Какова роль Конституции РФ как источника экологического права? Роль и функции конституции в современном мире.

Конституция (от лат. constitutio - установление) - особый юридический документ, основной закон государства, обладающий высшей юридической силой.

Первые представления о конституции разрабатывались еще в Древней Греции (в частности, Аристотелем) и были связаны, в основном, с вопросами о рациональном устройстве государственной власти в соответствии с понятиями демократии и справедливости. Самые ранние конституционные акты или конституции в современном смысле этого слова появились в XVII-XVIII вв. в США и Европе, когда идеи эпохи Просвещения о высшей ценности личных прав и свобод гражданина логично вылились в представления о необходимости ограничения абсолютной власти и подчинения «государственного Левиафана» неким заданным правилам. Совокупность этих воззрений лежит в основе философской и политической концепции конституционализма.

Первая писаная Конституция появилась в 1787 г. в США. 3 мая 1791 г. была принята Конституция Польши (считается старейшей в Европе), а в сентябре 1791 г. - Конституция Франции.

В России первая Конституция вступила в силу 23 апреля 1906 году, будучи октроированной императором Николаем II. Но писаные конституционные проекты появились в тот же период, что в США и Европе, - в последней четверти XVIII века. Известен, например, конституционный проект графа Никиты Ивановича Панина, переданный после его смерти императору Павлу I (годы правления - 1796- 1801).

В настоящее время в мире действует около 200 конституций государств и примерно 300 конституций (уставов) субъектов федераций и автономных образований. Лиссабонский договор (заменил не вступившую в силу Конституцию Европейского Союза) утвердили 28 государств - членов Европейского Союза.

Писаных конституций нет в Великобритании, Новой Зеландии, где действуют судебный прецедент, правовой обычай и отдельные нормативные акты (часто в судебной интерпретации), а также в Израиле, чья фактическая конституция основана на Декларации независимости, корпусе Основных и иных законов государства, тех же судебных прецедентах и т.н. «ценностях наследия еврейского народа».

Для юриста в общем виде смысл и значение конституции определяется следующими ее функциями:

Учредительная Регулятивная функция - конституция является основным источником права, содержащим исходные начала для всей правовой системы и непосредственно регулирует основополагающие государственно-правовые отношения.

Охранительная функция - конституционные нормы направлены на защиту основ конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина.

Целеполагающая функция - заключается в закреплении Основным законом стратегических целей и задач развития общества и государства, моделей желаемого будущего.

Конституция, несомненно, обладает мощным идеологическим потенциалом и оказывает самое непосредственное влияние на духовную жизнь общества путем распространения и утверждения определенных политических и правовых идей, представлений и ценностей, является основой идеологической самоидентификации государства, что имеет большое значение для его позиционирования на международной арене и внутри страны.

Правоведы также различают конституцию юридическую и фактическую.

Юридическая конституция - это должный, установленный принципами и нормами действующей конституцией порядок.

Фактическая конституция - это реально существующая система общественных отношений и институтов, «материализованный» Основной закон.

В случае, когда наблюдается сильный разрыв, дисбаланс фактической и юридической конституции, говорят о конституционном кризисе, который означает невозможность дальнейшего нормального функционирования конституционной системы без радикального изменения и обновления всех ее институций. Выходом в такой ситуации является создание новой конституционной системы, основой которой должен стать обновленный Основной закон, способный привести в соответствие юридическую и фактическую конституции, прекратить дестабилизацию и разрушение общества.

Несмотря на то, что политические и социально-экономические реформы начались в России более двух десятилетий назад, масштабная трансформация еще далеко не завершена. Более того, наступил новый этап модернизации страны. Поскольку речь идет о глубоком изменении самих принципов, на которых основывается устройство государства и общества, то конституционное право сегодня, как и в конце 1980-х - начале 1990-х годов, объективно оказывается на переднем крае общественно-политических процессов современности.

Литература:

  1. Глущенко П. П. Конституционное право России; Питер - Москва, 2013. - 320 c.
  2. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран: Учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2001. - 622 с.

Конституция Российской Федерации - основной источник земельного права. Именно в Конституции РФ определены основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, в том числе и в сфере земельных отношений, федеративное устройство, органы государственной власти, их компетенция и др. В Конституции содержатся главные, основополагающие принципы, определяющие цели, методы и формы правового регулирования земельных отношений в нашей стране.

В ст. 2 Конституции определено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Каждый, согласно ст. 42 Конституции, имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Земля и другие природные ресурсы, как это предусмотрено ст. 9 Конституции, используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Указанные природные объекты могут находиться, согласно данной статье, в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природным ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Предусмотрено также (ст. 36), что условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.

Важное значение для правового регулирования земельных отношений имеют и конституционные положения, касающиеся определения компетенции Российской Федерации и ее субъектов. Так, в п. «д» ст. 72 предусмотрено, что в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находятся: природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры.

Установлено также, что по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. При наличии таких противоречий действует Федеральный закон, принятый в полном соответствии с Конституцией Российской Федерации. В случае же противоречия между Федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, изданным по вопросам вне пределов ведения Российской Федерации или совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации.



Какова роль федеральных законов в регулировании земельных отношений?

Определяющую роль в регулировании земельных отношений играют федеральные законы - акты высшей юридической силы, распространяющиеся, как правило, на всю территорию Российской Федерации. Основополагающим является Земельный кодекс РСФСР , представляющий собой систематизированный свод норм права, регулирующих земельные отношения в нашей стране. Однако, принятый в самом начале земельной реформы, он уже в значительной мере устарел. Многие его статьи признаны Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. «О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации» недействующими (ст. 2-23, 30-32 и др.). В этой связи возникла острая необходимость восполнения образовавшихся пробелов в правовом регулировании земельных отношений путем принятия нового Земельного кодекса Российской Федерации. Однако устранить этот недостаток земельного законодательства и восполнить образовавшийся в нем существенный пробел не удается до настоящего времени из-за противостояния различных ветвей государственной власти, в основном по вопросу купли-продажи земли.

Помимо Земельного кодекса РСФСР, в данной сфере действует много других федеральных законов, регулирующие те или иные сферы земельных отношений. Таков, например, Закон РСФСР от 11 октября 1991 г. «О плате за землю» , привлекший, пожалуй, наибольшее внимание наших законодателей. В него систематически вносятся те или иные поправки, изменения, дополнения, связанные главным образом с изменением ставок земельного налога, уточнением и изменением льготных категорий налогоплательщиков.



Важное и принципиальное значение для регулирования земельных отношений имеет также Закон Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. «О праве граждан Российской Федерации на получение в частную собственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства» , расставивший все точки над « i » в вопросах права частной собственности и купли-продажи указанных категорий земель.

Принципиальное значение для регулирования земельных отношений имеет и Постановление Съезда народных депутатов РСФСР от 3 декабря 1990 г. «О программе возрождения российской деревни и развитии агропромышленного комплекса», заложившего законодательные основы земельных и аграрных преобразований в современной российской деревне, а также Закон РСФСР от 22 ноября 1990 г. «О крестьянской (фермерском) хозяйстве» , положивший начало земельным преобразованиям в колхозно-совхозной системе и формированию нового типа землепользователя - крестьянина-фермера.

Правовые основы деятельности в области мелиорации земель, определении полномочий органов государственной власти и местного самоуправления, а также права и обязанности граждан и юридических лиц в данной сфере установлены Федеральным законом от 10 января 1996 г. « О мелиорации земель ». Мелиорация земель, говорится в ст. 1 Закона, осуществляется в целях повышения продуктивности и устойчивости земледелия, обеспечения гарантированного производства сельскохозяйственной продукции на основе сохранения и повышения плодородия земель, а также создания необходимых условий для вовлечения в сельскохозяйственный оборот неиспользуемых и малопродуктивных земель и формирования рациональной структуры земельных угодий.

Федеральным законам от 21 июля 1997 г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество а сделок с ним» определены порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество, в том числе на земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все объекты, которые связаны с землей так, что их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, а также ограничения (обременения), то есть установленные законом или уполномоченными органами в предусмотренном законом порядке условия запрещении, стесняющих правообладателя при осуществлении права собственности либо иных вещных прав на конкретный объект недвижимого имущества (сервитут, ипотека и др.).

Законам РФ от 16 июля 1998 г. «Об ипотеке (залоге недвижимости)» определен порядок залога недвижимости, а также законодательные основы правового регулирования общественных отношений в данной сфере.

Важное значение имеетФедеральный закон от 16 июля 1998 г. «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», которым определены полномочия органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, органов местного самоуправления, а также права и обязанности собственников, владельцев, пользователей, в том числе арендаторов земельных участков, в области обеспечения плодородия данной категории земель.

Федеральным законом от 2 января 2000 г. «О государственном земельном кадастре» урегулированы отношения, возникающие при осуществлении деятельности по ведению государственного земельного кадастра и при использовании его сведений.

Конституция РФ - основной источник экологического права.

Именно в Конституции РФ определены основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, в том числе и в сфере экологических отношений, федеративное устройство гос-ва, органы гос-венной власти, их компетенция и др.

В Конституции содержатся основополагающие принципы, определяющие цели, порядок, методы и нормы правового регулирования экологических отношений в нашей стране.

Статья 2 Конституции провозглашает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность гос-ва. Каждый, согласно ст.42, имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Земля и другие природные ресурсы, говорится в ст.9 Конституции, используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, при этом указанные природные объекты могут находиться в частной, гос-венной, муниципальной и иных формах собственности. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природным ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. В Конституции РФ также закреплено (ст. 36), что условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.

Важное значение для правового регулирования экологических отношений имеют и конституционные положения, касающиеся разграничения компетенции федеральных органов гос-венной власти и органов гос-венной власти субъектов РФ Так, п. «д» ст.72 предусмотрено, что в совместном ведении РФ и ее субъекта находятся природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории, охрана памятников истории и культуры.

Установлено также, что по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам. При наличии таких противоречий действует федеральный закон, принятый в полном соответствии с Конституцией РФ В случае же противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта РФ изданным по вопросам вне пределов ведения РФ или совместного ведения РФ и ее субъектов, действует нормативный правовой акт субъекта РФ.

Конституция Российской Федерации - основной источник экологического права. Именно в Конституции РФ определены основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, в том числе и в сфере экологических отношений, федеративное устройство государства, органы государственной власти, их компетенция и др. В Конституции содержатся основополагающие принципы, определяющие цели, порядок, методы и нормы правового регулирования экологических отношений в нашей стране.
В статье 2 Конституции определено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Каждый, согласно статье 42, имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Земля и другие природные ресурсы, как это предусмотрено статьей 9 Конституции, используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, при этом указанные природные объекты могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природным ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Предусмотрено также (ст. 36), что условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
Важное значение для правового регулирования экологических отношений имеют и конституционные положения, касающиеся разграничения компетенции федеральных органов государственной власти и субъектов Российской Федерации. Так, в статье 72 п. «д» предусмотрено, что в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находятся природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории, охрана памятников истории и культуры.
Установлено также, что по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. При наличии таких противоречий действует федеральный закон, принятый в полном соответствии с Конституцией Российской Федерации. В случае же противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, изданным по вопросам вне пределов ведения Российской Федерации или совместного ведения РФ и ее субъектов, действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации.

Слово "Конституция" пришло к нам из Древнего Рима периода республики. В переводе с латинского оно означает "установление". Со временем его значение менялось.
В современных языках слово "Конституция" понимается как Основной Закон страны. Первая конституция в мировой истории была принята в США в 1887 году, а потом этот опыт стали применять и другие страны, выбравшие путь демократии.
В России Основной Закон появился впервые в 1918 году, в начале советского периода истории. По причине того, что это время ознаменовано построением тоталитарного государства, Конституция нашей страны носила формальный характер, довольно часто менялась. Высокие слова о свободе, равенстве людей оставались только на бумаге. События 30-50 годов прошлого века, когда осуществлялись массовые репрессии, - яркое тому подтверждение.
После распада СССР и рождения новой суверенной России 12 декабря 1993 года в ходе референдума была принята Конституция РФ. Приближается ее 20-летний юбилей. Для истории двадцать лет - срок небольшой. Тем не менее есть повод поразмышлять над вопросами: какова роль Конституции 1993 года в жизни нашего общества, жизни любого человека? Каково наше отношение к Основному Закону страны? Насколько этот государственный документ, обладающий высшей юридической силой, будет стабилен?
За годы, прошедшие с момента принятия Конституции РФ, юристы, политологи, представители различных политических сил находят в действующем Основном Законе страны много недостатков, например, дисбаланс в отношениях трех ветвей власти, где Президент РФ обладает некоторыми преимуществами над законодательной властью. С этими замечаниями нельзя не согласиться.
Много нареканий возникает у россиян по поводу соблюдения прав человека, правомерности действий государственных структур, особенно правоохранительных органов. Новости об "оборотнях в погонах", многочисленных коррупционных скандалах в высших эшелонах власти подрывают веру рядовых граждан в справедливость, законность и в целом доверие к государству. Все это наша реальность.
Но мне хотелось бы посмотреть на все происходящее с другой стороны. В силу своей профессиональной деятельности я постоянно общаюсь с молодежью, которая в основе своей - замечательная. На уроках вместе обсуждаем проблемы, которые присутствуют в нашей жизни. У молодых есть прекрасное качество - обостренное чувство справедливости. В диалогах со школьниками мы едины в понимании незрелости правового государства в России, а также гражданского общества. Ребята акцентируют внимание на том, что в нашем обществе по-прежнему процветают правовой нигилизм, низкая правовая культура. Многие россияне не имеют представления о содержании Конституции, никогда не проявляли желания ее изучить, не задумывались о ее роли и значении в нашей жизни. Это не голословные обвинения, а результаты социологических опросов, которые старшеклассники проводят.
Мне, как педагогу, отрадно отметить тот факт, что в последние годы в системе образования наметилось улучшение правового воспитания школьников. В курсе обществознания блок "Право" занимает достойное место. Профилизация обучения на старшей ступени (10-11 классы) позволяет ввести в программу социально-экономического профиля курс "Правоведение", где целый раздел посвящен изучению Конституции РФ. Когда мы обсуждаем вопрос о роли Основного Закона нашей страны, то ребята ответственно заявляют, что принятие Конституции в 1993 году спасло нашу страну от хаоса, гражданской войны, о чем свидетельствовали события начала октября 1993 года. Отсутствие правового поля, Основного Закона новой суверенной России и привело к тем трагическим событиям.
Старшеклассники видят большую роль Конституции РФ 1993 года и в том, что, обладая высшей юридической силой, она придает новое качество законам, представленных в других отраслях права, которые должны соответствовать Основному Закону страны, не нарушать права человека. Важно отметить и то, что Конституция современной России - залог стабильности нашего общества.
Хочется верить, что год от года уважение к Основному Закону будет расти, что содержание его будет качественно меняться через систему поправок, опираясь на лучший мировой опыт. Уверенность в стабильности Конституции придают заявления Президента РФ В.В. Путина, который убежден в отсутствии какой бы то ни было необходимости в изменении ныне действующей Конституции Российской Федерации.
В нашей школе юбилейная дата будет отмечена интересными мероприятиями. Пройдут классные часы, посвященные Основному Закону страны. Будут организованы конкурсы стенных газет, сочинений, эссе, дебаты. Привлечение внимания школьников к изучению Основного Закона, воспитание уважения к нему - это важное, ответственное общегосударственное дело.