Что делать жильцам многоквартирного дома, если от них отказалась управляющая компания. Феодализм ЖКХ: когда дома УК не отпускает Какие документы следует подготовить управляющей компании, если она отказывается от дома

5/5 (11)

Что делать, если управляющая компания перерасчет не делает

Отказ со стороны Управляющей компании делать перерасчет клиенту, увы, — не новость. Слишком часто они принижают данное право граждан. Когда пользователь услуг уверен в ошибках со стороны УК при проведении расчетов по платежам, следует идти до конца. Законодательство в этом вопросе стоит на стороне получателя услуг.

Внимание! Первое, на что следует обратить внимание, это необходимость получения от руководства компании письменного и мотивированного отказа. Для этого заявление с просьбой о перерасчете подается тоже письменно и в официальной форме.

Помимо того, что ответ-отказ должен содержать в себе решение по обращению гражданина, в нем должны присутствовать и ссылки на конкретные нормативные акты.

После получения письменного отказа от организации можно смело обращаться с новым заявлением, но уже в контролирующие органы: Роспотребнадзор или Прокуратуру района. Новое заявление в государственные органы должно иметь приложение в виде копии письма-ответа от УК по первоначальному обращению пользователя.

Однако если управляющая компания не соизволила ответить в письменном виде в установленный законом срок, можно обратиться в вышестоящие органы и без их письма-ответа.

В такой ситуации заявление в государственные структуры должно содержать еще одну фразу (помимо основной жалобы): «отказ от перерасчета не был мотивированным и обоснованным».

Помимо копии письма от УК, в надзорные структуры следует приложить и те документы, на основании которых подтверждается право заявителя на получение перерасчета.

Как подать заявление в Прокуратуру

Заявление в территориальные органы Прокуратуры может быть составлено как машинописным текстом, так и от руки. Здесь главное, чтобы оно находилось на листе формата А4 без посторонних символов и картинок.

Заметьте! Жалоба составляется по стандартному шаблону:

  • правый верхний угол: полное наименование Прокурорского подразделения с указанием ФИО прокурора, которому подается документ. В этом же столбце указываются и данные заявителя: ФИО, адрес регистрации и проживания, контактные телефоны. Если подается коллективная жалоба на УК, не требуется перечислять всех участников. Достаточно указать одно контактное лицо (старшего инициативной группы) и в конце заявления приложить перечень подписей всех участников жалобы;
  • середина листа: обязательное слово «заявление или жалоба» (в зависимости от формы обращения). Первое, что указывается в тексте, это кто, когда и в какой форме обращался в УК, и какой ответ был получен (или не был получен вовсе). Далее указывается причина, по которой возникла необходимость проведения перерасчета, и перечень документов, из которых это видно. Здесь важно не только указать нарушение гражданских прав, но и ссылки на конкретные нормы закона, согласно которым эти права обеспечиваются (предоставляются). Излагая свою проблему в надзорные органы, очень важно приводить конкретные и весомые доводы. Далее указываются варианты решения возникшей проблемы, которые приемлемы для заявителя;
  • после основного содержания документа обязательно нужно указать дату составления и поставить подпись обращающегося лица. Только после этого составляется перечень прилагаемых документов: «приложение». В перечне нужно четко указывать, какой вид документов прикладывается, подлинник или копия.

ВНИМАНИЕ! Посмотрите заполненный образец заявления на УК в Прокуратуру:

Внимание! Наши квалифицированные юристы окажут вам помощь бесплатно и круглосуточно по любым вопросам.

Весомыми документами в такой ситуации могут быть:

  • технический паспорт дома;
  • чеки, подтверждающие неправомерную трату денежных средств;
  • поданная ранее аналогичная жалоба в другую инстанцию;
  • договор с УК.

Законодательством не установлены четкие сроки, в которые надзорные органы обязаны отвечать на жалобы граждан, это может быть одна неделя, а может и месяц.

Жалоба в Роспотребнадзор

В Роспотребзнадзор жалоба по этой теме подается на имя Руководителя подразделения: «руководителю управления Федеральной службой по надзору за защитой прав потребителей».

Схема составления документа аналогична указанному выше:

  • верхняя шапка;
  • содержание;
  • требования;
  • подписи;
  • приложение из документов.

Учтите! К этой жалобе в качестве основных доказательств чаще всего прикладывают такие документы, как:

  • акты;
  • результаты различных экспертиз;
  • справки;
  • счета;
  • квитанции.

В качестве основных требований по такому обращению чаще всего называют:

  • вернуть излишне потраченные средства на оплату;
  • финансовая компенсация недоброкачественно предоставленной услуги;
  • заставить УК переделать некачественные работы.

Помимо законных прав потребителей, в тексте заявления следует делать ссылку и на гражданскую ответственность лиц и компаний в области предоставления услуг и их качества.

Относительно Роспотребназдора существуют четко установленные законом сроки рассмотрения обращений от граждан: 5 рабочих дней. Также есть исключительные случаи, при которых срок рассмотрения жалобы увеличивается до 10-ти рабочих дней.

За этот период руководитель отделения должен ознакомиться с обращением и принять решение, будет ли начато по нему рассмотрение. Сроки рассмотрения определены в 30 дней, но, исходя из ситуации, они могут быть продлены.

ВНИМАНИЕ! Посмотрите заполненный образец заявления на УК в Роспотребнадзор:

Посмотрите видео. Как заставить УК сделать перерасчет за коммунальные услуги:

Основания для перерасчета за коммунальные услуги

Постановление Правительства № 307 от 23 мая 2006 года «О порядке предоставления коммунальных услуг» имеет в своем тексте указание на право для населения требовать от УК произведение перерасчета предоставляемых услуг.

Более того, в 2011 году были разработаны и утверждены правила предоставления такого типа услуг, где четко было обозначено право граждан на требование уменьшения платежей в связи с низким качеством услуг и по нескольким другим основаниям.

Внимание! Главными факторами, которые могут служить основанием для проведения перерасчета, нормативные акты называют:

  • е сли предоставляемые услуги ЖКХ не соответствуют по своему качеству тем нормативам, которые установлены законом, или заключенным с потребителями договором;
  • если услуги вообще не предоставлялись в течение длительного времени. Здесь важно, чтобы промежуток времени «без услуги» превышал разумные пределы и существующие стандарты;
  • если владелец жилой площади не проживал на ней длительное время и уведомлял УК об этом, или основания его отсутствия могут быть признаны весомыми по законодательным нормам.

Если гражданин не проживал на жилой площади длительное время, он вполне может претендовать на произведение перерасчета за пользование ЖКХ услугами (за исключением тех, которые рассчитываются по показаниям приборов учета).

Однако здесь не получится уменьшить плату за те услуги, которые предоставляются всем на общих основаниях:

  • содержание жилого дома;
  • вывоз ТБО;
  • обслуживание лифтового оборудования;
  • обслуживание домофонных и видео систем.

Исключение по этим пунктам ЖК обслуживания установлены в Письме №14762 Министерства регионального развития от 15.05. 2009 г.

Как документально подтвердить основания

Грамотное обращение с требованием о проведении перерасчета к УК и надзорным структурам зависит от того, насколько эти претензии будут обоснованы.

Для подтверждения законности требований всегда следует прикладывать документы.

Если заявитель не сможет обосновать документально свои требования, в рассмотрении жалобы будет отказано.

Перечень документов, необходимых для подтверждения правоты гражданина, зависит от индивидуальных особенностей произошедшей ситуации. Нельзя назвать четкий список, который подойдет всем для подачи жалобы.

Акт проверки температурного режима

Любые акты составляются с целью подтвердить документально какой-то факт: предоставление услуги, низкое качество услуги, отсутствие работ и т.д.

Как пример: при низкой температуре подачи отопления в холодное время года вызываются представитель УК, специалист по отоплению и представитель жильцов, и составляется акт, в котором фиксируется: температура, давление и прочие технические нюансы в системе отопления.

Такой документ не оформляется в один момент, для его правильного составления следует заранее обратиться в УК с жалобой на низкую температуру батарей и потребовать вызова специалиста для проведения соответствующих размеров. Также можно подать в УК письменную претензию на несоответствие существующей температуры отопления действующим нормам и правилам.

Если подача в жилой дом каких-либо услуг (газа, света, воды) производилась по распоряжению УК, перерасчет должен проводиться автоматически, без письменных обращений граждан.

Если компания не произвела измененный расчет, следует обратиться к ним письменно, предъявив объявление или извещение, которое висело в подъезде о проведении работ или отключении ЖК услуг.

ВНИМАНИЕ! Посмотрите заполненный образец акта проверки температурного режима:

Документы, которые могут служить подтверждением факта отсутствия жильца в квартире

Законодательство определяет, что при отсутствии человека на жилой площади более 5-ти дней подряд он имеет право обратиться в УК с просьбой о проведении перерасчета коммунальных платежей. Здесь важно подтвердить свое отсутствие по месту жительства в течение длительного, непрерывного срока.

В качестве доказательств могут выступать:

  • билеты и копии командировочных удостоверений
  • справки от здравоохранительных подразделений о нахождении лица у них на лечении;
  • счета из гостиницы;
  • справки о временной регистрации по другому адресу или в другом регионе;
  • справки от садового товарищества о том, что гражданин в летний период беспрерывно проживал на даче;
  • копия заграничного паспорта с таможенными отметками о выезде и приезде гражданина.

Во всех перечисленных выше случаях человек может заранее (до своего отъезда с жилой площади) подать соответствующее заявление о его длительном отсутствии по месту жительства. Право на перерасчет в таких ситуациях действует в течение 6 месяцев, но не более.

Запомните! Подавая такое заявление в управляющую компанию, следует требовать отключения тех или иных коммуникативных систем или опломбирования запорной арматуры в жилье. Если заявление подано, и процедура опломбирования проведена, перерасчет компания должна проводить автоматически без подтверждающих отсутствие документов со стороны гражданина.

Вернувшись домой, жилец должен снова вызвать специалистов УК для снятия ими пломбировки. Период отсутствия жильца компания будет рассчитывать сама, исходя из имеющихся данных о вызове специалистов.

Как заставить УК сделать перерасчет

Во всех иных случаях для проведения перерасчета требуется наличие письменного обращения от гражданина с таким требованием. Получив такое обращение, специалисты УК обязаны провести проверку на предмет правильности первоначально начисленных платежей.

Если в ходе проверки выясняется, что действительно при начислении платежей, задолженностей, пеней или штрафов были допущены ошибки, заявителю выдается соответствующий документ, в котором будут находиться исправленные данные (суммы или перерасчет).

Перерасчету платежей подлежат все предоставляемые компанией услуги кроме отопления и газоснабжения на эти цели. Также перерасчету не подлежат платежи на общедомовые затраты.

Форма заявления о перерасчете в управляющую компанию

Заметьте! Подавая заявление о перерасчете в компанию, следует придерживаться стандартной формы документа:

  • верхняя «шапка»: кому и от кого адресовывается. Такое обращение составляется только на имя руководителя УК. Для ускорения процесса проверки организацией необходимо здесь же указать и лицевой счет пользователя, который можно найти в ежемесячных квитанциях;
  • указание конкретных услуг (работ), стоимость которых заявитель желает пересчитать и за какой период (месяц или конкретные даты);
  • причина для перерасчета (законное основание);
  • перечень приложенных документов;
  • дата составления и подпись заявителя.

Такое заявление всегда составляется в 2-х экземплярах. Подавая такой документ, в УК следует потребовать от их сотрудников поставить отметку на 2-м экземпляре о получении.

Либо можно направить заявление по почте, но только в форме заказного письма с уведомлением. В противном случае доказать в вышестоящей инстанции первоначальное обращение будет нереально.

ВНИМАНИЕ! Посмотрите заполненный образец заявления на перерасчет всех платежей по коммунальным услугам:

На чтение 4 мин.

Управлюящая компания ОАО “Домуправ”, в которой мы состоим, отказывается с нашим домом заключать договор на новый срок обслуживания. Опираясь на закон ЖК ст.161.Хотя, каждый год вешают объявления, что если договор на обслуживание не с кем не заключен, то обращаться именно к ним. Срок истекает 01.06.2010г. Объясняя это тем, что в нашем доме всего восемь квартир и им не выгодно нас обслуживать, т.к. перечисляеться мало средств установленного по тарифам на ремонт.

Нам ответили, что по приказу мэра города,от таких двухэтажных старых домов как наш “ОТКАЗАТЬСЯ” и предлагают создать товарищество самоуправления. Но дом построен 50 лет назад. За это время не было не одного капитального ремонта и замены труб. Стояки все ржавые, на них стоят хомуты, канализация перемотана простой изолентой. И это всё хотят оставить на плечи жильцов пенсионеров, в котором живут три участника ВОВ (хотя развёрнута программа помощи ВОВ, а тут всё наоборот). Заниматься самоуправлением некому, поскольку все жильцы пенсионеры.А другая управляющая компания отказывается брать наш дом на обслуживание из-за ветхости дома.

Нам так и не понятно, на каком основании издан приказ мэра города “Об отказе обслуживания двухэтажных домов”.

Подскажите, что нам делать в такой непростой для ситуации. Спасибо.

Ответы юристов

Здравствуйте, Светлана.

В соответсвии с ч.2 ст.161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:

1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;

2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;

3) управление управляющей организацией.

Так же п.3 Постановления Правительства РФ от 6 февраля 2006 г. N 75 “О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом” Обязывает Органы местного сумоуправление на проведение конкурса по выбору управления многоквартирным домом: Конкурс проводится, если:

1) собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом, в том числе в следующих случаях:

собственниками помещений в многоквартирном доме общее собрание по вопросу выбора способа управления многоквартирным домом не проводилось или решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было принято;

по истечении 2 месяцев после вступления в законную силу решения суда о признании несостоявшимся общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросу выбора способа управления многоквартирным домом повторное общее собрание не проводилось или решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было принято;

2) принятое собственниками помещений в многоквартирном доме решение о выборе способа управления домом не реализовано, в том числе в следующих случаях:

большинство собственников помещений в многоквартирном доме не заключили договоры, предусмотренные статьей 164 Жилищного кодекса Российской Федерации;

собственники помещений в многоквартирном доме не направили в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти документы, необходимые для государственной регистрации товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива;

не заключены договоры управления многоквартирным домом, предусмотренные статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации;

3) до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.

Вы можете обратится в суд и обязать органы местного самоуправления выбрать УК. ч.7 ст.161 ЖК РФ

Следовательно данный приказ прямо противоречит указанным выше нормам, Вам следует обратится в суд для признания данного нормативного акта противоречащим положениям закона, в частности: ЖК РФ;Постановлению Правительства РФ от 6 февраля 2006 г. N 75 “О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом”.

Post Views: 209

Практически еженедельно появляются сообщения УФАС либо прокуратуры о том, что та или иная управляющая компания наказана за отказ передавать документацию на дом другой УК, которую выбрали собственники помещений. И мы даже практически перестали об этом писать в «Управдом 73», так как явление приобрело рядовой характер. Но данный случай особенный, так как происходит на старте отопительного сезона и ставит в положение заложников жильцов дома №19 по ул. Корунковой.

Наша газета будет следить за ситуацией в доме №19 по ул. Корунковой

Почти детективная история с полицией, понятыми и срезанными замками на двери в подвал произошла здесь во дворе утром 5 октября. Как оказалось, несмотря на то, что все сроки уже прошли, МКД все еще не полностью подключен к отоплению. Дело в том, что новая УК никак не может приступить к своим обязанностям, а прежняя УК, видимо, не желает этого делать, а может быть, даже наказывает таким образом людей за непослушание. За то, что они посмели проголосовать на общем собрании за другую компанию. Но сил терпеть уже просто не было, признаются жильцы, которые очень долго и упорно пытались наладить контакт.

— Свое первое обращение я отнесла в «Фундамент» еще в далеком 2009 году. До сих пор не ответили… Ну, наивная была, хотела свой экземпляр договора управления получить, чтобы ознакомиться. Меня там только послали куда подальше, — рассказывает Татьяна ИВАНОВА, собственник квартиры в доме №19 по ул. Корунковой. — Вот с тех пор я периодически пыталась наладить с нашей управляющей компанией диалог как между заказчиком и исполнителем, ведь УК действует по заданию собственников и на их средства. Мне хочется знать, за что я плачу. Пыталась вести переписку, чтобы оформлять все законным путем, но мне отвечали исключительно устно, зачастую нецензурно, причем звонили через моих соседей. Ни на одно обращение не ответили и никакие требуемые мной документы не предоставили. Даже к жалобе в прокуратуру приложить нечего.

Тем временем, по словам жительницы, дом все больше и больше приходил в запустенье.

— Что творится на чердаке и в подвале — я вам передать не могу! — продолжает наша собеседница.

— Там до того все запущено, что фекалии буквально видно сквозь сгнившие трубы, сырость, огромные тараканы величиной с грецкий орех буквально кишат, мусор гниет в забитых вентиляционных каналах. В общем, ужас, даже говорить противно. И это все уже настолько переполнило подвал и чердак, что стало вываливаться буквально нам под ноги. Тараканы уже в квартиру стали забегать толпами. Детки у меня ходят (и у них же все это на глазах!) и говорят, смотри мама, вон птичка не живая. А там голубь дохлый полгода лежит, никто его не убирает — одним словом, кошмар. Мне, естественно, хочется жить в доме с нормальными условиями. Зачем и ради чего я и моя семья должны терпеть это безобразие, да еще и платить кому-то за то, что ничего не делается?!

Несколько раз жильцы предпринимали попытки каким-то образом наладить взаимоотношения с УК. Проводили собрания, выбирали совет МКД, голосовали. Но тщетно, все старания людей идти цивилизованным путем разбивались о хамство и невежество со стороны коммунальщиков. Как признаются обитатели ул. Корунковой, 19, читая «Управдом73» и посещая занятия в ШГП, они завидовали тем МКД, где управляющая компания отчитывается перед собственниками, где жильцы сами выбирают работы, которые им необходимы в доме, сами определяют размер платы — в общем, являются настоящими хозяевами своей собственности, а не какими-то подневольными, которым разрешается лишь платить дань своему феодалу да помалкивать.

— Как нас учили на занятиях в «Школе грамотного потребителя», мы выбрали совет МКД, составили его устав, отнесли в УК. где он и затерялся без надобности и регистрации. Никто в «Фундаменте» не захотел с нами общаться как с собственниками, отчитываться нам, даже самое элементарное — перечень услуг и работ для голосования за размер платы не предоставляют. Сами себе там какие-то работы записывают, например, постоянно некий ремонт дверей, окон, которые целые стоят. Да это даже мелочь, по сравнению с тем, что ни разу не предоставили акт выполненных работ для подписи собственникам, — с горечью в голосе говорит старшая по дому Нина ВУКОЛОВА.

Если честно, сегодня даже трудно себе представить, что компания, которая существует только благодаря платежам жителей, может себе позволить по отношению к ним такое хамство, которое граничит с нарушением закона. Как это так — отказывались предоставлять перечень работ?! Как это так — отказывались показывать договор?! И даже после этого люди продолжали попытки выстраивания диалога.

— Одна из жительниц нашего дома сама работала в «Фундаменте» и у нее имелся экземпляр договора управления, который она нам (совету МКД) дала почитать. Это устаревший и давно не отвечающий современным нормам закона документ, но даже по нему УК отказывалась выполнять все наши требования, — продолжает Нина Ильинична. — Я сама по профессии бухгалтер, и если не понимаю в инженерном оборудовании, то уж в цифрах разбираюсь. Вместо годового отчета, который они нам не предоставляли, в «Фундаменте» делали общий по всем их домам перечень выполненных работ -огромный талмуд, где надо было выискивать строки, относящиеся конкретно к нашему дому. Они думали, что я не разберусь в таком объеме цифр и таблиц, но я разобралась. И выяснилось, что многие работы, за которые они брали деньги, на самом деле не производились. Мы их убрали и сократили размер платы. Более того, мы потребовали выполнить те работы, за которые заплатили. И нам обещали все сделать. Но прошло время, и опять — ничего. Это собственно и стало последней каплей, после которой жители стали искать другую УК.

Летом жители провели заочное голосование, целый месяц им давался на раздумье и заполнение бюллетеня. Наконец, в августе был оформлен протокол общего собрания с решением перейти в другую управляющую организацию. И вот тут-то начался тот самый детектив. Когда пришло время подавать тепло, выяснилось, что «Фундамент» отказывается отпускать дом из своего управления. Поэтому, когда пришли из новой УК, чтобы войти в подвал, пришлось срезать замки, а внутри стало понятно, что МКД, по словам специалистов, фактически не готов к зиме, и требуется заменить задвижки. Кроме того, работники новой УК приступили к расчистке чердака, так как его состояние тоже влияет на энергоэффективность отопительного оборудования и на суммы в платежке, как и старые изношенные узлы на системе теплоснабжения. Все это ведет к переплате жильцов за услуги отопления. Однако, когда специалисты вернулись с новыми задвижками, чтобы их установить, оказалось, замки на дверях в подвал опять поменяли, а на пороге их встречает полиция! Тем временем и жильцы дома поделились на два лагеря: одни -за перемены, другие — чтобы все оставить как было. А как было, мы вам уже рассказали.

Нередки случаи, когда владельцы квартир и работники управляющей организации не могут найти общий язык. И те и другие недовольны друг другом по нескольким причинам. Собственники жилых помещений часто считают, что УК не выполняет взятые на себя обязательства. Но и в их адрес поступают заявления от сотрудников управляющей организации о ненадлежащем выполнении условий договора. Возможен ли отказ УК от МКД? Что делать жильцам, если управляющая компания отказывается от дома?

По каким причинам управляющая компания может отказаться от дома

В обязанности управляющей организации входит обслуживание МКД. Надлежащее содержание жилья владельцы квартир сами обеспечить не смогли бы. Поэтому необходимо заключать договор на обслуживание с организациями, создаваемыми специально для этого.

Управляющая организация оказывает собственникам необходимые услуги на регулярной основе, за что они должны платить согласно утвержденным тарифам. Бывает, что УК приходится выдвигать требование о расторжении договора. Одной из причин этого является нарушение ее прав жильцами.

Управляющая компания может проявить инициативуи расторгнуть договор с собственниками на основании различных причин. Ниже будут рассмотрены основные из них. Начать следует с лицензирования, которое является очень важным процессом.

  • Отсутствие лицензии

Лицензию на право осуществления деятельности должны получать все управляющие организации. Это требование законодательства. Наличие лицензии – обязательное условие, необходимое для функционирования УК. Нередко недавно созданные организации не могут с первого раза получить разрешение на осуществление деятельности, поскольку не имеют опыта в данной отрасли. Проходить процедуру лицензирования можно в течение нескольких лет. В связи с этим некоторые управляющие компании доводят до сведения жильцов, что они не получили лицензию и нужно расторгнуть заключенный ранее договор, так как в противном случае их деятельность будет признана незаконной.

Однако честных организаций не так много. Судебная практика свидетельствует о том, что зачастую работники УК продолжают оказывать собственникам услуги, даже если компания не проходит успешно процедуру лицензирования.

  • Банкротство

Обанкротиться компания может, если потратит все уплаченные собственниками средства (либо предоставленные государством дотации) на проведение мероприятий по благоустройству дома. Возможен такой исход и в случае присвоения работниками УО денег себе. Объявить банкротство можно, если отсутствуют необходимые для оказания услуг жильцам средства. В таком случае организация сама заявляет о необходимости расторгнуть договор с МКД.

  • «Проблемные» дома

Бывают ситуации, когда управление многоквартирным домом оказывается неэффективным, поскольку собственники не оплачивают вовремя предоставляемые им услуги по содержанию жилья. При этом компания не может принимать принципиальные решения по благоустройству и содержанию МКД, поэтому становится инициатором расторжения договора о содержании многоквартирного дома. Для этого ей нужно знать, как можно расторгнуть его в одностороннем порядке.

Бывает, что работники управляющей организации не могут удовлетворить все требования собственников, поскольку они неадекватны, не обоснованы либо просто нет возможности их выполнить. Тогда во избежание конфликта и лишних проблем руководство управляющей компании принимает решение о прекращении сотрудничества с жильцами. Подобная ситуация возможна и в случае несоблюдения собственниками условий договора в части их обязательств в отношении УК. К примеру, основанием для расторжения договора может стать отказ жильцов оплачивать предоставляемые им ресурсы и услуги по содержанию жилья. Если управляющая организация не может в срок собрать оплату, то она вынуждена прекратить отношения с владельцами квартир.

Отказаться от выполнения условий договора в одностороннем порядке управляющая компания может лишь в нескольких случаях. В каждом из них нужно учитывать специфику договора управления по совокупности норм жилищного и гражданского законодательства.

  • Расторжение договора управления многоквартирным домом

В каком порядке управляющая компания отказывается от дома

Если управляющая компания отказывается от обслуживания дома, собственники обязательно должны быть уведомлены о предполагающемся расторжении договора. Чтобы сообщить об этом, УК должна организовать собрание жильцов, сообщив о времени и месте его проведения. На собрании представителям управляющей организации необходимо сообщить о своем решении и озвучить причины, которые поспособствовали его принятию. В обязательном порядке компания должна предложить жильцам варианты достижения консенсуса (процедуры медиации).

Также должна быть предпринята попытка разрешить все споры с жильцами. Если же собственники не заинтересованы в этом и отказываются выполнять требования управляющей организации, то единственный выход – прекращение сотрудничества с ними.

  • Секретарь должен составить протокол проведенного собрания, на котором расписываются его участники.
  • УО обращается в местную администрацию с заявлением, где указывает, почему было решено прекратить сотрудничество с жильцами.
  • Затем проводится приемка дома и общедомового помещения собственниками, для чего они вместе с управляющей компанией составляют акт.
  • После Госжилнадзору, местной жилищной и налоговой инспекции представители УК должны представить все необходимые документы, поскольку они в той или иной мере осуществляли контроль за финансовой и хозяйственной деятельностью компании. Поэтому есть необходимость в оповещении их о прекращении предоставления услуг по содержанию жилых помещений в многоквартирном доме.
  • После того как заявление подано, УО может начинать ликвидацию своей конторы. Собственники же должны в течение месяца определиться, кто будет управлять их домом. За это время сотрудниками управляющей организации должны быть доделаны все незавершенные работы. После этого жильцы принимают у компании помещения и передают их в управление другой УК.

Внимание!

Если в течение 30 дней жильцы не определились, кому они доверят управление домом, выбор компании будет сделан администрацией. Через месяц после подачи заявления о прекращении сотрудничества с владельцами жилых помещений отношения с ними разрываются.

Одностороннее расторжение договора возможно только в том случае, если управляющая организация не может больше оказывать собственникам услуги по обслуживанию жилых помещений по следующим причинам:

  • компания является банкротом или не прошла процедуру лицензирования;
  • владельцы квартир не выполняют условия договора (к примеру, не оплачивают услуги).

Сотрудники УК при осуществлении ею деятельности ведут различные документы, которые после прекращения сотрудничества передают собственникам. Это планы, отчеты о выполненных работах, документы финансового характера, а также бухгалтерские, договоры с компаниями, предоставляющими ресурсы.

Управляющая организация должна сообщить жильцам, сколько денег осталось в их распоряжении, для чего понадобится сделать выписку по счету дома. В органы, осуществляющие контроль за деятельностью компании, она направляет заявление соответствующего образца.

После расторжения договора необходимо провести все заключительные мероприятия. Собственники должны выбрать того, кто будет в дальнейшем управлять их домом. Один из вариантов – опять провести выборы с участием сотрудников других организаций, в ходе которых определиться с управляющей компанией. Если в течение 30 дней решение не будет принято, можно обратиться за помощью в администрацию, чтобы она назначила нового управляющего.

Таким образом, жильцы на общем собрании должны согласовать между собой способ, посредством которого они будут выбирать новую управляющую организацию. Если жители не смогут договориться либо вообще организовать собрание, решение будет приниматься администрацией. Это значит, что мнение владельцев жилья учитываться не будет и они не смогут заключить договор с хорошим управленцем. У жильцов есть право выбрать новую управляющую организацию, если они не удовлетворены результатами работы своей компании.

Также и УК может стать инициатором прекращения отношений с собственниками жилых помещений, если они не выполняют взятых на себя обязательств.

  • Как УО, ТСЖ, ЖК, ЖСК расширить свои полномочия по договору управления МКД

Как юридически должен быть оформлен отказ управляющей компании от МКД

Заключать договор с новостройками следует в особом порядке. Строительная организация может не ждать проведения администрацией открытого конкурса среди управляющих компаний и заключить договор самостоятельно с одной из них по своему усмотрению. Данное право прописано в ч. 14 ст. 161 Жилищного кодекса. Такой договор заключается на срок не более 3 месяцев. После проведения открытого конкурса жильцы должны заключить с отобранной УО договор, по которому она будет управлять МКД, в обязательном порядке.

Часто такая схема не выполняется. Если застройщик заключает договор на управление МКД самостоятельно, администрация отчитывается об успешной реализации способа управления, не организовывая при этом открытого конкурса. Такие действия являются нарушением требований Жилищного кодекса РФ. Попытки пресечь их предпринимают жилищные инспекции, а также Федеральная антимонопольная служба, однако в судебной практике имеют место противоречия.

Расторгнуть договор управления проблематично, если на сторону владельцев жилых помещений МКД встает много лиц.

Если инициатором прекращения сотрудничества является УО, то возможны следующие варианты расторжения договора.

1. По взаимному согласию

В п. 1 ст. 450 Гражданского кодекса указано, что договор может быть расторгнут с согласия обеих сторон. Для этого необходимо заключить соглашение, форма которого такая же, как и у договора. Подписывать его тоже нужно с теми же лицами, что и договор (п. 1 ст. 452 ГК РФ).

Подписать соглашение можно на общем собрании жильцов, которое созывает управляющая организация. Это право предусмотрено ч. 7 ст. 45 Жилищного кодекса. Если на собрании будет достигнута договоренность, то УК заключает с собственниками помещений МКД соглашение. Подписать его должны более половины всех жильцов. Сделать это можно по упрощенной процедуре, если собственники наделят соответствующими полномочиями председателя совета дома (позволят ему от своего имени заключить договор, изменения и соглашения к нему).

Если предпринимательскую деятельность осуществляет только одна из сторон договора, то она может отказаться от выполнения своих обязательств в одностороннем порядке (согласно п.2 ст. 310 Гражданского кодекса).

2. С привлечением арбитра

Управляющая компания может потребовать расторгнуть договор, обратившись в суд, в следующих случаях:

  • если жильцами существенно были нарушены условия договора (подп. 1 п. 2 ст. 450 ГК РФ);
  • если существенно изменились обстоятельства (п. 2–4 ст. 450 ГК РФ);
  • в других случаях, прописанных в договоре (подп. 2 п. 2 ст. 450 ГК РФ).

В данной ситуации необходимо попробовать урегулировать конфликт до суда. Сторона, желающая прекратить сотрудничество, должна уведомить оппонента, указав при этом, как скоро должен быть направлен ответ. Эта информация может содержаться и в договоре управления. В случае ее отсутствия срок получения ответа составляет 30 дней.

Сторона, инициировавшая прекращение отношений, может подать заявление в судебный орган, только если не получит ответа в течение оговоренного периода времени либо в случае отказа.

В суде потребуется доказать, что был соблюден досудебный порядок урегулирования спора. Для этого придется предоставить переписку, имеющиеся претензии и уведомления и т.д. На такой порядок ссылаются суды высшей инстанции. Судебный орган будет рассматривать требование расторгнуть или изменить договор в том случае, если истец докажет, что предпринял все необходимые меры для разрешения конфликта с ответчиком, которые предусмотрены п. 2 ст. 452. Это прописано в п. 60 постановления Пленума ВС РФ № 6, Пленума ВАС РФ № 8 от 01.07.1996 г.

2.1. Существенное нарушение условий договора

Одним из существенных нарушений условий договора является неуплата за обслуживание МКД.

Если в результате невыполнения одной из сторон обязательств по договору другой стороне наносится значительный ущерб, то есть она не получает в полной мере того, что было прописано в договоре, то такое нарушение признается существенным.

Управляющая организация может обслуживать МКД только после того, как пройдет процедуру лицензирования. Данное требование содержит ч. 1 ст. 192 Жилищного кодекса. Предприниматели осуществляют обслуживание жилых помещений в целях получения прибыли, что отражено в п. 1 ст. 2 ГК РФ. Следовательно, заключая с собственниками договор управления, УК должна составить его таким образом, чтобы при выполнении жильцами всех его условий деятельность как минимум была безубыточной.

Однако если компания терпит убытки, это не значит, что она имеет право требовать расторгнуть договор с собственниками. Основанием для этого могут являться конкретные действия (или их отсутствие) жильцов, повлекшие убытки. К примеру, это может быть неуплата в течение длительного времени (либо систематическая).

Если собственники оплачивают предоставляемые компанией услуги не в полном размере или не вовремя, то это может повлечь за собой неспособность ее в дальнейшем осуществлять обслуживание жилых помещений МКД, оплачивать работы и услуги, предоставляемые подрядчиками, рассчитываться с компаниями, поставляющими энергоресурсы. В такой ситуации УК может требовать расторгнуть договор управления в одностороннем порядке.

Подобные дела нечасто рассматриваются в судах, поскольку истцу не всегда удается собрать все необходимые доказательства.

2.2. Существенное изменение обстоятельств

Если при измененных обстоятельствах УК и собственники не стали бы заключать договор или условия его были бы пересмотрены, то считается, что изменение обстоятельств было существенным.

Часто встречающаяся подобная ситуация – признание состояния многоквартирного дома аварийным. В таком случае, подавая заявление в суд, нужно представить доказательства того, что:

  • дом признан аварийным, его необходимо снести либо он подлежит реконструкции;
  • состояние дома ухудшилось до аварийного не вследствие деятельности управляющей организации.

Существует определенный порядок, в соответствии с которым можно признать, что дом находится в аварийном состоянии и его нужно снести. Он этот прописан в постановлении Правительства РФ от 28.01.2006 г. № 47.

В пакет документов нужно включить заключение экспертов о том, что явилось причиной ухудшения состояния дома до аварийного. Это подтверждение того, что вины управляющей компании в происходящем нет.

На сегодняшний день судебные органы чаще встают на сторону жильцов. При этом суд обязывает их организовывать общее собрание для разработки и утверждения уточненного перечня необходимых работ, а также расчета их стоимости с учетом изменившихся обстоятельств. Это решение позволяет начать конструктивный диалог с владельцами жилых помещений и разработать новые положения договора управления.

  • Особенности раскрытия информации о выполнении договоров управления МКД

Мнение эксперта

Пример из судебной практики

Олеся Лещенко ,

исполнительный директор Ассоциации управляющих организаций «Комфортный дом»

Несущая стена здания оказалась повреждена, и УК подала в суд заявление с требованием расторгнуть договор управления (См. постановление ФАС Поволжского округа от 04.07.2013 г. по делу № А12-21194/2012).

Согласно информации, предоставленной управляющей компанией, в течение всего срока действия договора жильцы не принимали участия в решении вопросов, связанных с проведением капремонта, хотя в соответствии с законом должны были это делать. Следовательно, свои обязательства собственники не выполняли.

Истец сообщал о том, что продолжать обслуживать дом, находящийся в аварийном состоянии, без участия жильцов в принятии необходимых решений невозможно.

Однако суд встал на сторону ответчика. Хотя дом и является аварийным, УО должна продолжать обслуживать его. Существенных изменений обстоятельств, которые позволили бы прекратить сотрудничество, выявлено не было. Постановление суда было следующим: вследствие того, что состояние дома является аварийным, собственники обязаны принять дополнительные меры по его сохранению, однако оснований для автоматического прекращения договора в этом нет, поскольку владельцы все еще проживают в МКД и им необходимо оказывать услуги по содержанию жилых помещений.

2.3. Иные основания, предусмотренные договором

Других ситуаций, в которых УК имеет право требовать расторгнуть договор в одностороннем порядке, Жилищный и Гражданский кодексы не предусматривают. В ЖК указано, что порядок, в соответствии с которым в договор вносятся изменения, а также порядок его расторжения не являются его существенными условиями.

При заключении договора желательно указать в нем не только то, в каком порядке его можно дополнять, изменять, расторгать, но и последствия досрочного прекращения сотрудничества.

Как правило, управляющие организации этого не делают, о чем свидетельствуют результаты изучения договоров управления. В основном они содержат лишь нормы, определенные Жилищным и Гражданским кодексами. Тем не менее, если в договоре подробно расписать все нюансы процедуры его расторжения, можно избежать возникновения споров во время судебного разбирательства.

  • Описание того, как стороны должны уведомлять друг друга о решении внести изменения в договор управления или расторгнуть его.

К примеру, какой формы должны быть уведомления: в виде объявления на доске либо в виде индивидуальных писем, получение которых должно быть подтверждено гражданами. Необходимо также определить, сколько времени у второй стороны есть на ответ.

  • Перечисление видов нарушений, которые считаются существенными.

Такими нарушениями могут являться: неуплата в течение определенного времени (или в определенном размере); ненадлежащее выполнение УК обязательств перед компаниями, предоставляющими ресурсы, подрядчиками и другими специализированными организациями в течение определенного периода; бездействие жильцов в отношении вопросов капитального ремонта (их отказ принимать решения в случае необходимости и реализовывать их в течение определенного времени).

Жилищный кодекс не дает УК право одностороннего расторжения договора, если она не имеет на это объективных причин либо не уведомляет об этом заранее собственников жилых помещений МКД (письмо Минстроя России от 24.02.2015 г. № 12258‑АЧ/04).

Если все предписанные процедуры не будут соблюдены, то органы Госжилнадзора могут признать, что компания управляет многоквартирным домом ненадлежащим образом, то есть текущий ремонт не проводится, обслуживание жилья находится на низком уровне, отсутствуют гарантии того, что собственникам будут оказаны необходимые услуги в полной мере и качественно, не выполняется даже минимум тех работ и услуг, которые позволили бы обеспечить надлежащее состояние общего имущества МКД, а технические документы не сохраняются и не передаются.

Если управляющая организация бездействует, это значит, что она нарушает требования лицензии (п. 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утв. постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 г. № 1110). В связи с этим соблюдение всех формальных процедур является обязательным.

Перечислим ниже наиболее часто встречавшиеся основания для расторжения договора управления с владельцами жилых помещений, которое инициировали УО. В данных случаях после рассмотрения дела суд вставал на сторону истца:

  • долги жильцов по оплате ЖКУ;
  • неоплата в срок собственниками услуг по содержанию жилых помещений и общего имущества МКД;
  • препятствие жильцов работникам УК осуществлять мероприятия по сохранению общего имущества МКД;
  • требование жильцов от управляющей организации предоставлять услуги, не указанные в договоре управления;
  • невыполнение собственниками взятых на себя по договору обязательств и их некорректное поведение.

Таким образом, управляющая компания может инициировать расторжение договора управления по разным основаниям, установленным на законодательном уровне. Для того чтобы без ущерба для обеих сторон расторгнуть договор, необходимо при его заключении как можно более детально прописать порядок проведения этой процедуры.

  • Существенные условия договора управления многоквартирным домом

Какие документы следует подготовить управляющей компании, если она отказывается от дома

Прекращение правоотношений с жильцами влечет за собой необходимость оформления множества документов. Потребуется составить следующие документы и отправить их владельцам жилых помещений и сотрудникам различных органов.

  • Обращение к собственникам. В нем нужно указать, на каких основаниях компания отказывается с ними сотрудничать, ссылаясь при этом на законы, а также обозначить, когда УО сложит свои полномочия.
  • Акт-обращение в жилищную инспекцию , в котором надо описать основания прекращения правоотношений с собственниками.
  • Обращение в местную администрацию . В нем необходимо обосновать расторжение договора с собственниками.
  • Документы, содержащие данные о последних месяцах деятельности УК . Предоставить их нужно собственникам.
  • Выписки о состоянии лицевых счетов МКД . Их тоже следует передать жильцам.
  • Отчет о том, каковы были последние траты УО.
  • Протоколы общих собраний жильцов и избрания УК, договоры, заключенные с подрядными организациями. Передать эти документы нужно собственникам.
  • Описание того, в каком состоянии находится общее имущество МКД при расторжении договора. Предоставляется владельцам жилых помещений.

В случае отсутствия у собственников вопросов либо претензий после предоставления им всех документов, а также если они согласны прекратить отношения с управляющей компанией договор можно считать расторгнутым.

Предусмотрен следующий порядок расторжения договора управления, инициатором которого является УО, недовольная сотрудничеством с жильцами и имеющая достаточные основания для прекращения с ними правоотношений, позволяющий не ущемить жильцов в правах.

  1. Управляющей организации необходимо составить акт с указанием причин, вынудивших ее инициировать расторжение договора. Основания должны быть достаточными и отвечать требованиям законодательства.
  2. Затем следует подготовить все необходимые документы и отчеты для передачи жильцам. Это нужно, чтобы они были осведомлены, что было проделано управляющей организацией за последние месяцы работы.
  3. Следующий этап – уведомление собственников о снятии полномочий с управляющей организации через 30 дней. Сделать это лучше заблаговременно, чтобы у жильцов было время организовать общее собрание и провести конкурс для выбора нового управляющего.
  4. Далее УК должна оповестить о решении расторгнуть договор жилищную инспекцию и местную администрацию. Для этого потребуется составить акты с объяснением причин такого решения и направить их в соответствующие органы.
  5. До того как полномочия с УО будут сняты, она должна продолжать обслуживать МКД, предоставляя жилищно-коммунальные услуги и проводя необходимые работы.
  6. Если собственники не подадут заявление в суд, то через месяц договор считается расторгнутым.

Потеря лицензии – самая распространенная причина отказа от управления домом

Процедура лицензирования управляющих компаний далеко не совершенна, этому есть явные свидетельства. УО должна на официальном сайте в Интернете разместить информацию о МКД, лицензию на обслуживание которых она имеет. Данная страница в Сети нужна, чтобы компании раскрывали на ней информацию в соответствии с требованиями специального стандарта. Он определен федеральным органом исполнительной власти, задача которого – реализовывать государственную политику в коммунальной отрасли (ч. 1 ст. 198 ЖК РФ).

При заключении, прекращении либо расторжении договора управления с собственниками количество обслуживаемых лицензиатом МКД изменяется. Поэтому он обязан внести эти изменения на официальный сайт, чтобы раскрыть информацию, в течение 3 рабочих дней с момента, когда был заключен, прекращен или расторгнут договор. Данные сведения требуется подать и в Госжилнадзор (ч. 1 ст. 198 ЖК РФ).

Важно!

Министерство юстиции РФ в апреле 2016 г. зарегистрировало в Минстрое России от 25.12.2015 г. № 938/пр «Об утверждении Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации» (далее - Порядок). В нем указывается, какие документы УК должна предоставить сотрудникам Госжилинспекции. Помимо них потребуются все решения владельцев жилья, участвовавших в собрании (согласно ч. 1.1 ст. 46 Жилищного кодекса). До вступления Порядка в силу при подаче заявления о включении в реестр лицензий были нужны копии протоколов общих собраний жильцов и копии договоров управления, отвечающих требованиям ЖК РФ (письмо Минстроя России от 05.08.2015 г. № 24430-АЧ/04).

Однако жилищная инспекция при наличии сомнений в действительности протокола в каждом конкретном случае могла самостоятельно определять содержание пакета документов, поскольку отсутствовали их утвержденный список и порядок. В настоящее время повод для сомнений тоже есть.

Госжилинспекция отказывает многим УО в предоставлении лицензии через несколько месяцев после того, как они подают заявление, несмотря на то, что ими собран полный пакет документов: договоры управления, неоспоренные протоколы общих собраний жильцов, договоры с ресурсоснабжающими компаниями.

Отказать ГЖИ может по следующим причинам: протоколы собраний собственников не соответствуют предъявляемым к ним требованиям (это может говорить о том, что решения, принятые на собрании, недействительны); в решениях жильцов отсутствуют какие-либо сведения, что тоже может свидетельствовать об их недействительности, и т.д.

Если УО была не согласна с решением жилищной инспекции, она подавала заявление в суд. В таких тяжбах выигрывала, как правило, ГЖИ.

Один спор был решен в пользу Жилинспекции, поскольку суд общей юрисдикции признал решение общего собрания жильцов дома, лицензию на обслуживание которого хотела получить УК, недействительным. Другое дело тоже выиграла ГЖИ, так как в ходе рассмотрения его выяснилось, что претендующая на получение лицензии организация не проходила регистрацию на сайте www.reformaсайт и, соответственно, не размещала на нем сведения о МКД, которые указала в заявлении. Помимо этого, в представленных сотрудникам жилищной инспекции документах не было информации о заключении договоров управления многоквартирными домами. В информацию о лицензиате не были включены МКД на том основании, что протокол о принятии решения заключить с УК-заявителем договор управления был признан недействительным. Остальные причины являются абсурдными.

УК обязана приступить к осуществлению работ по содержанию многоквартирного дома сразу после выбора ее на общем собрании собственников и заключения с ними договора управления. Согласно законодательству управляющая компания не имеет права принимать участие в организации и проведении общего собрания жильцов. Жильцы лишь обязаны оповестить ее о результатах собрания, представив протокол, содержащий принятое решение. Этот документ будет действительным, пока собственники не установят иное.

Если УО соблюдет формальности, собрав все необходимые документы и представив их сотрудникам жилищной инспекции, она не сможет препятствовать успешному прохождению компанией процедуры лицензирования. Стоит отметить, что обязанности по управлению МКД управляющая компания должна выполнять до тех пор, пока администрация не проведет конкурс для выбора нового управленца либо пока жильцы сами не заключат договор с другой организацией. На это указывают в суде.

В случае, если данные о МКД исключают из реестра лицензий либо действие лицензии прекращается/аннулируется (согласно ст. 199 Жилищного кодекса), управляющая компания обязана продолжать осуществление деятельности по обслуживанию жилых помещений (эта обязанность прописана в 2. 3 ст. 200 Жилищного кодекса). Это необходимо, чтобы обеспечить непрерывное обслуживание МКД и оказание собственникам жилищно-коммунальных услуг. Данная норма позволяет соблюсти права граждан и обеспечить безопасную эксплуатацию МКД.

  • Отчет управляющей компании перед собственниками: содержание и порядок предоставления

Внимание!

В судебном порядке управляющие организации обязывают осуществлять управление многоквартирным домом, даже если договор управления был расторгнут в установленном порядке (постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 31.05.2016 г. № Ф04-1459/2016 по делу № А03-18027/2015).

Если жилищная инспекция отказывает выдать УК лицензию, то она должна мотивировать свое решение. Минстрой постановил, что если жильцы захотят расторгнуть договор управления с компанией, проходящей процедуру лицензирования, то им необходимо уведомить об этом государственный орган в письменном виде, предоставив еще и копию протокола общего собрания. Дополнительно могут потребовать приложить документы, подтверждающие, что собрание было проведено в соответствии с действующим законодательством. К ним относятся:

  • уведомления собственников о том, что будет проводиться общее собрание, где путем очного голосования определится способ управления МКД, а также будут проведены выборы УО, разработаны и утверждены пункты договора управления;
  • реестр отправки заказных писем, в которых владельцам жилых помещений сообщается о том, что организовывается общее собрание в форме совместного присутствия;
  • ведомость, подтверждающая, что собственники получили оповещения о проведении общего собрания, о чем они свидетельствуют своими подписями;
  • протоколы общего собрания с описанием принятых на нем решений;
  • копия протокола общего собрания в форме совместного присутствия, на котором жильцы выбирали способ управления МКД, управляющую компанию, а также разработали и утвердили условия договора управления;
  • подтверждение того, что собственники уведомлены о результатах общего собрания, которое проводилось в форме совместного присутствия.

Если жилищная инспекция отказывает управляющей организации в предоставлении лицензии, при этом не мотивируя свой отказ, ее решение можно успешно обжаловать. Из практики следует, что если решение общего собрания может быть оспорено, то это не является основанием для ГЖИ отказать во включении сведений в реестр лицензий.

Проведя анализ, можно заключить следующее. Органы, осуществляющие процедуру лицензирования управляющих компаний, сильно коррумпированы. Некоторые владельцы жилых помещений могут перестать вносить платежи за предоставляемые им ЖКУ, ссылаясь на то, что в реестр лицензий сведения не внесены. Из-за этого долг управляющей организации будет расти. Также, если в реестре лицензий нет информации о каком-либо МКД, то это может расцениваться как административное правонарушение. Могут возбудить дело.

Даже в случае успешного обжалования отказа жилищной инспекции (это может занять более 6 месяцев) УО будет вынуждена участвовать во множестве судебных процессов и потратит на это много времени и сил. В таких ситуациях руководство может принять решение дать взятку. Стоит отметить, что если решение общего собрания не было обжаловано и УК подала все необходимые документы, то отказ в предоставлении Жилинспекцией лицензии можно обжаловать. При этом вероятность выиграть дело достаточно большая. В случае оспаривания ГЖИ собрания собственников его нужно доказывать, даже если причина оспаривания – отсутствие кворума. Основное доказательство – судебный акт, свидетельствующий о том, что собрание действительно было проведено. Данный документ легко составить, подключив к этому собственников, лояльно относящихся к управляющей компании.

Как отстоять свое право на управление, если управляющая компания вынужденно отказывается от дома по причине лишения лицензии

Если управляющая организация недобросовестная, то ее можно отстранить от управления многоквартирными домами (но не всеми), лишив лицензии.

Если в ходе проверки домов возникли претензии к управляющей компании, то она отстраняется от управления теми из них, в которых были обнаружены нарушения. Для этого информацию об этих домах исключают из реестра лицензий субъекта РФ.

В каждом регионе нашей страны с реестром работают органы Госжилнадзора. Если УО не устраняет выявленные в ходе проверки нарушения, то Жилинспекция исключает дом из реестра лицензий. Процедуру исключения можно начинать после двух не выполненных управляющей компанией предписаний. Чтобы исключить многоквартирный дом из реестра лицензий, необходимо выполнить условия, прописанные в ч. 5 ст. 198 Жилищного кодекса:

  • компании предписали устранить нарушение одного и того же лицензионного требования в отношении одного и того же дома;
  • компания не выполнила предписание ГЖИ, и подтверждение этому – вступившее в силу постановление суда.

Жилинспекция сообщает в местную администрацию о наличии оснований, позволяющих исключить данные о многоквартирном доме из реестра лицензий. До сведения жильцов эту информацию доводит орган местного самоуправления. Собственники вправе организовать общее собрание, на котором решить, может ли УК продолжать обслуживать их дом, несмотря на выявленные нарушения и наличие предписаний от ГЖИ об их устранении. В случае принятия такого решения жильцы должны отправить в Жилинспекцию копию протокола общего собрания.

Срок отправки – не более 3 рабочих дней с момента его оформления. Если копия протокола не будет получена сотрудниками ГЖИ, она исключит данные о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта РФ.

Воздействие на управляющие компании путем исключения домов из реестра лицензий является эффективным. Об этом свидетельствует практика. После того как сведения о МКД уберут из реестра, лицензиат не перестает осуществлять деятельность по обслуживанию этого дома. Прекращает управление он тогда, когда жильцы заключают договор с другой управляющей организацией либо реализовывают другой способ управления МКД. Данные положения прописаны в ч. 3 ст. 200 Жилищного кодекса.

Решение о том, заключать ли договор с новой УО или реализовать другой способ управления, принимается на общем собрании собственников. Его организацией должен заниматься орган местного самоуправления. Если собрание не было проведено, администрация объявляет открытый конкурс, цель которого – отобрать управляющую организацию. Данная норма содержится в ч. 4 и 5 ст. 200 Жилищного кодекса.

Возможно назначение органом местного самоуправления временной управляющей компании. В законодательстве это право прямо не прописывается. Но такой вариант предусматривает Минстрой России в письме от 24.04.2015 г. № 12258‑АЧ/04.

Пример

Федеральное ведомство разобрало вариант, когда управляющая компания прекратила управление домом. Оно уточняет, что такая ситуация является чрезвычайной, так как ставит под угрозу здоровье граждан, может повлечь за собой материальный ущерб, стать причиной ухудшения жилищных условий. Министерство считает, что такие выводы можно сделать на основании положений Федерального закона от 21.12.1994 г. № 68‑ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Федеральный закон № 68‑ФЗ). При возникновении чрезвычайной ситуации администрация имеет право установить местный уровень реагирования.

Этот порядок прописан в п. 3 ст. 4.1 Федерального закона № 68‑ФЗ. Комиссия муниципального образования по чрезвычайным ситуациям может назначить управляющую компанию, являющуюся собственностью муниципалитета, ответственной за обслуживание общего имущества многоквартирного дома. Осуществлять управление такая организация будет, пока не проведут открытый конкурс по отбору УК и не вступит в силу договор управления, заключенный с выбранной компанией.

Возможно заключение с владельцами жилых помещений временного договора по содержанию общего имущества. При этом временная управляющая компания должна выполнять работы и оказывать услуги, обозначенные в извещении о проведении конкурса на право управления многоквартирным домом. Плата за обслуживание МКД с жильцов должна взиматься в размере, который устанавливает орган местного самоуправления.