1 понятие юриспруденции. Появление русской юриспруденции и ее теорий

Батуева Н.Ю.

Учебное пособие для студентов очного и заочного отделения по дисциплине «Начальная профессиональная подготовка и введение в специальность» специальности 031001 «Правоохранительная деятельность»

Тема 1. Понятие юриспруденции

Основные вопросы:

  1. Понятие «юриспруденция», ее содержание.
  2. Общая характеристика юридической жизни общества.
  3. Понятия «юриспруденция» и «юридическая наука» и их развитие в России

Доктор юридических наук, профессор Фанис Мансурович Раянов в лекции о понятии юриспруденции однажды сказал: «Осмысливая понятие «юриспруденция», хотелось бы отметить, что даже в новой Российской юридической энциклопедии, выпущенной в 1999 году и содержащей около четырех тысяч слов и понятий, нет понятия «юриспруденция». В Большом энциклопедическом словаре также нет этого понятия. В нем содержится понятие

«юридическая наука», что, с точки зрения авторов словаря, является синонимом «юриспруденции». Следует заметить, что данное утверждение не совсем верно. Точнее - оно не раскрывает всего содержания юриспруденции.

Юриспруденция (от jus, Jurus - право; что следует кому-либо по законам, по справедливости; prudenia (prudens) - предвидящий - знающий; сведущий, искусный; благоразумный; предузнавание; опытность, предусмотрительность, то есть это означает «сведущий, предусмотрительный в праве, в том, что следует по справедливости или в системе права, наук о праве») - это разновидность социальной деятельности, направленной на регулирование, поддержание и охрану общественных отношений присущими ей специфическими (правовыми) методами и средствами.

В Современном словаре иностранных слов понятие «юриспруденция» определяется как правоведение, совокупность наук о праве; практическая деятельность юристов, решения судебных органов.

Итак, что же понимать под юриспруденцией? Прежде всего, право. Знания о праве. Социальная деятельность на основе знаний о праве. Право - явление сложное, многогранное, имеющее богатое понятийное выражение. Наука формирует понятие «право», во-первых, в общесоциальном смысле (моральное право, право народов); во- вторых - в специально- юридическом смысле как юридический инструмент, связанный с государством.

Право в юридическом смысле - это система общеобязательных, формально

определенных юридических норм, устанавливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на урегулирование общественных отношений.

Право представляет собой систему, то есть состоит из частей, именуемых отраслями, институтами права. К числу крупных отраслей права относятся:


конституционное, административное, гражданское, трудовое, уголовное, уголовно-процессуальное, гражданско-процессульное и др. Отрасли права отличаются друг от друга предметом правового регулирования, то есть регулируемыми общественными отношениями в той или иной социальной сфере. Например, административное право регулирует публичные общественные отношения в сфере государственного управления. Гражданское право - в сфере имущественных отношений (частные). В этой связи принято делить право на публичное и частное. Публичное право регулирует общественные отношения власти и подчинения; частное право регулирует отношения между равными

субъектами.

Юридическая наука представляет собой деятельность по выработке юридических знаний. Целостная юридическая наука подразделяется на отрасли. В юридической науке знания о праве, как и само право, делятся на соответствующие отрасли, например, наука конституционного права, наука гражданского права. Представители юридической науки занимаются поиском знаний в области государства и права. Специалисты, готовящиеся к применению этих знаний на практике, называются юристами, а область их знаний -

юриспруденцией. Юристы осуществляют свою деятельность на основе приобретенных знаний о праве. Предметом этой деятельности является поведение людей. Именно на

поведение людей нацелена вся юридическая деятельность. Основной социальной целью юридической деятельности является повсеместное установление режима законности, обеспечение устойчивого правопорядка. Для достижения этой цели юристы решают достаточно большое количество задач. При этом приоритетной среди них является защита законных прав и интересов личности. Только при условии успешного выполнения этой

задачи можно говорить о государстве, как о правовом. Поэтому и повышается ответственность за неисполнение предписаний Конституции Российской Федерации, за принятие законов и ведомственных актов, противоречащих Конституции.

Юридическую деятельность, с учетом ее содержания, можно разделить на

различные виды: судебная, прокурорская, следственная, нотариальная, правотворческая, научно-педагогическая, правоохранительная, правоприменительная, в сфере частного права, в сфере публичного права. Рассматривая знания о праве и деятельность на их основе в качестве основных составных частей юриспруденции, можно попытаться определить ее

социальные функции. Условное деление юридической деятельности на виды отражает следующие функции юриспруденции: правосудия; надзора; защиты обвиняемых и потерпевших; расследования уголовных дел; нотариата и государственной регистрации прав; законодательную и административного регулирования отношений в обществе; получения новых знаний о праве и подготовки юристов; защиты (охраны) прав граждан и профилактики правонарушений; организации реализации положений законодательства.

На основе вышеизложенного попытаемся дать определение понятия «юриспруденция».

Юриспруденция - это совокупность юридических наук, всех правовых дисциплин для подготовки юристов, специалистов в области создания и применения законодательства в широком смысле слова. Юриспруденция включает в себя всю теорию, то есть систему знаний о праве, необходимых для осуществления юридической деятельности, начиная с

создания юридических норм, применения их и заканчивая использованием ответственности за нарушение правовых требований.

Предмет и методология учебного курса

Общим предметом учебного курса является профессиональная юридическая деятельность в различных сферах социальной практики, как публичной, так и частной. Понятие «Юридическая деятельность» включает в себя три составляющие части- административную, технологическую и социокультурную. Все эти три ее проявления раскрывают различные аспекты юридической профессии. Юридическая деятельность в широком смысле представляет собой создание и реализацию права путем ее исполнения, соблюдения и применения. Результатом освоения учебной дисциплины должно стать первичное знание о профессии юриста в целом.
Методология учебной дисциплины представляет собой совокупность приемов, способов изучения развития и функционирования профессии юриста. К основным методам изучения относятся:

1. Философский метод. Раскрывает ее генезис

2. Системный метод. Рассмотрение ее как единой системы

3. Структурный метод. Подразделяет ее на основные сферы

4. Функциональный метод. Изучение ее функций

5. Психологический метод. Проведение психологических исследований.

6. Социологический. Путем анкетирования, опросов и т.п. выявляет эффективность правовых институтов.

7. Сравнительно-Правовой. Сопоставление правовых институтов.


3.Основные цели и задачи учебного курса

Основной целью изучения учебной дисциплины является подготовка компетентных специалистов в рамках избранной юридической специальности. Также главной функцией курса является профессиональная подготовка будущих юристов в различных отраслях юридической деятельности и постепенно вводить их в понимание смысла и назначения профессии юриста.

Основными видами проф. Деятельности, к которым готовится бакалавр, являются:

1. Нормотворческая деятельность

2. Правоприменительная деятельность. Разработка и принятие юр. решений

3. Правоохранительная деятельность. Направлена на обеспечение законности и правопорядка.

4. Экспертно-консультационная деятельность

5. Педагогическая деятельность. Связана с подготовкой юр. кадров

4.Структура и содержание учебной дисциплины

Структура учебной дисциплины определяется ее основной функцией – формированием общего представления о содержании профессии юриста, основных сферах юридической деятельности, требованиях, предъявляемых к этой профессии.
Содержание учебного курса отражает требования государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Четко прослеживается разграничение учебного курса:

1. Общая часть. Включает вопросы, касающиеся предмета и методологии учебного курса, понятия юридической науки.

2. Особенная часть. Посвящена отдельным аспектам профессиональной юридической деятельности

3. Завершающая часть. Дает общее представление о работе с юр. текстами и документами.

В целом структура и содержание учебного курса подчинены общей логике образовательного процесса и призваны обеспечить решение главной задачи: дать фундаментальное представление о социальном назначении юриста, раскрыть содержание основных определений и понятий юридической специальности, познакомить с научными подходами.

Взаимосвязь учебного курса с другими юридическими дисциплинами

Учебная дисциплина по сравнению с другими носит вводный характер, является дополнительным к существующим учебным дисциплинам. Учебная дисциплина тесно связана с теми учебными дисциплинами, которые имеют прямое отношение к исследованию особенностей профессии юриста в целом и различных юридических специальностей в частности. Это, например, уголовно-процессуальное право или криминалистика. Учебная дисциплина также прежде всего связана с теоретико- историческими дисциплинами(тгп, иогип, изгип)

Понятие и основные черты юриспруденции

Термин «Юриспруденция» имеет множество значений.

Под юриспруденцией понимают совокупность знаний о государстве, управлении, праве, наличие которых обеспечивает возможность профессионального занятия юридической деятельностью.

Кроме этого, юриспруденцией также называют практической применение юр. знаний, практическую деятельность юристов.

И наконец, под юриспруденцией понимают систему подготовки специалистов-юристов в юридических учебных заведениях.

Юридическая практика имеет определенную форму. Под нею понимают способы организации. Различают внешнюю и внутреннюю форму.

Под внешней формой выступают разнообразные акты-документы.

К внутренней форме относится процедурно-процессуальное оформление юридической практики.

Введение

Русская юриспруденция - это правотворчество, правосудие, правоприменение, правосознание в нашей стране. Иными словами - это юриспруденция в России. Сама юриспруденция - не что иное как порождение Древнего Рима, исчезнувшее вместе с ним. Возродили юриспруденцию, как часть античного наследия, европейские (христианские) народы, начавшие примерно в XV веке создавать собственные государства и распространять свое влияние на другие континенты. Сегодня европейским является Северное полушарие целиком, а Южное лишь местами (Латинская Америка, Южная Африка, Австралия и Новая Зеландия).

В Южном полушарии сохранились независимые от европейцев азиатские народы, из которых конфуцианцы и индусы создали свои государства одновременно с римлянами и в отдалении от них, а мусульмане - раньше христиан, пытаясь на римский манер подчинить своему влиянию соседей. В этих странах знают юриспруденцию как грань античности раньше европейцев, но управление строят на столь самобытных основаниях, что они с трудом поддаются интерпретации на европейский лад. Так что, говоря о глобализации, европейцы выдают желаемое за действительное, а пытаясь действовать по нормам собственного международного права, встречают на юге ожесточенное сопротивление.

Европейское государство в нашей стране прошло этап зарождения в форме Московского Царства в XV-XVII веках; этап становления и зрелости в форме Российской Империи, включая Советский период, в XVIII-XX веках; и в XXI веке, разделяя общеевропейские судьбы, вступило в этап преобразования в форме Российской Федерации. Если на каждый из первых двух этапов пришлось по триста лет, то хочется надеяться, что последний продлится не меньше, а наше государство не станет конфуцианским, индусским или мусульманским.

Появление русской юриспруденции

интегральная юриспруденция концепция

Сказанное выше служит для нас контекстом понимания смысла юриспруденции в ее образовательной ипостаси. Как часть отечественного образования, русская юриспруденция всегда строилась на европейский лад и если долгое время была отсталой, то уже в начале XX века мало чем отличалась от немецкой, французской или американской юриспруденции. Случившаяся затем коммунистическая попытка обновить Европу, оказалась не менее отвратительной, чем фашистская, но ее наследие в отечественном юридическом образовании преодолевается медленнее, чем этого требуют общеевропейские перемены. Так, хотя в вузах уже полтора десятка лет подготовка ведется по направлению (специальности) «юриспруденция», структурно она фактически ничем не отличается от подготовки по «правоведению» советской поры. Прежде всего это касается в целом профессионально бесполезного и нелепого в образовательной программе вуза цикла общих гуманитарных, социальных и экономических дисциплин, а также структуры и содержания теоретико-исторических юридических наук, отнесенных к профессиональному циклу.

В современной словарно-справочной литературе обычно указывается, что «юриспруденция» - это латинское «jurisprudentia», что означает «правоведение» - общественная наука, изучающая право, государство, политическую систему общества. Реже, но тоже с указанием на латинские корни, говорится, что «юриспруденция» - это юридическая наука, как совокупность отраслевых юридических наук, а также юридическая практика, как деятельность юристов. Юридическая наука, в свою очередь, определяется как специальная общественная наука, изучающая право, государство, политическую систему общества, а юридическая практика, как деятельность по изданию (толкованию, реализации и т.п.) юридических предписаний, взятая в единстве с накопленным социально-правовым опытом.

Согласно В.Далю, слова «юрист», «юриспруденция», «юстиция» в русский язык пришли из латинского и означают соответственно - правовед, законник, законовед; правоведение, правословие, право, правда; правосудие, правда. У нас говорят: «Чинить суд и правду», «Министр юстиции». Слово «юсъ» означало человека, служившего в Приказе, т.е. подъячего, законника, знатока всех судейских проделок и тяжб. «Строить юсы» значило «лукавые судейские крючки и ловушки». Говорят: «Он старый юсъ, его не проведешь». В русском языке «правый» как истинный противопоставляется «ложному». Производным от этого слова является слово «право» - «данная кем либо, или признаваемая обычаем власть, сила, воля, свобода действия; власть и воля в установленных пределах» В этом же смысле «правом» называют «науку законоведения» юриспруденцию или одну из ветвей этой науки. Это соответствует латинскому «jus», немецкому «das recht», французскому «les droits». Можно добавить - английскому «the law». Вообще говоря, чтение словаря Даля может дать юристу-теоретику зачастную больше, чем любое из многочисленных пособий по теории государства и права (отечественных или зарубежных), изданных у нас в последние годы.

Понимание юриспруденции, как деятельности по обслуживанию механизма функционирования и развития права, в ее первоначальных формах, известных уже на Древнем Востоке и в Древней Греции, В.А. Томсинов связал с религией. В Древнем Риме юриспруденция сначала тоже облекалась в религиозную форму, но с появлением писанного права стала обретать правотворческое значение. Переставая быть исключительно прикладным, ремесленным занятием, накапливая теоретические обобщения, постепенно здесь она все больше превращается в науку.

Точности ради нужно заметить, что юриспруденция - это деятельность по обслуживанию механизма функционирования и развития не только права, но и государства. Как правотворческая, правоприменительная, судебная и чисто познавательная она может быть обнаружена и описана в любом месте, где только могут быть обнаружены следы человека. Вот только называлась эта деятельность везде по-разному, а юриспруденцией - исключительно на латинском языке, которым пользовались в Древнем Риме. Наивно считать порядки римлян венцом всего политико-правового развития человечества вплоть до падения Римской Империи. Кажется, тогда в Китае этого события вообще не заметили.

Сущность юриспруденции

«В широком смысле «юриспруденция» - это деятельность по обслуживанию механизма формирования, функционирования и развития права», - подытоживает В.А. Томсинов. Только в узком смысле юриспруденцию можно понимать как «совокупность теоретических знаний о праве и практических навыков формулирования и толкования правовых норм, приемов и способов обработки правового материала: организации правовых норм, их классификации, систематизации и т.п.».

Уточним еще раз, содержание юриспруденции хоть в каком смысле, вполне исчерпывается правосудием, правотворчеством, правоприменением, правосознанием в их совокупности. Но, строго говоря, существо самой юриспруденции (как одного из способов человеческого существования) коренится именно в правосудии. В последнем, далее неразложимом основании юриспруденция заключается в правосудии. Все юридическое так или иначе либо сводится к правосудию, либо выводится из правосудия. Стоит отметить, что сами древнеримские юристы однозначно связывали юриспруденцию именно с правосудием. В пособии, предназначенном для обучающихся юриспруденции, Домиций Ульпиан писал: «Изучающему право надо прежде всего узнать, откуда произошло слово «право» (jus). Право получило свое название от «правосудия» (justitia), ибо, согласно превосходному определению Цельса, право есть наука о добром и справедливом.» Собственно правосудие, по Ульпиану, есть «неизменная и постоянная воля предоставлять каждому его право», а « предписания права суть следующие: жить честно, не чинить вред другому, каждому воздавать то, что ему принадлежит.» Поэтому, заключает он, - «правосудие есть познание божественных и человеческих дел, наука о справедливом и несправедливом.» Приподнятый тон извинителен, потому что рассуждения о смысле юриспруденции адресовались Ульпианом учащимся. Этим же объясняется его высокая самооценка: «Мы заботимся о правосудии, возвещаем понятия доброго и справедливого, отделяя справедливое от несправедливого, отличая дозволенное от недозволенного, желая, чтобы добрые совершенствовались не только путем страха наказания, но и путем поощрения наградами, стремясь к истинной, если я не заблуждаюсь, философии, а не к мнимой».

На другие черты юридической деятельности, причем почти за двести лет до Ульпиана, обращал внимание еще один римлянин - Цицерон, который, помимо адвокатской практики, известен как государственный деятель и философ. Выступая в суде защитником Лициния Мурены - военачальника, избранного консулом и обвинявшегося юристом Сульпицием Руфом в подкупе избирателей, - Цицерон охарактеризовал юриспруденцию как хитроумное ремесло, всецело основанное на вымыслах и крючкотворстве. Если во времена предков юриспруденция вызывала восхищение, то современники перестают считать юристов учеными. Они видят в юристе дотошного и хитрого крючкотвора, цепляющегося за отдельные буквы и разделения слов, начетчика и буквоеда. «Хотя законы и установили много прекрасных правил, большинство из них было извращено и искажено выдумками законоведов». Юристы отказались от справедливости и стали хвататься за точное значение слов, но именно поэтому выражение «высшая законность - высшее беззаконие» превратилось в избитую поговорку. Сухая наука, заключающаяся в мелочах, не может быть признана наукой, ученым не может быть признан тот, кто занимается такой наукой.

Имя Цицерона осталось в истории синонимом красноречия и по его речам преподают риторику до сих пор. Нам не известно, читал ли Цицерона современник Ульпиана философ Секст Эмпирик, но в своем трактате «Против риторов» он высказался об адвокатах так: «Именно, то они призывают иметь в виду буквальные выражения и слова законодателя как ясные и не требующие никакого толкования, то, наоборот, убеждают не следовать ни буквальным его выражениям, ни словам, но его намерению; ведь тот, кто считает нужным наказать человека, направившего на кого-нибудь железо, не считает нужным принять во внимание то, как он его направил (например, в виде кольца для ношения на пальце) или каково оно (например, игла), но, если мы вникнем в его намерение, он хотел покарать того, кто посягнул на жизнь человека. Иной же раз они велят читать законы с выдержками и из оставшейся части составлять какое-нибудь новое положение. Часто они, толкуя двусмысленные выражения, подтасовывают такое значение слов, которое бы им подходило. И они делают тысячи вещей для ниспровержения законов. На этом основании один византийский оратор, когда его спросили, в каком состоянии находятся византийские законы, ответил: «В каком я хочу». Именно, как шарлатаны обманывают зрителей ловкостью рук, так и риторы при помощи крючкотворства морочат голову, отнимая тем самым голоса у законного решения». Секст Эмпирик был большим эрудитом и знал не только римскую юриспруденцию, но и древнегреческую. «Вот, например, Демосфен с большим криком и мистификацией ликвидировал постановление против Ктесифонта, вследствие чего Эсхин и говорил: «На суде появился дурной обычай: обвинитель защищается, а обвиняет обвиняемый. Судьи же вынуждаются голосовать за то, в чем они не могут разобраться». Не трудно заметить, что сказанное Цицероном и Секстом Эмпириком ничуть не кажется устаревшим и в наши дни.

Как совокупность юридических наук рассмотрел юриспруденцию В.С. Нерсесянц. Он начал свою книгу словами: «До сих пор у нас нет истории юриспруденции - как научной или учебной дисциплины». Поэтому и самой работе дал подзаголовок - «Введение в курс общей теории права и государства. Для юридических вузов и факультетов». Третья глава этой работы посвящена основным вехам развития юриспруденции, а в приложении даются фрагменты памятников юридической мысли от Солона до Г.Кельзена, среди которых помещены отрывки из работ К.А. Неволина, Б.Н. Чичерина, В.С. Соловьева, Б.А. Кистяковского. Специально рассмотрев проблемы становления и развития юриспруденции в России, советской юриспруденции, юриспруденции в постсоветской России, Нерсесянц связал становление русской юриспруденции с реформами Петра I, а ее характеристику начал с «Энциклопедии законоведения» Неволина (1839 г.).

Соглашаясь с В.С. Нерсесянцем в самой постановке вопроса, мы считаем, что в более детальной характеристике нуждается та часть юридического познания, которую он называет наукой. Только ходячей можно назвать обычную классификацию наук, согласно которой они делятся на естественные, общественные, технические. Отнесение юриспруденции к общественным наукам всегда вызывало массу вопросов. Полезнее для изучения, да и правильнее по существу делить науки на фундаментальные и прикладные. В этом случае место юриспруденции в прикладных науках, а, к примеру, математики - в фундаментальных. Проблема осложняется тем, что невозможно провести четкие границы между сферами фундаментальных и прикладных исследований. Давно замечено, что самой практичной оказывается наиболее чистая теория. У самого фундаментального математического знания рано или поздно обнаруживается прикладное значение, точно так же как со временем влияют на криминалистику казалось бы очень далекие от повседневных нужд теоретико-правовые обобщения.

Концепции юриспруденции

Большой интерес и практическое значение имеют науковедческие исследования одного из крупнейших и до сих пор по достоинству у нас в стране не оцененных юристов первой половины XX века С.И. Гессена, скончавшегося в эмиграции в 1950 г. В 1923 г. им было опубликовано исследование «Основы педагогики», переизданное в нашей стране только в 1995 г., в котором доказывалось, что место юриспруденции, как и богословия, находится в группе наук «гетерономных». И действительно, как и богословие, юриспруденция имеет дело главным образом со специально созданными людьми текстами - будь то судебные решения, писаные конституции, кодексы, декларации или законы, указы, положения и т.п. Как и богословы, юристы трепетно относятся к своим текстам, яростно изобличая иные. При таком понимании места юриспруденции среди наук достаточно легко снимаются проблемы, возникающие при ее размежевании, как, скажем, с политологией (прикладная наука), так и с математикой (наука фундаментальная).

Соглашаясь с В.Г. Графским в необходимости синтезированного учебного курса по юриспруденции, мы считаем важным подчеркнуть, что юриспруденция по своему предназначению и по своей принадлежности - это не философия, и не правовое благоразумие, а всего-навсего, если не богословие (как шариат или иудейское право), то разновидность техники. При этом речь идет не о проблематике теории права, где «юридическая техника» рассматривается наряду с « правовым отношением», «юридическим фактом», «правонарушением» и т.п. Точно также как любое техническое действие, юридическое действие воплощается в собственных артефактах - нормах права, правовых актах, правоотношениях и т.п. Точно также как любое техническое знание, юридическое знание представляет собой предписание по созданию правовых артефактов и описание этих артефактов. Точно также как любое техническое сознание, юридическое сознание заключается в выявлении места и роли собственных артефактов, деятельности, знания в истории и современности. Бесконечные рассуждения о фундаментальности (чуть ли не математичности) или гуманитарности (чуть ли не философичности) юриспруденции до сих пор не смогли опровергнуть сказанное. Стоит ли удивляться, что на уровне обыденного претерпевания человек воспринимает юриспруденцию как бездушную машину.

Более чем показательно, что юриспруденция всегда воплощена в персональном мастерстве. О русской юриспруденции как правотворчестве мы судили и будем судить по законодательной деятельности глав государства, их помощников, депутатов, партий; как правоприменении - по деятельности государственных лидеров, должностных лиц, милиционеров или полицейских, нотариусов; как правосудии - по деятельности судей, прокуроров, адвокатов; как правосознании - по деятельности ученых, идеологов, философов. Юрист по профессии, по роду занятий - это практик, а не теоретик. Вся его ученость - практическое мастерство. Примечательно, что сначала юристами были священники. Это особенно заметно в нашей стране, потому что юриспруденция в Московском Царстве появилась в форме христианского православия, а дьяком здесь называют священника. Затем дьяком стали называть приказного человека, служилого юриста, т.е. представителя юридического сословия. Наконец, в Российской Империи - дьяк снова становится священником, никак не связанным с юридическим поприщем.

Некоторые специалисты по истории государства и права России утверждают, что до судебной реформы 1864 г. наша страна не знала независимого судопроизводства. Юстиция в течение многих веков была ответвлением административной системы и поэтому основной ее заботой было проведение в жизнь воли государства и охрана его интересов. В подзаголовке одной из работ по истории государственной службы России читаем - «нравственные ценности и профессиональный этикет». Судя по содержанию книги, подзаголовок нужно поменять, потому что показаны в ней изначальная и поголовная безнравственность госслужащих, а их профессиональный этикет заключается в умелом приспособлении к конкретно-историческим состояниям этой безнравственности. Если считать, что, по русской юриспруденции, основная функция законов страны заключается не столько в нацеленности на отправление правосудия, сколько на поддержание порядка, то понятен русский анархизм. «Консервативным христианским анархистом» считал себя П.А. Сорокин. В нашей стране и в правотворчестве, и в правоприменении, и в правосудии, и в правосознании, т.е. в юриспруденции в целом, изначальна и общезначима лишь ключевая роль главы государства. Глава государства - и закон, и суд, и правление, и мысль. Юристы и есть те люди, которые сначала только помогают главе государства и как бы скрыты его тенью, но затем все больше на виду и, наконец, действуют по своему разумению только прикрываясь его именем. Смириться с этим трудно.

Представляется, что для таких как мы, т.е. людей профессионально погруженных в правосознание, а не в правотворчество, правосудие или правоприменение, важно сказать о том, как мы понимаем сферу своей деятельности. Трактовать юриспруденцию как правосознание можно в двух смыслах. Во-первых, институционно, допустимо считать правосознание самодостаточным способом существования юридического наряду с правотворчеством, правоприменением, правосудием, чем в совокупности исчерпывается любая правовая система. Во-вторых, процессуально, можно считать правосознание органичной частью правотворчества, правоприменения, правосудия, т.е. специфической деятельностью, не только обеспечивающей многосложное функционирование институтов правовой системы, но и определяющей смысл и направление ее развития в целом через правовую идеологию. При этом правовая идеология остается лишь частью правосознания наряду с обыденным сознанием и юридической наукой.

Раскрытие содержания правосознания может означать не только формулирование его определения, но и указание на его субстанцию. По субстанции, правосознание есть дух, проявляющийся в человеческой душе как проживание права. По определению, правосознание - это совокупность правовых знаний и правовой психики в коллективных и индивидуальных формах. Природа человеческой души ни научными, ни другими способами познавания до сих пор не выяснена, если вообще может быть понята. Совокупность правовых знаний и правовой психики не поддается описанию исчерпывающим образом, поскольку вопрос о строении знания и психики остается открытым.

Заключение

Реально правосознание существует в индивидуальном и коллективном сознании людей. Само это сознание содержательно обнаруживается в юридических знаниях, правовой идеологии, правовой психологии. Механизм правосознания в индивидуальных и коллективных формах может пониматься как та часть социализации человека, которая связана с юриспруденцией. Факты индивидуального и коллективного правосознания становятся значимыми ситуационно. Мы можем судить о правосознании по деятельности ученых-юристов, лидеров политических партий, депутатов представительных органов власти, государственных служащих, работников правоприменительных органов и судей, а также по результатам избирательных кампаний, статистике правонарушений, состоянию юридического образования, отношению к юридической проблематике в сфере художественного творчества.

Как способ существования юридического в сознании, т.е. институционно, а значит - статично, правосознание воплощено в юридических документах (конституция, кодексы, законы, партийные программы и т.п.), юридических организациях (органы власти, политические партии и т.п.), образовательно-научных юридических учреждениях (вузы, НИИ и т.п.) Как специфическая деятельность сознания, т.е. процессуально, а значит - динамично, правосознание воплощено в юридической науке, правовой идеологии, обыденном сознании правящих и подвластных. Взаимосвязи статичного (институционного) и динамичного (процессуального) в правосознании структурно обнаруживаются в положительно-отрицательной полярности человеческих взаимоотношений по поводу государственной власти. Охранительно ориентированное сознание правящих взаимодействует с критическим сознанием подвластных, стремящихся к власти.

Список литературы

1.Юридическая энциклопедия. Под ред. Б.Н.Топорнина. М., 2009.

2.Краткий юридический словарь. Отв.ред. А.В.Малько. М., 2007.

Юридическая энциклопедия. Под ред. М.Ю. Тихомирова. М., 2007.

Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. СПб., 2009.

Томсинов В.А. Юриспруденция в духовной культуре Древнего Рима (древнейший период).//Вестник Московского университета. Сер.11. Право.- 2009, № 1.

Томсинов В.А. Понятие юриспруденции, ее происхождение и основные функции. // Законодательство.-2009, № 6.

Дигесты Юстиниана.//Памятники римского права. М., 2007.

Цицерон. В защиту Луция Лициния Мурены.//Речи в 2 тт. М., 2009.

Секст Эмпирик. Соч. в 2 тт. М.,2008.

Нерсесянц В.С. Юриспруденция.М., 2009.

Гессен С.И. Основы педагогики. М. 2005.

Графский В.Г. Интегральная (синтезированная) юриспруденция. // Правоведение.- 2000, №3. Его же. Проблемы создания обновленной концепции юриспруденции. // Государство и право.- 2003, № 5.

Левчено В.М. и др. История государственной службы России. Иркутск, 2008.

Сорокин П.А. Долгий путь. Сыктывкар, 2010.

Сначала скажем о самом термине «юриспруденция». Дословно он переводится с латыни так: juris - право и prudentia - благоразумение, рассудительность, а также предвидение. В целом данный термин переводится как «деятельность, нацеленная на обеспечение правового благоразумения», и в этом значении юриспруденция сближается со смыслом русскоязычного термина «правоведение». Чаще всего юриспруденция трактуется как наука о праве. Все другие юридические дисциплины производны от науки о праве и вторичны по отношению к ней.

Во времена античности право не играло заметной роли в жизни общества, поэтому не возникало потребности в специальной теоретической правовой науке. Большая роль отводилась закону, судебному решению. Особенность римского права состояла в том, что одним из его важных источников была юриспруденция, однако понимаемая не как теоретическая обработка действующего законодательства, а как разнообразная практическая деятельность юристов - толкование законов, составление исковых формул и др. В ходе этой деятельности юристы дополняли, изменяли, а порой и фактически отменяли старые юридические нормы, создавали новые нормы в области регулирования имущественных отношений и судопроизводства.

С наступлением эпохи Средневековья принципиальных изменений не произошло. Вместе с тем в Западной Европе, особенно в XI- XII вв. стали энергично развиваться экономические отношения, торговые связи, товарооборот. Это стимулировало расширение и углубление правового регулирования процессов общественной жизни. Одновременно модернизировалась и укрепляла свой авторитет судебная система. Начала формироваться прослойка профессиональных юристов, в том числе судей и адвокатов. В XII-XIII вв. в Западной Европе учреждались первые университеты, имеющие юридические факультеты, издавались первые юридические трактаты, формировались правовые концепции. При этом право отделилось от религии, морали, нравов и представляло собой самостоятельный институт как специфический свод принципов, норм, процедур.

Эпоха Возрождения слабо отразилась на теории и методике права. По-прежнему главное внимание уделялось изучению норм древнеримских законов, а также конструкций этих законов. В XIV-XVI вв. в большинстве случаев под правом понималось действующее законодательство. Почвы для возникновения юриспруденции как науки не было.

Радикальный прорыв в судьбе юриспруденции произошел в XVII- XVIII вв. (эпоха Просвещения), когда юридический теоретический интерес переключился с законодательства на естественное право. Это существенно раздвинуло горизонты юриспруденции.

В период Средневековья учебная и практическая юриспруденция занималась главным образом вопросами изучения римского и национального законоведения, комментированием судебной практики. Но на рубеже XVI-XVII вв. юриспруденция уже оформилась как наука о праве.

В XVIII в. произошло разобщение естественно-правовой и позитивной юриспруденции. В рамках последней был поставлен вопрос о создании науки юриспруденции, которая отказывалась признавать естественное право.

В конце XIX в. юриспруденция как наука о праве была значительно потеснена учебно-обобщающей правоведческой дисциплиной, получившей название «Энциклопедия права». Начиная с XIX в. она сосуществует и конкурирует в сфере юридического образования с общей теорией права, пришедшей на смену энциклопедии права. Сохранился и узкий смысл юриспруденции как синонима судебной практики.

По мнению некоторых современных ученых, сегодняшняя юриспруденция связывает три области знаний и умений:

1) теоретическую юриспруденцию (собственно юридическую нау

  • 2) практическую юриспруденцию (юридическую деятельность);
  • 3) сводную, интегральную юриспруденцию, в которой синтезированы теоретические, практические и этические знания (В. Г. Графский).

По мнению Р. А. Ромашова, современная юриспруденция представляет собой комплексное образование, элементами которого являются юридическая наука, законодательство и юридическая практика.

В. А. Томсинов различает понятие юриспруденции в узком и широком смыслах. Под юриспруденцией в узком смысле он понимает совокупность теоретических знаний о праве и практических навыках формулирования и толкования правовых норм, способах и приемах обработки правового материала, об организации правовых норм, их классификации, систематизации и т. д. В широком смысле это деятельность по обслуживанию механизма функционирования и развития права.

В настоящее время юриспруденция трактуется большинством ученых как триединство юридической науки, юридического образования и практической юридической деятельности.

Что касается России, то здесь долгое время юриспруденция как наука не могла сформироваться, поскольку господствовала концепция понимания права как установления власти. Следовательно, кроме воли правителя, в законе фактически нечего было толковать. Российская юриспруденция носила сугубо прикладной характер, т. е. знание законов и умение с ними работать приобретались не в процессе юридического образования, а при осуществлении правосудия или составлении деловых бумаг.

Следует отметить, что уже в XIII-XIV вв. русские князья в качестве личных слуг имели писцов, которые вели дела князя и хранили княжескую казну. Впоследствии в государственном аппарате появились дьяки и подьячие, которые, обладая обшей грамотностью и деловыми навыками, стали играть важную роль в государственном и местном управлении. Особенно возросло их значение в качестве лиц, сведущих в законах. Они даже получили название «законоис-кусники».

Таким образом, правовыми знаниями и умениями обладали лица, занимавшиеся судопроизводством и делопроизводством. Это были служащие приказов: докладчики, стряпчие, казначеи, дьяки и подьячий. Один из дореволюционных исследователей допетровской юриспруденции определял русскую юриспруденцию той эпохи исключительно как дьяческую, или приказную. Данная специфика русской юриспруденции была обусловлена особенностями развития правовой системы России, где до XVII в. важнейшей задачей было создание общероссийского свода правовых норм. Поэтому от лиц, которые проводили данную работу, требовались практические навыки, связанные с компиляцией законодательства, его модификацией и приспособлением к изменяющимся социальным условиям. Такими навыками обладали дьяки и подьячие, а также различные ходатаи по делам.

Развитие приказного законоведения способствовало унификации русского законодательства и созданию судебников 1497 г. и 1550 г. Так, автором проекта Судебника 1497 г. был дьяк В. Гусев. Приказные законоискусники принимали участие и в подготовке Судебника Ивана IV Грозного.

После издания в 1649 г. Соборного уложения, оцениваемого отечественными историками как сложный законодательный акт с точки зрения подходов к правовому регулированию и юридической техники, практическая, прикладная юриспруденция исчерпала возможности своего развития. В связи с этим к началу XVIII в. возникла потребность в юридически образованных людях. Дело в том, что дьяки и подьячие, составлявшие узкий круг специалистов в области делопроизводства и знания законов, не могли обслуживать получивший широкое развитие гражданский оборот. Кроме того, известная монополизация приказными служащими юридической профессии привела к восприятию ее как непрестижной и малопривлекательной.

Первая четверть XVIII в. связана с реформами Петра I, вызвавшими в том числе интенсивную законодательную деятельность: ежегодно в стране издавалось примерно по 1070 узаконений. Поэтому к началу 1700 г. появляются работы по систематизации законодательства. Это потребовало от чиновников госаппарата знаний российского законодательства и европейских узаконений. Первый закон о порядке государственной службы - Табель о рангах от 24 января 1722 г. предусмотрел создание краткосрочной школы для практического обучения законоискусству и делопроизводству.

Петр I инициировал направление россиян на учебу за границей, привлекал на государственную службу иностранцев, организовывал приобретение и перевод на русский язык европейской юридической литературы. Он также предпринял попытку учредить академию наук по примеру европейских государств, но она была организована лишь в 1725 г. при Екатерине I.

В последующем, в первой половине XIX в. шел процесс институционализации в России юридического образования, формирования системы юридических учебных заведений, ставших центрами изучения государства и права. Процесс развития юридического образования способствовал формированию юриспруденции как науки. Он был связан с именем М. М. Сперанского, который содействовал введению защиты диссертаций на соискание ученой степени доктора права при Петербургском университете и разработал для этого специальную программу. После смерти М. М. Сперанского теоретическое направление в российской юриспруденции продолжали отечественные ученые-юристы П. И. Дегай, И. В. Васильев, Л. А. Цветаев, К. А. Неволин. Получили интенсивное развитие юридические науки отраслевого характера, в том числе государствоведение, цивилистика, уголовное право и уголовный процесс.

Таким образом, развитие российской юриспруденции происходило в русле общемирового процесса. Она сформировалась первоначально как практическое, прикладное направление, обусловленное потребностями подготовки чиновников государственного управленческого аппарата с юридическими знаниям. Юриспруденция прошла путь создания системы юридических учебных заведений для подготовки юристов для высших правительственных учреждений и одновременно сформировалась как теоретическая наука, обеспечивающая фундаментальные основы юридического образования в стране.

Обращаясь к современному этапу развития юриспруденции, подчеркнем, что в нее входят три относительно самостоятельные сферы: образовательная, научная и практическая. Раскроем их содержание.

Реализация юридического образования предполагает, что обучающиеся должны получать знания, умения, навыки, необходимые для быстрой адаптации в профессиональной среде.

Научная деятельность имеет целями обобщение и систематизацию наиболее важных проблем в сфере юриспруденции, моделирование их решения, формулирование гипотез относительно дальнейшего развития государственно-правовой действительности.

Практическая юридическая деятельность сочетает результаты образовательной и научной деятельности. Подготовленные в сфере образования специалисты, используя модели и технологии, которые разработаны учеными, выполняют услуги, необходимые для жизнедеятельности общества и отдельных организаций и лиц. Именно практическая юридическая деятельность служит показателем социально-культурного развития общественного слоя юристов.

В настоящее время перед юриспруденцией стоит задача увязать все три сферы в единую функционирующую систему, имеющую общую целевую направленность и обеспечивающую взаимообусловленность каждой из названных сфер. Иными словами, каждая из сфер не должна работать исключительно для себя, не имея представления о том, что делается в других сферах. Образовательная сфера не должна сводиться к получению оценок, дипломов, медалей и приобретению на этом основании статуса образованного человека. Точно так же научная деятельность не должна замыкаться на защите кандидатских и докторских диссертаций и получении звания ученого. Аналогичным образом практическая юридическая деятельность должна не ограничиваться узко профильными функциями работников, а предполагать определенную эффективность юридической работы, обусловленную эффективностью юридического образования и научных исследований в юридической сфере. Такое единение всех трех сфер способно обеспечить результативность юриспруденции и соответствие между нормами права и социально-правовой реальностью.

Поскольку юридическое образование выступает первичной (исходной) ступенью формирования юристов, наиболее важной проблемой юридического образования является подготовка самостоятельно мыслящих юристов, которые воспринимают право не только как волю стоящих у власти субъектов (государства, госаппарата, правителя), но и (прежде всего) как общезначимый правовой порядок отношений, который распространяется на всех, и никто не может быть выведен из-под действия права.

Еще одна проблема, которая стоит перед современной юриспруденцией, заключается в необходимости достижения синтеза, взаимодействия между историко-теоретическими и отраслевыми науками, которые в настоящее время разобщены. Это сказывается на преподавании данных учебных дисциплин.

К числу проблем современной юриспруденции относится необходимость учета глобализации современного мира. Она сказывается на перспективах развития юриспруденции, так как создаются новое планетарное мироощущение, многополюсная культура, новые способы коммуникаций и ценностей. Все это ведет к поиску альтернативных способов жизни и мировоззрения, что, в свою очередь, предполагает формирование соответствующих правосознания (отношения к праву) и правового пространства (сферы действия права).

Совершенно очевидно, что складывающиеся в современном мире ценности станут общеобязательными только при условии их правового закрепления, т. е. придания им правовой формы. Следовательно, глобализация непосредственно касается юриспруденции в целом.

Важно также иметь в виду, что в современном обществе (это касается всех стран) основным производственным ресурсом становится информация, в то время как на предыдущих этапах такими ресурсами были сырье и энергия.

Безудержный рост информации нельзя оценивать однозначно только как благо. Он ведет к резкому усложнению управления обществом. Чем сложнее становится управляемая система, тем больше возрастают ее неустойчивость, непредсказуемость, а значит, и неуправляемость. Пределы управляемости отнесены к числу острых проблем современного общества. Поскольку управление входит в предмет юриспруденции, особенно таких отраслей права, как государствоведение, административное, финансовое, муниципальное право, это становится одной из насущных проблем юридической науки. На практике наблюдается замена классического администрирования мягким управлением по принципу менеджмента. Это предполагает отказ от узкой специализации в пользу широкопрофильной подготовки специалистов; жесткая иерархия управляемой системы заменяется наукоемким управленческим трудом, связанным с творческой деятельностью.

Итак, юриспруденции как совокупности трех основных сфер юридической деятельности присущи следующие особенности.

Во-первых, комплексный характер , наличие элементов, охватывающих по существу все сферы юридически значимой деятельности, призванных взаимодействовать и дополнять друг друга.

Во-вторых, фактическая разобщенность этих сфер, когда многие рациональные научные идеи не находят воплощения в юридической практике и прежде всего в действующем законодательстве или, напротив, будучи восприняты законотворческой практикой, оказываются неисполнимыми, нереализуемыми.

В-третьих, прагматическая направленность. Все три компонента способны оказывать воздействие на положение дел в обществе и государстве: юридическое образование призвано обеспечивать претворение в жизнь достижений юридической науки; последняя - вырабатывать конструктивные идеи, полезные для развития государственно-правовой практики; практическая юридическая деятельность - выявлять насущные проблемы правовой действительности и ставить перед наукой и юридическим образованием вопросы о необходимости их правильного решения.

В-четвертых, системообразующий фактор - плюрализм подходов к развитию государственности, правопонимания, базовых ценностей, путей решения национальных проблем, достижению баланса общественных и личных интересов и т. д.

В-пятых, наличие специализированных научных знаний, что предполагает:

  • а) их конкретность, детализированность, углубленность;
  • б) их системность, поскольку нормы права действуют не изолированно, а в сочетании: материальные нормы - с процессуальными, регулятивные - с правоохранительными и другими специализированными нормами;
  • в) умение профессионально применять юридические знания, в том числе юридический инструментарий;
  • г) осознанный характер не только знания, но и понимания правовых требований и установлений; психологическую готовность к определенной юридической деятельности, осознание ее условий, целей, задач и необходимости.

Выделенные особенности современной юриспруденции не являются общепризнанными, тем не менее они характеризуют ее именно как триединство главных аспектов юридической работы.

Термин «юриспруденция» имеет множество значений. Он пришел на смену категории «правоведение» относительно недавно и в на­стоящее время приобрел формальное значение, поскольку получил свое закрепление в федеральных государственных образовательных стандартах. Следует отметить, что «правоведение» имеет более четкое смысловое содержание. В буквальном смысле под словом «правовед» подразумевают лицо, сведущее в вопросах права, а правоведение пред­ставляет собой область знания, объектом изучения которой выступает право как регулятор общественных отношений.

Применительно к юриспруденции подобную определенность труд­но обнаружить в силу полисемантичного, многозначного характера данного научного термина.

Под юриспруденцией понимают науку о государстве и праве, изуча­ющую процесс и результаты правового регулирования и выдвигающую правовые идеи о возможности внесения прогрессивных идей в меха­низм и способы юридической организации общественных отношений.

Под юриспруденцией также понимают совокупность знаний о го­сударстве, управлении, праве, наличие которых обеспечивает возмож­ность профессионального занятия юридической деятельностью.

Кроме того, юриспруденцией называют практическое применение юридических знаний, практическую деятельность юристов.

И наконец, под юриспруденцией понимают систему подготовки специалистов-юристов в юридических учебных заведениях.

Если в отношении к профессии и к специальности есть более или менее общие подходы, то применительно к другим значениям катего­рии «юриспруденция» общепринятой позиции пока не выработано. Можно согласиться с авторами, которые утверждают, что категории «юриспруденция» еще только предстоит найти свое место в общем корпусе юридических понятий и обрести собственное содержание, объект и предмет. И надо сказать, подобные попытки имеют место. Например, предложено понимать под юриспруденцией «науку о сво­боде». Предлагается квалифицировать юриспруденцию как всю сово­купность знаний о государстве и праве в целом, которая должна заме­нить собой теорию государства и права.

При всем разнообразии возможных подходов в определении пред­метно-методологических оснований категории «юриспруденция» оче­видно следующее положение. В процессе эволюции государственно­организованного общества язык описания и термины (у древних рим­лян «термин» - бог границ) безусловно претерпевают определенную трансформацию.

В своем первоначальном значении латинская конструкция «juris-prudentia* представляет собой соединение двух аспектов, а именно: «juris» (право) и «prudentia» (предвидение, знание). В дальнейшем смысловое содержание данной конструкции несколько расширилось, поэтому есть все основания рассмотреть их отдельно, расставив необ­ходимые акценты.

Если рассматривать юриспруденцию через призму приложения труда юриста, то необходимо вести речь о юридической практике, юридическом образовании и о юридической науке конкретного исто­рического общества, например, феодального. Здесь происходит глубо­кая трансформация правовых институтов, обусловленная формирова­нием принципиально новых социально-экономических отношений. Развитие торговли, банковского дела, нуждавшихся в правовых га­рантиях, рождает потребность в профессии юриста, способного обо­сновать правомочность притязаний своего клиента, разрешить спор, прибегая именно к праву как формализованной структуре различных форм социальной коммуникации. Споры, в которых участвовали тор­говцы, банкиры, ремесленники, должны были решаться в рамках уста­новленного юридического процесса. В этих условиях профессия юри­ста становится востребованной, массовой и прибыльной. Оформление сделок, займов, завещаний, брачных контрактов - все это в странах Западной Европы требовало участия юриста, обеспечивающего юри­дическое сопровождение социально-экономического оборота.

Новые общественные практики расширяли и юридическую практи­ку. Свидетель эпохи, Эразм Роттердамский, характеризуя в «Похвале глупости» (1511 г.) уходящий мир Средневековья, писал: «Между уче­ными юристы притязают на первое место и отличаются наивысшим самодовольством... единым духом цитируют сотни законов... громоздят толкование на толкование». В приведенной сентенции одновременно ощущаются плохо скрываемые зависть и ирония одновременно.

Юридическая практика первоначально формировалась в основ­ном в сфере регулирования сословных имущественных отношений. В периоды крестьянских войн, народных волнений юристы, оформ­лявшие сделки с собственностью, хранившие юридические докумен­ты, подвергались опасности. Один из современных исследователей справедливо отмечает, что в годы Крестьянской войны в Германии «диплом доктора юриспруденции сделался лучшим аттестатом для виселицы».

В настоящее время под юридической практикой обычно понима­ют деятельность компетентных субъектов по принятию (толкованию, применению, систематизации и т. д.) юридических предписаний, взя­тую в единстве с накопленным социальным опытом. Признаки юри­дической практики состоят в том, что она: основана на нормах права; представляет собой составную часть социокультуры; интегрирует по­литико-правовую систему; порождает соответствующие правовые по­следствия.

Отдельные юристы отождествляют юридическую практику и юри­дическую деятельность. Основания для такого подхода действительно имеются. Другие полагают, что юридическая практика и юридическая деятельность - явления, обособленные друг от друга. Такую позицию принять сложнее. Целесообразней понимать под юридической прак­тикой единство юридической деятельности и сформированного на ее основе объективированного вовне юридического опыта.

При этом следует иметь в виду два обстоятельства.

Во-первых, юридическая практика немыслима без личного опыта, который формируется в процессе юридической деятельности. Личный профессиональный опыт находит свое выражение в знаниях, умениях, навыках, привычках, стиле работы и т. д. Во-вторых, существует объ­ективированный вовне правовой опыт, который формируется в про­цессе разрешения конкретных социально-правовых ситуаций, систе­матизации и обобщения материалов юридической практики и находит свое выражение в разнообразных актах-документах.

Юридическая практика - понятие объемное и системное, харак­теризующее структуру юридической деятельности. В этой связи при­нято выделять деятельность, которая отражает динамичный аспект юридической практики, и социально-правовой опыт, отображающий статический аспект юридической практики. Любая деятельность, включая юридическую, предполагает такие составляющие элементы, как субъект, объект и содержание. Юридическая деятельность охваты­вает юридически значимые действия, средства, способы и формы их осуществления, подготовку правовых документов, принятие решений и их результаты. В качестве элементов социально-правового опыта можно привести правоположения (устоявшиеся, выработанные в ходе многолетней практики предписания общего характера); знания, навы­ки и умения, которые приобретает практикующий юрист в ходе своей профессиональной деятельности.

Юридическая практика имеет определенную форму. Под нею по­нимают способы организации, существования и внешнего выражения ее содержания.

Различают внешнюю и внутреннюю форму.

Внешней формой юридической практики выступают разнообраз­ные юридические акты-документы (нормативные и индивидуальные, судебные и следственные, нотариальные и т. п.), в которых закрепля­ются правовые действия, методы и средства их осуществления, а также вынесенные решения.

К внутренней форме, т. е. к способу организации, внутренней свя­зи элементов содержания, относится процедурно-процессуальное оформление юридической практики, в ходе которой определяется круг ее субъектов и участников, объемы их процессуальных прав и обязан­ностей, условия вступления в правовой процесс и выбытия из него, сроки и время совершения юридически значимых действий, процес­суальные гарантии, условия и процедура принятия решений, порядок их обжалования и т. д.

Право как социальный институт нацелено на преобразование об­щественных отношений. Учитывая способ преобразования социаль­ных отношений, можно говорить о правотворческой, правопримени­тельной, интерпретационной юридической практике. В зависимости от субъектов юридической практики можно говорить о законодатель­ной, исполнительной, судебной, следственной, нотариальной, адво­катской практике.

Юридическая практика, оформленная в качестве системы юри­дических институтов, осуществляет регулятивную и охранительную функции. Юридическая практика может быть сориентирована на об­щесоциальные функции, к которым можно отнести гносеологическую (познавательную), информационную и ориентирующую. Юридиче­ская практика есть освоение и преобразование конкретного социаль­ного пространства в качестве правового пространства. В любой сфере юридической практики накапливается определенный опыт, нередко приобретаемый методом проб и ошибок. Этот опыт аккумулируется и передается в каждой юридической профессии.

Юридическая практика выполняет также и специально-юридиче­ские функции. К таковым относят прогностическую, правоконкретизирующую, правообеспечительную, консультационную и т. д.

В сферу правового регулирования входят все новые и новые виды общественных отношений. Соответственно, юридическая практи­ка становится все более обширной и в то же время узкоспециализи­рованной. В помощь практикующим юристам выпускается большое количество литературы, в которой рассматриваются особенности юридической деятельности по различным категориям дел: земельные, брачно-семейные, несостоятельность и банкротство, взыскание дол­гов и проч. Регулярно публикуются обзоры судебной практики. По­лучили известную популярность так называемые «настольные» книги соответственно судьи, прокурора, следователя, адвоката, нотариуса и т. п. В них содержатся практические рекомендации по разрешению определенной категории дел, подготовке юридической документации, методике сбора и оценки доказательств.

Юридическая практика первоначально формируется на основе по­требностей регулирования имущественных отношений. Так, Жак Ле Гофф в своей книге «Рождение Европы» отмечал, что в Европе XIII века университетский преподаватель возникает вместе с купцом. Европа ин­теллектуального труда рождалась бок о бок с Европой труда торгового.

Первоначально западноевропейские университеты имели три фа­культета: богословский, юридический и медицинский. Для поступле­ния в университет надо было окончить подготовительный факультет. На нем изучались так называемые семь «свободных искусств»: грамма­тика, риторика, логика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка.

Для поступления на медицинский и богословский факультеты ча­сто было достаточно изучить три первых предмета, что называлось «тривиум». Для того чтобы быть зачисленным на юридический фа­культет, надо было изучить все семь предметов, преподаваемых на подготовительном факультете. Богословские факультеты должны бы­ли способствовать выработке единой христианеко-католической док­трины, помогать церкви бороться с ересями, а юридические факульте­ты должны были формировать единое европейское право.

Лекции первого преподавателя римского права старейшего уни­верситета Болоньи доктора Ирнерия получили общеевропейскую из­вестность. Римское право рассматривалось как универсальное, при­менимое всегда и везде. По мнению современного американского профессора социологии Р. Коллинза, главным вкладом Средних веков в социальную практику были институты. Таким вкладом было рож­дение университета. Интеллектуальное сообщество приобрело свою собственную институциональную форму общения и воспроизводства. Преподаватели и студенты преимущественно занимались теологией и правом и в меньшей степени - медициной. Жан Лабрюйер в знамени­той книге «Характеры, или Нравы нашего века» писал о многочислен­ном судейском сословии и его претензиях на место в высшем обществе Парижа конца XVII века. В Лондоне целые кварталы занимали кон­торы адвокатов. Доктора права Сорбонны, Кембриджа, Геттингена и других европейских университетов пользовались почетом и уважени­ем. В Пруссии доктор права возводился в дворянское достоинство.

В настоящее время заниматься юридической практикой можно лишь при условии получения надлежащего юридического образова­ния. Переход к рынку сделал профессию юриста весьма популярной и востребованной. Одновременно с этим в сфере юридического образо­вания наметились определенные проблемы.

Молодежь справедливо олицетворяют с прогрессом. Современный философ А.С. Панарин глубоко прав в том, что «...именно избыток междисциплинарных, общетеоретических знаний у молодежи явля­ется гарантом ее способности к усвоению качественно новых ролей и источником социально-профессиональной мобильности. Если бы си­стема образования была "полностью адаптированной" к практическим нуждам промышленности и не содержала некоего "интеллектуального избытка", она бы готовила людей для данных, уже сложившихся про­фессий, но не содержала бы резервов для профессиональных новаций и межотраслевых движений квалифицированной рабочей силы». Иными словами, молодой человек или девушка должны выбирать такую схему образования, которая давала бы возможность социальной мобильности.

Д. Белл, автор концепции «постиндустриального общества», был убежден в том, что в новых исторических условиях только теоретиче­ское знание способно дать человеку уверенность в том, что он не поте­ряется в условиях рыночной стихии. Поэтому задача «нового» образо­вания состоит не столько в том, чтобы давать знания, сколько научить умению их получать, находить и осмысливать. В юридической сфере практика и теория также неразрывно связаны, как и в других.

В системе юридического образования особое место занимает об­щая теория права и государства. Общая теория права и государства среди юридических наук играет такую же роль, как философия среди общественных наук.

Если назначение философии - устанавливать скрытые связи между специализированными областями общественной жизни и специали­зированными отраслями знания, то назначение общей теории права и государства - устанавливать связи и закономерности, которые про­низывают все юридические науки и цементируют их как нечто иное по отношению к другим отраслям знания.

Что касается юридической науки как одной из сфер приложения тру­да юриста, то этот вопрос будет рассмотрен отдельно. Предварительно стоит лишь отметить, что юридическая практика, юридическое образо­вание и юридическая наука диалектически взаимосвязаны и определяют друг друга. Наука (теория) должна не просто осмысливать проблемы раз­личных социальных практик, но и осуществлять прогнозы, открывать законы и закономерности общественного развития, обогащая как прак­тическую юриспруденцию, так и юридическое образование.