Даже советский суд был достойнее современного. Народные суды в ссср

  • § 3. Звено судебной системы
  • § 4. Понятие и виды судебных инстанций
  • Глава 3. Правосудие и его демократические принципы
  • § 1. Понятие и признаки правосудия
  • § 2. Принципы правосудия, их понятие,
  • § 3. Содержание отдельных принципов правосудия
  • Часть 1 ст. 47Конституции рф гласит, что никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
  • Глава 4. Суды общей юрисдикции
  • § 1. Мировые судьи, их компетенция
  • § 2. Районные суды, их компетенция
  • § 3. Верховные суды республик в составе рф,
  • § 4. Верховный Суд рф - высший судебный орган
  • § 5. Система военных судов в рф как часть
  • § 6. Состав суда при рассмотрении уголовных,
  • Глава 5. Арбитражные суды и иные арбитражные органы
  • § 1. Общая характеристика арбитражных судов в рф
  • § 2. Арбитражные суды субъектов рф
  • § 3. Арбитражные апелляционные суды
  • § 4. Федеральные арбитражные суды округов
  • § 5. Высший Арбитражный Суд рф
  • § 6. Состав суда при рассмотрении дел
  • § 7. Порядок образования и деятельности
  • Глава 6. Конституционный суд российской федерации и органы конституционного контроля субъектов рф
  • § 1. Конституционный контроль, его задачи
  • § 2. Компетенция Конституционного Суда рф
  • § 3. Структура Конституционного Суда рф
  • § 4. Решения Конституционного Суда рф,
  • § 5. Органы конституционного контроля
  • Глава 7. Правовой статус судей, присяжных и арбитражных заседателей. Органы судейского сообщества
  • § 1. Понятие и общая характеристика правового статуса
  • § 2. Порядок формирования судейского корпуса
  • § 3. Гарантии независимости судей
  • § 4. Срок полномочий судей. Основания и порядок
  • § 5. Органы судейского сообщества
  • § 6. Правовой статус присяжных заседателей
  • § 7. Правовой статус арбитражных заседателей
  • Глава 8. Основные этапы развития российской
  • § 1. Российские суды до Судебно-правовой реформы 1864 г.
  • § 2. Судебная реформа 1864 г., ее основные итоги
  • § 3. Судебная система в советский период
  • § 4. Судебно-правовая реформа, начавшаяся в 1990 г.,
  • Глава 9. Организационное обеспечение деятельности судов. Органы юстиции в россии
  • § 1. Содержание функции организационного обеспечения
  • § 2. Судебный департамент при Верховном Суде рф,
  • § 3. Задачи и организация деятельности
  • § 4. Правовые основы организации деятельности
  • Глава 10. Прокурорский надзор и система органов прокуратуры в российской федерации
  • § 1. Конституционно-правовой статус и место прокуратуры
  • Часть 2 ст. 1Закона "о прокуратуре рф" устанавливает цели ее деятельности. Ими являются:
  • § 2. Понятие прокурорского надзора и его отраслей.
  • § 3. Осуществление прокуратурой уголовного преследования
  • § 4. Участие прокуроров в рассмотрении дел судами
  • § 5. Система органов прокуратуры рф
  • § 6. Кадры органов и учреждений прокуратуры
  • § 7. История развития органов прокуратуры в России
  • Глава 11. Система органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность и предварительное расследование уголовных дел
  • § 1. Понятие и задачи оперативно-розыскной деятельности,
  • § 2. Предварительное расследование,
  • § 3. Система органов дознания
  • § 4. Система органов предварительного следствия
  • Часть 2 ст. 151упк рф определяет подследственность уголовных дел следователям конкретных государственных органов.
  • § 5. Основные этапы исторического развития
  • Глава 12. Адвокатура в российской федерации
  • § 1. Адвокатура, ее задачи и принципы деятельности
  • § 2. Формы адвокатских образований
  • § 3. Органы самоуправления в адвокатском сообществе
  • § 4. Порядок и условия приобретения, приостановления и
  • § 5. Права и обязанности адвоката
  • § 6. История становления и развития
  • I. Международно-правовые акты
  • II. Законодательство рф
  • III. Подзаконные акты
  • IV. Постановления и определения Конституционного Суда рф
  • V. Постановления Пленума и Президиума Верховного Суда рф
  • В начале XX века Россия была государством с высокоразвитой экономикой, занимавшей одно из первых мест в Европе и мире (единственное государство со свободным золотовалютным обращением, то есть устойчивой денежной системой), с либеральной, многопартийной политической системой, парламентом (Государственной Думой), демократической системой правосудия, включающей суды присяжных, мировую юстицию, предварительное следствие, осуществляемое судебными следователями. Огромное значение для последующего развития России как правового государства имел Манифест 17 октября 1905 г. "Об усовершенствовании государственного порядка". Этот документ, имеющий конституционное значение, предусматривал "незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов". Манифест предусматривал также, что никакой закон "не мог воспринять силу без одобрения Государственной Думы". Убедительным свидетельством демократического характера российской политической системы является и тот факт, что в Государственной Думе была большевистская фракция, представляющая откровенно экстремистскую левую партию - Российскую социал-демократическую рабочую партию (большевиков), - РСДРП(б), имевшую в своем составе так называемую "БО" - Боевую организацию, занимавшуюся террористической деятельностью.

    После большевистского антиправительственного путча в октябре 1917 г. (В.И. Ленин в то время называл это событие "октябрьским переворотом", что несомненно ближе к истине, чем введенное позднее явно лживое и претенциозное наименование "Великая Октябрьская социалистическая революция") наступил период насильственного разрушения "до основанья" многовековой российской государственности, в т.ч. и системы правоохранительных органов.

    После выборов Учредительного собрания 12 ноября 1917 г., призванного определить пути будущего развития страны, началась подготовка к работе этого всенародно избранного органа (большевики эти выборы проиграли), но новая "советская" власть запретила все издания, все газеты, кроме своих, и начала реализацию своих замыслов, направленных на установление "диктатуры пролетариата", а фактически своей собственной диктатуры. Все это закончилось разгоном Учредительного собрания 5 января 1918 г., после чего разрушение российской государственности практически подошло к финалу.

    Одной из главных целей советской власти был провозглашенный В.И. Лениным в период подготовки Октябрьской революции "слом государственной машины", включающий, естественно, уничтожение существующей системы правосудия. Советская власть, писал В.И. Ленин, сразу отдала суд на слом, поскольку "безусловной обязанностью пролетарской революции было "совершенно уничтожить, смести до основания весь старый суд". Декрет о суде N 1 упразднил существующую судебную систему, созданную великими российскими реформаторами второй половины XIX века. Однако разрушить оказалось куда проще, чем создать что-то новое: период создания новой системы судебных органов затянулся на несколько лет.

    Тем не менее идеи, заложенные в Судебных уставах 1864 г., оказались настолько сильны, что в значительной мере сказались на ряде положений даже первого декрета о суде. К примеру, в его ст. 3 не только правосудие, но и предварительное следствие, как и в Судебных уставах 1864 г., продолжало рассматриваться как деятельность судебная и потому возлагалось на местных судей. Последним при вынесении решений, хотя и с существенными оговорками, разрешалось руководствоваться "законами свергнутых правительств" (ст. 5), а тем самым, стало быть, и названными выше Судебными уставами. Еще более определенно об этом было сказано во втором декрете "О суде", опубликованном 7 марта 1918 г. Судопроизводство как по гражданским, так и по уголовным делам предписывалось осуществлять "по правилам Судебных уставов 1864 г.". Правда, при этом делались существенные оговорки: правила прежних законов должны были применяться лишь постольку, поскольку они не были отменены декретами ЦИК и СНК и не противоречили "правосознанию трудящихся классов".

    Декретом о суде N 1 единоличный мировой судья был заменен коллегиальным местным судом, избираемым местным Советом. Была определена его подсудность, эти суды "решают все гражданские дела ценою до 3000 рублей и уголовные дела, если обвиняемому угрожает наказание не свыше двух лет лишения свободы... Кассационной инстанцией является уездный, а в столицах - столичный съезд местных судей".

    Параллельно с формированием обычных судов шел процесс организации судов чрезвычайных - революционных трибуналов и военно-революционных трибуналов. По Положению о революционных трибуналах от 12 апреля 1918 г. на революционные трибуналы, действовавшие в составе председателя и шести народных заседателей, возлагалось "рассмотрение дел о контрреволюционных и всяких иных деяниях, идущих против завоеваний Октябрьской революции и направленных к ослаблению силы и авторитета советской власти". Этим органам предоставлялось "ничем не ограниченное право в определении меры репрессии". Председатели этих трибуналов, не обладая элементарной юридической грамотностью и получив такие полномочия, творили беспредел, именовавшийся революционным правосознанием.

    Характерной чертой, выявляющей существо новой власти, стало создание Постановлением ВЦИК РСФСР от 5 сентября 1918 года по инициативе В.И. Ленина концлагерей, в которые без суда направлялись "представители враждебных классов". Это был прообраз будущего ГУЛАГа.

    К 1922 г. в судебной системе сформировались три ветви - общегражданские суды (народные и губернские), революционные трибуналы и военно-революционные трибуналы. Губернский суд действовал в качестве суда первой и кассационной инстанции. Верховный Суд РСФСР осуществлял судебный контроль над всеми судами. Он был судом первой инстанции по делам особой государственной важности, кассационной инстанцией по отношению к губернским судам, а также мог в порядке надзора пересматривать дела, рассмотренные любым нижестоящим судом.

    Одновременно усиливалась зависимость судов от органов исполнительной власти. Так, по Положению о народном суде РСФСР от 21 октября 1920 г. право высшего контроля над решениями судов было предоставлено Народному комиссариату юстиции. Согласно Положению о высшем судебном контроле от 10 марта 1921 г. на Наркомат юстиции РСФСР возлагались общий надзор за деятельностью судов и дача им руководящих разъяснений, а также пересмотр вступивших в законную силу судебных решений.

    Принятое 11 ноября 1922 г. Положение о судоустройстве РСФСР упразднило революционные трибуналы и установило единую систему общегражданских судов, включавшую суды трех звеньев - народные суды, губернские суды и Верховный Суд РСФСР.

    В 1922 г. был создан Союз Советских Социалистических Республик (СССР). Началась эпоха создания "нового социалистического права, права высшего типа". Однако все эти псевдоправовые феномены не имели ничего общего с подлинными правовыми идеями и принципами, достижениями правовой мысли того времени. Наша страна оказалась надолго, на многие десятилетия исключенной из процесса развития правовой науки в Европе и мире.

    В связи с образованием СССР было принято 24 октября 1924 г. Положение о Верховном Суде СССР. Его судьи назначались Президиумом ЦИК СССР. Верховный Суд действовал в составе пленарного заседания, гражданско-судебной, уголовно-судебной, военной и военно-транспортной коллегий. Верховный Суд давал руководящие указания верховным судам республик по вопросам общесоюзного законодательства; рассматривал и опротестовывал перед ЦИК по представлению прокурора Верховного Суда постановления, решения и приговоры верховных судов союзных республик в случаях противоречия их общесоюзному законодательству или интересам других союзных республик; давал заключения по предложению ЦИК СССР о законности постановлений ЦИК, СНК союзных республик и СНК СССР с точки зрения соответствия Конституции Союза; разрешал судебные споры между союзными республиками; рассматривал уголовные дела по обвинению высших должностных лиц СССР в должностных преступлениях. В 1926 г. Президиум ЦИК СССР отнес к компетенции Верховного Суда также толкование общесоюзного законодательства. Позднее, в 1929 г. появляется новое Положение о Верховном Суде, которое предоставило ему право законодательной инициативы, расширило компетенцию в области общего надзора, возложило на него обязанность разъяснять общесоюзные законы по предложению ЦИК СССР и по запросам СНК СССР.

    В период с 1925 г. до начала 30-х годов происходил постепенный откат от тех демократических веяний, которые дали о себе знать в период с 1922 по 1924 г. Этому в значительной мере способствовал начавшийся к тому времени процесс образования централизованной командно-административной системы.

    В 1927 г. ЦИК СССР было принято Положение о преступлениях государственных, вошедшее в качестве главы первой Особенной части УК РСФСР "Контрреволюционные преступления". Контрреволюционным признавалось "всякое действие, направленное к свержению, подрыву или ослаблению власти рабоче-крестьянских советов... рабоче-крестьянских правительств... или к подрыву или ослаблению внешней безопасности Союза ССР и основных хозяйственных, политических и национальных завоеваний пролетарской революции", а также "такие же действия, когда они направлены на всякое другое государство трудящихся, хотя бы и не входящее в Союз ССР". Сюда входили преступления от измены Родине, побега за границу, отказа вернуться в пределы СССР (эти лица объявлялись вне закона как изменники Родине, что означало расстрел через 24 часа после удостоверения личности и конфискацию всего имущества), контрреволюционного вредительства, диверсии, саботажа до недонесения о контрреволюционном преступлении и контрреволюционной пропаганды или агитации. В некоторых случаях за эти действия привлекались и члены семьи "изменника", совместно с ним проживавшие или находившиеся на его иждивении.

    УПК РСФСР 1923 г., полностью отказавшийся от правовых основ Устава уголовного судопроизводства 1864 года, с начала 30-х годов превратился в документ, представляющий инструкцию по реализации карательной политики государства. Роль суда была низведена до уровня оформителя приговора по материалам предварительного следствия, которые, в свою очередь, были не более чем материалами, оформляющими оперативно-розыскную деятельность, ставшую ядром, основой всего процесса борьбы с преступностью.

    Шел все нараставший нажим с целью вмонтирования судов в структуру органов исполнительной власти. Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР "О порядке руководства судебными органами" от 30 октября 1928 г. председатель Верховного Суда РСФСР был объявлен заместителем народного комиссара юстиции. Несколько раньше состоялось решение о включении Верховного Суда РСФСР в состав Наркомюста РСФСР. Хотя эти решения и были вскоре отменены, в них четко проявились тенденции государственной политики этого периода отечественной истории. Вновь стала нарастать тенденция воссоздания чрезвычайных органов уголовной репрессии. В марте 1924 г. при ОГПУ было создано Особое совещание, которое уполномочивалось рассматривать дела в отношении лиц, занимавшихся контрреволюционной деятельностью, шпионажем, контрабандой, спекуляцией валютой и золотом. С 1929 г. начали работать "тройки" - внесудебные органы, наделенные полномочием рассматривать так называемые крупные хозяйственные дела и дела политического характера. Позже эти органы перешли в подчинение НКВД СССР и в 30-х годах трансформировались в орудие политических репрессий и произвола, в значительной мере вытеснившее суды. Тогда же - в 1929 году - был создан ГУЛАГ - Главное управление исправительно-трудовых лагерей, трудовых поселений и мест заключений Народного комиссариата внутренних дел СССР, которое стало главным механизмом реализации репрессий.

    Конституция СССР декларировала демократические принципы правосудия: выборность судей и народных заседателей, участие народных заседателей при рассмотрении дел во всех судах, ведение судопроизводства на национальном языке, открытое разбирательство дел, обеспечение обвиняемому права на защиту, независимость судей и подчинение их только закону. Однако положения Конституции были лишь ширмой, за которой процветали беззаконие и произвол.

    В 1934 и 1938 годах УПК РСФСР был дополнен главами тридцать третьей и тридцать четвертой о делах по так называемым контрреволюционным преступлениям (по делам о террористических организациях и террористических актах против работников советской власти, о контрреволюционном вредительстве и диверсиях). Следствие по этим делам должно было быть закончено в срок не более десяти дней, обвинительное заключение вручалось обвиняемому за сутки до рассмотрения дела в суде, дела рассматривались без участия сторон, кассационное обжалование приговора, как и ходатайство о помиловании, не допускалось и приговоры к высшей мере наказания приводились в исполнение немедленно по вынесении приговора.

    Период от начала 30-х годов до 1953 г. останется в истории советских судов как один из самых мрачных. В осуществлении массовых репрессий и беззакония активное участие принимали не только органы НКВД, МГБ, Особое совещание, тройки, но и суды. Их незаконные приговоры по сфальсифицированным делам в отношении так называемых врагов народа выявляются вплоть до настоящего времени.

    Характерным для этого периода было продолжение начавшейся в 20-х годах централизации. В 1933 г. была учреждена прокуратура СССР, в 1934 г. - НКВД СССР, а в 1936 - Наркомюст СССР, которые подчинили себе соответствующие системы союзных республик. Принятая в декабре 1936 г. Конституция СССР лишила союзные республики права издавать свое законодательство, в том числе по вопросам судоустройства. Развивавший ее положения Закон о судоустройстве от 16 августа 1938 г. подчинил центру все республиканские суды. Верховный Суд СССР наделялся правом проверять законность и обоснованность приговоров и решений всех судов страны без каких бы то ни было ограничений, вмешиваться в их деятельность напрямую, не считаясь с высшими судебными инстанциями союзных республик.

    Закон о судоустройстве СССР 1938 г. установил единую судебную систему, состоящую из судов СССР и судов союзных республик. К первой группе судебных учреждений были отнесены Верховный Суд Союза ССР и специальные суды - военные трибуналы, линейные суды на железнодорожном транспорте и линейные суды на водном транспорте. Вторая группа включала верховные суды союзных республик, краевые и областные суды, суды автономных республик и автономных областей, окружные и народные суды.

    Окончание периода правления И.В. Сталина в 1953 г. и начало периода некоторой либерализации социально-политической и экономической жизни в нашей стране (известного как "хрущевская оттепель") ознаменовано прежде всего упразднением внесудебных органов политических репрессий и наделением Верховного Суда СССР правом пересматривать по протестам Генерального прокурора СССР их постановления, вынесенные в 30 - 40-х годах и начале 50-х годов. Стала очевидной необходимость создания должных гарантий против повторения тех явлений, которые получили распространение с начала тридцатых годов.

    Реабилитация жертв произвола и беззакония стала одним из направлений деятельности судебных органов. Тем не менее она проводилась далеко не всегда последовательно и в полном объеме. Полная ликвидация последствий репрессий 30 - 40-х годов и начала 50-х годов тогда не была осуществлена в силу политических причин. Работа эта была продолжена многие годы спустя и активно ведется в наше время.

    Крупным событием явилась судебная реформа, начавшаяся после принятия в 1957 г. закона, изменившего Конституцию СССР и восстановившего права союзных республик, в том числе их право издавать законодательство о судоустройстве.

    В 1958 г. были приняты Основы законодательства о судоустройстве Союза ССР, союзных и автономных республик, а также Основы уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик и Основы гражданского судопроизводства Союза ССР и союзных республик, послужившие базой для последующего принятия законов о судоустройстве, уголовно-процессуальных и гражданских процессуальных кодексов союзных республик.

    Эти акты и стали тем фундаментом, на который опиралось существенное демократическое обновление судебной системы. Выразилось оно, в частности, в провозглашении и последовательном проведении в жизнь принципа отправления правосудия только судом, расширении права обвиняемого на защиту и повышении роли адвокатуры в охране прав и свобод граждан.

    Заметный след в истории российской судебной системы оставил день 27 октября 1960 г. В тот день одновременно получили одобрение Верховного Совета РСФСР три имевших принципиальное значение для российской судебной системы акта: Закон о судоустройстве, УКиУПК. Им суждено было "работать" долгие годы.

    Принятие в 1977 г. новой Конституции СССР, а в 1978 г. новой Конституции РСФСР повлекло за собой пересмотр многих законодательных актов. В их числе оказались и законы, регулировавшие организацию и деятельность судов. В 1981 году был принят Законо судоустройстве РСФСР.

    Тем не менее кризис политической и экономической систем СССР лишь углублялся и его не могли предотвратить фрагментарные, порой весьма непоследовательные реформы. Постепенное накопление отрицательного потенциала во всех сферах государственной и общественной жизни, неизбежное проявление деструктивных тенденций - процессы, которые, естественно, не могли быть остановлены политическими или законодательными средствами в условиях обреченной с самого своего возникновения системы - советского государства, что и привело к его полному краху.

    Единственным выходом из сложившегося в стране положения стало создание демократического правового государства, прологом которого является судебная реформа.

    Дорогие читатели, вашему вниманию предлагается газетный сериал о знаковых судебных процессах, вызывавших в свое время определенный общественный резонанс. То есть теоретически открытых для любого гражданина СССР, вознамерившегося посетить такое заседание. Что-то вроде ремейка рубрики «Из зала суда» былого советского газетно-журнального сообщества. Невероятно, но факт: в ориентированной на тотальную закрытость стране свято соблюдалось право открытого «народного суда». Даже самые жуткие времена массового террора и произвола славятся открытостью, гласностью судопроизводства по уголовным делам. Потомков, никогда не живших в СССР, этот феномен прямо загонит в мозговой тупик. Уму непостижимо, а жившие при СССР сами не знают, почему так.

    Конечно, мы берем только процессы, имевшие под собой реальную основу, не касаясь дел троцкистов-уклонистов, врагов народа и агентов японской, германской и марсианской разведок.

    Семен Львович Ария - участник Великой Отечественной войны, заслуженный юрист Российской Федерации, обладатель ряда профессиональных наград и, что немаловажно, автор «Новой». Этим интервью, с благословения мэтра, мы начинаем сериал о самых важных процессах в истории СССР.

    …Маршал адвокатуры, как его почтительно именуют еще с 70-х годов прошлого века, в общении сродни маршалу «пехтуры», т.е. пехоты той далекой военной поры. Суров в общении, очень суров, разборчив, придирчив.

    Не так давно на редакционной онлайн-конференции Семен Львович по-адвокатски, очень красиво выбил почву из-под ног визави. Ведущий, узнав, что С.Л. начал профессиональную юридическую деятельность в 1947 году, естественно, поинтересовался ролью и местом адвоката в «годы, известные своей репрессивной наполненностью». Подразумевая ответ в контексте вопроса. Но получил его в таком содержательном виде, что более уже не рисковал заикаться о репрессивной наполненности. Так сказать, покинул данное семантическое поле.

    А ответ был следующим: «Как мне кажется, в те времена судебная система работала лучше, чем сейчас, как это ни поразительно».

    Этот момент, собственно, и стал отправной точкой к разговору о «форматах» судебных процессов на разных этапах отечественной истории. Состязательность и гласность была дана российскому судебному процессу, как известно, реформой 1864 года. С той поры он и существует почитай полтораста лет. В чем же, по мнению мэтра, отличия, нюансировка, открытого судебного процесса дореволюционного от советского, а советского от современного российского - вот тема нашего разговора и первый вопрос С.Л.:

    Отличия, конечно, заметные. Например, взять помощника присяжного поверенного (как до революции официально именовали адвоката) и равнозначного ему стажера адвоката в СССР. Помощник присяжного поверенного вел дела сам, он только определенную категорию дел не мог вести. А стажер в СССР сам вести дела не мог. Он мог только выполнять поручения своего патрона и присутствовать на процессе. Но кардинальное отличие в другом. До 17-го года адвокаты в большинстве случаев выступали перед судом присяжных. Адвокаты держали речь не перед профессиональными судьями, а перед представителями народа.

    Семен Львович, отсюда ведь напрашивается вывод, что адвокаты советского периода были профессиональнее (нежели Плевако и его современники), ибо у них узкая специализация - знание УК, УПК… Зато Плевако обязан был иметь более широкий подход к делу.

    Это были совершенно различные системы выступления в суде. Те адвокаты могли заниматься юриспруденцией только во второй инстанции. При кассационном рассмотрении дела. Вот там вступала в свои права юриспруденция. В судебном же процессе была психология прежде всего. Потому что они обращались к «людям с улицы». А в советском суде профессиональные юристы - там юриспруденция начиналась с порога.

    Вот и получается, что советские адвокаты были более подкованы в юриспруденции. По умолчанию, как говорится…

    Ну, насчет «более подкованы» говорить, конечно, не приходится. Просто у них была совершенно иная методика выступлений в судах. А по сути профессии, дореволюционные адвокаты на три головы выше советских! Вот до революции был такой адвокат Андриевский. Его защитительные речи это литературные произведения. Критический реализм, сплошной анализ повседневной жизни своего времени. На советских процессах психологии тоже хватало и знания жизненных обстоятельств. Там же кроме судьи (который тоже человек) были еще два народных заседателя - «люди с улицы».

    А в современной России, простите за дилетантство, на уголовных процессах судья и… кто еще… трое судей? Из них один главный?

    Никого нет. Один судья. В редких случаях, когда подсудимый высказывает пожелание, чтобы его судили трое профессиональных судей - судят три юриста. Но народных представителей в современном суде нет.

    То есть в советское время был некий сильно урезанный суд присяжных заседателей. Вместо классических двенадцати - двое. И опытный адвокат обращался прежде всего к ним.

    Но и влияние на исход дела эти двое оказывали совершенно другое. Минимальное. Те двенадцать заседателей сидели отдельно в специальной совещательной комнате. Без судьи. И выносили решение самостоятельно. А народные заседатели для принятия решения запирались в судейской комнате, втроем с судьей. В юридической среде у них даже было прозвище - кивалы. По образу поведения. Судья чего-нибудь скажет - они тут же кивают. Но бывали дела, когда они могли «упереться рогом». Это им, кстати, не возбранялось. Но такое было большой редкостью. В подавляющем большинстве случаев они во всем слушались судью - он ведь в этом деле человек опытный. Ссориться с судьей, который для них в целом был все-таки начальством, таким же как у них на производстве или в учреждении, они не хотели. Поэтому роль в советском судебном процессе народные заседатели играли незначительную.

    Семен Львович, вы 44 года выполняли свои функции в советском суде. За это время судебный процесс как-то менялся, была в нем внутренняя динамика именно как в процессе?

    За время советской власти судебный процесс менялся незначительно. Несмотря на то, что в 1960 году приняли другой Уголовно-процессуальный кодекс. Но само правосудие мало изменилось. Один ныне известный адвокат как-то сказал: «Социалистическая законность отличается от просто законности, так же как электрический стул отличается от просто стула».

    Существенные изменения начались после развала СССР. Здесь начался уже другой судебный процесс. Но я вам должен сказать, что подавляющая масса уголовных дел судом разрешалась достойно. За редким исключением тех, в которые вмешивались партийные органы. Райком лез, обком давал установку, кому, что и как присудить. Работать в целом было интересно. А вот после окончания советской власти положение в системе правосудия ухудшилось существенно.

    Это мы знаем… Вот смотрите, казалось бы, люди в судебной системе (особенно в 90-е годы) остались те же, что и в 80-е, и даже в 70-е. Что же в них изменилось? Какой-то переключатель в них щелкнули?

    Люди остались теми же. Изменилась практика управления судебным процессом. Эта самая «вертикаль власти», которая была насажена в административном управлении, точно так же была насажена и в правосудии. Им начали командовать все, кому не лень. Начиная от самого верха и заканчивая муниципалитетами. Появились заказные дела. И по своей практике (до прошлого года я активно работал, сейчас уже меньше) могу сказать, что часть дел, рассматриваемых судами, имеют заказной характер. Когда в обвинениях нет не только юриспруденции, нет даже зачатков человеческой логики. Однако такие дела судили опытные юристы, которые придавали надуманным обвинениям юридически обоснованную видимость. А на прорехи в законодательстве, на черные дыры просто закрывают глаза. И кроме того, резко повысился уровень коррупции.

    - Но коррупция в судах и в советское время была будь здоров!

    Была. Но в значительно меньших объемах.

    А вот как она проявлялась в советском суде? Сейчас понятно - заказывают весь процесс с потрохами. Покупают и Фемиду, и обвинение. А тогда?

    Продажный суд - он и есть продажный суд, что тут толковать? Главное отличие, что тогда не представители государственной власти покупали суды, а сами подсудимые. И еще одно отличие от нынешней системы. В советское время я участвовал в нескольких очень больших процессах, где судили судей и прокуроров. Был такой процесс «Выборнова и других». Судили полностью весь следственный отдел Московскойобластной прокуратуры. Другой процесс - судили полный состав Ташкентской городской прокуратуры во главе с Туполевым, прокурором города Ташкента. Племянником Андрея Николаевича Туполева. Еще один процесс - Верховный суд Союза ССР судил полный состав Киевского районного нарсуда Москвы. Одиннадцать судей были на скамье подсудимых. Все они оказались законченными взяточниками. А на двенадцатого судью этого суда не нашли никаких материалов. Он один остался при должности. Из этого следует, что взяточничество было и тогда. Но в меньшей степени, чем сейчас. Сейчас бы и двенадцатый не удержался от взяток. Второй раз я ездил в Ташкент защищать председателя Верховного суда Узбекистана Пулатходжаева…

    Разве можно представить себе подобные процессы в наше время? Сейчас суд стал управляемым. И управляют им свои. Судьей управляет председатель городского суда, им управляют из Верховного суда. А в те времена на судью могли повлиять только партийные органы. Районные или областные. Но они, эти партийные органы, в свою очередь, побаивались ЦК. Потому были сдержаннее в своих претензиях к суду, чем нынешние власти.

    Все «комплименты» в адрес советского суда, конечно, не относятся к той части разрешения дел, которая творилась по политическим обвинениям и где юстиция была заменена плахой и топором. К счастью, это в прошлом.

    Я позволю себе использовать такую обобщенную формулу: в те времена советские у судей и прокурорских работников было намного больше личного достоинства. Сейчас произошла полная эрозия достоинства. Это касается не только работников правосудия, все общество находится в состоянии разложения.

    От редакции . Это лишь малая толика разговора с Семеном Львовичем Арией. Впереди его живые, ироничные и грустные комментарии из залов судебных заседаний советского прошлого. Потому что из его рассказов, из его книг о судах советского времени, в которых он участвовал, фактически родилась тема газетного сериала о громких судебных процессах в СССР (1918-1991). Кстати, пару месяцев назад вышла новая книга С.Л. Арии «Жизнь адвоката» (491 с.). В ней - и военные рассказы, и судебные речи, и жалобы, и интервью, и статьи... Рекомендуем всем.

    1) История советского суда в 1917 - 1920-е годы

    Во время Октябрьской революции 1917 года и последующей Гражданской войны рухнула вся система российской государственности, начался слом всей существующей структуры судебных органов История суда России: учебное пособие. - М.: Проспект, 2013. - С. 74.. В революционном хаосе правосудие подменялось вседозволенностью людей, обладавших властью и оружием, а право - политикой и революционной необходимостью.

    В 1917 году судебные функции возлагались на Народный комиссариат внутренних дел (НКВД). По его постановлению была создана рабоче-крестьянская милиция. Также была образована Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем (ВЧК), которая получила неограниченные полномочия: от ареста и следствия до вынесения приговора и его исполнения.

    В 1922 году ВЧК была упразднена, вместо неё был создан единый общественный орган - Объединенное Государственное политическое управление (ОГПУ). При ОГПУ создается Главное управление милиции, а также судебная коллегия. Для рассмотрения особо опасных для советской власти политических преступлений в период становления советской судебной системы создавались революционные трибуналы.

    С созданием новой судебной системы были упразднены прежние органы юстиции: окружные суды, судебные палаты, Правительствующий сенат, прокуратура, институты судебных следователей, присяжных поверенных и частных адвокатов.

    Вместе с тем постепенно создавалась новая судебная система, первоначально сформулированная в трех декретах о советском суде. Декретом о суде №1 окончательно ликвидирована система общего и военного суда. Взамен были учреждены выборные народные суды. Декрет о суде №2 учреждал окружные суды для решения гражданских и уголовных дел. Вводился кассационный порядок обжалования решений и приговора суда. Декрет о суде №3 внес изменения в подсудность народных судов. В их ведении остались уголовные дела, за исключением дел о наиболее тяжких преступлениях (убийство, разбой, бандитизм, изнасилование, взяточничество, спекуляция, фальшивомонетничество). Кассационной инстанцией определялся учреждаемый по декрету Кассационный народный суд в городе Москве.

    Таким образом, первыми итогами становления советской судебной системы стали революционные трибуналы и системы общих (народных) судов. Революционные трибуналы рассматривали политические дела и приравненные к ним наиболее тяжкие преступления экономического характера, военного суда, а народные суды заменили собой систему досоветского общего суда и института мировых судей.

    В 1922 - 1924 годах была осуществлена судебная реформа Официальный Интернет-сайт Верховного Суда Российской Федерации. URL: http://www.vsrf.ru. В РСФСР создавалась единая, своеобразная судебная система, не признававшая как независимую судебную власть, так и систему разделения властей. Советская судебная система состояла из четырех звеньев:

    Народный суд в составе постоянного народного судьи;

    Народный суд в составе постоянного народного судьи и двух народных заседателей;

    Губернский суд;

    Верховный суд РСФСР и его коллегии.

    Наряду с единой системой народных судов в РСФСР создавались специальные суды: военные трибуналы, военно-транспортные трибуналы, трудовые сессии народных судов, земельные комиссии, арбитражные комиссии. Становление судебной системы сопровождалось появлением советских кодексов.

    2) История советского суда в 1930 - 1941 годы

    Образование СССР, изменение административно-территориального устройства вносили новшества в систему судоустройства. Произошла реорганизация органов юстиции. Упразднялись окружные суды и прокуратуры органов, определялась структура органов юстиции по территориальному признаку.

    В 1938 году Верховный совет СССР принял Закон о судоустройстве СССР, союзных и автономных республик. Закон определял, что правосудие в СССР осуществляется Верховным Судом СССР, Верховными Судами союзных или автономных республик, краев, областей, окружными или специальными судами, народными судами в соответствии с компетенциями, отнесенными Законом к их ведению. Верховный Суд СССР являлся высшим судебным органом, избирался на пятилетний срок. На него возлагался надзор за судебной деятельностью всех судебных органов на территории СССР.

    Однако положения Закона о судоустройстве систематически нарушались, выходила масса подзаконных актов, прямо ему противоречащих. К 1941 году в основных чертах сложилась советская система правосудия, её основной чертой была репрессивная сущность.

    3) Суд и процесс в СССР в годы Великой Отечественной войны

    С началом войны произошли значительные изменения в судоустройстве и процессуальном праве. Кардинальность данных изменений была обусловлена чрезвычайными условиями, с которыми столкнулась страна. Учреждались военные трибуналы в местностях, объявленных на военном положении, и в районах военных действий. В период войны действовали военные трибуналы Красной армии и ВМФ, войск НКВД, железнодорожного и водного транспорта. Суды общей юрисдикции на прифронтовых территориях преобразовывались в военные трибуналы, так же как и в городах в период нахождения на осадном положении. Военные трибуналы получали широкие полномочия. В их компетенции находились преступления, совершенные не только военнослужащими, но и гражданским населением в прифронтовых районах, если в составе преступлений фигурировали нарушение общественного порядка, хищения, уклонение от воинской службы, повинностей и др. По Положению о военных трибуналах в них устанавливался ускоренный и упрощенный порядок рассмотрения дел с ограничением процессуальных гарантий подсудимого.

    Дела о преступлениях лиц, обвиняемых в предательстве, рассматривались военно-полевыми судами оперативно (в течение 48 часов с момента поступления в суд), в упрощенном порядке, публично, и приводились в исполнение по истечении 72 часов История суда России: учебное пособие. - М.: Проспект, 2013. - С. 111..

    Во второй период войны (1944 - 1945 годы) начинается постепенное восстановление советского суда.

    4) Советский суд послевоенного времени 1945 - 1953 годы

    Советский народ и государство, судебная система с окончанием войны возвращались к мирной жизни. В регионах страны и на транспорте отменялось военное положение, вновь вводилось довоенное законодательство. Военные трибуналы постепенно прекращали свою деятельность, восстанавливалась их подсудность в соответствии с законами мирного времени, на транспорте трибуналы преобразовывались в линейные и окружные суды.

    В 1946 году для повышения роли советского правосудия Верховный Совет СССР принял Закон о присвоении Прокурору СССР наименование Генерального Прокурора СССР. Так же было ЦК ВКП(б) принял решение о юридическом образовании в СССР - качественное юридическое образование и постоянное повышение квалификации юристов должны были способствовать укреплению советской законности и повысить позитивный имидж советской юстиции.

    5) Советский суд в 1953 - 1991 годы

    Либерализация общественной жизни осуществлялась путем совершенствования законодательства. В 1958 году были приняты Основы уголовного законодательства, на базе которых формировались кодексы союзных республик. В актах упразднялось понятие «враг народа», повышается возраст уголовной ответственности, судебные заседания становятся открытыми.

    Согласно Положению о Верховном Суде СССР от 1957 года этот суд мог проверять любое дело, предварительно рассмотренное Верховным Судом союзной республики. Коллегии и Пленум Верховного Суда СССР вправе были рассматривать протесты на решения, приговоры, определения и постановления Верховных Судов союзных республик лишь в случае противоречия их союзному законодательству или нарушения ими интересов других союзных республик. При рассмотрении гражданских и уголовных дел коллегии применяли в т.ч. законы той союзной республики, где возникал спор о гражданском праве или где было совершено преступление.

    В 1958 году были приняты Основы законодательства о судоустройстве СССР, союзных и автономных республик. Основы определяли, что только суд осуществляет правосудие в СССР. Важнейшим направлением в деятельности органов суда были предупреждение правонарушений, ликвидация преступности и причин, её порождающих. Предусматривалось упразднение участковой системы народных судов, её замена единым народным судом района или города. Срок полномочий судей был увеличен до пяти лет. Была установлена подотчетность народных судей перед избирателями, а вышестоящих судов - перед соответствующими Советами. Предусматривалось образование Пленумов в составе верховных судов союзных республик и возможность образования Президиумов этих судов.

    В 1977 году была принята новая Конституция СССР. Она, в том числе, определяла судебную систему СССР. В соответствии со ст. 151 правосудие в СССР осуществлялось только судом. В СССР действовал Верховный Суд СССР, Верховные Суды союзных республик, Верховные Суды автономных республик, краевые, областные, городские суды, суды автономных областей, суды автономных округов, районные (городские) народные суды, а также военные трибуналы в Вооруженных Силах. Верховный Суд СССР наделялся полномочиями высшего судебного органа СССР и компетенцией осуществления надзора за судебной деятельностью судов СССР, а также судов союзных республик в пределах, установленных законом. Организация и порядок деятельности Верховного Суда СССР определялся Законом о Верховном Суде СССР.

    Основополагающие принципы деятельности суда, арбитража, прокуратуры, адвокатуры в новых условиях получили закрепление в принятых в 1979 году Законах о Верховном Суде СССР, о прокуратуре СССР, о государственном арбитраже в СССР, об адвокатуре в СССР.

    В 1980 году в соответствии с Конституцией СССР были внесены изменения в Основы Законодательства о судоустройстве СССР и союзных республик. Советскую судебную систему составляли общественные суды и суды союзных республик. Общественные суды - это Верховный Суд Союза ССР и военные трибуналы. Верховный Суд СССР - высший судебный орган в системе органов правосудия. Он действовал в составе: Пленума, судебной коллегии по гражданским делам, судебной коллегии по уголовным делам и военной коллегии.

    Основным звеном судебной системы являлся районный (городской) народный суд. Он непосредственно и постоянно связан с населением. Им рассматривалось подавляющее большинство гражданских и уголовных дел. Народный суд всегда являлся только судом первой инстанции, ибо полномочен был разрешать дела впервые, действовал в составе народного судьи и двух народных заседателей. Все вышестоящие суды могли быть судами первой инстанции по делам, отнесенным к их компетенции, но они являлись и судами второй, кассационной, инстанции, когда проверяли законность и обоснованность вынесенного судом первой инстанции решения или приговора, не вступившего в законную силу.

    Неофициальным судом в СССР были товарищеские суды. Несмотря на свой неофициальный статус, они имели большое позитивное воспитательное значение. Товарищеские суды избирались, как правило, коллективами больших предприятий и учреждений и действовали на общественных началах.

    Большое число законодательных изменений происходило в годы перестройки. В период с 1987 по 1991 годы было принято более 100 законов, указов, постановлений. Однако с распадом СССР в 1991 году судебная система и право бывших советских республик стали развиваться самостоятельно, всё больше отдаляясь друг от друга. Формирование же суда современной России открывает новый период в тематике истории отечественного государства и права История суда России: учебное пособие. - М.: Проспект, 2013. - С. 149..

    Судебно-правовая система в СССР часто давала сбои. Нередко вместо тех, кто должен был реально понести наказание, арестовывали и казнили невиновных или не связанных с конкретным преступлением людей.

    Почему происходило то, стоило некоторым людям жизней? Причина кроется в том, как работал судебно-правовой механизм. Система планирования в Советском Союзе требовала закрытия определенного количества уголовных дел за отчетный период.

    Преступления, которые не раскрывались длительное время, привлекали особо пристальное внимание высшего руководства МВД. Если же дело было из разряда громких, взволновавших широкую общественность, то за ним следило уже партийное руководство.

    Чтобы не получить по шапке за «висяки», не лишиться возможности продвижения по службе и наград, следователи делали все мыслимое и немыслимое, разыскивая реальных преступников. Когда же это не получалось, они «вешали» эти нераскрытые преступления на более-менее подходящих кандидатур.

    Только с 1962-го по 1990 годы в СССР были казнено порядка 21 000 человек. Но сколько из них были виновны на самом деле? Признание выбивалось порой физическими методами. На отдельные факты, свидетельствовавшие о непричастности подозреваемого к преступлению, умышленно закрывали глаза.

    Вор должен сидеть в тюрьме!

    «Витебский маньяк» Геннадий Михасевич совершил свое первое убийство в 1971 году. По этому делу за восемь лет, что велось следствие, были осуждены 14 человек. Убийства не рассматривались как серийные. За решеткой оказывались люди, у которых не было алиби, либо случайно связанные с жертвами или местом, где обнаруживали тела.

    Так, на десять лет был осужден некто Глушаков, давший ложные показания под влиянием угроз. В 1979 году за убийство девушки были осуждены любовники Николай Тереня и Людмила Кадушкина. Тереню приговорили к расстрелу. Кадушкина же оговорила себя и своего приятеля и получила всего 15 лет за «чистосердечное» признание.

    В случае с Тереней и Кадушкиной просматривается закономерность, характерная для многих расследований того времени. В первую очередь, дело «шили» тем, кто не отличался законопослушностью и не был достойным представителем советского общества. Николай и Людмила были неоднократно судимы и попались на краже. Заодно им «прицепом» добавили еще и убийство. Это была прекрасная возможность для следователей повысить процент раскрываемости. От этого зависело начисление премий.

    И вор, и псих

    В деле еще одного маньяка, Николая Фефилова, тоже есть невинно пострадавший вор - Георгий Хабаров, только вышедший из тюрьмы. Его взяли в качестве подозреваемого потому, что он ухаживал за одной из жертв Фефилова. Михаил, как Тереня и Кадушкина, любил выпить и нигде не работал. Более того, он страдал олигофренией.

    По умолчанию следователи решили, что нормальный человек не будет насиловать и убивать девушек. Значит, виноват человек с психическими отклонениями. Георгий был приговорен к высшей мере наказания - расстрелу.

    Михаил Титов – еще один из тех, кого обвиняли в фефиловских убийствах девушек. Он тоже состоял на учете в психоневрологическом диспансере. О том, как следователи пытались получить его признание, красноречиво говорит то, что он скончался в тюремной больнице через полтора месяца после ареста от переломов костей, разрывов и кровоизлияний внутренних тканей и органов. Начальника СИЗО был уволен, никаких уголовных дел в отношении него не возбудили.

    По аналогии

    Александр Кравченко был расстрелян за убийства, совершенные Андреем Чикатило. Кравченко отсидел перед этим шесть лет за то, что в Херсонской области совершил изнасилование и убийство несовершеннолетней, и вышел на свободу в 1976 году. В 1978-м в Херсоне был найден женский труп. Поскольку, в первую очередь, следователи отрабатывали версии с рецидивистами, а Кравченко жил неподалеку от места преступления, он опять попал под подозрение.

    Интересно, что Кравченко сразу не арестовали - его алиби подтвердила жена. Это произошло лишь месяц спустя. Александра поймали на краже: ворованные вещи были найдены в его доме, он не отказывался от содеянного преступления. А через несколько дней после ареста он взял на себя и убийство и был приговорен к высшей мере наказания. Жена тоже изменила показания - ее припугнули, что она пойдет как соучастница убийства.

    Несколько раз Кравченко подавал апелляции, но суды разных инстанций возвращали дело на доследование, заменяли высшую меру на 15 лет строгого режима. В итоге приговор в июле 1983 года был приведен в исполнение, ведь нужно было закрыть дело.

    Избиения, угрозы, издевательства и унижения, которым подвергались подследственные в СИЗО, вынуждали их клеветать на самих себя. А настоящие преступники в это время продолжали творить беззаконие, пользуясь несовершенством судебно-правового механизма в СССР.

    «Вышка» за капитал

    Человек развитого социализма не должен думать о своем благосостоянии. Капиталистические наклонности наказывались в СССР по всей строгости закона, а он был суров. И правительство не брезговало само пойти на преступление ради того, чтобы продемонстрировать всю суровость законодательства.

    Именно таким показательным делом стал в 1961 году процесс валютчиков Рокотова и Файбишенко. При задержании у Рокотова изъяли 12 кг золотых слитков, 440 золотых монет, ювелирные украшения, которые он прятал в камере хранения на Ленинградском вокзале. Файбишенко же в момент ареста при себе имел 148 золотых английских фунтов, а дома, в ножке платяного шкафа, у него обнаружили валюту почти на 500 000 рублей.

    В соответствии с действующим на тот момент законодательством махинаторам дали восемь лет тюрьмы. Однако Н. С. Хрущев потребовал ужесточения меры. Рокотову-Косому, Файбишенко-Червончику и еще одному крупному валютчику - Яковлеву-Дим Димычу - мера пресечения была изменена на высшую, хотя в Уголовном кодексе было указано, что закон не имеет обратной силы и текущие изменения в законодательстве не влияют на ранее вынесенный приговор. Яковлев, получивший посылку из Финляндии с контрабандной партией золотых часов, тоже попал под «акцию», несмотря на то что активно сотрудничал со следствием и был болен туберкулезом. Всех троих расстреляли, мотивируя это волей народа.

    Такую вопиющую несправедливость нельзя назвать ошибкой - все трое преступили действующие нормы законодательства - однако этот случай наглядно демонстрирует, почему в СССР никто не верил в справедливый суд и почему встреча с милицией не сулила ничего хорошего.

    А. Общие положения

    В чем состоят содержание и цели правосудия в Советском государстве? Советское правосудие - специфическая форма деятельности государства. Именем Советского государства эту функцию выполняет суд.

    Суд осуществляет правосудие только на основе закона и в соответствии с социалистическим правосознанием. К компетенции суда относится рассмотрение в судебных заседаниях уголовных и гражданских дел, а также дел об административных правонарушениях.

    Советское правосудие призвано охранять от всяких посягательств государственный и общественный строй СССР, экономическую основу нашей страны, а также конституционные права и охраняемые законом интересы советских граждан, права и законные интересы государственных учреждений, предприятий, колхозов, кооперативных и иных общественных организаций. Задача правосудия заключается в обеспечении точного и неуклонного исполнения законов всеми учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами СССР.

    Советское правосудие должно гарантировать незыблемость социалистической законности, способствовать процессу предупреждения и искоренения правонарушений, воспитывать граждан в духе глубокого уважения к закону.

    Правосудие в СССР осуществляется на началах равенства граждан перед судом и законом, независимо от их служебного положения, национальной и расовой принадлежности, вероисповедания. Характерной особенностью советского правосудия являются законность, справедливость, воспитание.

    Как функционирует советский суд? Высшим судебным органом государства является Верховный Суд СССР. На территории Украинской ССР правосудие осуществляют суды республики или Верховный Суд СССР. В первом случае решения, определения и приговоры выносятся именем Украинской ССР, во втором - именем Союза ССР. Советские судьи независимы и подчиняются только закону.

    Судебная система Украинской ССР действует в соответствии с административно-территориальным делением республики. Она состоит из районных (городских) народных судов, областных судов и Верховного Суда УССР.

    Главное звено судебной системы-районные (городские) народные суды, на которые приходится основной объем работы. Они образуются на принципах самого широкого демократизма - избираются тайным голосованием непосредственно населением района (города) на основе общего, равного, прямого избирательного права Народные суды обязаны систематически отчитываться о своей работе перед избирателями. Избиратели могут досрочно отозвать судью, если он не оправдал их доверия.

    Областные суды избираются областными Советами депутатов трудящихся. Верховный Суд УССР - Верховным Советом УССР, Верховный Суд СССР- Верховным Советом СССР.

    Рассмотрение дел в суде производится коллегиально. Судебная деятельность состоит: а) из рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях гражданских дел по спорам, затрагивающим права и интересы граждан, государственных предприятий, учреждений, колхозов, кооперативных и иных общественных организаций; б) из рассмотрения в судебных заседаниях уголовных дел и применения установленных законом мер наказания к лицам, виновным в совершении преступления, либо оправдания невиновных.

    Язык судопроизводства в нашей стране избирается с учетом территориально-национального признака, с обеспечением для лиц, не владеющих языком большинства, полного ознакомления с материалами дела через переводчика, а также права выступать в суде на родном языке. В Украинской ССР судопроизводство ведется на украинском языке.

    Разбирательство дел во всех судах открытое Исключения в установленном порядке допускаются в таких случаях: если затрагиваются интересы охраны государственной тайны; по делам о преступлениях лиц, не достигших 16-летнего возраста; по делам о половых преступлениях; по просьбе сторон, если в судебном заседании должна идти речь об интимных сторонах их жизни. Однако приговор всегда провозглашается публично.

    Назначение советского суда состоит в укреплении социалистической законности, предупреждении правонарушений и преступлений, в укреплении авторитета советского закона На суд возложена почетная задача борьбы с противоправными, антиобщественными явлениями. Советский суд активно участвует в процессе.правового коммунистического воспитания граждан Союза ССР.

    (Конституция Союза ССР; Конституция Украинской ССР; Основы уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик, «Ведомости Верховного Совета СССР», 1959, № 1; УПК УССР; ГПК УССР).

    В чем состоят судебные издержки, кому и как возмещаются расходы, связанные с явкой по вызову в суд? Судебные издержки состоят: 1) из сумм, выданных и подлежащих выдаче свидетелям, потерпевшим, экспертам, переводчикам и понятым; 2) из сумм, израсходованных иа хранение, пересылку и исследование вещественных доказательств; 3) из иных расходов, понесенных органами дознания, следствия и судом при производстве по делу.

    Закон предусматривает возмещение свидетелям, потерпевшим, экспертам, переводчикам и понятым расходов, связанных с явкой по вызову в органы дознания, следствия, прокуратуры и суда. За этими лицами сохраняется средний заработок по месту работы за время, затраченное в связи с явкой по вызову.

    Если же явка по вызову состоялась в нерабочее время, то оплата не производится. Перечисленным лицам начисляется средний заработок на основании повестки, на которой делается отметка о явке с указанием времени, которое фактически было затрачено в связи с вызовом. Это правило не распространяется на обвиняемых или подсудимых.

    Свидетелям, потерпевшим, экспертам, переводчикам и понятым возмещаются также расходы, связанные с явкой в Органы дознания, следствия, прокуратуры и суда. Возмещение состоит в оплате стоимости: а) проезда к месту вызова и обратно; б) найма жилого помещения по месту вызова; в) суточных. Проезд оплачивается лицам, проживающим в другом населенном пункте, по стоимости билета в автобусах, а также по тарифам жесткого вагона (иа железной дороге) или III класса (на водных путях). В случае необходимости орган, производящий вызов, может разрешить пользование авиационным транспортом с последующей оплатой. Если транспорт предоставляется бесплатно, то проезд не оплачивается. Оплату производит орган, в распоряжение которого лицо вызвано, по предъявлении подтверждающих документов (билетов), которые являются также основанием для обратного проезда.

    Наем жилого помещения оплачивается в том случае, если лицо в связи с вызовом находится в населенном пункте свыше суток или приехало по вызову в ночное время. Оплата производится иа основании квитанции о фактической стоимости жилья, но ие выше специально устанавливаемого предела (в г. Киеве - не более 1 руб. в сутки; в областных центрах, а также в городах областного и республиканского подчинения - не более 70 коп.; в других населенных пунктах республики - 50 коп.). Суточные начисляются, если лицо в связи с вызовом находилось свыше 24 часов в другом населенном пункте, в сумме 50 коп. за сутки. При этом день приезда и день отъезда оплачивается из расчета как за одни сутки.

    Эксперты и переводчики имеют право иа специальную оплату за проведение экспертизы или перевода, если выполнение этой работы ие входило в их обязанности по службе.

    Военнослужащим, а также лицам начальствующего состава войск и органов МВД СССР и Комитета государственной безопасности при СМ СССР расходы возмещаются в особом порядке по требованию соответствующих органов и воинских частей. Если лица ие являются рабочими или служащими, то им начисляется вознаграждение за отрыв от своих занятий в размере ие выше среднего заработка работников аналогичной квалификации.

    Оплата расходов за хранение, пересылку и исследование вещественных доказательств производится в устаиовлеином порядке.

    Под иными расходами, понесенными органами дознания, следствия и суда при производстве по делу, понимаются все расходы, связанные с вызовом специалистов для определения стоимости описанного имущества обвиняемого, воспроизводством обстановки и обстоятельств события и т. д. В судебные издержки не включаются затраты: на выезд состава суда, государственного обвинителя и секретаря судебного заседания на место слушания дела; зарплата перечисленных лиц; канцелярские расходы и т. п. Возмещение судебных издержек законом возложено на осужден-» J ных. При признании подсудимого виновным суд постановляет взыс-

    і кать с него судебные издержки. Если же по делу имелось несколько

    і виновных, то суд при установлении сумм возмещения принимает во

    внимание степень вины и имущественное положение каждого из них. Суд имеет право возложить судебные издержки и на тех подсуди- I мых, которые признаны виновными, но были освобождены от нака

    зания. Если дело было прекращено в связи с примирением в установленном порядке потерпевшего с обвиняемым, то судебные издержки могут быть возложены на одного из них или на обоих.

    Как возмещаются народным заседателям, общественным обвинителям и общественным защитникам, а также адвокатам расходы, связанные с выполнением их обязанностей в суде? При выполнении народными заседателями, общественными обвинителями и общественными защитниками предусмотренных законом функций в суде действует система правил, гарантирующих их материальные интересы. За перечисленными лицами сохраняется средний заработок по месту работы за время, фактически затраченное в суде В тех случаях, когда они не являются рабочими и служащими, им производится оплата из расхода I руб. за каждый день участия в работе суда. Если же народный заседатель временно исполняет обязанности судьи, а его оклад ниже оклада народного судьи, то он получает из средств суда соответствующую доплату. В тех случаях, когда он не является рабочим или служащим, ему начисляется судом зарплата, установленная для судьи. Народным заседателям, общественным обвинителям и общественным защитникам возмещаются расходы в связи с переездом (стоимость билетов и жилья, суточные) в специально предусмотренных размерах.

    Адвокатам оплата труда производится в особом порядке - через юридическую консультацию. В тех же случаях, когда адвокат назначается судом, оплата его труда может включаться в судебные издержки.