Что такое сервитут земельного участка? Сервитут: что это такое, виды и назначение.

Законодательством нашей страны предусмотрено несколько собственными, а иногда и чужими землевладениями. Чтобы разобраться в данном вопросе, необходимо более подробно изучить понятие земельного сервитута.

Понятие сервитута представляет собой право, ограничивающее возможность эксплуатации чужого землевладения. Как правило, его устанавливают при возникновении у третьих лиц необходимости использовать участок. Накладывается ограничение лишь при наличии серьезных оснований.

Законный владелец в таком случае не утрачивает своих правомочий на такое имущество, а только в некоторой части ограничивается в возможности эксплуатации обремененной части принадлежащей земли. Осуществлять распоряжение своей недвижимостью в таком случае владелец может. Под распоряжением понимается право продажи, дарения, передачи в аренду и совершение прочих законных сделок.

В качестве примера по установлению сервитута можно привести ситуацию, когда через территорию определенного землевладения обеспечивается доступ населения к водоему, ввиду отсутствия других путей к водному пространству. На земле при этом отводится часть, обеспечивающая проход. Со стороны собственника могут быть заявлены требования об ограничении прохода по его земле, но лишь в четко установленное время.

Следующий пример состоит в проведении линии электропередач, которые необходимы для использования населением, в том числе и владельцем земли, в отношении которой устанавливается обременение. ЛЭП подлежит обязательной фиксации на кадастровой карте.

Виды земельного сервитута

Согласно статье 23 Земельного кодекса РФ, виды сервитутов подразделяются на:

  • частные;
  • публичные.

Установление частного сервитута является итогом оформленного договора между собственником землевладения и лицом, заявляющим требование об ограничении правомочий по использованию данной территории. Наложение такого вида сервитута возможно как по взаимному согласию сторон, так и посредством судебного разбирательства.

Наложение публичного сервитута чаще всего возможно в случае обеспечения интересов определенной части жителей данной территории в целях разрешения проблем, имеющих общественное значение, согласно положениям действующих правовых актов. Как правило, установление публичного сервитута инициируется непосредственно органами власти.

Как устанавливается сервитут на земельный участок

Процедура наложения земельных сервитутов и их снятия, устанавливается нормами Гражданского кодекса РФ и соответствующими положениями действующего сегодня Земельного кодекса РФ.

Наделение землевладения сервитутом возможно в следующих случаях:

  • на основании соглашения между собственником конкретной территории и лицом, заинтересованным в наложении обременения;
  • на основании судебного акта, вынесенного по заявлению лица, заявившего требование об установлении сервитута (в соответствии с пунктом 3 статьи 274 Гражданского кодекса РФ).

Чтобы установить сервитут на землевладение через суд, в качестве главного основания выступает наличие конфликта между собственниками недвижимости, ввиду которого разрешение возникшего вопроса добровольным способом невозможно.

Кроме того, основанием для установления сервитута может выступать вывод судебного органа о том, что удовлетворить притязания заявителя другим путем, кроме наложения земельного сервитута, не представляется возможным.

Ходатайствовать о наложении ограничения на участок вправе землевладелец. Также он правомочен заявить требование о пожизненном выполнении указанного условия. Субъекты, не являющиеся собственниками данного имущества, не могут просить о наложении сервитута.

Тем не менее в случае аренды земельного участка, законодателем обеспечивается право арендатора на осуществление проезда, прохода и прочих действий по эксплуатации такого объекта, если другого варианта нет.

Чтобы наложить сервитут посредством заключения соглашения, подготовьте пакет документации, состоящий из:

  • надлежащим образом оформленных заявлений участников процедуры;
  • документа, подтверждающего факт уплаты госпошлины;
  • документов, удостоверяющих личности сторон;
  • правоустанавливающих и правоподтверждающих бумаг на землю;
  • кадастрового паспорта.

Любые правомочия в отношении земли, установленные главой 4 Земельного кодекса РФ, должны быть зарегистрированы уполномоченными органами. Это распространяется и на земельные сервитуты.

Процедура государственной регистрации сервитутов осуществляется в ЕГРН. В качестве основания для ее проведения выступает заявление правообладателя или лица, в пользу которого установлен сервитут, при наличии у такого лица соответствующего документа о наложении ограничения.

Действие сервитута начинается с того дня, когда он был зарегистрирован. Не забывайте об обязательности проведения общественных слушаний перед наложением сервитута на земельный участок.

Наложение сервитута на земельный участок в судебном порядке

Требуйте наложения земельного сервитута через суд в следующих ситуациях:

  • при невозможности свободного передвижения по территории;
  • при необходимости выполнения ремонтных работ, мероприятий по проведения различных коммуникаций;
  • при отсутствии возможности обеспечения водой;
  • при необходимости сенокошения и выпаса домашнего скота.

Помимо вышеперечисленного, для требования о наложении сервитута необходимо использование землевладения по праву пожизненного пользования объектом. Например, при эксплуатации земли по краткосрочному договору аренды, предъявлять требования о назначении сервитута невозможно.

В таких обстоятельствах, в судебном процессе необходимо подтвердить следующие моменты:

  • невозможность пользоваться своими правами без установления земельного сервитута (к примеру, когда лицо не может установить к своему жилью газопровод, не используя соседнего владения);
  • наличие конфликтной ситуации относительно сервитута с владельцем конкретной территории, которая не позволяет заключить соглашение об установлении сервитута на участок (собственник недвижимости не согласен заключить договор по взаимной договоренности).

Как правило, истец не должен представлять доказательства того, что землевладелец препятствует использованию участка (например, установил ограждение территории, не допускает к земле и прочее), так как нарушение землевладельцем правомочий заинтересованного лица, ходатайствующего о сервитуте, не причислено к предмету доказыванию по спорам относительно установления таких ограничений.

Имейте в виду, что сервитут и процесс ограниченного землепользования должны характеризоваться минимальными неудобствами и ограничениями для законного владельца имущества, находящегося под сервитутом, в связи с чем в судебном процессе будет выясняться порядок эксплуатации участка. При этом государственный орган должен принимать во внимание принцип разумного соотношения прав и интересов участников дела.

Таким образом, судебным решением сервитут устанавливается так, чтобы ограничение в использовании земли порождало минимальные неудобства для собственника конкретного землевладения и обеспечивало удовлетворение только реальных потребностей заявителя.

Например, в случае, если необходимо провести коммуникации, в пользование истца будет выделена только определенная часть землевладения, которую можно эксплуатировать только для установки необходимого оборудования.

После изложения сторонами своей позиции, суд самостоятельно определяет должные условия устанавливаемого сервитута, например, путь проезда владельцев смежных территорий, сумму оплаты, период действия сервитута.

Государственная регистрация сервитута

Налагаемый сервитут наделяется юридической силой лишь после проведения государственной регистрации. С этой целью они заносятся в ЕГРН. В отношении прекращения таких соглашений применяется тот же порядок, что и при наложении.

Для регистрации сервитута, подготовьте комплект бумаг, состоящий из:

  • заявления, заполненного по установленному образцу, написанного землевладельцем, с просьбой зарегистрировать сервитут. Кроме того, такой документ может подать представитель (при публичном сервитуте, указанное заявление представляет государственный орган);
  • квитанции об уплате предусмотренной налоговым законодательством госпошлины;
  • общегражданского паспорта заявителя;
  • подписанного сторонами договора об установлении сервитута;
  • правоустанавливающих и правоутверждающих документов на землевладение;
  • документации на организацию (при участии в процедуре юридического лица);
  • кадастрового плана на землю (необходим, если сервитут установлен лишь на часть землевладения, если он действует в отношении всей территории — данный документ не требуется).

Сдать документы на регистрацию может любой участник соглашения.

Сумма госпошлины за осуществление процедуры устанавливается статьей 333.33 Налогового кодекса РФ, и составляет:

  • для граждан — 1500 рублей;
  • для организаций — 6000 рублей.

В срок, составляющий от 14 до 18 дней со дня предъявления необходимых бумаг, в ЕГРН фиксируется запись о наличии земельного сервитута. Запись содержит информацию о виде установленного обременения и продолжительности его действия.

Выписка из ЕГРН на такой объект недвижимости будет отображать сведения о наличии обременения в виде земельного сервитута.

Помимо Росреестра, сдать бумаги на регистрацию можно через многофункциональный центр. Однако при этом процедура завершиться приблизительно через месяц. Это объясняется необходимостью перенаправления документации в уполномоченный орган. МФЦ выступает лишь в качестве принимающей организации. Если же комплект документов окажется неполным, потребуется дополнительное время на устранение обнаруженных недостатков.

Срок действия самого сервитута устанавливается по усмотрению участников договора.

В случае принятия решения об обременении земли сервитутом по обоюдной договоренности, заключить договор можно за один день.

При назначении платы за наложение сервитута, некоторое время понадобиться на осуществление мероприятий по оценке имущества и исчисления суммы платежей. Если сервитут налагается на основании судебного решения, то время окончания разбирательства зависит от оперативности представления истцом необходимых доказательств.

Плата за земельный сервитут

Оплата частных и публичных сервитутов различна. Сумма и порядок платежей за установленный сервитут предусматривается в тексте договора, заключаемого землевладельцем конкретного участка и заинтересованным в обременении территории лицом. Также размер платежей может определить суд, на основании поданного иска.

При наличии на территории публичного сервитута, землевладелец вправе потребовать соразмерную оплату от государства или муниципалитета, в зависимости от того, кем из них наложен сервитут. Необходимость производить оплату возможна лишь тогда, когда обременение создает значительные затруднения в эксплуатации собственником принадлежащего участка. Земельным законодательством установлено, что размер оплаты публичного сервитута может предусматриваться в том же правовом акте, которым указанное обременение было наложено.

Срок действия сервитута на участок

Статья 23 Земельного кодекса РФ предусматривает, что сервитуты могут различаться по продолжительности действия: они могут быть срочными (ограниченными в действии) и постоянными.

Если определенные факторы, ввиду которых был наложен земельный сервитут, прекратили свое существование, сервитут подлежит снятию. К примеру, устанавливается возможность пересечения конкретного землевладения во время строительства дороги. После того, как указанные работы завершены, обременение полежит снятию.

Действие постоянного сервитута не ограничивается какими-либо временными рамками. Его может отменить наложивший такое обременение орган либо суд.

Каков порядок прекращения сервитута?

Сервитут на землю прекращает действовать при окончании его срока. Возможно снятие его через суд. Для этого с надлежащим иском должен обратиться сам землевладелец.

Окончание действия сервитута подлежит оформлению в органах Росреестра, таким образом происходит снятие обременения с принадлежащего участка.

Установление земельного сервитута допускается лишь при наличии серьезных причин. Его наложение возможно как по соглашению сторон, так и на основании соответствующего судебного акта.

При этом собственник землевладения сохраняет свои правомочия на принадлежащий объект недвижимости даже при установлении земельного сервитута.

1. Сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством, а в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, с учетом особенностей, предусмотренных главой V.3 настоящего Кодекса.

2. Сервитут может быть установлен решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков (публичный сервитут).

3. Публичный сервитут устанавливается в соответствии с настоящим Кодексом. К правоотношениям, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением действия публичного сервитута, положения Гражданского кодекса Российской Федерации о сервитуте и положения главы V.3 настоящего Кодекса не применяются.

4. Публичный сервитут может устанавливаться для:

1) прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе;

2) размещения на земельном участке межевых знаков, геодезических пунктов государственных геодезических сетей, гравиметрических пунктов, нивелирных пунктов и подъездов к ним;

3) проведения дренажных работ на земельном участке;

4) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя;

5) прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;

6) сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;

7) использования земельного участка в целях охоты, рыболовства, аквакультуры (рыбоводства);

5. Публичный сервитут может быть установлен в отношении одного или нескольких земельных участков и (или) земель.

Обременение земельного участка сервитутом, публичным сервитутом не лишает правообладателя такого земельного участка прав владения, пользования и (или) распоряжения таким земельным участком.

6. Переход прав на земельный участок, обремененный публичным сервитутом, предоставление обремененного публичным сервитутом земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданам или юридическим лицам не являются основанием для прекращения публичного сервитута и (или) изменения условий его осуществления.

7. Срок сервитута определяется по соглашению сторон. Срок сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, определяется с учетом ограничений, предусмотренных пунктом 4 статьи 39.24 настоящего Кодекса.

Срок публичного сервитута определяется решением о его установлении.

Срок сервитута, срок публичного сервитута в отношении земельного участка, расположенного в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, не может превышать срок резервирования таких земель.

8. Сервитут, публичный сервитут должны устанавливаться и осуществляться на условиях, наименее обременительных для использования земельного участка в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием.

9. Установление сервитута, публичного сервитута применительно к землям и земельным участкам из состава земель сельскохозяйственного назначения осуществляется с учетом требований об обеспечении рационального использования земель.

10. В случае, если размещение объекта, указанного в подпункте 1 статьи 39.37 настоящего Кодекса, на земельном участке приведет к невозможности использовать земельный участок в соответствии с его разрешенным использованием или существенным затруднениям в его использовании в течение срока, превышающего срок, предусмотренный подпунктом 4 пункта 1 статьи 39.44 настоящего Кодекса, размещение указанного сооружения на земельном участке, принадлежащем гражданину или юридическому лицу, на условиях публичного сервитута не осуществляется. В данном случае размещение указанного сооружения может быть осуществлено после изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд при соблюдении условий, предусмотренных и 56.3 настоящего Кодекса.

11. Деятельность, для обеспечения которой устанавливаются сервитут, публичный сервитут, может осуществляться на земельном участке независимо от его целевого назначения и разрешенного использования, за исключением случаев, если осуществление данной деятельности не допускается в границах определенных зон, земель и территорий в соответствии с их режимом.

12. Правообладатель земельного участка, обремененного сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или федеральным законом.

13. В случае, когда установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его правообладатель вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших публичный сервитут, соразмерную плату, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом .

14. Лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута, могут осуществлять защиту своих прав в судебном порядке.

15. Отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений о зарегистрированных правах на обременяемые публичным сервитутом земельные участки и (или) о координатах характерных точек границ таких земельных участков, наличие споров о правах на такие земельные участки не являются препятствием для установления публичного сервитута.

16. Наличие на земельном участке обременения не является препятствием для установления публичного сервитута в отношении такого земельного участка, за исключением случаев, если ранее установленные ограничения прав на земельный участок, публичный сервитут не допускают осуществление деятельности, для обеспечения которой устанавливается публичный сервитут.

17. Сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Право на собственность после регистрации прав собственника в Государственном Реестре считается неоспоримым фактом, если сделка между сторонами прошла без нарушений законодательства. Купив квартиру или загородный дом вместе с земельным участком, человек обычно уверен, что его покой собственника останется незыблемым. Но существуют сюрпризы земельного законодательства, одним из которых является сервитут на земельный участок.

Сервитут на земельный участок — что это такое?

В сделках с недвижимостью обычно принимают две стороны, которые юридически оформляют переход прав собственности от одного человека к другому.

Но к собственности земельной иногда имеют причастие и третьи лица, для которых гражданский и земельный кодексы устанавливают право ограниченного владения на землю в виде сервитута.

Дадим определение простым языком, что такое сервитут, и когда его могут наложить.

Земля ваша — недра и коровы наши

Простой пример. Вы купили землю и построили дом, но неожиданно выяснилось, что на вашем огороде, возможно, есть нефть или обнаружены древние скифские захоронения. А так как недра и исторические объекты — это государственное народное достояние, на участок будет немедленно наложен сервитут, приедут археологи и геологи. Нет, дом и участок никто не отнимет, но жить придется долго в атмосфере громкой и суетной.

Рассмотренный случай, конечно, редкость, но вот более прозаические примеры.

  • Купили дом с землёй, огородили участок, но оказывается, селяне исконно проводили через него коров на пастбище и просят сохранить для них это право.
  • При разделе участка нечаянно «заехали» на чужую землю, и соседи требуют провести размежевание.
  • Через вашу землю решили провести газопровод, участок дороги, канализацию и т. д.
  • Кто-то захотел поохотиться в вашем лесу или половить рыбку в вашем пруду.

При появлении оснований заинтересованная сторона, в роли которой может выступить как государство, так и частные лица, имеет право инициировать своё право на сервитут в судебном порядке.


Сервитут как форма обременения

С термином обременения мы уже сталкивались: например, при покупке ипотеки владелец входит в полное право собственника после снятия обременения, в роли которого выступает непогашенный кредит. Такое же обременение для хозяина земельного накладывает сервитут, давая третьим лицам право проводить на земельном участке какие-то работы, проезжать в транспорте, прогонять скот и т. д.

  • Обладатель сервитута — это лицо, имеющее право ограниченного пользования землей.
  • Собственник не утрачивает своего права на землю и по-прежнему может её продать, подарить, арендовать, но только с существующим обременением.
  • Но фактически владелец участка тоже ограничивается, так как может получить убытки из-за обременения в виде прямых потерь или недополученной прибыли, а также в виде физических и моральных страданий.
  • За нанесённый ущерб земельный собственник имеет право потребовать компенсацию.
  • Размер потерь обычно определяется заранее и входит в оценку сервитута.
  • Сервитут, как и землю, регистрируют в Росреестре, с обязательным указанием границ на кадастровом техническом плане.

Законодательная основа

Наложение сервитута регулируется статьями земельного, гражданского и налогового кодексов:

  • Ст. 23 ЗК вводит понятия и цели сервитута:
    • частного и публичного;
    • городского и сельского;
    • водного /лесного;
    • срочного и постоянного.
  • Ст. 274 ГК определяет, в каких случаях устанавливается сервитут, порядок установки и оплату земельного обременения.
  • Ст. 333.33 , п. 31, НК — размер государственной пошлины.

Внимание: право на сервитут, в особенности, частный — не бесплатное.


Виды и цели сервитута

  • Частный сервитут земельного участка заключается как добровольное соглашение между частными лицами или в судебном порядке.
  • Публичный сервитут накладывается законодательным путём: например, правительство решило строить новую ветку метро через частные земельные участки, действуя в интересах населения и приняв решение после публичных дебатов, обсуждений и слушаний.
  • Городской сервитут даёт разрешение или запрет: например, запрещается возводить постройку во дворе, так как она загромождает территорию; даётся разрешение на пристройку мансарды наверху, соединение двух зданий и т. д.
  • Сельский — на использование части территории для строительства колодцев, водопроводов, канализаций и др. с/х коммуникаций, в качестве дороги для проезда транспорта или прогона скота, перенесения границы земельных участков и т. д.
  • Водный и лесной разрешает пользование ресурсами (например, разрешается рыбачить, поить скот, охотиться).
  • Срочный сервитут накладывается на определенное время, по истечению которого бремя снимается.
  • Постоянный сервитут — этот вид обременения накладывается навсегда (например, проложили дорогу/газопровод).

Цели обременения:

  • строительство линейных объектов (газопроводы, дороги, линии связи, дорожные знаки);
  • геодезические, ирригационные работы;
  • разработка недр, раскопки, исследования;
  • устройство проходов животных к водопою и проездов для транспорта в сельской местности;
  • размежевание соседских участков;
  • разрешение на охоту и рыбалку в частных лесных угодьях и водоёмах.

Как оформить сервитут

Инициативной стороной всегда выступают те, кто хочет установить сервитут. Первоначально этим лицам (как частным, так и государственным органам) необходимо обратиться к владельцу земельного участка.

Есть три способа оформления земельного обременения:

  • Первый (самый простой) — на основе добровольного соглашения: в этом случае можно сразу (самостоятельно или при помощи профессиональных юристов) составить договор на сервитут и зарегистрировать его в Росреестре.
  • Второй способ конфликтный — через суд:
    • заинтересованное лицо, получив отказ от собственника, обращается с претензией в органы муниципальной власти;
    • рассмотрев жалобу, администрация со своей резолюцией перенаправляет дело в суд;
    • судебные органы выносят положительное или отрицательное решение;
    • если на сервитут дано добро, он регистрируется в Росреестра и с этого момента считается установленным.
  • Третий способ законодательный: государство сказало «надо», провело опросы населения, подготовило законодательные акты и нормативы — и сервитут на землю наложен, только и в этом случае должны быть оформлены регистрация и подробный кадастровый план, демонстрирующий границы участка с обременением.


Документы для регистрации сервитута

Обременение регистрируется на основании следующих документов:

  • паспорта сторон;
  • заявление лица-инициатора;
  • свидетельство права собственности на участок;
  • добровольное соглашение сторон или принудительное постановление суда: в них указывается основание и цели обременения, сроки, оценка сервитута;
  • кадастровый паспорт с границами участка ограниченного пользования;
  • документ, подтверждающий уплату пошлины.

Материальная сторона: оценка, пошлина и компенсация

Так как владелец участка неизбежно терпит обременение, свои возможные потери от невозможности пользоваться землёй в полной мере, он заранее оценивает и указывает в договоре.

В оценку входят:

  • издержки, понесенные от обременения (например, потеря части строений или оборудования);
  • уменьшение ожидаемой прибыли (размер участка уменьшился, а значит меньшей будет выгода);
  • убыток в сделке из-за обременения (владелец вынужден продать землю дешевле).

Полноценная оценка возможна при частном сервитуте — при публичном сервитуте вопрос остается сложным: например, если дело государственной важности, владельцу участка вряд ли заплатят деньги, но могут предоставить другой земельный участок.

Размеры государственной пошлины устанавливаются:

  • 3000 руб. для физических лиц;
  • 6000 — юридических лиц и организаций.

Компенсация за материальный и моральный ущерб выплачивается собственнику, который сумел доказать, что условия сервитута были нарушены, и потери от обременения оказались больше.


А можно ли без сервитута, и как снять эту кабалу?

Ограничивает право собственника возможность наложения сервитута по решению суда на его земельный участок по инициативе других лиц или государства.

По закону сервитут можно установить на любой земельный участок (при наличии оснований), так как земля по сути — государственное достояние, и право собственности на ней достаточно условно.

Спасает то, что в большинстве случаев людям редко приходится сталкиваться с земельным бременем в течение всей своей жизни в своём загородном доме.

Но что делать, если собственник не согласен с решением суда установить сервитут или понёс убытки, превышающие сумму, указанную в оценке?

Сервитут – это право ограниченного пользования чужим земельным участком. Законом установлены два вида сервитута – частный и публичный. Сервитут может быть срочным или постоянным. Осуществление сервитута должно быть наименее обременительным.

Частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством.

Собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка предоставления права ограниченного пользования соседним участком. Сервитут устанавливается для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, других нужд, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

Сервитут может быть установлен также в интересах и по требованию лица, которому участок предоставлен на праве пожизненного наследуемого владения или праве постоянного (бессрочного) пользования. Обременение участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком.

Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка. При недостижении соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута. Собственник участка вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату.

По требованию собственника участка сервитут может быть прекращен ввиду отпадения оснований, по которым он был установлен. Когда участок в результате обременения сервитутом не может использоваться по целевому назначению, собственник вправе требовать по суду прекращения сервитута.

Публичный сервитут устанавливается законами или нормативными правовыми актами РФ, субъекта РФ, органов местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков.

Публичные сервитуты устанавливаются для прохода или проезда через земельный участок; в целях ремонта; размещения межевых и геодезических знаков и подъездов к ним; проведения дренажных работ; забора воды и водопоя; прогона скота; сенокоса или пастьбы скота; в целях охоты, ловли рыбы, сбора дикорастущих растений; временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ; свободного доступа к прибрежной полосе.

Если публичный сервитут приводит к невозможности использования участка, его собственник (землепользователь, землевладелец) вправе требовать изъятия, в том числе путем выкупа, участка с возмещением убытков или предоставления равноценного земельного участка с возмещением убытков.

Если публичный сервитут приводит к существенным затруднениям в использовании участка, его собственник вправе требовать соразмерную плату.

Сервитуты подлежат государственной регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимость

В федеральной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством. В государственной, муниципальной собственности могут также находиться не предоставленные в частную собственность земельные участки до разграничения государственной собственности на землю.

Право постоянного (бессрочного) пользования участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется на основании решения уполномоченного государственного или муниципального органа. Со дня введения в действие ЗК РФ земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование предоставляются только государственным и муниципальным предприятиям, учреждениям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.

Правом пожизненного наследуемого владения могут обладать только граждане. Право на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, приобретенный гражданином до введения в действие ЗК РФ, сохраняется. Предоставление земельных участков гражданам на таком праве после введения в действие ЗК РФ не допускается.

В безвозмездное срочное пользование могут предоставляться земельные участки:

    из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, органами государственной власти или органами местного самоуправления – государственным и муниципальным предприятиям, учреждениям, органам государственной власти и органам местного самоуправления на срок не более чем один год;

    из земель, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, – гражданам и юридическим лицам на основании договора;

    из земель организаций, транспорта, лесного хозяйства, лесной промышленности, охотничьих хозяйств, государственных природных заповедников и национальных парков – гражданам в виде служебного надела;

    из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, – религиозным организациям.

Частный сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка.

Публичный сервитут устанавливается законами или нормативными правовыми актами РФ, субъекта РФ, органов местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения.

Земельные участки могут быть предоставлены их собственниками в аренду по договору аренды.

Основания прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения: отказ землепользователя от принадлежащего им права на земельный участок либо в силу принудительного изъятия.

Основания прекращения аренды земельного участка. Аренда земельного участка прекращается по основаниям и в порядке, предусмотренных гражданским законодательством.

Прекращение аренды по инициативе арендодателя не допускается: в период полевых сельскохозяйственных работ; в иных установленных федеральными законами случаях.

Основания прекращения права безвозмездного срочного пользования земельным участком. Указанное право прекращается по решению лица, предоставившего земельный участок, или по соглашению сторон: по истечении срока, на который участок был предоставлен; при отказе землепользователя от принадлежащего ему права либо в силу принудительного изъятия.

Указанные права прекращаются принудительно:

    при использовании земельного участка не в соответствии с его целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель;

    использовании земельного участка способами, которые приводят к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель или значительному ухудшению экологической обстановки;

    неустранении совершенных умышленно следующих земельных правонарушений:

    отравление, загрязнение, порча или уничтожение плодородного слоя почвы;

    нарушение режима использования земель особо охраняемых природных территорий, земель природоохранного, рекреационного назначения, земель историко-культурного назначения, особо ценных земель, других земель с особыми условиями использования;

    систематическое невыполнение мероприятий по улучшению земель, охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих состояние почв;

    систематическая неуплата земельного налога;

    неиспользовании земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях;

    изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд;

    реквизиции земельного участка;

    в иных предусмотренных федеральными законами случаях.

Основания прекращения сервитута. Частный сервитут прекращается по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством. Публичный сервитут прекращается в случае отсутствия общественных нужд, для которых он был установлен.

Основаниями прекращения прав на землю также являются:

    изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд в связи с обстоятельствами в порядке и на условиях, предусмотренных федеральными законами;

    конфискация земельного участка – безвозмездное изъятие по решению суда в виде санкции за совершение преступления;

    реквизиция земельного участка – временное изъятие в целях защиты интересов граждан, общества и государства от возникающих в связи с чрезвычайными обстоятельствами угроз.

— это право ограниченного пользования чужим имуществом, участком. Обычно он устанавливается, когда требуется использование земельной территории третьими лицами. Введение ограничения происходит только при крайней необходимости.

Для определения понятия сервитута для чайников и более простого объяснения, что это такое, можно использовать в качестве примера следующую ситуацию: требуется к реке через конкретный участок, т.к. другого пути к воде нет.

На участке выделяется территория для прохода. Собственник также может выдвинуть требования по ограничению пересечения его территории только в определенное время суток, что тоже входит в понятие сервитута.

Другим примером может выступать прокладывание газопровода, которым пользоваться будут и собственники обремененных участков. На проведенный газопровод должен быть обязательно отмечен.

Кроме того, данное обременение может быть следующих типов:

  • водный;

Городской сервитут заключается на участки с построенными строениями и зданиями. Они устанавливаются либо для того, чтобы разрешить совершать какие либо действия с объектами, либо для того, чтобы запретить.

Пример городского сервитута:

  • запрет на возведения зданий большой высоты, для того чтобы не загораживать соседнюю постройку;
  • разрешение использования одного строения для подпорки другого.

Сельский сервитут может быть наложен на незастроенные или полевые наделы. Он может быть установлен для того, чтобы:

  • осуществлять прогоны скота через участки;
  • проводить канализацию;
  • осуществлять проезд через землю, находящуюся в собственности.

Водный сервитут устанавливается на возможность использования водных ресурсов, которые расположены на чужой территории. Например, для того, чтобы водить животных на водопой или проводить через участок систему водоснабжения.

Лесной сервитут похож на водный, но заключается он для того, чтобы разрешить людям ипользовать не водными ресурсами, расположенными на чужой территории, а лесным фондом.

Цели установления обременения

Цели введения обременения указаны в статье 274 ГК и статье 23 ЗК:

  1. При строительных работах.
  2. При прокладке специального оборудования.
  3. к водоемам или водопою.
  4. При ведении осушительных работ.
  5. При использовании территории для охоты или рыболовства.
  6. Для проведения изыскательских и исследовательских мероприятий.

Основания для введения

Способы установления ограничения

Сервитут может быть установлен на добровольной основе. При этом обязательно вводится соответственная чужой вещью, в частности некоторой территорией земельного надела.

Обременение может быть введено постановлением суда. В этом случае также должна быть объявлена компенсация.

Порядок введения прав


Публичное и частное обременения имеют разные методы их установления. Оформление частного ограничения на земельный участок проходит в несколько этапов:


Предстоит процедура установления сервитута на ваш земельный участок?

Или может это вы являетесь инициатором такого ограничения?

Тогда все о правах и обязанностях сторон такой сделки!

Для публичного сервитута способ его установления несколько отличается:

  1. Необходимо согласовать введение обременения с местными органами власти, для этого составляется заявление. К нему прилагается кадастровый план с указанием на нем границ сервитута.
  2. После рассмотрения местной властью данного обращения назначаются общественные слушания. Решение принимается по результатам общественного мнения.
  3. Формируется постановление о введение сервитута. В нем требуется указать:
    • границы обременения;
    • , площадь участка;
    • и категорию земли;
    • информацию о собственнике;
    • цель введения ограничений.
  4. В начинается в тот момент, когда происходит завершение срока его действия. Снять обременение можно в судебном порядке при обращении собственника участка.

    Прекращение действия сервитута требует официального оформления в Росреестре, нужно снять обременение с земли.

    Ограничение на пользование участком может быть введено только при крайней необходимости. Произойти это может при согласии собственника участка, а также при решении судебной инстанции.

    Владелец участка имеет все те же права при введении сервитута, что и были у него до этого.