Международное экономическое право. Универсальное правовое регулирование международных экономических отношений

ТЕМА 11. МЕЖДУНАРОДНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРАВО (МЭП)

1. Понятие и предмет международного экономического права.
2. Трансграничное движение ресурсов и его регулирование сред ствами международного экономического права.

1. Понятие и предмет международного экономического права

Международное экономическое право - это система норм, регулирующих отношения между субъектами МП в связи с их деятельностью в области международных экономических отношений (торговая, финансовая, инвестиционная, трудоресурсная сферы).
Предметом регулирования международного экономического права являются две группы отношений:
1) между публичными лицами по поводу трансграничного движения ресурсов на двух и многостороннем уровне;
2) между публичными лицами по поводу внутренних правовых режимов, в которых взаимодействуют в международных экономических отношениях частные лица, перемещаются на частноправовом уровне товары, услуги, финансы, инвестиции, рабочая сила и др.
Субъектами международного экономического права являются:
а) государства;
б) международные организации.
В отношении них в международном экономическом праве используется такая категория, как публичные лица.
Источниками международного экономического права выступают:
1) международные договоры - двухсторонние и многосторонние;
2) решения международных организаций и конференций;
3) международные обычаи.
Принципы международного экономического права подразделяются на:
1) непосредственно вытекающие из основных принципов международного права, соблюдение которых общеобязательно. К ним относятся:
- неотъемлемый суверенитет государства над его богатством и естественными ресурсами;
- свобода выбора формы организации внешнеэкономических связей;
- экономическая недискриминация;
- равенство и взаимная выгода;
- развитие взаимовыгодного сотрудничества в области торговли, экономики, науки и техники и др.
2) договорные, т.е. действующие лишь тогда, когда государства взяли на себя конкретные договорные обязательства соблюдать их в своих двухсторонних отношениях:
- наибольшего благоприятствования;
- недискриминации;
- национального режима;
- взаимности и др.
Эти принципы различаются:
- по правовой природе, которая может быть договорной или обычной;
- по объему. Могут распространяться на все отношения или только на те, что закреплены в договоре.
- по содержанию. Устанавливают одинаковые условия, общие для всех или не предусматривают льготы и условия, равные третьим государствам.
В настоящее время для международного экономического права характерно:
1) Сочетание методов односторонних действий, двухстороннего, многостороннего и наднационального (торговля - многостороннее регулирование через ВТО; МФП - наднациональное). Причем предпочтение отдается многосторонним и наднациональным методам регулирования.
2) Сочетание методов “мягкого” (рекомендательного, неправового), диспозитивного и императивного регулирования.

2. Трансграничное движение ресурсов и его регулирование средствами международного экономического права

Одной из главных групп отношений, находящихся в сфере регулирования международного экономического права, являются отношения публичных лиц по поводу трансграничного движения ресурсов на двух и многостороннем уровне.
Государства сами устанавливают правила поведения в этой сфере по поводу ресурсов и выступают продавцами и покупателями.
В международных экономических отношениях постоянно циркулируют:
- финансы,
- инвестиции,
- трудовые ресурсы,
- экономическая помощь.
В международных экономических отношениях в качестве товара выступает все, что предназначено для обмена за возмещение для удовлетворения потребностей. Услуги и права также являются товаром.
Движение товаров образует товаропотоки, в отношении принципов управления которыми договариваются государства. Часть их осуществляется непосредственно публичными лицами, отправителями и получателями товаров.
В соглашениях друг с другом государства устанавливают принципы, на которых будут перемещаться ресурсы, либо условия их перемещения, приема-передачи, купли-продажи.
Трансграничное движение финансовых ресурсов:
- в международной финансовой системе движутся, конвертируются, обращаются валюты, ценные бумаги, кредиты;
- складываются валютные, кредитные, платежно-расчетные отношения;
- существуют национальные, двусторонние, многосторонние механизмы международной финансовой системы, где есть микро и макроуровень отношений, регулируемый в той или иной степени государствами;
- государства как отправители и получатели финансовых ресурсов в двустороннем и многостороннем порядке разрешают проблему долгов, устанавливают принципы взаимоотношений, нормы поведения, порядок операций и процедур в международной финансовой системе.
На макроуровне это регулирование активно ведется в рамках МВФ, МБРР и других финансовых организаций.
Трансграничное движение инвестиционных ресурсов
Для производства товара необходимы ресурсы, или могут быть запасы различных средств, выступающие в товарной, денежной или иной формах. Это называется инвестициями, движение которых является одним из объектов международного регулирования.
В международной инвестиционной системе есть свои рынки, покупатели и продавцы капитала, его экспорт и импорт.
Государства, регулируя движение частного капитала, определяют принципы сотрудничества в инвестиционной сфере. Происходит переход к многостороннему регулированию в международной инвестиционной системе. Идет разработка Многостороннего соглашения по инвестициям в рамках Организации экономического сотрудничества и развития.
Трансграничное движение рабочей силы
В мировой экономике перемещаются как продукты труда, так и сам труд, который принимает форму переселения трудоспособного населения по экономическим причинам, т.е. миграция рабочей силы.
Миграция рабочей силы порождает массу вопросов и проблем, требующих регулирования на международном публично-правовом уровне в двустороннем и многостороннем плане:
- защита национального рынка труда;
- утечка мозгов;
- правила поселения (статус резидента);
- денежные переводы и т.д.
Государства заключают соглашения, призванные регулировать вопросы миграции, сокращать иммиграцию, стимулировать реиммиграцию.
Международное разделение труда своим результатом имеет неравенство в экономическом развитии государств и регионов.
Развитые государства помогали и помогают слаборазвитым странам.
Эта помощь фактически выражается в перемещении тех же ресурсов - товаров, финансов, инвестиций, только без встречного возмещения.
Отсутствие встречного возмещения - есть отличительная черта, которая служит выделением данного ресурсопогока в особый вид, который регулируется нормами права международной экономической помощи, входящего в систему международного экономического права.
Здесь сложился свой рынок, где есть экспортеры (государства-доноры) и импортеры (государства-рецепиенты) помощи, предоставляемой как на двусторонней, так и на многосторонней основе.
В международной экономической системе все ее элементы - торговля, финансы, инвестиции - взаимосвязаны и сбалансированы.
Если управляемость системы нарушается, происходят кризисы, касающиеся отдельных стран, регионов, подсистем или всей экономической системы в целом.
Взаимозависимость прослеживается в глобальном, региональном, межрегиональном, двустороннем и секторальном разрезе.

Вопросы:

1. Назовите отношения, являющиеся предметом регулирования МЭП.
2. Дайте характеристику источникам МЭП.
3. Перечислите основные международные организации, действующие в сфере МЭП.

Международное экономическое право (МЭП) - отрасль международного права, принципы и нормы которой регулируют экономические отношения между его субъектами.

Такое понимание МЭП1 является доминирующим в доктрине и особенно в практике. Но существуют и иные концепции. Из них наиболее часто встречающейся, пожалуй, является та, согласно которой к МЭП причисляют все виды правовых норм, имеющих отношение к международным экономическим связям.

Американский профессор С. Замора считает, что МЭП охватывает широкий круг законов и обычной практики, которые регулируют отношения между действующими лицами разных государств. Оно включает: частное право, местное право, национальное право и международное право.

Из этого видно, что речь идет не об отрасли международного права, а о некоем конгломерате норм различной правовой природы. Такая концепция может быть использована для определения содержания справочника или учебника по МЭП. Практикующему юристу удобно иметь под рукой все виды норм, относящихся к международным экономическим связям. Но при этом необходимо различать разные виды норм, поскольку им присущ различный механизм действия, разная сфера и т.д. В противном случае ошибки неизбежны. Отмеченные концепции отражают и объективное обстоятельство - особенно тесное взаимодействие МЭП с внутренним правом государств.

Этот момент в начале 20-х гг. ХХ в. вызвал к жизни концепцию международного хозяйственного права. В отечественной литературе она была разработана выдающимся юристом профессором В.М. Корецким. Ссылаясь на то, что мирохозяйственные отношения регулируются не только международным, но и внутренним правом, он объединил их в единой системе международного хозяйственного права.

МЭП заслуживает особого внимания в силу огромного значения его функций и особой сложности объекта регулирования. Нельзя также не учитывать, что эта отрасль переживает период активного развития. Некоторые специалисты говорят даже о «революции международного экономического права» (профессор Дж. Трахтман, США).

Сказанное определяет то обстоятельство, что МЭП занимает особое положение в общей системе международного права. Специалисты пишут о том, что МЭП имеет первостепенное значение для формирования учреждений, управляющих международным сообществом, и для международного права в целом. Некоторые даже полагают, что «девяносто процентов международного права в той или иной форме являются по существу международным экономическим правом» (профессор Дж. Джексон, США). Подобная оценка, возможно, преувеличена. Тем не менее практически все отрасли международного права действительно связаны с МЭП. Мы это видели, рассматривая права человека. Все большее место экономические проблемы занимают в деятельности международных организаций, дипломатических представительств, в договорном праве, в морском и воздушном праве и др.

Роль МЭП привлекает к нему внимание растущего числа ученых. Компьютер библиотеки ООН в Женеве выдал список соответствующей литературы, изданной за последние пять лет в разных странах, который образовал солидную брошюру. Все это побуждает уделить МЭП дополнительное внимание, несмотря на ограниченность объема учебника. Это оправдывается также тем, что как ученые, так и юристы-практики подчеркивают, что незнание МЭП чревато отрицательными последствиями для деятельности юристов, обслуживающих не только бизнес, но и иные международные связи.

Объект МЭП отличается исключительной сложностью. Он охватывает многообразные виды отношений с существенной спецификой, а именно: торговые, финансовые, инвестиционные, транспортные и др. Соответственно МЭП представляет собой исключительно крупную и многоплановую отрасль, охватывая такие подотрасли, как международное торговое, финансовое, инвестиционное, транспортное право.

Глобализация экономики обусловила рост ее роли как в мировой политике, так и в жизни любого государства. Глобализация представляет собой объективную закономерность и имеет большое значение для развития экономики, хотя в то же время порождает немало сложных проблем. На первое место выдвигается проблема управляемости мировым хозяйством. Недостаточный уровень управления порождает серьезные отрицательные последствия для всех стран. Финансово-экономический кризис 1998 г. не обошел стороной ни одно государство, а некоторые из них лишились плодов, добытых трудом целого поколения. В особенно тяжелом положении находятся развивающиеся страны, а также страны с экономикой переходного периода.

Сказанное относится и к России. Рассечение государственными границами единого хозяйственного комплекса бывшего СССР поставило проблему налаживания связей с его бывшими частями на основе международного права. К сожалению, отсутствие необходимого опыта у новых независимых государств ведет к тому, что их рынки осваиваются капиталом из «дальнего зарубежья».

Особо отметим, что существенные трудности в развитии как национальной экономики, так и внешних связей создает постоянный дефицит и противоречивость правовой основы регулирования экономических отношений. Довольно многочисленные экономические соглашения между странами СНГ пока не отличаются эффективностью.

От решения отмеченных проблем зависят жизненно важные интересы России, включая интересы безопасности. Показательна в этом плане утвержденная Указом Президента РФ от 29 января 1996 г. №608 «Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации»1. Стратегия обоснованно исходит из необходимости «эффективной реализации преимущества международного разделения труда, устойчивости развития страны в условиях ее равноправной интеграции в мирохозяйственные связи». Поставлена задача активно влиять на происходящие в мире процессы, затрагивающие национальные интересы России. Указывается, что «без обеспечения экономической безопасности практически невозможно решить ни одну из задач, стоящих перед страной, как во внутреннем, так и в международном плане». Подчеркивается значение права в решении поставленных задач.

Нынешнее состояние мировой экономики порождает серьезную опасность и для мировой политической системы. Наблюдается, с одной стороны, беспрецедентное повышение жизненного уровня, научно-технический прогресс в ряде стран, а с другой - нищета, голод, болезни большей части человечества. Подобное состояние мировой экономики создает угрозу политической стабильности.

Глобализация экономики привела к тому, что управление ею возможно только совместными усилиями государств. Попытки решать проблемы с учетом интересов лишь некоторых государств дают отрицательные результаты.

Совместные усилия государств должны опираться на право. МЭП выполняет важные функции поддержания общеприемлемого режима функционирования мировой экономики, защиты долговременных общих интересов, противодействия попыткам отдельных государств добиться временных преимуществ за счет других; служит инструментом смягчения противоречий между политическими целями отдельных государств и интересами мировой экономики.

МЭП содействует предсказуемости в деятельности многочисленных участников международных экономических связей и тем самым способствует развитию этих связей, прогрессу мировой экономики. Существенное значение для развития МЭП обрели такие концепции, как новый экономический порядок и право устойчивого развития.

Понятие система международного экономического права.

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Понятие система международного экономического права.
Рубрика (тематическая категория) Право

Международное экономическое право – отрасль международного права, принципы и нормы которой регулируют международные экономические отношения.

В западной литературе термин международное экономическое право впервые был использован в 1939 году. Позднее, в 40-е годы двадцатого века, он стал встречаться всё чаще и после второй мировой войны превратился в общеупотребительный.

Нормы международного экономического права регулируют многообразные, различающиеся по своему содержанию виды общественных отношений, касающихся различных аспектов хозяйственных связей. К экономическим отношениям относятся˸

во-первых, торговые, коммерческие отношения в широком смысле слова, включая отношения производственные, научно-технические, валютно-финансовые, в областях транспорта, связи, энергетики, интеллектуальной и инои̌ собственности, туризма и т.п.;

во-вторых, отношения имущественные, защита прав собственности (инвестиции, интеллектуальная собственность, ʼʼобщее наследие человечестваʼʼ и т.д.).

Совокупность этих норм составляют подотрасли и институты международного права.

Каждая подотрасль представляет собой систему международно-правовых норм, регулирующих межгосударственное сотрудничество в конкретной сфере экономических отношений. Все они объединяются в единую отрасль международного права – международное экономическое право – общим объектом регулирования, общими целями и принципами.

В качестве подотраслей можно выделить˸

международное торговое право;

международное финансовое право;

международное инвестиционное право;

международное транспортное право;

международное технологическое право;

международное таможенное право.

Каждая подотрасль состоит из институтов, представляющих систему правовых норм, регулирующих однородную группу взаимосвязанных общественных отношений. Например, в подотрасли международного торгового права можно выделить институт права всемирной торговой организации (ВТО), или институт разрешения международных торговых споров.

Международные экономические отношения являются предметом регулирования международного экономического права. Современные международные экономические отношения представляют из себявысокоразвитую сложную систему, объединяющую разнородные по содержанию (по объекту) и по субъектам, но тесно взаимодействующие между собой виды общественных отношений. Беспрецедентный рост значения международных экономических отношений для каждой страны объясняется объективными причинами. Тенденция к интернационализации общественной жизни достигла глобального масштаба, охватив все страны и все основные сферы жизни общества, включая экономическую.

Данные отношения складываются в условиях глобализации экономики. Под глобализацией экономики следует понимать усиление взаимосвязей, взаимодействий и взаимозависимости экономик, экономических систем разных стран мира; интернационализацию производства и капитала, ведущую к установлению идентичных норм и условий ведения хозяйственной деятельности в странах, различающихся уровнем развития, видом общественно-политической и социально-экономической системы.

Понятие система международного экономического права. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Понятие система международного экономического права." 2015, 2017-2018.

План: 1) Понятие международного экономического права 2) Субъекты международного экономического права 3) Источники и принципы международного экономического права 4) Разрешение международных экономических споров

Международное экономическое право - отрасль международного права, принципы и нормы которой регулируют межгосударственные экономические отношения

Причины повышения значения международного экономического права 1) глобализация экономики (специализация и интернационализация) 2) Казахстан не имеет значительного опыта в управлении рыночной экономикой 3) Развивающиеся страны нуждаются в экономической поддержке со стороны развитых стран

Концепция нового экономического порядка (1974 г.) 1 Учет интересов развивающихся стран как фактор стабильности мировой экономики 2 Обеспечения права устойчивого экономического и социального развития всем государствам, прежде всего развивающимся государствам

Виды международных экономических отношений 1) Между субъектами международного права, 2) Между субъектами международного частного права

Объекты регулирования 1) 2) 3) 4) 5) 6) торговые, транспортные, таможенные, финансовые, инвестиционные, технологические отношения

Особенности государства как субъекта международных экономических отношений 1) может вступать в отношения с другими субъектами международного публичного и частного права, 2) обладает иммунитетом

Особенности МО как субъектов международных экономических отношений 1) более широкие полномочия, регулирующие функции, 2) жесткие механизмы контроля за исполнением решений, 3) виды: универсальные и функциональные

Генеральная Ассамблея ООН 1) 2) 3) организует исследования. дает рекомендации государствам в целях содействия международному сотрудничеству в экономической областях, Руководит ЭКОСОС

Состав ЭКОСОС 1) состоит из 54 государств, избираемых Генеральной Ассамблеей сроком на три года. 2) места распределяются на основе принципа географического представительства, при этом 14 мест отводятся государствам Африки, 11 - государствам Азии, 6 - государствам Восточной Европы, 10 - государствам Латинской Америки и Карибского бассейна и 13 - государствам Западной Европы и другим государствам. 3) нет ограничений на переизбрание: выбывающий член ЭКОСОС может быть переизбран немедленно.

Основные задачи ЭКОСОС организация исследований и подготовка различного рода докладов и рекомендаций по широкому перечню международных экономических, социальных, культурных и других «сопутствующих» вопросов; 2) готовит проекты конвенций для предоставления Генеральной Ассамблее ООН и может созывать международные конференции по этим вопросам. 3) являясь основным координирующим органом в этой области, ЭКОСОС согласовывает работу с другими организациями ООН, проводит консультации с привлечением неправительственных организаций, заинтересованных в рассматриваемой проблематике. 1)

Главные проблемы, решаемые ЭКОСОС, 1. состояние мирового экономического и социального положения и подготовка фундаментальных обзоров и иных аналитических публикаций; 2. состояние международной торговли; 3. проблемы охраны окружающей среды; 4. экономическая и научно-техническая помощь развивающимся странам; 5. проблемы социально-экономической статистики; 6. проблемы планирования и мобилизации финансовых ресурсов; 7. роль государственного и кооперативного секторов в экономике развивающихся государств; 8. и многие другие…

Структура ЭКОСОС 1. постоянные и временные комитеты: 2. экономический, 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. социальный, по неправительственным организациям, по строительству и планированию, по природным ресурсам, по программе и координации конференций, по промышленному развитию, по науке и технике и другие.

Вспомогательные органы ЭКОСОС Функциональные комиссии ЭКОСОС: 1. Статистическая комиссия 2. Комиссия по народонаселению и развитию 3. Комиссия социального развития 4. Комиссия по положению женщин 5. Комиссия по наркотическим средствам 6. Комиссия по предупреждению преступности и уголовному правосудию 7. Комиссия по науке и технике в целях развития 8. Комиссия по устойчивому развитию 9. Форум Организации Объединенных Наций по лесам

Региональные комиссии ЭКОСОС 1. Экономическая комиссия для Африки (ЭКА) 2. Экономическая и социальная комиссия для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО) 3. Европейская экономическая комиссия (ЕЭК) 4. Экономическая комиссия для Латинской Америки и Карибского бассейна (ЭКЛАК) 5. Экономическая и социальная комиссия для Западной Азии (ЭСКЗА) 6. Специальные органы ЭКОСОС 7. Специальная рабочая группа открытого состава по информатике

По рекомендациям ЭКОСОС в начале 70 -х годов в структуре ООН была создана специальная Комиссия ООН по транснациональным корпорациям, а также специальное подразделение в Секретариате ООН по этому вопросу - Центр ООН по ТНК.

Организация объединенных наций по промышленному развитию (ЮНИДО) Главная задача: Координация всей деятельности системы ООН в целях ускорения индустриализации развивающихся стран

Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) Главная задача: формирование принципов и политики в сфере международной торговли, направленные на ускорение экономического развития

Транснациональная корпорация - группа компаний, созданных по законодательству разных государств, являющихся самостоятельными юридическими лицами и осуществляющих свою деятельность, но находящихся в отношении взаимосвязи, при которой одна из них занимает доминирующее положение и осуществляет контроль над всеми остальными

теории определения национальности государств Инкорпорации (РФ, США, Китай, Великобритания, Беларусь) Оседлости (Франция, Испания Украина) Центра эксплуатации (Италия) Контроля

Значение ТНК 1) вклад в экономику государств, 2) могут принимать участие в работе МО (ЮНКТАД), 3) инициируют заключение международных договоров

Источники МЭП 1) двусторонние и многосторонние международные договоры, 2) международные обычаи, 3) односторонние нормативные заявления государств, 4) решения международных судов и арбитражей, 5) резолюции международных организаций и др. 6) «мягкое право»

Принципы МЭП 1) Все народы сами могут выбирать свою экономическую систему и осуществлять экономическое развитие 2) Все экономические споры должны разрешаться мирными средствами, 3) Запрещается принуждать к заключению экономических договоров, 4) Все государства должны сотрудничать с целью содействия экономической стабильности и прогрессу, общему благосостоянию народов

Специальные принципы 1) всеучастия в разрешении экономических проблем, 2) неотъемлемого суверенитета государств над своими природными ресурсами и всей экономической деятельностью 3) преференциального режима для развивающихся государств, 4) свободного доступа к морю для всех стран, 5) Международной социальной справедливости

Способы разрешения 1) в международных организациях, 2) В международных центрах по урегулированию споров (МЦУИС) 3) Международные суды и арбитражи, 4) Международные коммерческие арбитражи, 5) национальные судебные органы

Итак, международное экономическое право это система международно-правовых норм, регулирующих МЭО.

Другими словами, МЭП  это система норм, регулирующих отношения между субъектами МП в связи с их деятельностью в области международных экономических отношений (в торговой, финансовой, инвестиционной, миграционной и иных сферах).

Предметом МЭП являются главным образом две группы правоотношений:

трансграничного движения ресурсов в двустороннем, многостороннем, универсальном порядке;

 отношения между публичными лицами по поводу внутренних правовых режимов, в которых взаимодействуют в МЭО частные лица, перемещаются на частноправовом уровне товары/услуги, денежные средства, инвестиции, рабочая сила и т. п.

МЭП подразделяется на Общую и Особенную части. В Общую часть МЭП входят, в частности, международно-правовые институты, закрепляющие:

 специальные (отраслевые) принципы МЭП;

 правовое положение государств, других субъектов МЭП;

 международно-правовой статус «операторов» МЭО;

 международно-правовой режим различных видов ресурсов, включая режим государственной собственности. Нормы, обеспечивающие режим «общего наследия человечества» (по сути, «право общечеловеческой собственности»), составляют отдельную отрасль/институт МП;

 «право экономической интеграции»;

 «право экономического развития»;

 правила ответственности государств и применения санкций в МЭП;

 общие основы международного экономического порядка и международной экономической безопасности;

 процессуальные нормы урегулирования международных споров и т. п.

В Особенную часть входят подотрасли/институты, регулирующие трансграничное движение всех основных видов ресурсов: товаров, финансов, инвестиций, рабочей силы, а именно:

международное торговое право , в рамках которого регулируется движение товаров, включая торговлю услугами, правами;

международное финансовое право , регулирующее финансовые потоки, расчетные, валютные, кредитные отношения;

международное инвестиционное право , в рамках которого регулируется движение инвестиций (капиталов);

международное миграционное право , в рамках которого регулируется движение трудовых ресурсов, рабочей силы;

право международной экономической помощи как совокупность норм, регулирующих движение материальных и нематериальных ресурсов, не являющихся товаром в принятом смысле (сфера, в которой ресурсы перемещаются, как правило, без встречного «возмещения»).

Многие нормы и институты МЭП являются общими для двух и более подотраслей МЭП (например, для международного инвестиционного и международного финансового права).

Многие институты МЭП являются общими для МЭП и для других отраслей МП. Так, режим морских исключительных экономических зон, режим морского дна как «общего наследия человечества» устанавливаются международным морским правом; режим рынка услуг в области авиаперевозок  международным воздушным правом, и т. д.

Комплексный состав такого рода институтов  это отражение сложного характера системы МП/МЭП.

Через многие свои нормы и институты МЭП соприкасается также с международным административным правом .

К межотраслевым институтам такого рода, возможно, следовало бы отнести (полностью или частично):

 международное таможенное право;

 международное энергетическое право;

 международное транспортное право;

 международное налоговое право;

 международное антимонопольное (или конкурентное) право;

 международное рыболовное право;

 международное туристское право;

 международное страховое право;

 международное банковское право;

 прочие институты и подотрасли, «завязанные» на взаимодействии органов исполнительной власти государств в самых разнообразных сферах (число их будет быстро расти).

Многими своими нормами и институтами указанные нормативные блоки соприкасаются с МЭП (например, в части торговли страховыми, банковскими, туристическими услугами).

Собственно говоря, и само МЭП  тоже в значительной мере является частью международного административного права (по крайней мере, в том, что касается отношений между публичными лицами по поводу внутренних правовых режимов).

Через процессуальные нормы и институты МЭП взаимодействует, соприкасается с отраслью международного процессуального права .

Следует отличать понятие международного экономического права как явления реальности от понятия МЭП как науки и учебной дисциплины.

МЭП, как наука и как учебная дисциплина, стала складываться в России на основе предыдущего научного, теоретического багажа в 80-х годах ХХ века.

Большой вклад в развитие этой науки внесли известные правоведы: А. Б. Альтшулер , Б. М. Ашавский, А. Г. Богатырев, М. М. Богуславский , К. Г. Борисов, Г. Е. Бувайлик, Г. М. Вельяминов, С. А. Войтович , Л. И. Волова, С. А. Григорян, Г. К. Дмитриева, А. А. Ковалев , В. И. Кузнецов , В. И. Лисовский, Е. Т. Усенко , Н. А. Ушаков , И. В. Шаповалов, В. П. Шатров и многие другие.

Среди зарубежных юристов, в той или иной степени разрабатывавших вопросы правового регулирования МЭО, необходимо назвать следующих правоведов: Д. Виньес, М. Виралли, П. Жюйар, И. Зайдль-Хохенвельдерн, Д. Карро, Ж.-Ф. Лалив, А. Пелле, П. Пиконе, Питер Верлорен ван Темаат, П. Рейтер, Е. Совиньон, Т. С. Соренсен, Э. Уштор, Ф. Фикентшер, М. Флори, Т. Флори, Г. Шварценбергер, В. Эбке, Г. Эрлер и многие другие.