Внеклассная работа:классный час на тему: «Государственные символы.".

Методическая разработка

классного часа

«Символы достоинства нации»

(история Государственного Герба России, Флага и Гимна)

Разработала учитель МБОУ СОШ № 1

г. Новошахтинска ХарченкоИ.В.

Форма проведения

внеклассного мероприятия: устный журнал

Цели проведения: 1. Воспитание чувства патриотизма.

2. Воспитание уважительного отношения к государственным символам страны.

Задачи: 1. Познакомить с историей возникновения и значением государственных символов России.

2. Разъяснить значимость государственных символов.

3. Познакомить с назначением и работой геральдического совета.

Оснащение: 1. Аудиозапись с Гимном России.

2. Макет герба РФ.

3. Флаг РФ.

4. Плакаты с изображением символов СССР.

5. Мультимедийное оборудование

6. Призы победителям викторины.

Подготовка мероприятия:

    уточнение темы;

    выбор цели, содержания, формы, даты и места проведения классного часа, формирование сообщества его организаторов;

    составление сценарного плана классного часа;

    распределение обязанностей по подготовке и проведению;

    проведение классного часа;

    анализ и оценка результативности классного часа и деятельности по его подготовке и проведению.

Содержание устного журнала : 1 страница: «Государственные символы России »

2 страница: «История государственного герба, флага и гимна»

3 страница: Викторина «Символы нашей Родины».

I страница:

«Государственная символика России»

История, величие и честь государства воплощаются, прежде всего, в его символах. Они вызывают у граждан уважение к могуществу державы, заявляют о независимости страны.

Мы узнаем государство по его гербу, флагу и гимну. Это самые отличительные знаки страны. Самые важные знаки-символы, обозначающие такие дорогие для человека понятия, как Родина, идея, честь, слава, геройство…

За каждым из них стоит не только его значение, но и история. Иногда короткая, иногда очень длинная. Иногда простая, иногда великая.

Герб и флаг страны можно назвать «безмолвными» символами. Они часто располагаются на фасадах зданий. Для того чтобы их увидеть, нужно высоко поднять голову, обратить на них внимание, всмотреться. Признаемся: в суете будней у нас редко когда есть на это время. Получая документы или письма от официальных лиц, мы лишь скользим взглядом по главной фигуре российского герба – двуглавому орлу. Он кажется нам украшением, указанием на то, что это только первая страница послания, с которым следует ознакомиться. То же можно сказать о гимне, который мы чаще всего можем услышать в полночь: здесь начинается новый день, на далекой Камчатке уже утро. Гимн для россиян часто является моментом отсчета времени, обозначением начала или завершения какого-либо торжества, важного события.

Но в государственных гербе, флаге, гимне содержится нечто более весомое, значительное мощное. От них всегда исходит тот самый дух времени, в них – гулкое чувство, того необъятного исторического пространства, которое наполняют их. История человечества показывает, люди всегда признавали особое значение символам своей общности: племени, рода, княжества или государства. Даже те люди, которые не придавали особого значения княжескому гербу, висящему над воротами замка или в приемных покоях, могли с яростью наброситься на символы того человека или той власти, которая обидела своих сограждан. Те же люди, быть может, не помнившие или не знавшие прежде слов их общего гимна, в минуту торжества нации чувствует неловкость за незнание слов этой песни; они радостно поднимают герб князя, своего государства и крепят на зданиях, вооружают посреди площадей знамена, которые их прославили.

Что же происходит с этими людьми? Они ведь ранее и не думали о символах своего государства, не могли даже подробно описать их. Но в минуту высшего воодушевления людей, в то же время, когда в их душе клокочет гнев или её исполняет радость, они вспоминаю о своей чести. Веди честь и достоинство – ясное осознание свое предназначения в профессии, в семье и среди других людей; значимость и неповторимость своего жизненного опыта. Когда же наступают события, которые ущемляют эти человеческие достоинства, нарушают или, напротив, утверждают их права, тогда люди неосознанно обращаются к государственным символам. Ведь эти знаки власти воплощают собой договор между людьми о признании прав друг друга. Нарушение этого договора или его подтверждение влекут за собой свержение или почитание символов. Проявление наших чувств к этим символам – показатель нашего отношения к людям: к их правам, а значит, и к их чести.

Почтительное отношение человека к символам той страны, в которой ему выпала судьба родиться, - это спокойное и достойное принятие того божественного случая, который позволил ему оказаться именно в этой стране. Именно здесь, в этих краях, ему придется укреплять свой характер, искать применения своим способностям и талантам, создавать семью, строить города и защищать их.

Некоторые люди могут слепо поклоняться символам. Например, они видят в двуглавом орле только прошлое своей страны: царей и императоров, могучие армии и обширные завоевания, победы и славу предков. Таким отношением к символам они создают себе нового кумира, отождествляют его. НО тогда они отрываются от настоящего времени, от радостей и трудностей сегодняшнего дня и, таким образом, забывают о собственной чести и достоинстве.

Другие граждане, напротив, с презрением относятся к «царскому наследию», или к «рабоче-крестьянскому» серпу и молоту советского времени, считая их романтикой, фантазией. Но тогда они отказываются от жизненного непростого опыта предков, от памяти о них, от собственных корней, самонадеянно считая, что их нынешнего времени справедливее и правильнее, тем самым они покупаются на честь и достоинство своих предков.

Третьи, напротив, не находят в символах государства выдающихся художественных достоинств. Они говорят, что не надо обладать способностями художника, чтобы нарисовать на холсте три цветные полосы и назвать полотнище государственным флагом. Такие граждане не подозревают, что, сомневаясь в достоинстве предшествующих поколений, они и себя лишают чести – своего места в мире, которое дано свыше.

Есть в отношении к государственным символам еще нечто очень важное. Герб, флаг и гимн воплощают не только историю и настоящее время страны, достоинство граждан, но и саму государственную власть: местные управы муниципалитеты, законодательные собрания городов и областей, Государственную думу, суды и прокуратуру, министерства, Президента.

Наверное, самым правильным отношением к государственным символам было бы спокойствие, но уважительное: без излишнего восхваления или, напротив, неумеренной критики и выражения недоверия. Ведь знаки государства и страны – всего лишь символы. Но за ними – ошибки и успехи многих людей, поражения и победы наших отцов и дедов, заблуждения и открытия далеких предков, представительство и героизм людей. За ними – судьбы миллионов, круговерть исторических событий и потрясений. Люди, не верящие в государственные символы, отмахиваются от великого прошлого, от времени и пространства, в котором живут. Тем самым они и себя обрекают на забвение. Государственные символы и есть те самые пространственно-временные координаты, с которыми сверяется корабль державы и вся команда отважных его граждан, которая самоотверженно ведет его в бескрайнем океане истории.

Каждому человеку должны быть хорошо известны символы государства, в котором он живет: флаг, герб, гимн. Ведь они сопровождают нас всю жизнь. Мы не всегда замечаем, но каждое событие государственного масштаба происходит под сенью этих символов.

Флаг, герб, гимн по праву относятся к знакам суверенитета любого государства. Для любой страны они существуют в триединстве. Сложившееся в настоящее время триединство государственных символов возникло во всех странах мира. Для понимания государственной символики нужно знать значение символов, уметь их «читать» и переводить.

В описаниях государственных символов использовано много специальных терминов, которые не часто встречаются в нашей жизни. Однако Государственный герб и Государственный флаг России составлены по строгим правилам, которые были выработаны в течение многих веков. Прежде чем приступить к знакомству с историей государственной символики, необходимо познакомиться с основными понятиями геральдики. Это - особая наука, которая помогает разобраться в разнообразных знаках, представляющих отдельного человека или его род, город, область или всё государство. Она изучает и объясняет уже созданные гербы и знаки, определяет правила составления новых.

Геральдика как наука о знаках общности людей и о наследовании их прав и как искусство создания гербов возникла ещё в средние века. Не потеряла значения геральдика и сейчас, когда всё больше людей осознают причастность своей судьбы к общемировой.

История Геральдической службы России тоже насчитывает уже почти 300 лет. 20 февраля 1992года постановлением Правительства Российской Федерации была создана Государственная Геральдическая служба Российской Федерации. Она продолжила традиции Геральдической конторы, созданной в 1722 году императором Петром I . С 1999 года Геральдическая служба преобразована в Геральдический совет при Президенте Российской Федерации, в состав которого входят историки, ведущие специалисты России в области геральдики, фалеристики, вексиллологии.

Геральдический совет как совещательный и консультативный орган в целях проведения единой государственной политики в области геральдики. В ведении совета – вопросы учреждения и использования официальных символов и отличительных знаков. Совет даёт заключения и консультации по вопросам геральдики и ведёт геральдический реестр Российской Федерации.

II страница:

«История государственного герба, флага, гимна».

Главный символ любого государства – его герб. В нем в образной форме выражена государственность страны.

Ещё в первобытные времена, когда люди жили родами и племенами, у них было стремление как-то выделить себя среди других родов. Показать своё отличие. Для этого служил тотем. Это, как правило, изображение какого-то животного или птицы: медведя, льва, орла. По верованиям первобытных людей тотем считался родоначальником племени. Род считал тотем своим покровителем и защитником.

С развитием общественной жизни и появлением государств возникли и более сложные символы. На Руси, в некоторых княжествах, в частности, в Московском, задолго до принятия христианства, символом был сражающийся всадник. Его называли «Ездец». Он сражался со змием – олицетворением зла. В образе Змия – Змея-Горыныча русских сказок наши предки представляли орды кочевников (печенегов, половцев), своими набегами терзавших русскую землю.

После крещения Руси, Ездец, стараниями церкви, превратился в святого Георгия Победоносца. На русских иконах Георгия изображали сражающимся: змий ещё не повержен окончательно, может, он ранен и поднимется? Это образное восприятие русской истории: многовековая борьба с многочисленными врагами!

Герб России – двуглавый орёл, на своих мощных крыльях взмывающий над страной, более четырёх столетий олицетворял нашу державу. Немного найдется в мире таких долговечных гербов!!!

Принятие этого герба связано с именем Ивана III Васильевича (1440-1505), а с 1462 года князя Московского.

Изображенный двуглавый орел как будто наполнен плотью и кровью; могучая грозная птица зорко смотрит на Запад и Восток. Но Иван III не расстался со старинным гербом Великого княжества Московского. Изображение исконно русского Святого Георгия Победоносца было помещено на грудь орла.

В 1917 году в результате революции и вооруженной борьбы Российское государство изменилось коренным образом. Российская империя перестала существовать. Молодое Советское государство не хотело использовать старые символы. Необходимо было создать новые, которые отразили бы главные ценности молодого государства: свободу и равенство. Одним из первых новое государство приняло закон, по которому уничтожались все звания, титулы, ордена и эмблемы Российской империи.

В течение нескольких месяцев был разработан проект нового герба. Рисунок включил перекрещенные серп и молот рукоятками книзу. Они располагались на красном фоне, который своими очертаниями напоминал гербовый щит с фигурными краями. Серп и молот – это орудия производства рабочего и крестьянина. Соединение этих двух символов было всем понятно. Оно наиболее полно и глубоко отражало революционные идеи и чувства трудового народа.

Эту эмблему понимали следующим образом: рабочие и крестьяне в тесном союзе одержали победу над царизмом и образовали своё государство. Лучи восходящего солнца – это рассвет, наступившая новая эра. Эмблему обрамляли снопы колосьев. По краю печати располагалась круговая надпись: «Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика» - такое название получила Россия. Внизу под щитом располагалась надпись: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» - это девиз, призывающий к солидарности пролетариат (неимущих, трудовых людей) всего мира. Эти же изображения составили герб Советского государства, только полное название страны заменили буквами «Р.С.Ф.С.Р.» Герб РСФСР был красивым и абсолютно грамотным геральдически. Уровень геральдической культуры в России в начале XX века был очень высокий.

В конце 1922 года республики, которые создали народы бывшей Российской империи, образовали единое государство – Союз Советских Социалистических республик.

Герб союзного государства состоял из серпа и молота на фоне земного шара. Земной шар изображен так, что на нем видна вся территория СССР; он выглядит объемно, как бы летящим в пространстве. Считали, что изображение земного шара было знаком, который обращен к будущему. Это изображение должно быть понятно и на других планетах.

Земной шар изображен в лучах солнцах и обрамлен колосьями, перевитыми красной лентой. На ленте располагалась надпись « Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» на языках республик. Вверху герба – пятиконечная звезда.

Герб описывали так: «Серп и молот указывают, что СССР – государство рабочих и крестьян. Лучи солнца изображают наступающий рассвет, символизирующий новую эру, а земной шар – мир, над которым занимается новая заря». Герб воспринимали как символ нерушимого союза рабочих и крестьян, добровольного объединения равноправных союзных республик, солидарности народов СССР с трудящимися всех сторон.

С этими символами советские люди совершили немало подвигов во имя Отечества. 3 февраля 1966 года станция «Луна-9» совершила мягкую посадку и доставила на Луну вымпел и государственный герб СССР. Станция-лаборатория сфотографировала и передала на Землю круговую панораму лунной поверхности. В мае 1969 года советские автоматические межпланетные станции «Венера-5» и «Венера-6» совершили мягкую посадку на Венеру. Они доставили изображение герба СССР.

События конца 20 века ознаменовались для мировой истории уходом с исторической арены Союза Советских Социалистических Республик. На его месте возникло множество государств. Российская Федерация осталась крупнейшим на Евроазиатском континенте.

В 1993 году Указом Президента России новый герб страны перенял в незначительном виде основные элементы Малого Государственного герба Российской империи, автором Государственного герба стал народный художник России Ухнелев Е.И.

В декабре 2000 года сначала Государственная дума, а затем Совет Федерации приняли Федеральные законы о Государственном Гербе, Флаге и Гимне.

Президент Российской Федерации В.В. Путин подписал эти законы.20 столетие стало не столько временем отказа от традиций, от славного наследия предков, сколько искренним возвращением к ним, окончательным утверждением народа в том, что истинное богатство нации – в ее истоках, в ее уже достигнутых достижениях.

Государственный герб России – красный четырехугольный геральдический щит, нижние углы которого закруглены, а оконечность заострена. На щите – золотой двуглавый орел. Две головы Орла напоминают об исторической необходимости для России обороны от Запада и Востока. Крылья орла подняты вверх и расправлены. Голова орла увенчана коронами. В центре над ними корона. Короны соединены единой лентой, символизируют кровное братство и единую историю трех восточнославянских народов – русских, украинцев и белорусов. В правой лапе орла – скипетр, в левой – держава – образное выражение незыблемости государственных устоев нашего Отечества. На груди Орла в красном центре – серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне – изображение Георгия Победоносца – указывает на державную преемственность России, и на Москву, как собирательницу и защитницу земель русских. Под копытами коня – опрокинутый на спину черный дракон. В руке всадника – серебряное копье, которым он поражает дракона.

Герб России – один из самых красивых в мире он заслуживает поклонения, ибо в нем заключены в первую очередь наши честь, достоинство и слава.

Государственный флаг , как и герб, является символом государства.

Государственные флаги поднимаются над правительственными зданиями и учреждениями, венчают дипломатические посольства, автомобили послов. В торжественные и праздничные дни флагами украшают дома и улицы. Государственному флагу отдают воинские почести и чтят, как святыню.

История российского флага насчитывает более трех столетий. Насколько раз флаг оказывался в центре важнейших событий российской истории. С самого начала российский флаг вошел в систему уже существующих символов европейских государств.

Слово «флаг» греческого происхождения, от слова «флаго», что означает сжигать, озарять, гореть». С глубокой древности восточные славяне - русы имели свои слова для обозначения флагов. Наиболее древнее – «стяг», оно сохраняется и в наше время.

Стяг у русских дружин был с языческих времен, он представлял собой длинный шест с куском яркой ткани, изображающей языческого бога.

С принятием христианства стяги изменяются: на полотнищах с двумя, а то и с темя концами изображаются русские святые. Это были уже иконы-хоругви. На поле Куликовом воинов вдохновляло знамя – икона – хоругвь с образом Спаса Нерукотворного. Его, по преданию, вручил князю Дмитрию Сергий Радонежский со словами: « Вот оружие нетленное! Да послужит оно вам вместо шлемов». Этот стяг-знамя было темно-багряного цвета.

Стяг – это знамя, которое есть в каждом полку современной армии. Потеря знамени – это ликвидация самого полка. Неслучайно поэтому во время Великой Отечественной войны 1941-1945гг. знамя было святыней, которую хранили как зеницу ока и за которую шли на смерть, лишь бы ни в коем случае не отдать врагу.

Отличительной особенностью любого флага является его цветовая гамма. Цвет флага никогда не выбирается случайно. Даже русские цари при утверждении флага должны были считаться с древними традициями народа, с их любимыми цветами. Но самое важное условие при создании флага и его цвета – это соответствие требованиям геральдики, о которой было сказано выше. Вот некоторые из этих требований:

Цвета, входящие в состав национального флага, непременно заимствуются из государственного герба;

Флаг должен выражать историю народа и обязательно согласовываться с древней символикой.

В соответствии с геральдическими символами и принципами в России право на существование имел черно-золото-белый флаг, потому что в нём заимствуются цвета государственного герба: черный цвет – державный орёл; золотой (желтый) – фон герба, принятого ещё Иваном III , белый - цвет одежд Святого Георгия Победоносца. Такой флаг существовал до Петровских времён. Тогда же появился бело-сине-красный флаг, но как флаг морской. В январе 1705 г. Пётр I издал специальный указ о даровании бело-сине-красного флага коммерческим судам. В 1724 году этот указ был подтвержден морским уставом. « Корабли торговые Российские повинны иметь флаг полосатый трех колеров: белый, синий, красный». Этот флаг в течение полутора веков верой и правдой служил морскому делу России, но никогда не утверждался как государственный. Длительное время два флага мирно сосуществовали. Баталии, то есть споры вокруг цветов флага России развернулись в середине 19 века. Славянофилы считали, что предпочтительнее флаг черно0золото-белый. Западники были на стороне бело-сине-красного. Споры и неопределенность с флагами приводили к нежелательным политическим инцидентам. С началом первой Мировой войны споры прекратились, а неопределенность осталась.

Особое значение приобретают флаги в бурные периоды исторических изменений. Во время революций и демократизаций флаги становятся способом выражения поддержки восстания.

У многих народов символом жизни, радости, праздников был красный цвет. В русском языке слово «красный» означает красивый, нарядный. Кроме того, за этим цветом закрепилось значение мужества, храбрости, борьбы.

В 1905 году революционный красный флаг развевался над баррикадами Красной Пресни в Москве. Накануне Великой Октябрьской Революции в любимой боевой песне революционеров были призывные слова:

И водрузим над Землею

Красное знамя труда!!!

Под красным флагом стоял на Неве легендарный крейсер «Аврора», чей выстрел в октябрьскую ночь 1917 года возвестил о начале новой эры.

8 апреля 1918 года был объявлен государственный флаг советского государства – РСФСР. Закон установил для флага полотнище красного цвета, в верхнем углу которого у размещались золотые (желтые) буквы: «РСФСР». Длина флага должна была составлять строго две ширины полотнища. После образования СССР в 1924 году Конституция СССР утвердила флаг – красное полотнище с эмблемой – серпом и молотом и пятиконечной звездой, обрамленной золотой звездой. Под этим флагом совершались трудовые и боевые подвиги. Например, в 1937 году советский красный флаг был водружен на Северном полюсе полярниками И.Д. Папаниным, П.П. Ширшовым, Е.К. Федоровым, Э.Т. Кренкелем.

В конце войны, 30 апреля 1945 года, советский красный флаг поднялся в небе над Берлином – столицей поверженной Германии. Это означало конец войне, начало мирной жизни. Радостные, триумфальные победы советских спортсменов на различных международных состязаний, Олимпийских Играх венчались подъемом красного Советского флага. И когда на глазах наших спортсменов, стоящих на верхней ступени пьедестала почета, появлялись слезы, это были слезы радости за нашу страну, честь и достоинство которой они поддерживали благодаря своим ярким победам!

19 августа 1991 года над зданием правительства Российской Федерации в Москве был поднят бело-сине-красный флаг. Он вернулся как многовековой символ России. Тем самым было заявлено о продолжении, преемственности символов обновленного государства от старинных знаков власти в России.

Государственный Гимн - торжественное музыкально-поэтическое произведение. Во время торжественного исполнения гимна его слушают стоя. В этот момент люди поворачиваются в сторону Государственного флага, мужчины снимают головные уборы.

Гимн в переводе с греческого – торжественная песнь. Гимны бывают чрезвычайно разнообразными: государственные, военные, религиозные, в честь исторических героев или событий.

Гимн отличается образностью литературного текста, легко запоминающейся мелодией, чаще маршевыми ритмами, величавостью музыки.

Гимнами во время революций, национальных движений, внешней военной опасности становились боевые песни. Самый известный пример такой боевой революционной песни – «Марсельеза». Ее за одну ночь сочинил молодой офицер – сапер, капитан Руже де Лиль. Марсельеза стала гимном Франции в 1884 году.

Более 100 лет кубинскому гимну. Он родился из боевой песни во время за независимость Кубы.

Самый старый гимн – гимн Великобритании «Боже, храни короля!».

В России необходимость в высокопатриотической песне – гимне ощущалось обществом после1812-1815г. В качестве гимна использовался « Хор для кадрили», написанный композитором Козловским на слова Г. Державина:

Гром победы раздавайся!

Веселися, храбрый Росс!

Но произведение Козловского не устраивало ни высшее общество, ни Николая I . По инициативе императора в 1833 году композитор Львов написал музыку, Жуковский – стихи. Так появился официальный гимн Российской Империи «Боже, царя храни!» С этим гимном Россия дожила до революции 1917 года.

В советское время (с 1917 по 1943г) Государственным гимном был «Интернационал» - международный пролетарский гимн (текст Э. Потье, музыка Дегейтера).

Музыку для второго гимна СССР написал А.Александров на основе своей песни «Гимн партии большевиков»; авторами текстов были С.Михалков и Эль-Регистан. Впервые гимн прозвучал по радио 1 января 1944 года.

Десять лет (с 1991 по 2000 годы) в качестве гимна России использовалась музыка из оперы М. Глинки «Жизнь за царя»

1 января 2001 года Государственным гимном вновь стало произведение А.Александрова на современный текст С.Михалкова. Текст гимна утвержден Государственной Думой и Президентом РФ.

III страница:

Викторина «Символы нашей Родины».

1. Что такое геральдика?

(гербоведение; наука, изучающая и создающая гербы. Геральдика поможет разобраться в разнообразных знаках, которые представляют отдельного человека, или его род, город, область, или государство).

2. Где изображались первые геральдические символы?

(Первоначально четкие и живописные символы писались на щитах, плащах, шлемах).

3. Что такое герб?

(условное изображение являющееся символам и отличительным знаком государства, города, рода или отдельного лица. Герб отражает исторические традиции).

4. Когда появились первые гербы?

(герб восходит к древнейшим культовым символам – тотемам, которые использовались в первобытные времена).

5. Какие вы знаете составляющие герба?

(щит и изображения вокруг него: геральдические фигуры(кресты, круги, ромбы, квадраты); естественные фигуры (животные, растения, человек, звезда, луна); мифические фигуры (единорог, крылатый змей, дракон и др.); искусственные фигуры (оружие, с/х орудия).

6. Когда появился герб в московском государстве?

(после избавление от монголо-татарского ига и принятия Иваном III титула «Государь всея Руси»).

7. Когда впервые появился герб с двуглавым орлом?

(во время царствования Ивана III ).

8. Когда на государственном гербе не было орла?

(в Советском Союзе)

9. Какое изображение орла принято в современной России?

(в качестве герба принято изображение времён Александра II с изменениями).

10. Почему надпись «Пролетарии всех стран, соединяйтесь», сделанная на красной ленте герба СССР, была на 15 языках?

(символ 15 республик).

11. Что может рассказать герб города или области?

(пример).

12. Что представляет собой Государственный флаг?

(полотнище прямоугольной формы определенной цветовой гаммы с символикой).

13. Когда началась история национального флага России?

(в 17 веке).

14. Как выглядел I Российский флаг?

(3 полосы: белая, синяя, красная).

15. Каким был флаг в нашей стране после 1917 года?

(красный с серпом и молотом).

16. Что символизировали серп и молот?

(союз рабочих и крестьян).

17. Какие разновидности флагов вы знаете?

(политические, религиозные, символические, национальные, боевые).

18. Где непременно должно быть зафиксировано описание флага?

(в Конституции).

19. Назовите дату появления нынешнего Государственного флага.

20. Что означают цвета Государственного флага РФ?

(белый – чистота и ясность,

Синий – величие, ясность,

Красный – храбрость, удаль, красоту).

21. Что такое Государственный гимн?

(торжественное музыкально-поэтическое произведение).

22. В каких случаях исполняется Государственный гимн?

(когда поднимают Государственный флаг; во время официальных торжественных мероприятий).

23. Чем было вызвано появление в России первого официального государственного гимна?

(победой над наполеоновской армией в войне 1812 года, когда наблюдался небывалый всплеск патриотизма).

24. Какая песня была гимном нашей страны до 1944 года?

(«Интернационал»).

25. Когда впервые был исполнен современный гимн России?

новогоднюю ночь 2001 года).

(музыка А.Александрова, слова С.Михалкова).

Список использованной литературы:

    Голованова Т.П. Шаргин В.С. Государственные символы России. – М., ООО « Росмэн - пресс», 2004.

    Вилинбахов Г.В. государственный герб России. 500 лет. – АО «Славия», С.-П., 1997.

    Медведев М. Московские всадники./ М. Медведев // Знание – сила. – 2008. - №9 – с. 54-57

    Иконников А. Флаг России. – 2006 - №24 – с.2 – Граждановедение.

    Соболева Н. Создание государственных гимнов Российской империи и Советского Союза./ Н.Соболева// Вопросы истории. – 2005. - №2. – с. 25-42.

Тема: «СИМВОЛИКА БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ»
Цель: провести исследование истории возникновения символов Брянской
области: герба, гимна и флага Патриотическое воспитание молодого
поколения.
Задачи воспитания:
формирование патриотической и нравственной позиции учащихся;
расширение кругозора; формирование процесса самопознания у детей.
Ход классного часа
Нет на свете Родины дороже,
Надо всё нам сделать для неё.
Чтобы день, который прожит,
Каждым часом радовал её.
" В некотором царстве, в некотором государстве..." так начинаются сказки
народов нашей страны. Ведь страна ­ это не просто поле или лес, города и
сёла, где живут люди. Это ­ государство. А каждое государство обязано иметь
гимн ­ главную песню страны, а еще флаг и герб.
Россия представлена красивым трехцветным полотнищем флага,
замечательным гимном, величественным двуглавым орлом на гербе.
Вместе с Россией свои страницы в историю вписывают и ее города, села,
деревни, поселки.
“С чего начинается Родина?” Ответов на этот вопрос существует великое
множество. Мой родной край – Брянщина – это всего лишь частичка
огромной, необъятной России.
Брянщина родная

Родина ­ Россия, ты у нас одна...
Маленькая Родина ­ Брянщина моя.
Здесь леса дремучие, озера и поля.
Манят волшебством своим и зовут меня...
Ярких одуванчиков дружный хоровод
Закружив, взял за руки, за собой ведет...
Анна Вохрамешина
Но у моего любимого края есть своя история, свои традиции, свои символы.
Сегодня на классном часу мы узнаем о том, как возникли эти символы и
какой путь прошли.
Герб Брянской области.
Слово «герб» происходит от немецкого «erbe», что означает наследство.
Герб – это эмблема, закрепленная за человеком, родом, регионом, землей,
государством, передаваемая по наследству или существует до тех пор, пока
существует данный тип государства.

Занимается изучением гербов историческая дисциплина ­ геральдика.
Попробуем составить герб Брянской области.
Герб Брянской области представляет из себя французский щит синего цвета.
Синий ­ цвет славянского единства, символизирует принадлежность области к
славянству.
В нижней части щита из одной точки расходятся три золотых луча,
делящие щит на три части, каждая из которых является символом единства
славянских государств: России, Белоруссии и Украины.
В верхней части щита расположено изображение золотой ели с
трехъярусной кроной как ­ символ Брянского леса. На фоне центральной
части изображен герб города Брянска. Брянск ­ главный город области.
Герб окаймлен дубовым венком. Венок переплетен орденскими лентами:
правая сторона переплетена лентой ордена Ленина, которым Брянщина
награждена в 1967 году, левая сторона ­ лентой медали "Партизан Великой
Отечественной войны".
В разрыве дубового венка над центром гербового щита изображен серп и
молот – это нерушимый союз рабочих и крестьян.
Этот герб области утвержден в ноябре 1998 года областной Думой.
Флаг Брянской области
Флаг – это символ или знак, сделанный из ткани и показывающий
принадлежность к государству или какой­либо организации.
На Руси издревле существовали боевые знамена.
Самым распространенным цветом являлся красный.
Красный цвет знамени почитался во многих странах. Для русских людей
уже с самой далекой древности он являлся символом красоты и величия. В
древнерусском языке слово «красный» означало «красивый».
Красный цвет говорит о многом: о состоянии души, о величии, о
мужестве, о бесстрашии.
Флаг Брянской области представляет собой полотнище бордового цвета
с соотношением сторон 1:1,5. (Приложение 2)
Бордовый цвет - цвет знамён, под которыми в годы Великой
Отечественной войны армия и партизаны сражались за освобождение
Брянщины.
В центре полотнища помещен герб Брянской области
Гимн Брянской области
Часто на праздниках, демонстрациях, военных парадах мы слышим
торжественную величественную песню, называемую гимном.
Все люди встают, военные отдают честь, военные салютуют оружием.

Все торжественно, красиво и строго. Гимн – это песня, посвященная своей
Родине.
Гимн прославляет могущество и единство нашей огромной страны.
Слово «гимн» происходит от греческого «гимнос»­ «торжественная»
хвалебная песнь.
Гимн Брянской области является символом сохранения традиций и
культуры Брянской области.
В конце лета 1942 года комиссар Брянского фронта Серафим Катаев
приехал в Москву. Он разыскивал поэтов и композиторов. Ему нужны были
песни для партизан.
Однажды из леса пришла шифровка: «Патроны и оружие отберем у
врага, а вот песни как трофей не возьмешь. Пришлите песню».
Заказ был передан поэту А. Сафронову и С.Кацу. Песня сравнительно
быстро была написана. Получилась она поистине суровая, широкая,
величественная, близкая по духу партизанам.
Ночью в партизанской землянке А.Сафронов впервые спел песню
партизанам. А утром слепой музыкант баянист «с голоса» разучил песню. И
пошла песня кочевать от землянки к землянке, от одного отряда к другому.
Песня стала популярной не только у партизан, но и у фронтовиков.
Вторая «премьера» песни состоялась в годовщину освобождения
Брянска – 17 сентября 1966 года.
В этот день на центральной площади города, на площади Партизан, был
открыт монумент в память о воинах Советской армии и партизанах,
освободивших город от фашистских захватчиков.
(Исполнение 1 куплета гимна).
И в завершении нашего классного часа послушайте стихотворение
Елены Шаховской «Брянщине посвящается»:
Родная Брянщина моя!
Край боевой и партизанской славы!
Вставала ты заслоном рьяно,
Спасая Русь от подлого врага!

Брянск сокрушал в сражениях
кровавых
Нашествий полчищ не одну волну!
И партизанской бесконечной
славой
Покрыл себя в минувшую войну!

Я знаю: есть края в России
И шире, и богаче, и милей.
Но нет на свете ничего роднее,
Чем имя малой Родины моей!

Тебя узнаю я из сотен тысяч
Других чудесных на планете мест
По триединству герба, флага,
гимна,
Что отражают доблесть, славу,
честь!

Наш герб – французский щит
Небесно­синий!
В геральдике славянского единства
цвет.

Три золотых луча:

То Беларусь, Россия, Украина
И Брянщина – славянский центр!

Златая ель с трехъярусною кроной,
Как символ леса Брянщины моей!
Венок дубовый, серп и молот
И Брянска (в центре) герб.

А флаг наш – ратной битвы символ!
Бордовым цветом полотно горит!
Он словно кровь солдат и партизан,
Что не щадили жизней
За Русь! За Мир! За Счастье без
границ!

« Шумел сурово Брянский лес».
В сердцах звучит и в душах!
Гимн Брянщины моей родной
Готов я петь и слушать!

О партизанах – земляках!
О соснах и туманах!
Как немцев бил простой солдат!
Все гимн хранит, как память!

Страна без гимна – не страна!
И край ­ не край без гимна!
Во славу песнь звучит для нас –
Софронов, Кац! Спасибо!

Песок состоит из песчинок.
Из капелек пара – туман.
И Брянщина наша сложилась
Из сотен и тысяч брянчан!

Горжусь тобой, Отчизна Пересвета,
Поэтов русских славная Земля!
Душа теплом и радостью согрета!
Живу тобой, родная сторона!

Я знаю, что государственные символы России и символы родного края
должен уважать каждый человек, ведь они воплотили в себе историю и
традиции нашего народа и нашего Отечества. Я горжусь прошлым, настоящим
и будущим моей страны, моего славного брянского края. Эти символы
достались нам в наследство от предков. Какими они станут в будущем,
зависит уже только от вас.

Цель: создание условий для осознания учащимися значимости государственной символики как воплощения социокультурного контекста России.

Предлагаемая разработка ориентирована на средний школьный возраст (11-14 лет). Особенностью оформления данного классного часа является наличие/присутствие государственной символики: герба и флага Российской Федерации, которая может быть размещена на классной доске или на стенах классной комнаты. Для сопровождения рассказа учителя целесообразно использование мультимедийной презентации, отражающей содержание темы. Возможен вариант замены мультимедийной презентации иллюстрациями.

Педагог: Дорогие друзья, скорее всего вы уже знакомы с государственной символикой нашей страны. Вы знаете, как выглядят герб и флаг, слышали гимн Российской Федерации. Сегодня мы с вами более подробно познакомимся с символами нашей Родины - России.

Символы – это условные знаки или изображения, имеющие для человека или целого народа очень важное значение. Символы вызывают у нас представление. Так символом Парижа является Эйфелева башня; небоскребы, статуя Свободы – символы США.

Какие символы России вы можете назвать?

(учащиеся предлагают свои варианты)

Педагог : Действительно, символов России много – это и Кремль, и Знамя Победы, и березы. Но есть особые символы, они называются государственными символами и закреплены в основном законе нашей страны – Конституции. Скажите, какие символы мы называем государственными?

(учащиеся высказывают свои мнения)

Педагог: Верно, государственными символами в любой стране являются государственный герб, государственный флаг, государственный гимн.

Конечно, эти символы нам хорошо знакомы. Флаг России – бело –сине красный триколор; герб – двуглавый орел. Но почему выбрана именно такая государственная символика? Что означают наши герб, флаг, гимн? Все ли мы знаем это? Сегодня я предлагаю вам вспомнить, а может быть и узнать ответы на эти вопросы. А начнем мы с герба. Прежде чем говорить о гербе нашей страны я расскажу вам что обозначает слово «герб», когда и для чего возникли гербы. Понятие «герб» происходит от немецкого слова «наследство или наследие» и является знаком отличия, важнейшей эмблемой государства, города, области, а также отдельных лиц и родов. Его изображение помещается на флагах, монетах, печатях, бланках, марках и других предметах, чтобы показать принадлежность к тому или иному государству.

Я хочу обратить ваше внимание на то, что у вас на столах представлены документы, раскрывающие значения различных элементов гербов. Я предлагаю вам в течение 5 минут познакомиться с их значениями и на основе этой информации расшифровать значение герба нашей страны.

Из опыта работы: Учащимся предлагаются карточки с интерпретацией значений наиболее распространенных символических изображений на гербах. Например: лев – «властная сила»; корона – власть, благородство; конный всадник – победа; орел – сила, власть, величие; меч – военная слава, могущество; символы царской власти – твердая центральная власть. Количество символов в гербе отражают особенности формы правления и государственного устройства.

(в течение 7 минут учащиеся выполняют задание)

Педагог: Давайте подведем итоги нашей работы. Взгляните на герб Российской Федерации, давайте вместе постараемся предположить, какое значение в нем заложено.

(учащиеся высказывают свои предположения)

Педагог: Давайте проверим верны ли наши предположения. Наш герб представляет собой золотого двуглавгого орла, размещенного на красном щите; над орлом три короны (две малые и одна большая), в лапах орла скипетр и держава, а на груди на красном щите всадник, поражающий копьем дракона. Двуглавый орел в нашем гербе является символом единства народов России, живущих как в европейской, так и в азиатской ее частях. Поэтому одна голова орла смотрит на запад, а другая на восток. Короны над головами орла рассматриваются как символы союза республик, краев, областей, из которых состоит Российская Федерация. Скипетр и держава означают сильную государственную власть, защиту страны и ее единство. Всадник на щите – не только символ столицы России - Москвы, но и олицетворение победы добра над злом.

У каждой страны есть не только герб, но и государственный флаг. Над Большим Кремлевским дворцом, где находится место пребывания Президента России всегда, ночью и днем, в хорошую погоду и в ненастье развивается бело-сине-красное полотнище. Такой же флаг мы видим и над другими зданиями, где н6аходятся органы власти России. Это государственный флаг нашей Родины, один из важнейших символов государства.
Рассмотри изображение государственного флага Российской Федерации - он представляет собой прямоугольное полотнище из трех одинаковых по размеру горизонтальных полос: верхняя – белого цвета, средняя –синего, нижняя – красного.

Для того, чтобы понять что означают цвета нашего флага я предлагаю вам выполнить небольшое задание. Вам предлагаются стихотворные отрывки, характеризующие цвета нашего флага. Прочитайте эти отрывки, определите о каком цвете в них говорится и постарайтесь понять, что он означает.

Из опыта работы: Учащимся предлагаются стихотворные отрывки, требующие дополнения рифмы. Например:

Снежинки так прекрасны и легки,

Как совершенны у ромашки лепестки,

Как на доске строка написанная мелом,

Мы говорим сейчас о цвете … (белом)

Спокойны и чисты рек русских воды

Прозрачны и светлы как вечер зимний

И благородны и просторны неба своды

Художник их раскрасил в … (синий)

Россия много войн пережила

И наши деды умирали не напрасно

И верность Родине их к славе привела

Под Знаменем Победы ярко.. (красным)

(на выполнение задания учащимся предлагается 5 минут)

Педагог: Давайте посмотрим что у нас получилось. Как мы смогли расшифровать цвета нашего флага.

(выступления учащихся с предположениями)

Педагог: Цвета государственного флага никогда не выбираются просто так. Издревле каждый цвет имеет особое значение, так в нашем флаге красный цвет означал отвагу, мужество и героизм; белый и синий цвета были цветами русской православной церкви. Синий цвет – это небо, благородство, белый – совершенство, чистота.

Помимо государственного флага в Российской Федерации есть еще два особых знамени. Первое из них знамя вооруженных сил России, представляющее собой красное полотнище. Это знамя Победы, под которым воевали наши деды и прадеды, которое взвилось над рейхстагом как знак взятия Берлина в годы Великой Отечественной войны. Второе знамя – это знамя военно-морского флота. Российскому военно-морскому флоту, подчеркивая преемственность славных традиций флота Петра Великого, по наследству перешел бело-голубой Андреевский флаг.

Часто на праздниках, демонстрациях, военных парадах мы слышим торжественную величественную песню, называемую гимном. Все люди встают, военные отдают честь, военные салютуют оружием. Все торжественно, красиво и строго.

Кто из вас знает, что такое государственный гимн?

(учащиеся высказывают свое мнение)

Педагог: Гимн – это торжественная песня, исполняемая в особых торжественных случаях. Каждое государство имеет свой гимн. Гимн – это песня, посвященная своей Родине, это символ государства, такой же как герб и флаг. Гимн прославляет могущество и единство нашей огромной страны.

Поэтому к словам и музыке гимна предъявляются особые требования. Скажите, кто из вас может назвать авторов музыки и слов нашего современного российского гимна?

(следуют ответы учащихся)

Педагог: Мелодия нашего гимна написана Александром Васильевичем Александровым. Эту музыку знают и уважают во всем мире. Она рождает гордость за свою страну. Этому соответствуют слова гимна, написанные Сергеем Владимировичем Михалковым. В них звучит идея возрождения, величия и славы России. Современный гимн объединяет всех людей нашей страны. Всех тех, кто хочет ее процветания, тех, кто любит свою родину и гордится ею. Я прошу вас встать под гимн России

Из опыта работы: целесообразно сопроводить прослушивание гимна слайдами, отражающими славные страницы российской истории.

Педагог: Пришло время подвести итог нашего классного часа. Сегодня мы с вами познакомились со значением государственной символики нашей Родины – России. Мне бы хотелось, чтобы вы всегда помнили, что вы - граждане великой страны, имеющей богатую и славную историю, чтили ее символы, гордились своей страной.

Из опыта работы: возможно в завершение классного часа дать прослушать учащимся величественную музыку, под которую просмотреть слайды видов России.

Тема: «Государственная символика Российской Федерации» (беседа)

Цели:

Воспитание духовно-нравственных и героико-патриотических качеств личности студента;

Приобщение старших подростков к историческому прошлому и настоящему Российского государства.

Ход классного часа.

Беседа № 1. «История гимна Российского государства».

Гимн — торжественная песнь, принятая как символ государства или социального единства. Государственным гимном принято считать гимн, исполняемый при официальных церемониях внутриполитического и международного характера.

В России существовало одновременно несколько общенациональных духовных и патриотических гимнов. Хор «государственных дьяков» с 1479 г. до XVII века во время церковных праздников и событий общегосударственного значения исполнял православные песнопения.

Начиная с царствования Петра I и до 1780-х гг. встречи коронованных особ, победы в войнах и т. д. отмечались панегирическими песнями — «виватными кантатами», перемежавшимися пением «Многая лета».

Функции государственного гимна в XVIII — начале XIX в. выполнял также общеевропейский гимн «Тебя, Боже, хвалим». В 1720-х гг. неизвестным автором был создан старейший русский марш «Преображенский марш Петра Великого», в 1805 г. поэт С. Н. Марин написал к нему слова: «Пойдем, братцы, за границу бить Отечества врагов» (позже составлен другой текст — «Знают турки нас и шведы»). Марш исполнялся при выходах императоров, на парадах и приемах послов. К концу XIX в. он стал главным маршем Российской империи.

Первым неофициальным гимном Российской империи с 1791 г. был написанный О. А. Козловским в форме марша-полонеза «Гром победы, раздавайся» на слова Г. Р. Державина для хора и оркестра, созданный в честь взятия русскими войсками Измаила в декабре 1790 г. На музыку «Грома победы» в декабре 1831 г. В. А. Жуковский написал «Русскую песнь на взятие Варшавы».

В период между 1790 и 1801 гг. композитор Д. С. Бортнянский создал духовный небогослужебный гимн на слова М. М. Хераскова — «Коль славен наш Господь в Сионе» (построен на основе православных и народных напевов). В XIX — начале XX в. этот гимн исполнялся во время крестных ходов и церковных парадов, на торжественных военных церемониях. В нотных изданиях XIX в. он сопровождался пометкой «национальной русский гимн». Попытка использовать «Коль славен» в качестве государственного гимна при Временном правительстве (1917 г.) не увенчалась успехом.

Первым официальным государственным гимном Российской империи (с 1816 г.) была «Молитва русских» Жуковского на мелодию английского государственного гимна «Боже, храни короля». Второй официальный государственный гимн «Боже, Царя храни», созданный по инициативе императора Николая I композитором А. Ф. Львовым, впервые был исполнен в Москве 11 декабря 1833 г. в Большом театре и в Петербурге, а. затем 25 декабря 1833 г. в Зимнем дворце на праздновании 21-й годовщины освобождения России от наполеоновского нашествия.

Государственный гимн подлежал обязательному исполнению на парадах, разводах, при освящении знамен, на утренних и вечерних молитвах в русской армии, при посещениях императорской четой театров и других общественных мест.

До 1944 г. государственным гимном РСФСР, затем СССР был международный пролетарский гимн «Интернационал» (слова Э. Потье, музыка П. Дегейтера). 1 января 1944 г. по радио прозвучал новый гимн, музыка которого была написана А. В. Александровым, а слова — С. В. Михалковым и Г. Г. Эль-Регистаном («Союз нерушимый...»).

В Российской Федерации положение о государственном гимне было утверждено Указом Президента Б. Н. Ельцина 11 декабря 1993 г. Музыкальной основой этого гимна являлась «Патриотическая песня» М. И. Глинки. Принятых слов у гимна не было.

С 2000 г. у нас в стране утвержден гимн на музыку А. В. Александрова, использованную для советского гимна, поэт С. В. Михалков написал новые слова.

Текст современного Гимна России

Россия — священная наша держава,

Россия — любимая наша страна.

Могучая воля, великая слава —

Твое достоянье на все времена!

Припев:

Славься, Отечество наше свободное,

Братских народов союз вековой,

Предками данная мудрость народная!

Славься, страна! Мы гордимся тобой!

От южных морей до полярного края

Раскинулись наши леса и поля.

Одна ты на свете! Одна ты такая —

Хранимая Богом родная земля.

Припев.

Широкий простор для мечты и для жизни

Грядущие нам открывают года.

Нам силу дает наша верность Отчизне.

Так было, так есть и так будет всегда!

Припев.

Вопросы для обсуждения:

Что, по вашему мнению, стремились внести в текст гимна руководители государства в различные исторические периоды Российской Федерации?

Выучите текст Государственного гимна Российской Федерации.

Беседа № 2. «История возникновения Государственного герба Российской Федерации».

Герб государственный — законодательно утвержденная, геральдически оформленная эмблема государства, символизирующая его в официальных ситуациях и на международной арене. Государственный герб является внешним признаком суверенитета и международного признания.

Отличительной особенностью русских гербов было их происхождение не от рыцарских символов, а от древних эмблем и знаков на печатях, монетах, военных знаменах.

По одной версии — слово «герб» происходит от немецкого Erbe, что значит наследство. По другой — слово «герб» — славянского происхождения и буквально означает «наследство» (в отличие от немецкого или французского, где герб означает «оружие»).

Первые гербы, изображенные на печатях, появились в XI — XII вв. Так, «Лев» был отличительным знаком основателя Москвы Юрия Долгорукого, а затем стал гербом города Владимира.

В 1672 г., при царе Алексее Михайловиче, была составлена особая книга «Титулярник», в которой воспроизводились рисунки ряда земельных гербовых эмблем. Но окончательное преобразование старинных земельных эмблем в гербы и оформление их по общим геральдическим правилам началось только при Петре I, учредившем в 1722 г. должность герольдмейстера и штат работников при нем.

Государственным гербом Российского государства стал золотой двуглавый орел.

В настоящее время, как сказано в Федеральном законе «О гербе Российской Федерации», «Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и — над ними — одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла — скипетр, в левой — держава. На груди орла, в красном щите, — серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона».

Двуглавый орел — один из древнейших символов. Он происходит из стран Древнего Востока и известен по цилиндрическим печатям Халдеи (в Южной Месопотамии) VI в. до н. э. В XI в. двуглавый орел становится элементом восточного орнамента, особенно на тканях. В XIV в. он встречается на медных монетах золотоордынского хана Джанибека (1341—S357 гг.). Со времен крестовых походов двуглавый орел распространяется по Европе.

В пределах Византийской империи двуглавый орел выступал в качестве как светской, так и религиозной эмблемы. Однако гербом Византии он так и не стал.

В отличие от Византии, во многих южнославянских и соседних с ними странах (Сербии, Болгарии, Черногории, а также Албании и Румынии) двуглавый орел служил именно гербом.

Рождение двуглавого орла в символике России относится к жалованной грамоте Ивана III — меновой и отводной (определявшей границы земель), данной в июле 1497 г. его племянникам. К ней была привешена печать великого князя. На лицевой ее стороне с изображением всадника, поражающего дракона, в круговой надписи располагались имя и начало титула великого князя: «Иоанъ Божиею милостию Господарь Всея Руси и Великий князь», а на обороте — двуглавый дважды коронованный орел с распростертыми крыльями. Принятие двуглавого орла в качестве символа России связано с идеей провозглашения Москвы третьим Римом (преемницей Византии).

Иван III принял в качестве государственного герба Руси византийского черного двуглавого орла, увенчанного двумя коронами, на желтом (золотом) фоне. В качестве государственного символа двуглавый орел потребовался Ивану III только в последнем десятилетии XV в., поэтому он и заменил им устойчивое к тому времени изображение льва, терзающего змею. Изображение на печати русского государя двуглавого орла свидетельствует о желании московского князя продемонстрировать равенство с западными странами, особенно с императорами Священной Римской империи.

При великом князе Василии Ивановиче (1505—1533 гг.) форма корон на гербе изменена (они стали «царскими»). Канон изображения орла не был отработан. При Иване IV Грозном (1533—1584 гг.) на разных изображениях государственного герба орел иногда был только с одной (общей для обеих голов) короной с возвышающимся над ней православным крестом; одновременно появляется обременяющее орла изображение — иногда всадника (повернутого влево), поражающего дракона, иногда единорога.

Впоследствии в герб вносились многочисленные изменения (связанные, прежде всего, с введением в него титульных гербов), не менявшие его общего вида.

Последний раз в царской России герб был утвержден 16 марта 1883 г. Описание герба: «В червленом щите Святой Великомученик и Победоносец Георгий, в серебряном вооружении и лазуревой приволоке (мантии) на серебряном, покрытом багряною тканью, с золотой бахромою, коне, поражающий золотого, с зелеными крыльями, дракона, золотым с осьмиконечным крестом наверху, копьем. Щит увенчан императорскою короною. За щитом два накрест положенные золотые скипетра, соединенные Андреевскою лентою».

После Февральской революции государственный герб в старом виде перестал употребляться.

С принятием Конституции РСФСР 10 июля 1918 г. введен новый государственный герб — герб РСФСР: изображение серпа и молота на фоне земного шара в окружении колосьев, перевитых лентой с надписью «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» на нескольких языках. Позднее рисунки гербов РСФСР и СССР менялись, но герб с колосьями просуществовал почти восемьдесят лет.

Вопросы для обсуждения:

Как отражалась историческая эпоха в главном символе Российского государства в различные периоды его становления?

Опишите современный герб Российской Федерации.

Беседа № 3. «История Государственного флага Российского государства».

Наряду с государственным гербом официальным символом государства является государственный флаг. Его описание и положение о нем устанавливается законодательными актами. Международное сообщество выработало целый ряд общих норм по отношению к флагам. Важнейшая из них — взаимное уважение. Посягательство на полотнище другого государства однозначно воспринимается во всем мире как знак неуважения и враждебности.

Флаги ведут свое происхождение от знамен, штандартов. Знамена — символы объединения и власти. К первым относятся знамена организаций, воинских частей и соединений, флаги государственные, национальные, морские; ко вторым — императорские, царские, королевские, президентские...

Первые штандарты в мировой истории представляли собой шест с фигуркой птицы или зверя на вершине, которые ассоциировались со скоростью, силой или боевым духом. Такие штандарты впервые появились на Ближнем Востоке примерно 5000 лет назад.

Самым первым римским штандартом быв манипулус (дословно — «ручной»), который представлял собой связку соломы, закрепленную на копье; она служила сигналом для сбора солдат манипула (подразделения легиона), а также средством связи. Позднее каждый манипул стал нести свою собственную эмблему с животным (таким, как лошадь или волк) на древке.

Принятый в 1991 г. Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней — белого, средней — синего и нижней — красного цвета. Государственный флаг Российской Федерации поднимается на зданиях органов государственной власти и управления, посольств, торгпредств, консульств Российской Федерации за рубежом, судах, плавающих в открытом море и в территориальных водах иностранных государств, и т. д. Трехцветный Государственный флаг Российской Федерации восходит к флагу, введенному Петром I. Государственный флаг СССР представлял собой красное прямоугольное полотнище с изображением в его верхнем угод у древка, золотых серпа и молота и красной пятиконечной звезды, обрамленной золотой каймой, над ними.

Вопросы для обсуждения:

Что символизировал цвет флага СССР и что означает нынешний триколор?

Объясните понятие происхождения слов «герб», «флаг», «гимн».

Беседа № 4. «Краткая биография Президента Российской Федерации В.В. Путина».

Президент Российской Федерации — Путин Владимир Владимирович.

Родился 7 октября 1952 г. в Ленинграде. В 1975 г. окончил юридический факультет Ленинградского государственного университета. По распределению был направлен на работу в органы государственной безопасности. В 1985—1990 г. работал в ГДР. С 1990 гг.— помощник ректора Ленинградского государственного университета по международным вопросам, затем — советник председателя Ленинградского городского Совета. С июня 1991 г. — председатель Комитета по внешним связям мэрии Санкт-

Петербурга. Одновременно — с 1994 г. — первый заместитель председателя правительства Санкт-Петербурга. С августа 1996 г. — заместитель управляющего делами Президента Российской Федерации. С марта 1997 г. — заместитель руководителя Администрации Президента Российской Федерации, начальник Главного контрольного управления Президента Российской Федерации. С мая 1998 г. — первый заместитель руководителя Администрации Президента Российской Федерации. 8 июля 1998 г. назначен директором Федеральной службы безопасности Российской Федерации, одновременно — с марта

1999 г. — Секретарь Совета Безопасности Российской Федерации. С августа 1999 г. — Председатель Правительства Российской Федерации. С 31 декабря 1999 г. — Исполняющий обязанности Президента Российской Федерации.

Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами. Председатель Государственного Совета. Кандидат экономических наук. Владеет немецким и английским языками.

У Путина двое детей, дочери Мария (1985 г. р.) и Катерина (1986 г. р.).

Мини-итоги : Классный руководитель (куратор учебной группы) обобщает рассуждения студентов и призывает их неукоснительно исполнять требования к государственной символике российского государства.

КОМИТЕТ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

ОБПОУ «Курский базовый медицинский колледж»

Щигровский филиал

Методическая разработка

внеклассного мероприятия,

посвящённого дню Конституции России

«Государственная символика России»

Подготовлена:

преподавателями

Сапроновой Н.В.,

Кузьминой Л.П.

Щигры, 2015

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Одним из приоритетных направлений развития современного общества является воспитание молодого поколения. В связи с этим особую актуальность приобретает проблема патриотического воспитания. В настоящее время, для развития и процветания государства мало, чтобы человек получил образование в узкой специализации. Немаловажным фактором становится желание человека работать и всячески способствовать развитию своей страны. Для этого с раннего возраста детям необходимо прививать любовь к героическому прошлому и культуре своего народа. Данная проблема актуальна и значима в наше время, так как будущее нашей страны зависит от подрастающего поколения и перед педагогами стоит непростая задача сформировать в каждом молодом человеке все необходимые качества, которые создадут устойчивый фундамент для дальнейшего развития личности.

Исторический опыт показал, что поступательное развитие общества, экономическое развитие страны, профессиональная состоятельность выпускника не могут быть успешно осуществлены без воспитательного базиса, без учета духовного потенциала личности и общества. Обучение, воспитание, развитие должны быть органическим процессом формирования личности студента. Изменившиеся условия жизни (гражданское общество, правовое государство) выдвигают перед профессиональным образованием новые требования. Необходимо ориентироваться на то, что выпускник – это не просто копилка компетентностей, а процесс обучения – не просто развитие опыта личности (знаний, умений, навыков, привычек). Востребована новая личность, ориентированная на общечеловеческие, нравственные и духовные ценности, обладающая такими качествами, как самостоятельность, сознательность, ответственность, толерантность, коммуникабельность, контактность в различных социальных группах. Мотивация в профессиональном воспитании смещается в сторону формирования выпускника как сознательного и активного гражданина, патриота своей страны.

Выступая важнейшим фактором духовно-нравственного становления и развития личности, патриотическое воспитание является основой формирования менталитета человека, его гражданственности, проявляемой в системе основополагающих ценностей. Оно предопределяет целевые установки поведения граждан, направленные на служение интересам страны, готовности защищать её вплоть до самопожертвования. Базовые категории патриотического воспитания (долг, ответственность, готовность к пожертвованию личными интересами ради общего блага Отчества) составляют стержень и нравственную основу личности, определяют сегмент ее формирующегося сознания.

Цели:

    формирование гражданской идентичности посредством изучения государственной символики России;

    познакомить обучающихся с историей государственных символов России;

    воспитывать чувство гордости за свою страну.

Задачи:

    формировать правовую культуру, правосознание обучающихся, их уважение к государственным символам страны;

    развивать у обучающихся чувство гордости за Россию как многонациональную, поликультурную, поликонфессиональную страну, ее многонациональный народ, являющийся единственным источников власти в стране, как уникальное пространство, на территории которого веками складывались отношения добрососедства, конструктивного взаимодействия, согласия и взаимопонимания представителей различных народов;

    развивать навыки ведения диалога по вопросам важнейших прав, свобод и обязанностей гражданина, понимания механизмов их защиты и способов реализации;

    способствовать формированию активной жизненной позиции обучающихся, их гражданскому самоопределению, стремлению к самореализации в России.

Методика:

устный журнал

Оборудование:

мультимедийная презентация, музыкальные фрагменты («С чего начинается Родина», гимн РФ, «Боже, царя храни», Патриотическая песня М.Глинки); инструментальная музыка для чтения стихов.

Предварительная подготовка:

подбор материала, работа с электронными ресурсами.

Вступительное слово преподавателя: Патриотизм – это глубокое осознание своей неразрывности с Отечеством, его историческими и культурными традициями. В патриотическом воспитании нельзя обойтись без рассказа о российской государственной символике, которая играет большую роль в формировании гражданской позиции человека, воспитании таких ценностей, как человеческая жизнь, свобода, равноправие и достоинство людей, осознанного поведения на основе понимания и принятия ими морально-правовых регуляторов жизни общества и государства.

Храни огонь родного очага

И не позарься на костры чужие!

Таким законом наши предки жили

И завещали нам через века:

«Храни огонь родного очага!»

Лелей лоскут отеческой земли,

Как ни болотист, как ни каменист он.

Не потянись за черноземом чистым,

Что до тебя другие обрели.

Лелей лоскут отеческой земли!

И если враг задумает отнять

Твоим трудом взлелеянное поле,

Не по страничке, что учили в школе,

Ты будешь знать, за что тебе стоять...

Ты будешь знать, за что тебе стоять!

Ведущий 1: Каждый человек, живущий на нашей планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою землю и её историю. А олицетворяют родную землю её символы.

Символы - это условные знаки или изображения, имеющие для человека или целого народа очень важное значение. Символы вызывают у нас определённые представления.

Россия начиналась не с меча,

Она с косы и плуга начиналась.

Не потому, что кровь не горяча,

А потому, что русского плеча

Ни разу в жизни злоба не касалась...

И стрелами звеневшие бои

Лишь прерывали труд ее всегдашний. Недаром конь могучего Ильи

Оседлан был хозяином на пашне.

В руках, веселых только от труда,

По добродушью иногда не сразу

Возмездие вздымалось. Это да.

Но жажды крови не было ни разу.

А коли верх одерживали орды,

Прости, Россия, беды сыновей.

Когда бы не усобицы князей,

То как же ордам дали бы по мордам!

Но только подлость радовалась зря.

С богатырем недолговечны шутки:

Да, можно обмануть богатыря,

Но победить - вот это уже дудки!

Ведь это было так же бы смешно,

Как, скажем, биться с солнцем и луною

Тому порукой - озеро Чудское,

Река Непрядва и Бородино.

И если тьмы тевтонцев иль Батыя

Нашликонец на родине моей,

То нынешняя гордая Россия

Стократ еще прекрасней и сильней!

И в схватке с самой лютою войною

Она и ад сумела превозмочь.

Тому порукой - города-герои

В огнях салюта в праздничную ночь!

И вечно тем сильна моя страна,

Что никого нигде не унижала.

Ведь доброта сильнее, чем война,

Как бескорыстье действеннее жала.

Встает заря, светла и горяча.

И будет так вовеки нерушимо.

Россия начиналась не с меча,

И потому она непобедима!

Ведущий 2: А какие символы нашего государства вы знаете? (флаг, гимн, герб) А знаете ли вы когда сложились современные символы России? Каждый государственный символ имеет свою историю. Однако практически все были признаны официальными символами сравнительно недавно - в течение последнего десятилетия.

Ведущий 1: Эти символы закреплены Основным Законом нашей страны - Конституцией. Обеспечивает выполнение Конституции на территории страны глава государства. В Российской Федерации это Президент.

С тех пор этот день является государственным праздником, за это время в Конституцию не внесена ни одна поправка.

Ведущий 1: Что же такое Конституция?

Конституция - это основной закон, по которому мы живём. Конституция

(от лат. constitutio - устройство) - нормативно-правовой акт высшей юридической силы государства или государственно-территориального образования в федеративном государстве, закрепляющий основы политической, правовой и экономической систем данного государства или образования, основы правового статуса личности.

Ведущий 2: Конституция любого государства начинается с Преамбулы «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».

Ведущий 1: А сейчас проведём небольшой блиц-опрос - я буду задавать вопросы, а вы - отвечать, итак начнём:

1. Какие права человека вы знаете?

2. Когда человек приобретает права?

3. Что значат слова: обязанность человека?

4. Какие обязанности вы знаете?

5. С какого возраста человек может отвечать по своим обязательствам? (С 18 лет)

6. Какие символы государственности вы знаете? /Флаг, герб, гимн. Эти символы закреплены Основным Законом нашей страны - Конституцией. Обеспечивает выполнение Конституции на территории страны глава государства. В Российской Федерации - это Президент./

Ведущий 2: Первым символом является, несомненно, герб. Наука об изучении гербов называется геральдикой. Когда же люди начали придумывать гербы своим государствам?

История гербов уходит своими корнями в глубь столетий. Издревле наследники княжеских династий получали вместе с престолом свой родовой знак, который был запечатлен на шлеме, перстне, зеркальце или даже на домашней утвари.

Эти нехитрые родовые знаки и стали основоположниками геральдики.

Ведущий 1: Российская геральдика берет свое начало из традиций родового древнерусского дворянства. Когда же появился государственный герб России?

Исследователи геральдики единодушно относят его появление к временам царствования князя Ивана III, который окончательно избрал символом государственной власти двуглавого орла.

Надо сказать, что изображения птиц, зверей и даже рыб всегда использовались на государственных знаках. Но обратите внимание на российский герб. Посмотрите на него внимательно: не простая птица изображена на нем, а двуглавый орел.

Ведущий 2: Российская эмблема воспринималась однозначно: орел - царь птиц, его сила и зоркость служили непререкаемым символом муже­ства и проницательности. Кроме того, вспомните, что Россия - одна из немногих стран мира, расположенных сразу на двух материках - Европе и Азии. Поэтому одна голова орла обращена ни Восток, другая - на Запад при единомтеле - едином направлении

Ведущий 1: Кроме того, почти у каждого города России есть свой собственный герб, в т.ч. и в г.Щигры. У Москвы герб появился в конце XV столетия. Московский герб – это всадник с копьем в руке – Георгий Победоносец.

Ведущий 2: Но что это за подвиг Святого Георгия Победоносца изображён? Согласно легенде, некогда в Палестине жила прекрасная царевна. Но в окрестном озере завелся страшный змий, которому горожане должны были отдать царевну на съедение. Однако воин по имени Георгий, который был христианином, победил чудовище и спас девушку. Он пронзил чудовище копьём, а конь растоптал змея. Царь - отец девушки и его подданные воочию убедились в силе христианской веры и крестились. Позже Георгий был признан святым, а его почитание распространилось во многих странах. ВРоссии святой считался покровителем воинов и землепашцев. Теперь изображение всадника на белом коне, поражающего копьём змея, является гербом, то есть отличительным знаком Москвы. Таким образом, на Гербе России изображен христианский воин. Он олицетворяет добро и добродетель. Он убивает копьём чёрного змия - символ зла. На Руси его именем называли детей - оно известно в двух вариантах Егор и Юрий.

Ведущий 1: Элемент столичного герба - всадник - соединился с российским двуглавым орлом в печати великого князя Ивана III. Образ святого Георгия Победоносца защитника Отечества, Воина небесного - стал гербом Москвы и Московского государства.

Ведущий 2: Российский двуглавый орел, продолжая традиции православной Византии, символизирует собой незыблемость и верность право­славия с той древней поры, когда Россия стала его хранительницей и преемницей.

Ведущий 1: Грудь орла украшена щитом с иконным изображением Георгия Победоносца - защитника Отечества, борющегося со змием. В этомгербе отразилась постоянная борьба добра и зла. Три короны над двуглавым орломозначают единую связь трехдружественных народов - русских, украинцев и белорусов. Скипетр и держава в лапах орла - царские регалии, которые служат воплощением государственного порядка и верности закону.

Упал снаряд, и совершилось чудо:

На опаленной порохом стене

Возник в дыму неведомо откуда

Святой Георгий на лихом коне.

От сотрясенья обнажилась фреска,

Упала штукатурка поздних лет, -

И он возник торжественно и дерзко,

Как древний знак сражений и побед.

В сиянии возвышенного лика,

Простер десницу грозную свою.

И острая карающая пика

Пронзила ядовитую змею.

Ведущий 2 : Назовите, где используется герб. (Пограничные столбы, монеты, печати на законодательных документах).

Ведущий 1: Следующим символом Росси является флаг. Что мы знаем о Российском Флаге? Дата принятия: 08.12.2000. Государственный флаг Российской Федерации является официальным символом РФ, Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней - белого, средней - синего, нижней - красного цвета. 22 августа мы отмечаем День Государственного флага России.

Ведущий 2: Издавна на Руси был широко распространен красный цвет. История сохранила ряд документов, свидетельствующих о том, что в знаменательные исторические моменты государственный флаг России был именно красного цвета. Под красным знаменем царь Иван Грозный завоевывал Казанское ханство. Этот стяг хранится в Оружейной палате московского Кремля. Он имеет размеры 3x1,5 метра, на его алом фоне золотом вышит образ Христа.

Ведущий 1: 8 сентября 1380 года, когда русские и татары сошлись на Куликовом поле за Доном, князь Дмитрий Донской, возглавлявший русские войска, преклонил колени перед знаменем «червного», то есть - красного цвета.

В октябре 1612 года войска русских ополченцев, возглавляемые новгородским посадским старостой Кузьмой Мининым и суздальским князем Дмитрием Пожарским, разгромили польских интервентов, которые пытались захватить власть на Руси. В Оружейной палате хранится одно из знамен князя Пожарского: его основу составляет полотнище красно-малинового цвета с изображением ликов святых.

Ведущий 2: История современного российского флага ведет свое летоисчисление из далеких времен царя Алексея Михайловича. В период его царствования, в 1654 году с Россией воссоединиласьМалороссия (нынешняя Украина), и в семью российских знамен влились лазорево-синие цвета стягов украинского войска Богдана Хмельницкого. Несколько позднее с Россией также воссоединилась Белоруссия. К царствованию Алексей Михайловича относится первое упоминание о государственных цветах и государственном флаге России. Это событие связано с постройкой первого русского корабля, для флагов которого царским указом от 9 апреля 1667 года было велено прислать ткани «червчатой, белой и лазоревой». Этим указом царь подтвердил государственными цветами России красный, белый и синий.

Ведущий 1: Историки находили объяснение национальных цветов в полном титуле царей Российской империи - «всея Великия, и Малые и Белые России». Красный цвет соответствовал великороссам, синий - малороссам, белый - белорусам.

Следующее документальное свидетельство о российских флагах относится к эпохе Петра I: на его кораблях были красно-сине-белые флаги. Сохранились рисунки двух государственных флагов, собственноручно сделанные Петром. Полотнище первого разделено на три горизонтальные полосы - белую, синюю и красную. На втором флаге поверх этих полос наложен синий крест, соединяющий четыре угла. Эти символ объединения Россией четырех европейских морей - Белого, Азовского, Каспийского и Балтийского. Та же символика - косой синий крест - использована в учрежденном первом ордене Святого Андрея Первозванного - апостола, от которого, по преданию, Россия приняла крещение. И этот флаг, который сразу прозвали «андреевским», стал святыней доблестного русского флота.

Ведущий 2: Утвержденные Петром I российские флаги сохранялись на протяжении нескольких веков. Под ними русские войска разбили 27 июня 1709 года шведов под Полтавой. Немеркнущей славой озарили их русские солдаты под командованием полководца Суворова. Под этими знаменами сражались войска Кутузова в Бородинской битве.

На Руси эти три цвета имели следующее символическое значение: белый - благородство, откровенность; синий - верность, честность, безупречность, целомудрие; красный - мужество, смелость, великодушие, любовь. Такое цветосочетание сохранилось в российском флаге и поныне.

Ведущий 1: Наряду с современным отечественным «триколором» во время торжественных военных праздников на парады в Москве выносят красное Знамя Победы, которое было водружено над поверженным немецким Рейхстагом в 1945 году. Этот флаг представляет собой полотнище красного цвета с тогдашней государственной символикой нашей страны - золотой звездой и эмблемой «серп и молот». Это знамя - гордый символ боевой славы русского народа и его великого подвига победы в войне 1941-1945 годов.

Нам есть чем гордиться и есть что беречь,-

И хартия прав, родимая речь,

И мир, охраняемый нами,

И доблесть народа, и доблесть того,

Кто нам и родней, и дороже всего,

Кто наше победное знамя!

А. Ахматова

Ведущий 2: Третьим символом России является Гимн - это торжественная песня или мелодия, которая исполняется в особых, торжественных случаях: во время национальных праздников, подъема Государственного флага РФ, торжественных собраний, во время проведения воинских ритуалов и спортивных соревнований. При исполнении гимна любой страны люди, слушающие его, встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране, чей гимн звучит.

Ведущий 1: Со слов «Боже, Царя храни» начинался первый официальный государственный гимн России. Известна точная дата его появления - 18 декабря 1833 года. В 1917-м его на короткое время - бессмертной строчкой «Отречемся от старого мира» - сменила «Марсельеза», за ней в 1918 году последовал «Интернационал» с его «Вставай, проклятьем заклейменный». В 1944 году в качестве гимна СССР утвердили мелодию А. Александрова, написанную ранее как «Гимн партии большевиков», со словами Сергея Михалкова и Георгия Эль - Регистана: «Союз нерушимый республик свободных».

Ведущий 2: Первый гимн современной России на музыку М. Глинки,

появившийся в 1990 году, был немым, потому что текст к нему так и не смогли написать. В результате спустя ровно десять лет была создана рабочая группа по подготовке проекта государственного гимна РФ, которая и рекомендовала принять - с учетом опроса общественного мнения - в качестве гимна РФ мелодию гимна СССР. Тогда же «Союз нерушимый республик свободных» был переделан Сергеем Михалковым в «Россия – священная наша держава».

Ведущий 1: Как проявляется уважение к стране, когда люди слушают гимн? Люди встают, мужчины снимают головные уборы, не разговаривают, слушают или поют гимн. Гимн исполняют на официальных церемониях, на парадах, на спортивных соревнованиях в честь выигравших атлетов.

Ведущий 2: А вы знаете слова гимна? Я начну читать куплет, а вы будете продолжать:

1-й куплет:

Россия - священная наша держава,

Россия - любимая наша страна.

Могучая воля, великая слава -

Твое достоянье на все времена!

Припев:

Славься, Отечество наше свободное, Братских народов союз вековой,

Предками данная мудрость народная!

Славься, страна! Мы гордимся тобой!

2 -й куплет:

От южных морей до полярного края

Раскинулись наши леса и поля.

Одна ты на свете! Одна ты такая -

Хранимая Богом родная земля!

3-й куплет

Широкий простор для мечты и для жизни

Грядущие нам открывают года.

Нам силу дает наша верность Отчизне.

Так было, так есть и так будет всегда!

Ведущий 1: А теперь Блиц опрос:

1 .Какую форму имеет флаг России? (форму прямоугольника)

    Сколько полос на флаге? (3)

    В какой последовательности они расположены? (белый, синий, красный)

    Что символизирует каждая полоса флага?

    Грудь орла защищена щитом с изображением кого? (Святого Георгия Победоносца)

6.Что же такое Конституция?

7. Что содержит в себе эта небольшая книжечка?

8.Когда была принята Конституция Российского государства?

9. Перечислите обязанности гражданина России.

Родина

Касаясь трех великих океанов,

Она лежит, раскинув города,

Вся в черных обручах меридианов,

Непобедима, широка, горда.

Но в час, когда последняя граната

Уже занесена в твоей руке

И в краткий миг припомнить разом надо

Все, что у нас осталось вдалеке,

Ты вспоминаешь не страну большую,

Какую ты изъездил и узнал,

Ты вспоминаешь родину - такую,

Какой ее ты в детстве увидал.

Клочок земли, припавший к трем березам,

Далекую дорогу за леском,

Речонку со скрипучим перевозом,

Песчаный берег с низким ивняком.

Вот где нам посчастливилось родиться,

Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли

Ту горсть земли, которая годится,

Чтоб видеть в ней приметы всей земли.

Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы,

Да, можно голодать и холодать,

Идти на смерть... Но эти три березы

При жизни никому нельзя отдать.

Заключительное слово преподавателя: В повседневной жизни мы не встречаемся с мерой, с помощью которой можно было бы измерить патриотизм. Любовь к Отечеству становится силой духа только тогда, когда у человека запечатлены в сознании образы, связанные с родным краем, языком, когда появляется чувство гордости от того, что все это – твоя Родина. Патриотизм как возвышенное чувство, незаменимая ценность и источник, важнейший мотив социальной значимой деятельности, наиболее полно проявляется в личности, социальной группе, достигшей высшего уровня духовно– нравственного и культурного развития. Истинный, духовный в своей основе патриотизм предполагает бескорыстное, беззаветное вплоть до самопожертвования служение Отечеству.