Отчет аудиторской проверки на стадиях процедур банкротства. Специфика проведения аудита в организациях, приближающихся к банкротству


Введение

Признаки

Стадии процедур

Цель аудита

Этапы аудита

Заключение

Практическое задание


Введение


Любая организация проходит несколько стадий жизненного цикла: возникновение, становление, подъем, спад. И на каждой стадии возможны кризисные ситуации. При установлении характера кризисной ситуации наиболее обоснованной является омплексная ее оценка на основе совокупности абсолютных и относительных показателей, характеризующих различные аспекты финансово-хозяйственной деятельности предприятия и тенденции их изменения в изучаемом периоде. Определение жизнеспособности организации, выявление резервов лучшего использования его финансовых ресурсов, разработка мероприятий по улучшению финансового положения организации - основная цель проведения аудиторских проверок организации.

Обязательное проведение аудита законодательством не предусмотрено, аудиторские стандарты не выделяют процедуры аудита, выполняемые на этапах банкротства организации.

Целью проведения аудита организации - банкрота является определение соответствия законодательству совершаемых операций в ходе проведения процедур банкротства, выявление причин и факторов экономической нестабильности, а также разработка программы стабилизации финансового положения предприятия.

Аудиторская проверка может быть проведена на стадиях проведения процедур банкротства. Исходя из специфики проведения процедур банкротства существует ряд мероприятий, которые ставят цель проведения аудиторской проверки.

В процессе проведения аудита процедур банкротства аудитор должен выразить мнение о достоверности предоставляемой информации соответствующей отчетности, соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ, соответствии ведения процедур банкротства Закону «О несостоятельности (банкротстве)».

Допущение непрерывности деятельности является основным принципом подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности. В соответствии с принципом допущения непрерывности деятельности обычно предполагается, что аудируемое лицо будет продолжать осуществлять свою финансово-хозяйственную деятельность в течение 12 месяцев года, следующего за отчетным, и не имеет намерения или потребности в ликвидации, прекращении финансово-хозяйственной деятельности или обращении за защитой от кредиторов. Активы и обязательства учитываются на том основании, что аудируемое лицо сможет выполнить свои обязательства и реализовать свои активы в ходе своей деятельности.

В соответствии с пунктом 6 стандарта № 11 «Применимость допущения непрерывности деятельности аудируемого лица» (постановление Правительства РФ от 4 июля 2003 г. № 405) возможно проведение аудиторской проверки на стадиях процедур банкротства с целью получения доказательств о непрерывности деятельности.

аудит кризисный банкротство


Признаки


Признаками сомнения выполнения данного допущения являются:

* финансовые признаки: отрицательная величина чистых активов или невыполнение установленных требований в отношении чистых активов; привлеченные заемные средства, срок возврата которых приближается, при реальном отсутствии перспективы возврата или продлении срока займа либо необоснованное использование краткосрочных займов для финансирования долгосрочных активов; изменение схемы оплаты товара (выполненных работ, оказанных услуг) поставщикам на условиях коммерческого кредита или рассрочки платежа по сравнению с расчетами по мере поставки товара (выполнения работ, оказания услуг); неспособность погашать кредиторскую задолженность в надлежащие сроки; неспособность обеспечить финансирование развития деятельности или осуществления других важных инвестиций; значительные убытки от основной деятельности; трудности с соблюдением условий договора о займе;

* производственные признаки: увольнение основного управленческого персонала без должной его замены; потеря рынка сбыта, лицензии или основного поставщика; проблемы с трудовыми ресурсами или дефицит значимых средств производства; существенная зависимость от успешного выполнения конкретного проекта;

* прочие признаки: несоблюдение требований в отношении формирования уставного капитала аудируемого лица, установленных законодательством Российской Федерации; судебные иски против аудируемого лица, которые находятся в процессе рассмотрения и могут в случае успеха истца завершиться решением суда, не выполнимым для данного лица.

Особенность проведения аудита в данном случае заключается в анализе уместности использования руководством допущения о непрерывности деятельности. При планировании аудита обращается внимание на признаки наличия условий или событий, вызывающих сомнения в способности предприятия продолжать свою деятельность непрерывно. Последствия выявленных условий и событий учитываются при проведении оценки риска, следовательно, и при определении характера, сроков и объема аудиторских процедур.


Стадии процедур


На каждой стадии процедуры банкротства устанавливаются свои цели и задачи проведения аудита.

Так, на стадии процедуры наблюдения аудитор проверяет достоверность признаков банкротства, на основании которых предприятие признается банкротом. Основанием служат данные, характеризующие финансовое положение организации.

На стадии процедуры финансового оздоровления аудитор должен определить рациональность и оптимальность мероприятий, включенных в план финансового оздоровления, а также подтвердить соответствие совершаемых операций по выводу организации из кризисной ситуации.

На стадии процедуры внешнего управления аудитором должна быть подтверждена обоснованность, рациональность, оптимальность и соответствие законодательству РФ плана мероприятий внешнего управления. В план внешнего управления включены мероприятия восстановления платежеспособности: перепрофилирование производства, закрытие нерентабельных производств, взыскание дебиторской задолженности, продажа части имущества должника.

На стадии конкурсного производства аудитором подтверждается достоверность данных ликвидационного баланса и соответствие порядка оформления и отражения совершаемых операций, связанных с его формированием, законодательству РФ.

Но в системе антикризисного управления ряд процедур определяют как функции аудита кризисного предприятия.

Дано определение аудита кризисного предприятия: это системный процесс накапливания и обработки информации с помощью специальных методов для оценки причин возникновения, природы и глубины кризиса предприятия, разработки антикризисной программы, контроля и оценки эффективности ее выполнения.


Цель аудита


К функциям аудита кризисного состояния относят: диагностика кризисной ситуации, подготовка программы выхода предприятий из кризиса, контроль выполнения антикризисных мероприятий, оценка эффективности реализации антикризисной программы в целом.

Целью аудита кризисного предприятия является оказание содействия администрации по выходу предприятия из кризиса.

Выделены следующие конкретные цели аудита причин и факторов экономической несостоятельности:

* анализ причин и факторов экономической несостоятельности, финансовой нестабильности или неплатежеспособности организации;

* формирование мнения о степени развития кризисной ситуации на организации на момент завершения диагностики и на перспективу;

* обоснование антикризисной стратегии управления организации;

* разработка совокупности организационно-технических мероприятий по выходу организации из кризиса;

* организация системы текущего контроля реализации антикризисных мероприятий;

* оценка эффективности выполнения антикризисной программы.

Также были выделены основные этапы проведения аудита кризисного организации:

) подготовка к проведению аудита;

) планирование аудита;

) диагностика состояния объекта исследования;

) разработка антикризисной программы;

) контроль выполнения антикризисных мероприятий и оценка эффективности реализации антикризисной программы;

) обобщение данных проведенного аудита и составление аудиторского заключения (отчета).


Этапы аудита


На первом этапе проводится сбор необходимой информации, для того чтобы иметь представление о финансово-хозяйственной деятельности предприятия, особенности ведения бизнеса на отраслевом и региональном уровне, характере и суммах обязательств.

При планировании аудита рассчитывают уровень существенности и аудиторский риск.

Под уровнем существенности аудита кризисного предприятия следует рассматривать предельное отклонение фактических показателей финансового состояния организации от запланированных в антикризисной программе при условии полного и своевременного выполнения администрацией и сотрудниками предприятия рекомендаций аудиторов.

Аудиторский риск при проведении аудита кризисной организации означает вероятность того, что в результате реализации предложенной аудиторами программы выхода организации из кризиса запланированные показатели не будут достигнуты.

На этапе диагностики кризисной ситуации путем реализации комплекса исследовательских процедур определяется реальное состояние организации, выявляются причины и факторы кризиса.

Методика диагностирования состояния объекта в рамках аудита кризисной организации включает следующие этапы:

* подготовка исходной информации для анализа финансово-хозяйственной деятельности организации;

* выявление по данным бухгалтерской и статистической отчетности симптомов кризисных проявлений в функционировании организации;

* выполнение аналитических процедур аудита для оценки состояния объекта;

* обоснование системы показателей (критериев) оценки состояния объекта;

* количественная и качественная идентификация состояния объекта на основе выбранной системы показателей (критериев);

* документирование информации, полученной в процессе диагностики (по мере сбора и обобщения данных).

Информация для диагностики должна быть полностью сопоставима по годам изучаемого периода и реальна с точки зрения отражения действительных экономических процессов, происходящих в организации.

Для проведения диагностики кризисного состояния организации аудитором может быть составлен классификатор симптомов, причин, факторов кризисных явлений. Такой классификатор поможет аудитору установить наиболее вероятные факторы и причины ухудшения экономической ситуации в организации, по тем симптомам, которые будут обнаружены в процессе проведения диагностики и при подготовке антикризисных мероприятий.

При разработке антикризисной программы аудиторы выполняют обоснование антикризисной стратегии управления, подготовку инвестиционных проектов, формулирование рекомендаций по оптимизации организационной структуры предприятия, внедрению системы бюджетирования и др.

На следующем этапе осуществляются аудиторские процедуры по контролю выполнения администрацией и сотрудниками организации антикризисных мероприятий и оценке эффективности реализации антикризисной программы.

Все этапы проведения аудита кризисного предприятия документируются. Это необходимо для качества и контроля проведения аудита, отражения полноты информации о проделанной работе, недопущения пропусков данных.

При проведении аудита составляется промежуточная информация для руководителей организации, разрабатывается антикризисная программа по выходу предприятия из кризисной ситуации.

На заключительном этапе аудита кризисной организации производится обобщение данных рабочих документов, подготовленных на предыдущих этапах, и формирование аудиторского заключения (отчета). В аудиторском заключении отражаются следующие сведения: кому адресовано заключение; цели аудита; краткая характеристика ситуации, предшествовавшей аудиту; описание использованных в ходе аудита процедур и результаты их выполнения; краткое описание сформулированных в антикризисной программе основных направлений выхода предприятия из кризиса; характеристика основных результатов выполнения организационных, инвестиционных и экономических проектов; оценка эффективности реализации антикризисной программы; прогноз основных показателей деятельности предприятия и оценка возможности наступления новых кризисов.


Аудит финансового положения предприятия


Для того чтобы выявить глубину и причины несостоятельности предприятия-банкротов, необходимо проанализировать финансовое положение предприятия. Следовательно, одной из целей аудиторской проверки является аудит финансового состояния.

Аудит финансового состояния предприятия предполагает комплексную оценку его деятельности на основе использования ряда показателей. Такая оценка включает выбор наиболее значимых для конкретной организации показателей, рассчитанных на основе данных бухгалтерской (финансовой) отчетности, анализ их динамики, изучение влияния каждого из них на величину комплексного показателя.

Аудит финансового состояния начинают с предварительной оценки достоверности данных бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Для выполнения требований, предъявляемых к проведению первичного аудита начальных и сравнительных показателей бухгалтерской отчетности, рекомендуются следующие аудиторские процедуры:

* ознакомиться с финансово-хозяйственной деятельностью экономического субъекта;

* провести анализ учетной политики экономического субъекта;

* ознакомиться с порядком составления бухгалтерской отчетности;

* убедиться в соответствии данных синтетического и аналитического учета;

* провести анализ системы внутреннего контроля;

* оценить работу отдела внутреннего аудита экономического субъекта и по возможности использовать результаты работы внутреннего аудита;

* провести необходимые аналитические процедуры;

* направить письменные запросы на подтверждение определенной информации руководству экономического субъекта и третьим лицам;

* организовать направление письменных запросов (от имени экономического субъекта) предыдущей аудиторской организации о предоставлении необходимой информации;

* ознакомиться с аудиторским заключением и письменной информацией руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита, подготовленными предшествующей аудиторской организацией;

* в случае необходимости запросить у экономического субъекта первичные документы, относящиеся к предыдущему отчетному периоду;

* рассмотреть влияние на начальные и сравнительные показатели бухгалтерской отчетности корректировок, внесенных экономическим субъектом в соответствии с предыдущим заключением.

При проверке бухгалтерской (финансовой) отчетности аудитору следует руководствоваться нормативными документами, формой организации учета и данными инвентаризации, проведенной перед составлением годового отчета.


Заключение


Аудит организации-банкрота имеет значение, как в практическом, так и в научном плане. На настоящий момент существует необходимость разработки стандарта, регламентирующего проведение аудита на каждой из процедур банкротства, а также определение критериев обязательного аудита и его взаимодействия с администрацией. Данные мероприятия должны быть направлены на совершенствование действующего института, сведение к минимуму злоупотреблений в этой области и возможность оказания сопутствующих консультационных услуг в области законодательства (налогового, трудового, гражданского, уголовного).

Одной их эффективных форм государственного воздействия может стать привлечение к проблемам банкротства независимых компетентных специалистов-аудиторов, на основе создания соответствующей законодательной базы. В странах с развитой рыночной экономикой государство активно привлекает аудиторские фирмы для осуществления отдельных функций государственного финансового контроля. При этом государственные органы финансового контроля не считают аудиторские фирмы своими конкурентами, а рассматривают их в качестве помощников в своей работе. Современные условия требуют совершенствования аудиторской деятельности в соответствии со все более усложняющимися экономическими процессами и финансовыми технологиями. В этой связи первостепенное значение приобретает проблема дальнейшего повышения качества проведения аудиторских мероприятий на базе повсеместного внедрения стандартов аудита, адаптации их к практическим условиям и особенностям деятельности клиентов, укрепления системы внутрифирменного контроля.


Практическое задание. Вариант №1


Задание 1. Изучите текст лекций, а также нормативную базу, регулирующую процесс реорганизации хозяйственных обществ, и постройте прогнозные балансы первого, второго и третьего годов реализации инвестиционного проекта по предлагаемой форме (табл. 1, 2, 3);

Задание 2. Посчитайте основные финансовые показатели, отражающие уровень финансового менеджмента в ДЗАО «Энергетик» и АО «Энергия» (табл.4);

Задание 3. Сделайте вывод:

а) об эффективности планируемого внутрикорпоративного перераспределения доходов для наращивания балансовой и рыночной стоимостей собственного капитала, для улучшения финансового состояния и инвестиционной привлекательности компаний;

б) об уровне финансового менеджмента на предприятии.

Условие задачи:

Материнская компания АО «Энергия», испытывающая финансовые затруднения, организовала новый бизнес в выделенном дочернем закрытом акционерном обществе (ДЗАО) «Энергетик». Активы и пассивы ДЗАО на начало первого года деятельности (и реализации проекта) характеризуются следующими величинами (данные по трем вариантам): внеоборотные активы (ВА) = 100 млн. руб. (1 вариант), 90 млн. руб. (2 вариант), 80 млн. руб. (3 вариант), оборотные активы (ОА) = 70 млн. руб. (1 вариант), 60 млн. руб. (2 вариант), 60 млн. руб. (3 вариант), капитал и резервы (СК) = 100 млн. руб. (1 вариант), 90 млн. руб. (2 вариант), 80 млн. руб. (3 вариант), краткосрочные пассивы (КП) = 70 млн. руб. (1 вариант), 60 млн. руб. (2 вариант), 60 млн. руб. (3 вариант). Для реализации в ДЗАО выбран инвестиционный проект, связанный с расширением производственной сферы деятельности. Первоначальные единовременные инвестиционные затраты (капитальные вложения) на приобретение необходимого оборудования равны 4 млн. руб. (для всех вариантов). Их финансирование осуществляется за счет чистой прибыли (ЧП) материнской компании. Приобретенное оборудование устанавливается в течение месяца. После установки оборудования, ДЗАО ежегодно начинает получать чистую прибыль в размере 12 млн. руб. (для всех вариантов). За первый год ДЗАО получит 6 млн. руб. (для всех вариантов). Ее использование во втором году следующее: 50% (для всех вариантов) предполагается рефинансировать в новый инвестиционный проект, отдача от которого будет получена позднее, оставшиеся 50% (для всех вариантов) будут использованы для прироста запасов сырья и материалов. Получение дивидендов акционерами пока не предусматривается. В 3-м году реализации проекта чистая прибыль предыдущего года распределится поровну (для всех вариантов) - на рефинансирование инвестиционных проектов, на прирост запасов и на дивиденды.


Таблица 1

Баланс первого года реализации инвестиционного проекта (млн. руб.)

АктивНа начало отчетного годаНа конец отчетного годаПассивНа начало отчетного годаНа конец отчетного годаВнеоборотные активы (ВА)100104Капитал и резервы (СК)100110в том числе: в том числе: прирост основных средств04- прирост добавочного капитала04 - нераспределенная прибыль06Оборотные активы (ОА)7076Краткосрочные пассивы (КП)7070в том числе: - прирост запасов00 - прирост денежных средств06 Валюта баланса (ВБ)170180Валюта баланса (ВБ)170180

Таблица 2

Баланс второго года реализации инвестиционного проекта (млн. руб.)

АктивНа начало отчетного годаНа конец отчетного годаПассивНа начало отчетного годаНа конец отчетного годаВнеоборотные активы (ВА)104107Капитал и резервы (СК)110128в том числе: в том числе: прирост основных средств43- прирост добавочного капитала06 - нераспределенная прибыль012Оборотные активы (ОА)7691Краткосрочные пассивы (КП)7070в том числе: - прирост запасов03 - прирост денежных средств612 Валюта баланса (ВБ)180198Валюта баланса (ВБ)180198

Таблица 3

Баланс третьего года реализации инвестиционного проекта (млн. руб.)

АктивНа начало отчетного годаНа конец отчетного годаПассивНа начало отчетного годаНа конец отчетного годаВнеоборотные активы (ВА)107111Капитал и резервы (СК)128144в том числе: в том числе: прирост основных средств04- прирост добавочного капитала68нераспределенная прибыль12(12-4)=8Оборотные активы (ОА)91103Краткосрочные пассивы (КП)7070в том числе: - прирост запасов34 - прирост денежных средств12(12-4)=8 Валюта баланса (ВБ)198214Валюта баланса (ВБ)198214

Рентабельность собственного капитала - ROE, %

Чистая прибыль/СК

(СК оценивается по среднегод-вым значениям)


(6/((100+110)/2))*100%=

71%(12/((110+128)/2))*100%=

08%(12/((128+144)/2))*100%=


Доля СК в структуре инвестировано-го капитала, %СК/ВБ (по среднегодовым значениям)(((100+110)/2)/


((170+180)/2))*100%=

%(((110+128)/2)/

((180+198)/2))*100%=

%(((128+144)/2)/

((198+214)/2))*100%=



Анализируя прогнозный баланс можно оценить рассматриваемый инвестиционный проект, как выгодный, поскольку ДЗАО «Энергетик» получает ежегодную прибыль, достаточную для того, чтобы:

Вернуть первоначальные вложения, осуществленные материнской компанией АО «Энергия»;

Поддерживать текущую деятельность предприятия (производить закупку товарно-материальных ценностей);

Финансировать инвестиционный проект уже за счет собственных средств.

Об эффективности рассматриваемого проекта свидетельствует также динамика финансовых показателей (табл. 4):

Растет коэффициент текущей ликвидности (1-й год - 1,04; 2-й год - 1,19; 3-й год - 1,44), что свидетельствует о росте платежеспособности предприятия;

Наблюдается относительный рост собственного капитала (в частности, в суммарной его величине), что свидетельствует, о повышении финансовой независимости предприятия;

рост рентабельности собственного капитала (ROE) указывает на то, что каждая единица собственного капитала начинает приносить больше чистой прибыли предприятию;

Растет доля собственного капитала в структуре инвестированного капитала (1-й год - 60%; 2-й год - 63%; 3-й год - 66%).


Окончательный вывод


В целом, реализация рассматриваемого проекта позволит данному предприятию улучшить свое финансовое состояние, а также свою инвестиционную привлекательность для других предприятий (потенциальных инвесторов).


Список использованных источников


1.Федеральный закон от 7 августа 2001г. N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (в ред. от 3 ноября 2006г.), ст. 9.

.Кодекс этики аудиторов России (одобрен Советом по аудиторской деятельности при Минфине РФ (протокол N 56 от 31 мая 2007г.)

.Постановление Правительства РФ от 30 ноября 2005г. N706 "О мерах по обеспечению проведения обязательного аудита"

.Постановление Правительства РФ от 23 сентября 2002г. N 696 "Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности" (в ред. от 25.08.2006г.)

.Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2006 год (письмо Департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности Минфина РФ от 19 декабря 2006г. N07-05-06/302)

.Аудит: Учебник для вузов / Под ред. В.И. Подольского. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007г.

.Аудит, В.И. Подольский [и др.] М. Издательский центр «Академия», 2006г.

.Андреев В.К. «Правовое регулирование аудита в России»-М.:Инф-ра-М, 2006г.

.Алборов М.Д. Аудит в организациях промышленности, торговли и АПК., М, Изд.-во "Дело и Сервис", 2007г.

.Барышников Н.П. «Организация и методика проведения общего аудита». - изд. 5-е, перераб. и доп. - М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 2005г.

.Данилевский Ю.А., Аудит: учебное пособие. - М.:ИД ФБК-ПРЕСС, 2005г.

.Козлова Е.П., Бухгалтерский учет в организации / Козлова Е.П., Бабченко Т.Н., Галанина Е.Н. - М.: «Финансы и статистика» 2006г.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Существует множество понятий финансового анализа. Самое обобщенное из них: финансовый анализ - это изучение основных показателей финансового состояния и финансовых результатов деятельности организации с целью принятия заинтересованными лицами управленческих, инвестиционных и прочих решений.

Как предсказать банкротство предприятия?

Для прогнозирования банкротства предприятия следует провести финансовый анализ организации. Еще до банкротства предприятие может проявлять признаки банкротства. Все признаки банкротства можно разделить на 2 большие группы, рассказала Виктория Проскурина - член некоммерческого партнерства СРО «Экспертный совет», исполнительный директор финансово-аналитического бюро «Рост» г. Челябинск.

К первой группе признаков банкротства относятся показатели, свидетельствующие о возможных финансовых затруднениях и вероятности банкротства в недалеком будущем. На них собственнику или руководителю предприятия необходимо обратить пристальное внимание и принять срочные меры. Собственник или руководитель может не знать, как избавиться от признаков несостоятельности предприятия первой группы. В этом случае самое разумное - привлечь специалистов для финансового анализа, аудиторов или арбитражных управляющих. Во вторую группу признаков банкротства предприятия входят показатели, неблагоприятное значения которых не означают, что финансовое состояние предприятия критическое. Однако эти признаки несостоятельности также требуют принятия соответствующих мер, так как сигнализируют о возможном резком ухудшении финансового состояния предприятия в будущем.

Вероятность банкротства в недалеком будущем

Возможность резкого ухудшения финансового состояния в будущем при отсутствии соответствующих мер

Повторяющиеся существенные потери в основной деятельности, выражающиеся в хроническом спаде производства, сокращении объемов продаж и хронической убыточности;

Наличие хронически просроченной кредиторской и дебиторской задолженности;

Низкие значения коэффициентов ликвидности и тенденция их к снижению;

Увеличение до опасных пределов доли заемного капитала в общей его сумме;

Дефицит собственного оборотного капитала;

Систематическое увеличение продолжительности оборота капитала;

Наличие сверхнормативных запасов сырья и готовой продукции;

Использование новых источников финансовых ресурсов на невыгодных условиях;

Неблагоприятные изменения в портфеле заказов;

Падение рыночной стоимости акций предприятия;

Снижение производственного потенциала.

Чрезмерная зависимость предприятия от какого-либо одного конкретного проекта, типа оборудования, вида актива, рынка сырья или рынка сбыта;

Потеря ключевых контрагентов;

Недооценка обновления техники и технологии;

Потеря опытных сотрудников аппарата управления;

Вынужденные простои, неритмичная работа;

Неэффективные долгосрочные соглашения;

Недостаточность капитальных вложений и т.д.

Как правило, собственник предприятия, определив негативную сторону функционирования своего предприятия, стремится разными путями улучшить ситуацию. Однако порой ему это не удается, возникает процедура банкротства.

Законодательство в сфере финансового анализа при банкротстве

Процедура банкротства имеет четкий алгоритм действий согласно Федеральному закону от 26.10.2002 г. №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Несколько статей данного закона конкретно регламентируют именно процедуру финансового анализа при банкротстве. В законе указано:

  • когда проводится финансовый анализ при банкротстве;
  • кем он проводится;
  • на основании какой документации он проводится;
  • какие выводы по финансовому анализу при банкротстве должны быть представлены.

В делах о банкротстве предприятий используются нормативные документы, регулирующие принципы и условия проведения финансового анализа арбитражными управляющими и осуществление их функциональных полномочий:

  • Постановление Правительства РФ от 25.06.2003 №367 «Об утверждении Правил проведения арбитражным управляющим финансового анализа»;
  • Постановление Правительства РФ от 27.12.2004 №855 «Об утверждении временных правил проверки арбитражным управляющим наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства».

В соответствии с постановлением №367, финансовый анализ проводится на основании бухгалтерской отчетности организации. Поэтому все показатели деятельности организации делятся на 4 группы.

1. Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности.

2. Коэффициенты, характеризующие платежеспособность должника:

  • коэффициент абсолютной ликвидности;
  • коэффициент текущей ликвидности;
  • показатель обеспеченности обязательств должника его активами;
  • степень платежеспособности по текущим обязательствам.

3. Коэффициенты, характеризующие финансовую устойчивость должника:

  • коэффициент автономии (финансовой независимости);
  • коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами (доля собственных оборотных средств в оборотных активах);
  • доля просроченной кредиторской задолженности в пассивах;
  • показатель отношения дебиторской задолженности к совокупным активам.

4. Коэффициенты, характеризующие деловую активность должника

  • рентабельность активов;
  • норма чистой прибыли.

Коэффициенты, характеризующие платежеспособность должника формируют основную группу коэффициентов финансового состояния в рассчитываемом процессе анализа.

Данные коэффициенты целесообразно анализировать в поквартальной динамике, не менее чем за 2 года. Полученные результаты дают более четкую картину для понимания того, что происходило с предприятием в последнее время. Согласно подпункту 6 Постановления №367 для анализа финансового состояния должника рекомендуется определить причины утраты платежеспособности компании и сделать выводы о возможности (или невозможности) восстановления платежеспособности предприятия.

Для расчета данных показателей можно применить Распоряжение ФУДН при Госкомимуществе от 12.08.1994 №31-р «Об утверждении Методических положений по оценке финансового состояния предприятий и установлению неудовлетворительной структуры баланса».

Показатели платежеспособности имеют огромное значение для организации, но необходимо учитывать, что их применение для отдельного расчета, не беря во внимание другие коэффициенты, показатели, невозможно. Все должно быть в совокупности.

«Очень важно вовремя сказать собственнику и руководителю предприятия о том, какие имеются проблемы. Возможно, это позволит избежать процедуры банкротства», - заключила Виктория Проскурина.

Аудит при банкротстве предприятия

В основном аудиторов привлекают на добанкротной стадии, когда идут суды между кредиторами, рассказала Зайцева Елена Олеговна - член центрального совета некоммерческого партнерства "Российская Коллегия Аудиторов», председатель Совета Уральского территориального округа, директор компании «ПРЕМЬЕР-АУДИТ».

По ее мнению, стоимость услуг аудиторских фирм полностью окупаются эффектом, который может получить конкурсный управляющий. Основная цель аудита предприятия в рамках процедуры банкротства - увеличить конкурсную массу. Для этого аудиторы проводят экспертизу сделок с последующим возвратом активов, выявляют признаки фиктивного и преднамеренного банкротства, проводят экспертизу формирования кредиторской задолженности в предбанкротный период.

«За 18 лет аудиторской деятельности в моей практике не было ни одного случая, чтобы аудиторами не были выявлены факты преднамеренного банкротства» , - поделилась опытом Елена Зайцева.

Практически всегда обнаруживается вывод активов, мнимые сделки, поэтому в целях увеличения конкурсной массы рекомендуется использовать аудитора. Многие помнят резонансное дело Уралсевергаза. Создавались управляющие компании, которым отгружалась электроэнергия и тепло. Эти фирмы были созданы путем вывода денежных средств, все долги оставались у Уралсевергаза. Действительно, такое бывает нередко. При проведении экспертизы организаций, которые задолжали крупные суммы денег, может оказаться, что фирмы создавались не для оказания услуг населению, а для вывода активов.

Может ли аудитор проводить финансовый анализ предприятия?

В статье 70 закона о банкротстве отмечено, что если организация подлежит обязательному аудиту, то необходимо привлечение аудиторов для подтверждения отчетности, которая будет служить и конкурсным управляющим в том числе. Раньше аудиторов часто привлекали для проведения финансового анализа. В Федеральном законе об аудиторской деятельности, который вступил в силу в 2015 г., есть перечень аудиторских услуг, которые имеет право осуществлять аудиторская организация. Проводить финансовый анализ аудиторские фирмы не имеют права. Но и до выхода закона об аудиторской деятельности было много постановлений в разных регионах РФ, указывающих, что аудиторская фирма может привлекаться арбитражным управляющим для финансового анализа, но подписывать финансовый анализ должен только арбитражный управляющий. Хотя есть решения арбитражных судов, что возможно участие аудитора в финансовом анализе, причем его может подписывать и аудиторская фирма, и конкурсный управляющий. Но внесение поправок в закон об аудиторской деятельности четко говорит, что с 2015 года аудиторские фирмы не имеют права проводить классический финансовый анализ при банкротстве.

Могут ли заставить директора вернуть деньги по неэффективным сделкам?

Многие слышали, что компания «Балтийский берег» подала иск о взыскании 613 млн. рублей убытков с бывшего руководителя, Сергея Лебединского, за то, что ряд сделок привел к банкротству компании. Указанные сделки осуществлялись сотрудниками бухгалтерии без участия руководства (этот факт доказан судом). Однако истец считает, что Лебединский С.В. должен понести ответственность, так как «не проявил необходимой степени осмотрительности». Конечно, сам по себе случай абсурден, но могут ли заставить директора вернуть деньги, если он лично принимал решение о заключении экономически нецелесообразных сделок?

"Аудиторские ведомости", 2008, N 3

В статье рассматривается информационно-экспертная система, позволяющая компьютерным способом прогнозировать финансовое состояние хозяйствующего субъекта и определять возможное его предбанкротное состояние. Данные прогнозы применяются в аналитических аудиторских процедурах при доказательстве возможности осуществления бизнеса клиента в обозримом будущем.

Несостоятельность (банкротство) предприятий представляет собой один из экономических инструментов регулирования рыночной конкуренции. В эпоху социализма действующая плановая система экономики создавала определенные условия сбалансированности хозяйственно-экономических процессов предприятий. Кооперированные поставки и государственное регулирование товарно-денежных отношений посредством плановой системы хозяйствования способствовали относительной стабильности функционирования предприятий. При этом имели место планово-убыточные предприятия, чье функционирование диктовалось необходимым для экономики страны спектром производства товаров, работ и услуг. Таким образом, не возникало ни острых конкурентных отношений, ни банкротства хозяйствующих структур. В этих условиях контролирующим механизмом в функционировании структур, осуществляющих хозяйственную деятельность в соответствии с действующим законодательством, выступали ревизия и контроль.

При переходе России к рыночным отношениям возникли объективные предпосылки к процедурам банкротства предприятий. Жесточайшая конкуренция вела к выживанию только конкурентоспособных участников рынка, способных стабильно обеспечить цикл товарно-денежного оборота с расширенным воспроизводством и платежеспособность. Особое влияние на процесс банкротства оказала приватизация - передел собственности. Процесс банкротства предприятий, с одной стороны, дал возможность не расплатиться по своим обязательствам банкроту, а с другой - позволил кредитору обанкротить и выкупить по цене ниже рыночной стоимости имущество должника.

Важно отметить, что прогрессивная роль процедуры банкротства состоит в перераспределении капитала из менее эффективных структур экономики в более эффективные, отсечении больных сегментов экономики, а также оздоровлении предприятий, не нашедших свою рыночную нишу.

Однако эта процедура имеет и свои негативные стороны. Так, по выражению известного ученого Тристана Бернара, банкротство - это законная процедура, в ходе которой вы перекладываете деньги в брючный карман и отдаете пиджак кредиторам.

В России впервые Закон о банкротстве появился 19 ноября 1992 г., затем был принят новый Закон от 8 января 1998 г., а с 3 декабря 2002 г. действует Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ (в ред. от 19.07.2007) "О несостоятельности (банкротстве)", претерпевший ряд изменений и дополнений.

Процесс банкротства, проводимый в России, отличается от аналогичных процедур и в некоторых зарубежных странах, например в США и Германии. В правовой практике зарубежных капиталистических государств банкротство означает уголовно наказуемое деяние неплатежеспособного должника, которое наносит ущерб кредиторам. Так, в Германии достаточно сложно инициировать процесс банкротства и он часто носит уголовный характер. В США большинство банкротств носят "добровольный" характер, это связано с предупреждением (смирением) кредиторов на время реструктуризации и ликвидации предприятия. При этом в соответствии с Кодексом о банкротстве США кредитор обязан предоставить доказательство систематичности неплатежей значительной суммы долга в период, непосредственно предшествующий петиции о банкротстве. Имеются и другие отличия.

С социально-экономических позиций банкротство предприятий имеет следующие негативные последствия:

сокращение рабочих мест, рост безработицы и дальнейшее обнищание основной массы трудоспособного населения;

сокращение производства товаров народного потребления;

подрыв экономического потенциала страны;

отвлечение материальных ресурсов и денежных средств;

выход из структуры народного хозяйства нерентабельных, но необходимых для экономики страны видов производств и услуг;

потеря квалификации и навыков специалистов;

отвлечение из бюджета непогашенных обязательств в качестве налогов и сборов;

отвлечение собственных оборотных средств кредиторов и по цепи последующая провокация потенциального банкротства кредитора;

отвлечение больших по объему денежных средств и специалистов на процедуры ликвидации предприятия и расплаты по долгам с кредиторами.

Основные причины инициирования процедуры банкротства заключаются в том числе в:

несбалансированности товарно-денежного цикла;

слабой системе менеджмента, маркетинга, диагностики спроса товаров (количество, цена, ассортимент на рынке);

отсутствии управленческого учета и мотивации принятия управленческих решений, недостаточной компетенции персонала;

недостаточно широком применении системы финансовых и кредитных инструментов;

капитализации и затоваривании в результате неправильного планирования запасов товарно-материальных ценностей (далее - ТМЦ) и несвоевременной их реализации;

пренебрежении инструментами прогнозирования доходов, расходов и денежных потоков;

плохо отлаженной системе бизнес-процессов и системе внутреннего контроля;

неэффективности направления вложения средств;

отсутствии дифференциации товаров;

низком качестве и высокой себестоимости ТМЦ и оказываемых услуг.

Важную роль в осуществлении процедуры банкротства играет независимая аудиторская проверка, которая призвана подтвердить достоверность предоставляемой финансовой (бухгалтерской) отчетности собственникам (пользователям). Однако собственник часто является одновременно и предпринимателем, что делает их связанными сторонами. Стремясь повысить свой рейтинг и укрепить конкурентоспособность своей продукции на рынке, предприниматель заинтересован в получении положительного аудиторского заключения. Аудиторский отчет руководству аудируемого лица не предоставляется широкому кругу пользователей, он содержит предложения аудиторов исправить ошибки, допущенные в отражении хозяйственных операций и составлении предоставляемой пользователю бухгалтерской (финансовой) отчетности. При этом исправление обнаруженных ошибок представляется полной прерогативой лиц, ответственных за ведение бухгалтерского учета и представление отчетности, и не всегда возможно однозначно подтвердить или опровергнуть факт внесения ими корректировок. Сами же предложения аудиторов по корректировкам нередко оказываются спорными вследствие имеющихся разночтений в законодательстве и в сложности трактования отдельных статей законов и других нормативно-правовых актов и т.д.

В настоящее время проверки хозяйствующих субъектов по существу разделяются на аудит и налоговые проверки. Это, с одной стороны, разграничивает круг обязанностей по проверке, с другой стороны, увеличивает число проверяемых объектов и приводит к выполнению дублирующих функций. Последнее негативно сказывается на процессе осуществления и организации финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов и снижает качество проводимых проверок. Отметим, что передача функций ревизии, проверки и контроля налоговой службе не решает вопросов полноты и качества работ по проверке. Например , в связи с различием в определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль организаций в бухгалтерском и налоговом учете возникает потребность в большом штате квалифицированных работников налоговой службы при проведении камеральных проверок. По нашему мнению, органы финансового контроля должны при необходимости привлекать для совместной работы фискальные органы в борьбе с явлениями и действиями, ведущими к банкротству предприятий и усилению кризисных явлений.

Для предупреждения процедуры банкротства необходимо, по нашему мнению, проведение мониторинга контролирующими органами и аудиторскими компаниями, существенным элементом которого является определение платеже- и конкурентоспособности предприятий. В связи с этим нами была разработана информационно-экспертная система (далее - система), использующая программные и графические методы диагностики финансово-экономической стабильности экономического субъекта, основанные на коэффициентном анализе. Предварительно были отобраны экономико-аналитические коэффициенты, описывающие сложившуюся хозяйственно-экономическую ситуацию и позволяющие внести необходимые корректировки в целях обеспечения заданного оптимального производственно-хозяйственного направления, минимизации затрат и оздоровления финансового состояния на прогнозируемый период. Система оперирует оптимальными значениями коэффициентов и интерпретацией отклонений их от нормы. В соответствующей компьютерной программе можно задавать различные периоды времени (год, месяц, день) и использовать различные аналитические коэффициенты.

В прогнозировании может быть использована методика определения так называемой точки безубыточности, более глубоко отражающей финансово-хозяйственную ситуацию предприятия во времени. Точку безубыточности, т.е. максимально возможное отклонение от нормативного значения, можно определить для каждого вида издержек хозяйственной деятельности. При достижении большего значения отклонения предприятие при прочих равных условиях будет нести убытки.

Следовательно, устанавливая диапазон возможных отклонений от нормативного значения издержек хозяйственной деятельности путем расчета точки безубыточности для каждого вида издержек, можно направленно воздействовать на конечный результат производственного процесса - получение прибыли. Результаты данного исследования аудиторы могут использовать в аналитических процедурах аудита при прогнозировании бизнеса клиента в обозримом будущем.

При графическом представлении осуществляется наложение всех диаграмм, позволяющее наглядно отразить разброс определенных значений функций во времени. Значение дисперсии дает фактическую картину финансово-экономического состояния предприятия и его потенциальной платежеспособности.

Как следует из изложенного, роль аудита и финансового контроля в предупреждении банкротства хозяйствующих субъектов должна возрасти. Хотя аудит как инструмент рыночных отношений и дает выражение мнения по поводу достоверности финансовой отчетности хозяйствующих субъектов во всех существенных аспектах и возможностей их функционирования в обозримом будущем, сам подход к проверке отчетности и отражению хозяйственных операций в бухгалтерском учете с рекомендациями по исправлению допущенных, по мнению аудиторов, ошибок без предъявления штрафных санкций и часто формальными заключениями руководству (собственнику) не представляется достаточно эффективным в борьбе с незаконными действиями при ведении бизнеса и не обеспечивает достоверности информации, содержащейся в бухгалтерской отчетности.

В современных условиях всеобъемлющий аудит и контроль необходимы, на наш взгляд, во всех сферах деятельности как надежное средство в борьбе против незаконных методов экономических и политических отношений, способствующее конкурентоспособности государства на мировом рынке.

Литература

  1. Белых Л.П., Дубинчин А.А., Скуратовский М.Л. Правовые основы несостоятельности (банкротства). - М.: Норма - ИНФРА-М, 2001.
  2. Глинкина С.П. Теневая экономика в глобализирующемся мире//Проблемы прогнозирования. - 2001. - N 4.
  3. Карелина С.А. Правовое регулирование несостоятельности (банкротства). - М.: Зеркало-М, 2002.
  4. Перфильев А.Б. Основные методики оценки финансового состояния российских предприятий и прогнозирование возможного банкротства по данным бухгалтерской отчетности. - Ярославль: ЯРИПК, 2002.
  5. Хайдаркова М.А. Показатели прогнозирования неплатежеспособности (банкротства) в коммерческих организациях. - М.: МАКС-Пресс, 2002.

Е.А.Мизиковский

профессор

Нижегородский

государственный университет

им. Н.И.Лобачевского

Л.Р.Рябышкина

директор по экономике,

финансам и аудиту

Приподниму тему, так как столкнулся с подобным вопросом: должен ли КУ привлекать аудиторов для проверки бухотчетности должника - АО? (Анализ должника был произведен ВУ ранее, тут вопросов нет.)

Судебная практика однозначного ответа не дает. Вот, разбил найденные акты по высказанной позиции:

1. Проводить обязательный аудит в конкурсном производстве не надо.

Спойлер: Постановление 19 ААС от 28.10.2016 по делу N А35-1514-2011

Уполномоченный орган просил суд признать ненадлежащим образом исполненными обязанности конкурсного управляющего Севрюкова Д.С., выразившиеся в необоснованном привлечении для обеспечения своей деятельности - ООО "Аудит-пром" по договору от 23.03.2015 N 18 с размером вознаграждения 460 000 рублей.

Конкурсный управляющий полагал, что привлечение аудитора было обязательной, поскольку активы должника превышали указанный в законе предельный порог стоимости, при котором проведение аудита обязательно.

При этом, нормами Федерального от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" не предусмотрено обязанности по привлечению аудитора в конкурсном производстве.

Таким образом, именно для анализа финансового состояния должника допускается использование услуг аудиторов при наличии обстоятельств, предусмотренных Закона о банкротстве.

С учетом изложенного, правомерен вывод суда первой инстанции о том, что обязанность привлечения аудитора у арбитражного управляющего имеется лишь в случае установления достоверности бухгалтерской отчетности при проведении анализа финансового состояния должника.

Поскольку нормы Федерального от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", в данном случае являются специальными по отношению к нормам Федерального от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности", при привлечении аудитора конкурсный управляющий был обязан руководствоваться не целями аудита, указанными в нормах Федерального от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности", а нормами, регулирующими несостоятельность (банкротство).

Доказательств, свидетельствующих о достижении положительного эффекта от проведения аудита, приведших к увеличению конкурсной массы должника с целью наиболее полного удовлетворения требований кредиторов, конкурсным управляющим не представлено.

Спойлер: Постановление АС Поволжского округа от 25.02.2015 по делу N А65-4126-2013

Заявитель кассационной жалобы приводит доводы о том, что им не был превышен лимит оплаты привлеченного специалиста, установленный Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) исходя из балансовой стоимости активов должника; выводы судебных инстанций о необоснованно завышенной оплате конкурсным управляющим оказанных аудиторских услуг не основаны на допустимых доказательствах; считает, что проведение аудита в конкурсном производстве не запрещено о банкротстве ( Закона о банкротстве), а в данном случае аудит является обязательным в силу Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" ; суды не учли, что оплата услуг аудитора не была произведена за счет средств должника.

Обращаясь в арбитражный суд с вышеназванной жалобой, ФНС России сослалась на Закона о банкротстве, указав на то, что проведение аудита в процедуре конкурсного производства с целью выявления недостоверности бухгалтерской отчетности не отвечает целям конкурсного производства. Как отметил заявитель жалобы, анализ финансово-хозяйственной деятельности был проведен Нурлыгаяновым М.Р. в процедуре наблюдения по тем же документам, что и последующий аудит; необоснованное привлечение аудиторской фирмы с размером вознаграждения в 600 000 руб. неоправданно увеличивает расходы на конкурсное производство, влечет уменьшение конкурсной массы и нарушает имущественные права кредиторов на удовлетворение своих требований.

Решая вопрос о привлечении аудитора в конкурсном производстве, суды с учетом всех обстоятельств дела сделали выводы о том, что после окончания наблюдения и открытия конкурсного производства необходимость в проведении аудиторской проверки и установлении финансового состояния должника отсутствует, поскольку основной целью является продажа имущества и расчет с кредиторами . Необходимость аудиторской проверки для нужд конкурсного производства конкурсный управляющий не обосновал, Закона о банкротстве не возлагает на конкурсного управляющего обязанность проводить аудит финансовой (бухгалтерской) отчетности организации должника в процедуре конкурсного производства.


2. Привлечение аудитора обязательно.

Спойлер: Постановление 9 ААС от 17.09.2013 по делу N А40-27719-10

16.05.2013 в суд поступило ходатайство конкурсного управляющего ОАО "Универмаг Москва" о привлечении лица, для обеспечения деятельности конкурсного управляющего и установления размера оплаты услуг привлеченного лица.

В соответствии с ФЗ "ОБ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ" в случае если организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества, в отношении нее проводится обязательный аудит.

Таким образом, привлечение аудитора является обязательным для должника. Привлечение специалистов по определению суда предусмотрено для лиц, не перечисленных в ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".

Вынесение такого определения для привлечения лиц, указанных в названного Федерального закона не предусмотрено. Конкурсный управляющий вправе привлечь аудитора и без определения суда.
...

Спойлер: Постановление АС Волго-Вятского округа от 05.08.2016 по делу N А82-12211-2011

Заявитель полагает, что вынесено с нарушением норм материального и процессуального права: обязанность привлечь аудитора за счет средств должника имеется лишь у временного управляющего; проведение ежегодного аудита не распространяется на организации, находящиеся в конкурсном производстве, и не отвечает целям конкурсного производства.

В и Закона о банкротстве установлено, что расходы на оплату услуг аудитора, если его привлечение является обязательным, подлежат возмещению за счет должника.

Обязательный аудит проводится в случаях, предусмотренных в Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности".

Суд апелляционной инстанции установил, что конкурсный управляющий обязан был привлечь аудитора, поскольку должник имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества и является топливно-энергетическим комплексом с объемом деятельности и размерами активов, имеющими стратегическое значение.

Следовательно, оплата услуг аудитора производится за счет средств должника в размере фактических затрат по правилам Закона о банкротстве и не включается в установленный в лимит расходов.

ООО "ТИТАН-АУДИТ" в данном случае не является привлеченным специалистом в понимании Закона о банкротстве, и, соответственно, отсутствует необходимость отражать сведения о нем в отчете конкурсного управляющего.

Спойлер: Постановление АС Московского округа от 28.03.2016 по делу N А40-46345-2014

Решением Арбитражного суда города Москвы от 14.01.2015 ЗАО "Объединенные Ферросплавы" признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден Коновалов Александр Юрьевич.

В Арбитражный суд города Москвы 27.08.2015 поступила жалоба кредитора - ОАО "БАНК УРАЛСИБ" на действия/бездействие конкурсного управляющего ЗАО "Объединенные Ферросплавы" Коновалова А.Ю. с требованием об его отстранении от исполнения обязанностей конкурсного управляющего.

Определением Арбитражного суда города Москвы от 26.10.2015 в удовлетворении жалобы ОАО "БАНК УРАЛСИБ" на действия конкурсного управляющего должника отказано.

Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".

Как следует из материалов дела и установлено судами, между ООО "Аудиторская компания "Заря" и должником, в лице конкурсного управляющего, заключен договор N 431-14 от 05.11.2014 об оказании услуг по составлению аудиторского заключения для подтверждения достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности за период с 01.01.2014 по 30.09.2014.

В соответствии с Федерального закона "Об аудиторской деятельности" обязательный аудит проводится в случае, если объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей.

Как следует из бухгалтерского баланса должника по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года, сумма активов должника превышает 60 миллионов руб.


Буду признателен за высказанные мнения по данному вопросу.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

КАФЕДРА АУДИТА

Курсовая работа

по дисциплине: «Аудит»

Тема: «Аудит предприятий-банкротов»

Выполнила:

студентка V курса

специальности «БУА и А»

Личное дело № *******

Проверила:

Лубнина В.П.

Киров

2007

ПЛАН

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ЗАКОНОДАТЕЛЬНО-НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ-БАНКРОТОВ 5

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ АУДИТА НЕСОСТОЯТЕЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ 20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время в России более 1/3 всех отечественных предприятий, не сумевших приспособиться к рыночным отношениям, оказалась в тяжелом экономическом положении. Проблема неплатежеспособности, несостоятельности и банкротства должника, не исполняющего свои обязательства, – одна из наиболее актуальных проблем рыночной экономики.

Банкротство предприятий является следствием неэффективной ценовой, инвестиционной и финансовой политики, но массовое банкротство предприятий может вызвать серьезные негативные социальные последствия.

Причиной банкротства российских предприятий в период общего кризиса являются слишком неблагоприятные макроэкономические условия: спад производства, резкие, трудно прогнозируемые изменения экономической политики правительства, гиперинфляция, политическая нестабильность, разбалансированность финансового рынка.

Рано или поздно, по вине плохой конъюнктуры рынка или кризиса ресурсов, неэффективного управления, банкротство может случиться с любым предприятием. Более глубокие причины следует искать в невозможности предвидеть состояние рынка в перспективе. Рынок требует от предпринимателя гибкости и приспособления. Слабость механизма адаптации предприятия к изменяющимся условиям внутренней и внешней среды лежит в основе возможности банкротства. Рыночная экономика и банкротство тесно связаны между собой. Без процедуры банкротства экономика становится неэластичной, так как переход финансовых, трудовых и материальных ресурсов от неэффективно к успешно работающим предприятиям становится невозможен.

Основной целью данной курсовой работы является анализ процедур банкротства предприятий и обзор российского законодательства о банкротстве. Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи :

      Раскрыть сущность понятия банкротства, определить виды, указать основные причины банкротства предприятий;

      Сделать обзор российского законодательства о банкротстве;

      Описать особенности проведения процедур банкротства.

Предметом курсовой работы является совокупность теоретико-методологических и организационно-методических вопросов, связанных с организацией аудиторской проверки на предприятиях, в отношении которых арбитражным судом возбуждено производство по делу о банкротстве.

В качестве объекта курсовой работы выступают несостоятельные коммерческие организации, в отношении которых применялись различные процедуры банкротства, предусмотренные законодательством РФ.

ГЛАВА 1. ЗАКОНОДАТЕЛЬНО-НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ-БАНКРОТОВ

Вопрос о несостоятельности (банкротстве) – один из самых ключевых для экономики любой страны. Именно то, как в стране выстроена процедура банкротства, определяет базовые «правила игры» и для промышленных гигантов, и для мелких магазинов.

Состояние неспособности должника платить по своим обязательствам принято называть банкротством. В соответствии с Федеральным Законом РФ «О несостоятельности (банкротстве)» от 16 октября 2002 г. под банкротством (несостоятельностью) предприятий понимается признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Правовое регулирование функционирования несостоятельных организаций предопределяет значительные отличия в построении бухгалтерского учета, формировании отчетности и проведению аудиторской проверки на предприятии-банкроте от его ведения на действующих хозяйственных субъектах.

При банкротстве сталкиваются разнородные, а порой и противоположные, по своей экономической природе интересы широкого круга действующих лиц, что нередко приводит к злоупотреблениям со стороны руководства должника, арбитражного управляющего и отдельных кредиторов.

Результатом банкротства предприятия может стать, как внешнее управление, направленное на восстановление платежеспособности предприятия-банкрота, так и принудительное прекращение хозяйственной деятельности неплатежеспособной организации по решению арбитражного суда с открытием конкурсного производства, по завершении которого, юридическое лицо как субъект права ликвидируется. При этом на каждой стадии банкротства предприятия назначается арбитражный управляющий, основной целью работы которого является обеспечение имущественных интересов кредиторов должника на основе сохранности оставшегося имущества, либо последующего справедливого распределения этого имущества между кредиторами в соответствии с положениями действующего законодательства.

Контроль со стороны государства за деятельностью такого специфичного сектора экономики, где сталкиваются имущественные интересы широкого круга лиц, претерпел в последнее время значительные изменения, связанные с ликвидацией главного контролирующего органа – Федеральной службы по финансовому оздоровлению и банкротству, и передачей всех полномочий Федеральной налоговой службе РФ.

Таким образом, совокупность экономических и правовых особенностей функционирования предприятий, признанных арбитражным судом несостоятельными, влияет на эффективность организации учетно-контрольной работы, повышение которой может быть обеспечено за счет использования услуг индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций. В условиях функционирования экономики в конкурентной среде, повышение эффективности применяемых методических подходов к проведению аудита несостоятельных организаций и оказанию сопутствующих аудиту услуг становится для таких субъектов экономики необходимым условием выживания и развития.

Признаки банкротства

Банкротство – хотя и болезненный, но закономерный процесс, а значит, подлежит управлению. Состояние неплатежеспособности предприятий неравномерно по внешним признакам, согласно чему управление им сложно и неуниверсально. Оно осуществляется как на макроуровне – посредством созданной системы мониторинга, так и на микроуровне хозяйственной деятельности – в результате антикризисного управления.

Деятельность предприятия подвержена влиянию многочислен­ных факторов. В целях антикризисного управления деятельностью предприятия необходимо знать характер их влияния. По на­правлению этих влияний факторы различаются на положительные и отрицательные. Очевидно, несостоятельность предприятий обусловлена влиянием последних. Кроме того, по степени зависимости от субъекта хозяйственной дея­тельности все факторы делятся на внешние и внутренние.

Внешние факторы :

экономические: уровень доходов и накоплений населения (покупательная способность); платежеспособность экономических партнеров, кредитная и налоговая политика государства; изменение рыночных ориентаций потребителя, конъюнктуры внутреннего и мирового рынков, государственное регулирование, уровень развития науки и техники, инфляция;

социальные: изменение политической обстановки внутри страны и за рубежом; международная конкуренция, уро­вень культуры предпринимателей и потребителей их про­дукции, организация досуга населения, нравственные при­тязания и религиозные нормы, определяющие образ жизни; демографическая ситуация.

правовые: наличие законов, регулирующих предпринима­тельскую деятельность (например, упрощенная и ускорен­ная процедура регистрации предприятий); защита от государственного бюрократизма, совершенствование налогово­го законодательства, методов учета и форм отчетности, развитие совместной деятельности с привлечением ино­странного капитала; обеспечение гарантии сохранности прав на собственность и соблюдения договорных обяза­тельств; защита фирм друг от друга, потребителей от не­доброкачественной продукции.

природно-климатические и экологические: наличие матери­альных ресурсов, климатические условия, состояние окру­жающей среды и т.п.

Внутренние факторы :

материально-технические – факторы, связанные с уровнем развития техники и технологии, внедрением в производство научных открытий, совершенствованием орудий и предметов труда. К ним относятся: замена морально и физически уста­ревшего оборудования; ремонт действующего оборудования; механизация и автоматизация производства; электрификация производства; химизация производства; строительство, ре­конструкция, увеличение использования производственных площадей; создание и внедрение принципиально новых тех­нологий, обеспечивающих сокращение затрат, экономию ре­сурсов, повышение качества; углубление специализации ма­шин; экономия материальных ресурсов; освоение альтерна­тивных источников энергии и т.п.

организационные - факторы, обусловленные совершенст­вованием организации производства, труда и управления; выбором организационно-правовой формы.

социально-экономические - факторы, связанные с составом работников, уровнем их квалификации, отношением работ­ников к собственности, условиями труда и быта, эффектив­ностью стимулирования труда. К ним относятся: матери­альная и моральная заинтересованность; уровень квалифи­кации работников; уровень культуры труда; отношение к труду; изменение форм собственности на средства произ­водства и результаты труда и т.п.