Законодательные возможности совета профилактики школы. Совет профилактики как механизм управления процессом профилактики в школе

«УТВЕРЖДАЮ»
Директор
ГОУ СОШ № 538 им. С.В. Гришина
Белянин А.А.
«___»_______2011г

ПОЛОЖЕНИЕ
О СОВЕТЕ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ
СРЕДИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ШКОЛЕ
1. Общие положения
1.1. Совет профилактики правонарушений среди обучающихся в школе (далее – Совет
профилактики) создается для осуществления единого подхода к решению проблем
профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав и
законных интересов.
1.2. Совет по профилактике правонарушений среди обучающихся является
общественным органом управления школой. Состав Совета и его изменения утверждается
директором школы.
1.3. Совет в своей деятельности руководствуется Конвенцией о правах ребенка,
Конституцией РФ, Семейным кодексом РФ, Законом РФ № 120-ФЗ «Об основах системы
профилактики безнадзорности правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 г. (с
изменениями от 13.01.2001 г.), Законом РФ «Об образовании», Законом РФ «Об основных
гарантиях прав ребенка в РФ», Уставом общеобразовательного учреждения, постановлениями и
распоряжениями Комитета по образованию Москвы, постановлениями и
распоряжениями Управления образования ЮЗАО г. Москвы, а также
настоящим Положением.
1.4. Общее руководство деятельностью Совета по профилактике правонарушений среди
обучающихся осуществляет директор школы, а в его отсутствие - заместитель директора по
учебно-воспитательной работе.
1.5. Совет профилактики состоит из председателя, секретаря и членов. Число членов
Совета профилактики устанавливается в зависимости от объема работы. В состав Совета
профилактики входят: директор школы, заместитель директора по учебно-воспитательной
работе, заместитель директора по воспитательной работе, педагог-психолог, социальный
педагог, инспектор подразделения по делам несовершеннолетних УВД, классные руководители
и др.
2. Задачи Совета профилактики
2.1.Профилактика безнадзорности и правонарушений среди обучающихся в школе.
2.2.Обеспечение механизма взаимодействия школы с правоохранительными органами,
представителями лечебно-профилактических, образовательных учреждений, муниципальных
центров и других организаций по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений,
защиты прав детей.
2.3.Оказание помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания
детей.
3. Основные функции Совета профилактики
3.1. Координация деятельности субъектов управления, специалистов служб
сопровождения, классных руководителей, родителей обучающихся (их законных
представителей), представителей внешкольных организаций по направлениям профилактики
безнадзорности и правонарушений, вопросам охраны прав ребенка.
3.2. Рассмотрение представлений классных руководителей, социального педагога о
постановке учащихся на педагогический учет и принятие решений по данным представлениям.
3.3. Оказание консультативной, методической помощи родителям (законным
представителям) в воспитании детей.
3.4. Организация и оказание содействия в проведении различных форм работы по
профилактике безнадзорности и правонарушений среди обучающихся в школе, охране прав
детей.
3.5. Обсуждение анализа результатов деятельности классных руководителей по
профилактике безнадзорности и правонарушений, психологической службы по работе с детьми
«группы риска».
3.6. Рассмотрение конфликтных ситуаций, связанных с нарушением локальных актов
школы, с проблемами межличностного общения участников образовательного процесса в
пределах своей компетенции.
3.7. Привлечение специалистов - врачей, психологов, работников правоохранительных
органов и других к совместному разрешению вопросов, относящихся к компетенции
профилактики.
3.8. Подготовка ходатайств в Педагогический совет школы о решении вопроса,
связанного с дальнейшим пребыванием учащихся-правонарушителей в школе в соответствии с
действующим законодательством.
3.9. Обсуждение вопросов пребывания детей в неблагополучных семьях, подготовка
соответствующих ходатайств в органы опеки и попечительства.
4. Организация деятельности Совета профилактики
4.1. Совет профилактики заседает не реже одного раза в четверть.
4.2. Экстренное (внеочередное) заседание Совета профилактики может быть созвано по
распоряжению директора школы, решению большинства его членов.
4.3. План работы Совета профилактики составляется на учебный год с учетом городских
целевых программ и нормативных документов, целевой программы развития воспитательной
системы школы.
4.4. Совет профилактики согласовывает свою работу с Советом школы и педагогическим
советом.
4.5. Решения Совета профилактики доводятся до сведения педагогического коллектива,
учащихся, родителей (законных представителей) на оперативных совещаниях, общешкольных и
классных родительских собраниях.
4.6. Решения Совета профилактики реализуются через приказы директора школы,
распоряжения заместителя директора по учебно - воспитательной работе или воспитательной
работе.
5 . Права Совета
Совет в пределах своей компетенции имеет право:
5.1. запрашивать от классных руководителей сведения, необходимые для работы Совета
профилактики, а также приглашать их для получения сообщений и объяснений по вопросам,
рассматриваемым Советом;
5.2. проверять условия содержания и воспитания несовершеннолетних в семьях;
5.3. осуществлять контроль воспитательной работы в классах;
5.4. рассматривать информацию, докладные записки педагогов по вопросам поведения,
успеваемости и посещаемости уроков учащимися, фактах жестокого обращения с детьми со стороны взрослых;
5.5. вносить предложения по вопросам улучшения воспитательной работы в
общеобразовательном учреждении;
5.6. ставить и снимать с внутришкольного контроля «трудных подростков»,
«неблагополучные семьи»;
5.7. осуществлять в течение года контроль за несовершеннолетними, не получившими
основного общего образования, отчисленными и переведенными из общеобразовательного
учреждения в вечернюю школу или в межшкольный учебный комбинат;
5.8. вносить предложения в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав по
возбуждению дел по лишению родительских прав.
6 . Порядок работы Совета профилактики
6.1. Заседание Совета профилактики проводится по мере необходимости, но не реже
одного раза в месяц.
6.2. Заседание Совета профилактики является правомочным, если на нем присутствуют
более половины его членов. Решения Совета профилактики принимаются простым
большинством голосов его членов, участвующих в заседании. В случае равенства голосов,
голос председателя является решающим.
6.3. Совет профилактики вправе удалить несовершеннолетнего со своего заседания на
время исследования обстоятельств, обсуждение которых может отрицательно повлиять на
школьника.
6.4. Решение Совета профилактики оформляется протоколом, который подписывается
председательствующим на заседании и секретарем (социальным педагогом).
7 . Подготовка и рассмотрение дел
Материалы, поступившие в Совет профилактики, предварительно изучаются
председателем или его заместителем, которые принимают решения о:
- рассмотрении дела на заседании Совета профилактики;
- определении круга лиц, подлежащих приглашению на заседание;
- времени рассмотрения дела.
8 . Меры воздействия и порядок их применения
8.1. Совет профилактики рассматривает собранные по делу материалы, выслушивает
объяснения несовершеннолетнего, его родителей (лиц, их заменяющих) и после всестороннего
рассмотрения всех обстоятельств дела принимает решение о мерах воздействия в отношении
несовершеннолетнего, среди которых могут быть:
- предупреждение с установлением испытательного срока и возложением контроля на
конкретное должностное лицо;
- обязанность принести публичные извинения;
- направление представления в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их
прав при территориальных управлениях города для принятия мер общественного воздействия в
отношении родителей или лиц, их замещающих;
- вынесение предупреждения;
- направление материала в подразделение по делам несовершеннолетних УВД для
оформления протокола об административном правонарушении;
- оформление ходатайства о лишении родительских прав.
8.2. Решение Совета профилактики действует в течение одного года. Мера воздействия
считается снятой, если несовершеннолетний в течение этого срока не совершил нового
правонарушения.

Совет профилактики как механизм управления процессом профилактики в школе

Важной составляющей профилактической деятельности является управление этим процессом в каждой конкретной школе. Без решения вопросов, включающих анализ эффективности и планирование, своевременное выявление несовершеннолетних в ситуации риска и постановку на учет, организацию профилактического процесса и его координацию, невозможно выстроить эффективную систему профилактики социально опасного положения в школе. С учетом сложности решаемых задач, необходимости командной работы педагогов, а с другой стороны, ограниченности ресурсов в школе, механизмом управления профилактическим процессом в школе может стать Совет профилактики.

ДИАНА ГРУЗИЕВА ЖЕКОВА - ПРЕЗИДЕНТ. ЗЛАТКА ТОДОРОВА ИЛЬЧЕВА - ПЕДАГ. ЙОНКА МИХАЙЛОВА МИЛЕВА - ГЛАВНЫЙ УЧИТЕЛЬ В ПРОГИМНЕ. МАРИЯ СТОЯНОВА КАРАЙВАНОВА - ГЛАВНЫЙ УЧИТЕЛЬ НА ЮГЕ. МАРИЯН МАЛЧЕВА СТОЯНОВА - УЧИТЕЛЬ В КОСМИЧЕСКОЙ ГРУППЕ. ВАЛЕНТИНА ЛИТОВА КОСТОВА - СТАРЫЙ УЧИТЕЛЬ В ПРОГИМНЕ.

ЗАМОРОЖЕННАЯ РАБОТА В ПОЛИЦИИ. МИХАЕЛА РАЙЧЕВА СОДАНОВА - СТУДЕНТ ОТ НАУКИ. ПЕТЕР СТАНИСЛАВОВ ГЕРГОВ - НАУЧНЫЙ СТУДЕНТ. Основные принципы: Внедрение комплексного школьного подхода, скоординированные и последовательные усилия по предотвращению издевательств и созданию более безопасной школьной среды.

Изначально Советы профилактики вводились в организационно - управленческую структуру образовательных учреждений для поиска путей разрешения проблем учащихся, родителей и школы в процессе обучения и воспитания несовершеннолетнего. К сожалению, с течением времени суть деятельности Совета была искажена. Деятельность данного органа получила скорее карательный и формальный характер, а не восстановительный, когда можно совместно с родителями договориться о совместном решении проблемы. Часто решения Совета носили однобокий характер: после «проработки» подростку в присутствии родителей предписывалось «исправиться», а родителям - «усилить контроль» за поведением подростка. Как правило, при этом не предусматривалось изменение условий обучения, воспитания подростка в школе, не оговаривалась помощь учащемуся со стороны педагогов.

В этом процессе мобилизуются и координируются усилия педагогического и негопедагогического сообщества, студентов, родителей и всех внешкольных учреждений, организаций и служб. Создать систему профилактики и вмешательства в школе для противодействия школьным издевательствам между детьми и учениками и ввести защитную сеть правил по обязательствам всех по этому вопросу.

  • Создание навыков и методов борьбы с различными формами насилия.
  • Ограничьте издевательства и агрессию среди школьников и учеников.
Создать школьный координационный совет с приказом директора.

Нельзя сказать, что это обусловлено только избеганием достаточно затратной деятельности в отношении каждого ребенка (анализ ситуации, изменение условий обучения, организация и оказание комплексной помощи, выстраивание отношений сотрудничества с родителями и т.д.). Одной из серьезных причин является отсутствие иных технологий в арсенале педагогов, следование привычным стереотипам воспитания. В результате всей этой работы чаще всего терялось итак нестабильное доверие подростка к педагогам, разрушались его доверительные отношения с родителями. И если учесть, что подросток в состоянии обиды мог быть спровоцирован на деструктивное поведение, а родители - на неконструктивные действия по отношению к подростку, то деятельность Совета получала обратный эффект профилактической работы с конкретным ребенком. Таким образом, понятие Совета профилактики оказалось дискредитированным в сознании специалистов и общественности.

Понимание педагогического и непедагогического персонала с формами насилия, Механизм противодействия школьным издевательствам между детьми и школьниками и Алгоритм реализации механизма противодействия школьным издевательствам между детьми и школьниками. Установить единообразные правила по обязательствам всех сотрудников, связанные с преследованием со стороны Координационного совета и изложенные в Правилах процедуры школы. Составление списка подписей. . Ответственное лицо: Жекова, Милева, Карайанова, Кл.

Понимание учеников и родителей с формами насилия и Механизм противодействия школьным издевательствам между детьми и школьниками в порядке, определяемом директором школы, - ученики вводятся в класс, родители - на собрания родителей. Оценить домогательства среди школьников в начале и в конце учебного года через Приложение 3 к Механизму. Сентябрь-октябрь, май-июнь. Анализ и обобщение результатов оценки и результатов исследования должны проводиться Координационным советом. Представлять заинтересованные стороны с совокупными результатами и обсуждать необходимость принятия конкретных мер и действий - на собрании ГП на родительских встречах во время занятий. Разработка Координационным советом плана на соответствующий учебный год для противодействия школьным преследованиям в связи с установленными и проанализированными результатами опроса, который утверждается директором школы. План обновляется ежегодно, при необходимости в течение учебного года может появиться обновление к концу первого школьного семестра - январь. Крайний срок: к концу октября.

Однако сама идея Совета профилактики видится нам нужной и востребованной с учетом современного состояния профилактической деятельности. Деятельность обновленного Совета изменяется полностью: корректируются задачи, видоизменяется миссия, содержание и технологии проведения.

Цель работы обновленного Совета профилактики - управление процессом профилактики социально опасного положения учащихся школы.

Разработать и внедрить превентивные меры для предотвращения и противодействия школьным издевательствам между детьми и школьниками. Подготовка правил от каждого класса для создания общеобразовательных правил и процедур для учащихся.

Ответственный: Клр-ли, Милева, Карайанова, Координационный совет.

В классе возьмите уроки с представителями Департамента дорожной полиции по сокращению числа дорожно-транспортных происшествий и дорожно-транспортных происшествий с детьми и учениками. Ответственный человек: Жекова, Ильчева, классные учителя. Ответственный: Ильчева, Гайдарджиева, Жекова, Гергова.

Основные задачи деятельности Совета:

    Обеспечить защиту прав и законных интересов несовершеннолетних.

    Анализировать эффективность деятельности образовательного учреждения по первичной профилактике социально опасного положения.

    Обеспечить выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и группе риска и организовать индивидуально-ориентированную коррекционную работу с ними.

    Срок: в учебном году Ответственный: Гергова, доктор философии, Ильчева, Директор. Подготовка протокола о преследовании - встреча с родителями, устранение ущерба. Включите учащихся в дополнительные программы. Рели, Ильчева. Представление журнала для записи и описания ситуаций преследования, которые хранятся у педагогического советника. Учебные мероприятия по профилактике и вмешательству на уровне школы. . Подготовка общих правил школы.

    Система обучения для других служб. . Руководитель школы информирован. Включение родителей: уведомление, беседы и консультации, при необходимости с педагогическим советником.

    • Обсуждение на заседании секции педагогического совета: Начальная школа Св.
    • Проблемы в общении учителя - родителя - студента.
    Ответственный: Директор, Заместитель директора МА, Главные учителя, Руководители классов, Преподаватели и учителя, Пед. консультант.

    Организовать конструктивное взаимодействие с родителями по коррекции риска социально опасного положения несовершеннолетних.

Для избегания ситуации психологического давления на родителей, состав Совета профилактики, проводимого с целью установления отношений сотрудничества и заключения контракта, не должен быть многочисленным: председатель, координатор профилактической работы, классный руководитель учащегося, при необходимости, социальный педагог, психолог или инспектор милиции (3-4 человека). Состав Совета и его руководитель утверждаются директором школы. Совет подотчётен директору школы и КДН. Деятельность Совета контролируется высшим органом управления ОУ

Семинар с педагогическими специалистами по теме «Задачи учителя коммуникации - родитель - студент». Ответственный: Жекова, Касабова, Гергова, Квалификационный комитет. Тесная координация Координационного совета с руководителями классов для строгого соблюдения Правил процедуры учащимися в школе, применяя необходимые административные меры в случае несоблюдения установленных правил. Обязанность преподавателей должна проводиться совместно со студентами МВА, которые обязаны поддерживать порядок и дисциплину во время занятий и перерывов. Защищать и укреплять внутренний порядок в школе. . По расписанию учителей и учеников с доски.

Деятельность Совета основывается на принципах:

при организации коррекционной помощи

    Принцип системности. Системный подход является основополагающим как при диагностике проблемного поведения учащегося, выстраивании коррекционной помощи, так и в работе Совета как механизма управления профилактикой в школе.

    В случае значительных нарушений и проявлений издевательств над учащимися, члены Координационного совета должны быть своевременно информированы. Индивидуальная и групповая работа с учащимися-контингентами, которые были зарегистрированы до сих пор, и активными профилактическими мероприятиями с теми, кто склонен к таким событиям с целью их предотвращения. Взаимодействие с общественностью.

    Координационный совет работать в сотрудничестве с руководителями классов, педагогическим консультантом, школьным советом, родителями. Дирекция «Социальная помощь». Государственное агентство по защите детей или министерство. Центры социальной профилактики, кабинеты для консультирования.

    Принцип законности. Деятельность Совета обеспечивается правовыми актами федерального, краевого значения и локальными нормативными документами.

    Принцип сотрудничества предполагает установление в ходе работы сотрудничества с учащимися и их родителями.

    Принцип разделения ответственности между семьёй и школой. Оказание дополнительных коррекционных и профилактических услуг детям, их родителям возможно на основе договорных отношений с семьей.

    ПРИГЛАШЕНИЕ 4 Членам общественного совета при СУПЕРИ «Фридрих Шиллер» - Русе

    ПРИГЛАШЕНИЕ 3 Членам общественного совета при СУПЕРИ «Фридрих Шиллер» - Русе

    Полномочия общественного совета. Что касается деятельности Конституции. Утверждает стратегию развития детского сада или школы. Принимает участие в работе Педагогического совета при обсуждении программ профилактики ранней школы и обсуждении выбора школьной формы. Координируйте школьную программу.

    Дайте мнение о плане приема в школу и других. В нем дается мнение о разбивке бюджета по видам деятельности и размерам капитальных затрат, а также отчет о его реализации. Соглашается с предложением Директора о выделении средств из превышения над платежами, произведенными по бюджету в конце прошлого года. К 31 марта текущего года директор представляет в общественный совет проект бюджета детского сада или школы для заключения. Директор должен представить обоснованный ответ на любое конкретное предложение, если соответствующее предложение не было принято и не отражено в проекте бюджета.

    Принцип добровольности предполагает добровольное согласие родителей или законных представителей несовершеннолетнего на совместную работу.

Функции Совета профилактики

    Мониторинг эффективности деятельности образовательного учреждения по профилактике СОП

    Координация деятельности по учету и выявлению детей нуждающихся в дополнительных услугах по коррекции и реабилитации.

    Он участвовал с представителями в проведении конкурса на должность «директора» в государственных и муниципальных детских садах и школах. Участвует с представителем родителя в аттестационных комитетах директоров. Он предупреждает компетентные органы, когда он выявляет нарушения нормативных актов в ходе своей деятельности. Участвует с представителями на заседаниях Педагогического совета с правом совещательного голоса.

    Невена Станчева - представитель муниципалитета Русе. Десислава Георгиева-Абаджиева. В каждой школе должна предоставляться срочная медицинская помощь. Это приоритет № 1 в Плане действий по предотвращению аграриев в школе Министерства образования. В тех случаях, когда нет врача или фельдшера, это предусмотрено планом предотвращения агрессии с помощью экстренной помощи или объектов, близких к школам и детским садам.

    Постановка и снятие с учета несовершеннолетних группы риска социально-опасного положения

    Организация коррекционных услуг детям и их семьям

    Выстраивание договорных отношений с родителями

    Контроль и анализ результатов деятельности школы по ранней профилактике

Совет может принять решение об организации коррекционной работы, как в отношении учащегося, так и в отношении родителей и лиц, их заменяющих, и/или семей учащихся группы риска социально опасного положения, если они не справляются со своими обязанностями по воспитанию, обучению или содержанию несовершеннолетних.

Уже в конце мая необходимо забивать систему быстрого взаимодействия между учителями, учениками и учениками, а также инструктировать педагогических советников о том, как наиболее эффективно работать с врачами в случае несчастного случая в школе. Для медицинской помощи в каждой школе. А также доступ к психологу или педагогическому консультанту. На региональном уровне будут существовать некоторые психологи для работы по предотвращению насилия, которые они уже изложили в плане действий МЧС. Учителя также получат первую помощь для учеников с помощью Болгарского Красного Креста и для работы с детьми, у которых есть эмоциональные и поведенческие проблемы.

Совет организует индивидуальную коррекционную работу в отношении следующих категорий несовершеннолетних:

    Несовершеннолетние, прошедшие курс реабилитационных мероприятий, в результате которых был снят статус социально опасного положения.

    Несовершеннолетние, отнесённые комиссией по делам несовершеннолетних (КДНиЗП) к группе риска социально опасного положения.

    В этой битве будут привлечены общественные советы школы. В борьбе против насилия между детьми и учащимися. Кроме того, специалисты из Министерства по подготовке мер, участвующих представителей Уполномоченного по правам человека, Министерства здравоохранения, Министерства внутренних дел, Государственного агентства по защите детей, Исполнительное агентство «социальной помощи», Национальной ассоциации муниципалитетов в Болгарии и других. В общей сложности 22 конкретные меры содержат Межведомственную программу действий по предотвращению агрессии и повышению безопасности в школах, представленную сегодня министром образования и науки.

    Учащиеся, пропускающие занятия без уважительной причины.

    Учащиеся, оставленные на повторный год обучения.

    Учащиеся, сопричастные к употреблению ПАВ, правонарушениям, общественно опасным деяниям, попрошайничеству и бродяжничеству в своей референтной группе.

    Учащиеся, систематически нарушающие дисциплину, проявляющие элементы асоциального поведения (сквернословие, драки, издевательство над другими детьми).

    Половина этих мер еще предстоит выполнить к концу этого календарного года. Также будут поощряться эффективные методы работы с родителями, которые отказываются сотрудничать со школой. Он будет включать в себя правила координации для предотвращения агрессии и работы с родителями и административное бремя для учителей. Учителя будут проходить курс первой помощи для студентов и работать с детьми с эмоциональными и поведенческими проблемами. Они будут обучены борьбе с агрессией и киберзапугиванием, а также будут участвовать общественные советы в школах.

Деятельность Совета оформляется в следующих документах.

    Приказ о создании Совета профилактики.

    Положение о Совете профилактики.

    Журнал протоколов заседаний Совета профилактики.

    Соглашения (договоры) с родителями несовершеннолетних о совместной деятельности по оказанию психолого-социально-педагогической помощи семье и несовершеннолетнему.

    План предусматривает тщательное изучение законодательства, связей между семьей, школой и социальными службами. Средства массовой информации и Совет по электронным средствам массовой информации, как ожидается, будут способствовать поощрению прав ребенка, а также хорошим попыткам борьбы с агрессией.

    В рамках Профилактической программы методология предотвращения рискованного поведения ежегодно подготавливает различные форумы, превентивные блоки и интерактивные семинары, особенно для студентов с более низкими степенями восьмилетних и шестилетних исследований. Эти мероприятия дополняют предмет образования в области здравоохранения, который изучается на восьмом году обучения и на втором году шестилетнего исследования. Программы финансируются за счет грантов. Блоки выборочной профилактики рискованного поведения в классах, где возникают проблемы коммуникации, нетерпимости, агрессивного поведения. В этом году доступны следующие программы.

    Списки учащихся и семей, состоящих на внутришкольном учёте.

    Списки учащихся со статусом «Социально опасное положение».

Планирование работы Совета профилактики

    Проводится не реже 1 раза в четверть.

    До 20 сентября подводит итоги выявления учащихся группы риска и находящихся в СОП, утверждает состав внутришкольного учета, определяет учащихся, соответствующих критериям СОП, и ходатайствует перед КДН о присвоении статуса.

    Утверждает план профилактической работы ОУ, и планы специалистов: психолога, социального педагога по работе с учащимися внутришкольного и внешнего учета, график проведения плановых консилиумов.

    В течение года принимает решения о постановке и снятии с внутришкольного учета, организует сотрудничество с родителями учащихся и соблюдение прав и интересов учащихся.

    В конце каждого полугодия подводит итоги деятельности школы по профилактике СОП, отчитывается перед педагогическим советом.

    Не реже 1 раза в полугодие подводит итоги реализации соглашений о сотрудничестве с родителями несовершеннолетних.

    Проводит внеплановые заседания по обсуждению проблемных ситуаций, конфликтов, происшествий для анализа ситуации и принятия административного решения.

Заключение договорных отношений с семьей учащегося группы риска

В общем виде последовательность заключения договорных отношений школы с семьей выглядит следующим образом:

    Приглашение родителей на заседание Совета профилактики.

    Создание располагающей обстановки и безопасной атмосферы разговора.

    Сообщение о цели встречи.

    Прояснение точки зрения родителей на ситуацию; последствий ситуации для школы, семьи, ребенка; потребностей семьи и школы.

    Безоценочное определение проблемы.

    Предложение совместного обсуждения и решения проблемы.

    Подробное описание опыта работы по решению подобных проблем.

    Обсуждение возникших вопросов.

    Ознакомление с договором о сотрудничестве.

    Подведение итогов встречи, определение сроков последующих встреч, высказывание слов благодарности.

Основа отношений сотрудничества – это взаимное доверие сторон друг к другу. Выстраивание доверия, начинается с первых моментов контакта. Поэтому приглашение на Совет лучше проводить, непосредственно общаясь с родителями несовершеннолетнего. Возможно сочетание устного и письменного приглашения (с подписью председателя Совета), которое подчеркнет особую важность события, а также будет служить напоминанием. Примерная речь координатора профилактической работы или социального педагога, приглашающего родителя на Совет может выглядеть так:

«Здравствуйте. Меня зовут ….. Я ………….(должность), являюсь членом Совета профилактики школы.

На Совете мы совместно с родителями обсуждаем пути разрешения проблем учащихся, возникающих в процессе их обучения и воспитания. У нас возникла сложная ситуация в отношении вашего (вашей) сына (дочери)……..(имя). Мы наблюдаем, что он (она) ……………………… (кратко формулируется суть проблемы).

В ходе совета мы не обвиняем, не выносим административных решений. Ваше участие в Совете добровольное. Наша задача договориться о совместных действиях родителей и школы, направленных на решение проблемы. В конце Совета Вам будет предложен договор о сотрудничестве, который можно будет обсудить с …… (например, с мужем). Решение о подписании договора тоже добровольное. После Совета вы сами примите решение, хотите ли Вы его подписывать или нет. Вы готовы совместно с нами обсудить создавшуюся ситуацию на школьном Совете профилактики?

Совет проходит ………….(желательно предложить несколько вариантов даты и времени проведения). Давайте обсудим удобное для Вас время. »

Важно, чтобы родители смогли прийти на Совет в удобное для них время, снять верхнюю одежду в холодное время года, без излишнего напряжения подождать своей очередности в удобной обстановке, при обсуждении сидеть за столом вместе с участниками Совета профилактики.

Учащийся до 14 лет на Совет профилактики, как правило, не приглашается, так как он не всегда осознает причины своего деструктивного поведения, не может заключить договор на предоставление профилактических услуг. Учащиеся 14 лет и старше могут присутствовать на Совете с целью повышения ответственности подростка за свою жизнь, демонстрации подростку конструктивной позиции в сложной проблемной ситуации. В этом случае особенно важно вести с подростком откровенный, уважительный диалог на равных. Необходимость участия в Совете несовершеннолетнего определяется в каждом конкретном случае отдельно.

Примерная последовательность диалога при заключения

договорных отношений

    Представление присутствующих.

Председатель Совета, обращаясь к родителям учащегося по имени отчеству, представляет всех присутствующих, это дает возможность родителям вступать в диалог с каждым педагогом, присутствующим на Совете. Например:

«Ольга Владимировна, проходите, присаживайтесь. Меня зовут Алла Петровна, я являюсь директором школы. Разрешите Вам представить присутствующих – Марина Аркадьевна, классный руководитель 7А, где учиться Саша, вы знакомы, и Ирина Петровна, координатор профилактической работы в школе.»

Родители, вызываемые на Совет профилактики, часто сильно волнуются и забывают имена членов СП, в связи с этим хорошо бы присутствующим иметь бэйджи с именами.

    Сообщение о цели встречи.

В большинстве своем родители приходят в школу после работы, они хотят ужинать, их ждет еще масса домашних дел, в связи с этим все высказывания должны быть лаконичными и тактичными. Например:

«Ольга Владимировна, мы хотим посоветоваться с Вами, найти взаимопонимание и обсудить наши совместные дальнейшие действия. У нас возникли проблемы в отношениях с Сашей – в течение сентября месяца Саша дважды грубо нарушил правила поведения учащихся. Саша курил в туалете школы и во время урока в ссоре с одноклассником использовал нецензурную брань в классе. Мы обеспокоены тем, что такое поведение может закрепиться в привычку или стать примером для подражания. В ходе нашей сегодняшней встречи мы хотим обсудить ситуацию, услышать вашу точку зрения, выработать совместное решение и обсудить условия возможного договора о сотрудничестве.»

Здесь заведомо председатель Совета говорит о проблемах школы в воспитании учащегося, так как элементы деструктивного поведения учащийся проявляет в школе, о его поведении дома может быть ничего не известно. Основная цель заявлена, как договор о совместных действиях, направленных на оказание помощи учащемуся, и предотвращение дальнейших нарушений дисциплины.

    Прояснение точки зрения школы и родителей на ситуацию .

«(К классному руководителю) Марина Аркадьевна, как вы видите ситуацию?

(К социальному педагогу)Мария Ивановна, как вы видите ситуацию?

(К родителю) Ольга Владимировна, ваша точка зрения по поводу сложившейся ситуации?»

    Безоценочное определение проблемы, с которой столкнулись педагоги школы.

«Ольга Владимировна, для нас важно услышать Вашу точку зрения на ситуацию. Мы видим, что Вас тоже очень тревожит, что у Саши снизилась успеваемость, он ссорится с одноклассниками (необходимо повторить те слова, которые произнес родитель). Меня волнует эмоциональная неуравновешенность Саши, мы с Вами разговаривали об этом в конце учебного года, решили, что за лето Саша отдохнет, и все войдет в норму, однако этого не произошло. За сентябрь Саша успел перессориться со всеми мальчиками в классе, они стали объединяться против него. Вы говорите, что уже пытались с ним разговаривать, объясняли, что хотите ему помочь и т.д. (повторять фразы мамы). Мы, со своей стороны, тоже проводили индивидуальные беседы с Сашей, приглашали его на консультацию к школьному психологу. Однако ситуация изменилась незначительно: курение вошло в привычку, Саша не может справиться со своим состоянием, учителя отмечают, что он стал отвечать грубостью на любое внимание по отношению к нему.

Педагог характеризует и действия подростка и ситуацию, в которой он оказался. Важно, определяя проблему, не искать и не обозначать виновного. Совет профилактики не должен быть следствием и судилищем, его цель мотивировать родителей учащегося на совместные результативные действия в интересах подростка.

    Предложение совместного обсуждения и решения проблемы

Как Вы думаете, ему нужна помощь? Есть ли у Вас предложения по решению ситуации?»

    Подробное описание системы работы школы по решению подобных проблем.

«(Председатель) В своей практике нам случалось сталкиваться с таким поведением учащихся, этому могут быть различные причины. В школе существует система помощи в подобных случаях. Ирина Петровна, расскажите, пожалуйста, как и чем мы можем помочь.»

«(Координатор) Я уверена для того, чтобы решить ситуацию и помочь необходимо вместе с Сашей понять, что происходит. В школе действует следующая система помощи учащимся. Сначала диагностируется проблемная ситуация, диагностику осуществляют, как правило, и педагоги, и психолог, затем собирается педагогический консилиум, он вырабатывает приемы педагогической поддержки и другие профилактические услуги и мероприятия, которые смогут результативно изменить ситуацию и помочь Саше. Назначается куратор – наставник из числа педагогов, который встречается с родителями учащихся, знакомит их с результатами консилиума, обсуждает план действий со стороны школы и родителей, разговаривает с Сашей, и с ним обсуждает сложившуюся ситуацию, возможную помощь и меру ответственности с его стороны. Чаще всего куратор помогает учащемуся в течение полугода, в этот период осуществляются все необходимые профилактические услуги, скорее всего, Саше необходима будет помощь психолога и классного руководителя, чтобы восстановить дружеские отношения с одноклассниками, занятия с психологом по обучению навыкам самоконтроля и саморегуляции эмоционального состояния.

    • Разделение ответственности школы и родителей в совместной работе.

- Ольга Владимировна, мы сможем изменить ситуацию и помочь Саше только с вашего согласия и с вашей помощью. Насколько Вы готовы с нами сотрудничать, если Вас что-то смущает или волнует, спрашивайте, мы готовы отвечать на ваши вопросы. (Председатель)

В данном случае участники СП снимают с родителей учащегося излишнюю тревогу по поводу поведения сына, проговаривая, что с таким поведением подростков они встречались, что в школе существует даже система помощи в подобных случаях. Излишняя тревога приведет к не конструктивным действиям родителей, яркой эмоциональной реакции с их стороны, или к защитным психологическим реакциям. В случае защитных психологических реакций человеку свойственно отрицать случившиеся факты, начинать оправдываться или обвинять других в сложившейся ситуации, упрямо молчать, а именно этого, хотелось бы избежать на СП. Координатор старается с одной стороны достаточно кратко, с другой стороны подробно и приближенно к ситуации рассказать родителям о школьной модели ранней профилактики социально опасного положения. И координатор, и председатель демонстрируют родителям уверенную профессиональную позицию, активизируют позицию родителей, возлагают на них ответственность по поводу принятия решения. Обсуждение возникших вопросов.

    Ответы на вопросы родителей, активизация их вопросов.

Участники отвечают на любые вопросы родителей, выслушивают их позицию, пожелания.

    Ознакомление с договором.

«Ольга Владимировна, я правильно поняла, Вы готовы воспользоваться предложенной нами системой помощи?»

«В этом случае нам с вами необходимо заключить соглашение о сотрудничестве. Это бланк типового соглашения, Вы можете взять его с собой, ознакомиться дома вместе с супругом, и принять окончательное решение. Нам важно было принципиально договориться с вами.»

Возможны ситуации, когда родители откажутся от предложенной помощи, и захотят сами исправить ситуацию, своими методами. В этом случае участники СП поддерживают решимость родителей активно и конструктивно повлиять на ситуацию, предостерегая родителей с позиции своего опыта от неконструктивных действий, действий не в интересах несовершеннолетнего, любых форм жестокого обращения. В этом случае определяется срок на протяжении, которого родители попробуют сами исправить ситуацию и деструктивное поведение учащегося будет прекращено. В некоторых ситуациях родители бояться подписывать договорные документы, в этом случае можно подписать только разрешение на диагностику учащегося, а соглашение подписать позже, когда выстроится доверие между родителями и куратором.

Подписывая соглашение с родителями, администрация и специалисты школы тем самым действуют в правовом поле, не нарушают прав родителей и несовершеннолетнего, способствуют становлению правовой культуры, ставят родителей и себя в ответственную позицию, устанавливают правила сотрудничества.

    Подведение итогов встречи.

В заключение встречи с родителями председатель Совета резюмирует решение встречи, обозначает сроки соглашения и срок следующей встречи куратора или социального педагога с родителями учащегося.

«Я благодарна Вам, Ольга Владимировна, что Вы пришли, выслушали нас и готовы сотрудничать с нами. В течение следующих трех дней мы проведем диагностику ситуации, и психолог ознакомит Вас с результатами. Позже, на следующей неделе соберется консилиум и куратор встретиться с вами, обсудить индивидуальный план сопровождения, разработанный консилиумом для Саши.»

Или:

«Я благодарна Вам, Ольга Владимировна, что Вы пришли, выслушали нас и готовы нам помочь. Я уважаю ваше решение самим справиться с возникшей проблемой (обратиться за помощью к знакомому специалисту), верю, что ситуация у Саши изменится в течение двух недель, если же этого не произойдет я вновь предложу Вам нашу помощь через социального педагога нашей школы, Маргариту Вячеславовну.»

Председатель осуществляет поддержку ответственного поведения родителей (приход в школу), уверенной позиции родителя, если он ее демонстрирует, сохраняет в дальнейшем возможность обратиться и получить помощь. Можно сделать акцент на положительных сторонах личности, чертах характера подростка, его потенциальной возможности исправить поведение при правильно организованной поддержке. Это предотвратит неконструктивные действия родителя в адрес подростка при конфликтных отношениях между ними.

В ПРИЛОЖЕНИИ №1 приведен проект соглашения о сотрудничестве между ОУ и родителями (законными представителями) несовершеннолетнего.