Детские принципы декларации прав ребенка. Десять принципов декларации прав ребенка

Развитие международных отношений в современном мире перенесли отношения сферы человеческих прав внутри государства на международно-правовую арену. Это регулирование затрагивает новые аспекты отношений, и государства отвечают за конкретные юридические обязательства по обеспечению основных прав и свобод человека. А они обеспечивают стабильность и устойчивость правопорядка. Чтобы понять, что такое Декларация прав ребенка, нужно разобраться в ее истории и причинах создания.

История декларации

В 21 веке совершаются преступления против детей и подростков. Проблема рассмотрения прав ребенка возникала недавно. И основная причина – ребенок не достиг совершеннолетия.

В 19 веке проводились демократические движения и реформы, которые повлияли на общество. Некоторые государства начали защищать детей от произвола родителей. Права детей зачастую рассматривались по отношению к рабству, детскому труду, торговли детьми и проституции несовершеннолетними.

В конце 19 века впервые урегулировали права ребенка в Австралии. После этого суды начали проводить в Канаде и США. Судебной системе нужен был документ, как основа юридического процесса.

В 1924 году Лига Наций приняла Женевскую декларацию прав ребенка. Она стал первым международным документом по правам ребенка. Слово «декларация» с латинского означает провозглашение. Документ выглядит как рекомендации и не обладает обязательной силой. В нем утверждены основные принципы и программные положения.

В начала работы ООН, еще в 1945 году, права и благополучие детей находились на первых позициях. В Генеральной Ассамблеи создали Детский фонд ООН, ЮНИСЕФ. Он на сегодня выступает главным механизмом помощи детям по всему миру. В 1948 году во Всеобщей Декларации прав человека отметили положение о том, что дети – это объект особой помощи. В 1959 году женевский документ доработки и новую Декларацию ООН о правах ребенка юридически зафиксировали в полном объеме.

Главная позиция Декларации – человечество обязано давать ребенку лучшее, что есть. Документ провозглашает 10 социальных и правовых норм, относящихся к защите и благополучию детей в международном формате.

Забота о детях и их защита – это обязанность семьи и отдельного государства. Всё человечество должно заботиться о защите детей.

Создатели Декларации назначили ответственных лиц, которые должны обеспечивать, учить, воспитывать несовершеннолетних, но не проводят эти работы. Положения отражают обязанности взрослых перед ребенком.

10 принципов Декларации прав ребенка:

  1. Дети имеют такие же права, как и их сверстники. Поэтому их нельзя ущемлять, занижать или вовсе отменять.
  2. Ребенок имеет право на достоинство и возможность формировать нравственную и духовную личностью.
  3. Государство дает детям гражданство, а родители – имя.
  4. Дети имеют социальный уход и медицинскую поддержку, которые предоставляются его матери при беременности и в послеродовой период. У каждого ребенка должно быть жилье и питание. Особенное внимание в Декларации уделяется детям школьного возраста. Рассказывается почему нужно постоянно контролировать состояние ребенка, особенно из неблагополучных семей.
  5. Неполноценные дети обеспечиваются особой заботой и вниманием.
  6. Детям нужна любовь родителей и государства, чей он гражданин.
  7. Детям предоставляется бесплатное обучение. Могут играть и развиваться. А родители учат их ответственности и полезности для общества.
  8. Определяются первостепенные возможности получить помощь.
  9. Детей нельзя бить, заставлять делать то, что не дает ему развиваться и наносит вред здоровью и эмоциональной стабильности.
  10. Ребенок имеет право на мирную жизнь, где родители учат его заботе и взаимопониманию.

Значение Декларации прав ребенка

Кратко говоря, Декларация – это программа для создания одинаковых условий на воспитание, образование, обеспечение, физическое и духовное развитие. Критерии относятся ко всем детям независимо от пола, расы, цвета кожи, родного языка, религиозных, политических или других мнений, национальности и т.д. Документ призывает родителей, общественные организации и правительство признать права детей и совместно воплощать их в жизнь.

Документ существенно повлиял на политику, дела правительства и отдельных лиц. Государства закрепили эти положения в конституциях и документах государственных и общественных организаций.

С юридической точки зрения, Декларация несовершенный документ. В ней не определяется понятие «ребенок». Сами принципы – это скорее не права ребенка, а обязанности взрослых перед детьми. Декларация не считается обязательным документом для подписания. Однако важность положений невозможно переоценить, так как Женевская декларация прав ребенка стала началом защиты прав детей. Она закрепилась в международно-правовых актах и на ее основе создаются новые документы.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Взрослые не всегда понимают, что у ребенка тоже есть свои права . Мало того, Семейный кодекс РФ защищает эти права наряду с Всемирной Декларацией прав ребенка . Несоблюдение этих прав, ущемление маленького человечка в любом из гарантированных законом прав карается, так что не стоит думать, что взрослым позволено все.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам ниже. Это быстро и бесплатно !

Административные наказания сведены в Кодекс об Административных Правонарушениях .

Важнейшие принципы детских прав под охраной государства

Права и интересы детей призваны соблюдать родители, органы опеки, прокуратура и суд . В этом вопросе есть масса нюансов. Например, именно родители являются прямыми представителями ребенка , обязанными следить за тем, чтобы права их отпрыска не ущемлялись никоим образом.

Но бывает, что именно папа и мама попирают эти права , заботясь больше о своем собственном интересе, тогда защиту прав детей берут в свои руки органы опеки .

Где искать защиту, если ребенка обижают?

В случае, если имеет место физическое, сексуальное или моральное насилие , или иное нарушение прав, несовершеннолетний может искать помощи у следующих лиц:

Дети требуют защиты прав уже потому, что они слабые, маленькие, не обладающие массой знаний и умений , известных взрослым людям.

Малыш не может дать достойный отпор при физическом или сексуальном насилии , его легко обидеть и унизить, чем и пользуются взрослые люди с низким уровнем воспитания и культуры.

Бывает, что права ребенка, закрепленные Декларацией ООН , нарушают родители, ведущие непотребный образ жизни – пьющие, избивающие детей, заставляющие попрошайничать.

В случаях любого насилия над ребенком на защиту обязаны встать соответствующие государственные органы .

Закон, охраняющий права ребенка в окружающем мире , регламентирует участие органов опеки и попечительства, прокуратуры, правоохранительных органов в обеспечении полноты прав несовершеннолетнего и их защиту.

Декларация прав ребенка 1959 года впервые закрепила основные и обязательные для всех требования по обращению с детьми. В резолюции прописаны десять основополагающих принципов, которые будут подробно рассмотрены в этой статье.

О правах ребенка

Декларация состоит из преамбулы и ряда самих принципов. В преамбуле сообщается о вере в основные права человека, в ценность и достоинство его личности. ООН преисполнена решимости всячески содействовать общественному прогрессу и улучшению уровня жизни.

Организация ссылается на Декларацию прав человека, принятую в 1948 году. Именно этот документ признается основным источником и правовой базой для введение в действие Декларации прав ребенка 1959 года. ООН принимает во внимание, что ребенок - существо физически и умственно незрелое, нуждающееся в постоянной заботе и охране. Именно поэтому в обязанности взрослых людей входит посильное оказание помощи детям, их воспитание и обучение. В конце документа декларируется знаменитое изречение: "Человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет".

Общие принципы

Декларация прав ребенка содержит в себе десять основополагающих и обязательных для исполнения правил. В первом принципе за детьми закрепляются все те свободы и права, что указаны в декларации 1948 года. Каждый ребенок в равной степени наделен правами вне зависимости от цвета кожи, языка, пола, расы, религиозных или политических убеждений, социального или имущественного положения и т.д. Таким образом, Декларация исключает любые формы дискриминации.

Во втором принципе закрепляется норма, согласно которой, ребенку должна быть обеспечена качественная социальная защита. При этом неважно, каким именно образом эту защиту можно реализовать. Нужно лишь, чтобы детям предоставлялись благоприятные условия для физического, умственного или духовного развития. Ребенок должен расти в условиях достоинства и свободы.

Третий принцип Декларации прав ребенка гласит о праве каждого рожденного человека на гражданство и имя. Обеспечиваются этими элементами все дети с самого рождения - без каких-либо исключений.

Социальные блага

Декларация прав ребенка ООН от 1959 года гласит о необходимости качественного социального обеспечения для всех без исключения детей. Закрепляется эта норма в четвертом принципе рассматриваемого документа. Что подразумевается под социальным обеспечением? Декларация гласит об уходе за ростом и развитием ребенка. Медицинское обслуживание, питание, жилище, образование и развлечение являются здесь основными составляющими элементами. Особая забота нужна детям, что родились физически или умственно неполноценными. Декларация гласит о специальном режиме и особой заботе за такими детьми.

Шестой принцип закрепляет необходимость проявления любви и понимания по отношению к ребенку. Только родительская любовь поможет гармоничному развитию личности. Таким образом, в принципах Декларации прав ребенка закрепляются не только материальные, но и моральные обязанности родителей, попечителей и опекунов.

Право на образование

Седьмой принцип Декларации прав ребенка закрепляет права детей на образование. Международный акт гласит, что хотя бы начальные стадии образовательных организаций должны быть обязательными и бесплатными.

Процессы обучения и воспитания положительно сказываются на общем культурном развитии личности. Человек приобретает возможность развить свои способности и суждения. Формируется социальная и моральная ответственность, в результате чего личность становится полноценным членом общества.

Ответственность за образование Декларация возлагает на родителей или законных представителей ребенка. Особое внимание документ уделяет развлечениям и играм, которые также оказывают положительное влияние на формирование личности.

Защита ребенка

Восьмой принцип Декларации прав ребенка (год 1959) закрепляет приоритет детей при оказании населению медицинской или любой другой помощи. Именно ребенку должна быть оказана первая помощь.

Принцип 9 закрепляет защиту детей от небрежного или жесткого отношения, грубости, эксплуатации т.д. Дети не должны работать, пока не достигнут надлежащего возрастного периода. Ребенку запрещается заниматься деятельностью, которая мешала бы его образованию, здоровью, физическому, нравственному или психическому развитию.

Что закрепляет последний из десяти принципов Декларации прав ребенка? Положение провозглашает ограждение детей от занятий или действий, которые могли бы поощрять религиозную, расовую, национальную или иную форму дискриминации. Дети должны воспитываться в духе терпимости, взаимопонимания, дружбы, всеобщего братства и мира. Каждый ребенок обязан понимать, что человеческая энергия должна быть направлена на служение другим людям.

Женевская декларация о детях

Не являются исчерпывающими международными нормами, что регламентируют защиту детей. Существуют и другие нормативные акты, также закрепляющие и провозглашающие интересы и свободы детей всего мира.

Одной из первых деклараций о детях была Женевская конвенция, принятая в 1924 году. Этот документ состоял из пяти принципов, которые запрещали детский принудительный труд, рабство, торговлю детьми и проституцию несовершеннолетних. В Декларации закрепляются хоть и довольно простые, но, в то же время, очень точные формулы. Голодный ребенок должен быть накормлен; больной вылечен;
бездомному нужно дать приют, а сироте - поддержку. Конвенция закрепляла знаменитый принцип, согласно которому, ребенок должен расти в атмосфере любви и заботы.

На некоторых положениях и была выстроена Декларация детских прав 1959 года.

Конвенция ООН

Конвенция о правах ребенка была принята в 1989 году. При этом работа над документом началась еще в 1946 году - тогда при ООН образовался специальный детский фонд. Конвенция разрабатывалась на протяжении долгих 30 лет. Периодически в текст документа вносились поправки, нормы многократно изменялись, ликвидировались некоторые положения.

Автором проекта официально считается польский профессор А. Лопаток. Сам документ состоит из трех частей и 54 статей. Первая часть устанавливает общие положения, вторая - права ребенка, а третья регулирует процедурно-правовые проблемы соблюдения Конвенции государствами. Большое внимание в документе уделяется процессам обучения и воспитания детей. В 1993 году Конвенцию приняла Российская Федерация. Чуть позже была принята и Декларация прав ребенка.

Права ребенка в России

Российская Федерация ратифицировала большинство из существующих международных актов о правах детей. Российские законы декларируют верховенство прав и свобод человека. Запрещается ограничение прав на воспитание и обучение. Каждый ребенок имеет право на профессиональную занятость или получение образования, на отдых и охрану здоровья.

Существуют в России и меры по защите детей. Так, национальные федеральные законы ограждают детей от пропаганды неравенства, нетерпимости, вооруженных конфликтов, насилия и т.д.

Существуют ли у национального права по вопросам защиты детей какие-то проблемы с международными договорами? Можно вспомнить, разве что, последний резонансный случай. Совсем недавно в ряде международных инстанций постановили, что Федеральный закон РФ "О запрете пропаганды гомосексуализма среди несовершеннолетних" противоречит десятому принципу Декларации прав ребенка, Конвенции ООН и некоторым другим актам о детях. В ЕСПЧ и ООН уверены, что закон порождает нетерпимость, а именно гомофобию. Все-таки международные нормы направлены на ограждение детей от любых форм дискриминации. Отечественные же законодатели сослались на конституционную норму о нравственности (статья 55). Безусловно, имели место и другие прения, однако представленный случай стал наиболее ярким и показательным.

ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ РЕБЁНКА, принята Ген. Ассамблеей ООН 20 нояб. 1959. Необходимость спец. защиты прав ребенка впервые была провозглашена Женевской декларацией о правах детей (1924), затем Всеобщей декларацией прав человека 1948, международными договорами и уставами международных учреждений и opr-ций, занимающихся вопросами благополучия детей. Д. п. р. призывает родителей, общественные организации, местные власти и национальные пр-ва обеспечивать детям социальную защиту и условия, которые позволили бы им развиваться физически, умственно и нравственно. Д. п. р. провозглашает равные права детей в области воспитания, образования, физич. и духовного развития независимо от расы, цвета кожи, языка, религии, политич. и др. убеждений, нац. принадлежности, социального происхождения, имуществ. положения и обстоятельств рождения. Согласно Декларации, ребенок должен пользоваться благами социального обеспечения, в т. ч. ему и его матери должен быть обеспечен надлежащий дородовой и послеродовой уход; на обществе и органах власти должна лежать забота о детях, родители к-рых не имеют достаточных средств к существованию. Ребенок имеет право на получение бесплатного и обязат. образования, по крайней мере на нач. ступенях; он должен быть защищен от всех форм жестокости и эксплуатации; воспитываться в духе мира и дружбы между народами. Гуманные принципы, провозглашенные в Д. п. р., в значит. мере приняты под влиянием законодательства, действующего в СССР и др. социалистич. странах, где дети пользуются всеми правами, предусмотренными в Д. п. р. Однако во многих заруб. странах положения Д. п. р. не реализуются. Отмечая 20-летие со дня принятия Д. п. р. и стремясь привлечь внимание мировой общественности к необходимости ее претворения в жизнь, Ген. Ассамблея ООН объявила 1979 Международным годом ребенка.

Принятие Декларации

Развитие международных отношений в современном мире позволяет говорить о том, отношения внутри каждого государства, касающиеся сферы человеческих прав, стали объектом международно-правового регулирования. Это регулирование затрагивает многие новые аспекты этих отношений, и государства берут на себя конкретные юридические обязательства по обеспечению основных прав и свобод человека, что в свою очередь, способствует обеспечению стабильности и устойчивости правопорядка.

В мире часто и повсеместно совершаются преступления против детей и подростков. Однако проблема отдельного рассмотрения прав ребенка возникла сравнительно недавно. Как известно, ребенком признается лицо, не достигшее восемнадцати лет.

Демократические движения за реформы в XIX веке оказали свое влияние на общество, вследствие которого многие государства взяли на себя ответственность за защиту ребенка от произвола родителей. В тот период, однако, права детей рассматривались, в основном, в качестве мер, которые необходимо было принять в отношении рабства, детского труда, торговли детьми и проституции несовершеннолетних.

Первый официальный процесс по урегулированию прав ребенка прошел в Австралии в конце XIX в. После этого аналогичные суды начали свою деятельность в Канаде и США. Однако судебной системе требовалась некая юридическая основа, такой документ, по которому можно выносить соответствующие решения и постановления.

В связи с этим Лига Наций в 1924 году приняла Женевскую декларацию прав ребенка, которая стала первым международным документом по правам ребенка.

Само слово «декларация» в переводе с латинского языка означает провозглашение. Такой документ представлен в виде рекомендаций и не имеет обязательной силы, но в нем утверждены основные принципы и программные положения.

В ООН с самого начала ее работы в 1945 году дети, их права и благополучие всегда находились в центре внимания. Одним из первых актов Генеральной Ассамблеи было образование Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ), который и сегодня является главным механизмом международной помощи детям. В 1948 году в принятой Всеобщей Декларации прав человека было отмечено, что дети должны быть объектом особой помощи. В 1959 году существующий женевский документ был доработан и принят его новый вариант. В новой Декларации права ребенка были зафиксированы в более полном объеме.

Основное положение принятой Декларации заключалось в том, что «человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет». Документ провозглашал 10 социальных и правовых принципов, касающихся защиты и благополучия детей на международном уровне.

Впервые отмечалось, что забота о детях и их защите являются больше исключительной обязанностью семьи и даже отдельного государства. Всё человечество должно заботиться о защите прав детей.

Разработчики Декларации определили ответственность лиц, которые должны обеспечивать, учить, воспитывать несовершеннолетних, но не делают этого. 10 принципов отражают главные обязанности взрослых перед детьми.

1-й принцип . Все дети имеют равные со своими сверстниками права, которые не могут быть ущемлены, занижены или отменены вовсе.

2-й принцип . Каждый ребенок имеет право на собственное достоинство и возможность развиваться нравственно, физически, духовно.

3-й принцип . Государство обязано обеспечить проживающих на его территории детей гражданством, а родители обязаны дать им имя.

4-й принцип . Дети имеют право на социальный уход и медицинскую поддержку, которые должны быть предоставлены его матери во время беременности и послеродовый период. Каждый ребенок имеет право на жилье и питание. Весьма подробно Декларация характеризует школьный возраст. Кроме того, разъясняется необходимость постоянного контроля за состоянием детей, особенно из неблагоприятных семей.

5-й принцип . Неполноценные (физически или психически) дети должны быть обеспечены особой заботой и вниманием.

6-й принцип . Каждый ребенок имеет право на любовь со стороны родителей и государства, чьим гражданином он является.

7-й принцип . Всем детям предоставляется бесплатное обучение. Они имеют право играть и развиваться. Родители же должны учить их ответственности и полезности своему обществу.

8-й принцип . Права ребенка определяются как первостепенные в возможности получить помощь.

9-й принцип . Декларация защищает детей от жестокого обращения и эксплуатации. Ребенок не должен привлекаться к выполнению работ, приносящих вред его развитию и эмоциональной стабильности. К детям нельзя применять силу.

10-й принцип . Каждый ребенок имеет право на мирную жизнь, в которой взрослые люди, в частности, родители, учат его заботе и взаимопониманию.

Декларация прав ребенка провозглашает равные права детей в области воспитания, образования, обеспечения, физического и духовного развития независимо от расы, цвета кожи, родного языка, религиозных, политических или иных убеждений, национальной принадлежности и других критериев. Декларация призывает родителей, общественные организации, правительства признать права детей и всемерно содействовать претворению их в жизнь.

Этот документ оказал значительное влияние на политику и дела правительств и отдельных лиц во всех частях мира. Многие государства закрепили принципы Декларации в своих конституциях и документах различных государственных и общественных организаций.

Безусловно, Декларация не является совершенным документом с точки зрения юридической техники. В ней не определено понятие «ребенок», а принципы, из которых декларация состоит, представляют собой не столько права ребенка, сколько обязанности взрослых по отношению к детям. Следует отметить, что декларация не была обязательной для подписавших ее государств. Тем не менее, значение этого документа трудно переоценить, ведь именно Женевская декларация положила начало закреплению прав детей в международно-правовых актах и на ее принципах строятся и современные документы, охраняющие права детей.