

Подзаконные акты - правотворческие акты компетентных органов, которые основаны на законе и не противоречат ему.

Основное обязательство поставщиков услуг в соответствии с соответствующим регламентом состоит в том, чтобы информировать пользователей об использовании куки или аналогичных технологий, целях или их использовании и добиваться согласия пользователей. Государственные органы обязаны опубликовать схему, в которой публикуется информация, которую она регулярно публикует; и члены общественности имеют право получать информацию от государственных органов по запросу. Закон распространяется на любую зарегистрированную информацию, которая принадлежит шотландскому государственному органу, публичной компании и некоторым организациям, занимающимся протяженностью оружия, созданным местными властями в Шотландии.

акты высшей исполнительной власти (нормативные указы президента, постановления и распоряжения правительства), в которых также могут содержаться первичные правовые нормы, но главным образом нормы исполнительского характера;

акты отдельных ведомств (приказы, инструкции), являющиеся нормативно-правовыми актами общего действия, направленными на уточнение либо регламентацию актов высшей юридической силы в ограниченной сфере общественных отношений;

Однако Закон не обязательно охватывает каждую организацию, которая получает государственные деньги. Например, он не охватывает некоторые благотворительные организации, которые получают гранты и некоторые организации частного сектора, которые выполняют публичные функции.

Записанная информация включает печатные документы, файлы компьютеров, письма, электронные письма, фотографии и звуковые или видеозаписи. В Законе содержится ряд исключений в отношении общего права на получение такой информации. Комиссар по информации Шотландии регулирует Закон о свободе информации.

местные подзаконные акты, издаваемые территориальными органами государственной власти и управления или органами местного самоуправления; действие этих актов ограничено подвластной им территорией;

локальные подзаконные акты, издаваемые различными организациями для регламентации своих внутренних вопросов, распространяются на ограниченное количество лиц (касаются организации труда, служебных взаимоотношений, дисциплины труда).

В частности, в части 4 Закона возлагаются обязанности в отношении государственных органов, связанных с изменением климата. Обязанности в Законе требуют, чтобы государственный орган при осуществлении своих функций действовал. Наилучшим образом рассчитанным для содействия достижению целей сокращения выбросов в соответствии с Законом; наилучшим образом рассчитанным для выполнения любой установленной программы адаптации; и таким образом, что он считает наиболее устойчивым. Эти дополнительные затраты иногда могут быть компенсированы остаточной стоимостью старого оборудования, но это необходимо обсудить с поставщиком, осуществляющим удаление отходов.

Отдельно выделяют акты высших органов судебной власти (Конституционного, Верховного и Высшего арбитражного судов). До настоящего времени в отечественном правоведении единого мнения по месту этих актов в системе источников права нет.

Во всяком случае, решения Конституционного суда также являются важной формой правотворчества, выражающейся прежде всего в признании отдельных нормативных актов или их положений не соответствующими Конституции, что является основанием для отмены либо изменения соответствующих статей этих нормативных актов.

Правила применяются к услугам, предоставляемым «любым государственным департаментом или местным или государственным органом», но существуют исключения для социальных услуг, медицинских услуг и некоторых транспортных услуг. Положения требуют от трейдеров четко и понятным образом предоставить определенную информацию, касающуюся, среди прочего.

Правила также предусматривают право на отказ от договора с определенными исключениями. В соответствии с разделом 151 этого Закона государственный секретарь считает, что продление применения раздела 149 касается лиц, которым осуществляется государственная функция.

Для практики имеет непосредственное значение проблема пределов действия нормативных актов, действия во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Действие во времени - нормативно-правовые акты начинают действовать:

с момента принятия правотворческим органом;

со времени, указанного в самом акте либо в специальном акте о введении в действие.

В соответствии с разделом 208 и, и в соответствии с этим Законом проект этого документа был заложен в парламент и одобрен постановлением каждой палаты парламента. Государственный секретарь в порядке осуществления этих полномочий устанавливает следующие положения.

Цитирование, начало и интерпретация

«Занятость» и соответствующие выражения имеют значение, указанное в правиле 2. В настоящих Правилах термин «занятость» означает. Информация не публикуется до даты начала в форме и порядке, который соответствует правилам 2 и 4 этих Правил. Правила 2 и 4 продолжают действовать и после даты начала производства, если они касаются публикации этой информации этим органом.

НоРмативн°-пРавов°й акт не имеет обратной силы, т. е. его предписания не распространяются на те отношения, которые возник-™ и существовали до его издания.

Из этого принципа есть д#а исключения:

если самим нормативным актом устанавливается его обратная сила;

если уголовный закон или акт административного законодательства смягчает наказание либо вообще устраняет наказуемость деяния.

Государственный секретарь по вопросам образования и министр по делам женщин и равенств. Материнства, отцовства, усыновления, родительского или совместного отпуска по уходу за ребенком. «Обычная оплата» имеет значение, указанное в пункте 3. «Период оплаты» имеет значение, указанное в пункте 5.

«Сдельная работа» означает работу, в отношении которой работник имеет право на оплату путем ссылки на несколько изготовленных или обработанных частей или выполнение ряда задач вместо ссылки на период времени. «Соответствующий сотрудник» означает лицо, нанятое соответствующим государственным органом на дату моментального снимка.

Нормативно-правовые акты утрачивают свою силу (прекращают свое действие) на следующих основаниях:

по истечении срока действия, указанного в самом акте; в связи с изданием нового акта, регулирующего практически те же вопросы;

в связи с прямой отменой данного акта.

Действие в пространстве определяется территорией, на которую распространяется предписание норм правового акта. Территориальные пределы действия нормативных актов подтверждают суверенитет государства и его юрисдикцию.

«Соответствующий период оплаты» имеет значение, указанное в пункте 5. «Соответствующий государственный орган» означает государственный орган, указанный в Приложении 2 к настоящим Правилам, который имеет 250 или более сотрудников на дату моментального снимка.

Обязанность публиковать годовую информацию, касающуюся оплаты

Для целей настоящего Приложения размер обычной оплаты или бонусной платы работника должен быть рассчитан до вычетов, сделанных в источнике. Разница между средней почасовой ставкой заработной платы мужчин с полной оплатой соответствующих сотрудников и заработной платы женщин, имеющих полную оплату.

Как правило, действие нормативных актов распространяется на территорию, которая подведомственна органу, их издавшему.

Действие по кругу лиц означает, по общему правилу, распространение нормативно-правового акта на всех адресатов в рамках территориальной сферы действия акта (граждан, иностранных граждан и лиц без гражданства) либо только на часть субъектов - военнослужащих, работников определенных профессий и т. д.

Разница между медианной почасовой ставкой заработной платы мужчин с полной оплатой соответствующих сотрудников и заработной платы женщин с полной оплатой соответствующих сотрудников. Разница между средней премиальной выплатой, выплачиваемой мужским работникам, и выплатой женщинам соответствующих сотрудников.

Разница между медианной премией, выплачиваемой соответствующим мужчинам, и выплатой женщинам соответствующих работников. Пропорции мужчин и женщин, соответствующих работникам, которым была выплачена бонусная плата; а также. Пропорции мужчин и женщин с полной оплатой соответствующих сотрудников в нижнем, нижнем среднем, верхнем среднем и верхнем квартирных группах.

Исключением является право экстерриториальности для определенной категории иностранных граждан. 6.5.

Систематизация нормативно-правовых актов

Как указывалось ранее, нормативно-правовые акты создаются различными правотворческими органами. Они имеют неодинаковую юридическую силу, несовпадающее временное действие, распространяются на разный круг субъектов и разное территориальное пространство. Поэтому при их систематизации преследуется цель упорядочения правового материала, совершенствования самих правовых норм, приведения нормативно-правового регулирования в инструмент нормального и эффективного регулирования общественной жизни.

Соответствующий государственный орган должен опубликовать информацию, требуемую подпунктом, в течение 12 месяцев, начиная с даты моментального снимка. При составлении информации, требуемой подпунктом, соответствующий государственный орган не обязан включать данные, относящиеся к соответствующему сотруднику, если.

Значение «периода оплаты» и «соответствующего периода оплаты» означает

Государственный орган не имеет, и для государственного органа нецелесообразно получать данные. В этом графике «период оплаты», в отношении соответствующего сотрудника, означает. Период, в течение которого соответствующий государственный орган выплачивает основную плату работника, будь то еженедельно, раз в две недели, ежемесячно или в любой другой период или.

В результате систематизации устраняются противоречия между правовыми нормами, отменяются или изменяются устаревшие нор-

и создаются новые, более совершенные, отвечающие потребностям общественного развития.

В правоведении используют три вида систематизации нормативно-правовых актов: кодификация, инкорпорация и консолидация.

Если соответствующий государственный орган не выплачивает основную плату работника, период, в отношении которого государственный орган чаще всего выплачивает работнику один из элементов обычной оплаты, упомянутый в пункте 3. В этом расписании «соответствующий период оплаты» означает период оплаты, в течение которого снижается дата моментального снимка.

Значение «почасовой ставки вознаграждения»

«Почасовая ставка вознаграждения» в отношении соответствующего работника определяется следующим образом. Определите все суммы обычной оплаты и бонусной платы, выплачиваемой сотруднику в течение соответствующего периода оплаты. Если сумма, указанная в шаге 1, представляет собой сумму обычной заработной платы, исключайте любую сумму, которая обычно должна быть уплачена в другой период оплаты.

Кодификация охватывает как внешнюю, так и внутреннюю обработку актов. При этом производится как классификация нормативных актов, так и внесение в их содержание существенных изменений и дополнений, структурная переработка нормативно-правового массива, отмена устаревших принципов и норм, создание новых.

Эта деятельность может осуществляться только компетентными правотворческими органами на основании конституционных или иных законных полномочий.

Если сумма, указанная в шаге 1, представляет собой сумму бонусной платы и выплачивается в отношении периода, который не совпадает с периодом соответствующего платежа, разделите сумму на продолжительность бонусного периода и умножьте ее на длину соответствующего периода оплаты.

Добавьте вместе суммы, указанные в шаге 1. Разделите сумму, найденную в шаге 5, на количество рабочих часов в неделю для этого сотрудника. В этом пункте «соответствующий множитель» означает 7, деленное на количество дней в соответствующем периоде оплаты.

Рабочее время сотрудника в неделю

При определении для целей настоящего пункта количества дней в соответствующем периоде оплаты или бонусного периода, когда эти периоды составляют месяц или год. Месяц рассматривается как имеющий 44 дня. Год рассматривается как имеющий 25 дней. Количество рабочих часов в неделю для соответствующего сотрудника для целей этапа 6 в пункте 6 определяется следующим образом.

Кодификационные акты по содержанию и форме подразделяют на: основы законодательства, устанавливающие важнейшие начала и основные положения определенной отрасли права или сферы государственного управления («Основы законодательства об охране здоровья» и т. п.);

кодексы (гражданский, уголовный, трудовой, семейный и т. д.); уставы, положения - кодификационные акты специального действия (устав железных дорог, воинские уставы, положение о тех или иных ведомствах).

Более простым и распространенным видом систематизации является инкорпорация - их объединение в единый документ по признаку регулирования нормативно-правовыми актами определенной сферы общественных отношений.

Инкорпорация бывает официальной и неофициальной. Официальная осуществляется компетентными органами и является не новым нормативным актом, а формой (способом) опубликования или переопубликования действующих нормативно-правовых актов в обработанном и упорядоченном виде.

Неофициальная инкорпорация преследует информационносправочные цели.

Официальная инкорпорация осуществляется либо в хронологическом, либо в предметном виде.

В результате консолидации также создаются сборники законодательства, которые носят неофициальный характер. Акты консолидации обычно используют как юридическое пособие для лиц, занятых в соответствующих государственных или общественных сферах деятельности. Они содержат как отдельные нормативные акты, так и выдержки из актов, объединяемые по признаку их относимости к какой-либо сфере деятельности.

Административные акты: содержание понятия, признаки Административные договоры и государственные контракты Нормативные акты местного самоуправления

Осуществление исполнительной власти по характеру управляющего воздействия и конечным результатам и последствиям может выражаться в виде правовых решений и действий, влекущих за собой четко выраженные юридические последствия, и неюридических (организационно-управленческих) решений и действий, не влекущих прямых юридических последствий.

Принятие правовых решений - правотворческая управленческая деятельность - это создание, изменение, отмена или усовершенствование правовых норм, т.е. издание правовых актов.

Административные акты

Органы исполнительной власти могут издавать, как и другие органы государственной власти, акты законодательства, имеющие государственно-политический (публичный, общеобязательный) характер. Однако основной правовой формой исполнительно -распорядительной деятельности являются административные акты - самая большая по объему и разнообразию разновидность юридических актов.

Выделим важнейшие признаки административных актов.

1. Административные акты исходят от административного органа, публичного лица:

Указ, распоряжение Президента;

Постановление, распоряжение Председателя Правительства;

Решение муниципального совета;

Решение публичного учреждения.

Их издают исполнительные органы и их должностные лица, судьи, руководители судебных, прокурорских учреждений, аппаратов представительных органов.

2. Административные акты не предусматривают согласия тех, кому предназначено решение. Односторонний характер (волеизъявление администрации) не должно, впрочем, означать, что субъекты исполнительной власти не учитывают воли граждан, смежных организаций, подчиненных работников (адресатов решений), в основе актов должны быть ходатайства, предложения, заявления.

3. Бесспорность исполнения, гарантируемая санкциями. При этом отметим, что предусматривается судебный порядок оспаривания акта и компенсации ущерба, нанесенного его исполнением.

4. Административные акты соблюдают всю иерархию права:

Подзаконность как соответствие законам и другим актам вышестоящих органов;

Официальный характер, т.е. издаются в рамках официально установленной компетенции и на основе официально установленной процедуры;

Предусматривается инстанционный порядок приостановления и отмены акта;

Акт не должен содержать правовую ошибку, т.е. неправильно толковать высшую норму или основываться на документе, который не применим в данном случае.

5.Влекут юридические последствия, т.е.:

Изменяют право: устанавливают, изменяют, отменяют нормы;

Изменяют юридическую ситуацию: создают обязанности, обязательства, права или выгоды, а значит - стимулируют, создают, изменяют, прекращают правоотношения, служат юридическими фактами.



6. Административные акты могут содержать как нормы административного, так и нормы других отраслей права (финансового, гражданского, трудового и др.), влиять на гражданские, трудовые, финансовые, семейные и иные правоотношения.

Таким образом, административные акты - это особый вид юридических актов подзаконных, официальных, принимаемых субъектами исполнительной власти в процессе исполнительно-распорядительной деятельности, содержащих односторонние властные волеизъявления, оформленных в соответствии с нормами права и влекущих юридические последствия.

Всем государственным служащим порядок издания (правотворчества), применения и исполнения акта (правоприменения) необходимо усвоить на уровне профессионального устойчивого навыка, мастерства. При этом следует заметить что компетенция (в данном случае юридические полномочия издавать подлежащие исполнению административные акты) в целях облегчения повседневного функционирования администрации может быть ею делегирована подчиненному органу (должностному лицу) либо часть своих полномочий, либо как право подписи (начальника - своему заместителю).

Компетенция имеет юридическое, правовое основание, строго определена по вопросам ведения и территории. Однако в чрезвычайных ситуациях допускается отклонение от норм компетенции, дабы не парализовать административную деятельность и преемственность публичных служб. К примеру, мэр при стихийном бедствии или в военной ситуации не может собрать муниципальный (городской) совет и самостоятельно принимает решения, входящие в компетенцию только представительного органа.

Формы и процедуры издания акта. Акт всегда имеет форму письменного документа, составленного по общим правилам, предъявляемым к правовому акту.

При разработке административного акта должны быть соблюдены процедуры, предусмотренные законом, уставом, регламентом: сроки издания, предписываемые документами консультационные мнения, нормы уведомления о деле при подготовке дисциплинарной санкции, о соблюдении права на защиту (гражданина, служащего и т.д.), др. Смысл этих процедур и вообще процессуального права в том, чтобы позволить органу (лицу), компетентному издавать акты, ознакомиться с различными имеющимися мнениями, достоинствами и недостатками акта, возможным ущербом для прав управляемых лиц (организаций, объектов - адресатов).

Решение коллегиального органа, его законность также непосредственно зависят от соблюдения правил созыва, правил кворума, правильности голосования по проекту решения.

Форма представления акта также требует соблюдения определенных формальностей:

Упоминания издавшего акт органа;

Упоминания в акте мотивов, т.е. правовых и фактических причин, по которым орган не только издал акт, но и придал ему определенный смысл (впрочем, некоторые регламентирующие административные акты не нуждаются в мотивировке юридических и фактических причин в самом акте);

Подпись и виза.

Цель акта - удовлетворение общих интересов и общезначимых определенных задач. Иначе актотворчество будет злоупотреблением властью, использованием должностных полномочий в личных целях и интересах, т.е. незаконно.

Злоупотребление имеет место и в случае, если преследуется цель, которая якобы отвечает общим интересам, но не тем, ради которых была передана компетенция издавать акт его автору. К примеру, незаконным будет акт (решение) муниципального совета, запрещающий купающимся переодеваться на пляже по соображениям общественной морали. Блюсти мораль - не в компетенции совета, здесь просматривается другой интерес - финансовый: заставить пользоваться платными кабинками.

Равным образом необходима оценка полезности акта (экспроприация, к примеру, может быть признана законной только в том случае, если проект, оправдывающий ее, действительно общественно полезен).

Итак, автор акта всегда должен предусмотреть возможность при необходимости (на встречах с гражданами, судебном или административно-ведомственном разбирательстве) доказать законность, целесообразность, общественную полезность своего решения. Применение подлежащих исполнению административных актов. Регламентирующие акты обычно начинают действовать с момента публикации в официальных изданиях, а для самой администрации они вступают в силу с момента подписания.

Нерегламентирующие акты (правонаделительные, юрисдикционные) вступают в силу с момента их сообщения адресату.

Административные акты местных органов начинают иметь юридическую силу при выполнении двух условий: обнародования (публикации в прессе, расклеивание афиш и т.п.) и передачи акта представителю государственного органа (губернатору). Индивидуальные акты органов местного самоуправления вступают в силу после уведомления адресата и передачи акта представителю государства.

Исполнение административного акта. Акт после вступления в силу пользуется презумпцией законности. В большинстве случаев легитимность актов и исполнение их не встречают препятствий. Даже если акт неблагоприятен для адресата, он чаще всего следует ему.

Но уж если акт не выполняется, администрация обязана использовать свои правовые возможности:

Прибегнуть к уголовным санкциям, предусмотренным актом;

Задействовать административные санкции: отзыв лицензии, штраф, временное закрытие (трактира) за нарушение правил и др.;

Реализовать право на административное принуждение. Исполнение акта может продолжаться (и должно) в случае,

если его законность оспаривается посредством жалобы в суд или вышестоящую административную инстанцию в связи с превышением полномочий автора акта. Правда, истец может потребовать от судьи отсрочки исполнения акта. Для этого необходимо соблюдение трех условий: акт должен иметь характер подлежащего исполнению; серьезность одного или нескольких доказательств истца в пользу незаконности акта; возможность того, что исполнение акта истцом нанесет ему непоправимый ущерб. Отсрочка исполнения может быть решена в течение нескольких дней, а для аннулирования акта потребуется много больше времени (иногда несколько лет).

В отношении актов местного самоуправления действует несколько особый режим. Если прокурор (или префект) считают незаконным акт местного органа, он может направить акт на рассмотрение в суд, но поскольку такая передача не имеет приостанавливающего действия, прокурор может сопроводить его требованием об отсрочке исполнения. При положительном для контролирующего (надзорного) органа решении местный орган власти не должен исполнять акт в ожидании приговора суда о его законности. Суд должен предоставить отсрочку, если одно из доказательств прокурора в отношении незаконности акта представляется на данной стадии расследования серьезным и способным оправдать аннулирование акта.

Исчезновение административного акта, т.е. прекращение его юридической силы. Здесь нужно различать два случая: отмена и отзыв.

Отмена - в компетенции того органа, который принял акт. Впрочем, в отношении индивидуального акта (выдача лицензии, разрешение на строительство, назначение на должность и т.д.) ограничивается возможностью его отмены по инициативе административного органа (лица), ибо это связано с лишением определенных прав (я тебя принял, я тебя и сниму). Отмена индивидуального акта сопряжена с соблюдением установленных процедур. Отзыв отличается от отмены; это - аннулирование акта (его как бы никогда не существовало). Такое возможно, если акт не привел к созданию прав, не успел изменить юридическую ситуацию, а адресат обратился с жалобой в суд (либо в вышестоящую инстанцию), обращая внимание на превышение полномочий, незаконность акта. До момента рассмотрения дела в суде истец может потребовать от автора акта отозвать свое решение (милостивая жалоба) или потребовать того же от иерархического начальства (иерархическая жалоба). Автор акта может отозвать акт, сделать его как бы никогда не существовавшим - в таком случае исчезает повод для судебного (административного) разбирательства.

Остановимся теперь на более подробной характеристике тех административных актов, которые одновременно являются источником административного права и действующим регулятором административных правоотношений.

Источником административного права являются акты государственных органов, в которых содержатся административно-правовые нормы. (Глубокий анализ темы содержит курс административного права). Рассмотрим административные акты, могущие и долженствующие выполнять роль источников - силы, творящей право.

Акты федерального Правительства обладают мощным правотворческим потенциалом в силу значительности выполняемой им роли и широты возложенных функций.

Для правительственных актов характерны следующие признаки:

Межотраслевой характер, отражение многопрофильности деятельности;

Прямая связь с законом (строго подзаконный акт);

Высшая мера нормативности в системе исполнительной власти - общеобязательность действия на всей территории Федерации;

Парное существование актов-постановлений, утверждающих положения и иные нормативные акты.

Есть две разновидности правительственных актов: постановления и распоряжения.

Постановления - это нормативно-правовые акты, отражающие основные вопросы компетенции Правительства. Принимаются на его заседаниях в коллегиальном порядке.

Распоряжения - ненормативные акты, носящие оперативный характер и адресованные узкому кругу исполнителей. Принимаются Председателем Правительства, а в его отсутствие - первым заместителем (вице-премьером).

Одной из разновидностей актов Правительства являются целевые комплексные программы, утверждаемые постановлениями. Такие программы регулируют основные сферы государственной, экономической и социально-культурной сферы; устанавливают общие нормы для всех органов исполнительной власти, предприятий и учреждений, граждан; вводят нормативно-правовую основу для издания других правовых актов в системе исполнительной власти.

Высокая мера нормативности актов Правительства отчетливо выражается в таких актах, как положения. Они, как правило, готовятся в своеобразной связке актов, когда постановление как распорядительный акт разового действия утверждает и вводит в действие Положение как общенормативный акт длительного действия. В нем содержится определенный порядок деятельности организации и учреждений, должностных лиц и граждан в той или иной сфере. Нередко утверждаются «правила», «порядок», вводящие устойчивые правила отношений для разных категорий субъектов права.

Есть и еще одна разновидность положений. Это положения, определяющие статус органа или организации, его задачи, функции, права, ответственность, структуру, штаты, информационную систему, кадровый потенциал, формы и методы деятельности, строгую зависимость и согласованность названных элементов. Тем самым акты Правительства формируют правовое положение других субъектов, действующих в экономической, социальной и иных сферах. Обоснованное «проектирование» органов государственно-административного управления - императив достижения конституционной цели, т.е. построения правового государства.

Постановления Правительства по содержанию часто представляют собой конкретные акты, посвящаются установлению конкретных нормативных регуляторов. Речь идет, например, об акцизах на товары, о размерах долговременной беспроцентной возвратной ссуды вынужденным переселенцам, о компенсационных выплатах, о размерах должностных окладов тех или иных категорий работников, об утверждении такс для исчисления размера взыскания за разные виды ущерба, тарифов на услуги и т.д. При всей конкретности такого способа регулирования бесспорна его полезность для обеспечения унифицированных видов деятельности. Достигается также устойчивость правоотношений и гарантий прав юридических и физических лиц.

Немалая часть правительственных постановлений носит еще более конкретный характер, будучи адресованной преимущественно одному субъекту. Но значимость содержащихся в них предписаний придает таким правоприменяющим актам необходимую стабильность. Эти предписания обязательны для всех, соприкасающихся с «субъектом постановления» и призванных оказывать ему необходимое содействие. Таковы, например, постановления о передаче федеральных государственных предприятий, организаций в государственную собственность областей, о присвоении классных чинов руководящим работникам Государственной налоговой службы, об учреждении и утверждении уставов ряда крупных акционерных обществ, создаваемых на базе реорганизуемых государственных предприятий, о создании или реорганизации государственных университетов и др.

Особо следует отметить такую предметную экономическую, социальную и иную направленность многих актов, как постановления Правительства, посвященные отдельным регионам. В них содержатся либо нормы, вводимые для этих регионов, либо оперативные меры, либо поручения соответствующим государственным органам решить определенные вопросы.

Широкая международная деятельность Правительства находит отражение в следующих документах: соглашениях между Правительством РФ и правительствами других государств, постановлениях о подписании межправительственных соглашений, постановлении о представлении Президенту РФ для внесения на ратификацию соглашений между Российской Федерацией и другими государствами и межправительственных протоколах о торгово-экономических и иных отношениях, меморандумах.

Распоряжения Правительства по своему содержанию, как уже отмечалось, - это акты ненормативного характера. Принимаются они по оперативным и конкретным вопросам, таким, как: в с фере кадровых и трудовых отношений - назначение на должность и освобождение от нее, нормы выплаты иностранной валюты экипажам судов, дисциплинарная ответственность и др.; в хозяйственной сфере - выделение средств, финансирование программ, приватизация предприятий, передача объектов федеральной собственности, создание и ликвидация предприятий, предоставление таможенной льготы и т.п.; в организационной сфере - проведение конференций, совещаний, переговоров, выставок, внесение проектов законов и пр.

Ведомственные акты - это все виды актов, издаваемых министерствами, госкомитетами, комитетами, службами, департаментами, инспекциями и иными разновидностями центральных органов управления.

Ведомственные акты как административные предписания представляют собой общие правила, которые издаются:

1) внутри одноступенчатой административной организации руководителем для подчиненных (служебные инструкции, правила режима работы и т.д.);

2) внутри многоступенчатой административной организации и передаются от вышестоящего учреждения к нижестоящим (например, циркуляр Минфина России для руководителей территориальных управлений);

3) направляются отраслевым органом государственного управления всем учреждениям и органам местного самоуправления (например, циркуляр Министерства здравоохранения РФ о борьбе с эпидемией).

Предписания могут регулировать или вопросы организации учреждений, или их деятельность. В последнем случае они должны:

Обеспечить по возможности однородные действия, совершаемые в порядке «свободного усмотрения»,

Дать единое толкование неопределенных правовых понятий. Чрезвычайно важно, чтобы административные предписания не противоречили правовым, не создавали конфликтных ситуаций, когда служащий должен делать непростой выбор, высказывать начальнику свои сомнения в правомерности административных предписаний.

Если административные предписания - это нормы внутренних правоотношений, то уместен вопрос: влияют ли они на отношения государственных органов (должностных лиц) с гражданами? - Да, иногда они приобретают юридическое значение и учитываются судами при контроле за законностью управленческой деятельности (например, учреждение отходит от практики принятия решения, что квалифицируется как самоограничение в проявлении усмотрения при принятии решений, нарушающее принцип равенства перед законом).

Ведомственные акты имеют, наряду с признаками, присущими всем правовым актам, специфические признаки: отличаются конкретностью своих предписаний, адресованностью строго определенному кругу лиц и организаций. Это акты, обязательные к исполнению в той или иной сфере, отрасли управления, изданные в пределах полномочий соответствующих органов. Они содержать как правовые нормы, так и конкретные и оперативные меры индивидуального и разового характера, а также информацию об актах вышестоящих органов.

В настоящее время на передний план выдвигаются методы, связанные с реализацией законов и гибким регулированием социально-экономических процессов. Это в свою очередь обусловливает возрастание такого вида ведомственных актов, как разъяснение законов и иных нормативно-правовых актов. Оно имеет юридически обязательный смысл, если является компетенцией министерств, комитетов, или реализуется по поручению или делегированию полномочий, если не выходит произвольно за рамки содержания правовых норм и не искажает их смысл. Тогда такой вид разъяснений способствует правильному применению законодательных и иных актов.

Содержание ведомственных актов в решающей степени определяется объемом и характером полномочий, которыми обладают соответствующие органы. Следует отметить, что акты служат важнейшим, но не единственным средством реализации этих полномочий. Используются также экономические, организационные, материально-технические, кадровые средства. И хотя они чаще всего облекаются в оболочку правовых актов, различие и известная самостоятельность всех названных средств очевидны. Их умелый выбор предопределяет успех дела.

Ведомственные акты отличаются большим разнообразием по своему содержанию и формам. Поэтому вводятся типовые процедуры их подготовки и принятия. 21 января 1993 г. Президент РФ издал Указ «О нормативных актах центральных органов государственного управления Российской Федерации»; Правительство РФ утвердило 23 июля 1993 г. «Правила подготовки ведомственных актов»; в июле того же года Комитет по делам архивов Утвердил «Типовую инструкцию по делопроизводству в министерствах и ведомствах Российской Федерации».

Новым явлением стала государственная регистрация ведомственных актов, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан или имеющих межведомственный характер. Регистрацию актов осуществляет Министерство юстиции РФ, после чего они подлежат официальному опубликованию (в «Бюллетене нормативных актов министерств и ведомств», в газете «Российские вести»). Ведомственные акты имеют различные формы: приказы, указания (своего рода распорядительные акты); инструкции, инструктивные письма, письма (акты методического характера). Чаще всего с помощью первой группы актов утверждаются и вводятся в действие акты второй группы. Однако множественность форм актов усложняет правильный выбор для решения вопросов определенного рода.

Приведем более подробно характеристики некоторых из них.

Приказ - распорядительный документ министерства. Проекты приказов разрабатываются структурными подразделениями министерства по поручению руководства или по собственной инициативе.

Текст приказа состоит, как правило, из констатирующей и распорядительной частей.

В констатирующей части излагаются цели и задачи предписываемых действий. Если основанием к изданию приказа является законодательный, иной правовой акт или поручение вышестоящих органов, то в констатирующей части указываются его вид, дата, номер, заголовок и передается содержание той его части, которая непосредственно касается данного министерства.

Распорядительная часть начинается словом ПРИКАЗЫВАЮ.

В пунктах распорядительной части приказа указываются исполнители, конкретные действия и сроки исполнения предписываемых действий.

Если приказ дополняет, отменяет или изменяет ранее изданные приказы или их отдельные пункты, это оговаривается в тексте приказа.

В последнем пункте распорядительной части приказа указывается должностное лицо, на которое возлагается контроль за исполнением приказа в целом.

Проекты приказов представляются на подпись руководителем службы ДОУ (документационного обеспечения управления), который несет ответственность за правильность их оформления. Приказ подписывает министр (руководитель ведомства) или по его поручению заместитель министра (заместитель руководителя ведомства). Приказы нумеруются порядковыми номерами в пределах календарного года.

Указание - распорядительный документ, издаваемый министерством преимущественно по вопросам информационно-методического характера, по вопросам, связанным с организацией исполнения приказов, инструкций и других актов министерства и вышестоящих органов.

Указания подписывает министр (руководитель ведомства) или по его поручению заместитель министра, руководители структурных подразделений в пределах их компетенции. Подготовка и оформление указаний проводятся в соответствии с установленным порядком подготовки и оформления приказов. Распорядительная часть указания начинается словом ПРЕДЛАГАЮ (ОБЯЗЫВАЮ).

Указания нумеруются порядковыми номерами в пределах календарного года.

Инструкция - документ, в котором излагаются правила, регулирующие специальные стороны деятельности министерства. В заголовке к тексту инструкции обозначается объект или круг вопросов, на которые распространяются ее требования. Текст инструкции состоит из разделов, подразделяющихся на пункты и подпункты. В тексте инструкции используются слова: «должен», «следует», «необходимо», «запрещается», «не допускается» и т.п.

Инструкция визируется руководителем структурного подразделения-разработчика и утверждается министром (руководителем ведомства) или по его поручению заместителем министра путем издания приказа об утверждении инструкции или проставлением грифа утверждения.

Протокол - документ, в котором фиксируется ход обсуждения вопросов и принятия решений на заседаниях коллегиальных органов, совещаниях, конференциях. Текст протокола состоит из двух частей: вводной и основной. В вводной части заполняются следующие реквизиты: председатель; секретарь; присутствовали; повестка дня. На бланке протокола эти реквизиты могут иметь типографское исполнение.

Основная часть протокола состоит из разделов, соответствующих пунктам повестки дня. Текст каждого раздела строится по схеме: СЛУШАЛИ, ВЫСТУПИЛИ, ПОСТАНОВИЛИ (РЕШИЛИ). Основное содержание докладов и выступлений помещается в тексте протокола (краткая форма протокола применяется в случаях, когда прилагаются тексты докладов и выступлений); постановление (решение) печатается полностью. Текст постановления строится по образцу текста приказа.

Документ, утверждаемый коллегиальным органом, прилагается к протоколу.

Протокол подписывается председательствующим на заседании и секретарем.

Протоколы нумеруются порядковыми номерами в пределах календарного года. Протоколы совместных заседаний (совещаний) должны иметь составные номера, включающие порядковые номера протоколов министерств (организаций, принимавших участие в работе коллегиального органа).

Порядок подготовки и выпуска протоколов и решений коллегиальных органов определяется в положении или регламенте их работы.

Эти характеристики взяты из упоминавшейся выше «Типовой инструкции по делопроизводству в министерствах и ведомствах Российской Федерации».

Правовые акты субъектов Российской Федерации можно выделить как разновидность актов в известной мере условно, ибо они по своей форме представляют собой те же акты, что и на федеральном уровне. Издаются законы, указы, постановления, распоряжения. И все же есть немалая специфика в объеме отношений, регулируемых этими актами, в их структуре и содержании, в более конкретных методах регулирования, в круге адресатов.

Особое значение приобретает поиск правильного соотношения федеральных актов и актов субъектов, поскольку нельзя допускать их дублирования и юридических коллизий.

Президенты республик, входящих в состав России, издают на основе и во исполнение законов указы и распоряжения и проверяют их исполнение. Как правило, не устанавливается соотнесенность указов Президента РФ и указов президентов республик.

Правительства (кабинеты министров) республик издают постановления и распоряжения. Чаще всего в конституциях указывается, что эти акты принимаются на основе и во исполнение конституций и законов Российской Федерации и республики, решений их парламентов, указов президентов и актов правительств России и республик. Иногда правительственные акты увязываются только с законами и указами республик.

Широки полномочия главы администрации края, области, автономных образований и городов федерального значения. Они закреплены в «Положении о главе администрации края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа Российской Федерации», утвержденном Указом Президента РФ от 3 октября 1994 г. Данный документ требует обеспечивать строгую связь актов и действий администрации с федеральными актами.

Примечательно, что глава администрации вправе вносить проекты постановлений Правительства РФ, которые подлежат обязательному рассмотрению Правительством.

Что касается специализированных ведомственных актов органов исполнительной власти субъектов РФ, то они должны сообразовываться с актами соответствующих федеральных министерств и ведомств. Установлено, что департаменты, управления, комитеты и иные подразделения администраций краев, областей и других административно-территориальных единиц не вправе издавать нормативные акты общего значения. Их приказы и указания носят оперативно-распорядительный характер.

В целом, все административные акты должны удовлетворять главному критерию - эффективности, т.е. своевременно и с наименьшими затратами обеспечивать наиболее полезные для граждан, общества и государства результаты, оправдывающие те материальные и нематериальные затраты, которые вызваны существованием государственной администрации. Качество самих административных актов напрямую зависит от соблюдения их авторами ряда требований, которым должны соответствовать акты: целесообразность, полезность с точки зрения не личных, не аппаратных, а публичных интересов, научная обоснованность, соответствие реальной обстановке, своевременность принятия. В акте следует учесть и права человека, и уровень сознания, культуры масс, и плюрализм интересов, мнений, возможностей решения проблемы, и существование механизмов саморегуляции. Очень важно также обеспечить комплексность в решении вопросов, учитывать ранее принятые акты.

Принимая сложные, а подчас уникальные решения, субъекты исполнительной власти часто не имеют ни времени, ни возможности получить всю необходимую информацию, просчитать Всевозможные варианты действий и последствий. Поэтому огромное значение имеют квалификация, профессионализм должностных лиц, их знания, опыт, интуиция, мастерство.