Развитие и становление федеральной службы судебных приставов в дореволюционный период. История развития института судебных приставов

Введение

В период с 19.06.2012 года по 13.07.12 года я, ----------, проходил практику в Беляевском районном отделе судебных приставов УФССП России по Оренбургской области (далее РОСП).

Цель практики - применение полученных теоретических знаний в колледже, обеспечение непрерывности и последовательности овладения профессиональной деятельностью, формами и методами работы, приобретение профессиональных умений и навыков, необходимых для работы по специальности, воспитание исполнительской дисциплины и умения самостоятельно решать проблемы, возникающие в деятельности конкретной организации.

Во время прохождения практики были получены необходимые знания, документальные материалы, а так же умения и навыки, необходимые для дальнейшей успешной работы и учебы.

Совместно с руководителем практики непосредственно в РОСП был составлен дневник прохождения практики, который успешно подтвержден характеристикой с места прохождения практики. Практика включает в себя: изучение деятельности РОСП; изучение документооборота в организации; изучение нормативно-правовой базы организации; изучение профессионально-этических норм сотрудников РОСП; изучение правил внутреннего распорядка.

При написании работы были использованы методы анализа, синтеза, описательный, исторический, сравнительно-правовой, системный.

Основой работы служат Конституция РФ и другие нормативно-правовые акты РФ, научная литература, а так же интернет ресурс.

История создания службы судебных приставов

Исполнение судебных решений - это показатель уважения к государству. Ведь правосудие считается свершенным, когда выполнено решение суда. ФССП России является единственным уполномоченным органом государственной исполнительной власти, осуществляющим принудительное исполнение судебного решения. Служба обеспечивает правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

Но история долговых отношений насчитывает не одно тысячелетие. На разных этапах развития государства применялись различные методы взимания долгов и всегда были люди, которые в частном порядке или на законных основаниях боролись с должниками. Каков же портрет и полномочия тех, кто являлся предшественниками или прототипами современных судебных приставов?

Потребность в решительных действиях с целью взимания долга и предотвращения недобросовестного поведения заемщиков возникла в глубокой древности. В частности, всегда актуален был вопрос регулирования долговых обязательств по налогам и сборам. Но как таковой институт принудительного исполнения в России складывался постепенно, его совершенствование шло параллельно с развитием правовой системы и зависело от многих экономических, политических и социальных процессов Официальный сайт Федеральной службы судебных приставов. Историческая справка [Электронный ресурс] режим доступа: http://www.fssprus.ru/history/..

В Древней Руси дань являлась формой налогов, а сборщиком дани выступал сам князь. С ноября по апрель выезжал он с дружиной на полюдье - собирать дань и вершить суд в подвластных ему племенах. К поселенцам, которые отказывались или не имели возможности платить, применялись силовые методы, - волю князя приводили в исполнение верные дружинники. Поскольку не был установлен четкий размер повинности, княжеская дружина нередко встречала ожесточенное сопротивление.

После гибели князя Игоря в походе на древлян, его вдова княгиня Ольга провела налоговую реформу, - она установила «уроки» (фиксированный размер повинности) и создала новую форму получения дани - «повоз» (дань свозилась на специально устроенные «погосты» и становища).

Во времена правления Ярослава Мудрого (1019 -- 1054) общественные отношения, в т.ч. имущественные, регулировались сводом законов Русская Правда. Уже в ХI веке в Русской Правде был прописан определенный порядок взыскания долгов с несостоятельного должника. Там же упоминались посадниковые или княжеские дружинники - отроки, мечники и детские, которые выступали в роли «исполнителей», защитников интересов истца, - они собирали судебную пошлину и содействовали в получении назад заемного имущества.

В период с конца XI в.по XV в. были приняты нормативные правовые акты, закрепившие введение специальных должностных лиц, призванных обеспечивать исполнение судебных решений и содействовать судебному процессу.

Изначально под словом «пристав» не подразумевали какую-либо определенную должность, скорее, так называли исполнителя различных судебных обязанностей.

В договорных и судных грамотах Пскова и Новгорода, датированных XIII- XV вв. упоминаются приставы, которые призывались на должность князем или городским вече и обладали различными полномочиями в области судебной и следственной деятельности: вызывали ответчиков на великокняжеский суд, осуществляли досудебное исследование обстоятельств дела, собирали доказательства в пользу истца; разыскивали и принудительно приводили в суд ответчика; обеспечивали установленный порядок ведения дел в суде, следили за своевременной уплатой судебных пошлин и пр.) Официальный сайт Федеральной службы судебных приставов. Историческая справка [Электронный ресурс] режим доступа: http://www.fssprus.ru/history/..

В документах Московского государства упоминание о судебных приставах встречается в Судебниках 1497, 1550 гг. Судебники закрепляют разнообразие функций и форм деятельности приставов. Так, для розыска беглых холопов приставы могли устраивать обыски, а для получения информации о «лихих» людях - применять расспрос и пытку.

Кроме этого, Судебники вводят новый институт - «отдача за пристава»: теперь обвиняемые во время следствия и суда находятся под надзором и на ответственности того пристава, за которым они числятся. Если пристав упускает своего «подопечного», он обязан стеречь ответчика у двора «и день, и два, и три».

В XVI-XVII вв. формируется единая общерусская судебная система, проходит глобальная систематизация нормативно-правовых документов. Именно в этот период правовой статус судебных приставов получает конкретизацию, и функции приставов закрепляются законодательно.

В допетровской Руси, с начала XV по XVII вв, судебный пристав назывался недельщиком, т.к. исполнял свои обязанности неделями, «быть в неделях». Вступление недельщика в должность регистрировалось дьяком в особой книге.

В обязанности недельщиков входило оповещение сторон о вызове в суд, а также содействие в розыске обвиняемого и доставление его в суд. При этом сам недельщик осуществлял возложенные на него функции только в пределах города, если же возникала необходимость вызова в суд ответчика из уезда, недельщик посылал с приставными грамотами так называемых ездоков. При недельщике могло числиться до семи ездоков, с каждым из которых он заключал договор взаимной ответственности. В случае ущерба, нанесенного делу ездоком, все убытки возмещал недельщик. Если же сам недельщик нарушал свои обязательства, пени и взысканию пошлин подвергались те лица, которые при вступлении недельщика в должность поручились за него. Уже в XV-XVI вв. начал формироваться институт ответственности приставов за противоправные действия.

Более широкие полномочия приставы получили благодаря Соборному Уложению царя Алексея Михайловича от 1649 года. В частности, в случае сопротивления должника, приставу предоставлялось право взять себе в помощь у воеводы «стрельцов, пушкарей и защитников», - столько, сколько необходимо для ареста ответчика. Но вместе с расширением полномочий, повысилась и ответственность: за ненадлежащее исполнение обязанностей пристав подвергался дисциплинарной (увольнение со службы), уголовной (битье батогами) и материальной (возмещение убытков) ответственности.

В это время, согласно Соборному Уложению, за недоимки крестьяне и мелкий посадский люд отвечали «правежом» - их привязывали к позорному столбу и секли до тех пор, пока не «выколачивали» из них долг.

В петровскую эпоху правеж был заменен принудительными работами, также была отменена мера пресечения «отдача за пристава».

Постепенно исполнительное производство как вспомогательный институт при судах сдает свои позиции, и в XVIII веке должность судебного пристава упраздняется.

После упразднения института судебных приставов судебно-вспомогательные функции перешли в ведение полиции.

Однако такое переложение обязанностей не оправдало себя. Если, скажем, недельщикам за исправную службу по обеспечению явки в суд приглашенных лиц полагалось вознаграждение, которое взыскивалось с самих вызываемых, то у полицейских приставов не было в этом смысле никакой материальной заинтересованности. По этой причине установленный порядок ведения судебных дел постоянно нарушался, судебные разбирательства из-за несвоевременного вызова в суд участников процесса затягивались не на одно десятилетие, а исполнение решений суда откладывалось на годы.

В это же время (XVIII - XIX вв.) в Российской империи стали повсеместно появляться «долговые ямы»; действовала круговая порука; за неуплату подушной подати продавали имущество должника, применяли телесные наказания, ссылали на принудительные работы... Но недоимки росли, и с 1769 г в безнадежных случаях они стали списываться: царское правительство «складывало» долг, приурочивая это к каким-либо видным политическим событиям.

В таких условиях очевидной стала необходимость кардинального реформирования судебной системы и восстановления института судебных приставов.

В ходе судебной реформы 1864 г. институт судебных приставов был восстановлен в качестве неотъемлемого структурного подразделения суда. Правовой статус и компетенции судебного пристава были законодательно регламентированы. Теперь судебные приставы состояли при мировых судьях, окружных судах и мировых съездах, и деятельность приставов была строго подконтрольна соответствующим судебным ведомствам.

В отношении кандидатов на должность судебного пристава действовал определенный перечень требований и цензов. Иностранцы, лица, не достигшие двадцати одного года, лица, подвергшиеся судебным приговорам или состоящие под следствием, не могли занять эту должность. Также большое внимание уделялось морально-нравственными качествам кандидата: согласно Уставу, для того чтобы обеспечить интересы сторон в исполнительном производстве, судебный пристав должен быть добросовестным и обладать «благонадежной нравственностью».

Утверждение пристава в должности происходило только по истечении года успешной службы.

Если при исполнении судебных постановлений судебному приставу оказывалось сопротивление, виновные лица несли суровое наказание (лишение всех прав состояния, ссылка на каторжные работы или в Сибирь на поселение, отдача в арестантские роты и др.).

Была предусмотрена дисциплинарная, гражданская и уголовная ответственность судебного пристава в случае ненадлежащего исполнения им своих служебных обязанностей Официальный сайт Федеральной службы судебных приставов. Историческая справка [Электронный ресурс] режим доступа: http://www.fssprus.ru/history/..

Так институт судебных приставов становится ядром «исполнительного» судебного механизма, а законодательство о правовом статусе судебных приставов Российской империи признается образцовым документом в европейской законотворческой практике второй половины XIX века.

В период 1917-1991 гг. дореволюционная система исполнения судебных решений рушится. Декретом Совета Народных Комиссаров № 1 от 24 ноября 1917 года, вместе с ликвидацией прежней судебной системы, упраздняется также институт судебных приставов.

Для реализации исполнений судебных решений учреждается институт исполнительных приставов. А функции по поддержанию порядка в зале суда и принудительной доставки в суд участников возлагаются на сотрудников советской милиции.

Судебные исполнители состояли в штатах судов и в своей деятельности подчинялись непосредственно суду. Этот факт, безусловно, свидетельствует о некоторой преемственности между дореволюционной службой приставов и советской.

Возрождение службы судебных приставов началось с 1997 года, когда были приняты федеральные законы № 118-ФЗ от 21.07.1997 г. «О судебных приставах» и ФЗ № 119-ФЗ от 21.07.1997 г. «Об исполнительном производстве».

Эти законы кардинальным образом изменили систему исполнительного производства в России и явились законодательной основой для организации самостоятельного института судебных приставов.

Сегодня работа по усовершенствованию механизмов исполнительного производства продолжается, и если дальнейшая его реформа будет проходить при активном участии профессионального юридического сообщества, мы получим максимальный процент исполнения судебных решений.

Не будем забывать нашу историю. Ведь оценка исторических фактов позволяет по-новому взглянуть на современные процессы развития правовой системы в России. А опыт прошлых веков дает ясное осознание того, что с помощью меча и батогов, конечно, можно заставить ответчика вернуть долг, но основное и наиболее эффективное оружие в этой работе - закон.

Деятельность службы судебных приставов с каждым днем становиться все более влиятельной в укреплении российской государственности, реальным механизмом обеспечения правосудия, защиты прав и законных интересов личности и государства.

В Оренбургской области приказ об образовании службы и создании 44 подразделений судебных приставов подписан 15 января 1998 года. В корпус судебных приставов в основном вошли наиболее профессионально подготовленные специалисты - бывшие судебные исполнители, успешно прошедшие аттестацию на предмет знания федеральных законов Официальный сайт управления федеральной службы по Оренбургской области. Историческая справка [Электронный ресурс] режим доступа - http://www.r56.fssprus.ru/History/..

В январе 2005года прошло реформирование подразделения и теперь это самостоятельная служба. В нее входят отделы по организации исполнительного производства и организации обеспечения установленного порядка деятельности судов, группа по дознанию и розыску должников и их имущества и другие.

Полномочия службы и возлагаемые на нее задачи постоянно расширяются, но главная составляющая ее деятельности лежит в русле того завещания, которое своим потомкам оставил первый Министр юстиции Российской Империи Гаврила Романович Державин, - жить «по стезе правды и законов…».

Согласно Указу Президента Российской Федерации Дмитрия Медведева, в нашей стране с 2009 года установлен профессиональный праздник работников Федеральной службы судебных приставов - День судебного пристава. Отныне его отмечают 1 ноября.

Таким образом, федеральная служба судебных приставов прошла долгий, многоступенчатый путь становления со времен Древней Руси до настоящих времен. Далее рассмотрим деятельность службы в наше время.

В древней России исполнением занимались отроки, мечники и детские Русской Правды, приставы и подвойские судных грамот и княжеского Судебника. К XVIII веку практически единственным органом принудительного исполнения судебных решений стала общая полиция. Неудобства, связанные с таким порядком, привели к созданию особого круга лиц, занимающихся исполнением, - судебных приставов. Судебные приставы состояли при кассационных департаментах Правительствующего Сената, при судебных палатах и при окружных судах для исполнения действий, возлагаемых на них уставами уголовного и гражданского судопроизводства и Учреждением судебных установлений. Согласно ст.321 и 322 Учреждения судебных установлений к компетенции судебных приставов относились следующие полномочия: исполнение судебных решений и определений, доставка сторонам повесток и бумаг по делам, исполнение иных поручений судов, в том числе исполнение распоряжений председательствующего в судебном заседании.

Законодательство Российской империи устанавливало ряд квалификационных требований к лицам, желающим занять должность судебного пристава. Так, не могли быть судебными приставами лица, не достигшие 21 года; иностранцы; лица, объявленные несостоятельными должниками; состоящие на службе от правительства или по выборам; подвергшиеся по судебным приговорам лишению или ограничению прав состояния, а также священнослужители, лишённые духовного сана по приговорам духовного суда; лица, состоящие под следствием за преступления и проступки, влекущие за собой лишение или ограничение прав состояния, и те, кто, будучи под судом за такие преступления и проступки, не оправдан судебными приговорами; лица, исключённые из службы по суду, или из духовного ведомства за пороки, или же из среды обществ и дворянских собраний по приговорам тех сословий, к которым они принадлежат; лица, которым по суду запрещено хождение по чужим делам. Кроме того, кандидат на должность судебного пристава вначале исполнял свои обязанности в течение одного года, а затем, при условии надлежащего исполнения своих обязанностей, утверждался в должности. При этом требовалось внесение кандидатом денежного залога для обеспечения возмещения убытков, которые могли быть им причинены. Убытки, причинённые неправильными действиями судебного пристава, возмещались по судебному решению, из внесённого им денежного залога, а при его недостаточности – из прочего имущества самого судебного пристава. Судебные приставы имели право избирать из своего состава совет в составе старейшины и нескольких членов, без определения сроков их полномочий. Судебные приставы могли ходатайствовать через свои советы о разрешении образовать им товарищества с круговой порукой друг за друга. Тем самым приставы принимали на себя ответственность за все убытки, которые могли быть причинены их действиями. Вместе с тем, расширялись дисциплинарные права советов судебных приставов. Они получали возможность безапелляционно лишать приставов причитающегося на их долю вознаграждения по таксе и штрафовать на суммы от 5 до 100 рублей, увольнять их на основании жалоб, удалять по неблагонадёжности и неспособности, принимать на их место других и добавлять к штатным приставам внештатных, доводя о всякой перемене в составе приставов до сведения председателей и прокуроров судебной палаты. Исполнительныё лист выдавался судом, вынесшим решение, а затем передавался взыскателем председателю того окружного суда, в округе которого должно было состояться исполнение решения. Ответчик извещался повесткой об исполнении. Судебный пристав производил опись и арест имущества должника, после чего оно продавалось с публичных торгов. Помимо Устава Гражданского судопроизводства принудительное исполнение регулировалось рядом других правовых актов, например Положением о взысканиях гражданских. После 1917 г. функции судебного исполнения выполняли судебные исполнители, состоявшие при судах и находившиеся в двойном подчинении: назначались на должность руководителями органов юстиции субъектов Российской Федерации, организовывали их работу председатель районного суда и Министерство юстиции Российской Федерации, а контроль над их работой осуществлялся судьёй районного суда.


Порядок принудительного исполнения раскрывался в ГПК РСФСР 1923 г.

В 20-е годы, в период новой экономической политики, служба судебного исполнения работала достаточно активно в связи с оживлением гражданского оборота. Судебным исполнителем мог быть назначен гражданин, пользовавшийся избирательными правами, если он прослужил в течение одного года в какой-либо из должностей в органе советской юстиции или выдержал экзамен при губернском суде. Судебные исполнители назначались на должность или увольнялись с должности по распоряжению председателя губернского или окружного суда.

Судебные исполнители исполняли решения судов и судебные приказы по гражданским делам, исполнительные надписи нотариусов, определения судов, решения арбитражных и земельных комиссий и третейских судов, другие акты. Исполнение судебных решений и решений земельных комиссий могло быть возложено в случае отсутствия судебных исполнителей на волостные исполкомы и органы милиции.

До середины 90-х годов порядок исполнения судебных решений регламентировался Инструкцией Министерства юстиции от 24.04.1973 г. и Инструкцией об исполнительном производстве от 15.11.1985 г Исполнительное производство носило государственный характер и имело достаточно много присущих судебному процессу черт и признаков, защищало государственную, общественную и кооперативную собственность.

Экономические и политические преобразования привели к необходимости изменения системы принудительного исполнения, выявив неэффективность существовавших правовых норм, не отвечающих новым, поставленным жизнью задачам, не обеспечивающих равенство защиты всех форм собственности, не предоставляющих судебным исполнителям правомочий, достаточных для принудительного исполнения поступающих им на исполнение исполнительных документов и не позволяющих улучшить кадровый состав судебных исполнителей. Стало очевидным, что судебная реформа должна быть дополнена реформой системы принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, по которым закон допускает принудительное исполнение. Законопроекты, реформирующие принудительное исполнение и решающие задачи обеспечения установленного порядка деятельности судов, были разработаны Министерством юстиции Российской Федерации совместно с Верховным Судом РФ и Высшим Арбитражным Судом РФ. На объединённом Пленуме этих высших судов 28.02.1995 г. было принято постановление о внесении законопроектов в Государственную Думу РФ.

В 1997 г. вступили в силу ФЗ "О судебных приставах" и "Об исполнительном производстве" и была создана самостоятельная служба принудительного исполнения исполнительных документов, которая получила название Служба судебных приставов .

В соответствии с конституционным принципом разделения властней принудительное исполнение судебных актов и актов других органов является функцией не судебной, а исполнительной власти, и поэтому служба принудительного исполнения отделена от самих судов и судопроизводства и передана Министерству юстиции РФ – федеральному органу исполнительной власти. Вместе с тем судопроизводство и исполнительное производство неразрывно связано общностью выполняемой ими задачи – защиты нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов граждан и организаций, в том числе в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, которую исполнительное производство выполняет только одним способом – путем принудительного исполнения судебных актов и актов других органов.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Введение

Глава I. История образования Службы судебных приставов

1. История института судебных приставов на Руси I-XVII вв.

2. История института судебных приставов в период становления монархии (ХVIII - нач. XX вв.)

3. История института судебных приставов в советский период с 1917г. и до 1997 г.

Глава II. Служба судебных приставов на современном этапе

1. Структура ФССП. Функции и задачи ФССП

2. Полномочия судебных приставов. Требования к кандидатам на должность судебного пристава

3. Деятельность ФССП России. Проблемы в исполнении судебных актов

Заключение

Список использованных источников

Приложение

Введение

Целью настоящей курсовой работы является изучение истории образования института судебных приставов России, а также изучение структуры, порядка формирования, целей и задач Федеральной службы судебных приставов РФ, актуальности проблем в деятельности службы, анализ нормативно-правовой базы на современном этапе.

Объектом исследования является институт судебных приставов в России. Всестороннее и полное изучение объекта исследований поможет закрепить знания, полученные в результате изучения предмета «Правоохранительные органы РФ», а также использовать эти знания в дальнейшей юридической практике.

Государство, как особая организация общества, имеет собственную систему управления. Государство руководит обществом, осуществляет политическую власть. Государственная власть, государственное управление обществом осуществляются при помощи государственного механизма.

Государственный механизм - это совокупность органов, осуществляющих управление обществом, реализующих основные направления государственной деятельности. В государственный механизм входят законодательные органы, исполнительные органы, судебные и иные органы, а также силовые структуры, осуществляющие в случае необходимости меры принуждения.

Государство имеет три ветви власти: исполнительную, законодательную и судебную. Необходимость в специальном правоохранительном органе, исполняющем решения суда, бесспорна.

История Российского государства донесла до нас множество памятников права. Все они содержат упоминания о существовании института судебных приставов в той или иной форме. Рассмотрев историю России, мы увидим, что в любой из исторических периодов государство имело специальных должностных лиц, либо структуру, которая осуществляла функции по обеспечению исполнения решений судебных органов, органов власти и управления.

На современном этапе эту функцию выполняет Федеральная служба судебных приставов, которая входит в систему органов Министерства юстиции Российской Федерации. Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящейся в его ведении ФССП, а также функции по принятию нормативных правовых актов, относящихся к сфере деятельности этой службы.

Служба судебных приставов является органом принудительного исполнения, осуществляющим функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов и актов других органов власти и управления. Полномочия службы судебных приставов, порядок ее организации и деятельности определяются ФЗ от 02.10.2007

№ 229-ФЗ (ред. от 30.12.2008) «Об исполнительном производстве» (принят ГД ФС РФ 14.09.2007) и ФЗ от 21.07.1997 № 118-ФЗ (ред. от 25.12.2008), «О судебных приставах» (принят ГД ФС РФ 04.06.1997). Кроме того, в своей работе приставам необходимо руководствоваться и другими основными законами, такими как Конституция РФ, ГК РФ, ГПК РФ, УК РФ, УПК РФ, Кодексом об административных правонарушениях РФ.

Востребованность службы судебных приставов ни у кого не вызывает сомнений. Она зарекомендовала себя как достаточно действенная правоохранительная структура. На службу судебных приставов на современном этапе возложен ряд ответственных функций, а именно: своевременное полное исполнение судебных решений, обеспечение установленного порядка деятельности судов.

Глава I . История образования Службы судебных приставов

1. История института судебных приставов на Руси I - X VII вв.

Один из ранних источников права Древней Руси - Русская правда (ХIв.) - за совершенное преступление, так называемую "обиду", предусматривал различные виды наказаний, указание на штрафы (княжеские виры) содержали большинство санкций. Экономические меры воздействия в этот исторический период имели приоритетное значение. Исполнение наказаний осуществлялось княжеской дружиной.

Уже в XVI веке согласно Псковской судной грамоте (ХVв.) исполняли решения князя и его окружения подвойские приставы. Интересно описание в ст.57 ПСГ действий пристава, имевшего право совместно с истцом беспрепятственно приходить в чужое владение, искать и изымать имущество должника, а также осуществлять розыск вора, арест должника и вора, а при воспрепятствовании действиям пристава со стороны вора, должника либо его родственников последний имел право принять меры физического воздействия вплоть до лишения жизни.

Получив на руки постановление суда (позовницу), истец отправлялся к месту жительства ответчика, вызывал его к местной церкви и там читал позовницу пред народом и священником. В случае неявки ответчика в суд по первому вызову на пятый день истец и позовники (должностные лица) получали новую грамоту, дающую им право привести ответчика в суд силою, но при этом истец и позовники не имели права бить и мучить ответчика.

Следующим важнейшим источником русского права был Судебник 1497 года. Судебник являлся кодификацией древнерусского права. При изучении текста Судебника видно, что приставы играют важную роль в осуществлениидеятельности судов. В большинстве статей Деление на 68 статей условно, произведено первым исследователем текста Судебника 1497 года М. Ф. Владимирским-Будановым при публикации текста Судебника в своей “Христоматии”, изданной в 1873 году. Последующими исследователями принято использовать это деление. Судебника упоминаются действия пристава, связанные с осуществлением той или иной функции.

Ст.28 регламентирует порядок выдачи приставных грамот, т. е. грамот, выдававшихся приставу и разрешавших ему брать на поруки ответчика при вызове его в суд, производить обыски или иные действия, необходимые для расследования по делу или приведения в исполнение приговора. Вызов в суд совершали специальные люди - ездовые, доводчики и недельщики, им также посвящены статьи 29-36 Судебника. Из текста статей видно, что недельщики осуществляли функции по обеспечению деятельности суда и исполнению отдельных актов суда.

Интересен факт, что ст. 32 относит взыскание убытков и расходов, причиненных волокитой, со стороны, проигравшей дело, оставляя безнаказанным виновное в этом должностное лицо, в частности пристава.

«…А кто по кого пошлет пристава в чем, и что ему в том убытка станет в волоките, или что даст от срочные и от правые грамоты или от бессудные, и правому то все взяти на виноватомь».

Ст.44 Судебника прямо регулирует вознаграждения пристава.

Судебник 1550 года представляет новый шаг в развитии юридической техники того времени. Аналогично предыдущему Судебнику в нем уделяется основное внимание нормам, регулирующим судоустройство и судопроизводство.

В XVII в. продолжается расширение территории России, укрепление централизации государства. В этот период появляется один из крупнейших законодательных актов - Соборное Уложение 1649 года. СУ было крупнейшим законодательным актом (25 глав, 967 статей), превосходило предыдущие источники права широтой охвата действительности и в одинаковой мере представляло все отрасли права. СУ явилось кодексом долговременного действия. Как и в Судебниках 1497 и 1550 гг. существовали приставы и недельщики, в функции которых входило: по “челобитной” истца пристав доставлял в суд ответчика, преступник разыскивался, арестовывался недельщиком или приставом, и доставлялся в суд. Действия приставов и недельщиков вознаграждались за счет виновной стороны.

Слово «пристав» означало не столько название одной определенной должности, сколько выражало исполнение судебной обязанности, и преимущественно, отдачу на поруки служилым лицам. Эти лица назывались различно: отроками, мечниками в Русской Правде, позовниками, подвойскими, недельщиками в Судебниках 1497 и 1550 гг., Соборном Уложении 1649 года. Пристав упоминается в числе лиц судебного ведомства.

Таким образом, мы видим, что уже в древнерусском праве существовали приставы, выполняющие функции по обеспечению установленного порядка деятельности суда, исполнению судебных актов, актов органов власти и управления.

2. История института судебных приставов в период становления

монархии (Х VIII - нач. XX вв.)

В XVIII в. продолжало действовать Соборное Уложение 1649 г. Петр I даже специальным Указом 15 июня 1714 г. подтвердил действие Соборного Уложения: «повелел всякого чина судьям всякие дела делать и вершить все по Уложению». В ходе петровских реформ XVIIIв. было издано множество различных указов, регламентов, уставов, действовавших наравне со старым законодательством.

12 декабря 1717 года Указом Петра I была образована Юстиц-коллегия. В Юстиц-коллегию вошел Урядный приказ, который осуществлял исполнительно-распорядительные функции на основании судебных решений и актов высших органов и должностных лиц Российского государства.

В 1738 году, в период правления императрицы Анны Иоановны, приказы были преобразованы в Департаменты. В 1782 году Екатерина II отнесла исполнение функций урядников (приставов) к полиции, а в 1786 году урядники были разделены на полицейских приставов, исполнявших решение суда, и становых приставов - охранников. После учреждения министерств исполнительная полиция была отнесена к министерству полиции, а становые приставы - к Министерству юстиции.

Обязанности судебных приставов в XVIII - середине XIX века исполняли чины полиции. Совмещение в одном органе полицейских и судебно-вспомогательных функций представляло много неудобств. Замена общей полиции судебно-вспомогательным органом произошла при судебной реформе 1864 года царя Александра II: институт судебных приставов был восстановлен.

В 1864 году Указом Императора Александра II был принят Устав, в котором впервые подробно освещались правила исполнительного производства. В частности, Устав возлагал обязанности по исполнению судебных решений на судебных приставов, состоящих при окружных судах, решения мировых судебных установлений приводились в исполнение приставами, состоящими при мировых съездах. Было дано четкое определение: судебный пристав - это должностное лицо, состоявшее при уголовном и гражданском кассационных департаментах Сената, судебных палатах, окружных судах, съездах мировых судей и при мировых судьях. Была образована система приставов: частные становые, городские следственные приставы, в том числе судебные. Приставы должны были осуществлять привод, оповещение, а также взыскание денег с должников до решения суда, полномочия по исполнению судебных решений и определений, доставке сторонам повесток и бумаг по делам, исполнение иных поручений судов, исполнение распоряжений председательствующего в судебном заседании, а также несению некоторых других обязанностей по обеспечению нужд судов.

Подбор кандидатов на должность судебного пристава осуществлялся преимущественно из числа канцелярских служителей различных ведомств. Назначение на должность осуществлялось председателем соответствующего суда. Судебные приставы состояли на государственной службе, имели классные чины (обычно восьмого - десятого класса). Кроме того, судебный пристав приносил присягу. При поступлении на службу судебный пристав получал знак должности, печать судебного пристава, три прошнурованные книги: учета входящей корреспонденции, учета исходящей корреспонденции и денежная приходно-расходная книга. В течение первого года службы для судебного пристава шел испытательный срок, и пристав именовался «исполняющим должность». По истечении испытательного срока судебный пристав утверждался в должности.

Таким образом, к началу ХХ века в России сложился институт судебных приставов. Судебные приставы были наделены функциями принудительного исполнения государственного волеизъявления для зашиты истца и его интересов, как в гражданских, так и в уголовных правоотношениях.

3. История института судебных приставов в советский период с

1917 г. и до 19 97 г.

24 ноября 1917 года в результате Великой Октябрьской Социалистической Революции был принят декрет о суде, в котором говорилось: «…Упразднить доныне существующiя общiя судебныя установленiя, как-то: окружные суды, судебныя палаты и правительствующiй сенатъ со всеми департаментами, военные и морскiе суды всехъ наименованiй, а также коммерческiе суды, заменяя все эти установленiя судами, образуемыми на основанiи демократическихъ выборовъ…».

Институт судебных приставов был упразднен.

Первоначально порядок в судебных органах обеспечивался Красной гвардией, а впоследствии местной милицией. На милицию возлагались функции вручения судебных повесток, исполнения судебных приговоров. Различного рода денежные взыскания и исполнение решений по гражданским делам исполнялись судебными исполнителями судов.

Судебные исполнители исполняли решения судов и судебные приказы по гражданским делам, исполнительные надписи нотариусов, определения судов, решения арбитражных и земельных комиссий и третейских судов, другие акты. Исполнение судебных решений и решений земельных комиссий могло быть возложено, в случае отсутствия судебных исполнителей, на волостные исполкомы и органы милиции, финансовых и налоговых инспекторов, различных агентов и т.д.

Так, например, по Декрету ВЦИК, СНК РСФСР от 11.07.1923 «Инструкция о порядке привлечения к ответственности за нарушение Декрета об едином сельскохозяйственном налоге и о порядке возбуждения, направления и рассмотрения дел об этих нарушениях» по выявлении факта неуплаты налога, данное дело передается в суд. После вынесения судебного решения о взыскании недоимки по налогам, финансовый или налоговый инспектор описывает имущество должника, организует торги, и после реализации имущества передает средства в кассу волостного исполнительного комитета с последующим уведомлением финансового или продовольственного органа о результатах торгов.

Деятельность по исполнению судебных решений регулировалась в советский период различными нормативными актами, в которые периодически вносились изменения:

Гражданский процессуальный кодекс РСФСР от 10.07.1923;

Гражданский процессуальный кодекс РСФСР от 11.06.1964;

Закон СССР «Об утверждении Основ законодательства о судоустройстве Союза ССР, Союзных и автономных республик» от 25.12.1958;

Основы гражданского судопроизводства Союза ССР и союзных республик от 08.12.1961;

Закон РСФСР «О судоустройстве РСФСР» от 08.07.81;

Инструкция об исполнительном производстве, утвержденная приказом Минюста СССР от 15.11.85;

Постановления Пленумов Верховного суда СССР и т. д.

В 1923 году ГПК РСФСР восстанавливает институт судебных приставов. Так, часть 5 ГПК РСФСР от 10.07.1923, состоящая из 7 глав (62 статьи), полностью посвящена исполнению судебных решений приставами, содержит в себе перечень судебных актов, подлежащих исполнению, порядок возбуждения исполнительного производства, принудительного исполнения, порядок обращения взыскания на имущество и заработную плату должника, порядок взыскания с государственных учреждений и предприятий, порядок организации реализации имущества.

В соответствии со ст.255 ГПК РСФСР от 10.07.1923 исполнению в порядке, определенном статьями Кодекса, подлежат:

а) решения судов по гражданским делам;

б) судебные приказы по гражданским делам;

в) определения судов по делам особых производств и об обеспечении исков;

г) определения судов по гражданским делам о наложении штрафов;

д) постановления судов, вынесенные в силу ст. ст. 121а и 459 УПК;

е) решения Арбитражных и Земельных Комиссий в порядке, предусмотренном положениями о них, и Третейских Судов.

Судебным исполнителем мог быть назначен гражданин, пользовавшийся избирательными правами, если он прослужил в течение одного года в какой-либо из должностей в органе советской юстиции или выдержал экзамен при губернском суде. Судебные исполнители назначались на должность или увольнялись с должности по распоряжению председателя губернского или окружного суда. В соответствии со ст. 270 ГПК РСФСР от 10.07.1923 контроль над действиями судебного исполнителя возложен на народного судью, в районе которого производится исполнение.

Гражданский процессуальный кодекс РСФСР от 11.06.1964, действовавший до 2003 года, содержит в себе 95 статей, регламентирующих исполнительное производство. Ст. 338 ГПК РСФСР от 11.06.1964 существенно расширен перечень актов, подлежащих исполнению:

1) решения, определения и постановления судов по гражданским делам;

2) приговоры, определения и постановления судов по уголовным делам в части имущественных взысканий;

3) постановления судьи или суда и общественные приговоры в части имущественных взысканий за совершение административных проступков;

4) мировые соглашения, утвержденные судом;

5) исполнительные надписи нотариальных органов;

6) решения органов арбитража в предусмотренных законом случаях;

7) решения Морской и Внешнеторговой арбитражных комиссий при Всесоюзной Торговой Палате и арбитражей, специально образуемых для рассмотрения отдельных дел;

8) не оплаченные в срок платежные требования, акцептованные плательщиком;

9) решения товарищеских судов об имущественных взысканиях;

10) решения третейских судов;

11) решения комиссий по трудовым спорам;

12) постановления фабричных, заводских, местных комитетов профессиональных союзов по трудовым спорам и по спорам о возмещении вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, а также смертью кормильца;

13) постановления комиссий по делам несовершеннолетних о денежных взысканиях в установленных законом случаях;

14) постановления административных органов или должностных лиц, которым законом предоставлено право производить взыскания с граждан в бесспорном порядке;

15) решения исполнительных комитетов районных, городских Советов депутатов трудящихся о принудительной продаже второго дома, принадлежащего гражданину на праве личной собственности;

16) решения исполнительных комитетов сельских, поселковых и городских Советов депутатов трудящихся о взыскании с государственных учреждений, предприятий, колхозов и иных кооперативных и общественных организаций ущерба за потравы посевов и повреждение насаждений;

17) решения иностранных судов в предусмотренных законом случаях.

Раздел V Кодекса «Исполнительное производство» подробно и полно регламентирует действия судебного пристава, порядок возбуждения исполнительного производства, устанавливает процессуальные сроки, а также содержит порядок обжалования действий судебного пристава. Кроме того, Кодекс содержит приложение - перечень видов имущества граждан, на которое не может быть обращено взыскание по исполнительным документам. В соответствии со ст.ст. 348, 349 исполнение постановлений судов и других органов, перечисленных в статье 338 настоящего Кодекса, производится судебными исполнителями, состоящими при районных (городских) народных судах, контроль за правильным и своевременным исполнением решений суда осуществляется судьей.

Расширение перечня судебных актов и актов органов власти и управления, подлежащих исполнению судебными приставами, свидетельствует о том, что государство нуждалось в единой централизованной структуре - Службе судебных приставов. Однако достаточного контроля над судебными исполнителями из-за загруженности судей не осуществлялось. Большое количество исполнительных документов по решениям судов, невозможность осуществления розыска должников и их имущества, отсутствие должной профессиональной квалификации, опасность и сложность принудительного исполнения судебных решений, а также актов иных органов привели, по существу, к формальному выполнению должностных обязанностей судебными исполнителями.

Политические и экономические преобразования выявили неэффективность существовавших правовых норм. Стало очевидным, что назрела судебная реформа, которая не могла быть осуществлена без реформы системы принудительного исполнения судебных актов и актов других органов власти и управления.

В соответствии с конституционным принципом разделения властей принудительное исполнение судебных актов и актов органов власти является функцией не судебной, а исполнительной власти, и поэтому служба принудительного исполнения была отделена от самих судов и судопроизводства, и в соответствии с ФЗ от 21.07.1997 № 118-ФЗ

«О судебных приставах» передана Министерству юстиции РФ - федеральному органу исполнительной власти.

Вместе с тем, судопроизводство и исполнительное производство неразрывно связаны общностью выполняемой ими задачи - защиты нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов граждан и организаций.

Таким образом, система исполнительного производства СССР и России в этот период окончательно сложилась, и действовала до 1997 года.

Глава II . Служб а судебных приставов на современном этапе

1. Структура ФССП. Функции и задачи ФССП

В соответствии с ФЗ от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах» определены общие условия и порядок формирования службы судебных приставов. В соответствии с Указом Президента РФ от 13.10.2004 № 1316 «Вопросы Федеральной службы судебных приставов», Департамент судебных приставов в структуре Минюста России был упразднен, и создана Федеральная служба судебных приставов (ФССП России).

Структура ФССП России отражена на схеме Схема с официального сайта ФССП http://www.fssprus.ru/ в приложении к курсовой работе. ФССП возглавляет Главный судебный пристав РФ (директор). Руководитель федерального органа исполнительной власти по обеспечению установленного порядка деятельности судов и исполнению судебных актов и актов других органов (главный судебный пристав Российской Федерации) назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации Статья 6 ФЗ от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах».

Основными функциями и задачами ФССП являются:

Обеспечение установленного порядка деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов;

Организация принудительного исполнения судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также актов других органов, предусмотренных Законодательством РФ об исполнительном производстве.

Территориальным органом ФССП России в субъекте РФ осуществляет руководство Главный судебный пристав субъекта Российской Федерации. Старший судебный пристав руководит структурным подразделением территориального органа ФССП России.

2. Полномочия судебных приставов. Требования к кандидатам на

должность судебного пристава

В зависимости от исполняемых обязанностей судебные приставы подразделяются на судебных приставов, обеспечивающих установленный порядок деятельности судов, и судебных приставов - исполнителей, исполняющих судебные акты и акты других органов. Полномочия и требования, предусмотренные настоящим ФЗ «О судебных приставах», в равной мере распространяются на судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов и судебных приставов - исполнителей. Статья 4 ФЗ от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах»

Судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов Статья 11 ФЗ от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах»:

Обеспечивает в судах безопасность судей, заседателей, участников судебного процесса и свидетелей;

Выполняет распоряжения председателя суда, а также судьи или председательствующего в судебном заседании, связанные с соблюдением порядка в суде;

Исполняет решения суда и судьи о применении к подсудимому и другим гражданам предусмотренных законом мер процессуального принуждения;

Обеспечивает охрану зданий судов, совещательных комнат и судебных помещений в рабочее время;

Проверяет подготовку судебных помещений к заседанию, обеспечивает по поручению судьи доставку к месту проведения судебного процесса уголовного дела и вещественных доказательств и их сохранность;

Поддерживает общественный порядок в судебных помещениях;

взаимодействует с военнослужащими воинской части (подразделения) по конвоированию лиц, содержащихся под стражей, по вопросам их охраны и безопасности;

Предупреждает и пресекает преступления и правонарушения, выявляет нарушителей, а в случае необходимости задерживает их с последующей передачей органам милиции;

Осуществляет привод лиц, уклоняющихся от явки в суд или к судебному приставу - исполнителю;

Участвует по указанию старшего судебного пристава в совершении исполнительных действий;

Проходит специальную подготовку, а также периодическую проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

Судебный пристав - исполнитель имеет право Статья 12 ФЗ от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах»:

Получать при совершении исполнительных действий необходимую информацию, объяснения и справки;

Проводить у работодателей проверку исполнения исполнительных документов на работающих у них должников и ведения финансовой документации по исполнению указанных документов;

Давать гражданам и организациям, участвующим в исполнительном производстве, поручения по вопросам совершения конкретных исполнительных действий;

Входить в помещения и хранилища, занимаемые должниками или принадлежащие им, производить осмотры указанных помещений и хранилищ, при необходимости вскрывать их, а также на основании определения соответствующего суда совершать указанные действия в отношении помещений и хранилищ, занимаемых другими лицами или принадлежащих им;

Арестовывать, изымать, передавать на хранение и реализовывать арестованное имущество, за исключением имущества, изъятого из оборота в соответствии с законом;

Налагать арест на денежные средства и иные ценности должника, находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, в размере, указанном в исполнительном документе;

Использовать нежилые помещения при согласии собственника для временного хранения изъятого имущества, возлагать на соответствующих лиц обязанность по его хранению, использовать транспорт взыскателя или должника для перевозки имущества с отнесением расходов за счет должника;

В случае неясности требований, содержащихся в исполнительном документе, на основании которого совершаются исполнительные действия, просить суд или другой орган, выдавший исполнительный документ, о разъяснении порядка его исполнения;

Объявлять розыск должника, его имущества или розыск ребенка;

вызывать граждан и должностных лиц по исполнительным документам, находящимся в производстве;

Совершать иные действия, предусмотренные федеральным законом об исполнительном производстве.

Требования, предъявляемые к лицу, назначаемому на должность судебного пристава Статья 3 ФЗ от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах»:

1. Судебным приставом может быть гражданин РФ, достигший 20-го возраста, имеющий среднее (полное) общее или среднее профессиональное образование (для старшего судебного пристава - высшее юридическое образование), способный по своим деловым и личным качествам, а также по состоянию здоровья исполнять возложенные на него обязанности.

2. Судебный пристав является должностным лицом, состоящим на государственной службе. При вступлении в должность судебный пристав приносит присягу.

3. На должность судебного пристава не может быть назначен гражданин, имеющий судимость.

К специальным требованиям относятся деловые и личные качества, состояние здоровья.

Кроме того, судебные приставы при исполнении служебных обязанностей носят форменную одежду, имеют знаки различия. Им присваиваются классные чины работников органов юстиции.

3. Деятельность ФССП России. Пробл емы в исполнении судебных

актов

В своей деятельности судебные приставы-исполнители руководствуются ФЗ от 02.10.2007 № 229-ФЗ (ред. от 30.12.2008) «Об исполнительном производстве». Настоящий Федеральный закон определяет условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на физических лиц, юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий.

Необходимо отметить, что служба судебных приставов находится в стадии развития, деятельность её постоянно совершенствуется. В настоящее время подразделения службы судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов с указанными задачами успешно справляются.

Основная задача судебного пристава-исполнителя состоит в своевременном, полном и правильном исполнении судебных актов и актов других органов. Целью исполнения является наиболее полное удовлетворение интересов взыскателя, основанных на исполнительном документе, при условии соблюдения прав и законных интересов граждан и организаций. Именно от добросовестного, правильного, юридически грамотного и своевременного действия пристава-исполнителя зависит защита прав и законных интересов взыскателя.

Не секрет, что зачастую приставы-исполнители выполняют свои обязанности неграмотно, не в полном объеме. Исполнительное производство может несколько лет находиться в ССП без какого-либо движения. Взыскатель, как правило, гражданин, из-за своей правовой безграмотности не в силах повлиять на сложившуюся тенденцию.

«Важнейшая и, к сожалению, нетленная тема - исполнение судебных актов. Об этой проблеме мы давно и весьма откровенно говорим, принимаем и достаточно серьёзные решения, в частности новый закон об исполнительном производстве принят совсем недавно - год назад. Федеральный закон о судебных приставах, который уже насчитывает 10 лет своей работы, обновляется тоже постоянно. Последние изменения были внесены в июле этого года, но качество этой работы нас всё равно не устраивает. Ведь, несмотря на то, что служба судебных приставов наделена и полномочиями, и ресурсами, радикальных изменений к лучшему пока нет, и, согласно статистике, к сожалению, не исполняется каждое второе решение, причём как судов общих, так и арбитражных. Думаю, на вашем съезде можно было бы обсудить этот очень сложный вопрос и сформулировать вполне конкретные предложения по улучшению исполнительного производства», - из выступления Президента РФ Д.А. Медведева на Всероссийском съезде судей 02 декабря 2008 года.

На мой взгляд, причинами такого положения являются:

Отсутствие в ССП отдела дознания;

Отсутствие в ССП отдела розыска должников и их имущества;

Набор на службу в ССП в качестве приставов-исполнителей, граждан, не имеющих высшего юридического образования;

Огромная загруженность приставов-исполнителей;

Правовая неграмотность взыскателей.

Приставы-исполнители не имеют возможности заниматься розыском должников и их имущества, эти функции возложены на сотрудников органов внутренних дел и милиции. Однако последние, в настоящее время, в основном работают по уголовным делам, и розыском лиц по гражданским делам занимаются неохотно. Поэтому необходимо создать соответствующее подразделение в структуре ССП, наделенное необходимыми полномочиями.

Логическим заключением защиты прав и законных интересов взыскателя должно быть исполнение судебного акта или акта другого органа. Однако отсутствие материальной заинтересованности (низкий уровень заработной платы, отсутствие льгот) не привлекает на работу в ССП специалистов с высшим юридическим образованием. Зачастую пристав-исполнитель наблюдает мнимые сделки между лицами с целью ухода от своих обязательств, а это требует обращения в суд в защиту прав и законных интересов взыскателя, и последующего ведения дела, что, к сожалению, бывает крайне редко. Естественно, что многие исполнительные производства могли бы быть разрешены при наличии времени и грамотного специалиста.

В силу загруженности приставы-исполнители не уделяют должного внимания и оформлению производства, что также нередко приводит к волоките, отсутствию движения, и окончанию исполнительного производства в связи с невозможностью взыскания.

З аключение

К 2009 году ФССП России - это динамично развивающаяся структура, действующая в интересах защиты прав взыскателей в виде обеспечения принудительного исполнения судебных актов и актов органов власти и управления, а также структура, действующая в интересах защиты правопорядка в виде обеспечения деятельности судов.

Принудительное исполнение, на мой взгляд, представляет собой совершенно особую отрасль права, которую необходимо оформить отдельным документом - нормативно-правовым актом.

Поэтому развитие службы судебных приставов Российской Федерации в современных условиях является одной из важнейших задач, напрямую влияющей на ход и темпы проведения в нашей стране судебной реформы, совершенствование законодательства, развитие российской экономики.

Несмотря на все достижения, которые имели место с принятием Федеральных законов «О судебных приставах» и «Об исполнительном производстве», осталось еще много вопросов, касающихся этапов дальнейшего развития ФССП России, совершенствование её структуры, повышение профессионального уровня всех работников и совершенствование нормативно-правовой базы принудительного исполнения.

Список использованных источников

1. Федеральный закон «Об исполнительном производстве» /ФЗ от 02.10.2007 № 229-ФЗ (ред. от 30.12.2008) //принят ГД ФС РФ 14.09.2007// Справочная система «КонсультантПлюс»;

2. Федеральный закон «О судебных приставах» /ФЗ от 21.07.1997 № 118-ФЗ (ред. от 25.12.2008) //принят ГД ФС РФ 04.06.1997// Справочная система «КонсультантПлюс»;

3. Гражданский процессуальный кодекс РСФСР от 10.07.1923// Справочная система «КонсультантПлюс»;

4. Гражданский процессуальный кодекс РСФСР от 11.06.1964// Справочная система «КонсультантПлюс»;

5. Указ Президента РФ от 13.10.2004 № 1316 «Вопросы Федеральной службы судебных приставов»// Справочная система «КонсультантПлюс»;

6. Российское законодательство X-XX веков:Т. 1. Законодательство Древней Руси// М.: Юрид. лит., 1984;

7. Издание “Судебники XV -- XVI вв.”// М., 1952, с.117--131;

8.Хрестоматия по истории отечественного государства и права: учеб. пособие для вузов/ под ред. О.И. Чистякова;

9. О.И. Чистяков История отечественного государства и права/ под.ред. Чистякова О.И.// учебник для вузов// М., 2006 год;

10. С.А. Чибиряев История государства и права России/ под ред. Чибиряева С.А.// учебник для вузов;

11. http://www.fssprus.ru/

Приложение 1

Подобные документы

    Место Федеральной службы судебных приставов в системе права Российской Федерации. Полномочия судебных приставов, правовой статус и направления деятельности службы. Организация документооборота в отделе судебных приставов. Виды исполнительных документов.

    отчет по практике , добавлен 30.04.2014

    Теоретические и правовые основы института судебных приставов в России. Основные принципы и функции управления деятельностью службы судебных приставов, ее организационно-правовые приоритеты. Проблемы в службе судебных приставов и пути их разрешения.

    дипломная работа , добавлен 13.03.2011

    Функции, задачи и полномочия Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации. Анализ основных показателей, статистических и информационных материалов, характеризующих результаты деятельности судебных приставов и их структурных подразделений.

    отчет по практике , добавлен 04.04.2015

    Основные задачи Федеральной службы судебных приставов. Организация документооборота в отделе судебных приставов. Характеристика главных потоков документации. Принципы регистрации документов. Некоторые виды деятельности судебных приставов-исполнителей.

    отчет по практике , добавлен 12.05.2015

    История развития Службы судебных приставов. Организация деятельности Федеральной Службы судебных приставов Министерства юстиции РФ, территориальных органов и отделов исполнительной власти. Права, обязанности и ответственность судебного пристава.

    курсовая работа , добавлен 23.02.2008

    История службы судебных приставов. Исполнение судебных решений. Исполнение законодательства об уголовном судопроизводстве. Осуществление принудительного исполнения судебных решений. Инструкция по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов.

    отчет по практике , добавлен 01.10.2012

    Служба судебных приставов - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов. Основные задачи службы. Права и обязанности судебных приставов. Особенности работы с документами.

    реферат , добавлен 06.08.2014

    История возникновения, задачи и функции Федеральной службы судебных приставов. Виды исполнительных документов. Полномочия судебного пристава-исполнителя по обеспечению установленного порядка деятельности судов. Административный регламент деятельности.

    дипломная работа , добавлен 28.04.2011

    Характеристика организации деятельности отдела судебных приставов в Севском районном отделе Управления Федеральной службы судебных приставов по Брянской области. Права и обязанности судебных приставов. Порядок возбуждения исполнительного производства.

    отчет по практике , добавлен 03.03.2010

    Прохождение ознакомительной практики в Управлении федеральной службы судебных приставов по Магаданской области. Ознакомление с нормативно-правовыми актами, регулирующими деятельность судебных приставов и устанавливающими внутренний служебный распорядок.

Служба судебных приставов

1.1 История возникновения службы приставов в России

Федеральная служба судебных приставов в современном ее состоянии обладает длительным эволюционным периодом. Зарождение института судебных приставов, в современном понимании, произошло при возникновении первого русского государства - Киевской Руси, а известное нам законодательное закрепление их прав и обязанностей нашло свое отражение в «Русской Правде». По ранним литературным источникам на Руси исполнением судебных решений занимались отроки, мечники Русской правды, а также приставы и подвойские судных грамот и княжеского Судебника.

В Судебнике 1497 г. неоднократно упоминаются особые судебные исполнители - «недельщики». В нем были изложены их права и обязанности. Недельщик - должностное лицо, в обязанности которого входили вызов в суд сторон, арест и пытка обвиняемых, передача в суд дел о воровстве, организация судебного поединка и исполнение решения суда. Наименование свое недельщики получили потому, что они исполняли свои обязанности по неделям, чередуя службу с отдыхом. Недельщики могли назначаться судом по просьбе истца для помощи ему в отыскании ответчика и обеспечения его явки в суд.

В целом, в исторической литературе отмечается, что в Судебнике 1497 г. институт приставов продолжает носить еще частный характер. Это проявляется в том, что приставы ездили за ответчиками и на поруки отдавали их сами либо посылали своих племянников или зависимых людей, но отправлять посторонних людей им запрещалось.

В XVI-XVII веках начинает формироваться единая общерусская судебная система, проходит глобальная систематизация нормативных правовых документов. Именно в этот период правовой статус судебных приставов получает конкретизацию, законодательно закрепляются его функции. В первую очередь это произошло благодаря принятию Соборного уложения 1649 года, в котором Х-ХV главы включали в себя статьи, посвященные судоустройству и судопроизводству.

В соответствии с вышеуказанным памятником права приставом признавалось должностное лицо приказа с различными полномочиями судебного и административного характера. А именно: он доставлял повестки о вызове в суд, осуществлял розыск и привод ответчика, участвовал в выемке вещественных доказательств у обвиняемых, сторожил преступников, с которых взыскивались убытки, причиненные противоправным поведением, в случае же их бегства нес дисциплинарную, уголовную и материальную ответственность, исполнял решение суда, урегулировал конфликты военных с гражданским населением.

Судебники 1497 и 1550 гг., а также Уложение 1649 г. начинают разделять три способа исполнения судебных решений:

взыскание с имущества должника;

отдача головою.

Последний способ применялся только в тех случаях, когда в течение одного месяца правеж не давал желаемых результатов, а должник не имел ни имущества, ни поручителей по оплате долга.

Новый этап в развитии системы исполнения решения судов связан, в первую очередь, с петровскими преобразованиями, развитием государственной власти в рамках общеевропейской традиции и первой попыткой отделить судебные органы от государственной администрации. Так, Указом от 24 мая 1700 г. «О посылке солдат дворцового караула для сыска и представления в Судный приказ ответчиков и для взыскания с них пошлинных денег и истцовых исков» прекращено направление подьячих и приставов из Судного приказа. Для данных целей Преображенскому приказу отдавалось распоряжение направлять солдат по мере надобности.

Таким образом, постепенно служебные функции судебных приставов переходят к другим категориям государственных служащих, в том числе к военнослужащим. Соответственно в конце XVII - начале XVIII веков судебные приставы перестают существовать как вспомогательный институт судебной и административной власти в России. Их полномочия передаются мелким судебным чинам, полицейским и другим государственным служащим.

В ходе государственной реформы 1864 г. был фактически закреплен институт судебных приставов, существовавший к тому времени уже во многих европейских странах. В связи с этим были приняты новые нормативные акты: Учреждения судебных установлений; Устав гражданского судопроизводства; Устав о наказаниях, налагаемых мировым судьей; Правила об устройстве судебной части и производстве судебных дел в местностях, в которых введено положение о земских участковых начальниках. В основу разграничения компетенции были положены признаки родовой подсудности: созданы должности судебных приставов окружных судов и судебных палат, а также приставы, исполнявшие решения мировых установлений; решения коммерческих судов исполнялись присяжными приставами и общей полицией.

В результате судебной реформы 1864 г., основываясь на Уставе гражданского судопроизводства, были пересмотрены старые способы исполнения решений. К мерам принудительного исполнения стали относить: передачу имущества натурой лицу, которому оно было присуждено; производство за счет ответчика тех действий или работ, которые должны быть совершены в назначенный судом срок; обращение взыскания на имущество должника (движимое и недвижимое).

В рамках осуществления своей деятельности судебные приставы всецело находились под контролем суда, при котором они состояли. Судебный пристав докладывал председателю суда об избранном взыскателем способе исполнения. Кроме того, судебный пристав обязан был вести особый журнал, куда он записывал все свои действия по исполнению решений (ст. 950 Устава гражданского судопроизводства).

Советскому этапу развития законодательства была присуща известная специфика, являющаяся частью социально-политического курса страны в целом. Принятый 7 июля 1923 г. первый Гражданский процессуальный кодекс РСФСР, вступивший в силу с 1 сентября того же года, содержал специальный раздел 5, где находились нормы, регулирующие исполнение судебных решений, которое было предоставлено сторонам. И только в случае отказа от добровольного исполнения взыскатель мог просить суд, вынесший решение, о принудительном исполнении последнего и о выдаче исполнительного листа. Основной целью стало быстрое, удобное и дешевое исполнение требований кредитора при сохранении должника как хозяйственной и рабочей силы. После Октябрьской революции функции судебного исполнения выполняли судебные исполнители, состоявшие при судах. Стоит заметить, что такое положение дел сохранялось вплоть до реформы 1997 года. Полиция, приставы как органы исполнения прекратили свое существование, а судебные исполнители назначались на должность и увольнялись распоряжением председателя губернского или окружного суда.

Кроме судебных исполнителей особым циркуляром Народного комиссариата юстиции и Народного комиссариата внутренних дел от 12 февраля 1925 г. No48/75 допускалось исполнение судебных решений органами милиции и волостных исполкомов (как правило, начальниками рабоче-крестьянской милиции районов или председателями волисполкомов), которые действовали по тем же правилам, что и судебные исполнители.

После принятия Конституции СССР 1936 г. многие отрасли российского права подверглись реформированию, целью которого было показать успехи социалистического государства и победу социализма в нашей стране. Нормативным актом, являвшимся основой для развития судебных приставов конца 30-х годов XX века, была Инструкция о порядке исполнения судебных решений, утвержденная Народным комиссариатом юстиции СССР 28 сентября 1939 г. Инструкция подробно регламентировала порядок применения различных мер принудительного исполнения решений, делопроизводство и отчетность судебных исполнителей, обжалование их действий и призвана была способствовать реальному осуществлению прав участвующих в деле лиц, установленных и подтвержденных судебными решениями.

В Гражданском процессуальном кодексе РСФСР 1964 года, полномочиям судебных приставов был посвящен V раздел (главы 38-42), а также приложения № 1 и № 2. Многие из норм раздела V «Исполнительное производство» ГПК РСФСР 1964 г. регулировали правоотношения вплоть до февраля 2003 г. К числу признаков относились: государственный характер; приоритетная защита государственной, общественной и кооперативной собственности; отсутствие механизма защиты прав и свобод человека.

В современной России служба была создана как государственная структура в системе Министерства юстиции Российской Федерации в 1997 году. Ее создание было продиктовано временем. К этому периоду в Российской Федерации окончательно сложились три ветви государственной власти - законодательная, исполнительная и судебная Лапина А.П. История становления российского института судебных приставов/Исполнительное производство: теория и практика. 2015.№3 (6). С.115-118 .

В 1997 году были определены непосредственные задачи службы, сформулированные в двух федеральных законах, принятых 21 июля 1997 года «О судебных приставах» и «Об исполнительном производстве».

Таким образом, можно подчеркнуть, что на всем протяжении исторического развития находились люди и нормы, которые стремились регулировать взаимодействия общества и власти или отдельных индивидов в возможности денежного обмена и других финансовых сделок.

судебный обязанность пристав полномочия

Анализ порядка заключения и содержания брачного контракта

Исторически появление института брачного контракта в семейном праве связано с возникновением частной собственности. Брачный контракт был известен еще римскому праву...

Анализ участия судебных приставов Восточного административного округа г. Тюмени в деятельности управления Федеральной службы судебных приставов по Тюменской области

Государственная служба и коррупция

Договор лизинга: понятие и особенности правового регулирования

Первым и наиболее заметным фактом участия СССР в лизинговых сделках стали известные поставки на условиях "ленд-лиза". Во время II Мировой войны США поставляло своим союзникам оружие, продовольствие, автомобильную технику...

Должности в системе государственной и муниципальной службы

Служба в органах управления представляет собой один из видов социальной деятельности, являющейся необходимым условием функционирования государства и общества...

Общественные правозащитные организации и их взаимодействие с государством

Возникновение правозащитных (правозаступнических) организаций в России и их видов имеет давнюю историю. 1. Появление правозаступничества связано, прежде всего, с тем, что для грамотного ведения дел необходима специальная подготовка, и лица...

Организация и правовые основы деятельности Федеральной службы безопасности Российской Федерации

Особенности государственной и муниципальной службы в РФ

В декабре 1993 года, сразу после принятия Конституции, Указом Президента Российской Федерации было утверждено «Положение о федеральной государственной службе Российской Федерации»...

В системе государственного устройства России судебный пристав -- фигура исторически традиционная. Упоминания о нем нетрудно отыскать в документальных актах периода феодальной раздробленности Руси, например...

Правоохранительная деятельность службы судебных приставов

ФССП России возглавляет директор Федеральной службы судебных приставов - главный судебный пристав Российской Федерации (далее - директор), назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации...

Проблемы реформирования системы местного самоуправления в РФ: территориальный аспект (на примере Черемховского района Иркутской области)

Местное самоуправление как элемент политической системы общества свидетельствует о том, что в России наряду с интересами личности и государства признаются и гарантируются местные интересы...

Служба судебных приставов

В древней России исполнением занимались отроки, мечники и детские Русской Правды, приставы и подвойские судных грамот и княжеского Судебника...

Служба судебных приставов

Исполнение судебных решений - это показатель уважения к государству. Ведь правосудие считается свершенным, когда выполнено решение суда. ФССП России является единственным уполномоченным органом государственной исполнительной власти...

Служба судебных приставов

Судебные приставы работают неэффективно, оценили в ЦСР: в условиях «палочной системы» и перегруженности бюрократией. Эксперты предлагают отдать работу с долгами частных лиц и компаний коммерческим структурам

Фото: Максим Григорьев / ТАСС

За последние пять лет судебные приставы успешно завершали от 61 до 75% исполнительных производств, но большинство дел приходилось на мелкие штрафы (например, за нарушения правил дорожного движения). Приставы добиваются возмещения всего в 10% случаев долгов по кредитам, а ущерб от преступлений возвращают в 8% случаев, посчитали эксперты Центра стратегических разработок (ЦСР) Алексея Кудрина. Согласно их выводам, половина исполнительных производств приходится на дорожные штрафы, а их возмещение составляет всего 1% всех долгов, с которыми работают приставы.

Доклад ЦСР об организации работы Федеральной службы судебных приставов (ФССП) есть в распоряжении РБК. Его подготовили юрист Тимур Бочаров, социологи Катерина Губа и Алексей Кнорре. Проблемы в работе ФССП они выявили с помощью анализа ведомственной статистики службы, а также экспертных интервью с более чем 40 сотрудниками ФССП.

Система оценки работы, принятая в ФССП, поощряет взыскание большого количества мелких долгов и не стимулирует работу с крупными. А перегруженность бюрократическими процедурами и неэффективное распределение нагрузки сказываются на результатах работы приставов, констатируют эксперты.

Для решения проблемы эксперты предлагают, в частности, вывести из компетенции ФССП работу с административными штрафами и создать институт частных судебных исполнителей.

РБК направил запрос в пресс-службу ФССП.

Количество вместо объема

По статистике ФССП, начиная с 2012 года доля успешно оконченных исполнительных производств постоянно снижалась (с 75 до 61%), отмечают аналитики. Само количество дел за пять лет выросло более чем полтора раза (с 31 млн до 53 млн). Общая сумма долгов, подлежащих взысканию, за этот период увеличилась с 1,8 трлн до 2,2 трлн руб. Возвращенные деньги составляли меньше пятой части (13-17%) от всего объема долгов, с которыми имели дело приставы.


Разница между долей успешных производств и долей возвращенных денег указывает на то, что большинство возвратов приходится на незначительные суммы, следует из доклада. «Долги физических и юридических лиц кредитным организациям составляют всего 5% от всех исполнительных производств, но в пересчете на рубли на них приходится больше половины всех долгов», — объяснили эксперты. При этом успешным взысканием завершается всего 10% производств, связанных с кредитами. Напротив, административные штрафы ГИБДД составляют половину всех исполнительных производств, но на них приходится всего 1% общей суммы всех долгов.

Приставы ориентированы скорее на работу с мелкими однотипными долгами, производство по которым почти полностью автоматизировано и не требует очной работы с должником «в поле», выездов на рейды. В устранении больших задолженностей сотрудники ФССП не слишком заинтересованы, следует из доклада.

Проблема в системе оценки эффективности работы приставов, убеждены авторы исследования. В ее основе лежит количественный подход: главным показателем является доля фактически исполненных производств. При этом в отчетности ФССП разные типы долга и производства не дифференцированы, несмотря на огромную разницу в трудозатратах между процедурой взыскания штрафа за неправильную парковку и процедурой взыскания задолженности по алиментам, подчеркивают в ЦСР.


В итоге больше половины долгов возмещается только по таким категориям, как штрафы ГИБДД (средний долг — 1 тыс. руб.), уголовные судебные штрафы (средний долг — 14 тыс.) и задолженность по заработной плате (средний долг — 42 тыс.). В наиболее трудоемких и «денежных» категориях долгов случаи успешного возмещения составляют единицы процентов.

Разрыв связан и с тем, что в случаях с кредитами, алиментами или коммерческими долгами потери несет не государство. Тогда как взыскание потерь именно госбюджета (налоговых недоимок, пошлин, штрафов) руководство часто формулирует приставам как приоритетную задачу. Это «приводит к преимущественному удовлетворению государственного интереса в ущерб частному», убеждены авторы доклада.

Авральный подход

Приставы-исполнители получают фиксированный оклад около 15 тыс. руб. Премиальная часть их зарплаты зависит от выполнения нормативов. «Основные проблемы большинства правоприменительных ведомств связаны прежде всего с так называемой палочной системой, когда содержательная работа подменяется гонкой за показателями. В этом смысле ФССП не только мало отличается от других ведомств, но и превосходит их по количеству отчетных показателей и степени их влияния на практику рядовых сотрудников», — говорится в докладе.

Результатом зависимости от «палок» становится неравномерное распределение нагрузки, когда «пик активности по отдельным действиям приходится на отчетный период». При этом страдает производство по другим случаям. Как правило, это дела, «не связанные с пополнением государственного бюджета», уточняют авторы доклада.

ФССП «испытывает недостаток квалифицированных кадров, но введенное требование высшего юридического/экономического образования только осложняет ситуацию», считают эксперты. Образовательный ценз начнет действовать с 1 января 2018 года. Вместо него ФССП стоило бы ввести централизованные курсы повышения квалификации и систему стажировок, полагают аналитики.

Также они предлагают изменить систему отчетности и показателей эффективности службы, сделав приоритетом валовую сумму взысканий. Для решения проблемы перегруженности приставов ЦСР предлагает вывести работу с административными штрафами из компетенции ФССП. Взыскатель штрафа должен напрямую направлять постановление в банк или работодателю должника, убеждены эксперты. Для взыскания в пользу частных лиц имеет смысл ввести институт частных судебных исполнителей, которые бы работали на коммерческой основе; в компетенции ФССП же имеет смысл оставить взыскание платежей в пользу государства, а также социально значимых платежей — например, алиментов, говорится в докладе ЦСР.