Основы конституционного статуса Федерального Собрания Российской Федерации. Федеральное собрание российской федерации: правовой статус и структура

Федеральное Собрание РФ: конституционный статус и структура. Парламент РФ – это Федеральное Собрание РФ оно является высшим представительным и законодательным органом РФ ст. Федеральное Собрание осуществляет законодательную власть в РФ независимо от других органов государственной власти РФ. Федеральное Собрание состоит из двух палат: 1 Совета Федерации в него входят по 2 представителя от каждого субъекта РФ: один – представитель законодательной власти субъекта РФ а другой – исполнительной власти; 2 Государственной Думы в ее состав...


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


73. Федеральное Собрание РФ: конституционный статус и структура.

Председателем Фед. Собрания в РФ является, Матвиенко Валентина Ивановна. Высшую законодательную власть в государстве осуществляет парламент. Парламент – это представительный орган страны, наделенный полномочиями по осуществлению законодательной власти в государстве и олицетворяющий ее. Парламент РФ – это Федеральное Собрание РФ, оно является высшим представительным и законодательным органом РФ (ст. 94 Конституции РФ). Федеральное Собрание осуществляет законодательную власть в РФ независимо от других органов государственной власти РФ.

Федеральное Собрание состоит из двух палат: 1) Совета Федерации (в него входят по 2 представителя от каждого субъекта РФ: один – представитель законодательной власти субъекта РФ, а другой – исполнительной власти); 2) Государственной Думы (в ее состав избираются депутаты путем всеобщего открытого голосования).

Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают особым статусом представителей народа. Принципы их деятельности: 1) принцип «императивного мандата» (т. е. обязательности исполнения наказов избирателей и отчетность перед ними); 2) принцип «свободного мандата» (т. е. свободного своего волеизъявления без влияния со стороны какого бы то ни было органа власти или должностного лица).

Черты Федерального Собрания РФ: 1) Федеральное Собрание – это коллегиальный орган, состоящий из представителей населения; 2) это высший законодательный орган в РФ, т. е. акты Федерального Собрания и законы, им принимаемые, должны соответствовать только Конституции РФ, в отношении же всех остальных нормативных актов эти акты обладают высшей юридической силой.

Принципы деятельности Федерального Собрания РФ: 1) порядок формирования и компетенция палат Федерального Собрания устанавливаются Конституцией РФ; 2) Федеральное Собрание является представителем народа России и отстаивает его интересы; 3) Федеральное Собрание – единственный орган, обладающий правом принятия государственного бюджета и контроля за его исполнением; 4) выборы Президента РФ назначаются Федеральным Собранием.

Основной функцией Федерального Собрания является принятие (нижней палатой) и одобрение (верхней палатой) федеральных конституционных и федеральных законов.

Федеральное Собрание РФ осуществляет: 1) распоряжение федеральными средствами государственной казны (принимает федеральный бюджет и осуществляет контроль за его исполнением); 2) контроль за исполнительной властью.

В полномочия Федерального Собрания входит производство процедуры отрешения Президента РФ от должности на основании заключения Генерального прокурора РФ о наличии состава преступления в действиях Президента РФ и процедуры объявления «вотума недоверия» Правительству РФ, а также контроля за судебной властью путем дачи согласия на назначение судей высших государственных судов России.

Федеральное Собрание независимо в осуществлении своих полномочий, но его нижняя палата (Государственная Дума РФ) может быть распущена Президентом РФ в случаях: 1) трехкратного неодобрения Федеральным Собранием кандидатуры Председателя Правительства РФ, предложенной Президентом РФ; 2) объявления «вотума недоверия» Правительству РФ, с которым дважды не согласился Президент РФ.

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

4335. Федеральное собрание РФ 18.93 KB
Федеральное Собрание парламент является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Федеральное Собрание состоящее из двух палат Совета Федерации и Государственной Думы это общегосударственное федеральное представительное учреждение. Российский парламент представительный орган всего многонационального народа Российской Федерации всех ее составных частей субъектов призван выражать волю реализовывать суверенитет интересы народа отражать мнение субъектов Федерации. Федеральное Собрание олицетворяет...
6860. Президент РФ: конституционный статус 7.7 KB
Президент РФ: конституционный статус. Президент РФ глава российского государства. Президент РФ избирается путем всеобщего равного и тайного голосования. Срок полномочий Президента РФ равен 4 годам.
6868. Государственная Дума: конституционный статус и полномочия 8.22 KB
Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной основе и не могут занимать государственные должности заниматься другой оплачиваемой деятельностью кроме преподавательской научной и иной творческой деятельности. Из числа депутатов избирается председатель Государственной Думы и его заместитель. На заседании комитетов избираются председатели комитетов Государственной Думы. Эти все председатели совместно с председателем Государственной Думы образуют Совет Государственной Думы.
6867. Совет Федерации: конституционный статус, новое в порядке формирования, полномочия 8.94 KB
Совет Федерации: конституционный статус новое в порядке формирования полномочия. В Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации далее Совет Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от законодательного представительного и от исполнительного органов государственной власти субъекта Российской Федерации...
21569. Совет Федерации Федерального Собрания: конституционный статус, эволюция механизма формирования, организационное устройство на современном этапе. Акты Совета Федерации 29.62 KB
Принцип верхней и нижней палат, характеризующий парламентское устройство в Российской Федерации, обусловливает значительную самостоятельность Государственной Думы и Совета Федерации (различны их полномочия, осуществляемое ими представительство, заседания проводятся раздельно и т.д.). В особо значимых случаях, установленных Конституцией РФ, палаты работают как единое целое и могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного Суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств.
6785. Конституционное собрание 11.04 KB
Согласно Конституции Российской Федерации 1993 г. 135 Конституционное собрание созывается в соответствии с федеральным конституционным законом который не принят до сих пор в случае если предложение о пересмотре положений глав 1 2 и 9 Конституции Российской Федерации соответственно Основы конституционного строя Права и свободы человека и гражданина Конституционные поправки и пересмотр Конституции будет поддержано 3 5 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. Состав и основы порядка работы...
5678. ГОСУДАРСТВЕННОЕ СОБРАНИЕ – КУРУЛТАЙ – РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН 50.17 KB
Верховный Совет БАССР XII созыва – предшественник Государственного Собрания – Курултая – Республики Башкортостан. Компетенция Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан
3549. 14.02 KB
Учеба в школе, выполнение домашних заданий – серьезный труд. Бывает, что третьеклассник занят не меньше взрослого. Прочитайте эпиграф к нашему собранию. Наша задача – приучить ребенка трудиться правильно, не нанося вред здоровью, т. к. учеба – это главный труд школьника.
21365. Органы прокуратуры и органы внутренних дел США. Федеральное бюро расследований 17.19 KB
Система судебных органов США. Органы прокуратуры и органы внутренних дел США. Особенностью политической системы США является то обстоятельство. В XIX веке в США были образованы две правящие и по сей день партии это Республиканская и Демократическая.
6876. Конституционный Суд РФ: назначение и компетенция 7.62 KB
Предложения о кандидатах на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации могут вноситься Президенту Российской Федерации членами депутатами Совета Федерации и депутатами Государственной Думы а также законодательными представительными органами субъектов Российской Федерации высшими судебными органами и федеральными юридическими ведомствами всероссийскими юридическими сообществами юридическими научными и учебными заведениями. Совет Федерации рассматривает вопрос о назначении на должность судьи Конституционного Суда...

Кафедра государственно-правовых дисциплин

Курсовая работа

по конституционному праву России

Выполнил курсант

Номер зачетной книжки

Калининград 2009г.

Введение

1. История российского парламентаризма

§ 1.1Образование и статус первого в России парламента

Заключение

Библиографический список

18 февраля 1905 г., когда в стране уже разрастался острейший социальный конфликт, Николай II издал рескрипт, в котором объявил о намерении привлечь достойнейших, доверием народа облаченных, избранных от населения людей к участию в предварительной разработке и обсуждению законодательных предложений "при условии непременного сохранения монархией всей полноты власти".

Созданное для реализации этого установления монарха Особое совещание под председательством министра внутренних дел А. Булыгина разработало проект учреждения Государственной думы с законосовещательным статусом. После почти шестимесячных сложных дебатов, в ходе которых многие ближайшие приближенные царя стремились как можно более урезать думские права, а сам Николай II даже предложил назвать Думу "Государевой", 6 августа 1905 г., наконец, царем был издан Манифест об учреждении Государственной думы. По этому манифесту "Государственная дума учреждалась как законосовещательное установление", избиравшееся на основе цензового представительства от трех курий.

Проекту создания законосовещательной Государственной думы не суждено было осуществиться. Эта царская "милость" не удовлетворила антиправительственное движение. Обострение политического кризиса осенью 1905 г вплоть до общероссийской октябрьской политической стачки и интенсивное назревание революционного взрыва вынудили правительство пойти на дальнейшие уступки по вопросу о статусе "народного представительства" .

Царским Манифестом 17 октября 1905 г. "Об усовершенствовании основ государственного управления" Государственной думе предоставлялись уже законодательные права. В документе содержалась "непреклонная воля" императора: "Установить, чтобы никакой закон не мог восприять силу без одобрения Государственной думы и чтобы выборным от народа обеспечена была возможность действительного участия в надзоре за закономерностью действий поставленных от Нас властей". Законодательный статус думы подтверждался в новом законе об учреждении Государственной думы. Она создавалась "для обсуждения законодательных предположений, восходящих к верховной самодержавной власти".

Однако законодательные права Государственной думы на практике ограничивались специально созданным механизмом. В компетенцию Думы входили предварительная разработка законодательных предположений, утверждение государственного бюджета, обсуждение вопросов о строительстве железных дорог и учреждений акционерных обществ. В то же время Государственная дума была лишена права вмешиваться в вопросы, находившиеся в сфере действия "Основных государственных законов". Это означало, что важнейшие вопросы о форме государственной власти, о внешней политике, содержании армии, об охране правопорядка в стране, о государственных займах и другие изымались из сферы влияния Государственной думы. Законодательные возможности первого российского представительного учреждения России были урезаны с самого начала.

Важным звеном механизма ограничения законодательных прерогатив Государственной думы являлся Государственный совет. На царскосельских совещаниях по поводу статуса Государственной думы в 1905-1906 гг.С.Ю. Витте отстаивал тезис о том, что нельзя допускать непосредственной связи Государственной думы с монархом. Между ними должен быть поставлен Государственный совет. Совет должен быть второй палатой и являться необходимым противовесом Думе.

Государственный совет призван играть роль буфера, который будет спасать общество от "необузданности" нижней палаты. Такой "буфер" вскоре действительно был создан.

20 февраля 1906 года Государственный совет был преобразован во вторую, верхнюю палату, обладавшую теми же правами, что и Государственная дума. Все законопроекты, принятые Думой, должны были затем поступать в Государственный совет и только в случае принятия их Советом представляться на утверждение государя. По существу, Государственный совет был наделен правом "вето" по отношению к законопроектам Думы. Поскольку Совет в своем большинстве состоял из представителей высшей бюрократии и генералитета, то при решении принципиально важных вопросов он, как правило, занимал консервативную позицию. Практика показала, что Государственный совет в 1906-1917 гг. являлся своего рода плотиной, о которую разбивались все либеральные порывы Государственной думы, или выполнял роль петли, которая душила неугодные официальной власти законопроекты Думы.

Наряду с этим о реальном статусе Государственной думы свидетельствовало положение "Основных государственных законов", согласно которому даже принятые Государственным советом и Государственной думой законы не могли вступить в силу без утверждения императора. Дума могла досрочно распускаться по решению государя, ее сессии могли приостанавливаться по царскому указу.

Поскольку "Основные государственные законы" наделяли царя "верховной самодержавной властью" и "властью управления" "во всем объеме", императору "предоставлялось право принимать указы законодательного характера по представлению Совета министров во время перерывов в сессиях Государственной думы и Государственного совета или во время прекращения их деятельности.

В то же время было бы необъективным квалифицировать Государственную думу как некое символическое представительное учреждение. На наш взгляд, заключение ряда исследователей о том, что ограничение самодержавия являлось иллюзорным, представляется недостаточно обоснованным. Прежде всего, "Основные государственные законы" в их новой редакции утратили определение царской власти как власти "неограниченной". Уступая общественному давлению в России и желая предстать перед Европой в более цивилизованном виде, царское правительство с болью согласилось пожертвовать из своей характеристики качественно важным для нее признаком "неограниченности" власти и было вынуждено согласиться на создание определенного механизма ограничения самодержавия.

Опубликование "Основных государственных законов" 1906 г. означало, что царь не только формально, но в известных пределах и фактически лишался двух важнейших прерогатив - неограниченного права законодательства и бесконтрольного распоряжения государственным бюджетом.

Однако в действительности этот важный шаг не привел к установлению в России конституционного строя в полном смысле данного высокого понятия. Создатели "Основных государственных законов", изданных в апреле 1906 года, внесли в них изменения, направленные на расширение прерогатив императора. В статье 4 указывалось, что государю принадлежит "верховная самодержавная власть" и повиноваться императору не только за страх, но и за совесть повелевает сам Бог. Согласно "Основным государственным законам" царь объявлялся "священной и неприкосновенной особой".

"Основные законы" предоставляли государю власть управления "во всем объеме". Он назначал и увольнял председателя Совета Министров, министров главноуправляющих отдельными структурными подразделениями государственного аппарата. Ему принадлежала высшая внешнеполитическая, военная и судебная власть. Как мы видим, в главном самодержавный режим правления сохранялся .

Государственная Дума была лишена права формирования правительства, не могла осуществлять непосредственного контроля за деятельностью его членов, не имела полномочий влиять на направленность правительственной политики. Хотя нельзя не отметить, что положение о Государственной Думе предоставляло ей возможность использовать механизм депутатских запросов министров, что активно практиковалось в IV Думе.

Слабой стороной Государственной думы являлся ее недостаточно представительный характер. Ведь в многоступенчатых выборах по сословным и имущественным куриям не участвовали женщины, военные, учащиеся, рабочие мелкой и кустарной промышленности, поденные рабочие, многие национальные меньшинства. Выборы в Государственную думу не были ни всеобщими, ни прямыми, ни равными. Известно, что в Первую Государственную думу один выборщик избирался от 2 тыс. земледельцев, 4 тыс. горожан, 30 тыс. крестьян и 90 тыс. рабочих. Новое положение о выборах, изданное после "роспуска Второй Государственной думы 3 июня 1907 г., расширило число выборщиков от землевладельческой курии, но зато существенно урезало представительство от крестьянской курии, от окраинных регионов. В связи с таким избирательным законом естественно возникал вопрос о степени легитимности Государственной думы. И поскольку Дума не располагала полновесной легитимной властью, не случайно население проявляло полное равнодушие к неоднократному роспуску царем "народного представительства" и не протестовало против третьеиюньского государственного переворота, осуществленного в традициях всевластной абсолютной монархии. Очевидно, что из исторического прецедента 1906-1917 гг., когда от участия в выборах отстранялась преобладающая часть населения России, что ставило под сомнение легитимность избранных общероссийских представительных органов, важно извлекать соответствующие уроки в процессе формирования институтов представительной ветви власти современного российского государства.

§1.2 Внутренняя организация парламента и его аппарата

Для сегодняшней практики строительства и функционирования парламента Российской Федерации представляет интерес опыт внутренней организации I-IV Государственных дум. По закону "Учреждение Государственной думы" она получала полномочия на пятилетний срок. Председатель избирался из состава членов Думы сроком на один год. В компетенцию председателя входили ведение прений на сессиях, надзор за порядком на заседаниях, обеспечение связи с другими государственными структурами, доклады государю о деятельности Думы.

Важное место в организационном строении Думы занимали постоянные и временные комиссии. В числе комиссий находились организационно-распорядительская, по личному составу, финансовая, бюджетная, земельная, по торговле и промышленности, по здравоохранению и другим направлениям деятельности .

Наряду с этим создавались специальные комиссии для проведения каких-либо отдельных мероприятий. Комиссии формировались путем избрания в отделах или на общих собраниях депутатов закрытым голосованием. Именно в комиссиях проходила основная часть законотворческой работы. По заключению С.А. Муромцева, избиравшегося председателем Государственной думы, в комиссиях разрабатывались дела "по существу". Кроме комиссий в Думе создавались отделы, выполнявшие технические или организационные функции.

При председателе Государственной думы функционировали совещания в составе заместителей председателя, секретаря Думы и его заместителей. Оно занималось планированием и решением общих вопросов организации думской деятельности. Со времени созыва II Государственной думы сложился институт депутатских фракций, стали проводиться их собрания и практиковаться совещания представителей фракций.

Для ведения дел по Государственной думе при ней создавалась канцелярия. Управление канцелярией возлагалось на секретаря Думы и его заместителей. В случае роспуска Думы канцелярия и состоявшие при Думе должностные лица продолжали функционировать под руководством секретаря вплоть до избрания Председателя Государственной думы и секретаря новым составом депутатов

В указе "Учреждение государственной думы" (20 февраля 1906 г) был определен правовой статус депутатов. Приступая к осуществлению функций члена Государственной думы, депутаты подписывали обещание исполнять возложенные на них обязанности "по крайнему нашему разумению и силам, храня верность государю императору и самодержцу всероссийскому и памятуя лишь о благе и пользе России", что ставило оппозиционно настроенных депутатов в определенные рамки и выборе политической позиции, а также в мере и форме ее выражения на думских сессиях.

Формально по статье 14 указа члены Государственной думы "пользовались полной свободой суждений и мнений" по вопросам, решавшимся в Думе. Вместе с тем депутаты могли задерживаться полицией и арестовываться с согласия и в ряде случаев без согласия Душ, если в своих речах они допускали оскорбление императора. Статья о полной свободе слова толковалась таким образом, что депутаты имели лишь "право свободного обсуждения и критики всех дел", однако были обязаны подчиняться действиям законов, не допускать "брани и оскорблений" и призывов к "преступным деяниям".

Следует отметить, что правительство злоупотребляло привлечением оппозиционных депутатов к ответственности. За антиправительственные, на его взгляд, речи оно часто предъявляло обвинения депутатам по пункту 3 статьи 129 Уголовного уложения (публичный призыв к неповиновению или противодействию закону, обязательному постановлению или законному распоряжению власти). В этом случае Дума рассматривала каждое дело по существу и в большинстве случаев отклоняла представления органов правопорядка на ее депутатов. Тем не менее члены Государственной думы практически не обладали депутатской неприкосновенностью. По обвинению в противозаконной деятельности они могли быть привлечены к суду, приговорены к тюремному заключению или каторге, о чем свидетельствует судьба части депутатов (Государственной думы, большинства социал-демократической фракции II Думы, депутатов-большевиков IV Государственной думы.

В отношении статуса депутата Государственной думы России была принята доктрина общественного представительства. Члены Думы представляли не избирателей своего округа, а общество в целом. Поэтому избиратели не могли давать членам Думы наказов и отзывать своих представителей. На практике, однако, депутаты из числа рабочих и крестьян принимали наказы избирателей и старались их выполнять.

Статус члена Государственной думы был несовместим с любой должностью на государственной службе кроме министра или главноуправляющего отдельным подразделением. Другими занятиями депутаты могли заниматься на общих основаниях. Членов Государственной думы привлекали на должность директоров, членов правлений, в редакции газет и журналов.

2. Понятие и сущность парламента и его функции

§2.1 Понятие и сущность парламента

Слово "парламент" происходит от французского глагола "говорить", но родиной парламента считается Великобритания.

Современный парламент - это высший орган народного представительства (хотя это представительство может быть организовано по-разному), выражающий суверенную волю народа, призванный регулировать важнейшие общественные отношения главным образом путем принятия законов, образующий полностью или частично некоторые высшие органы государства, осуществляющий контроль за деятельностью высших органов исполнительной власти и высших должностных лиц . Такой контроль осуществляет преимущественно нижняя палата парламента, избираемая непосредственно гражданами (термин "нижняя палата" используется по традиции, он условен и в настоящее время не отражает реальное значение этой палаты в государственном механизме). Кроме того, парламент в ряде стран определяет основы внешней и внутренней политики государства, ратифицирует международные договоры, принимает иные акты.

Производным от слова "парламент" является термин "парламентаризм". Марксистско-ленинская концепция конституционного права, традиционно отвергавшая значение парламента в жизни государства (говорилось, что в парламенте только болтают, а настоящую работу делают штабы монополий), характеризовала парламентаризм как непригодную систему управления и требовала заменить ее системой советов, что и делалось в странах тоталитарного социализма .

Значение парламента и принцип парламентаризма отвергаются, хотя и с других позиций, в странах мусульманского фундаментализма. Вместо парламента и выборов в соответствии с идеей халифата предлагается совещательный орган при правителе (ашшура), причем его единогласные мнения имеют практически непререкаемый характер (иджма). В демократических государствах парламентаризм означает разделение законодательного и управленческого труда, высокую роль парламента в управлении государством, контроль парламента в отношении администрации. Парламент является выражением интересов различных политических сил, ареной поиска компромиссов. В более узком значении парламентаризм - это формирование правительства парламентом и его ответственность перед ним вплоть до увольнения в отставку. Иногда парламентаризму противопоставляется президенциализм, означающий решающую роль президента в управлении государством.

В настоящее время в связи с усложнением жизни в современном информационном обществе, возрастанием роли исполнительной власти, необходимостью все более широкого привлечения для процессов управления специалистов (технократов и "гуманократов"), технических средств, расчетов, вычислительной техники значение парламента, особенно при решении конкретных вопросов, где нужны специальные знания, может снижаться. В связи с этим в западной науке возникла концепция рационализированного парламентаризма и предприняты необходимые конституционные меры для этого (ограничение полномочий парламента; назначение парламентом в парламентарных республиках и монархиях только главы правительства, министров последний назначает и увольняет самостоятельно, конструктивный вотум недоверия, особая роль президента и др.). О некоторых институтах такого рода упоминалось выше. Однако и при этом снижение роли парламента не является безусловным, за ним остается последнее слово в решении принципиальных вопросов, в том числе о правах человека. В конечном счете, в парламентской республике он решает вопрос о правительстве: (сместив главу правительства при конструктивном вотуме недоверия, он тем самым увольняет и министров), он вправе в порядке импичмента сместить президента в президентской или полупрезидентской республике, решить вопрос о предании президента, премьера, министров особому суду (в тех странах, где не предусмотрен институт импичмента).

В ряде случаев, однако, в парламентской деятельности доминируют мелкие и мельчайшие интересы, амбиции его членов. Это нередко имеет место и в России.

§2.2 Функции парламента в современном государстве

Парламент в соответствии с принципом разделения властей, являясь органом общенародного представительства, осуществляет законодательную власть в государстве. Функции Парламент включают издание законов, принятие государственного бюджета, ратификацию международных договоров, назначение органов конституционного надзора. В странах, где предусмотрена парламентская ответственность правительства, они формируют правительство и контролируют его деятельность. В некоторых странах (ФРГ, Италия) в функции Парламент входит избрание путём специальной процедуры президента республики. Буржуазные идеологи считают Парламент высшим проявлением демократии, народовластия. В действительности большинство в Парламент всех буржуазных государств представляет эксплуататорские классы, а сам Парламент выступает как звено в диктатуре монополистического капитала. Избирательное право, на основе которого формируется Парламент (полностью или частично), а также методы организации и проведения выборов позволяют буржуазии отстранять подлинных представителей народа от участия в деятельности Парламент Например, в конгрессе США рабочих нет, в составе английской Палаты общин, избранной в 1970, их было всего 38, в бундестаге ФРГ рабочие составляют 7% и т.д. Но даже такое низкое представительство заставляет монополистические круги урезать функции Парламент в управлении буржуазным государством, многие из них носят чисто формальный характер, а важнейшее место в управлении буржуазным государством занимают органы исполнительной власти, контролирующие направление законодательной деятельности Парламент, разрабатывающие и осуществляющие бюджет, проводящие внешнюю политику. Как правило, Парламент не имеет аппарата для эффективного контроля за разбухшей бюрократической машиной. Монополистический капитал через свои политические партии, имеющие фракции в Парламент, направляет его работу в своих интересах . Реальная роль Парламент в политической жизни каждой страны определяется остротой классовых противоречий, которая находит отражение в отношениях между партийными фракциями в Парламент степенью развитости парламентских институтов, силой и влиянием организаций рабочего класса. Представительный характер Федерального Собрания заключается в том, что федеральное Собрание призвано выражать интересы и волю народа Российской Федерации. Народное представительство реализуется путем проведения периодических и свободных выборов. Последние направлены на выявление интересов различных социальных групп, учет федеративных отношений, обеспечение мирного, ненасильственного перехода государственной власти от одних выборных представителей общества к другим на основе свободного волеизъявления избирателей. Характеристика федерального Собрания в качестве законодательного органа означает, что федеральное Собрание обладает исключительным правом принимать законы, то есть правовые акты высшей юридической силы. Ни один закон не может вступить в силу, если он не рассмотрен, не одобрен и не принят парламентом. Федеральное Собрание обладает неограниченной компетенцией в сфере законодательства по вопросам, отнесенным Конституцией РФ к ведению Российской Федерации и совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.

3. Конституционно правовой статус федерального собрания и его структура

§3.1 Полномочия палат федерального собрания

Федеральное Собрание состоит из двух палат - Государственной Думы и Совета Федерации. Государственная Дума является палатой общенародного представительства, а в Совете Федерации реализуется представительство субъектов Федерации. Двухпалатная структура парламента - относительно новое для России явление. До 1990 года в РСФСР действовал однопалатный высший орган государственной власти - Верховный Совет РСФСР. В 1990 г. в составе Верховного Совета РСФСР были сформированы две палаты - Совет Республики и Совет Национальностей. Однако на практике Верховный Совет продолжал функционировать как однопалатный орган: большая часть компетенции Верховного Совета осуществлялась совместно обеими палатами, доминирующая роль принадлежала общим для всего Верховного Совета руководящим органам - Председателю и Президиуму Верховного Совета .

Двухпалатная структура Федерального Собрания предполагает самостоятельность палат по отношению друг к другу, которая выражается в различном порядке образования Государственной Думы и Совета Федерации, в различной компетенции каждой из палат (ст.102, 103), разной роли в законодательном процессе, в отсутствии единого координирующего органа Федерального Собрания, в раздельном порядке заседания Совета Федерации и Государственной Думы . Конституция РФ (ч.3 ст.100) предусматривает только три случая, когда Совет Федерации и Государственная Дума могут собираться совместно: для заслушивания посланий Президента РФ, посланий Конституционного Суда, выступлений руководителей иностранных государств. Деятельность временных комиссий ограничивается определенным сроком или конкретными задачами. Полномочия Совета Федерации определены Конституцией Российской Федерации. Основной функцией палаты является осуществление законодательных полномочий. Порядок рассмотрения Советом Федерации федеральных конституционных законов и федеральных законов, соответственно одобренных или принятых Государственной Думой, определяется Конституцией Российской Федерации и Регламентом Совета Федерации. Организация законодательной работы в Совете Федерации осуществляется по двум основным направлениям: Совет Федерации совместно с Государственной Думой участвует в разработке законопроектов, рассмотрении законов и принятии решений по ним; в порядке реализации права законодательной инициативы Совет Федерации самостоятельно разрабатывает проекты федеральных законов и федеральных конституционных законов. Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам: федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации; статуса и защиты государственной границы Российской Федерации; войны и мира. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов палаты, а федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов. Кроме того, федеральный закон, не подлежащий обязательному рассмотрению, считается одобренным, если в течение четырнадцати дней Совет Федерации его не рассмотрел. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой и Советом Федерации. К ведению Совета Федерации, кроме того, относятся:

утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;

утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного или чрезвычайного положения;

решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;

назначение выборов Президента Российской Федерации;

отрешение Президента Российской Федерации от должности;

назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации;

назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

В ряде федеральных законов на Совет Федерации возложены и другие полномочия, не предусмотренные в Конституции Российской Федерации.

Совет Федерации, равно как и каждый член Совета Федерации, обладает правом законодательной инициативы .

Закрепляя полномочия Государственной Думы, Конституция РФ исходит из того, что нижняя палата Федерального собрания призвана представлять интересы различных групп населения страны. К исключительному ведению Государственной Думы относятся: Дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства Российской Федерации. Согласно Регламенту ГД, в случае внесения в Государственную Думу Президентом РФ предложения о кандидатуре Председателя Правительства РФ Председатель Государственной Думы незамедлительно извещает об этом депутатов. Дума рассматривает представленную Президентом кандидатуру Председателя Правительства в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре. Согласие Государственной Думы на назначение Председателя Правительства считается полученным, если за предложенную кандидатуру проголосовало большинство общего числа депутатов. Если Дума отклонит кандидатуру на должность Председателя Правительства, Президент в течение недели со дня ее отклонения вносит предложение о новой кандидатуре. Решение вопроса о доверии Правительству РФ. Вотум недоверия Правительству означает правительственный кризис, который может быть разрешен отставкой Правительства и созданием нового, которое пользовалось бы доверием Государственной Думы или роспуском Думы и избранием новой, с которой Президент нашел бы понимание в вопросе о правительственной политике. Мотивированное предложение о выражении недоверия Правительству РФ может вносить группа численностью не менее одной пятой от общего числа депутатов "нижней" палаты. Государственная Дума рассматривает вопрос о выражении недоверия Правительству РФ в недельный срок после его внесения. Постановление о недоверии Правительству РФ принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Обсуждение вопроса о доверии Правительству РФ, поставленного Председателем Правительства РФ, проводится в аналогичном порядке. Назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ. Президент РФ представляет на рассмотрение Государственной Думы кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка РФ не позднее, чем за три месяца до истечения срока полномочий Председателя Центрального банка РФ, который считается назначенным, если за него проголосовало большинство от общего числа депутатов Государственной Думы. В случае отклонения Государственной Думой кандидатуры, Президент РФ в течение двух недель вновь представляет кандидатуру для назначения на должность. Одна кандидатура не может быть представлена более двух раз . Назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов. Государственная Дума назначает шесть аудиторов Счетной палаты на 6-летний. срок, однако, наряду с этим, в отличие от Совета Федерации, назначает не заместителя Председателя, а Председателя Палаты. Согласно Регламенту ГД, кандидатуры на должности Председателя и аудиторов Счетной палаты представляются Комитетом по бюджету и налогам. Назначение производится на сессии, ближайшей к моменту истечения полномочий назначенных в Счетную палату лиц. Для назначения Председателя и каждого из аудиторов требуется большинство голосов общего числа депутатов, т.е. не менее 226 голосов. Назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом. Уполномоченный по правам человека в РФ назначается на должность и освобождается от должности Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов тайным голосованием. Должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации учреждается в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. Уполномоченный способствует восстановлению нарушенных прав, совершенствованию законодательства РФ о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, развитию международного сотрудничества в области прав человека. Объявление амнистии. Выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности. По вопросу об отрешении Президента РФ от должности никакого законодательного регулирования нет. Общая характеристика этого института содержится в Конституции. Порядок выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента урегулирован также в главе 22 Регламента ГД. Отрешение возможно только на основании обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Инициатива об этом должна исходить не менее чем от 1/3 депутатов Государственной Думы, причем при наличии заключения специальной комиссии, образованной Думой. Государственная Дума выдвигает обвинение 2/3 голосов от общего числа депутатов, которое должно быть подтверждено заключением Верховного Суда. Конституционный Суд дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения. Законодательная инициатива. Конституция РФ предоставила право законодательной инициативы Президенту РФ, Совету Федерации, членам совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ, а также Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ и Высшему Арбитражному Суду по вопросам их ведения. Все законопроекты вносятся на рассмотрение в Государственную Думу.

§3.2 Ответственность Федерального собрания

Роспуск парламента - в парламентарных государствах, а также в республиках смешанного типа один из основных элементов конституционного механизма государственной власти. Роспуск парламента прекращение деятельности парламента до истечения срока его полномочий и назначение новых выборов одно из средств разрешения политического (правительственного) кризиса. Институт роспуска парламента реализует принцип разделения властей. Глава государства отправляет в отставку данный состав парламента и назначает новые выборы. Право роспуска парламента (объявления досрочных парламентских выборов) принадлежит главе государства (хотя используется им обычно только по "просьбе" правительства) и является противовесом институту парламентской ответственности правительства . Роспуск представительного органа государственной власти всегда выражает принудительную меру конституционно-правового характера, направленную на досрочное прекращение деятельности этого органа, осуществляемую, как правило, главой государства. В государстве федеративном роспуск представительного органа субъекта федерации может осуществляться федеральными органами государственной власти в порядке федерального принуждения. Роспуск представительного органа государственной власти есть одномоментное прекращение его легислатуры, влекущее утрату им своих полномочий, в том числе права принимать какие-либо акты. Непременным следствием роспуска является прекращение деятельности представительного органа государственной власти до истечения срока его легислатуры. Поэтому при разработке действующей Конституции было решено такие выходы создать, и одним из них стал институт роспуска Государственной Думы Президентом. Это полномочие Президента записано в п. "б" ст.84 Конституции и урегулировано в упомянутых ее ст.111 и 117 в связи с формированием Правительства Российской Федерации и его взаимоотношениями с Государственной Думой. Работа Государственной Думы и осуществление мандата ее депутатами приостанавливаются со дня опубликования указа Президента о роспуске; прекращение же полномочий Думы имеет место, согласно ч.4 ст.99 Конституции, с началом работы новой Думы.

Заключение

В качестве вывода хотелось бы сказать что данная тема нуждается в более полном и глубоком изучение. Многие столетия, с момента зарождения государства, человечество занято поиском идеальной модели государственного устройства, при котором соблюдался бы баланс всеобщего и личного блага, общенациональных и индивидуальных интересов. С этой целью испробовали разнообразные сочетания форм государства и политических режимов: монархии и республики, олигархии и демократии, деспотии и диктатуры. Менялись системы государственных органов и их полномочия. Выборность их населением заменялась принципом назначения, варьировалась степень участия народа в государственно-общественных делах. Парламентаризм предполагает наличие парламента, но настоящая власть имеется там, где существует парламентская республика или парламентская монархия. Определяющим фактором является роль парламента в его взаимоотношениях с правительством, то есть исполнительным органом власти. Опыт демократических реформ в России свидетельствует, что в нашу действительность уже достаточно прочно вошли и стали неотъемлемыми многие демократические ценности, накоплен интересный и полезный опыт парламентской деятельности. С другой стороны - в функционировании российского парламента существует немало проблем. Решение этих проблем должно быть увязано со следующими выводами-уроками из политической практики:

1. Только парламентаризм способен обеспечить мирную, эволюционную модернизацию государства и общества. Но чтобы выполнить свою миссию, парламент не должен быть ни "центром власти", ни "пустой говорильней", а парламентаризм - лишь рекламной вывеской или средством манипулирования общественным мнением в интересах узкой части общества.

2. Парламент, лишенный права формирования исполнительной власти и влияния на деятельность правительства, не есть полноценный парламент. Поэтому в Конституцию РФ необходимо внести изменения, сутью которых должно быть: ограничение политической и административной власти президента; право формирования парламентом исполнительной власти, опирающейся на парламентское большинство; повышение политической ответственности партий, заседающих в парламенте, и прежде всего партий большинства, за деятельность правительства.

3. Совет Федерации - высшая палата Федерального собрания должна на деле стать палатой регионов и следить за соблюдением базисного принципа "единства в многообразии", для чего необходимо законодательно перейти на выборную систему его формирования.

4. Необходимо преодолеть разрыв между внедряемыми посредством законов правилами поведения и логикой повседневной жизни. Необходимо совершенствовать или создавать новые, доступные для граждан механизмы принятия конкретных решений. Для того, чтобы каждый мог определить, что является правильным здесь и сейчас, где кончаются его права и начинаются права другого. И чтобы это разграничение прав (неизбежно болезненное) не мешало, а помогало жить и работать.

Библиографический список

1. "Комментарий к Конституции Российской Федерации" Любимов А.П. - М.: Издательство "Экзамен", - С.656.

2. "Государственное (Конституционное) право Российской Федерации" Стрекозова В. Г; Казанцев Ю.Д. Москва 1996г.

3. "Конституционное право России" Баглай М. В.; Габричидзе Б.Н. Москва 1996г.

4. "Конституционное право России" Козлова Е.И. Кутафин О.Е. Москва 2000г.

5. "Конституционное право России" Веденеев Ю.А. Москва 1999г

6. "Комментарий к Конституции Российской Федерации" Любимов А.П. - М.: Издательство "Экзамен", - С.656.

7. Политическая энциклопедия Аверьянов Ю.И. Москва 1993 г

8. История политических и правовых учений Нерцесянс В. С.4-е издание переработанное и дополненное Норма. 2004 г.

9. История политических и правовых учений. Древний мир. Средние века. Новое время. Аурилене Е.Е. Хабаровск ХПИ ФСБ России 2006 г.

10. История государства и права России. Исаев И.А. - Москва: Юристъ, 1996 г.

11. История государства и права России. Исаев И.А. Велби Т.К. Проспект, 2008г.

Нормативно-правовые акты:

12. Конституция Российской Федерации. 1993. г. с изменениями, внесенными ФКЗ № 1 - ФЗК от 25 марта 2004г.

Приложение


История государства и права России. Исаев И. А. Велби Т. К. Проспект, 2008 г.

История государства и права России. Исаев И. А. Велби Т. К. Проспект, 2008 – 336с. «Комментарий к Конституции Российской Федерации» Любимов А.П. – М.: Издательство «Экзамен», -С. 656.

«Конституционное право России» Веденеев Ю.АМосква 1999 г.

«Комментарий к Конституции Российской Федерации» Любимов А.П. – М. : Издательство «Экзамен», -С. 656.

Согласно ст. 11 Конституции РФ Федеральное собрание осуществляет государственную власть в Российской Федерации наряду с Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, судами Российской Федерации. Ст 10 Конституции РФ провозглашает разделение власти в Российской Федерации на законодательную, исполнительную и судебную. Федеральное Собрание представляет законодательную ветвь власти. Ст. 94 Конституции РФ определяет Федеральное Собрание как парламент Российской Федерации, являющийся представительным и законодательным органом Российской Федерации. Конституция Российской Федерации, 1993. (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // «Российская газета» от 25 декабря 1993 г.

Представительный характер парламента означает, что он рассматривается как выразитель интересов всей совокупности граждан данного государства. Выражение интересов граждан реализуется путем проведения периодических, всеобщих, свободных выборов. Формирование Федерального Собрания выборным путем обеспечивает возможность реализации интересов различных социальных групп и слоев населения.

Законодательная функция Федерального Собрания выражается в исключительном праве принимать правовые акты высшей юридической силы. Ни один закон не может вступить в силу, пока он не рассмотрен, не одобрен и не принят парламентом. Федеральное Собрание компетентно в сфере законодательства по вопросам, отнесенным Конституцией РФ к ведению Российской Федерации и совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.

Ст. 95 Конституции РФ подразделяет Федеральное Собрание на две палаты: Совет Федераций и Государственную Думу. Формально Совет Федерации является верхней палатой парламента и соответственно Государственная Дума -- его нижней палатой, но это не установлено Конституцией. Сфера компетенции этих палат строго разграничена, что создает систему «сдержек и противовесов» в деятельности Федерального Собрания». Совет Федераций играет роль своего рода ограничителя по отношению к Государственной Думе. Как правило, палаты Федерального Собрания заседают раздельно. В отдельных случаях проводятся совместные заседания палат.

К ведению Государственной Думы относятся:

  • а) дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;
  • б) решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;

в) заслушивание ежегодных отчетов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;

  • г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;
  • д) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;
  • е) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;
  • ж) объявление амнистии;

К ведению Совета Федерации относятся:

  • а) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;
  • б) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;
  • в) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;
  • г) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;
  • д) назначение выборов Президента Российской Федерации;
  • е) отрешение Президента Российской Федерации от должности;
  • ж) назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;
  • з) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации;
  • и) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов. Конституция Российской Федерации, 1993. (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // «Российская газета» от 25 декабря 1993 г. Ст. 102.

з) выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности. Конституция Российской Федерации, 1993. (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // «Российская газета» от 25 декабря 1993 г.

Полномочия Государственной Думы и Совета Федераций во время законотворческого процесса также разделены. Согласно Ст. 104 и 105 Конституции РФ законопроекты вносятся в Государственную Думу субъектами, имеющими право законодательной инициативы. Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы и в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой. В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.

Федеральным законодательным и представительным органом Российской Федерации является Федеральное Собрание. Это общегосударственный, общероссийский орган государственной власти, действующий в масштабах всей Российской Федерации. Все другие законодательные органы, функционирующие на территории России, являются региональными, действующими в пределах соответствующего субъекта Федерации.

Согласно Конституции РФ (ст. 94) Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации - является представительным органом Российской Федерации. Тем самым Конституция РФ устанавливает, что формой Российского государства является представительная демократия, в условиях которой формирование политической воли народа возлагается на народное представительство.

Конституция РФ (ст. 94) характеризует Федеральное Собрание РФ как законодательный орган Российской Федерации. В предоставлении парламенту законодательной власти реализуется принцип народного суверенитета. В результате парламент законодательно регулирует жизнь страны и содействует формированию правового государства.

Действующая Конституция РФ, как и предыдущие, закрепляет двухпалатную структуру парламента: Федеральное Собрание РФ состоит их Совета Федерации и Государственной Думы. Государственная Дума представляет все население Российской Федерации, а Совет Федерации состоит из членов, представляющих все субъекты Федерации. Совет Федерации призван выражать интересы отдельных местностей, региональные мнения.

В Федеральном Собрании РФ палаты самостоятельно решают вопросы, относящиеся к их ведению в соответствии с Конституцией РФ, которая предусматривает (ст. 100), что палаты могут собираться совместно лишь для заслушивания посланий Президента РФ, посланий Конституционного Суда РФ и выступлений руководителей иностранных государств.

Основными функциями парламента являются:

  • 1) представительство;
  • 2) законотворчество;
  • 3) контроль.

Основные стадии законодательного процесса:

  • 1) внесение законопроекта в Государственную Думу;
  • 2) рассмотрение законопроекта в Государственной Думе, принятие или отклонение закона;
  • 3) рассмотрение закона Советом Федерации, его одобрение или неодобрение;
  • 4) подписание Президентом РФ закона и его обнародование.

Субъектами права законодательной инициативы являются (ч. 1

ст. 104 Конституции РФ):

  • 1) Президент РФ;
  • 2) Совет Федерации;
  • 3) депутаты Государственной Думы;
  • 4) Правительство РФ;
  • 5) законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Федерации;
  • 6) Конституционный Суд РФ и Верховный Суд РФ, но только по вопросам их ведения.

В реализации этих функций участвуют обе палаты Федерального Собрания (что также свидетельствует о единстве правовой природы законодательного органа России), и реализация функций осуществляется посредством конкретных полномочий палат. Полномочия Совета Федерации и Государственной Думы закреплены непосредственно в Конституции РФ (ст. 102 и 103 соответственно) в виде закрытого перечня, однако развитие конституционных правоотношений пошло по пути расширения конституционно установленных полномочий палат Федерального Собрания в специальном (отраслевом) законодательстве.

Основной функцией парламента, безусловно, является функция законотворчества. В законодательном процессе участвует множество субъектов, однако основная нагрузка в законотворческой деятельности ложится на нижнюю палату Федерального Собрания - Государственную Думу.

В соответствии со ст. 105 Конституции РФ Государственной Думой принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы Российской Федерации. Совет Федерации и Государственная Дума образуют комитеты и комиссии, являющиеся постоянно действующими органами соответствующих палат (ст. 101). Комитеты палат по вопросам, отнесенным к их ведению, осуществляют подготовку и предварительное рассмотрение законопроектов, организуют проводимые палатами парламентские слушания.

Они решают вопросы организации своей деятельности и осуществляют подготовку заключений по принятым Государственной Думой федеральным законам.

В соответствии со ст. 101 Конституции РФ Совет Федерации и Государственная Дума по вопросам своего ведения проводят парламентские слушания. Парламентские слушания в Совете Федерации организуются по инициативе комитетов палаты в пределах их полномочий, а также комиссий, создаваемых в соответствии с регламентом палаты, по инициативе Председателя Совета Федерации или по инициативе группы в составе не менее десяти депутатов Совета Федерации.

Парламентские слушания в Государственной Думе проводятся по инициативе Совета Государственной Думы, ее комитетов и комиссий, депутатских объединений в Государственной Думе.

Организация и проведение парламентских слушаний возлагаются на соответствующие комитеты палаты. Комитеты и комиссии палат могут совместно организовывать парламентские слушания. Состав лиц, приглашенных на парламентские слушания, определяется комитетами палаты, которыми организуются эти слушания.

Согласно регламенту Совета Федерации по результатам парламентских слушаний, проводимых в этой палате, могут быть приняты мотивированные заключения и рекомендации по обсуждаемому вопросу. В регламенте Государственной Думы установлено, что парламентские слушания могут заканчиваться принятием рекомендаций по обсуждаемому вопросу.

Правовыми формами реализации полномочий Федерального Собрания РФ являются принимаемые им нормативные правовые акты.

ВВЕДЕНИЕ

Парламент, в соответствии с теорией разделения властей - представляет собой общегосударственный представительный орган, главной функцией которого является осуществление государственной власти.

Федеральное собрание - представительный и законодательный орган Российской Федерации. Тем самым устанавливается, что формой государства является представительная, т.е. опосредованная выборами, парламентская демократия, в условиях которой формирование политической воли народа возлагается на народное представительство, самостоятельно принимающее наиболее ответственные решения. В передаче парламенту законодательной власти реализуется принцип народного суверенитета как основы правопорядка.

Предметом исследования данной контрольной работы является Федеральное собрание как высший законодательный и представительный орган государственной власти.

Цель данной работы состоит в анализе сущности и роли Федерального собрания в системе органов государственной власти РФ на основе действующего законодательства.

Исходя из вышеизложенной цели, можно выделить следующие задачи:

  • · охарактеризовать правовой статус Федерального Собрания, его структуру;
  • · определить порядок формирования Государственной Думы и Совета Федерации;
  • · рассмотреть компетенцию палат Федерального собрания.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РФ: ПРАВОВОЙ СТАТУС И СТРУКТУРА

По Конституции РФ 1993 года (статья 94), Федеральное собрание признается парламентом России. Согласно ч.1 ст. 95 Конституции Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. Такая структура проистекает из федеративного государственного устройства, когда одна из палат является палатой общенародного представительства, а в другой палате реализуется представительство субъектов федерации.

Двухпалатная структура Федерального Собрания предполагает и значительную самостоятельность палат, что проявилось в их компетенции и в том, что они заседают раздельно (ч.1 ст. 100). Конституция (ч. З ст. 100) предусматривает только три случая, когда Совет Федерации и Государственная Дума могут собираться для совместных заседаний (да и то не обязаны): во-первых, для заслушивания посланий Президента РФ, во-вторых, с целью заслушивания посланий Конституционного Суда, в-третьих, для заслушивания выступлений руководителей иностранных государств .

Статья 94 указывает, что Федеральное собрание является представительным и законодательным органом России. Представительство - очень широкое понятие. В отношении государственных органов обычно полагают, что речь идет о представительстве интересов и воли избирателей, а мандат на такое представительство дают сами избиратели на выборах. В России в полной мере представительным органом является Государственная Дума, избираемая непосредственно гражданами. Думается, можно согласиться с мнением разработчиков проблемного комментария к Конституции РФ, согласно которому о представительном характере верхней палаты говорить приходится с натяжкой. Члены Совета Федерации, за исключением первого его созыва в 1993-1995 гг., не избираются населением именно в качестве членов этой палаты Федерального собрания. Большинство из них избирается либо в качестве депутата законодательного органа субъекта РФ, либо в качестве главы администрации (Президента, губернатора, мэра и т.п.) субъекта Федерации, а уже членом Совета Федерации они становятся по должности.

В отношении понятия "законодательный орган" в Конституции имеется четкое представление. Законодательный орган реализует законодательную составляющую государственной власти, закрепленную в статье 10 Конституции. Сущность Федерального собрания как законодательного органа России состоит в том, что парламент РФ обладает правом принимать общеобязательные для исполнения на территории страны нормативно-правовые акты - федеральные конституционные законы и федеральные законы по вопросам своей компетенции.

Будучи законодательным органом, Федеральное собрание вместе с тем исполняет и некоторые довольно ограниченные контрольные функции за исполнительной властью. Этот контроль осуществляется посредством утверждения федерального бюджета Государственной Думой, а также использование права отказывать в доверии к правительству, которое в этом случае может быть отправлено в отставку Президентом РФ .