Правоведение. Соотношение государства и права

Общая теория государства и права является общетеоретической юридической наукой. Государство и право неразрывно связаны между собой. Право - это совокупность правил поведения, выгодных государству и одобренных им посредством принятия законодательства. Государство не может обходиться без права, которое служит своему государству, обеспечивает его интересы. В свою очередь право не может возникнуть помимо государства, поскольку лишь государственные законодательные органы могут принять общеобязательные правила поведения, требующие их принудительного исполнения. Государство вводит меры принуждения к соблюдению норм права.

Изучение государства и права следует начинать с понятия и происхождения государства.

Государство - это особая организация политической власти, которая располагает специальным аппаратом (механизмом) управления обществом для обеспечения его нормальной деятельности. Основными признаками государства являются территориальная организация населения, государственный суверенитет, сбор налогов, законотворчество. Государство подчиняет себе все население, проживающее на определенной территории, независимо от административно-территориального деления.

Государственная власть является суверенной, т.е. верховной, по отношению ко всем организациям и лицам внутри страны, а также независимой и самостоятельной по отношению к другим государствам. Государство выступает официальным представителем всего общества, всех его членов, именуемых гражданами.

Взимаемые с населения налоги и полученные от него займы направляются на содержание государственного аппарата власти. Издание законов и правил, обязательных для населения данного государства, осуществляется государственным законодательным органом.

Возникновению государства предшествовал первобытнообщинный строй, при котором основой производственных отношений была общественная собственность на средства производства. Переход от самоуправления первобытного общества к государственному управлению длился столетия. В различных исторических регионах распад первобытнообщинного строя и появление государства происходили по-разному в зависимости от исторических условий.

Первые государства были рабовладельческими. Вместе с государством возникло и право как выражение воли господствующего класса.

Известно несколько исторических типов государств и права - рабовладельческий, феодальный, буржуазный. Государство одного и того же типа может иметь разные формы государственного правления, государственного устройства, политического режима.

Под формой правления понимается организация высших органов государственной власти (порядок их образования, взаимоотношений, степень участия народных масс в их формировании и деятельности).

Общество - это не просто совокупность людей, объединенных об­щими интересами, но также формы их совместной деятельности и разнообразные связи между людьми (общественные отношения), в которых есть определенная система.

Общество – это совокупность людей, объединенных сходными потребностями и интересами, которые могут быть удовлетворены только совместными усилиями.

Общество основа государства.

Государство

1. - особая форма организации политической власти в обществе, обладающая суверенитетом и осуществляющая управление с помощью специальных органов.

2.- страна, общество, народ, расположенные на определенной территории и представляемые органом высшей власти.

    Происхождение государства и права.

ТЕОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ.- божественная воля. Ее представителями были религиозные деятели Древнего Востока, средневековой Европы, идеологии ислама и современной католической церкви. Не раскрывает конкретных путей реализации этой божественной воли (а она может укладываться в любую из последующих концепций). Но – незыблемость гос-ва, как власти от Бога.

ПАТРИАРХАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ. -ее основатель Аристотель. Государство возникает из разрастающейся из поколения в поколение семьи. Глава государства – монархом.Из патриархальной теории вытекает вывод о необходимости подчиняться государственной власти.

ОРГАНИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ. Эта теория возникла в XIX в. в связи с успехами естествознания. Появление дарвинизма привело к тому, что многие стали распространять биологические закономерности (межвидовая и внутривидовая борьба, эволюция, естественный отбор и т.п.) на социальные процессы. По ней - человечество возникает как результат эволюции животного мира от низшего к высшему. Дальнейшее развитие приводит к объединению людей в процессе естественного отбора (борьба с соседями) в единый организм – государство, в котором правительство выполняет функции мозга, управляет всем организмом.

ТЕОРИЯ НАСИЛИЯ. - возникла в XIX в. Объясняла возникновение государства и права факторами военно-политического характера: завоеванием одним племенем другого. Для подавления порабощенного племени и создавался государственный аппарат, принимались нужные законы. Возникновение государства рассматривается как подчинения слабого сильному. В своих рассуждениях сторонники этой теории опирались на известные исторические факты.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ. - возникла также в XIX в. Объясняет появление государства и права проявлением свойств человеческой психики: потребностью подчиняться, подражанием, сознанием зависимости от элиты первобытного общества, осознанием справедливости определенных вариантов действия и отношений и проч.

ТЕОРИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ДОГОВОРА (ЕСТЕСТВЕННОГО ПРАВА). -сформулирована в работах раннебуржуазных мыслителей (Гоббса, Локка, Руссо, Радищева) в XVII–XVIII вв. По этой теории до появления государства люди находились в «естественном состоянии» (неограниченная личная свобода, война всех против всех, всеобщее благоденствие). В большинство концепций входит идея наличия у каждого человека неотъемлемых, естественных прав, полученных от Бога или от Природы. Однако в процессе развития человечества права одних людей приходят в противоречие с правами других, возникает насилие. Чтобы обеспечить нормальную жизнь, люди заключают между собой договор о создании государства, добровольно передавая ему часть своих прав. Эти положения нашли выражение в конституциях ряда западных государств.

ИСТОРИКО-МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ. - К. Маркс и Ф. Энгельс, (Морган). Государство возникает как результат естественного развития(экономического) первобытного общества, которое не только обеспечивает материальные условия возникновения государства и права, но и определяет социальные изменения общества, которые также представляют собой важные причины и условия возникновения государства и права.

Государство возникает как продукт этой непримиримости, как орудие подавления господствующим классом других классов.

В результате экономического развития усложняются само общество, его производительная и распределительная сферы, его «общие дела».

    Формы государства.

    Понятие и признаки правового государства.

Правовое государство – это демократическое государство, власть и формирование которого, базируются на праве, высшее предназначение которого - соблюдение и защите прав и свобод человека и гражданина. Обеспечение законности и правопорядка является основой прочности демократии и жизненности правового государства.

  1. Государство и право. Основные понятия о праве.

Право - система общеобязательных, формально закрепленных предписаний и правил, которые устанавливает и реализует государство.

Также социально-правовые притязания людей.

Официально признанные возможности, которыми располагает физическое или юридическое лицо.

    Источники (формы) права.

Источник (форма) права - способ, с помощью которого закрепляются (находят внешнее выражение) нормы права.

Источники права - это то, чем практика руководствуется в решении юридических дел.

Формы (источники) права:

1. Нормативно-правовой акт - это официальный, письменный документ, направленный на введение в действие правовых норм, на изменение существующих, либо их отмену. (законы , т.е. и конституция)

2. Судебный прецедент - это общее официальное правило, которое устанавливается судьей при решении конкретного дела.

3. Правовой обычай - это придание официальной юридической силы действующему в обществе простому, неправовому обычаю, путем использования его для решения конкретного дела в государственном органе.

4. Принцип права - основополагающая идея права (справедливость, народовластие, презумпция невиновности, причиненный вред должен быть возмещен и т.д.).

5. Правовая доктрина - это система взглядов, представлений о праве, о его принципах, изложенная признанными авторитетами в области юриспруденции.

6. Нормативный договор - соглашение между сторонами направленное на установление официальных юридических правил.

7. Деловое обыкновение - это правило, которое складывается в процессе делового обмена, оно связано с торгово-деловыми отношениями.

    Толкование норм права.

Толкование (интерпретация) права - это интеллектуальный процесс, направленный на, во-первых, выявление смысла норм права самим оратором (уяснение) и, во-вторых, доведение этого смысла до сведения других заинтересованных лиц (разъяснение). Уяснение и разъяснение правовых норм - два важнейших результата процесса толкования, но при этом процесс толкования права нередко ограничивается уяснением, то есть познанием смысла нормы «для себя», без сообщения этого результата другим субъектам.

Способы толкования - специальные приемы, правила и средства познания смысла норм права:

    языковой . Он состоит в определении смысла слов, установлении лексической связи между ними.

    функциональный исследует факторы и условия, в которых функционирует, реализуется толкуемая норма.

    исторический состоит в выявлении смысла правовой нормы путем обращения к истории ее принятия и целям, мотивам, обусловившим ее введение в систему правового регулирования.

    систематический состоит в уяснении смысла правовой нормы путем сравнения ее с другими нормами, выявления ее связей в общей системе правового регулирования и конкретного места в нормативном акте, отрасли или системе права.

Толкование бывает официальное (даётся компетентными органами государственной власти и должностными лицами) и неофициальное (даётся лицами и организациями, не наделёнными властными полномочиями).

Методы толкования права подразделяются на общенаучные методы познания (анализ и синтез , индукция и дедукция , абстрагирование , аналогия , моделирование и др.) и частнонаучные, то есть юридические (догматический анализ, историко-правовой метод и пр.);

    Правонарушения и юридическая ответственность.

Правонарушение - действия, противоречащие нормам права.

Действенным способом воздействия государства на правонарушителя, призванным обеспечить его правомерное поведение, выступает юридическая ответственность.

    Понятие конституционного права, его предмет, метод, источники .

Конституционное право - отрасль права, закрепляющая в себе основы взаимоотношения личности и государства, конституционные характеристики государства.

Конституция - совокупность правовых актов, обладающих наивысшей юридической силой.

Конституционное право регулирует основы государственного строя и избирательной системы, закрепляет основные (конституционные) права (право на труд и пр.), а также определяет основные права и обязанности государства и гражданина.

1. Понятие, предмет и метод правоведения.

2. Государство и право. Их роль в жизни общества.

3. Форма государства: понятие и элементы

4. Норма права и нормативно-правовые акты.

5. Формы (источники) права.

6. Основные правовые системы современности.

7. Система российского права.

8. Отрасли права.

9. Международное право как особая система права.

10. Правонарушение и юридическая ответственность.

11. Законность, правопорядок и правовое государство.

1. Понятие, предмет и метод правоведения.

Согласно Конституции РФ мы все живем в демократи­ческом правовом государстве. Одним из основных прин­ципов является то, что незнание закона не освобождает от ответственности. Правоведение предназначено для студен тов, обучающихся по неюридическим специальностям, оно охватывает все важнейшие отрасли права, даст студентам необходимый минимум знаний.

В нашей стране происходят глубокие процессы демократических преобразований в социально-политической сфере жизни общества, формируется правовое государство, в сознании людей все более доминирует идея верховенства права, незыблемости закона.

В условиях построения в России правового демократического государства каждый гражданин должен обладать гражданской зрелостью и высокой общественной активностью, проявлять глубокое уважение к закону, бережно относиться к социальным ценностям правового государства, обладать профессиональной этикой, правовой и психологической культурой, высоким нравственным сознанием, неотъемлемой составной частью которого должно стать правосознание.

В российском обществе не должно быть места "правовому нигилизму", черты которого к сожалению, иногда отчетливо проявляются среди молодежи в форме неверия в закон, в справедливость, отсутствия чувства защищенности.

Цель курса состоит в овладении курсантами знаниями в области права, выработке позитивного отношения к нему, в рассмотрении права как социальной реальности, выработанной человеческой цивилизацией и наполненной идеями гуманизма, добра и справедливости.

Задачи курса состоят в выработке умения понимать законы и другие нормативные правовые акты; обеспечивать соблюдение законодательства, принимать решения и совершать иные юридические действия в точном соответствии с законом; анализировать законодательство и практику его применения, ориентироваться в специальной литературе.

Правоведение - это наука, изучающая государство и право как взаимосвязанные явления, систему основных понятий юриспруденции и ос новные отрасли российского права.

Правоведение – это общественная наука, изучающая право как особую систему социальных норм, а также различные аспекты правоприменительной деятельности.

Предметом любой науки является конкретный круг общественных отношений, проблем, изучаемый данной наукой.

Предмет науки важно отличать от ее объекта, под которым понимается определенная часть окружающей человека реальности, изучаемая многими науками. Каждая из этих наук имеет в объекте свой предмет и свою проблематику, т. е. предмет науки – это то, что она теоретически осваивает в определенном объекте.

Так, предметом правоведения являются:

1) право как социально-политическое явление и совокупность общеобязательных, формально определенных правил поведения, установленных государством, выражающих необходимое соотношение общественных и личных интересов, определяющих виды возможного и должного поведения субъектов правоотношений;

2) государство как организация политической власти, обеспечивающая с помощью права и специально созданного государственного аппарата управление делами всего общества;

3) соотношение и взаимосвязь между государством и правом;

4) система правовых терминов, которые свойственны всем юридическим наукам.

Под методом правового регулирования подразумевается совокупность приемов и способов, с помощью которых приобретаются новые углубленные сведения о предмете познания.

В правоведении можно выделить структурный метод, позволяющий выявить и изучить в социальных объектах относительно устойчивые внутренние связи. Показательным в этом отношении является использование отечественными правоведами двух различных моделей логической структуры нормы права: гипотеза – диспозиция – санкция; гипотеза – диспозиция.

Системный метод – это рассмотрение изучаемого объекта как некоторой целостности, которая генетически и органически связана с окружающей средой (применяется для изучения таких понятий, как политическая система общества, система права, система государственных органов, правовая система).

Сравнительный метод сопоставляет один социальный объект с другими с целью выявления их сходства или различия. Сравнение может проводиться на различных уровнях. Так, например, для правоведения важно установить взаимосвязь таких понятий, как государство и право.

Диалектический метод познания явлений действительности в их развитии дает возможность объяснить, в частности, развитие государственных и правовых явлений как результат их внутренних противоречий. Используя этот метод, можно, например, объяснить смену одной формы правления государства другой или изменение методов правового регулирования общественных отношений.

  • Предмет и задачи философии права
    • Предмет философии права. Философско-правовая рефлексия
      • Обоснование необходимости философии права
      • Сущность и особенности философского подхода к праву
    • Философия права в системе наук, ее основные вопросы и функции
      • Структура философии права
      • Основные вопросы философии права
  • Методология философии права
    • Сущность методологии права и ее уровни
    • Основные типы правопонимания: правовой позитивизм и естественно-правовое мышление
      • Естественно-правовое мышление
    • Способы обоснования права: объективизм, субъективизм, интерсубъективность
      • Правовой субъективизм
      • Интерсубъективность
  • Философско-правовая мысль Древнего Востока
    • Общая характеристика условий зарождения и развития философско-правовых идей Древнего Востока
    • Этические учения Древней Индии как предпосылки возникновения философско-правовых идей
      • Буддизм, джайнизм
    • Философско-правовые идеи в Древнем Китае
      • Моизм
      • Легизм
  • Философия права античности и средневековья
    • Возникновение и развитие философско-правовых взглядов в античный период
      • Философия права эпохи высокой классики
      • Философское обоснование права Платоном
      • Особенности взглядов на право Аристотеля
      • Философия права эпохи поздней классики
    • Особенности философско-правовой мысли в эпоху Средневековья
    • Философско-правовая мысль эпохи Возрождения и Реформации
    • Философия права Нового времени и эпохи Просвещения
      • Локк, Спиноза, Лейбниц
      • Французское Просвещение
  • Философско-правовые учения в Западной Европе конца XVIII - середины XIX столетия
    • Этико-правовые идеи в философии Иммануила Канта
    • Философия права Георга Гегеля
    • Историческая школа и марксизм как формы правового объективизма
  • Философия права xx столетия
    • Основные черты философии права XX столетия
    • Современная трансформация позитивизма
      • Неопозитивизм
    • Концепции возрожденного естественного права XX столетия
      • Неокантианское правопонимание
      • «Возрождение гегельянства»
      • Джон Роулз
    • Современные концепции естественного права интерсубъективного направления
  • Философско-правовая мысль в России
    • Зарождение отечественной философии права и ее мировоззренческо-методолгические основания
    • Основные идеи русских философов права
  • Правовая онтология: природа и структура права
    • Онтологическая природа права. Правовая реальность
    • Естественное и позитивное право как основные структурные элементы правовой реальности, их смысл и соотношение
    • Формы бытия права: идея права, закон, правовая жизнь
  • Правовая антропология: гуманистическая природа права
    • Природа человека и право. Антропологические основы права
    • Философский смысл и обоснование прав человека
    • Личность и право. Гуманистическая природа права
  • Правовая аксиология: ценностные основы права ценностные основы права
    • Ценности в праве и право как ценность
      • Три основные формы бытия ценностей
    • Свобода как ценность. Право как форма свободы
    • Справедливость как основная правовая ценность
  • Универсальное и культурно-особенное в ценностном измерении права
    • Правосознание как проблема философии права
    • Право и мораль
    • Универсально-цивилизационное специфично-культурное в правосознании
  • Институциональное измерение права. Философские проблемы права и власти в посттоталитарном обществе
    • Политико-правовые институты и их роль в осуществлении права
      • Государство и право
      • Понятие легитимности и легитимации
    • Философские проблемы права и власти в трансформирующемся обществе

Государство и право

Как уже указывалось, понятия «государство» и «право» тесно взаимосвязаны между собой. В основе взаимосвязи государства и права лежит институциональный характер бытия права. Характер и содержание соотношения государства и права раскрывают принципы первичности и верховенства права.

Принцип первичности права по отношению к государству можно раскрыть через два взаимосвязанных аспекта. Первый аспект исторический. Первичность права обусловлена его природой. Будучи атрибутом любого социального субъекта, оно никем не даруется и никем не может быть отчуждено.

Право возникает одновременно с возникновением социального взаимодействия, т.е. с обществом. Государство же образуется лишь на определенном этапе развития последнего. Как справедливо заметил еще Цицерон, право возникло раньше, чем какое-либо государство вообще было основано. Следовательно, право первично, поскольку оно предшествует государству во времени.

Второй аспект - функциональный. Вторичность государства проявляется также и в том, что государство обусловлено, предопределено правом, возникает не просто позже права, а из его потребностей как орган, который должен придать праву общеобязательную форму и обеспечить его функционирование.

Отношение первичности права по отношению к государству в историческом и функциональном плане одновременно указывает.

и на верховенство права по отношению к государству, а следовательно, на зависимость государства от права. В действительности же часто имеет место нарушение данного принципа. Государство вопреки его объективному предназначению наделяют функцией творца права. В данном случае право и государство как бы меняются местами: государство выступает источником права, а право предстает как вторичный, порожденный государством инструмент для обслуживания его интересов.

Отсюда возникает неверное, хотя и основанное на реальной действительности мнение, что предоставляемые гражданам, социальным группам и нациям права и свободы есть своего рода «дар» государства народу. А раз так, то государство может осуществлять дозировку права или вообще лишить дарованного, что на практике неоднократно и успешно осуществлялось.

В чем же сущность принципа верховенства права?

Верховенство права означает его примат над государством, необходимость подчинения государства праву. Из этого вытекает следующее. Во-первых, каждое должностное лицо, любой государственный орган не должны осуществлять действия, не предусмотренные правом, т.е. государство не может быть свободным, независимым от права.

Во-вторых, государство должно совершать и не может не совершать действий, которые возложены на него правом. Сегодня многие законы в России не действуют даже при наличии необходимых обстоятельств, а это свидетельствует о невыполнении государством возложенной на него задачи по реализации права, что недопустимо. Недопустимо также бездействие государства, когда оно не принимает мер по восстановлению нарушенных прав граждан.

Таким образом, соблюдение принципов первичности и верховенства права направлено на недопустимость отделения государства от народа, а следовательно, произвола по отношению к народу.

Ибо, если государство действует в рамках права, то это означает, что оно:

  1. не имеет каких-либо собственных интересов, отличных от интересов народа, и не использует власть в своих целях;
  2. объективно выполняет волю народа и находится на его службе;
  3. подчинено народу и несет перед ним ответственность.

Соотношение власти и права . Проблема соотношения власти и права является одной из ключевых в философии права и одной из самых сложных в общественной практике. Для иссле- дования данной проблемы воспользуемся подходом одного из видных российских философов права С. Алексеева. По его мнению, соотношение права и власти достаточно парадоксально. С одной стороны, «право не может существовать без власти», т.к. только государственная власть по своей природе способна обеспечить строгую и своевременную реализацию правовых норм и принципов посредством своих правоохранительных учреждений и институтов.

С другой стороны, «власть является антиподом права». «Власть, - как подчеркивает С. Алексеев, - особенно - власть политическая, государственная, которая и делает «право правом», в то же время - явление, в какой-то мере с ним несовместимое, выступающее по отношению к праву в виде противоборствующего, а порой и чуждого, остро враждебного фактора».

Истоки этой враждебности власти праву кроются в глубокой противоречивости власти, в том, что, являясь необходимым и конструктивным элементом организации жизни людей, управления обществом, власть в то же время обладает такими имманентными качествами, которые в процессе утверждения и упрочения власти могут превращать ее в самодовлеющую, авторитарную силу. Эта властная сила способна ущемлять право, превращать ее в «служанку» власти, фактически создавая тем самым «неправовую» реальность.

С целью пресечения неоправданно большой концентрации власти и превращения ее в самодовлеющую силу, общество должно создавать определенные политико-правовые институты: разделения властей, федерализма, разъединения государственной и муниципальной власти, институт проведения открытых, демократических выборов и т.д. Однако путь к гармоничному соотношению власти и права не короток и не прост.

Право на принуждение и его оправдание . Одной из важнейших внутренних функций политической власти является обеспечение надежного общественного порядка, а также противодействие антисоциальным тенденциям и антигражданским действиям со стороны отдельных граждан или их объединений.

Для реализации этой функции власть может использовать как средства убеждения, так и принуждения. Если не приносят должного эффекта средства убеждения, то государство для наведения общественного порядка применяет средства правового принуждения.

Принуждение может принимать различные формы. Основными среди них являются психическое и физическое принуждение. Первое из них несет в себе угрозу применения силы и исполнения наказания и имеет по существу предупредительный характер. Второе - действует уже как непосредственное применение физической силы, налагающее на человека те или иные ограничения в волеизъявлении, передвижении, свободе выбора местонахождения и т.д.

Физическое принуждение опирается на такие специфические орудия и средства власти, как судебное, административное, политическое преследование, а также вооруженную организацию государства (вооруженные силы, полицию, внутренние войска, национальную гвардию, тюремные и исправительные учреждения и т.д.).

С этой точки зрения политическая власть - это организованное обществом правомерное и справедливое (или считающееся таким) принуждение и насилие. Политичность власти означает, что принуждение и насилие (вплоть до физического) как специфические средства власти монополизированы и сосредоточены в специально созданных обществом институтах, органах и учреждениях, которые в совокупности составляют государство. Право на силу, принуждение по отношению к возможным антисоциальным действиям граждан, таким образом, изымается у частных лиц или групп и передается государству, в лице которого принуждение и насилие получают законность, или, по выражению И. Канта, легальность.

Государство - это один из древнейших социально-политических феноменов, который возникает в процессе трансформации и развития патестарных (родоплеменных) обществ в более прогрессивную форму организации.

Государство, как форма организации общества, есть общественный политико-правовой союз. Из настоящего утверждения можно сделать вывод, что у государства, как у социальной системы, есть политическая и правовая составляющие.

Государство, как научная категория, не имеет единого, чёткого определения и является полисемичным понятием, то есть в содержание понятия государства в зависимости от контекста могут быть вложены различные взаимодополняющие смысловые значения. Можно, например, употребить термин государство для обозначения страны, или государственной власти, или как суверенного лица в международном праве. С другой стороны по своей социальной природе государство сегодня это и есть общество, разделить общество и государство теоретически невозможно. Всесторонне охарактеризовать все проявления государства в едином определении достаточно сложно, и необходимо всегда уточнять значение, в котором используется термин «государство». В политологии и теории государства и права раскрывается понятие государства традиционно через его признаки.

У государства есть сущностные и атрибутивные признаки. Атрибутивными признаками являются флаг, герб и гимн, а так же название государства, в монархиях портреты (профили) монархов. К сущностным признакам государства в частности относятся наличие территории, суверенитета, государственной власти и аппарата, налоговой системы, армии, национальной валюты и другие, при рассмотрении вопроса взаимосвязи государства и права особенно важно выделить такой признак как наличие правовой системы.

Для успешного функционирования государственного механизма необходимо наличие правовой системы - это утверждение является одной из основных закономерностей науки «Теории государства и права», в предмет которой входит изучение государства и права как феноменов, рассмотрение взаимосвязи права и государства, процессы политогенеза и правогенеза.

Не менее сложным социальным феноменом является и право. Теоретически позитивное право является системой общезначимых, общеобязательных, управомачивающе-обязывающих социальных норм. С

этим тезисом практически все теоретики-юристы соглашаются. Однако дальше каждый исследователь вкладывает в понятие «право» свой смысл в зависимости от своего подхода к праву - типа правопонимания.

Подходы к феномену права традиционно в теории государства и права именуются типами правопонимания. У всех типов правопонимания есть что-то общее, так или иначе, право регулирует общественные отношения, то есть те отношения, которые складываются в обществе между людьми на основе норм поведения, порождают для сторон права и обязанности. Различные учёные-правоведы придерживаются и симпатизируют, как правило, определённому типу правопонимания. Тип правопоимания, который доминирует в юридическом исследовании, накладывает отпечаток на всё его содержание. В целом же правовая доктрина выделяет множество типов правопонимания, в том числе и три основных: этатизм, юснатурализм и социологический подход.1 Юристы, которые придерживаются такого типа правопонимания, как этатизм называются нормативистами, поскольку они уделяют в своих исследованиях особое внимание понятию правовой нормы.

Все научные споры по вопросу содержания понятия «право» ведутся лишь о природе правовой нормы и её взаимосвязи с волей государства, при этом назначение права и его сущность, как правило, диктуется социально-политическими условиями, а не доктринальными изысканиями.

Этатизм, известный так же как концепция государственного права, исходит из того, что право, базируясь на государственном принуждении, существует только в государстве, которое право санкционирует, и за исполнением которого осуществляет постоянный контроль. В противном случае, по мнению сторонников концепции, право просто не будет действовать, так как при нарушении правовой нормы не будет механизма ответственности за правонарушение. Соответственно, право представляется сторонникам этатизма как закон, как воля государства.

По своей сути этатизм имеет как ряд важных преимуществ, так некоторые существенные недостатки. В соответствии с данной концепцией закон легко обнаружить - необходимо лишь найти нужный правовой документ - нормативно-правовой акт. Соответственно закон легко и применять - его достаточно прочесть и истолковать.

Негативной стороной этатизма является возможность образования мёртвого, то есть недействующего права. Государство теоретически способно озаглавить не иначе как «Закон» документ любого содержания, даже тот, который невозможно воплотить в общественную жизнь, более того таких документов создано достаточно много в России в 90-е годы двадцатого века, к настоящему времени подавляющее их большинство уже утратило юридическую силу.

1 См. подробнее: А.В.Поляков. Общая теория права; Юридический центр пресс, СПб. 2003. с. 63 - 78.

С точки зрения этатизма такие образцы неудачного нормотворчества, так же как и все реализуемые на практике законы тоже являются правом, а это, во-первых, теоретически неверно, а во-вторых, порождает в обществе правовой нигилизм, то есть безразличное отношение к праву. Правовой нигилизм возникает у граждан вследствие того, что логика подсказывает им не соблюдать вообще никакие законы, раз можно постоянно и безнаказанно нарушать некоторые из них. Позиции жёсткого этатизма и являются самой благодатной почвой для произрастания в обществе правового нигилизма.

Юстнатурализм - более сложная, чем этатизм, умозрительная концепция правопонимания. Она базируется на философском тезисе, выдвинутом французскими просветителями, который сводится к мысли о том, что право объективно существует как социальная реальность вне зависимости от воли государственной власти. Государство, в этом свете, не может регулировать социальные отношения по своему усмотрению, оно должно согласовывать издаваемые законы с объективно существующими социальными реалиями и только на их основании строить свои законы. Этот процесс соотнесения состояния общественных отношений, норм морали и нравственности и воли государства в научной литературе часто называется поиском норм естественного права. Фактически речь здесь идёт о поиске правовых норм как фрагментов объективной социальной реальности свойственных, определённой стадии социального развития в отдельно взятых историко-культурных и географических условиях.

Государство в процессе реализации своей правотворческой функции, с позиции данного типа правопонимания, лишь трансформирует незримый естественно-правовой закон в писаную форму и властными методами обеспечивает неукоснительное его соблюдение.

В качестве примера существования естественно-правового закона рассмотрим право человека на свободу мысли.

Например, государство нормативным актом запретит гражданам думать о любви, с целью концентрации интеллектуальных способностей человека на народном хозяйстве. Будет ли действовать такая норма права? Вопрос явно риторический, очевидно, что люди всё равно, несмотря на законодательный запрет, будут думать о том, о чём хотят, а власть при этом ничего и никогда не узнает. Этот пример первой естественно-правовой нормы обнаружили ещё древнеримские юристы. В современном обществе значение естественного право значительно шире: это не только социальные закономерности, но и определённые социальные стандарты гуманизма и либерализма. Основанная на приоритете идеалов гражданского общества перед интересами государства, уважении прав и свобод человека и гражданина, цели строительства правового государства концепция правопонимания называется юснатурализмом.

Право человека на жизнь в нормативно-ценностной системе естественного права имеет первоочередное значение. Жизнь человека наряду с личной свободой и неприкосновенностью личности создают не только правовую, но и формируют морально-нравственную среду правовой системы юснатурализма. Естественное право как особая социальная реальность призвана гарантировать достойный уровень жизни людей и ограничить вмешательство государства в сферу частных интересов.

Существенным теоретическим плюсом юснатурализма является определение базовых идеологических правил (гуманистических, прежде всего) нормотворчества и правогенеза в целом. Концепция естественного права сообщает законодателю определённую ценностную шкалу, показывает, какие социальные институты требуют совершенствования законодательных подходов к их правовому регулированию. Минусом является неизбежная идеологизация естественного права, на сегодняшний день концепция естественного права - это идеология стран Западной Европы, находящаяся в неразрывной связи с концепциями правового государства и гражданского общества. Идеология с точки зрения науки практически всегда исключает рациональное познание и единообразное понимание феномена. Соответственно юснатурализм распространён только в странах стоящих на позиции создания гражданского общества, и не принимается странами Ислама, например.

В рамках естественно-правовой концепции слабо проработан вопрос о том, кто в государстве формирует и применяет естественно-правовые нормы. Поскольку на практике не ошибается только тот, кто ничего не делает, неизбежно возникают ошибки и в деятельности государственных органов направленной на определение норм естественного права. Нормы естественного права, как правило, призваны применять высшие судебные инстанции, такие как Конституционный Суд РФ, которые достаточно часто меняют свою правоприменительную доктрину.

Третий подход к праву к определению содержания термина «право» сформирован в рамках социологической научной школы права. В рамках социологической концепции право предстаёт перед нами как исключительно социальный феномен, оно лишь регулируется законами, а по своей сути является управомачивающе-обязывающими социальными отношениями. С позиции социологии права, если в законе говорится, что работодатель не может уволить работника без согласия профсоюза, а профсоюз всегда согласен с работодателем, то фактически правовая норма сводится к тому, что работодатель может уволить работника по своему усмотрению, несмотря на предписание закона, который лишь устанавливает определенные формальности.

С позиций социологической концепции, при поиске правовой нормы ориентироваться необходимо на реально существующие социальные

отношения. При социологическом подходе норму права следует искать в исполненном судебном решении. Поскольку именно на этой фазе у социального отношения проявляется и санкция за несоблюдение общепринятого порядка.

Такой подход к праву означает, что правовая норма в деталях соотносится с реальным положением вещей в обществе. Недостатки концепции в том, что любой социальный беспредел фактически является особого рода правовой системой, причём сама система крайне казуистична.

Праву при наличии трёх, часто противоречивых подходов практически невозможно дать четкого определения, в этой связи создание единой интегративной концепции правопонимания является важной задачей современной юриспруденции. Одна из последних интересных попыток решения данной проблемы предпринята А.В. Поляковым. Однако созданная им коммуникативная концепция правопонимания хотя и является, бесспорно, интересной, но не даёт ответов на все теоретические вопросы. Проблема правопонимания усугубляется и высокой степенью философской сложности интегрального правоведения.2 Исходя из этого весь наш курс, рассчитанный для студентов не юридических специальностей, мы будем строить с позиций этатизма, традиционного для российской школы права.

То есть в целях рационализации изучения дисциплины «Правоведение» автор предлагает считать, что под правом понимается система действующих управомачивающе-обязывающих, общезначимых, общеобязательных норм социального поведения, санкционированных государством и обеспеченных государственным принуждением.

Право как система норм установленных законом всегда нормативно. Соответственно, дальнейшее изложение материала будет акцентировано на законодательстве и его наиболее важных и значимых аспектах. Для понимания законодательства необходимо определить термин «нормативность», поскольку законодательство представляет собой систему нормативных актов. Норма права как элемент правовой системы представляет собой действующее в обществе правило поведения. Любое такое правило-норма состоит из гипотезы, диспозиции и санкции. Гипотеза есть предположение относительно ситуации, в которой правило должно применяться. Диспозиция представляет собой модель надлежащего поведения в случае гипотетической ситуации. А санкция являет собой последствия за следование или нарушение правовой нормы. Современная теория права выделяет позитивные санкции, то есть