Мягкая игрушка или настольная игра - что лучше? Консультация на тему: Роль настольно-печатных игр в развитии детей.

К огромному сожалению, мои подруги, у которыхесть дети редко понимают мои подарки и радуются им. И я уже почти перестала что-либо дарить, скатываюсь на вручение сертификатов в детские магазины. Дело в том, что я поклонница всего развивающего для ребятишек, и, могу, например, подарить настольные игры для детей , но среди подруг, мало кто ценит такие подарки, все больше умиляются занятным мягким игрушкам... А ведь, если по-честному, то мягкие игрушки это чаще всего подарок маме, а не ребенку, ведь большинство детей до взрослого возраста равнодушны к мягким игрушкам... Ну вот, желаю востановить справедливость, хочу рассказать насколько полезны настольные игры для развития детей.

В статье написано примерно про это:

1. Какие бывают настольные игры.
2. Значение настольно-печатных игр в развитии ребенка.
3. Популярные настольные игры.
4. В каком возрасте и в какие настольные игры можно играть.
5. Продолжительность проведения игр и занятий с настольно-печатными материалами.

  1. Какие бывают настольные игры?

Современный мир достаточно богат всевозможными играми, настольные игры - это отдельный целый огромный мир для детей.

Содержание настольных игр очень разнообразно. Сюда входят: вкладыши, пазлы, кубики, пирамиды, мозаика, различные шнуровочки, конструктор, лото, домино. Некоторые виды лото и парные картинки знакомят детей с отдельными предметами (посуда, мебель, животные, птицы, овощи, фрукты) , знакомят с их качествами и свойствами. Другие уточняют представления о сезонных явлениях природы (времена года) , о различных профессиях (Игра «что кому нужно?»). Большой выбор настольно-печатных игр по самой различной тематике: классификация, обобщение, сравнение, счёт, составление задач, ассоциации. Огромное множество игр по развитию речи дошкольников - накопление словаря, развитие фонематический процессов, лексико-грамматических представлений, связной речи детей, по развитию познавательных интересов детей, по обучению иностранным языкам и т.п. Поэтому можно сказать, что для детей уже создано бесконечное множество настольных игр для их гармоничного развития.

Главное и очень важно, взрослым не заблудиться во всем этом многообразии, и выделить необходимое на данный момент вашему ребёнку, соответственно его возрасту.

  1. Какое значение имеет настольная игра для развития ребёнка?

Игра, прежде всего - это основной вид деятельности детей дошкольного возраста.

По выражению В.А. Сухомлинского: «Игра - это та искра, которая зажигает огонёк пытливости и любознательности детей». Поэтому, настольные игры, естественно, развивают, интеллектуальные и позитивные способности детей, положительные эмоции ребёнка.

У детей развиваются память, внимание, воображение. В процессе игры у детей развиваются все стороны личности ребёнка: уступчивость, толерантность, сотрудничество, а так же - сосредоточенность, усидчивость, умение доводить дело до конца, дисциплинированность - это те качества, которые необходимы детям при обучении в школе.

Кроме того, игра очень важна для воспитания у дошкольников волевых черт характера: умения ставить перед собой цель, находить средства для её осуществления, преодолевать трудности.

Настольные игры в старшем возрасте так же вырабатывают

привычки правильного поведения,

помогают детям осваивать правила игры,

не нарушать их,

«ходить» по очереди,

не сердиться на ошибающихся в игре сверстников.

(«Программа воспитания и обучения в д/с», стр. 123)

Мозг человека очень интересно устроен таким образом, что он ничего не забывает и все откладывает в свой, так называемый «портфельчик», все проигранные ситуации и качества у детей закрепляются, усваиваются, присваиваются ребёнком, и входят в привычку нормы поведения.

  1. Какие самые популярные настольные игры?

Одной из популярных и приоритетных настольных игр, в современное время, стала игра в «Пазлы» .

Характерно, что в младшем возрасте у ребёнка небольшие картинки, с крупными пазлами. А по мере взросления детей картинки увеличиваются до картин, а сами элементы пазлов (с их ключами) уменьшаются. Так к 6-7 годам дети способны собирать большие картины, работая в подгруппах. При этом у детей формируется коммуникативное общение, умение договориться, выбрать определённое место в картине. В таком взаимодействии у ребят есть общая цель - собрать гармоничное целое из частей.

«Пазлы» развивают у детей зрительную память, логику, мышление, усидчивость и терпение и многие другие психические процессы.

Востребованными для детей являются игры с правилами, которые имеют готовое содержание и заранее установленную последовательность действий. И это естественно, так как в старшем дошкольном возрасте активно формируются коммуникативное общение детей, способность взаимодействовать друг с другом.

Главное в играх с правилами - решение поставленной задачи, соблюдение правил.

Например, развивающая игра «Хрюшина азбука», где вместе с героями любимой телепередачи - Хрюшей, Степашкой, Филей, Мишуткой и Каркушей - дети не только запомнят все буквы алфавита и их последовательность, но и разовьют фонематический слух - научатся различать отдельные звуки в составе слова. Такая игра рассчитана на количество игроков от 2 до 5 человек и предназначена для детей в возрасте от 4 до 7 лет.

Здесь детям нравится играть с кубиком, с его помощью определять свои «ходы» соотносить количество точек на кубике с количеством предстоящих «ходов».

В среднем возрасте 4-5 лет для детей интересна «мозаика». Мозаика хорошо развивает мелкую моторику пальцев рук, усидчивость, воображение, творчество, мышление.

В младшем возрасте от 2 до 3 лет дети любят собирать

«Картинки-половинки» Игра на развитие внимания, логического мышления, речи. Дети под руководством заботливых взрослых с удовольствие находят похожие картинки и сравнивают их между собой, находя сходства и различия между парными картинками.

«Большие и маленькие» Маленькие дети инстинктивно тянутся к нашим меньшим «братьям» - домашним животным. Поэтому им интересно знакомиться с внешним видом домашних животных, с их названиями, с их пищей, а также узнавать, как они «разговаривают», как организованы. Игра развивает у детей зрительную память, внимание, усидчивость, моторику рук, связную речь, поддерживает интерес к живой природе.

  1. В каком возрасте можно играть с ребёнком в лото, домино и т.д.? Когда можно учить собирать мозаику?

Настольная игра наиболее свойственна детям более, старшему возрасту, т.к. в младшем возрасте ребёнку, всё-таки, более свойственна подвижность и предметная деятельность.

Мозаику можно начинать собирать ближе к 3-4 годам. Маленьким детям мозаика рекомендуется только крупная, т.к. дети могут затолкать мелкие предметы в носик, подавиться. В 1,5-2 года детям предлагать пирамидки, вкладыши, крупные пазлы - безопасные игры для здоровья детей.

Маленькие дети играют в разные настольно-печатные игры: парные картинки, лото, домино, складные кубики; рассматривают картинки, изображённые на кубике».

Разнообразны и умственные задачи, решаемые на таких занятиях: закрепление знаний о предметах, их назначении, классификации; обобщение предметов по существенным признакам, установление взаимосвязи между предметами, составление целого из частей.

  1. Давайте разберём на примере, какие настольные игры соответствуют определённому возрасту ребёнку? (например, парные картинки - 1,2-2 года, лото-2 года и т.д.)

«Большие и маленькие» . - игра на закрепление умений детей группировать предметы по величине; учить соотносить предметы по величине, одновременно различая их по цвету.

«Разные по названию и разные по цвету » - помогает сформировать у ребёнка способность подбирать к образцу предметы, разные по названию и цвету; учить называть отработанные предметы и их цвет.

«Что за форма? » - учить детей различать и называть знакомые им геометрические формы: шарик, кубик, кирпичик, призму; учить находить среди нескольких других предметов, разных по цвету, именно тот, который просит взрослый.

«Тук-тук» - позволяет побуждать детей отвечать на вопросы воспитателя, пополняя таким образом свой словарный запас; путём игры активизировать речь малышей; закреплять правильное произношение звука Т.

«Собери целое» - учить малышей складывать из отдельных фрагментов изображение предмета по образцу; продолжать учить называть основные цвета; активизировать речь детей.

В 2-3 года мозаики, вкладыши, шнуровочки - развивают у малышей мелкую моторику, словарь, мышление, зрительную память, сенсорику (цвет, форму).

Дети 2 -3 лет любят играть в игры:

  1. «Картинки-половинки» (дети собирают картинки из половинок, находят похожие картинки и сравнивают их между собой);
  2. игра «Чей малыш?» или «Чья мама?» (так же, как в предыдущей игре);
  3. «Во саду ли в огороде?» (различают фрукты и овощи);

Настольно-печатные игры 2 - 3-х летнего возраста отвечают особенностям наглядно-действенного мышления детей данного возраста. В этих играх малыши усваивают и закрепляют знания в процессе практических действий не с предметами, а с их изображениями на картинках.

В 2-3 года воображение ребёнка ещё не развито, преобладает предметная деятельность (манипуляция предметами), стремление знакомиться с окружающими предметами, активно действовать с ними. Попытка конструирования: игры с игрушками - вкладами, с башенкой - придавать ей форму;

На 3-ем году жизни у ребёнка начинает формироваться воображение, в играх появляется несложный сюжет.

Проявляется активная самостоятельная деятельность ребёнка.

Год от года детям становятся доступны игры, которые уже богаче по содержанию, сложнее по организации и правилам.

  1. Дети 2-3 лет, как правило, неусидчивы, как можно заинтересовать ребёнка, чтобы игра действительно была увлекательной?

Внимание в этом возрасте ещё не устойчиво, детишки быстро отвлекаются, поэтому важное значение имеет сочетание в игре умственной задачи с активными действиями и движениями самого ребёнка (например: заяц - попрыгать, кошка - мяукнуть).

Чтобы поддержать интерес детей к играм-занятиям и сформировать обобщённые представления о признаках предметов, следует предлагать им решение одной и той же задачи на разном дидактическом материале: раскладывать по цвету, шарики, кубики, палочки, собирать различные разборные игрушки.

Тематические лото с изображением игрушек, животных, овощей, фруктов, видов транспорта, предметов одежды, мебели служат хорошим и удобным средством для уточнения представлений детей о предметах и их назначении, а также для развития речи малышей.

Произвольное внимание в данном возрасте ребёнка удерживается в течении 2-3 минут, а дальше необходима поддержка и активизации внимания малыша со стороны заботливых взрослых и родителей в виде потешек, стихов.

Важно обращаться с детьми ласково, с улыбкой, погладить по головке, приобнять, голос взрослого не должен доминировать над голосом ребёнка.

К.Д. Ушинский писал: «Придумать детскую игру есть, может быть, одна из труднейших задач взрослого человека…можно обратить внимание на народные игры» народный фольклор, прибаутки, сопровождающие игру и поддерживающие интерес к ней.

Воображение ребёнка в 2-3 года развито недостаточно, только начинает формироваться и лучше игры сопровождать речью. Это поможет созданию образа (озвучивать действия, проговаривать последовательность их выполнения).

Л.С.Выготский доказывал, что развитие детского воображения непосредственно связано с усвоением речи. Ребёнок словом обозначает свои действия, таким образом, осмысливает их; словом он пользуется, чтобы дополнить свои действия, выразить свои мысли и чувства.

На 4-ом году жизни у детей уже проявляется способность идти от мысли к действию.

Нужно стараться поддерживать интерес ребёнка к игре, поощрять его усилия, направленные на воплощение замысла, помогать ему. Иногда это достигается участием взрослого в игре, иногда подбором игрушек или предложением интересной роли.

  1. Сколько времени в день нужно уделять настольным играм?

В возрасте 2 - 2,5 лет возрастной нормой является выраженная потребность ребёнка в игре, возрастной нормой является высокий уровень самостоятельной игры, при котором ребёнок проявляет ярко выраженную потребность в игре с сюжетными игрушкам. Репертуар таких игровых действий богат и разнообразен, и в процессе игры малыш охотно и регулярно использует предметы - заместители.

Время игры 5-10 минут в зависимости от темперамента ребёнка, его характера, от интереса к содержанию игры.

В любом случае двигательный режим и смену видов деятельности ребёнка необходимо соблюдать.

Ребёнок играет до тех пор, пока у него есть интерес к игре, никакого принуждения в игре быть не может, но и в то же время игра рождает у ребёнка чувство ответственности за выполнение порученной ему роли.

Занимательность игры возрастает, если в неё включаются элементы загадочности: красивая коробка настольной игры, кто-то постучал и принёс эту игру.

Дети, более старшего возраста, играют в настольные игры по желанию ребёнка.

Желаем любознательным детям и заботливым родителям тщательный и внимательный подход к выбору игр!

Материал подготовила:

Учитель-логопед МБДОУ ЦРР ДС «Снежинка»

Атаманова Маргарита Степановна

город Муравленко ЯНАО

Настольные игры с давних пор популярны среди детей и взрослых. В них играли в Античном Риме и Древнем Китае. Педагоги признают, что их роль в развитии ребенка нельзя переоценить. Сегодня малышам и их родителям есть из чего выбирать: компании по производству игрушек и книжные издательства предлагают настольные игры в широком ассортименте.

Значение настольных игр в развитии дошкольника

Психологи и педагоги считают, что именно настольная игра в наибольшей степени влияет на интеллектуальное и личностное развитие ребенка. Проводя время за увлекательным занятием, ребенок:

  • учится играть по правилам;
  • ищет оптимальное решение поставленных перед ним игровых заданий;
  • развивает речь, воображение, сенсорное восприятие;
  • учится считать и решать элементарные математические примеры;
  • тренирует память;
  • развивает логическое мышление;
  • становится более внимательным;
  • учится быстро реагировать на изменения ситуации;
  • тренирует мелкую и крупную моторику, координацию движений;
  • развивает собственные коммуникативные навыки.

Особенности выбора настольных игр

  1. Рекомендации по возрасту. Понятно, что возраст, указанный на упаковке игры или в ее правилах, является ориентировочным. Иногда дошкольники уже «тянут» игры для младших школьников. Но вряд ли им будут интересны наборы для взрослых.
  2. Количество игроков. Если планируется играть в настольную игру с дошкольником в кругу семьи, которая состоит из папы, мамы и ребенка, необходимо выбрать набор для соответствующего количества участников. Если же игровая деятельность будет организовываться в группе детского сада, набор, соответственно, должен быть групповым.
  3. Цель и содержание. Понятно, что первоочередной целью такой игры является развлечение, общение с друзьями или семьей. Но хорошо бы иметь некий педагогический мотив. Например, играя в Скрабл (для малышей) можно выучить буквы, научить ребенка читать слоги и целые несложные слова. А простейшие лото для малышей расширяют круг их знаний об окружающем мире.
  4. Пол ребенка. Большинство настольных игр являются универсальными. Но некоторые тематические наборы могут быть мальчиковыми или девчачьими. Вряд ли девочка с радостью будет играть в стратегию с Черепашками Ниндзя, а мальчик увлечется приключениями диснеевских принцесс.
  5. Дизайн игры. Настольные наборы для малышей 4-6 лет должны быть яркими, иллюстрированными. Одним своим внешним видом они должны привлекать внимание детей.
  6. Наличие мелких деталей. Детали пазлов и мозаик, фишки и кубики все еще представляют для дошкольников определенную опасность. Конечно, в 4-6 лет малыш уже не тянет в рот все подряд. Но случаи, когда ребенок засовывает детальки в носик или ушко, очень распространенные. Поэтому родители должны постоянно контролировать игровой процесс.

Виды настольных игр: описания и примеры

Существует несколько классификаций настольных игр. Приведенные ниже наиболее применимы для детей дошкольного возраста.

По количеству участников они могут быть:

  • с возможностью самостоятельной игры (пазлы и мозаики ребенок может складывать сам, но на первых порах вмешательство родителей более чем желательно);
  • парные;
  • групповые.

По форме и содержанию выделяют следующие виды настольных игр.

1. Настольно-печатные

К таким играм относятся разнообразные тематические карточки и лото, напечатанные на плотном картоне или пластиковые. Дети очень любят играть в «Кто где живет», «Кто что ест», «Моя комната», «Мои игрушки», «В магазине» и прочие тематические игры.

Пример: настольно-печатная игра для детей от 2 лет «Профессии»

Игра представляет собой два набора карточек. На одном из них изображены представители определенных профессий: полицейский, пожарный, врач, учитель, швея, повар, прочее. На карточках из другого набора изображены символы профессий, орудия труда: пистолет с наручниками, пожарный шланг и шлем, шприц и стетоскоп, указка и глобус, швейная машина и сантиметровая лента, кастрюля и половник. Ребенку предлагается сопоставить карточки из обоих наборов. Взрослый просит назвать профессию, рассказать о ее функциях, описать предназначение того или иного рабочего инструмента.

В виде лото игра «Профессии» представляет собой игровые поля с изображениями представителей профессий и карточки с их рабочими инструментами. Игровые поля раздаются участникам. Ведущий по очереди показывает карточки. Тот, у кого на поле изображен «хозяин» инструментов, называет профессию и забирает карточку. Побеждает участник, которому первому удалось собрать инструменты для всех представителей профессий, изображенных у него на поле.

В лото «Профессии» могут играть от 3 до 6 участников.

2. Игры на выделение части и целого

К такому виду игр относятся пазлы и мозаики.

Еще в раннем детстве ребенку, наверняка, предлагали мягкие пазлы из двух-шести частей. Если у него к четырем годам достаточно навыков для их собирания, можно купить ему более сложную игру. Для дошкольного возраста пазл должен состоять из 6-24 элементов.

В комплекте обязательно должна быть картинка-образец. Наиболее популярные темы пазлов у дошкольников, это:

  • мультфильмы;
  • сказки;
  • животные и птицы;
  • природа.

Играя в мозаику из пластика или дерева, ребенок должен собрать из отдельных маленьких деталей целое изображение. Он должен быть усидчивым и аккуратным чтобы научится видеть конечный результат и достигать его последовательно.

Пример: мозаика «Пчелка»

Игра представляет собой решетчатую конструкцию из пластика и детали-гвоздики. Обычно, они представлены в 5-6 цветах. Количество деталей – от 54 до 108. Продевая гвоздики через решетку, ребенок должен собрать картинку.

Малышу 4-5 лет родители могут предложить выложить из мозаики круг, треугольник, квадрат, цветок, солнышко или какие-либо другие простые рисунки. Он может попробовать воспроизвести то, что изображено на картинке-примере, прилагаемой к игре.

Старшие дошкольники уже могут фантазировать и пытаться сложить тот рисунок, который родился у них в воображении.

3. Настольные игры-бродилки

Эти простые и увлекательные игры для дошкольников учат малышей соблюдать правила.

Обычно, в комплект входит игровое поле с пронумерованной «дорожкой», фишки, кубики, иногда фигурки героев или карточки. Поле многих современных бродилок объемное, со световыми и звуковыми сюжетами.

В основе игры – приключенческий сюжет или квест.

Игроки по очереди бросают кубики и ходят фишками по «дорожке». Некоторые ее ячейки могут быть другого цвета, с изображением каких-либо символов. По правилам игры они могут иметь особое значение: встав на ячейку, игрок получает право на дополнительных ход, пропускает ход, прочее.

Пример: бродилка «Свинка Пеппа»

Игровое поле – это маленький мир мультяшной свинки Пеппы. На нем изображены ее дом, дом Бабушки Свинки и Дедушки Свина, детский сад Пеппы, детская площадка, любимые героями мультфильма грязные лужи.

Играющим выдаются фишки (их можно заменить фигурками героев мультсериала, тогда игра станет еще интереснее). Задача – добраться из дома Пеппы в детский сад.

Игровые ячейки окрашены в четыре цвета:

  • желтые – нейтральные поля;
  • синие – ход придется пропустить;
  • зеленые – игрок делает дополнительный ход;
  • красные – игрок бросает кубик и делает соответствующее количество шагов назад.

4. Игры на классификацию, ассоциацию и развитие образного мышления

К таким, в первую очередь, относятся домино. Обычно, предназначенные для дошкольников, они имеют тематическую направленность: времена года, животный мир, транспорт, овощи и фрукты, предметы одежды, прочее.

Также оно может быть похоже на взрослое, с дырочками от 1 до 6 и полем «пусто». С помощью такого можно учить малышей счету.

Детское домино может быть деревянным, пластиковым, картонным или мягким.

Пример: домино «Кто где живет»

Домино украшают изображения животных и их жилищ (пчела – улей, медведь – берлога, курица – курятник, так далее).
Фишки раздаются поровну всем участникам.
Если игроков мало, им раздаются 5-6 фишек, остальные кладутся в банк. По мере того, как участники кладут фишки, они могут брать себе новые.
По жребию первый игрок выкладывает на стол любую фишку.
Задача остальных игроков – в порядке очереди добавлять фишки так, чтобы животные нашли свои домики.
Доставлять фишки можно с обоих концов.
Побеждает тот, кто первым избавляется от своих фишек.

Видео

Настольно-печатные игры

(старший дошкольный возраст)

1. «Развивающее лото» (Геометрические фигуры)

Цель: закрепляет знания о геометрических фигурах и цветах, развивает внимание, восприятие, логического мышления.

2. «Правила этикета»

Цель:

Формирование культуры поведения и общения детей

Знакомство с правилами этикета,

Формирование навыков культурного поведения у детей в разнообразных жизненных ситуациях,

Развитие у детей навыков общения с окружающими их людьми,

Воспитание у детей нравственных качеств, необходимых в обществе,

Способствовать развитию речи: говорить правильно, точно и красиво, обогащать словарный запас,

Развивать внимание и память.

3. «Магнитная мозаика. Ежик»

Цель: мозаика представляет собой набор элементов различных форм и цветов, сочетающихся между собой и позволяющих создать практически любое изображение. Используя детали игры дети могут создавать свои собственные шедевры на предложенной магнитной доске в наборе имеется 5 цветов, 220 элементов.

Настольно-печатные игры

(старший дошкольный возраст)

7. «Цифры»

Эта обучающая и развивающая игра посвящена очень важной теме – порядковому счету от 1 до 10. В занимательной игровой форме малыши научатся сопоставлять цифру с количеством объектов на картинке, а также потренируют произвольное внимание и мелкую моторику пальцев рук. Материалы игры можно использовать, как для ознакомления детей с темой, так и для проверки знаний по ней.

Набор состоит из 10 больших сборных карточек-блоков. Каждый блок в свою очередь состоит из пяти фигурных карточек, снабженных пазловыми замками. На центральной карточке каждого блока изображена цифра и соответствующее ей количество надувных шаров, а на 4 угловых карточках – по столько же героев или предметов.

8. «Снежная королева»

Цель: вместе с героями сказки дети будут перемещаться по игровому полю и попадать в различные ситуации сказочного сюжета.

Игра развивает произвольное внимание, логику, зрительное восприятие и память. Увлекательная игра по мотивам известной сказки "Снежна Королева".

Настольно-печатные игры

(старший дошкольный возраст)

11. "Шиворот-навыворот",

Эта игра поможет детям подбирать противоположные по смыслу слова к часто встречающимся в повседневной жизни понятиям, явлениям и свойствам.
Игра "Шиворот-навыворот" направлена на развитие логики и умение анализировать.
Она включает 5 вариантов игр разного уровня сложности.
Детям интересно будет играть в "Прятки", а также понравится отыскивать среди картинок отгадки к загадкам. Варианты игры "Скажи наоборот", "Цепочка" и "Викторина" помогут детям научиться аргументировать свой выбор и пополнят словарный запас ребенка.
Игры предназначены для групповых и индивидуальных занятий. Проводит их ведущий - в период обучения взрослый, а затем кто-нибудь из детей.
Так же игра направлена на развитие внимания, памяти, наглядно-образного и словесно-логического мышления ребенка. Формируют навыки анализа, сравнения, классификации, а также умение выделять существенные связи между предметами и явлениями.

Настольно-печатные игры

(старший дошкольный возраст)

15. «Любимые сказки»

Цель: этой игры состоит в том, чтобы учить ребенка правильно составлять предложения, тексты, а также делать пересказ знакомого текста. Дополнительно игра развивает внимание, наблюдательность, тренирует память. Благодаря простым правилам и красочным картинкам, обучение становится игрой, приносящей удовольствие.

16. «Эмоции»

Цель: закрепление умения различать чувства;

Закрепление мимических навыков;

Повышение у детей уверенности в себе;

Формировать навыки саморегуляции.

17. «Зоологическое лото»

Цель: закрепить название животных, особенности внешнего вида животных.

Развивать внимание, наблюдательность, быстроту реакции.

18. Лото «Растения, животные»

Цель : игра знакомит с животным и растительным миром нашей планеты, расширяет кругозор, учит выделять общий признак предметов и группировать по признаку. ЛОТО позволяет моделировать множество различных игровых ситуаций. В процессе игры развивается логическое мышление, наблюдательность, внимание, память, совершенствуется мелкая моторика руки.

В настоящее время большое значение приобретает проблема умственного воспитания детей дошкольного возраста, основой которого является сенсорное воспитание. Идет обновление знаний во всех областях, растет поток информации, которую ребенок должен быстро усвоить и с пользой для себя использовать.

Важность сенсорного воспитания определяется тем, что познание окружающей действительности основывается, прежде всего, на ощущении и восприятии. Человек узнает об окружающих предметах и явлениях при помощи зрения, осязания, слуха и т.п., и лишь на этой основе могут в дальнейшем возникнуть более сложные самостоятельные процессы такие как память, воображение, мышление. Значение сенсорного развития ребенка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду. Я считаю, что в современных условиях научные достижения должны использоваться более активно. А использование дидактических игр, упражнений, заданий станет более эффективным средством формирования сенсомоторной сферы дошкольников.

Выдающие зарубежные учёные в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли), а также известные представители отечественной дошкольной психологии и педагогики (Е.И. Тихеева, А.В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П. Сакулина и другие) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Сенсорное воспитание - это целенаправленное развитие ощущений и восприятий. Слово “сенсорный” происходит от латинского слова “sensus” - “чувство”, “ощущение”, “восприятие”. Сенсорное воспитание направлено на то, чтобы научить детей точно, полно и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве, высоту звуков и т.п.). Оно направлено на то, чтобы научить детей точно и полно воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве и т.п.).

Значение сенсорного воспитания хорошо понимали видные представители дошкольной педагогики: Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, Е. И.Тихеева и другие. Для детей создавались разнообразные игры и упражнения, направленные на совершенствование зрения, слуха, осязания. Среди них было немало удачных находок, но их авторы не знали подлинных закономерностей развития восприятия у детей и поэтому не смогли разработать содержание и методы сенсорного воспитания, соответствующие этим закономерностям. Были созданы системы, в основу которых положены современные педагогические и психологические знания о сенсорном воспитании и развитие ребенка, о месте дидактических игр и упражнений в общем процессе сенсорного воспитания. Применение системы будет успешно только в том случае, если воспитатель достаточно глубоко усвоит принципы подбора и усложнения заданий, поймет особенности их связи друг с другом. Для этого необходимо познакомиться с основными положениями теории сенсорного воспитания дошкольников, разработанной советскими учеными, и с тем, как эта теория, была использована при подборе, разработке и систематизации игр и упражнений.

Ознакомление с этими свойствами составляет основное содержание сенсорного воспитания в детском саду, так как именно форма, величина и цвет имеют определяющее значение для формирования зрительных представлений о предметах и явлениях действительности. Правильное восприятие формы, величины, цвета необходимо для успешного усвоения многих учебных предметов в школе, от него зависит и формирование способностей у детей ко многим видам творческой деятельности.

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Он знакомится и с произведениями искусства – музыкой, живописью, скульптурой. Малыша окружает природа со всеми ее сенсорными признаками – многообразием цветов, запахами, звуками. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным, а ведь ощущения и восприятие поддаются развитию, совершенствованию, особенно в период дошкольного детства. Здесь-то и приходит на помощь сенсорное воспитание – последовательное планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой.

Роль дидактических игр в сенсорном воспитании очень велика - они помогают ребенку узнать, как устроен окружающий мир и расширить его кругозор.

В дидактической игре формируется умение подчиниться правилам, т.к. от точности соблюдения правил зависит успех игры. В результате игры оказывают влияние на формирование произвольного поведения, организованности.

По характеру используемого материала дидактические игры условно делятся на игры с предметами, настольно-печатные игры и словесные игры.

Предметные игры – это игры с народной дидактической игрушкой, мозаикой, природным материалом. Основные игровые действия с ними: нанизывание, выкладывание, катание, собирание целого из частей и т.д. Эти игры развивают цвета, величины, формы.

Настольно–печатные игры направлены на уточнение представлений об окружающем, стимулирование знаний, развитие мыслительных процессов и операций (анализ, синтез, обобщение, классификацию и др.)

Настольно печатные игры разделены на несколько видов: парные картинки, лото, домино, разрезные картинки и складные кубики, игры типа «Лабиринт» для старших дошкольников.

Словесные игры. В эту группу входит большое количество народных игр типа «Краски», «Молчок», «Черное и белое» и др. Игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь.

Структура дидактической игры, ее задачи, игровые правила, и игровые действия объективно содержат в себе возможность развития многих качеств социальной активности.

Одним из элементов игры является дидактическая задача, которая определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Вторым элементом является содержание. Успешность игры – в ее результативности, поэтому подготовка к игре – это уточнение имеющегося багажа знаний и умений ребенка или формирование их. Третьим элементом игры являются правила. Они определяют характер и способ игровых действий, организуют и направляют поведение детей. Четвертый элемент - игровые действия, поступки, которые совершает каждый участник игры для достижения результата. Они активизируют интерес к дидактической игре. Пятый элемент дидактической игры – результат. Показатель уровня достижения детей в усвоении знаний, и развитие умственной деятельности, взаимоотношений.

С одной стороны, дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка, а с другой – игра является основным видом самостоятельной деятельности детей. Она способствует развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения. Но ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровое действие, добиться результата, выиграть. Однако, если участник игры не овладеет знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия. Дидактические игры с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания, поэтому отличительной особенностью их является возможность обучать маленьких детей посредством активной интересной для них деятельности. Практика использования дидактических игр с сенсорным содержанием показала, что наиболее интенсивно происходит сенсорное развитие детей дошкольного возраста при условии, что проводить их следует не от случая к случаю, а в определенной системе, в тесной связи с общим ходом сенсорного обучения и воспитания младших дошкольников.

Дидактические игры по сенсорному воспитанию дают возможность проследить процесс сенсорного развития детей дошкольного возраста, оценить эффективность применяемых средств сенсорного воспитания и в случае необходимости привлечь новые.

Игра – это «поиск и открытие», игра – это радость, путь детей к мечте.


Значение настольных игр

Настольная игра сегодня у многих ассоциируется с интересным времяпрепровождением в кругу семьи или друзей. Это особые эмоции, впечатления и масса позитива. Кто - то может сказать, что в принципе, настольные игры как таковой пользы или смысловой нагрузки не несут совершенно. Но на самом деле это не так. Играть в настольные игры полезно как для взрослых, так и для детей.

Рожденные в СССР;)

Сегодня люди, рожденные в период СССР, отлично помнят те интересные развлечения, которые присутствовали в их детстве. Тогда никто не знал и не слышал о мобильном телефоне, компьютере, интернете. Тогда друзей звали на улицу, громко крича под окнами, а не отправляя сообщения и эмейлы. Тогда, как это ни странно, все было настоящим, интересным, жизненным, а главное присутствовало личное человеческое общение. Одним из популярных развлечений были настольные игры. И не зря они всегда оставались востребованными в разных формах на протяжении не одного столетия. Значение настольных игр более глубокое, чем простое развлечение, как для взрослых, так и для детей.

Развлечение для всей семьи!

Если вы избрали настольные игры семейным развлечением, то это непременно сплотит ваши отношения. Во время игры вы можете общаться на различные темы и даже решать взаимные проблемы. Этот процесс сплачивает детей и родителей, дает им шанс лучше понять друг друга. Для детей такой контакт очень важен. Они понимают, что родители - это их друзья, которым можно доверять, ведь у них естьобщие интересы и увлечения. Даже если вы считаете, что настольная игра - это детская забава. То в процессе вы непременно увлечетесь и поймете, что это прекрасная возможность отлично провести время с родными и любимыми людьми.

Чему же учат, и что развивают настольные игры?

Также направлены на то, что бы развивать такие необходимые в нашей жизни качества: логическое мышление, умение предвидеть ситуацию, находить выход из сложного положения. Для детей значение настольных игр и того больше. Они развивают у них память, внимательность, учат делиться, находить взаимопонимание с другими игроками, решать возникающие конфликты и не уходить от проблем. В дальнейшей жизни такое социальное воспитание возымеет свое действие, ведь дети будут обладать необходимыми навыками. Кроме того, именно настольные игры научат как детей, так и взрослых проигрывать, а также достойно принимать поражение. В жизни бывают различные ситуации, и не всегда победа оказывается на нашей стороне. Но важно научится относиться к этому моменту правильно, и тогда можно будет двигаться дальше, усвоив полученные уроки.