Принципы регулирования предпринимательства. Общий правовой режим предпринимательской деятельности

Предпринимательское право, как и любая другая отрасль российского права, основывается на определённых принципах, которые характеризуют и определяют правовое регулирование в сфере предпринимательского права.

Принципы российского предпринимательского права - основополагающие начала, на которых строится предпринимательское право. Выделяют ряд принципов предпринимательского права.

1. Принцип свободы предпринимательской деятельности закреплен в ст. ст. 8, 34 Конституции РФ, которая устанавливает: «каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности». Следовательно, каждый гражданин решает самостоятельно, заниматься предпринимательской деятельностью или нет, какую организационно-правовую форму и вид предпринимательской деятельности избрать и т.д. Данный принцип развивается в ГК РФ и иных нормативных правовых актах.

2. Принцип признания многообразия форм собственности , юридического равенства форм собственности и равной их защиты основывается на положениях п. 2 ст. 8 Конституции РФ: «В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности». Законодательством не могут устанавливаться какие-либо привилегии или ограничения для субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность с использованием имущества, находящегося в государственной, муниципальной или частной собственности.

3. Принцип единого экономического пространства , который выражается в том, что согласно п. 1 ст. 8 Конституции РФ «в Российской Федерации гарантируются свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств». Ограничения могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.

4. Принцип поддержания конкуренции и недопущения экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. В соответствии с п. 1 ст. 8 Конституции РФ в Российской Федерации гарантируется поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. Статья 34 Конституции РФ устанавливает также запрет на осуществление экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Данный принцип получил развитие в законодательстве о конкуренции, о естественных монополиях.

5. Принцип баланса частных интересов предпринимателей и публичных интересов государства и общества в целом. Стремясь получить максимальную прибыль, предприниматели в некоторых случаях могут не учитывать интересы государства и общества в целом. Согласовать интересы предпринимателей и общества позволяют различные меры государственного регулирования предпринимательства. Они могут быть прямыми (директивными) и косвенными (экономическими). Прямое государственное регулирование выражается в установлении требований, предъявляемых к предпринимательской деятельности; установлении запретов; применении мер ответственности, а косвенное - в предоставлении льгот при налогообложении, кредитовании.

6. Принцип законности. С одной стороны, сама предпринимательская деятельность должна осуществляться при строгом соблюдении законодательства. С другой стороны, государством должна быть обеспечена законность в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления по отношению к субъектам предпринимательской деятельности. Законность обеспечивает стабильность экономики и её финансовой системы.

7. Принцип систематического получения прибыли как цели предпринимательской деятельности. Внедрение данного принципа является необходимым атрибутом рыночной экономики. Основная цель занятия предпринимательской деятельностью – получение прибыли.

Предыдущая

Правовые принципы - это выраженные в праве исходные нормативно-руководящие начала, характеризующие его содержание (основы) и закрепленные в нем закономерности общественной жизни. Они (принципы) обладают рядом свойств, что ставит их в один ряд с другими системообразующими факторами, такими как предмет и метод правового регулирования общественных отношений, правовые презумпции.

Во-первых, принципы права - это его сквозные «идеи», которые пронизывают право. Однако указанные начала не представляют собой что-то абстрактное. Напротив, они являются не чем иным, как идеологическим (надстроечным) отражением потребностей общественного развития. В них получают выражение не только основы права, но и закономерности социально-экономической жизни общества.

Во-вторых, правовые принципы должны быть реально выражены в самом праве. Так, в ст. 1 ГК нашли свое непосредственное отражение основные начала гражданского законодательства, а в ст. 3 НК РФ - основные начала законодательства о налогах и сборах. Те начала, которые еще не закреплены в правовых нормах, не могут быть отнесены к числу правовых принципов. Они являются лишь идеями (началами) правосознания, научными выводами. Обычно принципы выступают в виде норм (норм-принципов).

В-третьих, будучи нормами права, принципы выполняют регулятивную функцию, т. е. непосредственно регулируют общественные отношения. В частности, принципы гражданского права применяются, если есть пробелы в гражданском законодательстве и возникает необходимость в применении аналогии права (п. 2 ст. 6 ГК).

В литературе принято подразделять принципы на общие и специфические (отраслевые). Кроме того, в юридической науке выделяют принципы правовых институтов. К числу общих принципов можно отнести: принцип законности, принцип справедливости, принцип юридического равенства, принцип социальной свободы и др.

С учетом сказанного обратимся к принципам предпринимательского права. В учебной и научной литературе по этой проблеме были высказаны различные точки зрения. По мнению В. В. Лаптева, основными принципами предпринимательского права являются: свобода предпринимательской деятельности; юридическое равенство всех форм собственности, используемых в предпринимательской деятельности; свобода конкуренции и ограничение монополистической деятельности; получение прибыли как цели предпринимательства; законность в предпринимательской деятельности; сочетание частных и публичных интересов в предпринимательском праве; государственное регулирование предпринимательской деятельности. Иначе говоря, здесь не названы неосновные принципы, а потому их перечень остается открытым.



В. С. Мартемьянов исходит из более узкого круга правовых принципов. В учебнике по хозяйственному праву он называет следующие принципы: экономическая свобода, защита экономических интересов хозяйствующих субъектов и поощрение предприимчивости в хозяйствовании; государственное воздействие на отношения в народном хозяйстве преимущественно на основе применения экономических мер и методов; конкуренция и защита от монополизма; законность.

1. Отсутствие предпринимательского кодекса (или иного кодифицированного акта) не лишает возможности говорить о принципах предпринимательского права. Большинство правовых принципов, которые могут с большим успехом применяться в области предпринимательской деятельности, содержатся в Конституции РФ. На это обратили внимание и представители концепции хозяйственного (предпринимательского) права, и сторонники других теоретических взглядов.

2. Плодотворна попытка, на наш взгляд, вычленить правовые принципы, которые прямо не сформулированы в Конституции РФ, но их можно установить из постановлений Конституционного Суда РФ. Поэтому предлагаем принципы предпринимательского права классифицировать на явно (прямо) выраженныеи подразумеваемые в силу закона и правовых позиций Конституционного Суда РФ.

3. С учетом комплексной (публично-частноправовой) природы предпринимательского права нельзя игнорировать те принципы, которые свойственны отраслям публичного и частного права (например, административному, гражданскому праву). Так, например, провозглашенный в ст. 1 ГК принцип свободы договора нельзя ограничивать рамками применения гражданского права. Принцип свободы вытекает также из некоторых норм Конституции РФ (п. 2 ст. 35, ст. 74, п. 4 ст. 75). Отсюда следует вывод о том, что сформулированные в нормах публичного и частного права правовые принципы должны рассматриваться в качестве принципов предпринимательского права, если последние (нормы-принципы) регулируют предпринимательские отношения.

Теперь рассмотрим основные принципы предпринимательского права.

Свобода предпринимательской деятельности - основополагающий принцип предпринимательского права. Этот принцип закреплен в ст. 8 Конституции РФ, в соответствии с которой в Российской Федерации гарантируется свобода экономической деятельности. Более конкретно данный принцип раскрывается в ст. 34 Основного закона: «Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности». Вместе с тем свобода предпринимательства не абсолютна; она может быть ограничена в общественных интересах.

Одна из форм такого ограничения - лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности. В то же время без лицензии запрещается осуществлять определенные виды деятельности.

Свобода предпринимательской деятельности - это универсальный (интегрированный) принцип предпринимательского права. Он объединяет несколько самостоятельных принципов правового регулирования отношений в сфере предпринимательства (например, принцип свободы договора, дозволительный принцип, принцип свободы конкуренции). Г. А. Гаджиев считает, что свобода предпринимательской деятельности включает в себя в соответствии с Конституцией РФ в качестве составных элементов свободу: - выбирать род деятельности или занятий, свободу быть либо наймодателем-предпринимателем, либо нанимателем (ст. 37); - передвигаться, выбирать место пребывания и жительства - свободу рынка труда (ст. 27); - объединения для совместной экономической деятельности выбора организационно-правовой формы предпринимательской деятельности и образования в уведомительном порядке различных предпринимательских структур (ст. 34); - иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами, свободу владеть, пользоваться и распоряжаться землей и другими природными ресурсами (ст. 34, 35); - договора - заключать гражданско-правовые и иные сделки (ч. 2 ст. 35, ст. 74, ч. 4 ст. 75); - от незаконной конкуренции (ч. 2 ст. 34); - заниматься любой предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельностью в соответствии с принципом «разрешено все, что не запрещено законом» (ч. 1 ст. 34).

Таким образом, под принципом свободы предпринимательства понимается основная идея, позволяющая и гарантирующая физическим лицам и их объединениям свободно принимать решение об использовании имущества, капитала или средств производства в целях создания собственного бизнеса, а также свободно осуществлять организацию предпринимательской деятельности.

Свобода договора - следующий принцип предпринимательского права. Данный принцип получил «легальную прописку» и в Конституции РФ (ч. 2 ст. 35, ст. 74, ч. 4 ст. 75), и в Гражданском кодексе РФ (ст. 1, 421). Он (принцип) проявляется в следующем.

Во-первых, граждане и юридические лица свободны в заключении договора или отказе от его заключения. По общему правилу понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда такая обязанность предусмотрена Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

Например, в силу п. 3 ст. 425 ГК коммерческая организация не вправе отказываться от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы.

Сторона, заключившая предварительный договор, не вправе укло-ниться от заключения основного договора (ст. 429 ГК). Кредитные банковские организации не имеют права отказать клиенту без достаточных оснований заключить договор банковского счета (ст. 845, 846 ГК). Предприятие-монополист не вправе отказаться от заключения государственных контрактов в случаях, установленных законом, и при условии, что госзаказчиком будут возмещены все убытки, которые могут быть причинены поставщику в связи с выполнением госконтракта (п. 2 ст. 527 ГК). Перечень таких случаев можно продолжить.

Во-вторых, в свободе выбора типа и (или) вида заключаемого договора. Стороны могут заключить договор, как предусмотрен-ный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. В ст. 8 ГК такого рода договоры рассматриваются в качестве основания возникновения, изменения и прекращения гражданских правоотношений. Свобода договора дает возможность контрагентам заключить смешанный договор, включающий в силу п. 3 ст. 421 ГК элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами.

В-третьих, в свободе в определении контрагентов заключаемого договора. В условиях рыночной экономики стороны свободны, самостоятельны в выборе партнеров - участников договорных отношений, за исключением случаев заключения договоров в обязательном порядке. Следует согласиться с мнением о том, что «гражданское законодательство связывает выбор партнера не только с действиями по заключению договора, но и с компетентным отказом от таких действий для того или иного претендента». Судебная практика также дает возможность сделать аналогичный вывод относительно свободы выбора партнера.

В-четвертых, стороны самостоятельно определяют условия заключаемого договора. Такой выбор относится, главным образом, к несущественным условиям, поскольку существенные условия определены законом или вытекают из вида договора. Правда, существенный характер условий договора могут установить сами контрагенты. Однако в тех случаях, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами, договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам (ст. 422 ГК). Важно отметить и другое положение: стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров (смешанный договор).

Свобода договора не носит абсолютного характера. «Свобода договора могла бы стать абсолютной только при условии, если бы сам Кодекс и все изданные в соответствии с ним правовые акты состояли исключительно из диспозитивных и факультативных норм». Однако, как пишут М. И. Брагинский и В. В. Витрянский, такой путь повлек бы за собой немедленную гибель экономики страны, ее социальных и иных программ. Как видно, свобода договора (равно как свобода предпринимательства) может быть ограничена в силу закона, а также иных правовых актов либо по причине экономического (финансового) неравенства хозяйствующих субъектов на определенном рынке.

Принцип «свободного перемещения» объектов предпринимательской деятельности (договоров) получил закрепление в ст. 8 Конституции РФ и ст. 1 ГК. Статья 8 гласит «В Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, работ и финансовых средств...». Гражданский кодекс (п. 3 ст. 1) предусматривает, что любые ограничения перемещения товаров и услуг могут быть введены только федеральным законом и лишь тогда, когда это оказывается необходимым в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Принцип неприкосновенности и юридического равенства всех форм собственности, используемых в предпринимательской деятельности, также прямо вытекает из положений Основного закона (ст. 8, 9, 34, 35). Так, в п. 2 ст. 8 сказано: «В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности».

Применительно к земле и другим природным ресурсам данный принцип сформулирован в п. 2 ст. 9 Конституции РФ. В первую очередь отметим, что и в Конституции РФ, и в Гражданском кодексе РФ (п. 1 ст. 212) частная собственность открывает список форм собственности. Однако это не означает, что именно частная форма обладает какими-либо преимуществами перед иными формами собственности.

Свобода конкуренции и ограничение монополистической деятельности - следующий принцип предпринимательского права. Он также нашел отражение в Конституции РФ, в соответствии с п. 2 ст. 34 которой «не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию». Аналогичная норма (правовой принцип) содержится в п. 1 ст. 10 ГК; она устанавливает пределы осуществления гражданами и юридическими лицами гражданских прав. И Конституция РФ, и Гражданский кодекс РФ запрещают субъектам предпринимательской деятельности злоупотребление своими правами (например, злоупотребление доминирующим положением на рынке). Более того, п. 2ст. 10 ГК предусматривает правовые последствия несоблюдения соответствующих требований: суд может отказать лицу в защите принадлежащего ему права. Поэтому заинтересованная сторона вправе обратиться в суд с исковым требованием об отказе виновному в злоупотреблении своими правами лицу в правовой защите.

Принцип государственного регулирования (воздействия) предпринимательской деятельности и недопустимости произвольного вмешательства в частные дела играет важную роль в условиях рыночной экономики. По нашему мнению, он означает, во-первых, что государство в лице компетентных органов использует всевозможные формы и средства государственно-правового воздействия на экономические отношения. Как справедливо замечает Д. Н. Сафиуллин, товарно-денежным отношениям свойственна известная спонтанность и стихийность развития". Отсюда возникает потребность в применении иерархических (публичных) механизмов регулирования хозяйственной деятельности.

В литературе по предпринимательскому праву данный принцип рассматривают без второго элемента (составляющей части) - без указания на недопустимость произвольного вмешательства в частные дела, относя этот принцип к гражданскому праву.

Напротив, при его характеристике выдвигается на первое место публично-правовое начало, а именно государственное регулирование рыночной экономики. Вместе с тем надо помнить, что предпринимательское право представляет собой комплексное образование, где сочетаются публично-правовые и частноправовые элементы правового регулирования социальных связей.

Принцип законности также называется в системе принципов предпринимательского права. Однако он (наряду с принципами справедливости, уважения прав человека, верховенства Конституции РФ и законов, равноправия и др.) является общеотраслевым и всеобъемлющим правовым принципом. Сущность данного принципа заключается не только в требованиях строгого и неукоснительного соблюдения всеми субъектами права законов и основанных на них подзаконных актов, но и в требованиях безусловной зашиты и реального обеспечения прав, интересов граждан и юридических лиц, а также охраны правопорядка в целом от любого произвола. Такая трактовка законности удовлетворяет потребности современного общества и обеспечивает нормальное его функционирование в условиях демократии. В области предпринимательской деятельности законность распространяется и на предпринимателей, и на органы государственной власти и местного самоуправления.

Содержание принципа законности заключено в ст. 15 Конституции РФ, которая гласит: «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, применяемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Органы государственной власти, местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации».

Принципами предпринимательского (хозяйственного) права являются закрепленные в законодательстве основополагающие начала правового регулирования предпринимательской деятельности.

Основными принципами предпринимательского права являются:

  • -- свобода предпринимательской деятельности;
  • -- юридическое равенство различных форм собственности, используемых в предпринимательской деятельности;
  • -- свобода конкуренции и ограничение монополистической деятельности;
  • -- получение прибыли как цель предпринимательской деятельности;
  • -- законность в предпринимательской деятельности;
  • -- сочетание частноправовых и публично-правовых начал в предпринимательском праве;
  • -- единство экономического и правового пространства;
  • -- государственное регулирование предпринимательской деятельности.
  • 1. Свобода предпринимательской деятельности.

Под свободой предпринимательской деятельности понимается право гражданина или организации начать и вести предпринимательскую деятельность в любой сфере экономики. Этот принцип закреплен в ст. 8 Конституции РФ, которая помещена в гл. 1, определяющей основы конституционного строя. В ней говорится о свободе экономической деятельности, одним из видов которой является предпринимательская деятельность.

Более конкретно о свободе именно предпринимательской деятельности говорится в ст. 34 Конституции РФ. Согласно ч. 1 этой статьи каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Данная статья находится в гл. 2 Конституции РФ, посвященной правам и свободам человека и гражданина.

Свобода предпринимательской деятельности не абсолютна и может быть ограничена законом в общественных интересах. Одним из таких ограничений является система лицензирования отдельных видов деятельности. Эта система получила в нашей стране значительное распространение и используется как форма предварительного контроля за хозяйственной деятельностью.

2. Юридическое равенство различных форм собственности, используемых в предпринимательской деятельности.

Предпринимательская деятельность может вестись на базе любой формы собственности. Формы собственности, допускаемые в нашей стране, определяются в ст. 8 Конституции РФ. В ней указывается, что признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

На первом месте здесь названа частная собственность, что объясняется ее значением в условиях рыночной экономики. Частная собственность может принадлежать гражданам или юридическим лицам. На ее базе создаются частные предприятия (хозяйственные общества и товарищества), преобладающие в экономике нашей страны, осуществляется индивидуальная предпринимательская деятельность.

Государственная собственность может принадлежать РФ в целом или ее отдельным субъектам -- республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам. На базе государственной собственности действуют государственные предприятия.

Муниципальная собственность принадлежит городам, сельским поселениям и другим муниципальным образованиям, которые создают на базе своей собственности муниципальные предприятия, используют свое имущество в целях развития соответствующей территории.

В ст. 8 Конституции РФ говорится также о возможности существования иных форм собственности. Это означает, что предусматриваемый в Конституции РФ перечень допустимых форм собственности не является исчерпывающим. Какие именно формы собственности относятся к «иным», должно быть уточнено в законодательстве. По нашему мнению, к ним, во всяком случае, относятся смешанные формы, в которых имущество принадлежит как государству, так и муниципальным образованиям, частным лицам и организациям. В действовавшем ранее Законе РСФСР от 24 декабря 1990 г. № 443-1 «О собственности в РСФСР» в качестве особой формы собственности выделялась также собственность общественных организаций.

Принцип равенства форм собственности предполагает установление в основном единого правового режима имущества предприятий различных форм собственности и равную правовую защиту их имущества. Однако это не исключает особенностей правового регулирования деятельности предприятий различных форм собственности. Частноправовые и публично-правовые элементы в регулировании хозяйственной деятельности государственных и частных предприятий проявляются в разной степени. Применительно к государственным предприятиям в большей мере выражен публично-правовой характер регулирования отдельных вопросов их деятельности. Но в принципе правовое регулирование деятельности предприятий в основе своей является единым, независимо от форм собственности.

3. Принцип поддержания конкуренции и недопущения экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Этот принцип особенно важен при переходе от плановой экономики к рыночной, поскольку в прошлом создавались, как правило, крупные предприятия и объединения, являвшиеся монополистами в соответствующих областях хозяйственной деятельности. Между тем переход к рыночной экономике невозможен без развития конкуренции, без создания конкурентной среды.

На необходимость поддержки конкуренции указывается в ст. 8 Конституции РФ. Согласно ч. 2 ст. 34 Конституции РФ не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Важную роль в осуществлении рассматриваемого принципа играет антимонопольное законодательство. В настоящее время основное значение в регулировании антимонопольных отношений имеет Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее -- Закон о защите конкуренции). В антимонопольном законодательстве предусматривается, что монополистическая деятельность может осуществляться одним хозяйствующим субъектом или по согласованию между несколькими субъектами, например, путем заключения договоров о разделе рынков, об установлении или поддержании цен, об ограничении доступа на рынок и др.

Законодательством выделяется особая группа предприятий-монополистов, к которым относятся хозяйствующие субъекты, доминирующие на определенном товарном рынке. Согласно ст. 5 Закона о конкуренции по общему правилу доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает 50%, а при некоторых условиях может быть и меньше, однако не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке не превышает 35%.

Федеральным антимонопольным органом является Федеральная антимонопольная служба (ФАС), действующая на основе Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 331. ФАС подчиняется непосредственно Правительству РФ, имеет широкие полномочия по контролю за монополистической деятельностью, может издавать не только индивидуальные, но и нормативные правовые акты в этой области. Она призвана обеспечивать выполнение антимонопольного законодательства, может давать обязательные предписания об устранении допущенных нарушений. Антимонопольный орган осуществляет контроль за созданием и реорганизацией хозяйствующих субъектов. Приобретение крупными и доминирующими на рынке хозяйствующими субъектами значительных пакетов акций допускается лишь с согласия антимонопольного органа. Этот орган применяет санкции к нарушителям антимонопольного законодательства.

Специальные правила установлены для естественных монополий. Они определены Федеральным законом от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях». Субъектами естественных монополий являются предприятия, которые в силу технологических особенностей производства наиболее успешно работают в отсутствие конкуренции. К сферам деятельности естественных монополий относятся транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, транспортировка газа по трубопроводам, железнодорожные перевозки и некоторые другие виды деятельности. Особой формой регулирования деятельности естественных монополий является определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию.

В связи с важным значением цен и тарифов на продукцию и услуги субъектов естественных монополий в государственном регулировании их деятельности участвует Федеральная служба по тарифам (ФСТ). Согласно п. 1 Положения о Федеральной службе по тарифам, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 332, эта служба является, в частности, органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий, осуществляющим функции по определению (установлению) цен (тарифов) и проведению контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов) в сферах деятельности субъектов естественных монополий.

Согласно ст. 11 и 25 Федерального закона «О естественных монополиях (в редакции Федерального закона от 31 декабря 2005 г. № 199-ФЗ) споры и разногласия, возникающие между субъектами естественных монополий, их потребителями и органами исполнительной власти субъектов РФ, связанные с установлением и применением цен (тарифов), подлежат обязательному урегулированию в досудебном порядке органом регулирования естественных монополий. Подача заявления в суд приостанавливает исполнение решения (предписания) органа регулирования естественных монополий на время его рассмотрения в суде до вступления решения суда в законную силу.

4. Единство экономического и правового пространства.

Согласно ч. 1 ст. 8 Конституции РФ в нашей стране гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств.

Понятно, что единство экономического пространства должно обеспечиваться единым правовым регулированием хозяйственных отношений. Поэтому установление правовых основ единого рынка п. «ж» ст. 71 Конституции РФ отнесено к ведению Российской Федерации.

Единое экономическое пространство неразрывно связано с единым правовым пространством, в этом смысле можно говорить о едином экономическом и правовом пространстве. Правовые основы единого рынка определяются в федеральном законодательстве, но это не означает, что субъекты РФ лишены возможности на своем уровне осуществлять правовое регулирование предпринимательской деятельности. Они также участвуют в правовом регулировании хозяйственной деятельности в соответствии со ст. 72 и 73 Конституции РФ.

Вконтакте

Одноклассники


В принципах как бы кристаллизируются характерные черты как права вообще, так и его конкретной отрасли или подотрасли. Принципы - это то, что пронизывает право, выявляет его содержание. Принципы права четко выражены в конкретных правовых предписаниях. Они как бы растворены в праве, разлиты в нем, пронизывают собой практически все или почти все правовые нормы.

Сформулированные правовой наукой принципы предпринимательского права отражают его специфику и главные качественные особенности, являются концентрированным выражением предмета и метода регулирования предпринимательского права. Принципы как основные нормативные положения определяют собой структуру и существенные черты предпринимательского права, его общие положения.

Сущность принципов права как юридических явлений раскрывается не только через их содержание, но и через структуру. Структура принципов права состоит из трех компонентов:

В сфере правосознания, в том числе профессионального правосознания юристов, должны иметься определенные представления относительно сущности и характера того или иного элемента правовой системы;

Эти представления должны найти закрепление в соответствующих положениях действующего законодательства;

Законодательно закрепленные принципы права должны реализовываться посредством правоприменения в конкретной сфере общественных отношений.

Наиболее традиционным представляется выделение следующих принципов предпринимательского права.

1. Принцип законности является межотраслевым принципом, то есть существует не только в рамках системы принципов предпринимательского права, но и является принципом всех отраслей российского права. Принцип законности означает, что все действия субъектов права должны основываться на требованиях закона, не противоречить им. При нарушении требований законности любое лицо, считающее, что его права, свободы и законные интересы были нарушены или подвергаются угрозе нарушения, вправе обратиться за защитой в суд.

В рамках предпринимательского права законность воплощается в том, что при осуществлении предпринимательской деятельности ее субъекты должны строго соблюдать законы, не допускать нарушения их требований.

2. Принцип свободы предпринимательской деятельности. Статья 8 Конституции РФ закрепляет, что в Российской Федерации гарантируется свобода экономической деятельности, конкретизируя содержание этой свободы в статье 34, определяя, что каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

Свобода предпринимательской деятельности предполагает, что предприниматель самостоятельно принимает решение о том, заниматься ли ему собственной предпринимательской деятельностью, сам выбирает организационно-правовую форму такой деятельности, решая, будет ли он работать индивидуально или совместно с другими лицами.

Подавляющему большинству субъектов предпринимательской деятельности (индивидуальных предпринимателей и ряда юридических лиц) законом предоставлена общая правосубъектность. Общая правосубъектность означает, что ее носитель (предприниматель) имеет права и несет обязанности, необходимые для осуществления любых видов предпринимательской деятельности, не запрещенных законом.

Предприниматель без постороннего вмешательства определяет сферу, в которой он будет вести свою деятельность, и вправе поменять эту сферу исходя из экономической целесообразности и прочих факторов, не испрашивая на это разрешение государственных или любых иных органов.

Предприниматель самостоятельно формирует имущественную основу своей деятельности, используя для этого как собственные, так и привлеченные денежные средства, а также любое иное имущество, не изъятое из оборота.

Свобода предпринимательской деятельности неразрывно связана с рядом основных начал гражданского законодательства, закрепленных Гражданским кодексом РФ (ст. 1). Так, элементами свободы предпринимательской деятельности являются свобода договора, недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимость беспрепятственного осуществления гражданских прав.

3. Принцип единства экономического пространства . Статья 8 Конституции РФ закрепляет, что в Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств.

Принцип единства экономического пространства приобретает особую актуальность для России как для федеративного государства и является необходимым условием реализации таких общеотраслевых правовых принципов, как равенство всех перед законом и судом - при отсутствии единства экономического пространства предприниматели и потребители некоторых регионов оказывались бы в привилегированном положении, и принципа верховенства федеральных законов в системе законодательства.

4. Принцип многообразия форм собственности, юридического равенства форм собственности и равной их защиты . Собственное имущество предпринимателя является не только необходимой предпосылкой осуществления предпринимательской деятельности, но и гарантией реальной ответственности предпринимателя в случаях необходимости возмещения вреда, причиненного им при осуществлении предпринимательской деятельности.

В советский период развития Российского государства равенство форм собственности отсутствовало: законодательно провозглашались преимущества в защите государственной собственности.

В настоящее же время в соответствии с частью 2 ст. 8 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Каждый предприниматель вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

Принудительное отчуждение имущества независимо от права, на котором оно принадлежит владельцу, собственнику, в том числе используемого для осуществления предпринимательской деятельности, для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. Собственник может быть лишен своего имущества только по решению суда, причем такое решение может быть обжаловано собственником имущества в суд.

5. Принцип поддержания конкуренции и недопущения деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию . В Российской Федерации не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ст. 34 Конституции РФ). Государство гарантирует поддержку конкуренции (ст. 8 Конституции РФ).

Законодательное закрепление и реализация принципа недопущения недобросовестной конкуренции является правовым способом поддержания здоровой, эффективной, социально направленной экономики.

Конституционные нормы получили конкретизацию в Законе РСФСР от 22 марта 1991 г. «О конкуренции и недопущении монополистической деятельности на товарных рынках», который регулирует способы и меры воздействия на субъектов, осуществляющих монополистическую деятельность в сфере предпринимательства.

6. Принцип государственного воздействия на осуществление предпринимательской деятельности . В литературе данный принцип называется также принципом государственного регулирования экономики, что, по нашему мнению, также является справедливым, поскольку государственное воздействие на экономику проявляется в форме регулирования.

На всем протяжении развития экономики государство в тех или иных формах воздействовало на осуществление предпринимательской деятельности, причем спектр форм государственного воздействия простирался от жесткого командного регулирования с провозглашением исключительно государственной собственности на средства производства и практически полным подавлением свободы хозяйствования в тоталитарных государствах, до фактического невмешательства государства в экономические процессы со сведением роли государства к функции «ночного сторожа».

Принципы предпринимательского права

Под принципами права понимаются основные положения отрасли права. Они обладают рядом свойств, что ставит их в один ряд с другими системообразующими факторами, такими как предмет и метод правового регулирования общественных отношений. Они находят свое отражение в самом праве. Будучи нормами права, принципы выполняют регулятивную функцию, т.е. непосредственно регулируют общественные отношения. Например, принципы гражданского права применяются, если есть пробелы в гражданском законодательстве и возникает необходимость в применении аналогии права (п. 2 ст. 6 ГК РФ).

В юридической литературе принято подразделять принципы на: 1) общие и 2) специальные (отраслевые). Кроме того, в юридической науке выделяют принципы правовых институтов.

К числу общих принципов можно отнести принципы: 1) законности, 2) справедливости, 3) юридического равенства, 4) социальной свободы и др.

Отсутствие предпринимательского кодекса не лишает возможности говорить о принципах предпринимательского права. Большинство правовых принципов, которые могут применяться в области предпринимательской деятельности, содержатся в Конституции РФ.

Принципы предпринимательского права с учетом комплексности (частно-публичной) природы включают в себя отдельные принципы гражданского, административного и др. отраслей права.

1. Свобода предпринимательской деятельности – основополагающий принцип предпринимательского права. Этот принцип закреплен в ст. 8 Конституции РФ, в соответствии с которой в РФ гарантируется свобода экономической деятельности. Более конкретно данный принцип раскрывается в ст. 34 Основного закона: «Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной экономической деятельности».

Свобода предпринимательской деятельности не абсолютна: она может быть ограничена в общественных интересах; в качестве такого ограничения может выступать, например, институт лицензирования отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательное членство в саморегулиремых организациях.

Свобода предпринимательской деятельности включает следующие составные элементы:

а) свободу объединения для совместной экономической деятельности – выбор организационно-правовой формы предпринимательской деятельности и образования в уведомительном порядке различных предпринимательских структур (ст. 34);

б) свободу иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами; свободу владеть, пользоваться и распоряжаться землей и др. природными ресурсами (ст. 34, 35);

в) свободу договора – заключать гражданско-правовые сделки (ч. 2 ст. 35, ст. 74, ч. 4 ст. 75);

г) свободу от незаконной конкуренции (ч. 2 ст. 34);

д) свободу заниматься любой предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельностью в соответствии с принципом «разрешено все, что не запрещено законом» (ч. 1 ст. 34).

2.Принцип свободы договора (ч. 2 ст. 35, ст. 74, ч. 4 ст. 75 Конституции РФ, ст. 1, ст. 421 ГК РФ):

а) граждане и юридические лица свободны в заключении договора или отказе от его заключения. По общему правилу, понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда такая обязанность предусмотрена ГК, законом или добровольно принятым обязательством. Например, в силу п. 3 ст. 426 ГК коммерческая организация не вправе отказываться от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы; сторона, заключившая предварительный договор, не вправе уклониться от заключения основного договора (ст. 429 ГК);

б) стороны могут заключить договор как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. Свобода договора дает возможность контрагентам заключить смешанный договор, включающий в силу п. 3 ст. 421 ГК элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами;

в) свобода в определении контрагентов заключаемого договора. В рыночной экономике отсутствуют плановые разнарядки, обязывающие стороны вступить в соответствующие отношения;

г) стороны самостоятельно определяют условия заключаемого договора. В то же время, существенные условия могут быть определены законом.

3. Принцип «свободного перемещения» (ст. 8 Конституции РФ, ст. 1 ГК).В силу ст. 8 Конституции РФ «в РФ гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, работ и финансовых средств». ГК (п. 3 ст. 1) предусмотрел, что любые ограничения перемещения товаров и услуг могут быть введены только федеральным законом и лишь тогда, когда это оказывается необходимым в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

4. Принцип неприкосновенности и юридического равенства всех форм собственности (ст. 8, 9, 34, 35 Конституции РФ).В соответствии с п. 2 ст. 8 Конституции в РФ признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. В Конституции и ГК РФ (п. 1 ст. 212) частная собственность открывает список форм собственности. Однако это не означает, что именно частная форма собственности обладает каким-либо преимуществом.

Собственность условно можно подразделить на 2 группы: частную (собственность физических и юридических лиц) и публичную (собственность РФ, субъектов РФ и муниципалитетов, а также собственность, находящуюся в ведении государственных и муниципальных предприятий).

5. Свобода конкуренции и ограничения монополистической деятельности (п. 2 ст. 34): «не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию». Аналогичная норма содержится и в п. 1 ст. 10 ГК; она устанавливает пределы осуществления гражданами и юридическими лицами гражданских прав. И Конституция РФ и ГК РФ запрещают субъектам предпринимательской деятельности злоупотребление своими правами (например, злоупотребление доминирующим положением на рынке).

6.Принцип государственного регулирования (воздействия) предпринимательской деятельности и недопустимости произвольного вмешательства в частные дела (п. 1 ст. 1 ГК РФ). Как выше было сказано, государственное регулирование экономики осуществляется в любом государстве. Его различные формы и методы определяются политическими условиями, уровнем экономического и социального развития, историческими традициями, национальными особенностями и другими факторами. Переход России к рыночным отношениям потребовал пересмотра системы государственного регулирования экономики, замены административных мер воздействия на косвенные экономические.



Основная цель государственного регулирования предпринимательской деятельности видится в достижении баланса частных интересов предпринимателей и публичных интересов государства и общества в целом. Достижению этой цели и должны способствовать нормы предпринимательского права, сочетающего в себе частноправовые и публично-правовые начала, которые между собой непрерывно взаимодействуют.

О данном принципе см. более подробно:

Кванина В.В. Принцип «государственное регулирование предпринимательской деятельности» или принцип «достижение баланса государственного и иного социального регулирования предпринимательской деятельности»? / Проблемы реализации принципов права в предпринимательской деятельности: монография, коллектив авторов / МГУ имени М.В. Ломоносова, РАНХиГС при Президенте РФ // отв.ред. В.А. Вайпан, М.А. Егорова. М,: Юстицинформ, 2016. С. 240-248.

Кванина В.В. О принципе недопустимости произвольного вмешательства в предпринимательскую деятельность хозяйствующих субъектов и компенсации причиненного им вреда