Изменения в законе о административном надзоре. Административный надзор за осужденными после освобождения, изменения

Закон об административном надзоре в 2019 году регламентирует наблюдение за некоторыми категориями граждан. Лица, однажды уже совершавшие правонарушения, могут вновь преступить закон. Поэтому представители власти решили вести за ними обязательный контроль.

Первая редакция законопроекта относится к 2011 г. Тогда его одобрили депутаты Госдумы. ФЗ 64 определяет, кто попадает под надзор, каким образом он может осуществляться, какими полномочиями наделены официальные структуры, ведущие наблюдение. Также официальный текст содержит сведения о возможных ограничениях, накладываемых на лиц, ранее нарушавших закон.

Законопроект представлен 4 главами, каждая из которых содержит подпункты:

  1. В эту главу включены статьи с 1 по 5. В ней представлены сведения о главных положениях проекта, перечислены цели административного надзора, составлен список граждан, попадающих под государственный контроль. Также в первых статьях дан перечень ограничений, налагаемых на тех, кто находится под надзором, и приведен срок, в течение которого он осуществляется.
  2. Вторая глава включает информацию о введении, условиях пролонгации, прекращении и способах исполнения надзора.
  3. Третий раздел определяет права и обязанности лиц, осуществляющих контроль за нарушителями закона. Установлены границы допустимого для служб внутренних дел при исполнении надзора.
  4. В последней главе законопроекта отведено место лишь заключительным положениям, регламентирующим его вступление в силу.

В отношении кого устанавливается надзор

Проект определяет круг лиц, подлежащих строгому контролю со стороны государственных органов. В первую очередь под наблюдение попадают граждане, ранее осужденные за преступления:

  • тяжкие и особо тяжкие;
  • намеренные злодеяния в отношении ребенка;
  • рецидивы.

Постоянного наблюдения не миновать освобожденным заключенным, если во время отбывания тюремного срока они неоднократно нарушали правила исправительного учреждения либо в течение 12 месяцев больше двух раз были пойманы на административных правонарушениях.

Государственный контроль распространяется на освободившихся осужденных граждан, если они находились в местах лишения свободы за совершение преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетнего.

Перечень возможных ограничений

Ограничения при административном надзоре обычно не действуют в обязательном порядке. В некоторых случаях их могут сначала назначить, а затем отменить (частично либо полностью) по решению суда. Решение принимается, исходя из того, какой образ жизни ведет освободившийся заключенный и соблюдает ли он законодательные нормы. В случае если бывший преступник ведет себя не лучшим образом, ограничения дополняют и продляют.

На гражданина, находящегося под усиленным наблюдением, чаще всего накладывают ограничения:

  • запрет на нахождение в некоторых местах;
  • запрет на посещение и участие в мероприятиях, которые собирают большое количество людей;
  • ограничение на выход из дома после установленного времени (чаще в ночное время суток, например, с 21.00 до 7.00);
  • запрет покидать город (регион, страну), если суд установил определенные границы для поднадзорного.

Достаточно часто освободившимся заключенным предписывают обращаться в отделение полиции по месту жительства несколько раз в месяц, чтобы подтвердить факт своего присутствия в населенном пункте.

Скачать текст закона

Полный список ограничений и условия ведения контроля за гражданами, ранее отбывающими тюремный срок, представлен в тексте законопроекта. Вы можете скачать закон об административном надзоре по следующей ссылке.

Последние правки в закон об административном надзоре

Законопроект определяет всю процедуру наблюдения за гражданином. Первая редакция закона не так часто подвергалась правкам, как некоторые другие проекты. Были внесены следующие изменения в 64 ФЗ:

  • парламентарии дополнили 1 статью пунктом о включении в список граждан, подлежащих надзору, тех, кто совершил преступление против половой неприкосновенности, либо повторное преступление той же направленности;
  • во 2 статье появился раздел, который позволяет не снимать судимость во время действия государственного наблюдения. Судимость остается непогашенной по решению госорганов, если преступник попадает под усиленный контроль в соответствии с нормами закона, например, при совершении тяжких или особо тяжких преступлениях, во время повторов правонарушения;
  • в статьях 4 и 11 фразу «или пребывания» дополнили словосочетанием «или теперешнего нахождения».

Также были внесены незначительные правки, касающиеся дополнения текста некоторых статей более расширенными определениями.

Законопроект об административном контроле был разработан, чтобы после освобождения из исправительных колоний вести наблюдение за лицами, совершившими преступления. Когда нарушаются предписания суда или не соблюдаются правила освобождения, бывшего заключенного могут опять отправить в колонию. Законопроект призван подкрепить уверенность жителей страны в том, что за преступниками ведется контроль даже после того, как они были освобождены из исправительных учреждений.

Как известно, не все отсидевшие в тюрьме граждане исправляются и признают свои ошибки. Большое количество бывших заключенных все еще остаются крайне асоциальными и даже опасными людьми. Именно поэтому в 2011 году был принят специальный нормативный акт - ФЗ-64 "Об административном надзоре за освобожденными из тюрьмы лицами". Представленный закон будет подробно рассмотрен в статье.

Общие положения ФЗ

В статье 1 представленного нормативного акта содержится информация об основных понятиях и терминах, которые могут применяться в последующих положениях закона. Первое и самое основное понятие, которое здесь стоит выделить, именуется административным надзором. Что это такое?

Закон представляет административный надзор как наблюдение за лицом, недавно освободившимся из Надзор осуществляют органы внутренних дел. Поднадзорное лицо - в отношении которого и проводится надзор. На поднадзорного часто возлагаются определенные административные ограничения. Это, согласно закону, ограничения отдельных свобод и прав лица, вернувшегося из тюрьмы.

Что является основной задачей ФЗ-64 "Об административном надзоре"? Статья 2 говорит о предупреждении совершения преступлений и правонарушений.

Для кого устанавливается административный надзор?

Статья 3 ФЗ-64 "Об административном надзоре" гласит, что суд может установить требование, в соответствии с которым надзор органами внутренних дел будет осуществляться в отношении следующих лиц:

  • совершивших повторное преступление;
  • совершивших преступление тяжкого или особо тяжкого характера;
  • совершивших умышленные преступления в отношении лиц, не достигших совершеннолетия.

Лицо, имеющее непогашенную судимость либо постоянно нарушавшее порядок в местах тюремного заключения, должно попадать под особый административный надзор.

Об ограничениях и сроках

Как уже было сказано, поднадзорный гражданин несколько ограничивается в своих правах. Согласно ФЗ-64 "Об административном надзоре", это могут быть ограничения следующего характера:

  • запрет на пребывание в отдельных местах, список которых устанавливается судебной инстанцией;
  • запрет на посещение массовых мероприятий;
  • запрет на выезд за указанную судебной инстанцией территорию;
  • ограничение пребывания в тех или иных местах в определенные периоды суток.

Стоит также отметить, что суд обязан устанавливать следующие ограничения на поднадзорных лиц:

  • явка гражданина в обязательном порядке несколько раз в месяц (точное число устанавливается судом) в орган внутренних дел для регистрации;
  • запрет на выезд за установленные судом территории.

Суды или другие уполномоченные инстанции должны собирать сведения о поднадзорном гражданине. На основе собранной информации будет применяться решение о возможном снятии установленных ограничений. В отношении лица, отбывавшего наказание за преступление против половой свободы несовершеннолетнего и половой неприкосновенности, досрочно административный надзор прекращен быть не может.

Стоит также рассказать про срок, в течение которого может быть реализован административный надзор. Здесь все строго зависит от типа преступления, которое совершило лицо, вернувшееся из мест лишения свободы. Однако в соответствии со статьей 5 ФЗ-64 "Об административном надзоре" ограничения не могут функционировать менее одного года и не более трех лет для погашения судимости. Есть здесь и другой вариант, при котором из срока для погашения судимости вычитается продолжительность отбывания наказания.

Об установлении, прекращении, продлении и осуществлении надзора административного типа

В соответствии с Федеральным законом № 64-ФЗ "Об административном надзоре", надзор за вышедшими из тюрьмы лицами устанавливается судебной инстанцией по заявлению Продление срока надзора может также осуществляться судом. Основными причинами продления надзорного срока является, как несложно догадаться, совершение поднадзорным гражданином правонарушения.

Решение о прекращении административного надзора принимает суд в следующих случаях:

  • истечение надзорного срока;
  • снятие судимости с лица, в отношении которого осуществлялся надзор;
  • осуждение поднадзорного лица и направление его вновь в места лишения свободы;
  • в связи со смертью поднадзорного лица;
  • из-за применения обязательных медицинских мер в отношении поднадзорного лица.

В комментариях к ФЗ-64 "Об административном надзоре" с изменениями от 2017 года говорится о том, что надзор может быть прекращен в досрочном порядке, если поднадзорное лицо добросовестно выполняет возложенные на него обязанности. А какими обязанностями обладает гражданин, в отношении которого осуществляется надзор? Об этом будет рассказано далее.

О правах и обязанностях поднадзорного гражданина

Лицо, в отношении которого осуществляется надзор, обязано исполнять все установленные судебной инстанцией предписания, а именно - проходить регистрацию в ОВД, уведомлять органы о смене места проживания, допускать сотрудников ОВД к себе домой и т.д.

ФЗ-64 "Об административном надзоре" с изменениями от 28 мая 2017 года закрепляет и основные права поднадзорного гражданина. Здесь стоит выделить:

  • обращение в суд с просьбой о досрочном прекращении надзора;
  • обжалование решений судебной инстанции;
  • обращение в ОВД с заявлениями о разрешении на выезд в краткосрочном порядке.

Какие поправки были внесены в ФЗ-64 в мае 2017 года? Здесь стоит выделить дополнение статьи 1 понятием "фактическое место жительства". То есть лицо, освобожденное из мест лишения свободы и не имеющее места жительства, избирает себе место фактического нахождения (территорию внутригородского района либо внутригородского муниципального образования).

Для защиты граждан и порядка российской законодательной системой предусмотрено введение административного надзора за лицами, отбывшими срок в местах лишения свободы. Государство обладает правом отслеживать действия бывших заключенных, если присутствует риск совершения ими новых злодеяний. Административный надзор проводится в наблюдательных, превентивных и воспитательных целях.

Ограничение подобного рода назначается не для всех лиц, отметившихся пребыванием в пенитенциарных учреждениях. Чаще всего надзор устанавливается за субъектами, которых, согласно действительному приговору, закон определяет как неблагонадежных и чрезвычайно опасных преступников, склонных к рецидивам. Как возможная мера по мониторингу действий бывшего арестанта, административный надзор устанавливается за ним после актуализации официального постановления или существующих обоснований от начальника пенитенциарного учреждения либо главы органа внутренних дел. Процесс регламентирует специально разработанный федеральный закон номер 64 .

Описание 64 ФЗ

Госдума приняла закон об административном надзоре 25.03.2011 г. Одобрение Совфедом РФ состоялось пятью днями позже, 20.03.2011 г. Последней корректировке закон был подвергнут 29.07.2017 г. Изменения вносились на основании N 252-ФЗ . Согласно главным положениям ФЗ о надзоре, четко регламентируются его ключевые аспекты. Сюда включен порядок наложения ограничения и цели, период по принятию ограничительных мер, остановка или процедура увеличения срока принудительного наблюдения и пр. По составу, Федеральный закон от 06.04.2011 N 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» делится на четыре главы и тринадцать статей.

О банкротстве физических лиц подробнее

Для корректного оперирования терминами следует подробно изучить первую статью Главы под номером один , где приводятся базовые тезисы, благодаря которым можно получить более конкретизированное представление о сути закона. Административным надзором называется регулярная обсервация за вышедшим из мест заключения лицом, назначаемая для выполнения предписанных обязательств. Закон определяет лицо, за которым ведется наблюдение, поднадзорным. Это означает, что своими действиями индивид может представлять угрозу обществу. Поэтому его текущий статус должен быть постоянно известен представителям правоохранительных органов.

Вам будет интересно: ФЗ о тишине с последними изменениями 2018 года. подробности по ссылке:

Статья прописывает, что поднадзорному лицу требуется избрать себе место фактического нахождения. На этой территории за ним будет осуществляться непосредственное наблюдение законодательными органами. Самовольно покидать или менять эту территорию осужденный не имеет права. Статья вторая еще раз отмечает, что первостепенной целью внедрения административного надзора остается профилактика вторичных преступлений субъектами, подвергнутыми надзору. Постоянный контроль не может признаваться нарушением прав бывшего заключенного, так как права членов общества на защиту от государства в данном случае превалируют.

В других статьях Главы номер 1 оговаривается ряд наиболее существенных рестрикций, которым подвергаются поднадзорные лица, а именно:

  • Бывшему заключенному, который имеет статус поднадзорного, запрещается находиться и посещать определенные места, а также участвовать в массовых мероприятиях различного рода;
  • Запрещается покидание фактического жилища после установленного часа;
  • Также возбраняется самовольно покидать территорию, на которой расположено фактическое место, где проживает поднадзорный;
  • Принудительная явка каждые несколько месяцев (от одного до 4-х) в местный орган внутренних дел для того, чтобы официально там отметиться.

Глава особо выделяет, что упомянутые ограничения напрямую относятся к гражданам, совершившим сексуальные преступления против несовершеннолетних граждан, судимость за которые остается непогашенной или неснятой.

Согласно статье пятой Главы номер один , срок административного наблюдения определяется в прямой зависимости от характера совершенного лицом преступления. Весомое значение придается статусу судимости (снята, погашена и пр.). Также играет свою роль наличие у поднадзорного лица диагностированного обоснования медицинского рода для применения административного надзора. К примеру, это психические нарушения, которыми страдает осужденный, если при этом он представляет опасность для общества.

Если наблюдение было введено как добавочная карательная мера или оно заменяет наказание за часть срока, то продолжительность административного надзора будет исчисляться днем, с которого стартовал отсчет наказания, отбываемого правонарушителем. Если поднадзорный нарушает условия пребывания под наблюдением (перестает проходить обязательную регистрацию, пускается в бега и пр.), срок надзора на время приостанавливается для разъяснения дальнейших действий по отношению к индивиду.

Суть других глав ФЗ о надзоре короткой строкой:

  • Номер 2 – порядок регламента при установлении, продлении и прекращении административного надзора;
  • Номер 3 – здесь подробно указываются права и обязанности лица, признанного поднадзорным. Выделены правомочия правоохранительных органов при реализации наблюдения;
  • Номер 4 – оформлено вступление 64 ФЗ в силу.

Какие были внесены изменения?

Новая редакция закона появилась в июле 2017-го (29.07.2017 г.) после подписания указа президентом В. В. Путиным. Принятие закона Госдумой и одобрение его Советом Федерации состоялось в мае того же года (17.05.2017 г. и 24.05.2017 г. соответственно). Основные поправки затронули статью 3 первой главы 64 ФЗ . В частности, была дополнена фраза о применении обязательного административного надзора над лицом, достигшим совершеннолетия, совершившим тяжкое или рецидивное преступление. Распространяется пункт четвертый, где упоминается учинение «двух и более преступлений, предусмотренных частью первой статьи 228, статьей 228.3, частью первой статьи 231, частью первой статьи 234.1 УК Российской Федерации».

Как важный пункт ФЗ под номером 64, в ст. третьей приводится подробное описание лиц, подвергающихся административному надзору. Текущая редакция оформляет ограничительную меру для лиц, совершивших незаконные деяния повторно при отягчающих факторах и преступления на почве ненависти. В данный перечень также входят расовая, национальная, религиозная вражда и пр. В п.2.1 прописана обязательность внедрения административного надзора над индивидом в совершеннолетнем возрасте, которое совершило опасное деяние сексуального характера над несовершеннолетним (в возрасте до 14 лет). Оговаривается признание условной вменяемости для преступника, если у последнего выявлена сексуальная девиация (педофилия).

Отдельно упоминается, что надзор применяется к:

  1. Лицам, неоднократно и умышленно нарушавшим установленный порядок в пенитенциарном учреждении на этапе отбытия, назначенного судом, наказания;
  2. Лицам, учинившим за год от двух и более деяний, противоречащих правовым требованиям и признанных административными, при существующей непогашенной/неснятой судимости.

Свобода является безусловным правом, гарантируемым конституцией. Но и безопасность в общественной сфере – один из приоритетов государственной деятельности. Защита каждого члена социума является критически важным фактором для поддержания здоровой социальной среды и позитивного настроя в целом. Цели 64 ФЗ – это регулирование правил по профилактике совершения повторных преступлений лицами, у которых имеется судимость. Ознакомление с текстом закона о надзоре поможет гражданину чувствовать себя более уверенно, будучи юридически подкованным в его наиболее существенных аспектах.

Скачать Федеральный закон от 06.04.2011 N 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» в полной версии вы можете .

С изменениями и дополнениями от:

ГАРАНТ:

См. комментарий к настоящему Федеральному закону

О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, см. постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16 мая 2017 г. N 15

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) административный надзор - осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с настоящим Федеральным законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом ;

2) административное ограничение - временное ограничение прав и свобод лица, освобожденного из мест лишения свободы, установленное судом в соответствии с настоящим Федеральным законом ;

3) поднадзорное лицо - лицо, в отношении которого осуществляется административный надзор;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 мая 2017 г. N 102-ФЗ статья 1 дополнена пунктом 4

4) место фактического нахождения - избираемая лицом, освобожденным из мест лишения свободы и не имеющим места жительства или пребывания, территория внутригородского муниципального образования города федерального значения, территория внутригородского района (в случае его отсутствия - города) либо территория городского или сельского поселения.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 1 настоящего Федерального закона

Статья 2. Задачи административного надзора

Административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 2 настоящего Федерального закона

Статья 3. Лица, в отношении которых устанавливается административный надзор

1. Административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение:

1) тяжкого или особо тяжкого преступления;

2) преступления при рецидиве преступлений;

3) умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего;

Информация об изменениях:

Часть 1 дополнена пунктом 4 с 10 августа 2017 г. - Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 252-ФЗ

4) двух и более преступлений, предусмотренных частью первой статьи 228 , статьей 228.3 , частью первой статьи 231 , частью первой статьи 234.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 мая 2017 г. N 102-ФЗ часть 2 статьи 3 изложена в новой редакции

2. Административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за:

1) совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего (за исключением лица, указанного в части 2.1 настоящей статьи);

2) совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений;

3) совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, предусмотренного пунктом "л" части второй статьи 105 , пунктом "е" части второй статьи 111 , пунктом "з" части второй статьи 117 , частью четвертой статьи 150 (в случае совершения преступления по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы), статьями 205 - 205.5 , 206 , 208 , 211 , 220 , 221 , 277 - 279 , 282 - 282.3 , 295 , 317 , 357 , 360 и 361 Уголовного кодекса Российской Федерации;

4) совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания (за исключением лица, указанного в части 2.1 настоящей статьи).

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 432-ФЗ статья 3 дополнена частью 2.1

2.1. Административный надзор устанавливается судом в отношении лица, совершившего в возрасте старше восемнадцати лет преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего четырнадцатилетнего возраста, и страдающего расстройством сексуального предпочтения (педофилией), не исключающим вменяемости, независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи. Порядок установления и прекращения административного надзора в отношении указанного лица осуществляется в соответствии с федеральным законом.

3. В отношении указанного в части 1 настоящей статьи лица административный надзор устанавливается, если:

1) лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 мая 2017 г. N 102-ФЗ в пункт 2 части 3 статьи 3 внесены изменения

2) лицо, отбывшее уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость, совершает в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления, и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность, и (или) административных правонарушения, предусмотренных частью 7 статьи 11.5

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 3 настоящего Федерального закона

Статья 4. Административные ограничения, устанавливаемые при административном надзоре

1. В отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения:

2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях;

3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 мая 2017 г. N 102-ФЗ в пункт 5 части 1 статьи 4 внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 мая 2017 г. N 102-ФЗ часть 2 статьи 4 изложена в новой редакции

См. текст части в предыдущей редакции

2. Обязательным является установление судом административного ограничения в виде:

1) обязательной явки поднадзорного лица от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации;

2) запрещения поднадзорному лицу, имеющему непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, выезда за установленные судом пределы территории;

3) запрещения поднадзорному лицу, не имеющему места жительства или пребывания, выезда за установленные судом пределы территории.

3. Суд в течение срока административного надзора на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя с учетом сведений об образе жизни и о поведении поднадзорного лица, а также о соблюдении им административных ограничений может частично отменить административные ограничения или на основании заявления органа внутренних дел может дополнить ранее установленные поднадзорному лицу административные ограничения.

4. В случаях, предусмотренных частью 3 статьи 12 настоящего Федерального закона, установленные поднадзорному лицу в соответствии с пунктами 1 , 2 и 5 части 1 настоящей статьи административные ограничение или ограничения применяются по месту его временного пребывания.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 4 настоящего Федерального закона

Статья 5. Срок административного надзора

1. Административный надзор устанавливается в отношении:

Информация об изменениях:

Пункт 1 изменен с 10 августа 2017 г. - Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 252-ФЗ

См. предыдущую редакцию

1) лиц, указанных в части 1 (пункты 1 , 2 и 4 ) статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости;

2) лиц, указанных в части 1 (пункт 3 ) и части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 432-ФЗ часть 1 статьи 5 дополнена пунктом 3

3) лиц, указанных в части 2.1 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок назначения принудительных мер медицинского характера, но не менее срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.

2. В случаях, предусмотренных статьей 7 настоящего Федерального закона, административный надзор может быть продлен на срок до шести месяцев, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.

3. Срок административного надзора исчисляется в отношении:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 мая 2017 г. N 102-ФЗ в пункт 1 части 3 статьи 5 внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

1) лица, указанного в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, при наличии основания, предусмотренного пунктом 1 части 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, и лиц, указанных в частях 2 и 2.1 статьи 3 настоящего Федерального закона, со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения;

2) лица, указанного в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, при наличии основания, предусмотренного пунктом 2 части 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, со дня вступления в законную силу решения суда об установлении административного надзора.

4. В случае назначения лицу ограничения свободы в качестве дополнительного вида наказания, а также при замене неотбытой части наказания в виде лишения свободы ограничением свободы срок административного надзора исчисляется со дня отбытия наказания в виде ограничения свободы.

5. Течение срока административного надзора приостанавливается в случае:

1) объявления поднадзорного лица в розыск;

2) признания поднадзорного лица безвестно отсутствующим;

3) заключения поднадзорного лица под стражу;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 мая 2017 г. N 102-ФЗ часть 5 статьи 5 дополнена пунктом 4

4) осуждения поднадзорного лица, указанного в части 2.1 статьи 3 настоящего Федерального закона, к лишению свободы за совершение им в период нахождения под административным надзором преступления и направления его к месту отбывания наказания.

6. После устранения обстоятельства, послужившего основанием для приостановления срока административного надзора, течение такого срока продолжается.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 мая 2017 г. N 102-ФЗ статья 5 дополнена частью 7

7. В случае приостановления течения срока административного надзора в отношении лица, указанного в части 2.1 статьи 3 настоящего Федерального закона, по основанию, предусмотренному пунктом 4 части 5 настоящей статьи, течение срока административного надзора не продолжается, если в процессе отбывания наказания в местах лишения свободы было прекращено применение принудительных мер медицинского характера в отношении указанного лица и истек срок судимости, ставшей основанием для установления административного надзора.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 5 настоящего Федерального закона

Глава 2. Установление, продление, прекращение и осуществление административного надзора

Статья 6. Порядок установления, продления и прекращения административного надзора

Административный надзор устанавливается судом на основании заявления исправительного учреждения или органа внутренних дел, продлевается судом на основании заявления органа внутренних дел, досрочно прекращается судом на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя, прекращается по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 6 настоящего Федерального закона

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 мая 2017 г. N 102-ФЗ в статью 7 внесены изменения

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 7. Продление административного надзора

Административный надзор может быть продлен судом в связи с совершением поднадзорным лицом в течение одного года двух и более административных правонарушений против порядка управления, и (или) административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность, и (или) административных правонарушений, предусмотренных частью 7 статьи 11.5 , и (или) статьей 11.9 , и (или) статьей 12.8 , и (или) статьей 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 7 настоящего Федерального закона

Статья 8. Осуществление административного надзора

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 мая 2017 г. N 102-ФЗ в часть 1 статьи 8 внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

1. Наблюдение за соблюдением поднадзорным лицом установленных в отношении его административных ограничений, а также за выполнением им предусмотренных настоящим Федеральным законом обязанностей осуществляется органом внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения поднадзорного лица.

2. Порядок осуществления органами внутренних дел административного надзора устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 8 настоящего Федерального закона

Статья 9. Прекращение административного надзора

1. Административный надзор прекращается по следующим основаниям:

1) истечение срока административного надзора;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 мая 2017 г. N 102-ФЗ в пункт 2 части 1 статьи 9 внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

2) снятие судимости с поднадзорного лица (за исключением лица, указанного в части 2.1 статьи 3 настоящего Федерального закона);

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 мая 2017 г. N 102-ФЗ в пункт 3 части 1 статьи 9 внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

3) осуждение поднадзорного лица к лишению свободы и направление его к месту отбывания наказания (за исключением лица, указанного в части 2.1 статьи 3 настоящего Федерального закона);

4) вступление в законную силу решения суда об объявлении поднадзорного лица умершим;

5) смерть поднадзорного лица;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 мая 2017 г. N 102-ФЗ часть 1 статьи 9 дополнена пунктом 6

6) прекращение применения принудительных мер медицинского характера в отношении поднадзорного лица, указанного в части 2.1 статьи 3 настоящего Федерального закона, если имеющаяся у него судимость погашена или снята;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 мая 2017 г. N 102-ФЗ часть 1 статьи 9 дополнена пунктом 7

7) погашение или снятие судимости, если применение принудительных мер медицинского характера в отношении поднадзорного лица, указанного в части 2.1 статьи 3 настоящего Федерального закона, было прекращено ранее.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 мая 2017 г. N 102-ФЗ в часть 2 статьи 9 внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

2. Административный надзор может быть досрочно прекращен судом на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя по истечении не менее половины установленного судом срока административного надзора при условии, что поднадзорное лицо добросовестно соблюдает административные ограничения, выполняет обязанности, предусмотренные настоящим Федеральным законом , и положительно характеризуется по месту работы и (или) месту жительства, пребывания или фактического нахождения. Суд, в который было подано заявление о досрочном прекращении административного надзора, уведомляет об этом потерпевшего и (или) его представителя в письменной форме в день принятия заявления к рассмотрению.

3. В случае отказа суда в досрочном прекращении административного надзора повторное заявление может быть подано в суд не ранее чем по истечении шести месяцев со дня вынесения решения суда об отказе в досрочном прекращении административного надзора.

4. В отношении лица, которое отбывало наказание за преступление против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, административный надзор не может быть прекращен досрочно.

5. После прекращения административного надзора поднадзорное лицо снимается с учета в органах внутренних дел.

6. При прекращении административного надзора не исключается установление судом административного надзора повторно в отношении лица, указанного в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, при наличии основания, предусмотренного пунктом 2 части 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, в течение срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 9 настоящего Федерального закона

Глава 3. Права и обязанности поднадзорного лица. Полномочия органов внутренних дел при осуществлении административного надзора

Статья 10. Права поднадзорного лица

Поднадзорное лицо имеет право:

1) обращаться в суд с заявлением о досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене установленных судом административных ограничений;

2) обжаловать решения суда об установлении или о продлении административного надзора либо об установлении связанных с ним административных ограничений;

3) обращаться в орган внутренних дел с заявлением о получении разрешения на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания, и (или) на краткосрочный выезд за установленные судом пределы территории в связи с исключительными личными обстоятельствами, предусмотренными частью 3 статьи 12

4) обжаловать действия (бездействие) органа внутренних дел при осуществлении административного надзора.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 10 настоящего Федерального закона

Статья 11. Обязанности поднадзорного лица

1. Поднадзорное лицо обязано:

1) прибыть в определенный администрацией исправительного учреждения срок к избранному им месту жительства или пребывания после освобождения из мест лишения свободы;

2) явиться для постановки на учет в орган внутренних дел в течение трех рабочих дней со дня прибытия к избранному им месту жительства или пребывания после освобождения из мест лишения свободы, а также после перемены места жительства или пребывания;

3) явиться для постановки на учет в орган внутренних дел по месту временного пребывания в течение трех дней в случае получения по исключительным личным обстоятельствам, предусмотренным частью 3 статьи 12 настоящего Федерального закона, разрешения органа внутренних дел на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания, и (или) на краткосрочный выезд за установленные судом пределы территории;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 мая 2017 г. N 102-ФЗ в пункт 4 части 1 статьи 11 внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

4) уведомить орган внутренних дел по месту временного пребывания о выезде к месту жительства, пребывания или фактического нахождения, если поднадзорное лицо находилось по месту временного пребывания по исключительным личным обстоятельствам, предусмотренным частью 3 статьи 12 настоящего Федерального закона;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 мая 2017 г. N 102-ФЗ в пункт 5 части 1 статьи 11 внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

5) уведомить орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения в течение трех рабочих дней о перемене места жительства, пребывания или фактического нахождения, а также о возвращении к месту жительства, пребывания или фактического нахождения, если поднадзорное лицо отсутствовало по исключительным личным обстоятельствам, предусмотренным частью 3 статьи 12 настоящего Федерального закона;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 мая 2017 г. N 102-ФЗ в пункт 6 части 1 статьи 11 внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

6) уведомить орган внутренних дел, осуществляющий административный надзор в отношении указанного лица, в течение трех рабочих дней о трудоустройстве, перемене места работы или об увольнении с работы;

7) допускать сотрудников органов внутренних дел в жилое или иное помещение, являющееся местом жительства либо пребывания, в определенное время суток, в течение которого этому лицу запрещено пребывание вне указанного помещения.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 мая 2017 г. N 102-ФЗ в часть 2 статьи 11 внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

2. Поднадзорное лицо обязано также являться по вызову в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения в определенный этим органом срок, давать объяснения в устной и (или) письменной форме по вопросам, связанным с соблюдением им установленных судом административных ограничений и выполнением обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

3. В случае несоблюдения установленных судом административных ограничений или невыполнения обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом, поднадзорное лицо несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

ГАРАНТ:

Рассмотрим в данной статье административный надзор за осужденными после освобождения, изменения в 2019 году, а также его специфику и права структур, выполняющих контроль.

  1. 64 фз об административном надзоре;
  2. Кто попадает под надзор?
  3. Различия между надведомственным контролем и административным;
  4. Стадии проводимого надзора.

64 фз об административном надзоре

В 2011 году был принят ФЗ №64, регулирующий порядок исполнения административного надзора. Закон 64 «Об административном надзоре» был принят в связи с увеличением рецидивов со стороны лиц, ранее отбывших наказание. Поэтому было решено установить меры для осуществления надзора и контроля над людьми, которые уже освободились, но с них ещё не была снята судимость.

Основными задачами для осуществления и назначения надзора являются:

1. Предупреждение совершения повторного правонарушения;

2. Профилактические меры для защиты интересов государственного и общественного характера.

На основании 11 статьи ФЗ 64 лицу, отбывшему наказание, были вменены обязанности определенного характера. А именно:

1. Не менять место жительство без уведомления контролирующих органов;

2. Приходить по первому вызову для разъяснения причин в части нарушения режима;

3. При выезде за рамки района либо города уведомлять органы правопорядка.

Среди дополнительных мер могут быть введены следующие правила:

1. Комендантский час. В период времени с 22:00 до 6:00 необходимо находиться по месту проживания;

2. Поднадзорный не имеет право посещать определенные места (детские сады или развлекательные заведения);

3. В обязательном порядке в назначенный день нужно являться в контролирующий орган.

При этом каждое из этих ограничений в определенном случае может быть либо ослаблено, либо, наоборот, ужесточиться, принимает такие решения только начальник ОВД.

Кто попадает под надзор?

На основании Федерального закона под контроль попадают люди, которые освободились из мест лишения свободы, однако судимость с них еще не снята, в отношении реализации тяжелых и особо тяжелых преступлений. А также в части правонарушений умышленного характера и при повторении преступлений. Наблюдение может быть установлено за лицами, осуждёнными за преступления в отношении малолетних лиц и на покушение на их половую свободу. И в отношении лиц, которые:

  • Являлись опасными нарушителями порядка, определенного в тюрьмах;
  • Совершившие после выхода на свободу в течение года несколько административных нарушений.

Надзор назначается в судебном порядке, в связи с этим лицо сразу ограничивается в походе в определенные места, могут его ограничить даже в визите мест многочисленного пребывания граждан. Поднадзорному необходимо либо 1 раз в месяц, либо несколько раз приходить в ОВД для регистрации.
В период проведения административного надзора суд может отменить административные ограничения либо добавить новые.

Надзор назначается на период от 1 года, максимум до 3 лет, но не выше того срока, в течение которого судимость можно снять. Срок прохождения надзора начинается с момента постановки на учёт в ОВД, в том районе, в котором собирается проживать гражданин.

Далее решение вступает в законную силу. Исполнительными органами власти и другими инстанциям производится сбор данных об объекте надзора, чтобы принять целесообразное решение о возможности снятия наложенных ранее ограничений. Исключением является нарушение, связанное с посягательством на половую свободу несовершеннолетних граждан, в отношении этих лиц преждевременное снятие ограничений применяться не может.

Что касается срока осуществления надзора, то он полностью зависит от типа совершенного преступления. Согласно статье 5 ФЗ -64, срок не может составлять менее одного года и более трёх лет. Также может быть применена формула, по которой из срока погашения судимости вычитается срок, который отбыл наказание объект административного надзора.

Административный надзор может быть приостановлен по ряду причин:

1. находящийся под надзором объявляется в розыск;

2. При присвоении статуса поднадзорному «без вести отсутствующий»;

3. При аресте находящегося под надзором.

Если данные причины исчезают, то надзор автоматически продолжает свое действие.
Осуществляются меры по мониторингу за поднадзорным ОВД, порядок наблюдения определяется органами исполнительной власти.

Окончание административного наблюдения может быть связано с рядом причин:

1. Период административного надзора подошёл к концу;

2. Снята судимость;

3. Признание находящегося под надзором умершим;

4. Гибель поднадзорного.

Может также быть рассмотрена досрочная остановка административного контроля, решение признается судом на основании заявления самого объекта, либо его представителей, либо ОВД, осуществляющего наблюдение за ним в связи с добросовестным выполнением находящегося под надзором уставленных ограничений. Если он добросовестно выполнял все свои обязанности и имеет хорошие характеристики с мест работы и жительства.
Недавно в статье 2 ФЗ-64 появился раздел, по которому судимость не может быть снята, пока осуществляется государственное наблюдение за лицом, отбывшим наказание. Поэтому пока ведётся усиленный мониторинг в отношении данного лица, судимость так и остаётся непогашенной.

Различия между надведомственным контролем и административным


Многие считают, что это два равноценных понятия, обозначающих одно и то же. Но между ними есть разница. Различия касаются, прежде всего, содержания этих двух понятий. Надведомственные органы обладают большей властью. В их права входит не только контроль над деятельностью объектов, но также возможность контролировать целесообразность принятия соответствующих решений. А надзор, в свою очередь,касается конкретного лица.

Также надведомственные органы могут вмешиваться в различные сферы деятельности контролируемого объекта, а вот органы административного контроля могут только исполнять контролирующую функцию и наблюдать за исполнением предписаний.

Стадии проводимого надзора

Административный надзор представляет собой поэтапное выполнение действий, поэтому в целом его можно разделить на следующие этапы:

  • Предварительный. На данном этапе происходит сбор и анализ данных об объекте. Разрабатываются меры, которые необходимо к нему применить;
  • Текущий. В ходе этого этапа происходит наблюдение, инспектирование, происходит проверка за выполнением предписаний;
  • Завершающий. В ходе этого этапа происходит вынесения решения о дальнейших действиях в отношении объекта, а именно, снятие или продление административного контроля.

Таким образом, административный надзор в целом можно рассмотреть как отдельный вид деятельности, направленный на соблюдении организации и законности проводимых мероприятий. В такой деятельности отсутствует организационная подчинённость уполномоченных структур, при этом не имеющая право вмешиваться в деятельность поднадзорного объекта.

В основе административного регламента по надзору лежат действия уполномоченных структур, имеющих право посещать находящиеся под контролем объекты, организовывать проверки на объектах, запрашивать необходимую информацию, проводить анализ необходимости выдачи определенных разрешений для выполнения ограничительных мероприятий, выносить заключения.

В настоящее время основной задачей государства является усовершенствование работы органов надзора, чтобы сократить случаи рецидива, для ускорения процесса социализации лиц, побывавших в местах лишения свободы. Ведь практика во всём мире свидетельствует, что при индивидуальной работе с ранее судимыми лицами возникновение повторной преступности сокращается.