Древний язык евреев. Иврит

Сохранился в книгах Библии (Ветхий завет, 12-3 вв. до н. э.), а также в надписях на глиняных черепках в Палестине 8 в. до н. э. - 2 в. н. э. В древности назывался ханаанейским языком либо обозначался по отдельным племенным говорам (например, «иудейский»), Язык оставался разговорным до первых веков н. э. Дальнейшая его стадия - так называемый мишнаитский еврейский (язык ранних частей Талмуда), для которого характерны лексические инновации, обилие арамеизмов, грецизмов , латинизмов и других заимствований , ряд изменений в морфологии и синтаксисе . Поскольку обязательная грамотность на Д. я. была одной из религиозных догм, активное владение им было широко распространено среди евреев в средние века и в новое время наряду с бытовыми языками (см. Идиш , Ладино); на Д. я. создана богатая религиозная, философская, научная и художе­ствен­ная литература. С течением времени Д. я. все более изменял­ся, и его современный «потомок» иврит должен рассматриваться как особый язык.

Являясь семитским языком так называемой средней ступени, Д. я., по сравнению с семит­ски­ми языками древней ступени, имеет сокращённую систему согласных фонем и дифтонгов , увели­чен­ную систему гласных ; он утратил падежную флексию , глагольная система перестро­е­на.

В состав согласных входят лабиальные p, b, дентальные смычные t, t̥, d, сибилянты s, s̥, z, š, ś, велярные смычные k, q (вероятно, поствелярный), g, велярные фрикативы ḫ (графически совпадал с ḥ) и γ, фарингальные ḥ (графически совпадал ʕ), ʕ, аспирация h (частично < общесемит. *š), гортанный взрыв ʼ, «полугласные » u̯, i̯, сонорные m, n, l, r. Система гласных фонем должна, по-видимому, реконструироваться как *ā, *ē, *ī, *ō, *a, *i, *u. Первоначально на письме передавались лишь некоторые долгие гласные с помощью гоморганных согласных; позднее было выработано несколько систем диакритических знаков для обозначения гласных (см. Западносемитское письмо).

Корень обычно включает 3 согласных; слог не может начинаться с гласного или двух согласных или кончаться на два согласных. Ударение падает на последний слог при утрате конечной гласной флексии (например, падежной), в некоторых случаях - на предпоследний. В паузе ударный гласный может удлиняться, а ударение передвигаться к началу слова, оказывая различное влияние на фонетическую реализацию гласных.

Имя имеет мужской и женский род , единственное, множественное, двойственное число . В зави­си­мо­сти от синтаксической роли имя может находиться в абсолютном, сопряжённом (status constructus ) и предместоименном (status pronominalis ) состояниях, которые разли­ча­ют­ся ударением и огласовкой, например ʼh̥ōḵ, сопряжённое h̥oḵ, предместоименное h̥ukʼk‑ō ‘закон’. Падежная система в Д. я. отмерла, пережиточно сохранился локатив на ‑ah > ‑ā:ʼā̈räs̥ ‘земля’, ʻars̥‑ā ‘на землю’. Имеется определённый артикль ha- (< *han‑?), после которого удлиняется начальный согласный: mā̈läk ‘царь’ (неопредел.), hammā̈läk ‘царь’ (определ.). Прилагательные отличаются от существительных преимущественно синтакси­че­ски; относи­тель­ные прилагательные (нисбы) образуются при помощи суффиксов ‑ī, ‑ai̯, ‑ā̈ (муж. род), ‑īt (жен. род), ‑ii̯īm, ‑īm, ‑ii̯ōṯ (мн. ч.). Числительные в Д. я. общесемитские. Личные само­сто­я­тель­ные местоимения вне именных предложений служат лишь для подчёркивания лица ; в глаголе лицо выражается субъектным показателем. Притяжательные и объектные местоимения - суффиксальные (энклитики). Глагол имеет двухвидовую систему: имперфектив с префиксаль­но-суффиксаль­ным субъектным спряжением и перфектив с суффиксальным спряжением. Системы наклонений и пассива слабо развиты. Как и во всех семитских языках, существует система пород . Порядок слов глагольного предложения PSO, в именном предложении обычен обратный порядок, связка (именная, глагольная или местоименная) в нём факультативна. Своеобразен синтаксис числительных: числительное ʼäh̥aḏ ‘один’ - прилагательное; числи­тель­ные от 3 до 10 и от 13 до 19 ставятся в женском роде при исчисляемом объекте мужского рода и в мужском роде при объекте женского рода; числительные от 100 и выше - существи­тель­ные, управляющие исчисляемым объектом как определением . Порядковые числительные образуются как относительные прилагательные на ‑ī.

Лексика Д. я. преимущественно исконно семитская; встречаются арамейские , египетские , аккадские , позднее - иранские , греческие , индийские заимствования.

  • Троицкий И. Г., Грамматика еврейского языка, 2 изд., СПБ, 1908;
  • Дьяконов И. М., Языки древней Передней Азии, М., 1967;
  • Gesenius W., Hebräische Grammatik, 28 Aufl., Lpz., 1909;
  • то же, bearb. und verfasst von G. Bergsträsser, Bd 1-2, 29 Aufl., Lpz., 1918-29;
  • Bauer H., Leander P., Historische Grammatik der hebräischen Sprache des Alten Testamentes, Bd 1, Lfg. 1-3, Halle, 1918-22;
  • Segal M. H., A grammar of Mishnaic Hebrew, Oxf., 1927;
  • Beer G., Meyer R., Hebräische Grammatik, Bd 1-2, 2 Aufl., B., 1952-1955;
  • Brockelmann C., Hebräische Syntax, Neukirchen, 1956.
  • Ben Jehūdhāh E., Thesaurus totius hebraitatis, v. 1-17, Jerusalem - B., 1908-1940;
  • Gesenius W., Buhl F., Hebräisches und aramäisches Handwörterbuch über das Alte Testament, 17 Aufl., ;
  • Köhler L., Baumgartner W., Lexicon in Veteris Testamenti libros, Leiden, 1953; Suppl., Leiden, 1958.

В переводе с древнееврейского Лешон hа-Кодеш — Святой Язык (или тайный, сокрытый). «Святой» он для евреев — потому, что образный , в отличие от идиша и иврита. Но многие евреи просто читают его, как алфавит, не знают образные значения, потому что к расшифровке текста допускаются только мужчины, и только после 40 лет; это у них называется , т.е. познание зашифрованной мудрости.

Форма письма лашенкойдеша

Форма письма лашенкойдеша отличается от других языков, которыми пользуются белые народы, жёлтые, красные, чёрные, отличается тем, что начертательные формы имеют иную, не Земную форму отображения . Начертание каждой буквы лашенкойдеша связано с прообразом звёздных структур, которые наблюдали предки древних евреев на своей прародине (на Земле Эден и Земле Нод).

* Т.е. раз они жили в другой Звёздной системе, то и созвездия у них были другие. Потому что начертательная форма наших буквиц тоже связана с определёнными созвездиями, допустим, созвездие Кассиопея — получились буквы W, M, ∑, З . Звёздное небо же вращается, и как бы начертательная форма меняется. Соединяем отрезками созвездие Большой Медведицы и получается рисунок, точно также они соединяют свои созвездия и получаются буквы.

Каждая буква лашенкойдеша имела 22 значения – 1 числовое и 21 образное (тайное, символьное, особое, божественное, элементарное и т.д.). Также определённые буквы выполняли роль математических знаков: сложение, вычитание, умножение и деление.

Совокупность написания букв давала три смысла:
1. Простой — для непосвящённых (или как они говорили: «для профанов»).
2. Символьный или образный — для посвящённых (или как они называли: «для адептов»).
3. Тайный — для особо посвящённых (их называли: «раввины», «раби», «магистры», «рахданиты» и т.д.). Т.е. это была группа особо посвящённых, которые знали информацию, а двум нижним уровням её не давали. Их любимая фраза во времена существования Римской империи была: «То, что положено Юпитеру, не положено быку» .

Написание текста происходило справа налево .

В еврейском алфавите 22 буквы, каждая буква имела свой особый статус: 3 буквы считались основными, 7 двойными (т.е. в обиходе они читались и мягко и твёрдо, или имеют обычную и конечную формы), и 12 простых букв.

Как правило, лашенкойдеш («еврейскую азбуку») записывали в круге, который делили на 12 частей (это простые буквы), в него вписывали (двойные буквы), а в центре звезды – треугольник (основные буквы).

* Зодиакальная и другие их системы (та же каббалистическая) – они были переделаны под наши, т.е. когда прибыли на Мидград, они привели свои системы в соответствие с теми знаниями, которые были у народов Мидгард-Земли. Поэтому сейчас в значениях их букв созвездия, которые можно видеть с Мидгарда. С кем бы они ни общались, они брали знания от каждого народа себе. И если воевали с каким-то народом, то в первую очередь уничтожали библиотеки, а всё необходимое для себя оставляли.

Образы лашенкойдеша

Даже в ульпанах… при изучении Каббалы дают всего три значения: числовое, таинственное и образное. Здесь перечислены 10 значений.

1. Алеф (основная). Числовое значение – 1. Таинственное значение – человек. Каббалистическое значение – точка опоры. Энергетическое значение – энергия жизни. Символьное значение – воля. Особое значение – корона. Божественное значение – господство над самим собой. Интеллектуальное значение – изнурение плоти. Вещественное значение – хитрость, жадность. Небесное значение – Солнце.

2. Бет (двойная). Числовое значение – 2. Таинственное значение — рот человека. Каббалистическое значение – таран. Энергетическое значение — энергия иных сущностей (вампирическая энергия). Символьное значение – знание. Божественное значение — мысль. Интеллектуальное значение — наука. Вещественное значение — высокомерие, зависть. Небесное значение – Луна. Особое значение — мудрость. Особо-таинственное значение — дом.
* Особо-таинственная форма этой буквы стала после перестройки 1991.

3. Гимель (двойная). Числовое значение — 3. Таинственное значение — берущая рука. Каббалистическое значение — мужская сила. Энергетическое значение — энергия космоса, (или энергия эфира). Символьное значение — действие. Особое значение — понимание. Божественное значение — нежность. Интеллектуальное значение — потребность наслаждений. Вещественное значение — сластолюбие. Небесное значение – Земля (планета).

4. Далет (двойная). Числовое значение – 4. Таинственное значение – грудь. Каббалистическое значение — женская сила. Энергетическое значение — энергия Души (или психическая энергия). Символьное значение — реализация. Особое значение — милосердие. Божественное значение — мудрость. Интеллектуальное значение — мощь. Вещественное значение — гордость. Небесное значение — Юпитер. Особо-таинственное значение — огонь.

5. Гхе (в иврите «Гэ»). Числовое значение — 5. Таинственное значение — дыхание. Каббалистическое значение — линия без начала и конца, т.е. круг. Энергетическое значение — сила размножения. Символьное значение — вдохновение. Особое значение — устрашение или правосудие, т.е. или то, или другое. Божественное значение — мистические грёзы. Интеллектуальное значение — желание отдыха. Небесное значение — Меркурий. Вещественное значение – леность (т.е. лень). Скрытное значение — объединение вечно-мужественного и вечно-женственного начала. Действие – умножение (т.е. буква выполняет ещё и роль знака).

6. Вау (любимое слово нынешней молодёжи, т.е. учат шестую букву еврейского алфавита). Числовое значение — 6. Таинственное значение — глаз, ухо. Каббалистическое значение — страх. Энергетическое значение — интуиция. Символьное значение – испытание. Особое значение — красота, гармония. Интеллектуальное значение — свобода. Вещественное значение — обжорство. Небесное значение — Дева. Особо-таинственное значение — Вселенский Бог. Божественное значение — Душевный голод. Арифметическое действие – деление.

7. Зайн . Числовое значение — 7. Тайное значение – стрела. Каббалистическое значение – Дьявольское Начало. Энергетическое значение – ангел-хранитель. Символьное значение – победа. Особое значение – победитель. Божественное значение – торжество. Интеллектуальное значение – желание победы. Вещественное значение — величие, гнев. Небесное значение – Стрелец. Особо-таинственное значение – Духи неких форм жизни. Элементарное значение – собственность.

8. Хет . Числовое значение – 8. Тайное значение – поле. Каббалистическое значение – Материнская сила (или Сила Жизни. У серых генофонд передаётся по маме, поэтому и материнская сила). Энергетическое значение – энергия Судьбы или энергия Кармы. Символьное значение – равновесие. Особое значение – слава, вечность. Божественное значение – правосудие. Интеллектуальное значение – приманка отталкивания (т.е. как бы призвать к себе отталкивающую силу). Вещественное значение – обещание, угроза. Небесное значение — Весы. Особо-таинственное значение – мировая гармония. Математическое действие – сложение.

9. Тет . Числовое значение – 9. Тайное значение – кровля (т.е. крыша). Каббалистическое значение – мировое равновесие. Энергетическое значение – сила разума. Символьное значение – благоразумие. Особое значение – основание зарождения. Божественное значение – осторожность. Вещественное значение – страх. Небесное значение – Нептун. Интеллектуальное значение – мудрость. Особо-таинственное значение – Дух-покровитель.
* Теперь понятно, откуда пошло выражение: «Тет-а-тет »? Т.е. как бы благоразумие против благоразумия, разум против разума, мудрость против мудрости, Дух-покровитель против Духа-покровителя.

10. Йод . Числовое значение – 10. Таинственное значение – указательный палец. Каббалистическое значение – Бог, бытие и небытие. Энергетическое значение – энергия созидания. Символьное значение – удача. Особое значение – царство, реализация, существо. Божественное значение – Вера, потенциальное проявление вечности. Интеллектуальное значение – просвещение в высших науках. Небесное значение – Козерог. Вещественное значение – мужество, жестокость. Скрытое значение – божественная мысль и божественная наука. Особо-таинственное значение – порядок. Математическое действие – вычитание.

11. Каф (двойная). Числовое значение – 20. Таинственное значение – рука сжимающая. Каббалистическое значение — призрак, Дух. Энергетическое значение – чёрная дыра. Символьное значение – сила. Особое значение – распространение могущества, силы, а также соединение. Божественное значение – сила. Интеллектуальное значение – работа (в смысле — гешефт). Небесное значение – Лев. Особо-таинственное значение – сила человеческая.

12. Ламед . Числовое значение – 30. Таинственное значение – рука разжимающаяся. Каббалистическое значение – мужество. Энергетическое значение – энергия 3-х ангелов. Символьное значение – насильственная смерть. Особое значение – распространение могущества знаний. Божественное значение – терпение. Интеллектуальное значение – нравственность. Особо-таинственное значение – жертва Духовная (искупительная жертва). Небесное значение – Уран. Вещественное значение – опыт, безпечность. Скрытное значение – могущество.

13. Мем (основная). Числовое значение – 40. Таинственное значение – женщина (отсюда и «мэм» в английском языке. Также, как «вундеркинд» — все думают немецкое слово, а это на идиш: вундер – «чудо», кинд – «ребёнок», т.е. чудоребёнок). Каббалистическое значение – женственность. Энергетическое значение – сила развития. Символьное значение – превращение человека. Особое значение – закон. Божественное значение – надежда. Интеллектуальное значение – любовь. Вещественное значение – разрушение. Небесное значение – Сатурн. Особо-таинственное значение – смерть и возрождение.

14. Нун . Числовое значение — 50. Таинственное значение – плод. Каббалистическое значение – абсолют. Энергетическое значение – сила знаний. Символьное значение – человеческое начало. Особое значение – сила познания. Божественное значение – умеренность. Интеллектуальное значение – движение. Вещественное значение – подвижность. Небесное значение – водолей. Особо-таинственное значение – гармония сочетаний.

15. Самех . Числовое значение – 60. Таинственное значение – змея. Каббалистическое значение – прогресс. Энергетическое значение – сила творчества. Символьное значение – рок. Особое значение – движение вперёд. Божественное значение – сокровенная наука (сокровенное — т.е. тайное, сокрытое). Интеллектуальное значение – красноречие. Вещественное значение — рок. Скрытое значение – сила, могущество, агрессия. Небесное значение – Марс. Особо-таинственное значение — магический змей (жезл Моше).

16. Айн . Числовое значение — 70. Таинственное значение – материальная связь. Каббалистическое значение – тайна Энергетическое значение – магическая сила.

17. Пэ . Понятие — устная передача знания. Смысл названия буквы — рот. Форма — голова в профиль с открытым ртом. Число — 80. Пространство — Меркурий. Время — четверг. Человек — левое ухо. Качество — власть. Архетип — Аарон. Канал — от Гебура к Ход.

18. Цади . Понятие — вера праведника. Смысл названия буквы — праведник; сторона, бок; охотиться. Число — 90. Пространство — Водолей. Время — месяц шеват. Человек — верхняя часть желудка. Качество — вкус. Архетип — Асир. Канал — от Гебура к Тиферет.

19. Коф . Понятие — парадокс святости, отчуждение трансцендентной божественной жизненной силы материальной сферой. Смысл названия буквы — обезьяна; окружать; касаться; сила. Число — 100. Пространство — Рыбы. Время — месяц адар. Человек — селезёнка. Качество — смех. Архетип — Неффалим. Канал — от Бина к Хесед. Вездесущность — искупление павших искр.

20. Рэш . Понятие — способность начать процесс исправления ейш (вещественности) Мироздания. Смысл названия буквы — голова, начало; бедный человек. Форма — затылок, видимый в профиль. Число — 200. Пространство — Сатурн. Время — пятница. Человек — левая ноздря. Дар — безмятежность. Архетип — Иосиф. Канал — от Тиферет к Йесод.

21. Шин . Понятие — колышущаяся, как пламя, изменчивость всех вещей происходит из вечного и неизменного Источника. Смысл названия буквы — зуб; год; изменение; безмятежность; спать; учить; два; острый. Форма — три штриха Вау поднимаются, как языки пламени, из общей исходной точки. Число — 300. Пространство — небо. Время — лето. Человек — голова. Качество — любовь, проявляющаяся как огонь. Архетип — Машиах Бен Йосеф. Канал — от Хохма к Бина.

22. Тав . Понятие — отпечаток, который вера в вездесущность бога оставляет на человеке; сверхсознательный опыт. Смысл названия буквы — знак; отпечаток; код. Форма — штрих Далет, как бы ставящий печать сверху на штрих Нун. Число — 400. Пространство — Юпитер. Время — суббота. Человек — рот. Качество — милость. Архетип — Давид. Канал — от Йесод к Малхут.

Древнееврейский язык

ДРЕВНЕЕВРЕЙСКИЙ ЯЗЫК, или древнеизраильский, на к-ром говорили древние евреи Палестины XV-XIV вв. до христианской эры, принадлежит к системе семитических языков и является наиболее известным нам наречием древнееврейско-финикийского или ханаанейского языка. Наиболее важные и наиболее многочисленные памятники Д. е. яз. сохранились в Библии. С появлением на Ближнем Востоке в качестве крупной экономической и политической силы арамейцев, владевших главными торговыми путями, Д. е. яз. начинает постепенно вытесняться арамейским, в особенности начиная с персидской эпохи, когда арамейский язык стал официальным языком западной части персидского государства. Значительно быстрее процесс вытеснения Д. е. яз. пошел со времени Александра Македонского, когда евреи, эмигрировавшие из Палестины, стали говорить в Египте и Малой Азии на греческом языке, а в Месопотамии - на арамейском. В Палестине же процесс вытеснения шел несколько медленнее. В эту эпоху Д. е. яз. уже несколько изменился; в нем появляются новые морфологические и синтаксические факты, много слов, заимствованных из арамейского, греческого и латинского яз. Однако в I веке до христианской эры и здесь еврейское население городов говорило уже по-арамейски, за исключением небольшой прослойки, имевшей отношение к культу и религиозным школам. Земледельческое же население, жившее натуральным хозяйством и оторванное от городов, продолжало говорить на Д. е. яз. значительно дольше; об этом свидетельствует богатая сельскохозяйственная терминология, встречающаяся в Мишне и других сборниках II и III вв. Начиная с IV в. Д. е. яз. окончательно перестает быть разговорным. В качестве же яз. литературного и письменных сношений он продолжает употребляться и в последующие века и отчасти до последнего времени (см. Древнееврейская литература).
По характеру своих корней Д. е. язык довольно близок к арамейскому, однако содержит много элементов, сближающих его с вавилонским яз. По типу развития, особенно по количеству гласных в слове, он занимает среднее место между классическим арабским и арамейским; в то же время в нем сохранилось много черт значительно большей древности, чем в этих последних языках. Следует однако заметить, что традиция нам сохранила Д. е. яз. в том виде, в каком он был незадолго до IV в.; в более древние времена он был гораздо богаче грамматическими формами, что видно из составных собственных имен и из некоторых сохранившихся более древних выражений.

ГРАФИКА Д. е. яз. состоит из 22 согласных букв так называемого квадратного шрифта, выработавшегося постепенно из древнеарамейского алфавита, который в свою очередь произошел из старофиникийского. Гласные обозначаются системой знаков, ставящихся под и над буквами, так называемой пунктацией, изобретенной не раньше VI века после христ. эры. Древнейшие надписи начертаны старофиникийским алфавитом.
ДРЕВНЕЕВРЕЙСКИЙ АЛФАВИТ
Библиография:
Гезениус В., Еврейская грамматика, перев. К. Коссовича, СПБ., 1874; Крымский А., Семитские языки и народы, ч. 1, М., 1903; Stade В., Lehrbuch d. Hebraischen Grammatik, Lpz., 1879; Noldecke Th., Die Semitischen Sprachen, Lpz., 1899; Gesenius W., Hebrasche Grammatik, umgearbeitet von E. Kautsch, 28 Aufl., Lpz., 1909; Beer G., Hebraische Grammatik, Sammlung Goschen, Berlin, 1915; Bauer H. und Leander P., Historische Grammatik d. Hebraischen Sprache, Halle, 1916.

  • - см. Иврит...

    Большая Советская энциклопедия

  • - относится к семитским языкам. Древнейший памятник - Ветхий Завет. Современный потомок древнееврейского языка - иврит...

    Большой энциклопедический словарь

  • - Язык, от которого в ситуации посткреольского континуума произошел данный креольский язык. Обычно это язык бывшей колониальной державы...
  • - Язык, обработанный в соответствии с языковыми нормами Кодифицированные формы языка: 1) литературный язык; 2) терминология. Некодифицированные формы существования языка: 1) диалекты; 2) просторечие; 3) жаргоны...

    Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • - Язык, используемый в сфере религиозного общения...

    Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • - 1. Функциональный тип языковых образований, к которому принадлежат: 1) языки национальных меньшинств в многонациональном государстве...

    Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • - Язык, в котором для передачи лексических и грамматических значений используются числовые символы...

    Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • - Язык, на котором было впервые изложено, записано, а затем и канонизировано то или иное религиозное учение: ведийский, древнееврейский, пали, латинский, классический арабский, старославянский и другие языки...

    Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • - ...

    Орфографический словарь русского языка

  • - древнеевре/йский...

    Слитно. Раздельно. Через дефис. Словарь-справочник

  • - КОСНЕ́ТЬ, -е́ю, -е́ешь; несов., в чём. Пребывать, находиться в каком-н. тяжёлом, предосудительном состоянии. К. в невежестве. К. в пороках. К. в разврате...

    Толковый словарь Ожегова

  • - ...

    Орфографический словарь-справочник

  • - древнеевр"...

    Русский орфографический словарь

  • - Жарг. студ. Шутл. Иностранный язык. ...

    Большой словарь русских поговорок

  • - ...

    Формы слова

  • - Язык, отличающийся широким спектром социальных и коммуникативных функций языка в культурной, политической, социально-экономической и частной жизни народов...

    Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

"Древнееврейский язык" в книгах

Глава 5 «ЯЗЫК ДЛЯ СВОИХ» и «ЯЗЫК ДЛЯ ЧУЖИХ»

Из книги Япония: язык и культура автора Алпатов Владмир Михайлович

§ 5. Язык «говорящих» обезьян и язык человека

Из книги О чем рассказали «говорящие» обезьяны [Способны ли высшие животные оперировать символами?] автора Зорина Зоя Александровна

§ 5. Язык «говорящих» обезьян и язык человека 1. Представление среды обитания у шимпанзе. Есть все основания сомневаться в том, что шимпанзе имеет системное представление своей среды обитания, подобное человеческому. Можно предположить, что развитый системный уровень

Язык мысли и язык жизни в комедиях Фонвизина

Из книги Свободные размышления. Воспоминания, статьи автора Серман Илья

Язык мысли и язык жизни в комедиях Фонвизина Денис Фонвизин живет на русской сцене в своих комедиях уже два столетия. И нет никаких признаков того, что ему придется полностью перейти по ведомству историков литературы, то есть туда, где хранятся почтенные, но уже

ДРЕВНЕЕВРЕЙСКИЙ АЛФАВИТ

Из книги Священная Терапевтика автора Алеф Зор

ДРЕВНЕЕВРЕЙСКИЙ АЛФАВИТ

Латинский язык - язык образов и целей

автора

Латинский язык - язык образов и целей Я утверждаю, что в Средние века, когда действующий ум всё больше начал обосабливаться от разума и обретать силу, русскими или потомками русских в Европе был создан язык, который полностью отвечал потребностям нового времени. Этот

Санскрит - язык познания ума, язык состояний

Из книги Превращение в Любовь. Том 2. Пути небесные автора Жикаренцев Владимир Васильевич

Санскрит - язык познания ума, язык состояний Латинский - это прикладной мирской язык, который показывает, что и как делать с помощью ума; он же язык магии. А санскрит - это метаязык по отношению к латинскому. Латинский язык - это язык образов и целей. А санскрит - это язык

Я древнееврейский бы выучил только за то…

Из книги Тайны пропавшей цивилизации автора Богданов Александр Владимирович

Я древнееврейский бы выучил только за то… О великий и могучий, правдивый и свободный! И.С. Тургенев На всей земле был один язык, одни и те же слова. ТаНаХ Читателю наверняка известно библейское сказание о Вавилонской башне, которое упоминается в главе одиннадцатой

Из книги История руссов. Держава Владимира Великого автора Парамонов Сергей Яковлевич

2. Древнееврейский источник о потомках Яфета Как известно, старинные авторы относили славян к потомкам Яфета. Имеется древнееврейский источник, относящийся к X (или даже IX) в., трактующий о потомках Яфета, - это родословная таблица народов в книге Иосифа бен Горион, или

Древнееврейский язык

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ДР) автора БСЭ

ХI. Язык в эпоху «Перестройки» «Перестройка» застала советский язык в полном комплекте:

Из книги Новые работы 2003-2006 автора Чудакова Мариэтта

ХI. Язык в эпоху «Перестройки» «Перестройка» застала советский язык в полном комплекте: «Книги о съездах партии, о В. И. Ленине, революции ‹…› помогают формировать морально-политический облик поколений, в основе которого коммунистическая идейность, преданность

Военный канон: язык и реальность, язык реальности

Из книги Военный канон Китая автора Малявин Владимир Вячеславович

Военный канон: язык и реальность, язык реальности Итак, в традиционной китайской стратегии изначально присутствовали очень разные и даже как будто взаимоисключающие идейные посылки, принадлежавшие разным философским школам классической древности. Мы находим в ней и

Глава тринадцатая Стандартный язык и язык-прим

Из книги Квантовая психология [Как работа Вашего мозга программирует Вас и Ваш мир] автора Уилсон Роберт Антон

Глава тринадцатая Стандартный язык и язык-прим В 1933 году в «Науке и психическом здоровье» Альфред Коржибский предложил исключить из английского языка «идентификационный» глагол «является». (Идентификационное «является» создает предложения типа «X является Y».

6.2. Разговорный жестовый язык глухих как пример знаковой системы, замещающей естественный язык

Из книги Психолингвистика автора Фрумкина Ревекка Марковна

6.2. Разговорный жестовый язык глухих как пример знаковой системы, замещающей естественный язык Несомненно, что не все наше мышление вербально. Бесспорно тем не менее следующее. Чтобы интеллект ребенка мог нормально развиваться, ребенок должен вовремя и нормально

Часть I Древнееврейский фон

Из книги Сатана. Биография. автора Келли Генри Ансгар

Часть I Древнееврейский фон И показал он мне Иисуса, великого иерея, стоящего перед Ангелом Господним, и Дьявола, стоящего по правую руку его, чтобы противодействовать ему{ 10 }. LXX Зах.

ДРЕВНЕЕВРЕЙСКИЙ ЯЗЫК

Из книги Библиологический словарь автора Мень Александр

ДРЕВНЕЕВРЕЙСКИЙ ЯЗЫК язык, на к–ром написано подавляющее большинство книг ВЗ. В библ. времена он именовался «ханаанским» (Ис 19:18) и «иудейским» (Ис 36:11). Одной из отличительных его особенностей является устойчивость в грамматич. отношении на протяжении мн. веков и

Исследования лингвистов привели к выводу, что языки объединены в группы. Древнееврейский язык входит в семитскую группу и является её фундаментом. По приданиям он считается священным, так как:

— именно на нём Бог говорил со своим пророком Моисеем;

— на этом языке на каменных скрижалях были написаны 10 заповедей;

— на этом языке (а также частично на родственном ему арамейском) были написаны Священные писания, во многих странах именуемые Ветхим заветом или Танахом.

Происхождение древнего иврита

Новая британская энциклопедия в 1985 г. (стр. 567, том 22) утверждает, что самые древние записи на основных языках датируются 2 или самое позднее 3 тысячелетием до нашей эры. В других научных источниках также говорится о том, что древние языки были даже более сложными, чем нынешние (журнал «Science Illustrated», 1948 год). Специалисты по восточным языкам, проследив точку их возникновения, также пришли к выводу, что именно упомянутая в Библии земля Сеннаар стала исходной точкой возникновения этих языковых групп.

Заблуждение: «Все языки произошли из древнееврейского». Это неверно, так как сама Библия (в 11 главе книги Бытие) ясно показывает, что множество различных языков чудесным образом появилось в древнем Вавилоне, но до этого времени люди говорили на одном языке - впоследствии используемом Авраамом и его потомками. По этой причине он и назван древнееврейским, хотя на нём говорили многие группы людей.

Доступный источник древнееврейского языка

Самый ранний источник информации на иврите - Библия. Начало её написания восходит ко времени Моисея и выхода израильтян из египетского рабства - концу XVI века до н. э. Хотя найдено много табличек на этом языке, утверждать их более раннее происхождении сложно. Как и другие древние языки, иврит предстаёт в законченном виде и содержит алфавит, правила грамматики и богатый словарный запас, позволяющий выразить всю гамму человеческих чувств и описать окружающий мир.

Сходство и различия

Основное сходство древнего иврита с другими языками - возможность обмена мыслями и чувствами, но вот способы обмена, алфавит, написание символов, построение фраз и многое другое существенно отличаются:

  • Иврит «лаконичен»: в нём всего 22 буквы, в написании слов отсутствуют гласные, способ передачи мыслей предельно прост и краток. При этом не теряются эмоциональность и красота за счёт разнообразия и силы глаголов.
  • Произношение звуков также отличается (гортанное «р», несколько вариантов произношения букв «х» и «г»).
  • Образность: вместо слова «берег» в древнееврейском языке, например, используется выражение «губа моря», вместо «гнев» - «широкие ноздри». Сделать буквальный перевод с такого языка не представляется возможным.

Влияние времени?

Факт, что со временем все языки меняются, но не все в одинаковой мере. Что касается иврита, то со времени написания Моисеем Торы и других частей Писаний на протяжении около 1500 лет изменений практически не было. Поэтому можно говорить о высокой «стабильности» этого языка. Да и жизнь евреев тогда вращалась вокруг Писаний, поэтому именно этот язык лежал в основе их коммуникации. В 1982 году был сделан вывод, что грамматика и лексика последних книг Библии почти не отличается от первых («Международная стандартная энциклопедия Библии» под редакцией Дж. Бромли).

Древних небиблейских текстов немного: Гезерский календарь, Самаритянские глиняные черепки, Силоамская надпись, остраконы из Лахиша, Мишна, нерелигиозные свитки из Кумрана (свитки Мёртвого моря) и некоторые другие. Сегодня интерес к древнему ивриту очень высок и его исследование принесло и ещё принесёт много интересных открытий, связанных с самыми древними культурами.

ДРЕВНЕЕВРЕЙСКИЙ ЯЗЫК, язык, распространённый в древней Палестине. Приблизительно до 2 века находился как в устном, так и в письменном употреблении, затем использовался как письменный язык евреев средних веков и Нового времени. Искусственно возрождённая форма древнееврейского языка - иврит. Древнееврейский язык зафиксирован в эпиграфических памятниках (с конца 10 века до нашей эры) и в своде текстов, сформировавших к 3 веку до нашей эры канон Ветхого Завета. Древнееврейский язык последних веков до нашей эры и первых веков нашей эры отражён в ранней раввинистической литературе (так называемый мишнаитский древнееврейский язык).

Древнееврейский язык относится к ханаанейской подгруппе семитских языков. В языке эпиграфических памятников выделяют израильский (северный) и иудейский (южный) диалекты; в Ветхом Завете географическая вариативность языка не прослеживается. Языковая специфика архаической поэзии (например, Песнь Деворы в 5-й главе Книги Судей) и поздних прозаических памятников (книги Ездры, Неемии, Есфири и др.) обусловлена временем создания этих памятников и их жанровыми особенностями.

В консонантизме древнееврейского языка 23 фонемы (утрачены прасемитские межзубные, эмфатический латерал, увулярные; сохраняется неэмфатический латерал ŝ). Все согласные, кроме гуттуральных и r, могут быть удвоены. Глухие и звонкие смычные фонемы (р, t, k, b, d, g) имеют спирантные варианты с тенденцией к их превращению в самостоятельные фонемы. В вокализме 7 полногласных фонем (å, а, ä, е, i, о, u) и 4 редуцированные (ǝ, ă, å, а), фонологический статус редуцированных гласных (в частности, характер оппозиции «ǝ - нулевой звук») не вполне ясен. Ударение фонологически значимо (сравни bǻnu ‘в нас ‘ - bǻnú ‘они построили ‘), хотя большинство словоформ имеют ударение на последнем слоге. Подвижность ударения при словоизменении обусловила возникновение сложной системы вокалических чередований.

В именной морфологии - противопоставление мужского рода (не маркирован) и женского (с показателями -å, -Vt), единственного и множественного числа (показатель мужского рода -im, женского - -ot). У некоторых типов имён при образовании множественного числа наблюдается аблаут (сравни mäläk ‘царь ‘ - множественное число målåkim). Показатель двойственного числа -аyim присоединяется к ограническому кругу лексем. Падежные отношения выражаются аналитически (прямой объект оформляется предлогом?et; принадлежность - соположением вершинного и зависимого имени, иногда с фонетическими изменениями: dåbår ‘слово ‘, dåbar dawid ‘слово Давида ‘). Имеется окончание -å с направительным значением (уаmm-å ‘к морю ‘). Определённый артикль имеет вид ha-.

В глагольной морфологии - редуцированная система пород (5 пород), «внутренний» (апофонический) пассив, суффиксальное (перфект) и префиксальное (имперфект) спряжения, выражающие значения прошедшего и будущего времени (сравни kåtab ‘он написал ‘ - yiktob ‘он напишет ‘). Значение настоящего времени выражается активным причастием (hu koteb ‘он пишет ‘). В повествовательном тексте сочетания форм перфекта и имперфекта с союзом wå/wa ‘и ‘ имеют значения, противоположные значениям этих форм без данного союза: сравни wǝkåtab ‘он напишет ‘ (wǝ с перфектом) - wayyiktob ‘он написал ‘ (wa с имперфектом); интерпретация этого явления остаётся спорной. Имеются наклонения: императив (kǝtob ‘напиши ‘), когортатив (только в 1-м лице: ?äšmǝr-å ‘да сохраню я ‘), у некоторых глаголов - юссив (сравни имперфект уåkum ‘он встанет ‘ - юссив уåkom ‘пусть он встанет ‘). 2 инфинитива - сопряжённый (kǝtob), абсолютный (kåtob).

Нейтральный порядок слов - «подлежащее + сказуемое» в именном предложении, «сказуемое + подлежащее + (прямое дополнение)» в глагольном. Зависимые слова следуют за вершинными.

В лексике: арамеизмы, заимствования из аккадского языка, древнеегипетского языка, древнеперсидского языка, в мишнаитских памятниках - грецизмы и латинизмы.

Эпиграфические памятники древнееврейского языка записаны близким к финикийскому письму палеоеврейским письмом (консонантным алфавитом с ограниченным применением знаков W, Y и Н для передачи гласных), вышедшим из употребления в последние века до нашей эры и сменившимся так называемым квадратным письмом (смотри Западносемитское письмо). В середине 1-го тысячелетия нашей эры для последовательной передачи гласных фонем была разработана система диакритических знаков.

Лит.: Gesenius W., Kautzsch Е. Gesenius ‘ Hebrew grammar. Oxf., 1910. L., 1985, Joüon Р., Muraoka Т. А grammar of Biblical Hebrew. Roma, 1991-1993. Vol. 1-2.

Словари: Brown F., Driver S. R., Briggs С. А. The Hebrew and Aramaic lexicon. Boston, 1906. Peabody, 1996; Kohler L., Baumgartner W., Stamm J. J. The Hebrew and Aramaic lexicon of the Old Testament. Leiden а. о., 1994-2000. Vol. 1-5.