Конспект открытого занятия по правовому воспитанию в средней группе "я имею право на имя".

Цель: нравственное развитие детей.

Задачи:

— обогащать первоначальные представления детей о личных правах человека;

— продолжать развивать уважение к чувству собственного достоинства и личным правам другого человека;

— актуализировать использование полученной информации в игровой деятельности.

Оборудование: игрушка мишка, настольно-печатная игра «Правильно — неправильно», бутон, цветок из бумаги.

Воспитатель обращает внимание детей на мишку.

Мишка . Сегодня утром, когда я ехал на автобусе в детский сад, услышал, как одна женщина сказала мальчику, уступившему ей место: «Какой приятный мальчик», а когда я уже подходил к детскому саду, как пожилая женщина сказала девочкам, которые помогли перейти ей дорогу: «Какие приятные девочки!» Ребята, я хочу, чтобы про меня тоже сказали: «Какой приятный Мишка!», а что для этого нужно, я не знаю.

Воспитатель . Мишенька, сегодня на занятии мы с ребятами как раз будем говорить о том, как быть приятным другим.

Воспитатель . Приятный для других людей тот, кто считается с ними, не мешает им заниматься их любимым делом, уважает их права и свободу.

Мишка. А я тоже имею право на то, чтобы мне не мешали заниматься любимым делом?

Воспитатель . Да, Мишенька, и ты, и каждый человек рождается свободным и имеет равные права с другими людьми. Люди уважают права и свободу друг друга, не мешают заниматься любимым делом.

Мишка. Ребята, почему нужно стремиться к тому, чтобы быть приятным для других?

Дети . Тогда люди будут к тебе хорошо относиться.

Мишка. А как быть приятным для других?

Дети. Нужно радовать других, заботиться.

Воспитатель. Мишенька, поиграй с нами в игру «Правильно — неправильно», и ты узнаешь, что нужно для того, чтобы быть приятным для других.

Игра «Правильно — неправильно»

По предложению воспитателя дети помогают Мишке выбрать из предложенных картинки с изображением детей, которых можно назвать приятными, и рассказать о них.

Дети. Приятные дети аккуратные, знают вежливые слова, умеют приветливо разговаривать, не ссориться, никого не обижают, не капризничают, не кричат на других, не мешают им заниматься интересным делом.

Воспитатель . Ребята, а в нашей группе есть такие дети, кто следит за собой (умывается, чистит зубы), аккуратно ест?

Дети отвечают.

Ребята, а в нашей группе есть такие дети, кто умеет приветливо разговаривать, благодарить?

Дети отвечают.

Речевая игра «Цветок доброты»

Воспитатель говорит сидящему рядом ребенку доброе слово и дает ему в руки «бутон цветка», тот передает его следующему со своим добрым словом. Воспитатель положительно оценивает каждого участника, обращая внимание на умение говорить доброе слово с улыбкой и, глядя в глаза, благодарить за него. В конце игры он показывает детям «цветок доброты», распустившийся из бутона.

Воспитатель . Ребята, а есть ли у нас такие дети, которые не ссорятся, не обижают других, не капризничают, умеют сдерживать себя? (Выслушивает ответы детей.)

Физкультминутка «Потанцуем»

Дети танцуют парный танец.

Воспитатель . Ребята, наше занятие подходит к концу. Давайте еще раз расскажем Мишке, как быть приятным для других!

Дети выполняют задание.

Приятный для других тот, кто следит за собой (умывается, чистит зубы), аккуратно ест, умеет благодарить, управлять своими желаниями, приветливо разговаривает, не ссорится, никого не обижает, не капризничает.

Мишка. Ну теперь я понял, как быть приятным для окружающих! Если я буду считаться с другими, про меня тоже скажут: «Какой приятный Мишка!» Спасибо, ребята.

Данный проект будет полезен воспитателям детских садов, работающих с детьми среднего дошкольного возраста. Правовое воспитание детей - это очень важная часть воспитания детей. Каждый воспитатель уделяет внимание данной теме, важно сделать это своевременно и доступно для детей. Проект лишь самое начало в этой нелёгкой, но интересной работе: формирование правового сознания детей.

Проект «Маленьким детям-большие права»

Актуальность реализации проекта:

«Я имею право быть чёрным и белым.

Я имею право быть ловким и смелым.

Ты имеешь право иметь своё имя.

Ты имеешь право быть просто любимым.

Мы имеем право на всём белом свете.

Мы имеем право! Мы - дети!»

Это слова из детской песенки, которую слышал, наверное, каждый ребёнок.

И действительно, каждый человек на земле имеет свои права. Их не нужно заслуживать, их невозможно купить. Они одинаковы для всех людей. Задача воспитателя, ещё в детстве сформировать правовое сознание ребёнка. Ведь чем раньше ребёнок узнает о своих правах, тем быстрее он поймёт и примет окружающий его мир таким, какой он есть.

Поэтому, мы, взрослые, должны помочь детям понять, что каждый человек в общем и ребёнок в частности имеет свои права и должен их знать.

Цель: Создание условий для формирования правосознания у детей среднего дошкольного возраста.

Задачи:

Познакомить детей с понятием «право»;

Дать детям возможность «увидеть» свои права в произведениях писателей, поэтов, сценаристов;

Обозначить основные права детей в доступной для их возраста форме;

Воспитывать чувство самоуважения и уважения к окружающим его детям и взрослым;

Развивать умение общаться в детском коллективе, уметь слушать и слышать, анализировать, делать выводы, высказывать своё мнение;

Развивать творческие способности детей через совместную и индивидуальную деятельность.

Тип проекта: творческий, информационно-исследовательский.

Вид проекта : семейный, групповой.

Проблема : дети не имеют достаточных знаний о своих правах.

Ожидаемые результаты: приобретение детьми начальных правовых знаний; воспитание чувства самоуважения и уважения к окружающим, приобщать родителей и детей к совместной деятельности, установить с ними доверительные и партнёрские отношения.

Место проведения : МДОУДС №53 «Серебряное копытце».

Режим работы: во время и вне занятий.

Количество участников проекта : 2 воспитателя: Останина В.А, Пепеляева А.Ю., дети-16 чел., родители-24 чел.

Возраст детей : 4 - 5 лет.

Форма проведения:

Игровая деятельность, беседы, просмотр презентации «Права детей», мультфильма Смешарики «Каждый ребёнок имеет право», слушание и разучивание песен, выставки «Ребёнок имеет право», «Моя семья», «Мой детский сад», коллективная работа «Мы все равны», комплексное тематическое занятие «Моё право на имя…».

Материал и оборудование: Кукла Маша, стихи, пословицы, маски для театрализованной деятельности, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, музыкальная аппаратура, подборки детских песен, цветная и простая бумага, гуашь, карандаши, клей - карандаш, набор демонстрационных картинок «Права детей», проектор, ноутбук, колонки, презентация «Права детей», записи детских песен, мультфильмов.

1 этап.

Постановка проблемы:

Мы с ребятами очень любим смотреть мультфильмы. Жаль, что свободного времени очень мало. Но вот появилась минутка и стали смотреть мультфильм с любимыми героями - Смешариками. С непонятным для нас названием - «Каждый ребёнок имеет право…» Ребятам очень понравился мультфильм, когда мы перешли к обсуждению увиденного, то выяснилось, что на эту тему они никогда не разговаривали. Мы все вместе решили, что нам обязательно нужно поподробнее познакомиться с правами детей.

2 этап.

Ввод в игровую ситуацию.

Планируемая деятельность.

Воспитатель: Ребята! Сегодня к нам на занятие пришла наша кукла. Но что-то она сегодня грустная. Давайте спросим у неё, что случилось. Дети, куколка мне сказала, что ей очень грустно, у неё нет друзей. Давайте подружимся с ней и нам вместе будет весело и интересно. Для того, чтобы нам познакомиться, нам нужно сказать друг другу как нас зовут. Ребята давайте громко крикнем наши имена, чтобы наша гостья их услышала.

Дети хором говорят свои имена.

Воспитатель: Странно, а куколка нам не сказала своё имя, а стала ещё грустнее. Ребята, да ведь у неё просто нет имени. Нам срочно нужно придумать ей имя, ведь каждый житель нашей планеты имеет право на имя. Ребята, а вы знаете о своих правах, знаете, что у вас есть права?

Ответы детей.

Воспитатель: Вспоминаем, что нам рассказывали Смешарики!

Дети отвечают.

Воспитатель: Дети, а давай те не просто расскажем, а ещё и покажем нашей Маше! Давайте каждый из вас дома вместе родителями сделает работу «Каждый ребёнок имеет право». Вы вместе с родителями узнаете много интересного. И наша куколка узнает, что же это такое права детей. Как себя ведут между собой окружающие нас люди.

Мы рассказали родителям о нашем проекте, предложили им включиться в работу, помочь нам более детально рассмотреть интересующий нас вопрос. Заранее поблагодарили за сотрудничество и предложили свою помощь в случае необходимости. Порекомендовали чаще прислушиваться к мнению детей и помочь им реализовать их идеи и задумки.

3 этап.

Организация деятельности проекта.

3.1. Игровая деятельность.

*** Сюжетно-ролевая игра «Больница», «Детский сад», «Семья», «Школа», «В библиотеке».

Цель: развивать у детей умение играть самостоятельно, распределять роли в игре с учётом интересов всех участников, учить договариваться, находить компромиссы, расширять знания детей о социальном окружении.

*** Цель: развивать у детей аналитические способности, расширять словарный запас, уточнить понятия права и обязанности.

*** Малоподвижные игры «Назови ласково», «Кто рядом?».

Цель: учить детей уважать ближнего, его права, учить играть по правилам, проявляя самостоятельность в игре.

3.2. Художественно-речевая деятельность.

Цель: формировать у детей понятие «права», воспитывать любовь и уважение к окружающим, на примера из литература дать понятия об основных правах ребёнка, учить внимательно слушать, развивать речь и память.

Чтение и заучивание стихов и сказок о семье:

Е. Благинина «Посидим в тишине».

Рассказ Л. Н. Толстова «Бабушка и внучка», сказки: «Гуси-лебеди», «Кукушка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Морозко».

Беседа: «Сколько разных имён», «Я и мои друзья», «У каждого ли есть семья», «мы такие разные, но мы равны».

Чтение пословиц и поговорок о правах и обязанностях.

3.3. Музыкально-театрализованная деятельность .

Цель: учить слушать музыку, выполнять движения в такт музыки, умело входить в роли героев сказок, развивать дружелюбие по отношению друг к другу.

1. Прослушивание и разучивание песен: «Песенка Чебурашки», слова Александр Тимофеевский, музыка Владимира Шаинского; «Песенка Мамонтёнка», слова Непомнящий Д., музыка Шаинский В.; «Дважды два четыре», слова Пляцковский М., музыка Шаинский В.; «Песенка про доктора» в исполнении Леонида Сергеева; песни группы «Барбарики» «Про дружбу», «Далеко от мамы»; «Моя семья» музыка и слова А. Ермолова.

2. Драматизация по сказке «Репка», «Колобок», "Волк и семеро козлят", "Заячья избушка".

3.4. Художественно-эстетическая деятельность.

Цель: развивать творческие способности детей, учить выражать в своих работах свои мысли и чувства, учить доводить начатое дело до конца, прививать аккуратность в работе.

3.4.1 Коллективная работа «Мы все равны»

Цель: учить выполнять коллективную работу, действовать сообща; развивать творческие способности детей; учить быть аккуратными при работе с бумагой клеем.

3.4.2. Выставка рисунков «Моя семья».

Цель: развивать творческие способности детей в процессе рисования.

3.4.3. Выставка рисунков «Мой детский сад»

Каждый ребёнок имеет право на образование. Получают его ребята в детском саду. Жизнь ребят яркая и насыщенная. Именно это они и пытались отобразить в рисунке.

Цель: учить рисовать гуашью, рисовать по замыслу.

3.4.4. Выставка в группе «Каждый ребёнок имеет право»

Цель: привлечь внимание детей и родителей к вопросу о правах детей, сплотить детей и родителей посредствам совместной деятельности.

3.5. Комплексное тематическое занятие «Моё право на имя…».

Цель: создание условий для формирования у ребёнка первоначальных правовых знаний.

4. Продукт проектной деятельности.

4.1. Коллективная работа «Мы все равны».

4.2. Выставка в группе «Ребёнок имеет право».

4.3. Выставка рисунков в группе «Каждый ребёнок имеет право на семью»

4.4. Выставка рисунков в группе «Мой детский сад»

4.5. Комплексное тематическое занятие «Моё право на имя…»

Программное содержание:

Формировать у детей элементарные представления о правах.

Углубить понятия «Отечество», «тёзка».

Обогащать, активизировать, расширять словарь по теме: « Имя» — знакомство с происхождением имён.

Упражнять в образовании существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами, полных имён, отчества.

Помочь развитию связной речи через стимулирование собственных высказываний детей, вопросы, ответы.

Совершенствовать общую и мелкую моторику: координацию движений и речи.

Способствовать воспитанию доброго отношения к себе и окружающим.

Предварительная работа.

Рассматривание семейных фотографий, выставка рисунков на тему: «Моя семья», создание родословного древа, беседа: « Я и моё имя», слушание песни «Родина моя».

Оборудование.

Стулья расставлены по количеству детей полукругом. Картинка с изображением мальчика и девочки, земного шара, на котором написаны права ребёнка, иллюстрации сказочных героев: Айболит, Незнайка, Снегурочка, Белоснежка, Дюймовочка, Кот Котофеевич, глобус, аудиокассета с записью плача ребёнка, воздушный шар.

Словарная работа: право, Отечество, тёзка, новорождённый, фамилия, имя, родственник, отчество, глобус.

Структура занятия:

1. Рассматривание глобуса.

2.Слушание плача маленького ребёнка.

3. Игра «Назови по-взрослому».

4. Д/ упражнение «Объясни значение имени.

5. Чтение стихотворения про Машу.

6. Физминутка.

7. Беседа по иллюстрациям сказочных героев.

8. Чтение отрывков из былины.

9. Вопросы и ответы.

10. Чтение стихотворения «8 Тань».

11. Игра «Назови родственное имя».

12. Беседа «Фамилия – что это?»

13. Инсценировка отрывка «Алиса в стране Зазеркалье».

14. Игра «Шарик лети»

Ход занятия

Воспитатель:

Добрый день, дети

Вы прекрасней всех на свете.

Вот таких хороших, умных, пригожих я приглашаю в путешествие.

(Слайд 1)

Воспитатель показывает глобус: что это такое?

Дети: Глобус.

Воспитатель: Для чего нам нужен глобус?

Дети: Чтобы рассматривать мир.

Воспитатель: Глобус – это маленькая модель земного шара. Наша земля очень большая, на ней живут миллиарды людей, более «200 наций. Все они похожи: у каждого есть своё тело, лицо. Но в тоже время люди разные, они отличаются друг от друга, каждый человек неповторим.

Дети, как вы думаете, чем отличаются люди?

(Слайд 2)

Дети: Ростом, возрастом, цветом кожи, волос, глаз, формой носа, рта, походкой.

(Звучит плач грудного ребёнка)

Воспитатель: Дети, кто же это плачет?

Дети: Маленький ребёнок.

Воспитатель: Да, так плачут дети, которые только родились. Посмотрите, пожалуйста, и скажите, отличаются ли эти малыши?

(Слайд 3)

Дети: Они одинаковые, но у них разные чепчики, костюмчики: розовый и синий (Чтобы отличить их по одежде: мальчики в голубом, девочки в розовом).

(Слайд 4)

Воспитатель: Новорождённые дети почти всё время спят, их трудно отличить друг от друга. Чтобы мамы их не перепутали, врачи прицепляют малышам на ручку бирочки с номером (цифрой). Дети, а вам приятно бы было, если вас называли цифрой?

Дети: Нет.

Воспитатель: У каждого человека есть что-то такое чего нельзя увидеть, но это отличает его от других. Послушайте загадку, а вы догадаетесь, о чём она.

Нас не было – оно было,

Нас не будет – оно будет,

Никто ни у кого его не видел,

А у всех оно есть.

И у мамы есть, и у папы есть,

У дочки есть, у внучки есть,

Чтобы его узнать,

Надо вслух назвать.

Дети: Имя.

Воспитатель: Имя играет большую роль в жизни людей. Без имени нельзя обойтись. Люди ценят свои имена, через всю жизнь проносят имя. Человека можно лишить всех богатств, всех прав, но нельзя лишить имени.

А как вы думаете, зачем люди придумали имена?

Дети: Чтобы знать, мальчик это или девочка, мужчина или женщина, отличить одного человека от другого.

Воспитатель: У каждого из вас есть имя. Но, представьте себе, чтобы произошло, если бы все имена вдруг исчезли? (Ответы детей)

(Слайд 5)

Воспитатель: Я предлагаю вам послушать отрывок из сказки «Алиса в стране Зазеркалье».

– Надеюсь, вы не намерены потерять своё имя?

– Конечно нет, – растерянно сказала Алиса.

– Не знаю, не знаю. Вы только подумайте, как удобно вернуться домой без имени! Например, вас вызывают на уроке. Учительница говорит: Иди к доске… – и тут она замолчит, потому что у вас не будет имени, и вы можете сделать вид, что зовут не вас, а кого-то там.

– Ничего из этого не выйдет, и всё равно придется отвечать мне, а не кому-то там. Учительница скажет: «Эй, ты!» или «Эй», или ещё как-нибудь.

Воспитатель: Значит, без имени трудно общаться друг с другом и понимать о ком говорят. Родители назвали вас разными именами. Когда вы пойдёте в школу, ваше имя станет полным. Ваши имена звучат по- разному и имеют свой смысл. Например: Оля – Ольга.

(Слайд 6)

Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Назови себя по-взрослому» и объясни значение своего имени».

Саша – Александр – мужественный, защитник.

Алёша – Алексей – помощник, защитник.

(Слайд 7)

Физминутка

В небе солнышко взошло

И всем улыбнулось.

Нам вдруг стало хорошо

И больше не взгрустнулось.

Воспитатель: Давайте все вместе прочитаем стихотворение:

Марьюшка, Марусенька,

Машенька и Манечка

Захотели сладкого

Сахарного пряничка.

Воспитатель: Как зовут девочку?

Дети: Маша.

Воспитатель: Хоть и разные были названы имена, но так называлась одна девочка Маша. Когда она вырастет, её будут называть Мария.

Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Назови ласковые родственные имена».

(Витя – Витюша, Витенька, Витёк, Витюнюшка, Витюнчик, Витюшок.

Саша – Сашок, Сашенька, Сашунчик, Саня, Сашуля).

(Слайд 8)

Воспитатель: Дети, посмотрите на картинки и скажите, кто на них нарисован?

Дети: Дюймовочка, Айболит, Снегурочка, Незнайка, Белоснежка, Кот.

Воспитатель: Эти сказочные герои с разными чертами характера, поведения. А кто объяснит, почему их так назвали?

Дети: Айболит – лечит тех, кто болеет,

Снегурочка – девочка из снега,

Незнайка – мальчик, который ничего не знает,

Белоснежка – девушка, белая, как снег.

(Слайд 9)

Воспитатель: Дети, посмотрите и скажите, кто это?

Дети: Богатыри.

Воспитатель: Да, это богатыри. Это Добрыня – добрый человек. А про этого богатыря послушайте отрывок из былины:

В чистом поле пыль поднимается

Илья Муромец, сын Иванович

К Соловью приближается.

Назовите имя богатыря?

Дети: Илья.

Воспитатель: Когда вы вырастите и будите взрослыми, к вашему имени прибавиться отчество. Оно произошло от слова «Отечество». Кто напомнит мне, что оно обозначает?

Дети: Отечество – это Родина.

Воспитатель: На Руси отчество давали по имени отца. Илья Муромец, сын Иванович. Значит, отца Ильи звали Иван. А Илью – Илья Иванович. А как звали отца вот этого сказочного героя?

(Слайд 10)

(Показывает на Кота).

Дети: Кот.

Воспитатель: Значит это Кот Котофеевич. Вы все знаете, как зовут вашего папу. Подумайте и назовите своё отчество.

(Дети называют отчество)

Воспитатель: На свете много разных имён, но встречаются люди с одинаковыми именами. Например: Саша – девочка, мальчик. Таких людей называют «тёзками». Послушайте стихотворение:

(Слайд 11)

В первом классе 8 Тань,

Это прямо наказанье!

Ведь у них, куда ни глянь

Всюду Таня, Таня, Таня!

Если скажут: «Таня, встань!»

Встанут сразу 8 Тань.

А ведь можно очень просто разобраться в новичках. Как же отличить девочек?

Дети: По фамилии.

Воспитатель: Каждый человек при рождении получает не только имя, но и фамилию, которую носят все члены семьи. Одинаковые фамилии могут быть не только у родственников, но и у разных людей. Их называют однофамильцами.

(Слайд 12)

Воспитатель : Когда вы родились, вам выдали вот такое «Свидетельство о рождении» (показывает) , когда вам исполниться 14 лет вам выдадут другой документ

(Слайд 13)

(показывает). Прочитайте, как он называется? (Паспорт) . В паспорте будут написаны ваши Фамилия, Имя, Отчество.

Воспитатель: Скажите, с чем мы сегодня познакомились?

Дети: Каждый ребёнок имеет право на собственное имя. Узнали о происхождении имён, отчеств, фамилий.

Воспитатель: Дети, вы живёте в одном посёлке, ходите в одну группу, вы очень дружные ребята. На воздушном шарике я написала ваши имена. Мы выпустим этот шар на улицу и все вокруг узнают, есть детский сад «Звёздочка» в нём живут такие дружные ребята.

Литература :

М.Д. Маханёва Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста: Пособие для реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001- 2005 годы».

Инновации в логопедическую практику /Методическое пособие для дошкольных учреждений /Сост. О. Е. Громова. – М.: Линка- Пресс.

Журнал «Начальная школа».

Скачать презентацию

социальный педагог МБДОУ —

д/с «Звездочка» Советский район, Саратовская область

р.п. Степное, Россия

Гайсина Альфия

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №44 «Росинка»

Конспект интегрированного занятия по правовому воспитанию

в средней группе №5 «Колокольчик»

на тему :

«День прав ребёнка »

Воспитатель : Гайсина Альфия Гиздулловна

г. Альметьевск

Программное содержание

Цель : Довести до сознания детей, что каждый человек имеет право на жизнь и здоровое развитие, государство заботиться об охране жизни.

Образовательные задачи :

Обобщать знания детей об их гражданских правах и обязанностях ;

Закреплять представления детей о благополучной дружной семье;

Дать детям представления о важности права на имя ;

Довести до сознания детей идею значимости, неповторимости, уникальности каждого человека.

Развивающие задачи :

Способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений;

Развивать в детях уверенность в себе и своих возможностях;

Развивать умение слушать и отвечать на вопросы воспитателя .

Воспитательные задачи :

- воспитывать уважение к правам и обязанностям каждого человека;

Прививать веру, любовь и доброе отношение детей к окружающим;

Содействовать дальнейшему развитию общения между ровесниками, оптимизации взаимоотношений в группе .

Предварительная работа

1. Знакомство с «Конвенцией…» специальным документом о правах ребёнка ;

2. Чтение русских народных сказок «Снегурочка» , «Маша и медведь» ;

3. Чтение сказки «Гномик, у которого не было имени» ;

4. Разучивание пословиц, стихов, поговорок;

5. Изготовления альбома – «Моя любимая семья» ;

6. Рисование на тему : «Моя семья» ;

7. Изготовление штампиков с рисунками из картофеля.

Оборудование

Мольберт, костюмы артистов, календарь, картинки с буквой «Я» , свидетельство о рождении, штампики из картофеля, эмблема.

Раздаточный материал

Заготовка свидетельства с эмблемой «Право на имя » , гуашь разных цветов, штампики из картофеля с различными рисунками.

Ход занятия:

Дети входят в группу , садятся на стульчики.

Воспитатель : Утром встали малыши,

В детский садик свой пришли.

Вам мы рады, как всегда.

Гости здесь у нас с утра,

Поздоровайтесь, друзья! (дети здороваются с гостями)

Ребенок : Пусть всегда будет солнце,

Пусть всегда будет небо,

Пусть всегда будет мама,

Пусть всегда буду Я!

Воспитатель : Дорогие, ребята! Я приглашаю вас поиграть в игру «Кто живет у нас в квартире?» (проводится физкультминутка)

Речь с движениями.

Раз, два, три, четыре! (хлопают в ладоши)

Кто живет у нас в квартире? (шагаем на месте)

Раз, два, три, четыре, пять! (прыжки на месте)

Папа, мама, брат, сестра, (хлопаем в ладоши)

Кошка Мурка, два котёнка, (наклоны туловища вправо-влево )

Мой сверчок, (повороты туловища вправо-влево )

Конечно, я! (подводят руку к груди)

Вот и вся моя семья! (хлопают в ладоши)

Мы немножко порезвились

По местам все разместились! (садятся на стульчики)

Воспитатель : Дорогие ребята, сегодня ровно 17 лет с того дня как начали отмечать праздник «День прав ребёнка » , поэтому сегодня мы с вами поговорим на эту очень важную тему.

Воспитатель : - Ребята, приложите руку к своему сердцу. Вы слышите, как оно бьется? Какое это счастье жить и радоваться жизни.

Ребенок : Мы на свет родились,

Чтобы радостно жить.

Чтобы вместе играть,

Чтобы крепко дружить.

Чтоб улыбки друг другу

Дарить и цветы,

Чтоб исполнились в жизни

Все наши мечты.

Воспитатель : Ребята, а вы знаете, какие права есть у детей ?

Ребенок : Мамы, папы всей страны

Это знать давно должны

Есть права у их детишек

Например, на чтенье книжек

Ребенок : Также на заботу, ласку

И на жизнь, как будто в сказке,

Ещё право быть счастливым

В нашем самом лучшем мире!

Воспитатель : Ребята, у меня в руках карточки с одной буквой (достает карточки с буквой «Я» (7шт.) Ребята, назовите какая это буква? (по одной выкладывает на мольберте) .

Дети : Это буква «Я» .

Воспитатель : Давайте, посчитаем сколько букв «Я» ?

Дети считают.

Воспитатель : Всё верно, семь!

Это слово каждый знает

Ни за что не променяет.

К цифре «семь» , добавлю- «Я» ,

Что получится?

Дети : Семья!

Воспитатель : Расскажите мне, что это за право ?

Ребенок : Каждый ребенок имеет право на семью .

Ребенок : Каждый ребенок имеет право жить с мамой и папой.

Ребенок : У каждого ребенка есть право иметь братика , сестрёнку, бабушку и дедушку.

Ребенок : Семья- это я, и меня называют-

Котенок и лапочка, заинька, птичка.

Мне кто-то братишка, кто-то сестренка.

Семья, где все любят меня и ласкают,

И лучше семьи ничего не бывает.

И все, кого я так люблю

Имеют право на семью !

Воспитатель : В каждой семье все должны любить и уважать друг друга, взрослые заботиться о маленьких.

Сейчас,я предлагаю вам почувствовать, как это приятно о ком-то заботиться и какая это ответственность.

Психогимнастика «Согрей котенка» .

Воспитатель : Ребята, встаньте, пожалуйста. Представьте, что вы подобрали на улице маленького котенка. На улице очень холодно, идет снег. Ваш котенок очень замерз и дрожит от холода! Возьмите его на ручки- в ладошки! Чтобы его согреть подышите в ладони (пауза) . Прижмите его к груди… А теперь, посмотрите на вашего котенка, согрелся ли он? Посмотрите на него с нежностью и любовью. Улыбнитесь ему и, он улыбнется вам в ответ! А теперь, отпустите! Посмотрите, он побежал домой к своей семье.

Вот и мы с вами подарили свою любовь, тепло и ласку маленькому котенку. Он согрелся и убежал к маме.

Ведь как хорошо, когда у каждого есть своя семья, где любят, ждут, заботятся, приходят на помощь.

Очень хочется, чтобы и вы ценили своих близких, никогда их не огорчали, заботились о них, так же, как они заботятся о вас.

Ребёнок : Семья должна учить любить,

Жалеть и вежливыми быть,

Когда семья такою станет,

Другая сразу жизнь настанет.

Физкультминутка «Все будет хорошо» .

Дети встают в круг, делают два-три глубоких вдоха, произносят слова и выполняют движения.

В небо солнышко взошло (поднимают руки- вдох)

И всем улыбнулось. (опускают руки- выдох)

Нам вдруг стало хорошо (поднимают руки- вдох)

И больше не взгрустнулось! (опускают руки –выдох)

Дети садятся на стульчики.

(Входит домовёнок. У него грустное лицо. Домовёнок садиться на стульчик.)

Воспитатель : Ой, ребята, кто это к нам пришел? Кого-то он нам напоминает. И одет как-то странно? Мальчик ты кто? Как ты к нам попал? Как тебя зовут?

Домовенок : Я домовенок. Никак меня не зовут, домовенком только кличут! Имя мне никто не давал. Я услышал как вы здесь весело играете, вот и забрел к вам на огонек!

Воспитатель : Дети с рождения получают право на имя : представьте, что исчезли все имена, остались мальчики и девочки, мужчины и женщины, бабушки и дедушки, а имени ни у кого нет. Мы ведь даже не сможем общаться друг с другом. Видите, как необходимо имя человеку! Имя вам дают родители при рождении.

Домовенок : А я сказочный герой, поэтому имя мне никто не дал.

Воспитатель : Домовенок, не расстраивайся. Мы с ребятами придумаем тебе имя. Ребята, давайте придумаем как же нам назвать нашего гостя?

Дети : Нафаня –это дедушка, а домовенка мы назовем Кузей.

Воспитатель : Теперь, домовенок, тебя зовут Кузя, Кузьма, Кузенька. Нравиться тебе твое имя?

Кузя : Очень нравится. Спасибо вам ребята.

Воспитатель : Знают,знают все на свете,

Знают взрослые и дети-

Имя каждому дано,

И у каждого одно!

Ребенок : Всех по - разному зовут :

Кот- Мурлыка, пес- Барбос,

Даже нашу козочку

Зовут красиво- Розочка.

Настя, Вика и Данила

Все имеют свое имя!

Воспитатель : А кто хочет рассказать о своем имени?

Ребенок : Я – Диана. Моё имя означает «божественная»

Диана– добрая душа,

Обаятельна, открыта ,

И собою хороша,

Может буду знаменита!

Ребенок : Я - Ярослав– моё имя означает «солнечный» .

Посмотри-ка, Ярослав,

В зеркало лучистое,

Там увижу, непременно,

Солнечное личико!

Ребенок : Я - Максим – что значит «величайший» ,

Вот в чем силушка моя!

Хоть работать за троих,

Хоть любить за четверых –

Силушки на все хватает :

Видно имя помогает.

Воспитатель : Знаешь, Кузенька, при рождении все дети нашей страны получают документ. Он называется «Свидетельство о рождении» .

Эта маленькая книжка

Есть у каждого малышки.

И в любое время дня

Всё расскажет про тебя.

(Показывает «Свидетельство о рождении» ). В этом документе закреплено право ребенка на имя . Кузя, мы хотим сделать для тебя подарок. Ребята, нарисуют красивые свидетельства, а ты выберешь то, которое тебе больше всего нравится. И я впишу в него твое имя.

Рисование «Нарисуй красивую рамку» .

(Дети при помощи штампиков из картофеля, составляют рамочку «Свидетельства о рождении» . Домовенок Кузя выбирает себе то свидетельство, которое ему больше всего понравилось. Воспитатель вписывает в него имя домовенка и показывает свидетельство детям и Кузе).

Воспитатель : Любимый наш, Кузенька, мы дарим тебе это свидетельство. Теперь у тебя есть твой сказочный документ.

Кузя : Спасибо, ребята, я очень рад. Пойду, покажу это свидетельство своим друзьям!

Воспитатель : Приятно, что наш домовёнок ушел довольный. А мы с вами провели сегодня необыкновенный день – «День прав ребенка

Воспитатель : - Ребята, вы тоже знаете очень хорошее стихотворение, расскажите его нашим гостям.

Ребенок : - По извилистой дорожке

Шли по миру чьи-то ножки.

Вдаль смотря широкими глазами,

Шел малыш знакомиться с правами .

Ребенок : - Рядом мама крепко за руку держала,

В путь дорожку умницу сопровождала.

Знать должны и взрослые, и дети

О правах , что защищают их на свете.

Ребята, о чём самом важном для детей мы сегодня говорили?

Итог занятия.

Используемая литература

1. Борисова О. Правовое образование дошкольников// Ребёнок в детском саду. 2002. №4.

2. Копытова Н. Н. Правовое образование в ДОУ . - М.: ТЦ Сфера, 2006, - 80с.

3. Пыжьянова Л. Права ребёнка// Ребёнок в детском саду. 2003. №4,5.

4. Соболева М. Н., Савина Н. В. Правовое воспитание в семье и ДОУ// Управление ДОУ . 2005. №3.

5. Соловей С. А., Львова Т. Н., Дубко Г. И. Реализация Конвенции о правах ребёнка в дошкольных образовательных учреждениях. М., 2004.

Конспект открытого занятия по правовому воспитанию в средней группе

Тема «Я имею право на…»

Цель: Создание условий для формирования у ребёнка первоначальных правовых знаний.
Задачи: Довести до сознания ребёнка, что каждый гражданин своей страны имеет право на имя, на лечение, на отдых; Развитие у ребёнка представлений о многообразии имён;
Помочь развитию связной речи через стимулирование собственных высказываний детей, вопросы, ответы.
Предварительная работа.
Рассматривание семейных фотографий, выставка рисунков на тему: «Моя семья», создание родословного древа, беседа: Я и моё имя», просмотр м/ф «Ребёнок имеет право»
Используемый материал.
Большая кукла, мяч, кисточки и краски, листочки с именами детей, небольшие смайлики (ГРУСТНЫЕ И ВЕСЁЛЫЕ) по количеству детей.

Воспитатель: Ребята, давайте сегодня отправимся в путешествие в страну под названием «Право».

Первая страна «Право на имя». Сидит кукла и плачет.

Что случилось? (у куклы нет имени)

Ребята, у каждого человека есть право на имя. Каждый взрослый и ребенок имеет право на имя, как же жить без имени? А, может мы поможем и придумаем кукле имя?
Дети : Да. Поможем! (называют имена, выбирают одно) Например, Маша.
Воспитател ь: Ну, вот! Теперь у тебя есть имя, Маша.
Посмотри, пожалуйста, Маша, мы сейчас с детьми поиграем и назовем свои имена. Запоминай.
Игра «Цепочка имен» (с мячом в кругу).
Максим
Ангелина
Вероника
Антон и т. д
Воспитатель: Маша говорит, что очень красиво звучат ваши имена. Она постарается запомнить.
Воспитатель: каждого из вас можно назвать ласково. Ваши мама, папа, дедушка, бабушка дома называют вас ласково. Как?
Назовём сейчас свое имя: Женя - Женечка, Степа –Степочка и т.д.
А как мы ласково назовём нашу куклу?
Дети : предлагают ответы (Машенька, Машуня, Машуля…)
Воспитатель : У каждого из вас есть какое право? (Право на имя). При рождении ребёночку родители дают имя, которое будет с вами в течение всей жизни. При рождении человека выдается «Свидетельство о рождении». В нем прописано имя ребенка, отчество и фамилия.
- Нам пора отправляться дальше.

Маша, ты хочешь с нами отправиться в дальнейшее путешествие?

Прибытие в страну под названием «Право на лечение». Сидит кукла Сардаана. (заболела)

Как тебя зовут? (Сардаана)

Что с тобой случилось?

Ребята, как можно помочь Сардаане?

Ребята, а вы знаете, что у нас есть право на лечение?

Кто может помочь Сардаане?

Для чего нам нужны врачи?

Где работают врачи?

Кто еще работает в больнице?

Игра «Чудесный мешочек» (в мешочке инвентарь для врачей)

Если к "У" добавим кол,
Значит, сделают... (укол)

Я под мышкой посижу
И что делать укажу:
Или уложу в кровать,
Или разрешу гулять.
(Градусник)

В овощах и фруктах есть.
Детям нужно много есть.
Есть ещё таблетки
Вкусом как конфетки.
Принимают для здоровья
Их холодною порою.
Для Сашули и Полины
Что полезно? - ...
(Витамины)

Маша и Сардаана пойдем в дальнейшее путешествие с нами?

Прибытие в страну под названием «Право на отдых» Сидит кукла Ама.

Как тебя зовут? (Ама)

Что с тобой случилось?

Мне скучно.

Ребята, вы знаете, что у каждого человека есть право на отдых.

Давайте предложим Аме поиграть с нами. И поиграем в игру «».

Мы с вами побывали в разных странах. А сейчас нам пора возвращаться в группу.

Видите, ребята, как много прав есть у человека. Мы с вами все такие разные, разных национальностей, но права у нас у всех одинаковые.

Кто мне скажет, как называется страна, в которой мы живем? А Республика? Поселок?

У нашей страны есть флаг и герб (рассмотреть)

Мы с вами дружные ребята, ходим в одну группу
, давайте все вместе сделаем герб нашей группы и этим самым покажем, какие мы дружные.