Учебник: Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации.

Субъекты (участники) избирательного процесса

Круг субъектов избирательного права весьма широк. По мнению Ю. А. Веденеева и С. Д. Князева, их объединяет то, что они выступают носителями прав и обязанностей, связанных с подготовкой и проведением выборов. Выделяются физические лица (индивидуальные) и коллективные образования, организационно оформленные. Их деятельность связывается с организацией всего выборного процесса и функционирования избирательной власти в межвыборный период. Избирательное право/ А. С. Прудников [и др.]. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2007. - С. 132-137.

Правовой статус избирателя

Понятие правого статуса. Согласно федеральному закону от 12 июня 2002г. гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме установлены Конституцией Российской Федерации, законом, иным нормативным правовым актом условия, правила и процедуры, обеспечивающие реализацию избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;

А в соответствии с Конституцией Российской Федерации и избирательным законодательством таким правом обладают - и, следовательно, являются избирателями - все граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, за исключением тех из них, которые признаны судом недееспособными или содержаться в местах лишения свободы по приговору суда Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ// Собрание законодательства РФ. - 2002. - N 24. - Ст. 2253. в ред от 24 июля 2007 N 211-ФЗ. ст. 4, п. 3..

Активным избирательным правом обладает гражданин, место жительства которого расположено в пределах избирательного округа. Пребывание гражданина Российской Федерации вне его места жительства во время проведения в округе, в котором расположено данное место жительства, выборов не может служить основанием для лишения его права на участие в выборах в органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления. Законом активное избирательное право может быть предоставлено гражданину, место жительства которого расположено за пределами избирательного округа. Тот же. Ст. 4 п. 4.

Правовой статус избирателя представляет собой совокупность его прав и обязанностей, связанных с участием избирателя в голосовании и в иных избирательных действиях, предусмотренных законом и проводимых законными методами.

В Российской Федерации избиратель участвует в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Содержание правового статуса. В соответствии с Федеральным законом « Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» статьей 16 в Российской Федерации все избиратели подлежат регистрации (учету). Каждый избиратель имеет право на включение его в список избирателей на конкретном избирательном участке по месту его постоянного или преимущественного, а в случаях предусмотренных законом, - и временного проживания на территории этого участка. Избиратель включается в список избирателей только на одном избирательном участке.

Каждый избиратель вправе заявить в участковую избирательную комиссию о не включении его в список избирателей, о любой ошибке или неточности в списке избирателей. В течение суток, а в день голосования в течение двух часов с момента обращения, но не позднее момента окончания голосования участковая комиссия обязана проверить заявление, а также представленные документы и либо устранить ошибку или неточность, либо дать заявителю письменный ответ с указанием причин отказа в удовлетворении его требований.

Исключение гражданина Российской Федерации из списка избирателей, участников референдума после его подписания председателями и секретарями соответствующих комиссий и заверения его печатями этих комиссий в порядке, предусмотренном пунктом 12 настоящей статьи, производится только на основании официальных документов, в том числе сообщения вышестоящей комиссии о включении избирателя, участника референдума в список избирателей, участников референдума на другом избирательном участке, участке референдума, а также в случае выдачи избирателю, участнику референдума открепительного удостоверения. При этом в списке избирателей, участников референдума, а также в базе данных ГАС "Выборы" указывается дата исключения гражданина Российской Федерации из списка, а также причина такого исключения. Запись в списке избирателей, участников референдума заверяется подписью председателя участковой комиссии, а при выдаче открепительного удостоверения - подписью члена комиссии, выдавшего открепительное удостоверение, с указанием даты внесения этой подписи. ФЗ от 12.06.2002г. Ст. 17, п. 16.

Избиратель вправе принимать участие в осуществлении иных избирательных действий: в выдвижении кандидата (списка кандидатов) в составе избирательного объединения; в агитационных мероприятиях; в голосовании на избирательном участке, вне помещения участка, досрочном голосовании. Гражданин вправе обжаловать решения и действия (бездействие) органов государственной и муниципальной власти, избирательных комиссий, их должностных лиц в суд или вышестоящую избирательную комиссию. Особенности реализации избирательных прав учитываются при законодательном регулировании судебной процедуры рассмотрения и разрешения дел этой категории. Так, процессуальное законодательство предусматривает сокращенные сроки рассмотрения судом заявлений по таким делам, поданных в ходе избирательной компании, сокращенные сроки обжалования в кассационном порядке вынесенных по ним решений. Постников А. Е. Избирательное право России. Науч. и учеб. издание. / А. Е. Постников. - М.: Издательская группа ИНФРА?М - НОРМА, 1996. - С. 62-63

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ - организации временного или постоянного характера, наделенные в соответствии с избирательным законом правом выдвигать кандидатов на выборах и иным образом участвовать в избирательном процессе. По фед. законодательству РФ под И.о. понимается общеросс. полит. общ. объединение(полит. партия, иная полит.организация, полит.движение), которое создано и зарегистрировано в МинюстеРФ в порядке, установленном фед. законами.

Согласно п.25 ст.2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» 2002 года, избирательное объединение – это:

    полит.партия, имеющая в соответствии с фед. законом право участвовать в выборах;

    региональное отделение или иное структурное подразделение полит. партии, имеющие в соответствии с ФЗ право участвовать в выборах соответствующего уровня;

    при выборах в органы местного самоуправления избирательным объединением признается, помимо указанных выше, также зарегистрированная в установленном порядке общ. организация, в уставе которой указана возможность участия в муниципальных выборах.

При проведении фед. и регион. выборов избирательными объединениями признаются только полит. партии и их регион. отделения, а при проведении выборов в органы местного самоуправления - также иные общ. объединения, созданные и зарегистрированные в форме общественной организации либо общественного движения» 30 .Значение избирательного объединения в современном избирательном процессе сложно переоценить. Полит.партия или общественная организация, допущенная к участию в выборах на местном уровне, являясь коллективным субъектом, выражает консолидированную волю своих членов и единомышленников, формируя в итоге власть, основанную на законе и поддерживаемую большей частью населения страны.

Основной вид избирательного объединения, согласно действующему законодательству, - полит. партия.Полит.партии являются непосредственным источником законодательной власти в России. С политической точки зрения такого рода поправка в законе, явно усиливает и без того серьезный политический вес полит. партий, с социальной же стороны непосредственно влияет на консолидацию политически активных граждан, вокруг какой либо полит. партии, готовой отстаивать соц. интересы на всех уровнях власти.Небезосновательно можно утверждать, что современное понимание избирательного объединения преимущественно в значении «политическая партия», направлено на стимулирование участия партий в выборах.Так, была предусмотрена возможность регистрации кандидатов (списков кандидатов), выдвинутых избирательными объединениями, без сбора подписей избирателей или внесения избирательного залога. При этом такая возможность предоставлена лишь тем избирательным объединениям, кандидаты которых по результатам предыдущих выборов были избраны депутатами, должностными лицами органов государственной власти или органов местного самоуправления либо списки кандидатов которых приняли участие в распределении депутатских мандатов.

Результаты предыдущих выборов могут учитываться и при определении объема бесплатного эфирного времени, предоставляемого избирательным объединениям на каналах гос. и муниципальных организаций телерадиовещания. Кроме того, в отличие от других участников предвыборной агитации избирательным объединениям, выдвинувшим кандидатов, могут быть предоставлены дополнительные платные и бесплатные эфирное время, а также печатная площадь для проведения избирательной кампании.Соответственно, современные выборы невозможны без избирательных объединений, тем более что современный подход законодателя к участию избирательных объединений в выборах основывается на необходимости слияния нескольких мелких партий в одну без их объединения в избирательные блоки.

Как было указано выше, при проведении выборов в органы местного самоуправления избирательным объединением является также иное общественное объединение, устав которого предусматривает участие в выборах и которое создано в форме общественной организации либо общественного движения и зарегистрировано в соответствии с законом на уровне, соответствующем уровню выборов, или на более высоком уровне. При этом указанное общественное объединение либо внесенные в его устав изменения и дополнения, предусматривающие участие в выборах, должны быть зарегистрированы не позднее чем за один год до дня голосования, а в случае назначения выборов в орган местного самоуправления в связи с досрочным прекращением его полномочий - не позднее чем за шесть месяцев до дня голосования.

Указанные сроки не распространяются на иные изменения и дополнения, вносимые в устав общественного объединения.Участие в муниципальных выборах наравне с политическими партиями (избирательными объединениями) общественных организаций обусловлено локальным характером общественных отношений, порождаемых местными выборами и тем значением, которое имеют на небольшой территории маленькие по сравнению с партиями общественные организации.

Права и обязанности избирательных объединений закрепляются, прежде всего, в ФЗ«Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» Они возникают с момента регистрации избирательного объединения соответствующей избирательной комиссией. После регистрации, избирательные объединения вправе:

    выдвигать кандидатов и списки кандидатов (В одномандатном избирательном округе избирательное объединение вправе выдвинуть одного кандидата. В многомандатном избирательном округе избирательное объединение вправе выдвинуть кандидата на каждый депутатский мандат, подлежащий замещению в этом округе. В едином избирательном округе избирательное объединение вправе выдвинуть один список кандидатов);- создавать избирательный фонд;

    назначать представителей;

    проводить предвыборную агитацию;

    участвовать в иных избирательных процедурах.

К обязанностям избирательных объединений можно отнести:

    соблюдение Конституции РФ и законодательства Российской Федерации;

    соблюдение прав и свобод человека и гражданина;

    регистрацию в соответствующей избирательной комиссии;

    выдвижение кандидатов и списков кандидатов на выборах;

    обязанность подавать отчеты в финансовые органы;

    перерегистрацию в установленном законом порядке и др.

Законодательством также установлены отдельные гарантии деятельности избирательных объединений, к которым можно отнести освобождение от сбора подписей, льготы при распределении эфирного времени для политических партий, представленных в соответствующих выборных органах государственной власти, и др. Наиболее серьезная санкция, которая может быть применена к избирательным объединениям в избирательном процессе – отмена регистрации избирательного объединения.

Избирательный процесс можно определить как направленную на избрание депутатов и выборных должностных лиц деятельность субъектов избирательного права по реализации закрепленных процессуальными нормами юридических прав и обязанностей путем осуществления в определенной последовательности избирательных действий. Субъекты- потенциальные участники избирательных правовых отношений, обладающие соответствующими субъективными правами и юридическими обязанностями. Они подразделяются на две больших группы: индивидуальные и коллективные субъекты избирательного права. К числу индивидуальных субъектов (физические лица с соответствующим статусом) избирательного права относятся: 1) граждане Российской Федерации; 2) иностранные граждане (когда это предусмотрено международными договорами Российской Федерации и федеральными законами); 3) избиратели; 4) кандидаты; 5) зарегистрированные кандидаты; 6) представители кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, избирателей; 7) доверенные лица кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков; 8) наблюдатели; 9) международные (иностранные) наблюдатели; 10) члены избирательных комиссий с правом решающего голоса; 11) члены избирательных комиссий с правом совещательного голоса; 12) лица, замещающие государственные и муниципальные должности; государственные и муниципальные служащие. Под коллективными субъектами избирательного права понимаются организованные, обособленные, самоуправляемые группы людей, наделенные избирательными законами правами выступать в отношениях с другими субъектами персонифицированно, как единое целое. К ним относятся: 1) избирательные объединения; 2) избирательные блоки; 3) политические общественные объединения; 4) избирательные комиссии; 5) государственные органы; 6) органы местного самоуправления; 7) средства массовой информации; 8) фракции в представительных (законодательных) органах. Выделяются следующие обязательные стадии избирательного процесса: · назначение выборов; · образование избирательных округов, избирательных участков, составление списков избирателей, образование избирательных комиссий; · выдвижение кандидатов; · предвыборная агитация; · голосование, подсчет голосов, установление итогов голосования, определение результатов выборов и их опубликование. Указанные стадии составляют содержание любого избирательного процесса, и он невозможен при отсутствии хотя бы одной из них. Факультативной стадией является повторное голосование, которое проводится при использовании мажоритарной системы абсолютного большинства, когда в результате голосования ни один из кандидатов не набрал необходимого числа голосов и не был избран. Содержание стадий избирательного процесса раскрывается в Конституции РФ, Федеральном законе от 10 января 2003 г. N 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации», Федеральном законе от 18 мая 2005 г. № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», Федеральном законе от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», региональных и муниципальных нормативных актах Стадия назначения выборов. Конституция Российской Федерации закрепляет порядок назначения выборов только в федеральные органы государственной власти, порядок назначения региональных и муниципальных выборов закрепляется в конституциях (уставах), законах субъектов Российской Федерации, уставах муниципальных образований. Стадия составления списков избирателей. Порядок составления списков избирателей устанавливается Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», федеральными конституционными законами, иными федеральными законами В списки избирателей на избирательных участках включаются граждане Российской Федерации, обладающие на день проведения голосования активным избирательным правом. Стадия образования избирательных округов и избирательных участков. Образование избирательных округов. Для проведения выборов образуются избирательные округа на основании данных о численности избирателей, зарегистрированных на соответствующей территории, которые предоставляются соответственно уровню выборов исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, а также командирами воинских частей. Стадия формирования избирательных комиссий.. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации состоит из 15 членов, из которых: пять членов ЦИК - назначаются Государственной Думой пять членов ЦИК - назначаются Советом Федерации; пять - Президентом Российской Федерации. Срок полномочий Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (ЦИК) 4 года. Стадия выдвижения, сбора подписей и регистрации кандидатов. Выдвижение кандидатов. Статья 32 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» закрепляет право выдвижения кандидатов. Граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом. Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением. Сбор подписей. В поддержку кандидатов (списков кандидатов), выдвинутых непосредственно избирателями, избирательными объединениями, избирательными блоками, собираются подписи избирателей. Статья 37 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» определяет порядок сбора подписей в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов, инициативы проведения референдума. В поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов, инициативы проведения референдума могут собираться подписи избирателей, участников референдума в порядке, который определяется законом. Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, списков кандидатов, устанавливается законом и не может превышать 2 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа в соответствии с пунктом 10 статьи 16 настоящего Федерального закона, но не может быть менее 10 подписей. Регистрация кандидатов (списков кандидатов). Регистрация кандидатов (списков кандидатов) должна быть строго документирована. И тут возможны разные решения. Первое, что требует Федеральный закон об основных гарантиях, - наличие необходимого количества подписей избирателей (разумеется, достоверных), собранных в поддержку кандидатов. Второе - письменное заявление кандидата о самовыдвижении, а также представление отдельных избирателей, групп избирателей, избирательных объединений, избирательных блоков, выдвинувших кандидатов (списки кандидатов). Третье - наличие заявлений кандидатов об их согласии баллотироваться по данному избирательному округу. Стадия голосования, подсчета голосов избирателей, установления результатов выборов и их опубликования. Голосование, подсчет голосов, установление результатов выборов - завершающая, самая ответственная стадия избирательного процесса. Практически на этой стадии подводится итог всей работы по подготовке к выборам. Непосредственно голосованию предшествует утверждение соответствующей избирательной комиссией текста избирательного бюллетеня, изготовление и снабжение бюллетенями нижестоящих комиссий. 1.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме Понятие, участники и стадии избирательного процесса.:

  1. Избирательные объединения. Политические партии как участники избирательного процесса.
  2. 63). Повышение правовой культуры участников избирательного процесса как один из способов обеспечения избирательных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации
  3. 39). Сроки в избирательном процессе 2.1. Понятие сроков в избирательном процессе
  4. 62. Бюджет.процесс: участники, стадии, особенности реализации на разн. уровнях бюдж.системы РФ. Бюджетный контроль
  5. 16. Избирательный процесс как характеристика избирательной системы. Функциони­рование и трансформация избирательной системы.

В условиях современных научных представлений о многофункциональности выборов последние выступают не только в качестве института народовластия, но и как способ реализации политической (избирательной) правоспособности граждан, служат важнейшей предпосылкой реализации личностью се избирательных прав и обязанностей.

Вследствие все большего признания в российском обществе основных положений концепции естественного права для юридической науки актуальной стала проблема комплексного исследования конституционно-правового положения личности как субъекта избирательных правоотношений. Решение этой проблемы будет во многом способствовать проводимой в России реформе политической системы, главная цель которой состоит в том, чтобы через демократизацию всех сторон жизни соединить интересы личности с интересами общества, на деле поставить человека в центр общественною развития, обеспечить ему достойные условия жизни и реальные возможности участия в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

Как уже отмечалось, избирательные правоотношения характеризуются широким кругом участников. Однако их объединяет то, что в рамках данного вида правовых отношений они выступают как носители прав и обязанностей, связанных с подготовкой и проведением выборов в представительные органы государственной и муниципальной власти.

Реализация конституционных избирательных прав граждан осуществляется посредством деятельности различных лиц и организаций, обеспечивающих организацию и проведение выборов.

В избирательном процессе принимают участие различные субъекты, имеющие четко определенный правовой статус. Полномочия (права и обязанности) участников избирательного процесса различаются по объему, структуре и правовым свойствам.

В литературе существуют разные подходы к классификации субъектов избирательного права (процесса). Представители первого из них говорят о трех группах таких субъектов:

1) іражданс, обладающие активным избирательным правом (избиратели), которые должны иметь общие юридические характеристики (возраст, свободное состояние воли и т.п.), определенные законом; к этой же группе субьекгов причисляется и избирательный корпус, т.е. совокупность всех граждан, обладающих активным избирательным правом, а также электорат - совокупность избирателей, намеревающихся принять непосредственное участие в избирательной кампании, а также кандидаты на выборные должности, список кандидатов, зарегистрированные кандидаты (зарегистрированный список кандидатов);

2) граждане и их объединения, реализующие пассивные избирательные права, - кандидаты на выборные должниети, политические партии, их уполномоченные представители, инициативные группы граждан по выдвижению кандидатов на выборные должности, представители и доверенные лица кандидатов, наблюдатели;

3) избирательные органы - избирательные комиссии1

Согласно другой точке зрения участников избирательного процесса можно разделить на две группы:

1) индивидуальные субъекты, в качестве которых могут выступать избиратели, члены избирательных комиссий с правом совещательного голоса, кандидаты на выборные должное гн и зарегистрированные кандидаты, их доверенные лица и представители, наблюдатели, должностные лица государственных и муниципальных органов;

2) коллективные субъекты избирательного процесса - избирательные комиссии, политические партии, избирательные и общественные объединения, государственные органы и органы местного самоуправления, средства массовой информации .

Избирательные объединения представляют собой коллективный субъект, наделенный избирательными правами и действующий в избирательной кампании как персонифицированный участник выборов.

Круг субъектов избирательного процесса не является раз и навсегда данным. Законодательство о выборах развивается, поэтому могут появляться новые субъекты, например члены избирательных комиссий с правом совещательного голоса, а другие субъекты, которые прежде активно участвовали в выборах, согласно современному российскому законодательству уже нс обладают избирательной правоспособноегью, например трудовые коллективы, выборные руководящие органы общественных объединений.

Центральное место среди субъектов избирательного процесса занимают избиратели, которые выражают свою выегггую непосредственную власть на выборах и референдумах. Избирателем на выборах признается гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом В определенных законом случаях им может стать и иностранный гражданин, постоянно или преимущественно проживающий в Российской Федерации.

Гражданин должен обладать право- и дееспособностью согласно российскому законодательству и досі гинуть на день голосования возраста 18 лез. Граждане Российской Федерации, проживающие или находящиеся в период подготовки и проведения выборов за пределами ее территории, обладают равными с иными гражданами Российской Федерации избирательными правами.

Правовой статус избирателя представляет собой совокупность его прав и обязанностей, связанных с избирательными процедурами и действиями

Избиратель может действовать индивидуально, совместно с другими избирателями или через политические партии и общественные объединения, членом которых оі і является. Основу правового статуса избирателя составляют сто права и обязанности, связанные с реализацией основных приниипов проведения выборов. На выборах любого уровня избиратели участвуют на основе всеобщею равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Права и обязанности избирателя реализуются во всех стадиях избирательного процесса.

И биратели имеют право добиваться назначения выборов путем подачи заявления в соответствующий суд общей юрисдикции в случае, если выборы не будут назначены уполномоченным на то органом или соответствующим должностным лицом либо избиратель ной комиссией.

Избиратели имеют ряд полномочий, связанных с составлением списков избирателей Каждый избиратель имеет право: на включение его в список на конкретном избирательном участке по месту его постоянного или преимущественного проживания и на ознакомление с этим списком; заявить в участковую избирательную комиссию о невключении его в список избирателей, о любой ошибке или неточности в сведениях о нем; на беспрепятственный доступ к информации о себе, о том. к го и в каких целях зту информацию использует.

Избиратель может быть исключен из списка избирателей после его подписания председателем и секретарем территориальной избирательной комиссии. Такое исключение может производиться только на основании официальных документов, полученных из соответствующих органов, осуществляющих регистрацию (учет) избирателей, а также в случае выдачи избирателю открепительного удостоверения в установленном законом порядке.

Избиратели могут Принимать участие в формировании ряда избирательных комиссий. На собраниях по месту жительства, работы, >чсбы они вправе предлагать кандидатуры в состав территоришіь- ных, участковых избирательных комиссий, окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные органы субъектов РФ и в представительные органы местного самоуправления;

Кроме того, гражданин может быть членом избирательной комиссии и через нее участвовать в организации всех избирательных процедур и действий.

Каждый избиратель, обладающий активным избирательным правом, имеет право как индивидуально, так и в качестве делегата съезда (конференции) политической партии или общественного объединения выдвинуть кандидата па выборную должность, а избиратель, обладающий пассивным избирательным правом (т.е. дос тигший установленного для конкретных выборов возраста), - на самовыдвижение в одномандатном избирательном округе.

При проведении сбора подписей в по;ідержку кандидатов на выборные должности избиратель имеет право поставить свою подпись в поддержку различных кандидатов (списка кандидатов), но только один раз в поддержку выдвижения одного и того же кандидата (списка кандидатов)

Дееспособный гражданин РФ, достигший 18 лет, имеет право на сбор подписей избирателей. Кандидат может заключить с гражданином договор о сборе подписей, оплата работы сборщика подписей осуществляется через избирательный фонд кандидата.

При проведении выборов избирателям предоставляется право проведения беспрепятственной агитации за участие в выборах, а\\ или против конкретных кандидатов (списков кандидатов), против всех кандидатов. Предвыборная агитация может проводиться гражданами, политическими партиями, общественными объединениями в допускаемых законом формах и законными методами.

Избиратель имеет право участвовать во всех официальных мероприятиях кандидатов - в митингах, встречах кандидатов с населением, он может распространять избирательные брошюры, плакаты. листовки, посещать с агитационными целями других избирателей и т.п.

Избиратель может выступать в качестве доверенного лица кандидата, политической партии. Такие лица регистрируются соответствующей избирательной комиссией при наличии письменного заявления кандидата, представления политической партии, а также заявления самого гражданина о согласии быть доверенным лицом.

Каждый зарегистрированный кандидат на выборную должность, каждая из политических партий, зарегистрировавших федеральный список кандидатов, каждое из общественных объединений, зареги-

стрированных в установленных законом порядке, вправе назначить наблюдателей, которые имеют право в день голосования присутствовать в избирательных комиссиях при установлении ими итогов голосования, определении результатов выборов, составлении протоколов об итогах голосоваЛтя, о результатах выборов, а также при повторном подсчете голосов избирателей. Наблюдателями не могут быть назначены выборные должностные лица, лица, находящиеся в их непосредственном подчинении, судьи, прокуроры.

Граждане вправе оказывать финансовую Поддержку кандидату, политической партии через соответствующие избирательные фонды. Избиратели имеют право участвовать в создании таких избирательных фондов посредством пожертвований.

Высшим уровнем участия избирателей в выборах является голосование. Избиратель имеет ряд полномочий, связанных с организацией и порядком голосования, подсчетом голосов, установлением результатов выборов. Каждый избиратель голосует лично. Голосование за других избирателей не допускается за исключением случаев, установленных законом. Избиратель, который не может самостоятельно расписаться в получении избирательного бюллетеня, или заполнить его, вправе воспользоваться помощью другого избирателя, о чем в соответствующей графе списка избирателей делается запись. Заполненный избирательный бюллетень избиратель опускает в опечатанный (опломбированный) ящик для голосования.

Избиратели имеют право проголосовать досрочно, если они в день выборов находятся на значительно удаленных от помещения для голосования местах, транспортное сообщение с которыми отсутствует или затруднено. Кроме того, закон предусматривает возможность участия в голосовании избирателей, которые не могут по уважительной причине (состоянию здоровья, инвалидности) самостоятельно прибыть в помещение для голосования. Такое голосование проводят члены избирательной комиссии, имеющие при себе переносной ящик для голосования, предварительно опечатанный в участковой избирательной комиссии, необходимое количество избирательных бюллетеней установленной формы и другие документы, установленные законом.

Участие в голосовании избирателей является наиболее очевидным выражением их активности на выборах. В этом смысле достаточно остро стоит проблема осмысленного участия в голосовании, а «нс за компанию, в состоянии апатии, безысходности, а также злобы, ненависти и г.п. - все эго, к сожалению, может иметь место с учетом сильной поляризации общества»1.

К другой группе субъектов избирательного процесса относятся политические партии - избирательные объединения, представляющие собой организационно оформленные и зарегистрированные в установленном законом порядке объединения граждан политического характера (политические партии, политические организации, политические движения) Избирательные объединения - это коллективный су обе кт, наделенный избирательными правами и действующий в избирательной кампании как персонифицированный участник выборов.

Политическое влияние основных социальных групп на осушсст вление государственной власти находит свое проявление в деятельности политических партий. Демократизм избирательного процесса в значительной мере определяется именно характером и степенью участия политических партий в выборах. Обязательным предварительным условием такого участия является государственная регистрация политической партии и ее региональных отделений. Согласно Федеральному закону «О политических партиях» 2001 г. политическая партия является единственным видом общественного объединения, которое обладает правом выдвшать кандидатов (списки кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти. Политическая партия вправе принимать участие в выборах и референдумах, официальное решение о назначении которых состоялось после предоставления политической пар- тией в уполномоченные органы документов, подтверждающих государственную регистрацию ее региональных отделений более чем в половине субъектов РФ (ст. 36).

Вместе с тем в действующей российской Конституции отсутствуют нормы, которые раскрывают роль политических партий в этом смысле, кроме, пожалуй, косвенного их упоминания в виде формулировок о «политическом многообразии» и «многопартийности». Роль партий заключается в том, что они являются основным инструментом связи между властью и гражданами, а также посредником и между институтами власти, способным в гом числе гасить конфликты между ними без слишком прямого воапечения в эти конфликты высших органов государственной власти. Усиление партий, помощь им в утверждении в собственной роли - это факторы, которые способствуют и усилению парламента, от чего в конечном счете выигрывает демократия, поскольку повышается ответственность парламентариев. В этом смысле Федеральный закон об основных гарантиях избирательнрых прав 2000 г. подчеркивает значение роли политических партий в избирательном процессе.

При проведении федеральных и региональных выборов избирательными объединениями признаются только политические партии и их региональные отделения Закон стимулирует участие политических партии в парламентских выборах. Так, регистрация кандидатов, списков кандидатов, выдвинутых политическими партиями, осуществляется без сбора подписей избирателей и внесения избирательного залога при условии, что по результатам предыдущих выборов депутатов Государственной Думы РФ федеральные списки кандидатов этих политических партий были допушены к распределению мест в палате.

В то же время число партий, реально способных участвовать в осуществлении государственной власти, не может быть слишком большим. Многообразие существующих политических партий лишь дезориентирует избирателей и дестабилизирует политическую обстановку в стране. В 2003 г. к началу избирательной кампании правом участия в выборах депутатов Государственной Думы Федеральною Собрания РФ в соответствии с законом обладали 44 политические партии, а также 20 общероссийских об шественных объединений. В 1999 г. таких объединений было 139 В 2005-2006 гг. в избирательное законодательство и Закон «О политических партиях» были внесены значительные корректировки, которые способствовали введению более строгих требований к регистрации политических партий как субъектов избирательного процесса. В соответствии с этими требованиями на конец 2006 г. было зарегистрировано только 17 партий, имеющих право участвовать в выборах депутатов Государственной Думы в 2007 г. К августу 2007 г. их число незначительно изменилось в результате объединения ряда партий. На июнь 2009 г. зарегстрировано всего семь партий.

Политические Партии признаются единственным видом общественных объеоинений, обладающим правом самостоятельно участвовать в выборах в органы государственной власти путем выдвижения кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности. Что касается иных общероссийских общественных объединении, созданных в форме общественной организации или общественного движения, устав которых предусматривает участие в выборах, то они смогут участвовать в этих выборах как субъекты выдвижения кандидатов только на выборах в органы местного самоуправления и поае соответствующей их регистрации.

Вхождение членов одной партии для участия в выборах в списке другой партии запрещено действующим законодательством1.

В тоже время в соответствии с ч. 1, 2, 3 ст. 37 Закона «О выборах депутатов Государственной Думы» каждый гражданин Российской Федерации, обладающий пассивным избирательным правом (не являющийся членом иной партии, т.е беспартийный), вправе обратиться в любое региональное отделение любой политической партии с предложением включить его в федеральный список кандидатов, выдвигаемый этой политической партией. Партия и сама, по собственной инициативе, может рассмотреть вопрос о включении тою или иного гражданина Российской Федерации, не являющегося членом данной политической партии, в выдвигаемый сю федеральный список кандидатов Причем в соответствии с ч. 6 ст. 36 Закона такие лица могут составлять около 50% в федеральном списке кандидатов политической партии.

Отсюда следует ведущая роль политической партии как коллективного субъекта, наделе,иного законом правом выдвигать кандидатов (список кандидатов), что и открывает возможность осуществлять такого рода избирательные действия гражданам Российской Федерации, обладающих пассивным избирательным правом

Список таких политических партий и список общероссийских общественных объединений составляются федеральным органом юстиции, уполномоченным принимать решение о регистрации политических партий и общественных объединений. В настоящее время перечисленные функции возложены на Федеральную регистрационную службу Министерства юстиции РФ. Эти два списка по состоянию на день официального опубликования решения о назначении выборов направляются по се запросу в Центральную избирательную комиссию РФ, а зачем в средства массовой информации для опубликования.

Функции и полномочия политических партий, являющихся избирательными объединениями, распространяющія практически на все стадии (этапы) избирательной кампании. В частности, законодательством закреплены их полномочия, связанные с назначением выборов (при определенных условиях), выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов, проведением предвыборной агитации и представлением избирателям своих предвыборных программ, участием в финансировании предвыборных расходов, наблюдением }а ходом голосования, подсчетом голосов и определением результатов выборов, обжалованием решений и действий (бездействия) любых субъектов, нарушающих избирательные права граждан и других участников выборов.

Важнейшими объектами избирательного процесса являются кандидаты на выборные должности и их представители К ним относятся доверенные лица кандидатов, наблюдатели, члены избирательных комиссий с правом совещательного голоса.

Доверенные лица назначаются кандидатом после его регистрации. Такими лицами могут быть назначены граждане РФ, обладающие активным избирательным правом. Регистрация доверенных лиц осуществляется избирательной комиссией в течение трех дней со дня поступления письменного заявления кандидата (представления избирательного объединения) о назначении доверенных лиц вместе с заявлениями самих граждан о согласии быть доверенными лицами.

Доверенными лицами кандидатов, избирательных объединений в соответствии с п. 2 ст. 43 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав граждан» не могут быть кандидаты, лица, замещающие государственные илы выборные муниципальные должности, главы местных администраций, работники аппаратов избирательных комиссий. Государственные и муниципальные служащие могут быть назначены доверенными липами при условии их освобождения от исполнения служебных обязанностей на период исполнения полномочий доверенного лица. Регистрация доверенного лица, являющегося государственным или муниципальным служащим, осуществляется при условии представления в соответствующую избирательную комиссию приказа об освобождении его от исполнения служебных обязанностей (в том числе на период отпуска).

Доверенные лица получают в избирательной комиссии удостоверения. Доверенные лица не имеют полномочий наблюдателя (п. 3 ст. 43 Закона). На период полномочий доверенных лиц работодатели обязаны предоставлять по их просьбе неоплачиваемый отпуск. Число доверенных лиц кандидата, избирательного объединения устанавливается законом в зависимости от уровня выборов. Так, кандидат на должность Президента РФ вправе назначить до 600 доверенных лиц, политическая партия, выдвинувшая федеральный список кандидатов на выборах депутатов Государственной Думы, - до 1000. Указанные лица должны быть зарегистрированы соответственно Центральной избирательной комиссией РФ

Доверенные лица участвуют в избирательной кампании кандидата илы политической партии, в том числе осуществляют агитаци- онн\\ю и иную деятельность в пользу назначивших их субъектов избирательного процесса. Они могут представлять их предвыборные платформы, выступать на предвыборных собраниях, ветре іах с избирателями, участвовать в предвыборных дебатах и т.д. Полномочия доверенных лиц прекращаются по решению кандидата, избирательного объединения либо вместе с утратой статуса назначившим их кандидатом или с утратой статуса кандидатами, включенными в список кандидатов, который выдвинут избирательным объединением, назначившим этих доверенных лиц.

Кандидаты, политические партии могут в любое время отозвать своих доверенных лиц, уведомив об этом избирательную комиссию, которая аннулирует выданное такому Лицу удостоверение. Доверенное лицо также вправе в любое время по собственной инициативе сложитъ свои полномочия.

Наблюдатели - граждане РФ, уполномоченные проводить наблюдение за ходом проведения голосования (в день голосования, в дни досрочного голосования) за подсчетом голосов избирателей и иной деятельностью избирательных комиссий. Иностранные и международные организации также могут участвовать в указанных мероприятиях через иностранных (международных) наблюдателей.

Наблюдатели и иностранные наблюдатели вправе присутствовать в различных избирательных комиссиях при установлении итогов голосования, определении результатов выборов, составлении протоколов об итогах голосования, о результатах выборов, а также при повторним подсчете голосов избирателей.

Наблюдатели вправе знакомиться со списками избирателей, находиться в помещении для голосования соответствующею избирательною участка, наблюдать за выдачей избирательных бюллетеней избирателями, присутствовать при голосовании вне помещений для голосования, знакомиться с протоколами избирательных комиссий, в которую они направлены, а также нижестоящих избирательных комиссий, обжаловать решения и действия (бездействие) избирательных комиссий в вышестоящую избирательную комиссию или в суд и др.

Закон запрещает наблюдателям выдавать избирателям избирательные бюллетени, расписываться за избирателя в получении бюллетеня (в том числе по его просьбе), заполнять за избирателя (в том числе по его просьбе), избирательные бюллетени, предпринимать действия, нарушающие тайну голосования, принимать непосредственное участие в подсчете голосов избирателей, совершать действия, препятствующие работе избирательных комиссий, проводить предвыборную агитацию среди избирателей, участвовать в принятии решений соответствующим избиркомом.

Наблюдателей вправе назначить:

Каждый зарегистрированный кандидат;

Каждое избирательное объединение, выдвинувшее зарегистрированного кандидата, список кандидатов;

Общественное объединение (в случаях, предусмотренных законом).

Не могут быть назначены наблюдателями выборные должностные лица, лица, находящиеся в их непосредственном подчинении, судьи, прокуроры.

Иностранные (международные) наблюдатели получают разрешение на въезд в Российскую Федерацию в порядке, установленном законом, и при наличии соответствующего приглашения аккредитуются ЦИК РФ. Приглашения могут быть направлены Президентом РФ Советом Федерации и Государственной Думой Федерального Собрания РФ, Правительством РФ ЦИК РФ после официального опубликования решения о назначении выборов. Предложения о направлении приглашений могут быть поданы Уполномоченным по правам человека в РФ, международными и национальными правительственными и неправительственными организациями, а также частными лицами, имеющими признанный авторитет в области защиты прав и свобод человека и гражданина.

ЦИК РФ выдаст иностранному наблюдателю удостоверение, которое дает ему право осуществлять свою деятельность в период подготовки и проведения выборов. Срок его полномочий начинается со дня его аккредитации и заканчивается в день официального опубликования общих результатов выборов. В период осущсствлс ния своей деятельности иностранный наблюдатель находится под покровительством Российской Федерации. Федеральные и региональные органы государственной власти, избирательные комиссии обязаны оказывать ему необходимое содействие.

В то же время закон запрещает иностранному наблюдателю использовать свой (Гіатус для осуществления.Деятельности, не связанной с наблюдением за ходом избирательной кампании, подготовкой и проведением выборов.

ОБСЕ устанавливает для своих наблюдателей общие правила и принципы, которым они должны следовать: иметь при себе удостоверение, выданное при аккредитации; строго соблюдать непредвзятость в исполнении своих обязанностей, не выражать предубеждения или предпочтения по отношению к властям, партиям, кандидатам, а также к вопросам, возникающим в процессе выборов, не вмешиваться в избирательный процесс и процедуры вдень выборов или подсчет голосов; не давать никаких инструкций и не предпринималъ действий, расходящихся с решениями избирательных комиссий; основывать свои заключения на документированных, действительных и поддающихся проверке фактах; воздерживаться от личных или прсждсврс- менных комментариев о своих наблюдениях при беседах с представителями СМИ или другими заинтересованными лицами; соблюдать все законы и правила страны пребывания1.

Опыт проведения избирательных кампаний подтверждает, что присутствие наблюдателей на избирательных участках в день выборов повышает уверенность граждан в справедливости выборов и способствует их активному участию в избирательной кампании Они выполняют также избирательно-технологическую функцию: следя за подсчетом голосов, обеспечивают параллельное определение общих итогов голосования или используют иные способы и методы контроля, являются источником информации, на основе которой могут быть сделаны оценки и заключения относительно подлинности официальных итогов голосования. Например, общественный контроль за выборами депутатов Государственной Думы РФ в 2003 г. осуществляли около 800 тыс. наблюдателей от кандидатов и политических партий, а также около 1200 иностранных (международных) наблюдателей. Анализ выявленных наблюдателями нарушений (наиболее распространенных, хотя и не всегда преднамеренных) позволяет совершенствовать избирательное законодательство и процесс реализации избира тельных прав граждан .

Одной из особенностей избирательной кампании является широкое участие в них средств массовой информации - прессы, телевидения и радио, как участника избирательного права и процесса. В современных условиях организация и проведение таких массовых кампаний, как выборы, без участия средств массовой информации немыслимы. Например, для освещения выборов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ четвертого созыва при ЦИК РФ получили аккредитацию более 1200 российских и иностранных журналистов.

Правовой статус и формы участия СМИ в избирательных каѵі- паниях регулируются Законом РФ «О средствах массовой информации» и Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав граждан».

Государственные и муниципальные организации, осуществляющие теле- и радиовещание, редакции государственных и муниципальных периодических печатных изданий обязаны предоставлять избирательным комиссиям бесплатное эфирное время для информирования избирателей, а также бесплатную печатную п ю- щадь дія опубликования их решений и актов, размещения иной печатной информации.

Государственные и муниципальные СМИ обязаны обеспечить зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям равные условия проведения предвыборной агитации как бесплатно, так и на платной основе.

Негосударственные СМИ вправе предоставлять зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям эфирное время, печатную площадь за плату. При этом условия оплаты должны быть едиными для всех названных участников избирательного процесса.

Избирательное законодательство регулирует общие условия доступа зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений к СМИ, а также условия проведения предвыборной агитации на телевидении и радио и череі периодические печатные издания.

Представители СМИ имеют право:

Присутствовать на заседаниях избирательных комиссий, обеспечивать гласность и открытость их деятельности,

Знакомиться с протоколами избирательных комиссий об итогах голосования или результатах выборов;

Присутствовать на публичных предвыборных мероприятиях, освещать ход их проведения;

Находиться на избирательных участках в день голосования при проведении голосования, подсчете голосов и составлении протоколов об итогах голосования.

Избирательные комиссии, их должностные лица предоставляют сведения о своей деятельности СМИ по запросам редакций, а также путем проведения пресс-конференций, рассылки информационных и справочных материалов и в других формах. СМИ. их должностные лица обязаны предоставлять избирательным комиссиям необходимые сведения и материалы, давать ответы на обращения избирателы іых ком иссий.

Федеральные и региональные государственные органы, органы местного самоуправления, их должностные лица в соответстви и с избирательным законодательством наделены значительными полномочиями по обеспечению ряда избирательных действий и процедур, а также по оказанию содействия избирательным комиссиям различного уровня в осуществ. ієни и их компетенции:

1) на них возложены обязанности по назначению выборов;

2) они обязаны участвовать в формировании соответствующих избирател ы і ых ком исс и й;

3) на них возложено осуществление регистрации (>чета) избирателей; по согласованию с избирательными комиссиями они образуют избирательные участки и публикуют их списки в СМИ;

4) они оказывают содействие избирательным комиссиям в реализации их полномочий (в частности, на безвозмездной основе предоставляют необходимые помещения, обеспечивают их охрану, предоставляют транспортлые средства, средства связи, техническое оборудование, оргтехнику и т. д.);

5) они обязаны содействовать зарегистрированным кандидатам и избирательным объединениям в организации и проведении собраний, встреч с избирателями, публичных дебатов, митингов, демонстраций, безвозмездно предоставлять дія этих целей помещения, обеспечивать безопасность при проведении массовых мероприятий.

Правоохранительные органы обязаны принимать меры по пресечению противоправной агитационной деятельности, предотвращению изготовления незаконных и подложных предвыборных печатных, аудиовизуальных и иных аі итаітионных материалов и их изъятию, устанавливать изготовителей таких материалов и источник их оплаты, а также немедленно информировать соответствующую избирательную комиссию о выявленных фактах и о принятых мерах1.

Особо необходимо остановиться на участии в избирательных правоотношениях судебных органов, которые практически выступа юі в качестве универсального гаранта избирательных прав граждан применительно к любому уровню выборов в Российской Федерации. Они вправе рассматривать любые избирательные споры с участием граждан, избирательных комиссий и других субъектов. При этом судебные органы наделены правом не только реагировать по инициативе иных участников избирательных правоотношений на нарушения законодательства о выборах, но и в прямо предусмотренных законом случаях назначать выборы по заявлениям избирателей, политических партий, органов государственной власти, органов местного самоуправления, прокурора.

Отличительной особенностью правового статуса государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, организаций, учреждений, средств массовой информации, а также их должностных лиц является то, что они вправе участвовать в избирательных правоотношениях строго в рамках предоставленных им полномочий и не могут выходить за их пределы, какими бы соображениями ни мотивировалась необходимость и целесообразность подобного рода действий.

\"См.: Пышн В.В. Избирательное и референлумное право Российской Федерации: Учеб.-практич. пособие. СПб., 2003. С. 316.

Реальное осуществление народовластия в ходе подготовки и проведения выборов обеспечивается целеустремленной и правомерной деятельностью участников, или субъектов, избирательного процесса, круг которых определяется действующим законодательством.

Действующее в Российской Федерации и ее субъектах законодательство о выборах, регулирующее выборные правоотношения, предусматривает следующий основной типовой состав участников (субъектов) избирательного процесса:

1. Нормоучредительные участники избирательного процесса - органы государственной власти федерального и регионального уровня, избирательные комиссии, наделенные правом издавать законы и иные нормативные акты и определяющие порядок подготовки и проведения выборов: например, Федеральное Собрание России, которое принимает законы о выборах в федеральные органы государственной власти, или Законодательное Собрание субъекта РФ, принимающее Избирательный кодекс.

2. Инициаторы избирательного процесса - органы и должностные лица государственной и местной власти, правомочные принимать юридические акты о назначении выборов, в которых нередко определяются даты и территория проведения голосования. Издание инициирующего избирательный процесс правового акта обязательно, поскольку при отсутствии такого акта нормы материального и процессуального избирательного права не могут быть приведены в действие, хотя в новейшем избирательном законодательстве предусматриваются процедуры, позволяющие выйти из положения, когда управомоченный орган не в состоянии принять инициирующий акт.

3. Организаторы избирательного процесса - избирательные комиссии, общественные объединения и группы граждан, органы и должностные лица государственной и местной власти, создающие надлежащие условия и обеспечивающие необходимые средства для реализации законодательства о выборах.

4. Голосующие на выборах граждане Российской Федерации - активные избиратели, реализующие право нормотворческого голоса при принятии юридически обязательных решений на собраниях (сходах) граждан и на референдумах либо право властеучредительного голоса на выборах органов государственной и местной власти, а также при отзыве выборных представителей.

5. Баллотирующиеся на выборах граждане Российской Федерации - кандидаты в депутаты представительных органов государственной и местной власти или кандидаты в народные представители других выборных органов (пассивные носители избирательного права).

6. Наблюдатели, в том числе иностранные и международные, - лица, которые в соответствии с действующим законодательством осуществляют контроль за соблюдением требований выборного законодательства на всех стадиях избирательного процесса. Российская Федерация является одной из немногих стран в мире, где иностранным (международным) наблюдателям законодательно разрешено присутствовать на выборах и референдумах, в том числе и на региональном уровне.

7. Суды, рассматривающие жалобы и споры в связи с нарушением избирательного законодательства при проведении выборов и голосования, в том числе Судебная палата по информационным спорам при Президенте Российской Федерации.

8. Органы прокуратуры, осуществляющие надзор за соблюдением законодательства о выборах в соответствии с правилами, определяющими компетенцию и порядок работы этих органов.

9. Другие участники избирательного процесса (например, политические партии, общественные объединения, группы избирателей), обладающие правом выдвижения и поддержки кандидатов; организации и учреждения, частные лица, участвующие в формировании избирательных фондов; досрочно отзываемые депутаты и другие выборные должностные лица.


Список литературы:

Конституция Российской Федерации: официальный текст. – М.: Вече, 2007. – 48 с.

Глас да глаз: корреспонденты «РГ» о правах и обязанностях наблюдателей за выборами в разных странах // Российская газета. – 2013. – 8 апреля (№ 75). – С.10

Головистикова, А.Н. Конституционное право России: учебник / А.Н.Головистикова, Л.Ю. Грудцина; под ред. Н.А.Михалевой. – М.: Эксмо, 2006. – 864 с

Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации: Учебник для вузов / отв. Ред. А.В.Иванченко. – М.: Норма, 1999. – 856 с.

Ионов, И.А. Защита избирательных прав граждан избирательными комиссиями /И.А.Ионов // Гос. власть и местное семоуправление. – 2010. - № 2. – С.11-15

Иоселиони, А.Ю. Наблюдатель как субъект избирательного процесса в Российской Федерации / А.Ю.Иоселиони // Гос. власть и местное самоуправление. – 2010. - № 6. – С. 14-17

Макарцев, А.А. К вопросу о статусе избирательных комиссий: проблема возложения полномочий / А.А.Макарцев // Гос. власть и местное самоуправление. – 2011. - № 1. – С. 26-28

Нисиевич, Ю.А. Законодательная деятельность: Политико-правовой анализ: учебное пособие для студентов вузов / Ю.А.Нисиевич, В.М.Платонов, Д.Е.Слизовский. – М.: Аспект Пресс, 2007. – 285 с.

Нудненко, Л.А. Принцип свободных выборов в реализации пассивного избирательного права в России / Л.А.Нудненко // Гос. власть и местное самоуправление. – 2013. - № 11. – С. 27-31

Парламентское право России: учебник / М.: Эксмо, 2006. – 656 с.

Шугрина, Е.С. Некоторые организационно-правовые проблемы в работе избирательнеых комиссий в Российской Федерации / Е.С.Шугрина // Гос. Власть и местное самоуправление. – 2014. - № 1. – С. 44-48.


Официальные сайты субъектов избирательного процесса