Процедура наблюдения при банкротстве юридического лица срок. Как проходит процедура банкротства

Процедура несостоятельности наблюдение является единственной обязательной стадией, которая проводится первой при инициировании процедуры банкротства. Назначена она может быть только решени ем Арбитражного суда. Порядок её проведения определен ФЗ №127, который был принят в 2002 году.

Этот этап несостоятельности юридического лица необходим для обеспечения сохранности активов должника. Кредиторам предоставляется время для принятия взвешенного решения о дальнейшем порядке действий в процедуре банкротства юридического лица, определенных действующим законодательством. Обязательным в этот период является проведение инвентаризации активов должника. На основе полученных в ходе неё фактических данных составляется реестр имущества.

Получить полную картину о глубине экономического положения дел в компании, стоящей на грани банкротства, помогает наблюдение за её финансовой устойчивостью и платежеспособностью. Обязанность по проведению данного анализа возлагается на внешнего управляющего. На основе полученных результатов вырабатывается стратегия вывода должника из кризисного состояния.

В процессе стадии несостоятельности наблюдения юрлица предпринимаются различные меры по взысканию дебиторской задолженности. Собрание кредиторов и учредителей хозяйствующего субъекта в этот период определяется с вариантом вывода должника из кризисного состояния или принимает решение о его ликвидации.

Цель процедуры

Основная цель этапа наблюдения - обеспечение сохранности активов хозяйствующего субъекта. Вместе с инвентаризацией имущества в этот период проводится сверка расчетов и составляется реестр кредиторов. Предоставленное должнику время в период наблюдения может быть использовано им для погашения его финансовых обязательств.


Данная стадия несостоятельности выполняет роль подготовительного этапа перед началом возможного финансового оздоровления банкрота. Главная её задача - недопущение дальнейшего ухудшения экономической ситуации хозяйствующего субъекта и наращивания объема долговых обязательств.

Срок процедуры

Закон ограничивает срок проведения процедуры семью месяцами . Отсчет начинается с момента принятия решения судом о назначении наблюдения за юридическим лицом. Начальная процедура несостоятельности может быть прервана на стадии её проведения. Ходатайствовать об этом перед судом может собрание кредиторов. Оно должно созываться управляющим для подведения промежуточных итогов состояния дел должника.

На собрании принимаются решения о дальнейших действиях по отношению к банкротящемуся юридическому лицу. По ходатайству кредиторов Арбитражный суд может назначить конкурсное производство, признать должника банкротом или утвердить мировое соглашение.

Временный управляющий

На период проведения процедуры наблюдения суд назначает временного управляющего. Он наделен исключительными полномочиями. В тех случаях, когда во время заседания суда не удается выбрать кандидата на должность временного управляющего, слушание дела о его назначения может быть перенесено. Повторное заседание н азначается не поз днее 15 календарных дней после первого слушания .

Решение суда о назначении временного управляющего вступает в силу с момента его принятия. Временный управляющий не позднее 10 рабочих или 15 календарных дней после принятия решения обязан разместить об этом сообщение в средствах массовой информации .

Согласно действующему законодательству, это может быть газета «КоммерсантЪ» иди электронные СМИ. Персональные письма с уведомлением о назначении судом процедуры наблюдения направляются в ФНС, ФССП, ФСС и банки, в которых у должника открыты счета. Оспорить назначение процедуры несостоятельности по отношению к юридическому лицу можно только в судебном порядке. Без решения суда прерывать наблюдение нельзя.

Назначение временного управляющего не заменяет собой руководство компании банкрота. Без его визы нельзя подписывать договоры с поставщиками, привлекать заемные средства и оплачивать текущие счета, оформлять имущество в залог или отчуждать его. Самостоятельно руководство юридического лица имеющего задолженность может совершать только сделки, сумма которых не превышает 5% от общей стоимости имущества, находящегося на балансе. В течени е 3 дней оно обязан о предоставлять внешнему управляющему запрашиваемую им любую документацию, связанную с деятельност ью компании .

От своего имени на стадии наблюдения временный управляющий может обращаться в Арбитражный суд с требованиями о признании недействительными различных видов сделок и принятых ранее решений. Такое право дают ему статьи 63 и 64 ФЗ №127.

Текущие платежи

Назначение процедуры наблюдения не является поводом и причиной для приостановления хозяйственной деятельности компании должника. Без активной её работы невозможно выйти из кризисного состояния. Каждый день в ходе работы возникает потребность оплаты текущих расходов. Они не включаются в общий реестр кредиторов и оплачиваются в обычном порядке.

В настоящее время действующее законодательство не выделяет отдельно текущие платежи в процедуре наблюдения и конкурсном производстве. Взыскать их можно в рамках исполнительного производства.

Последствия процедуры наблюдения

Последствия введения процедуры наблюдения наступают сразу же после принятия судом решения о её назначении. Они определены статьей 63 ФЗ №127. С момента введения наблюдения имеющее долги юрлицо утрачивает свое право на любые преобразования гражданско-правовой формы, слияние или разделение. Все претензии по долгам кредиторов могут быть предъявлены с наступлением процедуры только в соответствии с порядком, установленным статьей 134 ФЗ №127.

Все ранее изданные приказы о взыскания имущества должника теряют юридическую силу. В период стадии наблюдения снимаются обременения на имущество, наложенные в рамках исполнительного производства. Работа судебных приставов на этом этапе банкротства прекращается. В этот период несостоятельности все кредиторы должны успеть подать заявление в суд о внесении их в реестр, согласно которому и будут погашаться их финансовые и имущественные претензии.

Процедура банкротства требует очень точного соблюдения сроков, определенных законом. Кредиторы должны успеть предъявить свои требования должнику не позднее 30 дней с момента принятия решения судом о введении процедуры. Срок принятия возражений по поводу требований кредиторов определен в 15 календарных дней с момента их предъявления. На этом этапе кредиторы вместе с временным управляющим являются центром принятия решений. Мнение учредителей компании банкрота в этой ситуации не является определяющим.

Нельзя гасить задолженность путем взаимных расчетов в обход утвержденного судом графика погашения. Новые аресты имущества юридического лица проводятся только в рамках установленном законом порядке. Замораживаются выплаты дивидендов. Запрещается продажа долей и имущества банкрота. Накладывается мораторий на начисление пени и штрафов за просрочку платежей.

Как и на основании каких законодательных актов проводится процедура наблюдения при банкротстве юридического лица? Какие цели и задачи преследуются введением этого обязательного этапа? Как долго осуществляется наблюдение и кем именно? Обо всех юридических нюансах рассказано далее.

Что такое процедура наблюдения при банкротстве

Глобальные кризисы в экономике страны, а также неправильная управленческая политика зачастую приводят к тому, что предприятие нарушает сроки исполнения обязательств по платежам перед кредиторами, включая государство. Если долги просрочены в течение более 3 мес., а их совокупный размер превышает 300000 руб., собственники предприятия (кредиторы или уполномоченные органы) вправе обратиться в суд с исковым заявлением о признании должника банкротом, то есть неплатежеспособным.
Нормативное регулирование процедуры банкротства в РФ осуществляется посредством федерального Закона № 127-ФЗ от 26.10.02 г. Именно здесь определены основные признаки несостоятельности, обязательные этапы банкротства юрлиц и прочие основополагающие моменты. Независимо от причин, повлиявших на финансовое состояние компании, рассмотрением дел о неплатежеспособности занимается арбитражный суд.

Процедура внешнего наблюдения вводится в случае, если требования заявителя признаются обоснованными (п. 6 ст. 42 , п. 3 ст. 48 , п. 1 ст. 62 № 127-ФЗ). При этом представленные доводы и доказательства считаются достаточно вескими для инициирования процесса несостоятельности. Само название первого и важнейшего этапа признания неплатежеспособности указывает на суть мероприятия.
Предварительное наблюдение при банкротстве осуществляется в целях сохранения активов организации-должника, проведения тщательного анализа его материального положения, информирования заинтересованных лиц и подготовки всех обязательных документов по кредиторским требованиям. Эта процедура является неизбежной, помогает выявить скрытые потенциалы предприятия (без необходимости осуществления незамедлительных расчетов по обязательствам) и дает шанс на восстановление нормальной коммерческой деятельности.

Обратите внимание! В процессе наблюдения фирма продолжает функционировать в текущем режиме, за исключением проведения следующих действий. Запрещается перепродавать акции и выпускать ценные бумаги; осуществлять реорганизацию правовой структуры; открывать филиалы и ОП; изменять состав учредителей; расплачиваться по дивидендам с акционерами/участниками; проводить крупные имущественные сделки (на сумму более 5 % от стоимости активов по балансу).

Как происходит введение процедуры наблюдения

Если в отношении должника введена процедура наблюдения, прежде всего, в соответствии со ст. 2 № 127-ФЗ назначается арбитражным судом временный управляющий для оценки финсостояния должника и проведения первого собрания непосредственных кредиторов. Внутренний порядок работы фирмы не меняется: директора и собственники бизнеса от исполнения своих обязанностей не отстраняются, но ограничиваются права ответственных руководящих лиц и учредителей. В некоторых ситуациях придется согласовывать ряд решений с временным управляющим.

Итак, как вводится процедура наблюдения? В результате признания арбитражем заявления обоснованным (п. 1 ст. 62 № 127-ФЗ) выносится решение о применении наблюдательного этапа. Продолжительность устанавливается с учетом требований ст. 51, то есть не дольше срока рассмотрения дел о неплатежеспособности, а именно 7 мес. со дня поступления в суд соответствующего заявления. В судебном документе (решении) о применении наблюдения обозначаются следующие сведения:

  • Назначение кандидатуры управляющего.
  • Объем жалования арбитражного (временного) управляющего и конкретные источники финансирования зарплаты.
  • Подтверждение целесообразности инициирования банкротства в связи с правомерностью кредиторских требований.

Обратите внимание! Если суд не может найти подходящую кандидатуру для назначения временного управляющего, может вводиться отсрочка, но не дольше, чем на 15 дн. Если же кандидатура не представлена более 3 мес., арбитражным судом производство прекращается (п. 9 ст. 45 № 127-ФЗ).

Из чего состоят права и обязанности независимого внешнего управляющего:

  • Направлять в арбитраж требования о недействительности сделок, заключенных компанией-должником с нарушениями.
  • Выявлять кредиторские требования и оспаривать их, в т.ч. по причине пропуска искового срока.
  • Уведомлять всех кредиторов о принятии наблюдения.
  • Вести документальный реестр требований в части общей суммы долгов и отдельно взятых обязательств с определением доли каждого.
  • Участвовать в судебных заседаниях.
  • Принимать все возможные для сохранности активов должника меры.
  • Ходатайствовать об отстранении от занимаемых должностей руководящих лиц должника.
  • Получать любые сведения, включая конфиденциальные, о финансово-хозяйственной деятельности должника и осуществлять предоставленные Законом № 127-ФЗ федеральные полномочия.
  • Созывать и проводить кредиторское собрание.
  • Предоставлять суду по установленной форме отчетность о работе, включая протоколы собрания кредиторов со всеми приложениями.
  • Обосновывать вероятность восстановления нормальной платежеспособности должника и необходимость проведения последующих этапов процедуры банкротства.

Какие ограничения действуют для должника при проведении наблюдения:

  • По любым сделкам с имущественными объектами должника совокупной стоимостью от 5 % от балансовой величины активов на день введения наблюдательного этапа (п. 2 ст. 64).
  • По сделкам, целью которых является предоставление или получение займов, гарантий, поручительств, доверительное управление имуществом, уступка прав требования, перевод долговых обязательств (п. 2 ст. 64).
  • По юридическим изменениям правовой формы бизнеса в связи с любыми реорганизационными или ликвидационными мероприятиями (п. 3 ст. 64) .
  • По созданию других юрлиц, представительств должника и/или филиалов (п.3 ст. 64).
  • По распределению чистой прибыли или выплате дивидендов участникам должника или его учредителям (п. 3 ст. 64).
  • По размещению эмиссионных ценных бумаг и облигаций, кроме акций (п. 3 ст. 64).
  • По выкупу уже размещенных акций и выходу учредителей/участников из собрания (п. 3 ст. 64).
  • По заключению договоров типа простого товарищества (п. 3 ст. 64).
  • По участию в различных объединениях юрлиц типа ассоциаций, холдингов, союзов и др. (п. 3 ст. 64).

Обратите внимание! Согласно ст. 68 № 127-ФЗ опубликование сообщения о введении этапа наблюдения проводится временным управляющим, но уведомление работников должника, его учредителей и собственников УП выполняется непосредственно руководителем. При этом дата созыва первого кредиторского собрания (минимально назначается за 10 дн. до завершения наблюдения) назначается также управляющим с одновременной рассылкой оповещений заимодателям.

По итогам первого собрания и на основании представленных отчетов управляющего в арбитраж передаются все документы, после рассмотрения которых суд принимает окончательное решение. Вариантов существует два - прекращение процедуры неплатежеспособности или переход к следующему возможному этапу. В любой момент допускается заключение мирового соглашения по взаимному согласию сторон.

Главные плюсы и минусы наблюдения

Проведение вспомогательного наблюдательного этапа несет как свои достоинства, так и недостатки. Прежде всего, судебные органы могут юридически верно оценить причины инициирования банкротства, рассмотрев достоверную информацию о материальном положении компании. В свою очередь должник получает гарантии неприкосновенности активов, находясь под защитой государства. С другой стороны, хоздеятельность приостанавливается, сделки ограничиваются, а стоимость бизнеса существенно снижается.

В каждом отдельном случае есть свои плюсы и минусы, которые надо оценивать в целом с учетом конкретики предприятия. Здесь может помочь аудиторская процедура наблюдения - представляет собой экспертную оценку текущего состояния дел организации. Формально именно на этой предварительной стадии делаются первые попытки привести стороны процесса к компромиссу, который бы устроил всех участников и позволил бы избежать дальнейших длительных мероприятий признания должника официальным банкротом.

ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) » от 26.10.2002 №127-ФЗ (в редакции от 18.12.2006 №231-ФЗ).

Процедура наблюдения вводится по результатам рассмотрения обоснованности требований заявителя (кредитора) к должнику, за исключением случаев возбуждения дела по заявлению должника, когда наблюдение вводится с даты принятия этого заявления арбитражным судом к своему производству. В процессе наблюдения проводится анализ финансового состояния должника , определяется стоимость его имущества, осуществляется инвентаризация, выявляются кредиторы. Основная цель этой процедуры - установить, действительно ли должник не в состоянии удовлетворить требования кредиторов или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в полном объеме на момент принятия арбитражным судом заявления о банкротстве. Данная процедура позволяет, с одной стороны, определить фин. состояние должника, с другой - сохранить его имущество.

Наблюдение проводит временный управляющий, по итогам этой процедуры он должен представить собранию кредиторов и арбитражному суду наиболее полные сведения о должнике: наличие или отсутствие признаков банкротства, возможность расплатиться с кредиторами до заседания арбитражного суда и т.д. Кроме того, именно анализ финансового состояния должника дает временному управляющему возможность установить наличие признаков фиктивного или преднамеренного банкротства. Ведь может оказаться и так, что у должника имеется дебиторская задолженность, взыскание которой позволит погасить все требования кредиторов; следовательно, временный управляющий может предложить меры по ее взысканию. Однако выводы временного управляющего носят рекомендательный характер и не являются для кредиторов обязательными.

На стадии наблюдения, по общему правилу, управление должником - юридическим лицом осуществляют те же лица, что и до начала дела о банкротстве. Руководитель может быть отстранен от должности только по ходатайству временного управляющего, если имели место нарушения закона. При этом обязанности руководителя возлагаются на его заместителя или другого сотрудника, а не на временного управляющего.

Помимо анализа финансового состояния должника, временный управляющий должен созвать и провести первое собрание кредиторов не менее чем за 10 дней до окончания процедуры наблюдения. На первом собрании кредиторов должно быть решено, какова будет следующая процедура банкротства, кто будет вести реестр требований кредиторов (это может быть сам арбитражный управляющий или специализированный реестродержатель, т.е. профессиональный участник рынка ценных бумаг - регистратор), кто будет назначен следующим арбитражным управляющим. Вместе с тем кредиторы могут принять на этом собрании решение о заключении мирового соглашения.

Решение первого собрания кредиторов направляется на утверждение арбитражному суду, который может с ним не согласиться и вынести иное определение. Данное определение выносится не позднее 7 месяцев с момента подачи в суд заявления о признании должника банкротом.

Наблюдение прекращается: с момента введения финансового оздоровления или внешнего управления; признания арбитражным судом должника банкротом и открытия конкурсного производства; утверждения мирового соглашения.

Наблюдение – процедура банкротства, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.

При возбуждении дела о банкротстве на основании заявления должника наблюдение вводится с даты принятия арбитражным судом заявления должника к производству (при подаче заявления конкурсным кредитором и уполномоченным государственным органом – по результатам рассмотрения арбитражным судом обоснованности требований заявителя) (информация о введении наблюдения подлежит обязательному опубликованию в «Российской газете»).

Наблюдение должно быть завершено с учетом сроков рассмотрения дела о банкротстве (в течение не более 7 месяцев с даты поступления заявления о банкротстве в арбитражный суд).

Последствия, наступающие с даты вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения:

1) требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, срок исполнения по которым наступил на дату введения наблюдения, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением установленного ФЗ о банкротстве порядка предъявления требований к должнику;

2) по ходатайству кредитора приостанавливается производство по делам, связанным со взысканием с должника денежных средств (кредитор вправе предъявить свои требования к должнику в рамках процесса по банкротству);

3) приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям (снимаются аресты на имущество должника и иные ограничения в части распоряжения имуществом должника);

4) запрещаются удовлетворение требований учредителя (участника) должника о выделе доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его учредителей (участников);

5) запрещается выплата дивидендов и иных платежей по эмиссионным ц/б.

Определение арбитражного суда направляется в кредитные организации, с которыми у должника заключен договор банковского счета, а также в суд общей юрисдикции, главному судебному приставу по месту нахождения должника и его филиалов и представительств, в уполномоченные органы.

В период проведения наблюдения ограничивается правосубъектность должника (руководитель должника и иные органы управления осуществляют свои полномочия с ограничениями – могут совершать только с письменного согласия временного управляющего сделки (связанные с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения имущества, балансовая стоимость которого составляет более 5% балансовой стоимости активов должника; связанные с получением или выдачей займов (кредитов), выдачей поручительств и гарантий, уступкой прав требования, переводом долга, с учреждением доверительного управления имуществом должника).

Органы управления должника не вправе принимать решения (о реорганизации и ликвидации, о создании филиалов и представительств, о выплате дивидендов, о выходе из состава учредителей (участников) должника, об участии в ассоциациях, союзах, холдинговых компаниях, ФПГ).

Процедуру наблюдения осуществляет временный управляющий (обязан принять меры по обеспечению сохранности имущества должника, провести анализ финансового состояния должника, выявить кредиторов должника; вести реестр требований кредиторов, уведомить кредиторов о введении наблюдения, созвать и провести первое собрание кредиторов).

По ходатайству временного управляющего арбитражный суд может отстранить руководителя должника от должности в случае нарушения им требований ФЗ о банкротстве (исполнение обязанностей должника возлагается на лицо, предложенное представителем учредителей (участников) должника).

Анализ финансового состояния должника проводится для того, чтобы определить стоимость принадлежащего должнику имущества для покрытия судебных расходов, расходов на выплату вознаграждения арбитражным управляющим, а также возможность или невозможность восстановления платежеспособности должника (временный управляющий подготавливает предложения о возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника, обоснование целесообразности введения последующих процедур банкротства).

Для участия в первом собрании кредиторов кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в течение 30 дней с даты опубликования сообщения о введении наблюдения (требования кредиторов направляются в арбитражный суд, должнику и временному управляющему с приложением судебного акта или иных документов, подтверждающих их обоснованность; включаются в реестр на основании определения арбитражного суда).

Временный управляющий определяет дату первого собрания кредиторов и уведомляет об этом всех выявленных конкурсных кредиторов, уполномоченные органы, представителя работников должника и иных лиц, имеющих право на участие в нем.

Компетенция первого собрания кредиторов (принятие решения о введении финансового оздоровления, внешнего управления; об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства; образование комитета кредиторов, определение его количественного состава и полномочий, избрание его членов; определение требований к кандидатурам административного, внешнего и конкурсного управляющих; определение саморегулируемой организации, которая должна представить их кандидатуры).

Арбитражный суд на основании решения первого собрания кредиторов выносит определение о введении финансового оздоровления или внешнего управления, либо принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, либо утверждает мировое соглашение и прекращает производство по делу о банкротстве (с момента принятия любого из указанных решений процедура наблюдения прекращается).

Любое коммерческое предприятие может стать банкротом, но прежде чем за ним будет закреплен данный статус, нужно пройти несколько этапов, одним из которых является процедура конкурсного наблюдения при банкротстве. К этому этапу невозможно перейти сразу после невыполнения своих долговых обязательств, должно пройти минимум 3 месяца с момента предполагаемого внесения денежных средств на счет кредитора.

Кроме того, статус банкрота нельзя получить автоматически, для этого заинтересованное лицо должно обратиться со специальным заявлением и пакетом документов в суд. В качестве заявителя может выступить как кредитор, так и сам должник. В случае успешного рассмотрения арбитражным судом, начнется довольно длительная .

Главные положения

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Процедура наблюдения является относительно новым явлением в российском законодательстве. Она вводится сразу после принятия судом заявки по признанию должника банкротом.

Главной целью данной процедуры является предотвращение «оттока» имущества должника в чужие руки, чтобы скрыть истинные доходы. Кроме того, данная стадия проверяет, является ли банкротство истинным, нет ли признаков .

Для понимания сути процедуры можно выделить основные моменты, происходящие в ее ходе:

  • приостановление производства по делам, которые связаны с взысканием денег и иного имущества должника (по ходатайству кредиторов);
  • предъявление различных имущественных требований к должнику, произведенное не через временного управляющего (при признании судом требований кредиторов установленными) или не через суд (в случае неустановленного размера требований) становится невозможным;
  • временная приостановка исполнения все исполнительных документов о имущественных взысканиях, кроме исполняемых судебных решений по взысканию долга по , алиментов, возмещению вреда для жизни или здоровья, а также выплате вознаграждений, установленных в авторских договорах;
  • удовлетворение требований, выдвинутых участником должника – юридического лица о доле имущества должника, которую он получает в случае выхода из состава участников, становится невозможным.

После старта наблюдения должник ограничен в своих правах по распоряжению имуществом. Кроме того, извещения о начале производства направляются кредитным организациям, в которых у должника имеются банковские счета, в налоговую службу, судебному приставу, в судебный орган общей юрисдикции и другие уполномоченные органы.

Для данной стадии очень важным этапом является выбор временного управляющего. Его избирают из числа лиц, представленных кредитора в качестве исполнителя обязанностей по управлению, в случае отсутствия таковых – из арбитражных управляющих, зарегистрированных в самом суде.

Во время наблюдения руководство не отстраняется и не перестает выполнять свои обязанности, однако, для предотвращения неверных и ухудшающих положение будущего банкрота поступков, происходит ограничение их полномочий. Данный шаг позволяет сохранить оставшееся имущество должника.

Руководство лишается возможности:

  • выплачивать дивиденды;
  • создавать филиалы и представительства;
  • принимать решения о ликвидации должника или его реорганизации;
  • создавать юридическое лицо либо принимать участие в других юридических лицах;
  • выходить из состава должника – юридического лица;
  • приобретать у акционеров данного юридического лица ранее выпущенные акции;
  • размещать от лица должника облигации либо другие эмиссионные ценные бумаги.

При согласовании с временным управляющим должник может получить право участвовать в различных холдингах, объединениях, финансово-промышленных группах и т.д.

Когда процедура заканчивается, временному управляющему необходимо предоставить отчет о выполненной работе в суд. В нем указывается финансовое состояние должника, наличие или отсутствие возможности по восстановлению платежеспособности. Если это возможно, то предлагаются варианты достижения этой цели, суммы, которые кредиторы могли бы получить при благоприятном стечении, а также необходимые затраты.

Если восстановить платежеспособность должника нельзя, то кредиторы принимают решение об обращении в арбитражный суд об открытии .

В этом случае судом может быть принято одно из решений:

  • Должник признается обанкротившимся, после чего идет начало конкурсного производства. Данное решение принимается по требованию кредиторского собрания либо же по инициативе самого суда, если по истечении недели со дня первого кредиторского собрания не было принятия решения по назначению внешнего управления или о заключении мирового соглашения (если в наличии ).
  • Внедрение :
    1. Если было в наличии заявление кредиторского собрания по внедрению внешних управителей.
    2. При наличии достаточных оснований предположить, что у должника в наличии возможность восстановить свои платежные способности, а его решения по банкротству и открытию конкурсного производства идет в обход интересов основной массы кредиторов.
    3. После первого кредиторского собрания появились поводы считать, что платежеспособность восстановится.
  • Приход сторон к .

С начала конкурсного делопроизводства и закрепления за должником статуса банкрота, или мирового соглашения, либо внедрения внешнего управления наблюдательская стадия заканчивается.

До назначения конкурсного либо внешнего управляющего временному нужно продолжать выполнять свои обязанности

Особенности процедуры наблюдения при банкротстве

Подготовка дела

Рассматривает дела по банкротству только Арбитражный суд, причем обязательно по месту нахождения того, кто признается банкротом. Обычно заявления подают кредиторы, налоговые органы или другие службы, однако иногда сам должник должен подать заявление о своем банкротстве.

Это происходит в случае, если срок исполнения данных им обязательств еще не наступил, но приближение финансового провала ощущается, либо в том случае, когда, выполнив требования одного из кредиторов, должник лишается возможности удовлетворить запросы остальных.

Заявление должника должно включать размер долга по всем обязательным платежам, требования кредиторов, другие долги, обоснование для невыплат, сведения об имуществе и другие сведения при необходимости.

В случае обнаружения признаков фиктивного банкротства должнику грозят серьезные проблемы вплоть до уголовного наказания.

Временный управитель будет назначаться в зависимости от того, кто выступил инициатором банкротства. Если выступили кредиторы, то они могут предложить свои варианты, иначе выбор будет сделан исключительно судом. Закон о несостоятельности прописывает полномочия управляющего.

Кандидатура, предложенная суду в качестве временного управляющего должна иметь высшее образование, а также опыт работы на руководящих постах не менее 2 лет. Необходима успешная сдача специального экзамена и полугодичная стажировка.

Позиция суда

Арбитражный суд в любой момент имеет право на отстранение руководителя юридического лица от занимаемой должности в случае неоднократного неприменения мер, обеспечивающих сохранность имущества и ценностей должника, создания неблагоприятных обстоятельств для временного управляющего, во время выполнения его должностных обязанностей либо при других нарушениях требований, которые установлены законодательными актами РФ. При отставке руководителя его функции будет выполнять временный управляющий.

Если он не может в определенный период исполнять свои обязанности в силу различных форс-мажорных обстоятельств, суд должен назначить на это время другого управляющего.

В случае, если того потребует временный управляющий, арбитражный суд имеет все права для отстранения руководства либо запрета совершать любые сделки без согласования с временным управляющим

Права и запреты

Различия категорий

Категория Особенности
Введение под поручительство РФ внешнего управления и финансового оздоровления. Продажа имущества лишь при гарантии будущего покупателя сохранить не менее 50% рабочих мест.
Дело по банкротству начнется лишь после отзыва лицензии Центробанком РФ. Кредиторами будут являться вкладчики. Данная кредитная организация теперь не сможет выполнять свои обязательства перед иными кредиторами.
Процедуры по банкротству ведутся с учетом сезонности. Покупка имущества должника преимущественно производится другими ближайшими организациями по сельскому хозяйству.
Основанием для признания ИП банкротом послужит неспособность выполнить обязательства перед кредиторами или невозможность выплаты обязательных платежей.
К должнику применяется только конкурсное производство.

Роль временного управляющего

Участие временного управляющего очень важно. Его действия во многом определяют дальнейшую судьбу предприятия-должника. Именно поэтому в случае отсутствия у суда подходящего кандидата для роли управляющего заседание может быть отложено на 15 дней .

Самыми главными задачами для временного управляющего становятся анализ действий и поступков руководящего состава и изучение состояния финансов предприятия. Он преследует в своей деятельности лишь две цели: определение истинного положения дел относительно восстановления платежеспособности должника и сбор информации о кредиторах.

Временный управляющий после своего назначения берет на себя контроль над всеми операциями, которые относятся к получению и выдаче финансовых средств и гарантий, связаны с передачами прав требования и оформлением доверенностей на имущество предприятия или имеют отношение к распоряжению имуществом должника, если его оценочная стоимость выше 5% общей цены акций на начало процедуры.

Данный список может быть расширен по решению суда. Любая сделка не может быть совершена без одобрения временного управляющего. После его назначения все финансовые проблемы должника становятся и его проблемами также.

После назначения временного управляющего должник лишается прежней самостоятельности и уже не может как-либо реструктурировать предприятие, как-либо взаимодействовать с другими юридическими лицами, выдавать дивиденды, делить прибыть между руководством компании и возможности выйти из юридического лица.

Финал

Наблюдение заканчивается, когда цель процедуры становится достигнутой: либо должник признается банкротом, либо начинается материальное . Сколько длится срок проведения – индивидуальный вопрос. Обычно он заканчивается через 7 месяцев после направления заявления на банкротство.

Перед тем, как начать детально разбирать этапы процедуры банкротства предприятия , нужно определить, что из себя представляет банкротство как правовое явление. Если же читателя интересуют не теоретические вопросы, а цена или другие нюансы банкротства юридических лиц, то используйте любую из форм обратной связи на сайте.

Термин «банкротство » происходит от итальянских слов bancа и rottа, что дословно означает «сломанная скамья». Этот термин возник в средневековой Италии, где ростовщики, осуществлявшие свою деятельность в людных местах на скамьях, ломали их, если разорялись.
В соответствии с современным российским законодательством, а именно с Федеральным Законом «О несостоятельности (банкротстве), банкротство можно рассматривать в двух понятиях:

  • банкротство – как юридический факт, неспособность физического лица или организации погасить задолженность , рассчитаться по своим долгам перед кредиторами в связи с отсутствием средств, разорением.
  • банкротство – как судебная процедура, которая вводится арбитражным судом по заявлению либо самого должника, либо его кредитора. Порядок введения данной процедуры регламентирован соответствующими нормативно-правовыми актами, основным из которых является Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)».

Хочется сразу сделать оговорку, что в данной статье речь пойдет только о банкротстве организаций (юридических лиц) , поскольку банкротство физических лиц, несмотря на то, что оно предусмотрено в законе, в нашей стране пока не реализуется из-за отсутствия проработанных правовых механизмов. В настоящее время в Государственной думе находится соответствующий законопроект, который призван более детально урегулировать отношения между заемщиком – физическим лицом и кредитором-организацией (речь идет прежде всего о неспособности вернуть задолженность по банковскому кредиту). Однако эти вопросы будут рассмотрены в отдельной статье. В 2015 году банкротство физических лиц было введено, но по состоянию на 2016-2017 годы работоспособность механизма вызывает сомнения по ряду причин.

Чаще всего банкротство организации наступает из-за неспособности погасить долг , возникший вследствие ведения хозяйственной деятельности, заключения гражданско-правовых договоров или из-за неуплаты обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды. Суть процедуры банкротства заключается следующем: если организация не в состоянии рассчитаться по своим обязательствам перед контрагентами, она либо предоставляет свое имущество кредиторам для реализации в счет долга, либо в отношении нее вводятся специальные процедуры, направленные на улучшение финансового состояния и восстановление платежеспособности для последующего погашения задолженности.

Для признания должника банкротом необходимо, чтобы компания обладала предусмотренными законом признаками банкротства. Таких условий два: у компании должна быть задолженность не менее 300 000 рублей, а просрочка платежа составлять более трех месяцев с момента, когда обязанность по оплате должна была быть исполнена.

Процедура банкротства начинается с заявления о признании должника банкротом. Заявление может быть подано самой компанией, которая таким образом в добровольном порядке объявляет себя банкротом, либо одним или несколькими из ее кредиторов, в качестве крайней меры вернуть свои денежные средства.

Стоит отметить, что процедура банкротства может использоваться как противоправное средство ухода от своих обязательств, введения контрагентов в заблуждение, также может применяться с целью сокрытия хищения имущества организации. Такое банкротство квалифицируется как фиктивное банкротство, и является уголовно наказуемым. Кроме этого, в Уголовном кодексе и Кодексе об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за преднамеренное банкротство– действия (бездействия) руководителя, участника организации, которые причиняют ущерб компании и приводят к несостоятельности.
После принятия заявления о признании должника банкротом арбитражный суд рассматривает обоснованность такого заявления, а именно проверяет наличие вышеуказанных признаков банкротства. Убедившись, что требования кредиторов не удовлетворены на момент данного судебного заседания, суд вводит наблюдение – одну из четырех процедур, которые предусмотрены законом о несостоятельности (банкротстве).

Наблюдение не вводится и заменяется конкурсным производством в случае, когда подано заявление о банкротстве компании, находящейся в стадии ликвидации.

Процедура “Наблюдение”

По общему правилу процедура наблюдения длится 7 месяцев. Ее главными задачами являются – принять эффективные меры по сохранению имущества должника. Сохранность этого имущества – ключевой фактор, который необходим для анализа финансового состояния несостоятельной компании и в дальнейшем принятия решения относительно справедливого удовлетворения требований кредиторов, а также будущего организации. Для наиболее эффективного и независимого анализа финансового состояния организации, а также в целях ее управления на период процедуры наблюдения, суд назначает временного управляющего. Цель анализа финансового состояния – выяснить возможно ли восстановление платежеспособности данной организации, погасить кредиторскую задолженность, определить достаточность имеющихся активов для покрытия судебных расходов, задолженностей по зарплате сотрудникам должника.

Другой важной задачей процедуры наблюдения является составление реестра требований кредиторов. Каждый кредитор с момента введения процедуры наблюдения направляет свои требования временному управляющему и в арбитражный суд. Таким образом, выясняется общее количество кредиторов должника и характер их требований. Каждое требование кредитора суд рассматривает отдельно, проверяет обоснованность их требований и выносит определение о включении или об отказе во включении в реестр. Юристы ЮК Антанта оказывают услугу по включению в реестр кредиторов должника физических и юридических лиц. Кредиторы, заявившие свои требования в течение 30 дней со дня опубликования сообщения о введении процедуры наблюдения и включенные в реестр требований кредиторов , имеют право участвовать в первом собрании кредиторов. Требования кредиторов, пропустивших этот срок, рассматриваются в следующей процедуре, после наблюдения. Также такие кредиторы не имеют права голоса на первом собрании кредиторов.

Проведение первого собрания кредиторов – это еще один важный этап процедуры наблюдения. На этом собрании решается дальнейший ход процедуры банкротства, а именно прорабатываются следующие вопросы: какая из дальнейших процедур будет введена после наблюдения (финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство), есть ли возможность заключить мировое соглашение. Также утверждается кандидатура арбитражного управляющего, который будет руководить следующей процедурой, создается комитет кредиторов, выбирается реестродержатель. Эти вопросы решаются путем голосования.
Далее рассмотрим три процедуры, которые могут быть введены после процедуры наблюдения. Это внешнее управление, финансовое оздоровление и конкурсное производство. Первые две процедуры схожи, поскольку обе направлены на восстановление платежеспособности должника и являются альтернативой конкурсному производству, которое обычно заканчивается ликвидацией предприятия.

Процедура банкротства – Финансовое оздоровление

Финансовое оздоровление имеет две важных особенности.
Во-первых, организация продолжает свою хозяйственную деятельность, участники (учредители) должника сохраняют относительный контроль над компанией, несмотря на введенную в отношении нее процедуру банкротства. Органы управления должником обычно остаются прежними. Хотя есть некоторые ограничения: например, должник не имеет права без согласия комитета кредиторов принимать решение о реорганизации . Без согласия административного управляющего организация не имеет права заключать сделки, которые связаны с отчуждением имущества должника (кроме имущества, изготовление и реализация которого является целью ее деятельности).
Во-вторых, при финансовом оздоровлении суд, вынося определение о введении финансового оздоровления, утверждает план погашения задолженности перед кредиторами, а также устанавливает срок финансового оздоровления. Данная процедура банкротства вводится на срок не более двух лет, и в случае, если требования по-прежнему не удовлетворены, то собрание кредиторов обращается с ходатайством в арбитражный суд о введении внешнего управления, либо конкурсного производства.

Процедура банкротства – Внешнее управление

Что касается внешнего управления, то здесь, в отличие от процедуры финансового оздоровления, отстраняются генеральный директор и другие органы управления должником, обязанность по руководству организацией возлагается на внешнего управляющего. Важной особенностью внешнего управления является установление моратория на удовлетворение требований кредиторов, которые возникли до его введения, что позволяет должнику отсрочить осуществление выплат. Благодаря этой мере увеличивается вероятность того, что у компании-должника будет достаточно времени для восстановления своего финансового благополучия.
Помимо этого, в рамках данной процедуры составляется план внешнего управления, в котором предусмотрены меры для устранения несостоятельности. Эти меры могут быть различны: закрытие убыточных производств, продажа имущества должника, перепрофилирование деятельности организации, уступка прав требования и др. Данная процедура вводится на 18 месяцев и может быть продлена судом на срок до полугода.

Конкурсное производство – завершающая стадия банкротства

В случае, если задолженность перед кредиторами устранить не удалось в рамках описанных выше процедур, вводится завершающая фаза процедуры банкротства – конкурсное производство . С момента введения этой процедуры должник считается банкротом. Цель данной процедуры – ликвидация должника и соразмерное удовлетворение требований кредиторов за счет реализации имущества компании – банкрота. Конкурсное производство осуществляется конкурсным управляющим, и вводится на срок в шесть месяцев (может быть продлено по ходатайству лица, участвующего в деле). Одной из главной задач конкурсного управляющего является полная инвентаризация и оценка стоимости имущества должника. Это имущество образовывает конкурсную массу, из которой соразмерно удовлетворяются требования кредиторов, что отмечается в отчете конкурсного управляющего. На основании этого отчета, после удовлетворения всех требований (насколько это было возможно в рамках имевшейся конкурсной массы) арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства. Конкурсный управляющий направляет данное определение в органы, осуществляющие государственную регистрацию, которые вносят запись о ликвидации данного юридического лица в единый государственный реестр юридических лиц.

В рамках конкурсного производства управляющий при наличии оснований подает заявление об оспаривании сделок должника и о привлечении контролирующих лиц к субсидиарной ответственности.

Стоит отметить, что конкурсное производство является крайней мерой , поскольку велика вероятность, что требования кредиторов не смогут быть удовлетворены в полном объеме в рамках сформированной из имущества должника конкурсной массы.

Таким образом, мы видим, что законодательством предусмотрены несколько сценариев развития процедуры банкротства должника – от полной финансовой «реабилитации» до ликвидации бизнеса и даже уголовной ответственности учредителей. Процедуры финансового оздоровления и внешнего управления дают шанс организации привести свою деятельность в порядок, восстановить свое финансовое положение. Это также выгодно и кредиторам, поскольку появляется вероятность, что должник сможет полностью расплатиться по своим обязательствам, пусть даже и в несколько другой форме. Если же восстановить платежеспособность должника не получится, закон гарантирует защиту интересов кредиторов, предоставляя возможность для принудительной ликвидации должника и взыскания задолженности (или части задолженности) за счет его имущества. Таким образом, закон защищает и интересы должника, освобождая его от пожизненного «долгового рабства» и исключая парализацию хозяйственной деятельности должника одним кредитором с целью заставить должника исполнить перед ним свои обязательства.