Что такое авторское произведение. Основы управления интеллектуальной собственностью

Тема 2. Авторское право и смежные права
^ 1. Авторское право
1.1. Понятие и признаки произведения
Авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также способа его выражения.
Законодательство не раскрывает содержание понятия «произведение» несмотря на то, что оно является основополагающим понятием института авторского права. Объясняется это тем, что любое возможное определение понятия «произведение» не сможет исчерпывающим образом определить данный объект правовой охраны. Попытки дать определение понятию «произведение» неоднократно предпринимались в теории авторского права. Наиболее удачным и, поэтому, наиболее распространённым, является определение, сформулированное В.И. Серебровским: «произведение – это совокупность идей, мыслей и образов, получивших в результате творческой деятельности автора своё выражение в доступной для восприятия человеческими чувствами конкретной форме, допускающей возможность воспроизведения » 1 .

Для того, чтобы охраняться авторским правом, произведение должно быть выражено в какой-либо объективной форме . Произведение - это объект идеальный; оно изначально возникает в сознании автора как комплекс идей, мыслей и образов, в виде творческого замысла. До того момента, как произведение не станет существовать вне сознания автора, не станет самостоятельным явлением объективной реальности, нет необходимости законодательно устанавливать правовую связь между автором и его произведением. Если произведение не может быть использовано другими лицами, нет предмета правового регулирования для норм авторского права. Иными словами, произведение должно существовать в форме, которая отделена от личности автора и приобрела самостоятельное бытие.

Если исходный технический текст на языке оригинала не соответствует требованиям работы, автор не может интерпретировать текст. Перевод - это работа, зависящая от оригинальной работы. Состав и использование произведения зависит от согласия автора оригинальной работы. Перевод подлежит той же защите, что и оригинал, но следует упомянуть перевод оригинальной песни.

Автор шедевра может отозвать лицензию на использование вспомогательной работы, если в течение пяти лет с момента предоставления такой лицензии не было сделано никакого перевода. В таком случае вознаграждение, выплачиваемое создателю, не возвращается. При регистрации с переводчиком не забудьте оставить письменную форму. В договоре должно быть четко указано, кому собственность будет защищена авторским правом для перевода.

Произведение может быть представлено в следующих формах:

Письменной (рукопись, машинопись, нотная запись и т.д.);

Устной (публичное произнесение, публичное исполнение и т.д.);

Звуко- или видеозаписи (механической, магнитной, цифровой, оптической и т.д.);

Изображения (рисунок, эскиз, картина, план, чертеж, кино-, теле-, видео- или фотокадр и т.д.);

Не забудьте указать в контракте лицо, которое будет иметь право разрешить дальнейшее распоряжение переводом, даже если создатель передал нам все авторские права на имущество. Если в контракте нет такой записи, создатель будет иметь право согласиться на дальнейшее распоряжение переводом.

Правовая природа комических образований чаще всего рассматривается с точки зрения оценки нарушения имиджа и достоинства пародируемого человека, пересечения границ этических норм или образов религиозных чувств в случае сатиры. Казалось бы, проблема публикации юмористических форм сводится к ее допустимости с точки зрения закона о печати и защиты основных личных прав. Но все больше и больше начинают говорить об авторских правах создателей шуток - правильно ли это и оправдано ли в каждом случае?

Объемно-пространственной (скульптура, модель, макет, сооружение и т.д.);

В других формах.

Однако не всякая объективно существующая работа охраняется авторским правом. Авторское право распространяется только на работы, являющиеся результатом творческой деятельности . Творческой деятельностью признают самостоятельную интеллектуальную деятельность лица, направленную на создание образа будущего произведения и воплощение его в какой-либо объективной форме.

Важно различать сатиру от обычного юмора как форму комедии. Сатира чаще всего является литературным или графическим видом высмеивания и осуждения конкретного человека или социального явления, при этом основная предпосылка заключается в том, что у получателя нет проблем, угадывая, кто или что является предметом сатиры. Но будет ли предметом охраны авторских прав быть просто словесная шутка, опубликованная в юмористическом журнале? Оригинальность таких шуток должна оцениваться, что является предметом обсуждения.

В противном случае можно описать короткую шутку с жанровой сценой, которая может быть описана различными способами, с эффектом забавы, и шутка, составленная из надлежащим образом отобранных, характерных слов, которые изменяют первоначальный дизайн, приведет к смехотворности.

Авторское право не регулирует сам процесс создания произведения. Поэтому для решения вопроса об охраноспособности произведения решающее значение имеет не характер деятельности по созданию произведения, а соответствующий признак созданного в результате этой деятельности произведения. Признаком того, что произведение является результатом творческой деятельности, большинство исследователей называют его новизну; некоторые учёные используют термин «оригинальность». Новизна (оригинальность) произведения выражается в новом содержании, новой форме произведения. При этом новизна идеи, положенной в основу произведения, не влияет на новизну самого произведения с точки зрения авторского права. Одна и та же идея, один и тот же сюжет могут быть использованы разными авторами, однако каждое из произведений, содержавшее в себе одну и ту же идею (сюжетную основу), отражает личность автора и воспринимается обществом как новое, самостоятельное произведение. Можно сказать о том, что всякое творческое произведение характеризуется оригинальностью, новизной, неповторимостью и уникальностью .

Если конструкция шутки проста, ее можно легко изменить, введя другие символы, места и одно и то же сообщение, не беспокоясь о нарушении авторских прав. На протяжении веков забавные истории распространялись изо рта во рту, и тщетно находить автора. Предполагая, что такая шутка была предметом авторского права, ее следует рассматривать как сиротскую работу. В эпоху интернета указание создателя шутки, попавшей в Интернет, все еще сложно, хотя и возможно.

Несколько недель назад было беспрецедентно публиковать в Твиттере Ольгу Лекселл шутку, которую она утверждала. Требования были выполнены, и служба последовательно удаляет сообщения, размещенные другими пользователями с проблематичной шуткой. В сети звучали возмущения, свидетельствующие о том, что объем защиты авторских прав в этом случае впал в абсурдную крайность.

Предоставление охраны произведению не зависит от его назначения и достоинства . Под достоинством понимаются различные положительные качества произведения, относящиеся к его форме или содержанию: актуальность темы, художественная ценность, научная глубина, авторский стиль и т.д. Назначение авторского права в целом состоит не в том, чтобы отбирать достойные произведения, а в том, чтобы обеспечить интересы создателя произведения в тех случаях, когда его произведение может быть использованы другими лицами. Авторским правом должны охраняться любые произведения, в которых проявляется творчество, и которые обладают предусмотренными законодательством признаками объекта авторского права.
^ 1.2. Произведения, охраняемые авторским правом
Примерный перечень объектов авторского права назван в ст. 7 Закона «Об авторском праве и смежных правах» и ст. 993 ГК. К произведениям, охраняемым авторским правом, относятся:

Ольга Лекселл сделала заявление, в котором она защищала свою позицию, аргументируя их вопросами о доходах: автор заявляет о своей работе писателя-комикса, а в Твиттере она проверяет популярность шуток, прежде чем использовать ее в литературных произведениях. Для того, чтобы начать инвестирование в строительство, необходимо подготовить проектно-сметную документацию, на основе которой будут выполнены строительные работы. Незаменимая часть этой документации, помимо дизайна здания, несомненно, представляет собой исполнительный проект, который позволяет выполнять фактические строительные работы.

Литературные произведения (книги, брошюры, статьи и др.);

Драматические и музыкально-драматические произведения, произведения хореографии и пантомимы и другие сценарные произведения;

Музыкальные произведения с текстом и без текста;

Аудиовизуальные произведения (кино-, теле-, видеофильмы, диафильмы и другие кино- и телепроизведения);

Вопрос об исполнительном дизайне как предмете авторского права обсуждается ниже. Согласно этому положению, исполнительный план должен дополнять и детализировать проект строительства в объеме и степени точности, необходимой для составления счета количества, оценки стоимости инвестора, подготовки предложения подрядчиком и выполнения строительных работ. Исполнительный проект включает чертежи в масштабе, который учитывает специфику подлежащих заказу работ и масштабы, используемые в конструкции здания, и описательные объяснения.

Исполнительный проект, в зависимости от объема и типа работ, подлежащих заключению, касается подготовки участка для строительства; строительные работы по строительству полных строительных работ или их частей и работ в области гражданского строительства, в том числе отделочные работы в области строительных работ; строительные работы; работы, связанные с развитием района.

Произведения скульптуры, живописи, графики, литографии и другие произведения изобразительного искусства;

Произведения прикладного искусства;

Произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства;

Фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;

Карты, планы, эскизы, иллюстрации и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и другим наукам;

Исполнительный дизайн и авторское право

Из вышеприведенных законодательных положений следует, что исполнительный проект не является независимым, и его основная функция заключается в том, чтобы обеспечить фактическое выполнение работы. До сих пор проекты исполнения носили репродуктивный характер в отношении предположений строительных проектов. Следует отметить, однако, что в некоторых вариантах осуществления они представляют собой творческие решения для элементов, которые не были указаны в строительных проектах, таких как решения для проектирования пола, разбиение и окраска внутренних стен, внешний зеленый дизайн.

Компьютерные программы;

Иные произведения.

К числу литературных произведений относятся произведения всех жанров художественной литературы и публицистики, научные работы (монографии, статьи, отчёты и т.п.), учебная литература, речи, доклады, проповеди и иные устные произведения; произведения журналистики (статьи, интервью, дискуссии и т.п.), деловая и личная переписка и т.п. При этом литературные произведения могут существовать не только в письменной, но и в иной объективной форме.

Их можно определить как индивидуальные решения, если в проектах строительства нет таких элементов в виде чертежей или описаний. Вы не можете говорить о деталях оригинальной песни и о создании нового. С другой стороны, как упоминалось в предыдущей статье, однако, это не работа с применением типичных решений, в том числе системных, когда их использование дизайнером не требует его интеллектуального ввода, например, только материальное решение, принятое совместно с инвестором, используя существующие и стандартная технология или типичный дизайн.

Драматические произведения весьма близки к произведениям литературы. Обособление драматических произведений обусловлено присущей им спецификой художественных средств выражения мыслей автора, поскольку в драматических произведениях основной акцент делается на изложение творческой идеи посредством монологов и диалогов персонажей.

Из сказанного выше следует, что исполнительный проект в отношении некоторых его компонентов может представлять собой интеллектуальную работу и носить индивидуальный характер. Принимая во внимание установленные взгляды на доктрину, даже если признано, что данный результат является правовой защитой, нельзя предположить, что все его элементы охвачены этой защитой. Качество креативности, решающее для создания защиты всей работы, также является критерием самозащиты отдельных элементов. Данная работа защищена только в рамках таких элементов.

Авторское право охраняет все виды музыкальных произведений . Наиболее распространенной разновидностью музыкальных произведений являются музыкальные произведения с текстом – песни. Музыкальное произведение с текстом – это созданное в соавторстве композитором и поэтом оригинальное (т.е. не составное) произведение; оригинальный характер песни предопределяется тем, что все охраняемые элементы песни создаются её соавторами.

Другие компоненты работы, которые не показывают особенностей творчества, даже если они присутствуют в защищенной работе, сами не подлежат авторскому праву. Другими словами, работы защищены только в том смысле, в котором они являются творческими. В контексте вышеуказанных соображений следует также отметить, что в польском авторском праве нет презумпции творческого и индивидуального характера произведения. Он также не имеет юридической значимости «согласования» сторонами договора о квалификации работы, созданной в качестве произведения.

Особое место среди объектов авторского права занимают аудиовизуальные произведения . Аудиовизуальным является произведение, состоящее из серии связанных между собой изображений (с сопровождением звуком или без него), создающие впечатление движения, и предназначенное для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия. К аудиовизуальным относятся кинематографические и иные произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографии (телефильмы, видеофильмы и подобные произведения).

Выполнение работ, по сути, заключается в том, чтобы прояснить концепцию строительного проекта и, следовательно, не противоречить его намерениям. Положения строительного законодательства требуют, чтобы законченное здание соответствовало архитектурному и строительному проекту. С другой стороны, следует также отметить, что в исполнительном дизайне решения могут быть найдены в результате конструктивных решений дизайнера, которые касаются архитектурных деталей. Соответственно, как и в случае проекта строительства, в каждом случае необходимо изучить, имеет ли конкретный проект, в том числе его отдельные элементы, особенности работы по смыслу искусства. 1 сек. 1 у.е. и подлежит защите, предусмотренной настоящим законом.

К произведениям изобразительного искусства примыкают произведения прикладного искусства , которые законодатель выделяет в отдельный вид охраняемых произведений. Прикладной характер произведений означает, что они предназначены не только для удовлетворения чисто эстетических потребностей публики, но и выполняют иные, практические функции. Среди произведений прикладного искусства всё большее значение приобретают произведения дизайна. Дизайн – это искусство придания окружающей человека предметной среде эстетических качеств, поэтому дизайн, как направление в прикладном искусстве, имеет множество проявлений – графический дизайн, промышленный дизайн, дизайн интерьеров помещений и т.п.

Следует также подчеркнуть, что с установлением взаимосвязи между авторским правом и исполнительным дизайном и т.д. - независимо от того, является ли проектная документация предметом авторского права, это предусматривает предоставление двух видов защиты авторских прав, то есть защиту прав личности и прав собственности. Стоит отметить, что организация-заказчик, желающая приобрести права собственности на проектно-техническую документацию для реализации строительного объекта, предоставила в контракте с проектировщиком или подрядчиком - в случае формулы «дизайн и сборка» - соответствующие положения, регулирующие эти вопросы.

Архитектурные произведения также имеет двойственную природу, поскольку должна не только удовлетворять насущные материальные потребности – создавать жильё и благоустраивать окружающую среду, но и удовлетворять эстетические потребности человека. Авторско-правовой охране подлежит именно художественное, а не конструктивно-техническое решение зданий и сооружений. При этом авторско-правовая охрана распространяется как на внешний вид объекта, так и на художественное решение внутреннего пространства (интерьер).

К категории охраняемых относятся фотографические и аналогичные им произведения всех видов - независимо от объекта (портрет, пейзаж, репортаж и т.п.), а также преследуемой цели (профессиональная или любительская съёмка) и т.п.

Достаточно новым объектом охраны авторским правом являются компьютерные программы . Компьютерные программы являются результатом творческой деятельности. В то же самое время, обеспечивая охрану компьютерных программ нормами авторского права, законодатель неизбежно сталкивается с проблемами, обусловленными спецификой компьютерной программы как охраняемого объекта, поскольку в ней содержание (алгоритм) имеет безусловный приоритет над формой (алгоритм, изложенный языком программирования). Основное значение для компьютерной программы имеет ее функциональность, которая предопределяется алгоритмом, а написание программы на том или ином языке программирования может быть безразлично для пользователя. Обеспечивая охрану форме произведения, авторское право не защищает лежащий в её основе алгоритм. Поэтому всё более актуальным представляется вопрос о необходимости предоставления компьютерной программе специальной охраны, которая бы, во-первых, учитывала особенности объекта охраны и, в отличие от авторского права, распространялась не только на форму, но и на положенный в основу программы алгоритм, и, во-вторых, была более оперативной, дешёвой и доступной, нежели существующая система патентной охраны.

Самостоятельными разновидностями объектов авторского права являются производные произведения и составные произведения .

К производным произведениям относятся переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, музыкальные аранжировки и другие переработки произведений науки, литературы и искусства. Все они признаются объектами авторского права, поскольку деятельность по их созданию носит творческий характер. Авторское право переводчиков и авторов иных производных произведений имеет зависимый характер: автор производного произведения может осуществлять свое авторское право только в том случае, если использование его произведения не влечет нарушения прав автора произведения, положенного в основу производного произведения. Авторское право переводчика и авторов других производных произведений не препятствует иным лицам осуществлять свои переводы и переработки тех же произведений.

К составным произведениям относятся сборники (энциклопедии, антологии, базы данных) и иные произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда. Творческая деятельность составителя выражается в том, что он по своему усмотрению отбирает материал и (или) располагает его по своей оригинальной системе. Результатом творческой работы составителя является сама разработанная им система расположения материалов, поскольку авторское право составителя не распространяется на произведения, включённые в составное произведение, а авторское право составителя на составное произведение в целом не препятствует другим лицам осуществлять самостоятельный подбор и расположение тех же материалов для создания своих составных произведений. Поэтому, предметом охраны применительно к составным произведениям является оригинальный подбор и (или) оригинальное расположение подобранных материалов. Если в составное произведение включены охраняемые авторским правом произведения, составитель пользуется авторским правом при условии соблюдения им прав авторов каждого из произведений, включённых в составное произведение.

Любой результат творчества, отвечающий установленным законодательством об авторском праве критериям охраноспособности, будет признаваться объектом авторского права независимо от того, назван ли он в приведенном выше перечне, или нет.

Охрана произведений авторским правомвозникает в силу факта их создания. Для возникновения и осуществления авторского права не требуется соблюдения каких-либо формальностей. Используемый для оповещения об исключительных авторских правах знак охраны авторского права (знак копирайта) и состоящий из трех элементов - латинской буквы «С» в окружности, имени (наименования) обладателя исключительных имущественных прав и года первого опубликования произведения – выполняет сугубо информационную функцию. Само по себе отсутствие на экземпляре произведения знака охраны авторского права не означает, что данное произведение не охраняется авторским правом.

Авторское право на произведение не связано с правом собственности на материальный объект, в котором произведение выражено. Передача права собственности или права владения каким-либо материальным объектом сама по себе не влечет передачи авторского права на произведение, выраженное в этом объекте.
^ 1.3. Произведения, не являющиеся объектами авторского права
Понятия «произведение» и «объект авторского права» не тождественны. Первое понятие шире, поскольку законодательство называет несколько категорий произведений, которые, обладая всеми признаками охраняемых авторским правом, в силу разного рода причин выведены из сферы его действия. К произведениям, которые не охраняются авторским правом, относятся:

Официальные документы (законы, судебные решения, иные тексты законодательного, административного и судебного характера), а также их официальные переводы;

Государственные символы и знаки (флаг, герб, гимн, ордена, денежные и иные знаки);

Авторское право также не распространяется на идеи, процессы, системы, методы функционирования, концепции, принципы, открытия или просто информацию как таковые, даже если они выражены, отображены, объяснены или воплощены в произведении.
^ 1.4. Авторы произведений. Соавторство.
Авторское право по общему правилу возникает у автора. Автором произведения признается физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение.

Если произведение создано несколькими лицами, такие лица признаются соавторами. ^ Соавторство – это правовые отношения, возникающие в силу факта совместного создания произведения несколькими лицами .

Закон называет два условия возникновения соавторства: 1) произведение должно быть создано совместным трудом двух или более лиц; 2) труд всех участвующих в создании произведения лиц должен носить творческий характер.

Совместный характер труда должен оцениваться не по совместному процессу работы, а по совместно достигнутому результату; важно не то, как и в какой форме трудились соавторы, а то, что произведение явилось результатом их совместных усилий. Поэтому для возникновения соавторства имеет значение совместный труд, понимаемый как деятельность нескольких лиц, направленная на достижение согласованного результата, каковым является создание произведения. При этом совместная деятельность не означает её единство во времени и пространстве, а лишь то, что авторы трудятся над произведением сообща, и каждый из них вносит свой вклад в его создание.

Соавторами могут признаваться только те, кто внес творческий вклад в создание произведения. Лицо, которое не внесло творческий вклад в создание произведения, а оказывало только техническую помощь (набор рукописи, составление библиографии, прорисовка эскизов и т.п.) не может признаваться соавтором. Принципиально важным представляется то, что основанием возникновения соавторства являются фактические, а не договорные отношения лиц, и любое соглашение, в том числе оформленное в письменной форме, не имеет юридического значения, если соавторами в действительности не была проделана совместная творческая работа.

Различают два вида произведений, созданных в соавторстве: произведения, образующие одно неразрывное целое, и произведения, состоящие из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение. Часть произведения признается имеющей самостоятельное значение, если она может быть использована независимо от других частей произведения. Соответственно, различаются два вида соавторства – раздельное и нераздельное .

Раздельное соавторство имеет место тогда, когда коллективное произведение состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение и при этом известно, кем из соавторов эти части созданы. В этом случае каждый из соавторов вправе использовать созданную им часть произведения по своему усмотрению, если иное не предусмотрено соглашением между соавторами.

При нераздельном соавторстве произведение, созданное двумя или более соавторами, либо представляет собой единое неразрывное целое, либо вклад конкретного соавтора в коллективное произведение невозможно выделить. Поэтому авторское право на коллективное произведение, созданное в нераздельном соавторстве, осуществляют все соавторы совместно. Законодатель, пытаясь обеспечить интересы всех соавторов, устанавливает, что в том случае, если произведение соавторов образует одно неразрывное целое, ни один из соавторов не вправе без достаточных на то оснований запретить использование произведения.

Принцип совместного распоряжения произведением не препятствует авторам заключить между собой соглашение, определяющее порядок осуществления прав в отношении коллективного произведения. По своей правовой природе соглашение соавторов является одной из разновидностей договоров о порядке пользования правом, аналогичной договору собственников о порядке использования имущества.
^ 1.5. Служебные произведения
Закон Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах» определяет служебное произведение как произведение, созданное в порядке выполнения служебного задания или служебных обязанностей .

Закон не содержит четкого определения сферы, в которой применяются нормы о служебных произведениях. Тем не менее, можно говорить о том, что понятие «служебное» может использоваться только применительно к произведениям, созданным в рамках трудовых отношений. Законодатель использует термин «наниматель», определение которому дается в Трудовом кодексе Республики Беларусь. Согласно ст.1 ТК наниматель - это юридическое или физическое лицо, которому законодательством предоставлено право заключения и прекращения трудового договора с работником. Кроме того, законодатель использует понятия «служебные обязанности» и «служебное задание», которые применяются именно в трудовых отношениях.

Первым возможным основанием признания объекта авторского права служебным является то, что его создание входит в служебные обязанности работника. Действующее законодательство не дает непосредственного определения того, что такое «служебные обязанности». Трудовой кодекс использует понятие «служебное положение работника» при определении термина «должность». При этом служебное положение работника определяется кругом его обязанностей, должностными правами и характером ответственности. Исходя из этого, можно поставить знак равенства между понятиями «служебные обязанности» и «должностные обязанности». В свою очередь, должностные обязанности предполагают наличие трудовых отношений, которые должны быть оформлены трудовым договором; именно в трудовом договоре или в должностной инструкции и должны быть закреплены служебные обязанности работника. Таким образом, статус служебного произведение может получить в том случае, если его создание входит в трудовые обязанности автора.

Закон «Об авторском праве и смежных правах» устанавливает в отношении служебных произведений особый правовой статус . Личные неимущественные права на произведение, созданное в порядке выполнения служебного задания или служебных обязанностей (служебное произведение), принадлежат автору. Имущественные права на служебное произведение принадлежат нанимателю, если договором между ним и автором не предусмотрено иное.

Как следует из нормы ст.14 Закона, презумпция принадлежности имущественных прав на служебное произведение нанимателю может быть опровергнута условиями заключенного между ним и автором договора. Наниматель и автор в трудовом договоре (контракте) могут установить, что имущественные права на служебное произведение в полном объеме возникают у автора; в этом случае его правовой режим не будет отличаться от правового режима произведения, созданного вне рамок трудовых отношений, и нанимателю, заинтересованному в его использовании, необходимо будет заключить с работником авторский договор. Имущественные права в соответствии с соглашением будут разделены между работником и нанимателем (по способам использования произведения или территории, на которой будет осуществляться право).

Закон ограничивает автора служебного произведения в возможности воспользоваться принадлежащими ему личными неимущественными правами. В том случае, если обладателем имущественных прав на служебное произведение является наниматель, автор не вправе препятствовать обнародованию такого произведения.ьтопечение межправительственного сотрудничества административным Кроме того, автор служебного произведения не может также осуществить право на отзыв.

Признание имущественных авторских прав на служебное произведение за нанимателем лишает автора такого произведения права на получение вознаграждения как самим нанимателем, так и третьими лицами.
^ 1.6. Содержание авторского права
Авторам произведений науки, литературы, искусства принадлежат личные неимущественные и имущественные права авторские права.
^ 1.6.1. Личные неимущественные авторские права.
Составляющие авторское право личные неимущественные права характеризуются тесной связью с личностью автора. Это предопределяет их особенности, выражающиеся в непередаваемости и неотчуждаемости. Непередаваемость личных неимущественных прав означает невозможность их передачи на ограниченный период времени, неотчуждаемость – невозможность полной и безвозвратной передачи другому лицу. Законодатель особо оговаривает, что личные неимущественные права сохраняются за автором даже в случае уступки исключительных имущественных прав.

Еще одной особенностью личных прав автора является их неимущественный (нетоварный) характер, выражающийся в отсутствии у этих прав какого-либо экономического содержания – реализация личных неимущественных прав не связана с приобретением материальных благ.

Право на имя;

Право на защиту репутации;

Право на обнародование;

Право на отзыв.

Право авторства определяется как юридически обеспеченная возможность лица считаться автором произведения и связанная с этим возможность требовать признания данного факта от всех остальных лиц. Право авторства позволяет индивидуализировать результаты творческого труда и обеспечить интересы создателя произведения путём общественного признания связи его личности с произведением.

Право автора на имя означает право автора избирать, каким образом созданное им произведение будет связано с его личностью – путём указания собственного имени, вымышленного имени (псевдонима) или без указания имени (анонимно), и этот выбор может сделать только сам автор.

Право на защиту репутации автора призвано, в первую очередь, обеспечить сохранность той формы, которую автор первоначально придал своему произведению, при его дальнейшем использовании. Это выражается в том, что автор может защищать своё произведение, включая его название, от всякого искажения. Помимо этого автор имеет право защищать свое произведение от любых иных посягательств, способных нанести ущерб чести и достоинству автора.

Право на обнародование можно определить как право автора самостоятельно решать вопрос о том, станет ли его произведение известно публике, а также выбирать время, место и способ первого доведения произведения до публики.

Право на отзыв произведения означает право автора отказаться от ранее принятого решения об обнародовании произведения при условии возмещения пользователю причинённых таким решением убытков, включая упущенную выгоду. Если произведение уже было обнародовано, автор обязан публично оповестить о его отзыве; при этом он вправе изъять за свой счёт из гражданского оборота ранее изготовленные экземпляры произведения.
^ 1.6.2. Имущественные авторские права.
Статья 983 ГК устанавливает, что обладателю имущественных прав на результат интеллектуальной деятельности принадлежит исключительное право правомерного использования объекта интеллектуальной собственности в любой форме и любым способом .

Данное правило в отношении объектов авторского права конкретизируется в Законе «Об авторском праве и смежных правах», ст. 16 которого устанавливает, что автору в отношении его произведения или иному обладателю авторских прав принадлежит исключительное право осуществлять или разрешать осуществлять следующие действия:

Воспроизведение произведения;

Распространение оригинала или экземпляров произведения посредством продажи или иной передачи права собственности;

Прокат оригиналов или экземпляров компьютерных программ, баз данных, аудиовизуальных произведений, нотных текстов музыкальных произведений и произведений, воплощенных в фонограммах;

Импорт экземпляров произведения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения автора или иного обладателя авторских прав;

Публичный показ оригинала или экземпляра произведения;

Публичное исполнение произведения;

Передачу произведения в эфир;

Иное сообщение произведения для всеобщего сведения;

Перевод произведения на другой язык;

Переделку или иную переработку произведения.

Воспроизведения произведения определено в Законе «Об авторском праве и смежных правах» как изготовление одного или более экземпляров произведения в любой материальной форме, включая постоянное или временное хранение в цифровой форме в электронном средстве. Экземпляром произведения является копия произведения, изготовленная в любой материальной форме. Поэтому существенным признаком воспроизведения является изготовление копий произведения в форме материальных объектов.

Распространение оригинала или экземпляров произведения является самостоятельным способом использования произведения, при котором число лиц, знакомых с произведением, увеличивается при переходе права собственности или права владения экземпляром произведения от одного лица к другому. Авторское право имеет территориальный характер, поэтому право на распространение помогает автору ограничить территорию, на которой изготовленные с согласия автора экземпляры произведения будут находится в гражданском обороте. Однако признание за автором исключительного права на распространение экземпляров произведения без установления пределов его осуществления может парализовать их гражданский оборот. Поэтому в отношении права на распространение использует принцип исчерпания, который в том, что экземпляры правомерно опубликованного произведения, введенные с разрешения автора в гражданский оборот посредством продажи или иной передачи права собственности, могут в дальнейшем распространяться на территории Республики Беларусь без согласия автора и без выплаты вознаграждения. Однако исчерпание права на распространение не будет означать прекращение права автора на сдачу произведения в прокат.

Наряду с правом на распространение Закон называет право автора импортировать экземпляры произведения . Выделение данного права необходимо, в первую очередь, для того, чтобы предоставить обладателю авторского права возможность пресекать ввоз в страну контрафактных экземпляров его произведения.

Публичным показом является показ оригинала или экземпляра произведения непосредственно или в виде слайда, кино-, теле- кадра на экране, с помощью любого другого технического средства или иным способом (в отношении аудиовизуального произведения – показ отдельных кадров вне их последовательности) в местах, где присутствуют или могут присутствовать лица, не принадлежащие к обычному кругу семьи или к близким знакомым семьи. Данный способ использования наиболее характерен для произведений изобразительного искусства.

Публичным исполнением является исполнение произведения посредством декламации, игры, танца или каким-либо иным образом, в том числе с помощью технических средств (в отношении аудиовизуального произведения – показ кадров в их последовательности с сопровождением звуком) в местах, где присутствуют или могут присутствовать лица, не принадлежащие к обычному кругу семьи или к близким знакомым семьи. К публичному исполнению относятся все виды театральных постановок, концерты, цирковые представления, исполнение музыкальных произведений на танцплощадках и дискотеках, клубах, барах, ресторанах и иных общественных местах. К публичному исполнению также относится демонстрация аудиовизуальных произведений в кинотеатрах, видеосалонах и иных общественных местах.

Передача в эфир определяется как сообщение произведения для всеобщего сведения посредством беспроволочной передачи, включая передачу через спутник. Данное авторское правомочие представляет особое значение, поскольку предполагает доведение произведения до сведения наиболее широкой аудитории. При этом не имеет значения, какое количество лиц фактически воспринимали переданное в эфир произведение; объектом права является сама возможность воспринимать произведение с эфира.

Право на сообщение произведения для всеобщего сведения определяется в Законе «Об авторском праве и смежных правах» как сообщение для всеобщего сведения как «передачу по проводам или средствами беспроволочной связи изображений или звуков … таким образом, что они становятся доступными для восприятия лицами, не принадлежащими к обычному кругу семьи или к близким знакомым семьи, в местах, настолько удаленных от места передачи, что без передачи такие изображения или звуки не были бы доступны для восприятия; сообщением произведения для всеобщего сведения также является доведение произведения до всеобщего сведения таким образом, что представители публики могут осуществлять доступ к произведению из любого места и в любое время по их собственному выбору». Таким образом, данное авторское правомочие охватывает как сообщение произведения по кабелю, так и размещение его в сети Интернет.

Право осуществлять или разрешать осуществлять перевод произведения на другой язык является традиционно признаваемым правом автора. По большому счету перевод является частным случаем переработки произведения , а выделение права на перевод в отдельное правомочие является не более чем данью традиции. Поэтому многие исследователи отмечают необходимость объединения указанных правомочий в одно, например, в единое право на преобразование произведения.

Право перерабатывать произведение включает в себя возможность автора самому переработать произведение в другой вид, придать произведению другую форму, перевести его в другой жанр и т.п., а также разрешать другим лицам осуществлять такую переработку и использовать произведение в переработанном виде. Наиболее распространенными способами переработки произведения являются перевод литературного произведения в драматическое произведение, сценарий или иное подобное произведение.

^ Допускаемые случаи свободного использования охраняемых авторским правом произведений исчерпывающим образом перечислены в статьях 18-21 Закона «Об авторском праве и смежных правах».
^ 1.7. Срок охраны авторского права

Право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора охраняются бессрочно . При жизни автор самостоятельно осуществляет и защищает свои личные неимущественные права. После смерти автора его личные неимущественные права уже не могут осуществляться, однако подлежат защите от возможных нарушений, - защиту личных неимущественных прав умершего автора осуществляют его наследники, а при отсутствии наследников – специально уполномоченный государственный орган. В настоящее время такие функции возложены на Государственный комитет по науке и технологиям Республики Беларусь.

Определенные особенности установлены в отношении порядка исчисления срока действия имущественных прав в отношении произведения, выпущенного в свет анонимно или под псевдонимом. Срок охраны такого произведения составляет 50 лет с момента первого правомерного опубликования произведения. Если в течение указанного срока автор анонимного произведения или произведения под псевдонимом раскроет свою личность или его личность не будет далее оставлять сомнений, то срок действия имущественных прав определяется в соответствии с общими правилами исходя из продолжительности жизни автора.

Имущественные права на произведение, созданное в соавторстве, действуют в течение всей жизни и 50 лет после смерти последнего автора, пережившего других соавторов.

Для удобства исчисления все сроки охраны начинаются с 1 января года, следующего за годом, в котором имел место юридический факт, являющийся основанием для начала течения срока (смерть автора, опубликование, доведение до всеобщего сведения или создание произведения).

^ Имущественные авторские права переходят по наследству на срок действия авторского права. Распоряжение произведением наследодателя осуществляется всеми наследниками совместно и только по взаимному согласию. Взаимоотношения наследников в вопросах использования произведения аналогичны взаимоотношениям соавторов при нераздельном соавторстве, за тем исключением, что Закон не предусматривает механизма решения возникающих между ними споров. Сказанное не относится к праву наследников на получение авторского вознаграждения, которое является долевым. Доли каждого из наследников определяются на основании завещания; при отсутствии завещания и специального соглашения между наследниками о размерах долей их доли определяются равными.
^ 2. Смежные права.
2.1. Объекты смежных прав: исполнения, фонограммы, передачи организаций вещания

Смежные права как самостоятельная категория прав интеллектуальной собственности имеют менее продолжительную историю, чем авторское право. В первой половине XX века в законодательстве об авторском праве отдельных промышленно развитых государств стали появляться нормы, которые в последующем были выделены в самостоятельный правовой институт.

Первыми потребовали специальной правовой охраны артисты-исполнители. Технический прогресс на рубеже XIX – XX веков породил проблему незащищенности интересов этой категории творческих работников. Исполнители не создают новые объекты авторского права, однако их деятельность, связанная с доведением произведений до публики носит, несомненно, творческий характер. Если раньше исполнение могло осуществляться только «в живую», то появление звукозаписи, а затем радио и телевидения позволили фиксировать исполнение на различных носителях, а также тиражировать его. В результате живое исполнение стало менее востребованным, что привело к «технологической» безработице многих профессиональных исполнителей, и они стали требовать ввести правовые нормы, защищающие их интересы.

Точно так же развитие технологий звукозаписи привело к тому, что представители звукозаписывающей индустрии стали лоббировать принятие законодательства, которое защищало бы их интересы в борьбе с несанкционированным копированием фонограмм. А поскольку фирмы звукозаписи не всегда могли приобрести у авторов записываемых произведений исключительные авторские права, им необходим был иной, кроме авторского права, правовой инструмент для защиты своих интересов.

26 октября 1961 г. в Риме была подписана Международная конвенция об охране прав исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций, которая унифицировала подходы в охране смежных прав. Именно поэтому после принятия Римской конвенции значительное число государств повторили ее нормы об охране прав исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций в своем национальном законодательстве. В большинстве государств нормы, посвященные смежным правам, объединены в одних законодательных актах с нормами авторского права, что объясняется тесной связью этих правовых институтов, выражающейся в зависимом характере смежных прав по отношению к авторскому праву.

Словосочетание «смежные права» является дословным переводом использованного в тексте Римской конвенции термина «neighboring rights» (англ. neighboring –смежный,соседствующий), которым была обозначена особая категория прав, примыкающих к авторскому праву.

Институт смежных прав состоит из норм, обеспечивающих охрану прав трех категорий правообладателей:

- исполнителей;

- производителей фонограмм;

- организаций эфирного и кабельного вещания .

Объектом охраны смежного права исполнителя является исполнение . Понятие «исполнение» в Законе «Об авторском праве и смежных правах» не определено. Статья 4 Закона определяет понятие «исполнитель», исходя из которого исполнение можно определить как процесс представления произведения литературы, искусства или народного творчества посредством игры, пения, чтения, декламирования, игры на музыкальном инструменте, танца или иным образом. Объектом правовой охраны является сама деятельность по исполнению, которая может быть записана и в последующем воспроизведена, передана в эфир, сообщена для всеобщего сведения по кабелю или использована иными способами, позволяющими довести исполнение до публики, непосредственно не воспринимавшей его.

Объектом охраны смежного права производителя фонограммы является фонограмма. Фонограмма определена в Законе «Об авторском праве и смежных правах» как любая исключительно звуковая запись исполнений или иных звуков либо отображений звуков. Объектом правовой охраны являются любые фонограммы независимо от того, записано ли на них осуществленное артистом исполнение произведения либо записаны иные естественные или искусственно созданные звуки – пение птиц, шум прибоя, звуковые эффекты, производимые техническими устройствами. Фонограммой не признается запись звуков, включенная в аудиовизуальное произведение; однако в случае использования музыкального сопровождения отдельно от фильма, его запись должна рассматриваться в качестве фонограммы.

Объектом охраны смежного права вещательной организации является ее передача. Передачаопределяется в Законе как передача, созданная самой организацией эфирного или кабельного вещания, а также по ее заказу и за счет ее средств - другой организацией. Объектом смежного права организации вещания являются не распространяемые ими произведения, а содержащая эти произведения передача, то есть, по существу, вся программа вещания, составленная и преобразованная организацией вещания в электромагнитный сигнал, передаваемый в эфир или по кабелю. При этом использование другим лицом любого отрывка передаваемого организацией вещания сигнала будет являться использованием ее передачи, поскольку любой фрагмент программы вещания по своей сути также является передачей. В пользу подобного толкования говорят нормы Римской конвенции об охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций, которые для определения объекта правовой охраны используют термин «передача в эфир».
^ 2.2. Смежное право исполнителей
Исполнителю в отношении его исполнения принадлежат следующие права:

право на имя;

право на защиту исполнения от всякого искажения или любого иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству исполнителя (право на защиту репутации);

право на использование исполнения в любой форме, включая право на получение вознаграждения за каждый вид использования исполнения.

Личные неимущественные права исполнителя (право на имя и право на защиту репутации) охраняются бессрочно.

Имущественные права, предусмотренные настоящим Законом в отношении исполнителя, действуют в течение 50 лет с момента первой записи исполнения.
^ 2.3. Смежное право производителей фонограмм
Исключительное право на использование фонограммы означает право осуществлять или разрешать осуществлять следующие действия:

воспроизводить (прямо или косвенно) фонограмму;

переделывать или иным способом перерабатывать фонограмму;

распространять оригинал или экземпляры фонограммы посредством продажи или иной передачи права собственности;

импортировать экземпляры фонограммы в целях распространения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения производителя этой фонограммы;

сдавать в прокат оригинал или экземпляры фонограммы;

доводить до всеобщего сведения фонограмму по проводам или средствами беспроволочной связи таким образом, чтобы представители публики могли осуществлять к ним доступ из любого места и в любое время по их собственному выбору.

Имущественные права, предусмотренные Законом в отношении производителя фонограммы, действуют в течение 50 лет после первого опубликования фонограммы или в течение 50 лет после ее первой записи, если фонограмма не была опубликована в течение этого срока.
^ 2.4. Смежное право организаций вещания
Исключительное право организации эфирного вещания давать разрешение на использование ее передачи означает разрешение на осуществление следующих действий:

передавать в эфир ее передачу другой организацией эфирного вещания;

сообщать передачу для всеобщего сведения по кабелю;

записывать передачу;

воспроизводить запись передачи;

сообщать передачу для всеобщего сведения в местах с платным входом;

распространять среди публики записи передачи или экземпляры записи передачи посредством продажи, проката или иной передачи права собственности; это право, за исключением права на прокат, прекращается в отношении записи передачи или экземпляров записи передачи, которые с разрешения организации эфирного вещания были введены на территории Республики Беларусь в гражданский оборот посредством продажи или иной передачи права собственности; право на прокат сохраняется за организацией эфирного вещания независимо от принадлежности права собственности на запись передачи или ее экземпляры.

Права, предусмотренные Законом в отношении организации эфирного или кабельного вещания, действуют в течение 50 лет с момента осуществления передачи в эфир или по кабелю соответственно.

Вопросы для повторения
1. Какие произведения охраняются авторским правом?

2. Какие личные неимущественные и имущественные авторские права, признаваемые за создателем произведения?

3. В чем состоят особенности правового статуса служебных произведений?

4. Что является объектами смежных прав?
Тесты для самоконтроля
^ 1. Авторское право распространяется на:

а) произведения литературы и искусства;

б) компьютерные программы;

в) произведения науки;

г) исполнения.

а) в силу факта создания произведения;

б) в силу факта создания произведения при условии проставления на произведении;

б) произведение, представляющие по подбору включенного в него материала результат творческой деятельности;

в) произведение, представляющее по расположению включенного в него материала результат творческой деятельности.
^ 4. Служебное произведение – это:

а) произведение, право на использование которого автор передал по авторскому договору нанимателю;

в) произведение, относящиеся к области деятельности нанимателя.
^ 5. Объектами смежных прав являются:

а) фонограммы;

б) кинофильмы;

в) передачи организаций эфирного вещания.

Литература

Нормативный материал

1. Гражданский кодекс Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. № 415-З // Ведамасці Нац. Сходу Рэсп. Беларусь. -1999. - №7-9. - Ст.101.

1. Кудашов, В.И. Интеллектуальная собственность: охрана и реализация прав, управление: учеб. пособие / В.И. Кудашов. - Минск: БНТУ, 2004. – 321 с.

3. Сергеев, А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации: учебник / А.П. Сергеев. -2-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2005. – 751 с.
Дополнительная

1. Интеллектуальная собственность (в 2-х книгах). Кн.1. Авторское право и смежные права / сост. и комм. И.В. Попова; под ред. В.Ф. Чигира. – Минск: Амалфея, 1997. – 560 с.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Сибирский государственный университет путей сообщения

Реферат на тему

по дисциплине "Гражданское право"

Новосибирск, 2013 год

4. Гражданско-правовая ответственность

Введение

Признание и уважение авторских прав стимулируют индивидуальную творческую активность человека, а также содействуют обеспечению доступности произведений для как можно более широких слоев общества. Авторское право касается особых форм творчества, которые имеют отношение главным образом к средствам массовых коммуникаций.

Целью моей работы является рассмотрение вопросов связанных с авторским правом. На основании цели в работе ставятся следующие задачи:

Выявить формы и виды ответственности за нарушение авторского права.

Объектом исследования являются общественные отношения в сфере реализации авторского права.

Предмет исследования - правовое регулирование права авторства.

Нормативную базу работы составили: гражданское законодательство РФ, проанализированы материалы судебной практики.

Теоретической основой исследования явились научные труды отечественных ученых в области гражданского права, а также иные литературные источники и материалы периодической печати, относящиеся к теме данной работы.

Главенствующее место в системе правового регулирования в области авторского права занимает Конституция РФ.

Конституция РФ в ст. 44 провозглашает свободу творчества. Статья 71 Конституции РФ посвящена разграничению компетенции между РФ и ее субъектами по вопросам, связанным с изданием нормативно-правовых актов, связанных с регулированием отношений, возникающих по поводу результатов интеллектуальной деятельности. В частности, п. "о" ст. 71 Конституции РФ предусматривает положение о том, что принятие подобных законов является исключительной компетенцией РФ.

Авторское право в объективном смысле - совокупность норм гражданского права (гражданско-правовой институт), регулирующих отношения по признанию авторства и охране произведений науки, литературы и искусства, установлению режима их использования, наделению их авторов неимущественными и имущественными правами, защите прав авторов и других правообладателей.

1. являются результатом творческой деятельности;

2. существуют в какой-либо объективной форме.

Понятие творчества в законе не раскрывается. Считается, что творческой является умственная (мыслительная, интеллектуальная) деятельность, завершающаяся созданием самостоятельного результата науки, литературы или искусства. В литературе указывается, что показателем творческого характера служит новизна либо оригинальность произведения. Об оригинальности как признаке творческого характера свидетельствует и арбитражная практика. Если произведение содержит как оригинальные, так и неоригинальные элементы, то на последние исключительные права автора не распространяются.

Для охраноспособности произведения авторским правом не имеет значение его назначение и достоинства (п. 1 ст. 1259 ГК РФ). В связи с этим можно говорить о том, что авторское право распространяется на любые оригинальные творческие результаты. Однако произведению будет предоставляться правовая охрана лишь при условии, если оно отвечает второму критерию - выраженности в какой-либо объективной форме.

Объекты

Во- первых, быть созданным самостоятельным творческим трудом его автора. Понятие творчества в законе не раскрывается. Считается, что творческой является умственная (мыслительная, интеллектуальная) деятельность, завершающаяся созданием самостоятельного результата науки, литературы или искусства. В литературе указывается, что показателем творческого характера служит новизна либо оригинальность произведения. Об оригинальности как признаке творческого характера свидетельствует и арбитражная практика. Если произведение содержит как оригинальные, так и неоригинальные элементы, то на последние исключительные права автора не распространяются.

Во- вторых, существовать в объективной форме. До тех пор пока мысли и образы автора не проявились вовне, а существуют лишь в замыслах автора, они не могут быть восприняты другими людьми и, следовательно, не существует практической надобности в правовой охране.

В п.3 ст.1259 ГК РФ приводит примерный перечень таких форм, который не является исчерпывающим: "Авторские права распространяются как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, выраженные в какой- либо объективной форме, в том числе в письменной, устной форме, в форме изображения, в форме звуко- или видеозаписи, в объемно- пространственной форме"

ГК РФ указывает лишь на необходимость придания произведению объективной формы и не ставит охраноспособность произведения в зависимость от возможности воспроизведения его формы.

Отсутствие любого из названных критериев влечет отказ в признании произведения объектом авторских прав. Никаких других признаков законом не предусмотрено.

Согласно ст.1257 ГК РФ автором произведения литературы, науки или искусства является гражданин, творческим трудом которого оно создано. При этом лицо может быть гражданином России, в том числе иностранцем и лицом без гражданства. Права иностранных граждан, проживающих в других странах, создающих своим творческим трудом произведения науки, литературы и искусства, также охраняются Российским законодательством, так как наше государство присоединилось по вопросам авторских прав к международным конвенциям о защите авторских прав. Безусловным прогрессом по совершенствованию законодательства по сравнению с законодательством СССР признается тот факт, что субъектом авторских прав признается только физическое лицо.

По ныне действующему законодательству юридические лица могут по договору с автором приобрести лишь отдельные имущественные права (издательский договор, постановочный договор).

Неимущественные права автора (право авторства, право на имя, право на неприкосновенность) возникает у гражданина, создавшего своим творческим трудом произведение науки, литературы и искусства. Нередки случаи, когда талант проявляется в малом возрасте, с детских лет. По действующему законодательству субъектом авторского права может быть гражданин в любом возрасте, независимо от состояния здоровья, национальности, расы, вероисповедования и т.д.

Однако сам малолетний создавший свое произведение, осуществлять самостоятельно свои авторские права не может. В таком случае, его права осуществляются его законными представителями. Несовершеннолетний автор в возрасте от 14 лет осуществляет авторские права самостоятельно.

Авторское право возникает у создателя произведения в силу факта его создания и не требует регистрации или иного специального оформления (п. 4 ст. 1259). Вместе с тем автор или иной владелец авторских прав имеет возможность в целях обеспечения в дальнейшем доказательств добровольно зарегистрировать свое произведение у нотариуса, в общественной организации, а в некоторых случаях в государственной организации. Наиболее часто регистрация осуществляется в Российском авторском обществе.

Обладатель авторских прав, имеющий исключительные права на использование произведения, в соответствии со ст. 1271 Г К РФ вправе, но не обязан использовать знак охраны авторского права (так называемый "копирайт"), помещаемый на каждом экземпляре произведения и состоящий из трех элементов: латинской буквы "С" в окружности © Copyright; имени (наименования) обладателя исключительных авторских прав; года первого опубликования произведения (например, (©) Коллектив авторов, 2008).

Проставление знака "копирайт" не влечет каких-либо правовых последствий (таких, как обладание правами или признание прав за лицом, чей "копирайт" указан в книге). Знак охраны призван лишь оповещать возможных пользователей об обладателе исключительных прав на произведение, о том, когда произведение было впервые опубликовано.

Как уже было сказано выше, произведения науки, литературы и искусства могут быть созданы в результате интеллектуальной деятельности конкретным лицом, поскольку творческий процесс индивидуален и обладает своей спецификой. Вместе с тем возможна совместная творческая деятельность двух и более лиц, в результате которой производится одно произведение. Совместная творческая деятельность возможна при взаимной договоренности. При этом предварительно согласовываются цель создания произведения, его структура, объем работы каждого из участников. Необходимым условием является творческий вклад каждого из них. При этом необязательно чтобы объем или части произведения были равными. В результате такого совместного творческого труда создается единое произведение как объект авторского права.

Следует отметить, что предварительное соглашение о совместной творческой деятельности не является обязательным условием для признания соавторства.

В ст.1258 ГК предусмотрено, что созданное совместным творческим трудом произведение может составлять единое целое, когда нельзя определить, кто из соавторов какую часть произведения создал, или оно состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение. Лица, создавшие такие произведения, признаются соавторами. Если произведение создано так, что нельзя определить, кто из авторов какую часть создал, то авторство характеризуется как нераздельное.

Если произведение создано так, что известно авторство конкретного лица, то такое соавторство признается раздельным.

Часть произведения признается имеющей самостоятельное значение, если она может быть использована независимо от других частей этого произведения. Каждый из соавторов вправе использовать созданную им часть произведения, имеющую самостоятельное значение, по своему усмотрению, если иное не предусмотрено соглашением между ними. Право на использование произведения в целом принадлежит соавторам совместно. Взаимоотношения соавторов могут определяться соглашением между ними.

Автору сборника и других составных произведений (составителю) в соответствии с п. 2 ст. 1260 ГК РФ принадлежит авторское право на осуществленные им подбор или расположение материалов, представляющие результат творческого труда (составительство). Составитель пользуется авторским правом при условии соблюдения им прав авторов каждого из произведений, включенных в составное произведение.

Издателю энциклопедий, энциклопедических словарей, периодических и продолжающихся сборников научных трудов, газет, журналов и других периодических изданий в соответствии с п. 7 ст. 1260 принадлежат исключительные права на использование таких изданий. Издатель вправе при любом использовании таких изданий указывать свое наименование либо требовать такого указания. Авторы произведений, включенных в такие издания, сохраняют исключительные права на использование своих произведений независимо от издания в целом.

Переводчикам и авторам других производных произведений в соответствии с п. 1 ст. 1260 принадлежит авторское право на осуществленные ими перевод, переделку, аранжировку или другую переработку. Переводчик и автор другого производного произведения пользуется авторским правом на созданное им произведение при условии соблюдения им прав автора произведения, подвергшегося переводу, переделке, аранжировке или другой переработке.

Авторами аудиовизуального произведения в соответствии с п. 2 ст. 1263 ГК РФ являются: режиссер-постановщик; автор сценария (сценарист); автор музыкального произведения (с текстом или без текста), специально созданного для этого аудиовизуального произведения (композитор).

Заключение договора на создание аудиовизуального произведения может повлечь за собой передачу авторами этого произведения изготовителю аудиовизуального произведения (продюсеру) исключительных прав на воспроизведение, распространение, публичное исполнение, сообщение по кабелю для всеобщего сведения, передачу в эфир или любое другое публичное сообщение аудиовизуального произведения, а также на субтитрирование и дублирование текста аудиовизуального произведения, если иное не предусмотрено в договоре. Переход таких прав устанавливается в порядке ст. 1240 ГК РФ, закрепляющей специфику использования результата интеллектуальной деятельности в составе сложного объекта.

Изготовитель аудиовизуального произведения вправе при любом использовании этого произведения указывать свое имя или наименование либо требовать такого указания.

Авторское право на произведение, созданное в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя (служебное произведение), принадлежит автору служебного произведения (и. 1 ст. 1295 ГК РФ). Исключительные права на использование служебного произведения принадлежат лицу, с которым автор состоит в трудовых отношениях (работодателю), если в договоре между ним и автором не предусмотрено иное (п. 2 ст. 1295 ГК РФ).

Работодатель вправе при любом использовании служебного произведения указывать свое наименование либо требовать такого указания.

С момента создания произведения автор становится субъектом правоотношения и, следовательно, приобретает субъективные права. Под субъективным авторским правом понимается установленная российским законом мера правомерного поведения автора, включающая в себя возможность самого субъекта совершать различные действия, требовать определенного поведения от обязанных лиц и прибегать к защите компетентных органов при нарушении его прав и интересов.

К личным неимущественным правам относятся: право автора, право автора на имя, право на неприкосновенность произведения, право на обнародование, воспроизведение и распространение, право на отзыв, право следования, право доступа к произведениям изобразительного искусства (ст.1255).

1. Право авторства - это обеспеченная законом возможность гражданина считаться автором созданного произведения и требовать признания авторства от всех других лиц. Право авторства подтверждает тот факт, что произведение принадлежит его создателю. Данное право может возникнуть только у физического лица. Право авторства возникает с момента создания произведения. Право авторства непередаваемо и неотчуждаемо. Отказ от права авторства ничтожен. Законом регистрация права авторства не предусмотрена. Право авторства бессрочно. Лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения, считается автором, если не доказано иное.

2. Право на имя характеризуется, как право использовать или разрешать использование произведение под своим именем, под вымышленным именем или без указания имени. Право на имя автора возникает на основании права авторства. Возможность автора решать вопрос о том, под каким именем издать произведение, гарантируется законом. Организации, использующие произведение, обязаны выпустить его под тем именем, которое назвал автор. При этом в договоре должно указано действительное имя автора и назван псевдоним или предусмотрено анонимное издание произведения. (Лишь в некоторых случаях установлены исключения из общего правила).

Новым правилом в авторском праве предусмотрена возможность обнародования произведения, лицом, не создавшим это произведение- это публикатор. В соответствии со ст.1337 ГК РФ публикатором признается физическое лицо, которое правомерно обнародовал или организовал обнародование произведения, ранее не обнародованного и перешедшее в общественное достояние, либо находящееся в общественном достоянии, в силу того что оно не охранялось авторским правом. Публикатор на обнародованное им произведение приобретает право на указание своего имени на экземплярах произведения.

3. Право на неприкосновенность. С помощью этого права охраняется целостность, неизменность, как формы, так и содержания созданного произведения. При создании, публичном исполнении или ином использовании произведения запрещается вносить без согласия автора какие бы то ни было изменения. Воспрещается также без согласия автора снабжать произведение при его издании иллюстрациями, предисловиями, послесловиями, комментариями, и какими бы то ни было пояснениями. Право на неприкосновенность принадлежит автору как на обнародованные и необнародованные произведения. Новым правилом предусмортенным ст. 1266 ГК является возможность вносить изменения в произведения после смерти автора, по разрешению лица, обладающего исключительным правом после смерти самого автора. Предусмотренное законом право о внесении изменений в текст произведений не следует смешивать с правом на перевод, экранизацию, аранжировку, инсценировку и иную переработку произведения. В подобных случаях в результате творческой деятельности переработчика создается новое произведение.

4. Право на обнародование произведения. Под обнародованием понимается осуществление действий, которые впервые делают произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного сообщения, выпуска в эфир или другим способом. Выпуск произведений в свет, является юридическим фактом, влекущим за собой правовые последствия. Если до опубликования никто не вправе использовать созданное автором произведение без его согласия, то после выпуска в свет законом допускается его использование без согласия автора и без выплаты ему вознаграждения, но по общему правилу обнародованное произведение используется без договора с автором и с оплатой за использование конкретным способом. По действующему законодательству предусмотрено свободное использование произведения в личных целях. Отдельно предусмотрено свободное использование произведении в информационных, научных, учебных или культурных целях. На этом основании можно без согласия автора, но с указанием его имени цитирование. Впервые в законе предусмотрено создание произведений в жанре литературной, музыкальной или иной пародии обнародованного произведения без согласия автора и без выплаты вознаграждения. Допускается также использование произведения путем репродуцирования. Например, произведения скульптуры или архитектуры находящиеся в открытом доступе. авторский интеллектуальный право

5. Право на отзыв произведения автор может осуществить по своему усмотрению или первоначально он принял решение об обнародовании произведения, но по конкретным причинам отказывается от такого решения. Обнародование может быть предусмотрено по конкретному договору, и тогда автор отозвавший произведение возмещает убытки другой стороне. Даже если произведение вышло в свет, автор вправе отозвать произведение и публично оповестить об отзыве, а ранее выпущенные экземпляры изъять и возместить убытки издателю.

6. Право на перевод произведения принадлежит автору, если он сам владеет языком, на который возникала необходимость перевода. По общему правилу, перевод произведения на другой язык возможен с согласия автора оригинала

7. Обнародованные произведения в области искусства могут быть использованы для создания нового произведения путем переработки. При этом требуется новизна произведения по форме и содержанию, но художественные образы не должны искажаться по своим поступкам, характерам и другим личным качествам.

8. Право на посвящение произведения. Сущность его сводится к тому, что автор может указать на титульном листе конкретное лицо, коллектив, организацию, которым посвящается созданное произведение. Однако в законе это право прямо не предусмотрено.

Следует проводить различие между такими понятиями, как охрана авторских прав и их защита. Под охраной понимается установление всей системы правовых норм, направленных на соблюдение прав авторов и их правопреемников. Тогда как защита - это совокупность мер, целью которых является восстановление и признание этих прав в случае их нарушения. Защите подлежат как нарушенные личные неимущественные, так и исключительные права.

Нарушенные авторские права могут защищаться с помощью норм различных отраслей права. Однако основным способом защиты нарушенных авторских прав является применение норм гражданского права. Это обусловлено тем, что административная и уголовная ответственность предусмотрена не за все виды правонарушений в области авторского права. Кроме того, следует учитывать то обстоятельство, что авторское право является частью гражданского права. В этом случае защита осуществляется с помощью предъявления иска в суд.

В данном случае речь идет об обращении авторов и их правопреемников в государственные органы, в ведении которых находятся учреждения, использующие произведения. Указанные органы могут осуществить защиту авторских прав и по собственной инициативе или по просьбе творческих союзов.

Большинство норм о защите интеллектуальных прав сосредоточено в гл. 69 ГК "Общие положения". В главе 70 ГК РФ, посвященной авторскому праву, имеется лишь ст. 1301, которая предусматривает единственный специальный вид ответственности - компенсацию за нарушение исключительного права на произведение. В соответствии с пунктом 3 статьи 1252 ГК РФ компенсация может взыскиваться вместо возмещения убытков по выбору правообладателя только в отношении произведений науки, литературы и искусства, а также в отношении товарных знаков и наименований места происхождения товаров.

Базой защиты исключительных прав как прав гражданских являются методы частного права. Использование методов публичного права - уголовного или административного - является дополнительным.

Право на защиту нарушенных прав утрачивается, если обладатели авторских прав приобрели их с нарушением установленного законом порядка либо осуществляют их исключительно с намерением причинить вред другому лицу или допускают злоупотребление ими в иной форме.

Под формой защиты понимается комплекс внутренне согласованных организационных мероприятий по защите субъективных прав и охраняемых законом интересов.

Различают две основные формы защиты - юрисдикционную и неюрисдикционную.

Юрисдикционная форма защиты есть деятельность уполномоченных государством органов по защите нарушенных или оспариваемых субъективных авторских и смежных прав. Эта форма защиты права интеллектуальной собственности является наиболее эффективной. Суть ее выражается в том, что "лицо, права и законные интересы которого нарушены неправомерными действиями, обращается за защитой к государственным или иным компетентным органам, например, в суд, в третейский суд, в вышестоящий орган и т.п., которые уполномочены принять необходимые меры для восстановления нарушенного права и пресечения правонарушения"

В рамках юрисдикционной формы защиты, в свою очередь, выделяются общий и специальный порядки защиты нарушенных авторских и смежных прав. По общему правилу, защита авторских и смежных прав и охраняемых законом интересов осуществляется в судебном порядке. Основная масса авторско-правовых споров рассматривается районными, городскими, областными и иными судами общей компетенции. Если обоими участниками спорного правоотношения являются юридические лица, возникший между ними спор относится к подведомственности арбитражного суда. По соглашению участников авторского правоотношения спор между ними может быть передан на разрешение третейского суда. В качестве "средства судебной защиты авторских и смежных прав и охраняемых законом интересов выступает иск, т.е. обращенное к суду требование об отправлении правосудия, с одной стороны, и обращенное к ответчику материально-правовое требование о выполнении лежащей на нем обязанности или о признании наличия или отсутствия правоотношения, с другой стороны"

Дела о признании авторства рассматриваются в порядке особого производства, поскольку они относятся к делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение. При этом суд устанавливает факт авторства лишь при невозможности получения заявителем в ином порядке документов, удостоверяющих этот факт, либо при невозможности восстановления утраченных документов. Если было нарушено право на авторство, то автор может потребовать признания авторства путем совершения специальных действий.

Неюрисдикционная форма защиты охватывает собой действия граждан и организаций по защите авторских и смежных прав и охраняемых законом интересов, которые совершаются ими самостоятельно, без обращения за помощью к государственным или иным компетентным органам. В рассматриваемой области спектр неюрисдикционных мер защиты достаточно узок и, по сути, сводится к возможности отказа совершать определенные действия в интересах неисправного контрагента: например, автор вправе отказаться от внесения в произведение изменений и дополнений, не предусмотренных авторским договором, либо от исполнения договора в целом в случае его недействительности.

К неюрисдикционной форме защиты относится и самозащита прав. Не давая определения этого понятия, ГК РФ все же содержит требования к способам самозащиты. Наиболее распространенными примерами самозащиты прав являются действия, совершенные в состоянии необходимой обороны и крайней необходимости. Говоря о неюрисдикционной форме защиты прав, нельзя не упомянуть о мерах оперативного воздействия. Меры оперативного воздействия можно определить как предусмотренные законом и (или) соглашением сторон юридические средства правоохранительного характера, которые при наличии нарушения обязательства (иногда угрозы его нарушения) применяются к должнику самим управомоченным лицом как стороной договорного правоотношения без обращения к компетентным государственным органам за защитой своего нарушенного права

Особым образом регулируются охрана и защита прав российских авторов при использовании созданных ими произведений за рубежом. Авторское право имеет территориальный принцип охраны. Это значит, что произведение российского автора, созданное и обнародованное на территории России, будет охраняться на территории другой страны только в том случае, если эта страна является участницей соответствующего международного соглашения. Охрана предоставляется в соответствии с нормами национального законодательства.

Следует отметить, что некоторые страны предоставляют правовую охрану независимо от того, является ли автор гражданином страны-участницы международных соглашений (иногда действует принцип взаимности: одно государство охраняет произведения авторов другого государства, если последнее предоставляло охрану авторов-граждан этого государства).

4. Гражданско- правовая ответственность

Особенностью ответственности в гражданском праве является имущественный характер ответственности; возможность привлечения лица к ответственности при отсутствии его вины; а также презумпция виновности должника, лица, допустившего нарушение свой гражданско-правовой ответственности.

Условиями гражданско-правовой ответственности является наличие: вреда, вины, противоправности и причинно-следственной связи.

Вред в гражданском праве состоит из вреда имущественного, состоящего из реального ущерба и упущенной выгоды, а также неимущественного вреда, состоящего из вреда морального и физического. Реальный ущерб - это расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества. Под упущенной выгодой понимаются неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено.

При нарушении договорных отношений при определении убытков принимаются во внимание цены, существовавшие в том месте, где обязательство должно было быть исполнено, в день добровольного удовлетворения должником требования кредитора, а если требование добровольно удовлетворено не было - в день предъявления иска. Исходя из обстоятельств, суд может удовлетворить требование о возмещении убытков, принимая во внимание цены, существующие в день вынесения решения.

Под виной понимается психологическое отношение лица к своему противоправному поведению и его последствиям. Выделяется две формы вины: умысел и неосторожность. При умысле лицо осознает, желает и допускает наступления противоправных последствий своего действия или бездействия. При неосторожности лицо не осознает, не желает и не допускает наступления противоправных последствий, но должно было знать об этом. Следует отметить, что согласно ст. 1250 ГК отсутствие вины нарушителя авторских прав не освобождает его от обязанности прекратить нарушение интеллектуальных прав.

Под противоправностью следует понимать юридическое выражение общественной вредности (или опасности) деяния, нарушение действием или бездействием норм объективного гражданского права.

Причинно-следственная связь означает наличие неразрывной связи между действиями (бездействием) должника и причиненным вредом.

ГК в ст. 1252 выделяет следующие способы защиты авторских прав посредством предъявления требований:

1) о признании права - к лицу, которое отрицает или иным образом не признает право, нарушая тем самым интересы правообладателя;

2) о пресечении действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, - к лицу, совершающему такие действия или осуществляющему необходимые приготовления к ним;

3) о возмещении убытков - к лицу, неправомерно использовавшему результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации без заключения соглашения с правообладателем (бездоговорное использование) либо иным образом нарушившему его исключительное право и причинившему ему ущерб;

4) об изъятии материального носителя - к его изготовителю, импортеру, хранителю, перевозчику, продавцу, иному распространителю, недобросовестному приобретателю;

5) о публикации решения суда о допущенном нарушении с указанием действительного правообладателя - к нарушителю исключительного права.

Помимо указанных требований правообладатель наряду с указанными способами вправе потребовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации:

В размере от десяти тысяч до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда;

В двукратном размере стоимости экземпляров произведения или в двукратном размере стоимости права использования произведения, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование произведения.

Устанавливаемая судом компенсация является по своей правовой природе штрафной санкцией и подлежит взысканию при доказанности правонарушения именно в том размере, в каком ее определяет суд , поэтому подлежит отклонению довод истца о том, что судебные акты незаконны ввиду неправильного подсчета и установления судом иного размера компенсации, чем тот, на котором настаивал истец .

Гражданское законодательство предусматривает: если юридическое лицо неоднократно или грубо нарушает исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, суд по требованию прокурора может принять решение о ликвидации такого юридического лица. За аналогичные нарушения индивидуальным предпринимателем его деятельность прекращается по решению или приговору суда в порядке ст. 1253 ГК

Суд вправе в порядке ст. 1302 ГК принять меры обеспечения по делам о нарушении авторских прав, запретив ответчику или лицу, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что оно является нарушителем авторских прав, совершать определенные действия (изготовление, воспроизведение, продажу, сдачу в прокат, импорт либо иное использование, а также транспортировку, хранение или владение) в целях введения в гражданский оборот экземпляров произведения, в отношении которых предполагается, что они являются контрафактными.

Кроме того, суд может наложить арест на все экземпляры произведения, в отношении которых предполагается, что они являются контрафактными.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Понятие и функции авторского права, его главные источники и значение. Виды объектов авторского права и критерии их охраноспособности. Произведения, не являющиеся объектами права в данной сфере. Виды субъектов авторского права и его возникновение.

    курсовая работа , добавлен 05.02.2014

    Понятие, виды и критерии охраноспособности объекта авторского права. Произведения, не являющиеся объектами авторского права. Трактовка творчества как акта самостоятельного создания произведения. Публикация произведения, сфера действия авторского права.

    контрольная работа , добавлен 07.12.2013

    Понятие и основные функции авторского права. Понятие и критерии охраноспособности объекта авторского права. Основные виды субъектов авторского права и его возникновение. Соавторы и составители как субъекты авторского права. Правопреемники и иные лица.

    курсовая работа , добавлен 18.06.2014

    Понятие и функции авторского права, история его становления и развития, основные источники. Условия охраноспособности объектов авторского права, его субъекты, содержание и принципы осуществления. Ограничения права по территории и сроку действия.

    курсовая работа , добавлен 28.05.2013

    Определение авторского права, его принципы, основные функции, задачи и источники. Признаки объектов авторского права и их перечень. Классификация субъектов авторского права, их анализ и сравнение. Личные неимущественные и имущественные права авторов.

    курсовая работа , добавлен 27.04.2010

    Понятие авторского произведения, анализ его специфики и системы исключительных прав. Основные источники правового регулирования. Особенности авторского права России. Содержание авторского произведения и его виды. Исключительные права как имущественные.

    курсовая работа , добавлен 16.01.2013

    Общие положения, функции, источники, субъекты и объекты авторского права. Содержание договора авторского права. Сфера действия авторских и смежных прав. Права и обязанности сторон. Совокупность норм авторского права и судебная практика в данной области.

    курсовая работа , добавлен 12.07.2012

    Сущность и юридическая природа понятия авторского права. Особенности регулирования имущественных и личных неимущественных отношений нормами авторского права. Понятие произведения как результата творческой деятельности автора. Субъекты авторского права.

    курсовая работа , добавлен 13.09.2015

    История авторского права и его место в российской правовой системе. Источники, принципы и функции авторского права в России. Права наследников автора произведений. Лица, к которым перешли имущественные права на объекты авторского права вследствие закона.

    курсовая работа , добавлен 28.01.2016

    Суть авторско-правовой охраны: поиск баланса между интересами творческой личности и общества. Понятие авторского права и сфера его регулирования. Источники и виды авторского права. Субъекты и объекты авторского права. Типовые авторские договора.