Трудовые мигранты в России – развенчание мифов. Трудовая миграция в россии

Давно уже в нашу жизнь и речь вошли такие слова, как «мигранты», «гастарбайтеры», «трудовые мигранты». Мы раздаем эти ярлыки, не задумываясь о том, что они означают и правильно ли применяются. Давайте же разберемся, что такое трудовая миграция, и как правильно называются люди, переезжающие с целью трудоустройства. А стоит ли называть их гастарбайтерами - каждый решит сам.

Понятие миграции

Вообще, миграция - это переселение человека либо внутри страны, либо в другую страну. Переселенцы при этом называются мигрантами. Но существуют несколько видов таких перемещений - это внешняя и внутренняя миграция. Внутренняя - это переезд людей из одного региона в другой, или из города в другой, из деревни в другую. Внешняя - переселение в другую страну или на другой континент. Люди, выезжающие в другую страну, называются эмигрантами. Тех же, кто въезжает в страну, называют иммигрантами.

При этом миграция населения - это даже временный выезд на отдых - туристическая миграция. Переезд из большого города в сельскую местность принято называть рурализацией. Паломничество и кочевую жизнь также можно отнести к естественной миграции населения.

Трудовая миграция

Определенного понятия именно трудовой миграции в данный момент нет. Различные источники формулируют такой переезд по-разному. Однако общий смысл у всех источников один. Трудовая миграция - это переезд из регионов с негативной экономической ситуацией в более благополучный район или страну с целью трудоустройства.

Причины трудовой миграции

Самая главная причина, по которой возникает трудовая миграция - существенная разница в оплате труда. Часто случается, что после остановки предприятий, на которых изначально был основан город, население теряет работу. В таких ситуациях начинается массовый отток рабочих ресурсов, в поисках нового места переезжающих в другие города с профильными предприятиями.

Понятие международной миграции

Международная миграция - это перемещение трудовых ресурсов (работников) через границы государства, происходящее с целью вступления в трудовые отношения в другой стране. При этом трудовыми мигрантами нельзя назвать тех, кто выезжает в командировки (если работодатель не является иностранцем) и тех, кто ездить в другие страны за товаром - так называемые челноки.

Международная миграция разделяется на несколько видов:

  1. Безвозвратная. В этом случае работник едет на постоянное место жительство, не планируя возвращаться на старое место.
  2. Временно-постоянная. Это название для трудовых мигрантов, работающих в новой стране от 1 года до 6 лет.
  3. Сезонная. Выезд на работу, сроки которой ограничены сезонными изменениями - сельское хозяйство, обслуживание туристов, рыболовство и т. п. Естественная миграция в африканских странах и странах Азии тоже относится к этому виду.
  4. Маятниковая. Пересечение границы и возвращение ежедневно. Таких рабочих называют фронтальерами.
  5. «Утечка мозгов». Международная миграция населения высшего уровня, когда в поисках высокооплачиваемой работы в другую страну бегут ученые, уникальные специалисты, спортсмены и т. п.

Миграция внутри страны

Трудовая миграция в России основана на тех же причинах, что и международная. Просто в силу многих причин люди не могут или не хотят переезжать в другую страну, стремясь найти более оплачиваемую работу внутри своего государства. Собственно говоря, поскольку речь идет именно о нашей стране, основная часть мигрантов стремится попасть в Москву за большими заработками. Реже миграция в России происходит по причине достижения «потолка» карьеры в своем регионе, желания развиваться и других подобных ситуаций.

Внутри страны также наблюдаются различные виды миграции, схожие с международной:

  1. Безвозвратная, предполагающая полный переезд семьи на новое место жительства и работы.
  2. Сезонная, происходящая на время выполнения определенной работы, возникающей в определенное время года.
  3. Временно-постоянная. Такая миграция внутри страны происходит реже, так как прожив и проработав на одном месте более 5 лет, человек склонен остаться в этом месте навсегда.

Нелегальная миграция

Кроме уже упомянутых разновидностей миграции, существует еще одни вид - нелегальная миграция. Это, по большей части, относится к мигрантам из других стран, приехавшим в страну по туристической визе, но остающимся в ней на длительный срок без регистрации и оформления трудовых отношений. Чаще всего нелегалы прибывают из стран с нестабильной экономикой, отсутствием рабочих мест. Эти рабочие занимают непрестижные должности, выполняют черновую или разовую работу, радуясь любому заработку.

Впрочем, жителей нашей страны, работающих без оформления трудовых отношений, тоже можно назвать нелегалами. Собственно, любой человек, из заработка которого не вычитается налог, считается нелегалом. Если же такой работник прибыл из другого города или региона - он попадает под понятие нелегального трудового мигранта.

Ни и напоследок разберем, почему же этот вид мигрантов зачастую называют словом, имеющим негативный подтекст - гастарбайтер. И есть ли различия между ним и мигрантом. Вообще, слово гастарбайтер немецкого происхождения. Обозначает оно «работник-гость». В Германии этим словом называли всех, кто приехал в страну на заработки. На сегодняшний день этим словом называют человека, выходца из нищей, неразвитой страны. По этой причине таких мигрантов считают самой дешевой и неквалифицированной рабочей силой. Чаще всего они не имеют образования. Сегодня наша страна стоит на первом месте среди европейских стран по количеству гастарбайтеров. В мире мы «всего лишь» на втором месте - лидирует тут США, в которых практически все низкооплачиваемые работники - мексиканцы и латиноамериканцы.

Миграция - это не просто перемещение людей. Существует целая наука, занимающаяся изучением возможных причин миграций того или иного типа. Такая наука называется миграциология. С двухтысячного года, по предложению Ген. Ассамблеи ООН, в календарь международных праздников внесена новая дата - международный день мигранта. Отмечают его 18 декабря.

Многие компании сегодня активно используют труд мигрантов — жителей ближнего зарубежья. Некоторые даже посылают «вербовщиков» в страны бывшего СНГ, и те привозят в Россию целые бригады строителей, продавцов, работников ЖКХ. Чтобы у организации не было проблем с законом, этих рабочих нужно легализовать — оформить им разрешение на работу и заключить трудовой или гражданско-правовой договор.

Временно пребывающим в РФ считается иностранный гражданин, прибывший в Россию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получивший миграционную карту, но не имеющий вида на жительство или разрешения на временное проживание (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», далее — Закон N 115-ФЗ).

В безвизовом порядке в Россию, как правило, приезжают граждане стран бывшего СНГ: Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдовы, Таджикистана, Украины, Узбекистана. Более подробно о том, для граждан каких стран предусмотрен безвизовый режим, можно посмотреть в письме МИД России от 27.04.2012 N 19261/кд. В частности, без визы могут приезжать в РФ граждане Бразилии, Венесуэлы, Израиля, Гватемалы.

Для приема на работу «безвизовых» иностранцев работодатель не обязан оформлять приглашение на въезд в Россию и получать разрешение на привлечение и использование иностранных работников (п. 4.5 ст. 13, п. 9 ст. 13.1, п. 2 ст. 18 Закона N 115-ФЗ).

Однако нужно помнить, что трудиться в России иностранец может только на основании разрешения на работу. Без этого документа работодатель не вправе допустить иностранца к работе (п. 4 ст. 13 Закона N 115-ФЗ). За нарушение данной нормы предусмотрена административная ответственность (п. 1 ст. 18.15 КоАП РФ):

— для должностных лиц — штраф в размере от 25 000 до 50 000 руб.;

— для компаний — от 250 000 до 800 000 руб., либо административное приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток.

Доля мигрантов в бизнесе

На каждый год правительство РФ устанавливает допустимую долю иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в сфере розничной торговли и в области спорта. Поэтому компаниям с такими видами деятельности, прежде чем принимать на работу иностранцев, нужно определить, сколько человек они могут трудоустроить. На 2014 г. допустимая доля иностранных работников составляет (постановление Правительства РФ от 19.12.2013 N 1191):

— для розничной торговли алкогольными напитками, включая пиво — в размере 15% общей численности работников;

— для розничной торговли фармацевтическими товарами, торговля в палатках и на рынках, прочая розничная торговля вне магазинов — 0%;

— для прочей деятельности в области спорта — 25%.

За несоблюдение этих пропорций полагается (ч. 1 ст. 18.17 КоАП РФ):

— руководителю компании — штраф в размере от 45 000 до 50 000 руб.;

— организации — штраф от 800 000 до 1 000 000 руб., либо приостановление деятельности до 90 суток.

Для белорусов и казахов — льготные условия

Между Россией, Казахстаном и Белоруссией заключено Соглашение о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей от 19 ноября 2010 г. (вступило в силу с 1 января 2012 г. на основании решения Высшего Евразийского экономического совета от 19.12.2011 N 9). Этот документ предусматривает определенные привилегии для граждан Республики Беларусь и Казахстана при найме на работу в РФ:

— на них не распространяются ограничения по защите национального рынка труда;

— им не нужно иметь разрешение на работу;

— о заключении и расторжении договора с такими мигрантами работодатели не обязаны уведомлять органы ФМС и занятости.

Документы для разрешения

Разрешение на работу «безвизовый» иностранец может получить самостоятельно либо через своего представителя (п. 2 ст. 13.1 Закона N 115-ФЗ). Представителем может быть и будущий работодатель.

Для получения разрешения на работу потребуются следующие документы (п. 2, 3 ст. 13.1 Закона N 115-ФЗ):

  1. Заявление о выдаче разрешения на работу по форме, утвержденной приказом ФМС России от 25.12.2006 N 370.
  2. Трудовой или гражданско-правовой договор (при наличии).
  3. Копия документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве. Как правило, это паспорт (п. 1 ст. 10 Закона N 115-ФЗ).
  4. Миграционная карта с отметкой пограничников о въезде иностранного гражданина в РФ или с отметкой территориального органа ФМС о выдаче ему миграционной карты. Если миграционная карта не представлена, орган ФМС все равно обязан принять заявление. В этом случае сотрудники миграционной службы сами проверят соответствующие сведения (подп. 2 п. 3, п. 5 ст. 13.1 Закона N 115-ФЗ).
  5. Квитанция об уплате государственной пошлины за выдачу разрешения на работу в размере 2000 руб. (подп. 24 п. 1 ст. 333.28 НК РФ). Эту квитанцию можно и не предоставлять — главное, чтобы пошлина была уплачена. ФМС проверит факт уплаты пошлины при помощи Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах. Если выяснится, что она не уплачена, заявление не примут.
  6. Документы, подтверждающие отсутствие у иностранного гражданина заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих, предусмотренных Перечнем, утвержденным постановлением Правительства РФ от 02.04.2003 N 188, а также сертификат об отсутствии ВИЧ-инфекции. В Перечень входят: ВИЧ-инфекция, лепра, туберкулез, а также инфекции, передающиеся преимущественно половым путем (сифилис, хламидийная лимфогранулема венерическая), шанкроид).

Сертификат об отсутствии ВИЧ должен содержать:

— паспортные данные или данные документа, его заменяющего (имя, фамилия обследованного; день, месяц, год рождения; N паспорта или документа, его заменяющего; страна постоянного или преимущественного проживания);

— сведения о планируемом периоде пребывания в РФ;

— информацию о проведенном исследовании крови на наличие ВИЧ-инфекции (дата проведенного исследования; подпись врача, выполнившего исследование; серия диагностикума, с помощью которого проводилось исследование; печать учреждения, где произведено исследование; подпись обследованного).

Сертификат заполняется на русском и английском языках и действителен в течение трех месяцев со дня проведения исследования (Требования к сертификату об отсутствии ВИЧ-инфекции, предъявляемому иностранными гражданами и лицами без гражданства при их обращении за визой на въезд в Российскую Федерацию на срок свыше трех месяцев, утв. постановлением Правительства РФ от 25.11.95 N 1158).

  1. Доверенность на подачу документов от работника, оформленную на сотрудника компании.

Если работник будет трудиться в сфере ЖКХ, розничной торговли или бытового обслуживания, для получения разрешения на работу потребуется также документальное подтверждение, что работник владеет русским языком на уровне не ниже базового уровня. Для этого пригодится какой-либо из следующих документов (п. 8.1, 8.2 ст. 13.1 Закона N 115-ФЗ):

— сертификат о прохождении государственного тестирования по русскому языку как иностранному языку;

— документ об образовании, полученном в иностранном государстве. Данное образование должно быть признано в РФ, а документ легализован и переведен на русский язык (ст. 107 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»);

— документ государственного образца об образовании (на уровне не ниже основного общего образования), выданный образовательным учреждением на территории государства, входившего в состав СССР, до 1 сентября 1991 г.;

— документ об образовании и (или) о квалификации, выданный лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию на территории РФ с 1 сентября 1991 г.

Важно. Подтверждение владения русским языком не требуется для иностранных граждан, являющихся гражданами государств, в которых русский язык является государственным (п. 8.3 ст. 13.1 Закона N 115-ФЗ).

Эти документы нужно отдать в территориальный орган ФМС России. Специалисты миграционной службы рассмотрят заявление, проверят документы и не позднее десяти рабочих дней со дня их принятия примут решение (п. 7 ст. 13.1 Закона N 115-ФЗ).

Оформление на работу

На трудовые отношения с участием иностранных граждан распространяются правила, установленные ТК РФ, если иное не предусмотрено федеральными законами или международными договорами (ст. 11 ТК РФ). Поэтому оформлять на работу иностранца нужно в том же порядке, что и российского гражданина, с учетом некоторых особенностей. Для заключения договора с иностранцем потребуются:

— миграционная карта;

— паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;

— трудовая книжка российского образца. Если работник впервые заключает трудовой договор в России, трудовой книжки у него нет. Поэтому придется ее оформить;

— документ об образовании и (или) о квалификации или наличии специальных знаний — при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки;

страховое свидетельство государственного пенсионного страхования. Этот документ нужно требовать с работника, если он уже получал его у прежнего работодателя. В случае, когда иностранец устраивается на работу в России впервые, и с ним заключен трудовой договор на неопределенный срок или срочный трудовой договор продолжительностью не меньше шести месяцев в общей сложности в течение года, то работодатель обязан оформить на него свидетельство обязательного пенсионного страхования (п. 1 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»). Для тех, с кем заключен договор на срок меньше шести месяцев, свидетельство не обязательно;

Внимание! Нельзя принимать на работу иностранцев, не достигших 18 лет (п. 1 ст. 3 Закона N 115-ФЗ).

— разрешение на работу (если работник его уже получил). Обратите внимание, на территории какого субъекта РФ выдано разрешение — только в этом регионе иностранец имеет право работать (п. 4.2 ст. 13 Закона N 115-ФЗ). Нельзя, к примеру, принимать на работу в Москве иностранца, получившего разрешение на работу в Иваново.

К сведению. Вне пределов региона вправе трудиться только иностранцы определенных профессий при направлении в командировку и при разъездном характере работы (п. 6 ст. 13 Закона N 115-ФЗ). Эти профессии перечислены в Приложении к приказу Минздравсоцразвития России от 28.07.2010 N 564н. К ним относятся машинисты (бетоноукладчика, бульдозера, катка и т.д.), артисты, геологи, матросы. Общая продолжительность трудовой деятельности иностранного гражданина вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему выдано разрешение на работу, не может превышать десяти календарных дней в течение периода действия разрешения на работу при направлении в служебную командировку. А при разъездной работе — не более 60 календарных дней.

Отметим, что договор можно заключать и до получения разрешения. В этом случае имеет смысл предусмотреть, что он вступает в силу только с момента получения иностранным гражданином разрешения на работу. Ведь без него нельзя допускать к работе иностранцев, временно пребывающих на территории РФ — так сказано в п. 4 ст. 13 Закона N 115-ФЗ. При наличии договора его нужно представить в ФМС вместе с заявлением на получение разрешения (подп. 4 п. 3 ст. 13.1 Закона N 115-ФЗ).

Срок действия разрешения

При представлении договора разрешение на работу выдается на срок действия договора, но не более чем на один год со дня въезда иностранного гражданина в Россию. Если же договор не представлен, разрешение выдадут только на 90 суток (или меньше) (п. 1 ст. 5, п. 1.1 ст. 13.1 Закона N 115-ФЗ). Эти сроки могут быть продлены по заявлению мигранта. Для этого он должен не позднее 15 рабочих дней до окончания срока действия разрешения представить в орган ФМС следующие документы (п. 4 ст. 5, п. 7.1 ст. 13.1 Закона N 115-ФЗ):

— заявление о продлении срока действия разрешения на работу;

— трудовой или гражданско-правовой договор;

— сведения о видах трудовой деятельности, осуществлявшейся иностранным гражданином на основании полученного им разрешения на работу, по форме, утв. приказом ФМС от 20.07.2010 N 223;

— документы, подтверждающие отсутствие наркомании и инфекционных заболеваний, предусмотренных Перечнем и сертификат об отсутствии ВИЧ;

— документы, подтверждающие постановку иностранного гражданина на учет по месту пребывания.

Продлевать разрешение до бесконечности нельзя. В любом случае срок временного пребывания мигранта в России должен быть не более одного года со дня въезда в РФ (п. 5 ст. 5 Закона N 115-ФЗ).

Если срок действия разрешения на работу не продлен, безвизовый иностранец вправе пребывать на территории России 90 суток суммарно в течение каждого периода в 180 суток (п. 1 ст. 5 Закона N 115-ФЗ). Такое правило действует с 1 января 2014 г. Напомним, раньше максимальный срок пребывания составлял 90 дней без каких-либо дополнительных ограничений. Поэтому многие иностранцы выезжали на день за пределы РФ, получали отметку о пересечении границы и возвращались на работу — еще на 90 дней.

Сообщение в инстанции

Заключив трудовой или гражданско-правовой договор с иностранцем, компания должна об этом сообщить (п. 9 ст. 13.1 Закона N 115-ФЗ):

— в территориальный орган ФМС России, выдавший разрешение на работу;

— в орган власти субъекта РФ по вопросам занятости населения.

Сделать это нужно в течение трех рабочих дней с даты заключения договора (п. 2 Приложения N 6 к приказу ФМС России от 28.06.2010 N 147, формы уведомлений утверждены этим же приказом).

В эти же органы надо отправлять сообщения о расторжении трудового (или гражданско-правового) договора, а также о предоставлении иностранному работнику отпуска без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года (подп. «м» п. 5 ст. 1, ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 19.05.2010 N 86-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

За неуведомление грозит штраф (ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ):

— для должностных лиц — от 35 000 до 50 000 руб.;

— для юридических лиц — от 400 000 до 800 000 руб., либо административное приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток.

Сегодня в России проживают миллионы работающих мигрантов – в основном выходцев из стран бывшего СССР. А существовала ли трудовая миграция в советскую эпоху? Конечно, только не в таких масштабах и формах, как в наши дни.

От пленных немцев до турецких строителей

Как мы знаем, в советские годы страна состояла из 15 союзных республик. Поэтому гастарбайтерами могли называться только граждане других государств. Само слово «гастарбайтер» означает «иностранный рабочий». Так называли советских пленных, угнанных в Германию, чтобы безвозмездно работать на производстве и на частных хозяев.

После войны на территории СССР был широко распространен труд пленных немцев. Они занимались в основном восстановлением разрушенных зданий и объектов инфраструктуры. Впоследствии большинство их смогли вернуться к себе на родину.

В 70-80-е годы на московских заводах АЗЛК и ЗИЛ работало на конвейере много вьетнамцев. С ними заключали договора на четыре или на шесть лет, которые не могли быть расторгнуты по инициативе наемного сотрудника. Нанимать вьетнамцев было выгодно: трудились они добросовестно, почти не употребляли спиртного, а также скупали товары советского ширпотреба, не пользовавшиеся особым спросом у местного населения. После распада Советского Союза вьетнамские гастарбайтеры стали нелегально работать по всему СНГ.

Также в перестроечные годы на работу в Советский Союз стали приезжать турки, которые занимались в основном строительством. Возникла и китайская диаспора…

В конце 80-х в Советском Союзе появились первые беженцы. Они приезжали из республик, где начались беспорядки и гонения на граждан иных национальностей – из Прибалтики, Закавказья, Средней Азии. В основном мигрировали в славянские республики – Россию и Украину.

В начале 90-х 80% беженцев приезжали в Россию из Таджикистана, Грузии и Азербайджана. Это были как коренные жители республик, так и представители русскоязычного населения.

В результате активных процессов внутренней и внешней миграции городское население практически во всех бывших советских республиках стало многонациональным, особенно в столицах союзных республик. Кроме того, до перестройки практически во всех городах «братских» республик существовала русская языковая среда. В 90-е годы русские школы в этих республиках стали повсеместно закрываться, появились националистические тенденции. В итоге русскоязычному населению ближнего зарубежья, количество которого на момент переписи 1989 года составило 25,3 миллиона, жить стало не очень комфортно.

Стали приезжать в Россию и украинцы, белорусы, молдаване – после распада СССР у них на родине стало трудно прожить из-за тяжелой экономической ситуации. В 1992 году в России была создана Федеральная миграционная служба (ФМС), занимающаяся регистрацией вновь прибывших граждан, которые теперь считались иностранцами.

Обратитесь к юристу прямо сейчас

Задать вопрос юристу
Трудовая миграция - вид миграции, представляющий собой совокупность территориальных перемещений людей, связанный с занятостью и поисками работы. Трудовая миграция может быть вызвана стремлением изменить как параметры собственного рабочего места, так и внешними по отношению к месту жительства условиями: социально-культурными, жилищно-бытовыми, экологическими, природно-климатическими и др.
Различают внутреннюю трудовую миграцию (в пределах одного государства) и международную - с пересечением государственной границы.

Внутренняя трудовая миграция регулируется национальным законодательством и подзаконными актами, в Российской Федерации - Трудовым законодательством, правительственными постановлениями и инструкциями по вопросам переселений, перевода работников на другую работу и др.
Международная трудовая миграция может носить постоянный характер, т.е. она связана с переездом на постоянное место жительства из одной страны в другую. Временный характер носит трудовая миграция по контрактам, ограниченным во времени. Международная трудовая миграция регулируется Конвенцией о защите прав всех трудящихся, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в резолюции № 45/158 от 18 апреля 1990 г., которая определяет термин «трудящийся-мигрант» как лицо, которое будет заниматься или занимается оплачиваемой деятельностью в государстве, гражданином которого он или она не являются.

Цели политики в области трудовой миграции, вытекающие из общепризнанных международных норм:

  • реализация права граждан на свободу перемещений;
  • содействие сокращению безработицы и облегчению ситуации на национальных рынках труда;
  • повышение благосостояния трудящихся;
  • защита прав и интересов трудящихся-мигрантов в странах пребывания.
Общее понятие трудящегося-мигранта в конвенции конкретизируется в определениях отдельных категорий мигрантов. Выделены приграничные мигранты, вынужденные на пути на работу или домой регулярно (ежедневно или реже) пересекать государственную границу, сезонные рабочие, «моряки», рыбаки - лица, нанятые для работы на судах; работающие по найму на основе контракта. К трудящимся-мигрантам конвенция относит также и мигрантов, работающих не по найму, но которые являются трудящимися-мигрантами, занимающимися вознаграждаемой деятельностью, отличной от работы по договору по найму, и которые обеспечивают за счет такой деятельности средства своего существования, работая, как правило, самостоятельно или совместно с членами своей семьи, а также любых иных трудящихся-мигрантов, работающих не по найму, в соответствии с применяемым законодательством государства.
Конвенция трактует трудящихся-мигрантов не столько как экономических, сколько как социальных субъектов.

Причинами международной трудовой миграции являются:

Трудовая международная миграция осуществляется как в законной, так и незаконной формах.

Международная трудовая миграция является распространенным явлением - по данным МОТ, ежегодно в поисках работы в мире перемещается около 20 млн. легальных мигрантов. Общие масштабы этих потоков трудно установить, так как не все страны осуществляют такой контроль, и не все из них сообщают о потоках трудовой миграции, но это явление, несомненно, имеет существенные и растущие масштабы. Международные мигранты - это работники различных квалификаций. Верхнюю строчку в этом списке занимают специалисты и управляющие, которые перемещаются в рамках внутренних рынков труда транснациональных корпораций при расширении торговли или направлении прямых иностранных инвестиций. Тем не менее ведущее место в современных миграционных потоках занимают и работники, меняющие место жительства с целью заполнения рабочих мест, не требующих квалификации, в тех нишах рынка труда, которые оставляют свободными работники принимающей страны, перемещающиеся на лучшие рабочие места. Критерии, которые чаще всего при этом применяются, основаны на предполагаемой продолжительности пребывания, что отражает положение, в соответствии с которым контроль за въездом и пребыванием в стране является ключевым аспектом национального суверенитета.
Большинство трудящихся-мигрантов въезжают в другую страну по одной из следующих трех причин:

  1. миграция в целях постоянного проживания, которая в первую очередь охватывает высококвалифицированных мигрантов, лиц, въезжающих в целях воссоединения семьи, и беженцев;
  2. миграция на определенное время для всех видов занятости;
  3. временная миграция для трудоустройства на определенный срок.
Разрешается въезд мигрантов для заполнения сезонных рабочих мест, для выполнения работ в рамках определенного проекта вплоть до его завершения, например, в сфере строительства, а также лиц, оказывающих услуги, студентов и учащихся.

Несмотря на то, что мигранты из развивающихся стран могут занимать практически любые виды рабочих мест, они, как правило, концентрируются на нижнем уровне шкалы занятости. В основном они выполняют опасную и трудную работу, причем такие рабочие места, как правило, сохраняются именно за мигрантами.

Многие государства приветствуют приезд специалистов из других стран. В России в последние годы происходит сокращение общего миграционного притока и прироста численности постоянного населения за счет миграции. На смену иммиграции на постоянное место жительства пришла временная трудовая иммиграция, закрывая ниши в потребностях экономики. При этом масштабы официального привлечения и использования иностранной рабочей силы в Российской Федерации увеличивались.

Популярная пословица гласит: «Рыба ищет, где глубже, а человек, где лучше». Во все времена люди стремились на работу в те страны, где за свой труд можно было получить больше. И сегодня огромным потоком трудовые мигранты из Латинской Америки вливаются в США, арабы и жители азиатских стран стремятся попасть на работу в страны ЕС. Не стала исключением и Россия, испытывающая постоянный приток иностранной рабочей силы из стран СНГ.

Причины трудовой миграции в Россию

Страны СНГ сильно дифференцированы по уровню жизни граждан, который определяется состоянием их экономик и нестабильностью политических систем. В большинстве из них в постсоветский период уровень жизни постоянно снижался, производство сворачивалось, а безработица росла. На этом фоне Россия выгодно выделяется стабильностью экономики (даже несмотря на трудности последнего периода), постоянной потребностью в трудовых ресурсах в определенных секторах народного хозяйства и довольно высоким по меркам СНГ уровнем зарплаты.

Географическая близость стран Содружества к России, наличие безвизового режима с большинством из них, широкое распространение в них русского языка как средства межнационального общения, многочисленные родственные и деловые связи, признание дипломов о высшем и среднем техническом образовании – все это вкупе с вышеупомянутой экономической стабильностью России и способствует тому, что трудовые мигранты из стран СНГ устремляются в РФ.

Роль трудовой миграции

Трудовые мигранты в Россииэто социальное и экономическое явление со многими гранями. Их роль в развитии стран СНГ довольно противоречива. К позитивным аспектам можно отнести то, что благодаря трудовым мигрантам получили новое дыхание российская торговля, строительный и транспортный бизнес, сельскохозяйственное производство, так как они удовлетворяют спрос на неквалифицированный труд.

Кроме того, трудовая деятельность мигрантов в России генерирует приток в их страны существенного финансового ресурса за счет ежегодного перевода и вывоза из РФ до 15 млрд долларов.

Так, 49% ВВП Таджикистана составляют средства, переводимые таджиками, работающими за рубежом, в основном в России. По данным Всемирного банка это является абсолютным рекордом среди всех стран мира. Следом идет Киргизия с 32% ВВП, формируемыми из переводов мигрантов, за ней Молдова с 25% ВВП и Армения с 21%.

Таким образом, трудовые мигранты существенно сокращают дефициты платежных балансов своих стран.

Однако есть и негативные аспекты. Так, нелегальные мигранты подпитывают своим трудом теневую экономику, а легальные демпингуют на рынке труда России, снижая уровень зарплаты. По данным ФМС в последние годы более 4,3 млн иммигрантов находились в России нелегально.

Весьма опасную тенденцию приобрело формирование этнических анклавов со своими внутренними законами жизни, зачастую противоречащими российскому законодательству. К таким замкнутым общинам у местного населения формируется негативное отношение, как правило, в ответ на агрессию иностранцев по отношению к россиянам. В последние годы это привело к ряду эксцессов, вылившихся в стихийные протесты населения против роста числа иммигрантов в России.

Что нового для трудовых мигрантов принес 2015 год

Все вышеперечисленное заставило российские власти принять срочные меры. Чтобы в страну не стремились все подряд трудовые мигранты, законодательство с 2015 г. довольно сильно изменилось. Теперь миграция из стран, на которые распространяется безвизовый въезд, больше не регулируется квотами для иностранной рабочей силы. Отказов в разрешении на работу по превышению квот для данного региона больше не будет. Взамен введены экономические меры регулирования численности иностранных рабочих – им нужно приобретать за собственные средства (или на деньги работодателей) патенты на право осуществлять трудовую деятельность в России. В целом же новый закон о трудовых мигрантах от 24.11.2014 г., изменивший ряд положений существовавшего закона о правах иностранцев в РФ, имеет целью создать современную и цивилизованную систему иммиграции.

Более 20 поправок к законодательству ужесточили и иммиграционный контроль. За тридцать дней после даты прибытия на место предполагаемой работы мигрант обязан встать на учёт в отделении ФМС, сделать нотариально заверенный перевод своего паспорта, пройти экзамен по русскому языку, истории и основам законодательства России, получить ИНН, пройти медобследование и купить медстраховку.

Ужесточилась и борьба с нелегальной миграцией: запрет нарушителям въезжать в страну увеличен до 5 или 10 лет, и эта мера коснулась уже 1,35 млн граждан стран СНГ.

Кого коснутся новые правила трудовой миграции?

Вышеуказанные правила обязаны соблюдать трудовые мигранты из стран СНГ, за исключением Беларуси, Казахстана и Туркменистана. Первые два государства входят в Таможенный союз, и их граждане могут работать в РФ без каких-либо специальных разрешительных документов, а граждане Туркменистана въезжают в страну по визам. Новые правила распространяются также на граждан Абхазии и Южной Осетии.

В связи с последними событиями на Украине в РФ в экстренном массовом порядке въехало около 1 млн ее граждан, в основном беженцы с Донбасса. Более полумиллиона из них оформили РВП и получили ВУ на территории России. Оформление трудовых мигрантов - беженцев из Украины - на работу производится без патентов. К сожалению, многие из них сталкиваются с проблемой регистрации (минимум на год) по месту жительства. Сейчас ФМС подготовлен ряд документов, направленных на то, чтобы, с одной стороны, трудовые права мигрантов из этой категории были защищены, а с другой - чтобы российский рынок труда не получил дополнительной нагрузки.

Порядок действий при получении патента

При въезде в РФ иммигрант должен в миграционной карте в графе «Цель приезда» указать слово «работа». При указании другой цели патент ему не дадут. По прибытии на место работы выполняются следующие процедуры:

  • постановка на миграционный учет в местном отделении ФМС;
  • медкомиссия в составе 4 врачей: инфекциониста (особое внимание уделяется ВИЧ-инфекции), нарколога, фтизиатра и дерматолога;
  • покупка полиса медстрахования (или заключение договора с медучреждением);
  • получение ИНН;
  • экзамен для трудовых мигрантов по русскому языку, истории и основам законодательства РФ;
  • уплата ежемесячного авансового платежа;
  • оформление патента.

Все эти мероприятия необходимо выполнить за месяц с момента прибытия на место проживания и работы, иначе патент не получить.

Граждан Беларуси, Казахстана, Армении, а также лиц, имеющих удостоверения на ВУ в России или РВП, оформляют на работу так же, как и россиян.

Затраты на получение патента

Патент для трудовых мигрантов в этом году обойдется его получателям в 1568 руб. в месяц, при этом разрешены региональные надбавки к этой сумме. Так, для Москвы ежемесячный авансовый платеж равен 4000 руб. в 2015 году.

К этому нужно добавить еще и стоимость услуг. Полный их комплекс в Москве оказывает Единый миграционный центр, расположенный в деревне Сахарово, в 60 км от МКАДа. Медкомиссия здесь стоит 3300 руб., экзамен для трудовых мигрантов обойдется в 4900 руб. Можно пройти медкомиссию и в Москве (для этого аккредитовано 40 медучреждений), а также купить в страховой компании полис медстрахования, но все это можно сделать прямо в Сахарово за 14 000 руб., включая и первый платеж за патент.

Как сдают экзамен трудовые мигранты?

Тестирование трудовых мигрантов производится на ПК. Перед его началом экзаменующиеся заполняют от руки бланки анкет с личными данными. Сам тест на знание русского языка, основ истории и законов РФ включает несколько разделов.

Сначала экзаменующийся должен назвать экзаменатору предметы, изображенные на картинках на экране монитора. В следующем тесте нужно закончить фразу, например, «Сегодня на улице холодно» одним из следующих фрагментов: «Не забудь свой паспорт», «Одевайся теплее», «Купи, пожалуйста, продукты».

Затем письменно ответить на вопросы о том, кто сегодня президент России, как называется столица России, какой документ удостоверяет личность и т. п.

Экзамен считается сданным, если набрано не менее 50 баллов из 100 возможных по всем трем частям теста: языку, истории, праву. Если не удается сдать с первого раза, то можно пересдавать неограниченное число раз в течение месячного срока первичного пребывания в РФ. Бывает и так, что претенденту на работу в России приходится сдавать экзамен по три раза.

По свидетельствам сотрудников специализированных центров сдачи таких экзаменов, русский язык для трудовых мигрантов зачастую является проблемой, хотя в процессе общения с работодателями они объясняются довольно связно. Бывают случаи, когда этот тест пересдают по несколько раз.

Китайцы могут русский не изучать?

Трудовые мигранты в России, которые прибыли на срок до года, скоро не будут обязаны сдавать вышеупомянутый экзамен. По словам Бориса Титова, являющегося уполномоченным при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, сказанным им корреспонденту ТАСС во время российско-китайского форума "Большие возможности малого и среднего бизнеса", на Дальнем Востоке много объектов строят вахтовые бригады китайских рабочих, приезжающие на календарный квартал. Нереально требовать от них знаний русского языка и истории России. Сейчас ФМС занята разработкой предложений по внесению соответствующих изменений в миграционное законодательство.

Что происходит на рынке труда

С начала года этот рынок сильно лихорадит. Из-за снижения курса рубля, ужесточения иммиграционного контроля и введения патентов на трудовую деятельность в начале текущего года численность въезжающих в Россию иностранцев была меньше на 70% по отношению к прошлому году. Российские регионы освобождаются от трудовых мигрантов. Начался строительный и туристический сезон, прошла посевная - и во всех этих сферах не хватало рабочих рук. С начала декабря прошлого года логистические и клининговые компании, традиционно нанимающие мигрантов, ощущают нехватку персонала.

Среди причин называют трудности с оплатой стоимости необходимых для получения патентов документов, а без него работодатели не нанимают сотрудников. Кроме того, определенные трудности у мигрантов из Средней Азии вызывает и сдача экзаменов.

ФМС России недавно (в мае) обнародовала данные по численности находящихся в РФ иностранцев. Сегодня в стране пребывают свыше 2,1 млн граждан Узбекистана, почти 1 млн таджиков, 0,6 млн граждан Казахстана, полмиллиона граждан Кыргызстана. Всего жителей Средней Азии находилось на начало мая в РФ более 4,2 млн человек. В то же время в России находится 2,5 млн украинских граждан.

Всего же, по словам директора ФМС, сказанным им на встрече с Президентом РФ 6 мая 2015 г., в России находится до 12,5 млн иностранцев, причем ФМС фиксирует некоторое снижение их числа.

И происходит это не из-за сокращения въезда, а путем увеличения выезда, т. е. принятые властями меры экономического регулирования процессов иммиграции работают.

Уедут ли домой мигранты?

Около миллиона иностранцев уехали из России в конце 2014 г., и ряд экспертов считает это началом стойкой тенденции по сокращению их численности в нашей стране. По их мнению, до середины 2016 г. произойдет ещё больший отток, т. к. менее половины из тех, кто получит патент в текущем году, продлят его на следующий год. Останутся лишь имеющие РВП или ВУ.

Однако, по мнению других аналитиков рынка труда, отток иностранцев был сезонным, и ближе к лету их численность восстановится. По сути, мигрантам больше некуда ехать на заработки, кроме России. По этим оценкам рынок может ощутить лишь эпизодичную нехватку рабочей силы, а общее сокращение числа трудовых мигрантов не превысит 10–15%. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть на длинные очереди из покупающих патенты в подмосковном Сахарово.

Некоторые эксперты высказывают мнение, что россияне заменят мигрантов на освобождающихся рабочих местах, как это уже наблюдается в Центральной России. Однако при этом возрастет и стоимость рабочей силы в целом, а значит, повысится и себестоимость производимой продукции. Как здесь не вспомнить опыт американского бизнеса, перенесшего свои основные производства (кроме оборонных) в 80-е годы прошлого столетия в Китай и страны ЮВА. Целью этой политики как раз и было снижение себестоимости производства за счет более низкой оплаты труда.

Хотя сегодня почти втрое сократилось количество легальных мигрантов, их общая численность сохраняется. Эксперты предполагают, что россияне могут занять часть освободившихся рабочих мест. Сейчас, в силу спада экономики, потребность в рабочей силе в России уменьшилась по сравнению с предыдущими годами. И в производственных компаниях всё больше освобождающихся мест занимают россияне. Итоги января-февраля текущего года отчетливо подтвердили эту тенденцию. Но рабочих рук всё равно недостаточно. Часть вакансий занимают граждане Украины, всё активнее интересующиеся возможностями российского рынка труда, тем более что для них сдача экзаменов не представляет особых трудностей.

При этом сферы ЖКХ и услуг, которые в прежние годы стимулировала трудовая деятельность мигрантов, будут испытывать дефицит рабочих рук. Так, эксперимент, ставящий целью привлечь россиян на места дворников, провалился. В его начале по стране было 4 тыс. подобных вакансий, а сейчас их уже 8 тыс.