Основание для предоставления меры социальной поддержки. Дополнительные виды социальной помощи

Меры социальной защиты, устанавливаемые для определенных категорий граждан, осуществляются уполномоченными государством органами социального обеспечения и социальной защиты населения.

В соответствии с действующим законодательством гражданам, относящимся к категории "федеральных льготников": ветеранам, инвалидам, включая детей-инвалидов, бывшим несовершеннолетним узникам фашизма и лицам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний, положены ежемесячные денежные выплаты (ЕДВ), выплачиваемые Пенсионным фондом РФ и его территориальными органами в день выплаты пенсии.

Эти же категории граждан имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (НСУ), учет получателей которой ведет также Пенсионный фонд.

Отдельным категориям граждан из числа ветеранов и инвалидов вследствие военной травмы устанавливается дополнительное ежемесячное материальное обеспечение (ДМО) в соответствии с указами Президента Российской Федерации от 30 марта 2005 года № 363 и от 1 августа 2005 года № 887, которое выплачивается Пенсионным фондом РФ одновременно с выплатой пенсии.

Для получения информации о выплатах и мерах социальной поддержки, предоставляемых по региональному законодательству из средств бюджета субъекта РФ, необходимо обращаться в территориальный орган социальной защиты населения .

Получение детских пособий осуществляется по месту их назначения:

В большинстве российских регионов при рождении после 31 декабря 2012 года 3-го ребенка или последующих детей введена ежемесячная денежная выплата, выплачиваемая до достижения ребенком возраста трех лет в размере прожиточного минимума для детей, установленном в регионе проживания для семей со среднедушевым доходом, размер которого меньше установленной региональной величины прожиточного минимума.

Предоставление новой выплаты на 3-го ребенка осуществляется отделами управления социальной защиты населения в соответствии с региональным законодательством по месту проживания семей с детьми, а ее получение осуществляется также через отделения федеральной почтовой связи, либо на расчетный счет заявителя в кредитной организации, указанный в заявлении о назначении выплаты.

Для получения мер социальной защиты, установленных для определенных категорий граждан, необходимо обратиться в уполномоченный государством орган социального обеспечения или социальной защиты населения в зависимости от вида данной меры.

Согласно законодательным требованиям к порядку назначения конкретной меры социальной поддержки при наличии на нее права необходимо подготовить копии документов и обратиться с заявлением о назначении в соответствующий уполномоченный орган.

Надо иметь в виду, что для определения права на назначение конкретной меры социальной поддержки документы должны быть представлены как в подлинниках, так и в копиях.

Заявление лица, обратившегося за предоставлением меры социальной поддержки, с приложенными к нему необходимыми для представления документами рассматривается органом, осуществляющим ее назначение, в течение законодательно установленного срока со дня его приема с извещением о принятом решении.

Социальная поддержка (социальная защита) населения - это комплекс мер, направленных на удовлетворение социальных потребностей человека. Особенно она важна для социально уязвимых категорий граждан: пенсионеров, инвалидов, участников ВОВ, многодетных семей, детей, оставшихся без родителей, работников вредных производств и т. д.

Меры по социальной поддержке населения

Оказание различных услуг, льготы и выплаты нуждающимся составляют основу социальной поддержки. Среди предпринимаемых мер большое значение для населения имеют:

  1. Выплата детских пособий.
  2. Действия, направленные на снижение безработицы.
  3. Установление и повышение минимального размера оплаты труда работникам, а также минимального уровня пенсий и стипендий.
  4. Меры по материальной поддержке многодетных семей.
  5. Усиление контроля за соблюдением прав человека, особенно в отношении уязвимых категорий граждан: детей, пенсионеров, инвалидов и т. д.

Основным инициатором таких действий является государство.

Социальная поддержка населения включает такие меры, как:

  1. Обеспечение гарантий на предоставление бесплатных медицинских услуг.
  2. Обеспечение гарантий на предоставление бесплатных услуг в области образования.
  3. Гарантированную и своевременную выплату пенсий.
  4. Предоставление льгот для определенных категорий граждан.
  5. Социальное обслуживание и предоставление социальных услуг.
  6. Другие меры социальной поддержки населения.

Социальная поддержка включает в себя такие формы, как: социальная помощь, социальное страхование и социальное обеспечение.

Какие категории граждан могут рассчитывать на бесплатную социальную поддержку?

Социальная поддержка населения осуществляется в отношении следующих категорий нуждающихся:

  1. Дети. В основном, это пособия семьям с низким достатком, особенно многодетным, и услуги, направленные на поддержку таких семей и детей.
  2. Многодетные семьи могут также рассчитывать на выдачу удостоверения о многодетности семьи, а также на денежные выплаты, пособия, льготы по оплате ЖКХ и другие.
  3. Ветераны и инвалиды: различные услуги, денежные выплаты.
  4. Героям войны и труда.
  5. Все, кто имеет право на льготы: пенсионеры, учащиеся, работники государственных учреждений и т. д.
  6. Молодые семьи: жилищные программы.
  7. Люди с низким материальным достатком.

Особенности социальной помощи в России

Правительство России разрабатывает проекты по поддержке малоимущих граждан, не способных обеспечить себя своими собственными силами и средствами. Такая поддержка действует для людей любого возраста, пола и места проживания. Для того, чтобы ее получить, требуется наличие российского гражданства и документы, подтверждающие трудную жизненную ситуацию.

Сейчас система социальной поддержки граждан находится в состоянии формирования и постепенно превращается в самостоятельную многопрофильную отрасль государственного хозяйства. Сейчас в ней задействовано примерно 400 000 сотрудников и свыше 16 000 учреждений. Отделения социальной помощи есть почти в каждом городском районе. Такие центры существуют и в некоторых сельских поселках.

Социальная поддержка регулируется как федеральным, так и местным законодательством. Также есть негосударственные фонды социальной поддержки населения, которые функционируют на идейных началах.

Социальное страхование населения

Социальным страхованием называют один из видов социальной защиты населения, главная цель которого - выполнение конституционного права людей на материальную помощь в случае утраты здоровья или трудоспособности, безработицы и других подобных проблем.

Социальное страхование может быть коллективным, государственным или смешанным. В отличие от государственного, коллективное страхование организуется профсоюзами. По времени возникновения оно является более древним, чем государственное.

В России обязательное социальное страхование является одним из инструментов по реализации социальных программ государства. Оно финансируется из внебюджетных фондов социального страхования и других источников. Социальное страхование предусматривает выплаты государственных пособий и пенсий.

Среди пособий наиболее часто используется пособие по временной нетрудоспособности. Основанием для его выплат является выписка, получаемая в медицинском учреждении. Еще одним видом пособий является пособие по беременности и родам. Его размер приравнивается к размеру заработной платы. Также есть пособие по уходу за маленьким ребенком.

Среди других выплат можно выделить пособие по безработице, которое не пользуется популярностью у населения, вследствие чисто символического размера выплаты.

По каким направлением осуществляется поддержка?

В центрах социальной защиты населения любому желающему может быть уделено внимание, а меры помощи будут соответствовать той ситуации, в которой человек оказался. Наиболее часто в такие центры обращаются за помощью, связанной с материнством и детством. Многодетные семьи получают такие виды поддержки, как:

  • пособие по многодетности;
  • выплата материнского капитала по федеральной и региональной программам;
  • выдача земельных участков;
  • предоставление путевок в санатории;
  • для наименее обеспеченных семей предусмотрена ежегодная помощь.

В разных регионах этот список может несколько различаться, поэтому его следует уточнить в региональном отделении по месту проживания.

Определенный вклад в обеспечение реализации программ социальной поддержки вносит департамент труда. Его работники занимаются следующими мероприятиями:

  • отправкой на бесплатное обучение или курсы нуждающихся;
  • поиском места работы для выпускников, инвалидов и простых граждан;
  • работой над созданием дополнительных рабочих мест;
  • выплатами пособий по безработице.

Совсем другой вид государственной поддержки предназначается для пожилых людей и инвалидов. Прежде всего, это различные виды помощи на дому (уборка квартиры, доставка на дом продуктов), либо в условиях стационара. Во втором случае нуждающихся помещают в дома-интернаты, дома престарелых или пансионаты, где бесплатно оказываются различные услуги, в том числе реабилитационные и медицинские.

Дополнительные виды социальной помощи

Дополнительным видом социальной поддержки населения является распространение гуманитарной помощи среди нуждающихся граждан. Такая помощь оказывается частными фондами. Сбор пожертвований ведется среди бизнесменов и обычных граждан на добровольной основе.

Помощь по предоставлению квартиры может быть оказана сиротам после достижения ими 18-летнего возраста. На льготную ипотеку могут претендовать молодые семьи. Для многодетных семей предусмотрено выделение земельной площади под застройку жилья.

Источники финансирования социальной помощи

Финансирование мероприятий по социальной поддержке населения осуществляется по закону №131 («Закон о социальной поддержке»). Социальная помощь является одной из статей российского бюджета. При ее наполнении исходят из следующих затрат:

  • из общей потребности в социальной помощи у населения;
  • из затрат на обслуживание приоритетных направлений соц. расходов;
  • из примерного количества тех, кто получает адресную помощь;
  • из величины предполагаемой инфляции.

Для расчета используют, прежде всего, данные за предшествующий год, по которым определяется эффективность мероприятий. Местные фонды, которые не справляются с задачей социальной поддержки населения, могут обратиться за соответствующей помощью в федеральные органы. Управление расходами на социальную помощь является сложной задачей, решение которой до конца не отрегулировано.

Пособие на погребение

Это денежное пособие выплачивается в качестве компенсации расходов, связанных с похоронами умерших лиц. Размер данной выплаты соответствует величине затрат, связанных с организацией этого дела. Пособие по погребению предусмотрено Федеральным законом «О погребении и похоронном деле», но оно не может превышать 10 минимальных размеров оплаты труда. Условием для выплаты данного пособия является срок не более 6 месяцев со времени смерти.

Средства для выплаты пособия на погребение берутся из Фонда социального страхования РФ, Пенсионного фонда РФ, регионального бюджета субъектов РФ.

В 2015 году размер пособия на погребение составлял 5277 рублей.

Для выплаты пособия необходимо предъявить 4 документа: заявление на выплату пособия, справку о смерти, паспорт получателя пособия и документ, указывающий на отсутствие работы у умершего пенсионера.

Фонд социального страхования Российской федерации

Эта организация была создана 1 января 1991 года. В 2016 году бюджет фонда составлял 614,5 млрд руб. (0,78 % от ВВП страны).

Данный фонд выполняет следующие функции:

  • осуществляет выплату пособий по случаю временной нетрудоспособности, пособий, выдаваемых в связи с беременностью и родами, однократного пособия при рождении ребенка и при постановке на учет по случаю беременности;
  • осуществляет выплату пособий, связанных с профессиональными заболеваниями и травмами на производстве: единовременные и ежемесячные выплаты, оплата медицинских услуг и реабилитацию пострадавшего, финансирование мер по профилактике производственных травм и профессиональных заболеваний;
  • предоставление путевок в санатории и курорты, а также компенсацию связанных с этим транспортных расходов для льготных категорий граждан;
  • материальное обеспечение инвалидов специализированной техникой;
  • оплата сертификатов, связанных с родами.

Государственные органы социальной помощи населению

Департамент социальной поддержки населения имеет 2 основных подразделения: пенсионный отдел и отдел по трудовым и социальным вопросам. Также в его состав входит бухгалтерия.

Управление социальной поддержки населения реализует свои задачи и функции на основании «Положения об управлении социальной защитой населения». Городское управление социальной защитой населения - это муниципальный орган в составе администрации города, который подчиняется как непосредственно ей, так и отделу социальной поддержки населения администрации области или края.

Функции городского управления по социальной защите граждан

Перечислим следующие:

  1. Обеспечение реализации гос. политики в области труда, пенсионных выплат, поддержки инвалидов, пенсионеров, семьи и детей, а также функционирования системы социального обслуживания жителей.
  2. Взаимодействие с местными органами власти, внебюджетными государственными фондами, предприятиями, организациями, учреждениями, центрами связи, банками, общественными кооперативами и людьми. Деятельность управления базируется на законах РФ, указах и распоряжениях президента РФ, постановлениях правительства РФ и области (края), глав администрации области (края) и города, постановлениях, приказах и указах вышестоящего органа социальной поддержки и прочих актах.
  3. Создание, трансформация и ликвидация управления осуществляется в соответствии с решением органов местного самоуправления.
  4. Управление финансируется из бюджета города.
  5. Управление числится как юридическое лицо, имеющее свой счет, финансовый баланс, штампы, бланки, печать, собственное имущество и т. д.

Задачи центра социальной поддержки

Центр социальной поддержки населения призван решать следующие задачи:

  1. Разработка прогнозов социально-экономического развития.
  2. Разработка и реализация городских программ в области социальной помощи семьям, малообеспеченным категориям граждан, пожилым и инвалидам.
  3. Реализация законодательства РФ в части социальной поддержки населения.
  4. Организация поддержки ветеранов, детей, матерей, пожилых людей, а также тех, кто попал в тяжелую ситуацию.
  5. Реализация политики государства в части пенсионной реформы и обеспечения бесперебойной выплаты пенсий.
  6. Юридическая защита гражданских прав, а также гос. гарантий и интересов граждан.
  7. Реализация государственных программ в области социально-трудовых отношений.
  8. Решение вопросов, касающихся условий труда и его охраны.

В заключение

Таким образом, социальная поддержка граждан страны является неотъемлемой частью социальной политики, как федеральной, так и региональной. Прежде всего, помощь оказывается таким категориям граждан, как пенсионеры, ветераны, инвалиды, малоимущие, дети, семьи с низким достатком. Для реализации программ социальной помощи созданы специальные отделения - центры социальной поддержки населения района, которые работают в большинстве населенных пунктов РФ.

В качестве неотъемлемого элемента демократического устройства выступает государственная социальная поддержка. Это явление зародилось еще на начальном этапе развития человечества и основывалось на ритуалах, традициях, нормах и обычаях. Помощь людям в поддержании их физической жизни, удовлетворении первостепенных потребностей способствовала их приспособлению к неблагоприятным условиям среды, сохранению преемственности и целостности культуры. Рассмотрим далее, как сегодня осуществляется социальная поддержка населения.

Общие сведения

В процессе развития культуры, цивилизации, в ходе технического прогресса, распада общинных связей государство стало все больше выступать в качестве гаранта социальной защищенности людей. Появление и развитие рыночной системы способствовали выделению этой функции в самостоятельную деятельность. С течением времени она стала обретать новый смысл. В первую очередь социальная поддержка населения выступает как защита от негативных влияний рыночных отношений. Вместе с этим она является неотъемлемым элементом экономической системы. Социальная поддержка направлена на тех, кто не в состоянии обеспечить самостоятельно достойную жизнь. По сути, это необходимая компенсация за возможность вести предпринимательскую деятельность и получать доход в стабильном обществе.

Основные направления

На правительственном уровне разрабатываются специальные программы, целью которых выступает социальная поддержка:


Предпосылки к возникновению деятельности

В рамках рыночных отношений индивид может удовлетворить свои нужды только посредством получения прибыли с собственности или в форме оплаты за свой труд. Но в каждом обществе есть люди, которые не имеют имущества, которое приносило бы пассивный доход. Есть и те, кто не в состоянии работать по причине возраста, наличия заболевания, в связи с неблагоприятными последствиями военных, политических, экологических, национальных и прочих конфликтов, демографических изменений, стихийных катаклизм и так далее. Все эти люди не смогут прожить, если им не будет оказана помощь. Правительство заинтересовано в обеспечении поддержки населения по ряду причин. К ним, в частности, следует отнести:

  1. Обязанность власти создать условия для достойной жизни людей. Она провозглашается Всеобщей декларацией, которая действует во всех цивилизованных странах.
  2. Любая страна стремится к расширенному воспроизводству квалифицированных работников.
  3. Социальная поддержка граждан стимулирует экономическое положение разных слоев и групп общества, снижая, таким образом, внутреннее напряжение в стране.

Принципы защиты

Цивилизованный рынок может нормально функционировать только при расширении и углублении социального обеспечения населения. В широком смысле защита людей представляет собой определенное направление внутренней политики правительства. Она ориентирована на обеспечение конституционных прав людей и минимальных гарантий. Социальная поддержка оказывается вне зависимости от пола, возраста, национальности, места проживания. Другими словами, защита гарантируется относительно всех прав и свобод личности. Взаимодействие рыночной системы и соцзащиты следует учитывать не только относительно всего общества, но и на уровне определенных групп, индивида, семьи. Главной целью защиты выступает стремление оказать конкретным людям необходимую помощь в сложных ситуациях.

Социальная поддержка граждан в России

Система защиты находится в стране в стадии формирования. С течением времени она превратится в качественно новую, многопрофильную, самостоятельную отрасль экономики. На сегодняшний день в системе занято порядка 400 тыс. сотрудников, работает больше 16 тысяч учреждений. В неблагоприятных демографических условиях, при повышении требований к качеству услуг социальная поддержка направлена на:

  1. Эффективное распределение средств бюджета на решение приоритетных задач.
  2. Улучшение благосостояния незащищенных категорий.
  3. Более активное внедрение системы адресной помощи нуждающимся.
  4. Развитие системы услуг для населения, расширение ассортимента и улучшение их качества.
  5. Формирование благоприятной среды для людей с ограниченными возможностями.
  6. Усовершенствование материально-технической базы учреждений соцзащиты.

Все эти мероприятия являются правительственными задачами. На их решение выделяются бюджетные средства.

Региональная политика

Социальная поддержка на уровне субъектов России имеет более узкую направленность. Упор в региональной политике делается на:

  1. Усовершенствование системы защиты, использование индивидуального подхода, проведение оптимизации затрат на содержание объектов соц. сферы при сохранении должного уровня качества услуг, развитие кадрового обеспечения.
  2. Предоставление материальной помощи в натуральном или денежном виде.
  3. Внедрение новых мер социальной поддержки.
  4. Обслуживание в соответствующих учреждениях.
  5. Оказание медицинской и юридической помощи.
  6. Предоставление субсидий и льгот.

Результаты мероприятий

Концентрация усилий власти в социальном направлении позволит:

Финансовое обеспечение

В соответствии со ст. 61 ФЗ № 131, выравнивание степени бюджетной обеспеченности в муниципальных районах (городских округах) осуществляется посредством предоставления дотаций из соответствующих фондов. Распределение средств производится в порядке, сформулированном в законе субъекта РФ согласно требованиям БК. При этом учитываются финансовые возможности местных органов реализовывать свои полномочия по решению территориальных задач. Распределение дотаций из региональных фондов осуществляется между МО, в которых уровень расчетной обеспеченности средствами бюджета не превышает установленные показатели для муниципальных районов (городских округов). Определение значений производится по методике, утвержденной региональным законом согласно требованиям БК. В соответствии с положениями Бюджетного кодекса, часть региональных дотаций может быть предоставлена каждому МО в расчете на одного жителя. БК предусматривает случаи, в которых региональным законодательством может формулироваться разный порядок расчета указанной доли средств.

Альтернативное обеспечение

Указанные выше дотации могут частично либо полностью заменяться дополнительными нормативами по отчислениям от региональных и федеральных сборов и налогов в муниципальные бюджеты. Порядок их расчета формулируется законодательством субъекта РФ согласно требованиям, установленным в БК. Распределение дотаций региональных фондов поддержки либо заменяющих их дополнительных нормативов утверждается на региональном уровне на предстоящий финансовый год.

Меры социальной поддержки

Семей, нуждающихся в материальном обеспечении, сегодня в стране достаточно много. На правительственном уровне разработаны программы, в рамках которых производятся разовые и регулярные выплаты. В частности, одним из видов помощи выступает материнский капитал. Что касается инвалидов, военнослужащих, лиц, потерявших кормильцев, для них предусмотрены ежемесячные пенсионные выплаты. Активно осуществляется социальная поддержка детей. Родители имеют право на получение ежемесячных выплат на каждого ребенка. Кроме финансовой помощи, в рамках правительственных программ предусмотрено:

  • Содержание и обслуживание нуждающихся в стационарах.
  • Профобучение, трудоустройство инвалидов, медицинская, протезно-ортопедическая помощь, реабилитационные мероприятия, льготы по оплате коммунальных услуг и прочее.

Несовершеннолетние, оставшиеся без родительского попечения

Социальная поддержка детей-сирот осуществляется правительством в разных направлениях. Региональные власти разрабатывают дополнительно собственные программы обеспечения этих лиц. Основной Закон о социальной поддержке несовершеннолетних, оставшихся без родительской опеки, - ФЗ № 159. Этот нормативный акт формулирует основные направления обеспечения их защиты. Деятельность региональных структур осуществляется в сферах:

  1. Образования.
  2. Здравоохранения.
  3. Жилищного обеспечения.
  4. Трудоустройства.

Образование

Дети-сироты имеют право на:


Помимо этого, дети-сироты, кроме тех, кто во время получения образования потерял единственного или обоих родителей, имеют право на:

  1. Повышенную стипендию.
  2. Ежегодное пособие на покупку письменных принадлежностей и учебной литературы.
  3. 100% зарплаты, начисленной за время производственной практики.

Здравоохранение

Детям-сиротам предоставляется бесплатное обслуживание и оперативное лечение в медучреждениях, диспансеризация, регулярные медосмотры, оздоровление. Эти лица получают также путевки в студенческие/школьные профилактические лагеря труда и отдыха. При наличии медицинских показаний, им предоставляется направление на санаторно-курортное лечение. При этом проезд до места и обратно оплачивается за счет государства.

Трудоустройство

В профессиональной сфере дети-сироты получают следующие гарантии:

  • Для лиц, впервые ищущих работу и зарегистрированных в центре занятости в качестве безработных, предоставляется пособие на протяжении полугода. Его размер - средняя величина зарплаты по конкретному региону.
  • Работающие лица в случае ликвидации предприятия или сокращении персонала обеспечиваются нанимателем или его преемником профессиональной переквалификацией с последующим трудоустройством.

Жилищный вопрос

Дети-сироты обладают правом на однократное получение жилья из специализированного фонда по договору найма. При этом площадь предоставляемого помещения должна соответствовать установленным нормативам по метражу на человека. Срок действия договора - 5 лет. Если по окончании этого периода лицо, проживающее в помещении, будет находиться в сложной жизненной ситуации, документ может быть продлен еще на 5 лет. Возможность перезаключения договора предоставляется однократно. Право на получение жилплощади имеют лица, не обладающие собственным помещением, или если оно есть, но нахождение в нем невозможно (при пребывании в нем лишенных прав родителей, несоответствии санитарно-техническим нормам и так далее). Эта возможность сохраняется за лицами, достигшими возраста 23 лет до фактического получения жилья. Для предоставления площади необходимо написать соответствующее заявление по достижению гражданами 18 лет и завершения срока пребывания их в спецучреждениях, после окончания службы в армии. Документ может подать несовершеннолетнее лицо в возрасте 14 лет по согласию попечителей или опекунов. Если этого сделано не было, то гражданин по достижению 18 лет пишет заявление самостоятельно.

Государство оказывает заботу и поддержку различным слоям населения, в том числе малоимущим семьям и гражданам, руководствуясь в этих вопросах Законом № 178-ФЗ от 17 июля 1999 г. (ст. 1) и Федеральным Законом № 134-ФЗ от 24 октября 1997 г. (ст. 6). Рассмотрим подробнее и граждан оказавшихся в тяжелом материальном положении.

Меры социальной поддержки, оказываемые государством для малоимущих категорий граждан, разделяются по следующим категориям: обеспечение жильем (ч. 2 ст. 49 и ч. 1 ст. 59 ЖК РФ), социальная помощь, предоставление субсидий на оплату жилья и жилищно-коммунальных услуг (ч. 1 ст. 159 ЖК РФ). Для получения различных видов социальной поддержки граждане должны соответствовать категории малоимущих, при этом категории соответствия будут различаться в зависимости от вида социальной поддержки.

Рассмотрим, кто признается семьей или гражданином с низким уровнем дохода, и на какие виды социальной поддержки они могут претендовать в 2019 году по действующему российскому законодательству.

Как семья или гражданин признаются малоимущими

Критерием для признания семьи или одинокого гражданина малоимущими является сравнение уровня среднедушевого дохода семьи с уровнем прожиточного минимума, установленного в субъекте РФ, где проживает семья (одинокий гражданин) для соответствующей группы населения. Уровень МРОТ устанавливается отдельно для трудоспособного населения, и для несовершеннолетних граждан. Если уровень дохода на человека в семье ниже, чем установленный в данном субъекте РФ для соответствующей социальной-демографической группы населения, семья или одинокий гражданин признаются малоимущими и получают право на различные меры социальной поддержки от государства. В том случае, если в данном субъекте РФ не установлена величина прожиточного минимума, для граждан будет применена величина прожиточного минимума, которая установлена Правительством РФ на федеральном уровне, то есть в среднем по России (см. ст. 1 Федерального Закона № 134-ФЗ, ч. 2 и 3 ст. 7 Закона № 178-ФЗ).

Чтобы определить, имеете ли вы право на получение помощи от государства, вам необходимо определить среднедушевой доход семьи или доход гражданина, проживающего одиноко. Этот расчет для вас осуществляет орган социальной защиты населения. Вы должны написать заявление в орган социальной защиты по месту жительства о предоставлении вам государственной социальной помощи и представить документы, подтверждающие все полученные вами доходы за три последних месяца до подачи заявления (ст. ст. 1, 4 Федерального Закона № 44-ФЗ от 05 апреля 2003 г.).

Орган социальной защиты населения на основании вашего заявления и представленных документов о вашем доходе определяет среднедушевой доход семьи как одну треть от суммы доходов всех членов семьи на число членов семьи.

Если гражданин проживает один, его доход определяется как одна треть суммы всех его доходов. В состав доходов, учитываемых при определении среднедушевого дохода, входят все выплаты, учитываемые при расчете среднего заработка, компенсации, социальные пособия, в том числе пенсии и стипендии, пособие по безработице, материальные выплаты из бюджетов всех уровней. Не учитываются при расчете среднедушевого дохода алименты, государственная социальная помощь в натуральной и денежной форме и единовременные страховые выплаты (ст. ст. 5, 15 Закона № 44-ФЗ, Перечень видов доходов, учитываемый при расчете среднедушевого дохода, утвержденный Постановлением Правительства РФ № 512 от 20 августа 2003 г.).

Кто учитывается в составе семьи для расчета среднедушевого дохода

В состав семьи, согласно Федерального Закона № 134-ФЗ (ст. 1) и Закона № 44-ФЗ (ст. 13) принимаются совместно проживающие лица, связанные между собой родством или свойством, которые ведут совместное хозяйство, то есть супруги, их дети и родители, браться и сестры, усыновители и усыновленные, пасынки и падчерицы. При этом, согласно Закону № 44-ФЗ (ст. 14), не включаются в состав семьи для расчета среднедушевого дохода следующие лица:

  • Лица, находящиеся на полном обеспечении государства;
  • Военнослужащие, если они проходят службу в частях армии и флота в качестве сержантов, старшин, матросов и солдат или обучаются в военных вузах и военных профессиональных организациях, не заключившие контракта о прохождении службы;
  • Лица, которые находятся по решению суда на принудительном лечении, или находятся в местах лишения свободы, или заключены под стражу.

Какие виды социальной поддержки оказывает государство данной категории малоимущих граждан?

Социальная помощь от государства для малоимущих семей и граждан

Если среднедушевой уровень дохода семьи или гражданина меньше, чем величина прожиточного минимума, установленного для данной социально-демографической группы населения в данном регионе, то, согласно требованиям Федерального Закона № 178-ФЗ (ч. 1 ст. 7 и ст. 12), данные граждане имеют право на получение государственной социальной помощи в виде натуральной помощи и денежный выплат.

В различных субъектах РФ местное законодательство устанавливает дополнительные меры социальной поддержки для малоимущих. В то же время прожиточный минимум для разных социальных групп в различных регионах также различается. Так, в Московской области величина прожиточного минимума, установленная Постановлением Правительства московской области № 212/9 от 23 марта 2017 г. (п. 1) за IV квартал 2016 г., составляет 11 021 руб. на душу населения, 12 214 руб. для трудоспособного населения, 8 285 руб. для пенсионеров и 10 688 руб. для детей.

Для государственной социальной поддержки малоимущих семей и одиноких граждан с уровнем дохода ниже прожиточного минимума в Московской области оказывается социальная помощь от государства в виде выплаты разницы между размером прожиточного минимума для соответствующих социально-демографических групп, к которым принадлежат члены семьи или одинокие граждане, и уровнем их дохода (общим доходом семьи). Установленные Законом Московской области № 189/2013-ОЗ от 30 декабря 2013 г. (ст. 2, ч. 1 ст. 4) предельные размеры социальных выплат, рассчитанные на одного члена семьи или гражданина, проживающего отдельно, составляют минимально – 300 руб. и максимально – 1 000 руб. за месяц или не больше 6 000 руб. за календарный год.

В Московской области Законом № 189/2013-ОЗ (п. 1 ч. 1 ст. 1.1, ч. 2 ст. 2, ч. 2 ст. 3, ч. 2 ст. 4, ч. 1 ст. 5)также предусмотрены меры поддержки малоимущих граждан, попавших в тяжелую жизненную ситуацию. Если человек получил инвалидность или потерял работу, он может получить помощь от государства в рамках социального контракта. Предоставляется такая помощь действительно в исключительных случаях, длительность предоставления помощи составляет от трех месяцев и до одного года. Предоставляется помощь не чаще одного раза в пять лет. При этом размер выплат определяется социальным контрактом, максимальный размер помощи при этом не превышает 60 000 руб.

Для неработающих пенсионеров, общая величина дохода которых меньше, чем величина прожиточного минимума, установленная для пенсионеров в соответствующем субъекте РФ по месту их проживания, федеральным и региональным законодательством установлена социальная доплата к пенсии, призванная . Условия для получения региональной социальной доплаты к пенсии неработающего пенсионера указаны в Законе № 178-ФЗ (ч. 1 ст. 12.1).

Другие виды социальной поддержки, предоставляемые малоимущим

Для малоимущих семей и одиноких граждан, общий среднедушевой доход которых меньше, чем установленный в регионе проживания прожиточный минимум, федеральным и местным законодательством гарантированы следующие виды социальной поддержки:

Обеспечение жильем малоимущих граждан

Если малоимущие граждане признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий, для них по договору социального найма могут быть предоставлены жилые помещения из жилищного фонда муниципалитета. Признание граждан малоимущими в целях получения социального жилья подразумевает учет не только получаемого ими среднедушевого дохода, но и стоимости имущества, находящегося в их собственности и облагаемого налогом (Конституция РФ (ч. 3 ст. 40) и ЖК РФ (ч. 2 ст. 49)).

В Москве, например, обеспечение жильем малоимущих граждан производится на основании учета уровня имущественной обеспеченности гражданина. Это уровень рассчитывается как сумма стоимости всего имущества, которое находится в собственности гражданина и членов его семьи, если данное имущество подлежит налогообложению (в сумму имущества не входит стоимость жилых помещений или их частей) плюс доход всех членов семьи в денежном выражении за расчетный период.

Далее полученная сумма имущественной обеспеченности семьи или гражданина сравнивается с общей стоимостью жилого помещения, необходимого для обеспечения данных граждан жильем по установленным нормам предоставления площади жилья на человека.

Например, для Москвы в соответствии с Законом г. Москвы № 7 от 25 января 2006 г. (ч. 1 и 2 ст. 2) и Законом г. Москвы № 29 от 14 июня 2006 г. (п. п. 3, 5 ст. 7) малоимущими признаются граждане, проживающие в Москве по месту жительства не менее 10 лет, при этом их имущественная обеспеченность меньше установленной нормы.

Как считается состав семьи для определения семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий

Рассматривая меры социальной поддержки предусмотренные для малоимущих семей , следует отметить, что в соответствии с ч. 3 ст. 1 Закона № 7 для постановки на учет семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, семья считается состоящей из следующих лиц:

  • Супругов и их несовершеннолетних детей вне зависимости от места их жительства;
  • Лиц, объединенных признаками родства и свойства, проживающих совместно в жилом помещении и ведущих общее хозяйство;
  • Других лиц, если они вселены в жилое помещение как члены семьи на основании решения суда или в установленном порядке.

Жилищный Кодекс РФ (ч. 1 ст. 59) определяет, что освободившиеся жилые помещения в коммунальной квартире, в которой проживает несколько нанимателей или собственников, могут быть предоставлены по договору социального найма нанимателям или собственникам по их заявлению в случае, если они признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий или могут быть ими признаны в установленном порядке.

Также для малоимущих граждан предусмотрено освобождение от уплаты государственной пошлины при государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество и регистрации договоров об отчуждении недвижимости согласно НК РФ (пп. 15 п. 1 ст. 333.35).

Какие меры социальной поддержки предусмотрены для малоимущих семей в Москве

В г. Москве основным критерием определения малообеспеченности семьи для предоставления мер социальной помощи я 01 января 2017 года является уровень имущественной обеспеченности. Уровень имущественной обеспеченности рассчитывается, согласно п. 1 Постановления Правительства г. Москвы № 954-ПП от 28 декабря 2016 г. и п. п. 1.2, 1.3 Порядка, утвержденного данным Постановлением № 954-ПП, в зависимости от имеющейся в собственности граждан недвижимого имущества, транспортных средств, техники и другого имущества, облагаемого налогом, а также сумм денежных средств на банковских счетах и вкладах.

Согласно п. п. 2.1.1, 2.1.2, 2.1.10 Порядка, в Москве меры социальной помощи не предоставляются семье, если у нее в собственности находятся:

  • Более двух жилых помещений, подлежащих государственной регистрации в соответствии с Законодательством РФ;
  • Два жилых помещения или части жилых помещений, поделенных пропорционально долям в праве собственности на помещение, если помещения подлежат государственной регистрации и если суммарная площадь этих помещений в пересчете на каждого члена семьи больше, чем 18 кв. м.;
  • Два легковых автомобиля, один из которых начал эксплуатироваться не раньше, чем три года назад. Не учитываются автомобили, оборудованные для инвалидов, и автомобили многодетных семей с числом сидений более пяти, если в семье четыре ребенка и более.

Кто считается входящим в состав семьи при оценке имущественной обеспеченности

Для оценки имущественной обеспеченности в состав семьи считают входящими следующих лиц.