Конвенциональный приоритет. Смотреть что такое "конвенционный приоритет" в других словарях

Дата, на которую устанавливается новизна объекта патентного права (являющаяся условием его охраны). Статья 4 Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20 марта 1883 г. предусматривает льготное правило для патентования во всех странах-участницах на дату подачи первоначальной заявки на патент одной из этих стран. К. п. по Парижской конвенции действует в течение 12 месяцев для изобретений и шести - для полезных образцов или товарных знаков. Условие предоставления К. п. - правильное оформление национальной заявки в соответствии с внутренним законодательством страны, где она подана первоначально.


Смотреть значение Конвенционный Приоритет в других словарях

Конвенционный — конвенционная, конвенционное (дипл.). Установленный конвенцией. таможенный тариф (в противоп. общему тарифу).
Толковый словарь Ушакова

Конвенционный Прил. — 1. Установленный конвенцией в договорном порядке.
Толковый словарь Ефремовой

Приоритет М. — 1. Первенство в каком-л. открытии, изобретении и т.п. 2. Преобладающее, первенствующее значение чего-л.
Толковый словарь Ефремовой

Приоритет — 1) Первенство в научном открытии, изобретении, исследовании и т. п., обогатившем какую-либо область знаний или деятельности. 2) Первенствующее, преобладающее значение чего-либо.
Политический словарь

Абсолютный Приоритет — Правило в процедуре банкротства, согласно которому
задолженность, прежде всего, полностью выплачивается крупнейшим кредиторам, и только затем менее значительные........
Экономический словарь

Приоритет — приоритета, мн. нет, м. (от латин. prioritas) (книжн.). Первенство, первое место по времени в открытии, изобретении, формулировке какой-н. идеи; преимущественное право на что-н.........
Толковый словарь Ушакова

Выставочный Приоритет — (exibition priority)
приоритет изобретения, полезной модели или товарного
знака, который в соответствии со ст. 11 Парижской
конвенции устанавливается по дате помещения........
Экономический словарь

Конвенционный Приоритет — -
дата, на которую устанавливается
новизна
объекта патентного
права;
порядок, предусмотренный Парижской конвенцией по охране промышленной собственности.........
Экономический словарь

Конвенционный Тариф — вид таможенного
тарифа, ставки которого определяются на основе межправительственного соглашения и не могут изменяться в течение
срока
действия без обоюдного........
Экономический словарь

Конвенционный Факторинг — универсальная
система финансового обслуживания клиентов банками,
фактор-компаниями, при которой они принимают на себя не только
кредитование до
возврата........
Экономический словарь

Конвенционный Штраф — -
возмещение убытков или упущенной выгоды одного из участников
договора (часто - посредством оговоренного в договоре фиксированного К.ш.). См. т.ж.
ПАУШАЛЬНЫЙ ПЛАТЕЖ.
Экономический словарь

Облигации, Обеспеченные Закладной, Имеющей Приоритет Перед Другими Закладными — UNDERLYING BONDSОблигации, дающие преимущественное право на собственность компании (по сравнению с последующими выпусками облигаций); облигации, обеспеченные закладной, имеющей........
Экономический словарь

Облигации, Обеспеченные Первой Закладной И Закладной, Имеющей Приоритет Перед Другими Закладными — FIRST AND GENERAL MORTGAGE BONDS, GENERAL AND FIRST MORTGAGEОблигации, обеспеченные первой закладной на часть имущества корпорации-эмитента (обычно ж. д.), а на остальное имущество закладной, имеющей........
Экономический словарь

Облигации, Обеспеченные Первой Закладной, Имеющей Приоритет Перед Другими Закладными — GENERAL FIRST MORTGAGE BONDSВ большинстве случаев имеются в виду
ОБЛИГАЦИИ, ОБЕСПЕЧЕННЫЕ ЗАКЛАДНОЙ, ИМЕЮЩЕЙ
ПРИОРИТЕТ ПЕРЕД ДРУГИМИ ЗАКЛАДНЫМИ, хотя иногда эти
облигации,........
Экономический словарь

Облигации, Обеспеченные Первой Закладной, Имеющей Приоритет Перед Другими Закладными, И Общей Заклад — FIRST LIEN AND GENERAL MORTGAGE BONDSОблигации, дающие приоритетное право (или право первой ипотеки) на часть (как правило, небольшую) имущества корпорации-эмитента и право общей ипотеки........
Экономический словарь

Приоритет — -я; м. [нем. Priorität]
1. Первенство по времени в научном открытии, изобретении, исследовании и т.п. П. изобретения. П. открытия радио принадлежит А.С.Попову. Утвердить п. Признание........
Толковый словарь Кузнецова

Приоритет — преобладающее, первенствующее по времени значение, положение, право. Например, приоритетные (наиболее важные) потребности, приоритетные отрасли экономики, приоритетные........
Экономический словарь

Приоритет Выставочный — приоритет изобретения, промышленного образца или товарного знака, который в соответствии с Парижской конвенцией по охране промышленной собственности устанавливается........
Экономический словарь

Приоритет Объекта Промышленной С — изобретения, полезной модели, промышленного образца и товарного
знака (priority date of industrial property object) - устанавливается по дате, которая служит основанием для признания........
Экономический словарь

Приоритет Селекционного Достижения — - в РФ устанавливается по дате поступления в Государственную комиссию РФ по испытанию и охране селекционных достижений заявки на выдачу патента или заявки на допуск........
Экономический словарь

Приоритет Содержания Над Формой В Бухгалтерском Учете — - принцип бухгалтерского учета, согласно которому сделка должна отражаться в соответствии с ее сущностью безотносительно к ее форме.
Экономический словарь

Приоритет Товарного Знака — - в РФ устанавливается по дате поступления в Патентное ведомство заявки, удовлетворяющей требованиям Закона РФ "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях........
Экономический словарь

Приоритет Требований — - порядок, в котором удовлетворяются требования кредиторов в случае ликвидации активов заемщика.
Экономический словарь

Приоритет, Абсолютный — - первенство данного
кредитора перед всеми другими в случае банкротства
заемщика, например, в связи с
установлением "старшего"
долга.
Экономический словарь

Приоритет, Очередность — Система, используемая на аукционном рынке (auction market), при которой
сделка по первой цене
спроса или
предложения исполняется до сделок с прочими ценами спроса........
Экономический словарь

Тариф Конвенционный — договорной
таможенный тариф, содержащий льготные пониженные ставки; устанавливается на основе межправительственных торговых соглашений.
Экономический словарь

Факторинг Конвенционный — универсальная
система финансового обслуживания клиентов со стороны
банков,
фактор-компаний, при которой они принимают на себя не только
кредитование........
Экономический словарь

Факторинг, Конвенционный — - универсальная
система финансового, обслуживания клиентов, включающая
бухгалтерский учет,
расчеты с поставщиками и покупателями, страховое
кредитование,........
Экономический словарь

Приоритет — (от лат. prior - первый - старший), 1) первенство по времени восуществлении какой-либо деятельности. 2) - необходимое условиевыдачи патента на изобретение или признания научно-технического........
Большой энциклопедический словарь

Приоритет — - первый, старший - первенство во времени в осуществлении какой-либо деятельности. Необходимое условие выдачи патента на изобретение или признания научно-технического........
Исторический словарь

1. Приоритет изобретения, полезной модели или промышленного образца может быть установлен по дате подачи первой заявки на изобретение, полезную модель или промышленный образец в государстве — участнике Парижской конвенции по охране промышленной собственности (конвенционный приоритет) при условии подачи в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности заявки на изобретение или полезную модель в течение двенадцати месяцев с указанной даты, а заявки на промышленный образец — в течение шести месяцев с указанной даты. Если по независящим от заявителя обстоятельствам заявка, по которой испрашивается конвенционный приоритет, не могла быть подана в указанный срок, этот срок может быть продлен федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности, но не более чем на два месяца.

2. Заявитель, желающий воспользоваться правом конвенционного приоритета в отношении заявки на промышленный образец, должен сообщить об этом в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности до истечения двух месяцев со дня подачи такой заявки и представить заверенную копию первой заявки, указанной в пункте 1 настоящей статьи, до истечения трех месяцев со дня подачи в указанный федеральный орган заявки, по которой испрашивается конвенционный приоритет.

Если заверенная копия первой заявки не представлена в указанный срок, право приоритета тем не менее может быть признано федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности по ходатайству заявителя, поданному в этот федеральный орган исполнительной власти до истечения указанного срока. Ходатайство может быть удовлетворено при условии, что копия первой заявки запрошена заявителем в патентном ведомстве, в которое подана первая заявка, в течение восьми месяцев с даты подачи первой заявки и представлена в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности в течение двух месяцев со дня ее получения заявителем.

3. Заявитель, желающий воспользоваться правом конвенционного приоритета в отношении заявки на изобретение или полезную модель, должен сообщить об этом в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности и представить в этот федеральный орган заверенную копию первой заявки в течение шестнадцати месяцев со дня ее подачи в патентное ведомство государства — участника Парижской конвенции по охране промышленной собственности.

При непредставлении заверенной копии первой заявки в указанный срок право приоритета тем не менее может быть признано федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности по ходатайству заявителя, поданному им в этот федеральный орган до истечения указанного срока, при условии, что копия первой заявки запрошена заявителем в патентном ведомстве, в которое подана первая заявка, в течение четырнадцати месяцев со дня подачи первой заявки и представлена в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности в течение двух месяцев со дня ее получения заявителем.

Федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности вправе потребовать от заявителя представления перевода на русский язык первой заявки на изобретение или полезную модель только в случае, если проверка действительности притязания на приоритет изобретения или полезной модели связана с установлением патентоспособности заявленных изобретения или полезной модели.

Комментарий к Ст. 1382 ГК РФ

1. Благодаря участию Российской Федерации в Парижской конвенции об охране промышленной собственности заявку на объект промышленной собственности можно подать не только в России, но и за рубежом. Но подача заявки где бы то ни было автоматически делает сведения о сущности заявленного технического новшества известными, общедоступными, потому что сведения о поданной заявке подлежат обязательной публикации — это обязательное требование патентного законодательства. Следовательно, поданная заявка — помеха для того лица, которое пожелает запатентовать такое же, но им самим найденное техническое решение в другой стране. Одним из средств (наряду с международной заявкой), устраняющих данное препятствие, является конструкция конвенционного приоритета, введенная вышеназванной Парижской конвенцией. Ее ст. 4A(1) установлено, что «любое лицо, надлежащим образом подавшее заявку на патент на изобретение, полезную модель, промышленный образец или товарный знак в одной из стран Союза (по ст. 1 Конвенции страны, к которым применяется настоящая Конвенция, образуют Союз по охране промышленной собственности), или правопреемник этого лица пользуются для подачи заявки в других странах правом приоритета в течение сроков, указанных ниже». Продолжим: по подп. 1, 2 п. «C» ст. 4 Конвенции для изобретений и полезных моделей продолжительность такого срока — 12 месяцев, а для промышленных образцов — шесть. Отсчет этих сроков начинается с даты подачи первой заявки, при этом сам день подачи заявки в срок не включается. Такие же периоды времени указаны в ГК РФ (п. 1 комментируемой статьи). Кстати, здесь же для защиты добросовестного заявителя законодатель вводит возможность продления данных сроков, если своевременно обратиться в Роспатент ему не представилось возможности по обстоятельствам, не зависящим от заявителя. По-видимому, имеются в виду объективные трудности, которые не могут быть поставлены в вину заявителю. Он может лишь попытаться доказать наличие таких обстоятельств и их уважительность. Окончательную оценку им дает Роспатент, и он же вправе продлить общий 12-месячный срок, но не более чем на два месяца.

Возможность продлить пропущенный срок, пусть и по не зависящим от заявителя причинам, конечно, является для него льготой. Причем это правило распространяется не только на российских заявителей. По мнению некоторых авторов, в определенных ситуациях это может существенно ущемить интересы отечественных заявителей, тогда как ни в одной стране мира иностранным заявителям подобной льготы не предоставляется.

———————————
Городов О.А., Соколов А.В. Об особенностях правовой охраны изобретений в Российской Федерации: некоторые выводы сравнительного анализа // Закон. 2007. N 10. С. 27 — 28.

Введение правила о конвенционном приоритете дает преимущество тому, кто подал первую заявку, даже если это произошло не в его стране. Дело в том, что для установления признака новизны предложенного решения проверяются все общедоступные сведения в мире (ведется информационный поиск с целью обнаружения аналога) в ретроспективном плане: анализируются данные, известные в мире ранее, до даты приоритета.

При таком подходе очевидно, что чем меньше временной интервал, в течение которого ведется поиск аналога, тем больше шансов, что в тот период еще не появилось сведений о таком же техническом решении. А правило о конвенционном приоритете как раз и позволяет сократить период, в рамках которого ведется информационный поиск, за счет подвижки назад (на дату подачи первой заявки в иностранном государстве) момента, завершающего поиск аналогов. Все сведения о найденных идентичных решениях, появившиеся позднее этой даты, уже не могут быть учтены.

С другой стороны, право конвенционного приоритета означает, что на протяжении 12 месяцев для самого заявителя (лица, подавшего заявку) поданная им заявка не включается в уровень техники, она не учитывается при установлении новизны, например, изобретения. Дело в том, что, подав заявку в другом государстве, в дальнейшем можно подать заявку на то же изобретение в свое национальное патентное ведомство (для российских граждан — в Роспатент). В таком случае эти две заявки одного заявителя (поданная за рубежом и «национальная» — поданная в своей стране) не сравниваются между собой. Первая, «зарубежная», заявка не учитывается при проведении экспертизы на патентоспособность по «национальной» заявке.

В то же время для остальных лиц заявка, поданная в таком порядке, подлежит учету, включается в уровень техники при выявлении признака новизны. Таким образом, если после подачи первой заявки в пределах срока конвенционного приоритета кто-либо другой в иной стране подаст заявку на такое же изобретение (назовем ее последующей), патентоспособность предложенного им решения будет проверяться в стране подачи последующей заявки не на дату ее поступления в соответствующее национальное патентное ведомство, а на дату подачи первой заявки, т.е. на более раннюю дату. Эта первая заявка (неважно, в каком государстве она была подана, лишь бы это была страна — участница Парижской конвенции) противопоставляется всем позднее поданным заявкам других лиц. По сути она лишает любого последующего заявителя возможности получить патент, потому что экспертизой по его заявке с необходимостью будет установлено, что уже существует заявка на тождественное изобретение, т.е. до даты подачи последующей заявки (даты ее приоритета) иным лицом уже было найдено и стало известным в мире аналогичное техническое решение, а значит, новизна по последующей заявке утрачена, и поэтому найденное другим заявителем техническое решение не может быть запатентовано.

Юридическая сущность норм о конвенционном приоритете состоит в предоставлении преимущества первому заявителю. Но приобретает он его не автоматически. Для его получения надо (по сложившейся терминологии) «испросить конвенционный приоритет», подать ходатайство о его применении.

2. Терминологически по п. 2 комментируемой статьи ГК РФ заявителю, казалось бы, вменено в обязанность сообщить в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности о своем намерении воспользоваться конвенционным приоритетом («должен сообщить»). В тексте подп. 1 п. «D» ст. 4 Парижской конвенции прямо указано, что лицо обязано подать заявление. Но при внимательном прочтении для такого вывода нет оснований, потому что в начале предложения обоих нормативных актов говорится о том лице, которое желает это сделать. Следовательно, это право заявителя. Только он решает, есть ли необходимость подстраховаться преимуществом, которое предоставляет конвенционный приоритет, либо дополнительные хлопоты излишни — и без них заявитель уверен в выдаче ему патента. Применять норму комментируемой статьи он не обязан.

Легального определения понятия «конвенционный приоритет» не существует. Впрочем, так же, как и родового понятия «приоритет». В специальной юридической литературе не формулируется само понятие, но это не означает, что вопрос о правовой природе этого явления обойден вниманием исследователей. Некоторые авторы ведут речь о смысле самого приоритета, иные рассуждают о том, что означает право на такой приоритет.

И.А. Зенин считает, что «смысл данного приоритета состоит в том, что лицо, подавшее заявку на изобретение, например, в одну из стран — участниц Парижской конвенции, пользуется в течение 12 месяцев… преимущественным правом на его патентование в других странах» .

———————————
Советское гражданское право: Учебник. Т. 2. М.: Юрид. лит., 1980. С. 428.

По мнению О.А. Городова, право на конвенционный приоритет означает, что любое лицо может в течение определенного срока истребовать правовую охрану во всех остальных странах-участницах с сохранением приоритета первой заявки.

———————————
Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (постатейный). Часть четвертая / Э.П. Гаврилов, О.А. Городов, С.П. Гришаев и др. М.: ТК «Велби»; Проспект, 2007. С. 422.

Итак, для получения преимущества по сравнению с другими лицами необходимо сначала подать заявку за рубежом, затем еще раз подать заявку на этот же объект промышленной собственности в своей стране в пределах установленного срока, сообщив при этом о своем желании воспользоваться правом конвенционного приоритета. Технически это делается путем заполнения соответствующей графы заявления о выдаче патента. К примеру, по п. 10.6(11) Регламента об изобретениях основание для испрашивания более раннего приоритета, чем дата подачи заявки, направленной в Роспатент, отмечается простановкой в соответствующих клетках бланка заявления о выдаче патента знака «X». Указываются также номер первой заявки, поданной в другом государстве, дата испрашиваемого приоритета (дата подачи этой первой заявки) и код страны, куда была подана первая заявка по стандарту ST.3 ВОИС.

Помимо специальных указаний в тексте самого заявления в Роспатент представляется заверенная копия первой заявки. Представление такой копии может быть заменено указанием цифровой библиотеки ведомства, в котором размещена электронная копия первой заявки, если Роспатенту обеспечен доступ к информационным ресурсам этого ведомства (п. 10.6(11) Регламента по изобретениям).

Установленные российским законодательством правила соответствуют Парижской конвенции: подп. 1 п. «D» ст. 4 странам Союза по ОПС предоставлено право требовать от заявителя, обратившегося в национальное патентное ведомство, представления копии заявки, ранее поданной в другой стране — участнице Конвенции. Она подлежит заверению учреждением, ее принявшим, и не требует никакой легализации в дальнейшем. Кроме этого странам Союза по ОПС разрешено требовать приложения к копии двух документов: 1) справки о дате подачи первой заявки, выданной учреждением, которое приняло заявку, и 2) перевода. Российская Федерация воспользовалась этими правами. Что касается возможности требовать перевода, то абз. 3 п. 3 комментируемой статьи она ограничена только теми случаями, когда признание за заявителем права на конвенционный приоритет (точнее, притязания на такое право) связано с установлением патентоспособности изобретения. К тому же по логике изложения материала комментируемой статьи право на перевод касается только документов на изобретения, поэтому требовать представления перевода документов, относящихся к полезным моделям и промышленным образцам, Роспатент не вправе.

Изложенный порядок рассчитан на случаи, когда желание воспользоваться конвенционным приоритетом выражается сразу при подаче заявки в российское патентное ведомство. Можно заявить об этом и позднее, но учитывая установленные комментируемой статьей временные ограничения.

В данной статье не указан общий для всех объектов патентных прав срок. По заявкам на полезные модели и промышленные образцы сообщить о своем намерении можно до истечения двух месяцев со дня подачи заявки в Роспатент, а представить копию первой заявки, поданной ранее в ином государстве, — до истечения трех месяцев с этой же даты.

3. Иные правила установлены применительно к изобретениям (п. 3 комментируемой статьи). Во-первых, введен единый срок для волеизъявления и представления копии первой заявки. Во-вторых, он больше по продолжительности — 16 месяцев, но при этом (и это третье отличие) указана другая точка отсчета: день подачи первой заявки в патентное ведомство зарубежного государства — участника Парижской конвенции. Учитывая высокую вероятность пропуска установленного срока (даже при его немалой продолжительности), законодатель не отказывает жестко заявителю, пропустившему 16-месячный срок представления копии первой заявки, в возможности воспользоваться конвенционным приоритетом, но вводит дополнительные условия, при соблюдении которых федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности все же может признать право конвенционного приоритета за заявителем. Последний должен подать соответствующее ходатайство еще до истечения общего 16-месячного срока. Копию первой заявки в патентном ведомстве другой страны ему следует запросить не позднее 14 месяцев со дня подачи этой первой заявки в государстве — участнике Парижской конвенции. А представить полученную копию в Роспатент заявителю предписано в пределах двух месяцев с того дня, когда он получил ее от иностранного патентного органа.

Парижской конвенцией установлено, что основанием возникновения права приоритета признается всякая подача заявки, имеющая силу правильно оформленной национальной заявки в соответствии с национальным законодательством конкретной страны Союза по ОПС либо в соответствии с двусторонними или многосторонними соглашениями, заключенными между странами этого Союза. При этом под правильно оформленной национальной заявкой понимается всякая подача, достаточная для установления даты подачи заявки в соответствующей стране (подп. 2 и 3 п. «А» ст. 4 Конвенции). Речь, видимо, идет не столько о самой «всякой» подаче, сколько о представлении таких материалов заявки, которые позволяют считать, что подача заявки состоялась, а по представленным документам определенно может быть установлена дата их подачи.

По российскому законодательству документы, поступившие в Роспатент, могут быть зарегистрированы в качестве заявки, с указанием даты их поступления, если они (документы) содержат как минимум заявление о выдаче патента на русском языке (например, п. 13.1(1) Регламента по изобретениям). Теперь кроме обычной почтовой связи допущена также подача документов по факсу, но и при таком способе связи регистрация (присвоение регистрационного номера) производится при поступлении оригиналов документов (п. 13.1(2)). Правда, в таких случаях установлены специальные правила определения даты подачи заявки (подробнее см. комментарий к ст. 1381 ГК).

Таким образом, в Российской Федерации достаточно подать только заявление о выдаче патента на государственном языке нашей страны (русском), для того чтобы подача заявки считалась правильно оформленной (по терминологии текста Парижской конвенции). Разумеется, при этом должны быть соблюдены все правила заполнения бланка заявления на выдачу патента, установленные регламентами по изобретениям, полезным моделям и промышленным образцам.

Истории заключения Международной Парижской Союзной Конвенции от 20 марта 1883 г. по охране промышленной собственности, предшествовал кризис 1873 г., который резко обострил конкуренцию на международных рынках и привел к процветаю пиратства в области изобретений и промышленных образов. Поводом для начала развития международных соглашений по промышленной собственности послужила международная ярмарка 1873 г. в Вене, от участия в которой фирмы США грозили отказаться, если правительство Австро-Венгрии не гарантирует им юридической защиты экспонатов от имитации. Естественно, что правительство Австро-Венгрии не могло дать такую гарантию, однако оно предложило сделать Вену местом первой конференции для выработки международного патентного права. Такая конференция состоялась с участием 158 фирм из 13 стран, а в 1878 г. она повторилась в Париже с участием уже 500 фирм и 11 правительственных делегаций. В итоге 20 марта 1883 г. в Париже одиннадцатью государствами (Бельгия, Бразилия, Гватемала, Голландия, Испания, Италия, Португалия, Сальвадор, Сербия, Франция и Швейцария) была подписана Парижская конвенция, учреждавшая Международный союз по охране промышленной собственности.

Основной проблемой, возникающей при патентовании изобретений за границей, является проблема приоритета (первенства). Тот, кто первым сделал заявку на изобретение, тот и получает патент. Инициаторы создания Парижской конвенции были заинтересованы в сохранении своего первенства при патентовании изобретения в других странах, ибо в этом случае конкуренты были бы лишены патентной охраны.

Наличие первенства обеспечивает и новизну, являющуюся необходимым условием для патентования изобретения. При патентовании же за границей изобретения, в отношении которого в другой стране была сделана заявка или уже получен патент, вопрос о новизне еще более осложняется. «Изобретение, уже запатентованное в одном государстве, не является тем самым «новым» изобретением и за границей, а потому – непатентоспособно в другом государстве». Однако, несмотря на оперативность патентных контор, которые осуществляют операции по патентованию изобретений за границей, им не всегда удавалось запатентовать одновременно изобретение в государствах, где изобретение может быть использовано.

Поэтому, для обеспечения прав заявителей, в Парижской конвенции было введено правило о так называемом конвенционном приоритете или льгота заявителя. Суть конвенционного приоритета сводится к тому, что лицо, подавшее заявку на изобретение в одном из государств, входящих в состав Союза, (или его правопреемник) пользуется приоритетом в других государствах – членах Союза, т.е. преимущественным правом для патентования изобретения в течение определенного срока. Имевшая место в течение этого срока публикация об изобретении открытое, применение изобретения или поданная заявка третьего лица об идентичном изобретении не могут служить препятствием к выдаче патента иностранному патентообладателю, пользующемуся приоритетом в любой стране Союза (ст. 4).

Это утверждение для наглядности можно продемонстрировать на следующем примере. Предположим, что какая-то украинская фирма подала в патентное ведомство Украины 3 сентября 2013 г. первоначальную заявку на получение патента на изобретение, а в патентное ведомство России 1 сентября 2014г., при этом при подаче заявки в патентное ведомство России украинский заявитель приложил приоритетный документ, удостоверяющий дату подачи первоначальной украинской заявки 03.09.2013г. в патентное ведомство Украины. Какой-нибудь российский изобретатель, работающий в той же области, подал заявку на аналогичное изобретение в свое российское патентное ведомство 1 июня 2014, то есть до того, как была подана в России заявка украинской фирмы. Однако в России патент будет выдан не российскому изобретателю, а украинской фирме, поскольку в соответствии с Парижской конвенцией во внимание принимается дата первоначальной заявки в одной из стран Международного союза.

Точно так же, если в период между датой первоначально поданной заявки в Украине и датой последующей подачи заявки в Россию, кроме подачи аналогичной заявки, имеет место опубликование изобретения, использование его и другие факты, порочащие новизну изобретения, то это тоже не принимается во внимание. Вопрос о первенстве и о наличии новизны определяется не применительно к моменту подачи последующей заявки в данной стране (России), а применительно к моменту первоначально поданной заявки (Украина).

Такое закрепление даты первоначальной заявки в одной стране как даты заявки этого же изобретения во всех других странах – участницах конвенции, хотя фактическая заявка в других странах последует позже, отвечает интересам тех заявителей, которые осуществляют широкое патентование изобретений за рубежом.

Согласно Парижской конвенции приоритетным сроком для патентов на изобретения является срок в двенадцать месяцев. Этот срок исчисляется с даты подачи первоначальной заявки.

Вопрос о продолжительности срока конвенционного приоритета, точно так же как и связанный с ним вопрос о том, с какого момента должен исчисляться этот срок, был предметом неоднократного обсуждения на конференциях Союза. В этом, как и в других вопросах международной охраны прав на изобретения проявились противоречия между странами – участницами Парижской конвенции.

Первоначально в тексте Парижской конвенции в 1883 г. был установлен шестимесячный срок, считая со дня подачи первоначальной заявки. Этот срок оказался слишком кратким для стран с проверочной системой, поскольку на предварительное рассмотрение заявки в стране заявителя требовалось больше времени и заявитель должен был подавать заявку за границей до выяснения её судьбы в своей стране. Делегация США на Мадридской конференции (1890 г.) предложила исчислять срок не с момента подачи заявки, а со дня опубликования изобретения и тем самым продлить срок приоритета. Против удлинения срока приоритета резко выступала, будучи сраной явочной системы, Франция. Представитель Франции ссылался при этом на то, что дальнейшее продление срока увеличит неопределенность, в которой находятся отечественные изобретатели при введении института приоритета. Его доводы сводились к следующему: при отсутствии конвенционного приоритета право на получение патента возникает у лица, подавшего заявку, если до него в этой стране не было подано заявок на аналогичное изобретение. Положение изменилось после заключения Парижской конвенции. Так, если первоначальная заявка А была подана им 3 мая 1890 г. в Париже и 30 сентября 1890 г. в Берлине, то А пользуется в Германии приоритетом в отношении всех заявок, поданных в Германии со дня его первой заявки, т.е. с 3 мая 1890 г. «Таким образом, германский изобретатель Б., подавая свою заявку в Германии, не может быть уверенным в получении им патента до окончания срока приоритета своей заявки, ибо возможно, что в Бразилии кто-то заявил такое же изобретение за день до него, и в течение срока приоритета он не может быть уверен, что кто-то не приплывет издалека на его родину с таким же изобретением. Это создает неустойчивость и неуверенность во все время приоритета нового срока» . На Мадридской конференции предложение американской делегации было отклонено, однако вследствие ультимативного требования Германии о продлении срока, поставленного ею в качестве условия для вступления в Союз, на Брюссельской конференции 1900 г. этот срок был удлинен до двенадцати месяцев.

Наряду с вопросом о сроке конвенционного приоритета в Парижской конвенции содержатся и другие постановления, регулирующие институт приоритета . Так, Парижская конвенция предусматривает, что при подаче заявки в другой стране должно быть подано заявление о приоритете с указанием даты первой заявки и страны, где она была подана. Страны Международного союза могут потребовать от лица, подающего заявление о приоритете, предоставления копии первоначально поданной заявки.

Основанием для права конвенционного приоритета признается всякая подача заявки, имеющая силу правильно оформленной национальной подачи заявки в соответствии с национальным законодательством каждой страны Международного Союза или с двухсторонними или многосторонними международными соглашениями, заключенными между странами Международного союза.

Под правильно оформленной национальной заявкой (depot national regulier) понимается всякая заявка, которой достаточно для установления даты подачи заявки в соответствующей стране, независимо от того, какова была бы дальнейшая судьба этой заявки. Это разъяснение было введено в Парижскую конвенцию на Лиссабонской конференции 1958 г. Это раз разъяснение было основано Международным бюро в проекте, подготовленном к Лиссабонской конференции, следующим образом. На основе права конвенционного приоритета заявитель при последующих заявках в странах Международного союза должен находиться в таком же положении, как если бы он подал заявку в этой стране одновременно с первой заявкой в другой стране Международного союза. Первоначальная заявке представляет интерес только потому, что она имеет приоритет. Содержание же её должно оцениваться исключительно в соответствии с законами страны, где подается последующая заявка. Вторая комиссия Лиссабонской конференции, рассматривавшая этот вопрос, подчеркнула, что не обязательно, чтобы объект первоначальной заявки бы защищаем. Функция первоначальной заявки сводится исключительно к тому, чтобы быть основанием для конвенционного приоритета. Право конвенционного приоритета должно быть предоставлено независимо от того, является ли предмет первоначальной заявки патентоспособным, будет ли заявка в бедующем отозванная или отклонена . Например, по первоначальной заявке, имеющей предметом изобретения новый химический продукт, патент в стране первоначальной заявки может быть не выдан, в то время как заявка должна рассматриваться как «правильно оформленная заявка» .

Наряду с понятием «правильно оформленной заявки» практическое значение для исчисления срока приоритета имеет понятие «первоначальная заявка» или «первая заявка», поскольку этот срок исчисляется со дня подачи первоначальной заявки. В Лиссабонском тексте конвенции было предусмотрено, что в качестве первой заявки может рассматриваться не только заявка, действительно поданная первой в отношении определенного объекта изобретения в какой-то стране Международного союза, но и последующая заявка, поданная в этой стране в отношении того же объекта изобретения в тех случаях, когда предшествующая заявка «была отозвана, оставлена без движения или была отклонена». Это допускается при условии, что предшествующая заявка не была подвергнута публичной проверке и не явилась основанием для притязания на право приоритета. При соблюдении этих условий основанием для требования права приоритета будет служить не предшествующая, а последующая заявка.

При обосновании внесения этого правила в конвенцию приводился следующий случай: заявитель подает заявки на изобретение в стране Х. Затем он видит, что заявка должна быть изменена, так как она составлена не совсем правильно. Он её отзывает обратно и подает новую заявку, почти идентичную первой. С теоретической точки зрения в качестве первой заявки, дающей основание для права на приоритет, должна рассматриваться первая заявка, но практически заявитель заинтересован в том, чтобы право приоритета принадлежало второй заявке.

Таким образом, в случае неправильно составленной заявки, приоритетный срок не будет пропущен поскольку фактически он будет продлён на то время, которое прошло между первой заявкой и последующей заявкой.

Конвенция не устанавливает в качестве условия для предоставления приоритета так называемую субъективную идентичности обеих заявок, поскольку субъектом последующей заявки может быть, как первоначальный заявитель, так и его правопреемник. В то же время конвенция исходит из принципа объективной идентичности обеих заявок, которая заключается в совпадении объекта заявок на изобретение в его основных чертах . В связи с объективной идентичностью возникает вопрос объединения и разделения патентных заявок. В решении этих вопросов был внесен ряд уточнений в Лиссабонской конференции. Конвенция допускает такие случаи, когда сначала в одной из стран Международного союза подается несколько заявок на изобретения, относящиеся к одному и тому же предмету изобретения, а затем все эти заявки объединяют в одну общую заявку, которая подается в другой стране Международного союза. При этом право приоритета возникает для отдельных частей заявки, или, иными словами, возникает несколько приоритетов.

Может иметь место и случай частичного приоритета. Такой частичный приоритет возникает тогда, когда в последующей заявке делается ссылка на такие элементы изобретения, о которых ничего не говорилось в предыдущих заявок. В этом случае, приоритет должен предоставляться только в отношении тех «элементов изобретения», о которых говорилось ранее. Другие же элементы изобретения рассматриваются как новая заявка. Основанием для возникновения права приоритета для этих новых элементов будет уже эта последующая заявка .

Парижская конвенция предусматривает, что ни в случае «нескольких приоритетов», ни в случае «частичного приоритета» ни одна страна Международного союза «не имеет права отклонить приоритет или патентную заявку» при условии единства изобретения по смыслу закона страны.

Парижская конвенция также предусматривает возможность разделения патентной заявки при подаче в другой стране Международного союза. В этом случае, в качестве даты каждой из них будет рассматриваться дата общей первоначальной заявки. Такое разделение заявок может быть сделано как по инициативе заявителя, так и в том случае, если экспертиза обнаружит, что патентная заявка является комплексной.

Следует отметить, что дальнейшим развитием идеи, реализованной конвенционным приоритетом явилась мысль о создании международного патента, который бы распространялся на территорию всех государств, входящих в Международный союз. Эта мысль была высказана еще в 1909 г. Dubois Reymond . Во время войны государствами Антанты обсуждался вопрос об организации общего патентного учреждения, и 15 ноября 1920 г. состоялось соглашение 19 государств о создании международного Бюро по патентам на изобретения. Но реализовано это соглашение не было.

Конвенционный приоритет является мощным инструментом по реализации прав заявителей на иностранных рынках.

Источники информации:

  1. И.Я Хейфец. Основы патентного права. Л., 1925, стр. 303.
  2. S. Ladas. Op. cit. p. 262-306; V. Plaisant. Op. cit., p. 84-96
  3. Doc. No. 239 F. Rapport del la commission II, p. 1-3
  4. Conference de Lisbonne, Documents…, p. 9-10
  5. И.Я Хейфец. Основы патентного права. Л., 1925, стр. 304-305
  6. Conference de Lisbonne, Documents…, p. 14-15
  7. Статья Dubois Reymond «Das Weltpatent» в Festgabe fur Kohler за 1931 г., №10. 1909 г., стр. 465

Конвенционный приоритет


К атегория:

Патентоведение в СССР

Конвенционный приоритет

Важное значение имеет установление приоритета (первен ства) изобретения. Его имеет тот из изобретателей, который ранее других подал заявку в установленном порядке, претендуя на получение авторского свидетельства или патента. По приоритету изобретения определяется его новизна. Приоритет изобретения устанавливается со дня поступления заявки в Госкомизобретений (или в министерство и ведомство, указанные в п. 79 Положения), если нет спора о приоритете.

Спор о приоритете возникает, когда две и более тождественных заявок поступают в один и тот же день в Госкомизобретений, поскольку действующим законодательством не предусматривается фиксирование времени поступления заявок в Госкомизобретений в часах и минутах. В этом случае следует установить, кто ранее из заявителей сдал заявку на почту или чьи материалы ранее зарегистрированы в организации или в местном органе ВОИР . Тогда приоритет устанавливается с этого дня. Если в результате проведенной проверки по датам сдачи заявок на почту или регистрации их в организации выяснится, что и эти даты совпадают, то для заявок, устанавливается единый приоритет и все авторы, упомянутые в заявках, рассматриваются как соавторы.

Иной порядок установления приоритета изобретения применяется в отношении иностранных граждан и иностранных юридических лиц, если международной конвенцией, международными договорами, в которых участвует СССР , предусматривается льгота по установлению приоритета. В соответствии с Положением конвенционный приоритет определяется датой подачи правильно оформленной первой заявки на авторское свидетельство или патент по этому изобретению в стране (в одной из стран), с которой заключены указанные договоры (п. 52 Положения).

По заявкам, поданным в соответствии с Парижской конвенцией по охране промышленной собственности, срок истребования конвенционного приоритета составляет 12 месяцев со дня подачи первой правильно оформленной заявки в стране -участнице Парижской конвенции. Использование этой льготы можно пояснить на следующем примере.

Предположим, что гражданин Франции Р. создал изобретение и подал заявку в своей стране 10 февраля 1983 г. Впоследствии, т. е. 8 декабря 1983 г. это изобретение им заявлено в СССР . Однако в нашей стране 2 июля 1983 г., на аналогичное изобретение уже была подана заявка гражданином М. Несмотря на то, что гражданин М. подал заявку в нашей стране раньше, чем гражданин Р., тем не менее в результате применения льготы по конвенционному приоритету патент на это изобретение должен быть выдан гражданину Р., поскольку СССР и Франция являются участниками Парижской конвенции.

Лицо, желающее воспользоваться в нашей стране конвенционным приоритетом по заявке, ранее поданной в другую страну, обязано при подаче заявки в Госкомизобретений представить заявление с указанием, где изобретение было заявлено впервые и даты подачи заявки в этой стране.

Необходимые для установления даты конвенционного приоритета надлежащим образом заверенная копия иностранной заявки и другие материалы представляются в Госкомизобретений не позднее трех месяцев со дня подачи заявки, если международным договором или соглашением не предусмотрено иное.

Перевод первой заявки, на основании которой испрашивается приоритет, представляется но требованию экспертизы в срок не позднее трех месяцев со дня подачи заявки. Из копии первой заявки должно быть видно, что она относится к тому же изобретению, которое заявлено в СССР . Не требуется, однако, чтобы материалы заявки, поданной в СССР , были текстуально тождественны соответствующим материалам первой заявки.

В тех случаях, когда первая заявка подана в стране, где принята иная формула изобретения, такого тождества и не может быть. Более того, одна заявка, поданная в другой стране, может служить основанием для признания приоритета по двум или большему числу заявок, поданных в СССР . Это возможно, если предметом каждой из них будет предложение, являющееся элементом (или совокупностью нескольких элементов) изобретения по первой заявке при условии, что в заявке иностранного заявителя, поданной в Госкомизобретений, содержится техническое решение, которое по законодательству СССР может быть признано изобретением.

Встречается и противоположный случай, когда заявитель требует установления приоритета по одной заявке, поданной в СССР , ссылаясь на две или большее число заявок в другой стране или даже в различных странах, с которыми СССР заключены соответствующие международные соглашения. Тогда приоритет устанавливается при условии, что совокупность элементов, указанных в заявке, поданной в СССР , можег быть признана изобретением.

Применение конвенционного приоритета иногда приводит к полной или частичной отмене уже состоявшегося решения о выдаче авторского свидетельства или патента. Это происходит в связи с тем, что в советском законодательстве установлены определенные сроки для рассмотрения заявок. Автору должно быть направлено решение о выдаче авторского свидетельства или патента не позднее шестимесячного срока со дня принятия заявки к рассмотрению (п. 48 Положения). Следовательно, заявка, по которой устанавливается конвенционный приоритет, может поступить спустя несколько месяцев после того, как решение по заявке на такое же изобретение будет не только принято, но и сообщено заявителю.

Вывод о том, подлежит ли решение о выдаче авторского свидетельства или патента отмене или нуждается в изменении, должен быть сделан на основе сравнения признаков изобретения, по заявке на которое вынесено положительное решение, и изобретения с более ранним конвенционным приоритетом. Решение о выдаче авторского свидетельства или патента на изобретение, признаки которого полностью совпадают с признаками изобретения, являющегося предметом заявки с более ранним конвенционным приоритетом, несомненно, подлежит отмене (п. 60 Положения).

Если же с признаками предложения, содержащегося в заявке с более ранним конвенционным приоритетом, совпадают только некоторые из признаков изобретения, по заявке на которое принято положительное решение, то необходимо установить, позволяют ли остальные признаки признать предложенное техническое решение изобретением. При отрицательном ответе на этот вопрос решение о выдаче авторского свидетельства или патента также должно быть отменено. При положительном ответе решение подлежит пересмотру, поскольку изобретение будет характеризоваться иным сочетанием основных признаков, чем это было указано в первоначальном решении (п. 60 Положения).


Приоритет охранного документа на объект промышленной собственности, устанавливаемый в соответствии с правилами Парижской конвенции по охране промышленной собственности.

Отличное определение

Неполное определение ↓

КОНВЕНЦИОННЫЙ ПРИОРИТЕТ

правило, установленное Парижской конвенцией по охране промышленной собственности в отношении подачи заявок на получение в других странах патентов на изобретения, промышленные образцы, а также регистрации в других странах товарных знаков, первоначально зарегистрированных в одной из стран - участниц конвенции. Лицо, подавшее заявку на изобретение в одном из государств- участников, в течение годичного срока со дня подачи первой заявки пользуется для подачи заявки в других государствах-участниках правом приоритета. Публикация о таком изобретении, подача заявки на него третьим лицом в течение этого срока и т.п. обстоятельства не мешают выдаче патента, поскольку приоритет и новизна будут определяться в другой стране не на день фактической подачи заявки в другой стране, а на момент подачи первой заявки. При патентовании полезных моделей и промышленных образцов К.п. предоставляется в течение 6 месяцев, при регистрации товарных знаков - срок приоритета 6 месяцев. М.М. Богуславский