Под методологией науки конституционного права понимается. Конституционное право как отраслевая юридическая наука

К предмету науки российского конституционного права относятся:

  • 1) сущность, система, построение отрасли российского конституционного права, ее источники;
  • 2) фактические отношения, регулируемые нормами конституционного права России, в том числе в сфере местного самоуправления;
  • 3) практика реализации норм конституционного права;
  • 4) история самой науки конституционного права России, ее идеи, концепции, прогнозы.

Таким образом, наука конституционного права России это отрасль правоведения, которая изучает конституционно- правовые институты и отношения, практику реализации конституционных норм и историю идей данной отрасли знания.

Исходя из своего предмета, наука конституционного права выполняет ряд функций. К их числу относится прогностическая функция , направленная на осуществление квалифицированного анализа государственно-правовых тенденций, прогнозирования оптимальной модели властных отношений, соответствующей публичным интересам общества.

Другой важной функцией науки конституционного права, присущей и другим наукам, является познавательная функция, обеспечивающая исследование (познание) политических и конституционных институтов, что в итоге приводит к повышению уровня правовой культуры специалистов-юристов и населения в целом.

Практически-прикладная функция помогает применять конституционно-правовые знания при функционировании государственных институтов, органов местного самоуправления, политических партий, других общественных объединений. Широкое использование рекомендаций, выводов и предложений исследователей-правоведов позволяет повысить качество всей государственной деятельности, и не только правотворчества.

И наконец, следует назвать коммуникативную функцию этой науки, информационное содержание которой способствует эффективной совместной деятельности различных органов государственной власти, органов местного самоуправления, политических партий, граждан и других участников конституционных отношений, правильному пониманию их истинных целей, намерений.

Наука конституционного права России включает в себя следующие разделы:

Российская наука конституционного права основывается на данных общественных наук (политической экономии, философии и др.), которые носят методологический характер, тесно связана с отечественной историей государства и права, изучающей процесс исторического становления и развития институтов российской государственности. Она взаимодействует с наукой международного права, ибо общепризнанные принципы и нормы международного права согласно Конституции РФ включены в российскую правовую систему и имеют приоритет над внутренним законодательством.

Методы науки показывают, как, каким способом она исследует (познает) свой предмет. Любая наука имеет общефилософскую и общенаучную методологию. Наука конституционного права использует разнообразные методы познания, апробированные практикой: системный, исторический, формально-юридический, сравнительно-правовой, социологический и др.

Системный метод дает возможность обеспечить целостное и достаточно полное восприятие тех или иных явлений и процессов, проанализировать институт (проблему) в контексте разнообразных социальных отношений, как часть целого в системе права или конституционного права, выявить характер (тип) связи между ними. Он опирается на логический прием "расчлененного целого", широко использует такие понятия, как "элемент", "структура", "система", "функция", "целостность".

Исторический метод позволяет прояснить процессы возникновения и становления конституционных идей, норм, отношений, в том числе как анализируемое явление появилось, развивалось и чем является в данный период. Знание исторических фактов способствует лучшему пониманию закономерностей и тенденций развития в конституционно-правовой сфере, выяснению связей с современностью. Большое значение имеет привлечение отмененных актов, материалов обсуждений законопроектов, а также учет совокупности всех действовавших в тот период социально-исторических факторов. Историзм как принцип и метод научного познания обеспечивает связь прошлого (исторического) с настоящим (современностью).

Формально-юридический метод направлен на выявление и уяснение смысла нормативных источников, содержащих нормы права, прежде всего законов. Принципиальное значение имеет правильное понимание специальных понятий и терминов и их интерпретация, недопущение двусмысленных трактовок.

Сравнительно-правовой (компаративный ) метод на основе сопоставления конкретных норм и институтов различных стран делает возможным выявление общего и особенного в их возникновении и функционировании, показ позитивных и негативных черт (свойств). В условиях глобализации социально-экономических и политических процессов роль данного метода возрастает.

Социологический метод многообразен и связан с проведением опросов граждан, других категорий физических лиц, переписей населения, интервью, осуществлением анкетирования. В результате его применения изучаются общественное мнение, правовое сознание различных слоев (в том числе специалистов-юристов, депутатов, политиков), эффективность норм и институтов конституционного права. Этот метод исследует материал прежде всего на основе конкретного эмпирического опыта. Так, во второй половине 90-х гг. прошлого века во многом благодаря этому методу были осмыслены результаты эксперимента по введению упрощенной системы налогообложения муниципальных образований, проводившегося в Новгородской области, а также по учреждению института мировых судей в Архангельске, Владивостоке, Омске, Самаре.

Эти и иные методы могут быть использованы не только в конституционном праве, но и других отраслях правоведения и обществоведения.

Источники науки конституционного права связаны с предметом этой отрасли знания и по содержанию разнообразны. Их можно подразделить на четыре группы.

  • 1. Труды отечественных и зарубежных правоведов, а также работы политологов, социологов, философов, историков, относящиеся или связанные с предметом конституционного права. Они представлены в таких научных изданиях, как индивидуальные и коллективные монографии, журнальные статьи, альманахи (ежегодники) научных статей, ученые записки вузов, научных организаций, материалы научных и научно-практических конференций (совещаний, семинаров, симпозиумов). Особое значение имеют диссертации на соискание ученой степени кандидата и доктора юридических наук, а также авторефераты диссертаций.
  • 2. Нормативные источники, содержащие нормы конституционного права: Конституция РФ, конституции (уставы) субъектов РФ, конституционные и другие законы, акты исполнительных органов государственной власти, международные и внутригосударственные договоры, принятые и введенные в действие в установленном порядке.
  • 3. Официальные документы: послания президентов, законопроекты, проекты ведомственных актов и правоприменительных решений, стенограммы заседаний представительных (законодательных) органов государственной власти, совещаний глав государств, правительств, председателей высших (верховных) судов, ранее отмененные нормативные акты, являющиеся памятниками права (например, Конституции РСФСР 1918, 1925, 1937, 1978 гг.). Существенное значение имеют архивы государственных органов и органов местного самоуправления.
  • 4. Практика реализации норм конституционного права и деятельность институтов публичной власти, субъектов конституционного права, в том числе политических партий. Одна из важных задач исследователей как раз и состоит в критическом анализе конституционных, политических процессов, протекающих в сфере осуществления государственного строительства, публичной власти. Объективная оценка практической деятельности (в том числе результатов правореализации) позволяет выяснить позитивные и негативные стороны, прогнозировать сложные и противоречивые явления правовой и общественно-политической жизни, обобщить и осмыслить накопленный опыт, исправить ошибки, устранить недостатки.

Методология науки конституционного права охватывает понятийно-категориальный аппарат науки конституционного права. Понятия и категории конституционного права суть опорные точки научного познания, основа применения разнообразных методов исследования.

Методология науки конституционного права включает общенаучные, специальные и частнонаучные методы, которые применяются с учетом специфики предмета познания.

Каждый метод имеет собственное содержание, т. е. определенный набор принципов познания, правил, которые основываются на познанных объективных закономерностях и ориентируют исследователя на получение новых объективно-истинных знаний.

Общенаучные методы - это анализ и синтез, абстрагирование, восхождение от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному, системно-структурный и функциональный методы;специальные методы - статистические, конкретно-социологические, психологические, математические, связанные с использование данных других наук;частнонаучные методы - формально-догматический, методы толкования права, сравнительно-правовой. Все указанные методы находятся во взаимосвязи, дополняют друг друга.

Использование указанных методов зависит от общего философского подхода исследователя к предмету познания. Так, диалектико-материалистичсский подход реализуется в требованиях объективности и всесторонности познания, конкретно- исторического подходов, познания отдельного явления через выделение его противоречивых сторон.

Конституционное право РФ – отрасль российского права, регулирующая общественные отношения во всех областях жизнедеятельности общества: политической, экономической, социальной сферах и т. д., обеспечивающая реализацию конституционных норм через осуществление конституционного контроля.

Конституционное право самостоятельная отрасль системы российского законодательства. Она имеет: 1) собственный предмет правового регулирования; 2) собственные, специфические методы регулирования общественных отношений.

Система конституционного права – совокупность норм конституционного права, структура которой обусловлена системой конституционно-правовых отношений. Система конституционного права включает: 1) нормы; 2) институты.

Конституционно-правовой институт – совокупность норм конституционного права, регулирующих однородные и взаимосвязанные общественные отношения и образующих относительно самостоятельную группу. Институты конституционного права: 1) основы конституционного строя; 2) основы правового статуса человека и гражданина; 3) федеративное устройство государства; 4) система органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Помимо конституционного права как отрасли права, выделяется конституционное право России как наука. Наука конституционного права – совокупность идей, теорий и взглядов о конституционно-правовых институтах и отношениях, а также о практике применения норм конституционного права и его историческом развитии в России.

Наука конституционного права – самостоятельная наука. У нее есть собственный предмет изучения и специфические методы, благодаря чему она и выделяется в самостоятельную науку.

Предмет изучения науки конституционного права: 1) сущность, структура отрасли российского конституционного права, его источники; 2) фактические отношения, регулируемые нормами конституционного права; 3) практика реализации норм данной отрасли; 4) история самой науки конституционного права, построение прогнозов ее развития.

Методы науки конституционного права: 1) исторический; 2) сравнительно-правовой; 3) системный; 4) статистический; 5) конкретно-социологический и др.

Конституционное право РФ тесно связано с другими отраслями российского права. Оно является основой всей системы права РФ. Связь с уголовным правом РФ выражается в том, что именно Конституция РФ содержит нормы о правах человека и гражданина, принципы защиты естественных прав человека, основы гуманизации уголовного права.

Предмет науки конституционного права

Наука конституционного права - система взглядов, принципов, идей, представлений, научных знаний о конституционном праве как правовой отрасли и регулируемых его общественных отношениях.

Особенность данной науки: по сравнению с другими отраслями и правовыми науками она выступает отраслью и правоведения и государствоведения.

Предмет исследования: важнейшие стороны жизни государства и общества, основы его существования и развития, т.е. вся сфера общественных отношений. Прежде всего это вопросы принадлежности всей полноты власти народу, самоуправление наций, экономической, политической и социальной основ самоуправления, определение положения (статуса) личности в обществе, а также организации государства, системы государственных органов, институтов демократии. Таким образом, наука "конституционного права" изучает вопросы, связанные с высшими интересами общества и государства, что и обуславливает ее особое место среди других юридических наук. Многие ее категории, понятия, выводы являются основополагающими для других правовых отраслей административного, гражданского, трудового права.

Система науки конституционного права и представляет собой упорядоченную совокупность относительно самостоятельных комплексов теоретических положений, логическую связь между ними.

Изучая конституционно-правовые нормы и институты, наука конституционного права опирается на систему источников.

Источники науки конституционного права:

1. Нормативные правовые акты, в том числе и ранее действовавшие.

2. Теоретические (труды ученых, создавающие необходимые общие суждения по конституционно-правовым проблемам.

3. Результаты социологических исследований и практики, конституционно-правовой деятельности (эксперимент, практика отношений области, автономных округов).

Наука изучает также конституционно-правовые институты, динамику их становления и развития, практику функционирования. Особое внимание уделяется основам положения человека и гражданина, организации гражданского общества, механизма осуществления государственной власти. Таким образом, наука конституционного права дает анализ и оценку состояния отрасли конституционного права, выявляет общие тенденции и закономерности.

Методы изучения конституционно-правовых норм и институтов разнообразны. Среди них:

Метод формально-юридического анализа, позволяющий уяснить содержание исследуемого нормативного материала;

Сравнительно-правовой метод, являющийся важным инструментом выявления наиболее эффективных моделей конституционно-правового регулирования;



Исторический метод, позволяющий изучить конституционно-правовые институты в их историческом развитии;

Системный метод, рассматривающий структуру всей отрасли права как систему взаимосвязанных составных частей;

Статистический метод, позволяющий выявить эффективность действия конституционно-правовых норм и институтов;

Конкретно-социологические методы, с помощью которых изучается общественное мнение, проводятся эксперименты и т.д.

Изучая конституционно-правовые нормы и институты, наука КП опирается на систему источников, которыми являются: труды отечественных и зарубежных ученых; конституции и другие нормативные акты, содержащие нормы конституционного права; практика функционирования конституционно-правовых норм и институтов в различных странах.

Под источниками науки понимаются все те материалы, которые отражают процесс развития какого-либо явления, содержат данные, позволяющие познать его характер и содержание. Отсюда источниками науки конституционного права выступают все материалы, позволяющие судить о содержании, характере, основных направлениях эволюции конституционного права как отрасли, регулируемых ею общественных отношениях, тенденциях их развития.

Все источники науки конституционного права по специфике содержащихся в них сведений подразделяются на несколько видов: нормативные и теоретические, результаты социологических исследований и практики деятельности государственных органов.

Нормативные источники

Сюда относятся Конституция РФ, конституции республик, уставы других субъектов Федерации, законы, иные нормативные акты и акты исполнительных органов (в том числе указы Президента), нормативные акты бывшего Союза ССР в части, не противоречащей российскому законодательству.

Осмысляя нормативные источники, наука анализирует заложенные в них концепции, сравниваете нормами, действовавшими ранее, комментирует порядок применения существующих нормативных правил, формулирует предложения о совершенствовании конституционного законодательства.

Источниками науки конституционного права являются также конституции и законодательные акты зарубежных стран.

Судебные источники

Это прежде всего постановления и определения Конституционного Суда РФ, в которых дается анализ проблем, вытекающих из конституционных принципов суверенитета Российской Федерации, народовластия, прав человека и гражданина, обеспечения единства, разделения и взаимодействия государственной власти, защиты федеративного устройства, обеспечения реального осуществления местного самоуправления. Важное значение имеет толкование Конституции РФ Конституционным Судом.

Источниками науки являются и решения иных судов, особенно по вопросам защиты конституционных прав граждан, нормоконтроля.

Теоретические источники

Сюда относятся груды отечественных и зарубежных ученых, созданные ими концепции. Любая наука развивается на базе ранее сформулированных выводов. Они используются по двум основным направлениям:

  • критический анализ выдвигавшихся концепций;
  • применение тех из них, которые по каким-то причинам остались нереализованными, но заслуживают внимания в новых условиях.

Дело в том, что ученые различных эпох и стран объективно применяют разные концептуальные подходы; их выводы могут не только не совпадать, но даже быть противоположными. Осмысление последних — важный фактор развития науки.

Результаты социологических исследований

Как источник науки конституционного права социологические исследования имеют сравнительно недолгую историю, но получить достоверную информацию и спрогнозировать будущее без их результатов вряд ли возможно. В конституционном праве социологические исследования применяются в любых аспектах, причем их использование сближает конституционное право с социологией и политологией.

Практика деятельности государственных органов

Знания, полученные наукой конституционного нрава, нуждаются в проверке их истинности. Кроме того, сама наука развивается, опираясь на практику деятельности государственных органов в конституционной сфере, на практику реализации конституционных норм. Взаимосвязь науки конституционного права и практики двойственна: с одной стороны, практика ставит перед наукой конкретные задачи, с другой — наука способна формулировать выводы практического свойства. Отсюда опыт практической деятельности государства, его органов — важнейший источник науки конституционного права.

К источникам науки конституционного права относятся также выступления руководителей государства, депутатов, публикации конституционно-правового характера в периодической печати. Причем при проведении исследований анализируется весь комплекс источников. В противном случае можно получить односторонние результаты в ущерб объективной истине.

Методы науки конституционного права

Наука конституционного права использует определенную совокупность методов, вырабатывает специальную методологию.

Методология есть учение об основных способах познания объективной реальности и методах исследования материального мира. Me- mod — совокупность, система приемов, правил, при этом применяемых. Все методы науки подразделяются на общие и частные. Общенаучные методы одинаковы во всех отраслях права, они изучаются в курсе теории государства и права. Мы же остановимся на характеристике частнонаучных методов и подходов, наиболее часто используемых наукой конституционного права.

Исторический подход

Отрицание без тщательного изучения всего того, что имелось в прошлом, неизбежно приводит науку к ложным выводам, лишающим общество возможности нормального развития. Поэтому наука конституционного права рассматривает конституционно-правовые (государственно-правовые) нормы в их историческом развитии, выявляет преемственность в конституционном регулировании, изучает те тенденции своего развития, которые по каким-то причинам оказались проигнорированными.

Системно-структурный анализ

Практически каждый правовой институт имеет собственную структуру и является элементом более широкой структуры. Например, конституционный статус гражданина состоит из совокупности зафиксированных конституцией его прав, свобод и обязанностей, и в то же время он часть, элемент более широкого института — правового положения личности. В ходе системно- структурного анализа устанавливаются структурные элементы какого-либо объекта, своеобразие каждого из них, связи между этими элементами, придающие исследуемому феномену целостность.

Сравнительный подход

При изучении проблем государства и права важную роль играет сравнение действующих институтов или структур с предшествовавшими им, отечественного конституционного права и зарубежного. Сравнению подлежат и сами конституционно-правовые институты, и практика реализации входящих в них правовых норм, результаты их воздействия на общественные отношения.

Конституционное право как отрасль является составной частью правовой системы Российской Федерации, а потому наука изучает положение, место, занимаемое конституционным правом в правовой системе, его соотношение и взаимосвязь с другими отраслями права.

Социологический метод

Он нацелен на анализ процессов реализации конституционных норм, поведения людей, их отношения к тем или иным правовым установлениям. Применяется он также при исследовании деятельности органов государственной власти, народных депутатов, органов исполнительной власти. С помощью этого метода можно получить данные, которые в определенной степени обеспечивают выработку наиболее оптимального законодательства, корректировку деятельности государственных органов.

Статистический метод

Данный метод необходим для выявления эффективности действия конституционно-правовых норм, их влияния на общественно-политические процессы, поведение граждан и других субъектов правоотношений. Количественные показатели хотя и не всегда, но все же имеют значение при исследовании процессов реализации конституционно-правовых норм, позволяют сделать необходимые выводы.

Выяснив, что непосредственным объектом науки конституционно­го права является конституционное право как специфическая отрасль национального права, и получив пока хотя и общее, но достаточно развернутое представление об этой отрасли, мы получаем возможность четко определить предмет указанной науки. Объект и предмет науки, несомненно, тесно взаимосвязаны, но не тождественны. Если опреде­ление объекта науки позволяет ответить на вопрос, на что направлен в ней познавательный процесс, и тем самым раскрытьсодержание дан­ной науки, то определение предмета науки должно ответить на вопрос, что именно в данном объекте изучает или призвана изучать данная наука, и тем самым более глубоко охарактеризовать ее через выявлениесущности этой науки. Не случайно у разных наук может быть общий объект, но никогда не бывает одного и того же предмета. Очень часто говорят о науке зарубежного конституционного права (или о науке конституционного права зарубежных стран), о науке конституционно­го права развивающихся стран, о науке конституционного права РФ (или другой отдельной страны), о науке конституционного права стран СНГ (или о науке конституционного права зарубежных стран СНГ) и т.д. Но, по сути дела, речь здесь идет не о разных науках, а о различ­ных областях научного знания, его ответвлениях внутри одной и той же науки конституционного права. Ясно, что объекты изучения у них существенно отличаются, хотя все они исследуются с позиций одного и того же предмета единой, общей науки конституционного права.

Предмет науки конституционного права. Не подлежит сомнению, что правильное определение объекта науки конституционного права значительно приближает нас к научному определению ее предмета, но не может его заменить. Поэтому нам представляются неудачными не­редкие попытки уйти в учебной литературе от прямого, четкого и специального рассмотрения вопроса о предмете науки конституционного права, ограничиваясь лишь выяснением объекта (предмета) регулиро­вания конституционного права как отрасли права.* Обращает на себя внимание, что в этом обновленном и в целом удачном учебнике была снята специальная глава «Наука конституционного права», содержав­шаяся в предшествующем издании 1996 г., и оставлена только глава «Конституционное право как отрасль национального нрава». Не нахо­дит читатель четкого определения предмета науки конституционного права и во многих других учебниках и учебных пособиях, хотя практи­чески везде справедливо подчеркивается необходимость разграниче­ния понятий «конституционное право как отрасль права» и «конститу­ционное право как отрасль правовой науки» (см. указанные выше учеб­ники М.В. Баглая, В.Е. Чиркина, К.В. Арановского и др.).

* См, напр.: Конституционное право / Под ред. В.В. Лазарева. М., 1998. Гл. 1.

Конституционное право как отрасль национального права направ­лено на регулирование фактических (экономических, политических, социальных и духовных) общественных отношений, а наука конститу­ционного права - непосредственно на исследование конституционно­го права как отрасли права, т.е. системы конституционно-правовых норм и отношений. И лишь постольку, поскольку наука конституцион­ного права не может не изучать при этом действие этих правовых норм и отношений в реальной общественной жизни, она опосредованно, сквозь призму этих норм и отношений изучает и фактические (в смыс­ле неправовые) общественные отношения, ими регулируемые.

Но даже тогда, когда особо выделяется проблема предмета науки конституционного права, она опять-таки нередко сводится, по сущест­ву, к вопросу о предмете (объекте) регулирования конституционного права как отрасли права. Так, К.В. Арановский, говоря о науке государ­ственного права зарубежных стран, пишет, что «это отрасль знания, предметом которой является юридическое регулирование организации и деятельности государства, его отношений с лицами, общественными и религиозными движениями, территориальными образованиями и другими субъектами в связи с осуществлением политической власти. Иными словами, в предмет этой науки входит отрасль государственно­го права, государственно-правовые отношения».*

* Арановский К.В. Указ. соч. С. 6.

Во-первых, здесь допущено характерное для многих изданий не­правомерное смешение объекта и предмета науки, ибо «отрасль госу­дарственного права, государственно-правовые отношения» - это объ­ект, а не предмет науки конституционного (государственного) права. Во-вторых, правовая наука, в том числе и наука конституционного права сама по себе, непосредственно не осуществляет «юридическое регулирование организации и деятельности государства», ибо, как по­казано выше, это - задача конституционного (государственного) права как отрасли права, а не соответствующей науки. В-третьих, включать в предмет рассматриваемой науки отрасль государственного права озна­чает не видеть того, что при всей взаимосвязи этих явлений они носят разнопорядковый характер, поскольку одно относится к праву, а дру­гое - к знанию, учению о нем, которое объективируется непосредст­венно не в правовых нормах и отношениях, а в научных трудах, учеб­никах, статьях, докладах и т.д.

В другом случае предметом науки конституционного (государст­венного) права зарубежных стран признается «государственное право конкретных стран или, иными словами, национальные государственно-правовые системы, изучаемые как в аналитическом, так и в синтетичес­ком плане».* Спору нет, прежде чем браться за определение предмета науки, необходимо выяснить, каков ее объект, в данном случае «наци­ональные государственно-правовые системы». Но можно ли ограничи­ваться только этим и сводить, например, вопрос об определении пред­мета науки конституционного права лишь к разъяснению того, что такое конституционное (государственное) право как отрасль нацио­нального права, как это делается в данном и во многих других учебных изданиях. Здесь опять-таки мы имеем дело с ошибочным отождествле­нием объекта и предмета науки. А в итоге получаем хотя и верное в принципе, в конечном счете, но мало что дающее для углубленного понимания сути этой науки определение: наука конституционного права - это наука о конституционном праве как отрасли права кон­кретных стран. К этому следует добавить, что вряд ли правомерно отождествлять саму науку и ее предмет.

*Мишин А.А. Указ. соч. С. 5.

Не может удовлетворить в этом отношении и такой подход, когда под видом определения предмета науки конституционного права дает­ся простое (более или менее подробное) перечисление разделов, макротем или макропроблем этой науки. Это типично для такого рода суждений: конституционное право - это наука об основах конституционного строя, основных правах и свободах человека и гражданина, о формах государства, его избирательной системе, организации и дея­тельности органов государственной власти и местного самоуправле­ния. По сути дела, здесь речь идет о более или менее обобщенном перечислении главных элементов системы конституционного права различных стран и соответствующих основных разделов науки и учебного курса. Но перечисление структурных элементов, раскрывающее содержание объекта науки, никогда не заменяло и не могло заменить определения предмета науки, призванного схватить и отразить ее сущ­ность.

Да, наука конституционного права, несомненно, изучает указанные конституционно-правовые институты, как и многие другие конститу­ционно-правовые нормы и отношения. Но ее главный смысл и задача состоят в том, чтобы за огромным многообразием соответствующих явлений и процессов выявить глубинные свойства, связи, взаимодей­ствия, отношения, тенденции и закономерности их организации, функционирования и развития, не лежащие на поверхности общественной жизни. Поэтомупредмет науки конституционного права - это иссле­дование свойств конституционно-правовых норм, институтов и отношений, тенденций и закономерностей их организации, функциониро­вания и развития, а также путей, форм и механизмов их реализации в жизнедеятельности личности, общества и государства.

Метод науки конституционного права. Если определения объекта и предмета науки позволяют понять,что изучает данная наука, то выяснение ее метода, как известно, направлено на общее понимание того,как, каким образом, какими способами она это делает. Как и другие науки, наука конституционного права использует не один, а целый ряд методов. Поэтому в названиях как данного параграфа, так и его подраз­дела понятие «метод науки конституционного права» используется по традиции в собирательном, обобщающем смысле. Еще одно общее предварительное замечание состоит в том, что, говоря о методе науки конституционного права, необходимо всегда помнить, что, как и другие науки, она опирается в своих исследованиях на общефилософскую и общенаучную методологию, а также на методы других, в том числе и неправовых, наук (например, системный метод, метод структурно-функционального анализа, статистический метод и др.). Здесь же ак­цент будет сделан на выяснении специфичности метода конституцион­ного права, которую тоже нельзя понимать в абсолютном смысле, по­скольку этими же методами могут пользоваться в той или иной мере и другие, особенно другие правовые, науки.

Каждая наука, выделяя для себя особую область познания, выраба­тывает и свой метод исследования, которым она пользуется наряду с общефилософскими, общенаучными и иными методами. Специфич­ность метода науки конституционного права, как и метода каждой науки, определяется прежде всего особенностями ее предмета. Эта спе­цифичность может выражаться и в том, что хотя тем или иным конкрет­ным методом могут пользоваться и другие науки, тем не менее в данной науке этот метод занимает особо важное место и играет, например, определяющую роль. Применительно к науке конституционного права все это означает следующее.

Во-первых, наука конституционного права широко использует, как и другие юридические науки,метод формально-логического (или фор­мально-юридического) анализа исследуемого нормативного материала, состоящий в уяснении сути и значимости закона или иного норматив­ного акта, исходя из его собственного содержания. Этот метод иногда называют еще и формально-догматическим, поскольку он направлен на раскрытие догмы права. Ограниченность, недостаточность использова­ния лишь этого метода, необходимость привлечения и других методов не должны приводить к отказу от данного метода. Другое дело, что недопустима абсолютизация роли и значения этого метода, свойствен­ная юридическому позитивизму. Этот метод может и должен приме­няться в сочетании с другими методами исследования.

Во-вторых, очень важную роль в науке конституционного права играет широко используемый в нейсравнительный (компаративный) метод. Поскольку в целом нет всемирного конституционного права (если не считать некоторых общепризнанных принципов и норм меж­дународного права), а есть лишь национальные конституционно-пра­вовые системы отдельных стран с их специфическими особенностями и индивидуальным своеобразием, то одной из важнейших задач науки конституционного права (прежде всего ее общей части) является вы­явление общего и особенного в развитии этих систем. И достигается это в первую очередь путем сравнительного сопоставления конститу­ционно-правового строя различных стран. С помощью этого метода облегчается и объективная оценка места и роли опыта каждой страны в развитии конституционного права и науки о нем. На этой же основе наука конституционного права имеет возможность вырабатывать прак­тические рекомендации по совершенствованию конституционного за­конодательства в соответствующей стране. Недаром в народе говорят, что все познается в сравнении.

В-третьих, сравнительный метод дополняетсясравнительно-исто­рическим методом, значение которого состоит прежде всего в том, что он требует сопоставления национальных конституционно-правовых систем не только в статике, т.е. с точки зрения достигнутого на данный момент, но и в исторической динамике, с точки зрения их возникнове­ния и развития. Конечно, наука конституционного права придает первостепенное значение изучению того, что достигнуто на современ­ном этапе развития конституционализма в мире и отдельных странах. Но она, несомненно, включает в качестве очень важного компонента исследование того, какой исторический путь прошло это развитие. Именно на этой базе лучше всего выявляются общие тенденции и за­кономерности такого развития и особенности их проявления.

В-четвертых, немаловажное значение в науке конституционного права имеет иметод конкретного социально-правового исследования, особенно когда необходимо досконально, с учетом уникального свое­образия отразить конституционно-правовой опыт конкретной страны или специфические особенности какого-либо ее конституционно-пра­вового института. Наука конституционного права - это не только ее «скелет» (теоретические схемы, принципы, классификации, категории, законы и т.д.), но и «плоть» и «кровь» (конкретная характеристика конституционно-правовой системы данной страны и ее отдельных эле­ментов). Здесь особенно незаменим метод конкретного социально-пра­вового анализа, в использовании которого наука конституционного права имеет возможность достаточно широко использовать и методы эмпирического исследования социальных явлений, наиболее полно и глубоко разработанные в социологии. Особенно важно их применение при изучении реального действия конституционно-правовых норм и их эффективности.

Конституционное право как учебная дисциплина. Наука консти­туционного права и соответствующий учебный курс, как уже отмеча­лось, с одной стороны, очень близки и во многом совпадают по содер­жанию, поскольку в основе учебной дисциплины лежит данная наука; а с другой - существенно отличны друг от друга, ибо решают качест­венно различные задачи своеобразными путями и методами. Отличие состоит прежде всего в том, что учебный курс конституционного права по своему содержанию носит значительно более узкий характер, неже­ли наука конституционного права. Ни один даже самый большой по выделенному количеству часов учебный курс не в состоянии вместить в себя весь огромный объем знаний, накопленный наукой конституци­онного права за столетия. По существу, в вузах изучаются лишь более или менее широкиеосновы конституционного права. Особенно нагляд­но большое различие в объемах знания между наукой и учебной дис­циплиной проявляется в том, что наука призвана заниматься консти­туционным устройством более двухсот стран мира, а в учебном курсе (даже если в нем выделяется его особенная часть) обычно речь идет лишь о 10-15 странах, характер и уровень развития конституционного строя которых наиболее полно и рельефно способен отразить совре­менное состояние конституционализма в мире.

Поскольку главной задачей науки является изучение действитель­ности ради получения нового научного знания, то и изложение мате­риала в ней носит исследовательский характер. В учебном курсе основ­ная задача иная - помочь слушателям овладеть уже добытыми наукой знаниями и методами, средствами их получения. Поэтому и способ изложения материала здесь носит более обобщенный и рафинирован­ный характер. Даже если взять общую часть курса конституционного права, в которой рассматриваются важнейшие конституционно-право­вые институты безотносительно к той или иной конкретной стране, то нетрудно заметить, что наука конституционного права анализирует их значительно более широко, полно и глубоко по сравнению с соответст­вующей учебной дисциплиной.

В заключение рассмотрения данного вопроса попытаемся хотя бы кратко и обобщенно ответить на вопрос: почему необходимо и важно изучать курс конституционного права? Во-первых, данный курс имеет большоепознавательное значение. Он позволяет значительно расши­рить общий и профессиональный кругозор каждого его изучающего прежде всего за счет научного анализа таких важнейших вопросов жизни личности и общества, как народовластие, демократия и пути ее реализации, права и свободы человека и гражданина, гражданское об­щество, правовое государство, социальное государство, разделение властей, парламентаризм, авторитаризм, тоталитаризм, федерализм, автономия и местное самоуправление, гражданство, и многих других. Конечно, любой учебный курс, имея свою «нишу» в системе подготов­ки специалиста-юриста, расширяет кругозор слушателя, ибо несет новое для него знание. Но и при этом нельзя не видеть особой значи­мости курса конституционного права, определяемой в первую очередь значимостью объекта его изучения - конституций, конституционного права, регулирующих фундаментальные основы государственной и об­щественной жизни.

Во-вторых, изучение курса конституционного права имеет немалоепрактически-политическое значение. Известно, например, что в про­цессе разработки и принятия Конституции РФ 1993 г. очень важную роль сыграли анализ и обобщение зарубежного опыта развития консти­туционализма, особенно в передовых демократических странах, тем более что в истории самой России его почти не было. Это нашло свое прямое отражение как в структуре, так и в содержании многих разделов и статей нашей конституции. Был общепризнан и весомый вклад в разработку и принятие проекта этой конституции многих известных российских ученых-конституционалистов.

Возьмем теперь другую сторону дела. Очень часто граждане нашей страны многое теряют в своей жизни и практической деятельности только потому, что не знают или плохо знают свои права, свободы и обязанности, закрепляемые прежде всего в Конституции РФ и других конституционно-правовых актах. Изучение курса конституционного права позволяет устранить этот серьезный недостаток общественно-политической жизни, создает возможность более твердо и последова­тельно отстаивать законные права и интересы личности, бороться про­тив бюрократических и иных извращений демократии и гуманизма. Сравнительный анализ конституционно-правового устройства разных стран учит выработке правильной политико-правовой ориентации и оценке конституционных установлений как в своей, так и в других странах, что особенно важно для тех специалистов, работа которых проходит за рубежом или связана с выездами туда. Чрезвычайно важ­ное практическое значение изучение этого курса представляет для тех, кто уже занят или будет занят в сфере государственного управления и местного самоуправления, поскольку именно в нем концентрированно излагаются самые фундаментальные основы прав и свобод человека, статуса, компетенции и взаимоотношений органов государственной власти и местного самоуправления и т.д. В этом отношении курс кон­ституционного права особенно тесно связан с курсами политологии и административного права.

В-третьих, трудно переоценитьидейно-воспитательное значение изучения курса конституционного права. Оно состоит прежде всего в том, что овладение знанием этого курса направлено на серьезное по­вышение политико-правовой культуры слушателей и рост их граждан­ственности, на успешное формирование гражданского общества, пра­вового государства и демократического правосознания в нашей стране. В результате усвоения данного курса достигается лучшее понимание социальной ценности демократических политико-правовых институ­тов, что не может не сказаться положительно на повышении граждан­ской активности и инициативы, прежде всего молодежи и студентов. Особенно велик идейно-воспитательный потенциал изучения таких важнейших тем и проблем курса, как конституционно-правовой статус личности, правовые основы конституционного строя, государство и его политический режим, судебная власть и ее органы, местное управление и самоуправление и др.