Зачем нужна школьная форма. Школьная форма: за и против

У редакции «Монтессори.Дети» спросили:

Здравствуйте! Насколько важна школьная форма в среде Монтессори? Мы живём в Торонто и моя дочка посещает сад Монтессори. В нём есть дресс-код по цвету: тёмно-синий низ, обувь, джемперы и жакеты; белый или серый верх. Это для того, чтобы дети не отвлекались на внешний вид друг друга. Исключение - пятница, когда возможна свободная форма одежды. На русскоязычных ресурсах упоминаний о дресс-коде почему-то не встречаю вообще. Это только канадская особенность или у Марии Монтессори тоже было своё мнение по поводу школьной формы? После летних, зимних каникул и выходных довольно сложно уговорить дочку одеться по форме. Дочери 4 года, всегда даю одежду на выбор. Но ей хочется надеть что-то более «весёлое», чем тёмные джинсы и светлую блузку.

В нашем Международном Монтессори-центре мы отказались от школьной формы. Но есть и другая точка зрения, которой, возможно, придерживаются в школе автора вопроса. О ней рассказывает психолог и Монтессори-педагог Анна Федосова:

А вот при подготовке современных Монтессори-педагогов вопрос школьной одежды обсуждается.

Аргументы за школьную форму

Неброская, привычная глазу одежда помогает сохранять рабочий настрой.

Форма выступает частью классной среды, которая должна быть максимально простой и нейтральной. На дошкольников оказывает влияние каждый элемент внешнего вида класса. Поэтому важно, чтобы детям было легко сосредоточиться на материале.

Форма - рабочая одежда ученика и должна быть практичной.

Для малышей важно, чтобы одежда не стесняла движений, не была слишком просторной, легко снималась и надевалась. Соблюдение правил в форме снимает вопрос о том, хорош ли конкретный комплект в качестве одежды для работы в классе. Ни ребёнку, ни родителю, ни гиду не придётся спорить о вкусах.

Встречается практика, когда дети переодеваются утром в классе. Одежда постоянно хранится и стирается в школе, а родители только оплачивают покупку комплекта в начале года. Школьники же предпочитают приходить сразу в одежде для учёбы. Но если кому-то очень хочется поносить полюбившийся предмет, он волен надеть его, но обязательно переодеться в форму к занятиям.

Свобода и необходимость носить школьную форму

Свобода - это осознанная необходимость и вопрос школьного дресс-кода приглашает ребёнка к ответственному поведению. Поддержание деловой атмосферы в классе и забота об удобстве других выражается в том, чтобы не создавать в рабочей зоне чрезмерного шума - звукового или визуального.

Покажите дочери, как можно с достоинством и минимумом самоограничения соблюдать правила, помогите увидеть, что в них заложен смысл бережного отношения к соученикам. Есть несколько вариантов это сделать.

Для детей младшего возраста в классе предусмотрены материалы, которые развивают бытовую независимость в одевании. Расскажите о трудностях дочери педагогу и он найдёт способ уделить этой теме внимание по мере проявления интереса к тематическим презентациям. Например, к стирке.

Возможно, больше ярких цветов можно позволить на прогулке. Узнайте у педагога, в какие моменты ребёнок может надеть что-то более «весёлое».

Добирайтесь до класса во внешкольной одежде, чтобы переодеться на месте.

Поделитесь с дочкой вашим видением ситуации. Наверняка вы бы предпочли, чтобы она работала с красками или в саду в специальной ученической одежде, а не в дорогой сердцу кофточке. Хоть фартук оберегает, но стопроцентной защиты не даёт, а в форме любимым вещам ничего не грозит.

Подготовьте желанный наряд для пятницы заранее, повесьте на специально отведённое место. Это символически удовлетворяет желание надеть комплект прямо сейчас.

Иллюстрация: ru.pngtree.com

Нужна ли школьная форма? Этим вопросом задаются тысячи детей, родителей и педагогов в разных странах мира. Почему вопрос введения обязательной единой школьной формы стал таким актуальным? Почему общество не может прийти к единому мнению? Нам думается, что причина кроется в противоречии между стремлением к коллективному единству и возможностью самовыражения.

Три аргумента ЗА школьную форму

  • Создание деловой обстановки на уроках

Всем известно, что до введения школьной формы дети могли заявиться на занятия в любой одежде. И потертые джинсы с пуловером — не самый худший из вариантов. Некоторые девочки, особенно старшеклассницы, носят короткие мини-юбки, которые неуместны в школе. Выговоры и замечания со стороны руководства школы помогают не всегда. Поэтому введение единого стандарта одежды для школьников помогает решить данную проблему.

  • Сглаживание социального неравенства

В школе в одном классе могут учиться дети из семей с разным достатком. Одни родители покупают для дочки или сыночка лучшие и самые модные вещи. Другие покупают самые дешевые вещи на распродажах и стоках. Из-за этого дети бедных родителей чувствуют себя неуверенно, у них понижается самооценка. А дети богатых родителей самоутверждаются за счет денег папы с мамой. Ни то, ни другое не является полезным для гармоничного развития ребенка.

  • Формирование у школьников хорошего вкуса и умения носить деловую одежду

Не секрет, что в подростковом возрасте предпочтения в одежде бывают маргинальными. Подростки выбирают такую одежду, на которую родителям стыдно смотреть. При этом формирование вкуса остается целиком в руках родителей. Но не все родители могут и хотят воспитывать в детях чувство стиля. Поэтому официально утверждённая школьная форма поможет ребенку сориентироваться в мире моды.

Три аргумента ПРОТИВ школьной формы

  • Школьная форма лишает детей индивидуальности

Каждый день надевать одну и ту же одежду, выглядеть точно так же, как все одноклассники – разве об этом мечтает современный подросток? В мире, где появилась возможность создать свой собственный стиль даже за небольшие деньги, многие подростки желают самовыражения посредством одежды. Справедливости ради заметим, что у детей остаются широкие возможности самовыражения за пределами школы.

  • Деловая форма одежды не всегда удобна и практична

Школьники – это дети, а детям свойственно желание двигаться, играть, бегать, кататься на снегу и т.д. При этом если школьник одет в форму, то игры становятся затруднительными. Повышается вероятность испортить форму, протереть брюки или порвать блузку. Ученики младших классов вместо естественной для этого возраста активности после уроков вынуждены сдерживаться, меньше бегать и играть, боясь порвать форму и быть наказанными за это.

  • Дороговизна школьной формы либо некачественные материалы

Школьная форма должна быть изготовлена из качественных натуральных материалов с небольшой примесью синтетики. Но такие материалы довольно дороги, поэтому школьная форма выходит родителям «в копеечку». Многие школы идут по другому пути – заказывают дешевую школьную форму преимущественно из синтетических материалов. Такая одежда не позволяет дышать коже, что негативно сказывается на здоровье детей.

Таким образом, вопрос о введении единой школьной формы полон противоречий. На него сложно дать однозначный ответ, так как необходимо учесть множество нюансов. Отметим лишь, что школьная форма давно и успешно введена во многих странах мира, таких как Великобритания или Индия. Здесь ученики относятся к своей форме с гордостью и искренне любят такую форму одежды.

Задачи:
  • познакомить обучающихся с положением школы о школьной форме и внешнем виде учащихся;
  • познакомить обучающихся с историей школьной формы в России
  • представить школьную форму различных стран;
  • формировать умения красиво и правильно одеваться, соответственно определенным жизненным ситуациям;
  • развивать культуру поведения и культуру внешнего вида.
Наглядные пособия и материалы: мультимедийная установка, пре-зентация к классному часу, бумага, ручки.

Методы: рассказ, беседа, диспут, социологический опрос.

Ход проведения


Часть 1. Зачем в школе вводится школьная форма.

В человеке должно быть все прекрасно:
и лицо, и одежда, и душа, и мысли.
А.П. Чехов

Вступительное слово классного руководителя. В нашей гимназии уже несколько лет введена единая ученическая школьная форма. Этот процесс, проходит для нас достаточно болезненно, коллектив учащихся среднего и старшего звена с трудом принимают нововведения, противятся одеваться соответственно принятому положению о школьной форме и внешнему виду нашей гимназии.
Сегодня на классном часе мы попытаемся выяснить, зачем нужна школьная форма, хорошо это или плохо, как одеваются ученики других школ нашей страны, а так же за рубежом, познакомимся с историей школьной формы в России.

Вначале проведем анкетирование, где предлагаю следующие вопросы по теме: «Ваше отношение к школьной форме».

  1. Продолжи предложение. "Если бы я был директором школы, я бы разрешил учащимся носить..."
  2. Нравится ли вам внешний вид школьников?
  3. Совместимы ли украшения с деловой одеждой?
  4. Нужна ли школьная форма?
Ответили, отложите свои листочки обратимся к ним в конце нашего классного часа и посмотрим, изменилось ли Ваше мнение или нет к данной теме.

Часть 2. Почему было принято решение о введении школьной формы.

Школьная форма - обязательная повседневная форма одежды для учеников во время их нахождения в гимназии и на официальных гимназических мероприятиях вне гимназии.

Зачем вводится школьная форма?

Школьная форма

  • Школьная форма – это некий показатель уровня школы.
  • Школьная форма помогает ученику почувствовать разницу между двором, где он гуляет, и серьёзным учебным заведением.
  • Форма дисциплинирует, делает более организованным.
  • Одежда определяет тип поведения, создает эстетику рабочего места.
  • Школьная форма позволяет избежать соревнований между детьми в одежде.
  • Она экономит время, проведенное перед шкафом, в изматывающихся сомнениях: «В чем пойти сегодня в школу?»
Положение о школьной одежде и внешнем виде учащихся МБОУ гимназии № 20 им. С.С. Станчева – расскажет нам – ученик нашего класса Сорокин и посмотрим, исполняет он сам, о чем будет, говорит, он исполнительный ученик нашей гимназии.

Часть 3. История школьной формы в России.

Школьная форма в Российской империи.

Многие задают вопрос: «Да кто вообще придумал эту форму?» Действительно, кто? Петр I. Петр Великий был очень разносторонним человеком, и, наверное, не было области, в которой бы он не провел реформ.

  • 1834 г. – принят закон, утвердивший общую систему всех гражданских мундиров в империи. В эту систему вошли гимназический и студенческий мундиры.
  • 1896 г. – утверждено положение о гимназической форме для девочек.
  • 1949 г. – было решено возвратиться к былому образу: мальчиков одели в военные гимнастерки с воротником стоечкой, девочек – в коричневые шерстяные платья с черным фартуком, которые практически полностью копировали форму российской дореволюционной женской гимназии.
  • 1973 г. – введена новая форма для мальчиков. Синий костюм из полушерстяной ткани, украшенный эмблемой и алюминиевыми пуговицами. Покрой курток напоминал классические джинсовые куртки (в мире набирала обороты так называемая джинсовая мода) с погончиками на плечах и нагрудными карманами с клапанами в форме фигурной скобки. У мальчиков-старшеклассников куртка заменялась на пиджак.
  • 1988 г. – некоторым школам разрешили в порядке эксперимента отказаться от обязательного ношения школьной формы.
  • 1992 г. – отмена школьной формы в школах Российской Федерации.
Итак, вы познакомились, как одевались школьники в нашей стране.

Вы никогда не задумывались, почему на празднике Последнего звонка в школе подавляющее большинство выпускниц одевается в форменные коричневые платья с белыми фартучками, а молодые люди строгие костюмы. Это было логично лет 10–12 назад, когда выпускники еще застали период одинаковой для всех школьной формы, и, в то же время, уже успели от нее отвыкнуть в старших классах. Поэтому такие наряды были проявлением ностальгии по уходящему детству. Нынешние школьники не имеют никакого представления о том, как это: будучи поголовно одинаковыми, суметь проявить свою индивидуальность. Тем не менее и они продолжают следовать традициям и, прощаясь со школой, надевают советскую школьную форму. 25 мая каждого года на праздник "Последний звонок” девушки-выпускницы приходят на праздник в школьной форме старого образца и белых передниках. Кто-то позаимствовал форму, у кого-то она сохранилась в "сундуках”. Получается очень нарядно и торжественно.

Школьная форма в разных странах.

  • В Японии школьная форма неожиданно стала эталоном подростковой моды. Теперь девочки вне стен школы носят то, что напоминает привычную форму японских школьниц: «сэйлор-фуку», по-нашему – матроски, темно-голубые плиссированные мини-юбки, высокие, до колен, гольфы и гармонирующие с ними легкие кожаные туфли. Мальчики носят «гакуран»: брюки и темный пиджак с воротником-стойкой.
  • В Америке школьную форму носят ученики престижных частных школ для детей обеспеченных родителей.
  • В Африке школьницам запрещают мини-юбки.
  • Современные ученики консервативной Англии по-прежнему любят школьную форму, которая является частью истории их учебного заведения. Например, в одной из старинных английских школ для мальчиков ученики с XVII века по сей день, носят форменные галстуки и жилетки и, между прочим, гордятся тем, что одежда подчеркивает их корпоративную принадлежность.
  • Каждая престижная школа или гимназия имеет свой собственный логотип, воспроизведенный на галстуках учеников. Так что сорочки и галстуки, блейзеры и шляпки – стандартный набор для юных британцев. Долгое время классическая форма для школьников здесь включала в себя верхнюю одежду, обувь и даже носки...
  • Самой большой европейской страной, в которой существует школьная форма, является Великобритания. Во многих её бывших колониях форма не была отменена, и после независимости, например в Индии, Ирландии, Австралии, Сингапуре и Южной Африке.
  • Во Франции единая школьная форма существовала в 1927-1968 годах. В Польше - до 1988 года.
  • В Германии нет единой школьной формы, хотя ведутся дебаты о её введении. В некоторых школах введена единая школьная одежда, не являющаяся формой, так как ученики могут участвовать в её разработке.
  • Это интересно. В Японии выпустили курточки для учеников, оснащенные встроенной спутниковой системой навигации GPS. Она позволяет родителям отслеживать место нахождения детей через свои персональные компьютеры. Система имеет важное дополнение: если ребенку кто-нибудь или что-нибудь угрожает, он может послать сигнал тревоги в службу безопасности, просто нажав кнопку.
  • В США и Канаде существует школьная форма во многих частных школах. Главное ее назначение – служить символом и опознавательным знаком, который отличает учащихся одного учебного заведения от питомцев другого. В государственных школах единой формы нет, хотя в некоторых школах введены правила ношения одежды (dress code). Запрещены слишком открытые топы, низко сидящие брюки.
  • На Кубе форма обязательна для всех учащихся школ и высших учебных заведений.
  • В Австралии дети помладше ходят на занятия в джинсах и фуфайках. Но если юный австралиец определился с выбором специальности, он будет носить только строгий костюм.

Современная Россия.

В современной России нет единой школьной формы, как было в СССР, но многие лицеи и гимназии, особенно наиболее престижные, а также некоторые школы имеют свою собственную форму, подчёркивающую принадлежность учеников к тому или иному учебному заведению. Кроме того, в учебных заведениях, не имеющих школьной формы, существуют правила ношения одежды.

Положение о школьной одежде и внешнем виде учащихся МБОУ гимназии № 20 им. С.С. Станчева – расскажет нам – ученик нашего класса Сорокин и посмотрим, исполняет он сам, о чем будет, говорит, он исполнительный ученик нашей гимназии.

Школьно и модно.

Школьная форма – это вовсе не плохо: как знак принадлежности к определенному сообществу людей.

Форма - опознавательный знак, часть символики, которая отличает людей одной профессии, убеждений, от других. Большая половина населения Земли, пребывающая в школьном возрасте, носила, носит и будет носить ученическую форму.

"Дресс-код” – слово относительно новое, но уже ставшее модным, по крайней мере, для тех, кто работает в офисе. Буквально означает "код одежды”, то есть систему опознавательных знаков, цветосочетаний и форм, которые говорят о принадлежности человека к определенной корпорации. Работодатель может установить свои правила: например, женщинам нельзя приходить на работу в брюках, или – можно только в деловых костюмах, или юбки должны быть до колена – ни короче, ни длиннее, свободная форма по пятницам и т.д. и т.п. Многие взрослые россияне уже приобщились к корпоративному духу, но их дети по-прежнему ходят в школу "в чем попало”.

Варианты современных школьных форм России.

  • Яркие и сочные тона радуют глаз только первое время. А затем вызывают утомляемость и приводят к скрытой агрессии.
  • Рубашки и блузки должны быть светлых пастельных тонов. Голубые, розовые, салатовые и бежевые.
  • Классическое сочетание – «светлый верх» и «темный низ» в повседневном ношении нужно избегать. Это утомительно для зрения, вызывает головную боль.
  • Необходимо выбирать школьную одежду без отвлекающих от учебы деталей.
  • Школьный жакет должен быть функциональный, иметь карманы.
  • Школьная одежда всех оттенков серого – универсальна!
Существует мнение, что школьная форма подавляет индивидуальнось ученика. Однако самоутверждение ученика в школе главным образом должно происходить через его творческие и интеллектуальные успехи.

Часть 9. Подведение итогов


Школьная форма. (плюсы)

  • Строгий стиль одежды создает в школе деловую атмосферу, необходимую для занятий.
  • Форма дисциплинирует человека.
  • Ученик в школьной форме думает об учебе, а не об одежде.
  • Нет проблемы «В чем пойти в школу».
  • Школьная форма помогает ребенку почувствовать себя учеником и членом определенного коллектива, дает возможность ощутить свою причастность именно к этой школе.
  • Если одежда придется ребенку по вкусу, он будет испытывать гордость за свой внешний вид.
  • Школьная форма экономит деньги родителей.
Школьная форма. (минусы)
  • Нежелание детей ее носить.
  • "Потеря индивидуальности”.
  • Повышение финансовых расходов на обучение ребенка.
  • Затраты времени и сил родителей в связи с приобретением формы.
  • Низкое качество материалов и пошива школьной формы.
А теперь вернемся к нашим вопросам в начале классного часа и скажите ваше мнение изменилось к школьной форме и вы поняли, что все носят школьную форму и это престижно, актуально, необходимо в нашем интересном современном мире в 21 веке.

Выводы: Делая выводы из сказанного, отметим – современная школьная форма – это набор одежды и аксессуаров к ней, которые могут свободно комбинироваться, оставаясь при этом школьной формой. Школьная форма приучает к определенному порядку, дисциплине, сглаживает социальное неравенство, дает возможность осознать свою принадлежность к определенному коллективу. Она должна быть стильной, красивой, не уничтожать индивидуальность. Если человек – личность, то уничтожить его индивидуальность невозможно. Пушкин, будучи лицеистом, тоже носил форму.

И за все это мы должны сказать нашему директору, что идем в ногу со временем.

Школьная форма в России существует вот уже 180 лет, и на протяжении всего этого срока она является объектом споров и обсуждений. Что важнее для ребенка: дисциплина или развитие личности? Помогает ли она учебному процессу или угнетает своим однообразием? Хотя конфликты по данному вопросу вряд ли когда-либо утихнут, попробуем взвесить все преимущества и недостатки школьной формы.

Актуальность школьной формы

Школьник должен приходить на занятия опрятным и прилично одетым, это понимают и выполняют все родители. Так если достаточно просто презентабельного внешнего вида, для чего нужна школьная форма?

За всю ее историю форму утверждали, затем изменяли, вовсе отменяли и снова вводили. Сейчас она снова приобретает актуальность, хотя и не в столь обязательном порядке, как когда-то в Советском Союзе. Российские образовательные учреждения больше склоняются к зарубежному варианту форменной одежды типа dress-code. То есть детям не обязательно одеваться в суконные гимнастерки и уныло-коричневые платья, они должны иметь деловой и практичный стиль сообразно требованиям каждой конкретной школы.

В различных школах форма имеет свой дизайн и цветовое исполнение, некоторые даже создают специальные атрибуты, присущие именно этому учебному заведению: галстуки, нашивки, эмблемы. Детей не ограничивают в выборе повседневной одежды: мальчики могут носить брюки, пиджаки, жилеты с рубашками или водолазками. Для девочек выбор шире: сарафаны с блузками или водолазками, пиджаки с сорочками и юбками, кардиган с брюками и еще множество вариаций, которые можно подобрать.

Вариации современной школьной формы весьма демократичны и позволяют ребенку выглядеть стильно, демонстрировать свой вкус и при этом соответствовать «взрослому» званию ученика.

Зачем нужна школьная форма

Как думаете, почему важна школьная форма? Что же положительного несет школьная форма для ребенка:

  1. Уравниловка в хорошем смысле слова. Когда девочки не хвастаются стразами на джинсах, а мальчики толстовками со своими кумирами. Так же одинаковая одежда лишает возможности продемонстрировать финансовое положение ребенка, на время учебного процесса делая всех равными перед учителем и друг другом.
  2. Школьная форма действительно дисциплинирует, как любая другая спецодежда. Одевая ее, ребенок уже настраивается на более серьезный лад.
  3. Эстетическая составляющая. Не каждый человек обладает достойным вкусом, поэтому некоторые дети выглядят неопрятно или даже уродливо.

При этом кто-то носит кислотные кеды, кто-то футболку с мультяшными героями, а взрослеющие девочки пытаются привлечь к себе внимание прозрачными блузочками. Вся эта пестрая масса больше похожа на балаган, чем на образовательное учреждение. Школьная форма же психологически сплачивает разношерстную толпу в нечто единое целое, развивая «корпоративную» культуру.

А вот что, по результатам анкетирования, родители относят к минусам школьной формы:

  1. Та же самая уравниловка. Если в школе строго регламентирован внешний вид, родители не всегда могут подобрать то, что подходит именно их ребенку. Это касается фасона, материала, особенностей фигуры каждого конкретного ребенка. В некоторых школах девочкам запрещено ходить в брюках, поэтому в юбках зимой они мерзнут и заболевают.
  2. Психологический фактор. Сейчас модно уже с пеленок считать ребенка личностью и давать ему всесторонне развиваться. Школьная же форма лишает возможности самовыражения, что особенно болезненно для старшеклассников.

Мое мнение о школьной форме

Теперь выскажусь про необходимость школьной формы. Мое мнение таково: школьная форма обязательна во всех образовательных учреждениях. Учебный процесс занимает всего 8 часов в день, после чего никто не мешает ребенку самовыражаться на футбольном поле, в гостях у друзей или на прогулке во дворе. Школьная форма не помешала Менделееву, Маяковскому или Гагарину стать Личностями, вошедшими в анналы истории. Зато это действительно очень мощный психологический рычаг, позволяющий ребенку стать более ответственным и собранным, что так важно для обучения.

Зачем нужна школьная форма?

Зачем нужна школьная форма?

В России обязательную форму для учеников ввели еще в 1834 году, а отменили в 1992. Какая школьная форма и зачем она нужна – это стало темой грандиозного праздника-юбилея

Девочки и мальчики школы сменили привычные костюмы - и по коридорам прогуливались барышни из Института благородных девиц и воспитанники Царскосельского лицея, гимназисты и гимназистки 19 века, пионеры в галстуках и ученики в форме «Школы Сотрудничества».

Гости праздника посетили открытые уроки, где можно было позаниматься по программе Царскосельского лицея на уроке изящной словесности или порисовать крахмальными красками, приготовленными собственными руками, на уроке химии.

После уроков гостей ждали интеллектуальные игры и премьера мюзикла о школьной форме, где в небольших сценках учителя и ученики рассказывали о нравах и традициях образования разных периодов российской истории.


А еще - дефиле коллекции школьной формы от известного российского модельера Виктории Андреяновой.

Краткая история школьной формы


Институт благородных девиц

В 1764 году Екатерина II основала "Воспитательное общество благородных девиц", которое позже стало называться "Смольный институт благородных девиц". Цель этого учебного заведения, как говорилось в указе, была "..дать государству образованных женщин, хороших матерей, полезных членов семьи и общества".

Обучение и воспитание шло "по возрастам". Девочки каждой возрастной группы носили платья определенного цвета: самые младшие (5-7 лет) - кофейного цвета, поэтому их называли "кофейницами", 8 - 10 лет - голубые или синие, 11 - 13 лет - серые, старшие девочки ходили в белых платьях. Платья были закрытые ("глухие"), одноцветные, самого простого покроя. C ними носили белый передник, белую пелеринку и, иногда - белые рукавчики. Девушки получали передовое для Европы образование: чтение, языки, основы математики, физики, химии, танцы, вязание, манеры, музыка.

Самой известной считается форма Императорского Царскосельского Лицея, привилегированного учебного заведения для детей дворян, который окончил Пушкин. В лицей принимались дети 10-12 лет, из воспитанников готовили чиновников высокого ранга. У лицея была гуманитарно-юридическая направленность, Уровень образования приравнивался к университетскому, выпускники получали гражданские чины от 14-го до 9-го классов.

Летняя форма пансионов

Пансионы благородных девиц - государственные и коммерческие - во второй половине 19 века распространились по всей России. В каждом учебном заведении была принята форма своего цвета, но одинаково скромного вида. Более старших девушек уже вывозили в свет, на балы и рауты, чтобы барышня могла найти «подходящую партию» и устроить свою дальнейшую жизнь.

Поскольку многие девушки жили в пансионах постоянно, на лето им разрешали сменить повседневную форму на более легкую – летнюю. Перед нами одни из вариантов летней формы пансионов для прогулок. Но даже вне учебного заведения девушка должна была выглядеть строго и трогательно - в шляпке-канотье и длинном платье.

Гимназии

Старейшей русской гимназией считается Академическая, основанная в 1726 году. Но настоящий расцвет гимназий относится к началу 19 века, когда было образовано Министерство народного просвещения. Гимназии стали возникать по всей Российской Империи. Форма гимназистов состояла из фуражки, шинели, гимнастерки, брюк и парадного мундира. Зимой, в холода, надевали наушники и башлык. У каждого учебного заведения они отличались цветом, кантами, пуговицами и эмблемами. Учителя и надзиратели строго следили за соблюдением всех правил ношения костюма, которые были подробно прописаны в уставе учебных заведений.

Гимназии были классические, реальные, коммерческие, военные. И женские.

Гимназическую форму для девочек утвердили только через 63 года после мужской. В государственных гимназиях воспитанницы носили коричневые платья с высоким воротником и фартуки. Обязательный отложной воротник и соломенная шляпка. К началу 20 века женских гимназий было более 160. По окончании девушкам давался аттестат на звание домашней учительницы.

Советская форма

В 1918 году гимназическую форму признали буржуазным пережитком и отменили. Но в 1948 году вернули фактически дореволюционную форму. Советская форма нового образца появилась только в 1962 году. Она уже была больше похожа на гражданскую одежду - без гимнастерок, без фуражек и ремней. Форма для девочек повторяла форму гимназий, только была намного короче. Обязательными были чёрный или белый праздничный фартук, кружевные воротничок, манжеты, белые или черные банты.

В 70-х у мальчиков появилась куртка, скроенная под джисновую, а у старших мальчиков - брючный костюм. В конце 80-х школьная форма была дефицитом, ее даже продавали по талонам. Одной из причин спроса было ее хорошее качество и традиционно низкая цена. Взрослые люди стали носить ее в качестве повседневной и рабочей одежды.

Обязательную школьную форму в России официально отменили в 1992 году.

Современная форма «Школы Сотрудничества»

Большинство престижных учебных заведений имеют свою собственную форму, подчеркивающую принадлежность учеников к определенной среде. Это всемирная традиция, есть собственная форма и у самых престижных учебных заведений, например, «Лиги плюща», куда входит Кембридж и Оксфорд.