В чем проявляется правовая культура человека. В общем виде роль правосознания в общественной жизни предопределена тем, что правосознание является внутренним стимулом и мотивацией к познанию права и лежит в основе правотворческой и правоприменительной деят

Правовая культура

Правовая культура является одной из приоритетных составлющих теоретической конструкции ("теоретическим телом" (проф. Ю.М.Дмитриенко) "более сложных форм правовых культур (например, религиозной, политической, национальной и др." (асп. И.В. Дмитриенко), которые чаще всего реально существуют и функционируют в правовой действительности. Правовая культура - общий уровень знаний и объективное отношение общества к праву; совокупность правовых знаний в виде норм, убеждений и установок, создаваемых в процессе жизнедеятельности и регламентирующих правила взаимодействия личности, социальной, этнической, профессиональной группы, общества, государства и оформленных в виде законодательных актов. Проявляется в труде, общении и поведении субъектов взаимодействия. Формируется под воздействием системы культурного и правового воспитания и обучения.

Виды правовой культуры

В зависимости от носителя правовой культуры различают два вида, среди которых есть и подвиды :
- А. Теоретическая правовая культура ("теоретическое тело" - проф. Ю.Н. Дмитриенко);
- Б. "Практическая правовая культура" (асп. И.В. Дмитриенко: - а)правовая культура общества;
- б) правовая культура личности;
- в) правовая культура группы.

Правовая культура общества

Это разновидность общей культуры, представляющая собой систему ценностей, достигнутых человечеством в области права и относящихся к правовой реальности данного общества: уровню правосознания, режиму законности и правопорядка, состояния законодательства, состояния юридической практики и др. Высокий уровень правовой культуры является показателем правового прогресса. Культура общества является результатом социально-правовой активности отдельных личностей, коллективов и других субъектов права; она выступает отправным моментом, базой для такого рода активности и в целом для правовой культуры личности.

ФУНКЦИИ: Познавательно-преобразовательная функция связана с теоретической и организаторской деятельностью по формированию правового государства и гражданского общества. Она призвана содействовать согласованию общественных, групповых и личных интересов, поставить человека в центр общественного развития, создать ему достойные условия жизни и труда, обеспечить социальную справедливость, политическую свободу, возможность всестороннего развития. Праворегулятивная функция направлена на обеспечение устойчивого, слаженного, динамичного и эффективного функционирования всех элементов правовой системы, а стало быть, и общества в целом. Ценностно-нормативная функция. Она проявляется в разнообразных фактах, которые приобретают ценностное значение, отражаясь в сознании действующих индивидов и человеческих поступках, социальных институтах. Здесь идет речь о ценностях в праве и самом праве как ценности. Правосоциализаторская функция может быть изучена через призму формирования правовых качеств личности. Правовая культура выполняет и коммуникативную функцию . Обеспечивая общение граждан в юридической сфере, она существует через это общение и влияет на него. Прогностическая функция охватывает правотворчество и реализацию права, обеспечение правомерного поведения граждан, их социальной активности, включает анализ тенденций, характерных для всей правовой системы.

Правовая культура личности

Это обусловленные правовой культурой общества степень и характер прогрессивно-правового развития личности, обеспечивающие ее правомерную деятельность.
Правовая культура личности предполагает:
1. наличие правовых знаний, правовой информации. Информированность была и остаётся важным каналом формирования юридически зрелой личности (интеллектуальный срез);
2. превращение накопленной информации и правовых знаний в правовые убеждения, привычки правомерного поведения (эмоционально-психологический срез);
3. готовность действовать, руководствуясь этими правовыми знаниями и правовыми убеждениями, т.е. поступать правомерно - в соответствии с законом: использовать свои права, исполнять обязанности, соблюдать запреты, а также уметь отстаивать свои права в случае их нарушения (поведенческий срез).

Правовая культура личности характеризует уровень правовой социализации члена общества, степень усвоения и использования им правовых начал государственной и социальной жизни, Конституции и иных законов. Правовая культура личности означает не только знание и понимание права, но и правовые суждения о нем как о социальной ценности, и главное - активную работу по его осуществлению, по укреплению законности и правопорядка. Другими словами, правовая культура личности - это ее позитивное правовое сознание в действии. Она включает преобразование личностью своих способностей и социальных качеств на основе правового опыта.

Правовая культура группы

В научной литературе нередко встречается указание ещё и на третий вид правовой культуры - правовую культуру социальной группы, характеризующуюся уровнем правосознания данной социальной группы, а также уровнем реального осуществления ею требований действующего права. Однако, учитывая, что характеристика правовой культуры общества в целом совпадает с характеристикой правовой культуры социальной группы, выделять правовую культуру социальной группы из правовой культуры общества целесообразно непосредственно при изучении конкретной социальной группы, а не правовой культуры как таковой.

Структура правовой культуры

Уровень правосознания и правовой активности граждан

  • Режим законности и правопорядка - состояние фактической упорядоченности общественных отношений , урегулированных с помощью правовых средств, содержанием которых является совокупность правомерных действий субъектов права . Прочность правопорядка зависит от состояния законности , без которой невозможна правовая культура. Убежденность в необходимости соблюдения правовых предписаний и их соблюдение - это основа режима законности и правопорядка .

Все названные элементы правовой культуры являются теми юридическими явлениями, которые входят в правовую систему общества.

Роль правовой культуры в жизни общества

В обыденных дискуссиях о проблеме правовой культуры зачастую можно столкнуться с высказывания о том, что правовая культура в России отсутствует, что правовая культура присуща только обществу с развитым правовым государством.

Согласиться с этим с позиции науки нельзя. Правовая культура, как уже отмечалось ранее, не есть нечто обособленное, она, являясь частью культуры в целом, органично переплетена с последней, и, следовательно, в той или иной степени присуща как обществу в целом, так и отдельным индивидам. Мои слова в данном случае подтверждает исследователь Ратинов А. Р. Он отмечает, что «ни в одном из многочисленных исследований разных возрастных групп, включая подростков, не было обнаружено ни одного испытуемого, который не имел бы определённых правовых представлений, оценочных отношений к явлениям правовой жизни и т. п.»

Ратинов так же пишет: «Усвоение правовых ценностей, правовых норм, стандартов правового поведения идёт в течение всей жизни. Даже в самом раннем возрасте человек „с молоком матери“ впитывает первые элементы правовой культуры. Он приобретает навыки и усваивает стандарты нормативного поведения, получает первые юридические представления из сказок, в ролевых играх приобретает понятия о функциях права и его представителей и постепенно формирует хотя и примитивную, детскую, но собственную картину правовой жизни. С возрастом, по мере расширения круга общения, усложнения деятельности и выполняемых ролей происходят интенсивное обогащение и развитие этой, равно как и иных, сфер сознания».

В подтверждение «усвоения правовых ценностей, правовых норм, стандартов правового поведения» уже в раннем детстве, достаточно привести всего лишь одну цитату:

Как услышал царь-отец,
Что донёс ему гонец,
В гневе начал он чудесить
И гонца хотел повесить;
Но, смягчившись на сей раз,
Дал гонцу такой приказ:
«Ждать царёва возвращенья
Для законного решенья».
Едет с грамотой гонец,
И приехал наконец.
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой,
Обобрать его велят;
Допьяна гонца поят
И в суму его пустую
Суют грамоту другую -
И привёз гонец хмельной
В тот же день приказ такой:
«Царь велит своим боярам,
Времени не тратя даром,
И царицу и приплод
Тайно бросить в бездну вод».
Делать нечего: бояре,
Потужив о государе
И царице молодой,
В спальню к ней пришли толпой.
Объявили царску волю -
Ей и сыну злую долю,
Прочитали вслух указ,
И царицу в тот же час
В бочку с сыном посадили,
Засмолили, покатили
И пустили в Окиян -
Так велел-де царь Салтан.

(А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»)

Таким образом, ни индивид, ни общество в целом не могут быть лишены правовой культуры. Но она может быть очень низкой.

Определив непременное наличие правовой культуры в жизни общества, следует обратиться к её роли в нем. В целом, роль правовой культуры общества мало чем отличается от роли культуры вообще. Интересней в этом плане обратиться к правовой культуре личности.

Так, в частности, существует мнение, что «вопреки обыденному представлению ни позитивные, ни негативные санкции сами по себе не в состоянии обеспечить выполнения должного и воздержания от запретного поведения, ибо между поведением и санкционированием нет механической связи типа „стимул - реакция“. Нужно иметь в виду относительно автономный характер ценностно-нормативной сферы личности, её конкретное содержание, характер усвоенных ценностей, норм, установок и ориентации, опосредовавших разные стороны социальной действительности, и в частности её правовую сферу. Поэтому действенность санкций зависит как от их объективного характера (значения), так и, в большей мере, от их субъективного смысла».

Иными словами исследования показывают, что тот или иной человек не совершает противоправных действий в большей степени не потому, что предвидит соответствующее наказание, а именно потому, что сам считает этот поступок недостойным, опасным, противоречащим жизненным принципам, системе ценностей и т. д. В этом, собственно, и проявляется относительно автономный характер ценностно-нормативной сферы личности.

Несколько похожая мысль высказывается А. И. Экимовым и Д. И. Луковской: «Всеобщее знание законов, как неоднократно отмечалось в социалистической правовой литературе, - это фикция… Нет, например, никакой надобности во всеобщем знании квалифицирующих признаков, отличающих кражу от ограбления или разбоя. Важно другое: чтобы каждый ясно осознавал недопустимость хищения личного, государственного или общественного имущества или посягательства на личность другого человека» Выходит, что правовая культура в деле регулирования социальных отношений и стимуляции правомерного поведения играет куда большую роль, нежели количество содержащихся в нормах права запретов или суровость наказания за их нарушение.

Для правомерного поведения в большинстве случаев достаточно усвоение индивидом социальных ценностей и общих правовых принципов.

Оценивая важную роль правовой культуры в регулировании социального поведения не трудно уяснить её роль в противодействии социальным недугам.

Очевидным становится, что если ставить целью, к примеру, снижение уровня преступности, неизбежно напрашивается вывод о необходимости, в первую очередь, повышения уровня правовой культуры, прививания уважения к социальным нормам и ценностям. (Следует отметить, что в последнее время активизировались сторонники ужесточения наказаний как метода борьбы с преступностью. Очередное подтверждение того, что подобный метод не имеет под собой научных оснований, содержится в приведённых выше цитатах. Кроме того, вопрос ужесточения наказаний - вопрос очень тонкий, лежащий в плоскости криминологии и других юридических наук (в том числе, должен рассматриваться и с позиции правовой культуры), но никак не в плоскости эмоциональных, обывательских оценок.)

Важно так же отметить роль правовой культуры в деле борьбы за субъективные права. Высокая правовая культура личности обуславливает нетерпимость к любым нарушениям законности и правопорядка вообще, в том числе, и к нарушению субъективных прав граждан.

Таким образом, правовая культура несёт на себе не только функцию аккумулирования и наследования правовых ценностей, но и, через субъективизацию правовых ценностей, сама по себе, наряду с нормами права, выступает важным регулятором социальных отношений.

Особенности российской правовой культуры

По-мнению многих видных исследователей, немалую роль в формировании отечественной правовой культуры сыграло православие.

Так, в частности, представитель славянофильского течения К. С. Аксаков в записке «О внутреннем состоянии России» (1855 г.) пишет: «Россия никогда не обоготворяла право, не верила в его совершенство, совершенства от него не требовала», она «смотрела на него как на дело второстепенное, считая первостепенным делом веру и спасение души».

Эту же особенность российской правовой культуры подмечает М. Б. Смоленский: «Обращение к истории развития российского общества даёт возможность выявить его особенности, наглядно отражённые в правовой культуре». Так одной из особенностей, по мнению Смоленского, является: "нетерпимость, явно пренебрежительное отношение к закону при не менее очевидном уважении к «порядку». П. И. Новгородцев в статье «О своеобразных элементах русской философии права» пишет, что особенность русского духа в его понимании жизни и истории, права и государства - не что иное, как совершенное признание и утверждение основ христианской религии, отказ от осуществления совершенного правового состояния и государственности. Признавая за Ф.М Достоевским приоритет в формулировании глубочайших основ русской философии права, он, в частности, излагает его точку зрения на общественный прогресс, которая характеризуется не ожиданием грядущего рая на земле, не стремлением достичь беззаботной спокойной жизни и не верой в бесконечный прогресс человечества, а руководится сознанием неизбежного конца света и особенно убеждением в упадке всех дел человеческих, опирающихся на желание добиться земного рая и обустроиться без Бога, только силой человеческого ума.

На негативную сторону этой особенности указывает проф. О. В. Мартышин: «Вера, истина, справедливость ставились религиозным сознанием выше закона, что по-своему верно, но в то же время может легко привести к правовому нигилизму, желанию действовать на основе высших критериев и соображений в сфере, где должны царить законы».

Советский период, по сути, привнёс мало нового в правовую культуру страны. «Сколь бы качественно не отличалась советская правовая система от дореволюционной, в силу того, что в ней был воплощён принцип диктатуры одной партии, переросшей чуть ли не на четверть века в фактическую диктатуру одного из её вождей, на практике право в советской России заняло столь же скромное место, как и в дореволюционной России». Говоря о советском периоде можно констатировать явный приоритет идеологии, социалистической морали над правом в деле регулирования общественных отношений. В современной России на теоретическом уровне наметилось два противоположных взгляда на правовую культуру.

С одной стороны наблюдается либерализация законодательства, долгие годы наблюдалось направление в сторону строительства правового государства, с другой стороны набирают силу почвеннические настроения. Так, в частности, А. Г. Дугин , выступая от имени российского евразийства, полагает, что правовое государство по западному образцу чуждо природе Руси, что «национальная юриспруденция должна резко и жёстко отказаться от копирования правовых теорий Запада», «не право важно, а правда, государство правды». Надо отметить, что на практике, непосредственно в законодательстве, доминирует принцип либерализма. Основной закон России, Конституцию РФ, не без оснований именуют одним из самых либеральных в мире.

В обыденной же жизни необходимо отметить широко распространившийся правовой нигилизм, выражающийся, как и много веков назад, в неуважительном, пренебрежительном отношении к праву. С точки зрения причин это следствие юридического невежества, отсталость и правовой невоспитанности основной массы населения. Кроме того, нельзя в этом плане забывать и об исторических особенностях правовой культуры в России.

В качестве предположения, объясняющего современное положение дел в правовой культуре, можно указать на наследие советской системы. В условиях длительного подавления прав и свобод, индивид, дабы реализовать свои потребности, жизненные интересы, вынужден искать способы обойти закон, «обмануть начальника».

Опираясь на вышесказанное можно констатировать, что несмотря на достаточно высокий, хотя и далеко не совершенный, уровень развития законодательства, воплотившего в себе прогрессивные либеральные ценности, общий уровень правовой культуры населения остаётся крайне низким. И основным проблемным моментом остаётся отсутствие осознания права как важнейшей социальной ценности.

Список литературы

  1. Кистяковский Б. А. Право и метод //Русская философия права: философия веры и нравственности: Антология. СПб., 1997.
  2. Ковалева И. В. Ценности правовой культуры в представлениях российского общества конца XIX - начала XX веков, 2002, В. Новгород (003298)
  3. Костенко А.Н. Культура и закон - в противодействии злу. - Киев: Атика, 2008. - 352 с.(на украинском языке)
  4. Кравченко И. И. Политические и другие социальные ценности // Вопросы философии. 2005. № 2
  5. Крапивинский С. Э. Общий курс философии: Учебник для студентов и аспирантов нефилософских специальностей. - Волгоград: Издательств Волгоградского государственного университета, 1998.
  6. Кризис правовой культуры российских государственных служащих и пути его преодоления //Актуальные проблемы правоведения. № 1-2. Самара, 2003. - 0,6 п.л.
  7. Мартышин О. В. О некоторых особенностях российской правовой и политической культуры // Государство и право. 2003. № 10.
  8. Мицкевич А. В. Взаимодействие права и нравственности. - В кн.: Взаимодействие форм общественного сознания. М., 1964,
  9. Молчанов А. А. Правовая культура в социальной жизни: вопросы методологии //Правоведение. 1991. № 1. С.63-73.
  10. Невважай И. Д Типы правовой культуры и формы правосознания.
  11. Новгородцев П. И. Соч. М., 1995.
  12. Скакун О. Ф. Теория государства и права. - Х.: Консум, 2000. - 604 с.
  13. Певцова Е. А. Правовое образование в России // Основы государства и права. 2002 г. № 6.
  14. Правовая культура и вопросы правового воспитания. М., 1974.
  15. Правовая культура как конститутив жизненного пространства личности в гражданском обществе //Научный и общественно-теоретический журнал "Государственное и муниципальное управление. Учёные записки СКАГС. " 2 2003. - 0,8 п.л.
  16. Ратинов А. Р. Структура правосознания и некоторые методы его исследования. //Методология и методы социальной психологии. М., 1981.
  17. Розин В. М. Генезис права. М., 2003.
  18. Силичев Д. А. Культурологи: Учеб. пособие для вузов. - М.: «Приор-издат», 2004.
  19. Селезнёв И. А. Гражданское общество в России и правовая культура студенческой молодежи // Полит. экспертиза. - 2008 - Т. 4, № 4. - С. 152-169
  20. Смоленский М. Б. Правовая культура, личность и гражданское общество в России: формула взаимообусловленности // Правоведенье. 2003. № 1
  21. Смоленский М. Б. Гражданское общество в условиях Российского конституционализма: аспекты правовой культуры: Монография - Москва ИКЦ «МарТ», 2003
  22. Смоленский М. Б. Конституционно-правовые основы формирования правовой культуры и развития гражданского общества в Российской Федерации. Ростов-на-Дону. Научно-практический журнал «Государственное и муниципальное управление (Ученые записки СКАГС)».№ 4.С.50-59. Изд. СКАГС.2003.0,55 п.л.
  23. Смоленский М. Б. Методологические аспекты изучения правовой культуры //Известия высших учебных за-ведений Северо-кавказский регион. № 1. Ростов-на-Дону. 2003.-0,5 п.л.
  24. Смоленский М. Б. Право и правовая культура в системе социальной регуляции //Научно-практический журнал "Юридический Вестник РГЭУ. № 1. Изд. РГЭУ. 2003 - 0,55 п.л.
  25. Смоленский М. Б. Правовая культура и личность в контексте Российской государственности. Монография - Ростов-на-Дону Изд. РГЭУ «РИНХ» - 7,5 п.л.
  26. Смоленский М. Б. Правовая культура и социальное самоуправление в гражданском обществе - формула взаимообусловленности. //Известия высших учебных заведений Северо-кавказский регион. Приложение № 1. Ростов-на-Дону. 2003. - 0,9 п.л.
  27. Смоленский М. Б. Правовая культура, личность, гражданское общество в России - формула взаимообусловленности - г. Санкт-Петербург //Известия вузов Санкт-Петербург. Правоведение № 1 2003 - 0,8 п.л.
  28. Смоленский М. Б. Правовая культура: опыт социокультурного анализа: Монография - Ростов-на-Дону Изд. СКНЦ ВШ. 2002. - 12, 75 п.л.
  29. Смоленский М. Б. Приоритет прав и свобод человека и гражданина как фактор витальности гражданского общества Ростов-на-Дону.
  30. Смоленский М. Б. Правовой менталитет - фактор формирования правовой культуры как основы гражданско-го общества //Известия высших учебных заведений Северокавказский регион. Ростов-на-Дону. 2002. - 0,6 п.л.
  31. Спекторский Е. В. Христианство и правовая культура // Русская философия права: философия веры и нравственности. Антология. СПб., 1997. С. 335.
  32. Теория государства и права. Ленинград. Издательстве ленинградского университета. 1987.
  33. Дмитрієнко І.В., Дмитрієнко Ю.М. Бодинаміка української правової свідомості та культури / Ю. М. Дмитриенко // Форум права. – 2011. – № 4. – С. 192-200.
  34. Дмитрієнко Ю. М. Дві вісі формування української правової свідомості та культури / Ю. М. Дмитрієнко // Форум права. – 2012. – № 2. – С. 221–241 [Електронний ресурс]. – Режим доступу: http://www.nbuv.gov.ua/e-journals/FP/2012-2/12djmpct.pdf .
  35. Дмитрієнко І. В. Суперечності та протиріччя української правової свідомості та ку- льтури / І. В. Дмитрієнко, Ю. М. Дмитрієнко // Форум права. – 2012. – № 2. – С. 205 – 220 [Електронний ресурс]:[Електронний ресурс]. – Режим доступу: http://www.nbuv.gov.ua/e-journals/FP/2012-2/12djmpct.pdf .

1. Правовая культура: Понятие, элементы, формы действия.

2. Функции правовой культуры.

1. К понятию «правосознание» тесно примыкает понятие «право­вая культура», которое отличается многоплановостью, многоаспектностью, сложным характером.

Как справедливо отмечается в отечественной юридической литературе, правовая культура присут­ствует практически во всех явлениях правовой жизни общества, но не имеет самостоятельной предметности (проф. Н.Н. Вопленко).

В литературе приводятся различные определения понятия «правовая культура». Так, проф. В.И. Каминская и проф. А.Р. Ра­тинов, одними из первых исследовавшие данную проблему, опреде­ляли правовую культуру как «систему овеществленных и идеаль­ных элементов, относящихся к сфере действия права, их отражение в сознании и поведении людей».

Проф. В.П. Сальников характеризует правовую культуру как особое социальное явление, которое может быть воспринято как ка­чественное правовое состояние личности и общества, подлежа­щее структурированию по различным основаниям.

По мнению проф. А.П. Семитко, под правовой культурой понимается обуслов­ленное всем социальным, духовным, политическим и экономиче­ским строем качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятель­ности, юридических актов, правосознания и в целом в уровне пра­вового развития субъекта (человека, различных групп, всего насе­ления), а также степени гарантированности государством и гражданским обществом свобод и прав человека.

По мнению канд. юрид. наук Е.В. Аграновской, правовая куль­тура - это система взглядов, оценок, убеждений, установок отно­сительно важности, необходимости, социальной ценности юридиче­ских прав и обязанностей, которые формируют позитивное отношение к праву, законности, правопорядку, обеспечивают соци­ально полезное поведение в правовой сфере. Существуют и другие позиции в отношении понятия «правовая культура». Важно подчеркнуть, что правовая культура:

1) включает в себя ценностную оценку правовых институтов, процессов, форм деятельности конкретного общества. Другими словами, она характеризует правовые ценности общества, прогрес­сивные достижения в сфере права;

2) отражает качественное состояние правовой жизни страны, поэтому для каждой страны характерен свой уровень правовой культуры;

3) является высшей формой осознания интересов и потребно­стей общества в правовом регулировании, следовательно, право представляет собой социальную ценность, своего рода юридическое богатство (проф. С.С. Алексеев);

4) составляет часть общей культуры. Вместе с тем она занима­ет самостоятельное, обособленное место в социокультурном про­странстве;

5) во многом зависит от нравственности общества и нравст­венных качеств людей, осуществляющих правовую деятельность;

6) служит непременным условием и предпосылкой формирова­ния правового государства и правового общества в целом.

Иначе говоря, правовая культура - это качественное состоя­ние правовой жизни общества.

Среди юристов нет единодушия и относительно структуры пра­вовой культуры. Например, проф. В.П. Сальников в качестве структурных элементов правовой культуры выделяет компоненты юридической действительности в их особом ракурсе эталонов пове­дения, а также право и правосознание, правовые отношения, закон­ность и правопорядок, правомерную деятельность субъектов. При этом особое внимание он уделяет деятельной стороне правовой культуры, выделяя: а) деятельность непосредственно в правовой сфере; б) деятельность неправового характера, но связанную с дей­ствием права (журналистика, кино, литература и т. д., отражаю­щие правовые идеи, оценки, чувства). В содержание правовой культуры входят не просто законность, правопорядок, правосозна­ние, а уровень их развития.

Проф. А.П. Семитко среди элементов правовой культуры назы­вает: 1) уровень развития правосознания населения, т.е. насколько информировано оно в правовом отношении, насколько усвоены им правовые ценности; 2) развитие правовой деятельности, поскольку уровень развития правосознания может быть зафиксирован лишь в правовом поведении. При этом правовая деятельность проявляется в теоретической деятельности (исследования ученых-юристов), об­разовательной (обучение в юридических учебных заведениях) и практической - правотворческой и правореализующей; 3) степень совершенства системы юридических актов различного вида, в кото­рых закрепляется право данного общества. Среди них определяю­щее значение имеет законодательство государства. Но уровень правовой культуры общества раскрывают и индивидуальные пра­воприменительные акты.

Выделение данных трех элементов правовой культуры условно, так как все они тесно взаимосвязаны и каждый из элементов прояв­ляется в двух других. Важно подчеркнуть, что при характеристике уровня правовой культуры речь может идти не о самих правовых явлениях - правосознании, правовой деятельности, системе право­вых актов, а об их уровневых состояниях, т.е. степени прогрессив­ного развития. Чаще всего в структуре правовой культуры вычленяют три со­ставляющие: знания о праве; отношение к праву; навыки правово­го поведения. Таким образом, человек, обладающий высокой пра­вовой культурой, должен ориентироваться в законодательстве, обладать позитивным правосознанием, основанным на уважении права, уметь при необходимости правильно его реализовать, в том числе в конфликтных ситуациях. Следовательно, правовая культу­ра представляет собой образ мышления, норму и стандарт поведе­ния, а в целом - правовой менталитет общества.

Понятие «правовой менталитет» сравнительно новое для отече­ственной юридической науки; оно характеризуется устойчивостью, особым правовым духом общества или народа, нормативно-ценно­стными ориентациями, обусловленными культурно-историческими, религиозно-этническими и морально-психологическими особенно­стями развития. Национальный правовой менталитет должен обя­зательно учитываться при разработке новых актов, иначе они не бу­дут восприняты обществом и, следовательно, не будут эффективно использоваться в повседневной жизни. Состояние национальной правовой ментальности может ска­заться на правовых реформах, иных кардинальных изменениях в общественной жизни. Таким образом, правовая культура и правовой менталитет об­щества тесно связанные явления, но правовой менталитет - более широкое понятие, включающее в себя все мировоззрение общества, всю картину правовой действительности. Правовая культура проявляется главным образом в трех уров­нях: обыденном, профессиональном и теоретическом.

Обыденный уровень правовой культуры ограничивается рамка­ми повседневной жизни людей и, не поднимаясь до уровня теорети­ческих обобщений, активно используется людьми в повседневной жизни при реализации субъективных прав, выполнении возложен­ных обязанностей.

Профессиональный уровень правовой культуры свойствен ли­цам, занимающимся юридической деятельностью на профессио­нальном уровне. Данному уровню присущи высокая степень знания права и по­нимания правовых проблем, целей и задач правовой деятельности.

Теоретическая правовая культура включает в себя высокий уровень не только знания права, но и понимания его глубинных свойств и ценностей, механизма действия, факторов, воздействую­щих на эффективность права, и т. д.

Для развития правовой жизни общества существенны все три уровня правовой культуры, но особую значимость имеет профес­сиональная правовая культура, так как она определяет работу всех государственных учреждений, государственного аппарата, его звеньев, политических объединений и др. Не менее важна роль и теоретической правовой культуры: она раскрывает уровень раз­вития юридической науки в целом, без чего невозможна правиль­ная правовая политика государства, определяющая стратегию и тактику развития юридической жизни страны.

В литературе иногда выделяют формы, в которые облекается правовая культура. Соответственно называют правовую культуру личности, правовую культуру отдельных социальных групп и об­щества в целом.

Правовая культура личности представляет собой такое ее свойство, которое характеризуется уважительным отношением к праву, достаточным уровнем правовой информированности, обеспечивающей правомерность поведения. Следовательно, лицо, обладающее правовой культурой, характеризуется, во-первых, определенным уровнем знания юридических норм; во-вторых, по­зитивным правосознанием, т.е. уважением права; в-третьих, пове­дением, основанным на уважении права. Отсюда вытекает, что пра­вовая культура личности есть единство правовых знаний, положительного отношения к праву и правомерного поведения. Источником правовых знаний личности обычно служат практи­ческий опыт, окружающая среда, средства массовой информации и др. Источник правовых знаний непосредственно зависит от уровня образования личности, возраста, рода занятий и т. п. Знание закона выполняет роль стимула правомерного поведения, если личность за­интересована в таком знании и выражает готовность поступать в со­ответствии с требованиями закона. Высокий уровень правовой куль­туры немыслим без высоких нравственных качеств личности, без выработки навыков правомерного поведения и правовой активности.

Групповая правовая культура, свойственная отдельным соци­альным группам, в первую очередь профессионалам-юристам, за­висит от правосознания данной группы и испытывает непосредст­венное влияние принятых в обществе правовых ценностей, правовой ориентации отдельных личностей. Самостоятельную и очень важную часть групповой правовой культуры составляет пра­вовая культура молодежи, которая складывается в основном в учебных заведениях, но и в других сферах тоже, например в не­формальных объединениях. Исследователи данной формы право­вой культуры отмечают ее маргинальный характер по отношению к обществу, элементы социальной дезорганизации, тяготение к от­клоняющемуся от общепризнанных норм поведению.

Правовая культура общества представляет собой со­ставную часть созданных им духовных ценностей и охватывает все виды поведения и действий, связанных с правовым общением и использованием правовых средств регулирования общественных от­ношений. Она непосредственно зависит от уровня общественного правосознания, состояния и характера законодательства и прочно­сти существующего в стране правопорядка. Она прямо связана с общим культурным уровнем населения и функционирует во взаи­модействии с политической, нравственной, эстетической и иными видами культуры населения.

Государство и общество заинтересованы в формировании высо­кой правовой культуры на всех уровнях и во всех формах, исполь­зуя в этих целях правовое просвещение. Последнее включает в себя: а) правовое обучение (обучение основам права в школе, профессио­нальная правовая подготовка в юридических вузах и др.); б) право­вую пропаганду через средства массовой информации, выпуск раз­нообразной юридической литературы, создание компьютерных баз данных («Гарант», «Консультант-плюс», «Кодекс»), распростра­нение правовой информации через Интернет.

2. В юридической литературе принято выделять следующие шесть функций правовой культуры: познавательно-преобразовательную; праворегулятивную; ценностно-нормативную; правосоциализаторскую; коммуникативную; прогностическую.

Содержание познавательно-преобразовательной функции пра­вовой культуры составляет цель, которую ставит перед собой любое демократическое общество, - формирование правового государст­ва. В связи с этим данная функция направлена на согласование раз­личных интересов общества, на создание правовых и нравственных гарантий свободного развития личности, уважения ее достоинства, признания ее высшей ценностью.

Праворегулятивная функция правовой культуры ставит своей задачей - обеспечить устойчивый, эффективно действующий меха­низм развития правовой системы, внесение упорядоченности в обще­ственные отношения на основе идеалов, прогрессивных взглядов, традиций и образцов поведения, утверждаемых правовой культурой.

Ценностно-нормативная функция проявляет свое действие че­рез отражение в сознании индивидов, их групп разнообразных фак­тов, имеющих ценностное значение. Иначе говоря, все элементы структуры правовой культуры выступают объектами оценки, что позволяет говорить о ценностях в праве и праве как социальной ценности.

Правосоциализаторская функция имеет своей направленно­стью формирование правовых качеств личности посредством воспи­тания ее правовой культуры, осознания личностью своих прав и обязанностей, механизма их правовой защиты, уважения прав и свобод других людей, готовности человека действовать во всех ситуациях правомерно.

Коммуникативная функция обеспечивает общение людей и их групп в юридической сфере, воздействуя на данное общение по­средством аккумулирования в правовой культуре всего ценного, что было присуще прошлым поколениям, и заимствуя прогрессив­ные начала из правовой жизни других народов и стран.

Прогностическая функция предполагает анализ тенденций раз­вития данной правовой системы, определение адекватных средств для достижения правовых культурных целей, нахождение новых ценностей, качеств и свойств, присущих правовой материи. Все названные функции правовой культуры взаимосвязаны, и нередко бывает трудно разграничить, где кончает свое действие одна функция и начинается действие другой.

Правовая культура - это составная часть общей культуры народа и отдельной личности. При этом надо иметь в виду, что под культурой понимают не только духовные достижения, но и материальные ценности, созданные человеком в процессе своей творческой деятельности. В этом плане правовая культура включает в себя все достижения юридической теории и практики. Все позитивное, положительное, накопленное человечеством в области права - это и есть правовая культура. Можно выделить объективную и субъективную стороны правовой культуры.

Правовая культура зависит от нравственности, от уровня экономического развития общества, от материального благосостояния народа. Но это - особая ценность общества. Если в обществе есть определенный уровень правовой культуры, то можно говорить о формировании правового государства. Если нет этой правовой культуры, то формирование правового государства крайне затруднено и связано лишь с ростом правовой культуры. Правовое государство и правовая культура органически связаны между собой, а наличие демократического гражданского общества является необходимым условием формирования правовой культуры и правового государства.

Очень часто под правовой культурой понимают уровень правосознания, то есть знание людьми права, их отношение к закону, суду. Но на самом деле правовая культура - нечто большее, чем правосознание. Она предполагает достаточно высокий уровень правового сознания. Правовая культура опирается на правосознание, однако не сводится к нему, а также к идейно-теоретическим и психологическим элементам правосознания. Она включает в себя юридически значимое поведение субъектов правоотношений. Правовая культура - это не просто то или иное отношение к правовой действительности (правосознание), но прежде всего уважительное отношение к праву.

Понятие правовой культуры значительно шире, чем понятие правосознания, хотя часто правовую культуру понимают как правовое сознание. В общем-то, конечно, между ними существует тесная связь. Но правосознание является только одним из необходимых элементов правовой культуры. Правосознание - определенная разновидность общественного и индивидуального сознания людей. Высокий уровень правосознания включает в себя и знание права, и понимание значения права в жизни общества.

А этого у нас, к сожалению, не хватает даже законодателям, политическим лидерам, руководителям общественных организаций. Дело не в том, что они не знают закона, а в том, что они не считаются с ним. А это уже пренебрежение правом. Низкий уровень правовой культуры, неразвитость у населения юридических традиций, зачастую переходящая в откровенный правовой нигилизм, отрицание необходимости и ценности права имеют глубокие корни в нашем обществе еще с дореволюционного прошлого.

Из поколения в поколение в России проявляется неуважение к закону и суду, терпимость к произволу и насилию. В большинстве случаев даже крупные деятели литературы, искусства, науки еще до революции нигилистически относились к праву. Для них имел огромное значение нравственный аспект. В условиях самодержавия, в период длительного крепостного права царил произвол, усугубленный низкой культурой населения. После реформ 60-х годов XIX века правовая действительность изменилась, но эти изменения глубоко не проникли в общество. Сохранился низкий уровень правовой культуры.

В ходе революции была сломана старая феодально-буржуазная правовая система, а новая не могла быть создана за короткое время. Нужен был длительный период становления новой правовой системы. Революционный переворот происходил в сложнейших условиях обострения классовой борьбы, при сильном влиянии мелкобуржуазной стихии, с креном в сторону анархии, непризнания законности.

К тому же было ясно, что в условиях гражданской войны (период военного коммунизма) систематизация права и установление законности осуществлялись чрезвычайно трудно. В обстановке царившего произвола, с одной стороны, белого, с другой -красного террора, ни о каких общечеловеческих ценностях, ни о значении наследия старой правовой системы не могло быть и речи. Диктатура пролетариата понималась как не ограниченное никакими законами господство пролетариата.

В период новой экономической политики (нэп) стало ясно, что следует изменить представление о социализме и пересмотреть взгляды на революционную законность. Деформация социализма, сложившийся диктаторский режим и массовые репрессии были той реальностью, которая погубила ростки правовой культуры, возникшие в дореволюционной России. В этот период наиболее широко был распространен правовой нигилизм.

Существовали и обстоятельства идеологического характера, действовавшие не только во времена культа, но и позже: с точки зрения марксизма-ленинизма право, как и государство, представлялось как отрицательное явление общественной жизни, которое должно отмереть в самом ближайшем будущем. Идеологи марксизма-ленинизма в 20-е годы отвергали необходимость права, считали, что «право - это такой же опиум для народа, как и религия», верили, что после свержения капитализма и царя страна войдет в новое общество. Все это было основано на правовом нигилизме народа.

О социальной ценности права заговорили только в 60-70-е годы XX века. Однако правовой нигилизм встречается и сегодня. Другая сторона вопроса - волюнтаристское отношение к законодательству. Все это находится в области правосознания - правовой идеологии и правовой психологии.

Отрицательное влияние на правильную оценку права оказывает и то, что у нас в науке, начиная с 30-40-х годов XX века, сложилось нормативистское понимание права. Оно рассматривается как орудие государства, как средство управления, как нечто, находящееся в руках государства и направленное против населения. И когда определенная часть наших теоретиков права стала обращать внимание на иное его понимание, официальная идеология отнеслась к этому отрицательно.

А ведь главное назначение права в том, что оно должно служить человеку, который обладает неотъемлемыми правами и свободами. Право ограничивает власть, которая должна считаться с основами права и нравственности. Но об этом говорилось очень мало. Данное обстоятельство усиливало правовой нигилизм, неуважение к суду и закону. Если в сознании людей существует нигилистическое отношение к праву, то о высокой правовой культуре не может быть и речи.

Помимо высокого уровня правосознания, правовая культура включает в себя и все реальные достижения в области правовой жизни общества (законодательство, его уровень, его технику, степень цивилизованности его содержания). У нас не было цивилизованного законодательства, а принятие законов и их применение по-прежнему остаются на низком уровне. Можно задумать хороший закон, но, если с точки зрения юридической техники он будет неудовлетворительным, реализовать его невозможно.

Например, принятый в 1991 году закон «О предприятиях» был шагом вперед, но в нем имелись юридические недостатки. Термин «коллектив - хозяин предприятия» не раскрывал содержания правового статуса юридического лица. Неясно было, что подразумевает законодатель под термином «хозяин». Этот термин был перенесен в законодательный акт из общественно-политической литературы и резко снизил его значение, так как не являлся юридическим. Собственник - коллектив или нет? Законодатель не решил этого главного вопроса. Если у нас в стране будут издаваться законодательные акты низкого технического уровня, то о правовой культуре говорить не имеет смысла.

Правовая культура - это еще и высокий уровень культуры правосудия. Начиная со стен помещения, где проводятся судебные заседания, до облика судей, самого проведения судебного процесса во многом зависит уровень правовой культуры. Дворцов правосудия у нас еще нет. Это и неудивительно. До последнего времени правосудие у нас было только в законе. Судейская профессия не престижна. В реальной жизни культура правосудия находится на очень низком уровне. А это, в свою очередь, влияет на общий уровень правовой культуры населения. Правовая культура - это высокий уровень культуры законодательства и правосудия, их реальное состояние.

Следующий элемент правовой культуры - фактическое состояние законности и правопорядка в стране, то, что есть на самом деле. Состояние преступности - это определенная характеристика правопорядка, но главным, тем не менее, является состояние правонарушаемости.

В США преступность выше, но механически это не отражает состояния законности и правопорядка в стране. Когда совершено преступление и преступник справедливо наказан, законность торжествует и правопорядок восстанавливается. Но если кто-нибудь наказан несправедливо - законности уже нет. Необходимо, чтобы каждый виновник был наказан и не был наказан невиновный. Необходима система, которая бы это обеспечивала, а у нас ее нет. То, что записано в качестве права, должно быть реализовано. А мы вначале разрешаем, а затем ограничиваем. Так правовое государство построить невозможно.

Можно говорить о правовой культуре личности, группы, общества в целом в тот или иной исторический период. Существуют различные модели правовой культуры (например, западная модель правовой культуры, конфуцианская правовая культура, мусульманская правовая культура и т. д.).

Западная модель правовой культуры характеризуется тем, что главной ценностью здесь признаются основные права и свободы человека и гражданина. Она начала формироваться еще с античных времен. Специфической чертой этой модели является, во-первых, осознание социальной ценности права как меры свободы и равенства и приоритет права во всех сферах общественной жизни. Во-вторых, осознание ценности индивидуальных прав личности. В сокровищницу мировой правовой культуры входят теория естественных прав и свобод человека, теория разделения властей Дж. Локка и Ш.-Л. Монтескье, а также законодательные акты, закрепляющие права и свободы личности.

Правовая культура так же, как и политическая культура, является непременным элементом демократии. Без них демократия может превратиться в анархию. А это чревато пагубными последствиями для общества и государства, в том числе и для всего мирового правопорядка. Произвол и бесправие приводят к массовым нарушениям прав и свобод личности, к отрицанию самой необходимости и ценности права.

Высокий уровень правовой культуры является необходимым условием (фактором) формирования правового государства. Особенно актуальной эта проблема является для отечественного права и государства. Поэтому воспитание правовой культуры граждан - важнейшее условие стабильности и правопорядка в обществе.

Правовая культура общества в современном интегрированном мире часто уже не определяется территориальными границами одного государства. Идет процесс интернационализации и взаимообогащения различных культурных ценностей. В таком взаимном сближении национальных культур состоит процесс формирования единой субкультуры с позиций общечеловеческих ценностей. Кроме того, мировое сообщество уже осознало необходимость выработки общецивилизационных, общечеловеческих начал и принципов деятельности в межгосударственных отношениях, которые закрепляются в важнейших нормативно-правовых актах международного характера.

Особенно заметно этот процесс идет в рамках Европейского сообщества, где выработаны единые принципы согласования национальных правовых институтов, создано единое правовое поле, в рамках которого обеспечиваются основные права и свободы личности (Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод).

Правовая культура - это качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне совершенства правовых актов, правовой и правоприменительной деятельности, правосознания и правового развития личности, степени свободы ее поведения и взаимной ответственности личности и государства.

Высокий уровень правовой культуры характерен

для правового государства и гражданского общества.

Структурными элементами правовой культуры являются:

1. право как система норм: нормы права не должны противоречить другу, должны сочетаться с другими социальными нормами (нормами морали, корпоративными нормами), но при господстве правовых норм. Нормативно-правовые акты не должны содержать взаимоисключающих и устаревших норм, не должно быть пробелов в праве;

2. правоотношения: общественные отношения, нуждающиеся в правовом регулировании, должны быть урегулированы нормами права. К ним относятся такие отношения, которые имеют три признака - типичность, подконтрольность и наличие противоположных интересов. (Например, продавец заинтересован продать просроченный товар, а покупатель рассчитывает купить свежий). Иные отношения не должны регулироваться нормами права (например, не может быть закона «О любви и дружбе»);

3. правосознание: у населения должен быть высокий уровень правовых знаний (сформированная правовая идеология) и уважение к праву (правовая психология). Деформации правосознания должны быть преодолены путем правового образования и правового воспитания;

4. правовые учреждения: эффективная деятельность системы правоохранительных органов (судов, прокуратуры, милиции, нотариата и т.д.), а также развитая система юридических служб на предприятиях, адвокатуры, наличие специализированных средств массовой информации (журналы «Государство и право», «Российская юстиция», передача «Человек и закон» и т.п.);

Правовая активность граждан;

6. правовая деятельность: все участники правовых отношений всегда и везде должны соблюдать все правовые предписания, адресованные им.

Виды правовой культуры выделяются в зависимости от ее носителей: 1 .индивидуальная (культура отдельного человека); 1.групповая (правовая культура студентов, пешеходов и т.п.); 3. общественная (российская, американская);

4. профессиональная правовая культура юриста - основывается на специальной теоретической и практической юридической подготовке и адекватном правосознании.

Показатели правовой культуры: знание, понимание, уважение права, правовая активность.

функции правовой культуры:

1. Функция производства и воспроизводства элементов правовой культуры в сменяющихся поколениях людей: усвоение правовых знаний, формирование уважения к праву и признание его ценности.

2. Интегративная функция: правовая культура обеспечивает единство и взаимодействие правовых институтов и организаций, дает обществу единую систему правовых ценностей, а не их отдельные элементы.

3. Оценочная функция: правовая культура является связующим звеном между социально-экономическими интересами и потребностями отдельных личностей, социальных групп, которые отражаются в нормах права, и их поведением.

Таким образом, правовая культура - это сложное общественное явления, которое имеет определенную структуру, виды и функции.

Еще по теме 21. Правовая культура: понятие, структура и виды:

  1. 1.Понятие и виды культурной деятельности, правовой статус организаций культуры в системе Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ
  2. 44.Понятие и виды культурной деятельности, правовой статус ор­ганизаций культуры по закону РФ «Основы законодательства россий­ской федерации о культуре» (с изменениями на 2007 г.).