Система права российской федерации кратко. Система права Российской Федерации

Система российского права.

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Система российского права.
Рубрика (тематическая категория) Юриспунденкция

Классификация правовых систем.

Исторически в каждой стране действуют свои правовые обычаи, традиции, законодательство, юрисдикционные органы, сформировались особенности правового менталитета͵ правовой культуры. Правовое своеобразие стран позволяет говорить об их самобытности, о том, что каждая из них образует свою правовую систему - совокупность всœех правовых явлений (норм, учреждений, отношений, правосознания), существующих в ее рамках (правовая система в узком смысле). При этом наряду с особенностями, отличиями в этих правовых системах можно заметить и общие черты, элементы сходства, которые позволяют группировать их в "правовые семьи" (правовые системы в широком смысле), объединяющие несколько родственных в правовом отношении стран.

Существует несколько критериев объединœения, классификации правовых систем различных государств.

1. Общность генезиса (возникновения и последующего

развития). Иначе говоря, системы связаны между собой исторически, имеют общие государственно-правовые корни (произрастают из одного древнего государства, основаны на одних и тех же правовых началах, принципах, нормах).

2. Общность источников, форм закрепления и выражения норм права. Речь идет о внешней форме права, о том, где и как фиксируются его нормы (в законах, договорах, судебных решениях, обычаях), об их роли, значении, соотношении.

3. Структурное единство, сходство. Правовые системы стран, входящих в одну правовую семью, должны обладать сходством структурного построения нормативно-правового материала. Как правило, это находит выражение на микроуровне - на уровне строения нормы права, ее элементов, а также на макроуровне - на уровне строения крупных блоков нормативного материала (отраслей, суботраслей, других подразделœений).

4. Общность принципов регулирования общественных отношений. В одних странах это идеи свободы субъектов, их формального равенства, объективности правосудия и т.д., в других - теологические, религиозные начала (к примеру, мусульманские страны), в третьих - социалистические, национал-социалистические идеи и т.п.

5. Единство терминологии, юридических категорий и понятий, а также техники изложения и систематизации норм права. Родственные в правовом отношении страны обычно используют тождественные или сходные по своему значению термины, что объясняется единством их происхождения. По этой же причинœе законодатели стран, входящих в одну правовую систему, при разработке правовых текстов применяют одинаковые юридические конструкции, способы построения нормативного материала, его упорядочения, систематизации.

С учетом изложенного в науке выделяют следующие правовые системы: 1) англосаксонскую (Англия, США, Канада, Австралия, Новая Зеландия и др.); 2) романо-германскую (страны континœентальной Европы, Латинской Америки, некоторые страны Африки, а также Турция); 3) религиозно-правовые (страны, исповедующие в качестве государственной религии ислам, индуизм, иудаизм); 4) социалистическую (Китай, Вьетнам, КНДР, Куба); 5) систему обычного права (экваториальная Африка и Мадагаскар).

Самостоятельно.

4. Основные правовые системы народов мира.

Основные правовые семьи современности

К романо-германской правовой семье относятся правовые системы Италии, Франции, Испании, Португалии, Германии, Австрии, Швейцарии и др.
Размещено на реф.рф
В качестве самостоятельной группы правовых систем в рамках романо-германской правовой семьи можно выделить славянские правовые системы (Югославии, Болгарии и т. д.). Современная правовая система России, при всœех ее особенностях, более родственна именно романо-германской правовой семье.

Среди признаков романо-германской правовой семьи можно выделить следующие:

Единая иерархически построенная система источников писанного права, доминирующее место в которой занимают нормативные акты (законодательство);

Главная роль в формировании права отводится законодателю, который создает общие юридические правила поведения; правоприменитель же (судья, административные органы и т. п.) призван лишь точно реализовать эти общие нормы в конкретных правоприменительных актах;

Имеются писаные конституции, обладающие высшей юридической силой;

Высокий уровень нормативных обобщений достигается при помощи кодифицированных нормативных актов;

Весомое положение занимают подзаконные нормативные акты (регламенты, инструкции, циркуляры и др.);

Делœение системы права на публичное и частное, а также на отрасли;

Правовой обычай и юридический прецедент выступают в качестве вспомогательных, дополнительных источников;

На первом месте находятся не обязанности, а права человека и

гражданина;

Особое значение имеет юридическая доктрина, разработавшая и разрабатывающая в университетах основные принципы (теорию) построения данной правовой семьи.

К англо-саксонской правовой семье относят национально-правовые системы Англии, США, Канады, Австралии, Новой Зеландии и др.
Размещено на реф.рф
Среди признаков данной семьи можно выделить следующие:

Основным источником права выступает судебный прецедент (правила поведения, сформулированные судьями в их решениях по конкретному делу и распространяющиеся на аналогичные дела);

Юридические прецеденты носят индивидуальный (казуистический) характер;

Ведущую роль в формировании права (в правотворчестве) отводятся судом, который в этой связи занимает особое положение в системе государственных органов;

На первом месте находятся не обязанности, а права человека и гражданина, защищаемые прежде всœего судом;

Главенствующее значение имеет процессуальное (процедурное, доказательственное) право, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ во многом определяет право материальное.

Отсутствие кодифицированных отраслей права;

Отсутствие классического делœения права на частное и публичное;

Статутное право (законодательство) и юридические обычаи выступают в качестве вспомогательных, дополнительных источников;

Юридическая доктрина, как правило, носит сугубо прагматический, прикладной характер.

К семье религиозного права относятся правовые системы таких мусульманских стран, как Иран, Пакистан, Судан и др., а также индусское право общин Индии, Сингапура, Бирмы, Малайзии и др.

Главный творец права Бог, а не общество, государство, в связи с этим юридические предписания даны раз и навсœегда, в них нужно верить и, соответственно, строго соблюдать;

Источниками права являются религиозно-нравственные нормы и ценности, содержащиеся, в частности, в Коране, Сунне, Иджме и распространяющиеся на мусульман, либо в Шастрах, Ведах, законах Ману и т. д. и действующих в отношении индусов;

Весьма тесное переплетение юридических положений с религиозными, философскими и моральными постулатами, а также с местными обычаями, образует в своей совокупности единые правила поведения;

Особое место в системе источников права занимают труды ученых-юристов (доктрины), конкретизирующие и толкующие первоисточники и лежащие в базе конкретных решений;

Отсутствует делœение права на частное и публичное;

Нормативно-правовые акты (законодательство) имеют вторичное значение;

Судебная практика в собственном смысле слова не является источником права;

Во многом основана на идее обязанностей, а не прав человека как

это имеет место в романо-германскои и англо-саксонской правовых семьях).

К семье традиционного права относятся правовые системы Мадагаскара, ряда стран Африки и Дальнего Востока.

Среди признаков данной правовой семьи можно выделить следующие:

Доминирующее место в системе источников права занимают обычаи и традиции, имеющие, как правило, неписаный характер и передаваемые из поколения в поколение;

Обычаи и традиции представляют из себясинтез юридических, моральных, мифических предписаний, сложившихся естественным путем и признанных государствами;

Обычаи и традиции регулируют отношения в первую очередь групп или сообществ, а не отдельных индивидов;

Нормативные акты (писанные законы) имеют вторичное значение, хотя их принимается в последнее время всœе больше и больше;

Судебная практика (юридический прецедент) не выступает в качестве основного источника права;

Судебная власть руководствуется идеей примирения, восстанавливая согласие в общинœе и обеспечивая ее сплоченность;

Юридическая доктрина не играет значительной роли в юридической жизни данных обществ;

Архаичность многих ее обычаев и традиций.

Лекция №4.

Тема: Правомерное поведение, правонарушение, юридическая ответственность

1. Понятие и виды правомерного поведения.

2. Понятие, признаки и виды правонарушений.

3.Юридический состав правонарушения.

4.Понятие, признаки и виды юридической ответственности.

Самостоятельное изучение . 5. Цель, функции и принципы юридической ответственности. 6. Юридическая ответственность и другие виды государственного принуждения.

Система российского права. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Система российского права." 2017, 2018.

  • - Система российского права. Отрасль права.

    Отрасль права - элемент системы права, представляющий собой совокупность норм права, регулирующих качественно однородную группу общественных отношений. Отрасль характеризуется своеобразием предмета и метода правового регулирования. В свою очередь отрасль права... .


  • - Система российского права. Отрасли права.

    В соответствии со ст. 129 Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ) оплата труда - это система отношений, связанных с обеспечением установления и осуществления руководством организации выплат членам коллектива за выполнение ими должностных обязанностей. Именно об особенностях... .


  • - Система российского права, его отрасли

    Понятие и элементы системы права. Система права – это внутренняя структура права, состоящая из взаимосогласованных норм, институтов, подотраслей и отраслей права. Понятие «система права» не следует отождествлять с понятием «правовая система». Последнее шире по своему... .


  • - Система российского права: общая характеристика основных отраслей.

    Конституционное право. Система права Российской Федерации включает более двадцати отраслей права. Характерна тенденция возникновения новых отраслей как структурных частей системы права. Ведущей отраслью является государственное или конституционное право. Оно... .


  • - Система российского права

    Система права -это его внутреннее строение, которое выражается в единстве согласованности всех действующих в государстве правовых норм и вместе с тем в разделении права на относительно самостоятельные части. Из различных групп правовых норм складываются другие элементы... .[читать подробнее] .


  • Современная система российского права включает в себя в качестве подсистем следующие отрасли права:

    1)конституционное (государственное) право - совокупность правовых норм, закрепляющих основы общественного и государственного строя, правовое положение личности, порядок и деятельность высших органов государственной власти в стране, национально-государственное устройство и т. п. Основным источником конституционного права Российской Федерации является Конституция РФ;

    2) административное право - совокупность правовых норм, регулирующих управленческие отношения, складывающие­ся в сфере исполнительной власти (в деятельности органов государственного управления). Важнейший источник административного права - Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;

    3) гражданское право - отрасль права, регулирующая имущественные, а также некоторые личные неимущественные отношения. Для гражданского права характерен метод юридического равенства сторон, наделяющий участников гражданских правоотно­шений равными правами по отношению к друг другу. Отношения в сфере гражданского права регулируются Гражданским кодексом РФ, федеральным гражданским законодательством;

    4) семейное право - отрасль права, регулирующая имущественные и личные неимущественные отношения в сфере брачно-семейных отношений. В основе семейного права Российской Федерации лежит Семейный кодекс РФ;

    5) трудовое право - совокупность правовых норм, опреде­ляющих условия возникновения, изменения и прекращения трудовых отношений, продолжительность рабочего времени и времени отдыха, вопросы охраны труда и т. п. правового регулирования. Основным нормативно-правовым актом трудового права является Трудовой кодекс РФ;

    6) финансовое право - отрасль права, регулирующая отношения, которые возникают в процессе финансовой и бюджетной деятельности государства, деятельности банков и других финансовых учреждений. Финансово-правовые отношения регулируются при помощи метода властных предписаний. Нормы финансового права содержатся в Конституции РФ, Законе о государственном бюджете, Налоговом кодексе РФ и иных нормативно-правовых актах;

    7) уголовное право - совокупность юридических норм установленных высшими органами государственной власти, опре­деляющих, какие общественно опасные деяния являются преступными и какие наказания за их совершение могут быть назначены. Источником уголовного права является Уголов­ный кодекс РФ.

    Современный период развития российской системы права характеризуется тем, что наряду с перечисленными выше тради­ционными отраслями права наблюдается активный процесс формирования и развития новых отраслей, таких как экологическое право, торговое право, право социального обеспечения, банковское право, предпринимательское право и др.



    Все указанные выше отрасли относятся к отраслям материального права, так как содержат правовые нормы, непосредственно регулирующие поведение субъектов права.

    Отраслями процессуального права, содержащим правила применения государственными органами и должностными лица­ми норм материального права, являются:

    1)гражданско-процессуальное право - совокупность норм права, регулирующих деятельность судов в связи с рассмот­рением в них споров, возникающих в сфере гражданских, семейных, трудовых, финансовых отношений, а также деятельность арбитражных судов и нотариата. Гражданско-процессуальное право регулирует общественные отношения. Это означает, что инициатива возникновения гражданских дел при­надлежит заинтересованным лицам, а не суду, но в течение процесса эти лица могут совершать только такие действия, которые разрешены нормами процессуального права. Отношения в сфере граждан­ского судопроизводства регулируются Гражданско-процессуаль­ным и Арбитражным кодексами;

    2)уголовно-процессуальное право - совокупность юри­дических норм, регулирующих деятельность правоохранительных органов и судов по расследованию и рассмотрению уголовных дел. Основным источником права данной отрасли является Уголовно-процессуальный кодекс РФ.

    Особой отраслью права является международное право, которое не входит в систему права ни одного государства, поскольку представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения между государствами. Источниками международного права служат международные договоры, соглашения, конвенции, заключаемые между государствами, а также уставы международных организаций.

    Словарь

    Дифференциация - (фр. differentiation, лат. differentia -разность, различие), разделение целого на различные части.

    Критерий - признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо.

    Подсистема - совокупность группы элементов в системе.

    Соучастие - умышленное совместное участие двух или более лиц в совершении умышленного преступления.

    Система - комплекс взаимодействующих элементов.

    1. Перечислите основные отрасли, составляющие систему российского права.

    ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    2. В чем отличие материального права от процессуального?

    ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Тема 1.5. ПРАВООТНОШЕНИЕ

    Студент должен знать:

    · понятие правоотношения;

    · структурные элементы правоотношения;

    · понятие юридического факта;

    · виды юридических фактов;

    · понятие правоспособности;

    · понятие дееспособности;

    · виды дееспособности граждан.

    В течение своей жизни люди вступают друг с другом в разнообразные общественные отношения. Многие из этих отношений регулируются нормами права и потому называются правовыми отношениями, или правоотношениями.

    Понятие и признаки правоотношения

    Правоотношение - это возникающее на основе норм права и урегулированное ими общественное отношение, участники которого являются носителями субъективных юридических прав и юридических обязанностей, гарантированных государством.

    Правоотношение характеризуется рядом следующих признаков:

    1) правоотношение есть общественное отношение, т. е. такое отношение, которое возникает в обществе между людьми. Не может быть правового отношения между человеком и животным, человеком и вещью. Правоотношение может возникнуть только по поводу этих объектов;

    2) правоотношение - это общественное отношение, которое возникает на основе норм права и регулируется ими. Правовая норма устанавливает условия и юридическое содержание правоотношения. Без норм права нети правоотношений;

    3) правоотношение представляет собой связь субъектов права взаимными юридическими правами и обязанностями, которые возникают у них в соответствии с требованиями норм права;

    4) правоотношение имеет сознательно-волевой характер. С одной стороны, оно возникает на основе норм права, в которых закрепляется воля государства. С другой стороны, значительная часть правовых отношений возникает, изменяется и прекращается по воле самих субъектов права;

    5) правоотношение представляет собой средство конкрети­зации правовых норм применительно к определенным лицам -участникам правоотношения;

    6) правоотношение гарантируется государством и в необхо­димых случаях охраняется его принудительной силой;

    Основания возникновения правоотношений

    Правоотношения возникают, изменяются и прекращаются в зависимости от определенных жизненных обстоятельств. Такие обстоятельства принято называть юридическими фактами.

    Юридический факт - это конкретное жизненное обстоя­тельство, с наступлением которого нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношения. Юридическими такие факты называют потому, что они влекут за собой конкретные правовые последствия (например, смерть гражданина влечет за собой возникновение гражданских правоотношений, связанных с открытием наследства).

    Все юридические факты подразделяются на события и действия.

    События - это такие фактические жизненные обстоятельства, наступление которых в качестве юридических фактов не зависит от воли субъектов правоотношений (например, достижение какого-либо возраста, стихийное бедствие и т. п.). События бывают:

    1) по длительности: моментальные (происшествия) и длящиеся (процессы);

    2) по повторяемости: разовые и периодические;

    3) по характеру последствий: обратимые и необратимые.

    Действия - это такие жизненные обстоятельства, которые признаются юридическими фактами и являются результатом сознательно-волевого поведения субъектов правоотношений (например, заключение договора).

    В свою очередь действия разделяются на правомерные и неправомерные. Правомерными называют действия, которые соответствуют предписаниям норм права, а неправомерными -действия, которые нарушают требования правовых норм.

    Среди правомерных действий различают юридические акты и юридические поступки. Юридические акты - это правомерные волевые действия, совершаемые субъектом права для достиже­ния конкретных юридических последствий (например, заключение сделки, издание государственным органом нормативно-правово­го акта и т. п.). Юридические поступки - это правомерные дей­ствия, с которыми нормы права связывают наступление юридичес­ких последствий независимо от того, имел или не имел в качестве цели эти последствия субъект права (например, создание литератур­ного произведение влечет за собой наступление юридических последствий, предусмотренных авторским правом, независимо от желания автора).


    Часто для возникновения какого-либо правоотношения тре­буется наличие не одного юридического факта, а нескольких, т. е. фактического состава. Фактическим (юридическим) сост­вом называется совокупность нескольких юридических фактов, порождающих конкретные правовые последствия. Например, по российскому законодательству, право собственности у наслед­ника, наследующего по завещанию, может возникнуть только при наличии трех юридических фактов:

    а) наличия завещания;

    б) открытия наследства, т. е. смерти наследодателя;

    в) принятия наследства самим наследником (он может от не-
    го и отказаться)

    В число элементов фактических составов часто входит особый юридический факт - сроки. Важность сроков обусловлена тем, что многие общественные явления и процессы имеют вре­менную протяженность. Особенность срока как юридического факта состоит в том, что он порождает юридические последствия только как элемент фактического состава, то есть в совокупности с другими юридическими фактами. Сам по себе срок не влечет правовых последствий. Он может характеризоваться начальным и конечным моментом и измеряться во времени (год, месяц, день и т. д.) либо выступать в виде определенного события (например, достижение совершеннолетия).

    Кроме реальных юридических фактов выделяют и такие жизненные ситуации, которые имеют вероятностный характер, т. е. могут наступить с той или иной степенью вероятности. К ним отно­сятся презумпции и фикции.

    Юридические презумпции (лат. praesumptio - предположение, основанное на вероятности) представляют собой предполо­жения о наличии обстоятельств, имеющих силу юридических фак­тов. Необходимость использования презумпций в юридической прак­тике вызвана трудностью либо невозможностью доказать наличие обстоятельств, от которых зависит существование правоотношений. В основе же презумпций лежит многовековой опыт общественных отношений, многократно проверенное практикой знание о том, что презюмируемое положение - наиболее типичный, вероятный при данных условиях факт.

    Самой древней юридической презумпцией является презумпция знания права и закона - «ignorantia legis neminem excusat» -«незнание закона никого не извиняет» (в современном праве -«незнание закона не освобождает от ответственности»). Без такого юридического предположения было бы невозможно применить никакую правовую норму. Самой же важной презумпцией является презумпция невиновности в уголовном процессе, согласно которой обвиняемый в совершении преступления не считается виновным до тех пор, пока его вина не будет доказана в предусмотренном законом порядке и установлена вступившим в законную силу при­говором суда.

    К таким же явлениям правовой действительности, которые, не являясь юридическим фактом, тем. не менее могут порождать юридические последствия, относятся и правовые фикции. В точном переводе с латыни fictio означает «выдумка, вымысел». Видный германский правовед Рудольф фон Иеринг образно называл право­вые фикции «юридической ложью, освященной необходимостью». Правовая фикция - это несуществующее положение, которое, тем не менее, признается правом, существующим и имеющим юри­дическое значение. Фикции относятся к особым средствам, которые используются для обеспечения формальной определенности пра­ва, упрощают правовые отношения и способствуют принятию ре­шений в соответствии с принципами справедливости. Примером юридической фикции в российском законодательстве может служить принятое в наследственном праве предположение о том, что зачатый ребенок является родившимся ребенком. Данная фикция необходи­ма для того, чтобы защитить права неродившегося ребенка при разделе наследства.

    Таким образом, основанием возникновения правоотношений являются: во-первых, нормы права и, во-вторых, юридические факты.

    Всякое правоотношение имеет свою структуру. Оно состоит из трех элементов: субъекта правоотношения, объекта правоотношения и содержания правоотношения

    Система права Российской Федерации включает одиннадцать отраслей: государственное право, административное, финансовое, хмельное, гражданское, трудовое, природоохранительное, семейное, уголовное, уголовно-процессуальное и гражданско-процессуальное.

    Ведущей отраслью является государственное право.

    Оно объединяет нормы, закрепляющие основы общественного строя и политики Российской Федерации, основные права, свободы и обязанности граждан, национально-государственное устройство, избирательную систему, порядок создания и компетенцию федеральных органов государственной власти и управления и субъектов федерации - республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, - а также органов

    местного самоуправления. Нормы государственного права сформулированы в Конституции Российской Федерации, принятой народом России в ходе референдума 12 декабря 1993 г., конституциях республик, уставах краев, областей и иных субъектов Федерации, а также некоторых других актах.

    Административное право регулирует отношения, складывающиеся в процессе государственного управления. Оно (в отличие от государственного) в основном регулирует деятельность Правительства Российской Федерации и иных исполнительных органов Федерации и ее субъектов, порядок прохождения государственной службы, а также устанавливает систему административных проступков и порядок применения административной ответственности к виновным лицам.

    Нормы административного права содержатся в Конституции Российской Федерации, в Кодексе об административных правонарушениях, иных федеральных законах, а также в указах Президента Российской Федерации, в постановлениях Правительства России, в приказах и инструкциях федеральных министерств и ведомств, актах органов субъектов Российской Федерации, решениях органов местного самоуправления.

    Финансовое право представляет собой совокупность норм, регулирующих отношения по накоплению и распределению финансов. Его составной частью служат нормы, предусматривающие формирование государственного бюджета, бюджетные права федеральных органов государственной власти Российской Федерации, органов субъектов федерации и местного самоуправления, порядок составления и утверждения бюджета, контроль за его

    выполнением.

    Значительную часть финансового права составляют нормы, которыми устанавливаются обязательные платежи и налоги, порядок их взимания, кредитование, имущественное и личное страхование, а также регулируются отношения в сфере государственного финансирования капитального строительства, социально-культурных мероприятий, расходов на управление и оборону Финансовое право содержит и нормы, закрепляющие правовые основы денежного обращения и порядок осуществления валютных операций на территории Российской Федерации и за рубежом.

    Нормы финансового права содержатся в Конституции Российской Федерации, законах о государственном бюджете, налогах и сборах, в указах Президента Российской Федерации, постановлениях Правительства России и в других источниках.

    Земельное право - это совокупность норм, регулирующих отношения, складывающиеся по поводу распоряжения и управления земельными ресурсами, находящимися в собственности государства или в частном владении, в связи с их использованием и охраной. В них устанавливаются компетенция федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере регулирования земельных отношений, порядок предоставления, использования и изъятия земельных участков, особенности использования земель сельскохозяйственного, городского, промышленного и иного назначения, земель водного и лесного фонда, порядок разрешения земельных споров.

    Земельные отношения регулируются Земельным кодексом, иными федеральными законодательными актами, указами Президента Российской Федерации, нормативными решениями Правительства России, а также законами субъектов Российской Федерации и решениями органов местного самоуправления.

    Гражданское право объединяет нормы, которые определяют правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, регулирует договорные, другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения. Участниками гражданских правоотношений выступают чаще всего граждане и юридические лица.

    В Российской Федерации имущественные отношения регулируются не только гражданским, но и административным, финансовым и другими отраслями права. В отличие от этих отраслей права предмет гражданского права специфичен в силу того, что участники гражданских отношений занимают равноправное положение, они сами (в установленных законом рамках) определяют свое поведение по отношению друг к другу. Это, так сказать, "горизонтальные" отношения, в которых участники не подчинены | друг другу.

    Гражданское право закрепляет правовое положение государственной, частной и иной собственности (на основе и в развитие норм государственного права), регулирует различные имущественные сделки, вопросы наследования, авторства, изобретательства и др.

    Трудовое право объединяет систему норм, которые регулируют трудовые отношения рабочих и служащих (работников) с предприятиями, организациями, учреждениями. Трудовое право регулирует такие вопросы, как порядок заключения и расторжения трудового договора, рабочее время и время отдыха, заработная плата, трудовая дисциплина и материальная ответственность, разрешение трудовых споров.

    В трудовом праве имеется подотрасль - право социального обеспечения, которым регулируются пенсионные отношения граждан по возрасту, в случае утраты трудоспособности, потери кормильца и в иных установленных законом случаях.

    Основным актом трудового права является Кодекс законов о труде, законы, регулирующие пенсионные отношения, и другие акты.

    Природоохранительное право регулирует общественные отношения в сфере освоения, использования и охраны обществом, государством, предприятиями, гражданами окружающей природной среды. Основная задача данной отрасли сводится к сохранению природных богатств и естественной среды обитания человека, предотвращению экологически вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности, оздоровлению и улучшению качества окружающей природной среды.

    Нормы природоохранительного права закрепляют права граждан на здоровую и благоприятную природную среду, устанавливают экологический и юридический механизм ее охраны, порядок проведения государственной экологической экспертизы и осуществления экологического контроля за соблюдением требований природоохранительного законодательства и нормативов качества окружающей природной среды.

    Основным актом природоохранительного права является Закон РСФСР "Об охране окружающей природной среды".

    Семейное право представляет собой совокупность норм, регулирующих отношения, связанные с браком и принадлежностью человека к семье: порядок вступления в брак, основания его прекращения, взаимные права и обязанности супругов, родителей 1и детей, а также других членов семьи, условия и порядок усыновления, установления опеки и попечительства. В основе семейного права Российской Федерации лежит Кодекс о браке и семье.

    1 Уголовное право объединяет нормы, которыми устанавливаются основания уголовной ответственности и освобождения от нее, формулируются понятие преступления и цели наказания, виды уголовных санкций и порядок их применения, определяется круг общественно опасных деяний, которые признаются преступными.

    Источником уголовного права Российской Федерации является Уголовный кодекс.

    Уголовно-процессуальное право составляют нормы, регламентирующие порядок производства по уголовным делам. Данная отрасль права регулирует деятельность органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда при расследовании и разрешении уголовных дел. Нормы уголовно-процессуального права определяют цели и задачи уголовного судопроизводства, правовое положение участников уголовного процесса, права и обязанности правоохранительных органов в этом процессе, регламентируют порядок проведения дознания и предварительного следствия, сбора и оценки доказательств, разрешения уголовных дел судебными органами, обжалования и опротестования судебных приговоров, их исполнения. В основе уголовно-процессуального права Российской Федерации лежит Уголовно-процессуальный кодекс. Нормы гражданского процессуального права определяют цели и задачи гражданского судопроизводства, подведомственности и подсудности рассматриваемых споров, устанавливают круг и правовое положение участников процесса, порядок сбора и оценки [доказательств по гражданским делам, регламентируют порядок судебного разбирательства общими и арбитражными судами, порядок вынесения и обжалования решений по гражданским делам, а также исполнения вынесенных и вступивших в законную силу решений.

    Источником процессуального права являются Гражданский процессуальный кодекс и Арбитражный процессуальный кодекс. В системе права Российской Федерации обособленное положение занимает международное право. Оно не входит в систему какого-либо внутригосударственного права, поскольку устанавливается не отдельным государством, а соглашениями разных государств и регулирует взаимоотношения этих государств и иных субъектов международного права.

    Международное право подразделяется на международное публичное право, которым регулируются отношения между государствами, и международное частное право, регулирующее гражданско-правовые отношения с участием иностранных физических или юридических лиц либо по поводу имущества, находящегося за границей. Нормы международного права содержатся в конвенциях, актах, уставах международных организаций, международных договорах и обычаях.

    Система права – это внутренняя структура права, выражающаяся в единстве и согласованности составляющих его норм, а также в их дифференциации на отрасли и институты.

    Система права характеризуется такими чертами:

    1) единством, согласованностью и непротиворечивостью составляющих его норм. Все нормы права, из которых складывается его система, тесно связаны между собой и представляют части единого целого, взаимодействующие друг с другом;

    2) объективностью. Система права не сконструирована произвольно, а обусловлена закономерностями общественной жизни и теми реально существующими отношениями, которые она регулирует;

    3) иерархичностью. В системе права есть нормы высшей юридической силы и подчиненные им нормы, которые обладают меньшей юридической силой. Иерархия норм системы права строится в соответствии с иерархией государственных органов – субъектов правотворчества.

    В системе права можно выделить три уровня:

    первый (низший) уровень составляют нормы права;

    второй – правовые институты;

    третий (высший) – отрасли права.

    Первичным, исходным элементом системы права являются правовые нормы. Они объединяются в правовые институты, а институты в отрасли права. Последние выступают в качестве подсистемы единой системы права.

    2. Отрасли права и правовой институт

    Отраслью права называется совокупность взаимосвязанных правовых норм и институтов, регулирующих относительно самостоятельную сферу однородных общественных отношений.

    Подразделение права на отрасли обусловлено тем, что общественные отношения весьма разнообразны, и, соответственно, юридические нормы, входящие в систему права, как бы «специализируются» в регулировании какого-либо вида общественных отношений.

    В основе деления системы права на отрасли лежат два критерия: предмет правового регулирования и метод правового регулирования.

    Под предметом правового регулирования поднимается сфера качественно однородных общественных отношений, которые регулирует определенная отрасль права.

    Под методом правового регулирования понимают способы и приемы правового воздействия на общественные отношения, составляющие предмет конкретной отрасли права. В методе правового регулирования отражается степень самостоятельности субъектов права при возникновении у них прав и обязанностей (равенство сторон или же отношения власти – подчинения).

    3.Основные отрасли современного российского права

    Система российского права включает в себя следующие отрасли права:

    1) конституционное (государственное) право. Характеризует общественный и государственный строй, правовое положение личности, порядок и деятельность высших органов государственной власти, национально-государственное устройство и т.п. Доминирует императивный метод правового регулирования. Основной источник – Конституция РФ;

    2) административное право – регулирует управленческие отношения в сфере исполнительной власти. Преобладает метод прямого распорядительства. Важнейший источник – Кодекс РФ об административных правонарушениях;

    3) гражданское право – регулирует имущественные, а также некоторые неимущественные отношения. Характерен метод равенства сторон. Регулируются отношения, в первую очередь, Гражданским кодексом РФ;

    4) семейное право;

    5) трудовое право;

    6) финансовое право. Нормы содержатся в Конституции РФ, Законе о государственном бюджете, Налоговом кодексе РФ и иных нормативно - правовых актах;

    7) уголовное право;

    8) экологическое право и др.

    Все указанные выше отрасли относятся к отраслям материального права. Отраслями процессуального права являются:

    1) гражданско-процессуальное право. Отношения в сфере гражданского судопроизводства регулируются Гражданско-процессуальным и Арбитражно-процессуальным кодексами;

    2) уголовно - процессуальное право. Уголовно - процессуальный кодекс РФ - основной источник.

    Особая отрасль права - международное право.

    3. В городе А. собирались разместить базу по уничтожению двигателей твердотопливных ракет стратегиче-ского назначения. Следствием этого неизбежно стало бы ухудшение экологического состояния местности. В то же время база предоставила бы несколько сотен новых рабочих мест жителям города, й это улучшило бы их материальное положение. В местной прессе началась дискуссия. Одни считали, что нельзя риско вать своей жизнью и здоровьем, другие настаивали на размещении базы при установлении контроля со сто роны Комитета по экологии. Кого бы поддержали вы? Почему?

    1. Система права - это внутренняя структура права, выражающаяся в единстве и согласованности составляющих его норм, а также в их дифференци-ации на отрасли и институты. В системе права мож-но выделить три уровня: первый (низший) уровень составляют нормы права; второй - правовые инсти-туты; третий (высший) - отрасли права. Первичным, исходным элементом системы йрава являются нормы права. Они объединяются в правовые институты и в отрасли права. Последние выступают в качестве подсистем единой системы права. Отраслью права называется совокупность взаимосвязанных правовых норм и институтов, регулирующих относительно самостоятельную сферу однородных общественных отношений.

    Разделение права на отрасли обусловлено тем, что общественные отношения весьма разнообразны и соответственно юридические нормы, входящие в систему права, как бы «специализируются» в регулировании какого-то вида общественных отношений. По этой причине они относительно обособляются друг отдруга.

    Современная система российского права включает в качестве подсистем следующие отрасли права.

    1. Констшпуционное (государственное) пра во - совокупность правовых норм, закрепляю-щих основы общественного и государственного строя, правовое положение личности, порядок и де-ятельность высших органов государственной власти в стране, национально-государственное устройство и т. п. Основным источником конституционного пра-ва Российской Федерации является Конституция РФ 1993г.

    2. Административное право - совокупность правовых норм, регулйрующих управленческие от-ношения, складывающиеся в сфере исполнительной

    власти (в деятельности органов государственного уп-равления). Важнейший источник административно-го права - Кодекс РФ об административных право-нарушениях.

    3. Гражданское право - отрасль права, регулирующая имущественные, а также некоторые лич-ные неимущественные отношения. Отношения в сфере гражданского права регулируются Граждан-ским кодексом РФ, Жилищным кодексом РФ, феде-ральным гражданским законодательством.

    4. Семейное право - отрасль права, регулирую-щая имущественные и личные неимущественные от-ношения в сфере брачно-семейных отношений. В ос-нове семейного права Российской Федерации лежит Семейный кодекс РФ.

    5. Трудовое право - совокупность правовых норм, определяющих условия возникйовения, изменения и прекращения трудовых отношений, продол-жительность рабочего времени и времени отдыха, вопросы охраны труда и т. п. Основным норматив-но-правовым актом трудового права является Трудо-вой кодекс РФ.

    6. Финансовое право - отрасль права, регули-рующая отношения, которые возникают в процессе финансовой и бюджетной деятельности государства, деятельности банков и других финансовых учрежде-ний. Нормы финансового права содержатся в Конс-титуции РФ, Бюджетном кодексе РФ, законах о го-сударственном бюджете, налогах и сборах и иных нормативно-правовых актах.

    7. Уголовное право - совокупность юридиче-ских норм, установленных высшими органами госу-дарственной власти и определяющих, какие общест-венно опасные деяния являются преступными и какие наказания за их совершение могут быть на-значены. Источником уголовного права является Уголовный кодекс РФ.

    8. Земелъное право - отрасль права, регули-рующая общественные отношения, объектом кото-рых является земля, выступающая одновременно как природный ресурс и как объект хозяйствования.

    Важнейшим источником земельного права является Земельный кодекс РФ.

    Все указанные отрасли относятся к отраслям ма-тпериалъного права, так как содержат правовые нормы, непосредственно регулирующие поведение субъектов права.

    Отраслями процессуалъного права, содержащи-ми правила применения государственными органа-ми, должностными лицами норм материального пра-ва, являются следующие.

    1. Гражданско-процессуалъное право - сово-купность норм права, регулирующих деятельность судов в связи с рассмотрением в них споров, возни-кающих в сфере гражданских, семейных, трудовых, финансовых отношений, а также деятельность ар-битражных судов и нотариата. Отношения в сфе-ре гражданского судопроизводства регулируются Гражданским процессуальным кодексом РФ.

    2. Уголовно-процессуалъное право - совокуп-ность юридических норм, регулирующих деятель-ность правоохранительных органов и судов по рас-следованию и рассмотрению уголовных дел. Основ-ным источником права данной отрасли является Уголовно-процессуальный кодекс РФ.

    Особой отраслью права является международное право, которое не входит в систему права ни одного государства, поскольку представляет собой совокуп-ность правовых норм, регулирующих отношения между государствами. Источниками международно-го права служат международные договоры, соглаше-ния, конвенции, заключаемые между государства-ми, а также уставы международных организаций.

    2. Полипгическая партпия - это специализироорядоченная группа, объ-единяющая активных приверженцев тех или иных целей, идей, лидеров и служащая для борьбы за по-литическую власть.

    Признаками партии являются:

    1) наличие программы, в которой сформулирова-ны цели и стратегия партии;

    2) наличие устава, содержащего важнейшие нор-мы внутрипартийной жизни;

    3) фиксированное членство;

    4) разветвленная сеть первичных местных орга-низаций.

    История политических партий в современном по-нимании этого слова начинается с XVIII-XIX вв., когда в условиях формирования буржуазной демократии появилась необходимость привлечения широких общественных слоев к участию в управлении государством. Первоначалыю политические партии формировались в результате объединения парла-ментских фракций с комитетами по поддержке кан-дидатов на местах. Сейчас, наряду с этим «парламентским» путем создания партий, существует еще несколько. Партии возникают в результате трансформации непартийных структур (профсоюзов, религиозных, промышленных обществ, клубов). До-вольно часто партии создаются популярными и влиятельными политическими деятелями под собст-венные.кандидатуры, Особой разновидностыо поли-тических партий стали массовые партии, формирующиеея «снизу», в результате оформления стихий-ных социальных движений.

    Среди функций политических партий выделяют:

    1) политическую - овладение государственной властью с целью осуществления своей программы;

    2) социального представительства - каждая пар-тия либо выражает в политической жизни интересы какого-то социального слоя, либо пытаетея создать себе прочную опору в обществе;

    3) социальной интеграции - примирение интере-еов различных социальных групп, достижение кон-сенсуса в обществе;

    4) политического рекрутирования - подготовка и выдвижение кадров для различных политических институтов;

    5) идеологическую - разработка партийной иде-ологии и программ;

    6) электоральную - организация и участие в из-бирательных кампаниях;

    7) набора новых членов в партию и их политиче-ское воспитание.

    Таким образом, партия является одним из важ-нейших институтов гражданского общества, осу-ществляющих связь между ним и государством.

    Существуют несколько классификаций политических партий в соответствии с различными крите-риями:

    1) в зависимости от способа организации внутренней жизнедеятельности партии подразделяются на кадровые и массовые. Кадровые представляют собой немногочисленные, аморфные и состоящие из авторитетных политических деятелей организации, в которых отсутствуют институт фиксированного членства, членские взносы, отработанный механизм приема. Организационная структура таких партий крайне проста, их центр - парламентские фракции. Массовые партии имеют сложную организацион-ную структуру, они многочисленны, основным ис-точником их финансирования являются членские взносы. Управление такими партиями ведется из центральных органов, не совпадающих с парламент-скими фракциями. В соответствии с Федеральным законом «О политических партиях» в подитической партии должно состоять не менее 50 тыс. членов, при этом более чем в половине субъектов РФ она должна иметь региональные отделения числен-ностью не менее 500 чел.;

    2) в зависимости от степени участия в осуществ-лении политической власти партии делятся на пра вящие и оппозиционные. Последние могут быть легалъными (деятельность которых разрешена государством и которые официально зарегистрированы) и нелегалъными (запрещенные государством и действующие подпольно);

    3) по устойчивости существования политические партии подразделяются на стабилъные и неустой чивые;

    4) по характеру членства политические партии могут быть открытыми (со свободным членством представителей различных социальных слоев) и за крытыми (с болыним количеством формальных требований к кандидатам в члены партии и слож-ным механизмом приема);

    5) по характеру целей и отношению к существую-щему общественно-политическому строю партии де-лятся на революционные (выступают за коренное и насильственное преобразование существующего об-вдественного строя), реформистские (выступают за постепенные изменения в существующих поряд-ках), консервативные (выступают за сохранение основ прежней системы или за такие преобразова-ния, которые приспосабливают ее к изменяющимся реалиям без особых потрясений) и реакционные (выступают за восстановление старых, отживших общественных структур);

    6) по месту в политическом спектре общества пар-тии можно условно подразделить на левые (комму-нистические, социалистические, социал-демократи-ческие и другие партии, которые выступают за инте-ресы трудящихся, социализацию производства, создание основ социалистического общества), пра- вые (партии, отстаивающие неприкосновенность ча-стной собственности, основы буржуазного порядка, сильную государственную власть) и центристские (пытающиеся примирить крайние интересы в поли-тике).

    Совокупность всех существующих и действую-щих в стране партий называется партийной сис- темой. При авторитарных и тоталитарных ре-жимах у власти, как правило, бессменно находится одна партия. Остальные либо запрещены, либо функционируют под жестким контролем правящей партии.

    Одним из признаков демократического режима является многопартийностъ, под которой пони-маются существование и легальная деятельность в государстве двух и более партий. При этом реально в осуществлении власти могут принимать участие всего две партии (Республиканская и Демократиче-ская партии -в США, Консервативная и Лейбори-стская партии - в Великобритании). Такие системы называют двухпартийными, что, однако, не исклю-чает свободного функционирования и участия в по-литической жизни других партий (например, ком-мунистических).

    В Конституции РФ (принята на референдуме 12 декабря 1993 г.) признаются политическое много-образие и многопартийность (ст. 13). Все обществен-ные объединения равноправны. В настоящее время в нашей стране действуют десятки политических пар-тий, но говорить о стабильности партийной системы пока не приходится. У многих партий отсутствует реальная социальная база, нет разветвленной сети первичных организаций, крайне невелика числен-ность. В то же время интересы социальных групп представлены в партийной системе не в полной мере.

    3.. Этот спор носит мировоззренческий характер и не может быть разрешен однозначно. Позицйи каждой из сторон уязвимы. Противники размещения базы по уничтожению двигателей твердотопливных ракет стратегического назначения оперируют категория-ми экологического мышления, поскольку масшта-бы возможной угрозы окружающей среде действи-тельно велики. С одной стороны, требования эколо-гической безопасности заставляют задуматься о негативных последствиях для жизни и здоровья на-селения. Но с другой - решение проблем утилиза-ции вредных веществ также необходимо. Надо от-метить, что требования различных экологических движений часто становятся преградой на пути про-мышленного развития. Лидерьг этих движений не принимают во внимание интересы отдельных терри-тррий в размещении производственных ресурсов/ко-торые не только обеспечат работой значительную часть населения, но и смогут стать дополнительным источником пополнения доходов местного бюджета. Кроме того, нельзя забывать и о техническом про-грессе в сфере средств нейтрализации негативных экологических последствий техногенного вмеша-тельства человека в природную среду.

    Сторонникам размещения экологически вредных производств хотелось бы напомнить о необратимости многих отрицательных последствий непродуман-ных экономических решений. Необходим жесткий государственный контроль за действиями крупных предприятий, хищнически относящихся к окружающей среде. В природе нельзя видеть лишь неисчзрпаемую кладовую естественных богатств. Самим же предпринимателям стоит максимально нейтрализовать негативное общественное мнение, осуществ-ляя экологические программы.