Конституционно правовые основы мсу. Учебное пособие: Государственное устройство РФ
При написании курсовой или дипломной работы студент должен использовать научные методы познания. Однако, в большинстве вузов не дается развернутая характеристика методов познания, которые целесообразно использовать в своей работе.
Что такое метод научного познания?
Метод это совокупность действий, призванных помочь достижению желаемого результата. Современная наука основывается на определенной методологии – то есть совокупности используемых методов и учений о методе. Система методов научного исследования включает в себя, во-первых, методы применяемые не только в науке, но и в других отраслях знания, во-вторых, методы применяемые во всех отраслях науки и. В-третьих, методы специфические для отдельных определенных разделов науки, отдельных научных дисциплин.
Виды методов научного познания
Давайте кратко рассмотрим, какие именно методы чаще всего используются в научных работах:
Анализ – расчленение целостного предмета на составляющие части (стороны, признаки, свойства или отношения) с целью их всестороннего изучения. Данный метод является наиболее популярным для курсовых и дипломных работ. Так может использоваться: сравнительно-правовой анализ (например, сравниваются правовые системы России и Франции), статистический анализ (динамика рассматриваемого явления за определенный период) и т.д.
Аналогия – прием познания при котором на основе сходства объектов по одним признакам делается заключение об их сходстве по другим.
Дедукция – вид умозаключения от общего к частному, когда из массы частных случаев делается обобщенный вывод о всей совокупности таких случаев.
Индукция – метод исследования и способ рассуждения, в котором общий вывод строится на основе частных посылок.
Классификация – разделение всех изучаемых предметов на отдельные группы в соответствии с каким-либо важным для исследователя признаком (особое значение имеет в описательных науках: геологии, географии, некоторых разделах биологии).
Моделирование – изучение объекта (оригинала) путем создания и исследования его копии (модели), замещающей оригинал с определенных сторон, интересующих познание. Модель всегда соответствует объекту-оригиналу в тех свойствах, которые подлежат изучению, но в то же время отличаются от него по ряду других признаков, что делает модель удобной для исследования изучаемого объекта.
Наблюдение – целенаправленное восприятие явлений объективной действительности, в ходе которого получают знания о внешних сторонах, свойствах и отношениях изучаемых объектов.
Обобщение – прием мышления, в результате которого устанавливаются общий свойства и признаки объектов.
Описание – фиксация средствами естественного или искусственного языка сведений об объектах.
Прогнозирование – специальное научное исследование конкретных перспектив развития какого-либо явления.
Синтез – соединение ранее выделенных частей (сторон, признаков, свойств или отношений) предмета в единое целое.
Эксперимент – апробирование, испытание изучаемых явлений в контролируемых и управляемых условиях. В эксперименте стремятся выделить изучаемое явление в чистом виде, с тем чтобы было как можно меньше препятствий в получении искомой информации.
Как использовать методы при написании диплома или курсовой работы
Вот несколько вариантов оформления методологической основы дипломной работы:
- Методологическую основу исследования составляют научные труды в области уголовно-процессуального, уголовного, конституционного, международного права, криминалистики, теории оперативно-розыскной деятельности, теории государства и права. В работе использованы общие и частные методы исследования, в том числе, историко-юридический, системно-правовой и другие, системный анализ изучаемых явлений и результатов.
- В процессе исследовательской работы были применены совокупность методов экономико-статистического анализа, методы анализа и синтеза экономической информации, концепции различных школ финансового менеджмента. Основой оптимизации деятельности ресторана послужила методика предельного анализа.
- Методологической основой исследования является диалектический метод познания и системный подход. В процессе исследования использовались такие общенаучные методы и приемы как научная абстракция, анализ и синтез, методы группировки, сравнения и др.
- Методологическая основа исследования состояла в применении метода диалектики как общенаучного метода познания, а также ряда частнонаучных методов: исторического, технико-юридического, логического, системного анализа в их различном сочетании. Так, на основе сравнительно-исторического метода проведен анализ истории развития института гражданско-правового договора и порядка его заключения в российской цивилистической науке и законодательстве разных периодов.
При написании курсовой работы нами были использованы следующие методы научного исследования:
- Сравнительный метод;
- Изучение нормативно-правовой базы;
- Изучение монографических публикаций и статей;
- Аналитический метод.
Все студенты выпускного курса сталкиваются с проблемой: как написать введение для дипломной работы. Ведь этот раздел активно используется в составлении защитного слова, на него больше всего обращают внимания проверяющие. Значит, текст необходимо выверить и отшлифовать до мелочей. Первый раздел должен включать точные формулировки важнейших пунктов проделанного исследования, а также описание использованных в дипломной работе методов.
Структура раздела «Введение»
Существует определённый алгоритм, которого важно придерживаться при написании вступления к дипломной работе. В действительности он довольно прост, если хорошо разобраться. Введение должно последовательно включать следующие пункты:
- Актуальность поднятой проблемы (2-3 абзаца).
- Авторы (отечественные и зарубежные), работавшие над той же темой (1 абзац).
- Объект и предмет исследования (2 предложения, лучше всего их выделить в отдельные абзацы).
- Гипотеза исследования (может быть общей, частной или описательной; формируется на основе поставленной проблемы).
- Цель исследования (не более 1 абзаца).
- Задачи исследования (не более 4-5). Задачи являются составными частями цели и происходят из названий пунктов дипломной работы.
- Методологическая база (методы исследования) в дипломной работе.
- Научная новизна и практическая значимость.
- Структура работы (кратко).
Как определить цель исследования
Необходимо начать с конечного результата, потому что он и будет определять цель исследования в дипломной работе. Сформулируйте, что вы хотите выяснить во второй (практической) главе.
Вообще, целью дипломной работы является решение поставленной проблемы. Формулировка может начинаться словами: определить, выявить, найти, доказать, обосновать и т. п.
Определяем объект и предмет исследования
Этот вопрос нередко вызывает трудности у студентов. Чтобы лучше понимать его, нужно для начала запомнить, что понятие «объект исследования» гораздо шире, чем «предмет исследования».
В первом случае речь идёт о какой-либо сфере знания (организм человека, функционирование предприятия, речевое развитие дошкольника, налогообложение физических лиц, перевод художественного текста и т. п.). Всё это объекты исследований.
Во втором случае имеется в виду отдельный процесс или явление, которое проистекает из данной сферы знания и рассматривается в дипломной работе. Например: дыхательная система, выплата заработной платы, использование сказок, налоги для резидентов и нерезидентов, перевод метафор и т. п. Всё это предметы соответствующих исследований.
Когда пишется введение, то вначале указывается объект (как более широкое понятие), а затем предмет исследования в дипломной работе. Обе формулировки должны быть чёткими, понятными и достаточно лаконичными.
Общенаучные методы исследования в дипломной работе
Поскольку ВКР - это самостоятельное исследование выпускника на тему, связанную с его будущей профессией, для осуществления этой задачи используются научные методы. Их существует большое разнообразие.
Так называемые общенаучные методы исследования в дипломной работе:
- анализ литературы (или нормативно-правовых документов) по теме исследования;
- исторический метод (изучение в хронологическом порядке);
- изучение и обобщение сведений;
- сравнение (например, различных школ исследования или различных результатов одной и той же деятельности);
- абстрагирование (изучение предмета вне его связей с миром);
- синтез (объединение фактов в одно целое);
- индукция (рассуждение от частного к общему);
- дедукция (рассуждение от общего к частному);
- аналогия (перенос знания с одного предмета на другой);
- классифицирование (создание системы, объединяющей разнородные явления по единому принципу);
- моделирование (получение информации о предмете через созданную модель).
Среди общенаучных методов отдельно выделяются эмпирические методы исследования в дипломной работе. Их отличие в том, что они основаны на непосредственном познании свойств предмета. Эти методы используются при написании второй главы дипломной работы. В их числе:
- измерение (получение количественных данных);
- анкетирование или интервьюирование (опрос по нужной проблеме);
- наблюдение (фиксирование каких-либо явлений);
- эксперимент (организация направленного наблюдения);
- сравнение (явлений или качеств).
Частные методы
Одни методы исследования в дипломной работе подходят к любой тематике, а другие используются только в отдельных отраслях знаний. И кроме перечисленных общенаучных теоретических и эмпирических методов, бывают также частные. Они используются в определённых отраслях знания и необходимы для изучения отдельных, специфических вопросов. Например, такими могут быть:
![](https://i2.wp.com/syl.ru/misc/i/ai/177448/704345.jpg)
Знание и понимание основных методов научного исследования помогает в написании любых видов подобных работ.
Что такое метод научного познания?
Метод это совокупность действий, призванных помочь достижению желаемого результата. Современная наука основывается на определенной методологии – то есть совокупности используемых методов и учений о методе. Система методов научного исследования включает в себя, во-первых, методы применяемые не только в науке, но и в других отраслях знания, во-вторых, методы применяемые во всех отраслях науки и. В-третьих, методы специфические для отдельных определенных разделов науки, отдельных научных дисциплин.
Виды методов научного познания
Давайте кратко рассмотрим, какие именно методы чаще всего используются в научных работах :
Анализ – расчленение целостного предмета на составляющие части (стороны, признаки, свойства или отношения) с целью их всестороннего изучения. Данный метод является наиболее популярным для курсовых и дипломных работ. Так может использоваться: сравнительно-правовой анализ (например, сравниваются правовые системы России и Франции), статистический анализ (динамика рассматриваемого явления за определенный период) и т. д.
Аналогия – прием познания при котором на основе сходства объектов по одним признакам делается заключение об их сходстве по другим.
Дедукция – вид умозаключения от общего к частному, когда из массы частных случаев делается обобщенный вывод о всей совокупности таких случаев.
Индукция – метод исследования и способ рассуждения, в котором общий вывод строится на основе частных посылок.
Классификация – разделение всех изучаемых предметов на отдельные группы в соответствии с каким-либо важным для исследователя признаком (особое значение имеет в описательных науках: геологии, географии, некоторых разделах биологии).
Моделирование – изучение объекта (оригинала) путем создания и исследования его копии (модели), замещающей оригинал с определенных сторон, интересующих познание. Модель всегда соответствует объекту-оригиналу в тех свойствах, которые подлежат изучению, но в то же время отличаются от него по ряду других признаков, что делает модель удобной для исследования изучаемого объекта.
Наблюдение – целенаправленное восприятие явлений объективной действительности, в ходе которого получают знания о внешних сторонах, свойствах и отношениях изучаемых объектов.
Обобщение – прием мышления, в результате которого устанавливаются общий свойства и признаки объектов.
Описание – фиксация средствами естественного или искусственного языка сведений об объектах.
Прогнозирование – специальное научное исследование конкретных перспектив развития какого-либо явления.
Синтез – соединение ранее выделенных частей (сторон, признаков, свойств или отношений) предмета в единое целое.
Эксперимент – апробирование, испытание изучаемых явлений в контролируемых и управляемых условиях. В эксперименте стремятся выделить изучаемое явление в чистом виде, с тем чтобы было как можно меньше препятствий в получении искомой информации.
Как использовать методы при написании диплома или курсовой работы
Вот несколько вариантов оформления методологической основы дипломной работы:
1. Методологическую основу исследования составляют научные труды в области уголовно-процессуального, уголовного, конституционного, международного права , криминалистики, теории оперативно-розыскной деятельности, теории государства и права. В работе использованы общие и частные методы исследования, в том числе, историко-юридический, системно-правовой и другие, системный анализ изучаемых явлений и результатов.
2. В процессе исследовательской работы были применены совокупность методов экономико-статистического анализа, методы анализа и синтеза экономической информации, концепции различных школ финансового менеджмента . Основой оптимизации деятельности ресторана послужила методика предельного анализа.
3. Методологической основой исследования является диалектический метод познания и системный подход. В процессе исследования использовались такие общенаучные методы и приемы как научная абстракция , анализ и синтез, методы группировки, сравнения и др.
4. Методологическая основа исследования состояла в применении метода диалектики как общенаучного метода познания, а также ряда частнонаучных методов: исторического, технико-юридического, логического, системного анализа в их различном сочетании. Так, на основе сравнительно-исторического метода проведен анализ истории развития института гражданско-правового договора и порядка его заключения в российской цивилистической науке и законодательстве разных периодов.
Для курсовой работы обычно используется более простой вариант, например:
При написании курсовой работы нами были использованы следующие методы научного исследования:
Сравнительный метод;
Изучение нормативно-правовой базы;
Изучение монографических публикаций и статей;
Аналитический метод.