Объекты прав смежных с авторскими. Виды смежных прав. ​ Технические методы защиты смежных прав

Весь сайт Законодательство Типовые бланки Судебная практика Разъяснения Фактура Архив

Статья 43. Срок действия смежных прав. 1. Права, предусмотренные настоящим разделом в отношении исполнителя, действуют в течение 50 лет после первого исполнения или постановки.

Права исполнителя на имя и на защиту исполнения или постановки от всякого искажения или иного посягательства, установленные статьей 37 настоящего Закона, охраняются бессрочно.
2. Права, предусмотренные настоящим разделом в отношении производителя фонограммы, действуют в течение 50 лет после первого опубликования фонограммы либо в течение 50 лет после ее первой записи, если фонограмма не была опубликована в течение этого срока.
3. Права, предусмотренные настоящим разделом в отношении организации эфирного вещания, действуют в течение 50 лет после осуществления такой организацией первой передачи в эфир.
4. Права, предусмотренные настоящим разделом в отношении организации кабельного вещания, действуют в течение 50 лет после осуществления такой организацией первой передачи по кабелю.
5. Исчисление сроков, предусмотренных пунктами 1, 2, 3 и 4 настоящей статьи, начинается с 1 января года, следующего за годом, в котором имел место юридический факт, являющийся основанием для начала течения срока.
6. В случае, если исполнитель был репрессирован и реабилитирован посмертно, то срок охраны прав, предусмотренный настоящей статьей, начинает действовать с 1 января года, следующего за годом реабилитации.
В случае, если исполнитель работал во время Великой Отечественной войны или участвовал в ней, то срок охраны прав, предусмотренный настоящей статьей, увеличивается на 4 года.
7. К наследникам (в отношении юридических лиц - к правопреемникам) исполнителя, производителя фонограммы, организации эфирного или кабельного вещания переходит право разрешать использование исполнения, постановки, фонограммы, передачи в эфир или по кабелю и на получение вознаграждения в пределах оставшейся части сроков, указанных в пунктах 1, 2, 3 и 4 настоящей статьи.
Комментарий к статье 43
1. Комментируемая статья устанавливает сроки действия смежных прав в том их объеме, как они определены в разделе III и в других разделах Закона.
2. Часть 1 п. 1 устанавливает срок действия имущественных исполнительных прав, т.е. тех пяти правомочий, которые указаны в п. 2 ст. 37.
Эти имущественные исполнительские права истекают через 50 лет после первого исполнения или постановки.
Ранее уже отмечалось (в частности, в комментарии к подп. 1 п. 2 ст. 37), что повтор исполнения исполнителем или повтор постановки артистами приводит к появлению новых объектов исполнительских прав. В этой связи следует считать, что слово "первого" в тексте Закона не несет правовой нагрузки, а исполнительские имущественные права действуют в течение 50 лет после исполнения или постановки.
Срок действия исполнительских прав не зависит от момента обнародования звуко- или видеозаписи, на которой зафиксировано исполнение.
3. Часть 2 п. 1 относится к сроку действия личных неимущественных прав исполнителя. Эти два права, указанные в п. 1 ст. 37 - право на имя и право на защиту репутации исполнителя, - охраняются бессрочно.
4. Пункт 2 относится к сроку действия прав на фонограммы.
Эти права действуют 50 лет после ее записи, но если фонограмма была опубликована в течение этого срока, срок охраны фонограммы исчисляется с даты ее опубликования.
Опубликование фонограммы по истечении 50 лет с момента ее записи не восстанавливает ее охраны.
Для применения правила об исчислении срока охраны фонограммы с момента ее опубликования она должна быть опубликована, а не обнародована иным способом. Понятия "опубликования" и "обнародования" даны в ст. 4.
Как следует из ст. 4, фонограмма есть любая запись исполнения и звуков. Новая запись приводит к появлению новой фонограммы. Поэтому хотя в п. 2 говорится о "первой" записи, слово "первой" не имеет правовой нагрузки.
5. Пункт 3 и 4 устанавливают, что смежные права организаций эфирного и кабельного вещания на передачи в эфир или по кабелю действуют в течение 50 лет с момента осуществления первой передачи в эфир или по кабелю.
Срок охраны этих прав не исчисляется с момента фиксации (записи) этих передач, в частности, потому, что до момента фактического сообщения передачи в эфир или по кабелю эти "передачи" как передачи не существуют и не охраняются.
Норма п. 5 Постановления о порядке введения в действие Закона, устанавливающая охрану в качестве объектов смежных прав необнародованных передач, не подлежит применению как противоречащая п. 3 ст. 35, ст. 40 и п. 3 ст. 43.
6. Пункт 5 вводит правило, по которому сроки охраны, которые согласно п. п. 1 - 4 истекают не 31 декабря соответствующего года, а в любой другой день года, продлеваются до 31 декабря соответствующего года.
Указанная норма введена для удобства исчисления сроков охраны.
Под "юридическим фактом, являющимся основанием для начала течения срока" в отношении фонограммы, опубликованной менее чем через 50 лет после ее записи, имеется в виду факт опубликования фонограммы.
7. Часть 1 п. 6 предусматривает, что если исполнитель был репрессирован и затем посмертно реабилитирован, то срок охраны его прав на все его исполнения исчисляется не с тех дат, когда они фактически имели место, а с 1 января года, который следует за годом его реабилитации.
Формулировка Закона не очень точна. Фактически она означает, что права таких исполнителей восстанавливаются или продлевают свое действие с момента реабилитации.
Норма ч. 1 п. 6 не применяется к производителям фонограмм, хотя ими также могут быть физические лица.
8. Часть 2 п. 6 относится к исполнителям, которые в период Великой Отечественной войны (22 июня 1941 года - 9 мая 1945 года) работали или участвовали в войне. Срок охраны их прав увеличивается на 4 года (календарных) независимо от того, в течение какого времени они работали или участвовали в войне.
Нормы ч. 2 п. 6 не применяются к производителям фонограмм.
9. Пункт 7 относится к правам наследников и правопреемников первоначальных носителей смежных прав, причем только к их имущественным правам.
Можно полагать, что под правопреемниками имеются в виду лица, получившие смежные права в порядке общего правопреемства.
Вопросы договорной передачи смежных прав здесь не затрагиваются.
Основное значение нормы п. 7 состоит в том, что она закрепляет срок, в течение которого наследники и правопреемники пользуются перешедшими к ним смежными правами.
Что касается объема прав, переходящих к наследникам и правопреемникам, то он - указанной нормой не регулируется. Данную норму нельзя понимать ограничительно: в частности, к наследникам и правопреемникам переходят и права на самостоятельное использование объектов смежных прав, т.е. и права на совершение положительных действий.
В сроки охраны смежных прав, к которым отсылает п. 7, по логике должны включаться два особых случая увеличения этих сроков, которые указаны в п. 6. В этой связи смысл нормы п. 6 шире, чем ее буквальное выражение: наследники исполнителя, к которому применялись льготы, указанные в п. 6, пользуются смежными правами умершего исполнителя в течение того же срока, который применялся к самому исполнителю.
10. Лица, получившие по договору смежные имущественные права, пользуются этими правами максимально в течение сроков, указанных в ст. 43, если более краткий срок не указан в договоре.
Раздел IV. КОЛЛЕКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
ИМУЩЕСТВЕННЫМИ ПРАВАМИ
Комментарий к разделу IV
1. Данный раздел устанавливает принципиально иное регулирование вопросов практической реализации авторских и смежных имущественных прав, чем то, которое содержится в разделах I - III.
Первоначальная схема авторского права состояла в следующем: законодатель наделял автора и его правопреемников определенными исключительными правами, после чего роль законодателя в основном заканчивалась, а владелец исключительных прав самостоятельно реализовывал эти права, заключая договоры с отдельными пользователями.
По этой же схеме первоначально строилась и система охраны смежных прав.
Однако практика показала, что в некоторых сферах использования объектов авторского права и смежных прав такой подход неприменим, что заключение индивидуальных договоров в этих сферах либо затруднено, либо практически неосуществимо.
Первоначально такой сферой была область публичного исполнения произведений, особенно эстрада. Оказалось, что для того, чтобы заключить авторские договоры со всеми авторами всех публично исполняемых произведений, требовались большие усилия, причем репертуар исполняемых произведений непрерывно менялся. Возник серьезный разрыв между правом и практикой.
В связи с этим стали появляться посреднические организации, которые представляли интересы всех авторов определенной категории и действовали от имени всех таких авторов.
Эти посреднические организации не требовали от пользователей заключения отдельных договоров на использование каждого отдельного охраняемого произведения.
Пользователи были обязаны, однако, уплачивать определенные отчисления за использование всех охраняемых произведений. Посредник перечислял эти суммы авторам.
Эта новая система практической реализации авторских (и смежных) прав потребовала особого правового регулирования, прежде всего, определения правового статуса таких посреднических организаций и установления основных правил их деятельности.
2. В Законе рассмотренная выше система называется коллективным управлением имущественными правами.
Раздел IV устанавливает следующие принципы построения и функционирования этой системы:
1) образуется одна или несколько организаций, управляющих авторскими и смежными имущественными правами на коллективной основе;
2) владельцы авторских и смежных прав добровольно передают этой организации свои права на использование охраняемых объектов в определенных сферах;
3) пользователи получают от этой организации разрешения на использование всех охраняемых объектов;
4) за использование охраняемых объектов пользователи уплачивают этой организации фиксированные отчисления и указывают, какие именно объекты они использовали;
5) организация распределяет эти отчисления и выплачивает их правообладателям.
3. В системе коллективного управления имущественными правами под "имущественными правами" имеются в виду авторские и смежные права.
Эта система называется "коллективной", так как она начинает функционировать при условии, если в ней участвует такое число правообладателей, которого достаточно для того, чтобы выступать от имени всех правообладателей на определенные охраняемые объекты, используемые определенным образом.
Термин "управление", используемый для характеристики рассматриваемой системы, является условным и не совсем удачным: "управление" характеризует административные отношения, отношения власти и подчинения, в то время как в данной системе все участники связаны равноправными, гражданско - правовыми отношениями.
4. Система коллективного управления имущественными правами является наиболее стойкой и обеспечивает правообладателям наибольшие гарантии, если она основывается на исключительных правах правообладателей.
Вместе с тем до 3 августа 1992 года в СССР, а затем в России широко применялась система коллективного управления имущественными авторскими правами, которая основывалась лишь на установленном в законе праве авторов на получение авторского вознаграждения (за публичное исполнение произведений и в некоторых других случаях), а также на установленных законодателем фиксированных ставках авторского вознаграждения.
5. В подавляющем числе стран мира существуют свои национальные системы коллективного управления имущественными правами.
Эти национальные системы взаимодействуют друг с другом на основе многочисленных двусторонних соглашений.

Принцип прозрачности прослеживается в каждой статье, прозрачности в управлении, счетах, платежах, отчетах, критериях лицензирования и т.д. Короче говоря, революция в области управления авторским правом, которая генерирует миллионы и миллионы евро, не всегда поступала в правовые дела прямо сейчас и которая теперь должна быть разумно предоставлена ​​и выплачена в точном выражении, которое не может быть легко отложено.

Однако один аспект остается в центре внимания, все это будет работать до тех пор, пока авторы, исполнители и т.д. они будут обучены и информированы о своих правах. Необходимо - и сразу же - инвестировать в массовые информационные кампании, которые объясняют, что такое авторское право или связанное право, что означает вознаграждение за их творческую, интерпретирующую или производственную деятельность.

В последнее время, когда особенно остро стоит проблема пиратства, многие обращаются к вопросу защиты прав интеллектуальной собственности, который неразрывно связан с понятием авторского и смежного права.

Что такое смежные права?

Смежными правами (или правами, смежными с авторскими) являются интеллектуальные права на результаты исполнительской деятельности, на фонограммы, сообщение в эфир или по кабелю радио- и телепередач, содержание баз данных, а также на произведения науки, литературы и искусства. Из определения с легкостью можно вычленить объекты смежного права (фонограммы, сообщения, записи и т. д.). Смежное право регулирует все ситуации, связанные с постановками, записями, передачами и исполнениями и охраняет интересы правообладателей.
Понятие смежного права находится в прямой зависимости с понятием авторского права и является одним из важнейших институтов интеллектуального права. Право интеллектуальной собственности состоит из 4 групп прав, к которым относятся авторское, смежное, патентное и средств индивидуализации участников гражданского оборота и правового регулирования производимой ими продукции.

На этой фотографии Италия бежит. Были большие столкновения с текстом даже в пределах того же большинства. Интересы так много и иногда противоречат друг другу. Возможно, результатом того же конфликта интересов, который навязывает директива, никогда не должно быть.

Посмотрим, что произойдет в ближайшие часы. Мы ждем, чтобы ознакомиться с текстом закона о делегировании, чтобы понять, как Италия примет Директиву, а также поставит немного порядка в отношении уже либерализованной либерализации связанных прав, по-прежнему полных пробелов, которые связаны с трудной операцией и эффективной конкуренцией.

Выделяется три вида смежных прав:

  • права исполнителей;
  • права производителей фонограмм;
  • права организаций эфирного и кабельного вещания.

Исполнитель, изготовитель фонограммы или баз данных, организация кабельного или эфирного вещания, публикатор произведения науки, литературы или искусства называется лицензиаром. В соответствии с лицензионным договором лицензиар предоставляет или обязуется предоставить лицензиату право использования соответствующего объекта смежных прав в установленных договором пределах.

Умножая их; их публичный прогноз; излучая их по беспроводной сети; передача по кабелю или другим техническим средствам; их воспроизведение; их распределение; перевод, дублирование и субтитры; предоставление беспроводными средствами или кабельными или другими техническими средствами доступа неограниченного числа лиц к фильму или его части таким образом, чтобы такой доступ мог быть сделан из места и в то же время индивидуально выбранным каждым из них.

Сроки защиты смежных прав

Права продюсера в соответствии с настоящей главой продлеваются на пятьдесят лет. Этот термин начинается с первого января года, следующего за годом выпуска фильма, и когда он не был раскрыт - с начала года, следующего за годом его создания. Права радио и телевизионных организаций. Они имеют исключительное право: транслировать свои программы, записывать, передавать через Интернет. Это довольно спорно смежное право - а защита инвестиций, чем иметь ничего общего с авторским правом. В законе есть что-то не очень хорошее.

Охрана смежных прав

Законодательство охраняет даже те звукозаписи, у которых нет исполнителя. Так, никто не имеет права без разрешения правообладателя копировать диск с записью пения птиц. Другим интересным примером охраны смежных прав является тот случай, когда создатель объекта интеллектуальной собственности уже умер. В данной ситуации обладателями смежного права будут являться исполнители его музыки, а также компания, выполнившая запись выступления. Очевидно, что никто не имеет права записывать концерт без разрешения исполнителей или перезаписывать диск.

В большинстве случаев речь идет не о продаже, а об аренде и кредитовании. Существует директива ЕС по аренде и кредитованию смежных прав: коммерческая прибыль заработана при аренде работ, при получении займа коммерческой прибыли нет. Исчерпаны ли права: на конкретную работу, проданную и купленную, право исчерпано. Закон не прекращается, поскольку автор может освободить другие экземпляры произведения. В случае аренды и заимствования, хотя они похожи на использование работы, нет исчерпания. Это не относится к произведениям архитектуры - архитектор не может требовать ренты.

Источники смежных прав

Источники смежных прав те же, что и у авторского права — это законы, подзаконные акты и локальные акты.
Стоит отметить, что смежные права охраняются не только в рамках определенной страны, но и международно. К источникам международного смежного права относятся «Римская конвенция» (Международная конвенция по охране прав исполнителей, производителей фонограмм и организаций эфирного вещания) от 26 октября 1961 года и Договор Всемирной организации интеллектуальной собственности по исполнениям и фонограммам от 20 декабря 1996 года. Данные источники обеспечивают минимальный уровень охраны смежных прав.
В Российской Федерации смежные права охраняются Гражданским кодексом. Часть 4, раздел VII, глава 69, статья 1242, а также глава 71 ГК РФ содержат необходимую информацию по данному вопросу.

В настоящее время существует четыре типа смежных прав: права исполнителей на их выступления, права производителей на звуковые записи, права производителей на оригинальный фильм или другую аудиовизуальную работу над оригиналом и копиями, права радио и телевизионных организаций. Это соответствует Римской конвенции. Здесь указаны самые старые и самые современные. Ответ исходит из нарушений прав исполнителей. Если есть только подражание, нет нарушения - аудитория не такая уж большая. Будет нарушение, если записи будут сделаны и распространены, производительность передается.