Выборы президента российской федерации назначаются. Правовое регулирование выборов президента российской федерации

Введение 2

Глава 1. Избирательный процесс 4

1.1. Избирательные системы 4

1.2. Структура избирательного процесса 8

Глава 2. Выборы Президента Российской Федерации 9

2.1.Роль Президента России 9

2.2.Механизм избрания Президента России 12

2.3.Выборы Президента смены 14

Заключение. 15

Список литературы 16

Словарик избирателей 17


В в е д е н и е

В условиях становления и развития в России демократического правового государства, от решения избирателей, определяющих путем выборов конкретный состав органов государственной власти и местного самоуправления, зависит общее направление движения страны.

Людям издавна свойственно выбирать. Рано и активно люди использовали выборы для устройства самых важных своих дел.

Любая демократия построена на выборе. Граждане выбирают партии, лидеров, систему взглядов, любимые книги и газеты, собственные политические позиции и многое другое. Гражданин, живущий в демократическом обществе, вынужден самостоятельно решать и выбирать практически постоянно. О выборах, как основном элементе демократии, очень много говорят с трибун и пишут в периодической печати.

Выборы интересны уже самим предвыборным накалом страстей. У кандидатов на выборные должности разное видение проблем, стоящих перед обществом и разное мнение по поводу их решения. А способы осуществления программ, предлагаемых кандидатами или претендентами на выборное кресло, зачастую далеки от реальности.

Избирательные системы прошли длительный путь. Демократия выработала две избирательные системы участия граждан в формировании органов государственной власти и местного самоуправления: мажоритарную и пропорциональную. На их основе в современных условиях применяются и смешанные формы. Рассматривая данные системы, обратим особое внимание на то, что они отличаются не столько формальными моментами, сколько политическими целями.

Задачи моей работы:


Глава I. Избирательный процесс

1.1. избирательные системы

Выборы - не просто процедура формирования органов власти путем голосования, это очень сложный политический процесс, в который вовлечены различные группы и слои общества, политические партии. Демократические выборы позволяют гражданам избирать и смещать государственных деятелей, влиять на состав правящих элит и их лидеров и поэтому являются важнейшей частью политического процесса, а сама избирательная кампания чаще всего происходит в форме острых столкновений политических сил.

В странах с высокой политической культурой (Франция, Италия, Германия, Англия) выборы выступают основой демократичности общества. Эффективность выборов зависит от многих факторов, среди них важное место принадлежит избирательной системе.

Избирательная система – явление чрезвычайно сложное и динамичное. Ее конкретное содержание различно в каждой стране, и со временем изменяется.

Название мажоритарной системы происходит от французского слова majorite (большинство). Сущность мажоритарной избирательной системы заключается в том, что победившим на выборах считается кандидат, набравший определенное большинство голосов избирателей. Законодательство государства определяет, в зависимости от вида выборов (президентские, парламентские или местные), какое именно большинство голосов необходимо набрать - относительное или абсолютное. В соответствии с этим различают мажоритарную систему квалифицированного большинства, относительного большинства и мажоритарную систему абсолютного большинства.

Мажоритарная система абсолютного большинства – требует для избрания кандидата абсолютного большинства голосов избирателей (половины общего их числа 50%+1 голос).

Мажоритарные избирательные системы действуют преимущественно в одномандатных избирательных округах, но возможно их применение и в многомандатных, тогда голосование идет по партийным спискам в целом.

Пропорциональное распределение мест осуществляется на основе избирательной квоты (доли), которая вычисляется путем деления общего числа голосов избирателей, на число мандатов, подлежащих распределению, то есть определяется минимальное число голосов избирателей, которое необходимо набрать партии, чтобы получить один мандат. Такая избирательная система работает в нашей стране второй год.

Смешанная избирательная система предполагает сочетание элементов мажоритарной и пропорциональной систем в различных вариациях.

В России формирование Государственной Думы происходило на основе смешанной избирательной системы: 225 депутатов избираются по мажоритарной избирательной системе относительного большинства, 225 - по пропорциональной избирательной системе.

Индивидуальный кандидат считался избранным, если он набрал в своем округе больше голосов, чем другие кандидаты, если этого не происходит, то проводятся перевыборы между двумя кандидатами, набравшими наибольшее число голосов. Во втором туре для победы достаточно набрать относительное большинство голосов. Если был выдвинут всего один индивидуальный кандидат, он считается избранным без голосования.

Остальные депутатские мандаты распределялись между партийными списками по пропорциональной системе. Если в округе выдвинут только один партийный список, то все включенные в него кандидаты считаются избранными.

Избирательная система и количество избирательных округов могут быть различными для каждых выборов. Избирательная комиссия России, учитывала количество политических партий, желающих участвовать в выборах, принимала решение о выборе избирательной системы, которая будет применяться на данных выборах.

Половина мандатов распределялась на основе мажоритарной системы: партия, получившая большинство голосов избирателей, получает половину депутатских мест.

Остальные мандаты распределяются между всеми участвовавшими в выборах партиями пропорционально количеству полученных ими голосов избирателей. Партия, уже получившая половину депутатских мест, могла участвовать во вторичном распределении мандатов по пропорциональной системе наравне с остальными партиями.

Прежняя избирательная система России сложилась в результате избирательной реформы 1993 – 1995 гг., которая началась с принятия 12 декабря 1993 года всенародным голосованием Конституции РФ.

Подводя итог рассмотренному, я могу сделать выводы:

Использование какой-либо избирательной системы способно существенно влиять на политическую обстановку в стране.

Различные виды избирательных систем используются для избрания органов власти и должностных лиц.

1.2 . структура Избирательного процесса.

Избирательный процесс выборов имеет сложное внутреннее строение и структуру. Вопрос о структуре (содержании) избирательного процесса увязывается исключительно со стадиями избирательной кампании.

Избирательный процесс состоит из ряда последовательных и взаимосвязанных стадий, каждая из которых имеет строго отведенное ей назначение.

Избирательный процесс тесно связан с политической жизнью государства и общества. В нем основным является доверие избирателей – к государству, избирательным комиссиям, обеспечивающим организацию и проведение выборов.

Избирательный процесс включает в себя:

Назначение выборов;

Формирование избирательных комиссий;

Предоставление сведений об избирателях, составление и уточнение списков избирателей;

Образование избирательных округов и избирательных участков;

Выдвижение и регистрация кандидатов (списков кандидатов), избирательных инициатив;

Проведение предвыборной агитации и финансирование ее мероприятий;

Регистрация избранных депутатов, выборных должностных лиц, опубликование итогов голосования и результатов выборов.

Соблюдение данных стадий избирательного процесса является обязательным для всех участников выборов.

Все они являются обязательными элементами процесса организации и проведения выборов, отсутствие хотя бы одного из них способно парализовать ход всей избирательной кампании.

Глава II. Выборы Президента Российской Федерации

2.1. Роль Президента России

В системе органов государственной власти Президент РФ занимает особое место. По Конституции 1993 г. РФ, он прямо не относится ни к одной из ветвей власти, имеет республиканскую форму правления, т.е. во главе государства стоит избираемый прямым голосованием граждан Президент.

Правовое положение президента в отличие от главы государства в монархических странах определяется тем, что пост президента выборный, он избирается на определенный, устанавливаемый Конституцией срок, внутри страны и на международной арене президент выступает от имени избирателей или от имени парламента, т.е. его власть является производной от них, и, наконец, существует принцип ответственности президента, в отличии от отсутствия принципа ответственности монарха.

Конституционный статус Президента РФ.

Глава государства
Гарант конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина

Обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

Принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости государственной целостности

Не включен в ветви власти, но способен воздействовать на них
Определяет основные направления внутренней и внешней политики государства
Участвует в законодательном процессе
Верховный главнокомандующий Вооруженными силами РФ
Формирует и возглавляет Совет безопасности РФ
Решает ряд вопросов правого положения личности, награждения, присвоения званий, осуществляет помилование
Может быть отрешен от должности законодательной властью

Президент имеет право вносить предложения о поправках к Конституции, о проектах законов, затрагивающих вопросы правового положения граждан. Глава государства должен обеспечивать согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Президент взаимодействует с Государственной Думой, Советом Федерации, Конституционным судом и другими высшими судами РФ, Генеральным прокурором, Председателем Правительства. Президент должен одинаково относиться ко всем субъектам Федерации, ко всем существующим в России политическим силам, стоять вне партий, выступать в роли единственного общего арбитра в различных политических спорах. Президент должен прибегать к мирным средствам разрешения различных политических споров. В случае недостижения согласованного решения, он может передать разрешение конкретного спора на рассмотрение соответствующего суда.

Президент определяет основные направления политики государства и во взаимодействии с органами исполнительной власти, прежде всего Правительством. Все его полномочия как главы государства не могут быть переданы никому другому государственному органу.

Президент самостоятельно формирует и сам возглавляет Совет безопасности, статус которого определяется федеральным законом, формирует Администрацию Президента и отдельно назначает главу администрации. Президент назначает и освобождает от должности высшее командование Вооруженных сил РФ, утверждает военную доктрину РФ. Президенту принадлежит право назначать и освобождать от должности полномочных представителей Президента, назначать и отзывать, после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями Федерального собрания дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях.

Следующая группа полномочий Президента связана с его взаимоотношениями с Федеральным Собранием. В соответствии с Конституцией и федеральным законом, Президент назначает выборы (очередные или внеочередные) в Государственную Думу. Только Президент может назначить референдум в порядке установленном федеральным конституционным законом.

Президент является субъектом законодательной инициативы. Он может вносить законопроекты по любым вопросам, входящим в компетенцию Государственной Думы. В полномочия Президента входит подписание и обнародование федеральных законов, принятых Государственной Думой и одобренных Советом Федерации. Президент как глава государства обращается к Федеральному Собранию с ежегодным посланием о положении в стране и об основных направлениях внутренней и внешней политики государства:

Ведет переговоры и подписывает международные договоры РФ;

Подписывает ратификационные грамоты;

Принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических представителей.

Президенту как главе государства предоставлено исключительное право решения вопросов гражданства РФ и предоставления политического убежища. От имени государства Президент награждает государственными наградами РФ, присваивает почетные звания РФ, воинские и высшие специальные звания.

При осуществлении своих полномочий Президент издает два вида актов – указы и распоряжения. Указы могут быть нормативного (принимаются по общим вопросам, затрагивающим определенный наиболее важный круг общественных отношений) и ненормативного характера (акты индивидуального применения права, например , указы о награждениях). Распоряжения Президента РФ представляют собой акты индивидуального оперативного характера. Все акты, издаваемые Президентом обязательны для исполнения на всей территории РФ, и они не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законом.

2.2. МЕХАНИЗМ ИЗБРАНИЯ Президента России

Президент избирается гражданами России на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Участие гражданина РФ в выборах Президента является свободным и добровольным.

Избирать Президента;

Участвовать в выдвижении кандидатов на должность Президента;

Наблюдать за проведением выборов Президента;

Наблюдать за работой избирательных комиссий, за установлением итогов голосования.

Выборы Президента РФ осуществляются открыто и гласно.

Центральная избирательная комиссия РФ;

Избирательные комиссии субъектов РФ;

Участковые избирательные комиссии.

Президент России, избранный народом, вступает в должность по истечении четырех лет со дня вступления в должность Президента РФ, избранного на предыдущих выборах Президента РФ, а при проведении досрочных выборов - на тридцатый день со дня официального опубликования Центральной избирательной комиссией РФ результатов выборов Президента РФ.


2.3.Выборы Президента смены

В нашей школе прошли выборы Президента смены в летнем оздоровительном лагере. Этот пост, как пост государства очень важен. В первую очередь нас учат правовой культуре, во вторую у нас вырабатываются навыки взрослой жизни, в-третьих, мы получили возможность влиять на работу лагеря, на организацию нашего отдыха через должность Президента смены.

В рамках работы школы юного избирателя мы провели выборы (я - Сошка Дарья, Михеева Ксения, Костырева Алена, Лялина Екатерина, Стебаева Анжела). Мы встретились с ребятами, объяснили важность предстоящих выборов. Нами были составлены списки избирателей. Созданная избирательная комиссия в нашем составе, ребятами были выдвинуты кандидаты на этот пост, проведена агитация, т.е. все как на настоящих выборах.

9 июня был открыт избирательный участок. Ребята с удовольствием участвовали в выборах. Все происходившее запомнилось и думаю, пригодится в дальнейшем.


З а к л ю ч е н и е

В заключении хочу отметить, чтовыборы - торжественный и драматичный момент в жизни многих участников этого события.

Шестнадцатилетняя практика проведения выборов в России показала, что можно развить политико-правовую культуру населения. Каждая избирательная кампания вызывает интерес населения и становится главной темой в жизни общества и государства.

В ходе избирательных кампаний активизируется деятельность, задействованы все каналы массовой информации, расширяется круг лиц, получающих эту информацию; представители науки и образования делятся знаниями и мнениями, представляют информацию для анализа.

Кроме того, население накапливает опыт по участию в выборах. Все этоповышает самосознание общества, а значит, и ответственность, что приводит к упрочению государственной системы.

Необходимо вовлекать молодежь в избирательный процесс, потому что важно с какими ценностями, политической понятиями современная молодежь придает на смену нынешним политическим силам, а от этого зависит будущее России.

Для того чтобы в дальнейшем молодежь могла проявить активность, реализовать свои права, необходимо создавать молодежные общественные объединения. Нужно объединиться, и тогда появится вера в собственные силы. В свои возможности!


список литературы

2. Федеральный закон «О выборах Президента РФ» (в ред. Федерального закона от 10.01.2003г. №19-ФЗ)

3. Федеральный закон от 2 июля 2002г. 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» (с изменениями им дополнениями 24 июля 2007г.)

4. Областной закон Свердловской области от 29 апреля 2003г. №10-ОЗ «Избирательный кодекс Свердловской области» (с изменениями и дополнениями от 27 ноября, 25 декабря, 2003г, 27 января,10 декабря 2004г, 25 марта 2005г., 20 февраля 2006г.)

5. Бикмулин Т. Г. Приобщаемся к политической культуре! Выборы и референдумы. / Журнал о выборах 2004 - №2.

6. Катков Д. Б. Избирательное право. Вопросы и ответы: учебник / Д. Б. Катков, Е.В.Корчиго – М.: Юриспруденция, 2001г.

7. Скосаренко Е. И. Некоторые особенности применения избирательных систем / Е.И. Скосаренко // Журнал о выборах – 2004г.


Словарик избирателей

Депутат - лицо, избранное членом представительного органа власти.

Кандидат - лицо, выдвигаемое для избрания в государственный или общественный орган для замещения какой-либо должности или для приема в какую-либо организацию.

Избиратель – гражданин РФ, обладающий активным избирательным правом.

Мандат - документ, удостоверяющий те или иные полномочия или права предъявителя, напр. депутатский мандат.

Одномандатные и многомандатные избирательные округа образуются на основании данных о численности избирателей, зарегистрированных на соответствующей территории.

С писок избирателей - официальный документ, в который вносятся все граждане данного избирательного участка, имеющие право участвовать в выборах.

Избирательная комиссия - комиссия, образуемая для организации и проведения выборов.

Партия политическая - политическая организация, выражающая интересы социальных групп, объединяющая их наиболее активных представителей.

Квота избирательная - количество голосов, необходимое для избрания одного депутата в данном избирательном округе. Применяется при пропорциональной системе представительства.

ПРИЛОЖЕНИЕ

В современном обществе этот процесс начинается довольно рано. Уже в школьном возрасте ребенок приобретает первые сведения о политике через семью, игры, ближайшее окружение, средства массовой информации. Родители и старшие члены семьи передают ребенку не только определенные политические взгляды, но и образы политического мышления.

Особая роль принадлежит в этот период таким образовательным учреждениям, как школы, средние профессиональные образовательные учреждения, институты, университеты, где молодые люди расширяют свой политический кругозор. Вместе с тем борьба за молодежь со стороны различных политических партий, движений, обостряется.

Многое в демократической процедуре выборов зависит от политической культуры человека. Чтобы приобрести способность самостоятельно приходить к политическим решениям, необходимы политические знания, положительное отношение к политике, понимание ее важной роли в жизни общества, а так же готовность участвовать в политической деятельности в качестве активного политика, или избирателя. Этому надо учиться.

Выборы - это всегда борьба за власть. И очень важно, чтобы как можно больше людей понимали существо этого политического процесса, прежде всего свое место в нем, и участвовали в выборах осознанно, добиваясь избрания действительно достойных.

Цель моей работы: почему выборы президента происходят общим голосованием?

Задачи моей работы:

Рассмотреть избирательные системы: мажоритарную, пропорциональную, смешанную, выделить их достоинства и недостатки. Раскрыть понятие «избирательная система», характерное для РФ, ее развитие в предвыборный период.

Роль Президента РФ в системе органов государственной власти. Порядок и процедура избрания Президента РФ.

Сущность любой избирательной системы - характер соотношения голосов избирателей, поданных за отдельного кандидата или партийный список.

Избирательные системы прошли длительный путь. В итоге почти трехвекового развития демократия выработала две основные формы участия граждан в формировании органов государственной власти и местного самоуправления: мажоритарную и пропорциональную избирательные системы. На их основе в современных условиях применяются и смешанные формы.

Мажоритарная система относительного большинства – это самая простая система, при которой избранным считается тот кандидат, который получил наибольшее число голосов, по сравнению с другими.

Мажоритарная система квалифицированного большинства – когда избранным считается кандидат, получивший заранее установленное число голосов. Квалифицированное большинство устанавливается законом и превышает большинство абсолютное.

Пропорциональная избирательная система действует в многомандатных избирательных округах, и голосование ведется по партийным спискам. Каждая партия, участвующая в выборах, получает количество депутатских мест, пропорциональное числу полученных ею голосов избирателей.

В России до недавнего времени выборы депутатов в Государственную Думу начинались с первичного распределения мандатов. Центральная избирательная комиссия подсчитывала сумму голосов избирателей, и делила полученную сумму голосов избирателей на 225 (число депутатских мест, распределяемых по данному федеральному округу)

По Конституции Президент как глава государства определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Конечно, он определяет их не единолично, а во взаимодействии с другими органами государственной власти и различными политическими силами. При этом действия его ограничены рамками Конституции, т.е. глава государства должен действовать на основе Конституции, не выходить за ее рамки, его деятельность должна находиться в границах существующего законодательства.

Президентом может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в РФ не менее 10 лет.

Не имеет права избирать Президента РФ и быть избранным Президентом РФ, гражданин РФ, признанный судом недееспособным (психически больной или не достигший возраста 18 лет) или содержащийся в местах лишения свободы.

В соответствии с Конституцией РФ выборы Президента РФ назначает Парламент страны. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее, чем за 90 дней до дня голосования. Днем голосования на выборах Президента РФ является второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих выборах Президента РФ. Решение о назначении выборов должно быть опубликовано в средствах массовой информации.

Избирание Президента России гражданами России – более тесно связывает его с народом. Избирается Президент РФ по мажоритарной системе абсолютного большинства. Эта система наиболее приемлема при проведении выборов такого уровня: соблюдается принцип большинства, достаточно высока явка избирателей, что позволяет сделать вывод о том, что в ближайшее время порядок проведения выборов Президента не изменится.

Голосование проводится с 8 до 20 часов по местному времени. О дне, времени и месте голосования избирательные комиссии обязаны оповестить избирателей не позднее чем за 20 дней до дня голосования через средства массовой информации.

Выборы Президента РФ проводится в сроки, установленные законом.

Лица, не достигшие возраста 18 лет, являются будущим поколением избирателей. Именно в этот период жизни, в школе, закладываются навыки логического мышления, развивается способность к анализу, в рамках курсов «История России», «Обществоведение», а в некоторых образовательных учреждениях и правовых дисциплин, в них даются первые основы права, знания о государственном устройстве. В этом возрасте надо развивать у ребенка интерес к дальнейшей жизни.


Введение 2

Глава 1. Избирательный процесс 4

1.1. Избирательные системы 4

1.2. Структура избирательного процесса 8

Глава 2. Выборы Президента Российской Федерации 9

2.1.Роль Президента России 9

2.2.Механизм избрания Президента России 12

2.3.Выборы Президента смены 14

Заключение. 15

Список литературы 16

Словарик избирателей 17

В в е д е н и е

В условиях становления и развития в России демократического правового государства, от решения избирателей, определяющих путем выборов конкретный состав органов государственной власти и местного самоуправления, зависит общее направление движения страны.

В современном обществе этот процесс начинается довольно рано. Уже в школьном возрасте ребенок приобретает первые сведения о политике через семью, игры, ближайшее окружение, средства массовой информации. Родители и старшие члены семьи передают ребенку не только определенные политические взгляды, но и образы политического мышления.

Особая роль принадлежит в этот период таким образовательным учреждениям, как школы, средние профессиональные образовательные учреждения, институты, университеты, где молодые люди расширяют свой политический кругозор. Вместе с тем борьба за молодежь со стороны различных политических партий, движений, обостряется.

Людям издавна свойственно выбирать. Рано и активно люди использовали выборы для устройства самых важных своих дел.

Любая демократия построена на выборе. Граждане выбирают партии, лидеров, систему взглядов, любимые книги и газеты, собственные политические позиции и многое другое. Гражданин, живущий в демократическом обществе, вынужден самостоятельно решать и выбирать практически постоянно. О выборах, как основном элементе демократии, очень много говорят с трибун и пишут в периодической печати.

Выборы интересны уже самим предвыборным накалом страстей. У кандидатов на выборные должности разное видение проблем, стоящих перед обществом и разное мнение по поводу их решения. А способы осуществления программ, предлагаемых кандидатами или претендентами на выборное кресло, зачастую далеки от реальности.

Многое в демократической процедуре выборов зависит от политической культуры человека. Чтобы приобрести способность самостоятельно приходить к политическим решениям, необходимы политические знания, положительное отношение к политике, понимание ее важной роли в жизни общества, а так же готовность участвовать в политической деятельности в качестве активного политика, или избирателя. Этому надо учиться.

Выборы - это всегда борьба за власть. И очень важно, чтобы как можно больше людей понимали существо этого политического процесса, прежде всего свое место в нем, и участвовали в выборах осознанно, добиваясь избрания действительно достойных.

Избирательные системы прошли длительный путь. Демократия выработала две избирательные системы участия граждан в формировании органов государственной власти и местного самоуправления: мажоритарную и пропорциональную. На их основе в современных условиях применяются и смешанные формы. Рассматривая данные системы, обратим особое внимание на то, что они отличаются не столько формальными моментами, сколько политическими целями.

Цель моей работы: почему выборы президента происходят общим голосованием?

Задачи моей работы:

    Рассмотреть избирательные системы: мажоритарную, пропорциональную, смешанную, выделить их достоинства и недостатки. Раскрыть понятие «избирательная система», характерное для РФ, ее развитие в предвыборный период.

    Роль Президента РФ в системе органов государственной власти. Порядок и процедура избрания Президента РФ.

Глава I. Избирательный процесс

1.1. избирательные системы

Выборы - не просто процедура формирования органов власти путем голосования, это очень сложный политический процесс, в который вовлечены различные группы и слои общества, политические партии. Демократические выборы позволяют гражданам избирать и смещать государственных деятелей, влиять на состав правящих элит и их лидеров и поэтому являются важнейшей частью политического процесса, а сама избирательная кампания чаще всего происходит в форме острых столкновений политических сил.

В странах с высокой политической культурой (Франция, Италия, Германия, Англия) выборы выступают основой демократичности общества. Эффективность выборов зависит от многих факторов, среди них важное место принадлежит избирательной системе.

Избирательная система – явление чрезвычайно сложное и динамичное. Ее конкретное содержание различно в каждой стране, и со временем изменяется.

Сущность любой избирательной системы - характер соотношения голосов избирателей, поданных за отдельного кандидата или партийный список.

Избирательные системы прошли длительный путь. В итоге почти трехвекового развития демократия выработала две основные формы участия граждан в формировании органов государственной власти и местного самоуправления: мажоритарную и пропорциональную избирательные системы. На их основе в современных условиях применяются и смешанные формы.

Название мажоритарной системы происходит от французского слова majorite (большинство). Сущность мажоритарной избирательной системы заключается в том, что победившим на выборах считается кандидат, набравший определенное большинство голосов избирателей. Законодательство государства определяет, в зависимости от вида выборов (президентские, парламентские или местные), какое именно большинство голосов необходимо набрать - относительное или абсолютное. В соответствии с этим различают мажоритарную систему квалифицированного большинства, относительного большинства и мажоритарную систему абсолютного большинства.

Мажоритарная система относительного большинства – это самая простая система, при которой избранным считается тот кандидат, который получил наибольшее число голосов, по сравнению с другими.

Мажоритарная система абсолютного большинства – требует для избрания кандидата абсолютного большинства голосов избирателей (половины общего их числа 50%+1 голос).

Мажоритарная система квалифицированного большинства – когда избранным считается кандидат, получивший заранее установленное число голосов. Квалифицированное большинство устанавливается законом и превышает большинство абсолютное.

Мажоритарные избирательные системы действуют преимущественно в одномандатных избирательных округах, но возможно их применение и в многомандатных, тогда голосование идет по партийным спискам в целом.

Пропорциональная избирательная система действует в многомандатных избирательных округах, и голосование ведется по партийным спискам. Каждая партия, участвующая в выборах, получает количество депутатских мест, пропорциональное числу полученных ею голосов избирателей.

Пропорциональное распределение мест осуществляется на основе избирательной квоты (доли), которая вычисляется путем деления общего числа голосов избирателей, на число мандатов, подлежащих распределению, то есть определяется минимальное число голосов избирателей, которое необходимо набрать партии, чтобы получить один мандат. Такая избирательная система работает в нашей стране второй год.

В России до недавнего времени выборы депутатов в Государственную Думу начинались с первичного распределения мандатов. Центральная избирательная комиссия подсчитывала сумму голосов избирателей, и делила полученную сумму голосов избирателей на 225 (число депутатских мест, распределяемых по данному федеральному округу)

Смешанная избирательная система предполагает сочетание элементов мажоритарной и пропорциональной систем в различных вариациях.

В России формирование Государственной Думы происходило на основе смешанной избирательной системы: 225 депутатов избираются по мажоритарной избирательной системе относительного большинства, 225 - по пропорциональной избирательной системе.

Индивидуальный кандидат считался избранным, если он набрал в своем округе больше голосов, чем другие кандидаты, если этого не происходит, то проводятся перевыборы между двумя кандидатами, набравшими наибольшее число голосов. Во втором туре для победы достаточно набрать относительное большинство голосов. Если был выдвинут всего один индивидуальный кандидат, он считается избранным без голосования.

Остальные депутатские мандаты распределялись между партийными списками по пропорциональной системе. Если в округе выдвинут только один партийный список, то все включенные в него кандидаты считаются избранными.

Избирательная система и количество избирательных округов могут быть различными для каждых выборов. Избирательная комиссия России, учитывала количество политических партий, желающих участвовать в выборах, принимала решение о выборе избирательной системы, которая будет применяться на данных выборах.

Половина мандатов распределялась на основе мажоритарной системы: партия, получившая большинство голосов избирателей, получает половину депутатских мест.

Остальные мандаты распределяются между всеми участвовавшими в выборах партиями пропорционально количеству полученных ими голосов избирателей. Партия, уже получившая половину депутатских мест, могла участвовать во вторичном распределении мандатов по пропорциональной системе наравне с остальными партиями.

Прежняя избирательная система России сложилась в результате избирательной реформы 1993 – 1995 гг., которая началась с принятия 12 декабря 1993 года всенародным голосованием Конституции РФ.

Избирание Президента России гражданами России – более тесно связывает его с народом. Избирается Президент РФ по мажоритарной системе абсолютного большинства. Эта система наиболее приемлема при проведении выборов такого уровня: соблюдается принцип большинства, достаточно высока явка избирателей, что позволяет сделать вывод о том, что в ближайшее время порядок проведения выборов Президента не изменится.

Подводя итог рассмотренному, я могу сделать выводы:

    Использование какой-либо избирательной системы способно существенно влиять на политическую обстановку в стране.

    Различные виды избирательных систем используются для избрания органов власти и должностных лиц.

1.2 . структура Избирательного процесса.

Избирательный процесс выборов имеет сложное внутреннее строение и структуру. Вопрос о структуре (содержании) избирательного процесса увязывается исключительно со стадиями избирательной кампании.

Избирательный процесс состоит из ряда последовательных и взаимосвязанных стадий, каждая из которых имеет строго отведенное ей назначение.

Избирательный процесс тесно связан с политической жизнью государства и общества. В нем основным является доверие избирателей – к государству, избирательным комиссиям, обеспечивающим организацию и проведение выборов.

Избирательный процесс включает в себя:

    назначение выборов;

    формирование избирательных комиссий;

    предоставление сведений об избирателях, составление и уточнение списков избирателей;

    образование избирательных округов и избирательных участков;

    выдвижение и регистрация кандидатов (списков кандидатов), избирательных инициатив;

    проведение предвыборной агитации и финансирование ее мероприятий;

    регистрация избранных депутатов, выборных должностных лиц, опубликование итогов голосования и результатов выборов.

Соблюдение данных стадий избирательного процесса является обязательным для всех участников выборов.

Все они являются обязательными элементами процесса организации и проведения выборов, отсутствие хотя бы одного из них способно парализовать ход всей избирательной кампании.

Термин «избирательный процесс» отсутствует в федеральном законе. Это понятие теоретическое. Под избирательным процессом в РФ понимается урегулированная нормами права, а так же иными социальными нормами, деятельность соответствующих субъектов по подготовке и проведению выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления в Российской Федерации.

Эта деятельность является устойчивой, упорядоченной и состоит из определенных стадий.

1. Назначение выборов. Суть этой стадии в определении даты голосования на соответствующих выборах.

Выборы должны быть проведены не позднее 6 месяцев со дня досрочного прекращения полномочий. За рамки этого предела не могут назначаться выборы; выборы в органы государственной власти вновь образованных субъектов Российской Федерации назначаются либо на второе воскресенье марта (октября), либо же на день проведения голосования на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания, либо же на иной день в соответствии с федеральным конституционным законом, либо указом Президента РФ; не допускается проведение выборов в нерабочие праздничные дни, в предшествующий праздничному дню день, день, следующий за нерабочим праздничным днем, рабочий день. Если произошло совпадение второго воскресенья марта с одним из названных дней, выборы назначаются на первое воскресенье марта. То же самое происходит и в октябре месяце.

Проведение выборов в РФ требует издания специального акта о назначении выборов уполномоченным органом и опубликовывается не позднее 5 дней со дня принятия решения. Выборы в федеральные органы государственной власти (Президента, депутатов Государственной Думы) назначаются не ранее чем за 110 и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Выборы в органы государственной власти субъекта назначаются не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Выборы в органы местного самоуправления назначаются не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до дня голосования. Эта норма определяет длительность избирательной компании. Были случаи, когда органы не назначают выборы. Если уполномоченный орган или должностное лицо не назначает выборы в вышеназванные сроки, их назначает избирательная комиссия, организующая выборы. Комиссия, если она не реализует свое полномочие, она может попасть под норму о расформировании комиссии.

Если комиссия не назначит выборы, либо её просто не существует, в этом случае по заявлениям избирателей, избирательных объединений, органов государственной власти, органов местного самоуправления, прокурора, соответствующий суд общей юрисдикции может определить срок, в течение которого уполномоченный орган или должностное лицо, а при их отсутствии избирательная комиссия, обязаны будут назначить соответствующие выборы.

Право выдвинуть свою кандидатуру на пост Президента Российской Федерации имеет каждый гражданин, достигший 35 лет и проживающий постоянно в течение не менее 10 лет на территории Российской Федерации.

2. Образование избирательных участков. Избирательные участки - это территориальная единица, объединяющая избирателей одним помещением для голосования. Избирательный участок носит чисто техническое значение и имеет целью создание условий при голосовании. Избирательные участки при проведении выборов в Российской Федерации образуются главой муниципального образования либо поселения, либо в городах Москва и Санкт-Петербурга - главами исполнительных органов территорий, которые входят в состав городов федерального значения. Избирательный участок образуется с соблюдением следующих требований:

*Численность избирателей на избирательном участке не должна превышать 3000 избирателей (исключение составляют избирательные участки, образуемые за пределами территорий РФ);

*Границы избирательных участков не должны пересекать границ избирательных округов.

Избирательные участки так же образуются в местах временного пребывания избирателей, т.е. в больницах, санаториях, следственных изоляторах, в труднодоступных отдаленных местностях, на судах, находящихся в день выборов в плавании, а так же на полярных станциях. Данные избирательные участки входят в избирательный округ по месту их расположения, либо же по месту приписки судна. Кроме того, избирательный участки могут образовываться за пределами территории РФ руководителями консульских учреждений и дипломатических представительств.

3. Формирование избирательных комиссий.

Избирательная комиссия - это коллегиальный орган, осуществляющий подготовку и проведение выборов в органы государственной власти и в органы местного самоуправления, а так же осуществляющий контроль за соблюдением избирательных прав граждан (осуществляют рассмотрение жалоб граждан и в связи с этим принимать решения - например, принимать решения об отказе в регистрации кандидата). Избирательные комиссии имеют двойственную функцию. В систему избирательных комиссий в РФ в настоящее время входят:

*ЦИК - это федеральный государственный орган, который действует на постоянной основе и обладает статусом юридического лица. ЦИК состоит из 15 членов (с правом решающего голоса), из которых 5 назначается Государственной Думой Федерального Собрания, 5 членов назначается Советом Федерации Федерального Собрания и 5 членов назначает Президент РФ. В настоящее время в качестве обязательное требования к члену комиссии предъявляется высшее профессиональное образование. Срок полномочий 4 года;

*Избирательные комиссии субъектов РФ являются государственным органом субъекта РФ, так же действующими на постоянной основе и являются юридическим лицом. Срок полномочий избирательной комиссии субъекта составляет 4 года. Численный состав избирательной комиссии субъекта устанавливается законом субъекта федерации, но не может быть менее 10 и более 14 членов комиссии с правом решающего голоса. Формирование избирательной комиссии субъектов РФ осуществляется на паритетных началах законодательным (представительным) органом субъекта РФ и высшим должностным лицом субъекта РФ, либо в отсутствии этой должности, руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ;

*Избирательные комиссии муниципальных образований являются муниципальным органом и не входит в структуру органов местного самоуправления. Уставом муниципального образования, нормативным актом органа местного самоуправления может быть установлено, что комиссия действуют на постоянной основе и являются юридическими лицами. Избирательные комиссии муниципального образования организуют подготовку и проведение выборов в органы местного самоуправления. Срок полномочий избирательной комиссии муниципального образования составляет 4 года. Данная избирательная комиссия формируется в количестве 5 - 11 членов с правом решающего голоса. Конкретный численный состав избирательной комиссии устанавливается уставом муниципального образования, либо же иным нормативно-правовым актом муниципального образования. Назначение членов избирательной комиссии муниципального образования осуществляет представительный орган местного самоуправления. Полномочия избирательной комиссии муниципального образования решением избирательной комиссии субъекта федерации, принятому на основании обращения представительного органа местного самоуправления, могут возлагаться на территориальную избирательную комиссию;

*Окружные избирательные комиссии формируются в случае проведения выборов по одномандатным и/или многомандатным избирательным округам. Полномочия её могут быть возложены на другую избирательную комиссию. Окружные избирательные комиссии не являются постоянно действующими, срок их полномочий истекают через два месяца со дня официального опубликования результатов соответствующих выборов. Численный состав избирательных комиссий устанавливается законом субъекта РФ. Формирование окружной избирательной комиссии осуществляет вышестоящая избирательная комиссия;

*Территориальные избирательные комиссии входят в систему государственных органов в субъекте РФ. Действуют на постоянной основе. Законом субъекта РФ территориальным избирательным комиссиям может быть придан статус юридического лица. Полномочия данной избирательной комиссии решением избирательной комиссии субъекта РФ, принятому по согласованию с представительным органом муниципального образования, могут возлагаться на соответствующую избирательную комиссию муниципального образования. Территориальные избирательные комиссии формируются в количестве 5 - 14 членов с правом решающего голоса. Назначение членов комиссии с правом решающего голоса осуществляет избирательная комиссия субъекта РФ.

*Участковые избирательные комиссии. Данные комиссии формируются лишь в период избирательной компании для обеспечения процесса голосования на выборах. Срок полномочий данной комиссии истекает через 10 дней со дня официального опубликования результатов выборов (если действия комиссии не обжаловались в суд). Число членов участковой избирательной комиссии устанавливается соответствующим законом. Назначаются члены комиссии вышестоящей избирательной комиссией.

Все названные избирательные комиссии не представляют централизованную систему избирательных комиссий при проведении одних и тех же выборов. Применительно к разным выборам задействуются разное число избирательных комиссий. Выборы Президента РФ проводятся по единому федеральному избирательному округу, включающему в себя всю территорию РФ. Подготовку и проведение выборов осуществляют избирательные комиссии, которые независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления. Эти комиссии создаются на уровне Федерации (Центральная избирательная комиссия), субъектов РФ, территорий (районов, городов и др.), участков. Каждый зарегистрированный кандидат в Президенты вправе назначить одного члена Центральной избирательной комиссии РФ с правом совещательного голоса. Избирательные комиссии имеют большие права, их деятельность строго регламентирована и осуществляется гласно и открыто.

4. Составление списков избирателей. Список избирателей является важнейшим документом, который не только определяет численность избирателей на территории соответствующего избирательного участка, но и удостоверяет их право на участие в голосовании. Списки избирателей составляются соответствующей территориальной избирательной комиссией на основании данных о регистрации учете избирателей. Ведется регистр избирателей. Он ведется постоянно. К числу соответствующих избирательных комиссий относятся избирательные комиссии муниципального образования, окружная или территориальная комиссия. Списки избирателей составляются в двух экземплярах (один в печатном виде, второй, как правило, в электронном виде) и передаются по акту участковым избирательным комиссиям не позднее, чем за 20 дней до дня голосования. Участковые комиссии уточняют списки избирателей и представляют их для ознакомления избирателям (они находятся в избирательной комиссии, можно ознакомиться только с данными о самом себе). Избиратели вправе ознакомиться со списками избирателей и заявить об ошибке, неточности в списке избирателей в участковую избирательную комиссию. Участковая избирательная комиссия вправе либо внести соответствующие изменения в списки избирателей на основании заявления избирателя, либо дать ему мотивированный отказ, который может быть обжалован в вышестоящую избирательную комиссию, либо в суд. Основанием для включения избирателя в список избирателей является:

*Наличие у него гражданства (в исключительных случаях иностранные граждане имеют право быть включены в списки избирателей);

*Отсутствие в отношении избирателя вступившего в силу решения суда о признании его недееспособным, либо же приговора суда о лишении его свободы;

*Нахождение его места жительства на территории соответствующего избирательного участка. Лишь в исключительных случаях возможно включение избирателей в списки избирателей по месту их временного пребывания (например, нахождение в длительной заграничной командировке).

5. Выдвижение и регистрация списков кандидатов (кандидатов) на выборах в РФ

Выдвижение кандидатов возможно либо непосредственно, либо в составе списка кандидатов. Непосредственное выдвижение включает в себя самовыдвижение, а так же выдвижение кандидата избирательным объединением. Выдвижение списка кандидатов осуществляется только избирательным объединением при проведении выборов пропорциональной избирательной системой. Самовыдвижение осуществляется путем предоставления в избирательную комиссию необходимых для выдвижения документов. Для самовыдвижения при выборах президента необходима поддержка 2 млн. избирателей. Выдвижение избирательным объединением осуществляется на съездах (конференциях) избирательных объединений путем тайного голосования. Детальная процедура регламентируется уставами соответствующих общественных объединений. Представление избирательных документов для регистрации кандидата. В Центральную избирательную комиссию Российской Федерации в срок от 80 до 45 дней до дня голосования предоставляются документы для регистрации кандидата на пост Президента Российской Федерации. Срок подачи документов истекает в 18 часов по московскому времени 45 дня до дня голосования.

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации проверяет подписные листы и иные принятые в соответствии с Федеральным законом документы в течение 10 дней со дня их приема.

О результатах проверки подписей кандидат, уполномоченный представитель политической партии, избирательного блока извещаются не менее чем за двое суток до заседания, на котором будет рассматриваться вопрос о регистрации кандидата.

Регистрация кандидата. На этой стадии определяется круг лиц, которые фактически будут участвовать в соответствующих выборах (исключение: возможность снять свою кандидатуру). Регистрация кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией на основании собранных в поддержку кандидата необходимого количества подписей избирателей (устанавливается законодательством, например, 1% от всех зарегистрированных избирателей).

Регистрация возможна на основании факта внесения избирательного залога на специальный счет избирательной комиссии. Избирательный залог устанавливается соответствующим законом. Может быть применен на любых выборах, кроме выборов Президента РФ.

Не требуется внесение избирательного залога и сбора подписей в поддержку кандидата/списка кандидатов, если кандидат/список кандидатов выдвинут политической партией, её структурным подразделением при условии, что федеральный список этой политической партии допущен к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания.

При проведении выборов в представительный орган муниципального образования со средней нормой представительства избирателей, установленный законом, но не более 10 тыс., сбор подписей в поддержку выдвижения кандидатов, внесение избирательного залога могут не осуществляться, если законом субъекта РФ предусмотрен заявительный порядок регистрации кандидатов.

6. Предвыборная агитация - деятельность, осуществляемая в период избирательной компании, имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата/кандидатов, список/списки кандидатов, либо против него/них. Предвыборная агитация может осуществляться в агитационный период. Агитационный период начинается со дня выдвижения кандидата/списка кандидатов и заканчивается в 00.00 часов по местному времени за сутки до дня голосования (это общая норма). В средствах массовой информации предвыборная агитация может начаться за 28 дней до дня голосования (специальная норма). Предвыборная агитация может осуществляться в различных формах. В частности, возможно проведение предвыборной агитации в СМИ, путем проведения массовых мероприятий (собраний, митингов, демонстраций), путем распространения агитационных печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов. И в других формах (открытый перечень). Действующее законодательство устанавливает минимальные равные возможности для кандидатов для приведения предвыборной агитации (путем предоставления равного объема бесплатного эфирного времени и равных бесплатных печатных площадей в СМИ).

В день голосования до момента окончания голосования на территории Российской Федерации запрещается опубликование (обнародование) данных об итогах голосования, о результатах выборов Президента Российской Федерации, в том числе размещение таких данных в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования (включая сеть «Интернет»).

7. Голосование и определение результатов выборов Президента Российской Федерации. Время начала и окончания голосования устанавливается законом. Продолжительность голосования не может составлять менее 10 часов. Законом может устанавливаться, что на территории избирательных участков, где расположено место жительство избирателей, время работы которых совпадает со временем голосования, например, при работе на предприятиях с непрерывным циклом работы, либо же при работе вахтовым методом, время голосования, по решению избирательной комиссии субъекта РФ, может быть перенесено на более раннее время, но не более чем на 2 часа.

Каждый избиратель голосует лично. Обязательным при голосовании является получение бюллетеня, который выдается избирателю по предъявлению паспорта или заменяющего его документа (ст.2 ФЗ). При получении избирательного бюллетеня избиратель либо сам вносит паспортные данные о себе, либо по его просьбе член участковой избирательной комиссии может внести паспортные данные за него. Голосование проводится путем нанесения избирателем в бюллетень любого знака, в квадрате относящимся к кандидату или списку кандидатов. Бюллетень опускается в стационарный ящик для голосования. Избиратель, который не имеет возможности самостоятельно расписаться в получении бюллетеня или заполнить бюллетень, вправе воспользоваться для этого помощью другого избирателя, но не члена избирательной комиссии, зарегистрированного кандидата, наблюдателей и других категорий лиц. В этом случае в списке избирателей делается соответствующая отметка, с указанием данных об избирателе, который осуществляет соответствующую помощь. Если избиратель считает, что он ошибся при голосовании, в этом случае он вправе обратиться к члену участковой комиссии с просьбой выдать ему новый бюллетень, о чем делается соответствующая отметка в списке избирателей, а бюллетень соответственно погашается.

В соответствии с действующим законодательством, предусматривается возможность электронного голосования, хотя это исключение из правил. Действующее законодательство устанавливает ограничения. Они используются на тех участках, где была зафиксирована фальсификация (не более 1% участков). Для обеспечения всеобщего голосования действующим законодательством устанавливается: Во-первых, голосование по открепительному удостоверению. Такая возможность должна устанавливаться законом и предоставляется избирателям, которые в день голосования не смогут прибыть в помещение для голосования того избирательного участка, где он включен в список избирателей. В этом случае избиратель получает открепительное удостоверение и вправе прикрепиться к любому избирательному участку в день выборов, но в пределах того избирательного округа, в котором он обладает активным избирательным правом.

Во-вторых, действующем законодательством предусматривается досрочное голосование. Досрочное голосование используется только при проведении выборов органы местного самоуправления, при условии, что законом не предусмотрено голосование по открепительным удостоверениям. Данная возможность предоставляется избирателям, которые по уважительным причинам (отпуск, командировка, режим трудовой, учебной деятельности, выполнение государственных и общественных обязанностей, состояние здоровья) будут отсутствовать по месту своего жительства, не смогут прибыть в помещение для голосования на своем избирательном участке. Досрочное голосование осуществляется в период за 15 - 4 дня до дня голосования в помещениях избирательных комиссий, являющихся вышестоящими по отношению к участковой комиссии. За 3 дня и до дня голосования в помещениях участковых комиссий.

В-третьих, голосование избирателей по почте. Данная возможность должна быть предусмотрена законом субъекта РФ. И при данном способе голосования учитываются только голоса избирателей, поступивших в соответствующую комиссию не позднее окончания времени голосования.

Досрочное голосование проводится по решению избирательной комиссии субъекта Российской Федерации не ранее чем за 15 до дня голосования на избирательных участках, образованных на судах, которые в день голосования будут находиться в плавании, на полярных станциях, в труднодоступных или отдаленных местностях. Подсчет голосов осуществляется участковой избирательной комиссией, начинается он сразу по окончании времени голосования и проводиться без перерыва до установления итогов голосования на соответствующем избирательном участке, о чем составляется протокол участковой избирательной комиссии, который подписывается всеми присутствующими членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. Первый экземпляр протокола направляется в вышестоящую избирательную комиссию, которая устанавливает итоги голосования на соответствующей территории, о чем составляет протокол в двух экземплярах, первый экземпляр которого направляется в вышестоящую избирательную комиссию. Установление результатов выборов осуществляет окружная избирательная комиссия либо же комиссия, на которую возложены полномочия окружной избирательной комиссии в случае проведения выборов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам. При проведение выборов по единому избирательному округу установление результатов выборов осуществляет избирательная комиссия, организующая выборы, о чем составляется протокол соответствующей избирательной комиссии, в котором комиссия вправе признать выборы состоявшимися и признать кандидата избранным, либо же признать выборы несостоявшимися.

Избранным на должность главы государства считается зарегистрированный кандидат, набравший более 1/2 голосов избирателей, принявших участие в голосовании(мажоритарная система абсолютного большинства). Выборы состоялись, если приняло участие не менее 1/2 избирателей, внесенных в списки избирателей.

Если в бюллетень включено более 2-х кандидатов и ни один не набрал установленного большинства голосов, то ЦИК назначает повторное голосование по 2-м кандидатурам, набравшим наибольшее количество голосов избирателей. Избранным по результатам повторного голосования считается кандидат, набравший наиболее количество голосов избирателей, при условии, что количество голосов избирателей "против всех" меньше, чем количество голосов за данного кандидата. Повторное голосование может проводиться и по одной кандидатуре, если ко дню голосования не осталось кандидатов, принимающих участие в повторном голосовании. Кандидат считается избранным на должность главы государства, если набрал не менее 50% голосов избирателей.