Мировое сообщество - что это? Какие страны входят в мировое сообщество. Проблемы мирового сообщества

Мировое сообщество - это система, которая объединяет государства и народы Земли. Функции заключаются в совместной защите мира и свободы граждан любых стран, а также в решении возникающих глобальных проблем.

Интересы мирового сообщества выражаются в деятельности организаций разных стран, которые имеют общие цели, например ООН, ЮНЕСКО и др. Они как раз и выражают общее международное мнение. Главные цели мирового сообщества: сохранение мира, развитие дружеских отношений между народами, урегулирование и предотвращение споров и конфликтов, контроль за соблюдением человеческих прав и содействие в решении глобальных проблем.

Взаимообмен

В мировое сообщество входит более двухсот стран всего мира, каждая из которых имеет свои политические, социальные и экономические особенности развития. Именно разнообразие потребностей и экономическая выгода приводят страны ко взаимодействию между собой. Торговлю товарами дополняет взаимообмен специалистами, информацией и знаниями.

Благодаря распространению информации экономика другой страны получает необходимые для дальнейшего развития технологии. Обмен знаниями приводит к новым открытиям. И благодаря этому государство намного эффективнее может справляться с возникающими у него проблемами.

Сегодня все страны мирового сообщества совместно регулируют и координируют основные направления экономики. Потребность в знаниями и информацией продиктована совместными разработками проектов. Это, например, освоение других планет, Мирового океана, изучение Антарктиды и т. д. Многие проекты требуют глобальных финансовых затрат, и часто одна страна просто не в силах выделить необходимую для исследований или разработок сумму. И как раз совместная работа с другими государствами дает необходимые капиталовложения и специалистов в разных областях.

Россия в мировом сообществе

Место России в мировом сообществе - одно из ведущих. Она является постоянным членом ООН. Россия - обладатель одного из крупнейших в мире ядерных потенциалов. Также на ее территории расположено огромное количество месторождений нефти и газа, драгоценных металлов.

Россия является самым крупным государством в мире по территории. Федерация граничит с Европой и Азией, это дает стране геополитически благоприятную позицию. Помимо этого, Россия имеет еще и высокий технический потенциал.

Несмотря на то что после распада СССР в России возникло множество проблем, она все же не утратила свои позиции в мировом сообществе. Была потеряна часть важных для страны территорий, но тем не менее место России в мировом сообществе по-прежнему остается одним из лидирующих.

Проблемы

Эволюция не стоит на месте, человечество развивается, параллельно используя в своих нуждах природные ресурсы. В связи с мирового сообщества глобальны. Среди них на первом месте стоит охрана окружающей среды. Эта проблема настолько актуальна, что справляться с нею нужно не в отдельных странах, а совместно с мировым сообществом. Засорение почвы, воздуха и воды все больше приводит к катаклизмам на планете.

Месторождения природных полезных ископаемых также не вечны, и когда-то они закончатся. По расчетам ученых всего мира, это может произойти уже очень скоро, поэтому мировое сообщество пытается найти другие пути добычи необходимых для жизни ресурсов. Разрабатываются новые виды топлива, а химические реактивы пытаются заменить природными соединениями - так, чтобы они не приносили вреда ни человеку, ни природе.

Мировое сообщество государств выделяет множество других глобальных проблем. Это и продовольственный вопрос, остро стоящий еще до сих пор в некоторых странах. Это и демографическая проблема - сокращение численности населения, регулирование международной миграции, смертность. А также болезни, которые не имеют ни национальности, ни гражданства, - алкоголизм, курение, наркомания.

Глобализация

Термин "глобальный" означает "затрагивающий все страны мира", "общемировой". На сегодняшний день практически не осталось ничего, что не попало бы под влияние глобализации. Она затронула финансовые потоки, компьютеры, вирусы, программы, новые технологии, эпидемии.

Мировое сообщество государств беспокоят многочисленные преступления и терроризм, которые ширятся в огромных масштабах. В последнее время ни одна страна уже не может обособить себя от глобализации. Она объединяет все страны не только в экономическом плане, но и социальном, политическом и т. д.

Автаркия

Это понятие является противоположным глобализации. Это процесс хозяйственной обособленности страны. В основном автаркия преобладает в странах, которые находятся на ранних стадиях развития экономики. Причинами ее всегда были ручной труд и низкая производительность, и совсем небольшие потребности населения. Обычно товаров только-только хватало для товарооборота внутри самой страны.

На данный момент таких стран осталось очень мало. Практически все государства, входящие в мировое сообщество, пережили научно-технические революции, которые во много раз увеличили производительность, а значит, и количество товаров. Как следствие - расширилась внутренняя и внешняя торговля.

Потребности людей возросли и стали приобретать более капризный и выборочный характер. В результате для их удовлетворения собственных ресурсов страны стало явно не хватать, отсюда уже возникла потребность выхода на вступление в мировое сообщество.

Интернет в мировом сообществе

Огромное значение оказала на все мировое сообщество которая смогла не только объединить все страны, но и увеличила товарооборот по всему миру. Обмен знаниями и информация передаются практически мгновенно в любую точку земного шара, что значительно облегчает сотрудничество между странами. Благодаря интернету с наибольшей эффективностью решаются многие возникающие глобальные проблемы в мире, и на данный момент он - лишь преддверие еще больших мировых открытий и возможностей.

Подробное решение параграф § 29 по обществознанию для учащихся 10 класса, авторов Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, А.В. Белявский 2015

Имеет ли гражданин право и возможность подать в суд на своё государство?

Заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Жалобы могут подавать как частные лица, таки организации и даже целые государства. Ответчиком же может быть только государство, ратифицировавшее Конвенцию. При этом нарушение должно быть совершено органом власти. Жалобы на физических лиц или компании Страсбургский суд не рассматривает.

Может ли какое-либо государство быть осуждено как преступник?

Нет, не может. Осуждено может быть только Правительство государства, на которое потупило жалоба.

Вопросы и задания к документу

1. Что понимается мировым сообществом под «средствами воздействия на природную среду»?

Термин «средства воздействия на природную среду» относится к любым средствам для изменения - путём преднамеренного управления природными процессами - динамики, состава или структуры Земли, включая её биоту, литосферу, гидросферу и атмосферу, или космического пространства.

2. Какие обязательства приняли страны, подписавшие данную Конвенцию?

Каждое государство - участник настоящей Конвенции обязуется не прибегать к военному или любому иному враждебному использованию средств воздействия на природную среду, которые имеют широкие, долгосрочные или серьёзные последствия в качестве способов разрушения, нанесения ущерба или причинения вреда любому другому государству-участнику.

3. Чем, на ваш взгляд, объясняются принятые участниками Конвенции ограничения?

Эти ограничения связаны с целью сохранения окружающей среды, безопасности жизни и здоровья человека.

4. Подберите конкретные примеры, подтверждающие необходимость принятия подобной Конвенции.

США и Ливия. США прибегают к использованию химико-биологического оружия для разрушения Ливии.

5. Назовите права и свободы человека, защищаемые данной Конвенцией.

Право на благоприятную окружающую среду, право на доступ к экологической информации, т.е. информации о состоянии воды, воздуха, природы в целом.

6. Обратитесь к дополнительным источникам информации и выясните значение термина «биота».

Биота - исторически сложившаяся совокупность видов живых организмов, объединённых общей областью распространения в настоящее время или в прошедшие геологические эпохи. В состав биоты входят как представители клеточных организмов (растения, животные, грибы, бактерии, протисты и пр.), так и бесклеточные организмы (например, вирусы).

Вопросы

1. Какие структурные подразделения ООН занимаются непосредственно защитой прав человека?

Главную ответственность за выполнение функций ООН по содействию всеобщему соблюдению основных прав и свобод человека несут Совет Безопасности, Генеральная Ассамблея ООН и действующий под её руководством Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС). Вопросы прав человека включаются в повестку дня Генеральной Ассамблеи на основании соответствующих разделов доклада ЭКОСОС и решений, принятых Генеральной Ассамблеей на предыдущих сессиях. Иногда они предлагаются для обсуждения другими органами ООН, государствами - членами Организации и Генеральным секретарём ООН.

2. Перечислите международные соглашения, которые включает в себя Билль о правах человека. В чём состоит их главный принцип?

В настоящее время он включает следующие международные соглашения: Всеобщую декларацию прав человека; Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах; Международный пакт о гражданских и политических правах; Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах; второй Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах, направленный на отмену смертной казни.

Основную идею перечисленных международных документов выражает следующий принцип, закреплённый в преамбуле Пакта об экономических, социальных и культурных правах: «...идеал свободной человеческой личности, свободной от страха и нужды, может быть осуществлён, только если будут созданы такие условия, при которых каждый может пользоваться своими экономическими, социальными и культурными правами, так же, как и своими политическими правами».

3. С какой целью подразделения ООН и региональные организации по защите прав человека работают с жалобами отдельных граждан? Все ли жалобы принимаются к рассмотрению? Почему?

Именно разбор индивидуальных жалоб позволяет сделать выводы о соответствии законов, судебной и административной практики того или иного государства требованиям Международного пакта о гражданских и политических правах. Исполняя решение Комитета, приведя своё законодательство в соответствие с Пактом, государство тем самым создаёт условия для того, чтобы впредь подобных нарушений прав человека не совершалось.

Органы ООН рассматривают как общие вопросы прав человека, так и специальные, относящиеся, в частности, к защите прав человека в период вооружённых конфликтов. Эти же органы обсуждают и вопросы ответственности за преступное нарушение прав человека.

4. Как организована защита прав человека в рамках Совета Европы?

Совет Европы является старейшей европейской региональной организацией. 4 ноября 1950 г. в Риме его членами была принята Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, которая вступила в силу 3 сентября 1953 г.

На основании этой Конвенции был образован Европейский Суд по правам человека (ЕСПЧ), который наделён полномочиями по рассмотрению сообщений государств, отдельных лиц, неправительственных организаций и групп лиц о нарушении их прав государствами - участниками Конвенции. Отдельные индивиды, неправительственные организации и группы лиц, исчерпавшие возможности защиты установленных Конвенцией прав у себя на родине, не позднее полугода со времени принятия решения высшей инстанцией имеют возможность обратиться в ЕСПЧ.

5. Что такое международное преступление? Какие подобные преступления вам известны? В чём специфика судебного преследования за совершение международных преступлений?

В понятие «международное преступление» принято включать «преступления против мира и человечности» и «преступления против международного права». Выделяются три вида международных преступлений: к первому относятся действия, направленные на развязывание или ведение агрессивной войны; ко второму - военные преступления (например, убийства и истязания мирного населения оккупированных территорий, заложников, военнопленных, бессмысленное разрушение населённых пунктов); к третьему - преступления против человечности.

К военным преступлениям и преступлениям против человечности неприменим срок давности.

Субъектом международного правонарушения и преступления является как государство, так и индивид, даже если правонарушения или преступления совершались им как частным лицом, а не от имени государства.

Ответственность за многие международные преступления наступает независимо от места и времени их совершения. При этом не имеет значения, предусмотрены ли они в законодательстве государства и является ли данное лицо его гражданином или иностранцем. Любое государство в соответствии с нормами международного права обязано рассматривать подобных лиц как преступников. Если же индивид, совершивший международное преступление, действовал от имени государства, к международно-правовой ответственности может быть привлечено и само государство.

6. Каковы причины организации Международного уголовного суда?

Во многих случаях международные преступления совершаются членами правительства и другими официальными лицами, и суды государства не привлекают их к ответственности. Очевидно, что национальные судебные системы никогда не будут эффективными органами по рассмотрению дел о международных преступлениях, особенно тех, которые организуются государствами и совершаются их представителями.

Решение о создании Международного уголовного суда и принятие его Статута - начало качественно нового этапа в развитии межгосударственных отношений и международного права. Суд может выносить приговоры всем, кто виновен в военных преступлениях и преступлениях против человечности, независимо от должностного положения.

7. Эффективен ли, по-вашему, существующий механизм международной защиты прав человека? Почему?

Очевидно, что в мире, вступившем в XXI в., наблюдается серьёзная трансформация международных отношений. Эффективная защита прав и свобод человека воспринимается как одна из важнейших глобальных проблем, решение которой возможно лишь в условиях интеграции усилий всего мирового сообщества.

В основу законодательства всех стран должны лечь общепризнанные правовые принципы и нормы, что приведёт к созданию единого правового пространства. Создание единого правового пространства - долгосрочная цель, достижение которой не означает, однако, полной унификации национальных систем права, но единообразный подход к толкованию и применению согласованных международно-правовых норм. Указанное сближение норм и принципов происходит во многих отраслях права, однако основу подобного сближения составляют права и свободы человека, особенно гражданские и политические права.

Задания

1. В России в течение нескольких лет идёт дискуссия о необходимости восстановления практики смертной казни за особо тяжкие преступления. Выясните позицию родных, друзей и знакомых по данной проблеме. Сформулируйте основные доводы сторонников и противников смертной казни. Выскажите и аргументируйте собственное отношение к данной проблеме.

Вопрос о применении смертной казни за тяжкие преступления является не только правовым, но и нравственно-философским. Значительное количество убийств совершается людьми в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, нередко под влиянием ряда неожиданных факторов. Существенно меньшее число убийств планируется заранее, поэтому утверждения о том, что смертная казнь способна остановить или резко уменьшить преступность, представляются малообоснованными.

В 1983 г. Совет Европы принял Протокол № 6 (об отмене смертной казни) к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Протокол № 6 оказал влияние на позицию ряда государств - членов ООН по вопросу об отмене смертной казни. Это привело к тому, что Генеральная Ассамблея ООН провозгласила неразрывную связь права каждого на жизнь с запрещением смертной казни и обязала государства-участников отменить смертную казнь без каких-либо оговорок и не исполнять вынесенные приговоры о смертной казни. Контроль за соблюдением этого решения был возложен на Комитет по правам человека.

2. Предположите, почему европейские структуры по защите прав и свобод человека в настоящее время действуют более эффективно, нежели структуры ООН. С какими проблемами в области прав человека в последние годы сталкивается Европейский союз? Назовите 3-5 проблем.

192 страны - члены ООН, 47 стран - члены Совета Европы, то есть европейские структуры по защите прав и свобод человека в настоящее время действуют более эффективно, чем структуры ООН по той причине, что меньше стран и легче осуществлять контроль.

1. В условиях кризиса появилась масса безработных, пребывание без работы приобрело устойчивые формы, то есть нарушаются права людей на труд на достойный уровень жизни.

2. В настоящее время в Европе новая технология не требует массовой концентрации людей, современные средства связи в полной мере обеспечивают технологические и иные деловые контакты на любом расстоянии, новые совершенные транспортные средства дают возможность поддержания межличностных контактов вне зависимости от места проживания, жизнь за пределами крупных агломераций обеспечивает ныне не меньший, а больший уровень комфорта, то есть уровень урбанизации падает.

3. Превращение крупнейших городов из центров концентрации богатства в центры аккумуляции нищеты.

4. Окончание "холодной войны", явившееся выдающимся позитивным событием конца 20 века, ликвидировав угрозу существованию человечества, одновременно сняло с повестки дня проблему соперничества конкурирующих общественных систем в социальной области. Исчезновение конкурента привело к ужесточению позиций правящих кругов в экономически развитых странах по отношению к большинству собственного общества.

3. Конвенция о правах ребёнка запрещает:

а) применение смертной казни или пожизненного тюремного заключения к лицам моложе 18 лет;

б) призыв на военную службу даже в условиях войны лиц, не достигших 15 лет.

Объясните причины каждого из запретов.

До 18 лет психика ребенка еще не до конца сформирована, так же роль играет переходный возраст + ребенок несовершеннолетний.

4. Соберите материал для краткого сообщения о деятельности организаций Красного Креста и Красного Полумесяца. Почему эти организации называют нейтральными? Каков их способ защиты прав человека? Можете ли вы принять участие в их деятельности?

Международное движение Красного Креста и Красного Полумесяца (также известное как Международный Красный Крест или Международный Красный Полумесяц) - международное гуманитарное движение, основанное в 1863 году и объединяющее более 100 миллионов сотрудников и добровольцев (волонтёров) по всему миру.

Движение считает своей главной целью «Помогать всем страждущим без какого-либо неблагоприятного различия, способствуя тем самым установлению мира на Земле».

В своей деятельности волонтёры и сотрудники обществ Красного Креста и Красного Полумесяца руководствуются этими фундаментальными принципами.

Гуманность. Международное движение Красного Креста и Красного Полумесяца, порождённое стремлением оказывать помощь всем раненым на поле боя без исключения или предпочтения, старается при любых обстоятельствах как на международном, так и на национальном уровне предотвращать и облегчать страдания человека. Движение призвано защищать жизнь и здоровье людей и обеспечивать уважение к человеческой личности. Оно способствует достижению взаимопонимания, дружбы, сотрудничества и прочного мира между народами.

Беспристрастность. Движение не проводит никакой дискриминации по признаку национальности, расы, религии, класса или политических убеждений. Оно лишь стремится облегчать страдания людей, и в первую очередь, тех, кто больше всего в этом нуждается.

Независимость. Движение независимо. Национальные общества, оказывая своим правительствам помощь в их гуманитарной деятельности и подчиняясь законам своей страны, должны, тем не менее, всегда сохранять автономию, чтобы иметь возможность действовать в соответствии с принципами Красного Креста.

Добровольность. В своей добровольной деятельности по оказанию помощи Движение ни в коей мере не руководствуется стремлением к получению выгоды.

Единство. В стране может быть только одно национальное общество Красного Креста или Красного Полумесяца. Оно должно быть открыто для всех и осуществлять свою гуманитарную деятельность на всей территории страны.

Универсальность. Движение является всемирным. Все национальные общества пользуются равными правами и обязаны оказывать помощь друг другу.

Общество — объединение людей, имеющих закрепленную совместную территорию, общие культурные ценности и общую законодательную систему, а также общие социальные нормы, правила поведения, позволяющие в комплексе его членам создавать социокультурную идентичность и ощущение принадлежности к единому целому.

Мы произносим слово «общество», не задумываясь над тем, что это . Социология должна дать четкое определение, ибо общество является объектом ее исследования. Следует отметить, что в социологии термин « » обычно используется в двух значениях.

Первое значение — это понимание общества исторически, географически, экономически и политически конкретного социального образования.

Согласно даже простым бытовым представлениям, общество — нечто большее, чем просто общность или группа. Обычно, пользуясь понятием «общество», мы имеем в виду либо исторически конкретный тип общества — первобытное общество, феодальное, современное и т.п., либо большую устойчивую общность людей, в своих границах совпадающую с тем или иным государством, например современное российское общество, либо совокупность таких общностей, объединенных одинаковым уровнем развития технологий, общими ценностями и образом жизни (современное западное общество). Все эти варианты можно объединить следующим образом: общество — целостная система, локализованная в строгих пространственных и временных границах. Понятие «общество» применимо к любой исторической эпохе, любому по численности объединению (группе) людей, если это объединение отвечает таким признакам, как (по Э. Шилзу):

  • объединение не является частью какой-либо более крупной системы (общества);
  • браки заключаются между представителями данного объединения;
  • пополнение общества происходит преимущественно за счет детей тех людей, которые уже являются его признанными представителями;
  • объединение имеет территорию, которую считает своей собственной;
  • у объединения есть собственное название и своя история;
  • оно обладает собственной системой управления;
  • объединение существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида;
  • его объединяет общая система ценностей (обычаев, традиций, норм, законов, правил, нравов), которую называют культурой.

По мнению ряда отечественных социологов, к критериям общества необходимо отнести следующие:

  • интеграгивность: общество способно поддерживать и воспроизводить в новых поколениях свои структуры, включать все новых индивидов в единый контекст социальной жизни.

Итак, второе значение, чисто социологическое и социально-философское понятия «общество» сводится к понятию «социальная реальность». Это как бы «общество вообще», «социальное», то в коллективной жизнедеятельности людей, что не сводится к простой равнодействующей их индивидуальностей. Социология, основываясь на строгих эмпирических фактах, изучает группы и общности (семью, род, классы, нации и т.п.) как коллективные сущности, имеющие свой облик, черты единства, и то, каким образом такие общности иерархически подчиняются обществу. Изучение отношений, структурных уровней, групп — всех социологических объектов раскрывает существование конкретного единства, к которому каждый индивид ощущает себя причастным.

Описывать общество удобнее всего с помощью типологий, которые обеспечивают и приемлемый уровень обобщения, и приемлемую степень конкретности. Существует очень много таких .

За терминологические рамки социально-философского понятия выходит идеологическое понимание общества , наделенное символическим смыслом. Любая идеологическая парадигма дает как бы мифологизированный взгляд на данное общество «изнутри», и на понимание общества накладываются мифологические смыслы, идеологические образы-клише. Рассматриваемое «изнутри» представление о «нашем обществе» аналогично представлению о «мироздании», и история возникновения и развития общества напоминает имеющиеся у всех народов «мифы о начале» — повествования о «первособытии», с которого начался мир. Но если мифы о начале в первобытных обществах действительно повествуют об абсолютном начале, то в легендах и эпопеях «исторических» обществ речь идет об относительном начале, о «начале заново» после разрыва. Например, такова история американского общества, начинающаяся с отцов-основателей, или советского — берущая начало с первого года Октябрьской революции 1917 г.

Наконец, с точки зрения эмпирии общество — это просто самая большая социальная группа, включающая в себя все прочие.

Из-за разнообразия ракурсов рассмотрения общества представляется оптимальным его системное определение, предложенное Р. Кёнигом. Под обществом понимается:

  • конкретный тип образа жизни;
  • образованные народами конкретные социальные единства;
  • основанные на договорах экономические и идейные объединения;
  • целостное общество, т.е. совокупность индивидов и групп;
  • исторически конкретный тип общества;
  • социальная реальность — взаимоотношения индивидов и основанные на этих отношениях структуры и социальные процессы.

Представления об обществе

Очень часто мы произносим слово «общество», не задумываясь о его значении. Но если мы заглянем в словари, специальную литературу, то увидим, что понятие «общество» в них трактуется далеко не однозначно: и как объединение людей, и как совокупность индивидов, и как совокупность человеческих отношений, и как совокупность форм жизнедеятельности, и как социальная система, и как социальный организм.

Понятие «общество» широко используется в разных научных дисциплинах, в том числе в социологии, ибо общество является объектом ее исследования. В социологии понятие «общество» обычно используется в двух смыслах. Во-первых, общество — это исторически, географически, экономически и политически конкретное социальное образование; во-вторых, общество — это социальная реальность.

Какими критериями следует руководствоваться, чтобы утверждать, что данная конкретная общность людей — это общество? Согласно даже простым бытовым представлениям, общество — нечто большее, чем просто общность или группа. Пользуясь понятием «общество», мы обычно имеем в виду либо исторически конкретный тип общества — первобытное, феодальное, современное и т.п., либо большую устойчивую общность людей, в своих границах совпадающую с тем или иным государством (современное российское общество), либо совокупность таких общностей, объединенных одинаковым уровнем развития технологий, общими ценностями и образом жизни; например современное западное общество. Все эти варианты характеризуются тем, что под обществом понимается целостная система, локализованная в строгих пространственных и временных границах.

К критериям общества относятся следующие:

  • наличие единой территории, являющейся материальной основой возникающих в ее пределах социальных связей;
  • универсальность (всеобъемлющий характер);
  • автономность, способность существовать самостоятельно и независимо от других обществ;
  • интегративность: общество способно поддерживать и воспроизводить в новых поколениях свои структуры, включать все новых и новых индивидов в единый контекст социальной жизни.

Однако установить критерии выделения общества — еще не означает понять, что это такое. Социология должна определить собственный ракурс рассмотрения общества, свои принципы и методологические подходы к нему.

Социологическое понимание общества характеризуется тем, что социология рассматривает общество как систему конкретных взаимоотношений и взаимосвязей, возникающих между индивидами в процессе их жизнедеятельности.

С самого рождения человек помимо своей воли оказывается вовлеченным в конкретную социальную реальность, которая во многом лишает его свободы индивидуального выбора и обусловливает его жизнь вплоть до мелочей. Эта распоряжающаяся человеком неодолимая сила и есть общество. Человек обычно проходит долгий путь адаптации, прежде чем научается видеть в обществе себя и понимать свои реальные возможности обратного влияния на общество.

Итак, чисто социологическое и социально-философское значение понятия «общество» сводится к понятию «социальная реальность». Это как бы «общество вообще», «социальное», а именно: то в коллективной жизнедеятельности людей, что не сводится к простой равнодействующей их индивидуальностей. Социология, основываясь на строгих эмпирических фактах, изучает группы и общности (семью, род, классы, нации и т.п.) как коллективные сущности, имеющие свой облик, черты единства, и то, каким образом такие общности иерархически подчиняются обществу. Но изучение отношений, структурных уровней, групп — всех социологических объектов раскрывает существование конкретного единства, к которому все мы ощущаем себя причастными.

На этом основании будем понимать общество как объединение людей, имеющее закрепленную совместную территорию, общие культурные ценности, социальные нормы, характеризуемое осознанной социокультурной идентичностью (самопричастностью) ее членов.

Понятие общество, государство и страна

Понятия «общество», «государство» и «страна» следует различать.

Общество - это исторический результат естественно складывающихся взаимоотношений людей.

Государство представляет собой искусственный политический конструкт — учреждение или институт, призванный управлять этими взаимоотношениями.

Страна символизирует промежуточное понятие между понятиями общества и государства, так как представляет собой одновременно естественно сложившуюся общность людей (общество) и искусственное территориально-политическое образование, имеющее государственные границы 2 .

Главным предназначением государства является служение обществу, и в этих целях социальное государство, к построению которого стремится современное российское общество, должно выполнять следующие основные функции:

  • устанавливать в обществе определенный порядок и поддерживать его вплоть до применения принуждения;
  • обеспечивать социальный мир и стабильность в обществе, выступая своего рода социальным арбитром в отношениях между различными группами, слоями общества при столкновении их интересов, добиваясь достижения социального компромисса;
  • защищать личность от произвола, создавать нормальные условия жизни для всех членов общества; заботиться о социально слабых и незащищенных слоях и группах населения, т.е. быть социальным;
  • выступать той силой, которая способна интегрировать общество в единое целое.

Социальное государство обязано способствовать экономическому и общественному прогрессу, нести ответственность за благосостояние своих граждан, их социальное и физическое самочувствие. Построение такого государства возможно только при совместном усилии всех общественных сил и ему должен соответствовать определенный уровень общественного развития.

Современное общество не представляет собой единого монолитного создания, хотя сегодня как никогда прежде оно пронизано связями различного характера (экономического, политического, культурного), укрепляющимися в процессе глобализации мирового пространства. История человечества представляет собой образование, существование и смену цивилизаций, каждая из которых развивалась по особому сценарию и оставила свой особый след в мировой истории. Однако различие между ними не предполагает противоположности и противостояния, и между самыми далекими друг от друга формами цивилизации существует определенное сходство, вытекающее из единства фундаментальных принципов организации общества и цивилизации. Но сегодня между людьми Востока и Запада, безусловно, существует пропасть, что является одной из характерных особенностей современного мира.

Свойства общества

Важным свойством общества считается его относительная автономность и самодостаточность.

Автономность означает способность общества в рамках границ своей территории и на основе установившихся взаимосвязей его элементов функционировать, не прибегая к внешним влияниям. Конечно, в современном мире усиливаются международные контакты, происходят процессы глобализации, европейской интеграции и т. п. Очевидно, что в этих процессах велика роль не только объективных, но и субъективных обстоятельств. Это усиливает противоречивость происходящих процессов и вызывает иногда острые конфликты.

К области автономности каждого общества относится собственная система управления, специфические социальные связи и взаимодействие его элементов, внутренняя интеграция большинства существующих на территории общества более мелких социальных общностей.

Самодостаточность характеризуется тем, что народ, понимаемый как целостное общество, является носителем суверенитета.

С понятием автономности сближается свойство саморегулирования. Действительно, автономным, самостоятельным обществом считается такое, которое функционирует, не нуждаясь в постоянном вмешательстве и помощи извне.

Долгое время считаюсь абсолютным свойство самодостаточности, то есть способности общества развиваться в полной изоляции от соседних. В современном мире подобных абсолютно самодостаточных обществ не существует. Современные общества являются открытыми системами, постоянно обменивающимися с внешним миром товарами, людьми, энергией, информацией, валютой и т. п.

Вопрос лишь заключается в том, как сохранить и умножить сложившиеся в каждом обществе особенности, способствующие эффективному развитию и соответствующие условиям каждой страны. Нельзя забывать, что эти особенности, как правило, сложились в результате длительного опыта и являются важными элементами, обогащающими современную цивилизацию.

Свойство саморегулирования социальных систем, вместе с тем означает, что создаваемые людьми институты, организации, предприятия и даже идеологические концепции, как правило, достаточно быстро начинают подчиняться собственным правилам и законам поведения, о которых не думали их создатели. Поэтому для понимания особенностей общественных форм недостаточно знакомства только с документами. Необходимо исследовать и практику. Именно на это и обращает большое внимание социология.

Характерным свойством общества считается социокультурное единство. Это понятие включает общность социальных и политических институтов — государства, экономики, образования, семьи, языка (в большинстве стран это — не только государственный, но и язык общения). Сюда же следует отнести и осознание принадлежности к обществу, аналогичность многих моральных ценностей, образцов поведения и менталитета.

Социокультурное единство не создается искусственно, а возникает в итоге длительной эволюции, накапливаемого общественного опыта и складывающихся традиций.

Под международными отношениями понимается система политических, экономических, дипломатических, правовых, военных, гуманитарных и других устойчивых связей и отношений между основными субъектами мирового сообщества. В качестве таких субъектов выступают государства, народы, межгосударственные объединения, политические партии и движения, общественные организации и др. Главный субъект международных отношений - государство, являющееся суверенным представителем всего народа данной страны. Соответственно наибольшее значение в международных отношениях имеют межгосударственные политические отношения.

Важную роль в регулировании международных отношений играет Организация Объединенных Наций (ООН), созданная в 1945 г. на основе добровольного объединения суверенных государств в целях поддержания и упрочения международного мира и безопасности. В своей деятельности ООН руководствуется такими принципами, как равноправие и самоопределение народов, суверенное равенство государств, невмешательство во внутренние дела государств, добросовестное выполнение обязательств, нерушимость границ, территориальная целостность государств, уважение прав человека и др.

Главные органы ООН - Генеральная Ассамблея (состоящая из представителей всех членов ООН), Совет Безопасности (постоянно действующий политический орган ООН. на который возложена основная ответственность за поддержание мира и безопасности). Экономический и Социальный Совет (занимающийся вопросами сотрудничества в экономической и социальной сферах), Международный Суд (рассматривающий правовые споры между членами ООН).

В структуру ООН входят также специализированные учреждения, такие как, например, широко известные ЮНЕСКО - Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, ВОЗ - Всемирная организация здравоохранения, МОТ - Международная организация труда, МАГАТЭ - Международное агентство по атомной энергии и др.

Определенную роль в регулировании международных отношений играют также различные региональные организации. Среди них для России наиболее важной представляется Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), объединяющая более пятидесяти государств. В систему межгосударственных международных отношений входят и отношения между региональными межгосударственными объединениями - военно-политическими, экономическими и др. (НАТО, ОАЕ, АСЕАН и др.).

Современный этап международных отношений характеризуется масштабностью перемен, связанных с распадом СССР и "мировой социалистической системы", выходом на мировую арену бывших советских республик в качестве самостоятельных государств, завершением "холодной войны" и ликвидацией блоковой разделенности мира. В развитии международных отношений можно выделить следующие тенденции.

1. Рассредоточение власти, обусловленное упразднением биполярной системы международных отношений, при которой господствующее положение в мире занимали две сверхдержавы - США и СССР, в орбиту противостояния которых были втянуты практически все участники мировой политики. В настоящее время формируются новые мировые центры экономического и политического влияния. При этом одни аналитики считают, что сегодня складывается система коллективного лидерства США, Западной Европы и Японии, другие говорят о становлении региональных центров влияния (Канада - США - Мексика), третьи признают США единственным мировым лидером. Существуют и другие прогнозы относительно возникновения тех или иных "центров силы" в международной жизни.

При всем разнообразии взглядов и мнений в мировом сообществе все больше утверждается позиция, исключающая абсолютное лидерство отдельных государств. Доминирующей тенденцией становится формирование многополюсного мира, что порождает альтернативы развития и открывает новые возможности для мирного разрешения международных споров и конфликтов.

  • 2. Деидеологизацию международных отношений- преодоление конфронтационного представления о мире, основанного на принципах противоположности и борьбы двух общественно-политических систем. Освобождение от идеологических предрассудков и стереотипов, связанных с длительным периодом "холодной войны", разделением народов и государств на два враждебных лагеря, предполагает признание взаимозависимости и целостности современного мира, отказ от попыток решать проблемы международных отношений силовым путем, стремление согласовывать и находить общие подходы к решению ключевых проблем мировой политики.
  • 3. Новое понимание безопасности, в соответствии с которым вопросы обеспечения национальной безопасности должны решаться в неразрывной связи с укреплением коллективной и всеобщей безопасности. Сегодня становится все более очевидным, что ставка на силовое давление в целях национальной самообороны перестает быть эффективной. Система коллективной безопасности позволяет рассчитывать в борьбе с агрессором на многонациональные силы, военный и экономический потенциал других стран. Это существенно сокращает национальные расходы на военные нужды, ограничивая их уровнем разумной достаточности.
  • 4. Развитие новых форм международного политического взаимодействия, связанных с разработкой методов предупреждающего воздействия мирового сообщества на участников конфликтов. В современных условиях все большее значение придается созданию системы действенных гарантий обеспечения мира. С этой целью образуются такие организации, как межгосударственные, региональные центры по предупреждению военных конфликтов, формируются механизмы постоянных переговоров, независимой экспертизы в военно-политической сфере. В настоящее время переговоры вес чаще рассматриваются как процесс поиска взаимоприемлемых решений, когда стороны идут на взаимные уступки и проявляют стремление к устранению основы конфликта.
  • 5. Демократизацию и гуманизацию международных отношений - тенденции, отражающие "человеческое измерение" внешней политики, ее глубокую связь со степенью демократичности внутриполитического устройства общества. Эти тенденции проявляются в углублении мирового сотрудничества, увеличении числа участников международных связей, развитии самых разнообразных контактов между представителями политических партий, общественных движений, церковных, культурных, спортивных и других организаций.

Это также означает сотрудничество, доверие и взаимопомощь свободных правовых государств и гражданских обществ; приоритет общечеловеческих ценностей; обмен научными результатами и культурным достоянием; преодоление отсталости и нищеты; гармонизацию отношений между человеком, обществом и природой; установление нового мирового политического, экономического, информационного порядка.

Гуманизация международных отношений проявляется сегодня и в конкретных делах, когда мировое сообщество оказывает помощь голодающим, больным, беженцам, жертвам природных катастроф, насилия, политической дискриминации, всем терпящим бедствие в любых уголках земного шара. Все чаще мировое сообщество выступает против различных антигуманных явлений - терроризма, экстремизма, религиозного фанатизма, национализма и т.п. Обращения, рекомендации, которые принимаются международной общественностью, иногда оказывают определенное влияние на позиции тех или иных государств.

Действенный демократический контроль над внешней политикой и системой международных отношений сегодня рассматривается как одно из важных условий устранения военной угрозы и обеспечения безопасности народов и всех участников мировой политики.

Ход урока

С понятием «государство» вы знакомы из курса истории. Государство сложилось в ходе длительного исторического развития. Появление первых таких образований связано с переходом к производящему хозяйству, к занятиям земледелием и скотоводством. Оно призвано было организовать людей, проживающих на определенной территории, решало важные для всего общества вопросы.

Раздаточный материал: «Главным занятием египтян было земледелие. Единственным источником влаги для полей были воды Нила. Но его разливы случались лишь раз в году, а в остальное время приходилось поливать посевы, черпая воду из реки. Со временем люди научились рыть каналы, по которым речная вода поступала на поля. Но такой труд был не по силам одной семье и даже целому поселку. Для строительства каналов приходилось объединяться нескольким сельским общинам. Чтобы руководить работами, общинники выбирали специального человека - номарха (главу нома). Постепенно он становился единоличным правителем подвластной ему территории - нома и начинал передавать свою власть по наследству».

В чьих руках находилась власть?

В интересах кого номарх осуществлял свою власть?

Общество признало за теми, кто руководил общественно значимыми работами право управлять, издавать те или иные распоряжения, обязательные для исполнения всеми членами общества, прибегая в случае нарушения их к силовым решениям.

На доске (учащиеся записывают в тетрадь):

Государство - это политическая организация публичной власти, которая объединяет общество для решения общих дел; управляет обществом в интересах какой-то части или всего общества; регулирует отношения между людьми, обладая при этом правом и средствами (армия, полиция, суды и т.д.) для претворения своих решений в жизнь.

Государство осуществляет управление обществом с помощью своих органов власти и управления. Оно опирается на свои силовые структуры: армию, полицию, органы безопасности. Поэтому государство является главным учреждением (институтом) общества, посредством которого власти реализовали свою политику.

Как политическая организация общества государство выражает общий интерес. Например, проведение крупных хозяйственных работ (сооружение ирригационных систем в Древнем Востоке); защита страны от внешней угрозы требовала создания вооруженных объединений и регулярного сбора средств на их сооружение (Киевская Русь, дружина, полюдье), создание механизма власти для сохранения покорности порабощенных (Спарта - илоты, англосаксонское завоевание Британии). Ряд этих примеров показывает, как общий интерес способствовал возникновению государства. Кроме того, оно представляет население страны в отношениях с другими государствами.

В эпоху родовой и соседской общины отношения между людьми регулировали обычаи, традиции, нормы морали, которые поддерживались авторитетом старейшины, вождя, мнением всех ее членов. Развитие хозяйственной деятельности породило более развитые формы совместного существования, способствовавшие повышению эффективности труда людей и появлению излишнего продукта, присваиваемого теми, кто пользовался властью. Сначала незначительное, затем более явное неравенство вело к необходимости создания новых норм, правил и органов управления, которые бы регулировали новые отношения между людьми. Возникла необходимость в профессиональных чиновниках-управленцах, выполняющих публичные, то есть общие для всех, функции организации и управления. Эти были люди, составлявшие аппарат управления. Так возникает государство.

С зарождением государства появляются правовые нормы, оформленные в своды законов («Законы Хаммурапи», «Законы Ману», «Русская правда» и т.д.), призванные регулировать отношения между народом и государством. Эти нормы права имели общеобязательный характер для исполнения населением.

Задание: Пользуясь атласом по истории древнего мира, назовите первые государства Древнего Востока и Европы.

Назовите характерные черты, присущие этим государствам.

Признаки государства

1) Единая территория, на которой осуществляется власть государства.

2) Суверенитет - единство, верховенство государственной власти внутри страны, ее способность принимать самостоятельные решения, а также ее независимость в международных отношениях.

3) Наличие органов власти и управления для решения общих дел.

4) Поддержание порядка в стране с помощью законов и специальных органов - армии, полиции, службы безопасности, суда, прокуратуры.

5) Право на взимание налогов, которые идут на содержание государственного аппарата и осуществление общественно значимых дел.

6) Гражданство, т.е. обязательность членства в государстве.

Задание: По приведенным ниже ситуациям определите, о каком из признаков государства идет речь:

Египет - эта страна, которая располагалась в долине реки Нил от ее первого порога до впадения в Средиземное море.

Персидский царь Дарий I разделил свою страну на 20 провинций (сатрапий) во главе с сатрапами.

Во все концы своего государства Дарий I посылал своих людей (их называли «глаза и уши царя»), которые следили за порядком.

Население завоеванных Дарием I стран платило налоги.

Придя к власти в 746 г. до н.э., ассирийский царь Тиглатпалассар создал постоянное, хорошо организованное войско, главную силу которого составляли колесницы и конница. Ассирийцы впервые применили при взятии крепостей осадные машины.

В 525 г. до н.э. Вавилонская держава подчинилась персам.

В 1792 году до н.э. вавилонский царь Хаммурапи издал свои законы. Они были высечены на каменном базальтовом столбе, который поставили перед дворцом.

Функции государства

Внутренние: охранительные (охрана порядка); регулятивные (регулируют наиболее важные общественные отношения).

Внешние: международное сотрудничество; обеспечение обороны страны.

Прочитайте текст «Исторические факты» на стр.37 §6, учебника А.Кравченко. О чем в нем идет речь? О каких причинах происхождения государства мы уже говорили? Существуют и другие теории, дающие свое объяснение происхождению государства. Они выписаны на доске. Я назову суть каждой из них, а вы попытайтесь отгадать, о какой из них идет речь.

На доске: теологическая, договорная, теория завоеваний, общественная теория, расовая, патриархальная, классовая, политико-правовая.

Учитель (зачитывает характеристики данных теорий):

Государство является результатом божественного сотворения мира.

Государство происходит из семьи, это результат разрастания семьи.

Государственная власть есть продолжение отцовской власти.

У одних людей есть потребность властвовать, а другие способны лишь подчиняться. У последних развито чувство послушания, повиновения.

Государство есть источник права, которое организует жизнь общества и деятельность самого государства.

Государство есть средство решения общих проблем и дел, оно регулирует отношения правителей и народа.

Государство возникло как объединение людей на добровольной основе, в результате соглашения между правителем и подданными, заключаемого в целях обеспечения порядка и организации общественной жизни.

Люди делятся на высшие и низшие расы. Одни призваны господствовать над другими.

Государство возникает как результат завоевания одной части общества другой.

Учитель: Несмотря на общие признаки, государства различаются по своей форме. Форма государства - это совокупность признаков государства, которые показывают, какова организация власти в данной стране, какими органами и какими методами власть осуществляется. Форму государства характеризуют три элемента:

Форма правления (Кто правит, каким образом получил власть?).

Форма государственного устройства (Из каких частей состоит государство, каково их положение, каковы взаимоотношения с центральной властью?).

Политический режим (Каковы взаимоотношения власти и общества, с помощью каких средств - права, авторитета, насилия - осуществляется власть?).

Формы государства

Форма правления: монархия, республика.

Форма государственного устройства: унитарное, федерация.

Политический режим: демократия, диктатура.

О какой из форм государства идет речь:

Государство, где на всей территории действует единая центральная власть. (Это простая форма государства - унитарное.)

Государство, части которого обладают значительной самостоятельностью. (Эта форма сложного государства - федерации.)

Государство, во главе которого правитель, получивший власть по наследству.

Государство, в котором власть принадлежит выборным органам.

Государство, в котором уважаются права человека, а народ участвует в управлении и решении общих дел.

Государство, где власть незаконно захвачена либо осуществляется с помощью жестких мер (армия, полиция, тюрьмы) единоличным правителем, который попирает права граждан, не допускает их к участию в управлении государством.

Прочитайте текст «Исторический факт» на стр. 37. Какие формы правления существуют в современной Голландии и Российской Федерации? Объясните свой ответ. Что вы знаете о формах правления известных вам государств? Что еще можно сказать о форме государства по названию нашего государства - Российская Федерация? Что вы можете узнать о государственном устройстве России из первой статьи Конституции РФ: «Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления»?

Самой древней формой демократического государства считается город-полис. Познакомьтесь с текстом учебника на стр.38-39 и ответьте на вопросы:

Какое государство называют городом-полисом?

Где оно впервые сложилось?

В чем особенности такого государства?

Как была организована жизнь городов-коммун в средневековой Италии?

Учитель: Существует и другая форма государства, сложившаяся примерно 200-250 лет назад - государство-нация.

Прочитайте в учебнике определение «нация», выпишите его в тетрадь.

Приведите примеры наций-государств, многонациональных государств.

Что понимается под мировым сообществом? Какие общие проблемы могут объединить государства для их решения?

Учитель: Известны такие формы объединения независимых государств, как конфедерации, содружества.

Подведем итоги:

А. Государство - это территориальная организация публичной власти, основной институт общества, осуществляющий управление в интересах какой-то части или всего общества, объединяющий общество для решения важных дел, обладающий правом и средствами для претворения своих решений в жизнь.

Б. Государства бывают разные. Они различаются: по территориальному устройству; по форме правления; по политическому режиму.

Все это различные формы государства.

В. По территориальному устройству государства делятся на простые и сложные. Большинство государств мира - простые. Среди сложных государств сейчас больше федераций.

Г. По форме правления различаются монархии и республики.

Д. Больше всего жизнь людей зависит от политического режима, который бывает демократическим и недемократическим (диктатура).

Е. Самой древней формой демократического государства считается город-полис. Такая форма государства сложилась в Древней Греции и Древнем Риме.

Ж. Примерно 200-250 лет назад стали складываться государства-нации. Людей, проживающих на территории этих государств, объединяют общность языка, культуры, историческая судьба, тесные экономические связи. Помимо национальных государств существуют и многонациональные. В этих государствах живут вместе люди разных национальностей.

З. Государство и общество следует различать. Государство - это система органов, учреждений, занимающихся политическим управлением общества.

И. Мировое сообщество, сложившееся в результате укрепления экономических, социальных и культурных связей, зародилось в ХХ веке как объединение разных народов для решения глобальных проблем современности.

Гарантия защиты человека

«Государство и его граждане»

Основная идея урока: Гражданство - гарантия защиты гражданина, его прав, свобод государством. Взаимная ответственность граждан и государства.

Основные понятия: государство, гражданин, гражданство, паспорт, суверенитет.

Знания, умения, навыки развития личности: соотносить понятия гражданин, человек, гражданство; соотносить положение граждан и неграждан в государстве; называть способы приобретения гражданства, опираясь на текст Закона «О гражданстве»; называть права и обязанности, которыми обладают граждане нашего государства, опираясь на текст Конституции РФ; выделять отличительные черты Российского государства.

Ход урока

Как же назвать тех, кто проживает на территории того или иного государства? (Люди, жители страны, подданные, граждане.)

В истории был период, когда государственная власть высоко стояла над людьми, была недосягаема. От нее зависела степень свободы человека в обществе, его права и обязанности. Государство либо предоставляло права и привилегии тем или иным группам людей, либо налагало определенные обязанности. (Монарх своей властью мог возвысить простолюдина до самого высокого чина, приблизить ко двору, но мог и самого знатного вельможу лишить не только его имущества, но и отправить на плаху.)

В таком случае взаимоотношения между таким государством и людьми будут строиться следующим образом: государство - сверху, внизу - подданные.

Однако в истории были примеры, когда жителей государства называли гражданами.

В древнегреческих полисах между гражданами (коренными жителями) и государством складывались взаимные политико-правовые отношения. Полис заботился о своих гражданах с самого рождения и до самой смерти, кормил и защищал, обеспечивал каждого землей или работой. Вне его границ каждый грек превращался в бесправного и беззащитного человека, которого можно было ограбить или превратить в раба. И лишь дома гражданин чувствовал себя в безопасности и мог рассчитывать на помощь и поддержку. Кроме того, только полноправные граждане могли участвовать в народном собрании, которое играло важную роль в жизни полиса. На нем решались важные для всех членов общества вопросы: кто будет управлять ими, как будет распределена общественная земля, по каким законам жить... Решая эти вопросы, граждане тем самым участвовали в управлении государством, определяли свою жизнь и полиса в целом. Поэтому каждый гражданин был искренним патриотом своего государства и ценил его интересы выше собственных. Он оборонял полис от врагов, почитал его богов и древние традиции, был готов пожертвовать жизнью ради его благополучия. Богатые граждане должны были нести и существенные затраты «на общее благо»: они обязаны были оплачивать устройство народных праздников или сооружение новых кораблей, за свой счет купить боевого коня или обзавестись тяжелым пехотным вооружением.

Исходя из данного примера модель взаимоотношений между государством и людьми будет выглядеть иначе: ГОСУДАРСТВО - ГРАЖДАНЕ.

Гражданин - это человек, обладающий правовым статусом (совокупностью прав и обязанностей, определяющей его юридическое положение в обществе). Гражданин - Отечества достойный сын. Гражданин - свободный и равный в правах. Гражданин - не товарищ.

К какому определению мы отнесем следующий исторический пример?

Начало ХVII в. на Руси. Смутное время. Иностранные интервенты в Кремле. Разруха, голод, предательство. Нижегородский посадский староста Кузьма Минин обращается к согражданам с призывом спасти Отечество, пожертвовать ценности свои на общее дело. Ополчение движется к Москве. Под руководством Минина и князя Пожарского народ изгоняет интервентов. В памяти народной простой русский человек Кузьма Минин остается гражданином Мининым. За что такая память? За патриотическую инициативу, обеспечившую спасение Отечества. Поднявшись над личными интересами на уровень интересов общенародных, всей страны, посадский житель Кузьма Минин возвел себя в ранг гражданина в самом высоком смысле этого слова.

Обязательно ли совершать военный подвиг по спасению свободы и независимости государства, чтобы быть достойным сыном своего Отечества? Какими делами можно заслужить такое звание? (Достижениями в учебе, работе, творчестве.) Приведите примеры.

Задание: В ряду приведенных ниже качеств личности отметьте те, которые в наибольшей мере характеризуют человека как гражданина: чувство юмора; лукавство; ответственность; бережливость; чувство чести; работоспособность; смелость; дисциплинированность; красота; доброта; стыдливость; талантливость.

Следующий исторический пример нас относит в революционную Францию.

14 июля 1789 года народ пошел на приступ Бастилии (королевской тюрьмы). Взятие Бастилии символизировало свержение абсолютизма, уничтожение сословного деления людей. «Декларация прав человека и гражданина» от 26 августа 1789 г. - документ, порожденный революцией, провозглашал равенство всех в правах и перед законом независимо от происхождения и имущественного положения. Теперь ко всем обращались со словом «гражданин», значит «равный», «свободный» и преданный делу революции: гражданин Марат, гражданин Мирабо, гражданин Дантон.

В современном понимании, гражданин - это человек, проживающий на территории того или иного государства, пользующийся его защитой, обладающий широкими правами и свободами, исполняющий обязанности, осознающий свою ответственность за свои действия.

Однако государство населяют не только граждане, но и лица без гражданства (апатриды), приезжие из других государств. Чем же отличается их правовое положение в обществе?

В греческом полисе метеки (переселенцы из других областей) не допускались к участию в народном собрании, а за проживание в государстве платили налог. Рабы были лишены не только политических прав (участвовать в управлении государством), но и личных (распоряжаться своей жизнью и свободой, быть неприкосновенным в личной жизни).

Обратимся к тексту Конституции РФ, где во второй главе перечисляются права, которыми обладают все люди, и только те, кто является гражданином нашего государства. (Учитель зачитывает выдержки из Конституции, а ученики распределяют права в две группы: права человека и права гражданина.)

Гражданин обладает всей полнотой прав и свобод, закрепленных в конституции страны, а государство обязано их предоставить и защищать. В свою очередь на гражданина возложены обязанности перед государством. При этом ни права, ни обязанности гражданина не распространяются на иностранцев и лиц без гражданства.

Гражданин обязан соблюдать законы государства.

Гражданин должен платить налоги, сборы. Эти деньги поступают в бюджет государства, а затем распределяются на благо самих же граждан.

Гражданин должен защищать Отечество.

Гражданин должен сохранять природу.

Гражданин должен заботиться о детях и нетрудоспособных родителях.

Гражданин должен беречь памятники культуры.

Таким образом, гражданство - это устойчивая связь человека с определенным государством, выражающаяся в их взаимных правах, обязанностях и ответственности друг перед другом.

Существуют два принципа определения или приобретения гражданства: принцип «крови» - гражданство человека определяется по гражданству его родителей; принцип «почвы» - по стране места рождения.

Какие существуют основания приобретения гражданства в нашей стране? Об этом говорится в Законе «О гражданстве».

Первоначальным основанием приобретения российского гражданства стало его признание: все граждане бывшего СССР, постоянно проживавшие на территории России на день вступления в силу российского Закона «О гражданстве», признавались гражданами России, если в течение одного года после этого дня не заявили о своем нежелании состоять в гражданстве РФ.

Гражданами России признаются по рождению: ребенок является гражданином РФ, если оба родителя на момент его рождения состояли в гражданстве России. Место рождения значения не имеет. В случае, когда один из родителей ребенка на момент его рождения состоял в гражданстве России, а другой являлся лицом без гражданства, ребенок тоже считается гражданином РФ независимо от места рождения. Если гражданином России является только один из родителей, а другой - иностранец, то гражданство ребенка определяется письменным соглашением родителей. А если соглашение не достигнуто? Тогда все определяет место рождения: если ребенок родился в России, то он становится ее гражданином. Если ребенок находится на территории России, а оба родителя его неизвестны, он становится гражданином России.

Российское гражданство может быть приобретено в порядке регистрации. Это относится к лицам, у которых супруг или родственник по прямой восходящей линии (отец, мать, дед, бабка) является гражданином России, также дети бывших граждан СССР, достигшие 18 лет, и в течение 5 лет. В порядке регистрации российское гражданство приобретают и апатриды, постоянно проживающие на территории России.

Существует и процедура приема в гражданство на основании ходатайства заинтересованных лиц. С ходатайством могут обратиться достигшие 18 лет иностранцы, прожившие на территории России непрерывно пять лет и более, и лица без гражданства, прожившие там три года и более. Для беженцев этот срок сокращается вдвое.

В приеме в гражданство может быть отказано в следующих случаях: если лицо выступает за насильственное изменение конституционного строя России; состоит в партиях и других организациях, деятельность которых не совместима с конституционными принципами России; осуждено и отбывает наказание в виде лишения свободы за действия, преследуемые по законам РФ.

Вопрос: Как вы думаете, кто принимает решение о приеме в гражданство (статья 89 Конституции РФ)?

Вопрос о приеме в российское гражданство решает Президент РФ, а подготовительную работу и исполнение решения осуществляет Министерство внутренних дел, а за границей - Министерство иностранных дел. Если человек получил гражданство, ему выдается паспорт РФ. Этот порядок называется натурализацией.

Разберем следующие ситуации (работа в группах):

Являются ли гражданами России молдаване, проживавшие в Костромской области и в декабре 1992 года выехавшие в Кишинев на постоянное жительство, не заявив о выходе из российского гражданства?

Российский морской лайнер на пути к острову Барбадос сделал остановку в порту одного из государств Южной Америки. Многие иностранные пассажиры завершили здесь свое путешествие. Когда судно отчалило от берега, матросы обнаружили на палубе колыбель с грудным ребенком. В записке на испанском языке была просьба позаботиться о ребенке «непутевых родителей». Применим ли к этой ситуации Закон РФ «О гражданстве»?

Бывшие советские граждане супруги М., проживавшие в г. Москве, выехали в 1975 году на постоянное место жительства в США и потеряли советское гражданство. В 1976 году у них родился сын Борис, который в 1994 году обратился в посольство РФ в США с просьбой получения российского гражданства. Имеет ли он на это право?

Российская гражданка вышла замуж за ливанского гражданина. У них родилась дочь, а через два года брак был расторгнут и отец уехал на родину, а мать с дочерью остались жить в Волгограде. Через пять лет отец без согласия матери забрал дочь и вывез ее к себе в Ливан. На границе он предъявил свидетельство о рождении дочери, из которого было видно, что он ее отец. Гражданкой какого государства является дочь?

Российский гражданин не может быть лишен гражданства. В то же время он может выйти из российского гражданства, подав соответствующее ходатайство. Ему может быть отказано в следующих случаях: если он получил повестку о призыве на срочную службу в армии; если он привлечен к уголовной ответственности или осужден за уголовное преступление; если у него есть обязательства перед другими лицами, например, платит алименты, а он уезжает в ту страну, с которой у России нет договора о правовой помощи, и, следовательно, исполнение этого обязательства не будет обеспечено.

Конституция России допускает и двойное гражданство.

Российское государство имеет свои отличительные черты. Они перечислены в первой главе Конституции РФ (работа с документом):

Демократическое, федеративное, правовое с республиканской формой правления.

РФ признает наивысшей ценностью права и свободы человека, а их защиту - своей обязанностью.

Носителем суверенитета и единственным источником власти является народ.

Суверенитет РФ распространяется на всю ее территорию.

Россия - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Под защитой государства находятся все формы собственности.

Государственная власть осуществляется на основе разделения властей.

Россия - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

Домашнее задание: написать эссе на тему «Государство - это мы».

Ольга СЕВЕРИНА, учитель истории и обществознания, Волгоград