Иммиграционная политика России: пути реформирования и перспективы развития. Иммиграционная политика сша

Америка – страна контрастов. Об этом писали еще классики. Она же – страна противоречий. Дональд Трамп, выигравший президентскую гонку во многом благодаря своим предвыборным лозунгам о модернизации миграционной политики, придя к власти, незамедлительно приступил к реализации этих своих обещаний. Вместе с тем, нашумевший указ Трампа от 27 января 2017 года, затрагивающий порядок въезда в США граждан из семи стран с преимущественно исламским населением, вызвал не только волну дебатов в обществе, но и ряд протестов и судебных исков от тех, кто с новой политикой не согласен. Основным аргументом против указа президента является то, что он нарушает конституционные основы религиозного и национального равноправия.

Несмотря на многочисленные протесты и возражения, можно с уверенностью утверждать, что политика США в отношении иммигрантов претерпела серьезные изменения. Особенно актуально это для тех, кто намеревался иммигрировать в США в ближайшем будущем, а также для тех, кто уже въехал, но проживает в Соединенных Штатах без американского паспорта или вида на жительство на законных снованиях либо нелегально.

Какие изменения претерпевает миграционное законодательство США?

Поскольку, по данным статистических опросов, проблема иммигрантов, наряду с проблемой терроризма, стоит на одном из первых мест для американцев, с нее и началось выполнение предвыборных обещаний Дональда Трампа. Суть ее в том, что иммиграционная политика США перестала играть роль «плавильного котла», в котором вновь прибывшие в страну граждане перенимают американские традиции и устои, изучают язык и ассимилируются в новой культуре. Вновь приехавшие, в силу разных причин и обстоятельств часто занимают территории компактного проживания, на протяжении долгого времени не могут изучить язык на должном уровне, многим трудно бывает приспособиться к американским обычаям. Часто незнание американских законов становится причиной их несоблюдения. Например, обращаясь за политическим убежищем, многие из беженцев не приходят на интервью. Среда иммигрантов, в особенности нелегальных, по мнению Трампа, становится источником насилия и преступности. Поэтому модернизация миграционной политики тесно связана с задачей по уменьшению уровня преступности в стране.

Указ Трампа

Уже в январе Трамп подписывает весьма жесткий указ об ограничении въезда в США граждан из семи государств с преимущественно мусульманским населением, стран, признанных очагами распространения терроризма. Таким образом, администрация Трампа преследовала сразу две цели: ограничить иммиграционный поток беженцев в страну, а также сделать шаг вперед в борьбе с терроризмом. Для устранения препятствий к реализации указа президент даже предпринял кадровые перестановки, сняв с должностей ряд высокопоставленных лиц, назначенных еще Бараком Обамой, которые не поддержали новую иммиграционную политику Трампа.

Бурные протесты, публичные заявления глав крупнейших американских компаний и образовательных центров, таких как Стэнфорд, Google, Starbucks, Netflix, SpaceX, Apple, наконец, судебные иски, приостановившие действие указа в четырех штатах, вынудили администрацию Трампа смягчить формулировки первоначального указа. Но отказаться от реализации иммиграционной реформы никто не собирается: в марте был издан новый указ, в котором учтены некоторые возражения оппонентов, в частности, указ не имеет регрессивного действия, но суть осталась прежней - ограничить въезд в страну новых потоков мигрантов.

Вышеназванный указ, наряду со строительством стены на границе с Мексикой, призван ограничить проникновение в страну лиц, которые представляют потенциальную угрозу увеличения числа беженцев, нелегалов и преступников. Но также предпринят ряд мер по сокращению легальной иммиграции. В частности, это приостановка выдачи повторных долгосрочных виз и планируемое сокращение ежегодных квот на выдачу Грин-карт.

Приостановка приема заявок на визы Н-1В и новый порядок выдачи

Служба гражданства и иммиграции США сообщила о приостановке с 3 апреля 2017 года ускоренного оформления заявлений на выдачу виз Н-1В - петиций на приглашение неиммиграционного работника. По этим визам в США въезжало 85 тысяч квалифицированных специалистов в год, при том, что в 2016 году было подано 236 тысяч заявок.

Кроме того, с выходом нового указа Трампа, фактически аннулируется американо-российское соглашение об упрощенном порядке выдачи повторных виз сроком до 3 лет без прохождения интервью для тех россиян, чья предыдущая виза истекла менее чем 4 года назад. Отныне данный срок сокращается до 12 месяцев.

Все это сделано для того, чтобы предотвратить въезд в Соединенные Штаты тех, кто потенциально может пополнить число иммигрантов либо нелегалов.

Снижение ежегодных квот на выдачу Грин-карт

Главной задачей новой миграционной политики Трамп считает формирование возможностей для американской административной системы «переварить» уже имеющихся иммигрантов. То есть те, кто уже находятся в стране легально либо нет, должны быть в конечном итоге либо натурализованы, либо депортированы. Но система перегружена и не справляется с многомиллионной армией мигрантов, которая при этом постоянно пополняется. Одним из шагов является ограничение въезда новых легальных иммигрантов. На этапе разработки находится законопроект по сокращению миграционных потоков.

Суть его – в снижении вдвое ежегодных квот на выдачу Грин-карт и отмене Грин-карт лотереи. Данная мера призвана осуществить предвыборный лозунг Трампа «Америка – для американцев», снизив затраты на поддержку иммигрантов и перераспределив их в пользу тех американцев, которые живут за чертой бедности.

Как новая миграционная политика принята в среде иммигрантов?

Еще в 2016 году многие иммигранты, длительное время жившие в США по виду на жительство начали обращаться к юристам за консультациями относительно получения гражданства. Число таких запросов резко возросло, а заявку на получение гражданство в 2016 году подало рекордное за последние девять лет число человек – 1 миллион.

Ранее многие постоянные жители США не торопились получать гражданство, поскольку эта процедура связана со значительными финансовыми и временными затратами: оплата пошлины, услуги адвоката, подготовка и собственно сдача экзамена по английскому языку, сдача тестов. После прихода к власти Трампа, многие из них опасаются быть депортированными, поэтому в срочном порядке предпринимают меры по натурализации.

Чем новая политика грозит нелегалам?

Для нелегальных иммигрантов ситуация становится еще более угрожающей. Миграционная полиция начала осуществлять специальные рейды по проверке документов с целью выявления нелегалов и преступных элементов в этой среде. Тех из нелегалов, кто нарушил закон хотя бы раз, включая мелкие правонарушения, а также серьёзные нарушение правил дорожного движения, сразу же отправляют на депортацию. Тех, кто ведет себя добропорядочно, отпускают, но никто не может предсказать, что с ними будет в дальнейшем.

Очевидно, что ужесточение миграционной политики по отношению к нелегалам движется в сторону сокращения данного контингента. Трудно предсказать, как это отразится на действиях властей в дальнейшем. Хотя новая политика Дональда Трампа прямо никак не влияет на положение русскоязычных нелегалов в США, меры, призванные ужесточить контроль над миграцией, могут касаться также и их интересов. Так, например, миграционная полиция определенно чаще стала проверять документы у граждан на улице, в торговых центрах и прочих общественных местах. В случае возникновения какого-либо подозрения в нарушении закона (не зависимо, идет речь о случившемся факте либо о намерениях), нелегал может быть арестован и подвергнут депортации, независимо от его личных обстоятельств.

Что же делать нелегалу? Наилучший выход – обратиться за консультацией к адвокату. Компания American Corporate Services обладает многолетним опытом работы с миграционными делами, включая судебные иски. Юристы компании дадут бесплатную предварительную консультацию в офисе ACS и окажут содействие по легализации незаконных иммигрантов.

1

В данной статье представлены результаты ассоциативного эксперимента, проведенного преподавателями и студентами кафедры культурологии СФУ в 2011. В настоящей статье рассматриваются факторы, актуализировавшие проблему миграции для России, а также оговариваются проблемы, которые могли бы быть решены с помощью иммиграции. Очевидным представляется факт, что, несмотря на необходимость иммиграции для развития страны, следует вести ряд ограничений по количественно-качественным показателям для въездной миграции. То есть необходимо найти баланс в вопросах как необходимого числа мигрантов, так и уровня их квалификации. Чтобы принять наиболее продуктивное решение, следует обратиться к опыту различных стран в этой сфере, в первую очередь, к опыту так называемых «иммигрантских» государств: США, Канады, Австралии, Новой Зеландии и Израиля. В статье рассматриваются политические, экономические и социальные меры, принятые в этих странах, позволившие им из малонаселенных территорий вследствие активной иммиграции стать государствами с высоким уровнем жизни.

национальная идентичность

миграционная политика

иммиграция

1. Викторук Е.Н., Москвич Ю.Н. Ценности инновационной деятельности для студентов, экспертов и предпринимателей Красноярска: желаемый идеал, надежды и реальность /Журнал Сибирского федерального университета. Серия «Гуманитарные науки». - 2011. - Т.4. - № 11. - С. 1507-1525.

2. Замараева Ю.С. Историографический обзор подходов и концепций по проблеме миграции в зарубежных и российских исследованиях XX века // Журнал Сибирского федерального университета. Серия «Гуманитарные науки». - 2010. - Т.3. - № 3. - С. 437-444.

3. Замараева Ю.С. Отношение мигранта и принимающей среды как феномен современной культуры Красноярского края (результаты ассоциативного эксперимента по методике «Серийные тематические ассоциации» // Журнал Сибирского федерального университета. Серия «Гуманитарные науки». - Т.4. - № 6. - С. 805-815.

4. Кирко В.И., Копцева Н.П., Кеуш А.В. Эвенкийский муниципальный район Красноярского края - экспериментальная площадка по созданию бизнес-инкубатора // Журнал Сибирского федерального университета. Серия «Гуманитарные науки». - 2011. - Т.4. - № 8. - М. 1127-1131.

5. Копцева Н.П. Методологические возможности социальной (культурной) антропологии для современных культурных исследований // Философия и культура. - 2012. - № 10. - С. 9-18.

6. Копцева Н.П. Проблема методологии современных культурных исследований: возможности классической британской социальной антропологии // Гуманитарные и социальные науки. - 2012. - № 4. - С. 89-104.

7. Копцева Н.П. Проведение экспериментального прикладного культурного исследования межкультурной коммуникации: фокус-группы, личное интервью, анкетирование, получение экспертного мнения (на материале исследования Красноярского края) // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 3. - С. 410-410.

8. Копцева Н.П., Замараева Ю.С., Сертакова Е.А. Социокультурное исследование культурных потребностей жителей города Красноярска // Журнал Сибирского федерального университета. Серия «Гуманитарные науки». - 2011. - Т.4. - № 11. - С. 1577-1588.

9. Копцева Н.П., Пименова Н.Н., Резникова К.В. Сохранение и развитие коренных нароов циркумполярных территорий: культурно-антропологический анализ // Журнал Сибирского федерального университета. Серия «Гуманитарные науки». - 2010. - Т.3. - № 5. - С. 649-666.

10. Минеев В.В. Единство теоретико-методологических и методико-практических аспектов преподавания философских дисциплин // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2012. - № 5-1. - С. 123-127.

В качестве факторов, повлиявших на то, что миграция стала актуальной проблемой для России, принято выделять следующие. Во-первых, с перестройкой произошла либерализация режима миграции, прежде ограниченного советской властью. Во-вторых, в Россию был направлен большой поток беженцев из постсоветского пространства, обусловленный межэтнической напряженностью и даже межэтническими войнами, пришедшимися на время распада СССР и последовавший за ним период. В-третьих, провозглашение новых независимых государств стало причиной изменения статуса этнических русских жителей в них, что способствовало стремлению последних к репатриации. В-четвертых, Россия стала открыта для внешнего мира, но вместе с этим не обрела эффективного контроля своих протяженных границ, что послужило причиной нелегальных миграций из стран Азии и Африки. В-пятых, нелокальные экономические кризисы обуславливают потоки в Россию из некоторых новых независимых государств, потому что в них условия жизни ухудшаются сильнее, чем в России.

Необходимо отметить, что иммиграция для России является необходимым условием не только развития, но и существования. В частности, наличествует ряд проблем, которые могли бы быть решены с помощью иммиграции. Во-первых, речь идет о том, что население страны сокращается, Россия практически повсеместно недонаселена, в ней отмечается недостаточное количество городов, а также транспортных магистралей. Во-вторых, наблюдаются тенденции к сокращению населения трудоспособного возраста при увеличении пенсионеров, что может привести к кризису пенсионной системы. В-третьих, в любой стране часть населения должна служить в армии, быть занятой на малопрестижных рабочих местах. Чтобы решить обозначенные проблемы, стране необходимо проводить селективную политику привлечения мигрантов, способных принять участие в подъеме экономики и воспроизведении российского населения.

Н. Мкртчян, проанализировавший миграционное законодательство РФ и обнаруживший всю его неполноценность, пришел к выводу, что Концепция регулирования миграционных процессов в РФ в случае заинтересованности в притоке иммигрантов должна давать однозначные ответы минимум на следующие вопросы: «на какие масштабы иммиграции необходимо ориентироваться в кратко-, средне- и долгосрочной перспективе; должно ли государство регулировать распределение иммигрантов по территории страны, и если да, то какие экономические стимулы и административные ограничения оно станет при этом задействовать; станет ли Россия принимать всех иммигрантов на равных условиях или будет предложена система критериев их отбора, т.е. осуществляться селективный прием? В последнем случае необходимо определиться с приоритетами по странам, а также обозначить ключевые критерии отбора; какие механизмы будут задействованы для интеграции иммигрантов в принимающее сообщество, как будет проходить процесс их натурализации» .

Следует обратить внимание на то, каким образом даются ответы на эти вопросы за рубежом. В первую очередь, когда речь заходит об иммиграционной политике зарубежья, вспоминается ряд стран, изначально ориентированных на прием большого количества населения из-за рубежа. В частности, речь идет о странах, которые некоторые ученые называют «иммигрантскими», это, к примеру, США, Канада, Австралия, Новая Зеландия и Израиль. США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии удалось из практически безлюдных территорий вследствие активной иммиграции стать государствами с высоким уровнем жизни. Для России, имеющей огромные территории и сравнительно небольшое по численности население, опыт этих стран будет весьма полезен, равно как и опыт Израиля - одного из молодых государств, население которого увеличилось за несколько десятилетий в разы.

США является мировой державой, принимающей иммигрантов больше, нежели любое другое государство, более того, именно в США иммиграция является сильной стороной национальной идентичности. Так называемая «американская мечта» напрямую связана с иммиграцией: практически ничего не имеющий человек приезжает в США и обретает возможность добиться минимум обеспеченного существования, максимум - добраться до вершин успеха и состоятельности. Иммиграционная политика Соединенных Штатов претерпевала изменения за время своего существования, сегодня в легальной иммиграции США принято выделять четыре основных потока, которые соответствуют четырем направлениям политики: это воссоединение семей, трудовая иммиграция, гуманитарная иммиграция и иммиграция для поддержания этнокультурного разнообразия. Воссоединение семей является наиболее значительным потоком, ежегодно в страну приезжают порядка 550-600 родственников граждан или резидентов США. Второе место по численности въезжающих занимает поток трудовой миграции, то есть въезда, спонсируемого работодателем, который помимо финансовой стороны дела должен доказать, что среди граждан США нет подобного по квалификации специалиста. Пик гуманитарной иммиграции пришелся на 1990-е годы, впоследствии он был законодательно ограничен.

Первые три направления иммиграционной политики, существующей в США, поддерживаются большинством современных стран, в то время как четвертое является исключительной характеристикой Соединенных Штатов, поскольку большинство стран ратует за мононациональное государство, а США, напротив, стремятся, чтобы население страны состояло из как можно большего количества этнических и конфессиональных групп. Для осуществления въездной политики для поддержания этнокультурного разнообразия каждый год США проводят лотереи «greencard», участие в которых может принять любой человек из списка стран, каждый год формируемого Государственным Департаментом США. Из списка исключаются те страны, из которых в течение последних 5 лет приехало в США более 50 тыс. иммигрантов. Первый розыгрыш лотереи состоялся в 1994 году и с тех пор происходит ежегодно. С одной стороны, лотерея позволяет поддерживать этническое разнообразие, с другой же, она позволяет привлекать в страну людей в большинстве своем трудоспособного возраста, что положительно сказывается не только на экономике, но и на социальном обеспечении пенсионеров, проживающих в США, поскольку налоги, выплачиваемые новой рабочей силой, идут в том числе и на выплату пенсий.

В Канаде, Австралии и Новой Зеландии достаточно просты процедуры получения вида на жительство и последующего получения гражданства для квалифицированных специалистов (при этом список профессий очень велик), а также для инвесторов. Правительства названных стран не только не препятствуют с получением гражданства, но и полагают, что оно положительно скажется на экономике, в силу этого гражданство получают иммигранты, прожившие на территории государств порядка 2-3 лет. Иммиграционная политика Канады предполагает несколько основных направлений: помимо гуманитарной иммиграции и восстановления семей, существует так называемая независимая иммиграция и бизнес-иммиграция. Въехать в страну в рамках независимой иммиграции имеют возможность квалифицированные специалисты профессий, востребованных в Канаде, законодательство позволяет принимать порядка 200 тыс. таких иммигрантов в год. Для отбора иммигрантов существует тест, включающий в себя разделы как по владению языком, так и по специальности и уровню образования. Иммигрант должен набрать не менее 70 баллов из 100 возможных. Предпринимателям, успешно зарекомендовавшим себя и готовым открыть свое дело на территории Канады, необходимо набрать в таком тесте всего лишь 25 баллов. Согласно законодательству, по программе бизнес-иммиграции в Канаду могут въехать инвесторы, способные вложить в экономику страны не менее 400 тыс. канадских долларов, или бизнесмены, в течение 2 лет обязанные открыть свое дело и трудоустроить минимум одного канадца.

Австралия, имеющая иммиграционное законодательство, схожее с канадским, не принимает квалифицированных рабочих старше 45 лет, что препятствует возникновению проблем с пенсионным обеспечением австралийцев. Мультикультурализм является основой внутренней политики Австралии, в связи с чем у каждого иммигранта есть право развивать свою культуру на территории страны, и у каждого жителя страны есть обязанность признавать это право за гражданами Австралии и иммигрантами. При этом наибольшую поддержку получают иммигранты, согласившиеся обосноваться в менее населенных, периферийных территориях. В Новой Зеландии, иммиграционная политика которой очень похожа на австралийскую, существует социальная программа, облегчающая иммиграцию и Океании, в связи с чем 5% населения страны составляют полинезийцы немаорийского происхождения и меланезийцы. Власти Новой Зеландии, как и канадские, не имеют ничего против двойного гражданства, которое позиционируется как одно из преимуществ проживания в этих странах.

Израиль представляет собой сравнительно молодое государство. В качестве исторической миссии еврейского государства была признана репатриация еврейского народа на историческую родину. Страна открыта для еврейской иммиграции и готова облегчать адаптацию приехавших. Евреям, прибывшим на территорию Израиля, не нужно ждать до принятия гражданства несколько лет: по закону, принятому еще в 1952 году, автоматическое получение статуса гражданина предусматривается для каждого еврея, прибывшего в страну на основании Закона о возвращении, принятого в 1950 году, и в котором говорится, что «каждый еврей имеет право иммигрировать на землю Израиля». При этом правила для иммигрантов, не являющихся евреями, в Израиле аналогичны правилам других стран. Существующая иммиграционная политика привела к тому, что если в 1948 году, когда было провозглашено государство, в Израиле проживало 805,6 тыс. человек (из них 650 тыс. - евреи), то уже в конце 1995 года население составляло 5 млн 619 тыс., то есть оно выросло в 7 раз. За первые 20 лет существования нового государства в Израиль прибыли более 1, 25 млн евреев в основном из Восточной и Центральной Европы, из Северной Африки и арабского Ближнего Востока, ряд еврейских общин (Болгария, Йемен, Ирак) практически полным составом переселился в Израиль.

Собрав за время своего существования иммигрантов, являющихся носителями культуры и языков около 80-ти стран, Израиль попытался использовать модель «плавильного котла», стирающего языковые и культурные различия, поскольку предполагалось, что среди населения, обладающего значительной этнической однородностью и единством религии, они будут невелики. Но достичь лингвистического, этнического и конфессионального единства не удалось, по сути, Израиль оказался еще более многонациональным, чем США и Канада. Причину такого положения дел усматривают в том, что в большинстве иммигрантских стран въезжающим на их территорию так или иначе приходится приспосабливаться к образу жизни коренного населения, но в Израиле иммиграционная политика началась сразу же по образованию государства, что привело к тому, что не было достигнуто численное превосходство коренного населения. В связи с этим был совершен переход от политики «плавильного котла» к этническому и социально-культурному плюрализму как основополагающему направлению абсорбции иммигрантов.

Государство различными способами способствует адаптации иммигрантов на территории Израиля, в первую очередь, оно помогает в решении жилищной проблемы, причем, это касается как обретения временного жилья, так и покупки собственной квартиры или строительства дома. Государством разработан ряд программ для обретения собственного жилья иммигрантами, - это «Первый дом на родине», «Второй дом на родине», «Ульпан кибуц» и др. Израиль оказывает помощь не только в решении жилищных проблем, но и в трудоустройстве иммигрантов, в первую очередь речь идет о научно-технических кадрах. Вследствие притока в Израиль высококвалифицированных рабочих из СССР, число ученых и инженеров в стане на 10 тыс. работающих стало самым большим в мире - 135 человек. Склонность к научной деятельности среди иммигрантов Израиля была сохранена и получила развитие при помощи государства. Содействием в трудоустройстве иммигрантов-ученых занимается Центр абсорбции в науке при Министерстве абсорбции, оказывающий помощь в течение трех лет пребывания в стране, «Программа Гилади» позволяет получить помощь еще на 3 года. Интеллектуальная миграция привела к широкому развитию в стране промышленных парков, а с 1991 года с целью скорейшего вовлечения иммигрантов-ученых Министерство промышленности и торговли начало разворачивать программу поддержки технологических теплиц, или бизнес-инкубаторов.

Рецензенты:

Копцева Н.П., д.филос.н., профессор, зав. кафедрой культурологии Гуманитарного института Сибирского федерального университета, г. Красноярск.

Минеев В.В., д.филос.н., профессор кафедры философии и социологии Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, г. Красноярск.

Библиографическая ссылка

Резникова К.В. ИММИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН: ПОИСК ПРИЕМЛЕМЫХ МОДЕЛЕЙ ДЛЯ РОССИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 2.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=12412 (дата обращения: 12.03.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Введение. 2

1. Основные особенности иммиграционной политики США 4

1.1 Истоки иммиграционной политики США 4

1.2 Формирование иммиграционной политики США 9

2. Иммиграционная политика США в XX в. 17

2.1 Иммиграционная политика США 1990-х гг. 17

Заключение. 31

Список использованных источникови литературы 33

b>ВВЕДЕНИЕ

Соединенные Штаты Америки с самого первого дня своего существования являлись страной мигрантов, а американская история знает периоды, когда за полвека в страну въезжало больше людей, чем проживало на ее территории. Возможно, именно поэтому конституция США не предусматривает каких-либо ограничений для иммиграции, а первые законы, регулирующие пребывание иностранцев на ее территории появились лишь в начале 19 века. Они были несовершенными и периодически менялись в сторону ужесточения, касающегося как нелегальных, так и легальных мигрантов. Так, уже сегодня существуют ограничения на выдачу иммиграционных виз жителям Азии, Африки, гражданам бывшего социалистического лагеря. Более того, получение неиммиграционной визы для многих граждан стало достаточно проблематичным и с каждым годом все усложняется. Тем не менее, иммиграционная привлекательность США была и остается достаточной высокой.

Иммиграционная политика США находится под воздействием ряда факторов, мешающих выработке эффективных стратегических решений в этой области. К таким факторам относятся, в частности, влияние переменчивых общественных настроений, непонимание социальной и экономической природы иммиграции, сложившаяся практика благоприятствования коренному населению страны в ущерб приезжим иностранцам (нативизм), а также различные узкополитические соображения.

Актуальность данной работы определяется тем, что анализ опыта принимающих стран по решению проблем, связанных с иммиграцией, стал важным для России после ее включения в мировые миграционные процессы. Крупномасштабная иммиграция – новое для России явление, еще не вполне осознанное и осмысленное российским обществом и его политической и интеллектуальной элитой. В этом смысле Россия – противоположность США, население которой создано иммиграцией. Американский опыт полезен для России, в частности, и потому, что история иммиграции в США – это и долгая история миграционной политики, накопленных проб и ошибок.

Целью курсовой работы является рассмотрение основных направлений иммиграционной политики США, а также предполагаемых путей её дальнейшего развития. В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:

1) показаны истоки иммиграционной политики США;

2) проанализировано формирование иммиграционной политики США;

3) рассмотрено современное положение с иммиграционной политикой в США.

1. ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИММИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ США

1.1 Истоки иммиграционной политики США

Своим возникновением и динамичной историей Соединенные Штаты Америки обязаны иммигрантам. Поэтому вопросы регулирования иммиграционных процессов всегда оказываются в центре внимания американской общественности.

Иммиграционная политика США возникла после принятия в 1776 г. Декларации независимости. На протяжении более чем двухсотлетней истории ее цели, задачи и методы проведения менялись в соответствии с интересами развития экономической системы, внешнеполитического положения США и отношения к иммигрантам в американском обществе. Начальный этап истории США характеризовался отсутствием каких-либо ограничений на интенсивность и структуру иммиграционных потоков. Единственным исключением являлся закон о враждебных иностранцах, принятый в 1798 г. Но уже в 1800 г. президент Джефферсон этот закон отменил. Следующий федеральный закон, регулировавший иммиграционные процессы, был принят в 1864 г. Он был направлен на поощрение притока иммигрантов для удовлетворения потребности в рабочей силе, обострившейся в связи с началом Гражданской войны и последовавшим уменьшением притока новых переселенцев. Этот же закон дал президенту США полномочия в назначении комиссара по делам иммиграции.

Соединённые Штаты – страна, основанная и построенная иммигрантами. Это уникальное, удивительное место, куда люди со всего света приезжали, чтобы получить новые возможности, начать новую жизнь.

«Отношение США к иммиграции и иммигрантам отражает веру граждан в Американскую мечту. Мы всегда верили, что любой человек, начав с самых низов, может подняться очень высоко, насколько позволяют его таланты и энергия. Ни расовая принадлежность, ни место рождения не влияют на это», – говорил Роберт Кеннеди, словно забыв историческое развитие иммиграционной политики США, отношение американских граждан к людям, прибывшим из других стран, законы, которые американский Конгресс принимал, чтобы ограничить число иммигрантов, принизить их социальный статус и роль в обществе.

Иммигранты из самых разных стран на протяжении трёх веков американской истории испытывали притеснения и от самих американцев, и от правительства США. Но, наш взгляд, более всего пострадали выходцы из Китая. Их путь к одной из самых больших и влиятельных на сегодняшний момент общин США был трагичным, полным препятствий и унижений.

Иммиграция в США обусловлена целым рядом причин. В обширной специальной литературе названы, среди прочих, следующие: наличие социальных сетей, способствующих миграции, недостаток рабочих мест на родине иммигрантов, потребность американской экономики в дешевой рабочей силе. Кроме того, иммиграция, в первую очередь мексиканская, является результатом политики экономической экспансии, проводимой Соединенными Штатами. В результате расширения торговли и либерализации законодательства связи между Мексикой и приграничными штатами стали гораздо более тесными. Расширение американского экономического присутствия привело к тому, что миллионы мексиканцев, которых не коснулась экономическая реструктуризация, захотели переехать в США.

Социальные и экономические последствия таких демографических изменений документально подтверждены и могут оказаться неожиданными для широкой общественности. Так, исследования показали, что само участие иммигрантов в экономике страны приводит к увеличению налоговых поступлений на федеральном и местном уровнях, а также к росту потребительских расходов. Помимо этого, иммигранты создают рабочие места для американцев и, судя по всему, не вызывают увеличения безработицы. Тем не менее, иностранным рабочим недоплачивают и подвергают их эксплуатации. Их привозят в страну, а затем, если безработица начинает расти, отправляют домой, превращая в козлов отпущения в периоды экономических кризисов.

Провозгласив свободу и демократию определяющими факторами национальной идентичности, отцы-основатели США формулировали всеобъемлющие принципы, исходя из весьма специфических условий. Как отмечает М. Линд, освободившись от владычества британской короны в конце XVIII в., страна представляла собой продукт британской культуры и могла быть названа Английской Америкой; и даже когда в XIX столетии масштабная иммиграция из Старого Света превратила Соединенные Штаты в Европейскую Америку, она не изменила природы американского общества, формально восходящей к европейским политическим идеалам.

Нынешнему обществу свойственна одна из важнейших проблем современности – миграция, представляющая собой сложный общественно-политический процесс, влияющий на освоение территорий, развитие производства и производительных сил, культуры, взаимоотношения людей. Поиски лучшей жизни за рубежом, стремление к материальному благополучию, политическое преследование, расовая, религиозная или национальная дискриминация – причин у миграции может быть множество.

Тема актуальна как для Евросоюза в целом, так и для Италии в частности: только за 2013 г. в Италию прибыло 307,5 тыс. иммигрантов (всего в страны Евросоюза – 3,4 млн) . В целом на территории страны на 1 января 2014 г. оказалось почти 5 млн иммигрантов, или 8,1% всего населения Италии . Как следствие, существует целый комплекс проблем, связанных с интеграцией иммигрантов в общество принимающей страны, их социализацией, а также изменением демографической, экономической и культурной ситуации в государстве, которое вынуждено реагировать на возникшую ситуацию. Так складывается иммиграционная политика страны. Целью исследования является определение основных направлений иммиграционной политики Италии в следующих аспектах: политико-правовом, экономическом и социокультурном. Объект исследования в данной работе – политика Италии в контексте обострившейся проблемы миграции, предмет – стратегия, комплекс политических и организационных мер в отношении иммигрантов.

Современная миграция, носящая транснациональный характер, заставляет государства серьёзнейшим образом разрабатывать собственную эффективную миграционную политику. Миграционная политика – это «государственная доктрина или концепция регулирования миграционных процессов, неразрывно связанная с проводимой экономической, социальной, демографической, национальной, культурной политиками, разделяемая на реальную и декларируемую». . Миграционную политику можно рассматривать в отношении к эмигрантам и иммигрантам. В данной работе мы подробно остановимся на иммиграционной политике Италии.

Иммиграция в Европу длительное время не являлась объектом внимания политиков. В 1945-1973 гг. это был один из второстепенных вопросов, который, как считалось, легко можно было решить путем регулирования, а ее последствия не носили характер проблемы. Впервые взгляды политиков поменялись в связи с нефтяным кризисом 1973 г., когда во многих странах было заявлено о замораживании въезда в Европу для трудовых иммигрантов. Это вызвало совершенно непредсказуемые последствия. Во-первых, иммигранты стали оставаться в принимающей стране (т.к. при выезде из страны было невозможно снова туда въехать). Во-вторых, возникли три новых «канала» иммиграции, неподвластные управлению политическими средствами: «воссоединение семей, политическое убежище, миграция без документов» .

Ситуация с каждым годом накалялась, а проблемы не решались. В 1990-е гг. появилось мнение о том, что необходимо ограничить как въезд мигрантов, так и предоставление им политического убежища, а также ужесточить борьбу с иммиграцией без документов. Кроме того, предлагалось объединить усилия стран (в первую очередь органов безопасности), из которых мигрируют и которые принимают мигрантов, а также государств, являющихся для мигрантов транзитными. За этим последовало принятие целого ряда общеевропейских документов и соглашений, которые, тем не менее, не принесли ожидаемого результата, поэтому в настоящее время невооружённым глазом заметен провал политики Евросоюза по отношению к иммигрантам. «Вся Европа сейчас пришла в движение, – так комментирует ситуацию политолог Юрий Шевцов, – люди переезжают из слаборазвитых стран в высокоразвитые, из одних регионов – в другие. Внешняя миграция усиливается, ибо разница в уровнях развития ЕС и ряда соседних стран и регионов нарастает. Евросоюз не справляется с главным: он не смог обеспечить вокруг себя устойчивую зону процветания, которая бы сдержала приток в его границы арабов, африканцев или, например, албанцев» .

История иммиграционной политики Италии не имеет глубоких корней: долгое время в течение XIX-XX вв. Италия была страной выезда. Только в конце 1950 – начале 1960-х гг. начинают приниматься правила въезда и нахождения на ее территории иностранных граждан. Официально иммиграция в Италии была признана как явление в конце 1970 – начале 1980-х гг., когда иммиграционные потоки вышли за рамки традиционных для иммиграции стран и направились в новые, бурно развивающиеся страны, в т.ч. и в Италию, превратив её из «страны эмиграции» в «страну иммиграции» .

Однако в эти годы число иммигрантов в Италии всё равно было значительно меньше, чем в других странах Западной Европы. Кроме того, иммиграционная политика Италии начала формироваться с учетом таких особенностей, как сочетание высокого официального уровня безработицы и существенного веса теневой экономики (около 20-40%), по зднее присоединение к процессу «закрытия» Европы от иммигрантов и транзитное положение между странами-донорами и странами-реципиентами.

В 1981 г. Италия присоединилась к Конвенции № 143 Международной организации труда о нелегальной миграции, что послужило началом законодательного регулирования иммиграционной политики. Принятый в 1990 г. так называемый «закон Мартелли» («legge Martelli») заложил основы современной иммиграционной политики Италии и определил правила въезда и пребывания иностранцев на территории Италии. Отметим его компромиссный характер: с одной стороны, провозглашалось распространение на всех права на убежище (до этого действовавшего только относительно иммигрантов из стран советского блока) и вводилась новая программа амнистии для всех иммигрантов независимо от наличия у того работы; с другой стороны, этот закон вводил довольно жесткие ограничения по контролю за миграцией (утверждение максимального числа прибывающих легальных мигрантов, введение виз для многих стран) .

Следующим правовым документом стал закон № 40/1998, принятый левоцентристским парламентом в 1998 г. на фоне усиливавшейся озабоченности неэффективными мерами по ограничению иммиграции. Главным образом ставка была сделана на ограничение въезда на территорию Италии, а также на изменение процедуры выдворения, содержавшей лазейки для иммигрантов. Данная процедура была упрощена, уменьшены юридические гарантии, установлено правило содержания иммигрантов, подлежащих выдворению, в определенных центрах, а также подписаны соглашения со странами выезда о пропуске выдворенных иммигрантов обратно. Позднее результативность закона была подтверждена статистическими данными, согласно которым увеличились реальное количество депортаций и процентное соотношение количества фактических выдворений к уведомлениям о выдворении .

Иммиграционная политика приобрела более жесткий характер с принятием в 2002 г. «Закона Босси-Фини», в котором уже прямо высказывались опасения по поводу значительного потока в европейские страны иммигрантов. Были приняты следующие ограничительные меры: с четырех до двух лет уменьшилось максимально возможное время разрешения на работу; для граждан из стран, не входящих в Евросоюз, был увеличен срок (с пяти до шести лет) проживания в Италии для получения разрешения на постоянное пребывание в стране; была разработана процедура немедленной депортации нелегальных иммигрантов; было отменено право на воссоединение с членами семьи, находящимися в третьей степени родства .

Далее был принят ряд законов, регулирующих взаимоотношения работодателей и работников-иммигрантов в целях борьбы с теневой экономикой и повышения охраны труда и безопасности работников, гармонизирующих процедуру инспекционных проверок со стороны наблюдающих органов .

Рассмотрим иммиграционную политику Италии в политико-правовом аспекте. Если вплоть до 2002 г. принимались либеральные законы в отношении въезжающих (им активно предлагалась работа, границы были фактически открыты, власть подчёркивала «недопустимость нарушения прав миллионов выходцев из североафриканских стран, живущих в ЕС» ), то приход к власти правоцентристов (партии «Лига Севера», «Национальный альянс») и постоянно усиливающаяся озабоченность проблемой нелегальной иммиграции в Италию выходцев из стран Арабского мира, которые стали наиболее многочисленной категорией иммигрантов, ознаменовались уже упомянутым крайне жёстким иммиграционным законом «Босси-Фини», целью которого было не интегрировать иммигрантов в общество коренных жителей, а оставить их на правах «временных рабочих», отношения с которыми строятся на основе лишь трудовых контрактов. Главными задачами правительства периода пребывания у власти Берлускони стали следующие: ограничение иммиграции и пресечение нелегальной иммиграции; обеспечение безопасности граждан Италии через ограничение иммиграции (доля заключенных среди иностранцев была в 13 раз больше, чем итальянцев ); выдворение всех нелегальных иммигрантов. Кроме того, Италия требовала усилить пограничный и полицейский контроль в странах Африки.

Для борьбы с африканскими иммигрантами правительство предприняло особые меры: создало дополнительные патрули для контроля над своими территориальными водами, специальные полицейские подразделения и места временного содержания нелегалов, выделило быстроходные патрульные суда для Ливии, призванные пресекать незаконные перевозки иммигрантов. Вышеуказанные меры возымели действие, и в итоге за 2010 г. на о.Сицилию и близлежащие острова высадилось всего 205 человек, число нелегальных мигрантов составило 1470 человек, что стало очень неплохим результатом для правительства Берлускони .

Мощнейший миграционный поток вызвали народные волнения в некоторых странах Северной Африки. В результате «арабской весны» в феврале 2011 г. в Италию через море из Туниса и Ливии прибыло около 60 560 человек. Для того чтобы изменить ситуацию и «очистить» южные итальянские провинции, с временными правительствами этих стран было подписано несколько обязательств о сотрудничестве, способствующих возвращению нелегальных иммигрантов на родину, а также воспрепятствованию незаконного транзита через границу.

Были определены следующие иммиграционные мотивы, дающие право на получение разрешения на постоянное пребывание в стране и гражданство:

  • «воссоединение семей – когда воссоединение происходит к лицу, уже имеющему иммиграционный статус либо итальянское гражданство;
  • усыновление несовершеннолетнего иностранца лицом, уже имеющим иммиграционный статус, либо итальянское гражданство;
  • наёмная работа (при наличии контракта с неопределенным сроком завершения);
  • индивидуальная трудовая деятельность в различных областях, таких, как торговля, спорт, искусство, коммерция и т.д.» .

Подробно положение, права и обязанности иммигрантов в настоящее время определяет закон «Босси-Фини» (2002 г.) и ряд дополнений к нему. Остановимся на основных моментах этих нормативно-правовых актов. Во-первых, введён «контракт на пребывание», обязательно оформляемый работодателем заранее. Во-вторых, закон предусматривает визы для иммигрантов, в случае отсутствия которых иностранцы подлежат немедленной высылке из страны. В-третьих, обозначена возможность иммиграции в связи с воссоединением семьи только до третьей степени родства. В-четвертых, закон сужает круг лиц, претендующих на предоставление политического убежища.

2009 г. был ознаменован принятием «расистского» и «бесчеловечного», по мнению оппозиции и итальянских промышленников, «Пакета мер по обеспечению безопасности», который содержал следующие нововведения:

1) «ужесточение финансовой ответственности, а в ряде случаев уголовное наказание за нелегальное пребывание в стране как для иммигрантов, так и для лиц, “оказывающих им содействие”» ;

2) автоматическое заключение при получении вида на жительство «Договора об интеграции», предусматривающего определенную накопительную систему баллов;

3) резкое повышение платы работодателей за найм работников-иммигрантов;

4) увеличение срока пребывания нелегальных мигрантов в центрах установления личности и выдворения с 60 до 180 дней.

На данный момент правительство М. Ренци прекрасно осознаёт необходимость реформ, важность прекращения «избытка гостеприимства», ведущего к росту расизма в стране и ухудшению экономических показателей. Подобные настроения ведут к усилению левых партий, в особенности «Лиги Севера», представители которой не стесняются ксенофобских высказываний .

Миграционный кризис 2015 г. ещё больше обострил ситуацию. Италия, как и Европа в целом, оказалась не готова к такому развитию событий, что привело к появлению разногласий между странами Евросоюза и внутри каждой его страны. На настоящий момент итальянское правительство испытывает сильное общественное давление (так, например, в самый разгар кризиса – летом 2015 г. – губернаторы северных регионов Италии заявили, что не примут ни одного иммигранта ). Сам премьер-министр Ренци угрожал Евросоюзу принять собственные, альтернативные меры в случае, если Евросоюз будет дальше игнорировать эту проблему. Также он предлагал ввести «временные визы», которые бы позволили иммигрантам легально пересекать граница стран Шенгенского соглашения вне зависимости от того, границу какого государства они пересекли в поиске статуса беженца (как установлено настоящим законодательством) . Численность иммигрантов постоянно растёт, только за январь-октябрь 2015 г. на побережье Италии высадилось почти 140 тыс. иммигрантов , однако правительство ничего не может поделать с этим. Более того, Италия выступала за равномерное распределение иммигрантов по всем странам Евросоюза, т.к. несёт наибольшие убытки (по оценкам экспертов, в 2015 г. иммигранты обойдутся Италии в рекордные 1,2 млрд евро ).

В том, что касается иммиграционной политики, чрезвычайно важен экономический аспект. Во-первых, возникает диспропорция на рынке труда, из-за чего и развитие, и функционирование экономики абсолютно невозможны без использования труда иммигрантов. Во-вторых, государство вынуждено «импортировать налогоплательщиков» по причине усиления бремени на бюджет (из-за увеличения продолжительности жизни и расходов на пенсии, уменьшения рождаемости). В-третьих, разумная иммиграционная политика стирает различия в условиях экономического неравенства стран. В-четвертых, в последние десятилетия появились направляющиеся из развитых в развивающиеся страны мощные потоки денежных переводов, за которыми необходимо внимательно следить.

Что касается трудовой иммиграции, если в течение XX века иммигранты шли на такую работу, которая игнорировалась местными жителями, то к его концу наметившаяся тенденция к усилению иммигрантских потоков (вследствие неразвитости, экономической отсталости родных стран) привела к возникновению конкуренции за рабочие места между иммигрантами и местными жителями. Обозначаются следующие причины, объясняющие возникновение и существование иммиграции в странах Западной Европы (в т.ч. и в Италии):

  • недостаток собственной высококвалифицированной рабочей силы;
  • потребность в дешевой рабочей силе;
  • относительно высокая заработная плата .

Среди факторов, способствующих усилению трудовых миграционных потоков, выделяются такие, как совершенствование средств коммуникации (как следствие – быстрое распространение информации) и развитие транспортных средств. Представляется возможным выделить отдельно фактор экономической выгоды как для самих иммигрантов, так и для предпринимателей-работодателей. Первые получают возможность заработать деньги, которые они никогда бы не получили у себя на родине, а также повысить уровень жизни и т.д., вторые – сэкономить собственные средства, т.к. профсоюзы требуют большой заработной платы для работников-граждан Италии.

Почему же именно Италия столь привлекательна для иммигрантов? Главной причиной этого является значительное развитие неформального сектора экономики. Так, например, «незаконный труд в Италии составляет 15,9-17,6% валового национального продукта» (по неофициальным данным, все 27-30% ВНП) . Наибольшая распространенность нелегального труда зафиксирована в секторах обслуживания, сельском хозяйстве. Есть тенденция к развитию теневой занятости среди рабочих: в 2005 г. 2% проверенных рабочих не имели разрешения на пребывание в Италии.

За подобные нарушения правительство ввело санкции, предусматривающие тюремное заключение, крупный штраф, а также приостановление деятельности предприятия, если процент нелегальных рабочих доходил до 20% (законы 40/1998; 89/2002; 248/06). Иностранцы, оказавшиеся на территории Италии с нарушением закона, подлежат обязательной депортации. В то же время правительство само зачастую толкает иммигрантов на нелегальную работу, когда проводит «амнистии» – процедуры, в результате которых все нелегальные работники, находящиеся в данный момент в стране, получают разрешение на работу. Стоит отметить наличие в Италии системы квот в отношении допуска иностранных работников на внутренний рынок труда, которые определяются каждый год порегионально, а затем, на региональном уровне, для каждой провинции .

Квоты делятся следующим образом:

  • по странам (предпочтение представителям тех стран, с которыми у Италии заключен двусторонний договор);
  • по длительности пребывания;
  • по категориям иммигрантов (наемный работник или независимый);
  • по секторам занятости .

Однако и здесь не обходится без противоречий. Работодатели сознательно завышают заявки на выдачу разрешений на въезд в страну с целью легализовать тех работников, которые уже занимаются трудовой деятельностью на предприятии. Правительство же в угоду профсоюзам и обществу понижает квоты, причём те не всегда реально отражают потребности рынка труда. Поэтому неудивителен факт выступления профсоюзов во время экономического кризиса в 2011 г., когда они потребовали от правительства отменить квоты, чтобы сначала устроить уже имеющихся безработных иммигрантов.

По статистике по составу иностранных работников в Италии преобладают марокканцы (11,9% выданных разрешений на работу), а также албанцы, румыны, тунисцы, китайцы и выходцы из стран бывшей Югославии. В основном работодатели нуждаются в низкоквалифицированном труде (52,2%) и в работниках средней квалификации (46,8%). Кроме сельского хозяйства и работы на дому, большая часть иностранцев занята в торговле и коммерции (28,8%), а также в сталелитейной промышленности (23,7%). Исследование 2001 г. показало, что лишь 10% сезонных работников сельского хозяйства имели соответствующее разрешение .

На практике формальная система тотального контроля не работает: иммигранты могут годами работать без каких бы то ни было документов. Дело в том, что высокий уровень теневой экономики привычен для Италии. Хотя эта проблема осознается обществом и обсуждается в ходе политических дискуссий, правительство не пытается реформировать систему внутреннего и пограничного контроля, т.к. это может внести раздор между властями и представителями итальянского общества, имеющими свои экономические выгоды в существующем положении, привести к сложным и масштабным проверкам и, как следствие, увеличению бюрократического аппарата. Кроме того, непредсказуемы последствия решения проблемы в тех провинциях на побережье Адриатического моря, где до сих пор сильны преступные организации и почти отсутствует влияние властей.

Вместе с тем необходимо отметить, что, несмотря на некоторые факторы (например, занятость в основном наименее квалифицированным, престижным и оплачиваемым трудом), трудовые иммигранты вносят существенный вклад в развитие итальянской экономики. В 2009 г. их доля в ВВП Италии составила 12,1%, или 165 млрд евро .

Социокультурный аспект. Иммиграционная политика Италии тесно связана с такими понятиями, как мультикультурализм и интеграция. Мультикультурализм – это «концепция, политика и практика, прославляющие многоцветие культур и отказывающие какой-либо из них в праве на доминирование» .

В настоящее время мультикультурализм постоянно критикуется. Приводятся такие аргументы, как малоэффективность политики мультикультурализма, неправильное толкование им демократии, отсутствие положительного результата в странах Западной Европы, где данная концепция потерпела крах, а также в целом утопичность мультикультурализма. Практика показывает, что уход от «культурной монополии большинства в пользу выравнивания статусного положения меньшинства» , как правило, не претворяется в жизнь, а также способствует деконсолидации общества, делению его на социальные группы, имеющие прямо противоположные интересы, взгляды и стремления и исчезновению всеобщей социальной гармонии.

Особую сложность вызывают отношения итальянского общества с иммигрантами-мусульманами, принесшими с собой непривычную для европейцев ментальность, систему ценностей, образ жизни, традиции и обычаи. Кроме того, стоит отметить и существенное влияние уровня образования (довольно часто иммигранты-мусульмане не имеют даже начального образования). Как следствие, процесс интеграции идёт нелегко, а зачастую он становится совершенно невозможным. Иностранные работники становятся представителями «дна» общества (люмпенами), образуя отдельную социальную группу со своей особенной культурой, а места их пребывания превращаются в гетто. Происходит процесс нарастания взаимной «настороженности» между приезжими и коренным населением, стремления закрыться друг от друга. Это сопровождается увеличением ксенофобских, расистских и шовинистских настроений. Об отношении общества к иммигрантам можно судить по регулярным успехам на выборах правых, ультраправых и националистических партий, которые провозглашают насильственную ассимиляцию мигрантов, выступают за прекращение практики приёма беженцев, а также отстаивают отмену предоставления им политического убежища.

Недовольство части коренного населения вызывает и оказание государством широкой материальной помощи семьям иммигрантов, которые, как правило, многочисленны. Переселяясь в принимающую страну, они нередко пополняют ряды безработных или иждивенцев, а их содержание ложится бременем на итальянских налогоплательщиков. Согласно социологическим опросам, 75% опрошенных итальянцев убеждены, что иммигранты являются причиной возрастания криминогенной обстановки и массовой безработицы. Итальянские социологи считают, что в случае референдума по указанной проблеме 81% населения одобрил бы депортацию некоторых народов .

Рассмотрим перспективы развития иммиграционной политики Италии. Здесь стоит обозначить:

1) усиление контроля государственных границ (особенно морских), через которые идёт наибольший поток иммигрантов, в частности, из стран Африки, что обусловлено географическим положением страны;

2) совершенствование нормативной базы: подписание со странами-поставщиками рабочей силы (Албания, Марокко, Китай, Украина, Филиппины, Тунис и др.) договоров о противодействии нелегальной иммиграции, что позволит снизить уровень теневой экономики, увеличить денежные потоки в государственный бюджет, а также упрочить положение иммигрантов;

3) увеличение квот на работу иммигрантов с целью уменьшения численности нелегальных работников, ограничения теневой экономики и сокращения социальной напряжённости в обществе;

4) разработку программ по интеграции иммигрантов с учетом их особенностей (уровень образования, вероисповедание, национальные традиции и обычаи и др.), что поможет иммигрантам найти свой собственное место в новой стране, чувствовать себя там более комфортно .

Таким образом, иммиграционная политика в условиях глобализации – важная составляющая деятельности государства, обеспечивающая эффективное управление миграционными потоками, трудовыми ресурсами, взаимодействие между иммигрантами и коренными жителями, а также экономическую и социальную поддержку приезжих. Процесс миграции для Западной Европы не нов, однако масштабные миграционные потоки, направленные в страны Старого Света, насчитывают около шестидесяти лет. В течение XX – начала XXI вв. между европейскими странами был подписан ряд соглашений по поводу осуществления иммиграционной политики, но ожидаемого результата это не принесло: многочисленные конфликты, нарастающие проблемы позволяют аналитикам говорить о провале данных мер.

Иммиграционный режим Италии менялся по мере усиления иммиграционного потока от мягкого к более жёсткому. Исходя из трех аспектов иммиграционной политики, можно сделать следующие выводы.

1) Политико-правовой аспект. Иммиграционная политика во многом зависит от взглядов лиц, находящихся у власти. Сейчас политика по отношению к иммигрантам основывается сейчас на законе «Босси-Фини» (2002 г.) и «Пакете мер по обеспечению безопасности» (2009 г.). В то же время миграционный кризис 2015 г. внёс свои коррективы – систему квот Евросоюза по распределению иммигрантов.

2) Экономический аспект. Иммиграционная политика регулирует, среди прочего, распределение трудовых ресурсов. Италия особенно привлекательна для иммигрантов наличием значительного теневого сектора экономики, однако решение этой проблемы очень непросто для правительства, т.к. в этом не заинтересовано, по сути, ни государство, ни предпринимательство, ни сами работники-иммигранты.

3) Социокультурный аспект. Отношения между иммигрантами и местными жителями складываются непросто, т.к. процесс интеграции в условиях политики мультикультурализма идет сложно и неоднозначно. Нарастает взаимное отчуждение, среди коренного населения увеличиваются ксенофобские и националистические взгляды, что отражается в социологических опросах и на парламентских выборах.

Что касается перспектив иммиграционной политики, то Италии есть к чему стремиться, т.к. процессы, связанные с деятельностью иммигрантов, проходят не так гладко. Итальянцам следует более внимательно относиться к приезжим иностранцам, необходимо реформировать нормативно-правовую базу, а также усилить контроль за легализацией иммигрантов.


Библиографический список

  1. Migration and migrant population statistics // Eurostat. URL: http://ec.europa.eu/eurostat/statistics-explained/index.php/Migration_and_migrant_population_statistics
  2. Non-national population by group of citizenship, 1 January 2014 // Eurostat. URL: http://ec.europa.eu/eurostat/statistics-explained/index.php/File:Non-national_population_by_group_of_citizenship,_1_January_2014_(%C2%B9)_YB15.png (дата обращения: 10.09.2015).
  3. Глущенко Г.И., Пономарев В.А. Миграция и развитие. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2009. – 454 с.
  4. Коданьоне К. Опыт иммиграционной политики Италии и некоторые уроки для России // Сетевой проект «Русский архипелаг». URL: http://www.archipelag.ru/agenda/povestka/povestka-immigration/wold/kodanione-politic/ (дата обращения: 30.08.2015).
  5. Поморцев А. Равноправия в Европе нет // РБК Daily. URL: http://www.rbcdaily.ru/2008/09/29/focus/562949979007295 (дата обращения: 11.09.2015).
  6. Цысина Г. Мировой миграционный процесс и миграционная политика стран Запада // Общество и экономика. – 2011. – №1. – С.100-110.
  7. Legge 30 luglio 2002, n. 189 // Normattiva. URL: http://www.normattiva.it/uri-res/N2Ls?urn:nir:stato:legge:2002-07-30;189!vig = (дата обращения: 15.09.2015).
  8. Гребёнкина И.В. Политика Италии в отношении нелегальных мигрантов после «арабской весны»: опыт для России // Вестник МГИМО-университета. – 2012. – №1. – С. 68-74.
  9. Барабанов О.Н. Современная внешнеполитическая идеология Италии // Полис. – 2002. – №6. – С.160-175.
  10. Животовская И.Г. Италия: опыт борьбы с нелегальной иммиграцией // «Перспективы», «Фонд исторической перспективы». URL: http://www.perspektivy.info/srez/val/italija_opyt_borby_s_nelegalnoj_immigracijej_2012-01-13.htm (дата обращения: 01.10.2015).
  11. Денисенко М.Б., Хараева О.А., Чудиновских О.С. Иммиграционная политика в Российской Федерации и странах Запада. – М.: ИЭПП, 2003. - 314 с.
  12. Италия устала от нелегальной иммиграции, признал глава МВД Алфано // РИА Новости. URL: http://ria.ru/world/20141127/1035438122.html (дата обращения: 05.09.2015).
  13. Миракян Н. Север Италии взбунтовался из-за иммигрантов // Российская газета. URL: http://www.rg.ru/2015/06/09/italiya-site.html (дата обращения: 12.09.2015).
  14. Италия недовольна миграционной политикой ЕС // BBC. URL: http://www.bbc.com/russian/international/2015/06/150616_eu_migration_crisis_talks (дата обращения: 19.09.2015).
  15. Мигранты обойдутся Италии в 1,2 млрд евро // Euromag. URL: http://www.euromag.ru/italy/45042.html (дата обращения: 25.10.2015).
  16. Есинова Н.И. Экономика труда и социально-трудовые отношения: Учеб. пособие. – К.: Кондор, 2003. – 464 с.
  17. Клупт М. Страны Запада: будущее мультикультурализма в зеркале занятости // Мировая экономика и международные отношения. – 2012. – №7. – С. 16-27.
  18. Смирнов А.Н. Этничность и культурный плюрализм в контексте государственной политики // Полис. – 2005. – №4. – С.30-52.
Количество просмотров публикации: Please wait

Государственная миграционная политика пред­ставляет собой целенаправленную деятельность государства по регулированию потоков экспорта и импорта рабочей силы. Различают государ­ственную иммиграционную и государственную эмиграционную политику.

Государственная иммиграционная политика связана с регулированием процессов импорта рабочей силы в страну. Целью данной полити­ки является обеспечение оптимального коли­чественного и качественного состава прибыва­ющих в страну трудящихся-мигрантов.

На им­миграционную политику могут оказывать вли­яние различные факторы:

1) демографическая ситуация в стране;

2) обеспеченность рабочей силой в той или иной отрасли народного хо­зяйства;

3) необходимость привлечения в стра­ну дополнительных инвестиций и другие фак­торы.

Инструменты иммиграционной политики дифференцируются в зависимости от категории эмиграции:

1) семейная эмиграция связана с воссоедине­нием семьи: супругов, детей и родителей, братьев и сестер. Для регулирования этой ка­тегории используется такой инструмент, как установление степени родства, т.е. одним ка­тегориям родственников может быть разре­шено воссоединение семьи, а другим запре­щено;

2) экономическая эмиграция связана с необхо­димостью привлечения в страну иностранного капитала. Эмиграция поощряется для созда­ния на территории страны предприятий, при­обретения крупной недвижимости. В качестве инструментов регулирования для этой кате­гории могут использоваться размер собствен­ного капитала, требование о создании в стра­не-импортере рабочей силы предприятия с определенным числом работников и другие;

3) профессиональная эмиграция связана с по­ощрением притока в страну квалифицирован­ной рабочей силы в требуемые секторы на­циональной экономики. В качестве инстру­ментов регулирования используются: возра­стной ценз, требования к состоянию здоро­вья, уровню образования, стажу работы, спе­циальности, личностной благонадежности (пребывание в тюрьме), установление наци­онально-географических приоритетов (прожи­вание только в определенном районе госу­дарства). Кроме того, могут использоваться и такие инструменты регулирования как ли­миты и квотирование (установление количе­ственных ограничений на импорт рабочей силы), а также временные ограничители (по срокам временного пребывания в стране);



4) эмиграция в категории за особые достиже­ния связана с желанием привлечь в страну выдающихся ученых, спортсменов, художни­ков и т. д. Как правило, для этой категории важнейшим критерием выступает наличие личных достижений на международном уров­не. В качестве инструментов регулирования выступают специальные программы, предос­тавляющие большие возможности и льготы для этой категории специалистов;

5) гуманитарная эмиграция связана с предос­тавлением статуса беженца по политическим, национальным или религиозным причинам. Для этой категории также устанавливаются лимиты и квоты.

В зависимости от сроков пребывания эмиг­рантов в стране-импортере рабочей силы раз­личают три типа иммиграционной политики:

1) политика, ограничивающая время пребыва­ния иммигранта в стране;

2) политика, разрешающая проживание в стра­не без ограничений по срокам пребывания;

3) политика, разрешающая постоянное прожи­вание иммигранта в стране с возможностью последующего получения гражданства.

Эмиграционная политика связана с регулиро­ванием оттока рабочей силы из страны.

Инструменты эмиграционной политики можно дифференцировать на инструменты прямого и косвенного воздействия на эмиграционные про­цессы.

К инструментам, прямо влияющим на эмиг­рацию, можно отнести :

1) рыночные инструмен­ты, например, введение своеобразного налога на выезд, который покрывает затраты государ­ства на образование и социальную поддержку (например, в Израиле);

2) использование адми­нистративных запретов на выезд из страны че­рез лимитирование выдачи загранпаспортов, запрет на выезд определенных категорий ра­ботников и другие меры.

К инструментам косвенного регулирования эмиграции можно отнести: поощрение валютных переводов из-за ру­бежа, открытие эмигрантам валютных счетов под более высокую процентную ставку, другие инструменты.

Миграционные политики, как в стране-реципиенте, так и в стране доноре должны взаимно корректироваться, так как их действия взаимосвязаны. Например, когда страна-реципиент отправляет мигрантов на ро­дину по истечении срока их законного пребывания в стране, для страны-донора этот процесс обернется ростом предложения рабочей силы на ее рынке. С другой стороны, если страна-донор не создает новых рабочих мест для «возвращенцев», в стране-реципиен­те будет расти нежелательная нелегальная миграция.

Взаимосвязанность миграционных политик стала причиной их международного регулирования. Оно осуществляется как на двухсто­ронней основе, так и на основе правовых норм и стандартов, отрабо­танных международными организациями.

Страны, ратифицируя международные конвенции, признают приоритет норм международного права над национальным законо­дательством. Международное право предусмотрело разделение от­ветственности между странами - реципиентами и донорами за кон­троль миграционных потоков. Страна-реципиент отвечает за прибытие и использование мигрантов, а страна-донор - за регули­рование оттока рабочей силы и защиту интересов своих граждан за рубежом.

Международных организаций, регулирующих режим миграцион­ных потоков, достаточно много (прежде всего в рамках ООН). Осо­бая роль принадлежит МОТ (Международная организация труда), которая отрабатывает режим использования труда мигрантов. Воз­растает и роль МОМ (Международная организация по миграции), которая балансирует межстрановую миграцию и является одновре­менно информационным центром по данным вопросам.