Можно ли перекрыть дорогу дворе. Что означает термин сквозное движение, а также как осуществить сквозной проезд без штрафа

Многие автомобилисты не выдерживают многочасовых простоев в пробках, и находят другие пути объезда. Вот только большинство «срезают» прямо через дворы жилых домов, забывая что такое движение опасно и противозаконно по действующему законодательству и ПДД.

Расскажем, какой проезд является сквозным, как его закрыть, а также определим - какая ответственность предусмотрена водителям за нарушение закона.

  1. Законно ли самовольно перекрывать сквозной проезд?
  2. Как закрыть сквозной проезд законным путем – инструкция
  3. ПДД и Законы РФ о движении транспорта в жилой зоне - штрафы водителям

Какой проезд во дворе считается сквозным?

Нет четкого определения сквозного проезда.

Обратимся к Правилам дорожного движения. В них прописано несколько условий, при которых проезд автомобильного транспорта через жилую зону можно считать сквозным или же транзитным.

Итак, движение сквозное/транзитное, если:

  1. Въезд и выезд автомобиля проходит через различные пункты доступа.
  2. Автомобиль в пределах жилой зоны не делал остановку. Заметьте, при такой остановке водитель или пассажир обязательно должен выйти из ТС - или, наоборот, сесть в него.

Данные условия действуют на придомовой территории, на которой не установлены знаки 5.21 и 5.22.

Важно: дворы у жилых домов относят к «прилегающей территории», не предназначенной для сквозного движения ТС (п. 1.2 ПДД).

По правилам дорожного движения, автомобилист, выезжающий с этой зоны на главную дорогу, должен уступить. Если бы на придомовой территории было разрешено сквозное движение, то стык дорог считался бы перекрестком. Не стоит путать эти понятия.

Кстати, знаков, подтверждающих жилую зону, может быть и не установлено на поворотах во двор. Стоит внимательно относиться к правилам дорожного движения и не нарушать их, чтобы не возникало проблем.

Законно ли самовольно перекрывать сквозной проезд во дворе или устанавливать знаки?

Ограничения касаются лишь автомобилистов.

В жилой зоне запрещена (17.2 ПДД и п. 2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10):

  1. Учебная езда.
  2. Сквозное/транзитное движение.
  3. Остановка с работающим двигателем.
  4. Стоянка грузового авто с массой выше 3,5 т.

Если вы решили перекрыть сквозной проезд - никто вам этого не запретит. Ссылайтесь на законы, которые мы указали, и пользуйтесь законными методами.

Но самостоятельно территорию лучше не огораживать, так как ваши действия могут нарушить нормы пожарной безопасности . В этом случае, на граждан могут наложить штраф.

Следует обратиться в государственные органы и структуры , которые должны контролировать дорожное движение транспорта и организовывать правильный проезд.

Как закрыть сквозной проезд во дворе законным путем – инструкция

Не всегда законодательные решения действуют. Даже, если у вас на руках будет постановление суда о том, что в вашем дворе запрещен проезд, и автоинспекция обязана проконтролировать это - не факт, что оно будет выполнено.

Или оно может быть выполнено на время. Нерадивые автомобилисты все равно, рано или поздно, вспомнят о дороге, которой срезали путь.

Рассмотрим все способы перекрытия сквозного проезда через придомовую территорию, а также укажем - эффективны ли способы на деле.

Следуйте такой инструкции, чтобы закрыть сквозной проезд:

1. Установка лежачих полицейских

Как правило, некоторые думают, что это выход. Однако, это не так. Лежачий полицейский не решит проблемы, а только еще больше усугубит ее. Автомобили будут простаивать у вас во дворе. Сделать лежачий полицейский можно и самостоятельно, законом они не запрещены.


2. Установка столбиков

Не во всех случаях разрешены дорожные столбики. Стоит узнать, можно ли огородить дорогу таким способом, будет ли это мешать пожарным машинам.

По нормам пожарной безопасности, во дворы должны быть подъезды. Проблему столбики решат, но лучше не устанавливать их. Граждан могут привлечь к ответственности за такое самовольное решение.


3. Установка шлагбаума

То же самое касается и этого случая. Следует знать, разрешено ли огородить подъезд во двор по нормам пожарной безопасности.

Шлагбаум может решить проблему, его установка не противозаконна. Жители домов, имеющих один общий двор, могут самостоятельно приобрести и установить шлагбаум. Кто-то устанавливает еще и будку, нанимает охранника, а кто-то просто пользуется брелоками. Конечно же, это - затратное дело.


4. Установка знаков

Самостоятельно установить дорожный знак нельзя, так как это карается законом. Вы должны согласовать свое решение с территориальным подразделением ГИБДД, обслуживающим участок, на котором предполагается размещение знака.

Есть и другой способ решения проблемы – установка знака «жилая зона» . По закону, сквозной проезд в жилой зоне запрещается. Автомобилистов, нарушающих правила ПДД, будут привлекать к ответственности.

Установить такой знак должна дорожная инспекция.

Важно: любое ваше действие должно быть согласовано с органами!


5. Обращение Госавтоинспекцию МВД

Написать жалобу можно на официальном сайте ГИБДД, либо отправить ее по почте, либо прийти и лично подать.

Оформляется жалоба в строгом официальном стиле, без использования жаргонизмов и нецензурной лексики. В ней следует подробно расписать суть проблемы, а также приложить доказательства.

Можно сделать фотографии сквозного движения с указанием времени и даты, или отснять видео.

Лучше отправить жалобу для начала в ГИБДД, так как именно это ведомство должно заниматься организацией дорожного движения и следить за автомобилистами, нарушающими ПДД.


6. Обращение в Администрацию

Еще один действенный способ устранения проблемы – через администрацию.

Направить точно такую же жалобу можно в специальные комитеты, действующие при администрации.

Оформляется обращение так же, как и жалоба - в официальном стиле.


7. Обращение в Прокуратуру

Если ответа вы так и не дождались, обращайтесь в правоохранительные органы. Описывайте проблему, указывайте, что госавтоинспекция проигнорировала вашу жалобу, прилагайте доказательства сквозного проезда.

8. Заявление в Министерство транспорта и дорожного хозяйства РФ

Мы рекомендуем также консультироваться с юристами, ведь обстоятельства могут быть разными. Нужно разбираться, кто курирует участок дороги, с которого съезжают авто и направляются во двор, а также кому принадлежит придомовая территория. Следует смотреть также на кадастровые документы.

Самый последний способ решения проблемы – судебная организация.

Если все вышеперечисленные инстанции проигнорировали жалобу, то суд уж точно рассмотрит этот вопрос.

ПДД и Законы РФ о движении транспорта в жилой зоне – штрафы и ответственность водителям

Нарушение части 1 статьи 12.28 КоАП РФ подразумевает наказание за незаконный и неверный проезд в жилых зонах.

Водителю грозит выплата штрафа – 1,5 тысяч рублей .

Нарушая законы РФ, водитель должен помнить, что сквозное/транзитное движение через двор может быть опасным, и лучше уж не «срезать» территорию таким путем.

С каждым годом движение в мегаполисах становилось более интенсивным, ведь число машин неуклонно растет. Приобретая новый автомобиль, многие даже не задумываются о том, где будут его парковать, будучи уверенными, что достаточно оставить его во дворе.

А ведь это крайне важный вопрос не только с точки зрения недовольных соседей, но и с точки зрения закона. Мы часто отвечаем на вопросы автолюбителей о том, как законно парковаться во дворе, и чего следует избегать, чтобы не получить справедливое наказание.

○ Правила парковки во дворах.

Начать следует с определения того, что такое эта самая «дворовая территория». Сразу отметим, что Правила Дорожного Движения дают не желаемого четкого понятия. При этом раздел 17, посвященный движению в жилых зонах, распространяется на дворовые территории, о чем прямо сказано в п. 17.4:

  • «Требования данного раздела распространяются также и на дворовые территории.»

Поэтому остается лишь довольствоваться общим правовым определением дворовой территории, как пространства, ограниченного зданиями по периметру, внутри которого, как правило, размещаются детские площадки, места для отдыха, зеленые насаждения, местные проезды к домам, школам, детским садам и пр. Но есть одно существенное отличие - она не обозначается знаком 5.21 (жилая зона) и 5.22 (окончание жилой зоны), а потому водителю нужно быть внимательным и понимать что в остальном здесь действую все правила движения и парковки транспорта в жилой зоне.

Так п. 17.2 ПДД ясно говорит:

  • «В жилой зоне запрещаются сквозное движение, учебная езда, стоянка с работающим двигателем, а также стоянка грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой более 3,5т вне специально выделенных и обозначенных знаками и (или) разметкой мест.»

То есть главное и самое частое нарушение по данному пункту парковка грузовиков и стоянка с работающим двигателем. Последнее особенно актуально в холодный период для любителей «прогреть двигатель», загрязняя окружающую среду и мешая спать жителям прилегающих домов.

Стоит обратить внимание еще на несколько важных пунктов касающихся парковки, которые актуальны во дворах. П. 1.2 ПДД дает определение остановки и стоянки, что весьма важно ведь п.17.2 говорит именно о стоянке автотранспорта:

  • «"Остановка" - преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 минут, а также на большее, если это необходимо для посадки или высадки пассажиров либо загрузки или разгрузки транспортного средства.
    "Стоянка" - преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время более 5 минут по причинам, не связанным с посадкой или высадкой пассажиров либо загрузкой или разгрузкой транспортного средства.»

КоАП РФ установил дополнительные запреты парковки, которые касаются и дворовых территорий. Обычно проезды здесь узкие, а потому паркующиеся умудряются мешать не только проезду других автомобилей, но и обычным пешеходам и матерям с колясками, что уж говорить о технических службах. Тем не менее, ч.8 ст. 20 .4 КоАП устанавливает отвесность за нарушение правил пожарной безопасности. То есть, если оставленная машина будет мешать проезду пожарников можно готовиться оплатить штраф.

○ Штрафы за неправильную парковку во дворе.

КоАП РФ так же не дает определения дворовой территории, но устанавливает ответственность за нарушение правил движения в жилой зоне в ст. 12.28 КоАП РФ

То есть, если вашу машину обнаружит инспектор ГИБДД, припаркованную с нарушением вышеописанных правил, можно готовиться заплатить штраф в 1000 рублей, а в столичных городах и все 3000 . Ровно так же накажут за парковку на тротуаре по дворе, ведь часто из-за припаркованных машин просто нельзя провезти детскую коляску.

Но этим дело может не ограничиться. Надо признать, что не так часто ГИБДД патрулирует дворы, особенно в маленьких городах, но если же произошло что – то опасная ситуация окажется серьезнее. Например, в случае пожара и невозможности проезда служебной машины к возгоранию, нерадивому автолюбителю могут применить ч.8 ст. 20.4 КоАП:

  • «Нарушение требований пожарной безопасности об обеспечении проходов, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей ; на должностных лиц - от семи тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста двадцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.»

Но это возможно лишь в случае, если нарушение зафиксирует пожарная инспекция, она легко назначит штраф до 2000 рублей.

Дворы часто оборудованы зелеными насаждениями, в том числе газонами. ПДД или КоАП не содержат определения газона или штрафа за парковку на нем. Эти вопросы решают органы местной власти, определяя размер штрафа за такие нарушения. В большинстве городов эта сумма фиксирована, так в Санкт – Петербурге рядовой автовладелец заплатит от 3000 до 5000 штрафа. В других регионах, как например, в Самаре, заставят оплатить ущерб насаждению. В любом случае так поступать не стоит.

Еще один аспект проблемы – сквозное движение через жилую зону. Официально оно запрещено п. 17.2 ПДД. Но мало кто из водителей хоть раз не пытался объехать «пробку» через ближайший двор. Правила запрещают лишь сквозной проезд, а само движение со скоростью 20 км в час разрешено П.10.2 ПДД:

  • «В населенных пунктах разрешается движение транспортных средств со скоростью не более 60 км/ч, а в жилых зонах и на дворовых территориях не более 20 км/ч.»

Значит нужно лишь избавить от понятия «сквозное». Достаточно остановиться на несколько секунд и вот, вы уже добропорядочный водитель, которых ничего не нарушил. Но остановку, конечно, нужно делать с учетом описанных правил.

В отсутствие автовладельца в любом из перечисленных случаев, авто могут эвакуировать, особенно если оно мешает проездку или работе уборочных или пожарных машин, а значит придется оплатить пребывание на штрафстояке.

Кроме того, нарушители часто уверены, что если их не застал сотрудник ГИБДД, то они обязательно останутся безнаказанными, но ч. 4 ст. 28.1 КоАП:

  • «Поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются:
    4. Фиксация административного правонарушения в области дорожного движения или административного правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренного законом субъекта Российской Федерации, совершенного с использованием транспортного средства либо собственником или иным владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи.»

Теперь есть даже сайты, куда можно загрузить фото и видео доказательства нарушения.

А потому угрозы соседей нажаловаться на автовладельца, который по утрам по полчаса прогревает авто, вполне реальны.

В Алапаевске существует множество сквозных дворовых проездов, которые зачастую используют автомобилисты с целью экономии времени. Многие жители недовольны, что возле их домов непрерывно движутся автомобили. Во дворах бегают дети, выходят на прогулку люди преклонного возраста - их жизни и здоровью создается реальная угроза. Обеспокоенность вполне обоснованна.

Жители пытаются своими силами перекрыть сквозные проезды на придомовых территориях: устанавливают железобетонные блоки и другие препятствия для проезда транспорта. Но такая забота о собственном спокойствии совсем не радует автомобилистов. К тому же теперь выехать из незнакомого района по сквозному проезду - очень большая проблема. И, наконец, такие меры зачастую приводят к тому, что во двор не могут попасть машины скорой помощи или пожарной службы.
В городскую администрацию поступило обращение, видимо, от автолюбителя: «Из-за перекрытия проездов во всех дворах многоквартирных домов Станкозавода, по якобы коллективному решению жильцов, домой приходится попадать, делая большой крюк по разбитой дороге. А как проезжать «скорой помощи» – в домах немало пожилых людей. А если пожар? Так же колесить по всему микрорайону? Разве каждый, кому вздумается, может устанавливать свои правила?».
Ответ был прокомментирован руководством администрации:
— В июле текущего года были перекрыты сквозные проезды во дворах домов по улице Мира. Оценка события населением города неоднозначная: одни радуются отсутствию бесконечного потока машин и возможности без опаски погулять в своём дворе, другие винят всех и во всем, ставя под сомнение законность подобного ограничения для движения автотранспорта.
Сквозные проезды были перекрыты по решению и на средства жителей домов (проведено общее собрание), о чём старшая по дому № 17 Г. Солдатова уведомила комиссию по безопасности дорожного движения (при администрации города) и всех участников дорожного движения через публикацию в местных СМИ.
Решение принято в соответствии с действующим законодательством, за перекрытие сквозных проездов проголосовали более 62% жителей. Установка ограждений не нарушила прав людей, проживающих в соседних домах, так как к каждому дому имеется подъезд. При этом проезд транспорта спецслужб (пожарной и скорой помощи, полиции и др.) во дворы домов обеспечен в круглосуточном режиме. Ранее был перекрыт дворовый проезд к дому № 13 (по решению его жителей) и подъезд к дому стал возможен только через двор дома № 15: сделали себе хорошо, не думая о соседях. Последовали соответствующие решения и жителей других домов.
Согласно правилам дорожного движения, сквозной проезд по дворовым территориям запрещён. Это касается и тех, кто, сокращая путь, едет к своему дому через соседний двор, и тех, кто объезжает плохой участок дороги через дворы домов по ул. Мира, 17 и XIX Партсъезда, 5, выезжая на асфальтовую дорогу по направлению к зыряновскому мосту. Двор многоквартирного дома не только место для парковки и проезда автомобилей — здесь установлены детские площадки, гуляют родители с детьми и пожилые люди. Проезжающие автомобили — источник повышенной опасности, дополнительного шума и угроза для спокойного передвижения жителей домов, особенно детей, которые, порой не глядя, выбегают из подъездов.


Вот что говорят по этому поводу горожане:

Ольга Рензяева:
— Проживаю в доме по ул. Мира, 21. Рядом с нами стоит дом № 14 по ул. XIX Партсъезда и к нему шлагбаумом перекрыли въезд. Раньше около четырнадцатого дома стояли мусорные баки. Решением совета они их убрали и сделали большую автостоянку. Мы пользовались этой парковкой и могли поставить свои машины, а теперь, раз всё перекрыто, доступа нет. Получается, что свои транспортные средства нам поставить практически некуда. А что делают соседи из четырнадцатого дома? Они доезжают до шлагбаума, ставят там свои авто и пешком идут домой. У нас и так мало места для своих машин, а теперь и вовсе их припарковать негде.
Ну хоть бы о людях подумали! Рядом находится речка, много взрослых, детей, мамочек с колясками идёт. Тропинки и той не оставили. Недавно соседка на инвалидной коляске проехать не смогла - коляска опрокинулась, что-то сломалось, женщина упала, лежит и кричит: «Помогите!».
Получается, что некоторые жители собрались, для себя решили, что им будет хорошо и удобно, а другие, как хотите.
Лариса Черепанова:
— Мне бы хотелось узнать, на каком основании перекрыли дворы по улице Мира,17? Я живу на XIX Партсъезда, 5, к дому вообще не подъехать, а «скорая» или «пожарная» как поедет?
Елена Панова:
— Кажется немного странным такое вольное вмешательство в планировку дворов. Дома были построены по опредёленному проекту, архитектурному плану, продуманы места для проезда, детских площадок и прочего. А тут на тебе - всё перекроили! Так, может быть, можно все дороги эдак перевернуть и проезды передвинуть, кому как выгодно.
Марина Зотова:
-Думаю, что решения с кем-то согласованы. Наш двор Мира,19 всегда был без сквозного проезда, и уверяю вас, и к нам «скорая» приезжает, и машины от других домов стоят.
Татьяна Перцева:
-Очень хорошо, что наконец-то закрыли сквозные проезды. Уже на самом деле достали бесконечно гоняющие машины.
Александр Мальченко:
-В прокуратуру можно обратиться. Если признают незаконным закрытие дворов, то ещё и штраф выпишут тем, кто устанавливал перекрытия.
Артём Ширшов:
-В каждой проблеме есть положительные и отрицательные моменты. Плюс в том, что сейчас сквозного проезда нет и машины не гоняют. Минус такого решения - если понадобится вызов экстренных служб и они поедут по привычному и удобному маршруту, то проехать не смогут, им помешает шлагбаум или плита. Придется разворачиваться и ехать в объезд, а это драгоценные минуты.

Ни проехать, ни спасти
Ксения Корюкалова, диспетчер службы 03:
— Установка перекрывающих металлоконструкций во дворах конечно же препятствует проезду спецтранспорта. Машине «скорой» проехать намного труднее, увеличивается интервал времени между прибытием и оказанием первой медицинской помощи. Это чревато негативными последствиями для больных.
С нами данный факт никто не согласовывает, жильцы самостоятельно принимают такое решение.

Виктор Гришин, начальник 76 ПЧ 54 ОФПС по Свердловской области:
— Считаю, что решение закрыть проезд во дворах совершенно неправильное. С нашими службами никто ничего не согласовывал. Что главное для спасателей, выезжающих на пожар? Оперативность.
Пожарные по вызову прибудут быстро, но вовремя к месту происшествия попасть не смогут из-за того, что подъезд заблокирован. Огнеборцы вынуждены будут ехать в окружную, искать удобный проезд. Всё это драгоценное время, а зачастую человеческие жизни. Может, это и удобно жильцам, но только до поры до времени.

Подготовила
Оксана СКРИПКА Фото автора и А. ШИРШОВА

С тех пор как автомобиль перестал быть предметом роскоши, а стал средством передвижения, последних стало на улицах наших городов намного больше. Что повлекло за собой вполне закономерную проблему с пробками на дорогах. И многие из участников дорожного движения само собой желали бы поскорее переместиться из одной точки города в другую, при этом пользуясь благами автомобиля, но избегая всех проблем связанных с ним. В итоге не редки случаи когда автолюбитель желая сэкономить время, нервы и бензин, передвигается через дворовые территории, дабы заехать с одной стороны перекрестка, а выехать уже на другой улице. Ну или что-то подобное… То есть использует дворы и жилые зоны для того, чтобы передвигаться по городу.
Однако такое вождение через жилые зоны запрещено и считается административным правонарушением. Именно о таком правонарушении и штрафе за него мы и расскажем в нашей статье.

ПДД (Движение в жилых зонах)

Первым наперво стоит обратиться к ПДД, к библии автомобилистов. И здесь есть правила для езды в жилых зонах, сморим их

Собственно из этого пункта становится понятным, что просто так проехать двор нельзя. Заезжать в него следует если у вас есть намерения в нем остановиться, забрать или высадить кого-то. Если же автомобилист проехал без остановки, то он тем самым нарушил ПДД, а значит необходимо поискать статью КоАП РФ, по которой за такое правонарушение предусмотрена ответственность.

Штраф за сквозной проезд через двор (жилую зону) в России, Москве и С. Петербурге

Штраф за нарушение езды в жилых зонах предусмотрен статьей 12.28 КоАП РФ. Ее стоит процитировать полностью, так как первая часть касается административной ответственности по всей России, кроме городов федерального значения. А вот вторая часть относится лишь к Москве и С. Петербургу.

В итоге можно сделать вывод о том, что в случае сквозного проезда через двор с автолюбителей могут взять штраф в 1500 рублей, а если это Москва или С. Петербург, то в 2 раза больше.

Можно ли проезжать через парковки, заправки, территории ТЦ

Интересная ситуация складывается с автозаправками и парковками ТЦ, которые расположены вдоль дорог где образуются автомобильные пробки. Такие проездные площади никак не защищены с точки зрения ПДД. То есть если через них начнут все ездить, то это не будет нарушением ПДД, а значит и штраф выписывать не за что.
В этом случае некоторый из торговых центров начинают хитрить. Первые 15 минут становятся платными, а вот бесплатное время начинается после 15 минут нахождения на парковке.

Примеры...

Можно ли заплатить штраф со скидкой в 50 процентов

Введенные изменения в 2016 году, в статью 32.2 КоАП РФ, позволили нарушителям ПДД оплачивать штрафы со скидкой в 50 процентов. При этом такая скидка распространяется не на все статьи главы 12 КоАП РФ, но на 12.28 распространяется. То есть у нарушителей все же есть возможность оплатить штраф за сквозной проезд двора со скидкой в два раза.

Вопрос – ответ по теме «Штраф за сквозной проезд через двор»

Вопрос: Можно ли проехать через заправку без остановки?
Ответ: Да, можно. Ограничение по ПДД касается только сквозного проезда для жилых зон.