Конституция рф содержит все законы страны. Конституция как основной закон рф

1. Ввиду наличия договорных и деликтных оснований возникновения обязательств, а также действия множества специфических по ϲʙᴏему хозяйственному содержанию договорных обязательств устанавливаются различные сроки исковой давности. При ϶ᴛᴏм тенденция законодательства состоит в их сокращении. Давностные сроки в правовой науке подразделяются на общие и специальные.

Весьма сложная система сроков давности действует во Франции. ФГК (ст. 2262, 2277, 2271-2273) и другими законами предусматриваются три основные группы таких сроков:

30 лет - общий срок для всех требований, по кᴏᴛᴏᴩым законом не предусмотрены специальные, более короткие сроки;

пять лет - по требованиям из обязательств, подлежащих выполнению с определенной - годовой или более короткой - периодичностью и в установленном объеме (требования из договора найма, по взысканию процентов и дивидендов, заработной платы и пр.) ;

от шести месяцев до двух лет - для требований по обязательствам, доказательство выполнения кᴏᴛᴏᴩых может быть утрачено в длительные сроки, и т. д.

В ФРГ общий срок исковой давности составляет 30 лет (§ 196 ГГУ) Исключая выше сказанное, имеется много укороченных давностных сроков (§ 197, 201 ГГУ), среди кᴏᴛᴏᴩых доктрина выделяет четыре группы. Сроки от шести месяцев до двух лет установлены для некᴏᴛᴏᴩых притязаний коммерсантов, в частности для требований о возмещении ущерба вследствие отсутствия у вещи надлежащего качества или снижения цены. Двухлетняя, а в некᴏᴛᴏᴩых случаях четырехлетняя давность введена для притязаний из сделок повседневного оборота, трехлетняя - для притязаний о возмещении вреда, четырехлетняя - для не оплаченных в срок периодических платежей - процентов и т. д.

Общий срок исковой давности в Швейцарии равен десяти годам (ст. 127 ШОЗ) Стоит сказать, для ряда требований, например из договора розничной продажи, найма и некᴏᴛᴏᴩых других, установлен сокращенный пятилетний срок (ст. 128 ШОЗ), для требований из деликтных обязательств-годичный срок (ст. 60 ШОЗ)

В Англии действуют различные сроки давности в зависимости от основания возникновения иска. Стоит сказать, для исков из простых (неформальных) договоров и из правонарушений установлена исковая i давность 6 лет, а для исков из договоров «за печатью» - 12 лет. : Действует и ряд давностных сроков по отдельным видам исков. | В различных штатах США общие сроки исковой давности колеблются от четырех до десяти лет. Так, в штатах Калифорния и Отметим, что техас они составляют четыре года, в Иллинойсе и Миссури - ляуь лет, Нью-Йорке и Мичигане - шесть, Висконсине и Вирджи-нии - десять лет и т. д. Вместе с тем для отдельных видов исков установлены и другие сроки.

В национальных системах права действуют различные давност-ные сроки для одних и тех же правоотношений. Это относится, в частности, к срокам предъявления требований, вытекающих из поставки товаров.

Во Франции для предъявления таких исков установлены следующие сроки: при продаже товаров продавцом-коммерсантом покупателю-некоммерсанту - два года (ст. 2272 ФГК), а в сделках, в кᴏᴛᴏᴩых обеими сторонами выступают коммерсанты,- десять лет, если только законом не предусмотрены более короткие давностные сроки (ст. 189 bis ФГК) Нужно помнить, такие укороченные сроки действуют, например, для исков покупателя о снижении цены или расторжении договора- один год (ст. 1622 ФГК)

В ФРГ для исков из купли-продажи установлен срок два года (§ 196 ГГУ), но если речь идет о требованиях двусторонней реституции или снижении цены, а также возмещении убытков вследствие отсутствия гарантированных договором качеств, в отношении движимых вещей принят срок шесть месяцев с момента сдачи товара, а земельных участков-год (§ 447 ГГУ)

В англо-американском праве установлены единые для всех исков из договора купли-продажи давностные сроки. В Англии действует давностный срок шесть лет (ст. 2 закона об исковой давности 1980 г.), а в праве США - четыре года, хотя в некᴏᴛᴏᴩых штатах он установлен в пять-шесть лет, в частности в Оклахоме, Миссисипи, Южной Каролине и Висконсине.

Конвенцией об исковой давности 1974 года, положения кᴏᴛᴏᴩой носят диспозитивный характер и не подлежат применению в случае их исключения сторонами по договору (ст. 3), предусматривается единый срок исковой давности - четыре года (ст. 8) Данный срок будет общим для всех видов требований из купли-продажи. Отметим, что тем самым упраздняется категория специальных сокращенных сроков исковой давности, принятых в праве многих стран, в частности для исков ввиду недостатков проданной вещи. В конвенции содержатся также положения о применении сроков давности только по инициативе сторон, договорном изменении ϶ᴛᴏго срока и его перерыве.

2. Во всех правовых системах начало течения сроков исковой давности определяется моментом возникновения права на иск, то есть моментом, с кᴏᴛᴏᴩого обязательство будет годным к взысканию и может быть предъявлено к принудительному исполнению.

В случае, если договор предусматривает совершение действия в установленный срок, течение срока давности начинается с данного момента. В случае если договор включает отлагательное условие, срок давности начинает течь с момента его наступления. К примеру, при условии оплаты долга по первому требованию кредитора давность течет со времени уведомления должника о необходимости исполнения. При возникновении обязательств из причинения вреда течение сроков давности начинаетсятрадиционно с момента, когда потерпевшее лицо узнало или должно было узнать о причинении ему

вреда. Но при нарушении абсолютных прав, в частности права собственности, течение давности начинается с момента правонарушения.

3. Действие института давности юридически связывается в основном с предположением о небрежности кредитора в ϲʙᴏевременном предъявлении должнику ϲʙᴏих требований. Этим оббазируется установление во всех правовых системах правил о приостановлении и перерыве течения исковой давности при обстоятельствах, когда непредъявление иска обусловливается иными факторами.

Приостановление ϲʙᴏдится к правилу о том, что в давностный срок не засчитывается время, в течение кᴏᴛᴏᴩого управомоченное лицо оказывается не в состоянии предъявить иск или по меньшей мере от него нельзя ожидать предъявления иска.

К обстоятельствам, обусловливающим приостановление сроков давности, закон или суды ᴏᴛʜᴏϲᴙт, в частности, наступление обстоятельств непреодолимой силы, военные действия, отсутствие у недееспособного лица законного представителя и некᴏᴛᴏᴩые другие случаи. Оценка такого рода обстоятельств принадлежит суду или арбитражу. Время, в течение кᴏᴛᴏᴩого действуют указанные обстоятельства, не засчитывается в давностный срок, но после того, как они отпали, начавшееся течение давности продолжается, то есть учитывается и прошедшее до приостановления время.

Перерыв исковой давности связан с наступлением обстоятельств, нарушающих течение давностного срока, при кᴏᴛᴏᴩых ранее истекшее время становится бесполезным. Стоит заметить, что оно не учитывается, и после устранения данных препятствий может начаться только новое течение давности.

Известны два вида оснований для перерыва, связанные с действиями кредитора или должника. В первую очередь, предъявление кредитором иска или совершение им действий, приравненных к предъявлению иска. К таким действиям, предусмотренным законом, например ст. 2244 и 2248 ФГК, § 208 и 209 ГГУ, ст. 135-137 ШОЗ, ᴏᴛʜᴏϲᴙтся наложение ареста на имущество должника, заявление требований через судебного исполнителя или конкурсному управлению и т. д. Во-вторых, признание должником в письменной или устной форме (в англо-американском праве - только в письменной) ϲʙᴏего обязательства. Стоит заметить, что оно может быть результатом одностороннего или двустороннего акта, подтверждающего обязательство или содержащего обещание должника о его исполнении, либо такого поведения должника, из кᴏᴛᴏᴩого можно заключить, что он знает о ϲʙᴏем обязательстве и признает права кредитора (например, частичная уплата долга или процентов и т. д.) Кредитор может прервать течение срока давности столько раз, сколько считает необходимым.

Контрольные вопросы по теме

/. Что понимается под исковой давностью?

2. Каковы принципы применения норм об исковой давности?

3. Каковы виды сроков исковой давности и правила исчисления данных сроков?

Венской конвенцией не регулируются вопросы исковой давности, а Россия не является участницей Конвенции об исковой давности в международной купле-продаже товаров 1974 г. С 1 января 1991 г. утратили нормативный характер ОУП СЭВ 1968/1988 гг., в которых содержится регулирование исковой давности. Отсутствуют предписания об исковой давности и в каких-либо других международных договорах России, регулирующих отношения по международной купле-продаже товаров. Поэтому применительно к контрактам, стороной которых являются российские организации, исковая давность определяется применимым национальным правом (российским или иным). Договоренность сторон применять к своим отношениям иностранное право влечет разрешение спора по нормам избранного ими права.

Когда применимым признается российское право, при разрешении споров используются его предписания. Согласно ст. 1208 ГК РФ, исковая давность определяется по праву страны, подлежащему применению к соответствующему отношению.

При обращении к нормам права иностранного государства по вопросам исковой давности необходимо иметь в виду, что в англо-американском коллизионном праве исковая давность признается институтом процессуального права. Из этого следует, что суд должен руководствоваться по вопросам исковой давности собственным процессуальным правом, т.е. законом суда. Принципиально иной подход используется в практике российского международного коммерческого арбитража. Однако и в государствах, где исковая давность признается институтом гражданского процесса, подход к применению иностранных правил об исковой давности неоднозначен. Так, в Великобритании в 1984 г. принят специальный Закон об иностранных исковых сроках, по которому в английском международном частном праве нормы об исковой давности иностранного права относятся к материальному праву договора. В практике судов США также просматривается тенденция, направленная на отказ от характеристики института исковой давности в качестве процессуального и на применение подхода о выборе закона, принятого в международном частном праве.

В случае применения по вопросам исковой давности норм национального права соответствующего государства следует иметь в виду, что в праве многих государств, как и в российском законодательстве, наряду с общим сроком исковой давности установлены и специальные сроки. Кроме того, неодинаков порядок их исчисления и применения. В некоторых государствах действует несколько правовых систем (отличается законодательство их отдельных территориальных единиц – провинций, штатов и т.п.). Примером могут служить Австралия, Великобритания, США, Канада. Поэтому необходимо в каждом случае разобраться, какая из правовых систем подлежит применению и каково содержание соответствующих норм, регулирующих исковую давность. В части третьей ГК РФ (ст. 1188) предусмотрено, что в случаях, когда применению подлежит право страны, в которой действуют несколько правовых систем, применяется система, определяемая в соответствии с правом этой страны. Если же это невозможно, применяется правовая система, с которой отношение наиболее тесно связано.

К контрактам международной купли-продажи товаров, в которых участвуют российские организации, при определенных условиях применима Конвенция об исковой давности в международной купле-продаже товаров 1974 г. в силу того, что ее участником является иностранное государство, право которого применимо к данному контракту. Но при условии, что данное государство участвует не только в этой Конвенции, но и в Протоколе к ней 1980 г., и участник Протокола не сделал оговорку, исключающую применение названной Конвенции к контрактам, коммерческие предприятия сторон которых находятся в государствах, не участвующих в Конвенции. Такие оговорки действуют в отношении Чешской Республики, Словацкой Республики и США. Правила этой Конвенции применяются (по состоянию на 21 июня 2002 г.) в отношении контрактов российских предпринимателей, когда они регулируются правом следующих 14 государств: Аргентины, Беларуси, Кубы, Египта, Гвинеи, Венгрии, Мексики, Молдовы, Польши, Румынии, Словении, Уганды, Уругвая и Замбии.

Следует обратить внимание на то, что к числу государств, участвующих в Конвенции об исковой давности в международной купле-продаже товаров без поправок, внесенных Протоколом 1980 г., относятся: Босния и Герцеговина, Бурунди, Доминиканская Республика, Гана, Норвегия, Украина, Югославия. Поэтому когда в отношении контрактов российских организаций действует право этих государств, Конвенция неприменима.

Применение указанной Конвенции к отношениям по контрактам, заключенным российскими организациями, требует внимательного анализа ее положений, так как содержащееся в ней регулирование во многом отличается от соответствующих норм ГК РФ.

  • Подробнее см.: Розенберг М. Г. Исковая давность в международном коммерческом обороте: практика применения. М.: Статут, 1999.

Выполним работу на заказ

План курсовой работы

Введение.

1. Исторические условия и этапы принятия Конституции РФ 1993 г.

2. Характерные особенности Конституции РФ 1993 г.

  • 2.1. Основные черты Конституции РФ.
  • 2.2. Юридические свойства Конституции РФ.
  • 2.3. Порядок внесения изменений и пересмотра Конституции РФ.

3. Конституции (уставы) субъектов РФ как источник конституционного права РФ.

  • 3.1. Конституции (уставы) субъектов РФ.

Заключение.

Библиографический список.

Введение

В основе развития Российского общества лежат нормы Конституции Российской Федерации. Вся политическая система Российского государства базируется на основе этих конституционных норм.

Содержание Конституции, а так же ее основные сущностные черты, определяются именно тем, что она регулирует важнейшие отношения между обществом, гражданами, государством и законом. Закрепляет основы общественного строя, принципы организации государственного аппарата. В данном случае является фундаментальной основой для правовой и политической системой государства.

Принятие Конституции, а в дальнейшем последовательная реализация, является фактором стабильности, определенности в развитии общественных отношений, а так же устанавливает равноправие граждан, определяет права и свободы, ограничивает полномочия государства, его должностных лиц и представителей, тем самым пресекая его произвол.

Конституция, выполняет роль, так называемого «главного регулятора», осуществляя при этом регламентацию, в большей степени массовых и социально значимых общественных отношений. Ее положения в значительной мере политизированы, так как регулирование осуществляется на основе учета интересов носителей конкретных социально-политических ценностей, настоящей социокультурной среды, международной обстановки и внешнеполитических приоритетов, реакции общественного мнения. Конституционные положения содержат совокупность нормативных выражений принципов внутренней и внешней политики государства.

Саму Конституцию, в общем, ее виде, можно определить, как основной закон государства, который выражает интересы и волю народа в целом или отдельных слоев населения, при этом закрепляя в их интересах самые важные начала общественного строя и государственной организации страны.

Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что Конституция РФ 1993 г. для становления новой Российской государственности, дала мощный импульс, а так же приняла особую устойчивость.

Так как Конституция обладает высшей юридической силой, то имеет социально политическую сущность. Она заключается в том, что имеет соотношение политических сил. Своего рода общественный договор, в котором согласованны политические интересы различных частей общества. Каждая такая часть – класс, социальный слой, территориальная, национальная общественность защищает в политической борьбе свои социальные интересы и степень, в которой их удается согласовать, получает отражении в Конституции.

Без сомнений можно сказать, что ее влияние на развитие всей правовой системы, а так же всего российского законодательства только укрепилось. Ведь за прошедшие времена законодательство РФ потерпело немало изменений и стало занимать ведущее положение в регулировании государственно – общественных отношений. Конституция отразила в себе изменения в социальной политике государства, был исключен классовый подход к различным слоям населения, отсутствует упоминание о ведущей роли рабочего класса и других категорий трудящихся, при построении общенародного государства, как активной части политической системы. Тем не менее закреплены институты частной собственности и свободного развития предпринимательства, которые в основном характерны для экономики, основанной на свободной рыночном хозяйстве.

Конституция встала на путь юридического равноправия всех субъектов Федерации как в отношениях друг с другом, так и в отношениях с Федерацией, взяв за основу приоритет прав человека независимо, в частности, от национальной принадлежности. Обязанность соблюдать Конституцию и федеральные законы касается всех органов государственной власти, местного самоуправления, должностных лиц и граждан, что имеет особое значение для обеспечения законности, стабильности и правопорядка в государстве и обществе.

Основной целью курсовой работы является изучение самой сущности Конституции РФ, как основного закона государства, имеющего высшую юридическую силу.

Исходя из основной цели курсового проекта, были поставлены следующие задачи:

  • 1. Дать основное определение Конституции РФ.
  • 2. Рассмотреть и раскрыть основные черты Конституции РФ.
  • 3. Дать характеристику юридическим свойствам Конституции РФ.
  • 4. Рассмотреть процедуру изменения и порядок пересмотра действующей Конституции РФ 1993 г.
  • 5. Проанализировать Конституцию (основные уставы) субъектов РФ, как источник конституционного права РФ.

И заменила его Федеральным Собранием Российской Федерации , состоящим из Совета Федерации, в который входило по 2 представителя от каждого субъекта Федерации, и Государственной Думы, избираемой народом.

Конституция обладает высшей юридической силой, закрепляющей основы конституционного строя, государственное устройство , образование представительных, исполнительных, судебных органов власти и систему местного самоуправления, .

История конституции

Однако сложная расстановка политических сил в составе народных депутатов приводила к значительной затяжке принятия новой Конституции. В основном процесс шёл по пути внесения многочисленных изменений в действующую Конституцию РСФСР , которая приобретала в связи с этим противоречивый характер. Одни её нормы противоречили другим. Эта несогласованность вызывала ожесточённое противостояние и противоборство законодательной и исполнительной властей.

Высшей точкой этого конфликта стали события в октябре 1993 года , разрешившиеся в ходе вооруженного столкновения властей роспуском Съезда народных депутатов и Верховного Совета. Налицо был не только политический, но и конституционный кризис. В этих условиях принятие новой Конституции должно было явиться базой, способствующей установлению стабильности в обществе.

Проектов новой Конституции было подготовлено много. Главными из них являлись два:

  • , созванного по решению Президента РФ Б. Н. Ельцина

В итоге проект Конституционного Совещания вобрал в себя многие положения проекта Конституционной комиссии и был принят за основу при окончательной доработке Конституции с привлечением субъектов Федерации, депутатов, их различных фракций, специалистов, рабочих групп. После значительной доработки этот проект Конституции был вынесен Президентом на всенародное голосование.

12 декабря 1993 года голосование состоялось. За принятие Конституции проголосовало 58,43 %, против - 41,57 %. Новая Конституция была принята и вступила в действие со дня её опубликования 25 декабря того же года.

Конституция Российской Федерации 1993 года

Структура

Действующая Конституция России состоит из Преамбулы и двух разделов. В Преамбуле провозглашается, что народ России принимает данную Конституцию; закрепляются демократические и гуманистические ценности; определяется место России в современном мире. Первый раздел включает 9 глав и состоит из 137 статей , закрепляющих основы политической , общественной, правовой , экономической , социальной систем в Российской Федерации, основные права и свободы личности , федеративное устройство Российской Федерации, статус органов публичной власти , а также порядок пересмотра Конституции и внесения в неё поправок. Второй раздел определяет заключительные и переходные положения и служит основой преемственности и стабильности конституционно-правовых норм.

Непосредственно структуру Конституции России можно отобразить следующим образом:

  • Раздел первый
    • Глава 1. Основы конституционного строя (статьи 1-16)
    • Глава 2. Права и свободы человека и гражданина (статьи 17-64)
    • Глава 3. Федеративное устройство (статьи 65-79)
    • Глава 4. Президент Российской Федерации (статьи 80-93)
    • Глава 5. Федеральное Собрание (статьи 94-109)
    • Глава 6. Правительство Российской Федерации (статьи 110-117)
    • Глава 7. Судебная власть (статьи 118-129)
    • Глава 8. Местное самоуправление (статьи 130-133)
    • Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции (статьи 134-137)
  • Раздел второй. Заключительные и переходные положения

Отличия от

  • Ликвидирована система Советов (включая Съезд народных депутатов России);
  • Ликвидировано закрепление земли и недр в качестве достояния народов, проживающих на соответствующей территории (ст.11 Конституции 1978 г.);
  • Россия стала симметричной федерацией : полномочия республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов стали одинаковыми (пункт 4 , пункт 2 , пункт 1 ). Однако, республики, входящие в Россию, имеют право устанавливать свой государственный язык, в отличие от иных субъектов России . В - гг. компетенция республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных области и округов различалась (см. , Конституции 1978 года), а до этого, в - гг. субъектами Российской Федерации (РСФСР) и вовсе были только национальные образования (республики).
  • Срок полномочий Президента России сокращён с 5 до 4 лет (в 2008 году увеличен до 6 лет);
  • Ликвидирован верхний предел возраста кандидата в Президенты России ; (в - гг. составлял 65 лет);
  • Образовано Федеральное Собрание Российской Федерации ;
  • Изменён текст Присяги Президента Российской Федерации ;
  • Переименован ряд субъектов Российской Федерации (в - гг. дополнительно переименованы 5 субъектов России);
  • Президент Российской Федерации был наделен полномочиями главы государства, но перестал считаться главой исполнительной власти и её частью.
  • введено разделение законов на обычные (федеральные законы), органические (ФКЗ , принимаются двумя третями голосов депутатов ГД и одобряются тремя четвертями голосов членов СФ) и законы о поправках к Конституции (порядок принятия тот же (за исключением поправок к главам 1, 2 и 9) + ратификация субъектами).
    • Согласие субъектов Федерации (ратификация) теперь требуется для любых поправок к Конституции (а не только для изменения норм о федеративном устройстве).
    • Установлен усложненный порядок изменения основ конституционного строя (глава 1), норм о правах человека (глава 2) и порядке изменения Конституции (глава 9). Ранее любой раздел Конституции (включая основополагающие её нормы) мог быть изменен Съездом народных депутатов России (законом, принятым большинством не менее двух третей от общего числа избранных народных депутатов Российской Федерации).
  • нормы об основах системы государственной власти субъектов России выведены из Конституции в федеральные законы (прежде всего - Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»). Ранее система государственной власти во всех субъектах была регламентирована непосредственно Конституцией России (разделы и Конституции 1978 года)
  • отменена регламентация структуры представительных и исполнительных органов местного самоуправления, в прежней Конституции статус местных Советов народных депутатов и местной администрации регламентировался непосредственно (главы и )
  • принципы избирательной системы выведены в законы. Ранее они регламентировались Конституцией ()
  • государственная символика стала устанавливаться федеральными конституционными законами. Ранее флаг и герб были установлены непосредственно Конституцией (статьи 180 и 181 Конституции 1978 года), а гимн определялся Верховным Советом России (статья 182).
  • Конституция получила высшую юридическую силу (статья 15 Конституции России). Ранее говорилось лишь о том, что «все законы и иные акты государственных органов Российской Федерации издаются на основе и в соответствии с Конституцией Российской Федерации.» (статья 184 Конституции России 1978 года), что было связано с отказом Съезда народных депутатов России рассматривать беловежское соглашение, включая отказ отменять формальное действие и высшую юридическую силу Конституции СССР
  • Отменен институт приостановления отдельных статей Конституции законодательным органом (ранее статья 185 Конституции 1978 года предусматривала, что Съезд народных депутатов России может это сделать не менее, чем двумя третями голосов народных депутатов России).
  • Исключены нормы о делегировании парламентом своих полномочий (ранее они предусматривались статьей 185 Конституции России 1978 года)
  • В Конституцию введены нормы о порядке принятия новой Конституции (Конституционным Собранием , двумя третями голосов от общего числа членов Собрания, либо референдумом, назначенным Собранием). Прежняя Конституция не включала прямых норм о порядке принятия Конституции, но содержала указание на эту процедуру среди исключительных полномочий Съезда (пункт 1 части третей статьи 104 КРФ 1978 года).

Конституционные поправки и пересмотр Конституции

Субъектами конституционной законодательной инициативы, то есть, субъектами , которые могут вносить предложения о конституционных поправках и пересмотре положений Конституции, являются:

  • законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации;
  • группа численностью не менее одной пятой членов Совета федерации или депутатов Государственной думы.

Порядок внесения поправок в Конституцию и её пересмотра регламентируется Конституции, которая предусматривает четыре вида конституционных поправок в зависимости от значимости вопросов, регулируемых той или иной частью Конституции:

  1. пересмотр положений глав (основы конституционного строя), (права и свободы человека и гражданина) и 9 Конституции;
  2. поправки к остальным главам (кроме );
  3. внесение изменений в статью 65 в связи с изменением наименования субъекта Российской Федерации;
  4. внесение изменений в статью 65 в связи с изменением состава Российской Федерации.

Изменения в статью 65 не устанавливают какие-либо принципиальные положения, а лишь конкретизируют состав Российской Федерации на данный момент. Поэтому изменения в статью 65 Конституции вносятся в упрощённом порядке.

Внесение изменений в статью 65 Конституции в связи с изменением наименования субъекта России

Часть 2 статьи 137 Конституции гласит:

В случае изменения наименования республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа новое наименование субъекта Российской Федерации подлежит включению в статью 65 Конституции Российской Федерации.

Нормативный акт До изменений После
Ингушская Республика Республика Ингушетия
Указ Президента Российской Федерации от 9 января 1996 г. № 20 Республика Северная Осетия Республика Северная Осетия - Алания
Указ Президента Российской Федерации от 10 февраля 1996 г. № 173 Республика Калмыкия - Хальмг Тангч Республика Калмыкия
Указ Президента Российской Федерации от 9 июня 2001 г. № 679 Чувашская Республика - Чаваш Республики Чувашская Республика - Чувашия
Указ Президента Российской Федерации от 25 июля 2003 г. № 841 Ханты-Мансийский автономный округ Ханты-Мансийский автономный округ - Югра

Внесение изменений в статью 65 в связи с изменением состава России

В соответствии с частью 1 статьи 137 Конституции:

Изменения в статью 65 Конституции Российской Федерации, определяющую состав Российской Федерации, вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию и образовании в её составе нового субъекта Российской Федерации, об изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации

Федеральный конституционный закон Дата внесения изменений Исключено из статьи 65 Включено в статьи 65
от 25 марта 2004 года № 1 1 декабря Пермская область ; Коми-Пермяцкий АО Пермский край
от 14 октября 2005 года № 6 1 января Таймырский (Долгано-Ненецкий) АО ; Эвенкийский АО Красноярский край
от 12 июля 2006 года № 2 1 июля Камчатская область ; Корякский АО Камчатский край
от 30 декабря 2006 года № 6 1 января Усть-Ордынский Бурятский АО Иркутская область
от 21 июля 2007 года № 5 1 марта Читинская область ; Агинский Бурятский автономный округ Забайкальский край

Поправки к главам 3-8 Конституции Российской Федерации

Статья 136 Конституции гласит: Поправки к главам 3-8 Конституции Российской Федерации принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации"

Данные вопросы также урегулированы в Федеральном законе от 6 февраля 1998 года «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации»

Поправки в главы 3-8 должны быть одобрены двумя третями голосов депутатов Государственной Думы и тремя четвертями голосов членов Совета Федерации. После этого предложение о внесении конституционных поправок направляется законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. В течение года данное предложение должно быть одобрено законодательными (представительными) органами не менее чем в двух третях субъектов Российской Федерации. После установления результатов рассмотрения, Совет Федерации в течение семи дней направляет закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации Президенту, который в течение четырнадцати дней подписывает и опубликовывает его.

Пересмотр положений глав 1, 2 и 9 Конституции

В статье 135 Конституции Российской Федерации указано, что должен быть принят Федеральный конституционный закон о Конституционном Собрании, однако, такой закон до сих пор не принят.

Пересмотр Конституции отличается от внесения конституционных поправок тем, что в первом случае итогом является принятие новой конституции, а во втором - вносятся поправки в существующую Конституцию. При этом поправки могут быть внесены лишь в главы 3-8 Конституции. При изменении же положений глав 1, 2 и 9 должна быть начата процедура пересмотра Конституции.

Процедура пересмотра Конституции Российской Федерации начинается с внесения субъектом конституционной законодательной инициативы предложения о пересмотре Конституции в Государственную Думу. Если это предложение будет принято Государственной Думой (необходимо не менее трёх пятых голосов), то оно в течение пяти дней направляется в Совет Федерации (который также должен одобрить его тремя пятыми голосов). После этого должно быть созвано Конституционное Собрание - особый учредительный орган , порядок формирования и деятельности которого должны быть прописаны в специальном Федеральном конституционном законе. Конституционное Собрание принимает одно из следующих решений:

  • подтверждает неизменность Конституции;
  • разрабатывает проект новой Конституции, который:
    • принимается самим Конституционным Собранием двумя третями голосов или
    • выносится на всенародное голосование , где проект должен быть одобрен более одной второй от числа избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нём приняло участие не менее половины избирателей.

Отличие Конституции от законов

Конституция:

  • закрепляет государственный строй, основные права и свободы, определяет форму государства и систему высших органов государственной власти;
  • обладает высшей юридической силой;
  • обладает прямым действием (положения конституции должны выполняться вне зависимости от того, противоречат ли им другие акты);
  • отличается стабильностью, обусловленной особым, усложненным порядком принятия и изменения;
  • является базой для текущего законодательства.

Конституция и ограничение прав и свобод человека

Несмотря на то, что в соответствии с конституцией России права и свободы человека являются высшей ценностью, конституция России допускает их ограничение. Исходя из требований ст. 55 конституции России, такие ограничения должны удовлетворять следующим требованиям:

  • ограничение прав не должно достигать таких размеров, при которых можно будет говорить об отмене или даже умалении отдельных прав человека и гражданина, подразумевающем законодательное установление в сфере соответствующих прав и свобод меры свободы меньшей, чем необходимая с точки зрения основного содержания этих прав и свобод;
  • никакие ограничения прав и свобод человека и гражданина не могут быть сделаны на основе подзаконных актов;
  • исчерпывающим перечнем оснований для ограничения прав и свобод человека и гражданина является «защита основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства»;
  • ограничение права и свобод не должно превышать минимально необходимую меру, позволяющую реализовать приведённые в предыдущем пункте цели;
  • должны одновременно выполняться все перечисленные в пп. 1-4 требования, а также остальные требования конституции России.

В противном случае ограничение прав и свобод человека считается антиконституционным.

Вышеуказанные требования входят в так называемую «генеральную клаузу» - общую норму, на основании и в соответствии с которой допускается ограничение прав и свобод человека в Российской Федерации. Тем не менее отдельные статьи второй главы Конституции России содержат специальные основания ограничения тех или иных прав. К примеру, право собственности на землю в соответствии с ч.2 ст. 36 Конституции России осуществляется свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде. Таким образом, требование защиты окружающей среды является специальным конституционным основанием ограничения права собственности.

Некоторые из оснований ограничения прав граждан, в частности защита нравственности, являются весьма растяжимыми с нормативной точки зрения. Обращая внимание на критерии оправданности применения ограничений Конституционный Суд России указал: "Публичные интересы, перечисленные в статье 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, могут оправдывать правовые ограничения прав и свобод, только если такие ограничения адекватны социально необходимому результату ".

Конституционный Суд России также воспринял ряд принципов, введённых в практику Европейским Судом по правам человека в качестве необходимых для ограничения прав условий. Так, в одном из постановлений КС России было установлено, что «ограничения права собственности, равно как и свободы предпринимательской и иной экономической деятельности могут вводиться федеральным законом, если только они необходимы для защиты других конституционно значимых ценностей, в том числе прав и законных интересов других лиц, отвечают требованиям справедливости, разумности и соразмерности (пропорциональности), носят общий и абстрактный характер, не имеют обратной силы и не затрагивают само существо данного конституционного права».

Издание Конституции

Официальное издание Конституции Российской Федерации осуществляет московское издательство «Юридическая литература ». Осуществлено четыре официальных издания основного закона: в 1993, 1997, 2005, 2009 годах и публикация текста Конституции в Российской газете . Существуют десятки переизданий Конституции Российской Федерации.

См. также

Примечания

Ссылки

  • Текст Конституции Российской Федерации на официальном сайте Президента России
  • Сайт, посвященный Конституции России (Гарант-Интернет) (рус.) (англ.) (нем.) (фр.) (В редакции от 25 июля 2003 года).
  • Конституция Российской Федерации, с изменениями от 30 декабря 2008 года Российская газета 21 января 2009 года.

Особенности Конституции РФ

Конституция Российской Федерации является основным законом государства, который наделен высшей юридической силой и который закрепляет и регулирует общественные отношения в сфере правового положения личности, институтов гражданского общества, организации государства, а также основ функционирования публичной власти.

Сущность Конституции заключается в том, что она призвана служить главным ограничителем для власти в ее взаимоотношениях с человеком и обществом.

Назначение Конституции состоит в закреплении основ конституционного строя, прав человека и гражданина, основ организации государства и основ осуществления публичной власти.

Замечание 1

Конституция РФ является основным законом общества и государства. Ей присущи свойства основного закона, и они обусловлены тем, что Конституция в самом обобщенном виде закрепляет основные итоги проводимых в стране экономических, политических, социально-культурных преобразований и итоги развития всей правовой системы.

Конституции как основному закону государства присущи следующие особенности:

    она регулирует самую широкую сферу общественных отношений, которые затрагивают интересы всех граждан;

    в ней находят закрепление основы политической организации общества и экономического устройства государства;

    она определяет основные направления судебной деятельности органов государства: законодательных и исполнительных;

    регламентирует вопросы внешнеполитической деятельности государства;

    ей присущ особый порядок принятия и изменения.

Юридическими свойствами Конституции являются характерные признаки, которые определяют качественное своеобразие этого документа (рис. 1).

Эти признаки следующие:

    выступает в качестве основного закона государства;

    наделена высшей юридической силой;

    составляет ядро всей правовой системы страны;

    обладает стабильностью.

Рисунок 1. Юридические свойства Конституции

Замечание 2

Итак, Конституция РФ - основной закон страны. Она обладает высшей юридической силой по отношению ко всем правовым актам. Ни один правовой акт, который принимается в стране: будь то федеральный закон, Указ Президента РФ, Постановление Правительства РФ, судебное решение и т.д., не могут противоречить основному закону государства, а если он противоречит, то приоритетное значение имеют нормы Конституции.

В семейном законодательстве учтены положения ст. 38 Конституции РФ о государственной защите семьи, материнства и детства, а также основных обязанностях родителей и детей.

Итак, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что Конституция РФ является основным источником конституционного, а также всех других отраслей российского права. Конституционные нормы обязательны для всех и носят учредительный характер.

Основные функции и свойства Конституции

Назначение Конституции проявляется в реализации конституционных норм. К основным функциям Конституции (рис. 2) относятся:

    учредительная – заключается в том, что законность государству, политическому строю и политической системе придает именно Конституция;

    организаторская – суть ее состоит в том, что в Конституции закреплен правовой порядок в стране;

    идеологическая – выражена в идеологической основе политики, проводимой государством;

    информационная – потому что является главным источником информации о стране, которая ее приняла;

    стабилизирующая – потому что в процессе принятия конституционных норм обеспечивается стабильное развитие страны в конкретном направлении;

    программная – в ней содержатся положения, которые будут реально возможны в будущем и станут широко распространены.

Рисунок 2. Основные функции Конституции РФ

Конституция, являясь основой нормативно-правовых отношений, обладает следующими свойствами:

  1. Основополагающий характер.
  2. Нормативность.
  3. Высшая юридическая сила.
  4. Особый порядок принятия.
  5. Учредительность.