Полномочия царя и государственного совета в российской империи. О юридической ничтожности отречения Императора Николая II

В соответствии с Основными законами императору принадлежала государственная власть. Он не только глава государства, но и глава исполнительной власти. Он назначал всех важных чиновников госаппарата, имел право издавать в порядке управления указы и повеления. В его исключительной компетенции находились вопросы внешней политики, в том числе объявления войны и заключения мира, руководство вооруженными силами, а также право объявлять в стране в целом или в отдельных местностях военное или чрезвычайное положение. От его имени действовали суды, и он же назначал судей. Ему принадлежало право помилования и амнистии.

Император назначал премьер-министра, министров и других должностных лиц. Правительство было ответственно перед царем, а не перед Думой.

Согласно Основным законам царская власть ограничивалась лишь двумя положениями. Во-первых, законодательную власть она делила с Государственной Думой и Государственным Советом. Ст. 86 Основных законов гласила, что “ни один закон не может восприять законной силы без одобрения Государственной Думы и Государственного Совета”. Императору принадлежало право законодательной инициативы, а что касается изменений в Основных законах, то они могли последовать только по инициативе царя. Ему принадлежало право абсолютного вето, т.к. без утверждения императора ни один закон не мог восприять законной силы.

Во-вторых, по образцу европейских конституций указы и повеления императора должны были скрепляться подписями премьер-министра или соответствующих министров и главноуправляющих. Но, если в большинстве европейских стран уже в то время правительства формировались парламентами, то в России император мог в любой момент уволить любого министра, отказавшегося скрепить своей подписью его повеление и заменить другим, более покладистым.

Провозглашенное Манифестом от 17 октября 1905 г. право парламентского контроля за действиями исполнительной власти на практике оказалось фикцией. Все свелось к предоставленному Думе и Государственному Совету праву запроса, обращенному к министрам. Однако оно ни к чему не обязывало министров, т.к. они не были ответственны перед Думой и Государственным Советом. К тому же министры могли отказаться отвечать на запрос, сославшись на секретность тех или иных материалов.

Кроме того, император регулировал работу Думы и Государственного Совета. Указом царя определялись их ежегодные созывы и продолжительность работы, он мог досрочно распустить Думу, назначить новые выборы и время их созыва. Наконец, в соответствии со ст. 87 Основных законов во время перерывов в работе Думы император по представлению Совета министров мог издавать указы, имеющие силу законов.

Правда, в течение 2-х месяцев после возобновления занятий Думы указы необходимо было внести на обсуждение в Думу, или они теряли свою силу. Именно в таком чрезвычайном порядке учреждаются военно-полевые суды и принимается указ о столыпинской аграрной реформе, о чем речь впереди.

— высший законодательный представительный орган России в 1906-1917 годах. Практические шаги по созданию в России высшего представительного органа по типу выборного парламента были предприняты в условиях начавшейся Первой русской революции (1905-1907).

Первоначально предполагалось создать представительский орган с чисто законосовещательными функциями (Булыгинская дума). Однако в условиях кризиса государственной власти осенью 1905 года император Николай II был вынужден издать Манифест 30 октября (17 октября по старому стилю) 1905 года, в котором декларировал создание Государственной думы, как нижней палаты парламента с ограниченными законодательными правами.

Порядок выборов в первую Думу определялся в законе о выборах, изданном в декабре 1905 года. Согласно ему, учреждались четыре избирательные курии: землевладельческая, городская, крестьянская и рабочая. По рабочей курии к выборам допускались лишь те пролетарии, которые были заняты на предприятиях с числом работающих не менее 50. Сами выборы были не всеобщими (исключались женщины, молодежь до 25 лет, военнослужащие, ряд национальных меньшинств), не равными (один выборщик приходился в землевладельческой курии на 2 тысячи избирателей, в городской — на 4 тысячи, в крестьянской — на 30, в рабочей — на 90 тысяч), не прямыми — двухстепенными, а для рабочих и крестьян — трех- и четырехстепенными.

Общее число избранных депутатов Думы в разное время колебалось от 480 до 525 человек .

Все депутаты имели равные права. По закону они не были ответственны перед избирателями. Члены Думы избирались на пять лет, однако император мог досрочно прекратить полномочия всех депутатов. Продолжительность сессий Думы и сроки перерывов между ними определял император. Работой Государственной думы руководил председатель, который избирался депутатами. Члены Думы пользовались (с рядом оговорок) иммунитетом от судебного преследования, получали крупное жалованье и путевое довольствие.

Государственная дума Российской империи рассматривала проекты новых законов и штатные расписания всех государственных учреждений, государственную роспись доходов и расходов вместе с финансовыми сметами ведомств, а также проекты сверхсметных ассигнований из казны (за исключением смет и расходов по Министерству императорского двора и уделов, если они не превышали смету этого министерства на 1906 год), отчеты Государственного контроля по исполнению государственной росписи, часть дел об отчуждении государственных доходов или имуществ, а также дела о постройке железных дорог по инициативе и на средства казны.

В случае отказа Думы утвердить бюджет ведомства министры могли производить расходы лишь в размерах ассигнований предыдущего года, что в условиях постоянного роста доходной части государственного бюджета существенно ограничивало бы возможности соответствующих ведомств. Утвержденные Госдумой законопроекты поступали на рассмотрение Госсовета и в случае одобрения представлялись императору, который мог их отвергнуть или принять. Если законопроект был разработан по инициативе членов Госсовета и одобрен ими, Дума рассматривала его и в случае одобрения передавала на рассмотрение и утверждение императору.

6 мая (23 апреля по старому стилю) 1906 года Николай II утвердил свод Основных государственных законов, который Дума вообще могла изменить только по инициативе царя.

Решения Думы могли быть отменены Государственным советом (верхней палатой). Император сохранял всю полноту власти по управлению страной через ответственное только перед ним правительство.

В перерывах между заседаниями Думы в случаях, не терпящих отлагательства, император мог издать закон своим указом (его право не распространялось на Основные государственные законы, законы о Госдуме, Госсовете и выборах в них), с возобновлением заседаний Думы такой закон должен был быть ею утвержден, иначе его действие прекращалось. Дума обладала правом направлять запросы министрам и главным управляющим о незаконных (с точки зрения депутатов) действиях должностных лиц. Главы центральных ведомств были обязаны в течение месяца дать разъяснения или сообщить о причинах отказа. Если 2/3 членов Думы признавали эти разъяснения неудовлетворительными, запрос депутатов представлялся на рассмотрение императора.

Всего состоялись выборы четырех созывов Государственной думы Российской империи. Первая Государственная дума просуществовала с 10 мая (27 апреля по старому стилю) по 21 (8 по старому стилю) июля 1906 года, ее председателем был кадет, профессор Петербургского университета Сергей Муромцев. Вторая Государственная дума действовала с 5 марта (20 февраля по старому стилю) по 16 (3 по старому стилю) июня 1907 года, ее председателем был избран кадет Федор Головин. Предлогом для разгона думы стало обвинение социал-демократической фракции в военном заговоре. Роспуск Второй Государственной думы 16 (3 по старому стилю) июня 1907 года и издание нового избирательного закона, значительно урезавшего избирательные права населения, вошел в историю под названием "Третьеиюньского переворота".

Выборы в Третью Государственную думу происходили осенью 1907 года . По новому избирательному закону были значительно урезаны права ряда категорий населения: число представителей от крестьянства и рабочих, от Польши и Кавказа было сокращено, народы Сибири и Средней Азии потеряли право представительства. Значительно были расширены избирательные права сословия помещиков. Помещики и крупная буржуазия получили две трети общего числа выборщиков, рабочим и крестьянам было оставлено около четверти выборщиков. Рабочие и крестьянские выборщики были лишены права самим избирать депутатов из своей среды, право было передано губернскому избирательному собранию в целом.

Третья Дума, единственная из четырех, проработала весь пятилетний срок — с ноября 1907 года по июнь 1912 года. Председателем Третьей Думы был избран октябрист Николай Хомяков, которого в марте 1910 года сменил крупный купец и промышленник Александр Гучков, а с 1911 года — один из лидеров октябристов Михаил Родзянко.

Четвертая Дума под председательством Родзянко возникла в предкризисный для России и всего мира период — канун мировой войны и просуществовала с ноября 1912 года по март 1917 года. Была ликвидирована в результате Февральской революции 1917 года. 12 марта (27 февраля по старому стилю) 1917 года был сформирован Временный комитет Государственной думы, сыгравший важную роль в свержении самодержавия. Формально Дума продолжала существовать до 19 (6 по старому стилю) октября 1917 года, когда была распущена Временным правительством.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Свод основных государственных законов

О существе Верховной Самодержавной Власти 1

4. Императору Всероссийскому принадлежит Верховная Самодержавная власть. Повиноваться власти Его, не только за страх, но и за совесть, Сам Бог повелевает.

7. Государь Император осуществляет законодательную власть в единении с Государственным Советом и Государственной Думой.

8. Государю Императору принадлежит почин по всем предметам законодательства. Единственно по Его почину Основные Государственные Законы могут подлежать пересмотру в Государственном Совете и Государственной Думе.

9. Государь Император утверждает законы и без Его утверждения никакой закон не может иметь своего свершения.

10. Власть управления во всем ее объеме принадлежит Государю Императору в пределах всего Государства Российского. В управлении верховном власть Его действует непосредственно; в делах же управления подчиненного определенная степень власти вверяется от его, согласно закону, подлежащим местам и лицам, действующим Его Именем и по Его повелениям.

11. Государь Император, в порядке верховного управления, издает, в соответствии с законами, указы для устройства и приведения в действие различных частей государственного управления, а равно повеления, необходимые для исполнения законов. 2

12. Государь Император есть верховный руководитель всех внешних сношений Российского Государства с иностранными державами. Им же определяется направление международной политики Российского государства.

13. Государь Император объявляет войну и заключает мир, а равно договоры с иностранными государствами.

14. Государь Император есть Державный Вождь российской армии и флота. Ему принадлежит верховное начальствование над всеми сухопутными и морскими вооруженными силами Российского Государства. Он определяет устройство армии и флота и издает указы и повеления относительно: дислокации войск, приведения их на военное положение, обучен ия их, прохождения службы чинами армии и флота и всего вообще, относящегося до устройства вооруженных сил и обороны Российского Государства...

15. Государь Император объявляет местности на военном или исключительном положении.

16. Государю Императору принадлежит право чеканки монеты и определение внешнего ее вида.

17. Государь Император назначает и увольняет Председателя Совета министров, Министров и Главноуправляющих отдельным и частями, а также прочих должностных лиц, если для последних не установлено законом иного порядка назначения и увольнения.

23. Государю Императору принадлежит помилование осужденных, смягчение наказаний и общее прощение совершивших преступные деяния и прекращение судебного против них преследования и освобождение их от суда и наказания, а также сложение, в путях Монаршего милосердия, казенных взысканий и вообще дарование милостей в случаях особых, не подходящих под действие общих законов, когда сим не нарушаются ничьи огражденные законом интересы и гражданские права.

См. также раздел III. Основные законы об участии монарха. Государственного Совета и Государственной Думы в законодательстве.

Примечания:

1 Свод законов Российской империи. Изд. 1906 г. Т. 1. 4.1. СПб., б. г.

Основные государственные законы (Основные законы) - законодательный акт, который фиксировал важнейшие принципы общественного и государственного устройства Российской империи, права и обязанности граждан и т.п. Являлся юридической базой для текущего законодательства. Действовавшие в 1913 г. Основные законы были утверждены Николаем II 23 апреля 1906 г.

2 Ст. 11 во многих случаях фактически позволяла императору законодательствовать в обход Государственного совета и Государственной Думы, поскольку указы, издававшиеся царем "для устройства и приведения в действие различных частей государственного управления", зачастую по своей значимости ничем не отличались от законов.

Государственный совет

"Учреждение Государственного Совета "

1. Государственный Совет составляет государственное установление, в коем обсуждаются законодательные предположения, восходящие к Верховной Самодержавной Власти по силе Основных Государственных Законов и в порядке, установленном в сем Учрежде нии и в Учреждении Государственной Думы. В Государственном Совете образуются также Департаменты и Особые Присутствия для рассмотрения дел, к ведению оных отнесенных. 2

2. Государственный Совет образуется из Членов по Высочайшему назначению и Членов по выборам.

6. В Государственный Совет воспрещается являться депутациям, а также представлять словесные или письменные заявлен ия и просьбы.

9. Общее число Членов Государственного Совета, призываемых Высочайшей Властью к присутствованию в Совете из среды его Членов по Высочайшему назначению, не должно превышать общего числа Членов Совета по выборам. Состав присутствующих в Совете Членов по Высочайшему назначению может быть пополняем из числа сих Членов, как не присутствующих в Совете, так и вновь назначаемых. Члены по Высочайшему назначению увольняются только по их о том просьбам.

10. Состав Членов Совета по выборам может быть заменен новым составом до истечения срока полномочий сих Членов (ст. 18) по указу Императорского Величества, коим назначаются и новые выборы Членов Совета.

12. Члены Государственного Совета по выборам избираются: 1) от духовенства Православной Российской Церкви; 2) от Губернских Земских Собраний; 3) от Дворянских общ еств 3 ; 4) от Императорской Академии Наук и Императорских Российских 1 Университетов; 5) от Совета Торговли и Мануфактур, Московского его Отделения, местных Комитетов Торговли и Мануфактур, Биржевых Комитетов и Купеческих Управ 4 и 6) от населения Великого Княжества Финляндского. 5

13. От духовенства Православной Российской Церкви избираются Святейшим Синодом в порядке, им с Высочайше го утверждения определяемом, шесть Членов Государственного Совета: трос из монашествующего православного духовенства и трое из белого православного духовенства.

14. Каждое Губернское Земское Собрание избирает по одному Члену Государственного Совета.

15. Дворянские общества в губерниях и областях, в которых производятся дворянские выборы, избирают из своей среды, каждое, по два выборщика. Съезд сих выборщиков собирается в С.-Петербурге и выбирает из своей среды восемнадцать Членов Государственного Совета.

16. Императорская Академия Наук и каждый Императорский Российский Университет избираю т по три выборщика: Академия, в полном Академическом Собрании, избирает их из числа Ординарных Академиков, а Сов ет каждого Университета - из числа Ординарных его Проф ессоров. Съезд сих выборщиков собирается в С.-Петербурге и выбирает, из своей среды, шесть Членов Государственного Совета.

17. Совет Торговли и Мануфактур избирает четырех выборщиков, в том числе двух от торговли и двух от промышленности. Московское Отделение сего Совета, а также Иваново-Вознесенский, Костромской и Лодзинский Комитеты Торговли и Мануфактур - по два выборщика от промышленности, прочие Комитеты Торговли и Мануфактур - по одному выборщику от промышленности, Биржевые Комитеты: С.-Петербургский и Московский (общих бирж) - по четыре выборщика, в том числе по два от промышленности и по два от торговли, Варшавский, Одесский, Киевский, Нижегородский, Рижский, Ростовский на Дону, Харьковский (общей биржи), Самарский, Саратовский, Лодзинский, Либавский, Бакинский, Екатеринбургский, Пермский, Томский и Омский - по два выборщика, в том числе по одному от промышленности и по одному от торговли, Комитет Харьковской Каменноугольной Биржи - одного выборщика от промышленности, все же прочие Биржевые Комитеты, а также Купеческие Управы - по одному выборщику от торговли. Съезд сих выборщиков собирается в С.-Петербурге и избирает из своей среды двенадцать Членов Государственного Совета, в том числе шесть от промышленности и шесть от торговли.

18. Члены Государственного Совета по выборам избираются сроком на девять лет, с тем, чтобы каждые три года одна треть каждого разряда сих Членов выбывала в очередном порядке...

26. Члены Государственного Совета по выборам не обязаны отчетом перед своими избирателями и, в отношении свободы суждений и мнений по делам, подлежащим ведению Совета, подчиняются соответствующим правилам, постановленным для Членов Государственной Думы.

29. Законопроекты поступают в Государственный Совет из Государственной Думы (Учр. Гос. Думы, ст.49). Законопроекты, предначертанные по почину Государственного Совета, вносятся в Совет либо Министрами и Главноуправляющими отдельными частями, либо Комиссиями, образованными из Членов Государственного Совета (ст. 56 сего Учр.).

36. Государственный Совет может обращаться к Министрам и Главноуправляющим отдельными частями за разъяснениями, непосредственно касающимися рассматриваемых им дел. Министры и Главноуправляющие имеют право отказаться от сообщения Совету разъяснений по таким предметам, кои, по соображениям государственного порядка, не подлежат оглашению. Равным образом Министры и Главноуправляющие должны быть выслушаны в собрании Государственного Совета каждый раз, когда они о том заявят.

44. Государственный Совет может обращаться к Министрам и Главноуправляющим отдельными частями, подчиненным по закону Правительствующему Сенату, с запросами по поводу таких, последовавших с их стороны или подведомственных им лиц и установлений, действий, кои представляются незакономерными (ст.57-59).

46. Постановлением Государственного Совета по рассмотренным им делам почитается мнение, принятое в Общем его Собрании большинством голосов. В случае разделения голосов поровну, производится новое голосование. Если и затем не получится большинства голосов, то голос Председателя Совета дает перевес. Постановление Совета об отмене выборов в Члены Совета, по неправильности этих выборов, получает силу в том случае, если принято большинством двух третей наличных Членов Совета.

54. Об отмене или изменении действующего или издании нового закона Члены Государственного Совета подают письменное заявление Председателю Государственного Совета. К заявлению об изменении действующего или издании нового закона должен быть приложен проект основных положений предлагаемого изменения в законе или нового закона, с объяснительной к проекту запиской. Если заявление это подписано не менее, чем тридцатью Членами, то Председатель вносит его на рассмотрение Государственного Совета.

56. Если Государственный Совет разделяет изложенные в заявлении соображения о желательности отмены или изменения действующего или издания нового закона, то соответствующий законопроект вырабатывается и вносится в Государственный Совет подлежащим Министром либо Главноуправляющим отдельной частью. В случае отказа Министра или Главноуправляющего от составления такого законопроекта, Государственным Советом может быть образована для его выработки Комиссия из своей среды.

57. О сообщении сведений и разъяснений по поводу таких, последовавших со стороны Министров или Главноуправляющих отдельными частями, а равно подведомственных им лиц и установлений, действий, кои представляются незакономерными, Члены Государственного Совета подают письменное заявление Председателю Государственного Совета. Если заявление подписано не менее, чем тридцатью Членами, то Председатель вносит его на обсуждение Государственного Совета.

58. Принятое большинством Членов Государственного Совета заявление (ст.57) сообщается подлежащему Министру или Главноуправляющему отдельной частью, которые, не далее одного месяца со дня передачи им заявления, либо сообщают Государственному Совету надлежащие сведения и разъяснения, либо извещают Совет о причинах, по коим они лишены возможности сообщить требуемые сведения и разъяснения.

59. Если Государственный Совет большинством двух третей Членов не признает возможным удовлетвориться сообщением Министра или Главноуправляющего отдельной частью (ст. 58), то дело представляется Председателем Государственного Совета на Высочайшее благовоззрение.

Примечания:

1 Свод законов Российской Империи. Издание 1906 г. Т. 1. Ч. 2. СПб., б. г.

Учреждение Государственного Совета" (т.е. закон о Государственном Совете), действовавшее в 1913 г., было утверждено Николаем П 23 апреля 1906 г. в ходе проведенной тогда реформы Государственного Совета.

2 "Учреждение Государственного Совета" установило новую структуру Совета: Общее собрание, два Особых присутствия (одно - по делам о принудитель ном отчуждении недвижимых имуществ и вознаграждении их владельцев, другое - для предварительного рассмотрения всеподданнейших жалоб на определения Департаментов Правительствующего Сената) и два номерных Департамента (в компетенцию 1 Департамента входили разнообразные дела, в частности, о привлечении к ответственности высших должностных лиц, об утверждении в княжеском, графском и баронском достоинстве и пр.; во 2 Департаменте рассматривался кассовый отчет Министерства финансов, годовые отчеты Государственного, Дворянского и Крестьянского банков и др.).

3 Дворянство каждой губернии объединялось в особую корпорацию - губернское дворянское общество.

4 Совет торговли и мануфактур - совещательный орган при Министерстве торговли и промышленности. Членами Совета являлись представители ведомств и торгово-промышленных кругов, которые назначались министром торговли и промышленности. В составе Московского отделения Совета входили представители делового мира Москвы, также приглашавшиеся министром торговли и промышленности. В различных городах "для содействия правительству в изыскании мер на пользу торговой и мануфактурной промышленности" могли создаваться Комитеты торговли и мануфактур, члены которых выбирались купечеством, городскими думами или всем городским обществом.

Биржевые комитеты - предпринимательские организации, образовывавшиеся теми или иными биржевыми обществами, т.е. обществами членов соответствующей биржи для руководства биржевой деятельностью и защиты их интересов перед правительственными и общественными учреждениями.

Купеческие управы - органы купеческого сословного самоуправления, которые создавались городскими купеческими обществами (т.е. купеческими корпорациями) в Петербурге, Москве и Одессе для заведования капиталами, имуществами и учреждениями данного общества, для ведения списков членов общества, раскладки и взимания с них пошлин, сборов и пр.

5 Население Великого княжества Финляндского получило право участвовать в выборах членов Государственного Совета после появления закона 17 июня 1910 г. о порядке издания касающихся Финляндии законов общеимперского значения. В результате ст.12 "Учреждения Государственного Совета" подверглась соответствующим изменениям, которые были зафиксированы в "Продолжении" Свода законов за 1910 год.

Источники:

Приложение к стенографическим отчетам Государственного Совета. Сессия VIII. 1912-1913 гг. СПб., 1913. Общий список Членов Государственного Совета со времени его преобразования (Новый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Т. 14. С.1-16).

Члены Государственного Совета с 1801 г. (Энциклопедический словарь Гранат. Т. 23. Стб.642-735).

Левенсон М.Л. Государственный Совет. Изд. 2-е. Пг., 1915.

Списки гражданским чинам первых четырех классов, исправленные по 1 марта 1913 и по 1 марта 1914 гг. СПб., 1913, 1914.

Альманах современных русских государстве нных деятелей. СПб., 1897. Формулярные списки Членов Государственного Совета (ф. 1162. Оп. 6.)

Бородин А.П. Усиление позиции объединенного дворянства в Государственном Совете в 1907-1914 гг. (Вопросы и стории. 1977. М 2. С.56-66).

Состав Членов Государственного Совета на 1913 г.

Таблица 1

Государственный Совет 1913 г. Сословное происхождение

Академическая Группа центра Правый центр Правые Беспартийные Итого
Сословия:
Дворяне
Дети чиновников и офицеров
Духовенство
Потомственные почетные граждане
Купцы
Мещане
Казаки
Крестьяне
Нет сведений
Всего членов

Таблица 2

Государственный Совет 1913. Наличие чинов

Группы Государственного Совета: Академическая Группа центра Правый центр Правые Беспартийные Неустановленной партийной принадлежности Итого
Чины и придворные звания:
Военные и морские чины II-IV
V-VIII
X-XIV
в том числе:
Генерал-адъютанты и флигель-адъютанты
Граждан ские чины II-IV
V-VIII
X-XIV
Придворные чины II-IV
V
в том числе:
Статс-секретари --
Камергеры и в звании камергеров -
Камер-юнкеры -
Всего имели чины 161 член Государственного Совета

Таблица 3

Государственный Совет 1913 г. Вероисповедание. Возраст

Группы Государственного Совета: Академическая Группа центра Правый центр Правые Беспартийные Неустановленной партийной принадлежности Итого
Вероисповедание:
Православное
Лютеранское
Римско-католическое
Нет сведений
Возрастные группы
до 30 лет
31-35
36-40
41-45
46-50
51-55
56-60
61-65
старше 65
Всего членов

Таблица 4

Государственный Совет 1913 г. Образование

Группы Государственного Совета: Академическая Группа центра Правый центр Правые Беспартийные Неустановленной партийной принадлежности Итого
Уровень и вид образования:
Высшее
гражданское
военное
всего
в том числе имели ученые степени и звания
Среднее
гражданское
военное
всего
Низшее, включая домашнее
Нет сведений
Всего членов

Таблица 5

Государственный Совет 1913 г. Профессиональная принадлежность до получения членства в ГС

Группы Государственного Совета: Академическая Группа центра Правый центр Правые Беспартийные Неустановленной партийной принадлежности Итого
Профессии:
Землевладельцы
Предводители дворянства
Бывшие высшие должностные лица местного управления
Бывшие высшие должностные лица центрального управления
Генералитет
Государственные служащие
Священнослужители
Руководители земских и городских органов управления
Предприниматели
Преподаватели в учебных заведениях, профессура
Публицисты и литераторы
Нет сведений
Всего членов

Таблица 6

Государственный Совет 1913 г. Наличие недвижимого имущества

Группы Государственного Совета: Академическая Группа центра Правый центр Правые Беспартийные Неустановленной партийной принадлежности Итого
Наличие земельной собственности:
Имели до 10 дес. земли
от 11 до 50 дес.
от 51 до 100 дес.
от 101 до 500 дес.
от 501 до 1000 дес.
от 1001 до 5000 дес.
свыше 5000 дес.
Без ука зания размера
Нет земли
Служащие частных предприятий
Всего членов
Виды другого недвижимого имущества:
Дома
Типографии, газеты
Торговые предприятия
Заводы, фабрики
Дачи
Нет сведений

Таблица 7

Политическая ориентация членов Государственного Совета (1906-1914 гг.)

Число членов

Правые
Умеренно-правые
Левое крыло группы правых
Центр
Правое крыло группы центр
Националисты
Левые (прогрессивная академическая группы)
Внепартийные
Беспартийные
Неизвестно
Всего

Раздел 1. Властные полномочия Императора.

Статья 11. Статус Императора.
1. Император глава государства, политический и моральный лидер нации.
2. Император должен быть Русским по национальности и Православным по вероисповеданию.
3. Император является гарантом Конституции, прав и вольностей человека и подданного.

Статья 12. Концепция отношений Императора-Самодержца и элиты.
1. Если российская элита не чувствует жесткой и твердой руки на своем горле, она вырождается в воровскую шайку.
2. Поэтому Императору-Самодержцу дается право карать и миловать элиту, по своему усмотрению, минуя судебно-следственные процедуры.

Статья 13. Ограничение на совмещение постов.
1. Император не должен занимать престол в каких-либо других государствах без согласия Собора.

Статья 14. Условия совмещения престолов.
1. Невозможность воцарения в Российской Империи представителя иностранной династии.
2. Невозможность использования денежных, технических, информационных, политических, военных, дипломатических и людских средств Российской Империи в интересах чужих стран.

Статья 15. Цивильный лист.
1. Цивильный лист Императора определяется ежегодно, в виде одного процента от ВВП, полученного в результате внедрения новейших технологий и производства продукции имеющей сбыт на внутреннем рынке.
2. При этом ВВП считается в соответствии с паритетом покупательской способности.
3. Указанная статья предусматривает также перечень тех замков, дворцов и иных объектов государственной собственности, которые передаются в распоряжение Императора.

Статья 16. Политические полномочия Императора.
1. Назначает проведение Земских Соборов и проведение референдума.
2. Император, имеет право, регулировать и менять персональный состав элиты России по своему усмотрению.
3. Если элитарии действуют против интересов страны или проявляют непокорность Императору, Император волен в методах и средствах усмирения, нейтрализации и замены элитариев.
4. Государь имеет право применить силовую ветвь власти для подавления, покорения, усмирения или замены элитариев.
5. Государь имеет право отдать приказ о физической ликвидации любого из элитариев.
6. Для реализации данного права, Спецкорпус по приказу Императора внедряет в охрану каждого элитария, не менее двух человек.
7. Один внедренный агент, не должен знать другого.
8. По первому приказу Императора, переданному через руководство Спецкорпуса, внедренный агент обязан произвести физическую ликвидацию элитария.

Статья 17. Территориальные полномочия Императора.
1. Император имеет право изменения административных центров территориальных единиц РИ.

Статья 18. Ограничение власти Императора.
1. Не может пригласить иностранные войска в страну и отдавать территории при отсутствии проигранной ядерной войны.

Статья 19. Арбитражные полномочия Императора.
1. Может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Империи и органами власти областей и национальных земель - автономий Российской Империи, а также между органами власти областей и национальных земель - автономий Российской Империи.
2. В случае невозможности достижения согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение Конституционного Суда.
3. Обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

Статья 20. Юридические полномочия Императора.
1. Император вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти областей и земель Российской Империи в случае противоречия этих актов Конституции Российской Империи, имперским законам, международным обязательствам Российской Империи или нарушения прав и вольностей человека и подданного, до решения этого вопроса соответствующим судом.
2. Присваивает дворянское звание за заслуги перед страной.

Статья 21. Внешнеполитические полномочия Императора.
1. Представляет Российскую Империю в международных отношениях.
2. Император осуществляет руководство внешней политикой Российской Империи.
3. Ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Империи.
4. Назначает и отзывает дипломатических представителей Российской Империи в иностранных государствах и международных организациях.
5. Подписывает ратификационные грамоты, принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей.
6. Ратифицирует и денонсирует международные договора Российской Империи.
7. Император объявляет войну и мир.

Статья 22. Военные полномочия Императора.
1. Император является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Империи.
2. В случае агрессии против Российской империи или непосредственной угрозы агрессии Император вводит на территории Российской империи или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Собору.
3. Режим военного положения определяется Конституцией.
4. Император при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных имперским конституционным законом, вводит на территории Российской Империи или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Собору.
5. Назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Империи.
6. Присваивает высшие воинские и высшие специальные звания.
7. Принимает меры по охране суверенитета Российской Империи, ее независимости и государственной целостности.
8. Император определяет статус и меры защиты государственной границы Российской Империи.
9. Формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Империи, статус которого определяется имперским законом.
10. Утверждает военную доктрину Российской Империи.

Статья 23. Законодательные полномочия Императора.
1. Император издает указы.
2. Указы Императора обязательны для исполнения на всей территории Российской Империи.
3. Указы Императора не должны противоречить Конституции Российской Империи и имперским законам.

Статья 24. Административные полномочия Императора.
1. Император назначает Премьер-министра Российской Империи.
2. Решает вопрос о доверии Кабинету Министров Российской Империи.
3. Определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.
4. Формирует собственную канцелярию.
5. Назначает и освобождает полномочных представителей Императора.
6. Обращается к Собору с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.
7. Награждает государственными наградами Российской Империи, присваивает почетные звания Российской Империи.
8. Предоставляет подданство или гражданство Российской Империи.

Статья 25. Судебные полномочия Императора.
1. Объявляет амнистию.
2. Осуществляет помилование.
3. Предоставляет политическое убежище.

Статья 26. Неподсудность Императора.
1. Император неподсуден земному суду, ибо власть Императора от Бога.

Статья 27. Вступление Императора в должность.
1. Император приступает к исполнению полномочий с момента объявления о смерти предыдущего императора.

Статья 28. Выборы Императора.
1. Императора избирает национально-религиозное большинство Российской Империи путем всенародного голосования.
2. Представители национально-религиозных меньшинств, приглашаются на прием к вновь избранному Императору, для выражения своих пожеланий по вопросам разрешения проблем, которые затрагивают национально-религиозные меньшинства.

Статья 29. Присяга Императора.
1. При вступлении в должность Император приносит народу присягу.

Статья 30. Текст присяги Императора.
1. Клянусь при осуществлении своих императорских полномочий, уважать и охранять справедливость, права и вольности человека и подданного, защищать землю Русскую, Конституцию Российской Империю, независимость, безопасность и целостность государства. Клянусь защищать материальное благополучие подданных.

Статья 31. Представитель Императора.
1. В каждый город назначается Представитель Императора.

Статья 32. Полномочия Представителя Императора.
1. Требовать у местных властей любого уровня отчет во всех сферах деятельности.
2. Если местные власти с чем-либо не справляются, Представитель Императора берет власть на себя, отдает приказы от имени Императора.
3. Если местные власти, постоянно не справляются со своими обязанностями, то он снимает неспособных чиновников и сам заменяет их своими людьми, до следующих выборов глав местной власти.
4. Принимает заявления и жалобы от подданных и передает их Императору.
5. Лично контролирует все действия местных властей, не вмешиваясь без необходимости.
6. Отчитывается и отвечает только перед Императором.
7. Подчиняется только Императору.

Статья 33. Полномочия Императора в Соборе Всея Земли.
1. Если голоса Соборян разделились поровну, Император имеет право решающего голоса.

Статья 34. Полномочия Императора без Собора Всея Земли.
1. Пока Собор не созван, Император может издавать только судебные указы, восполняющие пробелы в праве, по письменному обращению любого подданного, или группы подданных, которым пробел в праве, наносит ущерб.

Статья 35. Другие полномочия Императора.
1. Далее по тексту Конституции, могут быть указаны другие, специальные полномочия Императора.

Статья 36. Императорские назначения.
1. Назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Империи.
2. Решает вопрос о доверии Правительству Российской Империи.
3. Назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и ее аудиторов.
4. Император назначает Конституционных Судей Российской Империи, Судей Верховного Суда Российской Империи, Судей Высшего Арбитражного Суда Российской Империи.
5. Император назначает губернаторов, Премьер-Министра, Министров Экономики, Финансов, Обороны, Транспорта, Путей Сообщения, Информации и Печати, Внутренних Дел, Природоохраны, Образования, Культуры, Соцзащиты, Здравоохранения, Иностранных Дел, Торговли.
6. Император назначает главу Внешторгбанка, Государственного Казначейства и Спецкорпуса.
7. Император назначает Верховного Судью, и Главу Центризбиркома.
8. Император может снять с должности весь личный состав аппарата всех министерств и всех губернских аппаратов, в один день разом, ни перед кем ни отчитываясь и заменить своими людьми.

Статья 37. Вето.
1. Если император наложил вето на законопроект Собора Всея Земли, законопроект возвращается в Собор для доработки.
2. После того, как император четвертый раз отверг законопроект Собора, Император вправе удалить из законопроекта те положения, которые его не устраивают.
3. Полученный таким образом законопроект, Император подписывает и опубликовывает как действующий закон.

Раздел 2. Престолонаследие.

Статья 38. Передача трона.
1. Трон передается по наследству или император назначает преемника.
2. В случае если передача трона по наследству или назначению невозможна, Собор всея земли избирает новую Династию.
3. Толкование требований к престолонаследию, не может противоречить требованиям к престолонаследию.

Статья 39. Порядок очередности при передаче трона.
1. Сыновья Императора – наследники первой очереди.
2. Внуки Императора – наследники второй очереди.
3. Братья Императора - наследники третьей очереди.
4. Племянники Императора – наследники четвертой очереди.
5. Дяди Императора – наследники пятой очереди.
6. Женщины, на трон Российской Империи не допускаются.
7. Если нет возможности передать трон наследникам в порядке очереди, Император имеет право сам назначить преемника.
8. Если вышеуказанные способы не применились, Патриарх имеет право созвать Учредительный Собор Всея Земля, для призвания новой династии на службу Российской Империи.

Статья 40. Метод передачи трона по наследству.
1. Сыновья Императора, публично сдают экзамены по экономике, социологии, философии управления, налогообложению, военному делу, дипломатии, праву, религиоведению, политологии, геополитике, геоэкономике, экологии, этнологии и этнографии, знание природы российской границы, знание роли казачества, речных и морских путей в истории России.
2. Сдача экзамена напрямую транслируется по телевидению и происходит в устном порядке.
3. После сдачи экзаменов, Собор всея Земли, избирает наследника.
4. Эти условия одинаковы для наследников любой очереди.
5. В случае провала экзамена, назначается пересдача 7 суток спустя.
6. В случае вторичного провала, кандидат теряет право на престолонаследие в общем порядке, но может быть призван к престолу в субсидиарном порядке.

Статья 41. Требования к назначенному наследнику.
1. В течении одного года, назначенный Императором наследник, изучает дисциплины названные в статье 41.
2. После чего следует сдача публичного экзамена, с прямой трансляцией по телевидению.
3. После успешной сдачи экзамена, Собор всея Земли утверждает назначенного наследника в качестве Императора.
4. В случае провала на экзамене назначается пересдача 3 суток спустя.
5. Если пересдача провалена, Патриарх, может отстранить неудачника и объявить выборы новой Династии.

Статья 42. Функции назначенного наследника до утверждения на троне.
1. Лицо, которое Император назначил своим наследником, до сдачи экзамена, исполняет функции регента.

Статья 43. Требования к престолонаследнику.
1. Принадлежность к Императорскому дому.
2. Первородство среди агнатов.
3. Пригодность к занятию престола с точки зрения уголовного законодательства.
4. Дача и соблюдение присяги на верность России и ее Императору.
5. Личное согласие на принятие трона.
6. Принадлежность и верность Православию.
7. Его право на престолонаследие не основывается на пробеле в праве.

Статья 44. Требования к невесте престолонаследника.
1. Невеста престолонаследника должна принять Православие до брака.
2. В биографии невесты престолонаследника, должен отсутствовать предыдущий брак.

Статья 45. Требования к браку лиц имеющих права на престол.
1. На брак лиц имеющих права на престол, требуется разрешение Императора.
2. Лица произошедшие от брака заключенного вопреки воле Императора, не могут наследовать престол.
3. Брак заключен в России, венчание совершено по обряду Русской Православной Церкви Московского Патриархата.

Статья 46. Брак Великих Княгинь.
1. Великие Княжны, выходя замуж за членов иностранных Владетельных Домов, принимают титулы и фамилии своих мужей.
2. Обратный порядок невозможен.
3. Княжны Русского Императорского Дома, могут быть выданы замуж только в те иностранные Владетельные Дома, члены которых могут в соответствии с их Конституцией, законом или давним устоявшимся традиционным обычаем, дать своим женам свой титул и фамилию.

Статья 47. Регулирование прав на престол для потомков
Великих Княгинь, выданных замуж в иностранные Владетельные Дома.
1. Потомки Великих Княгинь, выданных замуж в иностранные Владетельные Дома, могут быть призваны на Русский престол только в резервном порядке, и только при совокупном наличии следующих условий:
а) принадлежность к мужскому полу,
б) рождение в России,
в) выросли в России,
г) получили русское воспитание,
д) свободно говорят на русском языке,
е) крещены в Русской Православной Церкви,
ж) соответствуют всем требованиям к престолонаследию, которые предъявляются членам Российского Императорского Дома, имеющим права на престол.

Статья 48. Основания лишения прав на престол.
1. Престолонаследник, или лицо имеющее права на престол, нарушив требования предъявляемые к престолонаследнику, лишаются личных прав на престол, независимо от факта опубликования или неопубликования факта нарушения.
2. Император, имеет право и власть, своей волей объявить лишенным прав на престол лицо, которое нарушает требования престолонаследия.
3. Решение Императора о лишении кого бы то ни было прав на престол, подлежит немедленному опубликованию.
4. Факты нарушения требований престолонаследия кем-либо из лиц имеющих право на престол, должны быть немедленно опубликованы.

Статья 49. Иммунитетный статус требований к престолонаследию.
1. Отдельные акты монаршей милости, по отношению к нарушителям требования престолонаследия, лицам отрекшимся от престола или лицам не имеющим прав на престол, не устраняют требований престолонаследия.

Статья 50. Разность статуса лиц, принадлежащих к Императорскому Дому.
1. Члены Царствующего Дома делятся на две группы:
а) лица имеющие права на престол,
б) лица находящиеся на содержании в силу родства

Раздел 3. Регентство.

Статья 51. Субъект регентства.
1. Регентом, может быть только Цесаревич.
2. Если Цесаревич, является несовершеннолетним, Регентом, может быть назначено лицо, из членов Династии.

Статья 52. Досрочное прекращение полномочий.
1. Император прекращает исполнение полномочий досрочно в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия.
2. Во всех случаях, когда Император не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Регент.
3. Регент исполняет обязанности монарха, если монарх: болен, наносит визит в другую страну или неспособен к правлению.

Статья 53. Ограничение полномочий Регента.
1. Регент не имеет права распускать Собор, Правительство, назначать референдум, вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Империи.
2. Регент не имеет права передавать трон по наследству, решать вопросы о совмещении престолов.
3. Правящий Регент, не может отречься от трона.

Раздел 4. Отречение от Трона.

Статья 54. Добровольное отречение от трона. Последствия отречения от трона.
1. Престолонаследник, или лицо имеющее права на престол, добровольно подписавши отречение от престола, утрачивает личное право на престол, независимо от факта опубликования или неопубликования факта отречения.
2. Отречение, будучи подписано не под принуждением, в здравом уме, трезвой памяти, не под влиянием алкогольного, токсического или наркотического опъянения, необратимо.
3. Факт отречения от престола, подлежит немедленному опубликованию.

Статья 55. Условия недействительности отречения от трона.
1. Отречение от трона недействительно, если было произнесено под угрозой применения насилия, как по отношению к монарху, так и по отношению к его родственникам.
2. Отречение недействительно, если монарх не отдавал себе отчета, что он делает, и какие будут последствия.
3. Отречение произнесено другим человеком от имени монарха.
4. Монарх в момент отречения находился под влиянием алкогольного или наркотического отравления.

Статья 56. Субъект действия отречения от трона.
1. Монарх отрекается от трона, только за себя.
2. Прочие прямые потомки Императора и члены боковых линий правящей династии, сохраняют свои права на престол, независимо от факта отречения монарха.
3. Монарх может отречься от престола, только путем пострижения в иноки.

Статья 57. Условия действенности отречения монарха.
1. Отречение действительно если: монарх в момент отречения находился в стране, имеющей монархическую форму правления, не волнуемой революцией или войной.
2. На процедуре, присутствовали в полном составе все лица, которым положено присутствовать.
3. Женитьба на разведенной или неправославной женщине.

Статья 58. Процедура отречения от трона.
1. Медицинская комиссия, должна установить в каком психическом состоянии находится отрекающийся монарх, и опубликовать результаты.
2. Врачи, должны взять анализы крови на предмет выявления алкогольного или наркотического опьянения, и опубликовать результат.
3. Если процедура отречения происходит за пределами России, в другом государстве, требуется публичное согласие Главы Государства, в котором происходит отречение.
4. Процедура отречения, должна быть показана по телевидению в прямой трансляции.

Статья 59. Список лиц, обязанных присутствовать при процедуре отречения в России.
1. Все родственники отрекающегося Императора, в полном составе, врачи: психиатры, наркологи и токсикологи.
2. Юристы: нотариусы и адвокаты, они помогают императору составить и заверить текст отречения.
3. Священники, Премьер–Министр, представители Генеральной Прокуратуры, Министерства Юстиции, Министерства Внутренних Дел, Министерства Иностранных Дел, руководитель Спецкорпуса, Председатель Конституционного Суда, Посольский Корпус, представители СМИ и партий.

Статья 60. Отречение за границей России.
1. Если процедура отречения, происходит за пределами России, необходимо (дополнительно ко всем прочим условиям отречения), присутствие следующих лиц, представляющих страну, в которой производится процедура отречения:
а) Глава Государства,
б) представители Генеральной Прокуратуры,
в) Министерства Юстиции,
г) Министерства Внутренних Дел,
д) Министерства Иностранных Дел,
е) Председатель Конституционного Суда,
ж) Посольский Корпус,
з) Премьер – Министр,
и) представители СМИ.
2. Без документально выраженного согласия Главы другого государства, отречение состояться на территории другого государства не может.
3. Данная статья, не должна рассматриваться как распространение российского права на суверенную территорию других государств, она всего лишь является критерием рассмотрения внутри России, легитимности действий Главы Российского Государства за границей.

Раздел 5. Характер Власти.

Статья 61. Власть национально-религиозного большинства.
1. Носителем и единственным источником власти в Российской Империи, является национально-религиозное большинство.
2. Национально-религиозное большинство осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Статья 62. Субъекты государственной власти.
1. Государственную власть в Российской Империи осуществляют Император, Собор, Кабинет Министров, и Суды Российской Империи.

Статья 63. Органы власти в национальных землях-автономиях Империи.
1. Органы власти в национальных землях–автономиях Российской Империи, комплектуются путем выборов местным населением.

Статья 64. Разграничение властных полномочий.
1. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Империи и органами власти национальных земель-автономий Российской Империи, осуществляется настоящей Конституцией, Имперскими законами и договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

Статья 65. Предметы ведения Империи.
В ведении Российской Империи находятся:
а) принятие и изменение Конституции Российской Империи и имперских законов, контроль за их соблюдением,
б) унитарное устройство и территория Российской Империи,
в) регулирование и защита прав и свобод подданного (гражданина), подданство (гражданство) в Российской Империи, регулирование и защита прав национальных меньшинств,
г) установление системы имперских органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности, формирование областных и земельных органов государственной власти,
д) имперская государственная собственность и управление ею,
е) установление основ внутренней политики и имперские программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Империи,
ж) установление правовых основ единого рынка, финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики, имперские экономические службы, включая имперские банки,
з) имперский бюджет, имперские налоги и сборы, имперские фонды регионального развития,
и) имперские энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы, имперские транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе,
к) внешняя политика и международные отношения Российской Империи, международные договоры Российской Империи; вопросы войны и мира,
л) внешнеэкономические отношения Российской Империи,
м) оборона и безопасность, оборонное производство, определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества, производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования,
н) определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Империи,
о) трудоустройство, прокуратура, уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство, амнистия и помилование, гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство, правовое регулирование интеллектуальной собственности,
п) имперское коллизионное право,
р) метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени, геодезия и картография, наименования географических объектов, официальный статистический и бухгалтерский учет,
с) государственные награды и почетные звания Российской Империи,
т) имперская государственная служба.

Статья 66. Законодательное оформление предметов ведения Империи.
1. По предметам ведения Российской Империи принимаются имперские конституционные законы и имперские законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Империи.

Статья 67. Недопустимость присвоения власти.
1. Никакая часть российского народа, никакая социальная группа, сословие, община или организация, никакое лицо не может присвоить полномочие по осуществлению власти.
2. Присвоение власти является тягчайшим преступлением против народа.

Раздел 6. Недопустимость вакуума власти.

Статья 68. Условия отставки императора.
1. Наличие квалифицированного наследника или преемника.

Статья 69. Условия роспуска Собора Всея Земли.
1. Между роспуском одного Собора и первым заседанием Собора в новом составе, может пройти не более одних суток.

Статья 70. Условия отставки Кабинета министров или Премьер-министра.
1. Наличие квалифицированного преемника-специалиста.
2. Отставка министра или Премьера и вступление преемника в должность происходят в один день.

В одной из своих речей на первом царскосельском совещании Витте выделил в качестве одной из «исходных точек» обсуждавшихся преобразований необходимость поставить между Думой и императором Государственный совет. К тому времени дискуссии о превращении Госсовета в «зерхнюю палату» имели достаточно длительную историю. Эта тема обсуждалась в Совете министров и на петергофских совещаниях летом 1905 г., на совещаниях на квартире Д.М. Сольсхого в октябре47. Автором одного из обсуждавшихся проектов стал все тот же Крыжановский, «маг и волшебник конституционного праза», как иронично называл его Милюков. Свою роль «регулятора» по отношению к Думе Совет может выполнить в том случае, считал он, если в нем будут доминировать силы, консервативные вследствие не «случайностей личных воззрений», а «более мощных движущих причин», под которыми подразумевались в первую очередь «крупные материальные интересы». При условии равенства выборной и назначаемой частей Совет должен обладать достаточной легитимностью в глазах общества и монарх получит возможность противопоставлять мнению Думы не свое собственное (или, что почти то же самое, правительственное), а другое, вроде бы тоже имеющее общественную санкцию. В итоге неудовольствие «будет направлено прямо и непосредственно против Совета, а не против верховной власти»48.

Уже 28 октября для разработки реформы по инициативе Витте было создано Особое совещание под председательством Сольского, работа которого продолжалась до 19 января 1906 г. Затем 14 и 16 февраля разработанный проект подвергся обсуждению в совещаний под председательством царя («второе царскосельское совещание»). Наибольшие споры в обоих совещаниях вызвали два ключевых вопроса: соотношение выборного и назначаемого элемента и прав Думы и Совета. Озвученное в Царском Селе.предложение консерваторов (А.С. Стишинского, П.Н. Дурново, К.И. Палена, А.П. Игнатьева) сделать прерогативой монарха определение коли-

чества выборных и назначаемых членов было признано излишним.

Позиция Витте, со свойственной ему прямолинейностью стремившегося обелить себя в глазах царя, не вызывает удивления. Вместе с тем этот спор не был лишь терминологической эквилибристикой. Речь шла о различных идеологических парадигмах, и неслучайно точка зрения Витте, пытавшегося эксплуатировать ту из них, сторонником которой был сам император, неминуемо приводила его к

оперированию понятиями из традиционалистского арсенала. Вспомним, с какой настойчивостью доказывал необходимость для власти признать конституционный характер перемен в государственном строе, произнести само слово «конституция» Милюков в разговоре с премьером. «Меня очень упрекали мои критики, - вспоминал об этой беседе лидер кадетов, - что я так цеплялся за «слово», когда «содержание» его было уже уступлено. Но в том-то и дело, что уступлено оно не было и что самое сокрытие «слова» это доказывало...»50 «Вопрос о словах» представлялся, как будет показано ниже, чрезвычайно важным не только ему, но и Николаю II.

Возвращаясь к Государственному совету, стоит отметить, что не было принято ни одно из сделанных Витте в Царском Селе предложений (он также поразил всех выступлением против публичности заседаний «палат», ссылаясь на то, что невежественные посетители будут бросать в министров «мочеными яблоками да ревущими кошками»51)- По закону 20 февраля 1906 г. совет получил равные с Думой права, в том числе право законодательной инициативы и запроса министрам. В число выборных его членов должны были войти 34 представителя губернских земских собраний, 22 члена от съездов землевладельцев (в губерниях, где не было земств), 6 - от Православной церкви, 18 - от дворянских обществ, 6 - от Академии наук и университетов, по 6 - от торговых и промышленных организаций52. Как и предвидели сановники, реформа Госсовета, ограничивавшая права Думы, была воспринята в либеральном обществе негативно, а требование упразднения этого органа вошло в «стандартный набор» требований левой оппозиции. Консервативный смысл создания «верхней палаты» несомненен. Однако согласиться с той точкой зрения, что это была контрреформа53, вряд ли можно уже потому, что задумывалась и обсуждалась она параллельно с разработкой законов о Думе, да и вопрос о ее противоречии манифесту 17 октября совсем не так однозначен, как полагали многие оппозиционеры. С юридической точки зрения, скорее, можно назвать его вопросом о различных толкованиях этого акта54.

Последней из «органических» мер, разработанных в преддверии созыва Думы, стало принятие новых Основных законов Российской империи, которые должны были быть исключены из ведения народного представительства. Возможно, Витте не прочь был и здесь использовать тот же маневр, что при обсуждении вопроса о выборной системе. Во всяком случае, еще ночью 23 октября пришедшим к нему по поводу демонстрации у Технологического института известным юристам и кадетам И.В. Гессену и Л.И. Петражицкому он совершенно неожиданно, как бы экспромтом, предложил составить проект Основных законов55. Несложно догадаться, какая судьба ожидала бы это произведение, если бы оно было создано. Однако непосредственно к обсуждению этого вопроса правительство при-

ступило только в конце февраля 1906 г., когда ситуация сильно изменилась и премьер был озабочен главным образом демонстрацией собственной лояльности.

Во время обсуждения проекта ка очередном совещании в Царском Селе, проходившем 7, 9, 11 и 12 апреля, одним из наиболее дискуссионных стал вопрос об определении императорской власти58. Поднят он был появившимся на второй день работы совещания И.Л. Горемыкиным, представшем в качестве столпа «охранительст-ва». Будущий преемник Витте выразил сомнение в самой необходимости нового издания Основных законов, поскольку изменение статьи об императорской власти «и ей подобных» «чревато событиями». С необычно для него длинной и очень эмоциональной речью по этому поводу выступил Николай II, заявивший, что в статье об императорской власти «заключается главнейший вопрос во всем этом деле». Рассказав о своих колебаниях и поддержке, которую он получает от «всякого сословия людей», император выразил свое кредо, способное поставить в тупик любого, кто попытался бы оценить его с точки зрения формальной логики: «Акт 17 октября дан мною вполне сознательно, и я твердо решил довести его до конца. Но я не убежден в необходимости при этом отречься от самодержавных

прав… Могут сказать, что это отступление от обещаний, данных

17 октября. Я это знаю и понимаю… Но надо уразуметь, с чьей стороны будет укор. Он, конечно, последует со стороны всего так называемого образованного элемента, пролетариев, третьего сословия. Но я уверен, что 80% русского народа будет со мною...»59

Выступление Витте, по обыкновению, было крайне невнятным, зато несомненные консерваторы, Пален и Акимов, заявили, что они не сторонники манифеста 17 октября, но после его издания слово «неограниченный» по отношению к монарху употреблять уже нельзя. К ним присоединились все выступавшие, и в конце концов император вынужден был сдаться.

В воспоминаниях Витте описал процесс принятия Основных законов достаточно подробно. Тому были веские причины. Премьер преподносил себя как «сберегателя» одновременно и монарших прерогатив и преобразований, инициированных манифестом 17 октября. Логика его заключалась в том, что превращение Думы в Учредительное собрание, неизбежное, если отказаться от издания новых Основных законов или допустить в них серьезные пробелы, вынудило бы власть прибегнуть к силе и разрушило бы хрупкий новый строй60. Об искренности этой ретроспективной оценки судить сложно.

В закулисных манипуляциях вокруг проекта Основных законов немалую роль играл дворцовый комендант Д.Ф. Трепов, ставший к тому времени одним из активнейших противников премьера. Именно он через бывшего товарища министра финансов В.И. Ковалевского передал проект законов группе либералов с просьбой высказать свои соображения. В обсуждении приняли участие Милюков, Гессен, Муромцев, Ф.А. Головин, Н.И. Лазаревский и М.М. Кова-левский61. Итогом его стала особая записка, переданная Трепову

18 апреля. В ней либералы вновь попытались эксплуатировать убеждения главного ее читателя (царя), сочетая консервативную аргументацию с реверансами в адрес монарха, «великих начал манифеста 17 октября» и инвективами по отношению к «произволу министров», усиление ответственности которых перед Думой было основным их предложением62. И хотя убедить царя этот маневр, конечно, не смог, в законе было учтено предложение ввести так называемый принцип контрассигнации, в соответствии с которым указы монарха должны скрепляться подписью главы правительства или министра, что, по идее, увеличивало их ответственность, снимая часть ее с императора (в последующем этот принцип неоднократно нарушался).

Утвержденные 23 апреля Основные законы состояли из пяти глав: о существе верховной самодержавной власти; о правах и обязанностях российских подданных; о законах; о Государственном совете и Государственной думе и образе их действий; о Совете мини-

стров, министрах и главноуправляющих отдельными частями. 82 статьи законов регламентировали основные черты нового государственного устройства, определяли суть власти самодержца, правительства, законодательных палат, а также тех прав подданных, которые были обещаны манифестом 17 октября 1905 г. Следует, правда, отметить, что эти права определялись весьма расплывчато и обставлялись многочисленными ограничениями. Так, в последней, 41-й статье главы второй без обиняков говорилось: «Изъятия из действия изложенных в сей главе постановлений в отношении местностей, объявленных на военном положении или в положении исключительном, определены особыми законами». В целом же текст Основных законов представлял собой, скорее, самую общую, «рамочную» конструкцию, конкретный смысл которой должен был определяться даже не подзаконными актами, а еще не принятыми законами (наиболее часто встречающаяся в тексте фраза - «в порядке, законом определенном»). Эта постоянная оговорка исключала возможность понимать статьи Основных законов как нормы прямого действия и в результате выхолащивала сам их смысл.

Изданием Основных законов 24 апреля, т.е. всего за три дня до открытия Думы, формально завершился процесс реформирования государственного строя страны. С тех самых пор уже целый век не утихают споры о природе этого строя, в ходе которых высказывались самые разнообразные точки зрения. И хотя со страниц публицистических произведений и учебников государственного права они, казалось бы, окончательно перекочевали на страницы исторических трудов, идеологический их подтехст отнюдь не исчез и может быть прослежен без труда. Показательно в этом отношении, что до сих пор в исторической литературе можно встретить ссылки на мнения «дореволюционных государствоведов», большинство которых считало, что в 1906 г. Россия превратилась в конституционную монархию. При этом особо не акцентируется тот факт, что наиболее авторитетные из них (Н.И. Лазаревский, В.М. Гессен, С.А. Котляревский) были видными кадетами. Напротив, представители противоположного взгляда, также представленного в российской юридической науке (П.Е. Казанский, Н.А. Захаров), принадлежали к «правому лагерю». Для них был несомненен неотчуждаемый характер самодержавной власти, а вопрос о «конституционном» характере перемен оставался не более чем данью европейской традиции. Однако и для большинства кадетов конституционная природа нового строя была, скорее, неким недостижимым идеалом, находящимся в постоянном и разительном противоречии с действительностью.

Маклаков, в эмиграции обвинявший руководство партии в недальновидности, поскольку требования истинного либерализма оно систематически приносило в жертву тактике и революционной де-

магогии, полагал, что если считать конституцию противоположностью абсолютизму, то «Основные законы 1906 г., несомненно, были конституцией. Их смысл не менялся от того, что их можно было иногда нарушать». Милюков же, по его мнению, «систематически и умышленно смешивал «конституцию» с «парламентаризмом», хотя знал, что существуют «непарламентарные» конституции»63. Маклаков имел в виду государственное устройство, ныне часто именуемое «дуалистической монархией», при котором народное представительство и монарх с подчиненным ему правительством составляют два «центра власти», находящихся в подвижном и неустойчивом равновесии. Важнейшей же чертой парламентарного строя считалось (и продолжает считаться) установление ответственности правительства перед народным представительством, в результате чего складывается положение, когда статус монарха лучше всего определяется известной формулой «царствует, но не правит». Отсутствие этой ответственности, как и ограниченность прав Думы в собственно законодательной сфере, и заставляли многих кадетов говорить о «лжеконституционном» характере российского государственного строя. Впрочем, давая ту или иную оценку установленному в 1906 г. строю, они действительно руководствовались потребностями момента. Когда нужно было подчеркнуть прерогативы Думы и тот факт, что монарх уже не всевластен, всячески акцентировалась идея соблюдения конституции; когда же речь заходила о необходимости «ограничить произвол», поддерживалась точка зрения, что «настоящую» конституцию еще только предстоит создать.

В редких же случаях, когда речь не шла о тактике, Милюков и его товарищи, по словам Т. Эммонса, «понимали, что шансы на конституционалистский исход из кризиса старого порядка не очень велики»64. Не в этом ли сознании (может быть, не вполне четко артикулировавшемся) обреченности либеральной программы развития страны коренились слабость и противоречивость стратегии партии, вынуждавшие ее лидеров с головой погружаться в тактические маневры?

В отечественной историографии советского времени в определении государственного строя страны также существовали определенные разногласия. Некоторые авторы писали об Основных законах 1906 г. как о конституции, хотя и консервативной, призрачной и т.п.65, другие (и эта точка зрения была господствующей) считали, что самодержавие лишь создало в качестве «прикрытия» внешние атрибуты конституции, которые были сугубо иллюзорными, поскольку реальная власть оставалась в руках монарха66. Однако принципиального значения эти разногласия не имели, поскольку никак не влияли на оценку общего направления развития страны.

В западной историографии так называемой либеральной школы признается, что в России существовала конституция, хотя она

была очень консервативной и часто нарушалась67. Это считается важным симптомом того, что Россия развивалась по пути, заданному западной цивилизацией, хотя политическая модернизация страны и осложнялась множеством разного рода факторов. Напротив, некоторые западные историки настаивают на более или менее выраженной уникальности социального и политического развития России, полагая, что определение ее строя в 1906-1917 гг. как «конституционной монархии» лишь ведет к некорректному сближению устройства совершенно различных стран68. Существует и промежуточная точка зрения, согласно которой судьбу преобразований 1905-1906 гг. определяли многие факторы, и само по себе политическое устройство страны могло эволюционировать в различных направлениях, но эти возможности так и остались нереализованными69.

Конечно, «тень 1917 года» более или менее явно довлеет над всеми исследователями, вынуждая их сообразовывать характеристику думского строя с собственным видением причин второй российской революции. Оптимизма в оценках это не прибавляет. Так, говоря о взглядах героев своей книги - кадетов, Теренс Эммонс заключает: «В условиях слабости институциональных и культурных основ, необходимых для конституционного строя, зачаточного состояния гражданского общества, максималистских ожиданий крестьян и значительной части рабочих и наличия развитого революционного движения, поощряющего эти ожидания, - словом, в условиях отсталости российского общества и запоздалого характера кризиса старого режима они опасались, что достигшие огромного размаха массовые революционные выступления едва ли приведут к умеренно-конституционалистскому пути выхода из политического кризиса. Последующие события показали, что такое восприятие ситуации не было безосновательным»70. Стоит, правда, заметить, что эти опасения кадетов повлияли на действия партии совсем не так, как можно было бы ожидать. "

Современные российские историки также склонны оценивать природу государственного строя страны после 1905 г. в зависимости от того, считают ли они естественной и предопределенной эволюцию России по западным моделям. По сложившемуся на рубеже 1980-1990-х годов обыкновению, их оценки перспектив российского конституционализма в целом более оптимистичны (разумеется, подобный оптимизм, являющийся результатом «отталкивания» от штампов советской историографии, нельзя считать глубоким и долговечным).

Сторонники такого взгляда, как правило, выстраивают более или менее непротиворечивую схему развития в стране «правовых» начал государственной властью или вопреки ей - либеральной интеллигенцией. Предельным вариантом первого подхода можно счи-

тать концепцию Б.Н. Миронова, полагающего, что российское самодержавие не было полностью неограниченным даже в XVIII- XIX вв., а в 1906 г. превратилось в «правовую дуалистическую монархию» подобно многим странам Центральной и Восточной Европы71. Что касается идеи о «либеральной альтернативе» традиционной власти, то она на протяжении последнего десятилетия занимала доминирующее положение в российской науке72. В соответствии с этим подходом кадеты и близкие к ним группы накануне и в ходе революции 1905-1906 гг., говоря о необходимости «настоящей конституции», сформулировали в целом реалистичную политическую программу, воплощению которой помешали главным образом близорукость и упрямство самодержавия, а также фатальное стечение обстоятельств.

В новейших работах все чаще озвучивается и подход, в какой-то мере воскрешающий традиционалистские доктрины начала прошлого века. Все громче раздается и критика в адрес кадетов, фактически повторяющая мысли авторов «Вех» и особенно «прозревших» в эмиграции П.Б. Струве, В.А. Махлакова и других73. Напомню, что эта точка зрения гласит, что реформы в целом создали достаточно условий для участия представительства в законодательной работе и конфронтация Думы и правительства лежит в основном на совести либералов. Наконец, нельзя не сказать и о взгляде, тахже генетически восходящем к политической борьбе, на этот раз 1920-1930-х годов. А.Н. Медушевский, определяя политический строй страны после 1906 г. как «мнимый», или «монархический», конституционализм, усматривает прямое родство между самодержавием (абсолютной монархией) и тоталитарным государством. Власть, считает он, лишь использовала западные формы для легитимации «сугубо традиционалистского института». В итоге же устанавливался «режим личного правления монарха, который все более непосредственно опирался на институты чрезвычайного положения и силовые структуры власти»74. Сближение самодержавия с большевистским авторитаризмом делалось, как известно, еще некоторыми «сменовеховцами», не говоря уже о западных критиках советского строя. Встретив его в современной научной работе, читатель, думается, был бы вправе рассчитывать на более основательную аргументацию, к сожалению, отсутствующую у Медушевского. Думается, нет необходимости лишний раз говорить о принципиальных, качественных отличиях советского режима от любого из вариантов традиционного монархического устройства.

В целом же можно утверждать, что вопрос о характере политического строя Российской империи в 1906-1917 гг. являлся и является лишь производным от общего представления об эволюции страны. Поэтому, кстати, формально-юридическая оценка реформ 1905-1906 гг. никогда не пользовалась большим авторитетом по

сравнению с политико-социологической или исторической. Изложенные же выше споры основных авторов самих этих реформ о том, как их следует понимать и квалифицировать, делают еще менее обоснованным любой сугубо объективистский взгляд на их смысл и судьбу, любую попытку однозначной их оценки вне исторического контекста. Политическое устройство не определяется нормативными актами, это сложная система, обусловливаемая взаимодействием многих разноуровневых факторов. Уже поэтому сколько-нибудь жизнеспособную конституцию невозможно изобрести или позаимствовать, она всегда, даже при «революционном происхождении», -плод эволюции политических и гражданских институтов, культуры и мировоззрения элиты и масс и т.д. Глубокая противоречивость такой эволюции в России видна и в непосредственной предыстории реформ 1905-1906 гг., и в их судьбе, и эта противоречивость является, пожалуй, их наиболее бесспорной особенностью.

Если же все-таки пытаться отыскать некий ориентир, позволяющий определить государственный строй России после 1906 г., то наиболее адекватной представляется концепция дуалистической монархии как переходной формы от традиционного к конституционному (в европейском смысле этого понятия) устройству власти. Эта концепция позволяет, в частности, учесть то важное обстоятельство, что система управления (исполнительной власти) и после появления представительных учреждений в целом оставалась прежней и в центре и на местах. Другой вопрос - насколько после 1906 г. предопределено было движение в сторону европейского конституционализма и существовали ли альтернативные варианты развития политической системы страны, например, в сторону некой разновидности авторитарно-корпоративистского строя, какой появился в XX в. в некоторых периферийных государствах Европы, обладавших, подобно России, достаточно отсталой социально-экономической структурой и глубокими традициями государственного и сословного «патернализма. На мой взгляд, вероятность развития страны по такому альтернативному сценарию была весьма велика.

Во всяком случае, ясно одно: события февраля 1917 г. стали не естественным итогом эволюции политического строя, основы которого были заложены в 1905-1907 гг., а достаточно радикальным (хотя и вполне предсказуемым) разрывом с эволюционным путем. Октябрь же 1917 г. стал лишь закономерным следствием Февраля.

Аграрный вопрос в правительственной политике и в общественном мнении в коние 1905 - начале 1906 г.

Аграрный вопрос не без основания считается одной из важнейших проблем, определивших ход и исход Первой русской революции. Громадное его значение очень часто отодвигает в тень то об-

стоятельство, что различия в понимании существа этого вопроса были, пожалуй, не менее глубокими, чем в понимании смысла вызванных революцией политических реформ. При этом две эти проблемы были связаны множеством очевидных и скрытых нитей. До недавнего времени практически аксиоматичным для отечественной историографии было представление о том, что самодержавие, действуя в интересах помещиков, лишь в чисто демагогических целях прибегало к патримониальной традиционалистской идеологии, в соответствии с которой «забота о благосостоянии» крестьянства являлась важнейшей задачей правительства75. Впрочем, прямолинейность такого представления достаточно очевидна. Как же, принимая его, объяснить, например, упорную приверженность Николая II, многих сановников и общественных деятелей идее патриархальности, природного консерватизма крестьян? Ведь даже после мощных аграрных волнений 1905 г. в «верхах» сохраняли надежду на то, что «крестьянская» Дума станет опорой власти в борьбе с «интеллигентской» революцией! Не слишком убедительным выглядит и другой тезис, согласно которому в «попечительно-охрани-тельном» курсе аграрной политики проявлялась «вековая крепостническая вражда дворянства к принципу буржуазной крестьянской собственности»76. Следуя этой логике, к числу махровых крепостников придется отнести даже одного из крупнейших деятелей крестьянской реформы 1861 г. П.П. Семенова (Тян-Шанского), который в 1905 г. продолжал оставаться последовательным сторонником такого курса. К тому же сейчас уже ясно, что дворянство никогда не выступало каким-то «единым фронтом» против развития крестьянского частного землевладения.

Анализируя сложную, полную зигзагов и отступлений борьбу в правительстве вокруг предстоящей аграрной реформы, целесообразно выделить в ней сразу несколько пластов, в том числе идеологический, экономический (связанный с материальными интересами дворянства) и политический (определявшийся борьбой за"власть как внутри правительства, так и между ним и общественными силами). При этом оказывается, что экономические мотивы использовались в качестве прикрытия в политической борьбе гораздо активнее по сравнению с обратной ситуацией, когда политические или идеологические аргументы прикрывали материальные интересы. В этом смысле спекуляции левых сил (в том числе кадетов) на тяге крестьян к обладанию землей мало чем отличались от использования правыми естественных опасений землевладельцев за свою собственность и безопасность.

Аграрный вопрос стал своеобразной «разменной монетой» и в политических интригах в правительственных и придворных кругах. Важная роль принадлежала здесь уже в начале 1905 г. братьям Д.Ф. и В.Ф. Треповым и бывшему министру внутренних дел Горе-

мыкину, который в 1899 г. расстался с министерским постом благодаря Витте и потому никаких добрых чувств к тому не питал. Именно на квартире Горемыкина, по словам Гурко, «в тесном кружке, к которому присоединился [А.В.]Кривошеин, осуждались все действия Витте и обсуждались способы его устранения. Центр этот просуществовал довольно долго, а именно до весны 1906 г., т.е. до увольнения Витте...»77. Происки этих деятелей привели к закрытию 30 марта 1905 г. Особого совещания о нуждах сельскохозяйственной промышленности и передаче готовившейся крестьянской реформы в Особое совещание под председательством Горемыкина78 (он со времен руководства «крестьянским» департаментом Сената считался «знатоком» аграрных проблем).