Принцип приоритета публичных интересов в финансовом праве. А

Формируется и развивается в соответствии с определенными принципами , т. е. основополагающими началами, правилами и требованиями, выражающими наиболее существенные его особенности. Принципы носят общеобязательный характер, поскольку непосредственно закреплены в правовых нормах или выводятся логически из их совокупности. Учет правовых принципов как для правоприменительной, так и для правотворческой деятельности имеет важное значение, поскольку позволяет правильно понимать и применять правовые нормы, а также выявлять и устранять пробелы в законодательстве.

В принципах финансового права отражаются и конкретизируются общеправовые принципы (справедливости, гуманизма, дсмо- кратии, сочетания убеждения и принуждения и др.), на основе которых действуют принципы его подотраслей и институтов с соответствующей конкретизацией.

Принципы отечественного финансового права были впервые сформулированы Е. А. Ровинским применительно к советскому периоду в качестве принципов финансовой деятельности государства. Такой подход был воспринят и другими авторами, поскольку финансовое право регулирует отношения, возникающие именно в финансовой деятельности государства (дополним — и муниципальных образований). Естественно, с тех пор эти принципы изменились, сохранив, однако, определенную преемственность.

Основными общеотраслевыми принципами действующего финансового права можно назвать следующие:

  • приоритетность публичных задач в правовом регулировании финансовых отношений, сочетающихся с реализацией частных интересов граждан;
  • социальная направленность финансово-правового регулирования;
  • федерализм и равноправие субъектов РФ в области финансовой деятельности государства;
  • единство финансовой политики и денежной системы;
  • самостоятельность органов местного самоуправления в формировании и использовании местных финансов;
  • распределение функций в области финансовой деятельности на основе разделения законодательной (представительной) и исполнительной власти;
  • участие граждан РФ и общественных организаций в финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления, в осуществлении ее контроля;
  • гласность в финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления;
  • плановость и законность финансовой деятельности.

Принцип приоритета публичных интересов в правовом регулировании общественных отношений, возникающих в области финансовой деятельности государства и муниципальных образований, предполагает использование финансово-правовых институтов в целях государственного регулирования экономики, исходя из общезначимых задач общества. Он определяет необходимость совершенствования правовых норм, закрепляющих механизм государственного воздействия на финансовые и кредитные отношения, четкого определения его границ и самого понятия государственного регулирования этих отношений как в целом, так и в разных их областях.

Вместе с тем упомянутый принцип не противоречит частным интересам личности, напротив, его последовательная реализация положительно отражается на них. Особенно это подтверждается принципом социальной направленности финансово-правового регулирования. , вытекающим из положений Конституции РФ, характеризующих Российскую Федерацию как социальное государство, призванное обеспечивать достойную жизнь и свободное развитие человека (ч. 1 ст. 7). Хотя сегодня реализация названного принципа в полном объеме предстает неблизкой перспективой, определение данного направления в развитии финансового права имеет существенное значение. Для его реализации требуется сосредоточение в распоряжении государства необходимых финансовых ресурсов и распределение их на соответствующие цели. Необходимость усиления внимания к социальным проблемам на современном этапе отмечена Президентом РФ в ряде посланий: Бюджетном послании от 24 мая 2005 г. «О бюджетной политике в 2006 году» и Послании Федеральному Собранию РФ от 25 апреля 2005 г., получивших развитие в Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 10 мая 2006 г. «О важнейших общенациональных задачах» (где особо выделена демографическая проблема, которая определена как самая острая в современной России, влекущая проблемы экономического и социального развития страны), в Послании от 9 марта 2007 г. «О бюджетной политике в 2008-2010 годах». Внимание к этим проблемам усилено в Послании Президента Д. А. Медведева от 30 ноября 2010 г., а также в Бюджетном послании Президента РФ от 29 июня 2011 г. «О бюджетной политике в 2012-2014 годах». Поставленная в них задача модернизации экономики определена не как самоцель, а как инструмент решения проблем в экономике и социальной сфере с конкретным указанием путей ее реализации.

Принцип федерализма предполагает направленность финансово-правового регулирования на сочетание общефедеративных интересов с интересами субъектов РФ, на финансовое обеспечение задач, имеющих значение как для Российской Федерации в целом, так и для ее субъектов (ст. 71-73, 76 Конституции РФ).

Федеральные государственные органы и государственные органы власти субъектов РФ осуществляют финансовую деятельность в соответствии с установленным Конституцией РФ разграничением предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами. Так, в ведении Российской Федерации находятся установление основ федеральной финансовой политики, финансовое, валютное и кредитное регулирование, федеральные экономические службы, включая федеральные банки, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития (ст. 71). К совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов отнесено установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации (ст. 72). Вне этих пределов субъекты РФ обладают в области финансов всей полнотой государственной власти (ст. 73, 76).

Повышение эффективности реализации данного принципа в финансовых отношениях относится к числу первостепенных задач российского государства.

Принцип единства финансовой политики и денежной системы предполагает, что согласно финансово-правовым нормам самостоятельность субъектов РФ не должна выходить за рамки основ федеральной финансовой политики, а также установленных совместно общих принципов налогообложения и сборов. Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов, а также перечень налогов, взимаемых в стране, устанавливаются федеральным законодательством. В нем же закреплено единство бюджетной системы, единый порядок финансирования бюджетных расходов и т. д.

Единство финансовой политики — необходимое условие гарантированного Конституцией РФ единства экономического пространства в Российской Федерации, свободного перемещения финансовых средств (ст. 8).

Единство финансовой политики и единство экономического пространства требуют единой денежной системы в стране. Согласно Конституции РФ денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком РФ. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются (ст. 75).

Равноправие субъектов РФ в области финансовой деятельности определяется ст. 5 Конституции РФ. На каждого из субъектов РФ в равной мере распространяется федеральное финансовое законодательство. Вне пределов ведения Российской Федерации и совместного ведения каждый из субъектов РФ осуществляет собственное правовое регулирование финансовых отношений и самостоятельную финансовую деятельность, утверждает бюджет, устанавливает и вводит в действие налоги и т. д. Федеральная власть на основе согласования с субъектами может передать им некоторые свои полномочия с финансовым обеспечением их осуществления. При определении перспектив развития федерализма в упомянутом Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 10 мая 2006 г. подчеркнута необходимость продолжать этот процесс. В связи с этим предложено передать часть инвестиционных средств федерального бюджета субъектам РФ, которым в настоящее время приходится финансировать осуществление как своих полномочий, так и полномочий муниципальных образований.

Самостоятельность финансовой деятельности органов местного самоуправления гарантирована Конституцией РФ (ст. 12, 130-133). Эти органы руководствуются законодательством РФ и соответствующего субъекта РФ. Они самостоятельно утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы в соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъекта РФ. Органы местного самоуправления могут участвовать в осуществлении государственных полномочий.

Распределение функций в области финансовой деятельности осуществляется на основе разделения законодательной (представительной) и исполнительной власти. Конституция РФ, исходя из этого принципа, определяет раздельно полномочия законодательных (представительных) и исполнительных органов власти. Так, Государственная Дума Федерального Собрания принимает законы по вопросам федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного регулирования, денежной эмиссии (ст. 105, 106). К полномочиям Правительства РФ относятся разработка проекта федерального бюджета и обеспечение его исполнения, обеспечение проведения единой финансовой, кредитной и денежной политики и др. (ст. 114). Аналогично закреплено распределение функций органов законодательной (представительной) и исполнительной власти на других уровнях. Судебная система обеспечивает защиту прав и законных интересов участников финансовых правоотношений, в том числе государства, муниципальных образований, граждан и юридических лиц, а также решает вопросы о привлечении к ответственности за правонарушения в данной области.

Участие граждан РФ в финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления, а также в осуществлении ее контроля вытекает из положения Конституции РФ (ст. 32) о праве граждан РФ участвовать в управлении делами государства и непосредственно, и через своих представителей. Это конституционное положение имеет прямое отношение к финансовой деятельности как составной части управления делами государства.

Такое участие может осуществляться индивидуально, посредством проявления личной инициативы, а также через различные общественные организации. В последнее время появились новые общественные организации широкого профиля и определенного финансового направления деятельности. К первым относится, например, Общественная палата РФ, созданная на основе Федерального закона от 4 апреля 2005 г. № 32-ФЭ (с изм. на 3 мая 2011 г., № 89-ФЗ) в целях взаимодействия граждан с органами государственной власти и местного самоуправления. Деятельность в области налогообложения осуществляет Российский союз налогоплательщиков, учрежденный в 2004 г. в целях поддержки деятельности, направленной на повышение уровня правового сознания налогоплательщиков, осуществления общественного контроля за управлением средствами государственного бюджета и т. п. Затрагивает сферу финансов и общественное движение «Против коррупции».

Основы принципа гласности установлены нормами Конституции РФ, требующими официального опубликования законов, что непосредственно относится и к законам, регулирующим финансовую деятельность. Любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего ознакомления (ст. 15). В сфере финансов это относится, в частности, к принятию законов о бюджетах федерального и регионального уровней, об отчетах об их исполнении и др. Принцип гласности получил специальное закрепление и в финансовом законодательстве. Гак, в БК РФ прямо говорится о гласности как принципе бюджетной системы (ст. 28), об обязательном опубликовании утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении (ст. 36). Налоговый кодекс РФ в соответствии с этим принципом предусматривает вступление актов законодательства в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования (ст. 5).

Принцип плановости выражается в том, что деятельность государства и муниципальных образований по формированию, распределению и использованию финансовых ресурсов осуществляется на основе финансовых планов, разрабатываемых в соответствии с государственными и местными планами и программами, а также планами предприятий, организаций и учреждений. Формами финансовых планов являются, в частности, бюджеты разных уровней, бюджеты внебюджетных фондов (ст. 71,114, 132 Конституции РФ). Планирование финансов не только не противоречит принципам рыночных отношений, но и необходимо для них, поскольку выступает важным элементом регулирования экономического и социального развития и управления финансами, хотя и имеет свои особенности. В условиях рыночной экономики финансовое планирование опирается не на директивные предписания распределительного характера, а на рыночный механизм обмена товарами и услугами, признание затрат на их производство общественно необходимыми на основе закона спроса и предложения. И здесь необходимо прогнозирование для определения направлений использования финансовых ресурсов. В сфере финансового планирования в Российской Федерации используются программы по различным сферам и отраслям социально-экономического развития на перспективу, на базе которых производится прогнозирование процессов мобилизации и использования финансовых ресурсов на длительный период, а также годовое финансовое планирование.

В целях совершенствования последнего, помимо составления годового федерального бюджета, согласно Бюджетному посланию Президента РФ был разработан перспективный (среднесрочный) финансовый план на 2006-2008 гг., намечен переход к утверждению трехлетнего федерального бюджета, изменению содержания финансовых плановых показателей с ориентированием их на конечный результат, что впоследствии нашло закрепление в БК РФ.

Финансовым планированием охвачены все звенья финансовой системы. Оно осуществляется на всех территориальных уровнях, а также в разных отраслях и сферах экономики, в рамках предприятий, организаций и учреждений. В масштабе государства в целом составляется сводный финансовый баланс, в котором учитываются финансовые ресурсы страны. Такие финансовые балансы составляются и в масштабах субъектов Федерации и муниципальных образований.

Принцип законности означает необходимость строгого соблюдения требований финансово-правовых норм всеми участниками отношений, возникающих в процессе финансовой деятельности. Он распространяется на государственные органы власти, органы местного самоуправления, предприятия, организации, учреждения, должностных лиц и граждан. Этот принцип вытекает из ст. 1 Конституции РФ, определившей Российскую Федерацию правовым государством. Он закреплен и в других статьях Конституции РФ (ст. 2, 15, 57 и др.). За нарушения норм финансового права предусмотрены соответствующие меры ответственности, в частности в НК РФ и БК РФ. Кроме того, за иные правонарушения в сфере финансов предусмотрены также меры административной и уголовной ответственности.

Рассмотренные принципы находят отражение и закрепление в законодательных и иных правовых актах, регулирующих разные стороны финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления, свое применение в подотраслях и институтах финансового права. Помимо этого, названным подотраслям и институтам свойственны и особые принципы, в которых проявляется их специфика. Все эти принципы требуют развития и углубления, конкретизации в финансовом законодательстве и последовательной реализации.

Муниципальных образований и государства возникают различные общественные отношения. Все они требуют четкого регулирования, закрепления обязанностей, юридических возможностей, а также ответственности субъектов, участвующих в них. Система и принципы финансового права исполняют в этом главную роль.

Особенности института

Все, что составляет финансовое право – предмет, методы, принципы, меры и прочие элементы, – касается и иных сегментов юридической отрасли. Вместе с этим внутри самого института нормы по-разному распространяются на те или иные звенья. Это обусловлено тем, что принципы российского финансового права касаются оборота муниципальных и государственных средств, обладающих публичным характером.

Определение

Финансовое право представляет собой отрасль, нормы в которой регулируют отношения, появляющиеся в ходе формирования, использования, распределения децентрализованных и централизованных средств. Эти ресурсы находятся в ведении муниципальных и государственных структур. Данные средства необходимы для реализации задач, поставленных перед указанными образованиями.

Классификация отношений

Взаимодействия, выступающие в качестве предмета финансового права, разделяются на следующие группы:

Способы регулирования

В качестве главного метода выступает властное предписание. Оно исходит от уполномоченных структур местного самоуправления и государства. Данный метод в некоторой степени используется и при применении правительством добровольных платежей для образования собственных ресурсов. В качестве таких "выплат" могут выступать лотереи, казначейские обязательства, госзаймы и так далее. Методом властного предписания, в частности, определяются условия осуществления данных платежей. Кроме этого, финансовое право предусматривает использование и иных способов регулирования. В частности, это методы договоров, согласований, рекомендаций.

Принципы и источники финансового права

Деятельность структур местного самоуправления и государства в бюджетной сфере осуществляется в соответствии с определенными критериями. Они представляют собой требования и правила, посредством которых выражены ее целенаправленность и наиболее значимые особенности. Их содержание определяют Конституционные основы. Принципы финансового права – это плановость, гласность, законность и федерализм. Рассмотрим их более подробно.

Федерализм

Данный принцип выражается в установленном Конституцией разграничении компетенции регионов и непосредственно РФ в финансовой сфере. Статья 71 устанавливает, что в ведении государства находятся:

  • Федеральные сборы и налоги.
  • Денежная эмиссия.
  • Федеральный бюджет.
  • Кредитное, валютное, финансовое регулирование.
  • Федеральные банки.

К совместному ведению регионов и государства относят установление общего порядка налогообложения и отчисления сборов.

Законность

Данный принцип выражен в том, что ход всего процесса формирования, использования и распределения финансов детально регламентирован нормами. Их соблюдение обязательно для всех сторон отношений. Обеспечение исполнения осуществляется за счет возможности применять к нарушителям мер принуждения.

Гласность и плановость

Первый принцип выражен в процедуре обнародования содержания проектов разнообразных финансово-правовых документов, результатов ревизий и проверок, принятых отчетов. Плановость предусматривает, что вся деятельность, связанная с оборотом денежных средств, базируется на комплексе плановых актов. Их структура, порядок исполнения, утверждения и составления закреплены в соответствующих положениях законодательства.

Общеотраслевые аспекты

Выше приведены конституционные принципы финансового права. Они охватывают весь институт в целом. Общеотраслевые принципы финансового права отражают специфику отрасли более конкретно. К ним, в частности, относят:


Данные принципы финансового права закреплены не только в Главном Законе страны. Они также конкретизированы в соответствующих отраслевых нормах.

Приоритет публичных интересов

Этот принцип предусматривает применение финансово-правовых структур для обеспечения экономического регулирования в соответствии со значимыми общественными задачами. Он устанавливает необходимость в совершенствовании норм, посредством которых закрепляется механизм государственного влияния на кредитные и финансовые отношения, четком определении самого понятия властного управления как в целом, так и в различных областях.

Сочетание интересов

Оно поддерживается за счет принципа федерализма в финансовой сфере. Государственные федеральные и субъектные органы осуществляют свои функции в соответствии с определенным разграничением предметов отношений. Совершенствование исполнения принципа федерализма в финансовой сфере относится к ряду первостепенных задач в РФ.

Единство направлений

В соответствии с отраслевыми нормами самостоятельность регионов страны определяют принципы финансового права, налогообложения и сборов, а также федеральной политики в денежной сфере. В законодательстве закрепляется единство бюджетной сферы, порядка пополнения расходов и прочее. Кроме этого, принципы финансового права выступают в качестве базовых критериев для формирования перечня налогов. Единство государственной политики в сфере денежного оборота считается неотъемлемым условием гарантированной государством целостности экономического пространства, свободы перемещения средств.

Равноправие регионов

Для каждого субъекта в равной степени распространяет свое действие финансовое законодательство. За пределами ведения РФ и совместного управления с регионами, субъекты осуществляют собственное регулирование денежного оборота, соответствующую деятельность, устанавливает налоги, утверждает бюджет и так далее. Конституция гарантирует самостоятельность местных органов управления. В своей деятельности они руководствуются законодательной базой соответствующего региона страны. Они сами могут устанавливать бюджет, формировать и использовать целевые внебюджетные фонды, определять сборы и налоги согласно федеральным нормативным актам.

Социальная направленность

Она исходит их конституционных положений, которые характеризует РФ как социальное государство, в котором политика власти ориентирована на формирование условий, способствующих свободному развитию человека и обеспечивающих ему достойную жизнь. В соответствии с этим в нормативной базе закрепляются положения об охране труда, здоровья, жизни, определяется гарантированный минимум зарплаты, устанавливаются государственные пенсии, компенсации, прочие социальные гарантии.

Планирование

В современных условиях это направление деятельности в сфере финансов претерпело существенные изменения в сравнении с существовавшим ранее при административно-командном режиме. Планирование не только согласуется с принципами рыночных отношений, но и выступает как необходимый и важнейший элемент в процессе регулирования денежного оборота.

Мировой денежный оборот

Главным его компонентом выступают принципы международного финансового права. В них закрепляются обязанности и юридические возможности всех субъектов отношений, связанных с мировым оборотом средств. Кроме того, они выступают в качестве базы для формирования других норм, способствуют обеспечению единства института и пр. В российских научных изданиях отсутствует единый подход к содержанию и составу принципов МФП. Тем не менее можно выделить две их группы:

  • Имеющие процессуальное или материальное наполнение.
  • Исполняющие роль средства уравнивания и сопоставления условий, которые предоставляют субъекты друг другу.

В принципах финансового права отражаются и конкретизируются общеправовые принципы (справедливости, гуманизма, демократии, сочетания убеждения и принуждения и др.), на основе которых действуют принципы его подотраслей и институтов с соответствующей конкретизацией.

Основными общеотраслевыми принципами действующего финансового права можно назвать следующие:

  • - приоритетность публичных задач в правовом регулировании финансовых отношений, сочетающихся с реализацией частных интересов граждан;
  • - социальная направленность финансово-правового регулирования;
  • - федерализм и равноправие субъектов РФ в области финансовой деятельности государства;
  • - единство финансовой политики и денежной системы;
  • - самостоятельность органов местного самоуправления в формировании и использовании местных финансов;
  • - распределение функций в области финансовой деятельности на основе разделения законодательной (представительной) и исполнительной власти;
  • - участие граждан РФ и общественных организаций в финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления, в осуществлении ее контроля;
  • - гласность в финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления;
  • - плановость и законность финансовой деятельности.

Принцип приоритета публичных интересов в правовом регулировании общественных отношений, возникающих в области финансовой деятельности государства и муниципальных образований, предполагает использование финансово-правовых институтов в целях государственного регулирования экономики, исходя из общезначимых задач общества. Он определяет необходимость совершенствования правовых норм, закрепляющих механизм государственного воздействия на финансовые и кредитные отношения, четкого определения его границ и самого понятия государственного регулирования этих отношений как в целом, так и в разных их областях.

Вместе с тем упомянутый принцип не противоречит частным интересам личности, напротив, его последовательная реализация положительно отражается на них. Особенно это подтверждается принципом социальной направленности финансово-правового регулирования , вытекающим из положений Конституции РФ, характеризующих Российскую Федерацию как социальное государство, призванное обеспечивать достойную жизнь и свободное развитие человека (ч. 1 ст. 7). Хотя сегодня реализация названного принципа в полном объеме предстает неблизкой перспективой, определение данного направления в развитии финансового права имеет существенное значение. Для его реализации требуется сосредоточение в распоряжении государства необходимых финансовых ресурсов и распределение их на соответствующие цели. Необходимость усиления внимания к социальным проблемам на современном этапе отмечена Президентом РФ в ряде посланий: Бюджетном послании от 24 мая 2005 г. «О бюджетной политике в 2006 году» и Послании Федеральному Собранию РФ от 25 апреля 2005 г., получивших развитие в Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 10 мая 2006 г. «О важнейших общенациональных задачах» (где особо выделена демографическая проблема, которая определена как самая острая в современной России, влекущая проблемы экономического и социального развития страны), в Послании от 9 марта 2007 г. «О бюджетной политике в 2008-2010 годах». Внимание к этим проблемам усилено в Послании Президента Д. А. Медведева от 30 ноября 2010 г., а также в Бюджетном послании Президента РФ от 29 июня 2011 г. «О бюджетной политике в 2012-2014 годах». Поставленная в них задача модернизации экономики определена не как самоцель, а как инструмент решения проблем в экономике и социальной сфере с конкретным указанием путей ее реализации.

Принцип федерализма предполагает направленность финансово-правового регулирования на сочетание общефедеративных интересов с интересами субъектов РФ, на финансовое обеспечение задач, имеющих значение как для Российской Федерации в целом, так и для ее субъектов (ст. 71-73, 76 Конституции РФ).

Федеральные государственные органы и государственные органы власти субъектов РФ осуществляют финансовую деятельность в соответствии с установленным Конституцией РФ разграничением предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами. Так, в ведении Российской Федерации находятся установление основ федеральной финансовой политики, финансовое, валютное и кредитное регулирование, федеральные экономические службы, включая федеральные банки, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития (ст. 71). К совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов отнесено установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации (ст. 72). Вне этих пределов субъекты РФ обладают в области финансов всей полнотой государственной власти (ст. 73, 76).

Повышение эффективности реализации данного принципа в финансовых отношениях относится к числу первостепенных задач российского государства.

Принцип единства финансовой политики и денежной системы предполагает, что согласно финансово-правовым нормам самостоятельность субъектов РФ не должна выходить за рамки основ федеральной финансовой политики, а также установленных совместно общих принципов налогообложения и сборов. Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов, а также перечень налогов, взимаемых в стране, устанавливаются федеральным законодательством. В нем же закреплено единство бюджетной системы, единый порядок финансирования бюджетных расходов и т. д.

Единство финансовой политики -- необходимое условие гарантированного Конституцией РФ единства экономического пространства в Российской Федерации, свободного перемещения финансовых средств (ст. 8).

Единство финансовой политики и единство экономического пространства требуют единой денежной системы в стране. Согласно Конституции РФ денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком РФ. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются (ст. 75).

Равноправие субъектов РФ в области финансовой деятельности определяется ст. 5 Конституции РФ. На каждого из субъектов РФ в равной мере распространяется федеральное финансовое законодательство. Вне пределов ведения Российской Федерации и совместного ведения каждый из субъектов РФ осуществляет собственное правовое регулирование финансовых отношений и самостоятельную финансовую деятельность, утверждает бюджет, устанавливает и вводит в действие налоги и т. д. Федеральная власть на основе согласования с субъектами может передать им некоторые свои полномочия с финансовым обеспечением их осуществления. При определении перспектив развития федерализма в упомянутом Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 10 мая 2006 г. подчеркнута необходимость продолжать этот процесс. В связи с этим предложено передать часть инвестиционных средств федерального бюджета субъектам РФ, которым в настоящее время приходится финансировать осуществление как своих полномочий, так и полномочий муниципальных образований.

Самостоятельность финансовой деятельности органов местного самоуправления гарантирована Конституцией РФ (ст. 12, 130-133). Эти органы руководствуются законодательством РФ и соответствующего субъекта РФ. Они самостоятельно утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы в соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъекта РФ. Органы местного самоуправления могут участвовать в осуществлении государственных полномочий.

Распределение функций в области финансовой деятельности осуществляется на основе разделения законодательной (представительной) и исполнительной власти. Конституция РФ, исходя из этого принципа, определяет раздельно полномочия законодательных (представительных) и исполнительных органов власти. Так, Государственная Дума Федерального Собрания принимает законы по вопросам федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного регулирования, денежной эмиссии (ст. 105, 106). К полномочиям Правительства РФ относятся разработка проекта федерального бюджета и обеспечение его исполнения, обеспечение проведения единой финансовой, кредитной и денежной политики и др. (ст. 114). Аналогично закреплено распределение функций органов законодательной (представительной) и исполнительной власти на других уровнях. Судебная система обеспечивает защиту прав и законных интересов участников финансовых правоотношений, в том числе государства, муниципальных образований, граждан и юридических лиц, а также решает вопросы о привлечении к ответственности за правонарушения в данной области.

Участие граждан РФ в финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления, а также в осуществлении ее контроля вытекает из положения Конституции РФ (ст. 32) о праве граждан РФ участвовать в управлении делами государства и непосредственно, и через своих представителей. Это конституционное положение имеет прямое отношение к финансовой деятельности как составной части управления делами государства.

Такое участие может осуществляться индивидуально, посредством проявления личной инициативы, а также через различные общественные организации. В последнее время появились новые общественные организации широкого профиля и определенного финансового направления деятельности. К первым относится, например, Общественная палата РФ, созданная на основе Федерального закона от 4 апреля 2005 г. № 32-ФЭ (с изм. на 3 мая 2011 г., № 89-ФЗ) в целях взаимодействия граждан с органами государственной власти и местного самоуправления. Деятельность в области налогообложения осуществляет Российский союз налогоплательщиков, учрежденный в 2004 г. в целях поддержки деятельности, направленной на повышение уровня правового сознания налогоплательщиков, осуществления общественного контроля за управлением средствами государственного бюджета и т. п. Затрагивает сферу финансов и общественное движение «Против коррупции».

Основы принципа гласности установлены нормами Конституции РФ, требующими официального опубликования законов, что непосредственно относится и к законам, регулирующим финансовую деятельность. Любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего ознакомления (ст. 15). В сфере финансов это относится, в частности, к принятию законов о бюджетах федерального и регионального уровней, об отчетах об их исполнении и др. Принцип гласности получил специальное закрепление и в финансовом законодательстве. Гак, в БК РФ прямо говорится о гласности как принципе бюджетной системы (ст. 28), об обязательном опубликовании утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении (ст. 36). Налоговый кодекс РФ в соответствии с этим принципом предусматривает вступление актов законодательства в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования (ст. 5).

Принцип плановости выражается в том, что деятельность государства и муниципальных образований по формированию, распределению и использованию финансовых ресурсов осуществляется на основе финансовых планов, разрабатываемых в соответствии с государственными и местными планами и программами, а также планами предприятий, организаций и учреждений. Формами финансовых планов являются, в частности, бюджеты разных уровней, бюджеты внебюджетных фондов (ст. 71,114, 132 Конституции РФ). Планирование финансов не только не противоречит принципам рыночных отношений, но и необходимо для них, поскольку выступает важным элементом регулирования экономического и социального развития и управления финансами, хотя и имеет свои особенности. В условиях рыночной экономики финансовое планирование опирается не на директивные предписания распределительного характера, а на рыночный механизм обмена товарами и услугами, признание затрат на их производство общественно необходимыми на основе закона спроса и предложения. И здесь необходимо прогнозирование для определения направлений использования финансовых ресурсов. В сфере финансового планирования в Российской Федерации используются программы по различным сферам и отраслям социально-экономического развития на перспективу, на базе которых производится прогнозирование процессов мобилизации и использования финансовых ресурсов на длительный период, а также годовое финансовое планирование.

Принцип законности означает необходимость строгого соблюдения требований финансово-правовых норм всеми участниками отношений, возникающих в процессе финансовой деятельности. Он распространяется на государственные органы власти, органы местного самоуправления, предприятия, организации, учреждения, должностных лиц и граждан. Этот принцип вытекает из ст. 1 Конституции РФ, определившей Российскую Федерацию правовым государством. Он закреплен и в других статьях Конституции РФ (ст. 2, 15, 57 и др.). За нарушения норм финансового права предусмотрены соответствующие меры ответственности, в частности в НК РФ и БК РФ. Кроме того, за иные правонарушения в сфере финансов предусмотрены также меры административной и уголовной ответственности.

Рассмотренные принципы находят отражение и закрепление в законодательных и иных правовых актах, регулирующих разные стороны финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления, свое применение в подотраслях и институтах финансового права. Помимо этого, названным подотраслям и институтам свойственны и особые принципы, в которых проявляется их специфика. Все эти принципы требуют развития и углубления, конкретизации в финансовом законодательстве и последовательной реализации.

В основе финансовой деятельности государства и муниципальных образований лежат определенные исходные начала, отражающие специфику данного вида государственной деятельности. Принципы образуют специальное научное основание, фиксирующее объект исследования, обеспечивают единство эмпирического и теоретического в научном познании, представляют собой такие исходные средства воспроизведения сущности объекта в этом познании, которые выражают направленность применения других средств. Финансово-правовые исходные начала отражают объективные связи, закономерности развития финансовой деятельности государства, в результате чего они становятся качественными характеристиками этой отрасли права. В этом проявляется социальная обусловленность принципов, их зависимость от реальных жизненных условий. В то же время принципы финансового права - результат деятельности человека, поскольку свое выражение они получают в процессе законотворчества. Важнейшие финансово-правовые начала формируются законодателем на основе конкретного правового опыта и правовой культуры в государстве, базовых положений правовой системы с учетом достигнутого уровня развития финансового законодательства. Поэтому, будучи закрепленными в правовых нормах, исходные начала финансовой деятельности по существу являются принципами финансового права.

Финансовое право правовыми средствами отражает требования объективных закономерностей и тенденций развития финансовой деятельности государства. К общим правовым средствам относятся институциональные явления правовой действи-тельности, воплощающие регулятивную силу права, которым принадлежит роль ее активных центров: дозволения, запреты, презумпции, принципы, предписания, льготы, нормы права и т. п.

Финансово-правовые принципы устанавливают основопола-гающие, конструирующие ориентиры в развитии институтов финансового права, определяют направления развития финансового законодательства. Однако следует обратить внимание и на другую сторону этих взаимоотношений, в соответствии с которой правовое оформление принципов финансового права строится в основном по институциональным составляющим. Так, БК РФ устанавливает раздельно принципы бюджетной системы России (гл. 5), межбюджетных отношений (гл. 16). Принципы межбюджетных отношений субъектов РФ и муниципальных образований зафиксированы в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; НК РФ закрепляет основные начала законодательства о налогах и сборах (ст. 3); Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»1 устанавливает основные задачи бухгалтерского учета и т. д.

СЗ РФ. 1996. №4 8. Ст. 5369.

В сложившихся условиях исследование финансово-правовых принципов довольно затруднительно, поскольку тот блок правовых принципов отраслевого значения, который должен быть закреплен непосредственно в общей части отраслевого за-конодательного акта, не создан в связи с отсутствием единого кодифицированного акта, оформляющего основы правового регулирования отношений в сфере финансовой деятельности. Изучение принципов финансового права в современных условиях довольно затруднительно еще и потому, что генезис финансового права и его фундаментальных начал лежит в закономерностях существования господствующей экономической системы, переживающей сегодня далеко не лучшие времена.

Принципы финансового права представляют собой один из элементов юридического режима регулирования общественных отношений в финансовой сфере. Наряду с предметом и методом правового регулирования они имеют важное значение для объяснения самостоятельной природы финансового права. Исходные основы финансовой деятельности имеют свое содержание и особенности, обусловленные историческим развитием отрасли, спецификой предмета соответствующего правового регулирования и современными политико-правовыми реалиями.

К числу руководящих положений финансовой деятельности следует отнести: законность;

приоритет публичных интересов в правовом регулировании финансовых отношений; федерализм;

единство финансовой политики и денежной системы; равноправие субъектов РФ в области финансовой деятельности;

самостоятельность финансовой деятельности в рамках компетенции органов местного самоуправления;

социальную направленность финансовой деятельности Российской Федерации;

распределение функций в области финансовой деятельности на основе разделения законодательной (представительной), исполнительной и судебной властей; гласность; плановость.

Названные принципы определяют исходные элементы, основополагающие направления и ориентиры финансовой деятельности Российского государства.

Финансово-правовое значение принципа законности представляет собой проекцию его общеправового значения, закрепленного в целом ряде норм Конституции РФ (например, ч. 2 ст. 4, ст. 15, 19, 32, 35, 45-52). В свою очередь, в основе конституционного закрепления данного принципа лежат соответствующие нормы международного права, нашедшие отражение, в частности, в п. 1 ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. , п. 1 ст. 7 Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г.

Категория «законность» этимологически происходит от понятия «закон» и понимается как строгое и неукоснительное со-блюдение законов. Законность представляет собой определенный режим общественной жизни, метод государственного руководства, состоящий в организации общественных отношений посредством издания и неуклонного осуществления законов и других правовых актов. Подобное понимание законности воспринято и финансовым законодательством.

Финансовое право наиболее тесным образом сочетает юридические, экономические и политические механизмы воздействия на общественные отношения. Поэтому финансово-право-вое значение принципа законности предстает как комплексное политико-правовое явление, отражающее правовой характер организации финансовой деятельности государства и местного самоуправления, органическую связь права, власти и финансовых ресурсов.

Основываясь на таком признаке права, как общеобязательность правовых норм, законность охватывает все формы реализации финансового права. Она должна соблюдаться и на стадии законотворчества, и на различных стадиях правоприменительного процесса.

Значительным достижением финансового права стало соответствие содержания финансово-правового значения принципа законности сущности права и правовых законов - справедливости. Примечательно, что требования справедливости законодательно оформлены в самом «жесткой» части финансового права - налоговом праве. Так, ст. 3 НК РФ в числе основных начал законодательства о налогах и сборах выделяет принцип справедливости, в соответствии с которым каждый гражданин государства обязан принимать участие в финансировании расходов государства соразмерно своим доходам и возможностям. Принцип справедливости выражается также в соразмерности налогов, заключающейся в соотношении доходной части бюджета и уменьшении собственности налогоплательщика. Согласно п. 2 ст. 3 НК РФ не допускается установление и применение налогов и сборов, различающихся в зависимости от политических, конфессиональных и иных различий между налогоплательщиками. Законодательство содержит также запрет на установление дифференцированных ставок налогов и сборов либо налоговых льгот в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц либо места происхождения капитала.

Таким образом, финансово-правовое значение принципа законности заключается в создании и поддержании режима легитимности финансовой деятельности государства и местного самоуправления. Основными элементами данного принципа следует считать верховенство Конституции РФ и верховенство закона; единство законности, равенство всех перед финансовым законодательством; неотвратимость финансово-правовой ответственности.

Принцип приоритета публичных интересов в правовом регулировании финансовых отношении выражается в верховенстве общих интересов субъектов финансового права. В процессе акку-мулирования, распределения и использования государственных и муниципальных денежных фондов складываются процессы и явления, объективно требующие публично-правового регулирования.

Финансовое право традиционно носит публичный характер. Идея преобладания государственного интереса в регулировании финансовых отношений во многом определяет финансово-правовую науку и законодательную практику. Издавая нормы финансового права, законодатель создает охранительный механизм публичных имущественных интересов, поэтому в данном аспекте финансовое право выступает не только в качестве институционального нормативного регулятора, но и как средство (инструмент) согласования интересов.

Финансовое обеспечение целей и задач государства предназначено не только для удовлетворения и интересов органов власти, и общих интересов индивидуальных и коллективных субъектов. Без финансового обеспечения функционирования государства невозможно удовлетворение общезначимых, публичных интересов всего общества.

Приоритет публичных интересов охватывает все стороны финансовой деятельности государства и местного самоуправления и проявляется в качестве основной целеполагающей идеи, обеспечивающей согласованность действий участников финансовых правоотношений, влияющей на формирование системы финансового законодательства, финансовое правотворчество и правоприменительную практику.

Публичность финансового права проявляется не только в специфике объектов общего интереса - финансовых ресурсах государства, в правовом статусе субъектов. Государство и муниципальные образования выступают обязательными участниками финансовых правоотношений, обладая при этом возможностью применения властных правовых механизмов. Вместе с тем предназначение финансового права должно выражаться в обеспечении баланса законных интересов всех участников финан-совой деятельности, оптимально сочетающего публичные и частные потребности.

Принцип приоритета публичности в правовом регулировании финансовой деятельности отражает динамику развития имущественных отношений в обществе. Если ранее публичность воспринималась в качестве выражения воли государства, то с переходом к рыночной форме экономики и построению государства на подлинно федеративных отношениях публичное воспринимается как общественное, предназначенное для обеспечения жизнедеятельности всех институтов гражданского общества.

Современные тенденции развития финансового права в качестве закономерности выявляют проникновение объектов публично-правового регулирования в частноправовое и наоборот. Сочетание публичных и частных интересов в правовом регулировании финансовых отношений выражается в двух взаимосвязанных аспектах: сохранении публичного приоритета, но с учетом частных интересов; взаимопроникновении и взаимодействии публично-правовых и частноправовых юридических средств, в частности категорий, принципов, дефиниций, методов.

Например, расширение гражданско-правового оборота имущества и отказ государства от монополии на обслуживание денежного обращения, вывели из сферы финансово-правового регулирования многие межбанковские операции, деятельность бирж, частных страховых компаний и т. д. При этом наблюдается процесс «заимствования» финансовым правом гражданско-правовых форм сделок и договоров. На основании договора, заключенного в соответствии с гражданским законодательством РФ, предоставляются бюджетный кредит или бюджетные инвестиции юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными унитарными предприятиями.

Таким образом, принцип публичности финансового права через выражение общего интереса «цементирует» имущественные и связанные с ними неимущественные общественные отношения, складывающиеся в процессе финансовой деятельности государства и местного самоуправления.

Принцип федерализма в сфере финансовой деятельности государства имеет значительную научную и практическую ценность и является исходным началом финансовой деятельности государства, выражающимся в сочетании общегосударственных финансовых интересов с интересами субъектов РФ и заключающимся в распределении финансовых ресурсов, а также в разграничении бюджетной компетенции между Российской Федерацией и субъектами РФ.

Принцип федерализма в финансовом праве представляет собой преломление в финансовой сфере государственного устройства Российской Федерации, установленного Конституцией РФ и получившего развитие в федеральных конституционных законах и федеральных законах, договорах между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, а также в конституциях (уставах) и законах субъектов РФ. Наиболее существенные характеристики принципа федерализма закреплены Конституцией РФ: государственный суверенитет (ч. 1 ст. 4); единство системы государственной власти (ч. 3 ст. 5); равноправие субъектов РФ (ч. 1 и 4 ст. 5); единство конституционно-правовой системы (ст. 15); разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами го-сударственной власти субъектов РФ (ч. 3 ст. 5); самостоятельность (в пределах своих полномочий) местного самоуправления (ст. 12).

Находя свое отражение в финансовом праве, принцип феде-рализма переносит свою сущность на финансовую деятельность государства. При этом составные элементы принципа федерализма преломляются и приобретают характерные особенности. Однако названные элементы не являются дифференцированными понятиями принципа федерализма в финансовом праве, а представляют собой стороны (аспекты) его действия в различных сферах финансовых отношений. Сущность федеративных отношений в финансовой деятельности государства обусловлена способом разграничения и структурирования предметов ведения «по вертикали», системой разделения государственной власти между Российской Федерацией и субъектами РФ, правовым статусом субъектов федеративных отношений, методами воздействия на участников финансовых правоотношений. Основополагающим аспектом принципа федерализма является разграничение между Российской Федерацией и ее субъектами предметов ведения, перечень которых установлен Конституцией РФ (ст. 71-73). Относительно финансовой деятельности в ведении Российской Федерации находятся: установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное и кредитное регулирование; денежная эмиссия, основы ценовой поли-тики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки; федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития (п. «ж», «з» ст. 71). Следует отметить, что перечень предметов ведения, установленный ст. 71, является исчерпывающим, но одновременно содержит достаточный набор необходимых полномочий для обеспечения жизнедеятельности Российской Федерации.

Относительно финансово-правовых предметов ведения субъектов РФ необходимо иметь в виду, что их полномочия конституционно ограничены только пределами ведения Российской Федерации и ее полномочиями по предметам совместного (конкурирующего) ведения Российской Федерации и субъектов РФ (ст. 73); вне пределов ведения Российской Федерации и конкурирующих вопросов субъекты РФ обладают всей полнотой власти (ч. 4 ст. 76).

Предметы совместного ведения определяются ч. 1 ст. 72 и в соответствии с ч. 2 ст. 72 в равной мере распространяются на все субъекты РФ. Вопросом совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ является установление общих принципов налогообложения и сборов (п. «и» ч. 1 ст. 72), а также общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления (п. «н» ч. 1 ст. 72) (в том числе и бюджетной деятельности). Совместное ведение не порождает вертикальной соподчиненности в обычном толковании этого явления. Закрепление за субъектами РФ возможно большего объема конкурирующих полномочий способствует обеспечению единства финансовой политики, повышению самостоятельности (в пределах Конституции РФ) государственно-территориальных образований.

Принципиальной особенностью разграничения предметов ведения в финансовой сфере следует считать допустимость существования наряду с Конституцией РФ (ст. 71, 72) иных правовых форм в виде договоров (ч. 3 ст. 11 Конституции РФ), регламентирующих объем финансовой компетенции Российской Федерации и конкретного субъекта РФ. Финансово-правовой механизм регулирования внутрифедеративных отношений в последнее время значительно расширился именно за счет заключения договоров и соглашений о разграничении предметов ведения и полномочий, причем не только «по вертикали» (с Российской Федерацией), но и «по горизонтали» (между субъектами РФ).

Принцип федерализма в финансовом праве носит комплексный, многогранный характер. Комплексное содержание принципа федерализма в финансовом праве пронизывает все его институты, определяет сущность складывающихся финансовых правоотношений и гарантирует Российской Федерации и субъектам РФ установленный законодательством финансово- правовой статус. Являясь общеотраслевым исходным началом финансового права и имея конституционное установление, принцип федерализма в финансовом праве служит ориентиром для всех нормативных правовых актов, которые регулируют различные аспекты финансовой деятельности государства.

Принцип федерализма в финансовом праве оказывает существенное влияние на финансовую деятельность муниципальных образований, что обусловлено наличием собственной финансовой компетенции у Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований, порядком разграничения доходов и расходов государственных и муниципальных бюджетов, а также отнесением Конституцией РФ установления общих принципов организации местного самоуправления к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ. Иными словами, федеративное устройство России, отражаясь в финансовой деятельности государства, находит определенное продолжение и в финансовой деятельности муниципальных образований.

Принцип единства финансовой политики и денежной системы вытекает из положений Конституции РФ. На основе ее анализа можно выделить ряд юридических признаков, характеризующих государственное устройство России, важнейшим из которых является единство финансовой политики на всех уровнях Российской Федерации, субъектов РФ с учетом особенностей и традиций муниципальных образований. Конституция РФ гарантирует свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств (ч. 1 ст. 8) и относит к ведению Российской Федерации установление основ федеральной политики, федеральные программы в области экономического развития, а также финансовое регулирование и денежную эмиссию (п. «е», «ж» ст. 71).

Важность конституционных установлений единства финансовой политики и денежной системы обусловлена федеративной природой государства, наличием в его рамках центробежных тенденций, в том числе порожденных финансовыми отношениями. Гарантией принципа единства финансовой политики и денежной системы служит ряд положений, содержащихся в гл. 3 Конституции «Федеративное устройство»: на территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств; в России не допускается введение и эмиссия других денег, кроме рубля, который является денежной единицей Российской Федерации; денежная эмиссия - исключительная монополия Центрального банка РФ.

Один из основных факторов обеспечения единства финансовой политики - единство правового пространства. Конституция РФ относит правовое регулирование финансовых, валютных и кредитных отношений к исключительной компетенции Российской Федерации. Согласуясь с конституционным принципом верховенства федерального закона (ч. 2 ст. 4), названное правило создает необходимую правовую основу единства финансовой политики и денежной системы.

Финансовая политика - это составная часть единой государственной экономической политики. Реальная политико- правовая жизнь показывает тесную, почти неразрывную связь финансовых отношений и политики, поэтому и необходима финансово-правовая политика как оптимальная модель их взаимодействия.

Другим компонентом рассматриваемого принципа является единство денежной системы. Согласно ст. 4 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» разработка и проведение единой государственной денежно-кредитной политики осуществляется Центральным банком РФ во взаимодействии с Правительством РФ. В соответствии с п. 1 ст. 155 БК РФ Центральный банк РФ является органом денежно- кредитного регулирования. Основные направления единой госу-дарственной денежно-кредитной политики проектируются Советом директоров Центрального банка РФ во взаимодействии с Правительством РФ и представляются для рассмотрения Нацио-нальному банковскому совету, а также Президенту РФ, в Прави-тельство РФ. Затем проект основных направлений единой госу-дарственной денежно-кредитной политики представляется в Го-сударственную Думу, которая рассматривает данный документ и утверждает его не позднее принятия закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Обеспечивает выполнение утвержденных основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики Совет директоров Центрального банка РФ.

Таким образом, финансово-правовая политика есть осно-ванная на правовых нормах публичная деятельность субъектов финансового права и политической власти по созданию оптимального механизма финансово-правового регулирования в целях планомерного аккумулирования, распределения и использования государственных (муниципальных) фондов денежных средств, а также деятельность стратегического характера, направленная на совершенствование финансовых отношений в целях установления баланса сфер влияний различных общественных (социальных) регуляторов.

Принцип равноправия субъектов РФ в области финансовой деятельности основан на ст. 5 Конституции РФ, согласно которой все субъекты РФ обладают одинаковым правовым статусом.

Принцип равноправия имеет два аспекта: во-первых, построение равноправных финансовых взаимоотношений с Российской Федерацией и, во-вторых, равноправие по отношению друг к другу. Первый аспект подразумевает наличие единой для всех субъектов РФ нормативно-правовой базы, обеспечивающей унификацию в финансовых связях с федеральным центром. Существование такою нюанса объясняется границами действия принципа федерализма в финансовых правоотношениях: в федеративном государстве государственная власть регионального уровня носит публичный характер, а органы государственной власти самостоятельно решают вопросы своей компетенции. В то же время важно иметь в виду, что равенство здесь означает не только одинаковость финансовых отношений федерации со всеми ее членами, но и некоторые варианты таких отношений - так называемые особые финансовые режимы, введенные на законодательной основе при наличии объективных критериев.

Второй аспект подразумевает равенство субъектов РФ по отношению друг к другу, что реализуется через юридическое равенство нормативных актов в финансовой сфере всех субъектов РФ, единые правовые основы и механизмы разграничения финансовой компетенции, недопустимость предоставления льгот или установления запретов, носящих индивидуальный характер.

В идеале принцип равенства предоставляет всем субъектам РФ одинаковые финансовые права, но в силу национальных и социально-экономических различий реализуются указанные возможности по-разному. Именно поэтому в основе финансовой деятельности федеративного государства лежит равенство, а не тождество, единообразие финансовых прав. Как указывал в своем постановлении Конституционный Суд РФ, федеральные органы государственной власти при разработке и осуществлении федеральной и региональной политики должны исходить из того, что правовое равенство субъек-тов РФ не означает равенства их потенциалов и уровня социально-экономического развития, во многом зависящих от территории, географического положения, численности населения, исторически сложившейся структуры народного хозяйства и т. д. Учет региональных особенностей является необходимым условием соблюдения баланса интересов и внедрения общегосударственных стандартов во всех сферах жизнедеятельности субъектов РФ.

Вместе с тем равенство субъектов РФ не означает невозмож-ности установления федеральным законодательством исключений из общего финансового режима, однако все они должны базироваться на соблюдении общих для всех регионов критериев, условий и процедур.

Равенство субъектов РФ проявляется и в наделении законо-дательных органов субъектов РФ правом законодательной ини-циативы в сфере финансовых правоотношений (ч. 1 ст. 104 Конституции РФ). Для финансовых законопроектов, влекущих увеличение расходной части федерального бюджета или сокращение его доходной части, ч. 3 ст. 104 Конституции РФ предусмотрено обязательное наличие заключения Правительства РФ. В соответствии с ч. 2 ст. 95 Конституции РФ в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. Совет Федерации согласно ст. 106 Конституции РФ обязан рассматривать федеральные законы по вопросу федерального бюджета, федеральных налогов и сборов и др. Это является обязательной стадией законодательного процесса. Исходя из смысла ст. 106 можно сделать вывод, что рассмотрению в Совете Федерации подлежат все законы, серьезно затрагивающие перечисленные в ней вопросы, т. е. обязательному рассмотрению подлежат не только закон о федеральном бюджете или закон о федеральных налогах, но и все законы, действие которых тем или иным образом повлияет на федеральный бюджет и федеральные налоги.

Принцип равноправия субъектов РФ в указанном аспекте в целом соответствует мировой практике государств, где вопросы именно такого характера решаются верхними палатами парламента, в которых представлены субъекты, входящие в федерацию. В конечном счете равноправие субъектов РФ в законодательном процессе означает равенство всех граждан России по формированию финансово-правового пространства.

Реальное правовое обеспечение принципа равноправия субъектов РФ является залогом территориальной целостности и политической стабильности государства, поскольку снижает степень напряженности между федеральным центром и субъектами РФ, имеющими более ограниченный финансово-правовой статус.

Принцип самостоятельности финансовой" деятельности в рамках компетенции органов местного самоуправления является одной из гарантий осуществления местного самоуправления в Российской Федерации. Конституционное признание и гаран- тированность местного самоуправления означают, что государство берет на себя определенные обязательства по со-зданию необходимых финансовых предпосылок для развития муниципальных образований. Самостоятельность местного самоуправления заключается в наличии у муниципальных об-разований собственной компетенции в бюджетной сфере, налоговых и кредитных отношениях, полномочий относительно создания муниципальных предприятий и кредитных организаций.

Формирование финансовой основы местного самоуправления и совершенствование системы бюджетного регулирования признаны государством как важнейшие условия для реализации органами местного самоуправления своих конституционных полномочий.

В соответствии с указанными условиями доходы местных бюджетов формируются за счет собственных и регулирующих источников доходов. Такая классификация доходов местных бюджетов имеет принципиальное значение для финансового права, поскольку наиболее ярко отражает разграничение финансовой компетенции между Российской Федерацией и ее субъектами относительно формирования бюджетов муниципальных образований.

Примечательно, что регулирование местных бюджетов феде-ральные нормативные правовые акты рассматривают как обязанность органов государственной власти субъектов РФ. В целях реализации этой обязанности согласно п. 5 ст. 7 Федеральною закона «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» законодательный орган власти субъекта РФ по пред-ставлению соответствующего исполнительною органа утверждает сверх постоянных долей временные нормативы отчислений (в процентах) от регулирующих доходов в местные бюджеты на предстоящий финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на три года) по различным видам этих налогов в порядке бюджетного регулирования. Гарантией осуществления органами государственной власти возложенной обязанности по регулированию местных бюджетов следует считать устанавливаемое законодательством субъекта РФ право каждого муниципального образования на получение денежных средств в порядке бюджетного регулирования из бюджета субъекта РФ.

Вместе с тем финансовая самостоятельность местного самоуправления законодательно ограничена вопросами местного значения и не может выходить за полномочия, предоставленные нормативными финансово-правовыми актами федерального уровня и субъекта РФ.

Следует отметить, что законодательство большинства евро-пейских государств закрепляет принцип финансовой самостоя-тельности местного самоуправления. Так, Основной закон ФРГ и законодательство ее земель содержат определенные и реально действующие гарантии финансовой автономии местного самоуправления и эти гарантии детализируются в текущем законодательстве, особенно в законодательстве земель, к ком-петенции которых преимущественно и отнесено решение этих проблем.

Социальная направленность финансовой деятельности Российской Федерации как принцип финансового права обусловлена ст. 7 Конституции РФ. Согласно закрепленной в ней норме Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Следуя нормам конституционного права, финансовое законодательство детализирует обязанность государства проводить социальную политику.

В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ч. 2 ст. 7 Конституции РФ). Социальная направленность финансовой деятельности государства ориентирована на все субъекты и проявляется в различных аспектах: страхование за счет бюджетных средств лиц, выполняющих профессиональные обязанности перед государством; государственное регулирование минимальной бюджетной обеспеченности и гарантирование бюджетам субъектов РФ и местным бюджетам минимального бюджета; установление принципа учета фактической способности налогоплательщика к уплате налогов и т. д.

Финансировать социальные функции государство способно только опираясь на мощную и стабильную финансовую систему. Весьма важно и то, что формирование государственных доходов находится в прямой зависимости от участия каждого в публичной финансовой деятельности. Так, ст. 57 Конституции РФ прямо закрепляет обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.

Распределение функций в области финансовой деятельности на основе разделения законодательной (представительной), исполнительной и судебной властей является отражением фундаментального принципа организации власти в Российской Федерации. Суть его заключается в том, что финансовая деятельность демократического государства, являясь частью его экономической функции, может осуществляться при условии разделения государственных полномочий между самостоятельными государственными органами. Поскольку существуют три основные функции государственной власти - законодательная, исполнительная и судебная, каждая из них в сфере финансовой деятельности исполняется самостоятельно соответствующими государственными органами.

На федеральном уровне организации государственной власти распределение функций в области финансовой деятельности выглядит следующим образом. Законодательный (представительный) орган - Федеральное Собрание РФ (Государственная Дума и Совет Федерации), принимает финансовые законы, определяет нормативную базу деятельности всех финансовых органов государства.

Правительство РФ осуществляет исполнительную власть, организует исполнение финансовых законов, осуществляет в пределах своей компетенции нормотворчество по вопросам финансовой деятельности государства. К исключительной компетенции Правительства РФ относится разработка и представление Государственной Думе федерального бюджета, обеспечение его исполнения, представление отчета об исполнении федерального бюджета. Правительство РФ обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики.

Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ в пределах своей компетенции рассматривают конкретные дела, вытекающие из финансовых правоотношений, разрешают финансово-правовые конфликты, а также им принадлежит право законодательной инициативы по вопросам их ведения. В настоящее время в системе разделения властей на федеральном уровне значительно усилилась роль Конституционного Суда РФ, который разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, палат Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, разрешает финансово-правовые конфликты, осуществляет толкование Конституции РФ. В условиях нестабильности финансового законодательства и коллизионное™ его норм, реализация подобных функций имеет важное значение.

Президент РФ является главой государства, но формально не относится ни к одной из трех ветвей власти. Выполняя задачи, возложенные на него Конституцией РФ, Президент РФ обеспечивает проведение единой финансовой политики, согласовывает и координирует деятельность всех ветвей власти, что позволяет эффективно действовать всему финансово-правовому механизму.

Осуществление финансовой деятельности на основе принципа разделения властей проявляется не только в строгом раз-граничении финансовой компетенции между законодательной, исполнительной и судебной властями. Каждый государственный орган, реализующий одну из трех функций государственной власти, в сфере финансовой деятельности взаимодействует с другими государственными органами. В этом взаимодействии они ограничивают друг друга, образуя механизм сдержек и противовесов.

Например, законодательный орган - Федеральное Собрание РФ - влияет парламентскими способами на деятельность исполнительной власти, дает согласие Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ, назначает на должность судей федеральных судов. Наиболее серьезным инструментом влияния законодательной власти на исполнительную является возможность постановки вопроса о доверии Правительству РФ. Так, при повторном отклонении Государственной Думой проекта федерального бюджета на очередной финансовый год законодательная власть обязана поставить вопрос о доверии Правительству РФ (ст. 203 БК РФ).

Правительство РФ различными способами влияет на законодательный процесс по финансовым вопросам - осуществляет право законодательной инициативы, дает обязательные заключения на законопроекты, касающиеся введения или отмены налогов, освобождения от их уплаты, выпуска государственных займов, изменений финансовых обязательств государства, а также на иные законопроекты, предусматривающие расходы федерального бюджета. Действие механизма сдержек и противовесов компенсирует возможность выражения недоверия Правительству РФ возможностью роспуска Государственной Думы главой государства.

Принцип гласности в финансовой деятельности государства отражает признак демократического общества. В финансовом праве гласность обеспечивается открытым обсуждением финансовых законопроектов, проектов бюджетов всех уровней на очередной финансовый год, обязательным опубликованием в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, а также доступностью иных сведений (за исключением статей, содержащих государственную тайну) по решению представительных органов власти или органов местного самоуправления. Принцип гласности в финансовом праве имеет законодательные гарантии. Например, п. 1 ст. 5 НК РФ предусматривает вступление актов законодательства о налогах в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования.

Принцип плановости в финансовой деятельности проявляется в законодательно установленных требованиях для всех субъектов финансового права осуществлять процессы аккумулирования, распределения или использования денежных средств на основе финансовых планов. Финансовое планирование направлено на достижение баланса доходов и расходов как территориальных, так и коллективных субъектов. Так, на основе сводных финансовых планов развития разрабатываются проекты бюджетов всех уровней. В свою очередь, утвержденный надлежащим образом бюджет также становится основным финансовым планом конкретного муниципального образования, субъекта РФ или Российской Федерации. О финансовой деятельности всего государства составляется сводный финансовый баланс, отражающий вес имеющиеся финансовые ресурсы.

Планирование финансовой деятельности осуществляется внебюджетными фондами, страховыми компаниями, кредитными организациями, государственными и муниципальными предприятиями.

Реализация принципа плановости позволяет субъектам учитывать результаты предыдущих периодов финансовой деятельности, прогнозировать свое финансовое развитие и таким образом осуществлять аккумулирование, распределение и использование денежных средств более эффективными методами.

Совокупность перечисленных принципов финансового права представляет собой проекцию наиболее значимых аспектов аккумуляции, использования и распределения государственных и муниципальных фондов денежных средств, придает финансовой деятельности государства и местного самоуправления целенаправленность, наполняет ее конкретно определенным смыслом. Общеотраслевые принципы финансовой деятельности находят свое отражение во всех подотраслях и институтах финансового права, отражая закономерности финансово-правового регулирования.

498 08.03.2019 5 мин.

Финансовое право – это комплекс норм права, которые взаимосвязаны между собой. Оно способно закреплять и регулировать особенный круг отношений общества и связей. Эти связи могут возникать между публичными субъектами и частными в результате действия финансовой деятельности и органов местной власти.

Все нормы системной организации закрепляются в нормативных актах финансово-правового направления. Эти акты принимаются на региональных уровнях и на федеральном. Вся эта организованная система норм перетекает в комплекс или систему финансового законодательства.

Понятие права

Финансовое право (ФП), то есть все его отрасли различаются по предмету регулирования права. Все предметы правового регулирования формируют отношения, которые характеризуются рядом признаков.

  1. Устойчивость и повторяемость.
  2. Способность к контролю права с внешней стороны.
  3. Находится в правовом поле, другими словами под юрисдикцией права.

Есть закономерности, которыми обладает финансовое право. Эти закономерности могут влиять на развитие финансовых отношений, а точнее на их возникновение, прекращение или функционирование.

На видео-принципы (ФП):

Государство способно воздействовать на определенную систему отношений, которые являются специфическими, при помощи (ФП). Специфические отношения возникают относительно использования, распределения и аккумулирования денежных фондов государства. Также система права возникает относительно денежной эмиссии и контроля финансов. В результате происходит привлечение к ответственности за то, что были нарушены какие-либо финансовые операции.

Государство именно при помощи (ФП) способно реализовать экономическую функцию. Каким бы общество ни было, нужно в обязательном порядке контролировать и регулировать его финансовые состояния. В результате государство или прямым методом, или косвенным влияет на имущественные отношения граждан государства.

В деятельности государства в отношении финансовой политики лежат принципы, которые имеют исходное начало. Эти начала способны отражать специфику финансового вида государственной деятельности. Исходные начала закреплены в правовых нормах. Именно они и являются принципами (ФП).

Что собой представляет , подробно указано в данной статье.

Что собой представляет метод правового регулирования финансового права, подробно указано

Научное основание формируется в результате принципов. Это основание способно фиксировать объект исследования, обеспечивать единство теоретических основ и эмпирических в научном мире. Финансовое начало способно дать полностью качественные характеристики для (ФП).

Любые принципы способны сформироваться на основе определенного опыта государства и его правовой культуры.

Принципы образуют базу на основе положения правовой системы. Причем учитывается достигнутый уровень развития финансовых отношений внутри государства. Принципы указывают на развитие финансового законодательства, конструируют ориентиры для развития права.

С другой стороны принципы (ФП) при помощи юридических норм и законодательства способны функционировать.

Основные принципы


  1. Законность.
  2. Федерализм.
  3. Справедливость.
  4. В приоритете стоят публичные интересы.
  5. Политика финансов и денежных отношений должны быть в едином взаимодействии.
  6. Принцип равенства субъектов. Все субъекты финансового права в разных регионах должны быть в равных условиях.
  7. Финансовая деятельность должна быть самостоятельной в пределах компетентных органов.
  8. Социальное направление финансовой деятельности государства.
  9. Функции распределяются на основании распределения власти: между представительной, исправительной и судебной.
  10. Гласность.
  11. Плановость.

Законность – то есть все общеправовые нормы должны быть закреплены в законе и регулироваться при помощи законодательных актов. Правительство вправе создавать акты и законы, которые будут регулировать отношения внутри государства и между субъектами общества. Причем принцип законности должен быть даже на стадии создания закона, а также на стадиях применения права в обществе.

Справедливость – это означает, что налоги должны быть соизмеримы с доходами государства и отдельных граждан. Если часть общего бюджета государства увеличивается, то налоги должны уменьшаться.

Размер сборов и налогов должен быть на одном уровне для всех людей. Этот показатель не будет зависеть от конфессиональных и политических взглядов единиц общества. Также объем ставок для налогоплательщиков не должен увеличиваться в зависимости от того, какой формой собственности обладает человек, какое гражданство он имеет, и в каком месте формируется капитал. Законность подразумевает легитимность. Основные пункты, на которые следует опираться, это Конституция РФ и закон. Эти пункты должны стоять во главе всего остального.

Публичные интересы должны стоять во главе. Верховенство интересов должно стоять во главе всех субъектов данного вида права. Когда денежные фонды начинают распределяться и использоваться, образуются различные явления. Эти явления обязательно должны контролироваться публичными и правовыми системами.

Если финансовое обеспечение, которое происходит по воле государства, не будет выражаться в полной мере, то публичные интересы общества и общезначимые не будут удовлетворяться. Различные муниципальные образования вместе с государством имеют возможность применять различные правовые механизмы.

Публичные интересы и частные сходятся в одной точке и имеют общие черты. Во-первых, публичные интересы должны соблюдаться, но при этом частные не должны страдать. Во-вторых, публичные и частные правовые юридические интересы должны быть взаимосвязаны и взаимно проникать. Категории и методы должны быть взаимосвязаны.

Федерализм стоит у истоков (ФП). Общие интересы государства должны сочетаться с субъектами государства. Но при этом компетенция бюджета между государством и бюджетом должна разграничиваться. Все принципы, которые являются основополагающими для федерализма, закреплены в Конституции. Этот принцип дает право муниципальным образованиям получать финансирование со стороны государства, которое полностью является компетентным. Финансовые средства разграничиваются между доходами и расходами в муниципальных объектах.

Финансовая политика и денежная система являются едиными. Политика финансов должна быть единой вне зависимости от уровня Российской Федерации и субъектов. Но нужно учитывать особенности муниципальных образований и их традиции. Единое правовое пространство способно обеспечивает единство (ФП). В свою очередь финансовая политика входит в состав общей экономики.

В реальности же можно проследить тенденцию, что политика и финансовые отношения являются неразрывными. Чтобы взаимодействие этих составляющих обеспечивалось на высоком уровне, нужно обеспечить их неразрывную связь при помощи финансово-правовой политики.

Под одной денежной системой подразумевают единый орган денежного регулирования. Им в РФ выступает Центральный банк.

Финансово-правовая политика. Политика основана на публичной деятельности субъектов политической власти и (ФП). Политика создает оптимальный механизм, который может регулировать финансовые и правовые отношения. Делают это для того, чтобы денежные средства распределялись равномерно между субъектами.

Равноправие субъектов. Согласно Конституции все субъекты могут иметь один статус в финансовом плане. Во-первых, с РФ должны возникать финансовые отношения в равных правах. Во-вторых, все субъекты должны быть равноправны по отношению друг к другу. Равноправие субъектов обеспечивает территориальную целостность и стабильность в (ФП).

Самостоятельная финансовая деятельность. Это говорит о том, что муниципальные образования имеют собственную компетенцию в сфере бюджета, налогов и кредитных отношений. Чтобы органы имели полномочия, необходимо соблюдать ряд условий. Должна быть сформирована финансовая основа и система финансового регулирования должна быть совершенствованной. Но подобная самостоятельность в финансовом плане ограничивается документами федерального значения, т. е. актами, которые находятся на федеральном уровне.

Социальная направленность. Этот принцип исходит из Конституции РФ. В чем может проявляться эта направленность. Например, страховка за счет бюджета, минимальная бюджетная обеспеченность за счет государства, государство учитывает способности человека к уплате налогов. Доходы государства зависят от участия субъектов в финансовой деятельности, которая проходит публично.

Распределение функций. Эффективная деятельность может соблюдаться при правильном разграничении обязанностей. Каждый орган власти отвечает за определенные функции.

Гласность. Этот принцип говорит о том, что государство построено на демократии.

Если говорить о финансах, то гласность заключается в том, что все финансовые законопроекты обсуждаются открыто. Вся информация о формировании бюджета может открыто публиковаться в различных СМИ. Только секретные статьи не доступны для обывателей.

В данной можно для себя подчеркнуть основы соотношения системы права и системы законодательства.

Плановость. Все средства нужно планировать. Делается это для того, чтобы достигнуть нормального баланса расходов и доходов, как в территориальном плане, так и в коллективных субъектах. Принцип плавности контролируют страховые организации, государственные предприятия.