Подоплека религиозной терпимости. Вниманию граждан

В контексте данного учебного пособия особого рассмотрения требует понятие религиозной толерантности. Данное понятие выводится из общего определения толерантности - это «терпимое отношение к каким-либо религиям со стороны последователей других религий или неверующих» . Исторически понятие «религиозная толерантность» относится к XVI в. Оно генетически связано с возникновением протестантизма во всем разнообразии его форм и борьбой религиозных идей этого периода и логически переплетается с такими понятиями, как свободомыслие, веротерпимость, секуляризация.

Безусловно, в сегодняшнем обществе жива историческая память и о религиозных войнах, и о массовых принятиях веры под давлением тех или иных сил. Однако к XXI в. в обществе вызрела аксиома о необходимости воспитания религиозной толерантности как фактора социальной стабильности и культурной и этноконфессиональной безопасности . Это понимание нашло выражение как в общих представ-

лениях о равноценности всех людей («всеобщее уважение и соблюдение прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии» - ст. 55 Устава ООН ), так и в специально разработанных документах и положениях: на глобальном уровне это ст. 18. Всеобщей декларации прав человека (1948 г.), предусматривающая право каждого человека на «свободу мысли, совести и религии» , Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.) и Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии и убеждений (1981 г.) , на европейском- Конвенция о защите прав человека и основных свобод (принята в Риме в 1950 г.) и пп. 16, 17, 19 и 32 Итогового документа Венской встречи представителей государств- участников СБСЕ (1989 г.) .

В российской законодательной практике принципы религиозной толерантности закреплены, в частности, в Конституции: ст. 14 характеризует Российскую Федерацию как светское государство и провозглашает принцип отделения религиозных объединений от государства и их равенство перед законом, а ст. 28 гарантирует каждому свободу совести, свободу вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними .

Религиозная толерантность предполагает, в частности, признание права каждой религии на существование (признается религиозный плюрализм, то есть сосуществование множества религиозных объединений различных вероисповеданий, которые независимы друг от друга, отделены от государства нравны перед законом ), уважение чужого религиозного выбора и права на его выражение, терпимость к совершению верующими различных религий принятых в них религиозных практик, а также отказ от осуждения чужой религии и готовность и способность к диалогу и поиску взаимопонимания между верующими, религиозными институтами и светскими организациями . При этом толерантное отношение не означает, что его субъект утрачивает собственные религиозные убеждения , т.е. не идет речи об угрозе его культурной / конфессиональной безопасности. Кроме того, отмечается такой фактор, как «исключение репрессивных мер любого характера в связи с принадлежностью человека к той или иной религии» - толерантность в данном случае рассматривается не только как «комплексное явление общественного сознания, в котором сочетаются мировоззренческие и социально-психологические установки» , но и как политика, ряд каких-либо (специальных) деяний {policy ).

Данное выше определение явно распадается на две части: в качестве субъекта религиозной толерантности может рассматриваться либо представитель той или иной конфессии, либо неверующий. Проанализируем оба случая.

Выше мы говорили о толерантности как качестве сознания и общественной среды - однако преимущественно в светском, гражданском контексте. При этом анализ понятия религиозной толерантности предполагает выход из сферы гражданского в иную сферу - религиозную.

В современном мире, развитие которого во многом определяется не только глобализацией, но и стандартизацией, унификацией практически во всех сферах, нарастает противоречие не только между глобальным и национальным / региональным, но и между единым и индивидуальным. Иными словами, на фоне роста гражданственности сознания (т.е. формирования некоего социального типа - человека как члена общества и гражданина) более выпукло проявляется особость каждого индивида. Очевидно, что немалую долю в рельефе этой самоидентификации составляет религиозность. И если в случае с условным «светским гражданином» установка на толерантность понятна, то в случае с религиозным человеком следует задать вопрос: может ли он быть полностью толерантным?

С одной стороны, религиозные институты сплачивают различные формы «социального целого» (будь то племя, этнос, нация, государство и т.д.) и это сопровождается противопоставлением «истинной» религии одной группы (племени, этноса, нации, государства и т.д.) «ложным» религиозным верованиям другой (яркий пример- взаимное предание анафеме константинопольского патриарха Михаила Керулария и папского легата кардинала Гумберта в 1054 г. в ходе раскола христианской церкви). Это объясняется тем, что «в любой религии с необходимостью присутствует идея безусловного приоритета (курсив мой. - А.П.) ее вероучения над прочими» . Также может иметь место противопоставление ценностей одной религии неким общечеловеческим ценностям (как правило, светским и либеральным по духу). Религиозный монополизм в сфере «истинного» («Народ, сохранивший веру, а значит, и критерий истины», - Патриарх РПЦ МП Кирилл ) вступает в противоречие с принципами толерантности: плюрализмом, провозглашаемым, к примеру, в Декларации принципов толерантности ЮНЕСКО , и «мировоззренческим релятивизмом» .

Именно религиозный фактор во многом определяет степень закрытости той или иной системы. В начале данного раздела мы упоминали описанную С. А. Красиковым дихотомию «фундаментализм - космополитизм», возникающую в результате детрадиционализации, столкновения культур и конфликта открытости и закрытости - иными словами, конфликта религиозной толерантности и религиозной нетерпимости. Можно говорить, что религиозная толерантность в немалой степени формирует ядро толерантности «гражданской», а отсутствие последней приводит к экстремистским проявлениям, так как экстремизм в данном контексте - «антипод терпимости» (в качестве примера можно привести покушение на датского поэта палестинского происхождения, ко-торыи возлагает на поколение своих родителей ответственность за не-интегрированность его поколения в датское общество ).

С другой стороны, «уже в обществах древности имело место признание «чужих» богов как сакральных существ (вплоть до включения их в собственный пантеон)» . В наши дни, в частности, развивается движение экуменизма (воплощается «идеология всехристианского единства» ), т.е. делается попытка преодоления внутрихристианских конфессиональных расхождений. В российской практике наметилась тенденция к сотрудничеству между разными религиями и конфессиями в социальной сфере по вопросам, требующим общих усилий; действуют Межрелигиозный совет России и Консультативный совет глав протестантских церквей России, работает Совет по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ, т.е. есть понимание необходимости межконфессионального сотрудничества (до определенной, разумеется, степени) и некая готовность его осуществлять. Отдельно отметим надэтничный характер мировых религий (например, христианский принцип «нет ни эллина, ни иудея» или исламское понятие уммы, не предполагающее этнических или национальных границ) - здесь, впрочем, речь идет об «этнической» толерантности, существующей внутри того или иного религиозного сообщества. Кроме того, необходимость толерантного отношения ко всякому человеку вытекает из доктринального положения о том, что все люди сотворены по образу и подобию Бога .

Таким образом, рассуждение о религиозной толерантности изначально полно противоречий. Любое религиозное вероучение (Бхагавадгита, Ветхий Завет, Коран и др.) заявляет о своей истинности, о подлинности своего пути спасения, мессианском предназначении, то есть о своей тотальности. Причастность к абсолютной истине должна пополнять число адептов- терпимости нет места, толерантность немыслима. Однако то же время среди вероучителей и толкователей Откровения появляются те, кто заявляет о необходимости проповеди в силу неразумности человека и всеблагости Абсолюта - божественной благодати, призывает к миру, терпению, учительству, исцелению и т.д. Религиозные учения содержат находящиеся в диалектическом единстве элементы толерантности и интолерантности, разработка которых ведется в конкретном историческом, правовом, интеллектуальном и прочем контексте.

Вернемся, однако, ко второй логической части данного выше определения религиозной толерантности, где ее субъектом выступает неверующий, т.е. человек нерелигиозного сознания. В данном случае главным фактором толерантного отношения становится, на наш взгляд, степень культуры субъекта и его информированность о различных сторонах жизни той или иной религиозной организации и понимание основных принципов их деятельности. Речь может идти об исторической грамотности (например, знание о том, что такое Холокост), о знакомстве с символикой, обрядами и праздниками (например, понимание смысла христианского Великого поста или осведомленность о смысле мусульманского праздника Курбан-байрам), непредвзятая информированность о социальном служении различных конфессий 206 и т.п., а также исключение нарушения законодательства, в том числе Конституции, в частности в сфере свободы совести. Кроме того, нельзя исключать и такой фактор, как государственная политика, - здесь взаимодействуют толерантность как политика {policy) и толерантность как качество общественного сознания. Самоочевидно также и то, что фактором толерантного отношения неверующего к той или иной конфессии - особенно в условиях секулярного общества - является если не уважение и признание представителем конфессии такого выбора неверующего, то хотя бы ненавязывание ему своей позиции, особенно в агрессивной форме и/или на государственном уровне.

  • Толерантность религиозная // Смирнов М.Ю. Социология религии: Словарь. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2011. С. 270.
  • Паршаков А.С., Сенюткина О.Н., Шиманская О.К. Воспитание толерантности как фактор этноконфессиональной безопасности // Вестник Самарского государственного университета. 2014. № 1 (112). С. 65-70.
  • Устав Организации Объединенных Наций. Глава IX: международное экономическое и социальное сотрудничество // Электронный ресурс Интернет: http://www.un.org/ru/documents/charter/chapter9.shtml.
  • Всеобщая декларация прав человека// Электронный ресурс Интернет: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr.shtml.
  • Международный пакт о гражданских и политических правах // Электронный ресурс Интернет: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/ расфоГзЫтГ
  • 8/ Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений // Электронный ресурс Интернет: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/relintol.shtml.
  • Конвенция о защите прав человека и основных свобод// Электронный ресурс Интернет: http://base.garant.rU/2540800/#text.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Проблема религиозной толерантности закономерно входит в число наиболее актуальных и активно обсуждаемых вопросов в современном мире. Религиозную толерантность следует рассматривать как комплексное явление общественного сознания, в котором мировоззренческие и социально-психологические установки, сочетают и допускают правомерность множественных религиозных традиций. Религиозную толерантность следует воспринимать также и как конкретные действия на уровнях индивидов, общественных структур, государства. Иначе говоря, религиозная толерантность может быть понята как ценность и социальная норма гражданского общества, проявляемая в праве всех его индивидов быть различными как по вероисповедованию, так и по конфессиональной принадлежности. Механизмы формирования религиозной толерантности связаны со всей системой общественных отношений, с возможностью полноценной реализации конституционно-демократических прав и свобод, с уровнем духовной культуры личности и социума. Возникнув еще в античные времена, проблема религиозной толерантности, стояла, наиболее остро там, где народы с различными вероисповеданиями были вынуждены жить вместе в пределах великих империй.

Республика Татарстан является удивительным регионом, в котором мирно сосуществуют представители двух традиционных конфессий - ислама и православия. Религиозная толерантность нужна не только татарстанцам, но и всем другим жителям России. Национализм и религиозная нетерпимость - это центробежная сила, разрывающая нашу многонациональную Родину на куски. Если Россия хочет остаться целой и процветающей, то Москва и регионы должны обратить на Татарстан свой взгляд и перенимать наши ценности. Ярчайшим примером может послужить награждение Минитимера Шариповича в прошлом году в Эр-Рияде. Король Саудовской Аравии Абдалла ибн Абдуль-Азиз Аль Сауд вручил ему Международную премию имени Короля Фейсала в номинации "Служение Исламу" в знак признания вклада в возрождение культуры и исламских ценностей в республике. Вы можете задаться вопросом почему? Потому что в Татарстане на протяжении многих десятилетий обеспечивается мирное сосуществование как ислама, так и православия. Республика стала символом толерантности и согласия между людьми разных религиозных конфессий. Это то, к чему стремится весь мир. Когда во главу угла ставят мирное сосуществование двух главенствующих религий - это говорит о многом.

Давайте покажем достоверными фактами и сухими цифрами ситуацию в стране. Согласно статистике официального сайта Республики Татарстан на 2014 г. в регионе проживает более 3 млн. 800 тыс. жителей, которые постоянно находятся в республике. Рассматриваемый регион является одним из самых многонациональных территорий РФ. В Татарстане зафиксировано более 115 национальностей, среди которых преобладающими по численности являются татары, которых более 2 млн. человек, что в процентном соотношении от общей численности населения региона составляет 52,9%. На втором месте - русские, которых около 1,5 млн. человек или 39,5% от общего числа населения республики, и другие незначительные по численности национальности. Традиционными крупными религиями в республике являются православие и ислам. Мусульманство исповедуют татары и башкиры - около половины населения Татарстана. Другая значительная часть населения исповедует православие, к ним относятся в первую очередь русские, марийцы, чуваши, мордва, удмурты. Между двумя крупными конфессиями, насколько это возможно, соблюдается баланс, на основе которого строятся межконфессиональные согласие и веротерпимость. Примечательно, что в рассматриваемом регионе христианско-мусульманских браков составляет 21-23%. В Татарстане отмечен рост числа таких браков. Согласно мнению специалистов, такие браки более устойчивые и благополучные (!), чем браки моноэтнические. Ввиду сложившейся межэтнической и межконфессиональной ситуации за многие годы между православными и мусульманами Республики Татарстан сложились доверительные отношения.

Отдельного внимания заслуживает межрелигиозный христианско-мусульманский диалог. В сфере христианско-мусульманского сотрудничества и диалога наиболее важными учреждениями по религиозным вопросам в республике со стороны государства является Управление по делам религий, со стороны мусульманства - Духовное Управление Мусульман Республики Татарстан и Российский Исламский университет, со стороны православных христиан - Казанское епархиальное управление и Казанская семинария. Задачами обеих сторон являются избежание конфликтов представителей религий, корректное поведение во взаимоотношении, проведение конференций, проведение мирных митингов на злободневные темы ("Ислам против терроризма", "Прекращение межнациональной розни" и т.п.), семинары межрелигиозной тематики…

Большим показателем являются исторические моменты. У татарстанского народа существуют столетние традиции совместного существования и взаимодействия различных вероисповеданий. Отношения двух религий пережили непростую эволюцию и развивались не всегда по восходящей прямой. Но хочу подчеркнуть, что огромную роль в истории сыграли все же именно позитивные факты мирного общежития основных религий в Волжской Булгарии. Хан Золотой Орды Менгу Тимур более семи столетий тому назад издал жалованную грамоту, по которой православное духовенство на вечные времена освобождалось от всяких даней и повинностей, а за хулу на православную веру полагалась смертная казнь. Более двух веков прошло с момента издания по повелению Екатерины II указа Святейшего Синода, согласно которому российский ислам получил большие возможности для развития. Наконец, уже более столетия исполнилось акту императора Николая II, согласно которому в стране были провозглашены религиозные свободы.

В Татарстане, в частности Казани прослеживается толерантное и терпимое отношение к религии и ее представителям. Переехав жить сюда я мои друзья из Казахстана не ощутили на себе трудностей в социализации. Отсутствие дискриминации и гнета позволило нам быстро сориентироваться в учебе, взаимоотношениях людей. Такие понятия как субординация, терпимость и альтруизм повсеместно известны в этой стране, и всячески помогают приезжим находиться в стране расслабленно и непринужденно. А интеграция на религиозном уровне не составила никакого труда, ведь выше были изложены отношения республики к Исламской религии. Будь то казах, китаец, монгол, индус либо другой представитель религиозного течения, он сможет себе найти спокойное убежище в стране свободной от предрассудков и дискриминации на религиозном уровне. На фоне всего вышесказанного, нужно особо отметить, что сегодня в Татарстане реализуются принципы светского государства.

Уже в наше время для этого сделано очень много. Но светский характер государства не означает при этом вытеснения религии из жизни общества, отстранения религиозных объединений от участия в решении общественно значимых задач. Религия отделена от государства, но не от общества. Это аксиома также определяет особенности межконфессионального взаимодействия, его влияния на развитие общества в целом. религиозный толерантность личность социум

С другой стороны, и конфессии осознают преимущества светского государства, в котором власти, не выделяя никого, не проявляя идеологических предпочтений, нацелены на диалог и сотрудничество с основными конфессиями. Благодаря слаженной, системной работе всех государственных органов текущая религиозная ситуация в Татарстане остается стабильной и контролируемой государством. Ведется работа, прежде всего, по повышению религиозной грамотности людей, просветительская работа по отличию псевдорелигиозных течений и противодействию распространения радикальной идеологии

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Религия испокон веков как фактор, объединяющий или раскалывающий общества. Общая характеристика проблем реализации принципов религиозной толерантности. Знакомство с наиболее важными механизмами обеспечения религиозной терпимости: негативные, позитивные.

    презентация , добавлен 15.11.2014

    Исследование понимания религиозной терпимости польскими антитринитариями. Характеристика религиозной терпимости и нетерпимости в рамках сеймов. Рассмотрение особенностей процесса урегулирования имущественных споров православного клира с властями.

    дипломная работа , добавлен 28.09.2017

    Религия как необходимый составной элемент общественной жизни и духовной культуры общества. Ее социокультурные функции, социальные причины возникновения. Различные представления о ее сущности. Памятники религиозной культуры. Различные формы свободомыслия.

    презентация , добавлен 28.05.2014

    Роль религии в жизни личности и всего общества. Особенности религиозной веры. Суть культа и его место в религиозном комплексе. Формирование и особенности религиозной личности. Религиозная организация как сложный социальный институт, религиозные группы.

    реферат , добавлен 07.04.2010

    Необходимость межрелигиозного диалога и контактов лидеров различных конфессий в современном мире. Дискуссии представителей разноплановых верований - православия и ислама - вокруг трактовки ключевых понятий, включая понимание религиозной толерантности.

    научная работа , добавлен 11.12.2010

    Религия как древнейшая форма духовной культуры, ее происхождение, структура, проблема происхождения и роль в современном мире. Особенности религиозной веры как основы любой религии. Сравнительная характеристика основных групп ныне существующих религий.

    реферат , добавлен 10.02.2010

    Причины и обстоятельства, ставшие поводом к религиозной реформе. Путь становления и основные идеи патриарха Никона. Черты личности патриарха, их роль в реформе и карьерном росте патриарха. Падение патриарха Никона, его предпосылки и последствия.

    курсовая работа , добавлен 02.05.2012

    История возникновения и развития религиозных верований. Традиционные и новые религиозные движения. Взаимосвязь верований, искусства, морали и науки. Анализ современной культурно-религиозной ситуации. Взаимодействие культуры и религии в современном мире.

    курсовая работа , добавлен 20.11.2012

    История религиозной системы иудаизма, основные положения. Особенности образа идеального верующего человека на материале Священного текста. Создание модели отношений между Богом и человеком в Священном тексте "Тора" религиозной системы иудаизма.

    курсовая работа , добавлен 22.02.2012

    Выявление и анализ основных особенностей религиозной системы христианства. Исследование отношения образа человека и Абсолюта в религиозной системе христианства на примере анализа текста "Благовенствие от Фомы" и определение особенностей этого отношения.

Сосуществование разных верований, культур в одном государстве при межконфессиональном и межэтническом понимании должно стать жизненным принципом сегодняшнего поколения молодых людей. Основным принципом для достижения межконфессионального и межэтнического понимания должно стать воспитание толерантности в молодёжной среде.

Нетерпимость - проблема общечеловеческая, присущая многим обществам. В первую очередь нетерпимость проявляется в семье, в школе. Поэтому необходимо выявлять проявления нетерпимости на любом уровне с целью предотвращения трансформации нетерпимости в полыхающий конфликт.

Понятие толерантности формировалось на протяжении многих веков, и этот процесс продолжается до сих пор. Накапливая разносторонние значения, термин «толерантность» стремится соответствовать действительности, в которой многообразные проявления нетерпимости требуют новых средств преодоления.

Толерантность - уважение, правильное понимание многообразия культур мира. Толерантность - гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но политическое и правовое желание. Толерантность - прежде всего, активное отношение, которое формируется на основе признания универсальных прав и основных свобод человека, уважения прав человека, она не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям.

Религиозная толерантность является основой обеспечения внутренней стабильности и интеграции общества. Религиозная толерантность - это толерантное отношение адептов одной религиозно-конфессиональной общности к адептам других религиозно-конфессиональных общностей. Каждая религиозно-конфессиональная общность следует своим религиозным убеждениям и признает право других.

Религия испокон веков была и остаётся фактором, объединяющим или раскалывающим общества. Религиозная нетерпимость даже в современных обществах становилась причиной братоубийственных войн и бедствий. Неприятие и нетерпимость к религиозным чувствам и ценностям иноверцев приводили к кровопролитным войнам, расколу государств и наций.

Вопрос религиозной толерантности крайне важен для обеспечения безопасности современных обществ. Религиозная толерантность является основой обеспечения внутренней стабильности и интеграции обществ, удерживающей их от потрясений, пресекающей раскол наций и государств и, наконец, нейтрализующей политические цели внешнего религиозного воздействия (миссионерство, внедрение и распространение сектантских движений). В условиях отсутствия религиозной терпимости религиозноконфессиональное многообразие общества может спровоцировать конфликты.

Религиозная толерантность - явление многоаспектное и содержательное. Поэтому не случайно, что это понятие имеет различные интерпретации и восприятия. Их можно разделить на два основных вида - позитивный и негативный:

В позитивном восприятии религиозная толерантность предполагает знание, приятие и уважение религиозно-конфессиональных ценностей и идей иноверцев.

В негативном восприятии религиозная толерантность предполагает безразличие к религиозно-конфессиональным взглядам и системе ценностей других, в результате чего обеспечивается отсутствие вражды и столкновений на религиозной почве.

В обоих случаях, независимо от того, на чем основана религиозная толерантность в отношении иноверцев - на уважении или безразличии, она обеспечивает общественную стабильность и сосуществование различных религиозно-конфессиональных групп.

Тем не менее, из двух вышеотмеченных видов религиозной терпимости предпочтителен первый - приятие и уважение религиозно-конфессиональных ценностей других, поскольку безразличие, зачастую обусловленное незнанием, рано или поздно может привести к проявлениям нетерпимости.

Зачастую причиной нетерпимости становится незнание. Не зная ценностей и идей других, человек может относиться к ним с пренебрежением и безразличием, что может привести к нетерпимости. Тогда как знание ценностей и взглядов других создаёт ощутимую положительную настроенность по отношению к ним. Это актуально при воспитании молодого поколения.

Религиозная толерантность бывает нескольких видов, в зависимости от объекта (в данном случае, человеческое общество), в отношении которого она проявляется:

  1. толерантность в отношении к иноверцам (христианин-мусульманин, мусульманин-буддист, христианин-буддист и т.д.).
  2. толерантность в отношении к представителям других конфессий (католик- протестант, протестант-адепт православной церкви (в христианстве), суннит- шиит (в исламе) и т.д.).
  3. толерантность к сектантским движениям (а также толерантность сектантских движений друг к другу).
  4. толерантность между верующими и неверующими (верующий-атеист).

Механизмы обеспечения религиозной терпимости, в зависимости от двух вышеупомянутых подходов к восприятию её содержания (негативный и позитивный), также можно разделить на две группы:

Негативные механизмы, предполагающие безразличие к религиозно- конфессиональным идеям и системе ценностей иноверцев.

Позитивные механизмы, предполагающие знание, приятие и уважение религиозно-конфессиональных идей и системы ценностей иноверцев.

Из негативных механизмов можно выделить в основном два: атеизм и секуляризацию.

  1. Атеизм, хоть и предполагает нетерпимость ко всем религиозным течениям и конфессиям, в то же время предполагает взаимную толерантность между адептами различных религии и конфессий, основанную на принципе отрицания религии вообще.
  2. Роль секуляризации как фактора, способствующего повышению уровня религиозной толерантности, ярко выражена в современных западных обществах.

Позитивные механизмы нацелены на внедрение и обеспечение в обществах религиозной толерантности путём взаимного познания различных религиозно-конфессиональных групп, взаимовосприятия и взаимоуважения систем ценностей. В этом контексте важное значение имеет подчёркивание общностей между различными религиозно-конфессиональными группами структурами, формирующими общественное сознание и культуру (школа, СМИ и пр.), что становится основой не только для религиозной толерантности, но и для общественной солидарности и консолидации.

Подчёркивание общностей имеет место в религиозной, национальной и государственно-гражданской плоскостях. В религиозной плоскости подчёркивание общностей предполагает несколько аспектов:

Все религии имеют идеологические и системно-ценностные общности. Что касается различий, то они являются хорошими предпосылками для взаимодополнения религий. Следовательно, различие религий создаёт серьёзные предпосылки для взаимодополнения и обогащения различных религиозно-конфессиональных групп общества в иделогическо-системно- ценностном плане. Наконец, различия не предполагают в обязательном порядке несовместимость. Различия и несовместимость - абсолютно разные явления и понятия. А различные религии и конфессии могут быть вполне совместимыми, сосуществовать мирно и эффективно.

Идеи религиозной толерантности положены также в учениях религий и конфессий. Несмотря на то, что монополию на истину каждая религия приписывает себе, в то же время содержит также элементы толерантности и уважения к идеологической системе и системе ценностей других.

Общность между различными конфессиями в рамках одной и той же религии заключается в самой религии и вере.

В национальной плоскости подчёркивание общностей различных религиозно-конфессиональных пластов акцентирует не религиозноконфессиональную, а этническую принадлежность.

В государственно-гражданской плоскости подчёркивание общностей между различными религиозно-конфессиональными группами выдвигается на первый план в тех случаях, когда эти группы в то же время принадлежат к разным нациям.

Воспитание толерантности имеет огромное профилактическое значение в осуществлении деятельности по защите молодёжи от негативных проявлений в религиозной сфере и является эффективным средством предупреждения нетерпимости. Воспитание толерантности начинается с обучения людей тому, в чем заключаются их общие права и свободы, т.е. с обеспечения осуществления этих прав. Необходимо учить молодёжь помнить не только свои права, но и обязанности.

Могут быть поставлены под сомнение и удалены. Вы можете улучшить статью, внеся более точные указания на источники.

Терпимость - социальный, культурный и религиозный термин, применяемый для описания коллективного и индивидуального поведения, заключающегося в непреследовании тех, чей образ мыслей или действий не совпадает с твоим собственным и вызывает чьё-либо неодобрение. Терпимость подразумевает сознательное решение не делать и не совершать всяческих преследований чуждых. Обычно данный термин применяется к ненасильственному поведению, основанному на достижении консенсуса, и употребляется в связи с проблемами религии (в таком случае часто употребляется термин веротерпимость ), политики и морали . Терпимость не требует признания поведения других приемлемым и означает лишь, что люди терпят человека или социальную группу, зачастую как неизбежное зло (так, «домом терпимости» называют бордель).

В социологической перспективе понятие терпимости подразумевает, что как нетерпимость, так и конформизм взращивают насилие и социальную нестабильность. Терпимость в связи с этим превратилась в социальный термин для рационального обоснования необщепринятых способов поведения и социального разнообразия [ ] .

Политика и религия

Исторически, политическая и религиозная сфера являлись наиболее важными для продвижения идей терпимости, так как различия в политических и религиозных идеологиях вели к многочисленным войнам, чисткам и иным жестокостям. Британский философ и просветитель Джон Локк в своих Посланиях о веротерпимости (опубликованы: 1-е - в 1689 г., 2-е и 3-е - в 1692 г., 4-е - в 1706 г., уже после смерти Локка) высказал революционную для того времени мысль о том, что терпимость ко всякому отступающему мнению должна быть обязанностью верующего человека. Философы и писатели Просвещения , особенно Вольтер и Лессинг , активно выступали за религиозную терпимость и их влияние ощущается в современном западном обществе. В то же время вопросы политической терпимости до сих пор остаются в меньшей степени осмыслены. Хотя недостаток религиозной терпимости вызывает проблемы во многих регионах мира, различия в политической идеологии привели к сотням миллионов жертв только в XX веке .

Значение и необходимость соблюдения принципа терпимости в политике подчёркнуто провозглашением Международного дня, посвящённого терпимости .

Отношение к терпимости различных религий

В разных религиозных конфессиях отношение к терпимости их представителей варьируется от полного неприятия до безоговорочного принятия её принципов.

Христианство

В настоящее время практически все [кто? ] [ ] христианские конфессии за терпимость, если её понимать только как отказ от действий, направленных против инакомыслящих. Однако большинство [кто? ] из них твёрдо стоит на своём праве высказываний в их адрес, дающих негативные оценки.

Ислам

Священный Коран а так же пророческие хадисы приказывают и побуждают мусульман к проявлению терпимости в отношении представителей других конфессий. Включая и христиан и иудеев. Как например в Коране сказано:

"Аллах не запрещает вам быть добрыми и справедливыми с теми, которые не сражались с вами из-за религии и не изгоняли вас из ваших жилищ. Воистину, Аллах любит беспристрастных." [Сура 60: аят 8] пер.Э.Кулиев.

Иудаизм

Библия предполагает заведомо нетерпимое отношение к идолопоклонникам (прежде всего имеются в виду религии с человеческими жертвоприношениями). Тем не менее, активное истребление идолопоклонства в Библии ограничивается территорией Израиля. В наши дни подобное отношение к представителям других религий в еврейском государстве очевидно не применимо.

Вместе с этим, любой нееврей, соблюдающий Семь законов потомков Ноя признаётся в иудаизме праведником, достойным царства небесного, и имеет в Израиле статус жителя-чужестранца (Гер тошав ).

Буддизм

Зороастризм

Есть мнение [чьё? ] , что зороастризм также терпимо относится к другим религиям. В отличие от ислама и христианства [ ] , зороастрийцы не ведут активной миссионерской деятельности. Это объясняется тем, что зороастрийцы, в отличие от христиан и мусульман, не считают души всех людей, не исповедующих зороастризм, погибшими и требующими спасения. Считается [кем? ] , что души людей после смерти судят не по религиозной принадлежности, а по мыслям, словам и делам, что даёт возможность незороастрийцам прожить праведную жизнь и избежать худшей участи после смерти.

Терпимость нетерпимости

Важным вопросом при определении понятия терпимости является вопрос о границах терпимости. Должно ли общество , исповедующее терпимость, быть терпимым к нетерпимости? Не приведёт ли это к разрушению самого общества или его жизненно важных ?

Сложно установить границы толерантности не только применительно к разным обществам, но даже иногда в пределах одного общества. Например, современное преследование нацизма в Германии расценивается некоторыми странами как нетерпимость, тогда как в самой Германии сам нацизм считается в высшей мере нетерпимым. Противоречивые вопросы в различных странах могут включать отделение церкви от государства, употребление табака , алкогольных напитков или наркотиков , чтение неодобряемых политических трудов, а также гомосексуальность , девиантное сексуальное поведение и уголовно наказуемые проступки.

Философ Джон Роулз посвятил главу в своей влиятельной и противоречивой книге «Теория справедливости » проблеме того, должно ли общество быть терпимым к нетерпимости, и близкой проблеме прав нетерпимых членов общества требовать терпимости по отношению к себе. Роулз приходит к заключению, что общество в целом должно быть терпимым, следовательно, к нетерпимости должно относится терпимо, так как противоположная ситуация привела бы к несправедливости. Тем не менее, автор настаивает на разумном праве самозащиты общества и его социальных институтов, которое преобладает над правом терпимости. Следовательно, к нетерпимости необходимо относиться терпимо, но лишь до тех пор, пока она не создаёт угрозу обществу. Либеральный экономист Чандран Кукатас в статье «Терпеть нетерпимое » подчеркивает: «Терпимость требует от людей спокойно относиться к расхождению во мнениях и многообразию взглядов, а вовсе не к преступлениям или безответственности».

Законы о веротерпимости

  • - Эдикт о веротерпимости в Святой земле
  • - Указ Николая II «Об укреплении начал веротерпимости» ()

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1.1 Определение толерантности

1.2 Виды толерантности

1.6 Толерантность в школе

2.1 Программа исследования

2.2 Социологический опрос

Заключение

Литература

Введение

Во многих культурах понятие «толерантность» является своеобразным синонимом «терпимости»: латинское -- tolerantia; английское -- tolerance; немецкое -- Toleranz; французское -- tolerance. Кроме того, все словари XX века однозначно указывают прямое толкование толерантности как терпимости. Слово «терпимость» присутствует практически во всех словарях русского языка. В частности, словарь В. И. Даля трактует «терпимость» как способность что-либо терпеть только по милосердию или снисхождению. Понятие «толерантность» было введено в научный оборот в XVIII веке. В России понятие толерантности стало употребляться в либеральной печати с середины XIX века, но с середины 30-х годов XX века оно исчезло из политической лексики, пока вновь не появилось в начале 90-х годов XX века. В отличие от «терпимости» (терпеть -- «не противодействуя, не жалуясь, безропотно переносить, сносить что-то бедственное, тяжелое, неприятное»), толерантность (в современный язык слово пришло из англ. tolerance) -- готовность благосклонно признавать, принимать поведение, убеждения и взгляды других людей, которые отличаются от собственных. При этом даже в том случае, когда эти убеждения или взгляды тобою не разделяются и не одобряются. Уполномоченный по правам человека в Пермском крае Татьяна Марголина также разграничивает понятия «терпимость» и «толерантность»: Разумеется, есть определенная традиция понимания слова «терпимость». Вплоть до середины прошлого века оно трактовалось, как пассивная позиция: терпеть -- значит, наступать на себя, уступать кому-то. Слово «толерантность», хотя и используется как синоним «терпимости», несёт в себе другие смыслы. «Толерантность» -- это активное социальное поведение, к которому человек приходит добровольно и сознательно. Характеристика определения толерантности в Преамбуле Устава ООН звучит следующим образом: «…проявлять терпимость и жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи». Здесь лексема получает не только действенную, социально активную окраску, но и рассматривается как условие успешной социализации (интеграции в систему общественных отношений), заключающееся в умении жить в гармонии, как с самим собой, так и с миром людей (микрои макросредой).

Глава I. Толерантность, виды толерантности

1.1 Определение толерантности

Толерамнтность (от лат. tolerantia -- терпение) -- социологический термин, обозначающий терпимость к иному образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям. Таким образом, она связана со свободой инакомыслия в широком смысле этого слова, а не в том, который утвердился в политической сфере, близка к понятиям милосердия и снисхождения. религиозный толерантность терпимость старшеклассник

1.2 Виды толерантности

Естественная (натуральная) толерантность.

Она подразумевает любознательность и доверчивость, свойственные и изначально присущие маленькому ребенку. Они не определяются и не определяют качеств его «Я», поскольку процесс становления личности, т.е. ее персонализации еще не привел к расщеплению индивидуального и социального опыта, к существованию обособленных планов поведения и переживания и т.д.

Наличие естественной толерантности позволяет малышу принимать родителей в любом виде, вплоть до крайне жестокого обращении с ним. В последнем случае она, с одной стороны, создает психологическую защищенность и позволяет сохранить позитивные отношения с семьей, но с другой - неизбежно невротизирует формирующуюся личность, снижая способность принятия себя, своего опыта, чувств и переживаний.

Моральная толерантность.

Этот тип означает терпимость, ассоциируемую с личностью (внешним «Я» человека). В той или иной мере она присуща большинству взрослых людей и проявляется в стремлении сдерживать свои эмоции, используя механизмы психологических защит.

Здесь имеет место некая условность, т.к. человек не проявляет нетерпимость, которая у него имеется, но остается внутри. Ситуационной моделью сути такого отношения являются варианты типа «обстоятельства так складываются, что мне приходится вас терпеть, но…».

Подобная схема, к сожалению, является основой современных реалий массовой культуры и семейного воспитания. И конфликт поколений тоже происходит из проявляемой его участниками квази-терпимости по отношению к ценностным установкам друг друга.

Нравственная толерантность.

Как ни странно, в терминологическом поле на сей раз мы имеем парадоксальный случай, когда синонимическое значение слов «моральный» и «нравственный» разведено. Но что поделать… В отличие от моральной, нравственная толерантность на языке специалистов предполагает принятие и доверие, которые ассоциируются с сущностью или «внутренним Я» человека.

Она включает как уважение ценностей и смыслов, значимых для другого, так и осознание и принятие собственного внутреннего мира, своих собственных ценностей и смыслов, целей и желаний, переживаний и чувств. Это дает личности преимущество не бояться и выдерживать напряжения и конфликты, миновать которые никому по жизни не удается.

Собственно, это и есть истинная, зрелая толерантность. Для оценки ее уровня специалисты разработали соответствующие психологические портреты, используя несколько критериев. Они могут служить подсказкой и для желающих убедиться в собственной толерантности.

1.3 Сущность религиозной толерантности

Религиозную толерантность можно сформулировать следующим образом: «это толерантное отношение адептов одной религиозно-конфессиональной общности к адептам других религиозно-конфессиональных общностей. Каждый следует своим религиозным убеждениям и признает аналогичное право других»2. Тем не менее, религиозная толерантность - явление многоаспектное и содержательное. Поэтому не случайно, что это понятие имеет различные интерпретации и восприятия. Не углубляясь в них, отметим лишь, что их можно разделить на два основных вида - позитивный и негативный.

В позитивном восприятии религиозная толерантность предполагает знание, приятие и уважение религиозно-конфессиональных ценностей и идей иноверцев.

В негативном восприятии религиозная толерантность предполагает безразличие к религиозно-конфессиональным взглядам и системе ценностей других, в результате чего обеспечивается отсутствие вражды и столкновений на религиозной почве.

В обоих случаях, независимо от того, на чем основана религиозная толерантность в отношении иноверцев - на уважении или безразличии, она обеспечивает общественную стабильность и сосуществование различных религиозно-конфессиональных групп. Тем не менее, из двух вышеотмеченных видов религиозной терпимости предпочтителен первый - приятие и уважение религиозно-конфессиональных ценностей других, поскольку безразличие, зачастую обусловленное незнанием, рано или поздно может привести к проявлениям нетерпимости. Не случайно, что Г.Шлимова, говоря об обеспечении общественной консолидации в Казахстане, стране, отличающейся этническим и религиозным многообразием, подчеркивает важность в этом деле роли просветительской работы, которая должна быть направлена на повышение уровня взаимного познания различных религиозно-конфессиональных групп3. Действительно, зачастую причиной нетерпимости становится незнание. Не зная ценностей и идей других, человек может относиться к ним с пренебрежением и безразличием, что может привести к нетерпимости. Тогда как знание ценностей и взглядов других создает ощутимую положительную настроенность по отношению к ним.

1.4 Проявления религиозной терпимости

Религиозная толерантность бывает нескольких видов, в зависимости от объекта (в данном случае, человеческое общество), в отношении которого она проявляется.

Первая - толерантность в отношении к иноверцам (христианин-мусульманин, мусульманин-буддист, христианин-буддист и т.д.),

Вторая - толерантность в отношении к представителям других конфессий (католик-протестант, протестант-адепт православной церкви (в христианстве), суннит-шиит (в исламе) и т.д.),

Третья - толерантность к сектантским движениям (а также толерантность сектантских движений друг к другу),

И наконец, толерантность между верующими в Бога и неверующими (верующий-атеист).

1.5 Механизмы обеспечения религиозной терпимости

1. Атеизм, хоть и предполагает нетерпимость ко всем религиозным течениям и конфессиям, в то же время предполагает взаимную толерантность между адептами различных религии и конфессий, основанную на принципе отрицания религии вообще. Результаты проведенных в 2001г. в России социологических исследований показали, что, хоть и с небольшим преимуществом, но, тем не менее, не верующие в Бога настроены к иноверующим с большей толерантностью и более открыты в плане контактов, нежели верующие.

Увеличение терпимости в условиях атеизма можно увидеть также на примере армянских реалий. До утверждения советского строя между адептами Армянской Апостольской церкви и армянами-католиками существовал огромный психологический барьер. Они были изолированы друг от друга, и общение между ними было весьма ограниченным. Царила атмосфера взаимной нетерпимости. Однако в советские годы этот психологический барьер почти полностью стерся, и между армянами-католиками и адептами ААЦ наладились нормальные, не скованные конфессиональными различиями отношения. В этом, пожалуй, существенную роль сыграла проводимая в советский период на государственном уровне политика атеизма, стершая психологический барьер между двумя конфессиональными пластами Армянства.

Таким образом, несмотря на все негативные аспекты, царящая в советский период атмосфера атеизма сыграла положительную роль с точки зрения национальной консолидации Армянства, стерев психологический барьер во взаимных восприятиях армян-католиков и адептов ААЦ. Не исключено, что проводимая в советский период на государственном уровне политика атеизма имела четкую политическую цель. Она была направлена на стирание психологического барьера между различными религиозно-конфессиональными пластами советского гетерогенного (полиэтнического, полирелигиозного, поликультурного) общества, обусловленного религиозно-конфессиональными различиями.

2. Роль секуляризации как фактора, способствующего повышению уровня религиозной толерантности, ярко выражена в современных западных обществах. Здесь несравнимо меньше вражды и столкновений, происходящих на почве религиозных различий. Это, по всей видимости, обусловлено не только демократической культурой, но и секуляризированностью общества, отодвинувшей на второй план религиозно-конфессиональные вопросы и отдающей приоритетное значение отношениям и сферам деятельности светского характера. В этом контексте между людьми с различными религиозно-конфессиональными взглядами и ценностями стерты существовавшие некогда психологические барьеры. Четкое отделение государства от церкви, взаимное невмешательство в дела друг друга, становление гражданского общества, нацеленные на решение общих проблем совместные усилия в светских обществах отодвинули на второй план религиозно-конфессиональные различия между отдельными людьми и группами.

Позитивные механизмы нацелены на внедрение и обеспечение в обществах религиозной толерантности путем взаимного познания различных религиозно-конфессиональных групп, взаимовосприятия и взаимоуважения систем ценностей. В этом контексте важное значение имеет подчеркивание общностей между различными религиозно-конфессиональными группами структурами, формирующими общественное сознание и культуру (школа, СМИ и пр.), что становится основой не только для религиозной толерантности, но и для общественной солидарности и консолидации. Подчеркивание общностей имеет место в религиозной, национальной и государственно-гражданской плоскостях.

1. В религиозной плоскости подчеркивание общностей предполагает несколько аспектов: Важно подчеркнуть, что:

Все религии (христианство, ислам, буддизм и т.д.) имеют идеологические и системно-ценностные общности. Что касается различий, то они являются хорошими предпосылками для взаимодополнения религий. Следовательно, различие религий создает серьезные предпосылки для взаимодополнения и обогащения различных религиозно-конфессиональных групп общества в иделогическо-системно-ценностном плане. Наконец, различия не предполагают в обязательном порядке несовместимость. Различия и несовместимость - абсолютно разные явления и понятия. А различные религии и конфессии могут быть вполне совместимыми, сосуществовать мирно и эффективно.

Идеи религиозной толерантности положены также в учениях религий и конфессий. Несмотря на то, что монополию на истину каждая религия приписывает себе, в то же время содержит также элементы толерантности и уважения к идеологической системе и системе ценностей других. В этом плане, хотя «любая религиозная традиция претендует на свою исключительность и превосходство (или, по крайней мере, предполагает их)», тем не менее, «потенциал толерантности содержится во всех известных религиозных системах человечества».

2. В национальной плоскости подчеркивание общностей различных религиозно-конфессиональных пластов акцентирует не религиозно-конфессиональную, а этническую принадлежность. В этом случае подчеркивается, что «...конфессиональное многообразие не уничтожает национальное единство. Единство нужно искать в гармонии тех составляющих, основным мотивом которых должен быть национализм в своем высоком смысле этого слова»9. Такой подход означает, что представители одной и той же нации, будь то христианин или мусульманин, православный, католик или протестант, верующий или атеист, не перестают быть сынами одного и того же народа. Таким образом, при акцентировании национальной общности различных религиозно-конфессиональных пластов у них укрепляется сознание принадлежности к одной и той же этнической общности, что является серьезной основой для религиозной толерантности и национально-общественной солидарности и консолидации.

3. В государственно-гражданской плоскости подчеркивание общностей между различными религиозно-конфессиональными группами выдвигается на первый план в тех случаях, когда эти группы в то же время принадлежат к разным нациям. То есть, в этом случае подчеркивание общностей в этнической плоскости не действует. Вместо этого подчеркивается гражданство и принадлежность к одному и тому же обществу. Различным религиозно-конфессиональных группам внушается идея о том, что они стоят перед одними и теми же проблемами и вызовами (социальными, экономическими, экологическими, политическими и пр.), имеют общие интересы и требования и, следовательно, общие задачи, что является не менее важной предпосылкой для обеспечения общественной солидарности и пресечения раздоров и бедствий в обществах на религиозно-конфессиональной почве.

1.6 Толерантность в школе

Толерантный путь - это путь человека, который хорошо знает себя, комфортно чувствует себя в окружающей среде, понимает других людей, всегда готов прийти на помощь, с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам и традициям.

Законы толерантности:

1.Все работники образовательных учреждениях в общении с детьми должны проявлять к ним доброжелательность, уважение, терпение.

2.Педагоги должны относиться к ученикам с одинаковым уважением, не возвышая одних за счет унижения других.

3.Оценки должны способствовать развитию ребенка, а не быть кнутом в руках педагога.

Толерантные ученики:

доброжелательные

уважение друг друга

уважение всех сотрудников школы

умеющие слушать и слышать

понимающие и поддерживающие друг друга

Глава II. Практические разработки в изучении толерантности конфессиональных взглядов у старшеклассников(14-18 лет)

2.1 Программа исследования

Объект исследования: религиозная толерантность школьников.

Предмет исследования: отношение к школьникам с иной конфессиональной ориентацией.

Цель исследования: определить на сколько школьники толерантны друг к другу.

Гипотеза: я предполагаю, что причиной нетолерантности(если нетолерантны)школьников являются форумы, группы в социальных сетях.

Проблема: она состоит в том, что в школах не учат детей быть толерантными в религиозном вопросе. И по этой причине происходят конфликты между старшеклассниками.

Инструментарий: опрос.

Критерии,по которым выбирались респонденты.

Пол - мужской и женский.

Возраст - от 14 до 18 лет.

Образование - неполное среднее, полное среднее.

Место жительства - г. Москва.

2.2 Социологический опрос

1. В будущем я создам семью только с представителем...религии.

б)не своей

2. Я считаю, что искренней дружбы между людьми...религии быть не может.

а)одинаковой

3. Надо держаться настороже с людьми...религии.

4. У меня... друзей другой религии

5. Мои взаимоотношения с людьми никак не связаны с их

а)этнической

б)религиозной принадлежностью.

6. При общении с людьми другого религиозного взгляда нужно ориентироваться на их личные качества, а не на религию

б) нет, не нужно

7. Я стараюсь...с людьми другой веры

а) сближаться

б)не сближаться

8. Традиции, существующие в некоторых религиях, кажутся мне

б)нормальными

9. Если я почувствую в другом человеке «родственную душу», то он... моим близким другом, несмотря на то, что является представителем другой религии

а)может стать

б)все равно не станет

10. Надеешься ты, что когда-нибудь люди не будут делиться на религии.

а)да,надеюсь

б)нет,не надеюсь

11. Я...,что человечество бы только выиграло, если бы люди считали себя просто личностями, а не членами религиозных групп.

б)не считаю

12. Считаете ли вы, что некоторые религии препятствовали нормальному существованию моего народа.

а)да,считаю

б)нет,не считаю

13. Как лично Вы относитесь к смешанным бракам?

а) я считаю, что брак должен заключаться только между представителями одного народа (этноса) и одной религии

б) считаю, что смешанные браки хороши только между народами близкими в отношении культуры и религии

14. Как часто Вы встречались со случаями недоброжелательного к Вам отношения из-за Вашей этнической принадлежности, языка или религии?

а) никогда, редко

б) часто,почти всегда

И вот как ответили опрошенные:

Молодых людей

А вот ответы девушек:

Молодые люди, в основном нацелены на то, чтобы не заводить друзей другой религии,не заводить семьи с представителем другого этноса,религии.

Вот комментарии по этому поводу:

Кирилл - 15.06.2010 15:23:

«ФИГНЯ ВСЕ ЭТО ЛЮБОВЬ,НАЦИЯ ВОТ ЧТО ДОЛЖНО ОБЪЕДИНЯТЬ СЕМЬЮ. А ЖЕНУ СВОЮ Я БУДУ ЛЮБИТЬ...»

А девушки почему-то думают наоборот. Они хотят,в первую очередь,заводить новые знакомства,дружить,влюбляться. Для них религия не играет роли.

Затем моей задачей стало понять,почему старшеклассники нетолерантны друг к другу.

Я задал вопросы на на форумах.

У меня было два типа вопросов (проверочные и основные)

Первый тип:

1. Вы считаете себя терпеливым человеком?

2. Вы толерантный человек,когда вопрос касается конфессиональных взглядов?

Второй тип:

1. Есть у вас друзья другой религии?

2. Хотели бы вы,чтобы в дальнейшем вас окружали люди другой веры?

Ответы на первый тип вопросов:

В опросе участвовало 214 человек,вот некоторые ответы:

Ответ №10

Ответ №11

Ответ №12

Ответ №13

Ответ №14

Из 214 опрошенных больше половины нетолерантны друг к другу, когда речь идет о конфессиональных взглядах.

Ответы на второй тип вопросов:

В опросе приняло участие 198 человек в возрасте от 16 до 19 лет

Ответ №10

Ответ №11

Ответ №12

Ответ №13

Ответ №14

Ответ №15

Ответ №16

Ответ №17

Из 198 опрошенных ответили следующим образом:

69% имеют друзей с другой религией

21% не хотят связывать свою жизнь после школы с людьми другой религии

10% ответили,что не имеют друзей,но хотят,чтобы в дальнейшем их окружали люди другой веры.

Заключение

«Образовательная политика России, отражая общенациональные интересы в сфере образования и предъявляя их мировому сообществу, учитывает вместе с тем общие тенденции мирового развития, обуслав¬ливающие необходимость существенных изменений в системе образо¬вания: переход к постиндустриальному, информационному обществу, значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия, в связи с чем особую важность приобретают факторы коммуникабель¬ности и толерантности».

Из концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.

Наиболее точное в современной отечественной педагогике трактовка толерантности, у Б.З. Вульфова в книге “Воспитание толерантности: сущность и средства” Это способность человека (или группы) сосуществовать с другими людьми, которым присущи иные менталитет, образ жизни”. Под процессом воспитания он подразумевает создание пространства взаимодействия с другими по взглядам или поведению людьми, их сообществами.

Современная педагогика подчеркивает, что в настоящее время объективная реальность заставляет больше внимания уделять развитию культуры межнациональных отношений у школьников, следовательно, необходима этническая толерантность, то есть принятие внутренней установки личности относительно ценностей, культурных особенностей других этнических групп, готовность к межэтническим контактам. Этническая толерантность считается доминантой культуры межнациональных отношений. Развивать ее как направленность личности следует в процессе образования, создавая условия для конструктивного взаимодействия с представителями иных этносов.

Профессор Т.Д. Дмитриев в своей работе “Многокультурное образование” выделил следующие уровни развития толерантности в образовании.

I. Обучение толерантности.

* Развитие у ученика, учителя терпимости в отношении культурных особенностей других этносов.

* Формирование готовности допускать в их оценке отклонения от признанных в обществе стандартов.

II. Изучение и поддержка другой культуры.

* Путем понимания и принятия культурного плюрализма, больше узнать о культуре другой этнической группы, лучше понять ее, то есть учитель и ученик переходят к следующему уровню многокультурности.

III. Уважение культурных различий.

* Становление личности, предполагающей высокую оценку другой культуры.

IV. Утверждение культурных различий.

Уровень поликультурного образования и культурного становления. Это утверждение учителя и ученика в процессе деятельности. На этой стадии к ним приходит понимание необходимости активной позиции.

Отсюда можно сделать вывод, что наиболее эффективным способом формирования толерантности является воспитание, которое (если назвать его толерантным воспитанием) способствует формированию у детей навыков критического осмысления и выработки суждений, независимого мышления. Учащиеся учатся проявлять терпимость - значит признают то, что люди различаются по интересам, положению, по внешнему виду и обладают правом жить в мире, сохраняя свою индивидуальность.

Вывод: Говоря о концепциях модернизации российского образования, следует сказать, что толерантность укореняется в школе, формирует отношения к ней как к важнейшей ценности общества, т.к. развивает у учащихся черты толерантной личности с целью воспитания чутких и ответственных граждан, открытых восприятию других культур, способных ценить свободу, уважать человеческие достоинства и индивидуальность.

Толерантность - это активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя позитивного взаимодействия между этносами, социальными группами, во имя позитивного взаимодействия с людьми другой культурной, национальной, религиозной или социальной среды.

Список литературы

1. http://ru.wikipedia.org/wiki/Толерантность

2. Абуов А П., Межконфессиональный диалог как основа социального согласия http://www.embkaztm.org/article/142

3. Шлымова Г.Е., Религиозная толерантность как фактор интеграции общества http://www.embkaztm.org/article/140

4. См. Мчедлов А.П,. Религиозная толерантность http://www.nravstvennost.info/library/news_detail.php?ID=2070

5. Вуд Дж.Э., Право человека на свободу религий в международной перспективе // Диа-Логос. Религия и общество. - М.: Истина и жизнь, 1997, с. 12.

6. Сосковец Л. И., Религиозная толерантность и свобода совести: история и теория вопроса // Известия Томского политехнического университета. 2004. Т. 307. № 2, с. 177.

7. http://school58.tyumen-city.ru/

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Сущность понятия "толерантность", его актуальность в современной России. Анализ правовых актов по проблемам толерантности. Роль религии в формировании толерантности. Социально-педагогические условия решения проблем толерантности в современном обществе.

    дипломная работа , добавлен 02.03.2010

    реферат , добавлен 16.11.2010

    Комплексный социологический подход к понятию ценности толерантности. Пределы толерантности и поиск границ толерантного поведения в общественном мнении. Политическое сознание и толерантность. Использование административного ресурса в предвыборный период.

    реферат , добавлен 23.11.2009

    Понятие толерантных норм культурного мира и сущность толерантности. Осмысление толерантности в контексте антропологической интерпретации Канта. Принцип межэтнических отношений в глобальном обществе, современные европейские традиции толерантности.

    контрольная работа , добавлен 29.04.2013

    Этноконтактная ситуация в Москве. Уровень ксенофобии и этносоциальная конфликтность в мегаполисе. Толерантность в России. Природа толерантности. Россияне и "инородцы": толерантность или ксенофобия?

    курсовая работа , добавлен 02.04.2006

    Толерантность - терпимость к иному образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям. Критерии толерантности. Признание права человека на отличие от окружающих его людей. Основные проявления нетолерантности. Определения терпимости.

    презентация , добавлен 12.03.2012

    Сущность понятия "этническая толерантность". Анализ факторов, влияющих на этническую толерантность в современной России. Специфика этнической толерантности россиян по различным исследованиям. Анализ развития межнациональных отношений в современной России.

    курсовая работа , добавлен 23.12.2014

    Необходимость развития толерантности. Нормативно-правовые основы социального проектирования. Выбор методов и критериев диагностики. Разработка социального проекта, направленного на повышение уровня социальной и этнической толерантности среди студентов.

    курсовая работа , добавлен 13.10.2017

    Толерантность как социологический термин, обозначающий терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям. Проблемы, связанные с мигрантами в России, и возможные пути их разрешения. Необходимость терпимости и избегания агрессивности.

    эссе , добавлен 17.06.2014

    Сущность этнической толерантности и особенности формирования личности младших школьников, ее связь с уровнем развития социального интеллекта. Результаты практического исследования в воспитании учителем начальной школы этнической толерантности у детей.