Соотношение административного процесса с другими. Активная роль суда

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Контрольная работа

Административное судопроизводство: п онятие, соотношение с административной юстицией, стадии

1. Административное судопроизводство: понятие, стадии

2. Соотношение административного судопроизводства и административной юстиции

Литература

1. Административное судопроизводство: понятие, стадии

административный судопроизводство законность правовой

К моменту вступления в силу Кодекса административного судопроизводства в доктрине сложилось немало подходов к понятию «административное судопроизводство». Их многообразие обусловлено тем, что, несмотря на употребление данного термина в нормативно-правовых актах, законодательно закрепленного определения «административное судопроизводство» до сих пор не существует. Одни считают, что это «рассмотрение судами административных дел в порядке, установленном нормами административно-процессуального права» Бахрах Д.Н. Административное судопроизводство в России в начале XXI века // Административно-правовые вопросы полицейской деятельности. - 2007. - №1. - С. 12. . При этом данная деятельность является разновидностью правосудия. Другие указывают, что отличительной особенностью административного судопроизводства, включающего в себя несколько видов производств, является участие в нем в качестве одного из субъектов органа государственной (муниципальной власти) или должностного лица Блажеев В.В. Административное судопроизводство: перспективы и пути развития // В сборнике: Актуальные проблемы административного судопроизводства материалы всероссийской научно-практической конференции. Ответственный редактор: Ю.П. Соловей; Омская юридическая академия. - 2015. - С. 43-52. . В доктрине существует два основных подхода к понятию административного судопроизводства. Первый сводится к тому, что в порядке административного судопроизводства рассматриваются только дела о проверке законности оспариваемых в судах решений (правовых актов), действий (бездействия) органов публичного управления или должностных лиц. Сторонниками данного подхода являются Н.Г. Салищева, Ю.Н. Старилов, А.Ф. Ноздрачев. Сторонники второго подхода - Д.Н. Бахрах, И.В. Павлова, М.С. Студеникина, А.Б. Зеленцов, И.М. Галий - добавляют к первому подходу рассмотрение в рамках административного судопроизводства дел о привлечении физических лиц и организаций к административной ответственности и применении мер административного принуждения Кононов П.И. Административный процесс и административное судопроизводство: соотношение понятий // Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права. Материалы ежегодной всероссийской научно-практической конференции, посвященной памяти д.ю.н., профессора, заслуженного деятеля науки РФ В.Д. Сорокина (к 90-летию со дня рождения), 21 марта 2014 года. В 3-х частях. - С.-Пб.: Изд-во СПб ун-та МВД России. - 2014. - Ч. 1. - С. 35. .

В научных исследованиях последних лет наблюдается тенденция к отождествлению административного судопроизводства не с деятельностью администрации, а с видом судопроизводства по рассмотрению административных дел в особом порядке, регламентированном нормами административно-процессуального праваПанова И.В. Проблемы административной юстиции // Актуальные проблемы административного судопроизводства материалы всероссийской научно-практической конференции / под. ред. Ю. П. Соловей. - 2015. - С. 140. . Административное судопроизводство рассматривается как «правосудие, осуществляемое по заявлениям граждан и иных субъектов права в суд в связи с оспариванием решений и действий (бездействия) органов публичного управления и должностных лиц, нормативных и ненормативных правовых актов» Уткин Д.В. Развитие российского законодательства об административном судопроизводстве // Судебная власть и уголовный процесс. - 2013. - №2. - С. 175. .

Есть и более широкие интерпретации, где административное судопроизводство рассматривается как вторичное рассмотрение административных дел или правоприменительная деятельность Сущность административного судопроизводства // Актуальные вопросы развития современного общества. - 2014. - С. 30. . В большинстве работ исследователи приходят к выводу, что административное судопроизводство - это разновидность юридического процесса, причем судебного. Такой процесс имеет свои особые сущность и содержание, цели и принципы См. напр.: Апарина И.В. Административное судопроизводство: концептуальные подходы. Современное право. 2008. №2. С. 55-58., Основы гражданского и административного судопроизводства: учебное пособие / под. ред. Тумановой Л.В. Тверь: ТвГУ. - 2016. - 335 с. .

По мнению большинства ученых, административный процесс состоит их административных процедур, административной юрисдикции и административной юстиции. С точки зрения юрисдикционной концепции, представителями которой являются Н.Г. Салищева, Н.Ю. Хаманева, административный процесс это деятельность органов государственной власти по рассмотрению индивидуальных административных споров, а также по привлечению к административной ответственности. Представители управленческой концепции (Б.Н. Бахрах, В.М. Манохин) рассматривают административный процесс как деятельность органов государственной власти по реализации своих функций. По их мнению, административный процесс включает в себя как административно-юрисдикционную деятельность, так и административно-процедурную Малиновская В.М.. Проблемы законодательного регулирования института административного судопроизводства в Российской Федерации // Вестник Уральского института экономики, управления и права. - 2012. - №2. - С. 43. .

Существует позиция, согласно которой если рассматривать понятия «административный процесс» и «административное судопроизводство» в рамках судебной концепции (рассматривать как процессуальную форму деятельности судов по разрешению административных споров), то их можно отождествлять Данильченко А.В., Дядькин О.Н. Сущность административного судопроизводства // Актуальные вопросы развития современного общества. - 2014. - С. 29. .

Согласно же управленческой концепции, отождествлять данные понятия неправильно, поскольку административное судопроизводство осуществляется судами, а административный процесс - органами исполнительной власти Там же. - С. 30. .

По мнению И.В. Пановой, административный процесс включает в себя административно-нормотворческую, административно-правонаделительную и административно-юирсдикционную части. Административное судопроизводство не входит ни в одну из этих частей и составляющей административного процесса не является Панова И.В. Проблемы административной юстиции // Актуальные проблемы административного судопроизводства материалы всероссийской научно-практической конференции / под.ред. Ю. П. Соловей. - 2015. - С. 139. .

Мы не можем не согласиться с данным утверждением. Ни один из названных видов административного процесса не включает в себя деятельность органов судебной власти. Административное судопроизводство это именно деятельность суда. Данного вывода мы будем придерживаться на протяжении всей работы.

Каждый вид административного процесса имеет свои особенности и состоит из относительно самостоятельных производств. Чаще всего основанием для выделения конкретного производства является предмет регулирования одного из видов административного процесса. Также это может быть и род деятельности органа государственной власти. Для административного судопроизводства характерно наличие следующих производств: производство по делам об оспаривании нормативных правовых актов, по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов исполнительной власти, местного самоуправления и должностных лиц. К ним также можно добавить производство по делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, по делам об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, производство по делам об оспаривании результатов кадастровой стоимости, производство по делам о взыскании обязательных платежей и санкций и другие.

Все административно-процессуальные производства носят стадийный характер. В частности, в рамках административного судопроизводства можно выделить следующие стадии: возбуждение индивидуального административного дела, рассмотрение и разрешение дела, обжалование или опротестование решения по делу. Безусловно, для каждой стадии предусмотрен законодательно урегулированный специальный порядок, признаки, действия участников и т.д. Кроме того, каждая стадия оформляется соответствующим процессуальным документом.

Если обратиться к положениям Кодекса административного судопроизводства, то можно выделить следующие стадии данного вида судопроизводства:

Возбуждение производства по административному делу (ст. 127);

Подготовка административного дела к судебному разбирательству (гл. 13);

Судебное разбирательство (по результатам рассмотрения дела суд выносит решение) (гл. 14);

Апелляционное производство (гл. 34);

Кассационное производство (гл. 35);

Надзорное производство (гл. 36);

Производство по пересмотру вступивших в законную силу судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам (гл. 37).

Нельзя забывать о том, что в зависимости от категории рассматриваемого дела содержание каждой стадии будет иметь свои особенности. Кроме того, в Разделе V КАС предусмотрено упрощенное (письменное) производство по административным делам, в котором количество и содержание стадий производства также несколько отличаются.

Заметим, что в доктрине к административному судопроизводству ученые иногда относят и обжалование административных актов, принятых, например, в рамках юрисдикционного производства (в ходе привлечения субъекта к административной ответственности). В этом случае административное производство представлено как разновидность судебного процесса, осуществляемого судами общей юрисдикции и арбитражными судами, по рассмотрению административных и иных материальных правоотношений, которые были полностью или частично были реализованы органами публичной власти в рамках административного процесса Кононов П.И. Административный процесс и административное судопроизводство: дискуссионные вопросы понимания и соотношения // Административное право и процесс. - 2014. - № 3. - С. 45-49. . Т.е. в ходе административного судопроизводства рассматриваются дела, которые уже были разрешены органами публичной власти полностью или частично или были ими возбуждены и переданы для дальнейшего разрешения в суды. Таким образом, предполагается существование двух видов административного судопроизводства. Первый возможен при оспаривании судами правовых актов, действий (бездействия) органов публичной власти и должностных лиц, совершенных ими при разрешении административных дел. Второй вид имеет место при рассмотрении судами дел о применении в отношении физических лиц или организаций административных наказаний и других мер административно-правового характера за совершение административных правонарушений. Но в связи с принятием КАС данный подход представляется не вполне правильным. Положения Кодекса не относятся к производству по делам об административных правонарушениях.

Среди признаков административного судопроизводства, позволяющих выделить его в самостоятельный вид судопроизводства, выделяют особый предмет судебной деятельности, неравенство сторон и необходимость принятия судом мер по выравниванию положения участников в рассматриваемых правоотношениях Андреева Т.К. Административное судопроизводство как гарантия защиты прав граждан и организаций в их соотношении с органами публичной власти // Административное судопроизводство в Российской Федерации: развитие теории и формирование административно-процессуального законодательства / под ред. Ю. Н. Старилова. Воронеж: Издательство Воронежского государственного университета. - 2013. - С. 352. .

Необходимость выделения административного судопроизводства в отдельный вид судопроизводства можно проследить и из анализа норм Конституции. Законодатель еще много лет назад говорил о необходимости административного судопроизводства в России. Необходимость, в частности, можно проследить в ст. 18, ч. 2 ст. 46, п. «о» ст. 71, п. «к» ст. 72, ч.2 ст. 118, ст. 126 Конституции РФ. Ряд статей Конституции закрепляет основные принципы, в соответствии с которыми должно осуществляться судопроизводство, в том числе административное: (ст. 19, 47, 120, 123 и др. Конституции РФ).

Можно выделить ряд черт, присущих административному судопроизводству. Дела, рассматриваемые в порядке административного судопроизводства, прежде всего, основаны на споре, который возникает в сфере государственного управления. Кроме того, одной из сторон спора является орган государственной власти или должностное лицо. Предметом спора выступает соответственно акт этого органа или должностного лица, его действие (бездействие). В результате рассмотрения делается вывод о законности или незаконности данного акта. Для разрешения спора предусмотрен специальный процессуальный порядок, регламентированный нормами публичного права.

Достаточно часто в теории прослеживается точка зрения о создании специализированных административных судов, как это сделано в некоторых европейских странах (например, в Германии и Франции). Но все-таки вспомним, что в России есть гражданское и уголовное судопроизводство, но нет специальных гражданских и уголовных судов. Поэтому усложнение судебной системы вряд ли будет целесообразным.

В любом случае, как бы ни разнились подходы исследователей относительно понятия административного судопроизводства, все они солидарны в том, какую основную задачу решает данный институт: недопущение административного произвола, обеспечение законности, защита прав и законных интересов граждан от неправомерных действий и решений органов исполнительной власти. Если же все-таки права были нарушены, то - восстановление прав и свобод участников рассматриваемых отношений.

Таким образом, в доктрине существует довольно много подходов к понятию административного судопроизводства. Единства в подходах не наблюдается, некоторые из них даже можно рассматривать как противоположные. Тем не менее, наиболее правильным представляется подход, согласно которому, административное судопроизводство это деятельность судов (общей юрисдикции и арбитражных судов) по рассмотрению и разрешению дел об оспаривании нормативных и ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) субъектов, наделенных публично-властными полномочиями, нарушающими права и законные интересы граждан и организаций. Многие подходы ученых-административистов были восприняты законодателем и трансформированы в Кодекс административного судопроизводства. Теперь положения Кодекса достаточно четко определяют сущность и содержание административного судопроизводства, а также порядок рассмотрения и разрешения административных споров. Административное судопроизводство в большинстве случаев состоит из следующих стадий: возбуждение производства по административному делу, подготовка административного дела к судебному разбирательству, судебное разбирательство, апелляционное производство, кассационное производство, надзорное производство, производство по пересмотру вступивших в законную силу судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. Но названные стадии являются динамичными, их количество зависит от категории конкретного дела, обстоятельств, субъектов. КАС также закрепляет все стадии, из которых состоит административное судопроизводство и детально регламентирует каждую из них

2 . Соотношение административного судопроизводства и административной юстиции

Вопрос о соотношении административного судопроизводства и административной юстиции длительное время являлся достаточно дискуссионным. Доктрина административного права представлена несколькими различными подходами к данной проблеме. Суть научного спора отражают позиции двух ведущих современных ученых-административистов, исследующих проблемы административной юстиции и административного судопроизводства. Ю.Н. Старилов соотносит административную юстицию и административное судопроизводство как часть и целое, указывая, что административная юстиция выполняет функцию судебного контроля в системе административного судопроизводства Старилов Ю.Н. От административной юстиции к административному судопроизводству // Административное судопроизводство в Российской Федерации: развитие теории и формирование административно-процессуального законодательства / под ред. Ю. Н. Старилова. Воронеж: Издательство Воронежского государственного университета. - 2013. - С. 212. . В то же время указывается на необходимость выделения административной юстиции в отдельную ветвь судопроизводства, которая занимается рассмотрением правовых споров в сфере управления. Только в этом случае административная юстиция может отождествляться с административным процессом. В настоящее время происходит смена понятия «административная юстиция» термином «административное судопроизводство». Более того, в своих работах, говоря об административном судопроизводстве, Ю.Н. Старилов нередко в скобках приводит термины «административная юстиция», «административные суды» См. напр. Старилов Ю.Н. От административной юстиции к административному судопроизводству // Административное судопроизводство в Российской Федерации: развитие теории и формирование административно-процессуального законодательства / под ред. Ю. Н. Старилова. Воронеж: Издательство Воронежского государственного университета. - 2013. - С.226. . Иными словами, если административную юстицию рассматривать как самостоятельную ветвь судопроизводства, то вполне уместным будет употребление термина «административное судопроизводство».

Подобной позиции придерживаются также Н.Ю. ХаманеваХаманева Н.Ю. Институт административной юстиции как административная форма правосудия // Административное судопроизводство в Российской Федерации: развитие теории и формирование административно-процессуального законодательства / под ред. Ю. Н. Старилова. Воронеж: Издательство Воронежского государственного университета. - 2013. - С.486-487. , А.Б.Зеленцов Зеленцов А.Б. Модели административной юстиции в современном мире и особенности ее организации в России // Вестник Университета им. О.Е. Кутафина. - 2015. - №8. - С.46. , которые под административным судопроизводством понимают процессуальную составляющую административной юстиции. Административная юстиция при этом определяется как особый судебный порядок оспаривания актов публичной администрации, который связан с защитой субъективных публичных прав и обеспечением законности в сфере управления. Указывается, что данная модель административной юстиции стала присуща России с принятием Кодекса административного судопроизводства. До этого для нашей страны была характерна модель, при которой административная юстиция рассматривается как форма контроля за законностью и защиты объективных прав.

Другой точки зрения придерживается Д.Н. Бахрах. Говоря об административной юстиции, ученый рассматривает данный термин в широком и узком смысле. Причем в широком смысле под административной юстицией подразумевается рассмотрение судом обращений граждан относительно законности действий органов управления и должностных лиц, а в узком - жалоб относительно законности актов данных лиц. Под «административным судопроизводством» Д.Н. Бахрах понимает рассмотрение судом административных дел, но уже в рамках административно-процессуального права в целях усиления контроля над деятельностью органов государственной власти и должностных лиц. Таким образом, отождествлять понятие «административное судопроизводство» и «административная юстиция» неправильно Бахрах Д.Н. Административное судопроизводство в России в начале XXI века // Административно-правовые вопросы полицейской деятельности. - 2007. - №1. - С. 12. .

Позицию о том, что понятия «административное судопроизводство» и «административная юстиция» отождествлять не следует, отстаивают в своих работах И.В. Панова Панова И.В. О поиске путей развития административного судопроизводства и административной юстиции в России // Актуальные проблемы административного и административно-процессульного права. - 2012. - С. 9. , П.И. Кононов Кононов П.И. Проблемы понимания и нормативной регламентации административного судопроизводства в Российской Федерации // Актуальные проблемы административного судопроизводства материалы всероссийской научно-практической конференции / под. ред. Ю.П. Соловей. - 2015. - С. 119-120. , А.А. Лукьянова Лукьянова А.А. Административная юстиция в механизме обеспечения права личности на судебную защиту в уголовном процессе // Алтайский юридический вестник. - 2015. - №2. - С. 87. . В обоснование своей позиции исследователи приводят следующее: в отличие от административного судопроизводства, которое представляет собой рассмотрение административных дел, административная юстиция включает в себя рассмотрение административных споров. Причем споры могут рассматриваться как в особом административном судебном порядке, так и внесудебными административно-юрисдикционными органами.

П.И. Кононов уточняет, что в рамках административного судопроизводства рассматриваются дела, возникшие из административных дел, которые или уже были разрешены органами государственной власти, или были ими возбуждены и переданы в суды для рассмотрения и разрешения. В первом случае судебный контроль над полностью или частично разрешенными органами публичной администрации делами и есть административная юстиция. То есть речь идет об оспаривании актов органов власти, их действий (бездействия). Во втором же случае можно говорить, например, о делах о привлечении лиц к административной ответственности, когда государственный орган или должностное лицо передает административное дело в суд для дальнейшего его разрешения Кононов П.И. Проблемы понимания и нормативной регламентации административного судопроизводства в Российской Федерации // Актуальные проблемы административного судопроизводства материалы всероссийской научно-практической конференции / под. ред. Ю.П. Соловей. - 2015. - С. 119-120. .

Заслуживают внимания позиции следующих ученых, которые также не считают возможным отождествление «административной юстиции» и «административного судопроизводства», но приводят в обоснование своих точек зрения другие доводы.

А.Н. Приженникова, напротив, рассматривает административное судопроизводство как составную часть административной юстиции, как ее процессуальный компонент. По ее мнению, институт административной юстиции можно будет считать целостным только при наличии не только норм административного судопроизводства, но и при наличии административных судовПриженникова А.Н. О разграничении понятий «административное судопроизводство» и «административная юстиция»: российские традиции // Вестник Академии экономической безопасности МВД России. - 2011. - №8. - С. 55. .

Например, М.В. Малиновская понимает под административной юстицией именно процесс разрешения правовых споров между гражданами и органами публичной власти специализированными органами. Указывается, административная юстиция является одним из видов административного процесса наравне с административно-юрисдикционной деятельностью и административными процедурами. Каждый из видов состоит из относительно самостоятельных процедур Малиновская М.В. Проблемы законодательного регулирования института административного судопроизводства в Российской Федерации // Вестник Уральского института экономики, управления и права. - 2012. - №2. - С. 42-48. .

Другие ученые рассматривают суть административной юстиции как судебный контроль за решениями и действиями администрации, как механизм защиты и восстановления нарушенных прав частных лиц. Под административным судопроизводством - форму «осуществления правосудия и механизм рассмотрения споров и иных дел, возникающих из взаимоотношений граждан и организаций с органами публичной власти» Андреева Т.К. Указ.соч. - С. 349. .

Ряд исследователей, например, П.П. Серков Серков П.П. К вопросу о современном понимании административного судопроизводства // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина. - 2014. - №2. - С. 37. , Н.П. Заряева Заряева Н.П. К вопросу о видах административного судопроизводства: теоретические предпосылки и практическая значимость // Вестник Воронежского института МВД России. - 2010. - С. 74. рассматриваемые термины употребляют в своих работах как синонимичные. По их мнению, разделять специализированную деятельность органов судебной власти, форму судопроизводства на материальную (административная юстиция) и процессуальную (административное судопроизводство) аспекты нецелесообразно.

Таким образом, действие административной юстиции распространяется не только на споры по административным и гражданским делам, но и возникающие в рамках уголовного процесса при нарушении прав и законных интересов граждан органами государственной власти и должностными лицами.

Как показывает обзор научной литературы по проблемам соотношения понятий «административное судопроизводство» и «административная юстиция», мнения исследователей условно можно разделить на две большие группы. Представители первой группы считают, что отождествлять данные понятия ни в коем случае нельзя. Причем данную группу также можно разделить на тех, кто считает, что административная юстиция это часть административного судопроизводства, а вторые наоборот полагают, что административное судопроизводство - это процессуальная составляющая административной юстиции.

Представители второй группы считают отождествление вполне возможным.

Представляется, что административная юстиция - это институт, осуществляющий контроль за деятельностью органов публичной власти и должностных лиц при осуществлении своих полномочий. Данный институт включает в себя и совокупность органов, осуществляющих данный контроль, причем как судебных, так несудебных. Кроме того, сюда входит порядок рассмотрения и разрешения споров, возникающих между гражданами и органами публичной власти, а также нормативная база, регулирующая то, что непосредственно относится к административной юстиции. Думается, что административное судопроизводство является все же процессуальной составляющей административной юстиции. Административное судопроизводство при этом - это процедура рассмотрения, разрешения в судебном порядке споров в сфере осуществления публичной власти. На данный момент данная процедура урегулирована специально созданным Кодексом административного судопроизводства.

Таким образом, отождествлять понятия «административная юстиция» и «административное судопроизводство» не совсем правильно. Безусловно, данные понятия тесно взаимосвязаны, одно не может существовать без другого. Все же административное судопроизводство является процессуальной составляющей административной юстиции, несмотря на то, что многими данные термины отождествляются и во многих случаях считаются взаимозаменяемыми.

Литература

1. Лупарев, Е.Б. Административно-правовые споры [Текст]: автореферат дис. ... доктора юридических наук / Е.Б. Лупарев. - Воронеж. гос. ун-т. - Воронеж. - 2004. - 40 с.

2. Зеленцов, А.Б. Административно-правовой спор: вопросы теории. Монография [Текст] / Зеленцов А.Б. - М.: Изд-во РУДН. - 2005. - 732 c.

3. Административное право: развитие теоретических основ и модернизация законодательства / под ред. Ю. Н. Старилова. Воронеж: Издательство Воронежского государственного университета. - 2013. - 263 с.

4. Юсупов, В.А. Правоприменительная деятельность органов управления [Текст]/ Юсупов В.А. - М.: Юрид. лит., 1979. - 136 c.

5. Апарина, И.В. Административное судопроизводство: концептуальные подходы [Текст] / И.В. Апарина// Современное право. - 2008. - №2. - С. 55-58.

6. Бахрах, Д.Н. Административное судопроизводство в России в начале XXI века [Текст] / Д.Н. Бахрах // Административно-правовые вопросы полицейской деятельности. - 2007. - № 1.- С. 11-16.

7. Бахрах, Д.Н. Этапы становления административного судопроизводства в России [Текст] / Д.Н. Бахрах // Российский юридический журнал. - 2008. - №1. - С. 119-123.

8. Заряева, Н.П. К вопросу о видах административного судопроизводства: теоретические предпосылки и практическая значимость [Текст] / Н.П. Заряева // Вестник Воронежского института МВД России. - 2010. - №2. - С. 73-79.

9. Зеленцов, А.Б. Модели административной юстиции в современном мире и особенности ее организации в России // Вестник Университета им. О.Е. Кутафина. - 2015. - №8. - С.38-52.

10. Кононов, П.И. Административный процесс и административное судопроизводство: дискуссионные вопросы понимания и соотношения [Текст] / П.И. Кононов // Административное право и процесс. - 2014. - № 3. - С. 45-49.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Признаки судопроизводства по делам, возникающим из публичных правоотношений. Судебное разбирательство дел об оспаривании решений и действий органов государственной власти. Субъекты судопроизводства по делам, возникающим из публичных правоотношений.

    курсовая работа , добавлен 27.08.2012

    Рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц. Основные требования, предъявляемые к форме и содержанию заявления.

    контрольная работа , добавлен 18.12.2012

    Возбуждение и подготовка дела к суду. Судебное разбирательство по делам об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

    курсовая работа , добавлен 24.11.2007

    Право и порядок подачи жалобы на решения, действия (бездействие) таможенных органов, их должностных лиц. Рассмотрение жалобы. Вопросы обжалования действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц в свете нового таможенного законодательства.

    реферат , добавлен 29.11.2015

    Понятие административного судопроизводства. Производство по делам об оспаривании нормативно правовых актов. Рассмотрение дел об административных правонарушениях в арбитражных судах. Порядок рассмотрения дел о взыскании обязательных платежей и санкций.

    контрольная работа , добавлен 06.08.2010

    Обжалование действий и решений органа дознания, дознавателя, следователя, прокурора и суда. Институт обжалования действий и решений суда и должностных лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство. Форма конституционной защиты прав.

    реферат , добавлен 20.09.2006

    Состав науки административного права. Нормы административного (публичного) права. Практическая реализация государственного управления. Правоприменительная деятельность органов исполнительной власти и должностных лиц. Виды управленческих отношений.

    реферат , добавлен 12.01.2011

    Процедура подачи и особенности рассмотрения заявления по делам об оспаривании нормативных правовых актов. Анализ процесса оспаривания решений, действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц.

    курсовая работа , добавлен 23.12.2013

    Обжалование действий и решений органов исполнительной власти: понятие, формы, нормативная основа. Административный порядок обжалования решений, действий (бездействия). Подведомственность и подсудность административных дел. Особенности производства.

    дипломная работа , добавлен 10.06.2017

    Скорость рассмотрения заявления - одно из основных достоинств процедуры административного обжалования действий и решений органов исполнительной власти. Характеристика основных социально-правовых принципов административного права Российской Федерации.


1.Понятие и основные черты административного процесса, его соотношение с другими видами процессуальной деятельности……………………………....3

2.Административно-правовой статус государственных и негосударственных организаций……………………………………………………………………….10

3.Подробная характеристика каждого элемента состава административного правонарушения, проанализировав следующие статьи Кодекса РФ об административных правонарушениях – ст. 7.27, ст. 19.1, ст. 20.1. и ответьте на вопросы: кто правомочен составлять протокол об административном правонарушении, принимать решение по делу об административном правонарушении, вид санкции……………………………………………………………………………...18

Библиографический список……………………………………...………………..26

1.Понятие и основные черты административного процесса, его соотношение с другими видами процессуальной деятельности.

Процесс – это совокупность последовательных действий, совершаемых для достижения определенного результата, порядок осуществления какой-то деятельности. В праве под процессом чаще всего понимается порядок реализации материальных норм права. Таким образом, деятельность по реализации материальных уголовно-правовых и гражданско-правовых норм, закрепленных в УК и ГК РФ, можно рассматривать в качестве уголовного и гражданского процессов соответственно. Исходя из данной методологической позиции, деятельность по реализации материальных административно-правовых норм можно рассматривать в качестве административного процесса. Административно-правовые нормы регулируют общественные отношения в сфере государственного управления. Сущность административно-правовых норм имеет двойное значение:

Во-первых, эти нормы реализуют правоприменительные функции, так как обеспечивают реализацию материальных норм права;

Во-вторых, с помощью этих норм реализуется правоохранительные функции, т.е. реализуются санкции материальных норм административного права.

Для понятия административного процесса как в правоприменительном, так правоохранительном смысле, основу составляет административно-процессуальная деятельность уполномоченных органов государственного управления в зависимости от реализации материальных норм административного права:

а) административно-процедурная; б) административно-юрисдикционная.

В первом случае имеются в виду распорядительные действия исполнительных органов (должностных лиц) по осуществлению установленных административно-правовыми нормами различного рода административных процедур, не связанных с юрисдикцией. Это - реализация разрешительно-лицензионных, регистрационных и т.п. функций и полномочий, а также управленческие действия, связанные с реализацией, например, разрешений, дозволений, с подготовкой правовых актов и т.п., с совершением распорядительных акций правоисполнительного характера. Имеется в виду различного рода административные процедуры. Такой процесс в теории административного права получил название административно-процедурный процесс.

Во втором случае мы имеем осуществление исполнительными органами (должностными лицами) функции правоохраны в порядке совершения юрисдикционных действий в их традиционном понимании. Это – реализация санкций статей КоАП РФ, частично санкций Таможенного Кодекса РФ, некоторые элементы юрисдикции по дисциплинарным делам, по рассмотрению и разрешению жалоб граждан. Такой процесс получил название административно-юрисдикционный процесс.

Административно-процедурный процесс не связан с применением мер административного принуждения, в том числе с привлечением к административной ответственности.

Административно-процедурный процесс характеризуется тем, что его инициатором чаще всего является гражданин или организация, целью которых является выполнение по итогам соответствующей процедуры органами государственного управления определенной обязанности в отношении заявителя. Административно-юрисдикционный процесс, в отличие от процесса административно-процедурного, имеет своей целью не позитивное управленческое регулирование, а разрешение спорной ситуации либо применение санкций, связанное либо с негативными последствиями для одной из сторон спора либо с применением в отношении субъекта мер административной ответственности и других принудительных мер.

Таким образом, административно-юрисдикционный процесс имеет место:

во-первых, в тех ситуациях, когда необходимо разрешить административно-правовой спор; во-вторых, в тех ситуациях, когда необходимо применить меры административного принуждения.

На практике органы государственного управления в своей деятельности гораздо чаще, чем применение мер административного принуждения и разрешение споров, прибегают к регламентированным нормами административного права процедурам, направленным на реализацию прав граждан, выполнение конкретных управленческих задач, реализацию положений действующего административного законодательства, закрепленных в таких нормативно-правовых актах, как положения, порядки, правила.

Структура административно-процедурного процесса, который, как и административно-юрисдикционный, состоит из множества разнообразных производств, не четко установлена в теории административного права. Различные специалисты предлагают собственное видение входящих в указанный процесс элементов. Приведем некоторые из них. Так, С.Н. Махина включает в административно-процедурный процесс следующие виды производств:

основные - производство по изданию правовых актов управления и административно-договорное производство;

специальные -лицензионное производство, регистрационное производство, разрешительное производство, кадровое (служебное, производство по делам о поощрениях и др.);

особое производство - производство по обращениям граждан 1 .

И.В. Панова подразделяет административно-юрисдикционный процесс на большее количество производств, а именно:

Исполнительное производство;

Производство по применению мер административного принуждения, не являющихся мерами ответственности;

Дисциплинарное производство;

Производство по жалобам;

Производство по делам об административных правонарушениях 2 .

Административный процесс, как и всякий юридический процесс, характеризуется стадийностью. Юридические нормы оформляют стадии процессуальной деятельности. Каждое индивидуальное административное дело, независимо от вида процедуры проходит ряд необходимых стадий. Стадии различаются между собой своими целями, задачами, кругом участников, спектром процессуальных действий, правовым результатом прохождения стадии и т.д. Так, по мнению Д.Н. Бахраха, с которым следует согласиться, общими для административного процесса и для любого из входящих в него производств являются стадии:

Анализа ситуации (фиксация информации в виде протоколов, справок, схем, отчетов);

Принятия решения (приказа, постановления, инструкции);

Исполнения решения 3 .

При любом понимании административно-процессуальной деятельности действия, совершаемые исполнительными органами (должностными лицами), имеют своим результатом издание ненормативных, т.е. индивидуальных, правовых актов, с помощью которых административно-правовые нормы применяются к конкретным обстоятельствам либо к лицам. Тем самым разрешаются разнообразные индивидуальные дела в сфере государственного управления. От характера таких дел зависит реализация либо диспозиции (процедуры), либо санкции (юрисдикция) соответствующей нормы материального административного права. Следовательно, основанием административно-процессуальной деятельности являются именно индивидуальные дела. Предписания правовых норм практически реализуются в индивидуальных действиях тех или иных органов по фактам индивидуального характера (например, по факту совершения административного правонарушения или дисциплинарного проступка, по факту выдачи разрешения на совершение определенного вида деятельности, по факту обжалования неправомерных действий должностных лиц и т.п.). Разрешение подобных индивидуальных дел и составляет основу административного процесса. Под индивидуальным административным делом следует понимать возникающий в сфере государственно-управленческой деятельности вопрос, связанный с применением административно-правовых норм и требующий в целях его разрешения распорядительных либо исполнительных действий уполномоченных исполнительных органов (должностных лиц).

Административно-процессуальная деятельность регламентируется процессуальными нормами административного права и реализуется в административно-процессуальных отношениях. Соответственно границы административно-процессуальной деятельности определяются административно-процессуальными нормами.

Итак, с учетом вышесказанного приведем обобщенную формулировку административного процесса. Административный процесс это урегулированная административно-процессуальными нормами деятельность уполномоченных исполнительных органов (должностных лиц) по рассмотрению и разрешению различного рода индивидуальных административных дел, возникающих в сфере государственного управления, в порядке реализации задач и функций исполнительной власти.

Основными чертами административного процесса являются:

Административный процесс является частью государственной деятельностью в сфере управления, так как порядок такой деятельности определяется процессуальными нормами административного права;

Обязательным участником административного процесса является уполномоченный орган исполнительной власти (должностное лицо), либо орган местного самоуправления, в некоторых случаях судья;

Административный процесс предназначен для решения конкретных, индивидуальных дел, возникающих именно в сфере государственного управления;

Процессуальная деятельность по разрешению индивидуальных дел складывается из ряда стадий;

Процессуальная деятельность требует её обязательное юридическое оформление;

Административный процесс служит для реализации норм материального права;

Административный процесс регулирует общественные отношения различных отраслей права – административного, гражданского, трудового, муниципального и других.

Сфера государственного управления не изолирована от действия норм других отраслей права, которыми регу-лируются возникающие в ней общественные отношения, не охватываемые предметом административного права. Так возникает взаимодействие различных правовых отраслей. Наиболее тесно административное право взаимодей-ствует с конституционным (государственным) правом. Гражданское и административное право регулируют нередко с внешней стороны исходные общественные от-ношения имущественного характера, ориентируясь на пре-обладающее значение тех или иных элементов метода правового регулирования. Аналогично решается вопрос о со-отношении трудового и административного права. Наибо-лее сложно проведение граней между, например, админи-стративным правом и такими отраслями, как финансовое, земельное право. Механизм их соотношения таков, что фактически значительная часть отношений, отнесенных к предмету названных отраслей, регулируется нормами ад-министративного права и свойственными ему правовыми средствами. Границы действия норм уголовного и административ-ного права определяются характером и направленностью соответствующих запретов. Также определенные связи обнаруживаются между гражданским, уголовным и административным процессами.

Для более полной характеристики административного процесса необходимо произвести сравнение его с граждан-ским и уголовным процессами.

Общность между тремя видами процесса состоит в их юридической природе, а также в их сущности. То есть ка-ждый вид процесса урегулирован соответствующими про-цессуальными нормами и является порядком реализации материальных норм различных отраслей права.

Различия же состоят в следующем:

    административный процесс представляет собой юриди-ческую часть управленческой деятельности, а, следова-тельно, он обладает специфическим содержанием;

  • 10. Виды административно-правовых отношений.
  • 11. Понятие и особенности административной правосубъектности физических лиц.
  • 12. Административно-правовой статус граждан (общая хар-ка прав и обязанностей в административном праве).
  • 13. Специальные административно-правовые статусы граждан.
  • 14. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства.
  • 15. Административная жалоба: понятие, виды. Производство по административной жалобе.
  • 17. Административно-правовые основы деятельности коллективных субъектов (коммерческих и некоммерческих организаций).
  • 18. Понятие и система исполнительной власти в рф.
  • 19. Понятие и виды органов исполнительной власти в рф.
  • 20. Правовой статус органов исполнительной власти: организационная структура и компетенция.
  • 21. Правительство рф: понятие, состав, структура, организационно-правовые формы деятельности. Аппарат Правительства рф.
  • 22. Компетенция Правительства рф в системе ив.
  • 23. Система федеральных органов исполнительной власти: понятие, структура, правовое положение органов.
  • 24. Административные регламенты деятельности федеральных органов исполнительной власти: общая характеристика, содержание.
  • 25. Система органов исполнительной власти субъектов рф.
  • 26. Система государственной службы в рф.
  • 27. Понятие и классификация государственных должностей в рф.
  • 28. Понятие, виды, принципы государственной гражданской службы.
  • 29. Понятие, классификация и признаки должностей гражданской службы.
  • 30. Понятие и классификация государственных гражданских служащих. Требования к государственным гражданским служащим.
  • 31.Административно - правовые основы прохождения государственной гражданской службы.
  • 32. Военная и правоохранительная (милитаризованная) государственная служба: понятие, признаки, виды, особенности.
  • 33. Понятие и признаки акта государственной администрации.
  • 34. Виды актов государственной администрации.
  • 35. Акты Президента рф, Правительства рф, ведомственные административные акты: понятие, значение, особенности.
  • 36. Порядок разработки, принятия, вступления в силу и опубликования актов государственной администрации. Прекращение действия актов государственной администрации.
  • 37. Понятие, значение, признаки и виды административно-правовых соглашений (договоров).
  • 38. Административный процесс: понятие, структура, основные черты.
  • 39.Административная юрисдикция: понятие, особенности, виды.
  • 40. Административные процедуры в деятельности публичной администрации: понятие, виды, признаки.
  • 41. Лицензионно-разрешительная система в рф: понятие, значение, признаки, виды.
  • 42. Специальные административно-правовые режимы: понятие, виды, признаки, меры.
  • 43. Понятие законности деятельности исполнительной власти и средств ее обеспечения.
  • 44. Президентский и парламентский контроль в сфере исполнительной власти.
  • 45. Общая характеристика административного судопроизводства: понятие, виды административно правовых споров, процессуальная форма их разрешения.
  • 46. Поощрение в деятельности государственной администрации: понятие, значение, признаки, виды, производство.
  • 47. Понятие и общая характеристика административно-правового принуждения: цель, основания, признаки меры.
  • 48. Меры административного пресечения: понятие, виды, особенности.
  • 49.Специальные меры административного пресечения: применение физической силы, специальных средств, оружия.
  • 50. Административно-предупредительные и административно-восстановительные меры принуждения.
  • 51. Административно - деликтное право. Общая характеристика КоАп рф.
  • 52. Законодательство субъектов рф об административных правонарушениях.
  • 53. Понятие, сущность, значение и основные черты административной ответственности. Освобождение от административной ответственности.
  • 54. Понятие и признаки административного правонарушения. Отграничение административных правонарушений от иных правонарушений.
  • 55. Состав административного правонарушения. Виды составов.
  • 56. Объект и объективная сторона административного правонарушения.
  • 57. Субъект административного правонарушения.
  • 58. Субъективная сторона административного правонарушения.
  • 59. Понятие и система административных наказаний.
  • 60. Предупреждение, административный штраф, возмездное изъятие, конфискация как меры административного наказания.
  • 61. Лишение специального права, административный арест, административное выдворение, дисквалификация, административное приостановление деятельности как меры административного наказания.
  • 62. Правила назначения административных наказаний.
  • 63. Множественность административных правонарушений: понятие, виды, порядок назначения наказаний.
  • 64. Производство по делам об административных правонарушениях: общая характеристика (понятии, нормативная основа, задачи, принципы).
  • 65. Правовое положение и виды органов, рассматривающих дела об административных правонарушениях. Подведомственность дел.
  • 66. Правовое положение участников производства по делам об административных правонарушениях.
  • 67. Доказательства в производстве по делам об административных правонарушениях.
  • 68. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях: общая характеристика, понятие, система, нормативная основа.
  • 69. Доставление, административное задержание, привод: понятие, основание и порядок их применения.
  • 70. Личный досмотр, досмотр вещей и транспортных средств, осмотр помещений и территорий, изъятие вещей и документов: понятие, основание и порядок их применения.
  • 72. Стадия возбуждения дела об административном правонарушении.
  • 1. Поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются:
  • 73. Стадия рассмотрения дела об административном правонарушении.
  • 74.Стадия пересмотра дела об административном правонарушении.
  • Глава 30 КоАп.
  • 75. Стадия исполнения постановлений по делам об административном правонарушении: общая характеристика.
  • 45. Общая характеристика административного судопроизводства: понятие, виды административно правовых споров, процессуальная форма их разрешения.

    Адм. судопроизводство не относится к адм. процессу, поскольку субъектами выступают судьи, а не публичная администрация, таким образом это суд. процесс, а адм. процесс – это процесс не судебный. Это вид судопроизводства закреплен в ст. 118 К. РФ.

    Адм. судопроизводство – это рассмотрение органами суд. власти адм.-правовых споров, т.е. споров, вытекающих из административных и иных публичных правоотношений, это споры м/у органами публичной власти с одной стороны и гражданами и организациями с другой стороны, а также органов публичной власти м/у собой.

    Адм. судопроизводство осуществляется: 1. в системе судов общей юрисдикции (регламентируется ГПК и КоАП); 2. в системе арбитражных судов (АПК и КоАП). Виды споров в рамках адм. судопрои-ва:

    1. об оспаривании н-п акта (если не отнесено к конституционному судопроиз-ву).

    2. об оспаривании нен-п актов, решений, действий (бездействий) органов госуд. власти, органов местного самоуправления и ДЛ.

    3. об адм. правонарушениях: а) о привлечении судами к адм. ответственности; б) оспаривание в суде постановлений по делам об адм. правонарушениях, вынесенных несудебными органами.

    4. о взыскании обязательных платежей и санкций (налогов) с организаций и юрид. лиц.

    5. о защите избирательных прав граждан.

    6. иные дела, возникающие из публичных правоотношений.

    Мнение ученых состоит в том, что рассмотрение адм. споров должно регламентироваться самостоятельным Кодексом об адм. судопроизводстве, с иск-ем соотв.положений АПК, ГПК, а возможно КоАПом.

    Проект этого Кодекса уже изготовлен.

    46. Поощрение в деятельности государственной администрации: понятие, значение, признаки, виды, производство.

    Поощрение- способ воздействия, который через интерес, сознание, направляет волю людей на совершение полезных с точки зрения поощряющих дел.

    Поощрительное воздействие возбуждает интерес к совершению определенных дел, получению материального, морального или иного одобрения.

    Особенности: 1) фактическим основанием для поощрения является заслуга, деяние, положительно оцениваемые субъектом власти

    2)связано с оценкой уже совершенных деяний

    3)персонифицировано

    4) состоит в моральном одобрении; наделении правами, льготами; материальными ценностями и иными благами.

    Виды поощрения: 1) моральное

    2) материальное (премии, ценный подарок)

    3)смешанное (и моральное и материальное)

    4) статутное (например, заслуженный артист, агроном на всю жизнь).

    47. Понятие и общая характеристика административно-правового принуждения: цель, основания, признаки меры.

    АП охватывает несколько вводов гос. принуждения:

    1. дисциплинарно-правовое (в отношении военнослужащих и других государственных служащих).

    2. общественно-правовое (комиссия по делам несовершеннолетних).

    3. собственно адм.-правовое принуждение.

    Адм.-правовое принуждение разновидностью гос. принуждения, а следовательно обладает всеми признаками последнего.

    Адм.-правовое принуждение – система определенных мер, направленных на обеспечения выполнение всеми субъектами установленных правил поведения и обязательных юрид. требований, обладающих специфическими признаками, которые позволяют выделить адм.-правовое принуждение

    в качестве самостоятельной разновидности гос. принуждения.

    Признаки:

    1) регламентируется административным законодательством (в широком смысле). Необходимо иметь ввиду, что адм.-правовое принуждение обеспечивает и те отрасли публично-правового цикла, где не сформировалось специализированного отраслевого принуждения (н-р: самостоятельного экономического

    пр. – в этих сферах сводятся к адм. принуждению). В др. же отраслях права (налоговое, бюджетное) напротив сформировались самост. виды принуждения по подобию адм.-правового.

    2) осуществляется определенными субъектами: а. органами ИВ, а именно их ДЛ; б. ДЛ иных гос. органов и гос. учреждений (полномочия исполнительно-распорядительного хар-ра); в. ДЛ в о.м.с., уполномоченные предъявлять обязательные исполнению всеми гражданами требований; г. судьями по делам об АПр и в некоторых др. случаях.; д. представителями общественности о общ. объединений (законодательно установлено это право). Примечание – право на применение является частью компетенции органов и ДЛ, которое закрепляется в виде его полномочий.

    3) адм. принуждение реализуется с помощью законодательно-установленных средств. Требования к мерам адм. принуждения и их применения: адекватность (д.б. соразмерны); меры адм. принуждения д.б. социально-признаваемыми; полномочие на применение той или иной меры принуждения должно давать четкое представление о тех операциях и действиях, которое вправе совершить ДЛ; меры должны носить з-ом закрытый перечень (в том числе к полномочиям конкретного ДЛ); осуществлению каждой меры должна корреспондировать процедура ее последующей проверки с т.з. законности.

    4) адм. принуждение применяется к различным субъектам: физ.лица, ДЛ, коллективным субъектам, органам гос. власти, о.м.с. При этом определенные меры могут применяться только к одной группе.

    5) адм. принуждение имеет специфическое основание: совершение АПр или реальная угроза его совершения; общ-но правовые деяния; некоторые неправомерные деяния не являются АПр, однако влекущие определенные публичные санкции (н-р: аннулирование лицензий); экстремальные ситуации и ЧС; реализация принудительных мер ДЛ по своему усмотрению; некоторые иные противоправные деяния.

    6) осуществляется в рамках особых процедурно-процессуальных форм: а. производство по делам об АПр;

    б. адм. процедуры и производства, регламентирующие порядок применения отдельных мер адм. принуждения органами публичной администрации. 2 группы: 1. производство по делам об АПр в рамках которых применялась мера пресечения и ответственности – оно разработано подробно; 2. отличается недостаточной разработанностью.

    Сферы применения адм. принуждения : -1-гос. регулирование

    отдельных отраслей общ. жизни. -2- гос. контроль и надзор за деятельностью и соблюдением установленных правил. -3- юрисдикционная и иная деят-ть по применению адм. санкций. -4- гос. охрана, защита и безопасность.

    Виды: от цели – адм.-предупредительные меры; меры адм. пресечения; адм.-восстановительные меры.

    Контрольная работа

    Административное судопроизводство: понятие, соотношение с административной юстицией, стадии

    1.Административное судопроизводство: понятие, стадии

    .Соотношение административного судопроизводства и административной юстиции

    Литература

    . Административное судопроизводство: понятие, стадии

    административный судопроизводство законность правовой

    К моменту вступления в силу Кодекса административного судопроизводства в доктрине сложилось немало подходов к понятию «административное судопроизводство». Их многообразие обусловлено тем, что, несмотря на употребление данного термина в нормативно-правовых актах, законодательно закрепленного определения «административное судопроизводство» до сих пор не существует. Одни считают, что это «рассмотрение судами административных дел в порядке, установленном нормами административно-процессуального права». При этом данная деятельность является разновидностью правосудия. Другие указывают, что отличительной особенностью административного судопроизводства, включающего в себя несколько видов производств, является участие в нем в качестве одного из субъектов органа государственной (муниципальной власти) или должностного лица. В доктрине существует два основных подхода к понятию административного судопроизводства. Первый сводится к тому, что в порядке административного судопроизводства рассматриваются только дела о проверке законности оспариваемых в судах решений (правовых актов), действий (бездействия) органов публичного управления или должностных лиц. Сторонниками данного подхода являются Н.Г. Салищева, Ю.Н. Старилов, А.Ф. Ноздрачев. Сторонники второго подхода - Д.Н. Бахрах, И.В. Павлова, М.С. Студеникина, А.Б. Зеленцов, И.М. Галий - добавляют к первому подходу рассмотрение в рамках административного судопроизводства дел о привлечении физических лиц и организаций к административной ответственности и применении мер административного принуждения.

    В научных исследованиях последних лет наблюдается тенденция к отождествлению административного судопроизводства не с деятельностью администрации, а с видом судопроизводства по рассмотрению административных дел в особом порядке, регламентированном нормами административно-процессуального права. Административное судопроизводство рассматривается как «правосудие, осуществляемое по заявлениям граждан и иных субъектов права в суд в связи с оспариванием решений и действий (бездействия) органов публичного управления и должностных лиц, нормативных и ненормативных правовых актов».

    Есть и более широкие интерпретации, где административное судопроизводство рассматривается как вторичное рассмотрение административных дел или правоприменительная деятельность. В большинстве работ исследователи приходят к выводу, что административное судопроизводство - это разновидность юридического процесса, причем судебного. Такой процесс имеет свои особые сущность и содержание, цели и принципы.

    По мнению большинства ученых, административный процесс состоит их административных процедур, административной юрисдикции и административной юстиции. С точки зрения юрисдикционной концепции, представителями которой являются Н.Г. Салищева, Н.Ю. Хаманева, административный процесс это деятельность органов государственной власти по рассмотрению индивидуальных административных споров, а также по привлечению к административной ответственности. Представители управленческой концепции (Б.Н. Бахрах, В.М. Манохин) рассматривают административный процесс как деятельность органов государственной власти по реализации своих функций. По их мнению, административный процесс включает в себя как административно-юрисдикционную деятельность, так и административно-процедурную.

    Существует позиция, согласно которой если рассматривать понятия «административный процесс» и «административное судопроизводство» в рамках судебной концепции (рассматривать как процессуальную форму деятельности судов по разрешению административных споров), то их можно отождествлять.

    Согласно же управленческой концепции, отождествлять данные понятия неправильно, поскольку административное судопроизводство осуществляется судами, а административный процесс - органами исполнительной власти.

    По мнению И.В. Пановой, административный процесс включает в себя административно-нормотворческую, административно-правонаделительную и административно-юирсдикционную части. Административное судопроизводство не входит ни в одну из этих частей и составляющей административного процесса не является.

    Мы не можем не согласиться с данным утверждением. Ни один из названных видов административного процесса не включает в себя деятельность органов судебной власти. Административное судопроизводство это именно деятельность суда. Данного вывода мы будем придерживаться на протяжении всей работы.

    Каждый вид административного процесса имеет свои особенности и состоит из относительно самостоятельных производств. Чаще всего основанием для выделения конкретного производства является предмет регулирования одного из видов административного процесса. Также это может быть и род деятельности органа государственной власти. Для административного судопроизводства характерно наличие следующих производств: производство по делам об оспаривании нормативных правовых актов, по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов исполнительной власти, местного самоуправления и должностных лиц. К ним также можно добавить производство по делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, по делам об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, производство по делам об оспаривании результатов кадастровой стоимости, производство по делам о взыскании обязательных платежей и санкций и другие.

    Все административно-процессуальные производства носят стадийный характер. В частности, в рамках административного судопроизводства можно выделить следующие стадии: возбуждение индивидуального административного дела, рассмотрение и разрешение дела, обжалование или опротестование решения по делу. Безусловно, для каждой стадии предусмотрен законодательно урегулированный специальный порядок, признаки, действия участников и т.д. Кроме того, каждая стадия оформляется соответствующим процессуальным документом.

    Если обратиться к положениям Кодекса административного судопроизводства, то можно выделить следующие стадии данного вида судопроизводства:

    ˉвозбуждение производства по административному делу (ст. 127);

    ˉсудебное разбирательство (по результатам рассмотрения дела суд выносит решение) (гл. 14);

    ˉапелляционное производство (гл. 34);

    ˉкассационное производство (гл. 35);

    ˉнадзорное производство (гл. 36);

    ˉпроизводство по пересмотру вступивших в законную силу судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам (гл. 37).

    Нельзя забывать о том, что в зависимости от категории рассматриваемого дела содержание каждой стадии будет иметь свои особенности. Кроме того, в Разделе V КАС предусмотрено упрощенное (письменное) производство по административным делам, в котором количество и содержание стадий производства также несколько отличаются.

    Заметим, что в доктрине к административному судопроизводству ученые иногда относят и обжалование административных актов, принятых, например, в рамках юрисдикционного производства (в ходе привлечения субъекта к административной ответственности). В этом случае административное производство представлено как разновидность судебного процесса, осуществляемого судами общей юрисдикции и арбитражными судами, по рассмотрению административных и иных материальных правоотношений, которые были полностью или частично были реализованы органами публичной власти в рамках административного процесса. Т.е. в ходе административного судопроизводства рассматриваются дела, которые уже были разрешены органами публичной власти полностью или частично или были ими возбуждены и переданы для дальнейшего разрешения в суды. Таким образом, предполагается существование двух видов административного судопроизводства. Первый возможен при оспаривании судами правовых актов, действий (бездействия) органов публичной власти и должностных лиц, совершенных ими при разрешении административных дел. Второй вид имеет место при рассмотрении судами дел о применении в отношении физических лиц или организаций административных наказаний и других мер административно-правового характера за совершение административных правонарушений. Но в связи с принятием КАС данный подход представляется не вполне правильным. Положения Кодекса не относятся к производству по делам об административных правонарушениях.

    Среди признаков административного судопроизводства, позволяющих выделить его в самостоятельный вид судопроизводства, выделяют особый предмет судебной деятельности, неравенство сторон и необходимость принятия судом мер по выравниванию положения участников в рассматриваемых правоотношениях.

    Необходимость выделения административного судопроизводства в отдельный вид судопроизводства можно проследить и из анализа норм Конституции. Законодатель еще много лет назад говорил о необходимости административного судопроизводства в России. Необходимость, в частности, можно проследить в ст. 18, ч. 2 ст. 46, п. «о» ст. 71, п. «к» ст. 72, ч.2 ст. 118, ст. 126 Конституции РФ. Ряд статей Конституции закрепляет основные принципы, в соответствии с которыми должно осуществляться судопроизводство, в том числе административное: (ст. 19, 47, 120, 123 и др. Конституции РФ).

    Можно выделить ряд черт, присущих административному судопроизводству. Дела, рассматриваемые в порядке административного судопроизводства, прежде всего, основаны на споре, который возникает в сфере государственного управления. Кроме того, одной из сторон спора является орган государственной власти или должностное лицо. Предметом спора выступает соответственно акт этого органа или должностного лица, его действие (бездействие). В результате рассмотрения делается вывод о законности или незаконности данного акта. Для разрешения спора предусмотрен специальный процессуальный порядок, регламентированный нормами публичного права.

    Достаточно часто в теории прослеживается точка зрения о создании специализированных административных судов, как это сделано в некоторых европейских странах (например, в Германии и Франции). Но все-таки вспомним, что в России есть гражданское и уголовное судопроизводство, но нет специальных гражданских и уголовных судов. Поэтому усложнение судебной системы вряд ли будет целесообразным.

    В любом случае, как бы ни разнились подходы исследователей относительно понятия административного судопроизводства, все они солидарны в том, какую основную задачу решает данный институт: недопущение административного произвола, обеспечение законности, защита прав и законных интересов граждан от неправомерных действий и решений органов исполнительной власти. Если же все-таки права были нарушены, то - восстановление прав и свобод участников рассматриваемых отношений.

    Таким образом, в доктрине существует довольно много подходов к понятию административного судопроизводства. Единства в подходах не наблюдается, некоторые из них даже можно рассматривать как противоположные. Тем не менее, наиболее правильным представляется подход, согласно которому, административное судопроизводство это деятельность судов (общей юрисдикции и арбитражных судов) по рассмотрению и разрешению дел об оспаривании нормативных и ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) субъектов, наделенных публично-властными полномочиями, нарушающими права и законные интересы граждан и организаций. Многие подходы ученых-административистов были восприняты законодателем и трансформированы в Кодекс административного судопроизводства. Теперь положения Кодекса достаточно четко определяют сущность и содержание административного судопроизводства, а также порядок рассмотрения и разрешения административных споров. Административное судопроизводство в большинстве случаев состоит из следующих стадий: возбуждение производства по административному делу, подготовка административного дела к судебному разбирательству, судебное разбирательство, апелляционное производство, кассационное производство, надзорное производство, производство по пересмотру вступивших в законную силу судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. Но названные стадии являются динамичными, их количество зависит от категории конкретного дела, обстоятельств, субъектов. КАС также закрепляет все стадии, из которых состоит административное судопроизводство и детально регламентирует каждую из них

    . Соотношение административного судопроизводства и административной юстиции

    Вопрос о соотношении административного судопроизводства и административной юстиции длительное время являлся достаточно дискуссионным. Доктрина административного права представлена несколькими различными подходами к данной проблеме. Суть научного спора отражают позиции двух ведущих современных ученых-административистов, исследующих проблемы административной юстиции и административного судопроизводства. Ю.Н. Старилов соотносит административную юстицию и административное судопроизводство как часть и целое, указывая, что административная юстиция выполняет функцию судебного контроля в системе административного судопроизводства. В то же время указывается на необходимость выделения административной юстиции в отдельную ветвь судопроизводства, которая занимается рассмотрением правовых споров в сфере управления. Только в этом случае административная юстиция может отождествляться с административным процессом. В настоящее время происходит смена понятия «административная юстиция» термином «административное судопроизводство». Более того, в своих работах, говоря об административном судопроизводстве, Ю.Н. Старилов нередко в скобках приводит термины «административная юстиция», «административные суды». Иными словами, если административную юстицию рассматривать как самостоятельную ветвь судопроизводства, то вполне уместным будет употребление термина «административное судопроизводство».

    Подобной позиции придерживаются также Н.Ю. Хаманева, А.Б.Зеленцов, которые под административным судопроизводством понимают процессуальную составляющую административной юстиции. Административная юстиция при этом определяется как особый судебный порядок оспаривания актов публичной администрации, который связан с защитой субъективных публичных прав и обеспечением законности в сфере управления. Указывается, что данная модель административной юстиции стала присуща России с принятием Кодекса административного судопроизводства. До этого для нашей страны была характерна модель, при которой административная юстиция рассматривается как форма контроля за законностью и защиты объективных прав.

    Другой точки зрения придерживается Д.Н. Бахрах. Говоря об административной юстиции, ученый рассматривает данный термин в широком и узком смысле. Причем в широком смысле под административной юстицией подразумевается рассмотрение судом обращений граждан относительно законности действий органов управления и должностных лиц, а в узком - жалоб относительно законности актов данных лиц. Под «административным судопроизводством» Д.Н. Бахрах понимает рассмотрение судом административных дел, но уже в рамках административно-процессуального права в целях усиления контроля над деятельностью органов государственной власти и должностных лиц. Таким образом, отождествлять понятие «административное судопроизводство» и «административная юстиция» неправильно.

    Позицию о том, что понятия «административное судопроизводство» и «административная юстиция» отождествлять не следует, отстаивают в своих работах И.В. Панова, П.И. Кононов, А.А. Лукьянова. В обоснование своей позиции исследователи приводят следующее: в отличие от административного судопроизводства, которое представляет собой рассмотрение административных дел, административная юстиция включает в себя рассмотрение административных споров. Причем споры могут рассматриваться как в особом административном судебном порядке, так и внесудебными административно-юрисдикционными органами.

    П.И. Кононов уточняет, что в рамках административного судопроизводства рассматриваются дела, возникшие из административных дел, которые или уже были разрешены органами государственной власти, или были ими возбуждены и переданы в суды для рассмотрения и разрешения. В первом случае судебный контроль над полностью или частично разрешенными органами публичной администрации делами и есть административная юстиция. То есть речь идет об оспаривании актов органов власти, их действий (бездействия). Во втором же случае можно говорить, например, о делах о привлечении лиц к административной ответственности, когда государственный орган или должностное лицо передает административное дело в суд для дальнейшего его разрешения.

    Заслуживают внимания позиции следующих ученых, которые также не считают возможным отождествление «административной юстиции» и «административного судопроизводства», но приводят в обоснование своих точек зрения другие доводы.

    Например, М.В. Малиновская понимает под административной юстицией именно процесс разрешения правовых споров между гражданами и органами публичной власти специализированными органами. Указывается, административная юстиция является одним из видов административного процесса наравне с административно-юрисдикционной деятельностью и административными процедурами. Каждый из видов состоит из относительно самостоятельных процедур.

    Другие ученые рассматривают суть административной юстиции как судебный контроль за решениями и действиями администрации, как механизм защиты и восстановления нарушенных прав частных лиц. Под административным судопроизводством - форму «осуществления правосудия и механизм рассмотрения споров и иных дел, возникающих из взаимоотношений граждан и организаций с органами публичной власти».

    Ряд исследователей, например, П.П. Серков, Н.П. Заряева рассматриваемые термины употребляют в своих работах как синонимичные. По их мнению, разделять специализированную деятельность органов судебной власти, форму судопроизводства на материальную (административная юстиция) и процессуальную (административное судопроизводство) аспекты нецелесообразно.

    Таким образом, действие административной юстиции распространяется не только на споры по административным и гражданским делам, но и возникающие в рамках уголовного процесса при нарушении прав и законных интересов граждан органами государственной власти и должностными лицами.

    Как показывает обзор научной литературы по проблемам соотношения понятий «административное судопроизводство» и «административная юстиция», мнения исследователей условно можно разделить на две большие группы. Представители первой группы считают, что отождествлять данные понятия ни в коем случае нельзя. Причем данную группу также можно разделить на тех, кто считает, что административная юстиция это часть административного судопроизводства, а вторые наоборот полагают, что административное судопроизводство - это процессуальная составляющая административной юстиции.

    Представители второй группы считают отождествление вполне возможным.

    Представляется, что административная юстиция - это институт, осуществляющий контроль за деятельностью органов публичной власти и должностных лиц при осуществлении своих полномочий. Данный институт включает в себя и совокупность органов, осуществляющих данный контроль, причем как судебных, так несудебных. Кроме того, сюда входит порядок рассмотрения и разрешения споров, возникающих между гражданами и органами публичной власти, а также нормативная база, регулирующая то, что непосредственно относится к административной юстиции. Думается, что административное судопроизводство является все же процессуальной составляющей административной юстиции. Административное судопроизводство при этом - это процедура рассмотрения, разрешения в судебном порядке споров в сфере осуществления публичной власти. На данный момент данная процедура урегулирована специально созданным Кодексом административного судопроизводства.

    Таким образом, отождествлять понятия «административная юстиция» и «административное судопроизводство» не совсем правильно. Безусловно, данные понятия тесно взаимосвязаны, одно не может существовать без другого. Все же административное судопроизводство является процессуальной составляющей административной юстиции, несмотря на то, что многими данные термины отождествляются и во многих случаях считаются взаимозаменяемыми.

    Литература

    1. Лупарев, Е.Б. Административно-правовые споры [Текст]: автореферат дис. ... доктора юридических наук / Е.Б. Лупарев. - Воронеж. гос. ун-т. - Воронеж. - 2004. - 40 с.

    2. Зеленцов, А.Б. Административно-правовой спор: вопросы теории. Монография [Текст] / Зеленцов А.Б. - М.: Изд-во РУДН. - 2005. - 732 c.

    .Административное право: развитие теоретических основ и модернизация законодательства / под ред. Ю. Н. Старилова. Воронеж: Издательство Воронежского государственного университета. - 2013. - 263 с.

    4. Юсупов, В.А. Правоприменительная деятельность органов управления [Текст]/ Юсупов В.А. - М.: Юрид. лит., 1979. - 136 c.

    5. Апарина, И.В. Административное судопроизводство: концептуальные подходы [Текст] / И.В. Апарина// Современное право. - 2008. - №2. - С. 55-58.

    6. Бахрах, Д.Н. Административное судопроизводство в России в начале XXI века [Текст] / Д.Н. Бахрах // Административно-правовые вопросы полицейской деятельности. - 2007. - № 1.- С. 11-16.

    7. Бахрах, Д.Н. Этапы становления административного судопроизводства в России [Текст] / Д.Н. Бахрах // Российский юридический журнал. - 2008. - №1. - С. 119-123.

    8. Заряева, Н.П. К вопросу о видах административного судопроизводства: теоретические предпосылки и практическая значимость [Текст] / Н.П. Заряева // Вестник Воронежского института МВД России. - 2010. - №2. - С. 73-79.

    9. Зеленцов, А.Б. Модели административной юстиции в современном мире и особенности ее организации в России // Вестник Университета им. О.Е. Кутафина. - 2015. - №8. - С.38-52.

    10. Кононов, П.И. Административный процесс и административное судопроизводство: дискуссионные вопросы понимания и соотношения [Текст] / П.И. Кононов // Административное право и процесс. - 2014. - № 3. - С. 45-49.

    Понятие и особенности административного процесса: широкий (управленческий) и узкий (юрисдикционный) подходы

    В 1960-е гг. в советской науке административного права сложились два подхода к понятию и содержанию правового регулирования административного процесса: широкий (управленческий) и узкий. (юрисдикционный). Эти подходы сохраняются в отечественной административно-правовой доктрине до сих пор, хотя каждый претерпел определенную эволюцию за прошедшие полвека.

    Основными характеристиками «управленческой» концепции административного процесса являются следующие. Административный процесс – это юридическая форма реализации такой ветви государственной власти, как исполнительная власть. Административный процесс реализуется прежде всего и главным образом органами исполнительной власти всех уровней , а в случаях, предусмотренных законом, и другими субъектами, например, судьями. Правовая природа административного процесса выражается в его специальном назначении, состоящем в обеспечении реализации материальных норм российского права. См. Сорокин В.Д. Избранные труды. СПб., 2005. СС.??

    Таким образом, с точки зрения широкого подхода административный процесс есть урегулированный правом порядок разрешения индивидуально-конкретных дел в сфере государственного управления органами исполнительной власти РФ и ее субъектов, а в предусмотренных законом случаях и другими полномочными субъектами.

    Основу «юрисдикционной» концепции составляют следующие положения. Административный процесс представляет собой особый вид исполнительной и распорядительной деятельности, связанной непосредственно с возможностью реализации в принудительном порядке соответствующих административно-правовых актов, определяющих права и обязанности участников материального административного отношения.

    Характерная особенность рассматриваемой концепции состоит в признании тождественности понятия административного процесса содержанию понятий «гражданский процесс» и «уголовный процесс». Процесс, как гражданский, так и уголовный, являются способами обеспечения обязательности норм материального права и применения мер воздействия (принуждения) по отношению к лицам, нарушающим правовые нормы. Следует различать административное производство как процесс деятельности исполнительных и распорядительных органов и административный процесс как деятельность по разрешению споров, возникающих между сторонами административно-правовых отношений, а также по применению мер административного принуждения. Основная сфера действия административно-процессуальных норм охватывает лишь область применения мер административного принуждения, прежде всего и главным образом административных взысканий. Салищева Н.Г. Административный процесс в СССР. М., 1964. С.35.

    Таким образом, с точки зрения узкого подхода административный процесс это регламентируемая законом деятельность по разрешению споров, возникающих между сторонами административного правоотношения, не находящимися между собой в отношениях служебного подчинения, а также по применению мер административного принуждения.

    Соотношение понятий «административный процесс», «административная процедура» и «административное производство»

    Административный процесс может быть представлен в качестве урегулированной административно-процессуальными нормами деятельности исполнительных органов (должностных лиц) по рассмотрению и разрешению различного рода индивидуальных административных дел, возникающих в сфере государственного управления, в порядке реализации задач и функций исполнительной власти.

    Административный процесс выражается в деятельности исполнительных органов власти и должностных лиц. При этом в рамках административного процесса решаются различные категории дел. В зависимости от характера данных дел выделяются административные производства. Административное производство является частью административного процесса ; это особый вид административной деятельности по разрешению дел определенной категории на основе общих и специальных процессуальных норм.

    Например, в административно-правотворческом процессе выделяют производства по принятию актов Правительством РФ, актов федеральными органами исполнительной власти, актов органами исполнительной власти субъектов РФ. В административно-распорядительном процессе выделяют производства по применению мер поощрения, по распределению ресурсов, по выдаче разрешений и т.п.

    Отдавая должное двум различным подходам к понятию административного процесса, следует признать, что по юридическим свойствами (в первую очередь по принципам правового регулирования) следует выделять два вида административных производств: процедурные и юрисдикционные.

    В процедурном производстве рассматриваются административные дела бесспорного характера. Результат административной процедуры - удовлетворение интересов физических и юридических лиц, а также обеспечение эффективной работы управленческого аппарата. Юрисдикционное производство - это административно-процессуальная деятельность полномочных исполнительных органов (должностных лиц), осуществляемая во внесудебном порядке с целью рассмотрения и разрешения возникающих в сфере реализации исполнительной власти административно-правовых споров, правовой оценки поведения их участников и применения к виновной стороне в необходимых случаях мер юридической ответственности.

    С точки зрения понимания процесса как юрисдикционной деятельности всякую иную урегулированную правом деятельность называют процедурами. Процедура - это более широкое понятие, чем юридический процесс: она может быть и при ведении неюридических дел. Юридический процесс - это разновидность процедур, причем наиболее совершенная. Процедура властной государственной деятельности становится ее наиболее совершенной формой - юридическим процессом, когда она регулируется общими правилами, правовыми нормами.