Причины возникновения гражданского общества.

Непременное условие существования гражданского общества:

1. Демократизация всей общественной жизни.

2. Индивидуальная свобода граждан.

3. Обеспечение широких прав и свобод человека.

4. Право на частную собственность.

5. Право на реализацию экономических и политических интересов, желаний, стремлений.

6. Возможность ассоциаций, объединений (политических партий, общественных движений, союзов, добровольных и любительских обществ и т.д. самых различных форм, содержания, направления), не противоречащих конституции данного государства.

7. Обеспечение сотрудничества на основе равенства и партнерства, консенсуса между всеми субъектами гражданского общества.

8. Ответственность граждан перед государством.

Базисом гражданского общества является многоукладная рыночная экономика, плюрализм форм собственности, самостоятельность субъектов хозяйствования, предоставление широкой деловой инициативы гражданам. Важным условием функционирования гражданского общества является также наличие развитой социальной структуры, отражающей богатство и многообразие различных групп и слоев. Социальную основу гражданского общества составляет так называемый средний класс, включающий наиболее активную и мобильную часть населения. Духовная сфера гражданского общества предполагает плюрализм в области идеологии, реальную свободу слова, печати, совести, достаточно высокий уровень социального, интеллектуального, психологического развития личности.

Гражданское общество формируется преимущественно снизу, постепенно, как результат раскрепощения индивидов, их превращения из подданных государства в свободных граждан-собственников, готовых взять на себя хозяйственную и политическую ответственность.

Формирование и развитие институтов гражданского общества идет одновременно и в тесной связи с развитием политических институтов современного государства. Гражданское общество и государство неразрывно связаны между собой и немыслимы друг без друга.

Гражданское общество выступает как сфера реализации частных интересов и потребностей – индивидуальных и коллективных, часто противостоящих друг другу. Государство же как выразитель воли всего населения призвано примирить, совместить эти интересы, обеспечить консенсус по основополагающим вопросам общественно-политической жизни.

Взаимоотношения между гражданским обществом и государством носят сложный, часто конфликтный характер. Саморазвивающаяся система, каковой является гражданское общество, постоянно испытывает давление со стороны государства. Недостаточная развитость гражданского общества подталкивает государство к узурпации его прав, присвоению себе функций гражданского общества. В результате в условиях тоталитарных режимов происходит огосударствление общества, фактическое уничтожение или крайнее сужение независимости от государства общественной жизни. Государство стремится здесь подчинить себе все общество, охватить своим влиянием все сферы его жизнедеятельности.

При демократическом режиме государство и гражданское общество выступают как равноправные партнеры, как самостоятельные субъекты общественной жизни. Решение общественных проблем осуществляется путем компромисса между государством и обществом.

Для посткоммунистических стран формирование гражданского общества представляет сегодня необходимое условие их перехода к рынку и правовой государственности. Попытки же в короткий срок ввести принципы правового государства еще до формирования элементов гражданского общества не могут быть успешными и чреваты разрушительными последствиями.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Сущность гражданского общества, его основные признаки

Проблема гражданского общества - одна из ключевых в современной политической науке и общественной практике. Её актуальность объясняется все более углубляющимися процессами демократизации общественной жизни, повышением в них роли граждан и общественных самодеятельных объединений. Россия сегодня является как раз тем социальным пространством, где наиболее рельефно проявляют себя эти тенденции. О необходимости и путях формирования гражданского общества в нашей стране говорят политики и обществоведы, проблемы его становления, функционирования и развития обсуждаются на «круглых столах» и конференциях, на других научных и политических форумах. Можно утверждать, что решение многих, стоящих сегодня перед нашим обществом задач, связывается именно с созданием основ гражданского общества и его развитием. гражданский общество государство

Понимание сущности гражданского общества, условий и факторов формирования его качественных параметров применительно к реалиям современной жизни, представление о механизме взаимодействия гражданского общества с государством - это те аспекты, которые имеют сегодня особый научный и практический интерес.

Развитое гражданское общество выступает исторической предпосылкой становления правового государства. Без зрелого гражданского общества невозможно построение демократической политической системы. Только сознательные, свободные и политически активные граждане способны создавать наиболее рациональные формы коллективной жизни. С другой стороны, государство призвано обеспечивать условия для реализации прав и свобод личностей и групп.

Гражданское общество -- это совокупность негосударственных частных объединений граждан, преследующих индивидуальные и групповые интересы.

Понятие гражданское общество» было введено Дж. Локка, А. Смитом для отражения исторического развития общества, перехода его от дикого природного состояния к цивилизованному.

Это понятие анализировали многие великие умы общественной мысли: от Аристотеля, Гегеля, Маркса до современных авторов XXI в. Под гражданским обществом они понимали общество на определенной стадии его развития, включающее добровольно сформировавшиеся негосударственные структуры в экономической, социально-политической и духовной сферах жизнедеятельности общества.

Дж. Локк сформулировал основные принципы цивилизованных отношений в обществе:

§ интересы личности стоят выше интересов общества и государства; свобода -- наивысшая ценность; основа свободы индивида, гарантия его политической самостоятельности -- частная собственность;

§ свобода означает невмешательство кого бы то ни было в частную жизнь личности;

§ индивиды заключают между собой общественный договор, т. е. создают гражданское общество; оно образует защитные структуры между индивидом и государством.

Таким образом, по Локку, гражданское общество -- люди, добровольно объединенные в различные группы и самоуправляющиеся институты, огражденные законом от прямого вмешательства государства. Правовое государство призвано отрегулировать эти гражданские отношения. Если гражданское общество обеспечивает права человека (права на жизнь, свободу, стремление к счастью и т. д.), то государство -- права гражданина (политические права, т. е. права на участие в управлении обществом). В том и другом случае речь идет о праве личности на самореализацию.

Разнообразие интересов граждан, их реализация через различные институты, диапазон используемых при этом прав и свобод составляют основные черты гражданского общества.

Институты гражданского общества можно разделить на три группы. Это организации, в которых индивид:

§ получает средства к удовлетворению жизненных потребностей в пище, одежде, жилье и т. д. Эти средства индивид может получить в производственных организациях, потребительских и профессиональных союзах и т. 11.;

§ удовлетворяет потребности в продолжении рода, общении, духовном и физическом совершенстве и т. д. Этому способствуют семья, церковь, образовательные и научные учреждения, творческие союзы, спортивные общества и т. д.;

§ удовлетворяет потребности в управлении жизнью общества. Здесь интересы реализуются посредством участия в функционировании политических партий и движений.

Способность отдельных граждан, различных организаций граждан отстаивать свои частные интересы, возможность их удовлетворения по собственному усмотрению, не нарушая при этом чужих частных и общественных интересов, характеризует зрелость гражданского общества.

Гражданское общество в широком значении совместимо не только с демократией, но и с авторитаризмом, и лишь тоталитаризм означает его полное, а чаще частичное поглощение политической властью. Гражданское общество в узком, собственном значении неразрывно связано с правовым государством, они не существуют друг без друга. Гражданское общество представляет собой многообразие не опосредованных государством взаимоотношений свободных и равноправных индивидов в условиях рынка и демократической правовой государственности. Это сфера свободной игры частных интересов и индивидуализма. Гражданское общество -- продукт буржуазной эпохи и формируется преимущественно снизу, спонтанно, как результат раскрепощения индивидов, их превращения из подданных государства в свободных граждан-собственников, обладающих чувством личного достоинства и готовых взять на себя хозяйственную и политическую ответственность. Гражданское общество имеет сложную структуру, включает хозяйственные, экономические, семейно-родственные, этнические, религиозные и правовые отношения, мораль, а также не опосредованные государством политические отношения между индивидами как первичными субъектами власти, партиями, группами интересов и т.д. В гражданском обществе в отличие от государственных структур преобладают не вертикальные (подчиненности), а горизонтальные связи -- отношения конкуренции и солидарности между юридически свободными и равноправными партнерами. Для современного понимания гражданского общества недостаточно представление о нем лишь с позиции его противопоставления государственной власти и, соответственно, сфере реализации публичных интересов. Главным в современной, общедемократической концепции гражданского общества должно быть определение собственных качественных характеристик тех реальных общественных отношений, которые в системном единстве могут быть определены как современное гражданское общество. Гражданское общество -- это не просто некое объемное понятие, характеризующее определенную сферу общественных отношений, пределы которых определяются лишь тем, что это «область действия частных интересов» (Гегель). В то же время «гражданское общество» -- это и не юридическое, не государственно-правовое понятие. Государство не может, не в состоянии «учредить», «декретировать», «установить» своими законами желательный для него образ гражданского общества. Гражданское общество -- это закономерный этап, высшая форма самореализации индивидов. Оно вызревает по мере экономического, политического развития страны, роста благосостояния, культуры и самосознания народа. Как продукт исторического развития человечества гражданское общество появляется в период ломки жестких рамок сословно-феодального строя, начала формирования правового государства. Обязательным условием возникновения гражданского общества является появление возможности у всех граждан экономической самостоятельности на базе частной собственности. Важнейшей предпосылкой формирования гражданского общества являются ликвидация сословных привилегий и возрастание значения человеческой личности, человека, который превращается из подданного в гражданина с равными юридическими правами со всеми другими гражданами. Политическим фундаментом гражданского общества служит правовое государство, которое обеспечивает права и свободы личности. В этих условиях поведение человека определяется его собственными интересами и на него ложится ответственность за все действия. Такая личность превыше всего ставит собственную свободу, уважая вместе с тем и законные интересы других людей. Так как в руках у государства сосредоточена большая власть, то оно с помощью чиновников, армии, полиции, суда может легко подавить интересы социальных групп, классов и целого народа. История установления фашизма в Германии и Италии является ярким примером того, как государство поглощает общество, как происходит огосударствление его сфер, осуществляется всеобщий (тотальный) контроль над личностью. В этом плане гражданское общество есть объективно сложившийся порядок реальных общественных отношений, который основан на признанных самим обществом требованиях справедливости и меры достигнутой свободы, недопустимости произвола и насилия. Данный порядок складывается на основе внутреннего содержания этих отношений, что превращает их в критерий «справедливости и меры свободы». Тем самым отношения, составляющие гражданское общество, обретают способность нести в себе определенные требования, нормативные модели поведения граждан, должностных лиц, государственных органов и государства в целом в соответствии с идеалами справедливости и свободы. Это означает, что в отношениях, составляющих гражданское общество, воплощаются идеи права как высшей справедливости, основанной на недопустимости произвола и гарантировании равной для всех членов гражданского общества меры свободы. Это те нормативные (общеобязательные) требования, которые складываются и существуют в гражданском обществе независимо от их государственного признания и закрепления в законах. Но следование им со стороны государства является залогом того, что закон в таком обществе и государстве приобретает правовой характер, т. е. они не только воплощают в себе государственную волю, но эта воля в полной мере соответствует требованиям справедливости и свободы. Повседневная жизнь индивидов, ее первичные формы составляют сферу гражданского общества. Однако многообразие повседневных потребностей и первичных форм их реализации требует согласования и интеграции устремлений индивидов и социальных групп для поддержания целостности и прогресса всего общества. Равновесие, взаимосвязь общественных, групповых и индивидуальных интересов осуществляет государство посредством управленческих функций. Следовательно, глобальное общество, т. е. всеохватывающая человеческая общность, состоит из гражданского общества и государства. Гражданское общество и государство представляют собой социальные универсалии, идеальные типы, отражающие различные стороны и состояния жизни общества, противостоящие друг другу. Гражданское общество составляет сферу абсолютной свободы частных лиц в отношениях друг с другом. По определению Ж-Л. Кермонна, «гражданское общество слагается из множественности межличностных отношений и социальных сил, которые объединяют составляющих данное общество мужчин и женщин без непосредственного вмешательства и помощи государства». Гражданское общество предстает в виде социального, экономического, культурного пространства, в котором взаимодействуют свободные индивиды, реализующие частные интересы и делающие индивидуальный выбор. Напротив, государство представляет собой пространство тотально регламентированных взаимоотношений политически организованных субъектов: государственных структур и примыкающих к ним политических партий, групп давления и т. д. Гражданское общество и государство взаимно дополняют друг друга. Без зрелого гражданского общества невозможно построить правовое демократическое государство, поскольку именно сознательные свободные граждане способны к рациональной организации человеческого общежития. Таким образом, если гражданское общество выступает прочным опосредующим звеном между свободным индивидом и централизованной государственной волей, то государство призвано противодействовать дезинтеграции, хаосу, кризису и упадку через создание условий для реализации прав и свобод автономной личности.

Сущность и основные принципы гражданского общества. Сущность гражданского общества состоит в том, что оно объединя ет и выражает прежде всего интересы граждан, их чаяния, свободу, запросы, потребности, а не волю правящих элит, власти, государства. Последнее (государство) призвано выступать лишь слугой общества, его доверенным представителем. Государство для общества, а не общество для государства. Можно указать ряд наиболее общих идей и принципов, лежащих в основе любого гражданского общества, независимо от специфики той или иной страны. К ним относятся:

1. экономическая свобода, многообразие форм собственности, ры ночные отношения;

2. безусловное признание и защита естественных прав человека и гражданина;

3. легитимность и демократический характер власти;

4. равенство всех перед законом и правосудием, надежная юриди ческая защищенность личности;

5. правовое государство, основанное на принципе разделения и взаимодействия властей;

6. политический и идеологический плюрализм, наличие легальной оппозиции;

7. свобода мнений, слова и печати, независимость средств массовой информации;

8. невмешательство государства в частную жизнь граждан, их взаимные обязанности и ответственность;

9. классовый мир, партнерство и национальное согласие;

10. эффективная социальная политика, обеспечивающая достойный уровень жизни людей.

Гражданское общество - не государственно-политическая, а глав ным образом экономическая и личная, частная сфера жизнедеятель ности людей, реально складывающиеся отношения между ними. Гражданское общество - открытое, демократическое, саморазвивающееся общество в котором центральное место занимает человек гражданин и личность.

Гражданское общество - это такое состояние общества, когда человек является высшей ценностью, признаются, соблюдаются, и защищаются его права и свободы, государство способствует динамическому развитию экономики и политической свободе, находится под контролем общества, государственная и общественная жизнь основывается на праве, идеалах, демократии и справедливости.

Основные признаки:

1. Свобода обеспечивается, когда:

Индивид независим от государства - не находится под его тотальным контролем;

Индивид является собственником, т.е. обладает средствами, необходимыми для достойного существования;

Человеческая личность не находится под полным контролем со стороны класса, сословия, семьи;

Человек самостоятельно выбирает сферу профессиональной самореализации;

Человек имеет возможность свободно формировать свои политические убеждения и выражать их;

Права и свободы человека признаются, соблюдаются, и защищаются государством;

Существуют гарантии прав и свобод человека, механизмы их защиты.

2. Открытость, т.е. наличие информационной свободы, свободы мысли и слова, образования и воспитания, перемещения внутри страны, въезда и выезда из страны.

3. Плюрализм, который характеризуется наличием в обществе различных классов, слоев, социальных групп; политических сил, выражающих их интересы, свободной конкуренции политических сил в борьбе за отстаивание интересов и за обладание государственной властью; развитой структурированной политической системы и ее стабильностью; достаточным совершенством государственного аппарата и наличия разделения властей, наличием в обществе разных точек зрения, свободой их выражения и отсутствия обязательной государственной идеологии.

4. Правовой характер. Им общество обладает там, где имеет место правовое государство, т.е. государство, основанное на праве, соблюдения законов, подзаконных актов.

5. Самоуправляемость и саморазвитие выражаются в том, что индивиды, классы, социальные группы самостоятельно устанавливают, и регулируют взаимоотношения между собой. Как правило, не прибегая к услугам государства как арбитра, гражданское общество имеет в самом себе экономический, политический, культурно - нравственный потенциал для собственного воспроизводства и дальнейшего развития.

2. Предпосылки и условия функционирования гражданского общества

Процесс формирования и развития гражданского общества, его функционирование и совершенствование осуществляется на основе совокупности объективных предпосылок и в соответствии с определенными принципами. Они обеспечивают зарождение, «вызревание», дальнейшее движение гражданского общества к более высоким формам, его устойчивость, стабильность и жизнеспособность. В теории принято считать, что основу гражданского общества составляют: в экономической сфере - частная собственность и рыночные отношения; в политической сфере - демократия, закон, право; в духовной сфере - цивилизованность, справедливость, нравственность.

Основополагающими принципами гражданского общества являются: индивидуальная свобода и самостоятельность личности; баланс прав, свобод и обязанностей человека и гражданина; народный суверенитет; верховенство и полновластие народа; паритет отношений «человек - общество - государство».

Современное гражданское общество - это самоорганизующаяся и саморазвивающаяся система, обладающая внутренними источниками функционирования и совершенствования. Вместе с тем, исторический опыт свидетельствует, что оно функционирует и развивается гораздо эффективнее, если для этого создаются определенные условия. Основополагающим из таких условий является владение каждым членом общества конкретной собственностью, наличием у него права использовать её по своему усмотрению. При этом такое право должно быть не только формальным, носить удостоверяющий характер, но и иметь общественное признание. Владение собственностью может быть единоличным и коллективным, но главное здесь - наличие ее фактического владельца. Наличие собственности и права ею распоряжаться составляет исходную предпосылку свободы личности.

Следующим необходимым условием успешного функционирования и развития гражданского общества выступает развитая и многообразная социальная структура. Она позволяет обеспечивать устойчивые вертикальные и особенно горизонтальные связи и отношения между представителями различных социальных групп и слоев. В системе этих связей складываются широкие возможности для реализации интересов, прав и свобод индивида.

Обязательным условием жизнедеятельности гражданского общества выступает также высокий интеллектуальный уровень развития личности, ее внутренняя свобода и самостоятельность. Личность, обладающая такими характеристиками, создается всей системой институтов гражданского общества, их функциональной надежностью.

И, наконец, большое значение, для эффективного развития и совершенствования гражданского общества имеет преодоление правового нигилизма во всех звеньях общественного организма, становление правового государства, правовое обеспечение жизнедеятельности граждан. Фактическое утверждение правового государства позволяет обществу избавляться от большого количества вредных для граждан стереотипов, препятствующих развитию гражданского общества, способствует совершенствованию его структур.

Все эти условия в значительной мере создают само общество через государство и вопреки ему. Через государство - выработкой необходимых законов, формированием демократических структур, строгим соблюдением государством общепринятых, норм и процедур. Вопреки государству - созданием в рамках конституционного поля противовеса государству в виде самодеятельных объединений и самоуправляющихся ассоциаций граждан, независимых общественных организаций, массовых общественных движений, негосударственных средств массовой информации и т.д. В этом контексте взаимоотношения гражданского общества и государства, механизм их взаимодействия представляют особую значимость, играют ключевую роль в процессе формирования и развития гражданского общества.

Если человеческое общество возникло одновременно с человеком, то гражданское общество образовалось лишь за последние два столетия. Его становление связано с развитием многообразных форм частной собственности, рыночной экономики и свободы экономического выбора, утверждением демократических порядков, прав и свобод человека и гражданина, с признанием ценности свободной и ответственной личности.

Становление гражданского общества неразрывно связано с утверждением правового государства. Правовое государство немыслимо без развитого гражданского общества. Гражданское общество возможно лишь в условиях демократического режима, правового государства. В условиях авторитарных и тоталитарных режимов гражданское общество нормально функционировать не может.

Исторически гражданское общество пришло на смену традиционному, сословно-кастовому. При сословном строе государство практически совпадало с имущими классами и было обособленно от основой массы населения. В традиционных обществах древнего мира средних веков социального неравенства было выражено и закреплено в праве: господствующая социальная группа была организована в государство, поддерживавшее сословные границы и охранявшее привилегии высших сословий, от имени которых и осуществлялась власть. В сословных обществах государство регламентировало многие стороны экономической, хозяйственной, бытовой, религиозной, духовной жизни. Однако феодальная сословная система не была абсолютной чуждой природе гражданского общества. Не смотря на то, что политическим выражением средневекового способа производства являлись привилегии, неравное для каждого из феодальных сословий право, сословный социальный порядок позволял обществу сохранять определенную независимость от государства.

На смену вертикальным феодальным структурам, открыто выражавшим и закреплявшим социальное неравенство, пришли преимущественно горизонтальные невластные связи, основанные на юридическом равенстве и договорных началах свободных личностей.

Гражданское общество по сути своей буржуазное. Его основой является юридически свободный индивид. Обособление гражданского общества от государства происходило в процессе ликвидации сословного неравенства и разгосударствления общественных отношений.

Начало данному процессу положило формирование представительного государства, выступающего от имени всего населения. Для этого необходимо было законодательное признание юридического равенства людей на основе наделение их правами и свободами. Замена сословного неравенства всеобщим юридическим равенством определило качественно новое социальное положение личности. Теперь индивиды независимо от их социального происхождения и имущественного положения были признаны равными и полноправными участниками общественной жизни, наделенными свободной волей.

Частные причины (даже при их множе ственности) не привели бы к созданию такой огромной обще ственной сферы (системы), каковой является гражданское общество. Следовательно, cуществуют общие причины, питаю щие процесс создания и развития гражданского общества, оче видно, достаточно серьезные. Их немало, мы назовем главные, основополагающие.

Первая причина связана с частной собственностью. В развитом демократическом обществе подавляющая часть населения -- частные собственники. Разумеется, представители крупного биз неса немногочисленны. Однако развитым и многочисленным является средний класс. Для подавляющего большинства этих собственников средством получения доходов, средством к жиз ни их семей является частая собственность. Это -- частные предприятия (в промышленности, торговле, сельском хозяй стве, в добывающих отраслях и др.), земля, недвижимость, сдаваемая в аренду, ценные бумаги, приносящие доход, де нежные средства, приносящие проценты, интеллектуальная собственность, обладателями которой являются писатели, композиторы, изобретатели, научные работники, и т.д. Им не про сто есть что терять, с потерей собственности они лишаются самого важного -- источника средств для жизни. Поэтому не удивительно, что на сохранение собственности, на создание оптимальных условии для ее дееспособности и направлены энер гичные усилия её обладателей.

Опыт показывает, что наиболее эффективными являются коллективные усилия разною рода объединения собственни ков с одинаковыми интересами, ассоциации фермеров, союзы предпринимателей, банкиров и др. Их представители постоянно взаимодействуют с соответствующими комиссиями в законода тельных органах и с правительством, добиваясь оптимизации условии функционирования частной собственности, принадле жащей членам данных организации.

Таким образом, частная собственность, будучи наиболее раз витым институтом демократического общества, является пер вой из главных причин возникновения и функционирования гражданского общества, превращения его в мощнейшую само организующуюся общественную структуру. Именно частная собственность во всем разнообразии ее конкретных форм делает существование гражданского общества необходимым.

Однако общество, основанное на свободной рыночной эко номике, представлено не только собственниками. Существен ный его удельный вес составляют лица наемного труда -- рабо чие, инженерно-технический состав, служащие. Есть и другие общественные группы и слои -- инвалиды, пенсионеры, лица свободных профессий (юристы, художники и т.д.). Жизненно важные интересы этих слоев общества также заставляют их объе диняться в свои союзы, ассоциации, клубы, разного рода дру гие организации (например, «Гильдия ветеранов сцены», «Пар тия пенсионеров», «Ассоциация адвокатов» и др.). Данные объе динения активизированы по многим направлениям: улучшение условий жизни, поиск посильной работы и спонсоров, отстаи вание прав, если они нарушаются.

Таким образом, частная собственность при необходимости превращает все (или почти все) общество в гражданское, если иметь в виду эту его сторону, то есть гражданское общество как совокупность добровольно образовавшихся надгосударственных структур.

Вторая причина тесно связана с первой. Речь идет о свободной рыночной экономике. Демократическое общество, наряду с други ми свободами, предполагает хозяйственную систему, развиваю щуюся по своим законам. Только соблюдая эти законы, можно успешно вести предпринимательскую деятельность. И главное -- противостоять законам рынка в одиночку очень трудно. Разного рода объединения предпринимателей, то есть организации гражданского общества, призваны облегчить эту задачу. (Вопрос об организациях гражданского общества в экономической сфе ре будет специально рассмотрен далее.)

Третья причина необходимости возникновения и функцио нирования гражданского общества заключается в следующем. Демократическое государство призвано максимально удовлетво рять интересы и потребности своих граждан. Однако рождающи еся в обществе интересы столь многочисленны, столь разнообразны и дифференцированы, что практически государствонеможет иметь информацию обо всех этих интересах. Значит, не обходимо информировать государство о конкретных интересах граждан, удовлетворить которые можно лишь силами и сред ствами самого государства. И опять же эффект достигается, если действовать через организации гражданского общества. Конеч но, широко распространено и отстаивание своих интересов граж данами в одиночку.

В каждой демократической стране организаций гражданского общества насчитывается множество. Они могут организовываться в связи с конкретными проблемами региона и даже отдельного города, в связи с профессиональными интересами (например, разного рода гильдии актеров кино, театра), это организации и фонды благотворительного характера, объединения, связанные с необходимостью восстановления памятников большого куль турного значения. Сюда же относятся многочисленные движе ния (например, в связи с протестом против осуждения не виновных) и т.п. Много такого рода организаций и движений гражданского общества вырастает до общегосударственных масш табов. Типичный в этом отношении пример -- движение «зеле ных» в западноевропейских странах. Превратившись в мощную силу, оно добилось того, что государство выделило немалые дополнительные ресурсы на охрану окружающей среды и вне сло изменение в законодательство, регулирующее этот процесс.

Таким образом, третья главная причина, делающая необхо димым возникновение и развитие гражданского общества, -- это исключительное многообразие интересов граждан демо кратического общества. Важно подчеркнуть, что именно в демо кратическом обществе только и возможен широчайший спектр этих интересов. И связано это с теми свободами, которые данное общество предоставляет своему народу.

От вопроса о необходимости гражданского общества в усло виях демократии переходим к раскрытию его возможности. Де мократия не просто делает гражданское общество насущно не обходимым, она создает все основные условия для его возник новения и развития. Отметим наиболее важные из них. Главное условие активной жизни гражданского общества -- это соци альная свобода, демократическое государственное управление, существование общественной сферы политической деятельности и политических дискуссий. Свободный гражданин -- основа гражданского общества. Социальная свобода создает возможность для самореализации человека в обществе.

Важным условием функционирования гражданского обще ства является гласность и связанная с ней высокая информиро ванность граждан, позволяющая реально оценивать хозяйствен ную конъюнктуру, видеть социальные проблемы и предприни мать шаги по их разрешению.

И, наконец, основополагающим условием успешного функ ционирования гражданского общества является наличие соответ ствующего законодательства и конституционных гарантий его права на существование.

Рассмотрение вопросов о необходимости и возможности су ществования гражданского общества дает основание подчерк нуть его функциональную характеристику. Основная функция граж данского общества -- наиболее полное удовлетворение материальных, социальных и духовных потребностей общества.

Функционирование системы гражданского общества, так же как и системы государственных органов, подчиняется имманентным природе каждого из них принципам - началам. К ним относятся:

Принцип гуманизма. Общность принципов демократического государства и гражданского общества проявляется, прежде всего, в цели служения интересам человека, защиты его прав и свобод. Положение о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, служит в равной мере принципом деятельности как государственных органов, так и структур гражданского общества.

Другим общим для функционирования государства и гражданского общества принципом, является принцип свободы самовыражения человека. Проявление этого принципа отражается как в физической, так и интеллектуальной свободе человека, в том числе: в свободе передвижения, выбора места пребывания и жительства, выбора занятий и рода деятельности, в свободе личной жизни, свободе мысли и слова, выражение мнений и убеждений или отказ от них. Проявление этого принципа имеет двойственный характер. С одной стороны, свобода самовыражения человека - это непременное условие благоденствия и прогресса всего человеческого общества и государства, поскольку только разумный и свободный человек способен таким образом преобразовать окружающий мир, чтобы максимально приспособить этот мир для комфортного и безопасного существования. С другой стороны, свобода самовыражения человека не всегда имеет позитивный характер и может входить в противоречие с интересами других людей и государства. В этом случае либо государство, путем установления правовых запретов, либо само гражданское общество, путем выработки моральных, корпоративных и иных внеправовых правил поведения, устанавливает разумные пределы самовыражения человека.

Одним из условий и в то же время принципом функционирования, как гражданского общества, так и государства является принцип равенства. Равенство возможностей в гражданском обществе и равноправие в государстве свидетельствуют о гармоничности соответствующих социальных отношений.

Поскольку и государственные органы, и структуры гражданского общества представляют собой социальные общности людей, объединенных общими целями, интересами, то в качестве следующего принципа можно назвать принцип коллективизма. Этот принцип означает, что каждый член той или иной общности осознает свою принадлежность к ней по определенным, идентифицирующим эту общность признакам, строит свое поведение в соответствии с правилами, принятыми этой общностью, и направляет свою деятельность на реализацию её общих интересов.

Следующий общий принцип государства и гражданского общества - принцип функциональной обусловленности. Любое объединение людей имеет свои цели и задачи, а так же и функцию. Сама функция предполагает не только определенное смысловое содержание действий людей, но и совокупность способов, методов и приемов их осуществления для решения определенных задач.

Принцип законности, означающий «точное и повсеместное исполнение всеми органами государства, должностными лицами и гражданами требований закона», в равной мере распространяется на все структуры гражданского общества.

Все вышеперечисленные принципы присущи как гражданскому обществу, так и государству, поскольку заложенные в них ценности представляются важным в любом человеческом сообществе. Так же наряду с общими существуют и специальные принципы, присущие только гражданскому обществу. А именно принцип самоуправления и принцип добровольности.

Самоуправление гражданского общества тесно связано с принципом невмешательства в его деятельность государственных и муниципальных органов власти. Границей невмешательства является все то, что связано с предметом уставной, внутренней деятельности общественных структур. Однако грань между теми отношениями, куда может, и куда не может вмешиваться государство, весьма неопределенна.

Так же можно отметить как принцип гражданского общества добровольность. Заключающийся в не принуждаемом членстве данного объединения. То есть человек вступил в гражданское общество на добровольной основе, и сознает себя как его член.

Подводя итог рассмотренных понятий в первой главе можно прийти к заключению, что процесс становления гражданского общества сложен и противоречив, отличается длительностью. Формирование гражданского общества одно из необходимых условий продвижения России по пути проведения экономических, политических и правовых реформ, становления правового государства, поскольку страна поставила задачу преобразовать экономику на основе признания частной собственности и предпринимательства, внедрить в общественно-политический строй элементы демократии, упрочить положение человека и гражданина, утвердить свободу.

Гражданскому обществу, в том числе сформировавшемуся в России, свойственны определенные признаки, способствующие более глубокому осмыслению его природы, а также принципы данного общества, которые мы перечислили выше.

3. Особенности формирования гражданского общества в современной России

Большинство исследователей обращает внимание на сложный, и длительный характер становления современного гражданского общества в России, других странах СНГ. Особенность его состоит в переживаемом этими странами переходе от авторитарной организации политической жизнедеятельности и соответствующего менталитета граждан к демократическому обществу. Этот, нередко зигзагообразный, противоречивый процесс развивается параллельно с созданием правового государства, становлением демократической культуры.

Общая картина формирования структур гражданского общества в современной России имеет определённую позитивную тенденцию развития, особенно по сравнению с прошлым, когда свободная гражданская жизнь протекала в основном в формальных и контролируемых организациях. Конституцией Российской Федерации, хотя в ней и отсутствует термин "гражданское общество", закреплены основные права и свободы человека и гражданина, отменена цензура. Сложилась многопартийная система, различные социальные группы и авторы - организации бизнеса, СМИ, профсоюзы и др.

Для нынешнего состояния формирующегося современного гражданского общества в России характерно следующее:

Пока не сложилась целостная система гражданских структур, существует большое количество фрагментированных образований, слаба правовая защита граждан и ассоциаций;

Социум расколот по линиям: бедные и богатые, элиты и народ, чиновники и все остальные, центр - периферия и др.;

Неадекватна и слаба социальная основа гражданского общества - относительно небольшой средний класс (от 16 до 30 % граждан по различным подсчетам);

Недостаточно выражены и укоренены интегративные, объединяющие культурные ценности (доверие, солидарность, согласие, социальная ответственность, уважение к жизни, личности, достоинству и др.);

Слабость структурированных интересов, отсутствие ясно выраженной идентификации индивидов с соответствующими группами препятствуют формированию гражданских объединений, организации групповых действий ит.д.;

Пассивность и низкий уровень (как количественно, так и качественно) участия граждан в общественно-политической жизни (не более 10% населения), за исключением судьбоносных или принципиально важных событий для страны, региона, города, селения;

Слабое и не эффективное воздействие организаций гражданского общества на структуры власти;

В стадии формирования находится правовая база российского гражданского общества;

На облик формирующегося гражданского общества в России оказывают воздействие как его исторические свойства (длительная авторитарная полоса генезиса России, распространенный недемократический менталитет), так и современные особенности развития общества;

Процесс формирования гражданского общества в России далёк от завершения (зрелости); влияние общественных структур на принятие экономических, социальных и политических решений незначительно; в связи с этим невелика и стабилизирующая роль институтов гражданского общества.

Формирование современного гражданского общества в России - сложный и длительный процесс. Значительная часть граждан пока отчуждена от общественной жизни и собственности, имеет весьма слабое представление о гражданском обществе и его роли в социуме.

В целом понятие гражданского общества пока ещё не получило широкого распространения и восприятия на массовом, обыденном уровне в политическом сознании россиян. Его в большей степени используют политики, активисты общественных организаций, учёные и т.д. К сожалению, и в ряде современных учебников для студентов по политологии (например, К.С.Гаджиева, А.И.Кравченко и др.) нет специальных разделов о гражданском обществе, его состоянии и задачах в Российской Федерации.

Одной из ключевых проблем современного развития выступает отчуждение различных социальных групп и институтов от государства. Ниже проанализирован уровень доверия граждан как к властным структурам, так и общественным организациям.

В последние годы достаточный уровень доверия населения среди государственных структур имели Президент, армия и некоторые руководители регионов, у остальных органов власти уровень доверия был значительно ниже. Среди общественных организаций возрос авторитет русской православной церкви, органов СМИ, профсоюзов. Общественной палате доверяет каждый четвертый россиянин. Меньше доверяют политическим партиям - лишь каждый пятый. В приоритетные национальные проекты верит до 40% населения, что в целом неплохо.

Многие граждане или не понимают общего смысла и цел и экономической и социальной политики государства, или не воспринимают её как обращенную именно к ним.

Ещё одна проблема связана с разделением публичной политики и частной жизни. На вопрос - "Как Вы считаете, участие в выборах - обязанность гражданина?" - до двух третей опрашиваемых обычно отвечают положительно. А вот вера в то, что участие в выборах даст возможность повлиять на власть, не превышает в последние годы 20% респондентов. Причем, две трети респондентов не, только не верят в возможность повлиять на деятельность властей, но и не хотели бы участвовать в управлении общественными делами в своем поселке, городском районе и т.д., потому, что не видят в этом никакого смысла.

Очевидно, можно говорить о заниженном уровне социальных претензий российских граждан по проблеме постоянного участия в политике и его недостаточности. Так, респонденты отметили, что из семи обозначенных статусных позиций в обществе "участие в политике" занимает последнее, 7-е место. Наиболее высоко ими оценивались (по нисходящей): "место в обществе по образованию"; "по квалификации"; "по выполняемой работе"; "по прогрессии"; "по качеству жизни"; "по размеру зарплаты" и "по участию в политической жизни страны".

В развитии гражданского общества имеются известные трудности, связанные с недостаточным уровнем личной безопасности, соблюдения прав человека, крайне низкими доходами (бедность) у трети россиян.

С одной стороны, можно говорить об известной положительной динамике в развитии российского общества в рассматриваемый период по таким параметрам, как "свобода слова", "свобода политического выбора", "терпимость к чужому мнению". С другой--многие респонденты обращают внимание на критическое или плохое положение дел в следующих сферах общественной жизни: "соблюдение прав человека", "личная безопасность", "равенство всех граждан перед законом", "социальные гарантии".

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Раскрытие понятия "гражданское общество", его основные признаки. Формирование гражданского общества в России. Принципы функционирования гражданского общества. Условия становления гражданского общества в современной России. Гражданские движения в России.

    курсовая работа , добавлен 14.04.2014

    Роль формирования гражданского общества, общая характеристика и признаки. Определение понятия "гражданское общество". Условия формирования и исторические предпосылки. Объединения граждан как институт гражданского общества. Стадии существования групп.

    курсовая работа , добавлен 14.02.2009

    Проблема гражданского общества как фундаментальная научная проблема. Современное состояние гражданского общества в России, специфика его формирования. Ключевые особенности, которые повлияли на становление институтов гражданского общества России.

    курсовая работа , добавлен 18.03.2013

    Сущность и понятие гражданского общества. Признаки высокоразвитого гражданского общества. Возникновение гражданского общества на определенных основаниях. Гражданское общество в современном понимании. Современные концепции гражданского общества. Современны

    контрольная работа , добавлен 30.09.2008

    Анализ специфики функционирования становящихся институтов гражданского общества на грани двух столетий и характера их взаимодействия с правовым государством. Основные политико-правовые концепции формирования гражданского общества в России и за рубежом.

    дипломная работа , добавлен 09.10.2013

    Понятие, происхождение, признаки и структура гражданского общества - общества с развитыми экономическими, культурными, правовыми и политическими отношениями между его членами. Характерные признаки и основные функции современного гражданского общества.

    реферат , добавлен 02.07.2010

    Концепции и элементы гражданского общества. Особенности и проблемы формирования гражданского общества в современной России. Виды публичной власти. Функции правового государства. Перспективы демократических преобразований. Институты гражданского общества.

    курсовая работа , добавлен 02.12.2014

    Организующее значение государственной власти для формирования гражданского общества. Анализ правовых основ, которые призваны формировать и развивать гражданское общество в Российской Федерации, рассмотрение системы взаимодействия его с государством.

    дипломная работа , добавлен 29.12.2014

    Своеобразие правового подхода к анализу гражданского общества. Этапы развития концепции взаимосвязи гражданского общества, государства и права в науке. Динамика гражданского общества, правовых механизмов функционирования его структур и институтов.

    курсовая работа , добавлен 15.01.2015

    Понятие, происхождение, признаки и структура гражданского общества. Характерные признаки и особенности становления гражданского общества в Российской Федерации. Важнейшие формальные критерии брака. Особенности семейного законодательства в России.

С. БАГАЕВ,

соискатель АНО ВПО «Академический Международный институт»

СТАНОВЛЕНИЕ И ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В РОССИИ И МИРЕ

Уяснение категорий и их генезиса – важнейший этап в рассмотрении любого явления, и гражданское общество не является здесь исключением. Остановимся на опыте первых осмыслений самого понятия «гражданское сообщество» и на первых оценках начального воплощения гражданского общества, которое мы имеем в современной действительности.

Анализ теоретических исследований гражданского общества позволяет выделить две основные интерпретации его сущности, два различных понимания этого понятия. Наиболее традиционной является точка зрения, согласно которой «гражданское общество» появляется с возникновением частной собственности и государства. Понятие «гражданское общество» используется здесь для характеристики определенного состояния общества и отождествляется с государством особого типа, в котором юридически обеспечены и политически защищены основные права и свободы личности.

Второе толкование понятия гражданского общества связано с представлением о нем как об определенной сфере общества – сфере внегосударственных отношений и структур. И здесь возможны различные вариации: понимание гражданского общества как общества в целом, как особой его части, как социальной характеристики всех его членов и т.д. Подобно тому как существуют различные интерпретации идеи гражданского общества, возможны ее различные периодизации, в связи с чем предлагается следующая схема периодизации: начальный период (от античности до XVI–XVII вв.); естественно-правовой период (XVII–XVIII вв.); институциональный период (XIX в. – первая четверть XX в.); современный период (20-е годы XX в. – начало XXI в.).

Начальный период – предыстория становления идеи гражданского общества, ее историко-философские предпосылки, период, в котором происходит «вызревание» данной идеи. Если словосочетание «гражданское общество» и используется в этот период, то смысл имеет совершенно иной, чем сегодня. Гражданское общество здесь оказывается идентичным государству или политическому обществу.

Так, в представлениях Аристотеля совокупность обитателей или граждан полиса отождествляется с распорядком полисных должностей и образом правления. Главным достоинством гражданина служит честь, предполагающая способность самостоятельного участия в делах полиса. Гражданин, с его правами-обязанностями, и политическое целое в равной мере взаимообусловливают друг друга в таком обществе 1 .

Некоторые представления о гражданском обществе можно встретить в Древнем Риме. Римская идея политической системы концептуализировалась как республика, т.е. общее благо в противоположность частному благу. Данный смысл множества и общей пользы подразумевается и в идее гражданского общества. Цицерон, например, называет народом соединение многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов. Трудно сказать, кто впервые употребил термин «гражданское общество». Те или иные стороны этого явления присутствуют в литературе античности, европейского средневековья и Нового времени. Представления о «гражданском обществе» восходят и к идее платоновского общества-государства, и аристотелевского полиса, и цицероновского общества. Некоторые авторы придерживаются мнения о том, что Лейбниц в своих трудах конца XVII в. впервые употребил этот термин. Другие передают лавры первенства А. Фергюсону, использовавшему это понятие в 1767 г. и толковавшему его как состояние гражданственности и следствие цивилизации.

По нашему мнению, словосочетание «гражданское общество» возникло одновременно с формированием фигуры гражданина как самостоятельного социального и политического автора. Такое представление впервые появилось в Риме. При этом римская трактовка гражданства (citizenship ) делает акцент на ценностях свободы, либеральности, милосердия, доброжелательности, мира и ярко выраженных личных достоинствах римских граждан, их приязни друг другу. В отличие от римского, греческое и славянское понимание гражданственности основано в значительной степени на внеличностных основаниях увязывания с определенным местом проживания – полисом, городом.

В целом, рассматривая античность и средневековье, можем отметить отсутствие четкого разграничения между обществом и государством, поскольку государственное, общественное и полисное означали, в сущности, одно и то же 2 .

Согласно предлагаемой нами схеме следующим является естественно-правовой период. Это время возникновения и развития идеи гражданского общества в концепции естественного права и общественного договора XVII–XVIII вв. Данный период связан с именами Ф. Бэкона, Г. Гроция, Т. Гоббса, Дж. Локка, Д. Юма, Б. Спинозы, Ж. Ж. Руссо, Ш. Монтескье и многих других мыслителей, которые в своих работах выражали потребности времени, сводившиеся к борьбе абсолютной монархии и зарождающейся буржуазной демократии 3 .

В соответствии с этими концепциями общество приходит на смену естественному состоянию независимо от того, как понимается последнее: как утраченный рай и «золотой век» (Руссо) или как «война всех против всех» (Гоббс). Переход к гражданскому состоянию сопровождается заключением общественного договора, на основе которого народ и власть строят свои взаимоотношения. Схематически содержание этих концепций можно выразить следующим образом: естественное состояние – общественный договор – гражданское, общественное, политическое состояние.

Эти концепции основывались на принципе свободы личности, идее самоценности отдельного человека, уважении к его собственности и хозяйственной самостоятельности, неотъемлемости его гражданских прав. В гражданском обществе «стабильность, благополучие, прогресс общества в целом неразрывно связываются с благосостоянием личности, интересы и достояние которой защищаются законами и целой системой учреждений и институтов, обеспечивающих действенность Закона» 4 .

Яркими представителями естественно-правовой теории и концепции гражданского общества были Т. Гоббс, стоявший на консервативной точке зрения, отражавшей интересы прогрессивно настроенной английской аристократии, и Д. Локк, выступавший основателем буржуазного либерализма.

Оценивая гражданское общество как естественное состояние, «войну всех против всех», Гоббс считал, что только государство способно защитить индивида от этой всеобщей войны. Оно должно нести ответственность перед своими подчиненными при условии их полного подчинения власти. Совпадение гражданского общества и государства выглядит у него уже «не как поглощение гражданского общества государством, а как определенное взаимодействие, при котором гражданское общество выступает одновременно и как предпосылка возникновения данного типа государства, и как его принципиальное качество» 5 .

Т. Гоббс в своих работах стремится к достижению компромисса между монархией (как формой политического правления) и буржуазной экономикой. Д. Локк обосновывает компромисс между монархией и республикой в рамках политики, которая, по его мнению, должна служить интересам буржуазного развития. Его идеалом выступает конституционная монархия с разделением власти, где верховная законодательная власть принадлежит парламенту, решающему вопросы «по воле большинства».

Учение Д. Локка по праву считается буржуазным либерализмом и воплощением «здравого смысла», выражающего дух времени. Именно этот «здравый смысл» был против вмешательства государства в дела частных предпринимателей, но в то же время требовал от государства защиты и от своеволия диктаторов, и от гнева народных масс.

Вслед за Т. Гоббсом Д. Локк соглашается с тем, что реальность далека от тех принципов, которые лежат в основании гражданского общества, но сами эти принципы должны иметь нормативный характер. Представления Д. Локка отождествляют гражданское общество с государством. Однако развитие политики и экономики в этот период истории уже разводило этих субъектов по разные стороны.

Данное противоречие Д. Локк снимал благодаря использованию генетического и структурного подходов к гражданскому обществу. Согласно генетическому подходу считалось, что общество возникло раньше государства, хозяйство – раньше политики, а значит, полного тождества между ними быть не может. Структурный же подход учитывал единство вновь складывавшихся форм экономической и политической жизни, которые в своей совокупности представляли новый тип социального устройства – буржуазное общество, приходящее на смену традиционному сословно-иерархическому феодальному обществу.

Представители теории общественного договора обращали внимание на противостояние между гражданским обществом, воплощающим частный интерес, и государством, воплощающим интерес общественный. В своих трудах они стремились найти оптимальную форму сочетания частных и всеобщих интересов, свободы личности и ее сознательного самоограничения. Тема индивидуализма, так или иначе затрагивавшаяся в работах Т. Гоббса, Д. Локка, Ж. Ж.Руссо, Ш. Монтескье и других мыслителей, привлекла внимание к вопросу о правах и свободах личности как гражданина – члена общества, независимого от государства. Это в немалой степени способствовало формированию традиции, рассматривавшей государство как чрезмерно разросшийся организм, препятствующий «свободному волеизъявлению отдельного индивида и реализации его потенциальных возможностей» 6 .

Понимание Т. Гоббсом и Д. Локком сводилось к отождествлению понятий «гражданское общество» и «государство» и рассмотрению их как взаимозаменяемых. Однако, несмотря на отождествление этих понятий, сформировавшиеся на основе этих концепций традиции противопоставляют государство гражданскому обществу.

Характеризуя этот этап в целом, можно назвать его «теоретическим», в некотором смысле «идеалистическим», поскольку наблюдается огромный разрыв между реальностью и теоретическими построениями вышеуказанных авторов.

Третий, «институциональный период» развития идеи гражданского общества характеризуется утверждением идейного господства концепции гражданского общества в условиях буржуазных революций. Теоретическая конструкция гражданского общества превращается в особую сферу социальной реальности, приобретая тем самым сущностный характер.

В работах Г.Ф.В. Гегеля проводится разграничение государства и гражданского общества. Подобно многим ученым нашего времени, Г.Ф.В. Гегель считал гражданское общество приметой современности и особым этапом всемирной истории. Развитие гражданского общества уже предполагает наличие государства в качестве его основания. «Государство есть вообще первое, внутри которого семья развивается в гражданское общество, и сама идея государства распадается на эти два момента...» 7

Семья, по Г.Ф.В. Гегелю, не входит в состав гражданского общества, а является лишь предпосылкой и основой возникновения последнего. Гражданское общество представляет собой сферу реализации особенных, частных целей и интересов отдельной личности. И в то же время оно выступает необходимым этапом развития Абсолютного духа и всемирной истории, представляющей собой взаимосвязь и взаимообусловленность особенного и всеобщего.

В гегелевском понимании гражданское общество является предшествующей ступенью развития (низшей формой) по отношению к государству, выступающему высшей формой организации. При этом гражданское общество оказывается автономным, не политическим явлением, неразрывно связанным с государством.

Отсюда берет свое начало традиция двойственного употребления понятия «гражданское общество»: в одном случае оно рассматривается как определенный уровень развития социального организма в целом, отождествляемого с государством (что является продолжением линии предшествующего этапа); в другом – как особая сфера, включающая совокупность структур и институтов, возникших раньше государства и, стало быть, хотя бы отчасти независимых от него. Именно второе понимание станет основой для толкования гражданского общества на следующем этапе.

Подобно Г.Ф.В. Гегелю, в работах К. Маркса гражданское общество рассматривается как исторический феномен, т.е. как результат и определенная ступень исторического развития. Несколько иначе К. Маркс представляет становление, развитие и функционирование гражданского общества. В отличие от Г.Ф.В. Гегеля, К. Маркс считал, что не Абсолютный дух, а семья и гражданское общество стали предпосылками государства.

В представлении К. Маркса возникновение гражданского общества связывается с экономическими предпосылками в виде свободы частной собственности: «Практическое применение права человека на свободу есть право человека на частную собственность... Право человека на частную собственность есть свобода распоряжаться имуществом по собственному усмотрению. Эта индивидуальная свобода, как и это использование, образуют основу гражданского общества» 8 .

Исследование работ К. Маркса позволяет сделать заключение, что он выходит за рамки применения понятия гражданского общества в чисто экономической сфере, делая ссылки на прессу, социальные инициативы общин 9 . Однако, несмотря на это, он недооценивает такие элементы гражданского общества, как добровольные объединения, домохозяйства, профессиональные ассоциации. Теоретическая ангажированность К. Маркса все время возвращает его к отождествлению гражданского общества только с областью труда, производства и обмена, т.е. с областью экономического развития.

Представления о гражданском обществе как о внегосударственной сфере социального организма достаточно широко присутствуют в работе А. де Токвиля, посвященной исследованию американской демократии, которая стала реальным воплощением принципов и основ теории общественного договора и гражданского общества, разработанных к тому времени. Формирование общины, института, появляющегося раньше государства и независимо от него, А. де Токвиль связывает со становлением гражданского общества. Именно в общине, по его мнению, воспитывается привычка к свободе, равенству, формируется чувство гражданственности: «Общинные учреждения так относятся к свободе, как начальные школы к науке» 10 . Общины выступают исходными основополагающими, но не единственными элементами гражданского общества. На их основе создаются многочисленные гражданские ассоциации и объединения – религиозные, семейные, профессиональные и т.д., – охватывающие почти все сферы социальной деятельности. Помимо своих непосредственных задач, ассоциации выполняют и другие функции. Они являются институтами, защищающими нравственные ценности, свободу мысли и самостоятельность решений от вмешательства со стороны государства, выступают гарантом, защищающим как людей от посягательства внешних. Кроме этого, в них продолжается работа, начатая в рамках «общины по гармонизации коллективных и индивидуалистических устремлений людей, воспитанию их в духе свободы и ответственности, уважения к демократическим ценностям, традициям и обычаям, формированию навыков соответствующего социального поведения» 11 .

Особое внимание уделяется такому социальному институту, как политические ассоциации, которые, полагает ученый, не входят в состав гражданского общества и не становятся частью государственного аппарата. Деятельность гражданских и политических организаций способствует взаимному развитию и обогащению.

Таким образом, А. де Токвиль не исключает политическое начало из сферы гражданского общества. Более того, характер взаимосвязи политических и гражданских ассоциаций определяет тип самого государства. Так, например, для деспотических государств характерно подавление и тех и других, а для демократических – создание всех условий для их процветания. В его представлении уровень развития политических ассоциаций характеризует демократичность государственного устройства и объем свободы, которой обладают граждане: «Неограниченная степень развития политических организаций – это высшая степень политической свободы, какую может вынести народ». В представлении А. де Токвиля гражданское и политическое общество не только не противопоставляются, а выступают основой для подлинной демократии в условиях плодотворного взаимодействия.

Развитие идей о гражданском обществе в дальнейшем проходит в рамках локковской, гегелевской и токвилевской традиций. При этом гегелевская традиция выступает основой для формирования общеметодологических подходов к проблеме, локковская – ее политическому и юридическому анализу, токвилевская служит теоретической и практической основой для исследований конкретной структуры гражданского общества, т.е. придает проблеме социологическое измерение.

Данные традиции объединены следующими общими идеями:

    все человеческие существа по самой своей природе являются свободными и равными перед законом личностями;

    законы, определяющие реальную сферу свободы отдельных индивидов, имеют универсальную значимость;

    все человеческие существа вправе совершать действия в собственных интересах в рамках существующей законности;

    государство защищает свободу приобретения собственности и распоряжения ею;

    необходимо наличие механизмов, которые стабилизируют отношения между гражданским обществом и государством и дают обществу необходимый уровень защищенности от государственного вмешательства.

На четвертом этапе, согласно нашей периодизации, идеи гражданского общества характеризуются переходом от практических требований экономической и политической свободы личности, выступающих основой для предшествующего периода, к расширению свобод в сфере культуры, стилей жизни. Таким образом, данные идеи создают предпосылки для трансформации дихотомии «гражданское общество-государство» в более сложные конструкции.

Представления о гражданском обществе получают свое практическое воплощение в системе устойчивых, общепринятых представлений, которые понимаются и разделяются большинством его членов. На этой стадии усиливается рационально-критическое отношение к социальной реальности, плюрализм верований, мнений и др. Гражданское общество перестает быть лишь теоретической конструкцией, становясь достоянием обыденного сознания. Локковская модель гражданского общества вытесняется токвилевской.

На этой стадии разрабатываются различные формы реального гражданского общества. Гражданскому обществу теперь отводится роль связующего звена между личностью и государством, «частной» и «публичной» сферами, частными и общими интересами.

В данном направлении идеи гражданского общества разрабатывали американские социологи Р. Нисбет и П. Бергер. Они подчеркивали особую значимость и важность таких структур, выступающих в качестве посредника между индивидом и государством, как церковь, семья, община, добровольные объединения. Роль политических институтов, по их представлениям, сводится к защите и поощрению опосредующих структур. Только деятельность этих структур придает смысл и моральное измерение социальным и государственным институтам для того, чтобы человек в большей степени чувствовал себя «как дома» в современном обществе.

Дальнейшее развитие идеи о гражданском обществе приводит к образованию множества научных школ и течений. Некоторые из них стимулируют новые социальные движения, гражданские инициативы, способствуют формированию социокультурных и правовых образцов, определяющих поведение людей и гарантирующих их права и свободы.

Особого внимания заслуживает развитие идеи гражданского общества в России. Это огромная тема, которая не должна оставаться вне поля зрения исследователей. Российская общественная жизнь предлагает весьма разнообразные интерпретации гражданского общества в различных духовно-политических течениях. В соответствии с определенными типами идейно-политической ориентации можно выделить концептуальные модели, версии гражданского общества, характеризующие ту или иную линию российской мыслительной традиции.

На наш взгляд, со второй половины XIX в. российская общественная мысль сконструировала четыре базовые модели гражданского общества и государства.

Первая линиярелигиозно-философская. Она представлена идейно-теоретическим наследием В. Соловьева, С. Булгакова, Н. Бердяева, Г. Федотова, И. Ильина и др. В XX в. данная линия приобрела своих последователей в лице концептологов «русской идеи» и общенациональной идеологии. Ее ценностным ядром выступает православная идеология, которая задает исходный контрапункт, противоречие, заложенное внутри данной модели, а именно: культура гражданственности или соборности оказывается оборотной стороной подданнической культуры, а этический аспект часто «перекрывает» рационально-правовой во взаимоотношении гражданина и власти.

Вторая линия – консервативно-этатистская. К ней можно отнести наследие К. Леонтьева, евразийцев (П. Свитский, Л. Карсавин, Н. Алексеев и др.), неоевразийцев и отечественных теоретиков «Консервативной революции» (А. Дугин и др.). В основе данной модели лежит парадигма обновленного идеократизма. Гражданственность трактуется как народность, единая народная золя, а европейский либерализм, демократизм и плюрализм – как враждебная, греховная политическая среда, разъедающая евразийско-византийский корень российского общества.

Третья линия – либеральная. Она распадается на две основные ветви: либеральный консерватизм (Б. Чичерин, П. Струве) и новый либерализм (П. Новгородцев, С. Котляревский, С. Гессен, Б. Кистяковский). Либерально-консервативная модель гражданского общества связывает свободу и права личности с началами нации и культуры, политическую свободу – с духовно-культурной свободой, расширяя традиционные представления о либерализме. Вопрос об участии народа в законодательной деятельности и управлении государством, реформировании политической и финансово-экономической системы рассматривается в контексте культурного освобождения личности и открытого общества. Данный подход предполагает союз сторонников «идеального самодержавия» с либеральными и демократическими общественными силами на принципах толерантности и господства правового порядка.

Новый либерализм подверг критике религиозно-философские, консервативно-этатистские, антиэтатистские и леворадикалистские (социалистические, коммунистические и анархистские) модели гражданского общества. Пылкие человеколюбцы, как отмечал П. Новгородцев, снова хотят увлечь людей блаженством социалистического рая, свободой анархического феодализма, подвигом свободной теократии.

В центре внимания российских неолибералов стоял вопрос о возможности соединения в одной модели черт правового государства западного типа с обществом реального народоправия, о возможности правового социализма. Важнейшим условием становления такого общественно-государственного образования отечественные неолибералы считали устранение правового нигилизма в российской политической культуре.

Четвертая линия – революционно-радикальная. В ее недрах конструируются модели гражданского общества, характерные для духовно-политических укладов революционных демократов, революционного народничества, русского анархизма, русского марксизма (социал-демократы всех оттенков и большевики).

Большевизм нельзя рассматривать лишь как антигражданское, сугубо этатистское направление, родовой чертой которого является стремление к тоталитаризму. В рамках большевистской политической традиции, на наш взгляд, можно выделить две линии – якобинеко-этатистскую и урезанно-демократическую с социал-демократическим уклоном. Последняя получила свое отражение в оппозиционной деятельности децистов, мясниковцев, «рабочей оппозиции», рютинцев и др. Для нее характерно сохранение веры в народно-пролетарское самоуправление, в рабочее братство и социалистическую инициативу трудового народа, в необходимость внутрипартийной демократии и демократических свобод для социалистически настроенных слоев населения, а также в постепенное сокращение сферы и функций государственного контроля над обществом.

Якобинская линия в большевизме в конце XX в. получила своеобразное продолжение в радикализме двух типов – национал-большевизме и либерал-радикализме. Данные направления, хотя и базируются на различных ценностных и программно-политических основаниях, нацелены на сужение «коридора» самодеятельности гражданского общества либо посредством «прямого» воздействия на него со стороны идеократических сил, либо рыночно-экономических рычагов, либо масс-медиа технологий.

В настоящее время наблюдается сращивание консервативно-этатистской и либерал-радикалистской моделей гражданского общества, объединяющихся на следующих базовых ценностях: новый государственный порядок, жесткая вертикаль централизованной власти, манипулируемое население, «карманные» и послушные институты гражданского общества, фасадная демократия, ручная Государственная Дума.

Характеризуя современное представление об идее гражданского общества в России, необходимо отметить значительную эволюцию от концепции «социалистического гражданского общества», с присущим ей обращением к ценностям и нормам демократического и этического социализма, до концепций, впитавших положения неоконсервативной идеологии о пагубности поглощения гражданского общества государством и политизации всех сфер общественной жизни, о необходимости освобождения регионов от диктата центра, развития местной власти и творческой инициативы масс на уровне сельских общин и объединений.

В отечественной литературе (социологической, политологической, философской, юридической) проблематика гражданского общества разрабатывается такими учеными, как В.А. Варывдин, А.Г. Володин, К.С. Гаджиев, Е.Б. Гендзехадзе, З.Т. Голенкова, Б.Я. Замбровский, М.В. Ильин, Б.И. Коваль, И.И. Кравченко, И.Б. Левин, Н.И. Матузов.

В последние годы появились и диссертационные исследования, в которых анализируются различные сферы жизни гражданского общества, его структура, уровни, отношения. Но, несмотря на столь пристальное внимание, уделяемое гражданскому обществу, процесс становления и функционирования институтов гражданского общества в современной России исследован недостаточно. В большинстве работ акцент делается на прошлых традициях, на истории идей о гражданском обществе и процессов его становления, тогда как сегодняшние структуры гражданского общества и реальный механизм их функционирования не получают должного внимания в научных разработках.

О демократии в Америке. М., 1987. С. 45.Гражданское общество в России : проблемы самоопределения и развития . Материалы...

  • Гражданское общество в россии реальность или далекое будущее?

    Документ

    ... гражданского общества в историческом плане... гражданского общества в контексте развития демократических процессов в России за последние десять лет. Действительно, существование гражданского общества ... становления неправительственных организаций в России ...

  • Галкина елена вячеславовна гражданское общество в политическом пространстве современной россии

    Автореферат диссертации

    ... . (0,3 п.л.). Галкина Е.В. Гражданское общество и правовое государство: проблемы становления в России (политологический аспект) // Россия и современный мир : проблемы политического развития . Матер...

  • Высшая школа экономики Программа дисциплины Гражданское общество и государство

    Программа дисциплины

    И современность. 1997. 6. С. 5767. Аринин А. Н. Становление и развитие гражданского общества в России // Гражданское общество в России : проблемы самоопределения и развития . Материалы научной конференции (Москва...

  • Традиция обособления общества от государства стала формироваться в средние века. В ХШ веке Ф. Аквинский обосновывал приоритет церкви над государством в вопросах заботы о жизни людей и спасения их душ. То есть борьба церкви и государства за приоритет в управлении подразумевала идею самостоятельности общества от обоих институтов.

    Государство, призванное защищать интересы всего общества, может на практике защищать интересы только самой могущественной группы. Эта группа монополизирует право на применение насилия для контролирования определенной территории, поддержания на ней соответствующего порядка и регулирования на ней социальных конфликтов. Угроза утраты возможности пользования ресурсами территории и населения должно заставлять эту группу защищать свою страну и от внешних посягательств.

    В любом случае в повседневной жизни абсолютное большинство людей занято самостоятельным удовлетворением своих разнообразных частных (личных и групповых) интересов. С этой целью индивиды образуют или вступают в имеющиеся производственные, потребительские, профессиональные, возрастные, религиозные, научные, идеологические, спортивные и другие корпорации и союзы. Все эти объединения и составляют сферу гражданского общества. Данные объединения носят политический характер в том смысле, который ему придавал Аристотель, говоря, что человек – это политическое, т.е. общественное существо. Каждое из этих объединений, так или иначе, вступает в отношения с другими такими же объединениями. Внешние для институтов гражданского общества отношения, а также рамки внутренних отношений и призвано регулировать государство. Так осуществляется равновесие и взаимосвязь общественных, групповых и индивидуальных интересов, и обнаруживается тесная взаимосвязь гражданского общества с государством.

    Развитое гражданское общество выступает исторической предпосылкой становления правового государства. Без зрелого гражданского общества невозможно построение демократической политической системы, только сознательные, свободные и политически активные граждане способны создавать наиболее рациональные формы коллективной жизни. С другой стороны, государство призвано обеспечивать условия для реализации прав и свобод личностей и групп. В реальной жизни разделение государства и гражданского общества достаточно условно. В политической науке оно необходимо для понимания механизмов общественной жизни, фиксирования уровня политического развития.

    Гражданское общество – это совокупность негосударственных частных объединений граждан, преследующих индивидуальные и групповые интересы.

    Идея гражданского общества претерпела известную эволюцию, которая отразила процесс становления автономных от государства сфер жизни людей. Исторические концепции и практические модели гражданского общества возникли на основе идей и опыта, укорененных в различных традициях.


    Одна из моделей гражданского общества сложилась в итальянских городах - республиках эпохи Возрождения. Эту традицию выразил Н. Макиавелли, который сформулировал три важнейшие ценности гражданского общества: 1) мир и безопасность граждан; 2) наслаждение своим имуществом и богатством; 3) право каждого иметь и отстаивать свои убеждения.

    Другая традиция сложилась в германских государствах. Появлению свободного гражданина во многом способствовала гильдия, как форма объединения ремесленников, торговцев. Гильдия защищала своих членов и оказывала влияние на управление городами.

    Третья, либеральная традиция берет начало в теориях Дж. Локка, А. Смита и других мыслителей. Понятие «гражданское общество» было введено ими для отражения исторического развития человеческого общества, перехода его от дикого природного состояния к цивилизованному состоянию.

    Дж. Локк сформулировал основные принципы цивилизованных отношений в обществе:

    · Интересы личности стоят выше интересов общества и государства; свобода – наивысшая ценность; основа свободы индивида, гарантия его политической самостоятельности – частная собственность;

    · Свобода означает невмешательство кого бы то ни было в частную жизнь личности;

    · Индивиды заключают между собой общественный договор, т.е. создают гражданское общество; оно образует защитные структуры между индивидом и государством.

    Таким образом, по Локку гражданское общество – это люди, добровольно объединённые в различные группы и самоуправляющиеся институты, огражденные законом от прямого вмешательства государства. Правовое государство призвано отрегулировать эти гражданские отношения. Если гражданское общество обеспечивает права человека (права на жизнь, свободу, стремление к счастью и т.д.), то государство – права гражданина (политические права, т.е. права на участие в управлении обществом). В том и другом случае речь идет о праве личности на самореализацию.

    Это состояние достигается с появлением государства и налаживанием устойчивых социальных отношений между гражданами и их объединениями. В своем подлинном виде гражданское общество и правовое государство появляются в условия развития рыночных отношений. Считается, что реальное функционирование гражданского общества началось с принятия биллей о правах в Англии и США и Декларации прав человека и гражданина во Франции.

    Разнообразие интересов граждан, их реализация через различные институты, диапазон используемых при этом прав и свобод составляют основные черты гражданского общества . Институты гражданского общества можно разделить на три группы:

    · организации, в которых индивид получает средства к удовлетворению жизненных потребностей в пище, одежде, жилье и т.д. Эти средства индивид может получить в производственных организациях, потребительских и профессиональных союзах и т.п.

    · организации, где индивид удовлетворяет потребности в продолжение рода, общении, духовном и физическом совершенстве и т.д. Этому способствуют семья, церковь, образовательные и научные учреждения, творческие союзы, спортивные общества и т.д.

    · организации, в которых индивид удовлетворяет потребности в управлении жизнью общества. Здесь интересы реализуются посредством участия в функционировании политических партий и движений.

    Способность отдельных граждан, различных организаций граждан отстоять свои частные интересы, возможность их удовлетворения по своему усмотрению, не нарушая при этом чужих частных и общественных интересов, характеризует зрелость гражданского общества. Права гражданина – это коллективная воля общества, которую призвано обеспечить государство. Статус гражданина определяется институтом гражданства, его особой правовой связью с государством. Эта связь означает как содействие государства в реализации гражданских прав, так и их защита от незаконного ограничения.

    Развитое гражданское общество выступает исторической предпосылкой становления правового государства. Без зрелого гражданского общества невозможно построение демократической политической системы. Только сознательные, ϲʙᴏбодные и политически активные граждане способны создавать наиболее рациональные формы коллективной жизни. С другой стороны, государство призвано обеспечивать условия для реализации прав и ϲʙᴏбод личностей и групп.

    — ϶ᴛᴏ совокупность негосударственных частных объединений граждан, преследующих индивидуальные и групповые интересы.

    Понятие гражданское общество» было введено Дж. Локка, А. Смитом для отражения исторического развития общества, перехода его от дикого природного состояния к цивилизованному.

    Это понятие анализировали многие великие умы общественной мысли: от Аристотеля, Гегеля, Маркса до современных авторов XXI в. Под гражданским обществом они понимали общество на определенной стадии его развития, включающее добровольно сформировавшиеся негосударственные структуры в экономической, социально-политической и духовной сферах жизнедеятельности общества.

    Дж. Локк сформулировал основные принципы цивилизованных отношений в обществе :

    • интересы личности стоят выше интересов общества и государства; ϲʙᴏбода — наивысшая ценность; основа ϲʙᴏбоды индивида, гарантия его политической самостоятельности — частная собственность;
    • ϲʙᴏбода означает невмешательство кого бы то ни было в частную жизнь личности;
    • индивиды заключают между собой общественный договор, т. е. создают гражданское общество; оно образует защитные структуры между индивидом и государством.

    Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что по Локку, гражданское общество — люди, добровольно объединенные в различные группы и самоуправляющиеся институты, огражденные законом от прямого вмешательства государства. Правовое государство призвано отрегулировать данные гражданские отношения. В случае если гражданское общество обеспечивает права человека (права на жизнь, ϲʙᴏбоду, стремление к счастью и т. д.), то государство — права гражданина (политические права, т. е. права на участие в управлении обществом) В том и другом случае речь идет о праве личности на самореализацию.

    Разнообразие интересов граждан, их реализация через различные институты, диапазон используемых при ϶ᴛᴏм прав и ϲʙᴏбод составляют основные черты гражданского общества.

    Институты гражданского общества можно разделить на три группы. Это организации, в кᴏᴛᴏᴩых индивид:

    • получает средства к удовлетворению жизненных потребностей в пище, одежде, жилье и т. д. Эти средства индивид может получить в производственных организациях, потребительских и профессиональных союзах и т. 11.;
    • удовлетворяет потребности в продолжении рода, общении, духовном и физическом совершенстве и т. д. Этому способствуют семья, церковь, образовательные и научные учреждения, творческие союзы, спортивные общества и т. д.;
    • удовлетворяет потребности в управлении жизнью общества. Здесь интересы реализуются посредством участия в функционировании политических партий и движений.

    Способность отдельных граждан, различных организаций граждан отстаивать ϲʙᴏи частные интересы, возможность их удовлетворения по собственному усмотрению, не нарушая при ϶ᴛᴏм чужих частных и общественных интересов, характеризует зрелость гражданского общества.

    Современное гражданское общество

    Отметим тот факт - что в современных условиях гражданское общество выступает как многообразие не опосредованных государством взаимоотношений ϲʙᴏбодных и равноправных индивидов в условиях рынка и демократической правовой государственности . В отличие от государственных структур в гражданском обществе преобладают не вертикальные (иерархические), а горизонтальные связи — отношения конкуренции и солидарности между юридически ϲʙᴏбодными и равноправными партнерами.

    В экономической сфере структурными элементами гражданского общества будут негосударственные предприятия: кооперативы, товарищества, акционерные общества, компании, корпорации, ассоциации и другие добровольные хозяйственные объединения граждан, создаваемые ими по собственной инициативе.

    Социально-политическая сфера гражданского общества включает:
    • семью как определяющую социальную ячейку гражданского общества, в кᴏᴛᴏᴩой пересекаются индивидуальные и общественные интересы;
    • общественные, общественно-политические, политические партии и движения, выражающие многообразие интересов различных групп гражданского общества;
    • органы общественного самоуправления по месту жительства и работы;
    • механизм выявления, формирования и выражения общественного мнения, а также разрешения социальных конфликтов;
    • негосударственные средства массовой информации.

    В ϶ᴛᴏй сфере складывается практика институционального оформления интересов, возникающих в обществе, и выражения их в ненасильственной, цивилизованной форме, в рамках конституции и законов государства.

    Духовная сфера гражданского общества предполагает ϲʙᴏбоду мысли, слова, реальные возможности публично высказывать ϲʙᴏе мнение; самостоятельность и независимость научных, творческих и других объединений от государственных структур.

    В целом гражданское общество отдает приоритет правам и ϲʙᴏбодам человека, повышению качества его жизни. Это предполагает:

    • признание естественного права человека на жизнь, ϲʙᴏбодную деятельность и счастье;
    • признание равенства граждан в единых рамках для всех законов;
    • утверждение правового государства, подчиняющего ϲʙᴏю деятельность закону;
    • создание равенства шансов для всех субъектов экономической и социально-политической деятельности. Материал опубликован на http://сайт

    Гражданское общество тесно соприкасается и взаимодействует с правовым государством, основные функции кᴏᴛᴏᴩого ϲʙᴏдятся к следующему:

    • выработка общей стратегии общественного развития;
    • определение и обоснование приоритетов, темпов, пропорций развития экономических и социальных сфер общества;
    • стимулирование общественно полезной деятельности граждан и защита их прав, собственности и личного достоинства;
    • демократизация всех сфер жизнедеятельности общества;
    • зашита границ и обеспечение общественного порядка.

    За годы реформирования в России произошли существенные сдвиги в направлении формирования гражданского общества . Приватизация собственности, политический плюрализм, утверждение ϲʙᴏбодомыслия — все ϶ᴛᴏ позволило создать необходимую инфраструктуру гражданского общества. При этом ее качественные характеристики во многом имеют низкий уровень. Некᴏᴛᴏᴩые отечественные социологи приходят к выводу, что существующие в России политические партии не способны эффективно выполнять функцию посредника между властью и обществом, уровень социальной ответственности бизнеса невысок, степень защищенности трудовых прав наемных работников сопоставима с временами первоначального капиталистического накопления и т. д.

    В итоге исследователи констатируют наличие значительных трудностей на пути построения гражданского общества в России, имеющих как объективный, так и субъективный характер. Важно заметить, что одна из них связана с отсутствием традиций гражданской жизни в российском обществе, другая — с упрощенными представлениями о природе и механизмах формирования гражданского общества в постсоциалистических странах, с недооценкой роли государства в ϶ᴛᴏм процессе.

    Можно согласиться с мнением ряда социологов, считающих, что движение к гражданскому обществу сегодня невозможно без институционализации российского социума, наведения элементарного порядка, правовых норм жизни.