Структура иммиграционной политики сша. Миграционная политика

Португалия

Швейцария

35. Однако ряд стран выступает категорически против регуляризации (Австралия, Канада, Германия, Дания, Норвегия, Япония). Противники политики регуляризации утверждают, что сама по себе эта процедура является стимулом для увеличения численности нелегальных иммигрантов в будущем. Кроме того, эти программы подрывают основы существующей законодательной системы. Также, нарушается принцип социальной справедливости. Легальным мигрантам приходится стоять в длительных очередях, преодолевать сложные бюрократические процедуры. С этой точки зрения с странах с частыми регуляризациями проще получить статус постоянного или временного жителя, пройдя путь нелегального мигранта. В то же время, стоит отметить, что в странах Западной Европы и США программы регуляризации пользуются достаточно широкой поддержкой населения, которое видит большую угрозу в существовании нелегальной миграции, чем в легализации уже живущих в стране мигрантов. 2

36. Как показывает практика, эффективными мерами борьбы с нелегальной миграцией являются международные соглашения, в частности, по совместной охране границе, борьбе с организованной преступностью, реадмисии и др.

37. Борьба с нелегальной миграцией должна инициироваться не только органами государственной власти, но и исходить «снизу». Возможно поэтому в Швейцарии, где с нелегальной миграцией начинают бороть с уровня местных общин, эта проблема в значительной степени решена. С другой стороны, присоединение к Европейскому Союзу стран Центральной и Восточной Европы даст пример самой массовой амнистии нелегальных мигрантов. В течение суток тысячи поляков, румын, болгар легализуют свое пребывание в Германии, Италии, Дании и других странах.

2 Чернышова О. (2002), Законодательные амнистии для незаконных иммигрантов: может ли западный опыт быть полезен для России? В сб.: Витковская Г., ред.(2002), Иммиграционная политика западных стран: альтернативы для России.Москва.

ЦЕЛИ И ПРИНЦИПЫ НОВОЙ ИММИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РФ

1. Целью иммиграционной политики в Российской Федерации является содействие устойчивому росту экономики страны, социальной справедливости и расширению возможностей россиян посредством регулирования миграционных процессов. Иммиграционная политика предполагает: проведение эффективного пограничного контроля и визового режима с целью предотвращения миграции нежелательных для российского общества лиц; привлечение в страну тех иностранцев, которые могут принести пользу российской экономике и обществу; содействие интеграции и натурализации иммигрантов.

2. Необходимость разработки современной иммиграционной политики диктуется не только требованием решить накопившиеся проблемы, связанные с миграционными процессами в прошлом, но и ожидаемыми перспективами развития России.

Демографические тенденции . Перспективы развития демографической ситуация делаютэкономически целесообразным развитие замещающей миграции , т.е. миграции, компенсирующей сокращение численности всего населения или отдельных групп населения в трудоспособных возрастах. Без стимулирования замещающей миграции даже с учетом возможного роста рождаемости численность России сократится к 2025 г., а в 2050 г. опуститься до уровня 1937 года и будет едва превышать 100 млн. человек. Это величина меньше перспективной численности населения Ирана или Вьетнама, и примерно равна численности населения Турции. Численность населения большинства регионов Российской Федерации уменьшиться. К 2025 г. наиболее значительное сокращение численности населения – более, чем на 1/3 – следует ожидать в Дальневосточном федеральном округе. На 20% уменьшиться население Северо-западного федерального округа. Только в Южном федеральном округ не ожидается существенных изменений в численности населения. В результатедемографического старения доля лиц в возрасте старше 60 лет увеличится с 18% в 2000 г. до 26% в 2025 и 38% в 2050. Изменение количественных соотношений между поколениями в пользу пожилых людей окажет сильное влияние на развитие рынка труда, систему социального обеспечения и здравоохранения, на экономическое развитие в целом. Приток мигрантов в определенной мере может затормозить процесс демографического старения.

Экономические факторы . В первую очередь речь идет о том, чтобы в полной мере извлечь выгоду для страны от международной миграции в эпоху

глобализации. Человеческий капитал сегодня является важнейшим фактором экономического роста, что предполагает в будущем увеличение инвестиции в образование и науку. Однако подготовка высококвалифицированных кадров на национальном уровне даже в высокоразвитых странах не успевает удовлетворять растущие в них потребности различных отраслей экономики. Международная миграция специалистов является одним из существенных источников увеличения человеческого капитала. Это обстоятельство подталкивает многие развитые страны реформировать миграционную политику и перейти от политики жесткого контроля миграции к политике гибкого управления миграционными процессами с целью привлечения специалистов. Между развитыми странами развернулась конкурентная борьба за высококвалифицированную рабочую силу и задача России заключается в том, чтобы не проиграть в этой борьбе. В то же время, экономика России в отличие от большинства развитых государств испытывает дефицит неквалифицированной рабочей силы, который не может быть полностью покрыт за счет внутренних ресурсов. Кроме того, в стране с огромной территорией, не освоенными ресурсами и многочисленным населением существуют условия для развития самозанятости иммигрантов. Таким образом, иммиграция может и должна содействовать экономическому развитию страны.

Национальная безопасность . Угроза международного терроризма и быстрая интернационализация криминала в эпоху глобализации требуют осуществления эффективного контроля над иммиграционными потоками в тесном сотрудничестве с другими странами мира;

Гуманитарные факторы. Политика и меры помощи беженцам и вынужденным переселенцам должны быть соизмеримы с возможностями государства и направлены на тех, кто реально нуждается в этой помощи;

Внешнеполитические интересы. Вопросы регулирования миграционных процессов являются составной частью развития международного сотрудничества, в первую очередь со странами СНГ, Европейского Союза, КНР.

Принципы иммиграционной политики

3. Иммиграционная политика должна строго соответствовать нормам Конституции Российской Федерации; других законов Российской Федерации; двухсторонних международных соглашений, международных договоров и конвенций, подписанных и ратифицированных Россией.

4. Иммиграционная политика не должна предоставлять какие–либо исключительные преимущества и привилегии иностранцам по отношению к коренному населению страны. В противном случае в обществе будет усиливаться социальная напряженность, распространяться ксенофобия, а также увеличится эмиграционный отток населения.

5. Проведение иммиграционной политики невозможно без налаженной и открытой системы учета миграционного движения и иностранного населения. Первичные сведения о миграционном движении должны разрабатываться в Федеральной миграционной службе, Государственном комитете по статистике (Госкомстате), Министерстве труда (трудовая иммиграция), Министерстве образования (учебная иммиграция). Лучшим источником данных об иностранном населении может быть только централизованный регистр иностранного населения в России. Компонентами этой системы сбора и хранения данных должны быть регистр учебных иммигрантов, регистр трудовых иммигрантов, регистры беженцев, локальные регистры иностранного населения. В целях оперативного получения информации следует проводить выборочную (5%) обработку миграционных карт.

6. Исходя из уроков прошлого и опыта других стран мира, иммиграционная политика должна удовлетворять следующим требованиям:

- критерии отбора должны быть ясными для иммигрантов и проводящих его

- переезд и легитимизация иммигранта не должны быть перегружены излишними процедурами, мерами, условиями и т.д., поскольку это удлиняет принятие решения об иммиграции, а в конечном итоге, дает негативный эффект в виде роста нелегальной иммиграции и коррупции;

- правила иммиграционной политики не должны часто меняться, поскольку как иммигранты, так и работодатели строят определенные планы на будущее;

- иммиграционная политика должна быть обеспечена финансовыми и материальными ресурсами, профессиональными кадрами;

- цели и направления политики должны быть полно и в доступной форме представлены в средствах массовой информации.

7. Иммиграционная политика должна быть дифференцированной в зависимости от категории мигрантов, от целей и сроков их пребывания в России. Основными объектами в области регулирования иммиграционных потоков и интеграции должны быть следующие категории иммигрантов: постоянные иммигранты (переселенцы), временные мигранты, беженцы и вынужденные переселенцы.

8. Иммиграционная политика должна быть согласована с другими направлениями политики государства, в особенности с социальной политикой, политикой в области занятости и трудовых отношений, политикой в сфере общественной безопасности, внешней политикой государства. Иммиграция выступает в качестве дополнительного, а не главного метода решения проблем рынка труда, социального обеспечения, демографического развития и др.

9. При разработке миграционной политики должны приниматься во внимание перспективы интеграции России с другими государствами.

10. Миграционная политика должна быть согласована на федеральном и региональном уровне. Регионы могут инициировать реализацию или отказ от реализации тех или иных иммиграционных программ.

Институты

11. В основу механизма осуществления миграционной политики должен быть положен принцип разделения полномочий. Федеральная миграционная служба в составе Министерства внутренних дел должна отвечать за непосредственную реализацию иммиграционного законодательства (иммиграционный контроль на территории Российской Федерации, наблюдение за законностью пребывания иностранцев на территории России, выдача разрешений на жительство, рассмотрение заявок на продление визы и изменения статуса, борьба с нелегальной миграцией); Паспортно-визовое управление – за регистрацию иностранцев. В реализации отдельных направлений миграционной политики должны принимать активное участие другие министерства и ведомства: ГУБЭП МВД (борьба с экономическими преступлениями, сбор и оперативный обмен информацией), Федеральная пограничная служба (иммиграционный контроль на границах России); Министерство труда (разрешения на работу и лицензирование фирм, использующих иностранную рабочую силу, трудовая сертификация, перечни списков избыточных и дефицитных профессий); Министерство иностранных дел (выдача виз иностранным гражданам); Федеральной служба безопасности (борьба с терроризмом, сбор информации и обмен оперативной информацией); Министерство образования (учебная иммиграция). ФМС должна координировать деятельность всех структур, обеспечивающих иммиграционную политику.

12. В стране должен быть создан орган для надзора за выполнением иммиграционного законодательства.В функции этого органа должны входить в частности, анализ деятельности миграционных институтов, а также рассмотрение жалоб, касающихся нарушения законодательства государственными чиновниками.

Это орган должен быть независимым и подчинятся непосредственно Президенту РФ.

13. Итоги работы ведомств в области иммиграционной политики должны ежегодно представляться Парламенту РФ и публиковаться в открытой печати.

14. В целях содействия реализации миграционной политики и формирования толерантного отношения к иммигрантам в стране должна последовательно проводиться политика борьбы со всеми формами национализма и дискриминации по религиозному, расовому и иным признакам.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИММИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ

Переселения в Россию

1. Одной из главных составляющих иммиграционной политики в Российской Федерации должна стать политика, направленная на развитие постоянной иммиграции, т.е. переселений на постоянное место жительство. Подобная политика ускорит реализацию стремлений тех иностранцев, которые хотят жить в России и быть ее полноправными гражданами, будет содействовать процессу воссоединения семей, привлечения в страну квалифицированных специалистов и инвесторов (экономические иммигранты).

2. При разработке этой составляющей иммиграционной политики следует использовать опыт, накопленный странами классической иммиграции (Австралия, Канада, США) в области организации международных переселений.

3. Предполагается, что обращаться за предоставлением статуса иммигрантов можно будет в посольства РФ, а на территории РФ – в местные отделения ФМС МВД.

4. Для реализации программы переселений необходимо в России:

- Внести изменения в законы о порядке выезда из РФ и въезда в РФ семей, закон «О правовом положении иностранных граждан в РФ»;

- Разработать новый закон «Об иммиграции», определяющий правила процесса иммиграции, прав и обязанностей иммигрантов, их интеграции в российское общество;

- Утвердить основные категории потенциальных переселенцев: воссоединение семей, экономические иммигранты, беженцы. В законе «Об иммиграции» определить каждую категорию иммигрантов, правила переселения лиц, относящихся к данной категории, различия в статусе иммигрантов разных категорий;

- Легализовать положение тех, кто фактически переселился в Россию и проживает на ее территории без серьезных нарушений российского законодательства;

- Разработать меры по содействию ускоренной интеграции постоянных иммигрантов;

- Разделить полномочия Федеральных и региональных органов власти в сфере регулирования постоянной иммиграции;

- Разработать целевые государственные и региональные программы по постоянной иммиграции и расселению иммигрантов.

3. Иммигранты с момента въезда на территорию России должны получать разрешение на бессрочное проживание и статус постоянного жителя Российской Федерации. Они обладают всеми правами и несут все обязанности, предусмотренные Конституцией для российских граждан. Они могут быть призваны в армию, участвовать в выборах как избиратели и работать государственных учреждениях. В отличие от граждан России иммигранты могут быть ограничены в праве выдвигать свои кандидатуры на выборах во все, за исключением местных, органы власти, а также занимать ряд государственных должностей. Вместе с тем, обязательство сохранять свое место жительства в России, декларируемое при получении статуса иммигранта, означает, что в случае выезда из страны на длительный срок, иммигрант при возвращении должен подтвердить свое намерение быть постоянным жителем Российской Федерации.

Экономическая иммиграция

4. Программа экономической иммиграции должна состоять из трех частей и соответственно включать три категории иммигрантов. Первая (основная) часть программы должна быть направлена на привлечение в страну лиц с высоким уровнем образования и квалификации; вторая – на привлечение предпринимателей и бизнесменов (бизнес-иммиграция). В отличие от большинства развитых стран, рекомендуется ввести третью категорию экономических мигрантов «неквалифицированные работники» для отраслей, испытывающих недостаток в рабочей силе (по аналогии с шестой преференциальной категорией в иммиграционном законодательстве США).

5. В качестве метода отбора иммигрантов, приезжающих в Россию по экономической программе, рекомендуется использовать канадскую балльную систему, учитывающей профессиональные и личные характеристики иммигрантов и адаптированную к российским условиям (таблица 12). Отличительными чертами

предлагаемой системы по сравнению с канадской системой начисления баллов являются более высокий удельный вес баллов за знание языка и за способность к адаптации.

6. Все лица, желающие получить статус иммигранта, должны пройти селекцию. Однако итоговая сумма баллов, которую необходимо набрать, будет различной для каждой категории экономических иммигрантов. Кроме того, все экономические иммигранты (за исключением инвесторов) должны удовлетворять следующим требованиям: (1) наличие определенного (например, 1 год) стажа работы, который соответствует уровню полученного образования; (2) обладать достаточной суммой денег для обеспечения проживания своей семьи в России.

7. Программа экономической, как и семейной иммиграции ориентирована на независимых иммигрантов. Они не получают каких-либо преимуществ по

сравнению с коренным населением. Таблица 12.

Диплом, свидетельство о высшем образовании

Докторская, кандидатская или магистерская степень и более 15 лет

обучения

Законченное высшее образование, степень уровня бакалавра и 14 лет

обучения

Неполное высшее образование и 12 лет обучения

Диплом, сертификат о специальном и профессиональном

образовании

Диплом, сертификат об окончании техникума или трехлетнем

профессиональном образовании и 13 лет обучения

Диплом, сертификат о профессиональном образовании и 11 лет

обучения

Диплом, сертификат о профессиональном образовании и 10 лет

обучения

Аттестат о полном среднем образовании

Знание русского языка

Максимум 24

Отличное знание языка (оценивается умение говорить, понимать,

Хорошее знание языка (оценивается умение говорить, понимать,

Удовлетворительное знание языка (оценивается умение говорить,

Не удовлетворительное знание

Опыт работы

Максимум 14

Максимум 10

21-40 в момент подачи документов

Минус два балла для возрастов больше 40 и меньше 21

Наличие работы в России

Максимум 10

Способность к адаптации

Максимум 18

Высшее или среднее специальное образование супруга или супруги

Опыт работы в России

Два и более лет обучения в высших учебных заведениях России

Наличие родственников в России

Максимум 100

8. В тоже время бизнес-иммигранты должны удовлетворять дополнительным условиям:

- инвесторы должны осуществить инвестиции Российскую экономику в размере, установленном правительством Российской Федерации, и создать новые рабочие места;

- предприниматели должны осуществить инвестиции в предприятие, которым они собираются управлять, в размере, установленном правительством Российской Федерации. Статус иммигранта они могут получить в течение трех лет после оценки развития предприятия, произведенной представителями миграционной службы

- самозанятые должны обладать определенным опытом работы в секторе

средствами для открытия этого дела. Предполагается, что эта категория иммигрантов будет создавать мелкие предприятия в сфере обслуживания и фермерские хозяйства в сельской местности.

9. Неквалифицированные иммигранты должны иметь приглашения на работу в отраслях экономики и на предприятиях, испытывающих дефицит рабочей силы.

10. Программа экономической иммиграции и расселения иммигрантов должны быть согласованы на Федеральном и региональном уровнях. Регионы могут выступать с инициативой проведения целевых программ привлечения иммигрантов, например, для аграрного переселения или работы на Крайнем Севере, с привлечением собственных ресурсов для реализации этих программ. Национальные образования РФ могут вносить дополнения в бальную систему оценок (например, оценку уровня знаний, помимо русского языка, языка автономной республики или области).

Воссоединение семей

11. Иммиграционная программа по воссоединению семей преследует как гуманитарные, так и экономические цели. Как показывает мировой опыт, иммигранты этой категории быстрее других интегрируются в общественную жизнь.

12. Главным критерием отбора иммигрантов является наличие у них родственников в России. При отсутствии достаточных средств у самого иммигранта, родственники должны обеспечить его проживание в России (жилье, финансовое поддержка) в течение определенного периода времени.

13. Обращаться с заявками для получения статуса иммигранта в рамках программы «воссоединение семей» имеют следующие категории родственников:

Жены и мужья

Родители;

- Нетрудоспособные и не состоящие в браке дети;

- Бабушки или дедушки;

- Несовершеннолетние братья, сестры, племянники, племянницы, внуки, если они являются сиротами.

14. Другие родственные категории (трудоспособные и состоящие в браке дети, братья, сестры, внуки) учитываются в балльной системе программы экономической иммиграции.

15. Вступление в брак не является основанием для немедленного предоставления статуса постоянного жителя. С целью предупреждения фиктивных браков этот статус должен предоставляется спустя как минимум год после заключения брака.

Кугрышева Анастасия

По исследованиям ЮНЕСКО, наша многомиллионная нация к 2050 году сократиться - до 85-100 млн. Остроту вопроса подчеркивают прогнозы Института социально-экономических проблем народонаселения РАН, которые изучают в правительстве. Из них следует, что уже к 2016 году население РФ сократиться до 110-112 млн. Сегодня нехватка здоровых мужчин в экономике такова, что ее впору сравнивать с потерями СССР в годы Великой Отечественной войны. Главные причины – рост смертности, по которому мы рискуем опередить даже страны третьего мира и низкая рождаемость.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Всероссийский конкурс молодежи образовательных учреждений и

Научных организаций на лучшую работу

«Моя законотворческая инициатива»

Направление: Социальная политика

Ученица Кугрышева Анастасия Валерьевна

Место выполнения работы

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Юкталинская средняя общеобразовательная школа»

9 класс, п. Юктали Тындинского района Амурской области

Научный руководитель:

Пахомова В.Г., учитель истории и обществознания

2009 г.

І. Введение. С. 3-6

ІІ. Основная часть.

  1. Концепция «цивильного гражданства» в иммиграционной политике Европейского союза. С. 7-10
  2. Иммиграционная политика Российской Федерации: новые подходы и перспективы развития. С. 11-16

ІІІ. Заключение. С.17

ІV. Список литературы. С. 18

І. Введение.

По исследованиям ЮНЕСКО, наша многомиллионная нация к 2050 году сократиться - до 85-100 млн. Остроту вопроса подчеркивают прогнозы Института социально-экономических проблем народонаселения РАН, которые изучают в правительстве. Из них следует, что уже к 2016 году население РФ сократиться до 110-112 млн. Сегодня нехватка здоровых мужчин в экономике такова, что ее впору сравнивать с потерями СССР в годы Великой Отечественной войны. Главные причины – рост смертности, по которому мы рискуем опередить даже страны третьего мира и низкая рождаемость.

Таким образом, демографические прогнозы звучат как приговор для России. Снижение рождаемости нам не победить, а значит, через полвека нам грозят дефицит трудовых кадров и экономический коллапс. То, что экономика захлебывается от дефицита трудовых ресурсов, видно и на примере сжимающихся городов-миллионников. Их у нас пока 13, но по расчетам Института народно-хозяйственного прогнозирования РАН, в скором времени сразу три города – Ростов-на-Дону, Волгоград и Пермь – статус миллионного города могут утратить. Страна сталкивается с принципиально новой проблемой – развитая поселенческая структура есть, а жить в ней некому.

Что нужно сделать, чтобы избежать этого сценария? Открыть ворота России для въезда трудоспособных иностранцев? Но это приведет к большому наплыву иммигрантов. И сможем ли мы контролировать поток мигрантов, извлекая из новой миграционной политики максимум экономической пользы? Или этот поток захлестнет страну и вызовет новые социальные и политические проблемы?

Опыт развитых стран показывает: от дефицита трудовых ресурсов спасает ввоз в страну иностранной рабочей силы, ее интеграция в местные нравы, быт и культуру. Спорят лишь о том, кого ввозить и в каком количестве. Российская беда в том, что эти дискуссии никак не выйдут из кабинетов: власти не могут решить – открывать границы или их держать на запоре. Есть мнение, что нам нужно открывать страну по примеру того, как Москву постепенно открывали мигрантам из деревень. Те функции, которые выполняли лимитчики, вдыхая жизнь в экономический организм города, теперь пришло время выполнять на уровне страны – но уже иностранцам.

Эксперты считают, что мы стоим перед выбором двух моделей, по которым можно строить отношения с иностранными рабочими: американской или европейской. Первая предусматривает этническую замкнутость общин в стране пребывания по приему чайна-таунов или других национальных кварталов – гетто. Вторая – врастание, интеграцию иностранцев. Однако американская модель для нас нежелательна, но при этом надо учитывать, что некоторые общины – китайская, вьетнамская, албанская – тяготеют к этнической замкнутости и от интеграции уклоняются. Значит, надо учиться управлять потоками миграции, встраивая их в сложный механизм многоэтнической страны. Следует также признать, что в нынешней России потоки миграции во многом складываются стихийно, накаляя и без того непростую обстановку на рынке труда. Ясно одно: в стране нет четкой системы государственного управления потоками гастарбайтеров. Судя по последним шагам правительства, ставка пока сделана на наиболее настойчиво рвущихся на наш рынок труда китайцев и турок. До 90% мигрантов в России сейчас работают в теневом секторе, который по разным оценкам составляет от 22% до 45% экономики. Сложились целые теневые сектора. В частности, это коррумпированная индустрия строительства и сезонных работ в Ставрополе, на Кубани, в Ростовской, Омской и Московской областях. Изначально миграция пошла по пути, который может привести к формированию пятой колонны. Бесправные, унижаемые милицией и чиновниками, отторгаемые местным населением приезжие не способны и не хотят интегрироваться в общество. Наиболее образованные и квалифицированные работники едут дальше. Они сейчас нарасхват в Америке, Европе, Австралии, которые проводят политику выборочной миграции. А у нас завтра и не только в Москве, но и в большинстве городов России рабочие места продавцов, дворников, водителей, официантов займут в основном выходцы из стран Средней и Юго-Восточной Азии. Мигранты будут ухаживать за детьми и стариками. И в растущую сферу обслуживания первыми пойдут именно они. Поэтому толерантное отношение к ним в наших же интересах.

Но с терпимостью у нас пока не очень. Все чаще на страницах российских газет мы встречаем заголовки статей о вооруженных нападениях скинхедов на иностранных граждан из Азии, Африки, Кавказа и задаемся вопросом – почему это происходит у нас, в России? В стране, одолевшей всемирного зверя – фашизм. И пытаемся найти ответы, копаясь в исторической памяти. Откуда эта нетерпимость к тем, кто не похож на нас?

Как-то раз была свидетелем неприятной сцены в поезде, которая поразила меня и надолго сохранилась в памяти. В соседнем купе плацкартного вагона ехали двое корейцев с большими сумками. Они мирно беседовали под стук вагонных колес, вели себя достойно, и претензий у пассажиров к ним не было. Но на каждой станции на всем пути следования поезда к ним с удручающим постоянством обращались сотрудники ЛОВД с требованием предъявить к досмотру документы и вещи, причем, проводилось это в грубой, унижающей личное достоинство человека, форме.

Мне, да и многим пассажирам соседних купе, стало жалко этих людей, которым часто приходилось подвергаться столь унизительной процедуре. Таких случаев, к сожалению, много. Мышление, подчиненное психологии враждебности, глухо к нравственным критериям, и в первую очередь, к общечеловеческим нормам нравственности, поскольку в его основе лежит групповой интерес. Такое мышление и поведение по отношению к «чужому», «не своему» еще и подкреплено невежеством. Потому «образ чужого» - одно из главных препятствий на пути к диалогу и общению, он категорически исключает возможность цивилизованного общения и сотрудничества.

Наконец, «образ чужого» не только опасен для стабильности и безопасности в обществе, но и влечет за собой крайне негативные последствия для жизни внутри страны. Это особенно актуально для многонационального государства, каким является Россия. Постоянная миграция других народов на ее территории вызывает у русских людей опасения, страх перед возможным ущемлением «национального достоинства». Оттенки этого опасения различны: агрессия, холодное безразличие, страх, иногда ненависть по отношению к людям иной национальности. Отчасти такие явления могут рассматриваться в качестве своеобразной защитной реакции на действительные и мнимые угрозы со стороны представителей этих народов. Так или иначе, россиянин (в частности, русский) забывает при этом, что он всего лишь человек и не обладает правом на злобу, ненависть, попрание законных прав другого. Подобная «забывчивость» ведет среди людей к усилению агрессивности, распространению в обществе шовинистических и фашистских идей. Следствием могут стать кровопролитные распри, погромы, террористические выпады против мирных граждан.

Человечество устало от войн и насилия. Сейчас, после ряда особо страшных трагедий в мире и нашей стране, ко многим пришло осознание: если мы хотим выжить, то должны изменить образ мышления и жизни, характер отношений между людьми, народами, государствами.

Но, а что касается иммиграции – угроза это или благо, следует отметить, что к мигрантам коренные жители относятся настороженно не только в России. Достаточно вспомнить партию Ле Пена во Франции. Но нам все-таки легче. Подавляющее большинство приезжих – это люди, которые еще 20 лет назад жили в одной стране – СССР.

Иммиграция в Россию не представляет угрозы, если она отрегулирована государством. Если у нас плохо осваиваются территории Сибири и Дальнего Востока, если есть желающие их осваивать с пользой для нашей страны, то почему китайская или корейская иммиграция не может иметь место на Дальнем Востоке. И разговоры об угрозе с Востока иногда раздуваются намеренно из-за неспособности или поставить в правовые рамки поведение китайцев, или противопоставить столь же эффективное экономическое поведение.

Цель моей работы: показать направления в реформировании иммиграционной политики России с учетом опыта, используемого Европейским союзом на основе концепции «цивильного гражданства».

ІІ. Основная часть

  1. Концепция «цивильного гражданства» в иммиграционной политике Европейского союза.

В сообщении 2000 г. Комиссия Европейского Союза выражала сомнение в эффективности традиционной политики «нулевой иммиграции», в соответствии с которой страны ЕС продолжали сдерживать легальную трудовую иммиграцию Поэтому возникла необходимость в разработке новой концепции иммиграционной политики, общей для государств Евросоюза, в соответствии с идеей европейской интеграции, особенно в рамках создания «Пространства свободы, безопасности и правопорядка» в Европе. Параллельно с развитием иммиграционной политики Евросоюза формировался институт гражданства ЕС. Он был введен Договором о Европейском Союзе (Маастрихтским договором). Согласно Части ІІ, ст 8, граждане государств-членов ЕС, вместе взятых, получили статус граждан Евросоюза, дополняющий национальное гражданство, но не заменяющий его. У гражданина ЕС, кроме прав, которыми он обладал как гражданин национального государства, появились следующие дополнительные права:

Свободно передвигаться, проживать и заниматься профессиональной деятельностью в любой из стран Союза (с. 18);

Избирать и быть избранным в местные органы власти государства, где он проживает, что, однако, не предполагает участия в выборах в национальные парламенты (ст. 19);

Избирать и быть избранным в Европейский парламент, независимо от места пребывания в ЕС (ст. 19);

Обращаться за защитой своих прав в дипломатическое и консульское представительство любого государства ЕС, если в нем не представительства его родного государства (ст. 20);

В обеспечение этих прав, обращаться с петицией в Европейский парламент (ст. 21).

После вступления в силу Амстердамского договора, гражданин Евросоюза получил также:

Право посылать в институты и органы ЕС письменные запросы на любом из официальных языков Союза и получать ответ на этом же языке (ст.22);

Право доступа на определенных условиях к документации Европарламента, Совета ЕС и Комиссии ЕС (ст. 255).

В то же время в договоре особо оговаривается, что вопрос о предоставлении кому-либо гражданства одного из государств ЕС решается исключительно на основе национального законодательства соответствующего государства. Стать гражданином ЕС можно, лишь имея гражданство одной из стран Союза. Поэтому вплоть до середины 2000-х гг. права граждан ЕС не распространялись на выходцев из стран, не входящих в Евросоюз, независимо от того, как долго они прожили в том или ином государстве ЕС.

Саммит в Тампере (октябрь 1999 года), назвав одной из целей иммиграционной политики Евросоюза социально-политическую интеграцию легально проживающих в странах ЕС иммигрантов, заявил о необходимости постепенного сближения прав и обязанностей граждан Евросоюза и всех иммигрантов, уже проживающих в ЕС в течение определенного периода времени. На данном принципе основывается новая концепция гражданства, получившая название «цивильное гражданство» (civic citizenship). Данный термин предложен в Сообщении Комиссии ЕС об иммиграции, интеграции и занятости в июне 2003 года. Согласно ему иммигрантам должны быть обеспечены определенные основные права и обязанности, которые они будут приобретать постепенно с прошествием лет. Со временем, даже не пройдя процедуру натурализации, они сравняются в правах с гражданами принимающей страны. В европейском понимании «цивильное гражданство» означает не столько разработку отдельного свода правил для иммигрантов, сколько приверженность базовым принципам прав и обязанностей гражданина, которые распространялись бы на всех лиц, легально проживающих в Евросоюзе. Принцип «цивильного гражданства» лег в основу Лиссабонской стратегии, принятой Евросоюзом за основу в 2000 году. Дальнейшее развитие концепции получила в Хартии Европейского Союза об основных правах, которые можно разделить на три категории:

  1. Универсальные права человека
  2. Права, регулируемые национальным законодательством или правом ЕС
  3. Особые права граждан ЕС.

К первой группе прав, гарантирующих уважение человеческого достоинства и демократической свободы, можно присоединить и право иммигрантов на культурное разнообразие. Непосредственно ко второй категории относятся право на свободу передвижения и проживания в любом из государств-членов, отсутствие дискриминации по признаку гражданства, право граждан на прозрачность и подотчетность действий администрации ЕС, доступ к документации институтов ЕС, право на петицию. Третья группа стран включает дипломатическую защиту. А также политическое участие – право избирать и быть избранным в Европейский парламент, а также участвовать в местных выборах. Этими правами обладают исключительно граждане ЕС.

Реализуя концепцию на практике, институты ЕС осуществили ряд мер, наиболее важной из которых следует считать принятую в январе 2003 года Директиву о статусе граждан третьих стран, легально проживающих в государствах-членах ЕС (вступила в силу в январе 2006 года). В соответствии с этим документом, иммигрант, проживающий в ЕС не менее пяти лет без перерыва, имеющий достаточные финансовые средства и медицинскую страховку, получает статус резидента Евросоюза. Данный статус защищает его от высылки из страны (например, в случае, если он потеряет работу), предоставляет право свободного передвижения наравне с гражданами ЕС. Директива гарантирует и ряд других важных прав для резидента: право на проживание в любом из государств-членов; право на труд, образование, профессиональное обучение; право на семейное воссоединение; право на образование ассоциаций.

Важно отметить, что в последние годы институты ЕС стали делать акцент не только на права граждан и легальных иммигрантов, но и на их обязанности. Все проживающие в Евросоюзе лица обязаны подчиняться национальным законам (например, платить налоги), а также законодательству ЕС. Обязанность поддерживать ценности и принципы, зафиксированные в Договорах и Конституции, представляется противоречивым вопросом, так как не подкреплена юридически и вызывает возражения ряда религиозных организаций. Концепция «цивильного гражданства» не приемлет экзаменов на знание Конституции и клятвы в лояльности, которое требует ряд государств-членов при предоставлении гражданства. В стадии обсуждения находится также необходимость распространения на иммигрантов воинской обязанности.

Идеальная модель, предложенная институтами Евросоюза. Представляется продуманной и сбалансированной. Вопрос о том, как она будет реализована на практике государствами-членами? Предполагается, что государства-члены разрабатывают свои подходы в рамках концепции в четырех сферах:

  • снятие барьеров для доступа иммигрантов на рынок труда;
  • воссоединение семей;
  • борьба с расовой, этнической и религиозной дискриминацией;
  • облегчение натурализации иммигрантов.

Статус резидента дает возможность иммигранту, давно проживающему в одной из стран Евросоюза, участвовать в социально-экономической и политической жизни страны, не теряя связи со своей родиной. Речь даже идет о предоставлении иммигрантам возможностей сохранения статуса резидента в случае длительного отсутствия в ЕС.

Концепция «цивильного гражданства» представляет несомненный интерес для формирования иммиграционной политики России. Современное состояние, а также перспективы развития российской иммиграционной политики существенно отличаются от подхода Европейского Союза, который, если и делает некоторые шаги по пути отказа от политики «нулевой иммиграции», тем не менее, никак не поддерживает тезис об иммиграции в качестве замещения вакансий на рынках труда и решения демографических проблем. Хотя, пожалуй, утверждение о коренном отличии российской иммиграционной политики, находящейся в процессе становления, от западноевропейской, не совсем точно. Скорее, можно говорить о некотором отставании российской политики от иммиграционной политики ЕС и его стран-членов приблизительно на 35-40 лет. Сегодня в России противоречивым представляются перспективы развития формирующейся иммиграционной политики – легализация незаконных иммигрантов, поощрение иммиграционного потока, облегчение режимов пересечения границ с южными соседями при одновременном ужесточении мер против незаконного въезда и применения нелегальной рабочей силы. Ясно одно, чтобы привлечь иностранную рабочую силу, необходима новая интеграционная политика Российской Федерации с учетом европейского опыта.

  1. Иммиграционная политика Российской Федерации: новые подходы и перспективы развития.

1. Демографические тенденции. Перспективы развития демографической ситуации делают необходимым использование замещающей миграции, которая будет компенсировать сокращение численности населения трудоспособного возраста. Она предполагает привлечение в страну тех иностранцев, которые могут принести пользу российской экономике и обществу.

Приток мигрантов в определенной мере может затормозить процесс демографического старения.

2. Экономические факторы. В первую очередь речь идет о том, чтобы в полной мере извлечь выгоду для страны от международной миграции в эпоху глобализации. Международная миграция специалистов является одним из существенных источников увеличения человеческого капитала. Между развитыми странами развернулась конкурентная борьба за высококвалифицированную рабочую силу, и задача России заключается в том, чтобы не проиграть в этой войне. В стране с огромной территорией, неосвоенными ресурсами и многочисленным населением существуют условия для развития самозанятости иммигрантов, что может содействовать экономическому развитию страны.

3. Национальная безопасность. Угроза международного терроризма и быстрая интернализация криминала в эпоху глобализации требуют осуществления эффективного контроля над иммиграционными потоками в тесном сотрудничестве с другими странами.

4. Внешнеполитические интересы. Вопросы регулирования миграционных процессов являются составной частью развития международного сотрудничества со странами европейского союза, ближнего зарубежья (СНГ) и Китаем.

Таким образом, модель новой иммиграционной политики Российской Федерации, положения которой представлены в работе, призвана содействовать устойчивому росту экономики страны, социальной справедливости и расширению возможностей россиян посредством регулирования иммиграционных процессов.

Главными принципами предлагаемой модели иммиграционной политики являются следующие принципы:

  1. Строгое соответствие нормам Конституции Российской Федерации и других законов, международным соглашениям и договорам, подписанных Россией.
  2. Иммиграционная политика не должна предоставлять какие-либо исключительные преимущества и привилегии иностранцам по отношению к коренному населению.
  3. Открытая система учета иностранного населения.
  4. Переезд иммигрантов не должен быть перегружен излишними процедурами и мерами.
  5. Правила иммиграционной политики не должны часто меняться.
  6. Наличие профессиональных кадров.
  7. Обеспечение политики финансовыми и материальными ресурсами.
  8. Дифференцированный подход в зависимости от категорий мигрантов, целей и сроков их пребывания в России (постоянные иммигранты, временные мигранты, беженцы, вынужденные переселенцы).
  9. Согласованность с другими направлениями внутренней и внешней политики государства: с социальной политикой, политикой в области трудовых отношений и т.д.
  10. Учет интересов регионов и согласованность на федеральном и региональном уровнях.
  11. Разделение полномочий между органами, которые осуществляют иммиграционную политику:

Федеральная миграционная служба - иммиграционный контроль на территории Российской Федерации, наблюдение за законностью пребывания иностранцев на территории России, выдача разрешений на жительство (реализация иммиграционного законодательства);

Паспортно-визовое управление – регистрация иностранцев;

Федеральная пограничная служба - иммиграционный контроль на границах России;

Министерство труда - разрешение на работу;

Министерство иностранных дел – выдача виз иностранным гражданам;

Федеральная служба безопасности – борьба с терроризмом.

Федеральная миграционная служба должна координировать деятельность всех органов.

В стране также должен быть создан орган для надзора за выполнением иммиграционного законодательства. Он должен быть независимым и подчиняться непосредственно Президенту РФ.

  1. Итоги работы в области иммиграционной политики должны ежегодно представляться парламенту РФ и публиковаться в печати
  2. С целью формирования толерантного отношения к иммигрантам в стране должна последовательно проводиться политика борьбы со всеми формами национализма и дискриминации по религиозному, расовому и иным признакам.

Направления иммиграционной политики .

Одной из главных составляющих иммиграционной политики в Российской Федерации должна стать политика, направленная на развитие постоянной иммиграции, т.е. переселений на постоянное место жительство. Иммигранты с момента въезда на территорию России должны получать разрешение на бессрочное проживание и статус постоянного жителя российской Федерации. Они обладают всеми правами и выполняют все обязанности, предусмотренные Конституцией для российских граждан. Они могут быть призваны в армию, участвовать в выборах как избиратели и работать в государственных учреждениях. В отличие от граждан России иммигранты могут быть ограничены в праве выдвигать свои кандидатуры на выборах во все, за исключением местных, органы власти, а также занимать ряд государственных должностей. В случае выезда из страны на длительный срок иммигрант при возвращении должен подтвердить свое намерение быть постоянным жителем Российской Федерации.

Для реализации программы переселений необходимо внести изменения в законы о порядке выезда из РФ и въезда в РФ семей, в закон «О правовом положении иностранных граждан в РФ». Следует также разработать новый закон «Об иммиграции», который определял бы правила процесса иммиграции, права и обязанности иммигрантов, различие в статусе иммигрантов разных категорий. Важной мерой является легализация положения тех, кто фактически переселился в Россию и проживает на ее территории без серьезных нарушений российского законодательства.

Программа экономической иммиграции должна состоять из трех частей и соответственно включать три категории иммигрантов. Первая (основная) часть программы должна быть направлена на привлечение в страну лиц с высоким уровнем образования и квалификации; вторая – на привлечение предпринимателей и бизнесменов. Важно ввести третью категорию иммигрантов – «неквалифицированных работников» - для отраслей, испытывающих недостаток в рабочей силе.

В качестве метода отбора иммигрантов, приезжающих в Россию по экономической программе, следует использовать систему, учитывающую профессиональные и личные характеристики иммигрантов. Все иммигранты должны удовлетворять следующим требованиям: иметь определенный стаж работы, который соответствует уровню полученного образования; обладать достаточной суммой денег для обеспечения проживания своей семьи в России.

В то же время бизнес-иммигранты должны удовлетворять дополнительным условиям: должны осуществлять инвестиции в российскую экономику в размере и создавать рабочие места. Предприниматели должны иметь определенный опыт работы в секторе экономики, в котором они собираются открыть свое дело. Желательно. Чтобы эта категория иммигрантов создавала мелкие предприятия в сфере обслуживания и фермерские хозяйства в сельской местности. Неквалифицированные иммигранты должны иметь приглашения на работу в отрасли экономики на предприятия. Испытывающие острый дефицит рабочей силы.

Следующим направлением иммиграционной политики является программа воссоединения семей, которая преследует как экономические, так и гуманитарные цели. Главным критерием отбора иммигрантов является наличие у них родственников в России. При отсутствии достаточных средств у самого иммигранта, родственники должны обеспечить его проживание в России в течение определенного периода времени. Получить статус иммигранта в рамках этой программы имеют право родственники: жены и мужья, родители, дети, бабушки и дедушки.

Важными задачами иммиграционной политики является привлечение в страну из-за рубежа специалистов, неквалифицированных работников для временной работы в отраслях экономики, испытывающих нехватку рабочих рук, студентов для учебы в российских вузах, которые в будущем остались в России и пополнили число квалифицированных кадров. Для всех временных иностранных работников следует ввести систему обязательного медицинского и социального страхования согласно стажу работы. Иностранные студенты, обучающиеся в России. Должны обладать теми же социальными гарантиями, что и студенты – граждане России.

Политика в области приема и обустройства беженцев и вынужденных переселенцев должна быть направлена на предоставление убежища и оказание помощи тем, кто в этом действительно нуждается. Лица, получившие такой статус, должны получить разрешение на проживание в России сроком до трех лет. Они наделяются всеми правами и обязанностями в соответствии с Конституцией РФ, за исключением участия в выборах и работы в государственных учреждениях. Для реализации данной программы необходимо пересмотреть систему критериев для признания лиц беженца или вынужденного переселенца, внести изменения в федеральные законы, разработать программу их интеграции в российское общество.

С целью предотвращения проникновения на территорию страны нежелательных лиц, необходимо укрепить систему пограничного контроля.

Одной из задач в области иммиграционной политики является пересмотр старых соглашений со странами СНГ, которые сыграли важную роль в осуществлении переселений в 1990-х гг., однако сегодня по разным причинам не выполняются. Следует создать такую систему регулирования иммиграционными потоками, которая была бы аналогична системе, действующей в рамках Европейского Союза. Главным результатом такой политики будет эффективный контроль и управление за миграционными процессами, и решение проблемы нелегальной иммиграции. Российская Федерация и страны-участники Содружества независимых государств должны заключить взаимовыгодное соглашение, подобное Шенгенскому соглашению европейских государств. Такая политика приведет к сокращению потоков нелегальных иммигрантов.

В борьбе с нелегальной иммиграцией должны быть использованы различные меры:

1. Легализовать положение тех иммигрантов, которые фактически проживают на территории РФ более года и желают оставаться здесь в ближайшем будущем.

2. Ужесточить систему наказаний лиц и фирм, занимающихся организацией нелегальной иммиграцией в Россию.

3. Ввести жесткую систему наказаний за контрабанду людьми.

4. Развивать международное сотрудничество по борьбе с нелегальной иммиграцией.

Важным направлением иммиграционной политики является предоставление гражданства как этап интеграции иммигранта в российское общество. Российская Федерация – многонациональное государство. Поэтому единственно возможной моделью интеграции иммигрантов является модель множества культур, принятая в многонациональных странах, например, в Австралии, Канаде, США, Швеции.

Принятый в 2002 году Федеральный закон «О гражданстве» в целом соответствует духу времени и отвечает интересам России. Но в то же время, следует упростить процедуру получения гражданства для лиц: 1) постоянно проживающих на территории России, родители которых имели гражданство СССР, 2) ветеранов Великой Отечественной войны, е являющихся гражданами РФ, 3) для граждан СНГ, несущих воинскую службу в частях российской армии.

Вывод: целью новой иммиграционной политики в Российской Федерации является содействие росту экономики страны, эффективное регулирование иммиграционных процессов посредством проведения пограничного контроля и визового режима для предотвращения миграции нежелательных для российского общества лиц; привлечение в страну тех иностранцев, которые могут принести пользу российской экономике и обществу; развитие интеграции и натурализации иммигрантов.

ІІІ. Заключение.

Сегодня в России противоречивыми представляются перспективы развития формирующейся иммиграционной политики – легализация незаконных иммигрантов, поощрение иммиграционного притока, облегчение режимов пересечения границ с южными соседями при одновременном ужесточении мер против незаконного въезда и применение нелегальной рабочей силы.

Россия – многонациональное и многоконфессиональное государство. Поэтому проблемы интеграции иммигрантов не обойдут ее стороной. Для усиления позитивных элементов привлечения иностранной рабочей силы необходима осторожная и очень продуманная политика с учетом европейского опыта, но лишь того, который принес положительные результаты. Поэтому для России крайне важно преодолеть кризис существующих моделей интеграции и разработать новые подходы к решению проблемы.

ІV. Список литературы.

  1. Мельвиль А., Ожэ М. Образ другого, образ врага. Сб.: Опыт словаря нового мышления. Прогресс. Москва. 1989г., С. 22-25
  2. Афанасьева Т. Душа и дело. Молодая гвардия, Москва, 1990г.
  3. Погодина А.А. Толерантность: термин, позиция, смысл, программа. История. 2002г., № 11, С. 4-7
  4. Гатагова Л. Уроки толерантности или вражды? История. 2003г., №34, С. 24-26
  5. Щеголихина Н.Б. К проблеме формирования культуры межнациональных отношений. История, 2002г., № 7, С. 2.
  6. Зорин В. Цепляев В. Иммиграция: угроза или благо? Аргументы и факты. 2003г.
  7. Шлегель М. Кто покушается на русскую землю? Аргументы и факты. 2003г.
  8. Ваганов А. Кто сказал, что национальность может быть только одна? Независимая газета. 2003г., № 18.
  9. Емельянченко В. Заселить просторы России. Огонек. 2005г., № 19, с. 15.

Регистрационная карта участника

Информация об участнике

Ф.И.О.

Кугрышева Анастасия Валерьевна

дата рождения

23.05.1993г.

почтовый адрес места учебы

676268, Россия, Амурская область, Тындинский район, п. Юктали, ул. Сосновая, 3 муниципальное общеобразовательное учреждение «Юкталинская средняя общеобразовательная школа»

класс

9 класс

домашний адрес

676268, Амурская область, Тындинский район, п. Юктали, ул. 70 лет Октября д.2 кв.62

код, телефон

84165676777_________

электронная почта

Информация о научном руководителе

Ф.И.О.

Пахомова Виктория Георгиевна

место работы, должность

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Юкталинская средняя общеобразовательная школа»

ученая степень, звание

почтовый адрес учреждения

3676268, Россия, Амурская область, Тындинский район, п. Юктали, ул. Сосновая, 3 муниципальное общеобразовательное учреждение «Юкталинская средняя общеобразовательная школа»

код, телефон

84165676550

электронная почта

[email protected]

Тезисы конкурсной работы

«Иммиграционная политика России: пути

Реформирования и перспективы развития»

Необходимость разработки новой современной иммиграционной политики диктуется не только требованием решить накопившие проблемы, связанные с миграционными процессами в прошлом, но и ожидаемыми перспективами развития России.

Модель новой иммиграционной политики Российской Федерации призвана содействовать устойчивому росту экономики страны, социальной справедливости и расширению возможностей россиян посредством регулирования иммиграционных процессов.

Одной из главных составляющих иммиграционной политики в Российской Федерации должна стать политика, направленная на развитие постоянной иммиграции - переселений на постоянное место жительство. Иммигранты должны обладать всеми правами и выполнять все обязанности, предусмотренные Конституцией для российских граждан.

Важными задачами иммиграционной политики является привлечение в страну из-за рубежа специалистов, неквалифицированных работников для временной работы в отраслях экономики, испытывающих нехватку рабочих рук, студентов для учебы в российских вузах, которые в будущем остались в России и пополнили число квалифицированных кадров.

Политика в области приема и обустройства беженцев и вынужденных переселенцев должна быть направлена на предоставление убежища и оказание помощи тем, кто в этом действительно нуждается. С целью предотвращения проникновения на территорию страны нежелательных лиц, необходимо укрепить систему пограничного контроля.

Одной из задач в области иммиграционной политики является пересмотр старых соглашений со странами СНГ и заключение договоров, аналогичных системе, действующей в рамках Европейского Союза.

Важным направлением иммиграционной политики является предоставление гражданства как этап интеграции иммигранта в российское общество.

Для реализации программы переселений необходимо внести изменения в законы о порядке выезда из РФ и въезда в РФ семей, в закон «О правовом положении иностранных граждан в РФ». Следует также разработать новый закон «Об иммиграции», который определял бы правила иммиграции, права и обязанности иммигрантов, различие в статусе иммигрантов разных категорий.

Главным результатом такой политики будет эффективный контроль и управление за миграционными процессами, и решение проблемы нелегальной иммиграции.

Государственная миграционная политика пред­ставляет собой целенаправленную деятельность государства по регулированию потоков экспорта и импорта рабочей силы. Различают государ­ственную иммиграционную и государственную эмиграционную политику.

Государственная иммиграционная политика связана с регулированием процессов импорта рабочей силы в страну. Целью данной полити­ки является обеспечение оптимального коли­чественного и качественного состава прибыва­ющих в страну трудящихся-мигрантов.

На им­миграционную политику могут оказывать вли­яние различные факторы:

1) демографическая ситуация в стране;

2) обеспеченность рабочей силой в той или иной отрасли народного хо­зяйства;

3) необходимость привлечения в стра­ну дополнительных инвестиций и другие фак­торы.

Инструменты иммиграционной политики дифференцируются в зависимости от категории эмиграции:

1) семейная эмиграция связана с воссоедине­нием семьи: супругов, детей и родителей, братьев и сестер. Для регулирования этой ка­тегории используется такой инструмент, как установление степени родства, т.е. одним ка­тегориям родственников может быть разре­шено воссоединение семьи, а другим запре­щено;

2) экономическая эмиграция связана с необхо­димостью привлечения в страну иностранного капитала. Эмиграция поощряется для созда­ния на территории страны предприятий, при­обретения крупной недвижимости. В качестве инструментов регулирования для этой кате­гории могут использоваться размер собствен­ного капитала, требование о создании в стра­не-импортере рабочей силы предприятия с определенным числом работников и другие;

3) профессиональная эмиграция связана с по­ощрением притока в страну квалифицирован­ной рабочей силы в требуемые секторы на­циональной экономики. В качестве инстру­ментов регулирования используются: возра­стной ценз, требования к состоянию здоро­вья, уровню образования, стажу работы, спе­циальности, личностной благонадежности (пребывание в тюрьме), установление наци­онально-географических приоритетов (прожи­вание только в определенном районе госу­дарства). Кроме того, могут использоваться и такие инструменты регулирования как ли­миты и квотирование (установление количе­ственных ограничений на импорт рабочей силы), а также временные ограничители (по срокам временного пребывания в стране);



4) эмиграция в категории за особые достиже­ния связана с желанием привлечь в страну выдающихся ученых, спортсменов, художни­ков и т. д. Как правило, для этой категории важнейшим критерием выступает наличие личных достижений на международном уров­не. В качестве инструментов регулирования выступают специальные программы, предос­тавляющие большие возможности и льготы для этой категории специалистов;

5) гуманитарная эмиграция связана с предос­тавлением статуса беженца по политическим, национальным или религиозным причинам. Для этой категории также устанавливаются лимиты и квоты.

В зависимости от сроков пребывания эмиг­рантов в стране-импортере рабочей силы раз­личают три типа иммиграционной политики:

1) политика, ограничивающая время пребыва­ния иммигранта в стране;

2) политика, разрешающая проживание в стра­не без ограничений по срокам пребывания;

3) политика, разрешающая постоянное прожи­вание иммигранта в стране с возможностью последующего получения гражданства.

Эмиграционная политика связана с регулиро­ванием оттока рабочей силы из страны.

Инструменты эмиграционной политики можно дифференцировать на инструменты прямого и косвенного воздействия на эмиграционные про­цессы.

К инструментам, прямо влияющим на эмиг­рацию, можно отнести :

1) рыночные инструмен­ты, например, введение своеобразного налога на выезд, который покрывает затраты государ­ства на образование и социальную поддержку (например, в Израиле);

2) использование адми­нистративных запретов на выезд из страны че­рез лимитирование выдачи загранпаспортов, запрет на выезд определенных категорий ра­ботников и другие меры.

К инструментам косвенного регулирования эмиграции можно отнести: поощрение валютных переводов из-за ру­бежа, открытие эмигрантам валютных счетов под более высокую процентную ставку, другие инструменты.

Миграционные политики, как в стране-реципиенте, так и в стране доноре должны взаимно корректироваться, так как их действия взаимосвязаны. Например, когда страна-реципиент отправляет мигрантов на ро­дину по истечении срока их законного пребывания в стране, для страны-донора этот процесс обернется ростом предложения рабочей силы на ее рынке. С другой стороны, если страна-донор не создает новых рабочих мест для «возвращенцев», в стране-реципиен­те будет расти нежелательная нелегальная миграция.

Взаимосвязанность миграционных политик стала причиной их международного регулирования. Оно осуществляется как на двухсто­ронней основе, так и на основе правовых норм и стандартов, отрабо­танных международными организациями.

Страны, ратифицируя международные конвенции, признают приоритет норм международного права над национальным законо­дательством. Международное право предусмотрело разделение от­ветственности между странами - реципиентами и донорами за кон­троль миграционных потоков. Страна-реципиент отвечает за прибытие и использование мигрантов, а страна-донор - за регули­рование оттока рабочей силы и защиту интересов своих граждан за рубежом.

Международных организаций, регулирующих режим миграцион­ных потоков, достаточно много (прежде всего в рамках ООН). Осо­бая роль принадлежит МОТ (Международная организация труда), которая отрабатывает режим использования труда мигрантов. Воз­растает и роль МОМ (Международная организация по миграции), которая балансирует межстрановую миграцию и является одновре­менно информационным центром по данным вопросам.

Иммиграция имеет многоплановые и неоднозначные, иногда не прогнозируемые экономические, а также социальные последствия для принимающей стороны. Они дифференцированно проявляются в различных ее характеристиках: региональной, структурно-отраслевой, социально-демографической и пр. Значение и характер последствий иммиграции в конкретных странах обусловлены в первую очередь ее масштабом и структурой, ее соответствием экономическим потребностям и возможностям принимающих обществ, особенностями использования в них иностранной рабочей силы. Иммиграция оказывает заметное воздействие на экономику принимающих стран.

Изучением иммиграции занималось множество зарубежных и отечественных специалистов. А именно А. Лукьянец, В. Янин, Т.Окопов и др .

Целью данного исследования является рассмотрение общей структуры иммиграционной политики США.

В США, как и в любой другой стране, иммиграция делится на легальную и нелегальную. В легальной иммиграции в США можно выделить четыре важнейших потока, соответствующих четырем целенаправленно осуществляемым программам иммиграционной политики: воссоединение семей, трудовая и гуманитарная иммиграция, а также иммиграция с целью поддержания этнокультурного разнообразия.

Наиболее значительный канал легального иммиграционного притока – воссоединение семей, в его рамках в страну ежегодно приезжают 550-600 тыс. родственников постоянных резидентов или граждан США. Законом об иммиграции 1990 г. Была введена действующая по нынешнее время система преференциальных категорий, основанных на родстве, а именно: супруги, вдовы и вдовцы (если прожили со своими супругами минимум 2 года), родители граждан США, достигших 21 года, не состоящие в браке дети (старше 21 года) граждан США, женатые дети граждан США, братья и сестры граждан США, достигших 21 года .

Количественных ограничений для постоянных виз, выдаваемых родственникам американских граждан, не устанавливается.

США, как и большинство принимающих стран, используется селективный подход при регулировании трудовой иммиграции. Его суть заключается в том, что государство не препятствует въезду тех категорий работников, которые нужны в данной стране, ограничивая въезд всем остальным. Статус постоянного жителя в денной категории может быть предоставлен:

Лицам с выдающимися способностями в области науки, искусства, образования, бизнеса и спорта, а также выдающимся профессорам, исследователям и международным менеджерам;

Лицам с высоким уровнем образования (соответствующим степени магистра) или лицам с исключительными способностями в области науки, искусства, бизнеса;

Квалифицированным специалистам, недавним выпускникам высших учебных заведений по ряду специальностей, лицам с дипломами, соответствующими степени бакалавра;

Священнослужителям;

Инвесторам, вкладывающим более 1 млн. дол., а также инвесторам, вкладывающим от 500 тыс. до 1 млн. дол.

Третий поток иммиграции связан с гуманитарными причинами. Сюда следует отнести программу США по переселению беженцев. В соответствии с этой программой в США попадают беженцы из других стран, отвечающие международному определению беженца как лица, которое обоснованно боится преследования или не может быть защищено в своей стране, и которое США принимают по «особым гуманитарным соображениям». Четкого определения «особых гуманитарных соображений» не существует, но подразумевается, что речь идет о лице, которое тесно связано с Соединенными Штатами – либо имеет постоянно проживающих родственников, либо приглашено работодателем, особенно если работодателем является американское правительство. Спустя год пребывания в США после получения статуса беженцы имеют право приобрести иммиграционный статус.

Четвертый поток легальной иммиграции – принимается в рамках программы поддержания этнокультурного разнообразия. В отличие от многих стран, стремящихся к многонациональному государству. Соединенные Штаты заботятся о том, чтобы в населении страны было представлено как можно больше разнообразных этнических, культурных и конфессиональных групп. Поэтому для стран, не имеющих предыстории миграционных отношений с США, проводятся специальные лотереи “green card”, а для представителей подобных категорий существует приоритет в получении въездных виз. Ежегодно правительство США выделяют 55000 иммиграционных виз, которые вследствие разыгрываются среди участников лотереи. При этом на основании данных об уровне иммиграции в том или ином географическом регионе определяется, сколько иммиграционных виз следует предоставить каждому региону. В среднем в розыгрыше ежегодно участвуют от 8 до 9 миллионов заявителей, что вместе с членами их семей составляет от 15 до 20 миллионов .

Принимаются также определенные способы борьбы с нелегальными иммигрантами, одним их них является депортации. За период 1991-2005 гг. из страны бы депортировано в принудительном порядке 1566 тыс. иностранных граждан, нарушивших условия пребывания в стране .

Также совсем недавно конгресс США одобрил еще один способ борьбы с нелегальной иммиграцией – возведение стены на границе с Мексикой. Через границу с Мексикой на территорию Соединенных Штатов ежегодно въезжают от 500 тыс. до 1 миллиона нелегальных иммигрантов.

Иммиграция в США обусловлена целым рядом причин. В специальной литературе названы следующие: наличие социальных сетей, способствующих миграции, недостаток рабочих мест на родине иммигрантов , потребность американской экономики в дешевой рабочей силе . Кроме того, иммиграция, в первую очередь мексиканская, является результатом политики экономической экспансии, проводимой Соединенными Штатами. В результате расширения торговли и либерализации законодательства связи между Мексикой и приграничными штатами стали гораздо более тесными. Расширение американского экономического присутствия привело к тому, что миллионы мексиканцев, которых не коснулась экономическая реструктуризация, захотели переехать в США.

Социальные и экономические последствия таких демографических изменений документально подтверждены и могут оказаться неожиданными для широкой общественности. Так, исследования показали, что само участие иммигрантов в экономике страны приводит к увеличению налоговых поступлений на федеральном и местном уровнях, а также к росту потребительских расходов. Помимо этого, иммигранты создают рабочие места для американцев и, судя по всему, не вызывают увеличения безработицы. Тем не менее иностранным рабочим недоплачивают и подвергают их эксплуатации. Их привозят в страну, а затем, если безработица начинает расти, отправляют домой, превращая в козлов отпущения в периоды экономических кризисов.

В заключение стоит отметить, что иммиграционная политика постоянно меняется. Политики плохо отдают себе отчет в том, какие задачи перед ними стоят. Частая смена установок приводит к тому, что ни одна из них до конца не реализуется; вечная спешка приводит к неадекватным действиям Службы иммиграции и натурализации.

Иммиграционная политика США, ее институты, методы заслуживают достойного внимании со стороны других развитых стран. Американская политика доказала свою работоспособность, конечно, она не идеальна, и в ней есть свои недостатки. США сталкивается со множеством проблем связанных с нелегальной иммиграцией, которые требуют неотложного решения.

Литература

1. Смитиенко, Б. М. Международные экономические соотношения [Текст] : Учеб. пос. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 512 с. (Высшее образование). – ISBN 5-16-002173-6.

2. Козак, Ю.Г. Економіка зарубіжних країн [Текст]. – К.: Центр учбової літератури, 2007. – 544 с. – ISBN 978-966-364-510-0.

3. Супян, В. Б. Экономика США [Текст] : Учеб пос. Для вузов. – СПб.: Питер, 2003. – 651 с. – ISBN 5-314-00087-3.