Понятие Административного права, виды, нормы и т.д.

Административно-правовые нормы и отношения

Нормы административного права представляют собой общеобязательные правила поведения, которые устанавливаются государством в целях регулирования общественных отношений, складывающихся в процессе исполнительно-распорядительной деятельности в сфере государственного управления. Они призваны обеспечивать организацию и функционирование как всей системы органов исполнительной власти, так и ее отдельных звеньев, а также регулировать внутриорганизационные управленческие отношения в иных сферах государственной деятельности (в органах представительной власти, суда, прокуратуры). Они распространяют свое действие также на организацию и деятельность исполнительных органов местного самоуправления, определяют порядок их взаимодействия с органами государственной власти. Однако они не регулируют внутреннее управление в частных предприятиях, фирмах, концернах и т.д.

Административно-правовые нормы подразделяются на различные виды по целому ряду оснований.

1. В зависимости от содержания выделяются:

· материальные нормы - определяют объем и содержание прав и обязанностей, а также ответственность участников административно-правовых отношений, т.е. их административно-правовой статус. Они регламентируют правовой режим деятельности субъектов административного права, устанавливают запреты и ограничения на ту или иную деятельность, административные санкции за их нарушение и компетенцию соответствующих органов по применению этих санкций;

· процедурно-процессуальные нормы - нормы регламентируют процесс функционирования органов государственной администрации в их отношениях с другими субъектами административного права;

· процедурные нормы - определяют порядок реализации компетенции, прав и обязанностей, установленных нормами материального административного права. Они регулируют процедуру, формы и методы нормотворческой и правоприменительной деятельности государственной администрации.

· процессуальные нормы - регламентируют порядок осуществления юрисдикционной деятельности, т.е. отношения, складывающиеся с участием юрисдикционного органа в процессе разбирательства правовых конфликтов в виде административных правонарушений и административных споров.

2. В зависимости от функций права административно-правовые нормы подразделяются на:

· учредительные - они закрепляют отправные, принципиальные положения материального или процессуального характера. Структура этих норм включает два основных элемента: объем и определение. Объем указывает условия применения учредительной нормы, а определение закрепляет значение того или иного термина, используемого в административном праве либо принцип административного права.

· регулятивные - обеспечивают позитивное регулирование поведения субъектов административного права. Они определяют правила поведения участников административно-правовых отношений, обстоятельства и прекращения этих отношений.

· охранительные - нормы обеспечивают охрану регулятивных норм от нарушений, защиту прав и свобод граждан в случае их ущемления неправомерными действиями административных органов.

3. В зависимости от юридической силы выделяются:

· законодательные - содержатся в федеральных законах и нормативных актах законодательной власти субъектов Федерации;

· подзаконные административно-правовые нормы - могут быть общими и отраслевыми (ведомственными ). Общие подзаконные нормы содержатся в актах Президента РФ, Постановлениях правительства РФ, глав администраций и правительств субъектов РФ. Отраслевые нормы устанавливаются посредством ведомственных нормативных актов.

4. В зависимости от метода воздействия на поведение субъектов нормы административного права делятся на:

· обязывающие (содержат предписание совершить определенные действия в предусмотренных нормой случаях);

· запрещающие (содержат запрет на совершение тех или иных действий);

· уполномочивающие (предоставляют возможность субъектам права совершать определенные действия, влекущие юридические последствия);

· разрешительные или дозволительные (разрешают адресату действовать по своему усмотрению);

· ограничительны е (вводят ограничения на ту или иную деятельность).

5. По форме предписания административные нормы подразделяются на:

· императивные (подлежащие обязательному, безусловному исполнению);

· диспозитивные (предлагающие несколько вариантов решения либо допускающие возможность согласования прав и обязанностей сторон)

· стимулирующие (обеспечивающие с помощью средств материального и морального воздействия образцовое выполнение своих обязанностей участниками управленческих правоотношений).

6. В зависимости от территории действия :

· общефедеральные, региональные (действующие на территории субъекта РФ);

· межтерриториальные;

· местные;

· локальные (внутриорганизационные) нормы административного права.

7. По сроку действия:

· временные (введенные на определенный срок);

· бессрочные (не имеющие заранее определенного срока действия),;

· чрезвычайные (рассчитанные на время существования определенных чрезвычайных обстоятельств).

Нормы административного права получают свое внешнее выражение и закрепление в нормативно-правовых актах, состоящих из статей. Между статьями правовых актов и нормами права нет прямого соответствия. Возможны три варианта соотношения статей и норм: а) в одной статье содержится одна норма; б) одна статья содержит несколько правовых норм; в) элементы одной и той же нормы (гипотеза, диспозиция, санкция) находятся в нескольких статьях нормативного акта или даже в нескольких нормативных актах.

Нормативно-правовые акты - основной вид источников административного права. Под источниками права понимаются внешние конкретные формы выражения правовых норм.

Основными источниками административного права являются:

1. Конституция РФ в части установления основ организации системы исполнительной власти, оформления предметов ведения Федерации и субъектов РФ, установления полномочий Правительства РФ и т.д.;

2. федеральные конституционные законы, определяющие правовую основу организации и деятельности структур исполнительной власти, правовой статус отдельных субъектов административного права;

3. кодифицированные нормативные акты (Кодекс об административных правонарушениях РФ, Таможенный кодекс РФ, Лесной кодекс, Градостроительный кодекс и др.);



4. федеральные законы (Закон «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», Закон «Об основах государственной службы РФ», Закон «О некоммерческих организациях» и др.);

5. подзаконные федеральные акты: а) указы Президента РФ и б) Постановления Правительства РФ, в) нормативные акты федеральных органов исполнительной власти;

6. законодательные акты субъектов Федерации (конституции и уставы субъектов Федерации, законы по проблемам административно-правовых отношений);

7. подзаконные акты субъектов Федерации;

8. нормативные акты президентов, глав администраций;

9. постановления, распоряжения правительств субъектов Федерации;

10. приказы, постановления исполнительных органов субъектов Федерации, руководителей предприятий, учреждений субъектов Федерации;

11. административно-правовые договоры нормативного содержания, которые представляют собой дву- или многосторонние соглашения между субъектами административного правотворчества, содержащие нормы административного права;

12. международно-правовые акты.

Нормы административного права, содержащиеся в этих источниках, образуют в своей совокупности систему административного права. В системе административного права выделяются нормы Общей и Особенной частей. В рамках Общей части административного права выделяются нормы, образующие следующие правовые институты:

1. институт административно-правового статуса граждан;

2. институт исполнительной власти, представленный нормами, которые закрепляют порядок организации и функционирования исполнительной власти, административно-правовой статус ее органов;

3. институт форм и методов осуществления исполнительной власти;

4. институт государственной службы;

5. институт административно-правового статуса негосударственных объединений, их служащих;

6. институт административного принуждения и административной ответственности;

7. институт административной юстиции;

8. институт контроля за деятельностью государственной администрации и др.

Особенная часть административного права состоит из норм, регулирующих отношения в отдельных отраслях государственного управления. Эти нормы группируются по трем основным направлениям:

1. нормы, регулирующие управление экономикой;

2. нормы, регулирующие управление в социально-культурной сфере;

3. нормы, определяющие порядок управления административно-политической сферой.

§1. Понятие и особенности административно-правовых норм

Сущность и социальное назначение административного права, специфика административно-правового регулирования обще c твенных отношений раскрываются при анализе правовых норм, составляющих содержание данной правовой отрасли, и позволяют определить ее мес­то в правовой системе Российской Федерации.

Норма права по своему юридическому значению есть определен­ное правило поведения, соблюдение которого гарантируется различ­ного рода организационными, разъяснительными и стимулирующими средствами, а также применением в отношении тех, кто его не соблю­дает, мер юридического принуждения (дисциплинарная, администра­тивная, материальная, уголовная ответственность). Подобные качест­ва в полной мере присущи административно-правовым нормам.

Нормы этой отрасли права несут на себе отпечаток общественных отношений, составляющих ее предмет. Соответственно проявляются определенные особенности, характерные для административно- право­вых норм.

Изложенные исходные позиции позволяют определить адми­нистративно-правовую норму в качестве устанавливаемого государством правила поведения, целью которого является регулирование общественных отношений, возникающих, изменяющихся и прекра­щающихся (по мере необходимости) в сфере функционирования ме­ханизма исполнительной власти или (в широком смысле) государст­венного управления. Указанные общественные отношения принятоназывать управленческими

В административно-правовых нормах непосредственно выражает­ся регулятивная роль административного права, проявляющаяся в следующем:

а) преследуют цель обеспе­чения должной упорядоченности организации и функционирования как всей системы исполнительной власти (государственного управ­ления), так и ее отдельных звеньев, рационального их взаимо­действия;

б) административно-правовые нормы определяют тот или инойвариант должного, т.е. соответствующего интересам правового госу­дарства, поведения всех лиц и организаций, действующих непосредст­венно в сфере государственного управления и выполняющих тот или ; иной объем его функций (например, администрация края, области), либо тем или иным образом затрагивающих своими действиями интересы этой сферы (например, общественные объединения, граждане). Должное поведение предполагает, какие действия можно совершать (дозволения), от каких следует воздержаться (запреты), какие совер­шать необходимо (предписания). В этом и выражается по существу управляющее воздействие на поведение;

в) действуя в сфере государ­ственного управления, прежде всего и главным образом предназначе­ны для обеспечения эффективной реализации конституционного на­значения механизма исполнительной власти, т.е. исполнения, прове­дения в жизнь требований законов Российской Федерации. Тем самым они выражают сущность исполнительной ветви единой государствен­ной власти;

г) административно-правовые нормы, определяя границы долж­ного поведения в сфере государственного управления, служат интере­сам установления и обеспечения прочного режима законности и госу­дарственной дисциплины в общественных отношениях, возникающих в процессе государственно-управленческой деятельности;

д) административно-правовые нормы в отличие от многих дру­гих отраслей российского права имеют свои собственные юридические средства защиты от посягательств на них (невыполнение, недобросо­вестное выполнение их требований и т.п.). Имеется в виду адми­нистративная ответственность, как правило, наступающая во внесудебном порядке. В таком же аспекте можно говорить и о дисциплинарной ответственности, рамки применения которой не­сравненно уже, чем у административной ответственности (исключи­тельно служебные отношения). Административные средства правозащиты не являются чисто административно-правовой прерогативой. С их помощью практически осуществляется защита не только административно-правовых норм и регулируемых ими управлен­ческих отношений, но и норм многих других отраслей права (например, трудового, финансового, земельного и т.п.);

е) административно-правовые нормы во многих случаях могут выступать в роли регулятора иных общественных отношений, а не только их защитника. Так, с их помощью обеспечивается урегулированность финансовых, земельных, трудовых и иных отношений; именно на их основе определяется порядок взимания налогов, сборов, осуществляется государственный контроль за соблюдением налогово­го, природоохранного, трудового законодательства, устанавливаются основные организационные начала предпринимательской деятель­ности и т.п.;

ж) административно-правовые нормы достаточно часто уста­навливаются непосредственно в процессе реализации исполнительной власти и непосредственно ее субъектами.

Давая общую характеристику административно-правовым нор­мам, необходимо обратить внимание на некоторые их особенности. Прежде всего следует решить вопрос о соотношении правоисполнения (правоприменения) и правоустановления (правотворчества).

Любая правовая норма есть акт правотворчества и административно-правовые нормы не представляют собой какого-либо исключения. За соответствующими субъектами исполнительной власти дей­ствующим законодательством закреплены полномочия по самостоя тельному установлению правовых норм. Налицо административное законотворчество.

Для административного права характерно юридическое опосредствование такой деятельности, основным содержанием которой является исполнение или применение к конкретным обстоятельствам требований законов, составляющих основу всей правовой системы Рос­сийской Федерации. Поэтому административно-правовые нормы как регулятор общественных отношений управленческого типа могут характеризоваться в качестве одной из важнейших юридических форм правоприменения в сфере государственного управления. Следовательно, данные нормы несут в своем содержании двоякую юридическую «нагрузку»: правоустановительную и правоприменительную. Между этими функциями административно-правовых норм теснейшая взаимосвязь, в рамках которой четко выявляется следующая законо мерность: правоустановление (правотворчество) по своей сути служит целям правоприменения (исполнения). Об этом, в частности, свидетельствует тот факт, что действующим законодательством уста­новлено, что нормативные акты субъектов исполнительной власти издаются «во исполнение» законов.

Однако вся совокупность действующих административно-правовых норм не сводится к тем, которые устанавливаются непосредственно названными субъектами. Многие нормы административного права содержатся в Конституции Российской Федерации. Ими определяются основные параметры государственно-управленческой деятельности и возникающих в ее процессе управленческих отношений (например, конституционный статус личности, субъектов исполнительной власти и т.п.). Почти в каждом российском законе немало административно-правовых норм.

Это означает, что существует определенная иерархия админист­ративно-правовых норм: конституционные нормы, нормы законов и нормы, право на установление которых предоставлено действующим законодательством непосредственно субъектам исполнительной власти (например, Правительству Российской федерации). Наполненные единым юридическим содержанием, эти правовые нормы не равноз­начны по своей юридической силе.

Административно-правовые нормы, устанавливаемые субъектами исполнительной власти, вторичны, по сравнению с аналогичными нормами конституционного или законодательного характера, т.е.производны от них; последние по своему юридическому значению первичны. Отсюда - подзаконность не только деятельности субъектов исполнительной власти, но и устанавливаемых ими административно-правовых норм. В иерархии правовых норм им отводится определенное место, выражаемое следующей юридической формулой:они создаются на основе (основании) и во исполнение Конституции,законов и нормативных указов Президента Российской Федерации как главы государства (ст. 115 Конституции Российской Федерации).

Являясь вторичной (производной) формой правоустановления, административно-правовые нормы, создаваемые непосредственно субъектами исполнительной власти, обеспечивают действенность прежде всего конституционных и законодательных правовых норм. Тем самым они служат одним из существенных юридических средств, придающих этим нормам характер реально «работающих» правовых установлении, а также детализирующих и конкретизирующих содер­жащиеся в них общие правила поведения.

Обычно нормы законов не имеют прямого действия, представляя собой наиболее общие правила поведения принципиального характе­ра, абстрагирующиеся от конкретных особенностей и условий их практического применения (исполнения). Между тем, Россия - не унитарное государство; ее территория огромна, причем территориаль­ные особенности нередко весьма существенны. Россия - много­национальное государство; эффективное развитие территорий, национально-государственных образований и отдельных народностей невозможно без корректировки тех или иных норм законов. Конечно, это стремится учесть сам законодатель, но практически решение дан­ной задачи- не его функция.

Поэтому на долю административно-правовых норм, создаваемых субъектами исполнительной власти, падает основная нагрузка по приданию тем или иным позициям, законодательно закрепленным, прямого действия. Иначе говоря, общие нормы закона в процессе их применения в рамках функционирования механизма исполнительной власти и в полном соответствии с функционально-компетенционными принципами разделения властей, как правило, нуждаются в опосредствовании их нормами административного (впрочем, не только!) пра­ва. Государственно-правовая действительность наглядно подтвержда­ет жизненность подобного, отработанного многолетней практикой, механизма соотношения административно-правовых норм, содер­жащихся в законодательных актах и устанавливаемых субъектами исполнительности власти (например, механизм проведения в жизнь российского законодательства о приватизации, борьбе с моно­полизмом, об охране окружающей природной среды и т.п.).

Административное нормотворчество, однако, не может быть беспредельным, хотя, как показывает практика, подобная тенденция проявлялась с различной интенсивностью в процессе развития отечественной системы государственного управления. В связи с этим обра­щают на себя внимание весьма показательные моменты, относящиеся к содержанию и порядку формирования административно-правовых норм,

Во-первых, длительный период времени законодательная (представительная) власть действовала формально, в силу чего она практически подменялась исполнительной властью. В результате большинство административно-правовых норм создавалось не законо­дательным путем, а органами государственного управления общей компетенции. Дело, в конце концов, дошло до того, что в состав дейст­вующего законодательства, вопреки Конституции, стали включать и постановления Правительства, т.е. исполнительная власть по существу превращалась в составную часть законодательного процесса. В за­конодательном регулировании многих общественных отношений на наблюдались многочисленные пробелы, которые «заполнялись» обилием правительственных и исполкомовских нормативных актов, не всегда соответствующих букве и духу закона. В дальнейшем пассивность законодателя сменилась бурной законотворческой активностью, когда законы стали приниматься «пакетами». Как следствие этого - множество противоречивых и нескоординированных, а потому ч не работа­ющих законов, как правило, не содержащих административно-правовых норм прямого действия, нестабильность законодательною мате­риала, «война законов», наконец, откровенное «вторжение» законода­теля в сферу исполнительства вопреки провозглашенным принципам разделения властей. Подобные явления охватывали вею систему госу­дарственно-правовой организации сверху донизу, что и привело в ко­нечном счете к конституционному кризису.

Во-вторых, чрезвычайное развитие получило административное нормотворчество отраслевого характера, следствием чего стало обилие ведомственных административно-правовых норм, нередко расходящихся с требованиями законности и правопорядка, т.е. вообще не опирающихся на законодательство.

Указанные негативные явления стали преодолеваться по существу лишь в последние годы. Конституция Российской Федерации 1993 года призвана упорядочить соотношение различных элементов ме­ханизма правоустановления, включая и порядок формирования под законных административно-правовых норм. Необходимо, однако, учитывать, что несмотря на то, что для исполнительной власти главное не правотворчество, а правоприменение, лишить субъекты этой ветви власти определенного объема правоустановительных полно­мочий было бы не оправданным. Но для этого требуется четкое и не­двусмысленное решение вопроса о границах и объеме компетенции субъектов исполнительной власти по самостоятельному, но непремен­но подзаконному, установлению административно-правовых норм. Пока эта задача последовательно не решена. Придание представи­тельным органам власти всех субъектов Российской Федерации зако­нодательных функций в значительной степени усложняет ее решение. Между тем сильная исполнительная власть, потребность в которой за­креплена в новой российской Конституции, объективно требует своего «оснащения» четко выраженными правоустановительными полно­мочиями. Это особенно важно в современных условиях, когда все большее число объектов различного назначения утрачивает государст­венный характер, и, соответственно, воздействовать на их работу рас­порядительным путем (прямое предписание) не представляется воз­можным. На смену ему приходят иные средства упорядочивающего воздействия, в числе которых существенна роль именно админист­ративного нормотворчества, целью которого является установление и обеспечение должного функционирования указанных объектов различной формы собственности.

Достижению такой цели может способствовать следующее. Преж­де всего административно-правовые нормы общего характера должны иметь, как правило, законодательную форму своего выражения. Пос­кольку же полностью решить данную задачу подобным путем не реально, постольку соответствующие субъекты исполнительной власти наделяются полномочиями по созданию таких норм в случаях, когда:

а) соответствующий законодательный акт прямо предусматривает таковую возможность. Например, Водным кодексом Российской Феде­рации предусматривается, что Правительство Российской Федерации устанавливает порядок разработки, согласования, государственной экспертизы, утверждения и реализации схем комплексного использо­вания и охраны водных ресурсов 1 ;

б) определяемая для данного субъекта исполнительной власти компетенция включает его правоустановительные полномочия, при­чем не в виде простой констатации, а в конкретном выражении (на­пример, перечисление вопросов, по которым могут издаваться нор­мативные акты). Пока данная проблема практически четко не реша­ется,

Например, в Положении о Государственном комитете Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства, утвержденном Правительством Российской Федерации 28 октября 1995 года, предусмотрено, что данный федеральный орган исполнительной власти вправе издавать в пределах своей компетенции в соответствии с действующим законодательством нормативные правовые акты, обязательные для исполнения федеральными органами испол­нительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также организациями и учреждениями 2 . Компетенция же этого органа определяется настолько различными формулировками, что определить границы его нормотворческой деятельности весьма затруднительно;

в) исполнительное (административное) нормотворчество исполь­зуется преимущественно в целях внутрисистемного регулирования, т.е. в интересах внутренней организации механизма исполнительной власти (государственного управления);

г) используется механизм «делегированного» законодательства, т.е. законодатель передает тому или иному субъекту исполнительной власти соответствующие правоустановительные полномочия, в обыч­ных условиях относящиеся к исключительной компетенции законода­теля. Этот институт у нас не развит, но его перспективное значение очевидно.

Главное состоит в том, чтобы в законодательных актах непрямого действия был установлен конкретный адресат их исполнения с однов­ременным определением объема необходимых для этот подзаконных нормотворческих полномочий.

Относительно ведомственного административного нормотворчества, весьма до сих пор развитого и нередко далекого от соответствия требованиям законности, тенденция такова: ограничение возмож­ности установления ведомствами общеобязательных административ­но-

1 Собрание законодательства Российской Федерации. 1995.№ 47.ст.4471

2 Собрание законодательства Российской Федерации. 1995.№ 45.с т. 4320

правовых норм; делегирование такого рода полномочий в отдель­ных случаях со стороны субъектов исполнительной власти, наделен­ных общей компетенцией. Так, Правительство Российской Федерации приняло 10 февраля 1994 года специальное постановление «О де­легировании полномочий Правительства Российской федерации по управлению и распоряжению объектами федеральной собствен­ности». 1

Таким образом, необходимы условия, не позволяющие чрезмерно расширять сферу административного нормотворчества. С другой стороны, столь же необходимы и условия, позволяющие этому виду правоустановительной деятельности развиваться в строгих рамках закон­ности и государственной дисциплины.

Административно-правовые нормы содержат в себе юридически обязательные правила поведения, адресованные прежде всего субъек­там исполнительной власти (государственного управления). В качест­ве примера можно назвать нормы, содержащиеся в Законе о Прави­тельстве Российской Федерации, в Указе Президента Российской фе­дерации от 17 марта 1997 г. «О совершенствовании структуры феде­ральных органов исполнительной власти» 2 , в положениях о федеральных министерствах и т.п. Объясняется данная особенность тем, что на характер административно-правовых норм оказывают определяющее влияние природа и социальное назначение государст­венно-управленческой деятельности. Соответственно и в современных условиях основным объектом административно-правового регулиро­вания по-прежнему остаются действия (поведение) исполнительных органов, их внутренних структурных подразделений, а также дейст­вующих от их имени должностных лиц. Административно-правовые нормы, следовательно, рассчитаны в „ значительной степени на регулирование организации и функционирования аппарата государст­венного управления.

Административно-правовые нормы, однако, не могут быть сведе­ны к чисто «аппаратным». Роль этих норм значительно более многооб­разна, что прямо вытекает из сущности и назначения государственно-управленческой деятельности как формы практической реализации исполнительной власти. Соответственно аппарат управления «живет» не только и не столько интересами собственного бытия. Он повседнев­но связан как с нижестоящими звеньями, так и со всеми иными сторо­нами, действующими в сфере государственного управления, либо так или иначе затрагивающими ее интересы. В первом случае имеются в виду различного рода государственные по своему характеру образо­вания (предприятия, корпорации, учреждения и т.п.), а во втором - негосударственные образования политического, социально-культур­ного, коммерческого типа, а также, что особенно важно подчеркнуть, граждане.

1 Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1994. №8. Ст.593.

2 Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 12, ст. 1419. 54

Чтобы стать высококвалифицированным юристом, необходимо знать не одну отрасль права, в т.ч. необходимо знать и основные понятия административного права. Чтобы помочь начинающим юристам и студентам юридического факультета, мы скомпоновали всю необходимую информацию об (всё об) административном праве, рассмотрим: понятия, виды, нормы, особенности, признаки, субъекты, источники, функции, принципы и многое другое об административном праве, что называется "От и До".

Содержание статьи (навигация):

Рассматриваемые основные понятия административного права

Понятие Административного права и его признаки

Понятие Административного права, как отрасли права

Сначала раскроем понятие административного права с точки зрения отрасли права. Термин "Административное право " коротко и простыми словами - это отрасль российского права, представляющая собой совокупность правовых норм, предназначенных регулировать общественные отношения с органами исполнительной власти, а также отношения внутриорганизационного характера на предприятиях, в учреждениях, организациях.

Рассмотрим полное определение административного права в РФ. Административное право - отрасль российской правовой системы, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующая общественные отношения, складывающиеся в процессе реализации задач и функций органов государственной власти, местного самоуправления при осуществлении исполнительно-распорядительной деятельности, а также отношения внутриорганизационного характера на предприятиях, в учреждениях, организациях.

Понятие Административного права, как науки

А теперь раскроем понятие административного права с точки зрения науки (административно-правовая доктрина). Термин "Административное право " как наука коротко и простыми словами - это часть российской правовой науки, система научных взглядов и представлений, знаний и теоретических положений об отрасли административного права и о предмете его регулирования.

Рассмотрим полное определение административного права в РФ как науки. Наука "Административное право" - это составная часть юридической науки, определяемая как система государственно-управленческих, административных взглядов, идей, представлений о законах, регламентирующих отношения в сфере государственного управления, о его социальной обусловленности и эффективности, о закономерностях, реформировании и тенденциях развития административного законодательства, о принципах административного права, об истории и перспективах развития.

Признаки административного права

Правоведами относительно давно расписаны признаки административного права. Существуют следующие признаки отрасли административное право:

  • является одной из основополагающих отраслей публичного права;
  • представляет собой совокупность юридических норм;
  • имеет обособленный предмет правового регулирования – управленческие отношения, возникающие как в сфере государственного управления, так и в других сферах;
  • имеет свой метод правового регулирования;
  • обладает внутренней согласованностью, состоит из определенных элементов;
  • имеет внешнее выражение, т.е. закрепляется в определенных формах-источниках.

Понятие норм, виды норм административного права, особенности и структура норм

В данном разделе мы Вам объясним что означает термин нормы административного права и подробно опишем виды административного права, а точнее виды норм административного права. Также, детально распишем структуру норм административного права и особенности норм административного права.

Понятие нормы административного права

Часто задают вопрос про понятие нормы административного права, поэтому мы решили его здесь изложить. Административно-правовые нормы - это установленные государством правила поведения, регулирующие отношения в сфере государственного управления, а также отношения управленческого характера, возникающие в процессе осуществления государственной власти.

Нормы административного права в Российской Федерации определяют порядок создания, реорганизации и упразднения органов исполнительной власти, их перечень, цели и задачи их деятельности, компетенцию и другие стороны правового статуса этих органов, их структуру и процедуру деятельности. Распространяются они и на организацию местного самоуправления, и порядок взаимодействия его органов с органами государственной власти.

Нормы административного права устанавливают, кроме того, порядок создания, реорганизации и упразднения управляемых объектов – предприятий, учреждений и организаций и регулируют многие стороны их деятельности независимо от форм собственности, их взаимоотношения с органами государственной администрации. Нормы административного права закрепляют также порядок прогнозирования, планирования и ценообразования, распределения материальных ресурсов, регулирования заработной платы.

Структура норм административного права

Итак, Структура нормы административного права – способ и форма взаимосвязи ее элементов. Такими элементами являются гипотеза , диспозиция и санкция . Вместе с тем нормам административного права присуще и поощрение.

Выделяемые элементы структуры норм административного права :

  • Гипотеза характеризует условия, при которых должны применяться предписания соответствующей правовой нормы. Фактически гипотеза предусматривает обстоятельства, служащие основанием возникновения, изменения, прекращения административных правоотношений. Гипотеза обычно отсутствует в административно-правовых нормах, регулирующих организацию и деятельность, а равно определяющих полномочия органов государственного управления, их должностных лиц. В административно-правовых нормах, предусматривающих составы административных правонарушений, гипотеза сливается с диспозицией. Гипотеза может находиться также не в самой административно-правовой норме, а в общих положениях нормативного акта (вводная часть, преамбула) и даже в других правовых положениях.
  • Диспозиция - это формулировка правила должного поведения. Данный элемент структуры административно-правовой нормы выражается в прямых предписаниях, устанавливающих обязательные правила поведения, запреты, ограничения на те или иные действия.
  • Санкция - это указание на меры ответственности, применяемые в случае нарушений административно-правовой нормы. Чаще всего санкции предусматривают меру дисциплинарного или административного воздействия на нарушителя.

Особенности норм административного права

Выделяют следующие особенности норм административного права :

  • являются разновидностью юридических норм;
  • объектом регулирования выступают особого рода общественные отношения – управленческие;
  • административно-правовые нормы – средство реализации публичных интересов в сфере государственного управления;
  • устанавливаются органами государственной власти, местного самоуправления, администрацией предприятий, учреждений, организаций;
  • содержатся в нормативных правовых актах различной юридической силы (законах и подзаконных нормативных правовых актах);
  • имеют представительно-обязывающий характер;
  • обеспечиваются мерами государственного принуждения;
  • преследуют цель обеспечения должного управленческого порядка;
  • во многих случаях регулируют общественные отношения, составляющие предмет иных отраслей права (финансового, земельного, экологического, трудового и др.).

Виды административного права (виды норм)

Виды административного права, а точнее виды административно-правовых норм хорошо исследованы в юридической литературе и изучена многими правоведами. Поэтому можно провести различную классификацию административно-правовых норм в зависимости от оснований, которые лежат в основе проводимой классификации. Перечислим существующие виды административно-правовых норм.

По целевому назначению:

  • Регулятивные – содержащие правила созидательной, нормальной деятельности;
  • Охранительные – призванные обеспечить защиту, охрану урегулированных юридическими нормами отношений.
  • Материальные . Юридически закрепляют комплекс обязанностей, прав, а также ответственность участников регулируемых общественных отношений, т. е. фактически их административно-правовой статус.
    Например , ФЗ-79 «О государственной гражданской службе РФ» от 27.07.2004 определяет государственную службу в качестве профессиональной деятельности по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. Эта норма статична, т. к. лишь фиксирует возможность приобрести охарактеризованный в ней в общей форме статус государственного служащего.
  • Процессуальные . По своему назначению определяют (регламентируют) процедуру или порядок реализации обязанностей и прав, устанавливаемых нормами материального административного права в рамках регулируемых управленческих отношений.
    В частности , они определяют порядок поступления на государственную службу и ее прохождения.

По методу воздействия:

  • Обязывающие , т.е. содержащие юридическое предписание действовать в предусмотренных нормой условиях должным образом.
    Например , для совершения определенных видов работ необходимо получить лицензию (официальное разрешение); при приеме на государственную службу соответствующие должностные лица обязаны издать приказ; возникающее коммерческое объединение обязано пройти государственную регистрацию в органах юстиции и т.п.
  • Запрещающие , т.е. предусматривающие запрет на совершение тех или иных действий в условиях, определяемых данной нормой.
    Например , общим является запрещение действий (бездействия), подпадающих под признаки административных правонарушений (КоАП РФ); запрещается рассмотрение жалобы должностным лицом, чьи действия являются предметом жалобы гражданина и т.п.
  • Уполномочивающие (дозволительные) , т.е. предусматривающие возможность адресата действовать в рамках требований данной нормы по своему усмотрению. Налицо разрешение, дающее возможность выбора того или иного варианта действий (бездействия), но в рамках определенного правового режима, создаваемого данной нормой.
    Например , гражданину предоставлена возможность самостоятельно решать вопросы, связанные с практической реализацией его субъективных прав и свобод в сфере государственного управления (например, право на обжалование неправомерных действий должностных лиц). Если речь идет, например, о должностных лицах, то применительно к ним дозволительные нормы означают самостоятельный выбор определенного варианта поведения, но не произвольного, а одного из предлагаемых данной нормой. Так, должностные лица, осуществляющие контрольно-надзорные полномочия, могут применять к нарушителю соответствующих правил поведения одну из предусмотренных административно-правовой нормой меру административного принуждения.
  • Стимулирующие (поощрительные) , т.е. обеспечивающие должное поведение с помощью соответствующих средств материального или морального воздействия на участников регулируемых управленческих отношений.
    Например , налоговые или иные льготы, применение льготного кредитования и т. д.
  • Рекомендательные , т.е. дающие возможность поисков наиболее целесообразных вариантов решения определенных задач.
    Например , рекомендации по наиболее эффективной организации работы государственных налоговых инспекций по применению санкций за нарушения налогового законодательства.

По предметам действия:

  • По действию в пространстве (территориальному масштабу): общефедеральные, действующие на территории субъекта РФ или региона, межотраслевые, отраслевые, локальные (внутриорганизационные). Действие административно-правовых норм в пространстве связано с положением органа, издавшего акт;
  • По кругу лиц: общеобязательные для всех субъектов, для специальных субъектов (отдельных групп лиц).

По юридической силе:

  • законодательные акты;
  • подзаконные акты – могут содержаться в указах Президента, постановлениях Правительства, приказах и постановлениях ведомственных органов, постановлениях глав администраций.

По сроку действия:

  • Временные . Если срок действия нормы заранее установлен, значит, она временная, срочная. Срочная норма, если её досрочно не отменят, прекращает действие автоматически, когда наступает заранее названная дата;
  • Постоянные . Постоянные нормы действуют неопределенное время, срок их действия заранее не определяется, они имеют силу до тех пор, пока не будут отменены.

По адресу, регулирующие:

  • административно-правовой статус гражданина;
  • административно-правовой статус коммерческих организаций;
  • административно-правовой статус общественных объединений и иных некоммерческих организаций;
  • административно-правовой статус органов исполнительной власти;
  • административно-правовой статус государственных предприятий и учреждений;
  • административно-правовой статус государственных служащих;
  • различные вопросы организации и деятельности звеньев исполнительной власти.

По масштабу действия:

  • федеральные нормы;
  • нормы субъектов РФ;
  • нормы местного самоуправления.

По объекту регулирования:

  • Общие , регламентирующие наиболее важные стороны административного регулирования и имеющие широкое применение. Такие нормы направлены на все сферы и отрасли государственного управления;
  • Межотраслевые , регламентирующие все или несколько отраслей государственного управления, имеющие при этом специальный характер. Например, административные нормы, имеющиеся в таможенном законодательстве;
  • Отраслевые , регулирующие управленческие отношения, возникающие в определенных отраслях исполнительной власти.

По действию во времени:

  • срочные , для которых определен срок действия;
  • бессрочные , т.е. срок их действия не указан и они действуют до отмены компетентным органом.

Понятие Субъекта административного права и их виды

Понятие Субъекта административного права

Сначала раскроем понятие субъектов административного права. Термин "Субъект Административного права " коротко и простыми словами - это конкретный участник административно-правовых отношений, в которые он вступает либо по собственному желанию (усмотрению), либо в силу- обязанности, возложенной на него специальной правовой нормой.

Рассмотрим полное определение субъектов административного права в РФ. Субъект административного права - это конкретный участник отношений, которые отвечают особым признакам, закрепленным в нормах административного права, обусловливающим возможность приобретать и реализовывать права и обязанности на основании таких норм, в каковые он вступает либо по собственному желанию (усмотрению), либо в силу- обязанности, возложенной на него специальной правовой нормой.

Например , гражданин может оспорить принятое органом исполнительной власти постановление в суде, если считает, что оно нарушает принадлежащие ему права и свободы. Вместе с тем он может не оспаривать данного постановления. Должностное лицо, занимающее в органе исполнительной власти государственную должность государственной службы, обязано защищать права и свободы граждан и в необходимых случаях принимать соответствующие меры по их обеспечению. Прокурор обязан при наличии достаточных оснований возбудить производство по делу об административном правонарушении; данное постановление является реализацией его правового статуса. Примеры реализации субъектами административного права своего правового статуса весьма и весьма многочисленны.

Традиционно субъектом административного права считается физическое или юридическое лицо (организация), которые в соответствии с установленными административным законодательством нормами участвуют в осуществлении публичного управления, реализации функций исполнительной власти.

Виды субъектов административного права

  • индивидуальные субъекты (физическое лицо, гражданин, лицо без гражданства, иностранец, должностное лицо и т.д.);
  • коллективный субъект (физическое лицо: участники митинга, демонстрации, пикетирования, забастовки и т.п.; юридическое лицо, организация, структурное подразделение, государство, орган местного самоуправления и т.д.);
  • специальный субъект .

Под индивидуальным субъектом административного права понимается физическое лицо (человек), участвующее в административных правоотношениях. С учетом особенностей административного права, в котором подавляющее большинство правоотношений носят характер «властиподчинения», индивидуальные субъекты имеют ряд особенностей, существенно отличающие их от субъектов других отраслей права. В зависимости от того в качестве какой стороны в административных правоотношениях участвует индивидуальный субъект, определяется его правоспособность и дееспособность.

В качестве коллективных субъектов административного права выступают различные организации и объединения. При этом в административном праве коллективный субъект совсем не обязательно должен обладать статусом юридического лица. Так в качестве коллективного субъекта в административном праве признаются участники митинга, демонстрации, пикетирования, забастовки и т.п. В качестве субъектов административного права выступают органы исполнительной власти государства и местного самоуправления, предприятия и учреждения, общественные организации и объединения и т.п.

Административное право предусматривает также понятие специального субъекта , чей правовой статус имеет ряд особенностей, отличающий его от других субъектов административного права. Выделяют следующие специальные субъекты административного права: члены административных коллективов; субъекты административной опеки; субъекты разрешительной системы; жители территорий с особым административно-правовым режимом; субъектов административного надзора и др.

Предмет административного права

В этом параграфе раскроем понятие предмет административного право. Термин "Предмет отрасли административного права " коротко и простыми словами - общественные отношения, которые урегулированы нормами административного права.

Рассмотрим полное определение предмета отрасли административного права в РФ. Предмет административного право - совокупность общественных правоотношений, складывающихся в процессе организации и деятельности исполнительной власти, иных государственных органов и должностных лиц, на предприятиях, в учреждениях и организациях.

В предмет административного права входят три области правоотношений, а именно:

  1. управленческие правоотношения – представляют собой исполнительно-распорядительную деятельность. В рамках данных правоотношений непосредственно реализуются цели, задачи, функции, полномочия исполнительной власти;
  2. организационные правоотношения – вспомогательные. Организационные правоотношения реализуются в процессе формирования состава государственных органов, распределения между ними прав, обязанностей и ответственности в целом при формировании структуры управления;
  3. контрольные правоотношения – как и любой другой вид деятельности, осуществление государственного управления контролируется специализированными органами. В какой-то мере контрольные полномочия характерны для любого государственного органа, но для некоторых органов данная функция является основной. Методом административно-правового регулирования является совокупность средств и способов воздействия на управленческие отношения, на поведение их участников.

Понятие Источников административного права их Виды и её Система

Возможно Вас интересует, что же такое источники административного права? Поэтому мы решили в данном разделе рассмотреть трактовку термина источника административного права, виды источников и систему источников.

Понятие Источников административного права

Рассмотрим полное определение источников административного права в РФ. Источники административного права - это внешние конкретные формы выражения административно-правовых норм, т.е. имеются в виду юридические акты различных государственных органов, содержащие такого рода правовые нормы (иначе нормативные акты).

Виды источников административного права

Также, часто люди интересуются о том какие бывают виды источников административного права, далее подробнее о них поговорим.

Правовые источники административного права подразделяются на следующие виды :

  • федеральные источники права (принимаемые федеральными государственными органами и действующими на территории всей страны);
  • источники права субъектов РФ (принимаемые органами государственной власти субъектов РФ и действующие на территории этого субъекта).

К числу федеральных правовых источников административного права относятся:

  • конституция РФ;
  • международно-правовые договора и соглашения;
  • федеральные конституционные законы; федеральные законы;
  • постановления Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания; указы Президента РФ; постановления Правительства РФ;
  • правовые акты, устанавливающие правовой статус федеральных министерств, федеральных служб и федеральных агентств;
  • нормативные акты федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти.

На уровне субъектов РФ источниками административного права являются:

  • законодательные и иные нормативные акты представительных и исполнительных органов (конституции республик - субъектов РФ, уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов);
  • правовые акты органов местного самоуправления, их администрации и исполнительных органов, принимаемые в пределах предоставленных им полномочий.

Система источников административного права и её особенности

Выделяют шесть особенностей системы источников административного права (СИАП):

  1. Административное законодательство образует его ядро (в отличие от системы источников уголовного права);
  2. административное и административно-процессуальное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (в соответствии со );
  3. многообразие источников;
  4. состоит в огромном числе входящих в СИАП источников;
  5. мобильность и изменчивость СИАП;
  6. сложность систематизации административно-правовых норм и невозможность их единой кодификации.

Методы административного права и их суть

Административное право использует для регулирования административных отношений различные приемы и способы. И в первую очередь методы, свойственные для всех (или многих) отраслей права. Сравнивая с методологией общей теории права, можно сказать, что все это применимо к методу административного права. Любая отрасль права, в том числе и административное, использует три основных метода :

  1. Предписание : установление определенного порядка действий - предписание к действию в соответствующих условиях и надлежащим образом, предусмотренным данной административно-правовой нормой. Несоблюдение такого порядка не влечет за собой юридические последствия, на достижение которых ориентирует норма;
  2. Запрет : запрещение определенных действий под страхом применения соответствующих юридических средств воздействия (например, дисциплинарной или административной ответственности). Так, запрещено направлять жалобы граждан на рассмотрение тем должностным лицам, чьи действия являются предметом жалобы; виновные должностные лица несут за нарушение данного запрета дисциплинарную ответственность;
  3. Дозволение : предоставление возможности выбора одного из вариантов должного поведения, предусмотренных административно-правовой нормой. Как правило, данный метод рассчитан на регулирование поведения должностных лиц, причем последние не вправе уклоняться от такого выбора. Это - «жесткий» вариант дозволения, дающий возможность проявления самостоятельности при решении, например, вопроса о применении к лицу, совершившему административное правонарушение, той или иной меры административного воздействия (наказания) либо освобождения его от ответственности.
    Также Дозволение выражается в предоставлении возможности действовать (или не действовать) по своему усмотрению, то есть совершать либо не совершать предусмотренные административно-правовой нормой действия в определенных ею условиях. Как правило, это имеет место при реализации субъективных прав. Например, гражданин сам решает вопрос, нужно ли обжаловать действия должностного лица, которые он оценивает как противоправные. Это - «мягкий» вариант дозволения. В связи с этим надо подчеркнуть, что фактически дозволительные варианты управляющего воздействия обладают всеми чертами официального разрешения на совершение определенных действий.

Согласно другой классификации в теории права выделяются два основных метода правового регулирования - императивный и диспозитивный, которые свойственны двум большим, противоположным по своему юридическому характеру и назначению, блокам правовых отраслей - публичному (например, административному, государственному (конституционному), процессуальному) и частному (например, гражданскому, трудовому) праву.

  1. Императивный метод правового регулирования - это метод властных предписаний, характерный прежде всего для административного права. Данный метод отличается властно-императивными началами регламентации отношений и характеризуется отношениями субординации (подчиненности), установлением соответствующего правового статуса субъектов права. Например, система правового регулирования правоохранительной или военной службы включает в себя множество императивно-правовых характеристик, которые обусловливают должное построение и функционирование таких видов государственной службы. При этом взаимоотношения сотрудников правоохранительной службы или военнослужащих основываются на непосредственной подчиненности, распорядительности и централизации управления;
  2. Диспозитивный метод предполагает установление юридического равенства участников правоотношений, свободу осуществления их волеизъявления. Этот метод применяется в основном в отраслях частного права (гражданского, трудового, семейного). Юридическим фактом в данном случае выступает, как правило, договор, в котором сторонами самостоятельно на равноправной основе устанавливаются права, обязанности и ответственность за нарушение его положений. Диспозитивный метод может использоваться в определенных пределах и в системе административно-правового регулирования, например при заключении административных договоров, распределении между органами публичного управления государственных функций.

Система административного права и её части

В данном разделе мы Вам объясним что означает термин система административного права и подробно опишем части системы административного права.

Понятие системы административного права

Раскроем понятие "система административного права" и распишем её части. Итак, Система административного права - это внутреннее построение административного права как отрасли права, совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных правовых институтов и норм, регулирующих общественные отношения в различных сферах и отраслях управления.

Части системы административного права

Как и обещали рассмотрим части административного права. Изначально система административного права подразделяется на две части :

  1. В общую часть входят нормы, содержащие принципы, методы управления (предмет, формы и методы, субъекты административного права, ответственность по административному праву, административный процесс);
  2. В особенную часть конкретные нормы, регулирующие отдельные сферы деятельности с участием исполнительной власти (экономическая сфера, социально-культурная сфера, административно-политическая сфера, межотраслевая).

В свою очередь, общая часть системы административного права состоит из:

  1. Общие положения и общие принципы административного права (предмет АП, метод АП, система административного права, административные правоотношения, источники, нормы АП, субъекты АП-отношений);
  2. Основные вопросы организации деятельности органов исполнительной власти (вопросы системы федеральных ОИВ и ОИВ субъектов федерации; правовое положение отдельных федеральных ОИВ и ОИВ субъектов);
  3. Подотрасль – служебное право (институт государственных должностей, институт правового статуса государственных служащих, институт прохождения государственной службы);
  4. Институт специальных административно-правовых статусов (беженцев, безработных, индивидуальных предпринимателей и т.д.);
  5. Институт административных процедур (регулирует порядок исполнения государственных функций);
  6. Институт административно-правового принуждения;
  7. Административно-деликтное право;
  8. Административное судопроизводство.

По сравнению с общей частью, особенная часть системы административного права, не имеет законченной системы и структуры отрасли законодательства, но есть два подхода к особенной части системы административного права:

  • По сферам управления , в рамках которого выделяются три сферы:
    • 1) управление в сфере административно-политической деятельности (гос. управление в области обороны, безопасности);
    • 2) управление в экономической сфере государства (управление публичной собственностью);
    • 3) управление в социально-культурной сфере деятельности гос-ва (в обл. науки, культуры и т.д.).
  • Подотрасль – основной элемент Особенной части, которая группируется по специфическому предмету регулирования, доминирования административно-правового метода и наличию относительно обособленной нормативной базы: таможенное право, образовательное право, градостроительное право, антимонопольное, медицинское, транспортное, право общественной, государственной безопасности и т.д.

Структура административного права

В этом параграфе раскроем один из существенных параметров, понятие структуры административного права. Определение (термин) "Структура административного права " - совокупность составляющих административное право норм, объединенных в институты, подотрасли и части административного права.

Однако освещение структуры возможно также и нетрадиционными способами. Доктор юридических наук Ю.Н. Старилов , например, предлагает рассмотреть административное право, как совокупность сегментов права, объединяющих нормы по функциональному признаку. Так, общее административное право представляется профессору системой общих норм, определяющих сущность административно-правового регулирования во всем его объеме и по отношению ко всем субъектам права и регулирующих четыре крупнейших блока отношений:

  • организационно-управленческое право , регламентирующее отношения в сфере общей организации управления и его осуществления в различных отраслях и сферах;
  • управленческий процесс, т.е. порядок совершения управленческих действий, установления управленческих процедур, принятия и исполнения правовых актов управления (нормативных и индивидуальных), административный договор;
  • административный процесс (административное судопроизводство), т.е. судебная защита граждан от действий и peшений органов публичной власти, нарушающих их права и свободы (рассмотрение судом жалобы гражданина на действия и решения органов управления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих); российская наука административного права определяет судебную защиту прав и свобод граждан от действий и административных актов, нарушающих права свободы граждан, термином "административная юстиция";
  • административно-деликтное право , устанавливающее так называемые административно-деликтные (административно-юрисдикционные) отношения, т.е. отношения, которые возникают в процессе применения мер административного принуждения уполномоченными органами и должностными лицами к субъектам, нарушающим обязательные для всех правила поведения; административно-деликтное право, по мнению Ю.Н. Старилова, состоит из двух частей: материальное административно-деликтное право и процессуальное административно-деликтное право.

Понятие управления в административном праве и их виды

В данном разделе мы Вам объясним, что означает термин управления в административном праве и подробно опишем виды управления в административном праве.

Понятие управления в административном праве

Часто задают вопрос про понятие управления в административном праве, поэтому мы решили его здесь изложить. "Управление в административном праве " - это исполнительно-распорядительная действия, осуществляемые с использованием метода власти и подчинения, направленные на функционирование сложно организованных систем, призванные обеспечить их сохранность, поддержать режим деятельности.

Виды управления в административном праве

Виды управления в отрасли административное право исследованы многими правоведами. Поэтому можно несложно перечислить существующие виды управления в отрасли административное право.

Существуют следующие виды управления в административном праве :

  • государственное;
  • коллективное – регулирование на уровне коллектива;
  • семейное.

По методам воздействия различают следующие виды :

  • механическую;
  • технологическую;
  • социальную;
  • биологическую.

Функции административного права понятие и виды

В данном разделе мы Вам объясним, что означает термин функции административного права и подробно опишем виды Функций административного права.

Понятие функции административного права

Функции административного права обусловливают его значение и роль в установлении административных правоотношений, отражают природу и роль управленческих общественных отношений, возникающих в сфере организации и функционирования исполнительной власти.

Виды функций административного права

Виды функций административного права расписаны многими правоведами. С учетом структуры общей части административного права выделяют две основные функции административного права: регулятивную и охранительную . В свою очередь регулятивная функция состоит из пяти подвидов. Итак, перечислим виды и подвиды функций административного права:

  • Регулятивная функция выражается в воздействии на общественные отношения посредством установления прав, обязанностей, запретов, ограничений, полномочий, компетенции субъектов административного права. Например, правовыми нормами устанавливаются понятие и виды должностей государственной службы, права и основные обязанности государственных служащих, порядок прохождения службы, процедура проведения аттестации государственных служащих, необходимость заключения служебного контракта. Подвиды регулятивной функции:
    • 1) Организационный вид этой функции административного права обеспечивает должный уровень и пределы нормативного правового регулирования организации и функционирования как исполнительной власти, так и всех видов, форм и методов государственного управления.
    • 2) Исполнительный вид этой функции способствует реализации субъектами административно-правовых отношений их правового статуса. Административное право в этом смысле обеспечивает исполнение российского административного законодательства, регламентирующего отношения в сфере публичного управления, организации и функционирования исполнительной власти.
    • 3) Разрешительный вид этой функции административного права реализуется в установлении им разрешительных административно-правовых режимов, т. е. в определении системы разрешительных производств, применяемых во многих институтах административного права. В этом случае административно-правовое регулирование позволяет осуществлять в должном объеме такую функцию государственного управления, как разрешение какой-либо деятельности, определение соответствующего правового статуса участников административно-правовых отношений.
    • 4) Нормотворческий вид этой функции административного права произволен от функции правотворчества, осуществляемого органами государственной исполнительной власти. Вместе с этим порядок принятия нормативных правовых актов федеральными органами исполнительной власти устанавливается соответствующими нормативными административно-правовыми актами. Административное нормотворчество основано на законе, поэтому оно является правомерным, т. е. соответствующим принципу законности.
    • 5) Контрольно-надзорный вид этой функции административного права проявляется в необходимости осуществления функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности специально создаваемыми органами федеральной исполнительной власти, их территориальными органами в субъектах РФ, а также соответствующими региональными органами государственной исполнительной власти.
  • Охранительная функция проявляется в воздействии административного права на субъекты общественных отношений, побуждающем их соблюдать установленные государством административно-правовые нормы. При реализации охранительной функции административного права может быть использовано административное принуждение, а также применены меры юридической ответственности, восстановительные санкции. Охранительная функция административного права реализуется посредством соответствующих видов деятельности государственных органов, государственных и муниципальных служащих, других субъектов административного права. Государственный служащий вправе, например, обратиться в соответствующие государственные органы или в суд для разрешения споров, связанных с государственной службой, в том числе по вопросам аттестации, дисциплинарной ответственности служащего, несоблюдения гарантий правовой и социальной защиты государственного служащего, увольнения со службы.

Принципы административного права

В данном разделе мы Вам объясним что означает термин принципы административного права и подробно перечислим основные принципы.

К числу основных принципов относятся:

  1. Принцип равенства перед законом . Согласно ст. 1.4 КоАП РФ, лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом. Физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Юридические лица привлекаются к административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств. Особые условия применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и привлечении к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции (депутатов, судей, прокуроров и иных лиц), устанавливаются Конституцией РФ и федеральными законами.
  2. Принцип презумпции невиновности закреплен ст. 1.5 КоАП , согласно которому лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном Административным кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
  3. Принцип приоритетности интересов личности в жизни общества. гласит: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства». Государство, в том числе и в процессе реализации исполнительной власти, гарантирует права и свободы граждан, обеспечивая их защиту.
  4. Принцип обеспечения законности при применении мер административного принуждения в связи с административным правонарушением, установленный , гласит, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе, как на основаниях и в порядке, установленных законом. Применение уполномоченными на то органом или должностным лицом административного наказания и мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении в связи с административным правонарушением осуществляется в пределах компетенции указанных органа или должностного лица в соответствии с законом. При применении мер административного принуждения не допускаются решения и действия (бездействие), унижающие человеческое достоинство.
  5. Принцип разделения властей - одно из важнейших условий функционирования правового государства. Каждая ветвь власти (исполнительная, законодательная и судебная) должна быть независимой, что предполагает недопущение подмены одной ветви власти другой, исключает вторжение, например, законодательной в сферу исполнительной власти и подразумевает деловое взаимодействие всех ветвей. Только в этом случае государственное управление будет эффективным, а интересы личности гарантированы и защищены. Надлежащая реализация норм административного права возможна при соблюдении данного принципа.
  6. Принцип законности предполагает применение административно-правовых норм права в точном соответствии с Конституцией, законами РФ и другими нормативными актами.
  7. Принцип гласности означает, что акты административного нормотворчества, как правило, вступают в силу не ранее, чем с момента их официального опубликования. Административно-правовые акты, деятельность органов исполнительной власти, результаты административно правового регулирования и т.д. должны быть достоянием общественности. Кроме того, при издании и реализации норм административного права должно учитываться мнение граждан, общественных объединений и пр.
  8. Принцип ответственности . Установленные нормы права должны соблюдаться, в противном случае наступает ответственность нарушителей. При этом административная ответственность должна налагаться в установленном Административным кодексом порядке, размере и компетентными для этого государственными органами.

Видео про административное право

Также можете посмотреть короткие видео об административном праве.




Источники информации

ООО "ПравоДействие" искренне благодарит следующие источники за предоставление информации об административном праве: ru.wikipedia.org ; страницы www.grandars.ru: , №3 ; be5.biz .

Виды административно-правовых норм, составляющие собственно классификацию зависят от способа выделения. Далее представлены виды норм административного права в зависимости от критерия выделения.

1. Нормы административного права по целевому назначению:

Регулятивные (к ним относят нормы, определяющие права и обязанности субъектов административных правоотношений, а также условия возникновения этих правоотношений).

Охранительные (это нормы, которые определят условия применения к правонарушителю мер государственно-принудительного воздействия, характер и содержание этих мер).

Дефинитивные (признают такие нормы, которые определяют характерные черты и признаки юридического понятия, н-р понятие административного проступка).

Декларативные (нормы, которые обычно содержат принципы административного права или носят рекомендательный характер).

Вводящие в действие другие нормы.

2. По способу правового воздействия:

Обязывающие (содержащие юридически властное пред-писание на обязательное совершение определенных действий, предусмотренных данной нормой. Например, при приеме на рабо-ту государственного служащего руководитель исполнительного органа обязан издать приказ; возникающее коммерческое объеди-нение обязано пройти регистрацию в органах юстиции и т.п.).

Запрещающие (запрет может быть абсолютным или относительным).

Это нормы, содержащие юридически властное пред-писание, запрещающее совершение определенных действий, предусмотренных данной нормой. Запрещающий характер носят прежде всего административно-правовые нормы, в которых пред-усматриваются составы административных правонарушений

Управомочивающие (предоставляющие субъекту то или иное право)

По юридическому содержанию:

Материальные (определяют объем и содержание обязанностей и прав конкретных участников регулируемых общественных отношений. Ими закрепляются юридические возможности того или иного участника управленческих отношений в статич-ном варианте, т.е. до стадии практической реализации этих воз-можностей).

Процессуальные(определяют порядок (процедуру) практической реализации участниками управленческих отношений закрепленных за ними нормами матери-ального права обязанностей и прав. Это уже динамика управлен-ческих отношений).

Их, в свою очередь можно поделить на:

a) административно-процедурные (нормы, регулирующие порядок реализации прав или исполнения обязанности).

b) административно-деликтные (производство по делам об административных правонарушениях).


c) административное - юстиционное судопроизводство (нормы ГПК и АПК, вытекающие из деятельности публичной администрации).

4. По уровню обобщенности правила:

Общие нормы административного права (это нормы, которые распространяются на всех лиц, все отношения той территории, на которой они действуют).

Специальные нормы административного права (исключение из общих - распространяются на определенный круг лиц, являются исключением из общих норм.

Исключительные нормы административного права (исключение из специальных, например о возможности сверхурочной работы полицейских, т.е. исключение из правила)

5. По территории применения:

Нормы федерального уровня (РФ) (действуют на всей территории Российской федерации).

Нормы уровня субъекта РФ (действуют на территории субъекта федерации).

Нормы административно-территориальных образований (действуют на территории административно-территориального образования).

Нормы местного самоуправления (действуют на территории действия органа местного самоуправления. Обычно на территории муниципального образования).

Административно-правовые нормы учреждений.

6. По времени действия:

Бессрочные (срок их действия не ограничивается, действуют до момента отмены).

Срочные (срок их действия срочных норм в нормативно-правовых актах).

7. По кругу адресатов:

Внутриаппаратные (регулирующие отношения только в пределах самой публичной администрации).

Внешнеаппаратные (распространяющиеся на субъектов, не входящих в публичную администрацию)

Также, по адресату могут быть выделены нормы, регламен-тирующие:

а) административно-правовой статус граждан;

б) организацию и деятельность механизма исполнительной вла-сти, т. е. различных звеньев аппарата государственного управления;

в) административно-правовой статус государственных служа-щих — работников управленческого аппарата;

г) ключевые вопросы организации и деятельности государствен-ных предприятий и учреждений;

д) административно-правовой статус общественных объедине-ний;

е) отдельные стороны функционирования различного рода ком-мерческих структур, включая частные.

По объему регулирования:

а) Общие (распространяющие свое действие на все сферы и от-расли государственного управления и регламентирующие наиболее важные стороны процесса реализации исполнительной власти. Чаще всего такого рода нормы содержатся в законодательных актах, указах Президента и постановлениях Правительства РФ).

б) Межотраслевые (регламентирующие те или иные стороны государственно-управленческой деятельности, которые являются общими или сопредельными для всех или многих отраслей госу-дарственного управления и имеют при этом специальный характер. Например, такие черты свойственны нормам антимонопольного, экологического законодательства, нормам, содержащимся в положе-ниях о межотраслевых органах исполнительной власти (статистики, тарифам) и т. п.).

в) Отраслевые (регламентирующие те или иные стороны управленческих отношений, возникающих в границах сферы, за-крепленной за исполнительными органами отраслевой компетенции (например, министерств)).

8. По порядку принятия:

Принятые в порядке единоначалия.

Принятые по согласованию с вышестоящими лицами либо органами.

Принятые совместно несколькими органами исполнительной власти.

У нас собрана достаточно полная классификация административно-правовых норм, однако, некоторые ученые предлагают и свои собственные иные критерии.

Способы реализации административно-правовых норм:

Исполнение норм права (заключается в активных правомерных действиях субъектов права по выполнению предписаний, содержащихся в этих нормах)

Соблюдение (воздержание от поступков, запрещенных а-п нормой)

Использование (осуществление правовмочий лица, правомерные действия по его усмотрению)

Применение (является прерогативой соответствующих субъектов исполни-тельной власти.

Оно практически выражается в издании полномоч-ным органом (должностным лицом) индивидуальных юридических актов, основанных на требованиях материальных либо процессу-альных норм. Эти акты издаются применительно к конкретным административным делам (например, приказ о назначении на долж-ность, решение по жалобе гражданина, регистрация общественного объединения и т. п.).

Понятие и признаки административно-правовых отношений .

Административно-правовые отношения являются юридическим результатом регулирующего влияния административно-правовых норм на общественные отношения. Вместе с тем такие нормы регулируют преимущественно управленческие общественные отношения, т. е. отношения, которые возникающие в сфере исполнительной и распорядительной деятельности органов исполнительной власти.

Административно-правовые отношения - это общественные отношения в сфере государственного управления, участники которых выступают носителями прав и обязанностей, урегулированных нормами административного права.

Административно-правовые отношения являются разновидностью правовых отношений, а потому характеризуются их общими признаками. Составные части административно-правовых отношений - субъекты, объекты и юридические факты. Участники административно-правовых отношений имеют конкретные права и обязанности и являются субъектами правоотношений.

Социальные нормы формировались на ранних этапах образования общества. Слаженность начала проглядываться сначала в поведении, организации быта, добычи пропитания. Позже устанавливались общие правила, регулирующие отношения между людьми. Так или иначе, но упорядоченность и нормативность - это неотъемлемые признаки современного человеческого общества, для поддержания порядка в котором должен функционировать властный аппарат - государство. Административно-правовые нормы служат не только действенным методом принуждения подчинения слоев населения общегосударственному устою, но и механизмом повышения эффективности управления во всех сферах жизни социума.

Понятие нормы в отрасли административистики

Административно-правовые нормы созданы для регулирования публичных отношений, возникающих в процессе государственного управления. Их используют при осуществлении внутриорганизационной деятельности исполнительных органов и госслужбы.

Отношения, установленные положениями административного права, часто называют управленческими или центральными. Как и любые другие нормы, эти также формальны, поскольку присутствуют в подзаконных актах, а их принятию и отмене предшествует четко обозначенная процедура. Реализация административно-правовых норм подкреплена санкциями, которые применяются должностными лицами и уполномоченными госструктурами.

В чем особенность и отличия

Специфические особенности административно-правовых норм определены характером регулируемых ими отношений между участниками общественных правоотношений. Юридическим нормам в сфере управления присущи такие черты:

  • Цель. Нормы этой правовой отрасли призваны обеспечить организацию и работу всех исполнительных органов, реализацию власти и контроль над воплощением в жизнь требований, содержащихся в федеральных законах и подзаконных актах.
  • Действие. Административно-правовые нормы функционируют всемасштабно, по всей широте хозяйственной, социальной, культурной и политической жизни общества, связывая аппарат государственного управления с нижестоящими органами и остальными субъектами.
  • Императивность. Административные нормы обязательны к исполнению, так как содержащиеся в них законные предписания относятся к компетенции действующих субъектов исполнительных органов. Параллельно с ними свое влияние оказывают административно-процессуальные нормы, которые порождают диспозитивные правовые отношения со свойственным равенством субъектов. Последние менее распространены в управленческой сфере.

В отличие от юридических норм иных видов, административные обладают собственными средствами защиты от некорректной интерпретации и неуместного применения, что позволяет решать споры, зарожденных между участниками правоотношений, во внесудебном порядке. Юристы аргументируют данную особенность ориентированностью управленческого процесса на эффективную координацию экономико-политических сфер.

Что входит в понятие нормы права

В первую очередь подразумевается структура административно-правовой нормы и внутренняя взаимосвязь всех ее элементов. Строение правовой нормы в сфере госуправления традиционно, поскольку состоит она из гипотезы, диспозиции и санкции. При этом административные нормы не сводятся к единственной статье какого-либо одного подзаконного документа.

Гипотеза как часть понятия административно-правовой нормы

Именно гипотеза фактически определяет условия воплощения в жизнь последней. Условия применения гипотезы указывают на конкретные обстоятельства, при которых норма приобретает юридическую силу. Так, например, гипотезы статьи из КоАП РФ могут быть как абстрактными, определяя лишь условия применения диспозиционной части, так и казуистическими, то есть связывающими положения юридической статьи с отдельными фактическими случаями.

Виды диспозиций

Диспозиция как составляющая часть правила поведения субъектов служит непосредственной нормой, предписывающей права и обязанности участников отношений. Диспозиция в статьях Кодекса об административных правонарушениях может быть трех видов:

  • предписывающей;
  • разрешающей;
  • запрещающей.

Предписывающие диспозиции четко определяют, как должны вести себя участники правоотношений, и возлагают на них обязанность осуществления однозначных действий. Пример административно-правовой нормы с выраженной диспозицией присутствует в пункте № 132 Правил организации теплоснабжения в РФ от 08.08.2012. Согласно тексту документа, после завершения регистрации обращения потребителя в регистрационном журнале обязанностью должностного лица является выбор организации, обеспечивающей теплоснабжение потребителя.

Разрешающие диспозиции устанавливают, какими функциями и правомочиями наделяются публичные субъекты государственного управления в рамках требований данного правила поведения. Так, в ходе реализации государственного контроля над экологическими показателями уполномоченные должностные лица имеют право потребовать устранения выявленных нарушений, принять решение о приостановлении работы организации или применить другие, более эффективные меры юридического воздействия, предустановленные на законодательном уровне.

Запрет на выполнение прямых действий или бездействия, которые считаются противоправными, накладывается запрещающей диспозицией. Яркие примеры административно-правовых норм, содержащих такой вид диспозиции, встречаются в Правилах дорожного движения. Например, при закрытом шлагбауме водителю запрещено выезжать на железнодорожный переезд. При этом никакого значения не имеет, какого цвета сигнал светофора горит в данный момент.

Санкция в статьях КоАП РФ

Данный элемент административно-правовой нормы определяет последствия для нарушителя в случае неисполнения диспозиции. В санкции к статье содержатся указания на меры административной ответственности, применяемые к человеку, совершившему проступок. Для примера следует обратить внимание на статью 5.62 КоАП РФ, в которой присутствует санкция за дискриминацию человека по половой принадлежности, расе, цвету кожи, религии и другим особенностям. За посягание на права, свободы и интересы другого человека нарушителю грозит штраф в размере от 1 тыс. до 3 тыс. рублей. Если противоправное деяние было оказано юридическим лицом, максимальный размер штрафа может достигать 100 тысяч руб.

Помимо штрафа, накладываемого за нарушение норм Кодекса, в структуру административно-правовых норм также входят и другие санкции, подразумевающие дисквалификацию, административный арест, запрет на право занимать ту или иную должность, лишение прав и др.

Какими бывают правовые нормы в административистике

Все существующие правила поведения субъектов разделяются на несколько категорий. Три основных вида административно-правовых норм отличаются характерными юридическими свойствами. Это позволяет классифицировать их по ряду признаков. Существуют:

  • Материальные и процессуальные нормы - это базисная классификация административно-правовых норм, закрепляющих компетенцию субъектов, а также их ответственность, юридический статус и режим, в котором должна функционировать управленческая система.
  • Предписывающие, разрешающие и запрещающие нормы. В основе данной классификации лежит метод воздействия на поведение участников конкретных отношений. Реализация административно-правовых норм может происходить различными способами.
  • Императивные, диспозитивные и рекомендательные. По форме предписания положения административного права помогают определить поведение субъектов в случае наступления описанных в диспозиции условий, с учетом того, что иные правила поведения не будут применяться.

Классификация административно-правовых норм различается по субъектам правоотношений. Отдельно издаются подзаконные акты для регулирования деятельности госорганов, организаций предприятий. Помимо них, в КоАП РФ также присутствуют статьи, определяющие нормы поведения граждан, сферы деятельности общественных и религиозных организаций, а также аппарата госслужащих. Кроме того, положения Кодекса затрагивают также права, обязанности и интересы иностранных лиц (граждан и организаций), находящихся на территории России.

По действию во времени нормы могут быть срочными, то есть имеющими заранее оговоренную дату прекращения юридической силы, и бессрочными. Ограниченным во времени являются указы о введении чрезвычайного положения, действие которого определяется исключительными обстоятельствами (разрушительным природным или природно-антропогенным явлением); бессрочные нормы, которые должны реализовываться до тех пор, пока не претерпят официальных изменений или не будут отменены. Юридические нормы, в том числе и те, что принимаются в сфере госуправления, приобретают официальное значение с момента подписания документа либо в указанный для его вступления в законную силу срок.

Виды административно-правовых норм можно выделить по действию в пространстве подзаконного документа. Речь может идти как о нормах, предусмотренных многосторонними международными договорами, сила которых распространяется не только в пределах РФ, но и на территории иных государств, так и о положениях федеральных законов или местных нормативно-правовых актах, действующих в территориальных пределах конкретного региона страны.

Контроль в административной сфере

В обобщенном понятии контроль можно рассматривать как единую систему методов воздействия социума на человека как отдельного индивидуума с целью коррекции его поведения, соответствующего сформированной правильной модели. В принципе такое определение вполне подходит и для описания понятия правового контроля, который является разновидностью социального. В любом случае под данным термином можно понимать важное условие для полноценной жизнедеятельности социальных групп или организаций, в частности государства.

Правовой контроль следует рассматривать как сложную структуру, состоящую из моделей должного поведения с одной стороны и системы участников правоотношений с другой. Фактически реальное поведение людей контролируется другими людьми при применении данных норм, но при этом их соблюдение является обязательным для всех. Эффективность правового контроля выражается в степени реализации установленных норм в поведении людей.

Как реализуются юридические нормы

Применение положений из нормативных актов является прямой реализацией правовых норм, которая заключается в осуществлении правомерных действий субъектов, не противоречащих законным требованиям и выраженных в использовании прав, выполнении обязанностей. Сам процесс практического задействования правил и требований осуществляется субъектами. Юридические положения, претворяясь в жизнь, реализуются путем их соблюдения, применения и исполнения.

В первом случае имеется в виду добровольное подчинение граждан, организаций, негосударственных предприятий и прочих субъектов нормам административного права, а также воздержание от совершения действий, которые данными положениями запрещаются. Следовательно, для реализации юридических норм вовсе не обязательно принимать активное участие в конкретных правоотношениях.

Применить положения исполнительных актов полномочны только представители исполнительной власти. Применение юридических правил поведения выражено в издании правовых актов, содержащих требования материального либо процессуального административного права. Такие документы создаются для определенных целей и касаются определенного лица (группы лиц) - например, приказ об увольнении, регистрация торгового объединения и др. Применение административно-правовых норм может быть возложено на судебные органы (взыскание за совершение правонарушения). Использование юридически действующих положений не исключается в ходе рассмотрения административных споров (например, жалоба гражданина на неправомерной действия или бездействия должностного лица).

В отличие от применения, исполнение правовых норм в сфере административного права - это активные правомерные действия участников правоотношений по выполнению законных предписаний, присутствующих в законе и подзаконных актах. Если соблюдение норм подразумевает пассивное участие субъектов, то исполнять установленные положения может любая сторона правоотношений. В ряде случаев, касающихся исполнения административно-правовых норм, пассивное поведение рассматривается как неправомерное поведение. Исполнение законов и подзаконных актов - основной инструмент обеспечения правопорядка в области реализации власти исполнительными органами.

Об источниках административно-правовых норм

Юридические нормы не могут существовать без внешнего выражения. Любое правовое положение должно быть оформлено таким образом, чтобы о нем могли узнать и детально ознакомиться люди, для которых оно предназначены. Вне зависимости от формы административно-правовой нормы (устной или письменной), различают несколько правовых источников.

В первую очередь нормативные акты разделяются на те, что имеют высшую законную силу и юридические документы различной отраслевой направленности, например Конституция РФ и Закон РФ «Об образовании».

Различаются источники правовых норм в административном праве и по субъекту, принявшего их. Так, разделяют акты, принятые по итогам всенародных референдумов и акты, принятые Госдумой, Президентом РФ, а также распорядительные документы государственной администрации, органов правосудия и муниципалитета.

Самыми многочисленными источниками являются нормативные документы, изданные государственной администрацией. Среди них отдельными категориями выступают акты федеральных органов и организаций, в том числе распоряжения и постановления Правительства РФ, приказы и инструкции центральных ведомств. Международные договоры как России имеют приоритет в случае противоречия или несовпадения с содержанием федеральных законов.

Решения суда можно считать источниками административных норм только в том случае, если действующие правовые положения признаются несоответствующими тем правовым нормам, что обладают более значимой юридической силой. Среди таких актов правосудия отдельно выделяют решения судов различной юрисдикции, а также Постановления Конституционного суда РФ.

Если положения, регулирующие вопросы административного принуждения, были изданы органами муниципального управления, такие документы также приобретают статус правовых источников.

Что нужно запомнить

Все отрасли права представляют собой совокупность определенных юридических норм. Каждое положение органично входит в систему той сферы, вне которой либо не действует вовсе, либо применяется лишь в отдельных случаях. Нормы административного права - это первичные звенья, на основе которых выстраиваются общественные отношения и слаженно функционирует механизм государственного управления. Подзаконные акты и содержащиеся в них предписания служат описанием должных моделей поведения в правовых отношениях, оказывая воздействие на сознание и волю людей.

Особенности административно-правовых норм объясняются их предназначением - контролем и управлением над всеми сферами общественной жизни. Деятельность административного аппарата разнообразна по содержанию, поэтому данная отрасль является крупнейшей в отечественной правовой системе. От эффективности организационной системы в большей степени зависит жизнь государства и общества, обеспечение прав и свобод граждан.