Если не остановился по требованию полиции. Когда можно не тормозить по требованию сотрудника дпс

Во-первых, перед тем, как выяснять, что будет за неостановку по требованию инспектора ДПС, давайте выясним, что обязывает Вас остановиться по первому взмаху жезла блюстителя закона. Здесь всё достаточно просто: по данным, актуальным на 2017 год, есть в ПДД соответствующий пункт - 2.4:

2.4. Право остановки транспортных средств предоставлено регулировщикам , а грузовых автомобилей и автобусов, осуществляющих международные автомобильные перевозки, в специально обозначенных дорожным знаком 7.14 контрольных пунктах - также работникам Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.

Как видим, остановить нас может регулировщик, а регулировщик - это любой сотрудник полиции - это следует из определения соответствующего понятия в п. 1.2 тех же Правил дорожного движения:

"Регулировщик" - лицо, наделённое в установленном порядке полномочиями по регулированию дорожного движения с помощью сигналов, установленных Правилами, и непосредственно осуществляющее указанное регулирование. Регулировщик должен быть в форменной одежде и (или) иметь отличительный знак и экипировку. К регулировщикам относятся сотрудники полиции и военной автомобильной инспекции, а также работники дорожно-эксплуатационных служб, дежурные на железнодорожных переездах и паромных переправах при исполнении ими своих должностных обязанностей.

Это, кстати, ответ на не менее распространённый вопрос - имеет ли право останавливать автомобиль сотрудник ППС - обычный полицейский. Да, имеет, ведь он является сотрудником полиции (и, конечно же, он также обязан предъявить по первому требованию того, к кому он обращается, своё служебное удостоверение, чтобы, собственно, доказать, что он полицейский.

Итак, мы выяснили, что останавливать нас имеет право любой сотрудник полиции, в том числе инспектор ДПС, который и является полицейским. А вот что будет, если не остановиться по требованию инспектора ДПС? И здесь тоже всё просто: есть два варианта сиюминутного развития событий: либо будет погоня, либо таковой не будет. И первый вариант развития сюжета очень опасен - если у инспектора есть ориентировка на угнанный автомобиль, похожий на Ваш или любая другая ориентировка, то он имеет полное право применять специальные технические средства. Да-да, стрелять, по колёсам, а может и не по колёсам, а может и не попасть по колёсам, а попортить лако-красочное покрытие . При поимке в погоне возможных вариантов становится больше: вообще специальная норма наказания предусматривает совсем нестрогое наказание за неостановку по требованию сотрудника ГИБДД - статья 12.25, часть 2:

Невыполнение законного требования сотрудника полиции или должностного лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере транспорта, об остановке транспортного средства, влечёт наложение административного штрафа в размере от пятисот до восьмисот рублей .

Но "по беспределу" может быть что угодно: от притянутой статьи 19.3, части первой, которая за неповиновение законному требованию сотруднику полиции предусматривает как максимальное наказание арест до 15 суток. Но на самом деле статья 19.3 неприменима по той простой причине, что вышеупомянутая 12.25 является более частной, а две статьи за одно нарушение применять нельзя (статья 4.1, часть 5 КоАП). Более того, можно получить за попытку скрыться и по почкам, но это уже совсем другая история, которую нельзя не иметь в виду, предпринимая попытку не остановиться по требованию ИДПС.

В том же случае, если сотрудники ДПС за Вами не погнались, риск быть наказанным за неостановку по требованию полиции вообще становится минимальным. Но скорее всего Вас остановят на ближайшем посту или просто ближайший увидевший Вас экипаж ДПС, и с каждым разом риск погони только увеличивается.

Ну, допустим, Вы не остановились по требованию инспектора и благополучно доехали до дома. В этом случае, скорее всего, остаётся только риск применения статьи 12.25 с 500-800 рублей. Вам на почту придёт предложение явиться в отделение ГИБДД для рассмотрения допущенного Вами нарушения. Реагировать на это предложение или нет - дело добровольное. В случае неявки дело рассмотрят без Вас и вынесут соответствующее постановление, которое также вышлют заказным письмом по почте по месту регистрации.

Но Вы можете ещё и оспорить такое постановление за неостановку по требованию полиции или явиться на разбор в отделение ГИБДД для оспаривания. Дело в том, что есть ещё и регламент, предназначенный для полицейского, который обязывает его соблюдать определённые правила - это Административный регламент МВД , вводимый Приказом №185, в частности, пункт 22 (актуально на 2017 год:

22. Сигналы сотрудника участникам дорожного движения должны подаваться чётко и быть понятными для участников дорожного движения .


Таким образом, если Вы докажете (увы, но презумпция невиновности у нас работает довольно странным образом, поэтому доказывать невиновность здесь приходится водителю), что сигнал сотрудника ДПС Вам был непонятен:

  • Он выбежал для остановки слишком поздно и попросту не успел добежать до дороги, чтобы его увидели.
  • Было непонятно, на какой именно автомобиль указывал инспектор и какой пытался остановить.
  • У Вас имеется запись регистратора или свидетели, которые докажут нерасходящимися показаниями вышеуказанное.
  • Жест остановки был подан с нарушением (выдержка из тех же ПДД: "Требование об остановке транспортного средства подаётся с помощью громкоговорящего устройства или жестом руки, направленной на транспортное средство . Водитель должен остановиться в указанном ему месте. ")
  • Дело происходило ночью, жезл инспектора не светился или сам инспектор был одет не в светоотражающую форму.

И тому подобное.

Система дорожного движения регулируется не только нормативным документом в виде ПДД, но и работой сотрудников ГИБДД. Вследствие этого на любой дороге можно встретить инспектора, который может проводить плановую проверку. Если водителю представитель дорожной полиции приказывает остановиться, то подчинение обязательно. В противном случае это будет грубым нарушением и повлечет за собой штрафные санкции для автовладельца.

Какой штраф положен за невыполнение остановки по первому требованию

Величина ответственности и применяемые к нарушению меры наказания постоянно меняются. В том числе, идет ужесточение данных условий, которое практически пропорционально росту количества машин и количества нарушителей. Поэтому, чтобы быть в курсе всех нюансов, следует стабильно проверять хотя бы ежегодные изменения в ПДД и КоАП.

На данный момент, если инспектор подает вам сигнал об остановке в указанном месте, а вы не подчинились, то вам могут показать второй раз . Если и это не возымело должного эффекта, то за вами начнется преследование, после которого ваше ТС будет остановлено насильно. Только в этом случае будет иметь место нарушение пункта 6.11 ПДД. Ответственность за нарушение регламента подробно указана в статье 12.25 КоАП, пункт 2 . Величина штрафа составляет от 500 до 800 рублей , причем какую сумму вам придется заплатить в конечном счете решает именно сотрудник ГИБДД. Естественно, не выходя за рамки указанного коридора.

Остановку вашего транспортного средства могут потребовать не только инспектора ГАИ, но и просто полицейские или другие представители власти, имеющие соответствующие полномочия. Например, военный или сотрудник органа уголовно-исполнительной системы. В этом случае неподчинение их приказу будет караться штрафом в размере от 500 до 1000 рублей . Данное наказание прописано в статье 19.3 ч. 1 КоАП РФ .

К чему может привести игнорирование сигнала инспектора

Здесь стоит четко разграничить ситуации. Начнем с той, когда водитель просто не мог увидеть, что ему подали сигнал об остановке. Например, совершал сложный маневр. В этом случае ему не будет грозить ничего серьезного, поскольку он может увидеть повторный сигнал.

Другое дело, если требование было намеренно проигнорировано. В этом случае сотрудник ГАИ имеет полное право на преследование, в конце которого нарушитель все равно будет вынужден остановиться. При этом могут быть предприняты следующие меры для задержания движения требуемого авто:

Все эти меры допустимы в соответствии с ФЗ «О полиции» и статьей 72 регламента ГИБДД.

Когда причины отказа от остановки объективны

Законодательно выделяются два основных случая, при которых подразумевается, что водитель совершил нарушение непреднамеренно.

  • Водитель не стал останавливаться, поскольку получил сигнал об остановке на малоосвещенном участке от лица, отдаленно напоминающего инспектора дорожной полиции . Это связано со случаями мошенничества и бандитизма, при которых останавливать машины могут в злоумышленных целях. При такой ситуации водители предпочитают заплатить штраф, чем стать жертвой преступников. И, опять же, не лишним будет потребовать предъявить удостоверение и значок. Сотрудники ГИБДД обязаны делать это по первому требованию водителей.

Как инспектор обязан тормозить водителя

Данная процедура четко регламентирована для каждого сотрудника ГАИ. Здесь также имеет место пункт 6.11 ПДД, в котором указано, что инспектор должен воспользоваться громкоговорящим устройством или жестами, чтобы выделить необходимую машину, а затем указать водителю место, в котором следует остановиться. Чтобы добиться большей эффективности, можно пользоваться полосатым жезлом или светоотражающим диском красного цвета. Также возможно использование свистка или иных звуковых или световых сигналов.

Несмотря на то, что остановить вас могут в любой момент, вероятность встречи с инспектором достаточно мала. Но это при условии, что вы соблюдаете ПДД и не совершаете неправомерных действий на дороге. В основном, если вы относитесь к числу добросовестных водителей, встреч с сотрудниками дорожной полиции вам можно не опасаться.

Участникам дорожного движения хорошо известно правило останавливаться по сигналу инспектора дорожной полиции В противном случае предусмотрено наказание за неостановку по требованию сотрудника ДПС. Однако бывает, что водитель не смог вовремя отреагировать на останавливающий знак и продолжил движение. Подобная ситуация может развиваться в нескольких вариантах.

Перед выяснением ответа на вопрос, что будет, если убежать от ДПС в 2016 году, предлагается рассмотреть ситуации по регламенту остановки автомобиля. Согласно действующим правовым нормам, инспектор ГИБДД не должен останавливать автомобиль без необходимости. Другими словами, банальная проверка документов – не причина для остановки. Процедура по такому варианту возможна лишь в 2 случаях:

  • документы проверяются стационарными постами ДПС;
  • документы проверяются в рамках спецмероприятий.

Помимо этих двух случаев, Административным регламентом ГИБДД (п. 63) обозначены другие основания для остановки автомобиля. Основными являются:

  • установленные признаки нарушения ПДД;
  • имеющиеся свидетельства причастности транспортного средства (водителя или пассажиров) к совершенным ДТП, административным правонарушениям или преступлениям;
  • наличие информации об использовании автомобиля в незаконных целях или о розыске транспортного средства;
  • необходимость привлечения участников движения к выяснению обстоятельств ДТП;
  • необходимость использовать транспортное средство сотрудниками ГИБДД или привлечения водителя по оказанию помощи пострадавшим в ДТП.

Каждый водитель обязан знать описанные в Правилах дорожного движения сигналы регулировщика. В случае необходимости сотрудник ГИБДД останавливает транспортное средство одним из таких способов:

  • используя громкоговорящее устройство;
  • выделяя машину жестом и указывая место ее остановки;
  • подавая жест рукой, полосатым жезлом, светоотражающим диском (возвращающим красный цвет);
  • привлекая внимание водителя или других фигурантов дорожного движения свистком и специальными светозвуковыми сигналами.

Добропорядочный водитель, заметив один из подобных сигналов, должен понимать, что особых неприятностей встреча с сотрудниками ГИБДД не принесет. Поэтому его нормальная и естественная реакция – выполнение требований инспектора.

Что будет, если водитель уехал от ДПС? Скорее всего, ее сотрудниками будут приняты меры для задержания.

Меры по задержанию

Понятия «остановка» и «задержание» принципиально отличаются друг от друга по смыслу и по порядку применения.

Задержание – следующий этап после невыполнения требований инспектора остановиться.

Если водитель проигнорировал сигнал сотрудника ГИБДД и не остановился, то формально им совершено административное нарушение. В таком случае регламентирующие документы предоставляют право на задержание – кратковременное ограничение свободы для физического лица.

Главным основанием для такой меры становится необходимость более детального рассмотрения обстоятельств по административному правонарушению: инспектор имеет право и должен выяснить, почему водитель предпочел скрыться. По результатам задержания определяется, что будет, если скрылся от ДПС.

Меры по задержанию чаще всего сводятся к следующему:

  • информация передается другим сотрудникам ГИБДД, которые используют различные способы для того, чтобы остановить транспортное средство;
  • преследование автомобиля, водитель которого проигнорировал требование инспектора об остановке; эта процедура может начаться предупреждением по громкоговорителю и закончиться применением сотрудниками ГИБДД огнестрельного оружия.

Задержание (ограничение свободы) может длиться от 3 часов до 2 суток. Сроки исчисляются от момента доставки задержанного водителя в специальное учреждение или отведенное помещение. Оборудуются таковые в отделениях МВД. Если же водитель был задержан в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, то срок ограничения свободы исчисляется с момента вытрезвления.

Наказание

В случаях неостановки предусмотрено наказание за неподчинение сотрудникам ДПС. В таких случаях инспектор составляет стандартный протокол, которым подтверждается совершенное административное правонарушение. Тогда взыскание за игнорирование требований сотрудника инспекции может колебаться в пределах 500–800 руб.

Конкретная сумма штрафа зависит:

  • от причин, по которым инспектор останавливал транспортное средство;
  • объяснений водителя по поводу неостановки;
  • дополнительно установленных обстоятельств.

Детализацию возможных денежных взысканий содержит . По ней можно сориентироваться в том, что будет, если «угнал» от ДПС. Окончательное право по выбору размера штрафа исключительно в указанных пределах остается за сотрудником ГИБДД.

Как избежать штрафа

Если дело дошло до того, что за неостановку по требованию сотрудника ГИБДД оформлено постановление, можно воспользоваться правом на оспаривание. Продуктивнее всего строить доказательства, которые оправдывают водителя, на неоднозначности сигналов регулировщика. Защитные положения можно строить приблизительно так:

  • сотрудник ДПС несвоевременно подал знак для остановки;
  • по жесту регулировщика трудно было определить, какой автомобиль он останавливал;
  • жест на остановку подавался нечетко и не сопровождался громкоговорящим устройством или светоотражающим диском;
  • событие происходило в условиях плохой видимости, что помешало различить жесты сотрудника ГИБДД;
  • имеются данные видеорегистратора или согласованные показания свидетелей по происшествию;
  • остановка могла привести к нарушению ПДД или созданию аварийной ситуации.

Подобные аргументы могут убедить в том, что водитель допустил неумышленное административное правонарушение, тогда штраф за неподчинение сотруднику ГИБДД «нарушителю» грозить не будет.

Вас остановил сотрудник ГИБДД вне поста ДПС: Видео

Основной обязанностью сотрудников ГИБДД является обеспечение порядка на дороге и наказание тех участников дорожного движения, которые этот порядок нарушают. В связи с этим дорожный инспектор вправе останавливать водителей для проверки их документов или при подозрении, что они нарушают Правила дорожного движения. В случае неподчинения сотруднику ГИБДД в этом требовании водитель может быть наказан. Возможные меры и основания для их применения стоит рассмотреть более подробно.

Не остановился по требованию сотрудника ГИБДД

Меры наказания для водителя, который не остановился по требованию сотрудника ГИБДД, зависят от ситуации. Если игнорирование требований автоинспектора произошло ненамеренно (например, водитель не заметил сигнала или не мог остановиться по объективным причинам), чаще всего его ожидает только штраф .

Останавливать водителя имеет право не только инспектор ГИБДД, но и обычный полицейский и некоторые другие обозначенные в законе представители власти. Важным условием при этом является то, что они должны находиться при исполнении своих служебных обязанностей.

Размер штрафа также зависит от конкретного вида нарушения, а именно:

1. От 500 до 800 руб . Такой размер штрафа будет наложен на водителя, если он не остановится по требованию следующих лиц:

  • сотрудника полиции;
  • должностного лица федерального органа исполнительной власти, которое выполняет функции по осуществлению контроля и надзора в сфере транспорта (то есть сотрудника ГИБДД).

Данное наказание установлено ч. 2 ст. 12.25 Кодекса об административных нарушениях .

2. От 500 до 1000 руб . Этот штраф будет наложен в случае неподчинения:

  • сотруднику полиции;
  • военнослужащему;
  • сотруднику органов уголовно-исполнительной системы.

В этом случае, кроме штрафа, к нарушителю могут применить наказание в виде административного ареста на срок до 15 суток. Это установлено ч. 1 ст. 19.3 Кодекса об административных нарушениях.

Кроме угрозы наложения штрафа, автоинспектор имеет право преследовать водителя, который не остановился после специального сигнала и пытается скрыться, а также передавать данные о нем на другие посты ДПС. Принудительная остановка нарушителя может осуществляться такими способами:

  • использование специально предназначенных для этих целей средств;
  • применение огнестрельного оружия;
  • заслон проезжей части патрульными или грузовыми машинами;
  • введение временного ограничения или полного запрета движения на отдельных участках дороги.

Что касается огнестрельного оружия, то в ряде ситуаций сотрудник ГИБДД имеет право применять его, стреляя по покрышкам автомобиля нарушителя. Это может привести как к нанесению ущерба самому ТС, так и к возникновению угрозы для жизни водителя. Поэтому штраф является далеко не самым неприятным последствием неподчинения требованиям автоинспектора.

Когда отказ от остановки может быть обоснован


Неподчинение требованиям инспектора и отказ от остановки в некоторых случаях может быть вполне оправдан некоторыми внешними обстоятельствами. Вот пример нескольких ситуаций, при которых не стоит останавливаться даже после знака автоинспектора:

  1. Немедленная остановка по сигналу, поданному инспектором, может повлечь за собой опасность возникновения аварийной ситуации или нарушение Правил дорожного движения. Еще одним вариантом может быть ситуация, когда сигнал был подан слишком поздно или водитель вовремя не заметил его. В этом случае лучше не останавливаться и продолжить движение для ближайшего места, где остановка уже будет законодательно разрешена. После этого можно вернуться на пост автоинспектора и ответить на его вопросы. В такой ситуации водитель может даже избежать штрафа, если приведет объективные причины своих действий и обоснует их.
  2. Сигнал об остановке был подан на малоосвещенном участке дороги или лицом, не похожим на инспектора ГИБДД. В этом случае лучше перестраховаться, ведь даже возможное преследование или наложенный штраф не так опасны, как вероятность быть ограбленным мошенником, который выдает себя за автоинспектора.

ВАЖНО! Каждый водитель имеет право требовать от сотрудника ГИБДД предъявления документов, подтверждающих его принадлежность к правоохранительным органам.

Кроме этого, автоинспектор также должен соблюдать определенную процедуру правильного торможения водителя, которая состоит в следующем :

1. Сначала сотрудник ГИБДД должен выделить нужный ему автомобиль одним из таких способов:

  • при помощи громкоговорящего устройства;
  • жестами;
  • при помощи полосатого жезла;
  • с использованием световозвращателя красного цвета.

Помимо этого, автоинспектор также имеет право привлекать внимание участников дорожного движения свистком или другими специальными световыми или звуковыми сигналами.

2. Указать водителю место для остановки.

В случае нарушения сотрудником ГИБДД установленной процедуры торможения водитель имеет законное право не подчиняться ему и продолжать движение. Однако в этом случае ему нужно быть готовым получить постановление на уплату штрафа. В дальнейшем свою правоту придется отстаивать уже в суде, где понадобятся дополнительные доказательства его невиновности.

На дорогах появляется все больше машин, соответственно растет и число правонарушений, а . В связи с этим многих волнует вопрос: если водитель в 2016 году не остановился по требованию сотрудника ГИБДД, что грозит ему впоследствии?

По правилам, участник дорожного движения после характерного взмаха жезла и жеста, указывающего конкретное место для этого. Как известно, нарушение этого правила может быть поводом для начала преследования. Но чаще всего оно бывает весьма непродолжительным. И как только водителя останавливают, за невыполнение требования об остановке ему могут выписать административный штраф в размере 500–800 рублей (размер штрафа назначается по усмотрению инспектора).

Многое зависит от причин нарушения. Бывают случаи, когда люди действительно не замечают сигналов, поскольку в этот момент совершали маневр или просто ехали в третьем ряду и не поняли, для кого предназначался взмах жезлом. Если удастся убедить инспектора в этом, то никаких последствий, в том числе и штрафа, не будет.

Иногда инспекторы подают сигналы слишком поздно, и водители проезжают мимо, чтобы не спровоцировать серьезное нарушение ПДД. В этой ситуации самым правильным будет остановиться немного дальше, а затем вернуться к посту. В ответ на возможные обвинения можно уточнить, что неподчинение было вызвано лишь стремлением избежать аварии на дороге. Еще лучше, если подтвердить сложившуюся ситуацию могут записи с видеорегистратора или показания свидетелей.

Если водитель был заподозрен в каком-либо нарушении, а после требования остановиться еще и проехал мимо, тогда начинается самая настоящая погоня. Сотрудник полиции может связаться с другими нарядами и привлечь их для принудительной остановки автомобиля. В отдельных случаях могут быть использованы особые средства:

  • временное ограничение движения на отдельных отрезках дороги;
  • заслон из автомобилей;
  • стрельба по колесам из огнестрельного оружия.

Другие последствия

Иногда вслед за нарушителем не высылают патрульную машину: сотрудники ДПС просто сообщают на следующий пост номера автомобиля, который только что не остановился. Там его попытаются остановить еще раз и скорее всего, выпишут штраф. Хотя водитель может избежать этого, если объяснит, что на предыдущем посту знак к остановке был подан слишком нечетко.

Не стоит забывать и об изначальной причине остановки. Нередко это какие-то очевидные нарушения. К примеру, водитель ехал без номеров, и сотрудник ГИБДД намерен был оштрафовать его. В этом случае нарушение требования остановиться будет своего рода отягчающим обстоятельствам, и шансы получить максимальную меру наказания возрастают.

Если преследования не было, и на следующих постах водителя никто не пытался остановить, это не всегда означает, что ему удалось избежать наказания. Его государственный номер будет занесен в единую базу ГИБДД и может отслеживаться на протяжении долгого времени. Иногда штраф может быть вынесен и без остановки нарушителя, и тогда на почту придет соответствующее уведомление. А в случае с погоней самым неблагоприятным итогом для водителя станет наказание в виде тюремного заключения на срок до 15 суток.

Кто и как имеет право останавливать водителей?

Иногда водители не останавливаются, поскольку подающий сигналы человек не похож на обычного инспектора ГИБДД, и их осторожность вполне оправдана. Поэтому необходимо разобраться, кто имеет право на остановку. В ПДД это лицо обозначается как «регулировщик» – по сути, речь идет о любом сотруднике полиции. На нем обязательно должна быть форменная одежда и отличительный знак.

Другие правила проверки водителей сотрудниками ГИБДД тоже строго регламентированы. К примеру, патрульные машины должны размещаться так, чтобы их можно было заранее увидеть и по возможности предотвратить правонарушение. Если вслед за нарушителем выезжает экипаж ДПС, у всех автомобилей должны включиться «мигалки» и сирены. А вот размещение «засады» – нарушение уже со стороны самих сотрудников полиции, о чем водитель имеет право сообщить на следующем стационарном посту.

В ночное время инспектора ГИБДД должны проводить остановку только на хорошо освещенных отрезках дороги, имея при себе светоотражающий жезл и соответствующую одежду. Настоящие сотрудники ДПС никогда не устраивают ночных засад на слабоосвещенных участках. Поэтому если в таком неподходящем месте вдруг удается заметить светящийся жезл, останавливаться не стоит, лучше сообщить об этом в стационарный пост. Вполне вероятно, что останавливать водителей на темной дороге пытаются мошенники.