Заявление об окончании исполнительного производства. Постановление об окончании исполнительного производства Окончание исполнительного производства фактическим исполнением

Под окончанием исполнительного производства понимаются различные исполнительные действия, которые влекут за собой завершение исполнительных действий по конкретному исполнительному документу с самыми различными правовыми последствиями, среди которых может быть как сохранение права на возбуждение исполнительного производства, так и утрата такого права либо продолжение исполнительного производства в другом подразделении Службы судебных приставов. В этом смысле окончание исполнительного производства - не самостоятельное основание завершения исполнительного производства, а институт, объединяющий различные основания для завершения исполнительного производства, содержащиеся в гл. 1 Федерального закона «Об исполнительном производстве».

Исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем в случаях: 1) фактического исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе. В данном случае, принимая решение об окончании исполнительного производства, судебный пристав-исполнитель должен установить, что требование, содержащееся в исполнительном документе, выполнено в полном объеме. Например, сумма, подлежащая взысканию, оплачена должником полностью, и этот факт документально подтвержден - судебному приставу-исполнителю предъявлена соответствующая квитанция об оплате, копия которой приобщена к материалам исполнительного производства; 2) фактического исполнения за счет одного или нескольких должников требования о солидарном взыскании, содержащегося в исполнительном документе. Сводное исполнительное производство о солидарном взыскании подлежит окончанию в случае полного погашения долга по исполнительному документу. При этом не имеет значения, какая сумма взыскана с каждого из должников, поскольку исполнение солидарной обязанности полностью одним из должников освобождает остальных должников от исполнения кредитору. При этом должник, оплативший долг целиком или его большую часть, вправе требовать возмещения ущерба с других должников в регрессном порядке; 3) возвращения взыскателю исполнительного документа по основаниям, установленным ст. 46 Закона об исполнительном производстве. Указанная статья допускает окончание исполнительного производства и возврат исполнительного документа взыскателю в случае, когда взыскание по исполнительному документу не производилось или произведено частично (см. комментарий к ст. 46); 4) возвращения исполнительного документа по требованию суда, другого органа или должностного лица, выдавших исполнительный документ. Решение об окончании исполнительного производства принимается судебным приставом-исполнителем на основания письменного требования указанных лиц.

Например, ч. 4 ст. 428 ГПК предусматривает, что исполнительный лист, выданный до вступления в законную силу судебного постановления, за исключением случаев немедленного исполнения, является ничтожным и подлежит отзыву судом, вынесшим судебное постановление; 5) направления исполнительного документа из одного подразделения судебных приставов в другое. Исполнительное производство может быть передано из одного структурного подразделения территориального органа службы судебных приставов в другое в случаях, предусмотренных ст. 33 и 34 Закона об исполнительном производстве (см. комментарии к этим статьям); 6) ликвидации должника-организации и направления исполнительного документа в ликвидационную комиссию (ликвидатору), за исключением исполнительных документов, указанных в ч. 4 ст. 96 Закона об исполнительном производстве. В данном случае не подлежат передаче в ликвидационную комиссию (ликвидатору) исполнительные документы о признании права собственности, компенсации морального вреда, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о применении последствий недействительности сделок, а также о взыскании задолженности по текущим платежам; 7) признания должника-организации банкротом и направления исполнительного документа конкурсному управляющему, за исключением исполнительных документов, указанных в ч. 4 ст. 96 Закона об исполнительном производстве, перечень которых приведен выше в п. 6 комментария настоящей статьи; 8) направления копии исполнительного документа в организацию для удержания периодических платежей, установленных исполнительным документом; 9) истечение срока давности исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица по делу об административном правонарушении (с учетом положений, предусмотренных ч. 9 ст. 36 Федерального закона «Об исполнительном производстве») независимо от фактического исполнения этого акта.

Подлинник исполнительного документа в случаях, предусмотренных п. 1, 2, 8 и 9 ч. 1 ст. 47 Федерального закона «Об исполнительном производстве», остается в оконченном исполнительном производстве. В остальных случаях в оконченном исполнительном производстве остается копия исполнительного документа.

Об окончании исполнительного производства выносится постановление с указанием основания окончания. В постановлении об окончании исполнительного производства отменяются розыск должника, его имущества, розыск ребенка, а также установленные для должника ограничения, в том числе ограничения на выезд из Российской Федерации и ограничения прав должника на его имущество. При окончании исполнительного производства в связи с его передачей в другое подразделение судебных приставов по основаниям, установленным Федеральным законом "Об исполнительном производстве", отмена розыска должника, его имущества, розыска ребенка, а также установленных для должника ограничений может не производиться. Полномочия по отмене розыска, а также по изменению и отмене ограничений переходят к судебному приставу-исполнителю, которому передано исполнительное производство. Копии постановления не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляются: сторонам исполнительного производства, в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ (в обязательном порядке); в банк или иную кредитную организацию, другую организацию или орган, исполнявшие требования по установлению ограничений в отношении должника и (или) его имущества, в организацию или орган, осуществлявшие розыск должника, его имущества, розыск ребенка (если такая необходимость существует).

В качестве меры, направленной на наиболее полное и правильное исполнение исполнительного документа, рассматривается положение Закона об исполнительном производстве, согласно которому в течение срока предъявления исполнительного документа к исполнению постановление судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства может быть отменено страшим судебным приставом и по собственной инициативе или по заявлению взыскателя в случае необходимости повторного совершения исполнительных действий и применения, в том числе повторного, мер принудительного исполнения (ч.9 ст. 47).

Основания для окончания исполнительного производства, предусмотренные ч. 1 ст. 47 Закона об исполнительном производстве, является исчерпывающими.

Отсутствие у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание, влечет за собой окончание исполнительного производства только при условии, что принял все допустимые законом меры по отысканию такого имущества, и они оказались безрезультатными.

Исполнительные производства о взыскании периодических платежей могут быть окончены в силу п. 3 ч. 1 ст. 47 Закона об исполнительном производстве в связи с возвращением исполнительного документа по основаниям, предусмотренным п. 3 — 6 ст. 46 вышеназванного Закона, не ранее окончания срока взыскания периодических платежей.

Окончание исполнительного производства (в том числе сводного) в связи с фактическим исполнением должником или одним из солидарных должников требований, содержащихся в исполнительном документе, производится при наличии у судебного пристава-исполнителя данных, подтверждающих факт исполнения.

Фактическим исполнением может признаваться исполнение обязанности по передаче непосредственно взыскателю денежных средств в конкретном размере или иного определенного имущества, либо совершение в пользу взыскателя конкретных действий или воздержание от совершения этих действий.

При выявлении недостатков в индивидуально-определенном имуществе, подлежащем передаче должником, и при отказе взыскателя от принятия такого имущества судебный пристав-исполнитель выносит постановление об окончании и о возвращении взыскателю исполнительного документа в связи с невозможностью исполнения (п. 2 ч. 1, ч. 3 ст. 46, п. 3 ч. 1 ст. 47 Закона об исполнительном производстве).

Возвращение исполнительного документа в этом случае не препятствует обращению взыскателя в суд с заявлением об изменении способа исполнения судебного акта путем замены передачи имущества в натуре на взыскание его стоимости, если иное не предусмотрено законом, либо предъявлению другого имущественного иска. Аналогичные правила могут быть применены в связи с очевидными затруднениями при исполнении судебных актов об истребовании спорного имущества из чужого незаконного владения, реституции и иных судебных актов о передаче индивидуально-определенной вещи.

Если недостатки имущества выявлены при исполнении решения суда, обязывающего должника передать имущество, определенное родовыми признаками, о чем заявлено взыскателем до принятия имущества, исполнительное производство не может считаться оконченным фактическим исполнением, поскольку за должником сохраняется обязанность по передаче имущества без недостатков. При обнаружении недостатков после передачи имущества взыскателю возникающие в связи с этим споры разрешаются в исковом порядке как не связанные с исполнительным производством.

Фактическое исполнение исполнительного документа (полностью или в части) может состояться при проведении судебным приставом-исполнителем зачета встречных однородных требований, подтвержденных исполнительными документами о взыскании денежных средств, на основании которых возбуждены исполнительные производства (ст. 88.1 Закона об исполнительном производстве).

Проведение судебным приставом-исполнителем зачета указанных требований может быть признано судом неправомерным, если будут нарушены очередность удовлетворения требований иных взыскателей в сводном исполнительном производстве либо установленный законом запрет на зачет отдельных требований (в частности, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, о , о пожизненном содержании).

Возбуждение исполнительных производств в нескольких подразделениях ФССП России и ее территориальных органов не препятствует проведению судебными приставами-исполнителями зачета встречных однородных требований.

Если исполнительное производство было окончено на основании п. 1 ч. 1 ст. 47 Закона об исполнительном производстве в связи с фактическим исполнением требований, содержащихся в (в том числе требований периодического характера), однако впоследствии в течение срока предъявления исполнительного документа к исполнению должник перестал совершать действия, исполнять требования периодического характера или нарушил запрет на совершение действий, в отношении которых был выдан исполнительный лист, старший судебный пристав или его заместитель (по собственной инициативе или по заявлению взыскателя) вправе в силу ч. 9 ст. 47 вышеназванного Закона отменить постановление об окончании исполнительного производства с указанием на необходимость повторного совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения.

Решение суда о восстановлении на работе незаконно уволенного работника, о восстановлении на прежней работе работника, незаконно переведенного на другую работу, подлежит немедленному исполнению не позднее первого рабочего дня после дня поступления исполнительного документа в службу судебных приставов (ст. 396 ТК РФ), ст. 211 ГПК РФ, ч. 4 ст. 36 Закона об исполнительном производстве).

Согласно ч. 1 ст. 106 Закона об исполнительном производстве исполнительный документ о восстановлении на работе считается исполненным при подтверждении отмены приказа (распоряжения) об увольнении (переводе) взыскателя, а также принятия работодателем мер, необходимых для фактического допуска работника к выполнению прежних трудовых обязанностей, включая меры по соблюдению условий допуска к работе по должностям, при назначении на которые гражданам оформляется допуск к государственной тайне или к работам, при выполнении которых работники проходят обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, и т.п.
Исполнительное производство по исполнительному документу, содержащему наряду с требованием о восстановлении на работе также требование о выплате среднего заработка за время вынужденного прогула или разницы в заработке за время выполнения нижеоплачиваемой работы (ст. 234, части первая и вторая ст. 394 ТК РФ), может быть окончено судебным приставом-исполнителем в связи с фактическим исполнением, а работник — восстановлен на прежней работе при исполнении работодателем всех требований, содержащихся в исполнительном документе, в том числе обязанности выплатить работнику средний заработок за все время вынужденного прогула или разницу в заработке за все время выполнения нижеоплачиваемой работы.

Если после окончания исполнительного производства в связи с фактическим исполнением исполнительного документа работодателем отменен приказ (распоряжение), которым работник был восстановлен на работе путем отмены приказа (распоряжения) об увольнении (переводе), постановление судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства по требованию о восстановлении на работе может быть отменено старшим судебным приставом или его заместителем по собственной инициативе либо по заявлению взыскателя в случае необходимости повторного совершения исполнительных действий и применения, в том числе повторного, мер принудительного исполнения (ч. 9 ст. 47 Закона об исполнительном производстве).

Исключение должника-организации из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа на основании ст. 21.1 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» согласно п. 7 ч. 2 ст. 43 Закона об исполнительном производстве влечет за собой прекращение исполнительного производства.

Если у ликвидированного должника-организации осталось нереализованное имущество, за счет которого можно удовлетворить требования кредиторов, то взыскатель, не получивший исполнения по исполнительному документу, иное заинтересованное лицо или уполномоченный государственный орган вправе обратиться в суд с заявлением о назначении процедуры распределения обнаруженного имущества среди лиц, имеющих на это право, в соответствии с п. 5.2 ст. 64 ГК РФ.

Исполнительное производство: Видео

Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве":

Статья 47 ФЗ № 229-ФЗ. Окончание исполнительного производства

1. Исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем в случаях:

1) фактического исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе ;

2) фактического исполнения за счет одного или нескольких должников требования о солидарном взыскании, содержащегося в исполнительных документах, объединенных в сводное исполнительное производство;

3) возвращения взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным статьей 46

4) возвращения исполнительного документа по требованию суда, другого органа или должностного лица, выдавших исполнительный документ;

6) ликвидации должника-организации и направления исполнительного документа в ликвидационную комиссию (ликвидатору), за исключением исполнительных документов, указанных в части 4 статьи 96 настоящего Федерального закона;

7) признания должника банкротом и направления исполнительного документа арбитражному управляющему, за исключением исполнительных документов, указанных в части 4 статьи 69.1 и части 4 статьи 96 настоящего Федерального закона;

8) направления копии исполнительного документа в организацию для удержания периодических платежей, установленных исполнительным документом;

9) истечения срока давности исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица по делу об административном правонарушении (с учетом положений, предусмотренных частью 9 статьи 36 настоящего Федерального закона) независимо от фактического исполнения этого акта.

2. В исполнительном документе судебный пристав-исполнитель делает отметку о полном исполнении требования исполнительного документа или указывает часть, в которой это требование исполнено. В случае окончания исполнительного производства в связи с возвращением взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным статьей 46 настоящего Федерального закона, судебный пристав-исполнитель делает в исполнительном документе отметку, указывающую основание, по которому исполнительный документ возвращается взыскателю, и период, в течение которого осуществлялось исполнительное производство, а также взысканную сумму, если имело место частичное исполнение. Подлинник исполнительного документа в случаях, предусмотренных пунктами 1, 2, 8 и 9 части 1 настоящей статьи, остается в оконченном исполнительном производстве. В остальных случаях в оконченном исполнительном производстве остается копия исполнительного документа.

3. Об окончании исполнительного производства выносится постановление с указанием на исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе, полностью или частично либо на их неисполнение. При окончании сводного исполнительного производства по исполнительным документам, содержащим требование о солидарном взыскании, в постановлении указывается, с какого должника и в каком размере произведено солидарное взыскание.

4. В постановлении об окончании исполнительного производства, за исключением окончания исполнительного производства по исполнительному документу об обеспечительных мерах, мерах предварительной защиты, отменяются розыск должника, его имущества, розыск ребенка, а также установленные для должника ограничения, в том числе ограничения на выезд из Российской Федерации, на пользование специальными правами, предоставленными должнику в соответствии с законодательством Российской Федерации, и ограничения прав должника на его имущество.

5. Если после окончания основного исполнительного производства возбуждено исполнительное производство, предусмотренное частью 7 настоящей статьи, то ограничения, установленные для должника в ходе основного исполнительного производства, сохраняются судебным приставом-исполнителем в размерах, необходимых для исполнения вновь возбужденного исполнительного производства.

6. Копии постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляются:

1) взыскателю и должнику;

2) в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ;

3) в банк или иную кредитную организацию, другую организацию или орган, исполнявшие требования по установлению ограничений в отношении должника и (или) его имущества;

4) в организацию или орган, осуществлявшие розыск должника, его имущества, розыск ребенка.

7. Одновременно с вынесением постановления об окончании основного исполнительного производства, за исключением окончания исполнительного производства по основаниям, установленным пунктом 3 или 4 части 1 статьи 46 настоящего Федерального закона либо пунктом 4, 6 или 7 части 1 настоящей статьи, судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство по не исполненным полностью или частично постановлениям о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа. Постановление о возбуждении такого исполнительного производства направляется вместе с постановлением об окончании основного исполнительного производства, за исключением окончания исполнительного производства по основаниям, установленным пунктом 3 или 4 части 1 статьи 46 настоящего Федерального закона либо пунктом 4, 6 или 7 части 1 настоящей статьи, должнику, а при необходимости и другим лицам.

8. По оконченному исполнительному производству о взыскании периодических платежей судебный пристав-исполнитель вправе совершать исполнительные действия, предусмотренные пунктом 16 части 1 статьи 64 настоящего Федерального закона, самостоятельно или в порядке, установленном частью 6 статьи 33 настоящего Федерального закона.

9. В течение срока предъявления исполнительного документа к исполнению постановление судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства может быть отменено старшим судебным приставом или его заместителем по собственной инициативе или по заявлению взыскателя в случае необходимости повторного совершения исполнительных действий и применения, в том числе повторного, мер принудительного исполнения .

Вернуться к оглавлению документа:

4) возвращения исполнительного документа по требованию суда, другого органа или должностного лица, выдавших исполнительный документ;

4.1. При получении копии решения арбитражного суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства судебный пристав-исполнитель оканчивает исполнительные производства, в том числе по исполнительным документам об обращении взыскания на заложенное имущество и исполнительным документам, исполнявшимся в ходе ранее введенных процедур, применяемых в деле о банкротстве, по п. 7 ч. 1 ст. 47 Закона об исполнительном производстве, за исключением исполнительных производств:


Согласно пункту 7 части 1 статьи 47 Федерального закона N 229-ФЗ исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем в случае признания должника-организации банкротом и направления исполнительного документа конкурсному управляющему, за исключением исполнительных документов, указанных в части 4 статьи 96 Федерального закона N 229-ФЗ.


Какие основания для завершения производства установлены в законе?

Когда истец получает положительное решение об удовлетворении заявленных им требований, это вполне логично воспринимается как полная победа.

Однако, чтобы решение суда было выполнено, необходимо дождаться окончания исполнительного производства, которое не всегда быстро и гладко протекает.

Основания, последствия и порядок этой процедуры регламентированы Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ. Дополнительные разъяснения по этой теме, в том числе по вопросу окончания производства, содержатся в п. п. 34-38 Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 № 50.

  • судебным приставом-исполнителем;
  • судом.

В результате решение суда может быть фактически исполнено, а производство окончено, или же действия перестают осуществлять по тем или иным причинам, и производство прекращается.

Существуют различные формы окончания исполнительного производства, условно их можно разделить на две группы. В первую относят завершение процедуры в связи со следующими действиями:

  • были выполнены требования кредитора;
  • за счет одного или ряда ответчиков были выполнены требования о солидарном взыскании долга, которые ранее объединили в общее производство;
  • документы направили из одного подразделения судебных приставов в другое;
  • бумаги направили на место работы ответчика, где из его дохода будут удерживать некоторые суммы для погашения долга (алиментов, долговых вычетов).
  • документ возвращается взыскателю по основаниям, предусмотренным ст. 46 Закона № 229-ФЗ ;
  • ликвидация юридического лица организации-должника и направление исполнительного документа ликвидатору;
  • возвращение листа по требованию суда, иного органа или должностного лица, выдавших данный документ;
  • признание банкротом организации-должника и направление листа конкурсному управляющему;
  • истечение срока давности исполнения судебного акта, акта иного органа или должностного лица по делу об административном правонарушении, независимо от фактического исполнения этого акта.

Общим для указанных форм является итоговое вынесение судебным приставом-исполнителем соответствующего постановления. Именно таким образом юридически оформляется окончание производства.

Перечисленные в первой группе основания объединяет тот факт, что обычно в этих случаях процедура завершается с положительным исходом для истца. В этом случае:

  • происходит реальное исполнение решения суда, результатом является защита и восстановление прав и интересов взыскателя. Соответственно, цель достигнута;
  • производство заканчивается в конкретном подразделении службы приставов и, хотя это не столь очевидно, но цель тоже можно считать достигнутой по причине:
    • направления документа на предприятие для периодического или единовременного удержания взысканий из дохода должника;
    • направления листа из одного подразделения в другое, чтобы другие сотрудники ФССП предъявили документ для исполнения в организации подведомственной им территории.

Обратите внимание!

Производство также считается оконченным, если лист отзывают по требованию суда, иного выдавшего данный документ органа либо самого взыскателя. В этом случае судебный пристав-исполнитель оформляет постановление.

Еще одним основанием, по которому окончание производства происходит без выполнения исполнительных действий, является возвращение листа по следующим причинам:

  • взыскатель пишет заявление об отзыве;
  • невозможно выполнить условия, содержащиеся в этом документе и обязывающие ответчика по делу совершить определенные действия или, наоборот, воздержаться от совершения каких-либо действий;
  • невозможно установить местонахождение ответчика, его имущества либо получить сведения о наличии у него денежных средств и иных ценностей на счетах, вкладах или на хранении в банках, кредитных организациях. Исключением здесь является случай, когда указанным законом предусмотрен розыск должника и/или принадлежащего ему имущества. Также в числе исключений ситуация, при которой у должника отсутствует имущество, ценные вещи, на которые могло быть обращено взыскание, а все предпринятые судебным исполнителем допустимые законом меры по розыску собственности не принесли никаких результатов;
  • взыскатель отказался принимать вещи должника, которые не были реализованы;
  • взыскатель своими действиями сам препятствует работе приставов;
  • смерти взыскателя или должника, объявление их умершими или безвестно отсутствующими, если установленные судебным актом требования или обязанности не могут перейти к правопреемникам и не могут быть реализованы доверительным управляющим, назначенным органом опеки и попечительства.
В предусмотренных законом случаях судебный пристав составляет акт о наличии тех или иных обстоятельств, в соответствии с которыми исполнительный лист возвращается взыскателю

Данный акт утверждают у старшего судебного пристава. Он получает юридическую силу завершенного производства.

Чем отличается окончание от прекращения исполнительного производства?

Процедура прекращается в следующих случаях:

  • суд выпустил акт о прекращении исполнения выданного листа;
  • суд утвердил мировое соглашение между должником и взыскателем;
  • кредитор отказался от своих требований;
  • судебный акт, на основании которого был выдан исполнительный лист, отменили;
  • документ, на основании которого было начато производство, отменили или признали недействительным;
  • по иным основаниям, установленным законом.

Постановление об окончании исполнительного производства

Последствия решения о прекращении производства указаны в ст. 44 Закона № 229-ФЗ. Ими могут быть следующие обстоятельства:

  • процедура завершается без выполнения исполнительных действий;
  • после вступления в законную силу определения суда судебный пристав отменяет все назначенные ранее меры по выполнению требований взыскателя;
  • лист остается в материалах прекращенного производства и не может быть повторно предъявлен к выполнению.

Обратите внимание!

Судебный пристав выносит постановление об окончании процедуры и о возвращении исполнительного документа взыскателю или в суд.

Процедура состоит из следующих шагов. Пристав выносит постановление с указанием на исполнение полностью или частично требований, содержащихся в листе, либо на их неисполнение.

При оформлении окончания процедуры по исполнительным листам, содержащим требование о солидарном взыскании, в постановлении пристав подробно указывает, с какого должника и в каком размере было выполнено солидарное взыскание.

В том же постановлении он отменяет ранее инициированный розыск должника, его возможного имущества, розыск ребенка, также другие установленные для должника ограничения, например:

  • ограничения на выезд из страны;
  • наложенные аресты на собственность;
  • ограничения прав должника на его имущество.

При окончании исполнительного производства в связи с его передачей в другое подразделение все полномочия по отмене розыска и по изменению ограничений переходят к другому судебному приставу.

Если после завершения основной процедуры было возбуждено исполнительное производство, предусмотренное ч. 7 ст. 47 Закона № 229-ФЗ, то установленные для должника ранее ограничения сохраняются судебным приставом в тех размерах, которые необходимы для выполнения вновь открытого дела.

Не позднее дня, следующего за днем вынесения постановления об окончании, его копии направляются:

  • должнику и взыскателю;
  • в суд, иной орган или должностному лицу, выдавшим лист;
  • в орган, проводивший розыск ребенка, должника, его имущества;
  • в банк, другую кредитную компанию или орган, которые исполняли требования по установлению ограничений в отношении операций, вкладов должника, его денежных средств, другого имущества.

Параллельно с вынесением постановления судебный пристав должен возбудить исполнительное производство по неисполненным частично или полностью постановлениям о взыскании с гражданина расходов, предусмотренных на совершение различных действий, исполнительского сбора и штрафа.

Обратите внимание!

По окончании производства о взыскании с ответчика периодических платежей судебный пристав вправе самостоятельно инициировать необходимые действия.

В течение срока, когда возможно предъявление документа к исполнению, постановление пристава об окончании процедуры может быть отменено старшим судебным приставом по заявлению взыскателя или по его личной инициативе, для повторного выполнения необходимых действий и назначения мер принудительного исполнения.


Возобновление исполнительного производства после его окончания

В процессе проведения мероприятий по принудительному выполнению решения суда у должностных лиц ФССП, приставов, могут возникать различные основания для прекращения производства и возврата исполнительного листа взыскателю. Если решение суда при этом осталось полностью или частично неисполненным, впоследствии кредитор, возможно, захочет снова предъявить требования к должнику. В этом случае приставу придется рассматривать вопрос о возобновлении дела.

Окончание производства оформляется в виде специального постановления, в котором обязательно указывается основание для такого процессуального решения. Среди причин для прекращения можно выделить следующие:

  • смерть должника или ликвидация юридического лица;
  • исполнение ответчиком судебного решения в полном объеме;
  • невозможность исполнения ввиду отсутствия у ответчика имущества, достаточного для полного погашения задолженности.

При этом любое из приведенных в постановлении оснований должно быть надлежащим образом подтверждено материалами дела. Например, невозможность исполнения ввиду отсутствия имущества подтверждается актами о невозможности взыскания, материалами безуспешного розыска имущества и т.д.

Даже доказанный факт невозможности взыскания по листу не означает, что взыскатель должен смириться с потерянными средствами и забыть о существовании долга

После получения постановления об окончании процедуры кредитор может выбрать один из двух вариантов действий:

  • подать жалобу на незаконные действия пристава, иного должностного лица ФССП;
  • повторно направить свои требования в службу приставов для принудительного исполнения.

Обратите внимание!

Предпринятые взыскателем действия при благоприятном стечении обстоятельств позволят возобновить работу приставов и добиться принудительного исполнения назначенных судом решений в пользу истца.

Как добиться возобновления исполнительного производства после его прекращения?

При получении жалобы от взыскателя на прекращение процедуры старшее должностное лицо ФССП инициирует проверку обоснованности и законности вынесения постановления об окончании дела. Рассматриваться оно будет исходя из материалов процессуальных действий, которые судебный исполнитель выполнял в рамках своих полномочий. При рассмотрении жалобы исследованию подлежат следующие обстоятельства:

  • выполнил ли пристав все положенные процессуальные полномочия, предоставленные ему законодательством в данном деле;
  • проводился ли розыск должника, его места работы и возможных имущественных активов;
  • был ли наложен арест на имущество и счета должника, направлялся ли исполнительный лист по месту работы ответчика;
  • надлежащим ли образом были оформлены акты о невозможности провести взыскание.

Если при рассмотрении жалобы старший пристав выявит нарушения в действиях и решениях сотрудника, постановление об окончании исполнительного производства будет отменено. В этом случае дело возобновят, должностному лицу будут даны соответствующие указания, и дальнейшие процессуальные действия будут проводиться на общих основаниях.

Обратите внимание!

Возможность повторно направить лист в службу приставов непосредственно связана с процессуальным сроком действия данного документа. Законодательство регламентирует, что общий срок предъявления документов к взысканию не может превышать трех лет.

Если на день возвращения исполнительного листа взыскателю указанный срок не прошел, заявитель имеет право повторно направить его в ФССП. В этом случае должностные лица службы обязаны принять заявление истца на общих основаниях и вынести постановление о возбуждении производства. В рамках возобновленного дела сотрудники ведомства должны использовать весь комплекс своих полномочий для принудительного исполнения решения суда.

Должностные лица ФССП могут отказать в повторном принятии документов и возобновлении процедуры только в случае истечения срока для взыскания

Отказ по другим основаниям может быть обжалован взыскателем в судебном порядке.

Окончание исполнительного производства по алиментам

Алиментные обязательства завершаются в случае смерти отца или несовершеннолетнего ребенка. Закон устанавливает два основания для прекращения процесса исполнения взыскания алиментов:

  • достижение совершеннолетия ребенком;
  • усыновление или удочерение другим лицом.

Наши компетентные специалисты окажут помощь при наложении ареста на активы, банковские счета и вклады, оспорят незаконные действия или бездействие должностных лиц ФССП, представят ваши интересы при продаже имущества, оформят все необходимые документы для обжалования.

Самостоятельное прохождение процедуры чревато большими имущественными потерями.

Если вы кредитор, адвокат обжалует постановление о прекращении производства по вашему делу и добьется взыскания максимальной суммы задолженности с заемщика. Также юристы защищают права должников.

Мы гарантируем соблюдение процессуальных сроков на проведение исполнительных действий. Взыскание будет произведено в максимально короткий период, а бездействие приставов - обжаловано в судебном порядке.

С нами вы экономите время и деньги, так как всю работу юрист выполнит на основании доверенности

В итоге вы получите готовые исполнительные документы, при необходимости - грамотные жалобы на судебных приставов, а также процессуальные бумаги, которые требуются для исполнительных действий.

При поддержке опытного юриста производство пройдет с соблюдением ваших прав и в строгом соответствии с законом.