Отклонение заявки по количеству товара. Год изготовления товара не является конкретным показателем товара, указываемым в первой части заявки на участие в электронном аукционе

Законодательство постоянно меняется и нельзя быть уверенным на 100%, что, проводя закупку, сделал все правильно. В статье мы собрали наиболее распространённые ошибки заказчиков, которые встречаются на практике и которые нужно учиться не допускать.

Чаще всего ошибки совершаются при формировании закупочной документации, в частности, при описании объекта закупки. От того, насколько правильно составлена закупочная документация, зависит исход закупки. Остановимся на наиболее распространённых ошибках заказчиках, допускаемых ими на этапе формирования документации.

1. Избыточные требования при описании объекта закупки

Порой заказчики включают в закупочную документацию излишние требования. Например, указывают характеристики, которые могут быть проверены лишь в лабораторных условиях — «температура начала кристаллизации», «индекс вязкости», «плотность», «содержание серы в %».

Для того, чтобы испытать товар, участник закупки должен его сначала произвести или купить. При этом Закон № 44-ФЗ не обязывает претендента на контракт иметь в наличии товар на складе в момент проведения торгов.

Поэтому не следует включать в техзадание требования к химическому составу, компонентам товара, технологии его производства, и показатели, значения которых можно определить по результатам испытаний (как правило, указание на то, что данный показатель определяется испытанием, имеется в ГОСТе).

Соответствующие разъяснения есть в письме ФАС России от 01.07.2016 №ИА/44536/16. Позиция ФАС России поддержана решением Верховного суда РФ от 09.02.2017 № АКПИ16-1287.

Пример: Решение ФАС России от 08.06.2018 по делу № 18/44/105/640 (номер закупки в ЕИС 0315100000318000106)

2. Отсутствие надлежащей инструкции по заполнению заявки

Закон № 44-ФЗ устанавливает требование о наличии в составе закупочной документации инструкции по заполнению заявки. При этом требования непосредственно к содержанию инструкции отсутствуют.

В этой связи некоторые заказчики пренебрегают разработкой данного раздела и ограничиваются формальным наличием инструкции в тексте документации.

На этот счет уже сложилась позиция ФАС России, которая считает ненадлежащую инструкцию нарушением Закона № 44-ФЗ.

Положения инструкции должны быть понятными и непротиворечивыми. Так, инструкция должна содержать, в том числе указание на разделы документации, в которых содержатся показатели, в отношении которых участники подают свои предложения, порядок их заполнения.

Требования к инструкции по заполнению заявки изложены ФАС России в письме от 01.07.2016 № ИА/44536/16.

Пример: Решение ФАС России от 13.09.2016 по делу № К-1462/16 (номер закупки в ЕИС 0158200002016000011)

3. Составление документации, создающей преимущества отдельным поставщикам

Данное нарушение проявляется в двух основных формах:

  • установление в техническом задании требований к поставке товара с определенными характеристиками, которым отвечает товар «нужных» поставщиков (это могут быть требования к весу, упаковке, габаритам, комплектности);
  • использование в документации критериев оценки, необоснованно создающих преимущества определенным поставщикам (успешный опыт поставок на территории одного населенного пункта, наличие на праве собственности оборудования и материальных ресурсов).

Такие требования свидетельствуют об ограничении конкуренции и необоснованном создании преимуществ отдельным участникам закупки, что может послужить основанием для рассмотрения действий заказчика на соответствие требованиям не только Закона № 44-ФЗ, но и требованиям антимонопольного законодательства (статья 17 Закона № 135-ФЗ).

Пример: Решение Тюменского УФАС России от 18.05.2018 по делу № ФКС18/156 (номер закупки в ЕИС 0167200003418002162).

4. Требование о поставке товара определённого производителя без сопровождения словом «или эквивалент» и отсутствие параметров эквивалентности

Иногда в документации о закупке заказчики указывают наименование производителя, страны происхождения и торговую марку товара без слов «или эквивалент».

Это допустимо только в тех случаях, когда заказчик обоснует необходимость обеспечения взаимодействия закупаемых товаров с товарами, которые уже им используются.

В иных случаях, указание на торговую марку товара без сопровождения слов «или эквивалент» является прямым нарушением Закона № 44-ФЗ.

Также заказчик обязан установить параметры эквивалентности — максимальные и минимальные значения показателей, а также какие показатели менять нельзя. Не установив параметры эквивалентности, заказчик нарушает Закон № 44-ФЗ.

Важно! Если не написано по каким параметрам определять эквивалентность, то любой товар можно считать эквивалентом.

Пример: Решение ФАС России от 13.12.2017 № КГОЗ-424/17 (номер закупки в ЕИС 0548100000217000022).

5. Некопируемая документация

Проблема заключается в том, что заказчики размещают документацию в формате «*.pdf», рисунках, файлах с расширением «*.exe» и в других форматах, которые не позволяют участнику закупки осуществить поиск и копирование техзадания.

Невозможность копирования текста вынуждает участников закупки самостоятельно перенабирать текст, что приводит к опечаткам в заявке и влечёт риски не заполнить заявку в установленные сроки.

Позиция ФАС России — документация в некопируемом/нередактируемом формате нарушает Закон № 44-ФЗ, ограничивает конкуренцию, указывает на «заточку» закупки под «нужного» поставщика.

По данному поводу есть письма ФАС России от 16.11.2016 № ИА/79173/16 и Минэкономики России от 23.05.2016 № Д28и-1299, от 22.02.2017 № Д28и-1121.

Пример: Решение ФАС России от 02.08.2017 по делу № К-986/17 (номер закупки в ЕИС 0158100017017000043).

6. Размещение проектно-сметной документации не в полном объеме

Неразмещение проектно-сметной документации в полном объеме — нарушение. Нежелание размещать всю проектно-сметную документацию заказчики иногда мотивируют стремлением не запутать участников закупки или отсутствием в этом необходимости, поскольку выполняется лишь часть работ в рамках сметы.

Однако, размещение не всей проектно-сметной документации ограничивает возможность подготовки заявки на участие в электронном аукционе и влечёт за собой ограничение количества участников закупки.

Такой позиции придерживаются специалисты ФАС России (письмо № АЦ/14427/16 от 09.032016), Минэкономразвития России (письмо от 20.04.2017 № Д28и-1623). Аналогичная позиция содержится и в Обзоре Президиума Верховного Суда России от 28.06.2017.

Пример: Решение ФАС России от 10.05.2017 № 432 (номер закупки в ЕИС 0119200000117001503).

Другой ряд распространённых ошибок связан с необоснованным отклонением заявок участников. Здесь можно остановиться на следующих ошибках:

7. Отклонение заявки участника в связи с отсутствием указания товарного знака

Отклонение заявки по причине отсутствия указания на товарный знак является неправомерным. Даже если заказчик считает, что у товара не может не быть товарного знака (например, при закупке компьютерной техники), он не имеет права требовать от участника закупки его указания.

Обязательной к указанию является только страна происхождения (при применении заказчиком нацрежима).

Марку или торговое наименование товара участнику закупки необходимо указывать только при их наличии.

Если участник закупки правильно оформил первую часть заявки, отклонение такой заявки на основании того, что участник не указал товарный знак, нарушает положения Закона № 44-ФЗ.

Пример: Решение Санкт-Петербургского УФАС России от 22.06.2018 по делу № 44-3106/18 (номер закупки в ЕИС 0372200152418000003)

8. Отклонение заявки участника, когда есть согласие на поставку товара, но не указаны его характеристики

Заявка отклоняется комиссией заказчика, если содержит согласие, но в ней отсутствуют конкретные показатели товара.

Однако, если заказчик указал в документации товарный знак, фирменное наименование, страну происхождения товара, то участнику в первой части заявки достаточно предоставить только согласие на поставку товара.

Указание конкретных показателей товара необходимо в том случае, если участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, или же заказчиком не установлены требования к показателям товара и его товарному знаку.

Письма Минэкономики России от 17.03.2016 № Д28и-666 и от 30.12.2015 № ОГ-Д28-16596.

Пример: Решение ФАС России от 06.02.2018 № ПГОЗ-001/18 (номер закупки в ЕИС 0373100056017000620)

9. Отклонение за наличие в РНП по 223-ФЗ

Заказчики, не желая работать с неблагонадежными поставщиками, устанавливают в закупочной документации требование об отсутствии сведений об участнике закупке в Реестре недобросовестных поставщиков.

В ЕИС размещено 2 реестра — по Закону № 223-ФЗ и Закону № 44-ФЗ. Несмотря на схожее предназначение и единое место расположения — это два разных реестра. И в силу прямого указания в Законе № 44-ФЗ заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупки об отсутствии сведений в Реестре по Закону № 223-ФЗ и отклонять участника закупки по данному основанию.

Пример: Решение Рязанского УФАС России от 18.05.2017 по делу № 220-03-3/2017 (номер закупки в ЕИС 0859300019617000450)

10. Изменение объемов поставки и сроков исполнения контракта

Заказчики иногда используют право увеличить объёмы поставляемого товара. Здесь возникают ошибки, касающиеся того, насколько можно увеличить данные объёмы поставки. Увеличение объёмов поставки возможно на этапе заключения и исполнения контракта.

Увеличение объёмов поставки на этапе заключения контракта допустимо при наличии в закупочной документации соответствующего условия.

Важно! Достижение увеличения цены контракта осуществляется только за счет объема поставки. Цена товара за единицу должна оставаться неизменной, а всё удорожание контракта не должно превысить его НМЦК.

Что касается удорожания контракта в рамках его исполнения, то оно также достигается исключительно за счет увеличения объёмов поставки, но не более чем на 10%. Условие дополнительного соглашения, увеличивающее цену контракта более чем на 10%, является ничтожным.

При этом даже если объем поставки вырос, сроки поставки товара и сроки оплаты товара изменению не подлежат.

Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в постановлении от 09 декабря 2016 года по делу № А53-11500/2016 сформулировал правовую позицию, согласно которой год изготовления товара не может являться конкретным показателем, который указывается участником в составе первой части заявки на участие в электронном аукционе.

Свою позицию суд мотивировал следующим.

В силу пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать, в том числе требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 ? 6 статьи 66 Закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Судебные инстанции установили, что согласно инструкции по заполнению заявки предложение участника в отношении объекта закупки должно полностью соответствовать требованиям к такому объекту, установленным заказчиком в описании объекта закупки.

В техническом задании при описании требований к поставляемому товару (батареи аккумуляторные 6СТ-190, 6СТ-90) заказчик по каждой позиции установил следующее требование: «батареи должны быть 2016 года изготовления».

В соответствии с Гражданского кодекса Российской Федерации и Законом о контрактной системе к существенным условиям государственных (муниципальных) контрактов относятся: предмет контракта (пункт 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации); срок исполнения обязательств по контракту (пункт 2 статьи 42, часть 1 статьи 64 Закона о контрактной системе); порядок осуществления заказчиком приемки поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг на соответствие их количества, комплектности, объема и качества требованиям, установленным в таком контракте (часть 13 статьи 34 Закона о контрактной системе); ответственность поставщика (исполнителя, подрядчика) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом (части 4 ? 8 статьи 34 Закона); цена контракта (часть 2 стать 34 Закона о контрактной системе).

Согласно части 10 статьи 70 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении электронного аукциона и документации о таком аукционе, по цене, предложенной его победителем.

Из материалов дела видно, что согласно извещению о проведении электронного аукциона условия поставки товара, выполнения работ, оказания услуг указаны в проекте контракта. В материалы дела представлен проект государственного контракта. Год изготовления поставляемого товара является существенным условием исполнения контракта, поскольку входит в предмет контракта. Данное условие описано в техническом задании, являющимся приложением к документации об электронном аукционе.

Положения подпункта «б» пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, которые регламентируют требования к содержанию первой части заявки, не включают в себя существенные условия государственных (муниципальных) контрактов, в том числе его предмет.

Судебные инстанции обоснованно пришли к выводу о том, что условие предмета контракта, касающееся года изготовления поставляемого товара, считается согласованным между сторонами ввиду подачи участником закупки заявки на участие в данном аукционе.

Рассматриваемые характеристики товара не относятся к сведениям, которые необходимо представлять в первой части заявки, ввиду чего нарушен пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, так как установлено требование к составу первой части заявки, не отвечающее пункту 1 части 1 статьи 66 Закона о контрактной системе.

Подлежат отклонению доводы заказчика о том, что установленные требования к первой части заявки не влекут ограничение количества участников аукциона. В рамках дела судебные инстанции установили, что заказчик отклонил заявки участников на участие в электронном аукционе в связи с тем, что в первых частях заявок не установлен конкретный показатель товара по параметру «год изготовления аккумуляторных батарей», установленный в технической части аукционной документации. Решением антимонопольного органа данные действия заказчика признаны не соответствующими Закону о контрактной системе.

Суды пришли к правильному выводу о том, что оспариваемое предписание управления соответствуют действующему законодательству, не нарушает права и законные интересы заявителя, и отказали в удовлетворении заявленных требований в данной части.

Sweep писал(а):Эту статью я при звонке Заказчику упомянул. Они придираются к фразе сведения о товаре (конкретные показатели товара). Утверждают, что эта фраза включает себя и количество товара предложенного мной в заявке. Однако я категорически не согласен, что к конкретным сведениям о товаре можно отнести его количество. У них даже в проекте контракта прописано количество, которое я готов поставить. Они его изменили, использовав ошибку в моей заявке. Завтра утром формирую протокол разногласий. В нем хочу сослаться на статью Ст.41.12ч. 2. И прикрепить проект контракта с верным количеством. Вот ещё бы найти практику УФАС. Есть у кого какие соображения? Аукционная документация, согласно п. 1 ч. 4 ст. 41.6 должна содержать в том числе параметры, которые не могут меняться.

  • Тендер

Автор: Черданцева Татьяна 25 июля 2017 Статья поможет разобраться, в каких случаях заказчик имеет право отклонить заявку и как не допустить необоснованное отклонение заявки по 44-ФЗ, что чревато денежным штрафом и жалобой в ФАС. Электронный аукцион не только подразумевает снижение начальной цены контракта поставщиками в ходе проведения торгов, но также требует квалифицированного подхода при проверке заявок на соответствие требованиям законодательства.

Предлагаемые поставщиком товары, работы и услуги должны удовлетворять требованиям заказчика, а сам участник должен обладать необходимой квалификацией и опытом. В этой связи актуален вопрос о правилах, по которым участников допускают к электронным аукционам и которые влияют на уровень конкуренции и количество состоявшихся процедур.

Если заказчиком определено количество необходимого товара, то в проведении закупок на конкретный товар предусмотрена подача окончательного предложения участником закупки. В случае требования документации представить информацию о конкретных показателях соответствующие значениям, установленным документацией, участник обязан представить конретные показатели товара, как правило на основании технического задания.
Согласно ч. 13 ст. 34 Закона 44-ФЗ в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В рамках ч. 2 ст.

Внимание

Если таких условий не установлено, претендент указывает информацию по первым трем пунктам (без исключений):

  • согласие на выполнение работ, услуг;
  • конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией;
  • наименование страны происхождения товара;
  • указание на средство индивидуализации (при наличии).

Если участник не выполнил это условие, его предложение постигнет отклонение. Отклонение по вторым частям заявок, 44-ФЗ Ч. 6 ст. 69 устанавливает причины отклонения по вторым частям:

  • непредставление документов и информации согласно п.

1, 3–5, 7 и 8 ч. 2 ст. 62, ч. 3 и 5 ст. 66 (смотрите статью «Документы для тендера»);
  • несоответствие условиям, которые установлены документацией;
  • недостоверная информация;
  • несоответствие участника аукциона требованиям, которые установлены в соответствии с ч.
  • Инфо

    Отклонили 1 часть заявки из за количества товара Например, некоторая характеристика в аукционной документации должна быть не менее 120, а по ГОСТУ не менее 130. Редкий поставщик знает ГОСТ наизусть, и, доверившись заказчику, пишет ту цифру, которая стоит в техническом задании.


    При этом также он соглашается, что его товар соответствует и этому ГОСТ.После этого такую заявку отклоняют в связи с несоответствием указанных сведений требованиям аукционной документации, так как в нашем примере значение 120 ГОСТ не соответствует.Взаимосвязь конкретных характеристик товара для государственного заказа Стоит также учесть, что нельзя бездумно писать все характеристики как крайние границы указанных заказчиком диапазонов.Характеристики могут быть связаны не только с ГОСТ, но и друг с другом, то есть определенные значения одного параметра могут накладывать ограничения и на значения другого параметра.

    Закона N 44-ФЗ по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия принимает решение о допуске участника к участию в аукционе или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в случаях: непредоставления информации, предусмотренной ч.3 ст. Основания отклонения заявки по 44-фз Поэтому, как мы полагаем, отстранение такого лица от участия в процедуре определения контрагента еще до заключения контракта (в том числе на этапе рассмотрения вторых частей заявок) не может рассматриваться как нарушение законодательства о контрактной системе.В заключение напомним, что для признания заявки участника не соответствующей требованиям документации по причине предоставления недостоверной информации о товаре заказчик должен обладать доказательствами, подтверждающими недостоверность таких сведений.

    Подготовка и подача заявки — самая сложная и ответственная часть процесса участия в государственных закупках для поставщика. Она требует длительной подготовки и определённых знаний.


    Достаточно совершить малейшую ошибку по невнимательности или же в связи с неправильным пониманием документации и заявка рискует оказаться отклонённой. Больше всего времени требует подготовка первой части заявки, в которой содержатся сведения о поставляемых товарах или оказываемых услугах.

    Важно

    В этой статье мы разберемся с основными камнями преткновения представителей поставщиков и рассмотрим как их избежать. Причины отклонения 1 частей заявок при поставке товаров После того, как время подачи заявок заканчивается, закупочная комиссия приступает к работе.


    Её задача состоит в том, чтобы оценить соответствие всех поданных заявок установленным требованиям.
    Исходя из практики рассмотрения дел, можно выделить несколько рекомендаций по оформлению заявки:
    1. Заказчик не имеет права отклонять заявку, не содержащую количество товара, предлагаемого к поставке. Напрямую такое требование не прописано в 44-ФЗ, следовательно, количество товара не входит в перечень обязательных сведений, которые должны содержаться в заявке.

    Заказчики не должны устанавливать требование о наличии в заявке химического состава материала, из которого изготовлен поставляемый товар. По мнению ФАС это является нарушением норм части 5 статьи 51 44-ФЗ.

    Поэтому отсутствие таких сведений в предложении поставщика не может служить причиной не допуска к торговой процедуре.

  • Предлагая к поставке товар, поставщик должен указать конкретное наименование страны его происхождения.
  • Если не указал количество с первой части заявки

    Причиной отклонения заявки может стать только полное отсутствие такого согласия. Никакие претензии к его содержанию заказчик предъявлять не вправе. Если для выполнения работ поставщик должен использовать определенные расходные материалы или инструменты, то в заявке должны быть прописаны характеристики используемых изделий. Несоответствие заявленных и требуемых характеристик становится причиной отклонения заявки.

    В первой части заявки не должно быть указаний на наименование и реквизиты участника. Но подача заявки на фирменном бланке компании не является причиной отклонения предложения.

    Особенности оформления заявки, исходя из практики ФАС При возникновении спорных ситуаций с заказчиком поставщикам рекомендуется обращаться в ФАС.

    • При закупке жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств предельная цена не зарегистрирована или предлагаемая цена превышает их предельную отпускную при условиях, которые указаны в п. 2 ч. 10 ст. 31.
    • Выявлена недостоверность информации, которая содержится в документах, указанных в ч. 3 и 5 ст. 66 (первые и вторые части) согласно ч. 6.1 ст. 66. К примеру, содержащиеся в первой части характеристики являются недостоверными согласно ГОСТу, указанному в техническом задании.
    • Ответственность членов комиссии Стоит учитывать, что не только необоснованный отказ в допуске на участие в аукционе влечет наложение административной ответственности согласно п. 2 ст.
    • Указание количества товара в составе первых частей заявок участников
    • Форум института госзакупок (москва)
    • Отклонили 1 часть заявки из за количества товара
    • Форум о госзакупках и тендерах good-tender
    • Основания отклонения заявки по 44-фз

    Указание количества товара в составе первых частей заявок участников В случаях, если заказчик указывает, что те или иные характеристики должны быть согласованы с заказчиком, мы рекомендуем указать, какой ассортимент характеристик Вы можете предложить ему на выбор. Важно Подробнее о таких случаях, читайте в нашей статье. Хитростей в техническом задании можно встретить очень много. Внимание Наша компания имеет обширный опыт составления заявок и обжалования действий заказчиков.
    Правовед.RU 148 юристов сейчас на сайте

    1. Предпринимательское право
    2. Тендеры, контрактная система в сфере закупок

    Добрый день! Аукционная комиссия отклонила 1 часть нашей заявки, по причине несоответствия количества товара по одной из позиций. Правомерно ли отклонение? Количество товара это условие контракта, которое обязательно для исполнения или же характеристика товара? Свернуть Виктория Дымова Сотрудник поддержки Правовед.ru Похожие вопросы уже рассматривались, попробуйте посмотреть здесь:

    • Можно ли отклонить 1 часть заявки в аукционе
    • 1 часть заявки электронного аукциона

    Ответы юристов (3)

    • Все услуги юристов в Москве Подготовка котировочных заявок Москва от 10000 руб.
      Комплексное обслуживание юридических лиц Москва от 33000 руб.

    Для проведения любой закупочной процедуры заказчик обязан разместить в ЕИС соответствующее извещение и документацию. Здесь, помимо прочего, также должен быть указан объем продукции. Причем в законе не сказано, какую именно часть нужно посвятить количественным характеристикам. Чаще всего участник может найти такие сведения в , проекте контракта и в приложениях к документации в следующем виде:

    1. Спецификация.
    2. Технический чертеж.
    3. Смета.
    4. Проектная документация.
    5. Дефектные акты.
    6. Результаты тестирования и работ.
    7. Результаты инженерных изысканий.
    8. Экспликации.

    Подобная информация должна быть одинаковой во всех разделах документации, где она указана. Но заказчик может указать такую информацию только в одном месте (например, в проекте контракта), закон он в этом случае не нарушает. Поэтому поставщик должен внимательно изучить весь пакет тендерных документов, чтобы правильно рассчитать ценовое предложение.

    Как заполнить количество в заявке

    Единица измерения количества товара в большинстве случаев будет выражаться в килограммах, штуках, упаковках и т. д. В соответствии с этими сведениями поставщик может без труда рассчитать минимальную цену.

    Если же количество невозможно определить, то его измеряют в денежном выражении. Когда приобретают некоторые услуги, единица измерения количество товара будет представлена заказчиком как стоимость единицы работы или услуги либо цена к оборудованию или технике (п. 2 ст. 42 № 44-ФЗ). Такие величины используют, когда предметом сделки является техобслуживание и ремонт техники либо услуги в области:

    • связи;
    • юриспруденции;
    • медицины;
    • образования;
    • общественного питания;
    • переводов;
    • пассажирских, багажных и грузовых перевозок;
    • гостиничного сервиса;
    • оценки.

    При исполнении контракта на вышеуказанные блага заказчик будет оплачивать фактически выполненные работы или услуги либо поставленные запчасти. При этом итоговая сумма не должна превышать НМЦК, которую покупатель указал в извещении о процедуре. Похожие правила действуют и при закупке моторного топлива, в т. ч. авиационного и автомобильного бензина (Письмо Минфина № 24-03-08/31865 от 11.05.2018).

    Стоит обратить внимание, что приобретение запасных частей к технике без услуг или работ, для которых они требуются, под вышеуказанные случаи не подпадает (Письмо Минфина № 24-02-07/73170 от 07.11.2017). То есть здесь должен быть указан конечный объем товаров в свойственных им единицах измерения (например, в штуках).

    Когда заказчик может отклонить

    На практике поставщик может получить отказ в допуске, если объем продукции в заявке не указан либо поставщик предложил поставить больше (или меньше) благ, чем указано в документации. Но действия покупателя в таких случаях не всегда правомерны.

    Так, при проведении запроса котировок для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации ЧС заказчик не имеет права отклонить предложение, в котором объем предлагаемых благ не соответствует документации (ч. 7 ст. 82).

    Также нельзя отклонять заявки, в которых поставщик предлагает поставить больше продукции, чем указано в документации, т. к. такой отказ будет противоречить принципам закупочной деятельности. Главное, чтобы предлагаемая цена не превышала НМЦК.

    Но если в заявке не указано количество товара, то здесь не все так однозначно.

    В законе не сказано, что поставщик обязан указывать объем продукции при составлении заявки на конкурс (п. 2 ч. 2 ст. 51). А для участия в аукционе необходимо указать конкретные характеристики в соответствии с требованиями документации (пп. «б» п. 2 ч. 3 ст. 66). При этом п. 1 ч. 1 ст. 33 под этим понятием подразумевает функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики объекта закупки. То есть указывать количество товара в первой части заявки не обязательно. Та же картина и при запросе котировок: в предложении, помимо прочего, должны быть указаны характеристики товара и цена за его единицу. Получается, что отклонение участника на основании того, что он не указал объем в своем предложении, противоречит закону. Тем не менее, ФАС и суды могут интерпретировать эти положения по-разному.

    Пример отклонения по количеству товара

    В качестве примера рассмотрим Решение Арбитражного суда Поволжского округа по делу № А57-2474/2017 от 05.12.2017.

    Заказчик в извещении, документации, инструкции по заполнению заявки и техническом задании установил требование о том, что участник обязан указать в своем предложении объем продукции, а именно персональных компьютеров (моноблоков) — 17 шт.

    Участнику, который не указал такие сведения, отказали в допуске.

    Он обратился в ФАС, где жалобу признали обоснованной, а действия заказчика неправомерными, т. к. количественные характеристики к конкретным показателям не относятся.

    Заказчик не согласился с решением ФАС и обратился в суд, который решил, что решение ФАС было ошибочным — при таких условиях заказчик не сможет понять, правильно ли участник воспринимает условия будущей сделки.

    Также суд признал отказ в допуске правомерным, т. к. заявка участника не соответствовала требованиям документации, что также нарушает пп. «б» п. 1 ч. 3 ст. 66.

    Проведем обзор судебной и административной практики и выявим спорные моменты в вопросе указания количества товара в составе первых частей заявок участников.

    Закон о размещении заказов (Закон № 94-ФЗ - утратил силу) ввел инновационный способ определения поставщика: открытый аукцион в электронной форме, призванный устранить проблемы обычного «молоточного» аукциона.

    Десять лет нормы проведения электронного аукциона корректировались, не оставляя шансов для злоупотреблений и развивая честную конкуренцию. Теперь даже «мелкие» региональные компании боролись за госзаказ без лишних временных и денежных затрат, учитывая, что львиная доля бюджета сосредоточена в федеральном центре. Возможности привлечения дополнительной выручки получили лица, находящиеся на другом конце страны, а заказчики - большую экономию бюджетных средств.

    Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

    Пунктом 1 части 3 статьи 66 Закона о КС установлено содержание первой части заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на поставку товара:

    а) если заказчик указал в документации товарный знак, предоставьте в составе первой части своей заявки согласие на поставку товара с указанным товарным знаком;

    Разные позиции судов и контрольных органов

    Поскольку нормы Закона о контрактной системе не дают определенного ответа на вопрос, обратимся к административной практике.

    Арбитражная практика

    УФАС по Калининградской области в своем решении от 18.03.2014 № КС-38/2014 указал, что количество поставляемого товара не относится ни к одной из характеристик объекта закупки, указанных в п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе (функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики). Следовательно, согласно положениям документации об аукционе и указанным нормам Закона о КС у заявителя не было обязанности указывать в заявке на участие в аукционе иных характеристик товара, не относящихся к характеристикам товара, указанным в п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе. Представленная заявка заявителя на участие в аукционе в соответствии с подп. «б» п. 1 ч. 3 ст. 66 Закона о КС, п. 2 ч. 17 Информационной карты содержит конкретные показатели товара, предлагаемого к поставке.

    Кроме того, согласно п. 1.1 проекта контракта, являющегося неотъемлемой частью документации об аукционе, поставщик в срок, установленный контрактом, обязуется осуществить поставку бахил в количестве и ассортименте, указанном в техническом задании (приложение № 1 к указанному контракту). Приложением № 1 к контракту установлено, что к поставке требуется 80 000 пар товара (бахил). Таким образом, в соответствии с вышеизложенным, комиссия приходит к выводу о соответствии представленной заявки заявителя требованиям документации об аукционе и Закона о контрактной системе.

    Другое мнение

    Противоположной позиции придерживается УФАС по Новосибирской области. В своем решении от 03.03.2015 № 08-01-48 контрольный орган указывает следующее:

    «В соответствии с подпунктом „б“ пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о КС и пунктом 3.1.3 аукционной документации участники закупки в составе первой части заявки должны были указать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара. При этом указанная норма не содержит положений, ограничивающих содержание конкретных показателей только качественными показателями. В описании объекта закупки заказчиком, кроме качественных характеристик товара , также было указано количество товара. Как было установлено на заседании Комиссии Новосибирского УФАС России, в нарушение требований аукционной документации участник закупки в составе первой части заявки не указал количество поставляемого товара. На основании изложенного Комиссия Новосибирского УФАС России признала решение аукционной комиссии заказчика об отказе в допуске первой части заявки ООО НПП „ЭТС“ законным и обоснованным».

    Судебная практика

    Судебная практика по вопросу указания количества товара в составе первой части заявки на участие в электронном аукционе также неоднозначна.

    Арбитражный суд Пермского края, на мой взгляд, достаточно объективно и подробно изложил свою позицию в решении от 05.02.2015 по делу № А50-25962/2014:

    «Количество закупаемого товара функциональной, технической, качественной или эксплуатационной характеристикой товара как объекта закупки не является, не конкретизирует товар и его свойства, а определяет объем закупки, который установлен заказчиком и не может быть изменен участником аукциона. Участник, подавая заявку на участие в аукционе, дает согласие на поставку товара в требуемом объеме.

    В инструкции по заполнению заявки указано на необходимость соответствия показателей, характеризующих товар, показателям, установленным в спецификации.

    Положения названной инструкции не содержат требований об указании количества поставляемого товара. Само по себе наличие в спецификации сведений о количестве товара, которое функциональной, технической или качественной характеристикой товара не является, о том, что количество товара должно быть обязательно указано в первой части заявки, не свидетельствует.

    Считая обязательным указание в первой части заявки количества товара, заказчик в нарушение пункта 1 части 1 статьи 64 Закона № 44-ФЗ не включил в аукционную документацию надлежащую инструкцию по заполнению заявки на участие в закупке, позволяющую определить порядок заполнения заявки в части указания показателей товара, его количества.

    Следовательно, у участников закупки не имелось оснований для указания сведений о количестве товара при подаче заявки.

    С учетом изложенного суд признает, что в первой части заявки с защищенным номером 8433437 (ИП Снитко М.А.) на участие в аукционе конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, указаны. При этом в первой части заявки индивидуальный предприниматель подтвердил свое согласие на поставку товара на условиях, предусмотренных документацией об открытом аукционе в электронной форме, тем самым принимая условия контракта и спецификации к нему, являющимися частью аукционной документации, то есть подтвердил поставку товара требуемого количества в соответствии с условиями аукционной документации».

    И снова противоположность

    Арбитражный суд Пензенской области (решение от 15.06.2015 по делу № А49-3699/2015) выразил полярную позицию: «Если документация об аукционе содержит такой показатель объекта закупки, как количество товара, этот показатель должен быть указан и в заявке на участие в аукционе. Первая часть заявки одного из участников аукциона не содержала показателя количества подлежащего поставке товара. Следовательно, такая заявка не соответствует требованиям части 3 статьи 66 Закона № 44-ФЗ, что образует деяние, заключающееся в непредставлении информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона № 44-ФЗ, и является основанием для отказа в допуске к участию в электронном аукционе по основанию, предусмотренному пунктом 1 части 4 статьи 67 Закона № 44-ФЗ».

    Арбитражный суд Северо-Западного Федерального округа в своем постановлении от 02.06.2015 по делу № А05-11949/2014, в котором оспаривались решение Арбитражного суда Архангельской области от 30.10.2014 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2015, привел весьма интересный довод в обоснование принятого решения:

    «В информационной карте аукциона указаны конкретные показатели: предмет - изготовление и поставка папок „Пенсионное дело“; количество поставляемого товара - 1030 штук; характеристики товара.